Контакты

Ключ этимология. Значение слова ключ в большом современном толковом словаре русского языка. Краткий словарь по вычислительной технике, информатике и метрологии

I
Это слово в значении "источник" является по происхождению звукоподражательным и восходит к основе клюк – "звук от удара".
II
Это название устройства для запирания и отпирания является общеславянским, восходит оно к той же основе, что и клюка, восходящей в свою очередь к латинскому clavis – "ключ". Таким образом, слово ключ родственно клавиатуре.

1. м. 1) Приспособление для запирания и отпирания замка (обычно в виде металлического стержня особой формы). 2) а) Инструмент, приспособление для завинчивания или отвинчивания чего-л. б) Приспособление для приведения в действие различных механизмов. в) Орудие для натягивания струн музыкальных инструментов (арфы, фортепьяно, гуслей и т.п.). г) Приспособление для открывания, откупоривания чего-л. 3) Устройство для быстрого замыкания и разрыва цепи передатчика при телеграфной и радиотелеграфной связи. 4) а) перен. Средство для понимания чего-л., для овладения чем-л. б) Условная система знаков (букв, цифр и т.п.), на которой основан способ чтения шифрованных, древних и т.п. текстов. в) Приложение к учебному пособию, содержащее ответы к заданиям. 5) Во время военных действий - местность, пункт, высота и т.п., овладение которыми меняет создавшееся положение, обеспечивает победу. 6) Знак (обычно в начале нотной строки), определяющий название и высоту следующих за ним нот. 7) Верхний клинообра...

усл.слово для пpочтения или составления тайного сообщения кpиптогpаф.

Ключ I

то же, что источник (См. Источники).

II

в музыке, знак на нотном стане, устанавливающий название и высоту ноты на одной из его линеек и тем самым определяющий значение всех записанных на нём звуков. См. Нотное письмо.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия 1969-1978

ключ

КЛЮЧ

1. КЛЮЧ , -а́; м.

1. Металлическое приспособление для запирания и отпирания замка. К. от квартиры. Запереть, закрыть дверь на к. Сдать дом, завод и т.п. под к. (в полной готовности). Вручить к. от города (как символ гостеприимства).

2. Ручной инструмент, приспособление для укрепления или отвинчивания чего-л., для приведения в действие механизмов различного рода. К. к заводной игрушке. Гаечный, разводной к. Повернуть к. зажигания автомобиля. // Орудие для на...

Родник, источник.
Бурлящий, бурный, быстрый, говорливый, гремучий (устар.), гремящий, журчащий, звонкий, кристальный, ледяной, прозрачный, светлый, серебряный, стеклянный, студеный, тихий, холодный, хрустальный, чистый, шумный. Отрадный. Горный, минеральный, нагорный, серный, соляной и т. п.

Ключ

небольшая река, длиной 10-20 км, иногда больше. Например: Ключ Холодный

приток средней Зеи, длиной 11 км, Калягин Ключ

приток Белой, длиной 24 км.


Топонимический словарь Амурской области. - Благовещенск: Хабаровское книжное издательство . А.В. Мельников . 2009 .

Расширенное значение термина, употребляемого в слесарном Деле – любое устройство, которое содержит информацию, необходимую для "отпирания" сообщения, для понимания чего-то. Следовательно: 1. Свод правил или принципов, который позволяет кому-то кодировать и раскодировать сообщения. 2. Набор правильных ответов к тесту. 3. Легенда на графике, таблице или диаграмме, которая показывает значение используемой системы обозначений. 4. Сигнал, устанавливающий контекст, в котором следует рассматривать конкретное событие; например, художественный класс рассматривает обнаженность модели в несексуальном ключе. 5. В исследованияхопе-рантного обусловливания с использованием голубей – маленький диск, который птица должна клюнуть, чтобы получить подкрепление.

Ключ присутствует на изображениях некоторых кельтских богинь. Предполагается, что ключ символизировал способность данной богини открывать врата, ведущие в Потусторонний мир, и тем самым - способность позволять своим почитателям свободно переходить из одной жизни в другую.

(Источник: «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. с англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.)

Ключ см. : Жизнь бьет ключом...; Между нами ключи и чемодан

Словарь русского арго. - ГРАМОТА.РУ . В. С. Елистратов . 2002 .

Ключ - в гидрогеологии син. термина источник.

1. Знак в начале нотной строки.
2. Повесть Кира Булычёва «Царицын...».
3. Фильм Тинто Брасса.
4. Имбусовый...
5. Разводной...
6. Фильм Иена Софтли «... от всех дверей».
7. Роман американского писателя Дэшила Хэммета «Стеклянный...».
8. Фильм Павла Чухрая.
9. Гаечная отмычка.
10. Скрипичный или басовый.
11. «... от квартиры, где деньги лежат».
12. С бородкой, но не мужчина, в связке, но не альпинист.
13. ... зажигания.
14. Родник для двери.
15. Роман российского писателя М.Алданова.
16. Стихотворение русского поэта 19 века И.Никитина.
17. Стихотворение А.Фета.
18. Нотный знак в начале строки.
19. Родник.

Объяснение символов, использованных в некотором графическом изображении.

ключа, м. (архит.). Верхний камень, к-рым замыкается свод.

Осевой символ, включающий в себя власть и возможность все открывать и закрывать, связывать и освобождать. Ключ также означает освобождение, знание, тайны, инициацию. Он тесно связан с символизмом Януса - бога, связывающего и отпускающего, изобретателя замков и бога инициации. Янус держит Ключи Власти, открывающие и закрывающие, а также ключ к двери, дающей доступ в область богов и людей, к дверям зимнего и летнего солнцестояния. Двери небесные в знаке Единорога являются дверями богов, олицетворяющими увеличение силы Солнца. Двери подземные в знаке Рака - это двери людей, символ ослабления силы Солнца. Серебряный и золотой ключи олицетворяют, соответственно, светскую и духовную власть, меньшую и большую тайну, земной и небесный рай. В алхимии ключи означают силу открывать и закрывать, растворение и свертывание. У кельтов ключи от стойла - атрибут Эпоны, хранительницы лошадей. В христианстве ключи - эмблема святого Петра, стража Врат Небесных, а также атрибут Папы. У святой Марты имеется...

Ключ ключ, -а́ , -о́ м

Русское словесное ударение. - М.: ЭНАС . М.В. Зарва . 2001 .

КЛЮЧ

КЛЮЧ 1

Белый ключ. Брян., Орл. Бурно кипящая вода. СБГ 1, 45; СОГ 1989, 70.

Дать ключ. Сиб. Закипеть (о воде или другой жидкости). ФСС, 54; СФС, 89; СРНГ 13, 323.

Делать ключ. Новг. О девичьем гадании в Святки. НОС 4, 59.

Кастальский ключ . См. Кастальский источник (ИСТОЧНИК).

Ключ кипит. Пск. О бурлящей, клокочущей, кипящей воде. ПОС 14, 238.

Пустить ключ. Жарг. мол. Шутл. О мочеиспускании. Максимов, 185.

Кипеть с ключа. Приамур., Прибайк., Сиб. Бурлить, клокотать (о жидкости). ФСС, 93; СНФП, 79; СРГП...

КЛЮЧ (музыкальное), знак нотного письма, ставится в начале нотного стана и определяет звуковысотное значение> нот. Используются ключи соль (скрипичный; указывает, что нота соль первой октавы находится на 2-й линейке), ключ фа (басовый; фа малой октавы), ключ до (альтовый, теноровый, нота до первой октавы). Ключ избавляет нотный текст от многочисленных добавочных линеек.

(иноск. ) - средство отгадать, узнать, изучить, раскрыть что-нибудь (как ключом открывают замок)

Ср. К сочинению ключ понемногу,

К тайной цели его подберешь...

Сочинитель дрожал предо мной.

Некрасов. Газетная.

Ср. Так расскажите. Мне очень хочется найти ключ к вашей душевной болезни.

Лесков. Обойденные. 2, 9.

Ср. Граф не слыхал этого разговора, да если бы и слышал, то все не добился бы ключа к намеку княгини.

Гончаров. Литературный вечер. 1.

Ср. Вот что значит профессор: сейчас нашел ключ к ларчику и решил - как быть и что делать, и средство такое простое предписал: терпение! Всех и успокоил!..

Там же. 2.

Ср....

см. Источники.

А, м, I. Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка. Запереть на к. Подобрать ключи (найти подходящие ключи; перен., к кому: найти нужный подход к кому-н.; разг.). 2. Приспособление для отвинчивают или завинчивания, откупоривания, приведения в действие механизма. К. для часов. Гаечный к. Телеграфный к. (для передачи по азбуке Морзе). 3. перен. То, что служит для разгадки, понимания чего-н., овладения чем-н. К. к разгадке тайны. К. к шифру. К. местности (господствующая позиция; спец.). 4. Знак в начале нотной строки, определяющий высоту нот (спец.). Музыкальный к. Скрипичный к. Басовый к. Поэма написана в оптимистическом ключе (перен.: звучит оптимистически). 5. Верхний камень, замыкающий свод сооружения (спец.). 6. В царской России: отличительный знак камергера в виде золотого ключа, носимого на фалде мундирного фрака или на талии фрака либо мундира. Камергерский к. т- Под ключ (строить, сдать здание, строение) - в полной готовности. Сдать дом...

Символ всемирного значения, эмблема безмолвия у древних народов. Изображенный на пороге Адитума, ключ имел двоякое значение: он напоминал кандидатам об обязанности молчания и сулил открытие многих до сил пор недоступных тайн профану. В «Эдил в Колоне» Софокла хор поет о «золотом ключе, положенном на язык руководящего Иерофанта в мистериях Элевзина», (1051). «Жрица Цереры, согласно Каллимаху, носила ключ как знак своего служения, и ключ был, в Мистериях Изиды, символом открытия или раскрытия сердца и совести перед сорока двумя судьями поступков умершего» («R.M.Cyclop.).

ключ I род. п. -а́ I., сюда же заключи́ть, укр. ключ, ст.-слав. ключь, болг. клю́чът, сербохорв. кљу̑ч, род. п. кљу́ча "крюк, ключ", словен. kljúč, чеш. klíč, слвц. kl᾽úč, польск. klucz, в.-луж. kluč, н.-луж. kluc. Родственно балт. словам, приведенным на клюка́, а также греч. κληΐς, дор. κλΒ̄ίς, κλάξ "ключ", κλείω "запираю", лат. clāvus "гвоздь", clāvis "ключ", claudō "запираю", ирл. cló, мн. clói "гвоздь"; см. Бернекер 1, 528 и сл.; Траутман ВSW 137 и сл.; Вальде–Гофм. 1, 229 и сл. Сюда же с и.-е. skl- относятся д.-в.-н. slioʒan "запирать", sluʒʒil "ключ", др.-сакс. slutil – то же. II род. п. -а́ II. "источник, родник", болг. ключ (водата ври с ключ) "о шуме воды", сербохорв. кљу̑ч, род. п. кљу́ча "клокотание, бурление воды", кљу̀чати "кипеть...

Ключ см. Источники.

сущ. перен. держава или царство.          (Исаии, 22, 22). Ключи Девы неповредивый - неповредивший заключенной (утробы) Девы. (Кан. Пасхи, ик. 6).


Полный церковнославянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений) . Сост. свящ. Григорий Дьяченко . 1900 .

Ключ

ключ, -\"а, твор. п. -\"ом; но (в названиях населенных пунктов) Ключ, -\"а, твор. п. -\"ом, напр.: Гор\"ячий Кл\"юч (город) , Кр\"асный Кл\"юч (поселок)


Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М.: "Азбуковник" . В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др. . 1999 .

Ключ

1) (или постоянный множитель) - число, на которое необходимо помножить данную величину, чтобы получить ее выражение в единицах другой системы мер; так, для перевода цены 1 бушеля американского зерна, выраженную в центах, в русские меры и валюту, существует выработанный ключ, пользуясь которым можно быстро и легко определить стоимость пуда в копейках;

2) условное число, включаемое банками в извещение о переводе денег и дающее возможность корреспонденту банка, выплачивающему перевод, проверить подлинность извещения;

3) указатель для пользования шифром (см.), объясняющий значение условных знаков его.


Справочный коммерческий слов...

ключ

[для двери] сущ. , м. , употр. часто

Морфология: (нет) чего? ключа́ , чему? ключу́ , (вижу) что? клю́ч , чем? ключо́м , о чём? о ключе́ ; мн. что? ключи́ , (нет) чего? ключе́й , чему? ключа́м , (вижу) что? ключи́ , чем? ключа́ми , о чём? о ключа́х

1. Ключ - это особым образом вырезанный кусок металла, при помощи которого вы отпираете и запираете замок.

Ключ`Полная популярная библейская энциклопедия`

(Суд.3:25). см. Замок.

Много разных значений имеет это слово. Ключ - родник с чистой, свежей и прохладной ключевой водой. Ключ от замка, которым запирают квартиру, ворота или чемодан. Гаечный ключ, без которого не починить велосипеда, не исправить системы водяного отопления. Наконец, самый интересный ключ - ключ к шифру, при помощи которого можно прочесть таинственное послание. Вот это последнее значение слова ключ больше всего напоминает его музыкальный смысл. В самом деле: чтобы прочесть какие-то ноты, ключ совершенно необходим, иначе запись их окажется зашифрованной. Посмотрите, например, такую строчку: Несмотря на простоту мелодии, ни один музыкант не сможет воспроизвести ее, пока в начале нотных линеек (они называются «нотный стан» или «нотоносец»), на которых расположились ноты, не будет поставлен какой-то ключ. Ведь какие именно здесь написаны ноты, неизвестно! Видно только, как они соотносятся между собой (и то приблизительно: мы можем лишь догадываться, где интервалы между звуками большие, а где ма...

КЛЮЧ см. Источник .

Словарь по гидрогеологии и инженерной геологии. - М.: Гостоптехиздат . Составитель: А. А. Маккавеев, редактор О. К. Ланге . 1961 .

ключ

значения слова ключ в толковых словарях русского языка:

Толковый словарь Ожегова.

ключ

- знак в начале нотной строки, определяющий высоту нот Spec
Пример: Музыкальный к. Скрипичный к. Басовый к. Поэма написана в оптимистическом ключе (перен. : звучит оптимистически).
***
2. - верхний камень, замыкающий свод сооружения Spec
***
3. - металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка
Пример: Запереть на к. Подобрать ключи (найти подходящие ключи; перен., к кому: найти нужный подход к кому-н. ; разг.).
***
4. - приспособление для отвинчивания или завинчивания, откупоривания, приведения в действие механизма
Пример: К. для часов. Гаечный к. Телеграфный к. (для передачи по азбуке Морзе).
***
5. - то, что служит для разгадки, понимания чего-нибудь, овладения чем-нибудь
Пример: К. к разгадке тайны. К. к шифру . К. местности (господствующая позиция; спец.).
***
6. - вытекающий из земли источник, родник
Пример: В овраге бьют ключи. Бить ключом (вытекать стремительной струей). Жизнь бьет ключом (перен. : кипит во 2 знач.).

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

ключ

1. м.
1) Приспособление для запирания и отпирания замка (обычно в виде металлического
стержня особой формы).
2) а) Инструмент, приспособление для завинчивания или отвинчивания чего-л.
б) Приспособление для приведения в действие различных механизмов.
в) Орудие для натягивания струн музыкальных инструментов (арфы, фортепьяно,
гуслей и т.п.).
г) Приспособление для открывания, откупоривания чего-л.
3) Устройство для быстрого замыкания и разрыва цепи передатчика при телеграфной
и радиотелеграфной связи.
4) а) перен. Средство для понимания чего-л., для овладения чем-л.
б) Условная система знаков (букв, цифр и т.п.), на которой основан способ
чтения шифрованных, древних и т.п. текстов.
в) Приложение к учебному пособию, содержащее ответы к заданиям.
5) Во время военных действий - местность, пункт, высота и т.п., овладение
которыми меняет создавшееся положение, обеспечивает победу.
6) Знак (обычно в начале нотной строки), определяющий название и высоту
следующих за ним нот.
7) Верхний клинообразный камень, которым замыкается свод или арка здания (в
архитектуре).
8) Регалия , носимая на голубой ленте как знак камергерского звания (в
Российском государстве до 1917 г.).
2. м.
1) Естественный выход подземных вод на поверхность земли; источник, родник.
2) перен. То, что дает начало, служит основанием чему-л., откуда исходит,
берется, черпается что-л.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

ключ

, -а, м, I. Металлический стержень с особой комбинацией вырезов
для отпирания и запирания замка. Запереть на к. Подобрать ключи (найти
подходящие ключи; перен., к кому: найти нужный подход к кому-н.; разг.).
2. Приспособление для отвинчивают или завинчивания, откупоривания, приведения в
действие механизма. К. для часов. Гаечный к. Телеграфный к. (для передачи по
азбуке Морзе).
3. перен. То, что служит для разгадки, понимания чего-н.,
овладения чем-н. К. к разгадке тайны. К. к шифру. К. местности
(господствующая позиция; спец.).
4. Знак в начале нотной строки,
определяющий высоту нот (спец.). Музыкальный к. Скрипичный к. Басовый к.
Поэма написана в оптимистическом ключе (перен.: звучит оптимистически).
5. Верхний камень, замыкающий свод сооружения (спец.).
6. В царской России:
отличительный знак камергера в виде золотого ключа, носимого на фалде
мундирного фрака или на талии фрака либо мундира. Камергерский к. т- Под
ключ (строить, сдать здание, строение) - в полной готовности. Сдать дом под
ключ. II уменъш. ключик , -а, м. (к 1 и 2 знач.). II прил. ключевой , -ая,
-ое.
***
2. , -а, м. Вытекающий из земли источник, родник. В овраге бьют
ключи. Бить ключом (вытекать стремительной струей). Жизнь бьет ключом
(перен.: кипит во 2 знач.). II прил. ключевой, -ая, -ое. Ключевая вода.

1 ) Транскрипция слова «ключ»: [кл❜уч❜].


БУКВА/
[ЗВУК]
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА
к - [к] - согл., твёрд. (парн.) , глух. (парн.). Перед сонорными глухие не озвончаются (см. Мусатов В.Н., стр. 73). В современном русском литературном языке предпочтение отдаётся твёрдому произнесению звука [к] перед мягким [л❜].
л - [л❜] - согл., мягк. (парн.), звон. (непарн.), сонорный. Звук [л] - непарный звонкий, поэтому он произносится так же, как и пишется. Ниже см. § 66, абз. 2, 3.
ю - [у] - гласн., ударный; ниже см. § 11.
ч - [ч❜] - согл., мягк. (непарн.), глух. (непарн.). На конце слова замена звука приосходит только у звонких парных. Ниже см. § 69.

4 буквы, 4 звука

Настройка

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1

§ 11

§ 11. Буква ю обозначает звук [у] после мягкого согласного (кроме [ч] и [щ]; после букв ч и щ пишется у; см. § 10): тюк, люк, рю́ мки, нюх, люде́ й, слюда́ , вы́ ключил, го́ лубю (произносится [т❜ ук, л❜ ук, р❜ у́ мки, н❜ ух, л❜ уде́ й, с❜ л❜ уда́ , вы́ кл❜ учил, го́ луб❜ у]).

Таким образом, слова тук и тюк (произносится [тук] и [т❜ ук]), лук и люк (произносится [лук] и [л❜ ук]), луче́ й и ключе́ й (произносится [луче́ й] и [кл❜ уче́ й]) имеют в своем составе один и тот же гласный [у] с предшествующим твердым или мягким согласным.

Примечание. В словах брошю́ ра, парашю́ т, шюцко́ р и др. буква ю, сохраняющаяся по традиции, не обозначает мягкости предшествующего звука [ш].

§ 66

§ 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь . Ср. топ и топь (произносится [топ❜ ]), эконо́ м и эконо́ мь (произносится [экано́ м❜ ]), уда́ р и уда́ рь (произносится [уда́ р❜ ]), был и быль (произносится [был❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголка́ и уголька́ (произносится [угал❜ ка́ ]), ба́ нку и ба́ ньку (произносится [ба́ н❜ ку]), ре́ дко и ре́ дька (произносится [ре́ т❜ къ]).

Мягкость этих согласных перед гласными обозначается буквами следующих за ними гласных: буква я (в отличие от а ) обозначает гласный [а] после мягкого согласного; ср. мал и мял (произносится [м❜ ал]); буква ё (в отличие от о ) обозначает гласный [о] после мягкого согласного; ср. мол и мёл (произносится [м❜ ол]); буква ю (в отличие от у ) обозначает гласный [у] после мягкого согласного; ср. тук и тюк (произносится [т❜ ук]). Приблизительно так же распределяется употребление букв и и ы : буква и употребляется после мягких согласных и в начале слова, а буква ы после твердых согласных, которые имеют мягкую пару; ср. игра́ , изба́ , чист, шит, пил и пыл, мил и мыл, вил и выл, нить и ныть, носи́ и носы́ .

Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ❜ ]), бо́ дро и бёдра (произносится [б❜ о́ дръ]), графа́ и графя́ (произносится [граф❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот❜ ]), стыда́ и стыдя́ (произносится [стыд❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос❜ ]); гроза́ и грозя́ (произносится [граз❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал❜ ]), нос и нёс (произносится [н❜ ос]), лук и люк (произносится [л❜ ук]), го́ рка и го́ рько (произносится [го́ р❜ къ]).

§ 69

§ 69. Согласные [ч], [щ], [ж❜ ж❜ ], [й] являются только мягкими. Для звуков [ч] и [щ] в русской графике имеются особые буквы ч и щ : ср. чин, чан, чуб, чёлн (произносится [чолн]), чернь, шит, щу́ ка, шёлка (произносится [що́ лкъ]), ще́ пка, пища́ ть. Однако согласный [щ] обозначается на письме также сочетаниями сч, зч и некоторыми другими (об этом см. § 124): счёт (произносится [щот], изво́ зчик (произносится [изво́ щик]).

1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1988. - 704 с..

Новая словообразовательная методика . Конечно, если бы нужно было этимологизировать слово из корня и суффикса, например, слово “ключик”, классическая этимология применила бы словообразовательный подход и сказала бы, что слово “ключик” состоит из корня КЛЮЧ и уменьшительного суффикса -ИК, то есть КЛЮЧИК = “маленький ключ”. Однако слово “ключ” уже является корнем и с точки зрения современного русского словообразования неразложим.

Уже в 1975 году я понял, что этот рубеж (неразложимости) вполне преодолим, если допустить, что в древности имелись приставки и суффиксы, вполне аналогичные нашим, но теперь считающиеся частью корня. Так, в древности могла быть не только приставка С (СО), но и ее латинский аналог, который пишется точко так же, но произносится К (КО), например, СО-ТРУДНИЧЕСТВО = CO-OPERATION. С другой стороны, корень должен быть трехбуквенным, а если он двухбуквенный, то необходимо вставить выпавший звук. Как известно, начиная с Х века из русского языка постепенно стали выпадать редуцированные звуки, Ъ и Ь, так что, судя по наличию или отсутствию смягчения (палатализации), следует в корень вставлять Ь или Ъ.

Приняв это во внимание, получаем: для слова КЛЮЧ в смысле “открывателя замка” структуру КЪЛюч (корень я выделил заглавными буквами), где суффикс -ЮЧ образовался из -УК, то есть поначалу слово было действительно КЪЛюк-а. А другое слово КЛЮЧ в смысле “водный источник” является просто омофоном, имея другое строение: къЛЮЧ, то есть древнюю приставку КЪ (редуцированную КО-) и корень ЛЮЧ, родственный корню ЛУЧ (изЛУЧение, изЛУЧина и т.д.), связанному с водой и происходящему из корня ЛУК (например, ЛУКоморье). Тем самым вопрос, нерешенный классической этимологией, оказался решенным, то есть существование корней-омофонов не просто получило объяснение, но и привело к новым, неклассическим словообразовательным моделям, КЪЛюч и къЛЮЧ. Соответственно, слово КЛЮЧ в смысле “водный источник” необходимо рассматривать в гнезде ЛУЧ, а никак не КЪЛ-КОЛ. Слово же КЪЛюка можно этимологизировать дальше: это “мальнкий кол”, то есть “небольшой кругляш” и рассматривать вслед за гнездом КОЛ (КОЛено, КОЛба, КОЛбаса, КОЛесо и т.д.). И действительно, прототипом всех ключей является загнутая проволочка для отпирания щеколды.

Но теперь соотношение между русским корнем КОЛ (кругляш) и найденными этимологами словами типа “цепляться”, “наклонять”, “гвоздь” становится прямо противоположным: все они имеют исходную семантику кругляша, а отсюда - КОЛА; это может быть маленький кол - гвоздь; вбитый гвоздь может цепляться или загнуться - теперь русский корень объясняет иностранные слова, а не наоборот.

Применение новой словообразовательной методики (НСМ) привело к тому, что корни с 4 или 2 звуками были приведены к трехбуквенному виду, что существенно сократило число русских корней. Понятной стала и сама процедура этимологизации: разложение современного корня на древние морфемы. Таким образом, выяснение смысла слова оказалось четко поделенным между двумя дисциплинами: словообразованием и этимологией. Скажем, слова “молоточек” и “ключик” делятся на составные части в разделе языкознания “словообразование”: слово “молоточек” на корень МОЛОТ и два уменьшительных суффикса -ОЧ и -ЕК, так что “молоточек” - это “очень маленький молот”, а “ключик” (КЛЮЧ + -ИК) - это “маленький ключ”. Выяснение же смысла корней (и других морфем) - задача другого раздела языкознания, “этимологии”: корень МОЛОТ (КУЗ, с. 214) состоит из древнего корня МОЛ и суффикса ОТ, МОЛот, и означает “орудие размолота”; корень КЛЮЧ (КУЗ, с. 153) состоит из древнего корня КЪЛ и суффикса -ЮЧ, КЪЛюч, и означает “орудие в виде согнутого стержня”; корень КЛЮЧ (источник) (КУЗ, с. 154) состоит из древнего корня ЛЮЧ (в словаре КУЗ отсутствует, разновидность корня ЛУЧ) и приставки КЪ, къЛЮЧ, означает “водный источник в качестве излучателя воды”.

Мифологическая и другие проверки . Этимологии всегда нуждались в проверках, поскольку далеко не во всех случаях понятно, какому из значений похожих слов в других языках следует отдать предпочтение. Отсутствие надежного объективного критерия привело этимологов к необходимости опираться на мнения исследователей, которые, однако, часто расходятся. Так, например, в самом свежем и еще далеко не доведенном до конца “Этимологическом словаре славянских языков” по поводу слова МОЛОТ говорится, что в пользу его происхождения от глагола “мелти” высказывались Бернекер, Миклошич, Брюкнер, Холуб-Копечны, Младенов, Фасмер и др., тогда как против выступали Мейе и Махек (ТРУ, с. 198-199). Основанием служило иное значение - с одной стороны, боевое оружие, с другой стороны - молния. На мой взгляд, значение “боевое оружие” стоит в одном ряду со значениями “орудие жестянщика”, “орудие столяра”, “орудие слесаря” и является просто разновидностью значения слова “молот” как “орудия обработчика зерен”, то есть здесь дистанция всего в два шага (боевое оружие уже не применяется для размалывания зерен). Что же касается слова МОЛНИЯ, то оно находится в том же гнезде, что и слово МОЛОТ, но имеет другую древнюю структуру: МОЛн-ия, поэтому в данном случае речь идет не об ином значении слова МОЛОТ, но о замене слова МОЛОТ на его древний пароним МОЛНИЯ. Здесь дистанция в значениях более трех шагов. Тем самым, возражения основаны на том, что из исходного значения со временем развились более поздние новые значения, что, однако не отменяет исходного значения.

Вместе с тем, учет разных мнений ученых дезориентирует читателя. Вообще говоря, в любой науке всегда находятся скептики, отрицающие какие-то установленные положения, и перечисление имен исследователей, высказывавшихся “за” и “против” представляет в основном историко-научный интерес. Например, за полтора века предложено более тысячи вариантов периодической системы элементов в химии, и если бы вместо химического описания элемента приводились взгляды каждого исследователя на его место в периодической системе, пользоваться такой системой было бы почти невозможно. К тому же в этом словаре славянских языков перечисляются все современные значения слова по всем славянским языкам, что весьма размывает современный смысл русского слова, так что в некоторых случаях вообще становится непонятным, какое слово исследуется. Так, например, Ж.Ж. Варбот этимологизирует слово ЛОНО, имея в виду женский орган; в словаре же О.Н. Трубачева (вып. 16) приводится 58 значений этого слова в современных славянских языках, в том числе и такие как ГРУДЬ, КОЛЕНО, и даже ОХАПКА (ТРУ, вып. 16, с. 33). Становится непонятным, какое же слово исследуется. Это удивление я выразил в одной из моих статей (ЧУ1). Понятно, что для словаря славянских языков необходима фиксация слова во всех современных языках, однако отсутствие различий между главным и второстепенным также дезориентирует читателя. Для сравнения можно взять современные двуязычные словари, где выделяется вначале основной смысл рассматриваемого слова, затем в убывающей последовательности все второстепенные, и каждому слову родного языка ставится в соответствие одно, редко 2-3 иностранных слова. Рядовому читателю тут все ясно и понятно. Таким образом, этимологический словарь постепенно отдаляется от массового потребителя и становится весьма расплывчатым как по исходному слову, так и по результату этимологизации сборником суждений филологов за последние два века. Именно эта неопределенность и заставляет любителей заниматься менее квалифицированной этимологизацией.

Между тем, для ряда слов есть более объективный критерий, чем мнение ученых - это картина мира на период создания слов; она была в основном мифологической. Это означает, что 1) слова назывались не произвольно, не по впечатлению от предметов, а по их месту в мифологической картине мира и 2) слова помимо чисто морфологических связей (что делало их принадлежащими к одному гнезду) имели и мифологические, смысловые связи. Это позволяет во многих случаях проверять правильность найденных смысловых значений. Этимологизируя ряд русских слов с опорой на мифологические представления, я смог написать по этому поводу отдельную брошюру (ЧУ2). Так, например, по поводу уже рассмотренного слова СОЛНЦЕ я поступил так: я совршил разбиение современного корня СОЛН на дрвнюю приставку СО и корень ЛЪН, так что формулой данного слова получилось соЛЪНц-е. Затем я совершил операцию “прояснения”, то есть поставил корню ЛЪН в соответствие другой близкий корень той же корнеосновы ЛН, а именно ЛУН в слове ЛУНА, и у меня получилось, что соЛЪНц-е есть “маленькая (значение суффикса -Ц) со-Луна”. Очевидно, что так понималось наше дневное светило в эпоху господства лунного календаря, то есть в палеолите. Само же слово ЛУНа я проясняю через слово ЛОНо - “детородный орган”. Иными словами, Луна - это мать всего живого; подтверждение этого мы находим в ряде мифологий мира, в том числе и в славянской. Кроме того, подтверждением данной этимологии является и рассмотрение слова “лунка”. С одной стороны, “лункой” является любое углубление в земле, как бы “маленькое земное лоно”, с другой стороны, по словообразованию слово ЛУНк-а можно понять как “маленькая луна”. Из этого следует, что Луну наши предки понимали не просто не так, как мы, но и даже не как выпуклое тело, а как отверстие, напоминающее женский орган, на небе. Наконец, известно поэтическое сравнение наиболее красивых и желанных женщин с Луной. Исконный смысл этого сравнения - признание такой женщины наиболее замечательным лоном. Заметим, что женщин с Солнцем не сравнивали, и по-русски у Солнца род не мужской, а средний, как у неодушевленного предмета.

Как видим, на самом деле срабатывает не только мифологический критерий, но и два других - семантика однокоренного слова и семантика поэтической метафоры.

Из таких сравнений, в частности, следует, что слово ЛУНА не было заимствовано русскими у римлян, что подчеркивает и Фасмер, говоря “Это слово не заимствовано из латинского, а также не является церковнославянским элементом в русском, вопреки Брюкнеру ” (ФАС, том 2, с. 533). Однако этимология им дана иная: древнепрусское слово “лаукснос” - “светила”, греческое “люхнос” - “светильник” и даже славянское слово “луч”. Таким образом, проводится мысль, что Луна - это светильник. На мой взгляд, однако, корень ЛОН ближе к ЛУН, чем корень ЛУЧ, ибо в корне ЛОН мы имеем одну и ту же корнеоснову ЛН, тогда как в корне ЛУЧ корнеоснова меняется на ЛЧ. Поэтому, помимо мифологического, словообразовательного и поэтического критерия, в силу вступает и число морфологический критерий: тождественность корнеосновы. Не нужно быть этимологом, чтобы признать ясность и точность таких критериев.



Понравилась статья? Поделитесь ей