Контакты

Презентация на тему "как жили наши предки". Конспект занятия «Как жили наши предки-славяне» (старшая группа) Презентация как жили наши далекие предки

Cлайд 1

Cлайд 2

Предки наши, славяне, в незапамятную еще старину пришли из Азии в Европу. Сначала поселились они по нижнему течению Дуная и заняли земли к северу от него до Карпатских гор. На Дунае жить было привольно: климат здесь теплый, земли плодородные, растительность богатая. Не ушли бы славяне отсюда по своей воле, да стали их теснить другие народы. Пришлось славянскому племени раздробиться и двинуться в другие земли.

Cлайд 3

Одна часть их все-таки осталась на Дунае. Другая часть славян пошла дальше на север. Третья часть славян пошла на северо-восток, расселилась по Днепру и его притокам да по Ильменю и Волхову. Эти славяне и были нашими предками, от них ведет начало русский народ.

Cлайд 5

Селиться славяне любили по берегам рек и озер, на высоких местах - чтобы водой не залило во время весенних разливов. Тысячу лет тому назад не умели славяне строить хороших домов. Они сплетали себе жилища из ветвей, покрывали соломой - лишь бы укрыться от дождя да непогоды, - жили и в землянках.

Cлайд 6

Ненастье и стужа заставили уже в древности предков наших задуматься о том, как бы получше устроить себе кров. Стали они свои плетеные шалаши обмазывать глиной. Там, где было вдоволь леса, научились делать стены из плотно сложенных бревен и строить избы. Печей и дымовых труб совсем не умели делать в древности, а устраивали среди жилищ очаги, где и разводили огонь, а дым уходил в отверстие в крыше или в стене. Скамьи, столы и вся домашняя утварь делались из дерева.

Cлайд 7

Ненастье да мороз заставили наших предков, пришедших с юга, подумать и о теплой одежде. Где нужда, тут и подмога: леса полны были пушным зверем. Надо только изловчиться, а добыть мех можно было. Не угнаться человеку за быстрым зверьком - за лисицей или зайцем, не одолеть ему силача медведя. Да хитер человек, смышленее он зверя, - придумал тугой лук да острые стрелы. Быстрая стрела догонит и зайца в поле, и птицу в небе. Силен лесной богатырь медведь, а и с ним может управиться человек, коли в руках у него рогатина или копье да тяжелый топор, или секира, про запас.

Cлайд 8

Из звериных шкур делали одежду для студеных зим. На ноги обыкновенно надевали лапти, позже научились делать и кожаную обувь. А летом, когда было тепло, мужчины носили только рубахи да штаны. Если приходилось им в жаркую пору сражаться, то снимали и рубаху, бились полунагие. Вместо рубахи часто накидывали на плечи кусок грубой ткани вроде плаща. Женская одежда - более длинные рубахи и такие же плащи, как у мужчин.

Cлайд 9

Древние славяне занимались земледелием. Из хлебных растений возделывались просо и гречиха. Выращивались лен, конопля. Кроме земледелия древние славяне также занимались разведением домашнего скота - овец, коров и свиней, охотились на разных зверей, ловили рыбу. Очень важным в хозяйственном отношении занятием было бортничество - собирание меда диких пчел.

Cлайд 10

Язык восточных славян - предков русских, украинцев и белорусов - долгое время (до XIII в.) был единым. Но под влиянием внешних и внутренних факторов он видоизменился. Уже в древнерусском языке имелись десятки тысяч слов, но к древнему, общеславянскому языку восходит не более двух тысяч. Новые слова либо образовались из общеславянских, либо являлись переосмыслением старых, либо были заимствованы.

Cлайд 11

Первые века существования Киевской Руси были временем постоянной борьбы русских людей с нападавшими на них кочевниками. Вначале это были хазары, а с середины XI века всей южной Руси стал угрожать новый враг - половцы. Вот почему правившие в Киеве князья были вынуждены устраивать на дальних подступах к городу заставы - небольшие укрепления, в которых несли службу группы дружинников. Они должны были наблюдать за всем, что происходит на границах Русского государства, и при появлении вражеских отрядов отправлять в город гонца, призывающего дружину.

Марина Катакова
Конспект занятия «Как жили наши предки-славяне» (старшая группа)

Цель занятия : Формировать представление о жизни древних славян.

Воспитывать интерес к истории своего народа, развивать интерес к предмету . Закрепить знания о хлебе как об одном из величайших богатств на земле. Продолжать знакомить с традициями русского народа. (Рассказать детям об обрядах, связанных со сбором урожая на Руси и выпечкой первого хлеба нового урожая). Воспитывать уважение к труду людей, бережное отношение к продуктам труда, к хлебу, как продукту, особо почитаемому людьми. Развивать внимание, память, устную речь, логическое мышление, обогащать словарный запас.

Оборудование : подбор иллюстраций, презентация по теме.

Ход занятия.

Приветствие : Здравствуйте, мои хорошие. Сегодня мы начинаем изучение нашего Отечества. Отправляемся с вами в путешествие в далекие времена, когда жили наши предки , узнаем, в каких условиях они жили и чем занимались . Итак, сегодня мы узнаем о жизни древних славян.

Слушаем. Славяне – это обширная группа племен и народов , принадлежащих к одной языковой семье, т. е. их язык, был очень похожим. Жили славяне племенами . Каждое племя состояло из рода. Род – это семья. Значит, племя состояло из нескольких семей. Несколько племен составляли племенные объединения. (Показ слайда)

Поселение. (Показ слайда) . Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. И дома было удобно строить на такой земле. Внутри поселения находились избушки, помещения для скота, выгул для скота.

Жилище и быт . (Показ слайда) . Дома древних славян были углублены в землю. Строились они из тонких слоев деревьев – жердей, очищенных от веток и коры, крыша тоже из жердей и покрыта соломой. Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки на ночь закрывали досками или соломой, стекол не было. В углу находилась печь, сложенная из камня, которая обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась «по-черному» , это значит, что трубы не было, а дым выходил через окна, двери, отверстия под крышей. В доме находился стол и лавки. Постель заменяла солома, покрытая звериными шкурами.

Позже строились избы. Посмотрите, вот изба (Показ слайда) . В таких избах много лет назад жили наши предки . Изба сделана из дерева, какая она красивая! В избе находилась самая большая комната, которая называлась хатой. На самом почетном месте в хате был Красный угол, там располагались иконы. Перед иконами семья молилась. Главной в хате была печь – матушка. Её очень любили. Она давала тепло. В печи пекли хлебы, пироги и варили щи да кашу. На печке спали дети и бабушка. На печи лечили всех, кто болел. Здесь же и сказки детям сказывали. В хате стоял сундук, в нём хранилась одежда. Раньше не было магазинов, и люди всё делали все своими руками. В каждом доме была прялка. На прялке женщины пряли нитки. Из ниток на таком станке – кросна, женщины сами ткали ткани и шили одежду. Нарядную одежду, которая была очень дорогая, хранили в сундуке, тогда не было шкафов. В нашей хате есть полочки красоты. На них стоит красивая посуда и игрушки, сделанные и расписанные народными мастерами. Рассматривание игрушек : богородские, городецкие, дымковские. Люди делали посуду и игрушки тоже сами. Раньше были очень большие семьи, но все жили дружно и весело , любили друг друга. Старшие любили детей , учили их всему доброму. А младшие почитали своих родителей, дедушек и бабушек, слушались их.

Чем занимались древние славяне? (Показ слайда) .

Занятия древних славян :

Рыболовство – в озерах и реках было много рыбы. Брали только крупную рыбу. Ловили гарпуном и сетями. (Показ слайда) .

Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав, в жизни славян играло большую роль. (Показ слайда) . Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из нее в голодное время пекли лепешки.

Охота – в лесах много всяких зверей : медведей, кабанов, лис, волков…Их шкуры служили одеждой и одеялом . (Показ слайда) .

Бортничество – славяне занимались сбором меда, так как в леммах обитало много диких пчел. Использовали мед и в пищу и в качестве лекарства. Собирательство меда лесных пчел называлось бортничеством (борть – "дупло дерева", где жили дикие пчелы ) .

Так же занимались славяне строительством.

Скотоводство. Детенышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать. (Показ слайда) .С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы.

Гончарное дело – изготавливали глиняную посуду. (Показ слайда) .

Земледелие было самым главным занятием . (Показ слайда) .

Труд очень тяжелый. Зимой вырубался участок лесса. Весной выжигался. Зола служила удобрением. Землю пахали сохой, рыхлили мотыгой, затем засевали. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю. При ветре не сеяли.

– Как вы думаете, почему?

Чтобы семена закрыть землей, поле обрабатывали бороной.

Отгадайте загадку : «Мягкий, пышный и душистый, он и черный, он и белый, а бывает подгорелый». Правильно, хлеб. Ставлю на стол каравай : «Вот он Хлебушек душистый!

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел!

В нём здоровье, наша сила, в нём чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки, солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!»

Хлеб называли «жито» – от слова жить, так как являлся главным продуктом питания. До наших времен сохранились пословицы :

Хлеб – всему голова.

Хлебную кроху уронить да не поднять, в жизни удачи не видать. Слава хлебу на столе!

Посевная работа начиналась с чего? Правильно, землю надо было вспахать Что делали далее? (сеяли) . К этому событию особенно готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. Из лукошка разбрасывали семена. Дождик поливает, солнышко согревает, все лето созревают зёрна в колосьях, осенью собирают урожай. К сбору урожая хлеба наши предки относились трепетно , с большим почтением, исполняя особые обряды. Собирали хлеб только женщины и называли их жницами. Жницы надевали белую одежду. С утра до вечера, не разгибая спины, собирали они колосья, связывали в пучок, складывали в снопы. Снопы обмолачивали, очищали зерна. Куда увозили очищенные зерна? (на мельницу) Куда увозят муку? (на хлебозавод) А что делают из муки на хлебозаводе? (Пекут хлеб, вкусные булочки, бублики, пирожки)

Вот какой долгий и трудный путь от зернышка до каравая. Теперь мы знаем, как достается хлеб и сколько для этого требовалось терпения, труда, мудрости. Считалось большим преступлением бросить даже его маленькую крошку хлеба. «Хлеб нельзя на пол бросать, если не хочешь беды наживать» . После сбора урожая пекли особый каравай. Каравай всегда был круглый, как Земля. Каравай обязательно ломали (показ) . Первый кусочек назывался зачин, и его клали под икону, так благодарили Бога, за хороший урожай. Второй кусочек клали на окно, угощая умерших родственников. Третий кусочек старшему в семье . Четвертый - гостям. А остальное делили между взрослыми и детьми, (отламываю детям по кусочку) Крошки относили птичкам, чтобы они были сытые и веселые, уничтожали вредных насекомых. На Руси всегда было почтительное отношение к хлебу. Народ говорил :

«Хлеб - всему голова!» А какие пословицы о хлебе знаете вы? Без хлеба нет обеда. Хлеб на стол - так и стол престол. Хлеб батюшка – вода матушка. Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

«Труд земной и орудия труда» . Найди соответствие между перечисленными занятиями и орудиями труда . Соедини линией.

Ткачество Прялка

Кузнечное дело Молот

Плотничество Коса

Пахота Топор

Жатва Плуг

Сенокос Серп

Во что верили древние славяне? (Показ слайда) Богов было много. Чтобы боги были добрее к людям, в их честь устраивали праздники (Ивана Купала 23-24 июня)

– Почему славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают боги? (славяне считали, что лес, деревья, реки, солнце и ветер – все живое, одушевленные; не имели представления о науке )

– Что просили у богов? (дождя, удачной охоты, обильного урожая)

Вера древних славян

– Какой главный бог? (Перун)

Перун. (Показ слайда) . Грозное славянское божество. Он считался покровителем воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями. Это был грозный бог, его считали еще богом войны. В честь него ставились деревянные идолы, сделанные из могучего дуба. (Показ слайда) .

Стояли идолы под открытым небом, а рядом с ними был камень, на котором приносили жертву этому богу. И место это называли храмом Перуна.

Сварог. (Показ слайда) . Бог неба ("сваро" – небо) . Бог ненастья, ветров, ураганов. По преданию бросил с неба на землю кузнечные клещи и научил людей ковать железо. Послал людям небесный огонь, чтобы люди на нем готовили пищу, грелись около него и использовали для добрых дел. Сварог являлся покровителем кузнецов.

Даждьбог. Сын Сварога. Бог жатвы, хранитель ключей земли. По преданию закрывает землю на зиму, а весной отпирает. (Показ слайда) .

Велес. Бог-покровитель животных, особенно домашних. Хранил животных от болезней и помогал людям ухаживать за ними. (Показ слайда)

Макошь. Одни из самых главных богинь восточных славян, "ма"-мать, "кошь"-корзина. Мать хорошего урожая, богиня урожая, подательница благ. От количества урожая зависела судьба человека, поэтому и была еще названа богиней судьбы. (Показ слайда) .

Ярило. Божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Ярило отождествлялся с солнцем. К нему обращались люди в своих песнях и просьбах о теплом лете, хорошем урожае. (Показ слайда)

Славяне считали, что их родную природу населяют духи и фантастические существа.

– В каких фантастических существ верили славяне?

Одни, по мнению славян, были добрыми духами, а другие – злыми.

Леший. Обитатель и хранитель лесов. Люди считали, что когда он идет лесом, то равен с лесом, когда идет по траве равен траве, а людям являлся в образе человеческом. (Показ слайда)

Домовой. Живет в домах. Если полюбит хозяина, то печется о хозяине, а не полюбит, так хозяина разорит. Чтобы задобрить домового хозяйки обычно оставляли тарелочку с едой около печки. (Показ слайда)

Русалка. Полу дух женского рода. Русалки живут в реке, но в ясную погоду выходят на берег, но лишь заметят прохожего – возвращаются в реку. (Показ слайда)

Беседуем :

Кто такие славяне? Подумайте, на какое слово похоже (от них ведет начало русский народ. «Славяне» похоже на слово «слава» , а это значит, что славяне – это славный народ).

Какие были древние русичи? (Русичи были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий дом).

Расскажите о домах славян.

Из чего строилась изба?

А где находилась хата?

Какое место выбирали для поселения?

Что держали рядом с домом?

Каково было убранство дома древних славян?

Зачем нужна в доме печь?

Из чего была сделана одежда славян?

Чем занимались древние славяне?

Как нужно относиться к хлебу?

Что вы запомнили о богах и духах славян?

Обобщаем : В избе была большая комната-хата, где жила большущая семья : и папа, и мама, и дедушки, и бабушки, и дяди, и тети, и много – много ребятишек. В хате в переднем углу находился Красный угол с одной или несколькими иконами, где вся семья молилась, наши предки были православными . В углу хаты располагалась большая печь. Печь давала тепло, кормила семью. На печи спали дети и бабушки, лечили заболевших, детям рассказывали сказки. В хате ночью спали на лавках, сундуках, полатях и даже на полу, т. к в семья была очень большая. Древние славяне занимались : рыболовством, собирательством, охотой, бортничеством,

скотоводством, гончарным делом – изготавливали глиняную посуду и земледелием. Верили разным богам и духам.

Играем : «Я вижу красоту!» (Дети называют предметы , которые им понравились в хате) . Хоровод «Каравай»

Творим, рисуем, радуемся. Раздаю детям раскраски о жизни славян.

Прощалочка : Мир, любовь, добро – мальчикам. Кланяются мальчикам

Мир, любовь, добро – девочкам. Кланяются девочкам.

Мир, любовь, добро – всем взрослым. Все кланяются.

Мир, любовь, добро - всем людям на земле. Ручки вверх.

«Какое у тебя настроение?» (Выбрать пиктограмму, соответствующую своему эмоциональному настроению)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

С давних времён жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Ставни использовались для защиты от холода и ветра и были неотъемлемым атрибутом каждого дома. Ставень – дощатая створка для прикрытия окна. По убранству оконных ставень можно было судить о достатке хозяина дома. В некоторых домах на окнах ставились наличники. *

3 слайд

Описание слайда:

Наличник – накладная фигурная профилированная планка из дерева в виде рамы вокруг окон, декоративно оформленная, украшенная резьбой. Функционально наличник прикрывает щель между стеной и оконной коробкой. Наличники на окнах – словно лицо дома, его визитная карточка. Кроме того по народным поверьям наличники защищали от нечистой силы. *

4 слайд

Описание слайда:

Обстановка в избе была тоже скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела. Центральное место занимала печь. «Кормилицей, матушкой» называли печь в народе. Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы. Больше всего времени у печи проводила хозяйка. На шестке, это небольшая площадка перед топкой печи, стояли чугуны. Чугунок - металлическая емкость округлой формы, предназначенная для приготовления пищи в русской печи, преимущественно для варки и тушения. *

5 слайд

Описание слайда:

Иногда на шесток ставили таганок, металлический обруч на ножках, служащий подставкой для котла, чугуна при приготовлении пищи на огне. Когда протоплялась печь, её закрывали заслонкой, печной дверцей в виде железного листа с ручкой. *

6 слайд

Описание слайда:

При помощи хлебной лопаты в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда. Перед посадкой хлебов в печь кочергой очищали от угля и золы под печи (нижняя кирпичная поверхность печи, на которую кладут дрова). Кочерга - это длинный, толстый железный прут с загнутым под прямым углом концом. *

7 слайд

Описание слайда:

С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Хозяйка использовала также сковородник - домашний печной инструмент, состоящей из длинной палки с приспособлением на конце для захватывания сковороды, который представляет собой крюк. Сковородником доставали горячие сковороды из печи. *

8 слайд

Описание слайда:

В боковой стене печи делали неглубокие ниши – печурки, где обычно сушили лучину, мокрые рукавицы, валенки. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома. *

9 слайд

Описание слайда:

Ни одна семья не могла обойтись без глиняной посуды: горшка, корчаги, крынки, кувшина. Горшок, глиняный сосуд с широким открытым верхом, использовался для приготовления пищи. В каждом крестьянском хозяйстве имелась обязательно корчага, большой глиняный сосуд. *

10 слайд

Описание слайда:

В глиняных крынках обычно хранили и подавали к столу молоко или простоквашу. Кувшин - как и кринка, глиняный сосуд с узким и высоким горлом. Он имел небольшой носик и изогнутую ручку. Кувшины считались праздничной посудой, и из них могли угощать не только молоком, но и квасом, брусничной водой, пивом. *

11 слайд

Описание слайда:

Зерно или какие-либо продукты размельчали в специальной ёмкости – деревянной или чугунной ступе. Необходимой принадлежностью ступы был пест. Он представлял собой длинную толстую палку с перехватом посередине для удобства работы. Ступой пользовались по мере надобности, заготавливая крупу на одну, две недели. * *

12 слайд

Описание слайда:

Для хранения и просеивания муки хозяйка использовала сельницу - плоскую деревянную чашу. Для размешивания теста, смешивания различных жидкостей, взбивания масла служила еловая или сосновая палка с коротко срезанным на конце разветвлениями нескольких сучьев, которая называлась мутовкой. Это прародительница современных миксеров. * *

13 слайд

Описание слайда:

В каждом хозяйстве были кадки и бочки. Кадка (кадушка) использовалась для заготовки впрок солений, квашений, мочений, для хранения сыпучих продуктов (муки, крупы). Бочка - это ёмкость закрытого типа для транспортировки и хранения жидкостей, сухих сыпучих веществ, продуктов. Заливное отверстие на боковине затыкала пробка, а на торце находился сливной краник. *

14 слайд

Описание слайда:

Наши предки широко использовали бересту, из которой изготовляли туеса. Туес (буерак) – крестьянская утварь из берсты для хранения и переноски сыпучих продуктов, для сбора ягод, грибов орехов. *

15 слайд

Описание слайда:

В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. Над входной дверью, между печкой и стеной крепили полати - навесной деревянный настил. Полати делали высокие, на уровне высоты печи. На полатях спали, так как печь долго сохраняет тепло, сушили лен, пеньку, лучину. Полати были излюбленным местом детей: и как место для спанья, и как самый удобный наблюдательный пункт во время крестьянских праздников и свадеб. *

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

Самым почётным местом в избе, которое находилось по диагонали от печи, был красный угол. С эпитетом “красный” очень много связано. Красный значит красивый, главный. Место за столом в красном углу было наиболее почетным и предназначалось для хозяина, священника или других важных гостей. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. *

18 слайд

Описание слайда:

Основным украшением красного угла была божница – полочка с иконами, перед которыми горела лампада, подвешенная к потолку, поэтому его называли еще «святым». Под божницей благословляли на все важные и даже простые, обыденные дела: на пахоту земли, посев, на дальний путь или ближнюю дорогу, благословляли воинов, идущих на войну, и молодых, идущих к венцу, благословляли женщину, у которой начинались схватки, на благополучные роды. Божницу украшали вышитым рушником и цветами. *

19 слайд

Описание слайда:

На центральной балке - «матице» делали железное кольцо и крепили детскую люльку, детскую колыбель. Крестьянка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала. В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках. *

20 слайд

Описание слайда:

Для освещения избы раньше использовали лучину – тонкую длинную щепку сухого дерева, которую закрепляли в светец - специальное металлическое приспособление. Под лучины ставили сосуд с водой. Вода отражала и множила свет, а также предохраняла от пожара, который могли вызвать падающие угольки. *

21 слайд

Описание слайда:

* На смену лучине пришла керосиновая лампа (керасинка). Устройство этого светильника основано на сгорании керосина – продукта перегонки нефти.

22 слайд

Описание слайда:

* В начале XX века стали появляться патефоны и граммофоны - механические устройства для проигрывания граммофонных пластинок. Эти аппараты не требовали подключения к электросети В движение они приводились от руки. Под патефон и граммофон танцевали на площадках в парках. Но они были весьма несовершенны. Шипение, треск и искажения были их постоянными спутниками.

23 слайд

Описание слайда:

* Кровати раньше были на ножках, если накрыть ее одеялом или покрывалом, то просматривался пол. Для украшения и маскировки под покрывало заправляли подзор. Подзор – это декоративная деталь, украшающая постель в крестьянском жилище. Представляет собой полосу ткани с вышивкой или кружевом, пришиваемую к одному из длинных краев простыни так, что при застеленной постели подзор остается открытым и свисает над полом.

24 слайд

Описание слайда:

В давние времена пряжу для вязания не покупали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечьей шерсти. Эту шерсть расчёсывали чесалкой, специальным инструментом с «ежиком» длинных острых деревянных иголок. Получали вычесанный от мусора пучок шерсти, который назывался куделей. Для ручного прядения пряжи использовалось веретено - деревянная точёная конусообразная палочка. *

25 слайд

Описание слайда:

Позже появилась прялка, которая была особой гордостью хозяек. Прялка состоит из узкой вертикальной ножки, на верхнем конце которой находится лопасть, на которую привязывается куделя и горизонтальной ножки (донце), где сидит пряха. *

26 слайд

Цель: формировать у учащихся интерес к изучению прошлого своей Родины; воспитывать у детей эмоциональ - оценочное отношение к действительности, развивать кругозор, мышление, воображение.
Жизнь наших предков изучает наука история. Все то, что может рассказать о прошлом людей, называется историческими источниками.
.Бесценны старинные рукописные и печатные книги, письма, воспоминания,хозяйственные записи людей, указы правителей. А также - летописи: рукописные книги, в которых описывали жизнь наших предков и известные им события по годам-летам
Это надписи, дающие возможность изучать события прошлого. Старинные надписи и рисунки находят на посуде, монетах, оружии, на стенах древних строений и пещер.
Это орудия труда, домашняя утварь,оружие, монеты. одежда, украшения – все,что сделано руками человека.
Человеческая память коротка. Но есть еще и другая память. Она называется культурой. Культура сохраняет правила, обычаи, традиции, которые передаются через песни, сказания, предания – то, что называется устным народным творчеством. Источником исторических знаний является и твой родной язык.
О прошлом народа можно узнать из устных преданий, былин, сказок, песен, поговорок.
Чтобы выжить, нащи предки приспосабливались к природным условиям. Они охотились и бортничали. Охотились с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали каменные топоры и пращи-ремни для метания камней.
Из стеблей трав шили легкую одежду. Из дикого льна, конопли, крапивы получали тонкие и прочные волокна. Из нитей ткали полотно.Выбеливали его под солнечными лучами.
СССвященным был у наших предков ОГОНЬ.
И наступил 980 год. На киевский престол взошел молодой князь Владимир. И повелел он установить на холме возле княжьего двора идолов деревянных, тем самым признав на великой Руси Пятибожие
Ветер, ветрило,Из семи-старший брат,Ты не дуй со гнилого угла,Ты полей дождем с запада.Ты подуй-ка теплым теплом,Сослужи службу роду нашему,Пригони дожди добрые,Пахарям – радость,А тебе буйному – на славу!
Использовали наши предки и обереги от разных несчастий.
ОДЕЖДУ, ПРЕДМЕТЫ БЫТА УКРАШАЛИ ЗНАКАМИ СОЛНЦА, ЗЕМЛИ, РАСТЕНИЙ.
ВЕРИЛИ В ДОБРЫХ И ЗЛЫХ ДУХОВ.
МасленицаКолядкиСвяткиИван Купала и др.
Позже у разных народов появились веры в людей, оставивших учения о том, как надо жить в обществе.
Христианство – вера в учение Христа.
Буддизм -
вера в учение Будды
Мусульманство – вера в учениеПророка Магомета
веры призывают к добру
Все веры призывают к добру. Учат, если обидишь кого, то будет тебе несчастье. А если сделаешь добро и тебе будет добро от других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители" Тема: Наши предки – древесные жители.

Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители". Тема: Наши предки – древесные жители. Цель: формирование у учащихся новых понятий: сходство и различие человека и обезьян.На уроке исп...








Перуанские индейцы для запоминания придумали узелковое письмо – кипу. Это толстая веревка, к которой в виде бахромы подвязывались разноцветные шнуры разной длины и толщины. Узлы на шнурках завязывались простые, двойные, тройные, и располагались они то на конце шнурка, то почти у самой веревки.




При раскопках городов учёных заинтересовали кусочки берёсты, верхнего слоя берёзовой коры. Они оказались грамотами XΙ века. Буквы не писали, а выдавливали заострёнными палочками из кости или дерева. Берестяная связка мальчика Онфима. Тетради семилетнего школьника. Там и азбука, и упражнения для чтения по складам, и разные рисунки.


Американские индейцы покрывали изображениями шкуры животных Сырую шкуру – козью, овечью или телячью – вымачивали в воде, чтобы размякла. Потом соскабливали ножом мясо и вновь вымачивали, добавив золу. После этого шерсть снималась специальным скребком. Затем шкуру сушили, растянув на специальной раме, выглаживали, натирали мелом и полировали. Получалась тонкая, чуть желтоватая кожа, одинаково ровная и чистая с обеих сторон.






Бревно очищается от коры Размалывается в древесную массу Массу просеивают и промывают Взбивают в специальной машине, смешивают с водой и отправляют в бумагоделательную машину. Вода уходит из массы через сито, остаток воды удаляется с помощью насоса, сито вибрирует и волокна сцепляются между собой. Влажная масса проходит под круглым валиком, спрессовывающим её в гладкий лист. Лист проходит под множеством валиков, разглаживается, сушится.




Листья ананаса - Вьетнам. Эйхорния - водный гиацинт (сорняк, разрастается в пресноводных водоемах) - Индия. Отходы тростника - Куба. Древесные листья – Венгрия. Из ревеня – лист бумаги – школьница из Дании. Макулатура – старые, ненужные газеты и другая бумага. Новая бумага из макулатуры очень прочная, красивая, белого цвета, а самое главное – она позволит сберечь огромное количество первосортной, прежде всего хвойной древесины.


ВЫВОДЫ: 1.До изобретения бумаги люди использовали для письма различные средства и способы. 2.Мы узнали, что бумагу начали делать в Китае, около 2000 лет назад из древесины. 3. Мы познакомились с тем, как изготавливают бумагу сейчас. 4.Собрав коллекцию видов современной бумаги, мы узнали, как она называется и где применяется.


ЛИТЕРАТУРА 1.Ивич А. Приключения изобретений: Научно-художественные рассказы / Рис. А. Файдель; Оформ. В.Любин. – М.: Дет.лит., – 176 с.: ил. 2.Крутецкая В.А. Доклады и сообщения по русскому языку для младших школьников. – СПб.: Издательский Дом «Литера», – 80 с.: ил. – (Серия «Начальная школа»). 3.Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. Для младшего школьного возраста. Изд. – «Малыш», Паль Р. Человек придумал книгу. – М.: Сов. Россия, – 336 с.: ил. 5.Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Компания «Ключ – С» Филологическое общество «СЛОВО» Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. АСТ Москва Т. 9,6,1,4 6. Книга: Энциклопедия / Редкол.: И. Е. Баренбаум, А. А. Беловицкая, А. А. Говоров и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, – 800 с.: ил. 7. Советский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, – 1600 с. 8. Словарик книголюба // Горбачевский Б. С. В стране книголюбов. – М., – С Юному книголюбу: Словарь-справочник / Под ред. И. Я. Линковой. – М.: Книга, – 192 с.



Понравилась статья? Поделитесь ей