Контакты

Сущность национальной экономики народнохозяйственный кругооборот. Народнохозяйственный оборот с государством и внешним миром. Основные макроэкономические показатели

Макроэкономика: предмет и методы изучения, принципы макроэкономического анализа. Основные макроэкономические агенты: домохозяйства, фирмы, государство, иностранный сектор.

Макроэкономика - раздел экономической науки, посвященной изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом.

Цель макроэкономического анализа: выявление результатов функционирования национальной экономики в целом. В макроэкономике исследуются факторы, определяющие национальный доход, уровень безработицы, уровень цен, темп инфляции, состояние государственного бюджета и платежного баланса страны, темпы экономического роста.

Объект изучения макроэкономики: сводные, обобщающие показатели по всему народному хозяйству, такие как национальное богатство, ВНП, ВВП, НД, суммарные государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении. Одновременно макроэкономика изучает и исследует средние по стране экономические показатели, такие как средние доходы, средняя заработная плата, уровень инфляции, безработица, занятость, производительность труда, размер национального богатства.

Предмет макроэкономики: обобщающие показатели роста, темпы увеличения или уменьшения величин, характеризующих экономику страны, и происходящие в ней экономические процессы.

Важно различать макроэкономический анализ ex post, или народнохозяйственное (национальное) счетоводство, и анализ ex ante - макроэкономику в собственном смысле этого слова.

В рамках национального счетоводства определяются значения макроэкономических параметров прошедшего периода с целью получения информации о том, как экономика функционировала и каковы достигнутые результаты. Эта информация служит для определения степени реализации намеченных целей, выработки экономической политики, сравнительного анализа экономических потенциалов различных стран.

Анализ ex ante представляет собой прогнозное моделирование экономических явлений и процессов на основе определенных экономических явлений и процессов на основе определенных теоретических концепций. Цель анализа ex ante - определить закономерности формирования макроэкономических параметров.

Общие методы и принципы макроэкономического анализа:

  • абстрагирование, (использование моделей для исследования и объяснения экономических процессов и явлений);
  • сочетание методов дедукции и индукции;
  • сочетание нормативного и позитивного анализа;
  • использование принципа «при прочих равных условиях», предположение о рациональности поведения экономических агентов и др.

Особенность макроэкономического анализа состоит в том, что его важнейшим принципом выступает

агрегирование. Это означает, что в макроэкономике используются только агрегированные показатели. Агрегирование - укрупнение экономических показателей посредством их объединения в единую группу. Агрегированные показатели представляют обобщенные, синтетические измерители, объединяющие в одном общем показателе многие частные. Так, например, макроэкономический взгляд на народное хозяйство различает в нем лишь четыре экономических субъекта: сектор домашних хозяйств, предпринимательский сектор, государственный сектор и заграницу. Каждый из этих секторов представляет собой совокупность реальных хозяйственных субъектов.

Основные макроэкономические агенты:

1) Домохозяйства – это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация полезности. Они являются в экономике:

  • собственником экономических ресурсов (труда, земли, капитала и предпринимательских способностей). Продавая экономические ресурсы, домохозяйства получают доходы, большую часть которых они тратят на потребление (потребительские расходы)
  • основным покупателем товаров и услуг. Оставшуюся часть дохода домохозяйства сберегают
  • основным сберегателем или кредитором, т.е. обеспечивают предложение кредитных средств в экономике.

2) Фирмы (business firms) - это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация прибыли. Фирмы выступают:

  • покупателем экономических ресурсов, с помощью которых обеспечивается процесс производства
  • основным производителем товаров и услуг в экономике. Полученную выручку от продажи произведенных товаров и услуг, фирмы выплачивают домохозяйствам в виде факторных доходов.
  • инвесторами, т.е. покупателями инвестиционных товаров и услуг.
  • основным заемщиком в экономике, т.е. предъявляют спрос на кредитные средства для финансирования своих инвестиционных расходов.

(Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор экономики).

3) Государство (government) –это совокупность государственных учреждений и организаций, которые обладают политическим и юридическим правом воздействовать на ход экономических процессов, регулировать экономику. Основная задача государства – ликвидация провалов рынка и максимизация общественного благосостояния, оно выступает

  • производителем общественных благ;
  • покупателем товаров и услуг для обеспечения функционирования государственного сектора и выполнения своих многочисленных функций;
  • перераспределителем национального дохода (через систему налогов и трансфертов);
  • в зависимости от состояния государственного бюджета - кредитором или заемщиком на финансовом рынке. регулятором и организатором функционирование рыночной экономики. (Частный и государственный сектора образуют закрытую экономику).

4) Иностранный сектор– объединяет все остальные страны мира и является самостоятельным рационально действующим макроэкономическим агентом, осуществляющим взаимодействие с данной страной посредством: а) международной торговли (экспорт и импорт товаров и услуг), б) перемещения капиталов (экспорт и импорт капитала, т.е. финансовых активов).

Добавление в анализ иностранного сектора позволяет получить открытую экономику.

Народнохозяйственный оборот и система национальных счетов.

Народнохозяйственный круговорот – процесс движения экономических благ и денежных средств между субъектами экономики, обеспечивающий поддержание существования каждого из них и всей системы в целом.

Домашние хозяйства поставляют на рынок ресурсов факторы производства, где их приобретают фирмы. Фирмы в ходе производства используют факторы производства в качесвте ресурсов и с их помощью выпускают готовые изделия, которые затем поставляются на развитие производства. Домашние хозяйства на доходы от реализации факторов производства приобретают на рынке продуктов готовые изделия и тем самым получают предметы потребления, необходимые для жизни.

Потоки денег и экономических благ в ходе круговорота всегда равны по величине и направлены противоположно друг другу. Народно-хозяйственный круговорот часто определяют как совокупность бюджетов экономических субъектов и их взаимосвязи.

Аксиома круговорота: величина обращающихся в народном хозяйстве потоков экономических благ неизменна на всех этапах своего движения.

Система национальных счетов - это система взаимосвязанных показателей и классификаций (например, в виде таблиц), применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов страны в условиях рыночной экономики.

Принципы СНС:

§ балансирование доходов и расходов по методу двойной записи

§ стоимостная оценка всех товаров и услуг

§ раздельный учет финансовых и перераспределительных потоков

Основные показатели системы национальных счетов:

§ Национальный продукт (НП) – совокупность обращающихся в народнохозяйственном круговороте экономических благ

§ Валовой национальный продукт (ВНП) - в отличие от ВВП, отражающего совокупную стоимость всех благ, созданных на территории страны, валовой национальный продукт отражает совокупную стоимость благ, созданных только её резидентами, вне зависимости от их географического положения.

§ Валовой внутренний продукт (ВВП) - макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.

§ Национальный доход (НД) – общий доход, полученный поставщиками ресурсов за их вклад в создание ВНП.

§ Валовой национальный доход (ВНД) - представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны за тот или иной период в связи с их прямым или косвенным участием в производстве ВВП своей страны и ВВП других стран. Таким образом, ВНД больше ВВП на сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны из-за границы (за вычетом первичных доходов, выплаченных нерезидентам). К первичным доходам относятся оплата труда, прибыль, налоги на производство, доходы от собственности (проценты, дивиденды, рента и т. д.).

§ Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД) - отличается от ВНД на сальдо текущих перераспределительных платежей (текущих трансфертов), переданных за границу или полученных из-за границы. Эти трансферты могут включать гуманитарную помощь, подарки родственников, получаемые из-за границы, штрафы и пени, выплачиваемые резидентами за границей. Таким образом, ВНРД охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного распределения доходов. Он может быть определен путем суммирования валовых располагаемых доходов всех секторов экономики. ВНРД делится на расходы на конечное потребление и национальное сбережение.

Показатели экономической деятельности и методика их расчета:

ВВ - Валовый выпуск = ВВ продукции + ВВ услуги

ПП - Промежуточное потребление

ВДС - Валовая добавленная стоимость = ВВ - ПП + НДС + ЧНИ

ВВП - Валовый внутренний продукт = ∑ВДС = ∑ВВ - ∑ПП + ∑НДС + ∑ЧНИ = ∑ВДС отраслей = ∑ВДС секторов

НДС - Налог на добавленную стоимость

ЧНИ - Чистый налог на импорт

ЧНП - Чистый налог на продукт

ЧВП - Чистый внутренний продукт = ВВП - ПОК

НД - Национальный доход = ВВП - ПОК

ПОК - Потребление основного капитала

ВПЭ - Валовая прибыль экономики = ВПЭ отраслей + ВПЭ секторов

ЧПЭ - Чистая прибыль экономики = ВПЭ - ПОК = (ВВ - ПП) - (ОТ + ЧН + ПОК)

РНД - Располагаемый национальный доход = ЧНД + ЧТТ

ВРНД - Валовый располагаемый национальный доход =∑ВРНД секторов = ВНС + КП

ЧНРД - Чистый национальный располагаемый доход = ВРНД - ПОК

КП - Конечное потребление

ВНС - Валовое национальное сбережение = ВРНД - КП

Сб - Сбережение = Дт - Рт

Дт - Доходы текущие

Рт - Расходы текущие

ЧТТ - Чистые текущие трансферты из-за границы

ЧНС - Чистое национальное сбережение = ВНС - ПОК

П - Продукты

У - Услуги

Основные вопросы

Лекция 8. Общественное воспроизводство

Основні поняття

Світове господарство, індустріальні країни, перехідна економіка, індекс людського капіталу, міжнародні економічні відносини, міжнародний поділ праці, міжнародне кооперування, міжнародна спеціалізація, транснаціональні корпорації, транснаціональні банки, глобалізація.

1. Макроэкономика – особый раздел экономической теории.

2. Экономический кругооборот.

1. Макроэкономика – особый раздел экономической теории

Макроэкономика является важнейшим разделом экономической теории, в котором исследуется функционирование национальной экономики как единого целого, на уровне агрегированных показателей. Макроэкономика изучает общий уровень национального объема производства, безработицы и инфляции, факторы и результаты экономики страны в целом.

Как самостоятельное научное направление макроэкономика стала формироваться с начала 30-х годов Джоном Мейнардом Кейнсом (1883-1946). Идеи, сформулированные Дж.Кейнсом, были развиты его последователями – Дж.Хиксом, А.Хансеном, П.Самуэльсоном.

Общественным воспроизводством называют процесс непрерывного самоподдержания и самовозобновления экономической активности в рамках отдельной страны или мирового хозяйства в целом.

Макроэкономический подход направлен на изучение совокупности взаимосвязанных производителей и потребителей товаров и услуг. Он оперирует такими агрегированными понятиями, как макроэкономические потребности, блага, ресурсы и результаты; национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, общий уровень цен, темпы инфляции, уровень безработицы, темпы экономического роста и т.д. Основные субъекты рыночной экономики также рассматриваются как агрегированные совокупности.

Макроэкономические проблемы : анализ экономических деловых циклов; взаимодействие инфляции и безработицы; оптимальный объем совокупного производства; взаимодействие реального и денежного секторов экономики; анализ торгового баланса страны; взаимосвязь национальных рынков внутри страны и с иностранным сектором экономики; достижение эффективной макроэкономической политики государства.

Макроэкономические цели : устойчивый экономический рост; полная занятость; экономическая эффективность; стабильный уровень цен; экономическая свобода; справедливое распределение доходов; экономическая обеспеченность; равновесие международного экономического обмена страны с другими странами.

Построение макроэкономических моделей базируется на учете основных видов функциональных взаимосвязей в экономике:



Поведенческих, отражающих типичные предпочтения экономических субъектов;

Технологических, выражающих те связи между экономическими показателями, которые определяются утвердившимися в обществе методами организации производства, уровнем использования достижения НТП и т.д.

Дефиниционных, характеризующих содержание рассматриваемых понятий, даваемое им по определению;

Институциональных, с помощью которых учитываются связи между рассматриваемыми показателями и параметрами, формируемые государственными институтами.

Теоретической основой анализа воспроизводства является концепция народнохозяйственного кругооборота. Модель народнохозяйственного кругооборота – это модель экономической системы, описывающая потоки товаров и услуг, которыми обмениваются экономические субъекты, сбалансированные потоками денежных платежей. Различают три основные модели кругооборота.

Одной из простейших моделей является модель кругооборота в закрытой экономике без участия государства, в которой участвуют только домашние хозяйства и фирмы (рис. 16.1). С точки зрения воспроизводства важно подчеркнуть, что между основными субъектами рыночной экономики (фирмами и домохозяйствами) происходит постоянный обмен благами и деньгами. Доходы одних субъектов одновременно являются расходами других экономических субъектов.


Рис. 16.1. Модель народнохозяйственного кругооборота в закрытой экономике без участия государства

На схеме видно, что от домашних хозяйств через рынок факторов фирмам поступают услуги факторов производства, а от фирм к домашним хозяйствам через рынок благ поступают различные блага. Расходы фирм на ресурсы в то же время выступают как доходы домашних хозяйств, а поток потребительских расходов составляет доход фирм от продаж готовой продукции. Потоки «доходы-расходы» и «ресурсы-блага» совершаются одновременно в противоположных направлениях и постоянно возобновляются. Из модели видно, что суммарная величина продаж фирм равна суммарной величины доходов домашних хозяйств.

Основной вывод из модели: для закрытой экономики, т.е. без каких-либо связей с внешним миром, без государственного вмешательства величина общего объема производства равна суммарной величине денежных доходов домашних хозяйств.

При вмешательстве государства в закрытую экономику модель кругооборота усложняется и приобретает следующий вид (рис. 16.2). Как видно из модели государство становится посредником между домохозяйствами, фирмами и рынками. Вмешательство государства в процесс воспроизводства вносит существенные коррективы в реальные и денежные потоки.

Рис.16.2. Модель кругооборота в закрытой экономике с участием государства

Государство участвует в регулировании экономики тремя основными способами: через налоги (Т); через государственные закупки (G); через займы.

Модель кругооборота с участием заграницы характеризуется следующими особенностями: в модели появляется внешний мир (заграница); нарушается равенство суммарной величины продаж фирм суммарной величине доходов домашних хозяйств; из потока «доходы-расходы» образуются «утечки» , представляющие собой использование дохода не на покупку произведенной внутри страны продукции, в виде сбережений (S), налоговых платежей (T), импорта (Z); вливаются дополнительные средства в виде «инъекций» , являющихся дополнением к потребительским расходам на продукцию, произведенную внутри страны, в виде инвестиций (I), государственных закупок (G), экспорта (Е).

Фундаментальным понятием экономического кругооборота является бюджет. Бюджет отражает все доходы субъекта и изменение объема его имущества в текущем периоде.

Народнохозяйственный кругооборот есть совокупность бюджетов экономических субъектов в их взаимосвязи. Бюджет будет сбалансирован, если суммарные значения указанных потоков будут равны у всех экономических субъектов. Бюджетное уравнение макроэкономических субъектов:

Домашние хозяйства: Y=C+T+S;

Предприниматели: Y+Z=C+I+G+E;

Государство: G=T+(G-T);

Заграница: Z=E+(Z-E);

- (G-T) – дефицит государственного бюджета;

- (Z-E) – сальдо торгового баланса страны, чистый импорт

Таким образом, реальный и денежные потоки осуществляются беспрепятственно при условии равенства совокупных расходов домашних хозяйств фирм, государства и остального мира совокупному объему производства.

Говоря о народно-хозяйственном обороте, мы ведем речь о движении денежных средств в экономике в течение одного отдельного периода. (Дело в том, что деньги являются универсальной мерой для потоков товаров, услуг, ресурсов и т.д., а значит, величину потоков реальных товаров можно измерять и сравнивать, используя их стоимость.) В течении этого периода рассматриваются способы получения дохода различными участниками экономических отношений и способы расходования полученных доходов. Также речь идет о накоплении национального богатства в ходе народнохозяйственного кругооборота.

Поскольку народнохозяйственный кругооборот строится на основе бюджетов отдельных субъектов экономики, вначале мы рассмотрим способы представления бюджета отдельного экономического субъекта.

Бюджет любого экономического субъекта представляет из себя запись всех доходов и расходов рассматриваемого экономического субъекта за период, на основании которой можно сделать выводы о накоплении или расходовании им своего богатства (имущества). Т.е. бюджет представляет из себя отчет о движении денежных средств отдельного экономического субъекта за год.

Существует четыре способа представления бюджета:

  1. В виде бюджетного уравнения .
  2. В виде таблицы (матрицы) .
  3. В схемы движения денежных средств .
  4. В виде бухгалтерского счета . Фактически, в виде счета доходов и расходов, где доходы выписываются в одной части, а расходы – в другой.

В условиях рыночной экономики все бюджеты взаимосвязаны, так как расходы одного субъекта всегда становятся доходами другого. В результате возникает кругооборот денежных средств. Народнохозяйственный кругооборот – совокупность взаимосвязанных бюджетов экономических субъектов. Как и любой бюджет, народнохозяйственный кругооборот представляется четырьмя способами.

Представление о том, как выглядит народнохозяйственный кругооборот в форме схемы, дает схема макроэкономических связей из предыдущей главы: Из которой можно исключить рынки, а также необходимо добавить сектор имущества .

А для того, чтобы представить народнохозяйственный кругооборот в виде совокупности бухгалтерских счетов, существует система национального счетоводства .

В результате взаимоотношений, складывающихся между макроэкономическими субъектами в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг, в экономике формируются устойчивые денежные потоки1, составляющие в совокупности народнохозяйственный оборот доходов и расходов.
На рис. 3.1 представлено схематичное отображение всех основных денежных потоков. На схеме выделены четыре макроэкономических субъекта (домашние хозяйства, фирмы, государство и заграница), которые выходят на три основных рынка: благ, факторов производства и финансовый рынок.
На рынке факторов производства встречаются домохозяйства и фирмы. Фирмы реализуют по рыночным ценам блага, произведенные с помощью приобретенных у домохозяйств факторов производства, и получают от их продажи доход в размере у.
Так как все полученные фирмами доходы без остатка раскладываются на факторные доходы, то от продажи факторов домашние хозяйства получают доход в размере у.
Домашние хозяйства с полученного дохода уплачивают государству налоги в размере Т, а располагаемый доход (уу = у - Т) распределяют на потребление (С) и сбережение (Б).
Государство взимает с домашних хозяйств налоги в размере Т, и осуществляет государственные закупки в размере С
Взаимоотношения национальной экономики с иностранным сектором отражаются: на рынке благ через показатель чистого экспорта (ЫЕ = Е - 2) и на рынке капитала через показатель чистого экспорта капитала (№СЕ = КЕ - К2).
Взаимосвязь между потоками расходов и доходов отражается в бюджете каждого макроэкономического субъекта. Бюджет будет сбалансирован, если суммарные значения указанных потоков будут равны между собой. На основе схемы, представленной на рис. 3.1, составим бюджеты четырех макроэкономических субъектов.
1 Каждому продуктовому потоку соответствует определенный денежный поток. Продажа товара на рынке благ означает, что производитель получил денежный доход, а покупатель произвел денежный расход. В народнохозяйственном обороте учитываются именно денежные потоки расходов и доходов.
12

В целях упрощения допустим, что экспорт и импорт осуществляется непосредственно между фирмами, в результате отечественные фирмы формируют предложение как отечественных, так и импортных благ.
Тогда бюджет домашнего хозяйства можно представить: у = С + + Т + Б.
Бюджет фирмы: у + 2 = С + 1 + С + Е.
Бюджет государства: О = Т + (О - Т), где (О - Т) представляет собой дефицит государственного бюджета.
Бюджет иностранного сектора: Ъ = Е + (2 - Е),где(2 - Е) представляет собой сальдо торгового баланса, в условиях свободного движения капитала (2 - Е) = ЫКЕ.
Если бюджет не сбалансирован, то это означает, что у данного субъекта произошло изменение в составе имущества: размер имущества уменьшился в случае превышения расходов над доходами и увеличился в случае превышения доходов над расходами.
Если бюджеты сбалансированы, то на основе схемы кругооборота можно сделать некоторые выводы.
13
Весь произведенный национальный продукт будет потреблен, если предложение благ соответствует плановым расходам четырех макроэкономических субъектов:
у(А8) = С + 1 + С + ЫЕ. (3.1)
Данное выражение выступает как основное макроэкономическое тождество. Оно является основой для определения условий равновесия на рынке благ.
Так как полученные факторные доходы за минусом налогов домашние хозяйства направляют на потребление и сбережение, то можно записать:
у» = у_х = С + 8 (32)
Объединив выражения (3.1) и (3.2), после некоторых преобразований получим:
8-1 = (С-Т) + ЫЕ. (3.3)
Выражение (3.3) показывает, что в сбалансированной экономике превышение сбережений над инвестициями равно сумме дефицита государственного бюджета и сальдо торгового баланса. Кроме того, оно постулирует, что каждый экономический субъект, допускающий превышение расходов над доходами, должен оплатить свои избыточные расходы. Следует отметить, что в реальной практике большинства стран абсолютным кредитором являются домашние хозяйства, а абсолютным должником - государство.

Еще по теме 3.2. Модель народнохозяйственного оборота:

  1. Гла ва II Воспроизводство на народнохозяйственном уровне
  2. Глава 3. Система макроэкономических взаимосвязей. Народнохозяйственный
  3. Глава 2 ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ. НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КРУГООБОРОТ

Модель народнохозяйственного кругооборота - это модель эконо­мической системы, описывающая потоки товаров и услуг, которыми обмениваются экономические субъекты, сбалансированные потоками денежных платежей.

В теории макроэкономики различают три основные модели круго­оборота.

Модель кругооборота в закрытой экономике, в которой участвуют только две группы экономических субъектов: домашние хозяйства и фирмы (рис. 2.1).

В этой модели отсутствуют государство и внешний мир, т. е. пред­полагается замкнутая экономическая система, где доходы одних эко­номических субъектов показываются как расходы других экономиче­ских субъектов. Например, расходы фирм на ресурсы в то же время выступают как доходы домашних хозяйств, а поток потребительских расходов составляет доход фирм от продажи готовой продукции. Мо­дель предполагает, что объем продаж фирм равен объему доходов до­машних хозяйств. Потоки «доходы-расходы» и «ресурсы-продук­ция» совершаются одновременно в противоположных направлениях и постоянно возобновляются.

Чтобы в данной модели наблюдалось равновесие, необходимо сле­дующее:

а) национальный доход должен быть равен расходам на его приоб­ретение:

У = потребительские расходы + плановые ивдестиции;

Если же кроме запланированных инвестиционных расходов существуют неплановые инвестиции, то экономическая система вы­ходит из равновесия;

б) соблюдение тождества инвестиций и сбережений на финансовом рынке:

С + I = С + S или I = S, поскольку расходы на ВНП и дохо­ды, полученные в результате его производства, равны.

Государство участвует в регулировании экономики тремя основны­ми способами (рис. 2.2.):

а) собирает налоги и осуществляет социальные выплаты определен­ным категориям граждан: тем, кто «еще» не работает (например, стипендии), и тем, кто «уже» не работает (пенсии, пособия). На­логи государство собирает и с предприятий, и с отдельных граж­дан, но в модели кругооборота предполагается, что экономические субъекты разделены по функциональному назначению и собственникки фирм, уплачивающие налоги, находятся в сфере домохозяйства. Поэтому домохозяйства уплачивают налоги, получая трансферты, разница между ними образует чистые налоги;

б) выступает в качестве покупателя на рынке благ, где осуществля­ются государственные закупки товаров и услуг. Государственные закупки - это закупки на строительство и со­держание школ, дорог, армии и государственного аппарата управ­ления. Помимо затрат на товарном рынке государство осуществля­ет расходы на оплату труда государственных служащих, поэтому эти расходы также входят в государственные закупки;

в) оказывает косвенное воздействие на экономику, регулируя коли­чество денег в экономике. Государственные расходы по закупке и налоги, как правило, не совпадают по величине. Разница между чистыми налогами и государственными расходами образует сбережения государства. Если сбережения государства - величина положительная, то они составляют бюджетный избыток, если отрицательная - бюджетный дефицит, который может быть про­финансирован эмиссией денег или облигаций."

Сбережения государства, как и сбережения домохозяйств, направ­ляются в сектор имущества.

Модель кругооборота с участием заграницы.

Иностранный сектор связан с экономи­ческой системой тремя способами:

а) через импорт товаров и услуг;

б) через экспорт товаров и услуг;

в) через международные и финансовые организации.

В рыночной экономике расход одного субъекта является доходом другого субъекта, и наоборот. В связи с этим все бюджеты экономиче­ских субъектов взаимосвязаны, а в экономике страны возникает кру­гооборот денег. С этих позиций кругооборот представляет собой сово­купность бюджетов всех экономических субъектов в их взаимосвязи.

Народнохозяйственный кругооборот может быть представлен четырьмя способами.



Понравилась статья? Поделитесь ей