Контакты

Путешествие в мир растений окружающий 3. Путешествие в мир растений. С коробочкой – крошкой да с бурой ножкой

Нас окружает зеленый мир растений. Без них мы не могли бы существовать. Еще первобытный человек интересовался растительным миром. Познавая окружающий мир, он извлекал из него большую пользу для себя. Одни растения люди использовали для приготовления пищи, другие – для постройки жилья, третьи – для изготовления орудий труда, четвертые – для украшения помещений или для лечения различных болезней. Хлеб, фрукты, овощи и многое другое, без чего человек не может обойтись, получают из растений. Постепенно человечество накапливало знания о жизни растений, которые послужили основой создания науки о жизни растений – ботаники. Основоположником ботанической науки считают древнегреческого ученого натуралиста Теофраста, живущего в годах до н.э. Он был учеником и последователем знаменитого мыслителя Аристотеля. Теофраст впервые выделил ботанику в самостоятельную науку, отделив ее от зоологии. Он первым систематизировал и объединил разрозненные наблюдения о жизни растений и результаты практики в единую систему ботанических знаний.


Общая ботаника Анатомия растений (о внутреннем строении) Морфология растений (о внешнем строении) Физиология растений (о процессах, происходящих в растениях) Систематика растений (о естественной классификации организмов) География растений (о распределении растений на земном шаре) Экология (о взаимоотношениях между растениями и окружающей средой) Селекция (об улучшении существующих сортов и выведении новых) Геоботаника (о строении и значении растительных сообществ) Генетика растений (о наследственности и изменчивости организмов) Ученых интересовали не только общие вопросы ботаники, а и отдельные стороны жизни растений. Поэтому общую ботанику стали делить на частные науки. В настоящее время о жизни растений известно очень много, но это не значит, что все вопросы уже решены. Ученые-ботаники заняты решением многих проблем изучения растительного покрова планеты. Каждый день они приоткрывают дверь в таинственный и увлекательный мир растений, узнают много интересного. Многие из нас и не догадывались, насколько разнообразны бывают растения. Давайте совершим небольшую экскурсию в этот интересный и загадочный мир.


Одним из самых «толстых» деревьев в мире считается африканский баобаб (Adansonia digitata, из семейства бомбаксовых). Диаметр ствола самого крупного из описанных баобабов составлял около 9 м. Однако диаметр у обычного съедобного европейского каштана (Castanea sativa, семейство каштановых), растущего на горе Этна в Сицилии, в 1845 г. имел ствол в 64 м в обхвате, что составляло около 20,4 м в диаметре. Возраст этого великана оценивался в 3600–4000 лет. В Мексике растут гигантские водные кипарисы (Taxodium mucronatum) – голосеменные растения из порядка кипарисовых, с диаметром ствола от 10,9 до 16,5 м. Баобаб Одна африканская легенда гласит: Когда Бог сотворил баобаб, то посадил его во влажную почву вблизи от реки. Однако дерево стало жаловаться на сырость, и Бог пересадил его на вершину горы. К несчастью, и там ему не понравилось. Тогда Господь разгневался, вырвал баобаб из земли и выбросил. Дерево упало на сухую почву саванны и с тех пор растет там корнями вверх. В каждой сказке есть доля правды. Действительно, в саваннах Африки растет необычное дерево - баобаб. Когда в сухой сезон с него опадает листва, вид у баобаба становиться совершенно фантастический, на первый взгляд создается впечатление, что он растет вверх корнями.


В баобабе странно все: цветы на нем появляются тогда, когда нет листьев. На длинных цветоножках с голых ветвей свисают шарики - почки, которые раскрываются вечером или ночью. Появляются большие белые цветки с сильным ароматом. Крупные, будто восковые цветки источают странный аромат, немного напоминающий запах мускуса. Впервые баобаб зацветает на восьмом – десятом году жизни. На старом баобабе за ночь распускается больше ста цветков. Их сладкий нектар привлекает лемуров галаго и летучих собак-крыланов. На запас в предвкушение пиршества слетаются летучие мыши, они и опыляют цветы, вылизывая нектар, переносят пыльцу. Утром цветки увядают. Скоро пожелтеют и опадут листья, а плоды созреют только к разгару засушливого сезона. Овальные черные плоды баобаба длиной 50 см и шириной до 30 см висят на длинных плодоножках. Они покрыты толстой мохнатой кожурой, а изнутри заполнены мякотью с множеством мелких зернышек. Мякоть имеет приятный сладковатый вкус, и из нее туземцы делают напиток, похожий на лимонад. Из серых листьев баобаба готовят салаты, а сушеные используют на приправу. БАОБАБ - дерево семейства бомбаксовых, характерное для саванн Африки. Ствол в окружности до 25 м (иногда до 40 м). Живет до 5 тыс. лет. Плоды съедобны. Из волокон коры изготовляют веревки и грубые ткани. Разводят в тропиках. Баобаб


Самые большие листья с цельной пластинкой имеет амазонская кувшинка – виктория амазонская (Victoria amazonica, синоним – Victoria regia, из семейства кувшинковых). Их диаметр достигает 2 м, а максимальная «грузоподъемность» при равномерной нагрузке – 80 кг. Они, как громадные сковороды, загнуты по краям, имеют толстые жилки, в углублениях между которыми задерживаются пузырьки воздуха. Огромных размеров лист достигает не за счет увеличения числа клеток, а за счет роста каждой клетки. В цветках многих тропических растений во время цветения возникает высокая температура. Например, в середине цветка травянистого растения арума температура достигает С. Такое явление наблюдается и у цветков известного тропического растения виктории регии. При дыхании в цветках этих растений выделяется много тепла. В сердце цветка очень тепло


В семействе Нимфейные (Nymphaeaceae), роде Виктория (Victoria) всего два вида: Виктория амазонская (Victoria amazonica, синоним Виктория регия) и Виктория Круца (Victoria cruziana). Оба эти вида распространены в тропической Южной Америке. Виктория амазонская встречается по реке Амазонке и её притокам от 3 до 15 градусов южной широты, в Суринаме, Бразилии, Боливии. А Виктория Круца распространена в бассейне реки Парана в Парагвае, Аргентине, Уругвае. В коллекции Санкт-Петербургского ботанического сада виктория выращивается с 1864 года. Причём самое интересное, что ежегодно в бассейн специально построенной для этого оранжереи высаживаются новые растения, выращенные из семян. Посевная начинается в конце января. Так что растениям, которые вы видите на снимках, примерно пять месяцев "от роду". В разгар цветения садоводы проведут искусственное опыление цветков и к осени созреют новые семена.


Это ещё не распустившийся бутон Случилось это, как сказывают старые ведуны, на заре мира в одном первобытном племени, в середине года, когда двуполое божество Луны было в мужском облике. Дивные грезы о божественном супруге околдовали светлокожую, золотоволосую красавицу Найу, дочь почтенного вождя племени. Мудрецы сказывали, что поцелуи двуполого божества претворяли в свет тела избранных девственниц, бледнел от его прикосновений алый цвет девичьей крови. А божество скрывалось, унося счастливых возлюбленных в сладострастных объятьях, а потом покидало своих невест, уже лишенных смертной оболочки, на брачном ложе высоких облаков. Так рождались звезды. Страстно мечтала Найа избавиться от грубой земной плоти ради вечного божественного бытия на небе. Ночами бежала она за лунным лучом, но все время обманывалась: стоило ей подняться на одну вершину, а ее легконогий возлюбленный уже склонялся над соседней, и с каждым разом он казался ей пленительнее прежнего. В тоске и мучениях увядала Найа. Ведуны даже пробовали излечить девушку, искусно готовили для нее неведомые любовные напитки, заговаривали хворь. Но ничто не помогало. Ничто не могло излечить от любовного недуга. Найа жила одной лишь надеждой на то, что Луна откликнется на ее мольбы, на ее страсть. Все ночи напролет проводила безумная девушка среди холмов, то распростершись на залитых лунным светом склонах, то карабкаясь вверх, то срываясь порой с откоса, и смеясь, и рыдая, а иногда напевая что-то в бреду. Бразильская сказка поможет по-другому взглянуть на эти фотографии.


Однажды, когда безумие совсем затуманило ее рассудок, увидала Найа в безмятежно спокойном зеркале горного озера искрящийся образ своего возлюбленного. Влекомая любовью и безумием, обманутая отражением вечно ускользающего возлюбленного, кинулась она в озеро, простирая в тоске руки, чтобы обнять наконец своего желанного. Много дней потом в сумрачных лесах бесплодно искали пропавшую Найу люди ее племени. Но в те времена боги были добры и милостивы. И потому породившая реки, рыб и водные растения Луна пожелала вознаградить девушку за страшную жертву. Нет, двуполое божество не вознесло ее на небо, а превратило в "звезду вод", претворив лилию ее души в царственный цветок, дивную торжественную песнь красоты и аромата. Тот же бутон, ещё поднимающиеся к поверхности бутоны, молодой лист и уже отцветший, уходящий под воду и закрывшийся навсегда цветок.... Из белоснежного, измученного тела несчастной индианки возникло таинственное растение; безграничная чистота любящей души распустилась огромным благоухающим цветком, а боль, терзавшая бедную девушку, стала шипами, охраняющими его. Щедрый творец увеличил, как только возможно, листья гигантской водяной лилии, чтобы она могла полнее чувствовать ласки лунного света, нежные прикосновения своего возлюбленного.




Среди цветковых растений самое продолжительное цветение наблюдается у тропических орхидей. Так, у некоторых из них красивые цветки радуют глаз на протяжении и даже 90 дней. Нет более удивительных и таинственных растений на земле, чем орхидеи. Орхидеи ведут самый странный образ жизни. Большинство тропических видов растут на деревьях, используя их в качестве опоры и поднимаясь по их стволам над землей в борьбе за свет. Другие поселяются на отвесных скалах, проникая корнями в трещины между камнями, где скапливаются влага и гниющие растительные остатки. Некоторые австралийские орхидеи вообще ведут подземный образ жизни, они никогда не прорастают над поверхностью земли, даже их цветки опыляются подземными насекомыми. Среди всех цветковых растений орхидеи имеют самые мелкие и многочисленные семена, которые в природных условиях прорастают только при помощи микоризных грибов, проникающих в семя в момент прорастания.


«Божественно прекрасные» – примерно так можно перевести на русский язык слово «орхидеи». Пусть этот перевод не точен с точки зрения лингвистики, но он как нельзя лучше подходит этим необычайно красивым цветам. Даже среди яркой растительности тропических лесов они выделяются своей оригинальной формой, экзотическими оттенками, своеобразным ароматом. За все это еще в древние времена аборигены обожествляли орхидеи, поклонялись им, использовали в ритуалах, считая их загадочными и магическими растениями.


Семейство орхидей насчитывает 35 тысяч видов, так что на их долю приходится почти седьмая часть всех цветов на земле. Растут они почти везде - в джунглях и в горах, на ветвях деревьев и на голых скалах, на земле и в воде. Есть даже два вида орхидей, которые всю свою жизнь проводят во тьме - они растут и цветут под слоем земли. Самая замечательная часть этих растений – это, бесспорно, их прекрасные цветки. Если нецвету щ ие орхидеи еще можно принять за ирисы или лилии, то, как только появляются цветки, их уже не спутаешь ни с какими другими растениями. Поразительно разнообразны орхидеи по форме и окраске. Среди красных, оранжевых, желтых, зеленых, лиловых, коричневых, белых и синих соцветий можно найти похожие на пчел и ос, бабочек и мотыльков, лебедей и голубей, лягушек и ящериц. Самое маленькое растение уместится в наперстке, а самое большое, вьющееся, достигает 30 метров. Широкий диапазон окраски цветков – от ослепительно-белого и нежнейшего розового до ярко- зеленого, темно-багрового и почти черного – обогащается еще и различными сочетаниями цветов. Встречаются пятнистые, полосатые и замысловато раскрашенные цветки. В Мексике, например, растет орхидея бычья голова, напоминающая голову животного с темными завитыми рогами. У другой орхидеи – серапиаса язычкового – из цветка наружу высовывается длинный ярко-алый язык. Цветок офриса пауконосного похож на большого темного паука; качающийся в ветвях, он способен испугать и человека. Орхидеи рода офрис вообще большие «затейницы»: они научились ловко имитировать бабочек, шмелей и даже комаров. Есть и такиевиды, цветки которых можно спутать с белоснежными голубями или сверкающими колибри.


Цветки орхидей удивляют нас не только своими красками, но и формой. Они состоят из шести лепестков, расположенных в два круга. Три лепесточка наружного круга почти одинаковы, а у трех внутренних средний очень сильно отличается от других. За такую неправильную форму Гете назвал орхидеи уродливыми лилиями. Конечно, можно не согласиться со столь нелестным эпитетом, но с тем, что лилии – ближайшие родственницы орхидей, не поспоришь. Лилии – строгие красавицы, их шестилепестковый цветок считают образцом гармонии и математической правильности. Он имеет много осей симметрии, тогда как цветки их экстравагантных родственниц имеют всего одну.




Самое маленькое дерево - арктическая ива - в высоту не более нескольких сантиметров, а самая высокая трава в мире - бамбук, который достигает в высоту до нескольких десятков метров. Различают около шестисот видов бамбука. Это уникальное растение за сутки вырастает на 70 см, а иногда и больше. Так, например, вьетнамский бамбук вырастает за 24 часа на 2 метра. Бамбуки растут так быстро, что это можно услышать: рост бамбука сопровождается приглушенным шелестом и потрескиванием. Стебли некоторых видов бамбука вырастают до 46 метров при толщине см, а яванский бамбук достигает высоты до 51 метра. Сотни миллионов людей на побережье Тихого океана не представляют себе жизнь без этого растения, которое служит им пищей, дает одежду и обувь, строительный материал и лекарство, лакомство и пиво. Первые два-три года древесина бамбукового стебля достаточно мягкая, лишь потом она желтеет и становится настолько твердой, что из нее изготовляют мечи, не уступающие по прочности стальным. Когда рубят такой бамбук, из-под топора летят искры. Растения цветут нерегулярно, раз в 7, 14, 20, 30 и 39 лет. Все особи одного вида зацветают в одном и том же году, даже если они растут в разных концах света. Вот такое это необычное растение. Бамбук Самой большой скоростью роста обладает один из родственников бамбука – злак листоколосник съедобный (Phyllostachys edulis), в диком виде встречающийся на юге Китая. Ежесуточный прирост побегов этого растения достигает 40 см, т.е. 1,7 см в час. Всего за несколько месяцев листоколосник вырастает на 30-метровую высоту, достигая 50 см в диаметре.


А знаете ли Вы, что… Самые крупные в мире плоды растут на травянистом растении обыкновенной тыквы (Cucurbita pepo) – они могут иметь вес более 92 кг. Больше всего белка в семенах – 61% – содержит бобовое растение люпин (род Lupinus). Однако наряду с белком семена люпина содержат ядовитые алкалоиды, что не позволяет использовать их в питании. Люпин Оно относится к семейству пасленовых, как наши обычные картофель и помидоры. Его цветки и плоды внешне тоже очень напоминают наши помидоры. Но красные (как помидоры) или фиолетовые (как баклажаны) плоды этого растения сладки на вкус. Так как плоды древесного помидора Есть древесные помидоры (тамарилло - tamarillo) происхождением из Бразилии. Но ни на родине, ни в какой другой стране кроме Новой Зеландии, в культуре это растение не встречается. Это небольшое, высотой 2-3 м, вечнозеленое дерево с плоской зонтичной кроной, живущее 8-10 лет. очень нестойки при хранении и не выдерживают длительных перевозок, то вся продукция употребляется на месте, без экспорта. Кроме сахарной свеклы, много сахара получают из сахарного тростника, в мякоти стеблей которого содержится 18% и больше сахара. Есть еще и сахарный клен, произрастающий в Северной Америке, сахарное сорго, выращиваемое в Китае, сахарная пальма, которая растет в Индокитае и на островах Малайского архипелага. К сахароносным растениям можно отнести арбуз и дыню. Существует «конфетное дерево», или «сладкоежка». Плоды этого дерева сидят на мясистых, утолщенных плодоножках, которые содержат в себе много сахара. Употребляют плоды сырыми после их созревания. В листьях стевии Ребо (Stevia rebaudiana) – растения из семейства сложноцветных, родом из Южной Америки, – содержатся гликозиды стевин и ребодин, которые в 300 раз слаще сахара. Плоды древесного помидора


Самым высоким деревом на Земле в настоящее время считается секвойя вечнозеленая (Sequoia sempervirens). Самое крупное из достоверно измеренных в прошлом веке деревьев росло в Национальном парке секвой США, имело высоту 120 м и называлось «Отец лесов». Самая высокая из живущих ныне секвой растет в штате Калифорния. Ее высота в 1964 г. составляла 110 м 33 см. Дерево имеет собственное имя «Говард Либби». Близок по размерам к секвойе вечнозеленой и секвойя дендрон, или мамонтовое дерево (Sequoiadendron giganteum). Самыми высокими цветковыми растениями на Земле являются австралийские эвкалипты (Eucalyptus, семейство миртовых). Самыми высокими эвкалиптами, существующими сейчас, считаются два дерева, относящиеся к виду эвкалипт царственный (Eucalyptus regnans). Один из них имеет высоту 99,4 м, а другой – 98,1 м. Самым « жароустойчивым » сухопутным растением является верблюжья колючка (Alhagi camelorum, из семейства бобовых). Она выносит температуру до +70 о С. Побеги деревьев родов береза (Betula, семейство березовых), тополь (Populus, семейство ивовых) и – из голосеменных – лиственницы (Larix) отличаются большой холодостойкостью. Они способны выдерживать охлаждение до –196 о С. Черенки черной смородины (Ribes nigrum, из семейства крыжовниковых) способны выносить охлаждение до –253 о С, не теряя после оттаивания способности к укоренению. Однако, это потенциальная холодостойкость растений, установленная в условиях лаборатории. На полюсе же холода в северном полушарии березы и лиственницы переносят понижение температуры до –71 о С. Черная смородина


Одна из самых крупных листовых почек (укороченных будущих побегов) – кочан капусты. Вес кочана капусты может достигать более 43 кг. Рекордсменом по площади, занимаемой кроной, считается индийский баньян, или фикус бенгальский (Ficus bengalensis, из семейства тутовых). Этот фикус образует на боковых ветвях большое количество воздушных корней, которые, достигая земли, укореняются и превращаются в ложные стволы. В результате огромная крона дерева держится на корневых подпорках. Самый известный из баньянов растет в ботаническом саду города Калькутты. В 1929 г., когда производились измерения, окружность его кроны превышала 300 м (чуть менее 100 м в поперечнике), а число «стволов» – воздушных корней – достигало 600. Самую плотную древесину, которая в 1,5 раза тяжелее воды, имеет пиратинера (род Piratinera, из семейства тутовых), растущая в Гайяне. Почти такой же плотной древесиной обладает гуайяковое, или бакаутовое, дерево (Guajacium officinale, из семейства парнолистниковых). Плотность ее составляет 1,42 г/см 3. По прочности древесина бакаутового дерева почти не уступает железу. Самым «длинным» деревом на Земле является лиановидная пальма ротанг (род Calamus, семейство пальмовых). Ее общая длина, по разным данным, достигает от 150 до 300 м. Интересно, что диаметр ствола в основании при этом не превышает у ротанга нескольких сантиметров. Стебли ротангов тянутся с дерева на дерево, удерживаясь на растениях-подпорках с помощью крепких шипов, расположенных на средних жилках крупных перистых листьев. Самым старым деревом на Земле считается тоже голосеменное растение – сосна остистая (Pinus longaeva или P.aristata), растущая в горах Восточной Невады. Радиоуглеродный метод анализа показал, что возраст этого дерева составляет около 4900 лет. Одним из самых солеустойчивых наземных растений является солерос (Salicornia europea, из семейства маревых). Он растет на морских побережьях и солончаках при концентрации солей в грунтовых водах до 6%. А его семена всходят даже в 10%-ном соляном растворе.


ПризнакВидМесто произрастанияВозраст, размеры Самое старое дерево Сосна остистая (Pinus aristata) США, Невада, в горах на высоте м лет Самое большое дерево Секвойя дендрон гигантский или мамонтовое дерево (Sequoiadendron giganteum) США, КалифорнияВысота 83 м, окружность 24 м Самое высокое дерево Секвойя вечнозеленая (Sequoia sempervirens) США, КалифорнияВысота м Самое толстое дерево Каштан посевной (Castanea sativa) СицилияОкружность пяти сросшихся стволов в 1875 г 64.2 м, возраст лет Самое быстро-растущее растение Эвкалипт (Eucaliptus deglupta) Новая Гвинея10.6 м за 1 год и 3 месяца Самое большое водное растение Виктория амазонская (Victoria amazonica) Южная АмерикаЛист м, цветок см С самыми большими цветами Раффлезия Арнольда (Rafflesia arnoldii) СуматраЦветок 90 см, вес цветка 9 кг С самыми большими соцветиями Пуйя Раймонда (Puya raimondii) Боливия Соцветия 2.4 м, высота соцветия 10.7 м, до 8000 цветков Самое маленькое цветковое растение Вольфия бескорневая (Wolffia arrhiza) Водоемы умеренного пояса и тропиков мм

«рассмотрено»

Руководитель МО:

________________

Пехова Н.А.

«____» сентября 2016 г.

« «согласовано»

________________

Нурмухамбетова Е.В.

«____» сентября 2016 г.

«Утверждено»

Лицей директоры:

Директор лицея:

________________

Жедоуова Н. К.

«____» сентября 2016 г.

Программа мини-курса

«Путешествие в мир растений»

Должность: учитель биологии

Место работы : ГУ лицей г.Аксу

Пояснительная записка

Программа предусматривает изучение мира растений учащихся пятых и шестых классов, расширение кругозора в области биологии, развитие навыков ухода за растениями, формирование бережного отношения к окружающему миру, повышение мотивации здорового образа жизни, закрепление речевых навыков, совершенствование умения вести наблюдения, работать с информационными источниками, делать сообщения, оформлять результаты своей деятельности.

Программа разработана в соответствии с требованиями коррекционно-развивающей работы. Изучение материала осуществляется системно, последовательно, от простого к сложному. В данном курсе большое внимание отводится практическому значению растений, их влиянию на здоровье человека, роли растений в природе и взаимосвязи с другими организмами.

Неотъемлемой частью программы является изучение комнатных растений, правил ухода за ними, их влияния на человека. Программа предусматривает формирование общеучебных интеллектуальных умений и навыков: анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Пропедевтика биологических знаний в 5 классе способствует усвоению знаний учащимися в 6 классе.

Цель: знакомство учащихся с миром растений, его разнообразием, значением растений в природе и жизни человека,

использованием растений для укрепления здоровья и создания благоприятного психологического климата.

Задачи :

1. Подготовить учащихся к изучению биологии.

2. Расширить кругозор в области биологических знаний.

3. Повысить мотивацию изучения биологии.

4. Формировать общеучебные интеллектуальные умения и навыки.

5. Закреплять навыки правильной, красивой речи; умение говорить четко, ясно, внятно.

Формы занятий:

* путешествие

* соревнование

* презентация

* викторина

* экскурсия

* живая газета

Формы работы:

* Практическая работа

* Самостоятельная работа

* Наблюдение

* Эксперимент

* Индивидуальная работа

* Групповая работа

Методы:

Свободного выбора (свободная беседа; выбор способа действия; выбор способа взаимодействия).

Активные методы (ученики в роли учителя; обсуждение, дискуссия, ролевая игра; ученик как исследователь).

Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимопомощи).

Приемы:

Демонстрация натуральных объектов, таблиц, схем, иллюстраций и т.д.

Предполагаемый результат :
овладение учащимися знаниями о жизни растений, навыками ухода за растениями, выращивания растений;

бережливое отношение к растениям;

умение вести наблюдения и оформлять результат своей работы;

устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.

Критерии для мониторинга:

Овладение знаниями о жизни растений;

Сформированность навыков ухода за растениями;

Овладение умениями:

вести наблюдения за растениями;

оформлять результат своей работы;

Устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы.

Календарно-тематическое планирование миникурса «Путешествие в мир растений».

Тема занятия

Форма

занятия

Вводное занятие по курсу

Анкетирование

Жители Царства Растения

Низшие Растения

путешествие

« Мир растений»

Цветковые растения

Виртуальная экскурсия

Цветки и соцветия

Соревнование

Размножение комнатных растений

практикум

Что мы узнали о растениях?

Предзащита проектов

Защита научных проектов

Защита проектов

Литература:

  1. Я познаю мир. Растения: энциклопедия /авт.- сост. Л.А. Багрова.- М.; АСТ Хранитель, 2008.
  2. Комнатные растения в вашем доме. - М.; ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2005.
  3. Тайный язык цветов. - С.-Пб.; Издательство «Тригон», 2004.
  4. Растения. Полная энциклопедия. М.; Эксмо, 2007.
  5. Атлас комнатных растений. Лимаренко А. Ю., Палеева Т. В. - С.-Пб.; Сова. М., Эксмо, 2003.
  6. Ботаника для учителя. Яковлев Г. П., Аверьянов Л. В. - М.; Просвещение, 1996.
  7. Энциклопедия живой природы. - М.; АСТ-ПРЕСС, 1999.
  8. Тайны живой природы. - М.; Росмэн, 1996.

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ ПО БИОЛОГИИ

« ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАСТЕНИЙ»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-7 КЛАССА

Руководитель Антипова С.А..

Задачи: Воспитание коммуникативной культуры школьников, формирование творческой познавательной самостоятельности, выявление и поддержание одаренности у детей.

Цели: Привить учащимся интерес к предмету, воспитывать у детей чувство ответственности за все живое на Земле

Оборудование: Презентация « Мир растений»

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

« Как звезды, рассеянные в высших небесных сферах, украшают небосклон, так и грациозные цветы, блистая разнообразием красок, венчают всю поднебесную»

К. Линней

Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни. Близость к цветам, созерцание их неповторимой красоты смягчают душу и раскрывают лучшие грани человеческого характера. Чувство родины ощущается в каждом листочке, каждой росинке, каждом цветке.

Звучит мелодия «Весна» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.

СТРАНИЦА ПЕРВАЯ – «ВЕСНИКИ ВЕСНЫ»

Гонимы вешними лучами

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года

А.С. Пушкин

А.С. Пушкин назвал весну утром года. Ее воспевают как пору расцвета, юности, красоты. Весной просыпается не только природа, весной просыпается что-то в нас самих. Хочется бродить по зазеленевшим лугам, лесам, болотам. Пойдемте же и мы к тихим апрельским

Я предлагаю отправиться в лес. Правда, еще слишком рано, в природе еще не все пробудилось. Читаем у Н.В. Гоголя в «Мертвых душах»: «Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. Уже заголубели пролески, и по свежему изумруду первой зелени зажелтел одуванчик, лилово - розовый анемон наклонил нежную головку»

Первые цветы появляются в лиственных лесах. Их называют «эфемероидами». Это многолетние травянистые растения, для которых характерна осенне- зимне- весенняя вегетация. Цветут они ранней весной, летом надземные части их отмирают, остаются лишь подземные видоизмененные побеги- луковицы, клубни, корневища.

В народе такие цветы называют подснежниками. Это гусиный лук, медуница, хохлатка, ветреница дубравная, но самый красивый весенний цветок - голубая пролеска. Именно ему посвятил одну из своих пьес П. И. Чайковский.

Звучит пьеса «Подснежник» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского

Особенно много голубых пролесок в дубравах. Будто голубые лужицы, а то и озерца разливаются. Кто-то сказал, что в дубовом лесу два неба - одно над головой, другое под ногами. Пролеске не страшны весенние заморозки, потому что в клетках этого растения содержится повышенная концентрация сахара.

Еще лежит в канаве снег, а я уже синею,

Растаял снег, весна идет, и я являюсь с нею.

Зеленый лист еще в лесу берез не оживляет,

И всю цветочную красу весна во мне являет.

Мне дни не долгие даны, но счастье пью я жадно.

И быть избранником весны мне любо и отрадно.

Рядом с пролеской цветет не совсем обычный цветок, который можно принять за разноцветный букетик, Это медуница. Вначале, когда цветки только появляются, они все розовые, Но пройдет несколько дней, и на стебельке, кроме розовых, появляются и голубые, и синие, и фиолетовые цветы. Оказывается, цветки медуницы изменяют свою окраску. Все дело в пигментах-антоцианах. В молодых цветках клеточный сок в лепестках кислый, а в такой среде антоцианы окрашивают их в ярко-розовый цвет. Через несколько дней клеточный сок становится щелочным, антоцианы придают лепесткам фиолетовую, а позже и синюю окраску. Это растение прекрасный медонос, недаром оно названо медуницей.

Пройдет несколько дней, расцветет желтыми цветками - первоцвет. Все цветки его опушены и смотрят в разные стороны. В России этот цветок часто называют «баранчиком»: его листья волнистые по краям, немного морщинистые и покрытые легким пушком - «шерсткой», отсюда и «баранчик». Называют его еще и ключиком: цветки, собранные в соцветие зонтик, немного напоминают связку ключей. Легенда говорит, что это ключи, открывающие дорогу весне, хорошей погоде, травам и цветам.

Издавна люди используют целебные свойства первоцвета. Хорошей славой пользовался он и на Руси. Сейчас первоцвет официально признан ценным лекарственным растением. Его собирают в больших количествах, поэтому встречается он все реже и реже. Первоцвет принадлежит к числу растений, нуждающихся в охране.

Природой бережно спеленатый,

Завернутый в широкий лист,

Растет цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

С. Маршак

Конечно, он красив. Конечно, у его цветков приятный запах. Конечно, он украшает лес весной. И, все-таки, почему ландыш так знаменит и почему о нем сложено столько легенд?

У многих народов существуют легенды об этом цветке.

Украинская рассказывает, что ландыш вырос в том месте, где упали слезы девушки, ожидавшей суженого из дальнего похода. На Руси цветок связан с именем Садко и Любавы - своим появлением он якобы обязан слезам царевны, политым, когда ее разлюбил удалой купец. У древних скандинавов ландыш был цветком богини восходящего солнца, в честь него зажигались костры и устраивались праздники. Ландышем с давних времен интересовались садоводы: известно, что еще в 1 веке до нашей эры цветок вместе с розами и левкоями разводили египетские садоводы.

Итак, ландышу поклонялись, о нем складывали легенды, им занимались садоводы, но им же интересовались врачеватели. В разных странах из этого растения готовили различные снодобья. Официально как лекарственное растение ландыш был признан в 1681 году. О настойке из него в старинной медицинской книге было сказано, что она «дороже злата драгого и спригодна ко всем недугам». Из ландыша и сейчас изготавливают различные препараты.Самое известное лекарство – капли Зеленина, препарат для людей, страдающих сердечными заболеваниями.

СТРАНИЦА ВТОРАЯ – «ЛЮБИМЫЕ ЦВЕТЫ»

В конце весны – начале лета цветущих растений в лесу, на лугу, в поле много, Мы расскажем о самых любимых.

Мой любимый цветок – анютины глазки. Эти цветы – символические. Во Франции анютины глазки - символ верности. В Польше их ласково называют «братки» и девушки дарят эти цветы женихам. А в Англии цветок до недавнего времени служил для объяснения в любви: достаточно было послать его и написать свое имя, и не требовалось больше никаких слов. В некоторых странах анютины глазки - символ мудрости.

А немцы называют эти цветки мачехой. У цветка 5 лепестков. Самый крупный нижний-мачеха, два боковых - поменьше, не менее красивые ее родные дочери, а два верхних, самые маленькие, почти не раскрашенные,- бедно одетые падчерицы. Научное название растения - фиалка трехцветная. 350-400 лет назад человек начал выводить садовые анютины глазки, которые ярче и крупнее лесных. Но мне милее лесные цветы.

Знакомые с детства родные ромашки

Мы рвем на лужайке у тихой реки.

Как белые звезды средь розовой кашки

Они развернули свои лепестки.

Вся в белое наша поляна одета.

Качает цветы ветерок на лугу.

Ромашки! Ромашки! Я знойного лета

Без вас и представить себе не могу!

Ромашка может поведать не только о девичьих тайнах. Ромашка хороший медонос, используется она в парфюмерии. Известно, что волосы, промытые в ромашковом отваре, приобретают красивый золотистый оттенок, а у тех, кто часто умывается ее крепким отваром, кожа на лице становится бархатистой и нежной. Народная медицина рекомендует при болезнях горла полоскать его отваром ромашки и пить тёплым цветочный чай, заваривая щепотку ромашки и липового цвета. Все хвори уходят. А, может, вам посчастливится, и вы, внимательно прислушиваясь к тихому трепету её белых ресниц, откроете для себя еще какую-нибудь тайну.

Колокольчики вроде бы обычные цветы. А сколько песен и стихов про них сложено! И наверное, не зря: цветы не просто красивы, они необыкновенно нежны и трогательны.

Колокольчики мои.

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые?

И о чем звените вы

В день веселый мая,

Средь нескошенной травы

Головой качая?

Конь несет меня стрелой

На поле открытом.

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Не кляните вы меня,

Темно-голубые!

Я бы рад вас не топтать,

Рад промчаться мимо,

Но уздой не удержать

Бег неукротимый!

Я лечу, лечу стрелой,

Только пыль взметаю;

Конь несет меня лихой,

А куда? Не знаю!

А. Толстой

Колокольчики тоже любимые цветы. Когда ночью холодно и выпадает роса, цветы наклоняются и чуть прикрываются. Таким образом, они спасают нежную пыльцу от каплей дождя и ночной росы. В цветок, спасаясь от ночного холода и непогоды, забираются мелкие насекомые. Здесь им тепло и сухо и уютно. Выйдет солнышко, поднимет головку колокольчик, и вылетят из него насекомые.

Василек был завезен в Европу вместе с рожью еще во времена Плиния Старшего. Там издавна он считался одним из лучших для плетения венков. В Швеции венок из васильков входит даже в изображение государственного герба. Очень любил васильки И. А. Крылов. До наших дней дошла такая история. Когда в 1823 году у Крылова случился сильный гипертонический криз, мать императора Александра 1, Мария Федоровна, прислала ему букет васильков и пригласила баснописца к себе в Павловск, сказав: «Под моим надзором он быстрее поправится». И действительно, поправившись, Иван Андреевич написал басню «Васильки», где под видом цветка изобразил себя, а под видом солнца - императрицу.

Василькам посвятили свои работы многие художники, например Игорь Грабарь. Эти цветы популярны также в вышивках, где их обычно изображают вместе с колосьями ржи.

Синий василек - хороший медонос.

Я хочу рассказать еще об одном любимом цветке кипрее. Это растение любят все. Пчелы любят за то, что он щедро одаривает их нектаром, одна пчелиная семья собирает с кипрея до 12 кг меда, нектар в цветке лежит открыто, на поверхности, и яркую капельку хорошо видно. Люди также любят кипрей. Это растение - землепроходец, оно поселяется на лесных пожарищах и быстро залечивает ожоги земли. Стебель кипрея в старину использовали для изготовления веревок и тканей, правда, ткань получается грубая, ведь кипрей - не лен! В неурожайные годы корень кипрея высушивали, толкли, пекли лепешки, Сколько людей растение спасло от голода! А уж чай из него получался такой вкусный, что кипрей второе название получил – Иван-чай.

СТРАНИЦА ТРЕТЬЯ - « ЦВЕТЫ, КОТОРЫЕ НАС УДИВИЛИ»

В жизни цветов много таинственного и необычного. На этой странице вы узнаете о цветах, которые нас удивили.

Первый раз я увидел это в прошлом году на рыбалке. На рассвете мы пришли на берег озера ловить рыбу. Не теряя времени, размотали удочки, забросили лески в воду и сразу поняли: клев хороший. Вдруг я заметил, что неподалеку от моего поплавка что-то зашевелилось и стало подниматься вверх. Через минуту на поверхности воды показался большой бутон, а еще через несколько мгновений он раскрылся и сверкнула белизна лепестков. Чуть дальше всплывали все новые и новые бутоны. Мне казалось, что я стал свидетелем волшебства. Знаете ли вы, что это за цветок?

Научное название белой кувшинки нимфея (нимфа- русалка). Цветок этот действительно поэтичный и легендарный. Я расскажу вам легенду северо-американских индейцев о происхождении белой кувшинки.

Умирая, великий индейский вождь выпустил в небо стрелу. Ее очень хотели заполучить Венера и Полярная звезда. Они бросились за стрелой, но столкнулись, и посыпались на землю искры. Из этих небесных искр и родились белые кувшинки.

У славянских народов белая лилия считалась не только прекрасным, но и могучим цветком, уберегающим от нечистой силы и излечивающих от всех болезней. Отправляясь в далекую дорогу, люди зашивали в маленькие мешочки- ладанки листья и цветы белой кувшинки. Они твердо верили, что это принесет удачу, убережет от несчастий.

На самом деле прекрасный цветок даже за себя постоять не может. И не он нас, а мы должны оберегать его, чтобы не исчезли белые кувшинки совсем и чтобы по утрам мы могли иногда видеть маленькое чудо.

А знаете, у какого растения самый маленький цветок? У ряски! Для того чтобы увидеть растение, надо отправиться к раке или на пруд. Во второй половине лета обычно говорят – «вода зацвела». Это явление вызывает ряска - одно из удивительных и загадочных растений. Долгое время считали, что ряска-водоросль, но потом обнаружили у нее цветки. Ряска - самое маленькое цветковое растение. Есть еще много неясного в ее жизни. Например, за счет чего растение за несколько дней покрывает всю поверхность водоема?

У желто-синей травки

Корешки-пиявки.

Сама нарядная,

А повадка неладная:

Крадет у соседа еду для обеда.

Эта загадка о растении иван-да-марья. Цветки у разноцветной травы желто-фиолетовые. Но при ближайшем рассмотрении можно увидеть, что лепестки у него действительно желтые, а фиолетовый прицветный лист оттеняет скромный цветок и делает его заметным для насекомых – опылителей. Остальные листья, как и полагается зеленые. В общем, обычное растение. Обычное, да не совсем. Корешок иван – да – марьи (иначе марьянника дубравного) беленький, маленький и хрупкий. Но он, как клещ, впился в мощный корень растения – соседа проник глубоко внутрь его и высасывает оттуда воду с минеральными веществами, добытую соседом из земли.

Вы думаете марьянник один такой «хитрый»? Точно также поступают и некоторые его родственники - погремок, очанка, мытник.

А знаете ли вы, какие растения самые редкие у нас? Я расскажу вам об одном из них. Венерин башмачок-растение из семейства архидных. Издавна орхидеи привлекали внимание людей необыкновенным разнообразием и сказочной красотой. Большинство из них растет в тропиках. Были времена, когда в тропические страны отправлялись специальные экспедиции охотников за этими удивительными цветами. Северные орхидеи скромнее своих тропических родственников, но по - своему прекрасны и трогательны. Из наших орхидей самая, несомненно, красивая – венерин башмачок настоящий. Именно о нем сложены легенды, связанные с богиней красоты Венерой. В переводе с латинского название рода означает «башмачок Киприды». Причидливую форму придает цветку сильно вздутая бледно – желтая губа, которая является ловушкой для насекомых- опылителей. Из нее насекомое выбирается, задевая тычинки, и пыльца прилипает к нему. Так происходит перекрестное опыление. У этого растения сложная биология развития, зацветает он только на 14-18 - й год жизни. Цветок этот становится очень редким, Он занесен в Красную книгу, а в 1980 году в нашей стране прошел специальный симпозиум, посвященный вопросам охраны орхидей. И так, мы подошли незаметно к самому главному – необходимости охраны наших верных друзей.

СТРАНИЦА ЧЕТВЕРТАЯ – «ОХРАНЯЙТЕ РАСТЕНИЯ!»

Сейчас уже ясно всем, что природу надо охранять. Но понятие «природа» довольно общее. Мы не можем охранять ее всю, но можем бережно относиться ко всему живому, окружающему нас. Цветы дарят людям красоту, учат доброте, лечат нас, служат убежищем для маленьких насекомых. А судьба растений нередко зависит от нашего поведения в природе.

Растения реагируют на «фактор вытаптывания». Сколько у нас сейчас лесов и рощ вытоптанных, с тропинками и тропками, проложенными вдоль и поперек! В таких лесах редко встречаются травянистые растения и грибы, постепенно вымирают деревья.

А как часто приходится видеть: несут люди из леса букеты – кто маленькие, хорошо подобранные букетики, кто большие охапки. Цветы быстро вянут, и их выбрасывают. Некоторые считают, что сбор цветов – безобидное занятие. А между тем растений становится все меньше и меньше и по видовому составу, и по количеству. Сорванные растения не смогут дать семян – ведь они еще только цветут.

Каждый человек сам должен твердо следовать правилу – возвращаться домой без сорванных цветов. Пусть они растут на лесной полянке или опушке. Может быть, вместо букета ты привезешь домой фотопленку, сделаешь фотографии, которые всегда будут напоминать тебе о встрече с прекрасным.

Каждый вид животных или растений – уникальное творение природы. Человечество должно стремиться к сохранению всего видового многообразия планеты, чтобы не только мы, но и люди будущего смогли увидеть эти чудеса.

Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь,

Поглядите на чудо,

Которое видеть вы раньше нигде не могли.

Он умеет такое, что никто на земле не умеет.

Из одной и той же черного цвета земли

Он то красный, то синий, то сиреневый.

В. Солоухин.

СТРАНИЦА ПЯТАЯ – «ЦВЕТОЧНАЯ ВИКТОРИНА»

    Почему у цветов, распускающихся ночью, белая окраска?

    Назовите первые весенние цветы.

    Название какого цветка связано со звоном?

    Какой золотой цветок даёт белый пушок?

    Во лугах, лугах сестрички: золотой глазок, белые реснички.

    Этот цветок называют царицей цветов.

    Название какого цветка совпадает с наименованием кондитерского изделия?

    Какие цветы издают запах только ночью и почему?

    Какие цветы пахнут мёдом?

ЛИТЕРАТУРА

    Внеклассная работа по биологии Р.М. Евдокимова Саратов Издательство «Лицей» 2005

    Тематические игры и праздники по биологии Л. В. Сорокина Творческий центр «Сфера» Москва 2003

    Веселая биология на уроках и праздниках И.Д. Агеева Творческий центр «Сфера» Москва 2005

Путешествие в мир комнатных растений. Участники праздника: учащиеся 1 – 4 классов, а также ребята из кружка «Юный друг природы» Задачи: 1. Познакомить учащихся с комнатными растениями (бегония, хлорофитум, бальзамин, фиалка), показать особенности жизни комнатных растений. 2. Учить ухаживать за комнатными растениями. 3.Воспитание эстетических чувств, бережного отношения к природе. Подготовительная работа: занятие детей в кружке «Юный друг природы», наблюдение и уход за комнатными растениями, разучивание песен, стихов, чтение научно­популярной литературы, вместе с родителями ученики шьют костюмы. Оборудование: комнатные растения: бегония, хлорофитум, фиалка, бальзамин и другие, карта полушарий, костюмы для детей, лейка, горшочки с землей для посадки комнатных растений. Ход праздника. Учитель: ­Нет на свете ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. ­Нет ничего на земле поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий красоты. ­Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучит как гимн природе, нежности, любви. ­Этому прекрасному дару природы мы посвящаем наше занятие. Ученик: Как будто вдруг случилось чудо: Кругом, куда ни бросишь взгляд­ Цветы, цветы, цветы повсюду Веселым пламенем горят. (входит девочка в костюме Ромашки) Я девочка – ромашка Полевой цветок. Белый, как бумажка Каждый лепесток. Солнце в серединке Желтеньким глазком И горят росинки Золотым огнем. ­Ребята, а вы любите цветы? Сейчас мы посмотрим, как вы знаете цветы, и проведем игру «Доскажи словечко». 1.Этот цветок так хорош На лугу его найдешь Словно шапочка с помпончиком Он зовется … колокольчиком 2.Растет он во ржи золотой

Чудесный цветок полевой Считают его сорняком И нежно зовут… васильком 3.Золотой и молодой За неделю стал седой, А денечка через два Посидела голова Спрячу я в карманчик Бывший … одуванчик 4.Все знакомы с нами, Яркими как пламя, Полюбуйтесь дикими Алыми… гвоздиками 5.Он стоит на ножке длинной В пачке, словно балерина Как букет цветок один: Темно – красный … георгин (Звучит песня о цветах) Учитель:­ О каких цветах поется в песне? ­ Посмотрите вокруг. Видите ли вы эти цветы у нас в классе? ­ Почему? ­ Посмотрите вокруг ­ А эти цветы радуют наш глаз круглый год и называются они…комнатными. ­Почему их так называют? ­Зачем человеку нужны комнатные растения? (ответы детей) ­Сегодня мы совершим путешествие в мир комнатных растений. А помогут нам в этом юные друзья природы, ученики 4 класса (выходят ребята) 1 ученик: Обычай украшать жилище растениями возник очень ­ очень давно, в странах с резко выраженной сменой времен года. Люди пытались задержать дома кусочек живой природы на весь год. 2 ученик: Шло время, люди открывали новые земли, росли культурные и торговые связи между народами, росло в Европе и число привозных экзотических растений. 3 ученик: Для этих растений строили специальные помещения – теплицы, названные позднее оранжереями. Самыми первыми заморскими диковинками были апельсиновые и лимонные деревья. 4 ученик: В России первыми владельцами оранжерей и зимних садов были граф Шереметьев и князь Голицын. Голицын одним из первых обратил внимание на необходимость разведения в России иноземных растений. Учитель: ­ А какие комнатные растения вы знаете? (ответы детей) ­Приглашайте своих друзей на праздник. Входите, гости дорогие, расскажите нам о себе. (входят дети в костюмах цветов) Мы цветы и наша доля­ Расти, цвести. Все подробности о нас Мы расскажем вам сейчас.

Бегония. Я, Бегония, приехала к вам из жаркой Африки. Посмотрите на меня и оцените изумительной красоты мои листочки. Они разной формы, разные по цвету: темно – зеленые, красно – коричневые, а вот с темной полоской и серебристым оттенком. Я очень горжусь своими листочками. Есть у меня и маленькие цветочки на длинном цветоносе. (учащиеся из кружка»Юный друг природы» дополняют) 1 ученик: В природе бегонии растут в тропических лесах южной Америки, Азии, Африки. Свое название растение получило в честь любителя и собирателя цветов Михаэля Бегона, жившего в XII веке. 2 ученик: В настоящее время известно более 2000 видов бегоний. Бальзамин. (читает стихотворение) Стоит за окошком морозный денек, Горит на окошке цветок­огонек. Его поливаю, его берегу, Его подарить никому не могу. Уж очень он дорог, уж очень хорош, Уж очень на мамину сказку похож. Учитель: ­ О каком цветке пишет в своем стихотворении Благинина? А я, Бальзамин, ­ одно из самых старинных комнатных растений. Я украшаю окна жилищ уже около 400 лет. Посмотрите, у меня листья светло – зеленые, край листа зубчатый, расположены они на длинных черешках. Мои маленькие цветочки радуют всех ребят круглый год. В народе меня прозвали «Ванька – мокрый». 3 ученик: Родина бальзамина – тропики Африки. Неприхотливое, обильно­ цветущее растение с ярко­ розовыми цветками. 4 ученик: Есть разновидности бальзамина с темно­бордовыми листьями и красными цветами. Светолюбивое, быстрорастущее растение, развивается в любой почве. Учитель: ­ А это растение, о котором пойдет речь дальше, заслуживает огромный орден на ленточке за свою жизнеспособность. Хлорофитум. Я ­ хлорофитум. Могу расти даже в темных и прохладных уголках комнат. Не боюсь сквозняков. Всегда красиво и очаровательно. А в ордене на ленточке я не нуждаюсь, поскольку сам имею множество прелестных «ленточек». Это многочисленные листовые розетки. 1 ученик: Родина ­ южная Африка. Очень неприхотливое растение с длинными зелеными линейными листьями, собранными в пучки. 2 ученик: У взрослого растения из середины пучка листьев вырастают длинные свисающие цветочные стрелки, на которых появляются невзрачные мелкие белые цветки, а затем детки – розетки листьев. Фиалка. В орешнике, в тени кустов, Ее глазок мелькает синий… Фиалка лучше всех цветов В любом саду, в любой долине. ­А я расту на подоконнике в цветочном горшке. Есть у меня сестрички: лесные и садовые фиалки. Мои цветочки нежные, хрупкие, состоят из пяти лепестков – их очень много! Они бывают белые, розовые, голубые, фиолетовые.

Учитель: ­ Цветы всегда украшали нашу жизнь, даже в самые трудные, горькие минуты. Миром и счастьем, теплом родных просторов веяло от них. И эта земная красота согревала души воинов в короткие часы затишья на фронте. (звучит музыка «В землянке», ученик читает стихотворение) 3 ученик: Дикая фиалка – прабабушка анютиных глазок. 4 ученик: Фиалка не переносит прямых солнечных лучей, сквозняков, дыма и газов в воздухе. 1 ученик: Почему фиалка боится прямых солнечных лучей? Вот что думали об этом люди в далеком прошлом. 2 ученик: Бог солнца и света Аполлон преследовал горячими лучами одну из прелестнейших дочерей Атласа. Бедняжка, совсем отчаявшись, попросила защиты у Зевса. Тот растрогался мольбами девушки и превратил ее в фиалку. В своих божественных лесах он очень берег чудесный цветок. 3 ученик: Только не пришлось фиалке остаться на небесах. Однажды дочь Зевса отправилась за фиалками в лес. Фиалки она нарвала, но была похищена Аидом­ богом тьмы. Девушка испугалась и уронила цветы на землю, где они с тех пор и благоухают. 4 ученик: У фиалок ни с чем несравнимый нежный аромат. Красивый, грациозный цветок издавна выращивают для изготовления духов, кремов, лосьонов. Ромашка: Ой, как жарко! Пить хочется! (входит мальчик в костюме Дождика, поет, поливает цветы) Дождик: Дождик, дождик, лей, лей Ты водички не жалей, не жалей. Дождик, дождик пуще, Чтоб росли цветочки гуще! Цветы: (отвечают ­ поют): Дождик, дождик, лей, лей, Нам с тобою веселей, веселей. Не боимся сырости, Только лучше вырастем. Учитель: ­ Но дождик, к сожалению, поливает только садовые и лесные цветы. Давайте и мы расскажем Дождику, как мы научились поливать и ухаживать за комнатными цветами. Поиграем в игру «Да – нет» 1. Летом поливать комнатные растения следует каждый день? (да) 2. Вода при поливе должна быть холодной? (нет) 3. Вода должна быть комнатной температуры? (да) 4. Надо ли протирать листья у растений? (да) 5. Почва в горшке должна быть всегда влажной? (нет) 6. Следует ли опрыскивать водой комнатные растения? (да) 7. Надо ли устраивать банный день? (да) 8. Зимой комнатные растения надо поливать два раза в день? (нет) 9. Лить воду надо по краю горшочка? (да) 10. Можно лить воду сверху на листья? (нет) 11. Землю в горшочках надо рыхлить? (да)

12. При сильной жаре растения надо поливать 1 раз в неделю? (нет) 13. Землю надо рыхлить очень глубоко? (нет) 14. При сильной жаре растения надо поливать утром и вечером? (да) 15. Пересаживать растения следует весной? (да) 16. Помещение, где растут комнатные цветы, надо чаще проветривать?(да) 17. Вы любите ухаживать за комнатными растениями? (да) Учитель: ­ Посмотрите вокруг, какой прекрасный и удивительный мир нас окружает. ­ Природа­мать потратила миллионы лет, чтобы создать такое нерукотворное чудо. ­А мы должны это чудо природы сохранить. 1.Мы давно вас считаем друзьями Дети наших лесов и полей. Мы ухаживать будем за вами, Чтобы в классе цвели вы пышней. 2. Давай пройдемся медленно по кругу И «здравствуй» скажем, каждому цветку, Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. ­Наше путешествие подошло к концу. В память о нашем празднике, мы посадим эти цветы. (звучит музыка, ребята сажают цветы). Используемая литература: 1. Н.Н. Капранова «Комнатные растения в интерьере». Издательство МГУ­1989 г. 2. Казакова, Н.А. Сбоева Поурочная разработка по курсу «Окружающий мир» + игровой материал Москва «ВКАО» ­ 2004 г. 3. Журналы «Начальная школа». 4. Д.Б. Кудрявец «Как вырастить цветы» Книга для учащихся. Москва «Просвещение»­ 1993 г. 5. С.О. Герасимов, И.М. Журавлев «Редкие комнатные растения». Москва «Росагропромиздат» ­ 1990 г. 6. Мини­энциклопедия « Комнатные растения», Москва АСТ: Астрель, 2001 г.



Понравилась статья? Поделитесь ей