Контакты

Обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского (1422). Обретение честных мощей преподобного сергия радонежского

В день, когда Святая Церковь чествует обретение мощей Преподобного Сергия, игумена Радонежского, Спасо-Преображенский собор отмечает малый престольный праздник. Накануне торжества было отслужено Всенощное бдение, которое возглавил настоятель собора − протоиерей Николай Брындин. Богослужение проходило в правом пределе в честь преподобного Сергия Радонежского.

18 июля состоялись две Божественные литургии. Раннюю совершил протоирей Владимир Жильцов, позднюю – настоятель собора протоиерей Николай Брындин. Ему сослужили протоирей Игорь Заваринский, иерей Феодосий Амбарцумов и иерей Андрей Смирнов. По окончании Богослужения иерей Феодосий Амбарцумов произнес проповедь на тему праздника:

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа

Сегодня, дорогие братья и сестры, Святая Церковь чествует память преподобного Сергия, игумена Радонежского. Проходят года, проходят столетия, из года в год мы чтим память этого великого подвижника, который получил имя «Игумена Земли русской». Мы знаем о тех великих высотах, которых достиг этот человек, знаем о его отношении с княжеским двором, о его роди в истории Руси. Но мы также должны помнить о его аскетическом жизненном пути, который необычен даже для времени высокого подвижничества. Преподобный Сергий не просто начал свое аскетическое делание. В житии говорится, что он ушел в лес, для того чтобы питаться отшельнически. Он ушел не один, с ним был его брат, Стефан. В чаще леса они построили избушку, где собирались совершать свое аскетическое делание.

В традиции восточного православного монашества к отшельничеству или подвигу безмолвия обычно допускались только те монахи, которые долгие годы провели в подвиге общежительного монашества: прожили в монастыре с братией, послушниками и монахами в строгом послушании игумену, духовнику. И только по истечении многих лет им могло быть дано благословение на безмолвие. По словам преподобного Иоанна Лествичника, безмолвие – это подвиг редкий и удивительный. И действительно, они ушли вдвоем с братом, а между тем брат пробыл недолго, не выдержал этой отшельнической жизни и ушел. И потекло время подвига преподобного Сергия, когда он, находившись в полном одиночестве, оказался в том состоянии, о котором говорил преподобный Макарий Египетский, когда подвижник, оставив все в этом мире: близких, друзей, дом, социальное положение, и не только все это, но и желание своей души достичь чего-либо в этой жизни. Он как бы спускается в свое сердце, чтобы там сотворить брань с сатаной. Это страшное делание далеко не все выдерживают, даже просто внешнее безмолвие – молчание. Мы можем представить себе, как трудно бывает просто промолчать хотя бы один день. А этим дням не было конца. Мало того, в борьбе со страстями была предложена еще и борьба с дьяволом, который в таких случаях прилагает все силы, чтобы вытолкнуть подвижника с места его подвига. Не потому, что место имеет какое-то значение, а потому что место означает устойчивость человека в его решимости бороться со страстями и достичь Бога.

И вот преподобный Сергий, все преодолев, становится не просто великим подвижником, но человеком, удостоившимся от Бога великих дарований. О высоте этих дарований мы можем судить только косвенно: в его житии рассказывается о том, как преподобный Сергий совершал Божественную литургию. Послушник, наблюдавший за ним, видел, как огонь ходил по престолу и к моменту причащения он как бы слился и вошел в потир, из которого преподобный причастился огня неопального. И это только то, что было дано увидеть простому послушнику. Какова же была жизнь преподобный Сергий в своей глубине известно только Богу и ему самому.

Вместе с тем мы знаем какое состояние сохранил преподобный Сергий в своей душе. Как говорил Силуан Афонский, смирение – самая главная цель подвижника. Не видение божественного света, ни дары чудотворения, ни дары исцеления, ни высокие молитвенные состояние, смирение по образу кроткого и смиренного Христа является целью подвижника. И вот мы видим, что не все благополучно даже в обители этого великого человека. Странным образом тот самый брат, который не выдержал подвига и ушел из леса, оставив Сергия одного, в какой-то момент не нашел в себе смирения и решился утверждать самого себя в качестве главного в обители преподобного Сергия. Описан эпизод в его житии, когда во время чтения шестопсалмия брат Стефан заявил о своих притязаниях на игуменство. Узнав об этом преподобный Сергий, который слышал все это, находясь в алтаре, подождал, пока закончится вечернее богослужение, молча вышел из храма и ушел из монастыря. Ушел, потому что не хотел ни словом, ни движением души претендовать на какую-либо власть, помня Господа Иисуса Христа, который будучи Творцом мира отказался от всякой власти здесь на земле.

Прошло много времени, за которое преподобный Сергий основал еще две обители. И нужно было Митрополиту Алексию посылать двух архимандритов по просьбе братии самого этого монастыря, чтобы вернулся преподобный Сергий в свою обидеть, без которого обитель потеряла свое сердце. Вот таким было великое смирение этого человека. Это смирение является примером для всякого, кто чего-либо достиг в духовной или какой бы ни было иной области. Помнить о том, как относился преподобный Сергий к хамским и по большому счету нелепым выходкам, которые он мог бы пресечь, пользуясь своим авторитетом.

И наконец, дорогие братья и сестры, самым главным и значительным вкладом преподобного Сергия в русскую историю и аскетическое наследие русской церкви, является выбранный им образ для монастыря. Когда встал вопрос о том, в честь кого будет монастырь, он однозначно сказал: в честь Святой Троицы. Во время разделения Руси (междоусобицы, иноземные владычество) образ Святой Троицы, непоколебимого, вечного, великого Божественного единства, которое не мыслит ничего своего, но полностью живет друг в друге, стало для преподобного Сергий образцом и путем для всего нашего народа и для каждого человека в отдельности. Образ Святой Троицы, как говорили все богословы, есть решение всех человеческих проблем: социальных, политических, общественных, семейных, внутренних и психологических. Если только мы глубоко душою и сердцем будем размышлять о Тайне Святой Троицы и о том, какие отношения являются для нас примером. Будем обращаться к Сергию Радонежскому, помнить, как он относился ко всякому разделению, стараться избежать этих разделений внутри самого себя, в наших отношениях с близкими и в народе нашем, Аминь.

Напомним, что Мощи Преподобного Сергия († 1392; память его 25 сентября) были обретены 5/18 июля 1422 г. при преподобном игумене Никоне († 1426; память его 17 ноября). При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича († 1425), святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении 5/18 июля в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.


Сегодня, 18 июля, православные христиане вспоминают преподобного Сергия Радонежского - одного из самых прославленных русских святых. Для любого верующего человека преподобный Сергий Радонежский - величайший чудотворец, от святых мощей которого многие получают исцеление и помощь. Для светского человека - известнейший исторический и политический деятель ХIV века, талантливый дипломат.
Икона Святого преподобного
Сергия Радонежского

Преподобному Сергию Радонежскому молятся в любом затруднении, особенно о даровании смирения и укрощении гордости, о помощи в учении, о сохранении жизни воинов. День памяти преподобного Сергия для православных россиян имеет особое значение: святой считается небесным покровителем России и Москвы.

Святой преподобный Сергий Радонежский Чудотворец не оставил после себя письменного наследия, но его подвижническая жизнь в значительной степени оказала влияние на российскую духовность. Он внес определенность в монастырские уставы, до того не имевшие четкого уставного единства, и поднял их на более высокой уровень требований, предъявляемых к служению тех, кто предпочел всему земному «жизнь во Христе», а также привнес новые религиозно-философские идеи в национальное самосознание России.

Он создал обитель, которая впоследствии стала Троице-Сергиевой лаврой - знаменитой на весь мир русской православной святыней, поклониться которой и полюбоваться ею как уникальным явлением русской религиозной культуры едут люди не только со всей России, а изо всех уголков планеты. При Лавре действует семинария, образование в которой приравнивается к гуманитарному университетскому образованию, а в чем-то и превосходит его.

Жизнь, деятельность и подвижнические труды преподобного Сергия протекали в период становления Московской Руси, в период княжения Ивана Калиты и его внука Димитрия, позже названного Донским.

Преподобный Сергий умел действовать «тихими и кроткими словами» на самые жестокие и загрубелые сердца. Своим призывом к духовному единству и взаимной любви святой оказал небывалое нравственное воздействие на русских людей. Определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 26 декабря 1978 года был учрежден орден Преподобного Сергия Радонежского. Орденом награждаются представители церквей - за церковные и миротворческие заслуги, государственные и общественные деятели - за плодотворные труды по укреплению мира и дружбы между народами.

Основанная Сергием Радонежским Троице-Сергиева лавра является духовным центром России, она также представляет собой крупнейший историко-архитектурный музей, памятник культуры мирового значения. Созданный отцом Сергием в 1337 году небольшой монастырь с деревянным храмом во имя Святой Троицы довольно быстро стал духовным центром Московских земель, поддержкой московских князей. Именно здесь в 1380 году отец Сергий благословил войско князя Димитрия Ивановича, отправлявшееся на сражение с Мамаем. В 1392 году преподобный Сергий умер, а основанный им монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства. В монастыре составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы. Здесь было создано «Житие преподобного Сергия Радонежского», написанное в 1417-1418 годах его учеником Епифанием Премудрым. «Житие преподобного Сергия Радонежского» является одним из крупнейших памятников старорусской литературы, ценнейшим историческим документом.

Икона Святого преподобного
Сергия Радонежского

Похоронен преподобный Сергий был в основанном им монастыре, а через 30 лет после его смерти его мощи и одежды были найдены нетленными. В 1452 году Сергий Радонежский был канонизирован Русской Церковью и причислен к лику святых.

Сегодняшний день памяти великого святого подвижника установлен в память о чудесном событии - обретении мощей преподобного Сергия Радонежского.

В 1408 году, когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татар, Троицкая обитель была сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия. Перед началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы преподобный Сергий явился одному благочестивому мирянину и велел передать братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента, были обретены нетленные мощи преподобного Сергия, удивительно, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя вокруг гроба действительно стояла вода. При большом стечении людей святые мощи были извлечены и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на этом месте теперь находится церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры святые мощи были перенесены в него, где и хранятся до настоящего времени в серебряной раке. У этой раки и сейчас совершаются многочисленные чудеса и исцеления.

18 июля, день об­ре­те­ния мо­щей свя­то­го Сер­гия – са­мое мно­го­люд­ное и тор­же­ствен­ное цер­ков­ное празд­не­ство в Троицкой Лавре.

Об­ре­те­ние мо­щей

Неза­дол­го до начала строительства но­во­го хра­ма во имя Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы (1422-1423), спустя 30 лет после преставления, пре­по­доб­ный Сер­гий явил­ся од­но­му бла­го­че­сти­во­му му­жу и по­ве­лел воз­ве­стить игу­ме­ну и бра­тии: «Вскую мя оста­ви­сте то­ли­ко вре­мя во гро­бе, зем­лею по­кро­ве­на, во­де утес­ня­ю­щей те­ло мое?». При­сту­пая к со­зда­нию ка­мен­но­го хра­ма преподобный Никон 5 июля 1422 го­да при ко­па­нии рвов из­нес из зем­ли мо­щи святого. Необыкновенное благоухание разлилось, когда братия от­кры­ла гро­б. Не только тело, но и одежды игумена земли Русской оказались нетлен­ными, хо­тя с обе­их сто­рон гро­ба сто­я­ла во­да. Мо­щи на вре­мя бы­ли по­став­ле­ны в де­ре­вян­ной Тро­иц­кой церк­ви (теперь на ее ме­сте на­хо­дит­ся цер­ковь Со­ше­ствия Свя­та­го Ду­ха).

Собор духовенства и ученики блаженного с великодержавными князьями приняли доброе решение заложить каменную церковь над гробом святого. Ближайший ученик святого Никон вместе с братией начал с помощью христолюбивых князей, имевших к святому веру, любовь и усердие, строить святой храм Единосущной Троицы в похвалу своему отцу. И он воздвиг прекрасную церковь, и покрыл ее дивными росписями, и наполнил украшениями. Фото: stsl.ru

Чудеса святого Сергия и роль Троицкой обители в истории Отечества

Всем при­хо­дя­щим с ве­рою к мо­щам пре­по­доб­но­го подаются не толь­ко ду­хов­ные да­ры и бла­го­дат­ные ис­це­ле­ния. Святому также да­на бла­го­дать за­щи­щать от вра­гов Рус­скую зем­лю. Сво­и­ми мо­лит­ва­ми игумен Сергий был с во­ин­ством Ди­мит­рия Дон­ско­го на Ку­ли­ко­вом по­ле; он бла­го­сло­вил на рат­ный по­двиг сво­их по­стри­жен­ни­ков – ино­ков Алек­сандра Пе­ре­све­та и Ан­дрея Ос­ля­бю; ука­зал Иоан­ну Гроз­но­му ме­сто для со­ору­же­ния кре­по­сти Сви­яж­ска и по­мо­гал в по­бе­де над Ка­за­нью. Во вре­мя поль­ско­го на­ше­ствия авва явил­ся во сне ни­же­го­род­ско­му жителю Кос­ме Ми­ни­ну, по­веле­вая со­би­рать каз­ну и во­ору­жать вой­ско для осво­бож­де­ния Моск­вы и Рус­ско­го го­су­дар­ства.

К пе­ри­о­ду Смут­но­го вре­ме­ни и поль­ско­го на­ше­ствия от­но­сит­ся ге­ро­и­че­ское «Тро­иц­кое си­де­ние», ко­гда мно­гие ино­ки по бла­го­сло­ве­нию игу­ме­на Ди­о­ни­сия (па­мять 12/25 мая) по­вто­ри­ли рат­ный по­двиг уче­ни­ков Сергия Пе­ре­све­та и Ос­ля­би. Пол­то­ра го­да (с 23 сен­тяб­ря 1608 го­да по 12 ян­ва­ря 1610 го­да) по­ля­ки осаждали оби­тель, же­лая раз­гра­бить и раз­ру­шить ее, но по мо­лит­ва­м пре­по­доб­но­го «со мно­гим сты­дом» бе­жа­ли. В 1618 го­ду к сте­нам монастыря при­хо­дил сам поль­ский ко­роле­вич Вла­ди­слав, но, вы­нуж­ден был под­пи­сать пе­ре­ми­рие с Русским царством в се­ле Де­ули­но, где поз­же был воз­двиг­нут храм во имя пре­по­доб­но­го Сер­гия.

«Оборона Троице-Сергиевой лавры». Картина Сергея Милорадовича (wikipedia.org)

В 1744 го­ду оби­тель за за­слу­ги пе­ред ро­ди­ной и ве­рой ста­ла име­но­вать­ся Лав­рой. В 1742 го­ду в ее огра­де учре­жде­на ду­хов­ная се­ми­на­рия, в 1814 го­ду сю­да бы­ла пе­ре­ве­де­на Мос­ков­ская ду­хов­ная ака­де­мия.

Лавра и по сей день является од­ним из цен­тров пра­во­слав­ной жизни России. Здесь со­вер­ша­ют­ся де­я­ния По­мест­ных Со­бо­ров, име­ет ме­сто­пре­бы­ва­ние Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си, ко­то­рый но­сит на се­бе осо­бен­ное бла­го­сло­ве­ние пре­по­доб­но­го Сер­гия, яв­ля­ясь «Свя­то-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой лав­ры свя­щен­но­ар­хи­манд­ри­том».

Тропарь преподобному Сергию, глас 8

От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися,/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подая обильно./ Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобному Сергию, глас 8

Днесь, яко солнце пресветло, возсиявше от земли,/ честныя мощи твоя нетленны обретошася,/ яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще,/ и всем верным источающе различная исцеления,/ и веселяще избранное твое стадо,/ еже мудре собрав, добре паствил еси./ О нихже и ныне Троице предстоиши, моляся,/ и воинству победительная на враги даровати,// да вси вопием ти: радуйся, Сергие богомудре.

Величание

Ублажаем тя, преподобне отче Сергие, / и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Молитва преподобному Сергию Радонежскому

О, священная главо, преподобне и богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и небесныя силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый, и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велия имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим - утешение, недугующим - исце­ление, падшим - возставление, заблудшим - на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся - укрепление, благоделаю­щим - в делах благих преспеяние и благословение, младенцем - воспитание, юным - наставление, неведущим - вразумление, сиротам и вдовицам - заступление, отходящим от сего временного жития к вечному - благое уготовление и напутствие, отшедшим - блаженное упокоение, и вся мы споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Текст подготовлен с использованием материалов портала Azbyka.ru

Мощи Преподобного Сергия (ум. 1392; память его 25 сентября) были обретены 5 июля 1422 г. при преподобном игумене Никоне (ум. 1426; память его 17 ноября). В 1408 г., когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия. В ночном видении накануне татарского набега Преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет. Митрополит Филарет писал об этом в «Житии Преподобного Сергия»: «По подобию того, как подобало пострадать Христу, и чрез крест и смерть войти в славу воскресения, так и всему, что Христом благословляется на долготу дней и славу, подобно испытать свой крест и свою смерть». Пройдя через огненное очищение, воскресла в долготу дней обитель Живоначальной Троицы, восстал и сам преподобный Сергий, чтобы уже навеки своими святыми мощами пребывать в ней.

Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича (ум. 1425), святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.

Явление Божией матери преподобному Сергию Радонежскому. Резная икона, 16 век

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Родился 3 мая 1314 года в селении в окрестностях Ростова Великого. При рождении был назван Варфоломеем (имя Сергий он получил позже при пострижении в иноки).

Родители Варфоломея - бояре Кирилл и Мария Иванчины - слыли людьми простыми, несмотря на свое богатство и знатный род. Очень часто в их доме останавливались странники и нищие. Тогда допоздна велись беседы о Боге, вере, о том, что интересного произошло в мире.

Варфоломей был нежным, ласковым и стеснительным ребенком. Ему совсем не давалась грамота, и это обстоятельство служило причиной насмешек со стороны других детей. В таких случаях Варфоломей уходил в сторонку и не мог ничего возразить.

Вечерами в их семье было принято читать Священное Писание, делали это все по очереди, кроме Варфоломея. И вот однажды у них остановился на ночлег проходивший мимо селения монах. Вечером, как обычно, после ужина вся семья собралась в большой зале и принялась читать Евангелие от Иоанна. Прочитав немного, дети передавали Писание друг другу, пока очередь не дошла до Варфоломея. «А что же ты не читаешь?» - спросил монах ребенка. «Я не умею», - робко ответил мальчик. «Ты будешь читать. Возьми книгу в руки!» Монах подал смущенному Варфоломею книгу и положил свою руку на голову ребенка.

Отрок Варфоломей и монах. Нестеров М.В.

Из-за набегов татар и междоусобных войн отец Варфоломея вместе с семейством перебрался в село Радонежское в семидесяти верстах от Москвы. Произошло это в 1330 году. Родители и брат Варфоломея Степан стали монахами в Хотьковском монастыре .

Хотьковский женский монастырь

Самому же Варфоломею жизнь в монастыре казалась слишком суетной, поэтому он уговорил брата уйти вдвоем в глухую чащу и там создать себе обитель в 1337 году.

На месте будущей Троице-Сергиевой лавры они построили часовню и келью и стали жить в полном одиночестве. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха.

Совершив обряд пострижения, Митрофан приобщил Сергия св. Тайн. Сергий же семь дней не выходя провел в «церквице» своей, молился, ничего не «вкушал», кроме просфоры, которую давал Митрофан. А когда пришло время Митрофану уходить, просил его благословения на жизнь пустынную.

Игумен поддержал его и успокоил, сколько мог. И молодой монах один остался среди сумрачных своих лесов.

Жизнь в одиночестве его устраивала, он много читал и молился. Да Сергий и не чувствовал себя одиноким, лесной мир был полон жизни - там белочка прыгнула с ветки на ветку, там заяц вышел на охоту на мышку, а уже за ним пробежала лисица, сотни птиц щебетали с утра до позднего вечера на разные голоса. Сергий прикормил птичек и двух белочек, и они совсем перестали бояться человека, стали брать еду прямо с его рук.

Неподалеку от его кельи была целая плантация с лесной ягодой, юный инок собирал ягоду, засушивал ее на долгую холодную зиму. Однажды, услышав с противоположной стороны поляны шум, присмотревшись, Сергий увидел среди кустов дикого медведя.

Юность Преподобного Сергия. Нестеров М.В.

Ни человек, ни животное не спешили бросать свое занятие. Зверь изредка поднимался на задние лапы, как бы прислушиваясь, но не уходил.

На следующий день повторилось то же самое, а еще через день медведь, когда Сергий пошел домой, побрел следом за человеком, держась от него на небольшом расстоянии. И теперь, куда бы Сергий ни шел, он неотступно шагал за ним, как будто охраняя.

Около трех лет прожил Сергий один. Но сколь ни одинок был преподобный в это время, слухи о его пустынничестве шли. И вот стали являться люди, прося взять к себе, спасаться вместе. Сергий отговаривал. Указывал на трудность жизни, на лишения, с ней связанные. Жив еще был для него пример Стефана. Все-таки — уступил. И принял нескольких… И вскоре их стало двенадцать человек.

Построили двенадцать келий. Обнесли тыном для защиты от зверей. Келии стояли под огромными соснами, елями. Торчали пни только что срубленных деревьев. Между ними разводила братия свой скромный огород. Жили тихо и сурово.

Территория монастыря была разделена на три части - жилую, общественную и оборонительную.

Сергий подавал во всем пример. Сам рубил келии, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду. И наверно, плотничал теперь уже отлично. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу, был очень крепок, «имел силу противу двух человек».

Был первым и на службах.

Труды преподобного Сергия. Нестеров М.В.

Игуменом монастыря поначалу был игумен Митрофан, постригший Сергия в монахи. После смерти Митрофана, игуменом монастыря братия желала, чтобы Сергий стал игуменом. А он отказывался.
- Желание игуменства,- говорил,- есть начало и корень властолюбия.
Но братия настаивала. Несколько раз «приступали» к нему старцы, уговаривали, убеждали. Сергий сам ведь основал пустынь, сам построил церковь; кому же и быть игуменом, совершать литургию.
Настояния переходили чуть не в угрозы: братия заявляла, что, если не будет игумена, все разойдутся. Тогда Сергий, проводя обычное свое чувство меры, уступил, но тоже относительно.
- Желаю,- сказал, - лучше учиться, нежели учить; лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия; не знаю, что угодно Богу; святая воля Господа да будет!
И он решил не прекословить - перенести дело на усмотрение церковной власти.

Митрополита Алексия в то время не было в Москве. Сергий с двумя старейшими из братии пешком отправился к его заместителю, епископу Афанасию, в Переславль-Залесский.
Сергий возвратился, с ясным поручением от Церкви - воспитывать, вести пустынную свою семью. Он этим занялся. Но собственную жизнь, в игуменстве, не изменил нисколько: сам свечи скатывал, варил кутью, готовил просфоры, размалывал для них пшеницу.

В 1344 году тридцатилетний Сергий получил сан игумена.

В 1355 году в монастыре был введён новый, общежитийный устав.

Он не переставая работал - носил воду из родника, колол дрова для всех монахов, пахал «как раб купленный». Сам при этом питался только хлебом и водой, а силу имел за двоих.
Когда совсем не было еды, Сергий, взяв топор, шел и работал в соседнем селе - кому-то построил сени, кому-то дом, часто оплатой за его труд был кусок хлеба.
Этим он показал пример терпимости и послушания. Своим монахам Сергий запрещал просить милостыню в соседних деревнях, считая, что лучше еду заработать, чем выпрашивать.
За водой приходилось ходить далеко, и путь обратный был в гору, это занимало много времени и сил. И тут Сергий заметил, что после дождя в одном месте вода долго не высыхает, он помолился, взял в руки кирку и ударил несколько раз в этом месте. Из земли забил источник со святой водой, который действует и по сегодняшний день.
Кстати, вода в этом источнике имеет совершенно разный вкус, в зависимости от того, когда ее набирать. Если вы набрали ее до восхода солнца, она сладковатая, после захода - с горчинкой, а днем она не похожа по вкусу ни на одну, ни на другую. И вкус не меняется, сколько бы вода ни стояла, не важно, где она стоит и в какой посуде.

В пятидесятых годах к нему пришел архимандрит Симон из Смоленской области, прослышав о его святой жизни. Симон - первый принес в монастырь и средства. Они позволили построить новую, более обширную церковь Св. Троицы.

С этих пор стало расти число послушников. Келии принялись ставить в некотором порядке. Деятельность Сергия ширилась. Сергий постригал не сразу. Наблюдал, изучал пристально душевное развитие прибывшего.
Несмотря на постройку новой церкви, на увеличение числа монахов, монастырь все строг и беден. Каждый существует собственными силами, нет общей трапезы, кладовых, амбаров. Было положено, что у себя в келии инок проводит время или за молитвой, или за размышлением о своих грехах, проверкой поведения, или за чтением св. книг, переписыванием их, иконописью - но никак не в разговорах.

Сергиева обитель продолжала быть беднейшей. Часто не хватало и необходимого: вина для совершения литургии, воска для свечей, масла лампадного… Литургию иногда откладывали. Вместо свечей - лучины. Нередко не было ни горсти муки, ни хлеба, ни соли, не говоря уже о приправах - масле и т. п.
В один из приступов нужды в обители нашлись недовольные. Поголодали два дня - зароптали.
- Вот, - сказал преподобному инок от лица всех, - мы смотрели на тебя и слушались, а теперь приходится умирать с голоду, потому что ты запрещаешь нам выходить в мир просить милостыни. Потерпим еще сутки, а завтра все уйдем отсюда и больше не возвратимся: мы не в силах выносить такую скудость, столь гнилые хлебы.

Сергий обратился к братии с увещанием. Но не успел он его кончить, как послышался стук в монастырские ворота; привратник увидел в окошечко, что привезли много хлеба. Он сам был очень голоден, но все же побежал к Сергию.
- Отче, привезли много хлебов, благослови принять. Вот, по твоим святым молитвам, они у ворот.

Сергий благословил, и в монастырские ворота въехало несколько повозок, нагруженных испеченным хлебом, рыбою и разной снедью. Сергий порадовался, сказал:
- Ну вот, вы алчущие, накормите кормильцев наших, позовите их разделить с нами общую трапезу.

Приказал ударить в било, всем идти в церковь, отслужить благодарственный молебен. И лишь после молебна благословил сесть за трапезу. Хлебы оказались теплы, мягки, точно только что из печки.

Троице-Сергиева лавра. Лисснер Э.

Вскоре в обители поселился слепой монах, и Сергий стал лечить его водой из источника и молитвой. Монах прозрел!!! А слава о чудесном исцелении разнеслась далеко за пределы близлежащих деревень.

Отовсюду потянулись к Сергию нуждающиеся в помощи, и он стал заниматься исцелением людей от множества болезней. Однажды к нему привезли бездыханного мальчика, обезумевшие от горя родители просили вернуть им сына. Сергий смог помочь ребенку, который от высокой температуры впал в кому и уснул летаргическим сном.

Сергий шил себе рясу из простой ткани и ходил в ней, пока ткань не превращалась в лохмотья, подавая пример скромности. Другие монахи носили одежды намного богаче, чем у их игумена, и за это многие паломники не признавали Сергия за главного.

Епископ Константинопольский - грек - не верил, что в России могут быть такие святые люди. Он решил сам убедиться, так ли это.
Но епископ избрал путь обмана - чего святой Сергий не любил. Грек переодел своего сопровождающего в собственную одежду, решив тем самым проверить Сергия, который не только теперь лечил людей, но и мог читать мысли человеческие и предвидеть будущее.
Когда свита стала подъезжать к Сергиевской обители, глаза епископа неожиданно стали слезиться и страшно гореть, последние метры пути были страшно мучительными. Сергий сразу узнал о подмене и указал на это епископу. Возложением рук святой снял боль у приехавшего гостя, и тот смог открыть глаза.

Один богач забрал у бедняка свиную тушу. На уговоры Сергия вернуть тушу обратно он ответил отказом. А когда утром богач посмотрел на эту тушу, то увидел, что ее едят черви, хотя на улице стоял крепкий мороз и туша была вся обледеневшая.

Сергий постоянно мирил друг с другом русских князей, которые вели междоусобные войны.

18 августа 1380 года Димитрий Донской с князем Серпуховским Владимиром, князьями других областей и воеводами приехал в Лавру.

Начался молебен. Во время службы прибывали вестники - война и в Лавру шла,- докладывали о движении врага, предупреждали торопиться. Сергий упросил Димитрия остаться к трапезе. Здесь он сказал ему:
- Еще не пришло время тебе самому носить венец победы с вечным сном; но многим, без числа, сотрудникам твоим плетутся венки мученические.
После трапезы преподобный благословил князя и всю свиту, окропил св. водой.
- Иди, не бойся. Бог тебе поможет.
И, наклонившись, на ухо ему шепнул: «Ты победишь».
Есть величавое, с трагическим оттенком - в том, что помощниками князю Сергий дал двух монахов-схимников: Пересвета и Ослябю. Воинами были они в миру и на татар пошли без шлемов, панцирей - в образе схимы, с белыми крестами на монашеской одежде. Очевидно, это придавало войску Димитрия священно-крестоносный облик.
20-го Димитрий был уже в Коломне. 26-27-го русские перешли Оку, рязанскою землею наступали к Дону. 6-го сентября его достигли. И заколебались. Ждать ли татар, переправляться ли?

Старшие, опытные воеводы предлагали: здесь повременить. Мамай силен, с ним и Литва, и князь Олег Рязанский. Димитрий, вопреки советам, перешел через Дон. Назад путь был отрезан, значит, все вперед, победа или смерть.

Сергий в эти дни тоже был в подъеме высочайшем. И вовремя послал вдогонку князю грамоту: «Иди, господин, иди вперед, Бог и Св. Троица помогут!»
8-е сентября 1380 года!

По преданию, на зов татарского богатыря выскакал Пересвет, давно готовый к смерти, и, схватившись с Челубеем, поразив его, сам пал. Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст. Сергий правильно сказал: «Многим плетутся венки мученические». Их было сплетено немало.
Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви. Он говорил о ходе боя. Называл павших и читал заупокойные молитвы. А в конце сказал: «Мы победили».

После этой победы Сергий Радонежский стал считаться покровителем русского воинства.

25 сентября 1392 года, на семьдесят восьмом году жизни, святой Сергий Радонежский отошел в мир иной.

Икона - обретение мощей преподобного Сергия Радонежского

Рака с его нетленными мощами сейчас находится в Троице-Сергиевой лавре, основанной им самим. У мощей святого происходят чудеса исцеления.

Рака с мощами преп. Сергия Радонежского в Троицком соборе


Троицкий Собор

Сергий Радонежский оказывает небесное покровительство людям рождённым 8 октября (нов.ст.). Младенцев мужского пола в этот можно называть Сергеями.
Сергия Радонежского просят о помощи в трудном учении, об избавлении от гордости.
5 (18) июля - память преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца: обретение честных мощей (1422 г.).
Память 18 июля, 8 октября , в Соборах Владимирских и Радонежских святых.

Дни памяти : 5/18 июля (Обретение честных мощей), 7/20 июля, 25 сентября/ 8 октября (Преставление)

М ощи Преподобного Сергия († 1392; память его 25 сентября) были обретены 5 июля 1422 г. при преподобном игумене Никоне († 1426; память его 17 ноября).

В 1408 г., когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия.

В ночном видении накануне татарского набега Преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет. Митрополит Филарет писал об этом в «Житии Преподобного Сергия»: «По подобию того, как подобало пострадать Христу, и чрез крест и смерть войти в славу воскресения, так и всему, что Христом благословляется на долготу дней и славу, подобно испытать свой крест и свою смерть». Пройдя через огненное очищение, воскресла в долготу дней обитель Живоначальной Троицы, восстал и сам преподобный Сергий, чтобы уже навеки своими святыми мощами пребывать в ней.

Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича († 1425), святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.

Все нити духовной жизни Русской Церкви сходятся к великому Радонежскому угоднику и чудотворцу, по всей православной Руси благодатные животворящие токи распространяются от основанной им Троицкой обители.

Почитание Святой Троицы в русской земле началось со святой равноапостольной Ольги († 969;), воздвигшей первый на Руси Троицкий храм в Пскове. Позже воздвигались такие храмы в Великом Новгороде и других городах.

Духовный вклад Преподобного Сергия в богословское учение о Святой Троице особенно велик. Преподобный глубоко прозирал сокровенные тайны богословия «умными очами» подвижника — в молитвенном восхождении к Триипостасному Богу, в опытном Богообщении и Богоуподоблении.

«Сонаследниками совершенного света и созерцания Пресвятой и Владычной Троицы, — изъяснял святой Григорий Богослов, — будут те, которые совершенно соединятся с совершенным Духом». Преподобный Сергий опытно познал тайну Живоначальной Троицы, потому что жизнью своей соединился с Богом, приобщился к самой жизни Божественной Троицы, т. е. достиг возможной на земле меры обожения, став «причастником Божеского естества» (2 Пет. 1, 4). «Кто любит Меня, — сказал Господь, — тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23). Авва Сергий, во всем соблюдший заповеди Христовы, относится к числу святых угодников, в душе которых «сотворила обитель» Святая Троица; он сам сделался «обителью Святой Троицы», и всех, с кем общался Преподобный, он возводил и приобщал к Ней.

Радонежский подвижник, его ученики и собеседники, обогатили Русскую и Вселенскую Церковь новым богословским и литургическим ведением и видением Живоначальной Троицы, Начала и Источника жизни, являющей Себя миру и человеку в соборности Церкви, братском единении и жертвенной искупительной любви ее пастырей и чад.



Понравилась статья? Поделитесь ей