Контакты

Урок общая характеристика подцарства высшие растения. Конспект общая характеристика подцарства высшие растения. Подцарство: Низшие растения

Класс: 7

Учебник: «Многообразие живых организмов», 7 класс, Захаров В.Б., Сонин Н.И., Дрофа, 2011г.

Тема урока: «Общая характеристика царства Растения»

Цель урока: сформировать общее представления о царстве Растения

Планируемые результаты.

Личностные: осознание ценностей растительного мира, как важнейшего компонента природы.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, синтезировать и обобщать знания, использовать имеющиеся знания для создания общей картины изучаемой темы, высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: называть растения Подцарства Высшие и Низшие растения, объяснять и выделять основные отличительные особенности растений от других царств живой природы.

Универсальные учебные действия.

Личностные: осознавать необходимость изучения растительного мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии поставленной целью, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию о классификации растений, делать анализ и отбор информации, извлекать информацию из различных источников, обрабатывать ее до получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Задачи:

Образовательные:
- Познакомить учащихся с критериями классификации растений на высшие и низшие;
- Выделить отличительные особенности растений от представителей других царств живой природы;
Развивающие:
- Формирование умения работы с тестами;
- Формирование информационных навыков при работе с текстом, его осмысливания и формулирования выводов.

Воспитательные:
- Воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: компьютер; проектор; интерактивная доска; муляжи овощей и фруктов, магнитная доска, магниты, сырой картофель, раздаточный материал.
Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Структура и ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация к учебной деятельности.

(1 мин)

Приветствие; определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку; Настрой на урок. Разделение класса на три рабочие группы.

Давайте улыбнемся друг другу. Улыбки это свет и тепло. Заряд положительных эмоций. И начнем наше занятие. (слайд №1)

Настраиваются эмоционально к уроку.

Актуализация знаний.

(2 мин)

На нашей планете более 2 млн. видов живых организмов, принадлежащих к разным царствам природы.

Давайте вспомним их. Назовите.(слайд№2)

Какие из них мы уже изучили?

А теперь послушайте стихотворение.

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный

Средь пятен солнечных и строгой тишины,

Встречает грудь твоя так радостно, так жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Нога твоя скользит по россыпи иголок

Или шуршит травой, роняя капли рос.

А сумрачный навес широколапых ёлок

Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.

Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах пленительная сила

Для всех, умеющих их тайны разгадать!

(Р.Рождественский

Как вы думаете, почему для сегодняшнего урока я выбрала именно это стихотворение?

Какой будет тема урока? (слайд №3)

Отвечают на вопросы учителя. Называют царства живой природы и выделяют те, которые уже изучили. Слушают учителя.

Формулируют тему.

Выявление места причины затруднения и определения учебной цели.

(7 минут)

Для начала давайте определим для себя, что уже знаем о растениях, и что хотелось бы узнать сегодня на уроке.

У на экране таблица и карточки с вопросами о растениях. Вы берете вопрос и определяете его в таблицу на доске. Если вопрос относите в столбик «знаем», то и отвечаете на него. (слайд №4)

Знаем

Хотим узнать

Что такое фотосинтез?

Чем растительная клетка отличается от животной клетки?

Какое значение растений в природе?

Как долго растут растения? (всю жизнь)

Что такое каратиноиды растительной клетки?

Что такое фитогормоны? Для чего они нужны?

Что такое тургор?

Из чего состоит клеточная стенка растительной клетки?

У всех растений имеется стебель, листья, корень?

  1. Что такое фотосинтез? (слайд №5)

Вода, по стеблям поднимаясь,

Идёт к зелёному листу

И с СО 2 соединяясь

Даёт нам сахар на свету.

Вот так творение природы-

Волшебный, добрый хлорофилл

Способен прокормить народы

Хотя уж к вечеру без сил.

Этими органическими соединениями растения не только себя кормят, но и животных. И составляют 95% биомассы планеты.

  1. Что такое хлорофилл? И какую роль он играет в растениях?
  1. Какой способ питания присущ растениям?

На слайде №6 две клетки растительная и животная. Определите, где какая?

Так как значение растений в природе вы отнесли в столбик знаем, то выполите следующее задание. На столе лепестки ромашки. Запишите на них значения растений в природе. А теперь на магнитной доске сделайте свою ромашку.

(слайд №7 с картинками-подсказками)

Мы повторили, что знали о растениях, по ходу урока, возможно, мы вспомним еще что-нибудь. А, что мы ждем от этого урока? (обращает внимание на столбик с «хотим узнать»)

Давайте составим кластер. (где мы можем найти информацию о интересующих нас вопросах)

Чем мы можем воспользоваться сейчас на уроке?

Вспоминают ранее изученный в 5 и 6 классах материал.

Определяют карточки с вопросами в нужный столбик таблицы.

На вопросы из столбика «знаем» сразу дают ответ.

Называют определения.

Фотосинтез -процесс образования органических соединений из неорганических соединений, СО 2 и воды с помощью хлорофилла и солнечной энергии.

Участвует в фотосинтезе и придает растениям зеленый цвет.

Автотрофный - самостоятельное образование органических веществ из неорганических

Определяют растительную клетку по наличию:

  1. Клеточная стенка;
  2. Вакуоль;
  3. Пластиды;

Записывают значение растений в природе и жизни человека и объясняя, прикрепляют к магнитной доске.

На основании вопросов из столбика «хотим узнать» определяют для себя цели на урок.

Перечисляют источники информации(учитель, книга, интернет, газета, телевидение, окружающая природа)

Предлагают версии.

Открытие нового знания. (12 мин)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,...

Осень. А.С. Пушкин

Вы мне сказали, что хлорофилл-пигмент, придает растениям зеленый цвет? А, что придает желтый и красный цвет?

Где можно в растениях встретить красный, желтый или оранжевый цвет?

(слайд №8)

Пластиды в растения делятся на три группы

1. хлорофилл- пигмент зеленого цвета. Где мы их встречаем?
2. каротиноиды (оранжево – желтые и красные окраски) которые появляются при пожелтении листьев и придают плодам и цветам тот или иной цвет.

(Показывает муляжи овощей и фруктов)
3. бесцветные пластиды в клетках неокрашенных частей растений;

Где они встречаются?

(Показывает разрезанный картофель)

Бесцветные лейкопласты находятся в неосвещенных частях растения. Например, в клубнях картофеля лейкопласты накапливают зерна крахмала.

ФИЗМИНУТКА (1 мин)
Работа в группах

На столах у каждой группы есть таблица с материалом. Но некоторые столбики пустые. Предлагаю заполнить их.

Чем мы воспользуемся для этой работы?

Признак растения

Его определение

Каким веществом представлены в растениях

Функция

Значение для растения

фитогормоны

Растительные гормоны

Этилен и ауксин

Регулируют процесс жизнедеятельности организма

Приводит к ветвлению побегов и корневой системы.

Клеточный сок

Продукт обмена веществ

Раствор органических соединений (аминокислоты, белки, углеводы, органические кислоты, дубильные вещества) и неорганических веществ (нитраты, фосфаты, хлориды)

Накапливаясь в цитоплазме, увеличивает внутриклеточное давление, вызывающее напряжение е клеточной стенки-тургор.

Высокая прочность растения

Клеточная стенка

целлюлоза

углевод

Малая подвижность растения

Ткани растений приобретают высокую прочность

Посмотрите на экран. На слайде №9 две картинки. Что на них изображено? (водоросль и цветковое растение).

Видно, что они разные. В чем их отличия? (на одном рисунке есть стебель, листья и корень, а на другом нет)

Какой вывод можно сделать из этих картинок?

(Слайд №10 с надписью Подцарство Высшие растения и Подцарство Низшие растения с теми же картинками)

Какие растения будут относиться к подцарству высших, а какие к подцарству низших растений?

Предлагают версии.

Красно-желтый пигмент.

Перечисляют: овощи, фрукты, плоды, осенние листья и т.п.

Рассматривают предложенные объекты, предлагают версии на поставленные учителем вопросы.

! Вопрос о каротиноидах переносят в столбик «знаем».

Для заполнения таблица ребята пользуются материалом учебника стр 43-44. Работают группами для заполнения таблица.

Комментируют ответы.

! Вопросы о клеточном соке, фитогормонах и клеточная стенке переносятся в столбик «знаем».

Рассматривают, сравнивают, анализируют и делают вывод, что у одного растения есть корень, стебель, лист у другого нет.

Выдвигают версии.

Делают вывод, что есть растения тело, которых не разделено на ткани и органы.

Определяют, что Царство растений разделяется на подцарство Высшие и Низшие.

! Вопрос переносят в столбик «знаем».

Применение нового знания. (4 мин)

На столах лежат биологические лабиринты. Пройдя их, определите, достигли ли вы цели урока, которые определили в начале.

Выполняют биологические лабиринты.

Озвучивают свои ответы.

Итог урока. Рефлексия (3мин)

Урок подходит к концу. Предлагаю устно закончить следующие предложения.

Варианты на столе.

"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

"Я похвалил бы себя…";

"Особенно мне понравилось…";

"После урока мне захотелось…";

"Я мечтаю о …";

"Сегодня мне удалось…";

"Я сумел…";

"Было интересно…";

"Было трудно…";

"Я понял, что…";

"Теперь я могу…";

"Я почувствовал, что…";

"Я научился…";

"Меня удивило…" и т. п.

Предлагаю составить синквейн.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему РАСТЕНИЯ.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Например.

растение
зеленое, ядовитое
растет, выделяет, убивает
чем yдобpяли, то и выpосло
организм.

растения
семенные, многочисленные
привлекают, опыляют, оплодотворяют
наличие цветка в качестве органа полового размножения
покрытосеменные

Рефлексируют. Оценивают свою работу на уроке и работу одноклассников. Выделяют важные моменты урока.

Составляют синквейн, развивают образное мышление.

Задание на дом (1мин)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДЦАРСТВА ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ

Предмет: биология

Класс: 7

Тема урока: общая характеристика подцарства Высшие Растения.

Тип урока: комбинированный.

Задачи урока:

    познакомиться с особенностями организации высших растений;

    рассмотреть общие признаки основных отделов высших растений;

    показать усложнение организации высших растений по сравнению с водорослями.

Планируемые результаты:

    Предметные результаты:

формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельности риниофитов;

Формировать умение характеризовать подцарство Высшие Растения;

формировать умение отличать представителей подцарства Высшие Растения от ранее изученных водорослей.

    Метапредметные и личностные результаты:

    Регулятивные УУД

    С формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

    Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

    Сформировать умение работать по плану.

    Познавательные УУД

    Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (видео в текст).

    Коммуникативные УУД

    Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

Оснащение: экран, проектор, компьютер, колонки, презентация, видеоролик «Как прекрасен этот мир», видеосюжет по данной теме, листы с логической цепочкой.

Ход урока.

    Организационный момент.

Во время перемены включить видеоролик на песню «Как прекрасен этот мир».

По звонку начинается урок.

Здравствуйте дети. Садитесь. Вам понравилось, как прошла перемена? Да, действительно, как прекрасен этот мир! Слайд 1.

    Актуализация знаний.

А почему, наш мир прекрасен, как вы считаете? Ответы детей.

Верно, наш мир прекрасен, а осенью особенно. А почему? Мир красок расцветает. Мы видим повсюду цвета радуги. А где эти цвета? Ответы детей.

Согласна. На растениях, кустарниках, деревьях.

Итак, ребята, какое царство мы изучаем? (растения) Слайд 2.

На подцарства оно делится? (низшие, высшие) Слайд 3.

Тема сегодняшнего урока … А может кто-то сможет сформулировать тему урока?

Тема сегодняшнего урока «Подцарство высшие растения». Слайд 4.

А какие задачи стоят перед нами, что нам необходимо сделать, охарактеризовать?

Задачи на сегодняшний урок … Слайд 5 (чтение по слайду).

Сегодня на уроке мы с вами … Слайд 6 (чтение по слайду).

    Повторение ранее изученного.

Но прежде чем приступить к изучению нового материала, вспомним, что уже знаем. Слайд 7.

Несколько минут вам на повторение домашнего материала.

Фронтальный опрос по вопросам. В качестве дополнительных вопросов, задание на стр. 34 учебника.

    Изучение нового материала.

Ну что ж, домашнее задание повторили. Настало время для получения новых знаний. Предлагаю вам посмотреть видеосюжет по новой теме. Смотрите очень внимательно. Слайд 8.

Итак, подведем промежуточный итог.

Какие самые древние растения – одноклеточные водоросли. Слайд 9.

На какие подцарства делится царство растений …. Слайд 10.

Какие самые древние наземные растения - … Слайд 11, слайд 12.

Признаки псилофитов …. Слайд 13.

Молодцы. На мои вопросы ответили хорошо.

    Закрепление изученного материала.

Теперь пришло время поработать с учебником на стр.34. Слайд 14.

У вас на столах находятся листы с незаконченной логической цепочкой. Вам необходимо заполнить пропуски ручкой на этих листах.

Проверяем, что у вас получилось. Если что-то у кого не получилось, то записываем прямо на этих листах. Дети зачитывают свои варианты заполнения пропусков.

Молодцы, хорошо справились с заданием. Вкладываем эти листы в свои тетради по биологии.

    Домашнее задание.

Пришло время записать домашнее задание. Слайд 15.

    Рефлексия.

- И в заключение урока выполним оценку своих учебных действий. Слайд 16.

Урок биологии в 7 классе

Тема урока: «Подцарство высшие растения.

Особенности высших споровых растений»

Цели урока:

Образовательные: актуализировать знания о водорослях как о низших растениях; сформировать знания о происхождении высших растений, об особенностях высших споровых растений;

Развивающие: развивать умения анализировать, синтезировать, делать выводы, сравнивать;

совершенствовать умение работать с учебником; развивать навыки исследовательской работы, логическое мышление и монологическую речь учащихся.

Воспитательные: воспитание уважительного отношения к природе, всему живому, что нас окружает; развивать уважительное отношение к живым организмам.

Тип урока : изучение нового материала.

Формы работы : индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы организации учебной деятельности : Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);

Наглядные (рисунки, таблицы, комнатные растения);

Практические (решение тестовых заданий, заданий различного характера на закрепление знаний, работа с учебником).

Технологии: классно-урочная система, проблемное обучение, технологии развития критического мышления, технология учебно-поисковой деятельности, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование : рабочие тетради, учебник для 7 класса, рисунки и таблицы с изображением высших растений, дидактические материалы для закрепления знаний, комнатные растения.

Базовые понятия и термины : высшие растения, риниофиты, спорофит, гаметофит, спорангии, споры, гаметы, оплодотворение, зигота.

ХОД УРОКА

I . Организационный момент, приветствие учащихся (1 мин). Здравствуйте, ребята! Проверьте своё рабочее место, настройтесь на работу.

II . Актуализация знаний (3-4 мин).

Мозговой штурм .

Учитель: Давайте вспомним, какие изменения на Земле связаны с жизнедеятельностью водорослей в течение многих лет?

Учащиеся: формирование озонового экрана в результате фотосинтеза, участие в образовании осадочных пород (например, диатомовые водоросли, некоторые красные).

Учитель: Когда произошел выход растений на сушу? (в конце палеозойской эры)

Проблемный вопрос:

Как вы думаете, а почему же растения не могли появиться на суше раньше, или одновременно с водорослями? Учащиеся предполагают : так как не было условий для обитания на суше, а именно, озонового экрана, ультрафиолетовые лучи убивали все живое, водоросли могли жить в водоёмах, потому что от этих лучей их защищал слой воды; после формирования озонового слоя появилась возможность выхода растений на сушу.

III . Изучение нового материала (проблемное изложение) (20-25 мин).

1. Особенности эволюции высших растений.

Проблемная ситуация:

Учитель: Как вы думаете, с какими проблемами столкнулись водные организмы в процессе освоения наземно-воздушной среды?

Для решения данной проблемной ситуации, необходимо обсудить, каковы особенности наземно-воздушной среды обитания:

Более низкая плотность;

Дефицит воды;

Резкие колебания температур.

Таким образом, растениям необходимо было:

Защищаться от высыхания;

Закрепляться в почве;

Опора для поддержания тела;

Развитие тканей для поглощения воды и минеральных веществ из почвы.

Учащиеся под контролем учителя делают вывод: у высших растений, с освоением суши, появились ткани (например, покровные - защита от высыхания, механические - опорная функция, проводящие - для транспорта веществ и др.) и различные органы (например, корень, стебель, листья и др.).

Работа с учебником.

Учитель: Ребята, с помощью учебника (стр.34) скажите, как называются первые наземные растения (риниофиты), каковы их особенности строения?

2. Особенности классификации растений.

Учитель: Итак, мы уже знаем, на какие подцарства подразделяют Царство Растения (учащиеся называют подцарства, дают определения низшим и высшим растениям; учитель заполняет на доске схему или таблицу, вводит понятие споровые и семенные растения):

Царство Растения

Подцарство

Настоящие водоросли

Подцарство

Багрянки

Подцарство

Высшие растения

низшие

(нет тканей и органов, тело - слоевище)

высшие

(развиты настоящие

органы и ткани)

споровые

семенные

3. Физкультминутка для глаз. Учитель: А теперь, давайте немного отдохнём (физкультминутку проводит один из учащихся)

1. Колебательные движения глазами по горизонтали справа - налево, затем слева - направо.

2. Движения глазами по вертикали вверх-вниз, затем вниз-вверх.

3. Интенсивные сжимания век в быстром темпе.

4. Круговые вращательные движения глазами слева-направо, затем справа-налево.

5. Круговые вращательные движения, вычерчивая цифру 8, лежащую на боку.

6. Частые моргания, без усилий.

4. Особенности высших споровых растений.

В ходе беседы с учащимися, учитель выявляет основные черты высших споровых растений, ребята заполняют краткий конспект, вводятся новые термины (под запись в тетрадь).

Особенности высших споровых растений:

1. Развиты ткани и органы.

2. Споры служат для бесполого размножения и расселения.

3. В жизненном цикле чередуются два поколения: половое (гаметофит) и бесполое (спорофит)

4. Оплодотворение - т.е. слияние половых клеток, происходит только во влажной среде (!)

Как вы думаете, почему размножение возможно только во влажной среде? (вода нужна для движения мужских гамет - сперматозоидов )

IV . Закрепление знаний, первичный контроль и коррекция полученных знаний (15 мин).

Работа в группах. Класс быстро делится на 5-6 групп (по 4-5 человек, за первой партой разворачиваются ко второй, и т.д.). Учитель раздаёт задания каждой группе, на выполнение которых даётся 3-4 минуты. Затем каждая группа выступает с ответами и решениями заданий.

Задания для группы 1.

Выход растений на сушу проходится на _________ эру. По сравнению с водной в наземно-воздушной среде часто возникает дефицит ________, плотность воздуха намного _________ плотности воды, характерны резкие колебания ________. Первые наземные растения - _________ появились около 400 млн. лет назад. Произрастали риниофиты в ________ местах. Прикреплялись к почве они с помощью особых выростов горизонтальных веточек - _______. Высшие растения имеют хорошо развитые ______ и ______.

(Ответы: палеозойскую; воды, ниже, температур; риниофиты; увлажнённых; ризоидов; органы и ткани).

Задания для группы 2. Работа с текстом. Вставить в текст пропущенные слова:

В процессе освоения наземной среды обитания у растений для защиты от высыхания появились ______ ткани. Плотность воздуха значительно _______, чем плотность водной среды, поэтому растениям необходимо было развитие _______ тканей для поддержания тела. Для закрепления в почве развились _______. У высших споровых растений споры служат для _______ и ________.

В жизненном цикле высших растений происходит чередование двух поколений: _______ и _______.

(Ответы: покровные ткани; ниже, механических тканей; корни; размножения и расселения; полового и бесполого).

Задания для группы 3.

низшие растения

растения без тканей и органов

половые клетки

автотрофы

организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических

выросты клеток водорослей для закрепления в почве

оплодотворение

слияние двух половых клеток

гаметофит

половое поколение высших растений, на котором образуются половые клетки

спорофит

бесполое поколение высших растений, на котором образуются споры в спорангиях

Задания для группы 4. Задания на соответствие терминов. На табличках - отдельно термины и определения. Учащиеся сопоставляют термины и определения на парте (или на доске с помощью магнитов).

слоевище

тело водорослей, состоящее из группы клеток

высшие растения

растения, у которых хорошо развиты ткани и органы

риниофиты

первые наземные растения

оплодотворенная яйцеклетка

сперматозоиды

мужские половые клетки

яйцеклетки

женские половые клетки

спорангии

органы бесполого размножения, в которых образуются споры

Задание для группы 5. Выбрать лишний термин из предложенных. Объяснить свой выбор.

А) стебель, лист, слоевище, побег, корень;

Б) ламинария, саргассум, одуванчик, спирогира, филлофора;

В) споры, спорангии, яйцеклетка, спорофит, бесполое поколение;

Г) сперматозоид, гаметофит, яйцеклетка, половые органы, споры.

(Ответы: А) слоевище; Б) одуванчик; В) яйцеклетка; Г) споры. )

Задание для группы 6. Определить правильность утверждений («да» - «нет»):

1. Условия в наземно-воздушной среде нестабильны, резко меняются (да)

2. У высших растений не развиты ни ткани, ни органы (нет)

3. В водной среде низкая плотность (нет)

4. Риниофиты - это вымершие организмы (да)

5. Оплодотворение у высших споровых растений осуществляется с помощью ветра (да)

6. Водоросли - первые растительные организмы на Земле, возникли в водной среде (да)

7. Спорофит - это половое поколение высших споровых растений (нет)

8. Половые клетки - гаметы, образуются в гаметофите (да)

V . Рефлексия (3 мин).

Ребята, я предлагаю вам на полях в рабочей тетради нарисовать смайлики (улыбки) напротив тех вопросов, которые вам запомнились, понравились, что заинтересовало. А что вызвало наибольшее затруднение? Поставьте восклицательный знак (учитель останавливается на наиболее сложных вопросах материала; при просьбе учащихся - поясняет)

VI . Итоги урока, домашнее задание (2 мин).

Учитель объявляет домашнее задание (п.12, выучить все новые термины); благодарит учащихся за работу на уроке. Выставляет оценки, комментируя работу учащихся.

Одно из главных отличий растений от животных и грибов - способность создавать органиче­ские вещества из неорганических с помощью солнечного света (процесс фотосинтеза).

Подцарство: Низшие растения

Тело низших растений (слоевище, или таллом) не разделено на истинные листья, стебель и корень, хотя может иметь их внешние подобия. Отделы (тип) :

Подцарство: Высшие растения

У высших растений тело разделяется на настоящие листья, стебель и корень. Отделы (тип):
  1. Моховидные, мхи, бриофиты
    Наиболее примитив­ные из числа наземных растений. Встречаются в основном во влажных, затенённых местах. Мхи распространены во всех климатических поя­сах. У мхов нет настоящих проводящих тканей, вода и минеральные вещества поглощаются всей поверхностью тела. Высота не более 20 см. Большинство мхов - многолетние растения, встречаются группами (подушками, куртинками). Мохообразные - единственные наземные растения, у которых преобладает половое (гаплоидное) поколение - гаметофит. Бесполое поколение (спорофит) у мхов представлено спорогоном, который прикреплён к гаметофиту и питается за его счёт.
  2. Папоротникообразные (споровые)
    В основном наземные травянистые растения, встречаются также водные и древовидные формы. Предпочитают влажные и затенённые места.
  3. Голосеменные
    Голосеменные растения - древняя группа семенных растений, появившаяся в конце девона, около 370 млн. лет назад.

    Деревянистые растения.
    Главное отличие от покрытосеменных (цветковых) - отсутствие цветков и плодов, а также сосудов и древесных волокон в стебле.
    Семена лежат «голо», то есть не скрыты в завязи.
    Голосеменные включают более 1 000 видов.

  4. Покрытосеменные, цветковые
    Наиболее высокоорганизованные наземные растения, травы, кус­тарники и деревья.
    Основные отличительные признаки - наличие цветка и плода .
    Семена скрыты (покрыты) в завязи, из которой образуется плод.
    В стебле имеются сосуды и древесные волокна.
    В настоящее время цветковые являются преобладающей формой наземной растительности
    (описано свыше 250 тысяч видов).
    Класс:
    1. Двудольные
      • зародыш семени имеет две семядоли,
      • жилкование листьев - сетчатое,
      • имеется центральный стержневой корень,
      • количество лепестков и других частей цветка обычно кратно 4 или 5.
      В классе Двудольные описано 6 подклассов, 128 порядков, 418 семейств, приблизительно 10 000 родов и около 199 000 видов растений.
    2. Однодольные
      Типичные отличительные признаки:
      • зародыш семени имеет одну семядолю,
      • жилкование листьев - параллельное или дуговое,
      • корневая система - мочковатая,
      • число частей цветка кратно 3.
      В класс однодольных растений включаются 5 подклассов, 37 порядков, около 125 семейств, более 3000 родов и около 59 000 видов.
    Наиболее крупные по числу видов семейства цветковых растений:
    • Астровые, или Сложноцветные (Asteraceae, Compositae) - 27773 видов в составе 1765 родов;
    • Орхидные (Orchidaceae) - 27135 видов в составе 925 родов;
    • Бобовые (Fabaceae, Leguminosae) - 23535 видов в составе 917 родов.

Задачи урока:


  • познакомиться с особенностями организации высших растений;

  • рассмотреть общие признаки основных отделов высших растений;

  • показать усложнение организации высших растений по сравнению с водорослями;

  • продолжить формирование умений работать с микроскопом.
Оснащенность урока: живые растения; гербарные экземп­ляры высших растений; таблицы; рисунки учебника и других книг с изображением мхов, плаунов, хвощей, голосеменных и цветковых растений; микропрепараты растительных тканей и микроскопы.

Основные положения урока.


  • Наличие у высших растений хорошо выраженных тканей,
    строение которых соответствует выполняемым функциям (образовательная, покровная, проводящая, механическая, основная, запасающая и др.).

  • Характерной особенностью высших растений являются органы, которые подразделяются на вегетативные (корень, стебель, лист) и репродуктивные (спорангии, цветки, плоды).
* Индивидуальное развитие высших растений подразделяется на два периода: эмбриональный (зародышевый) и постэмбриональ­ный (послезародышевый).

* Подцарство высших растений включает две крупные группы -споровые и семенные растения.

* Основными отличительными чертами споровых являются слабая специализация тканей, бесполое размножение с помощью спор, зависимость полового размножения от воды.

* Семенные растения характеризуются размножением половым путем при помощи семян (вне зависимости от воды), более высокой специализацией тканей и вегетативным бесполым размножением.

* Обратите внимание учащихся на многообразие тканей у выс­ших растений, подчеркивающее сложность их строения и являю­щееся результатом приспособления растений в ходе эволюции к новым, более жестким, наземным условиям существования.

* Используя имеющиеся знания, предложите учащимся рас­смотреть особенности строения и функционирования вегетативных генеративных органов высших растений.

* Обратите внимание учащихся на то, что появление вегетатив­ных органов у высших растений происходило в ходе эволюции в результате ароморфозов: вначале это были небольшие, в виде вильчато-разветвленного стебелька, без листьев и корней растения, затем на стебельках появились тоненькие чешуйчатые выросты, напоминавшие листья, позднее развились настоящие корни и на­стоящие листья, состоящие из многих слоев клеток.

* Предложите учащимся вспомнить чередование полового и бесполого поколений у водорослей и подчеркните наличие у выс­ших растений также чередования поколений: диплоидного споро­фита и гаплоидного гаметофита.

* Организуйте работу учащихся с таблицами, рисунками, схе­мами и в ходе нее подчеркните основные отличительные черты споровых растений и семенных растений (особенности полового и бесполого размножений, специализацию тканей и т. д.).

Вопросы для обсуждения.

1.Дайте определение ткани и перечислите виды тканей высших растений.

2. Какие функции выполняют проводящая, механическая, по­кровная ткань? Почему они возникли в ходе эволюции растений?

3. Сравните внешнее строение тела водорослей и высших рас­тений. В чем отличия?

4. Какие органы называют вегетативными, а какие - репродук­тивными?

5. На какие периоды подразделяется индивидуальное развитие растений?

6. Перечислите основные отличительные черты споровых рас­тений.

7. Докажите, что специализация тканей семенных растений за­шла особенно далеко, по сравнению со споровыми.

Закрепление материала.

Перечислите отличительные признаки высших растений.

Перечислите отделы семенных и споро­вых растений.

Царство __________________

Подцарство Высшие растения _______________

____________Споровые _______________________Семенные ______

Отделы:___________________ Отделы:___________________
Составьте цепь питания с высшими растениями.
Словарь. Образовательная ткань, покровная, проводящая, механическая, опорная, выделительная, секреторная, основная, за­пасающая, вегетативные органы, репродуктивные органы, споран­гии, эмбриональный период, постэмбриональный, споровые расте­ния, семенные растения.

Домашнее задание. Изучить материал учебника о высших рас­тениях, повторить общую характеристику низших растений. Твор­ческое задание. Подготовить инсценировку на тему «Водоросли и высшие растения». Подготовить три вопроса для игры в «Черный ящик».



Понравилась статья? Поделитесь ей