Контакты

Установка, замена и ремонт запорной арматуры трубопровода своими руками. Ремонт трубопроводной арматуры

Основными дефектами трубопроводов являются нарушение плотности во фланцевых, муфтовых и фитинговых соединениях. Устраняют протечку подтяжкой фланцев, фитингов. При продолжении течи соединение разбирают, проверяют уплотнительные поверхности, прокладки, уплотнения при необходимости заменяют, трещины в трубах. Устраняют неисправности наложением хомутов, накладок, завариванием электро- или газосваркой. Трещины в медных трубах заделывают пайкой.

При ремонте трубопроводов соединения тщательно очищают от грязи, смазки, остатков полупродуктов и промывают. Неровности уплотнительных поверхностей зачищают напильниками, надфилями, шаберами, притирают с помощью абразивных паст и порошков. Резьбовые соединения трубопроводов уплотняют льняной нитью, паклей, суриком, белилами и специальными пастами.

Ремонт трубопроводов (категории указаны в табл. 20) проводится с учетом требований Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, утвержденных Госгортехнадзором 10.03.70.

Под требование Правил не подпадают трубопроводы с параметрами 1 категории с наружным диаметром менее 51 мм и 2, 3 и 4 категорий с наружным диаметром менее 76 мм; сливные, продувочные и выхлопные, из неметаллических материалов; плавучих сооружений, АЭС и специальных установок.

Для ремонта трубопроводов, подпадающих под действие Правил, используются только материалы, разрешенные ими. Материалы, не имеющие паспортов или сертификатов, могут применяться только после испытания и контроля.

Изготовление, монтаж и ремонт трубопроводов и их элементов должны производиться предприятиями или организациями, располагающими необходимыми техническими средствами и подготовленным персоналом.

Изготовление и ремонт трубопроводов, подлежащих регистрации в органах Госгортехнадзора СССР, могут осуществляться только организациями, имеющими разрешение местных органов Госгортехнадзора регистрируются в местных органах технадзора трубопроводы 1 категории с условным проходом более 70 мм, а также 2 и 3 категорий с условным проходом более 100 мм. Другие трубопроводы регистрируются на предприятии - владельце трубопровода.

Разрешение на эксплуатацию на вновь смонтированный или отремонтированный трубопровод выдается участковым инспектором Госгортехнадзора СССР (для трубопровода, зарегистрированного в органах котлонадзора) и для трубопроводов, не зарегистрированных в котлонадзоре, - лицом на предприятии, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов.

При ремонте разрешено применение всех промышленных методов сварки, обеспечивающих необходимую эксплуатационную надежность сварных соединений трубопровода. К сварочным работам допускаются сварщики, имеющие удостоверение. Сварочные работы проводят при температуре окружающего воздуха не ниже 0°С. При монтаже трубопровода допускается применение сварки при температуре минус 20°С (при толщине свариваемых элементов до 16 мм). В непогоду сварщик и место сварки должны быть надежно защищены.

Неисправную арматуру осматривают, определяя воз­можность ремонта на месте. Если это невозможно, про­изводят частичный или полный демонтаж. При отсутствии новой арматуры на место демонтированной устанавлива­ют раздвижную вставку, что позволяет не прерывать по­дачу воды потребителям.

Раздвижная вставка состоит из фланцев с резьбовыми патрубками, муфты и контргаек. Но чаще вместо снятой задвижки ставят «катушку», состоящую из двух фланцев с вваренным между ними отрезком трубы по длине за­движки.

При ремонте задвижек устраняют утечку воды через сальниковое уплотнение (сальник), трещины или дефек­ты в корпусе, неплотное перекрытие потока воды (арма­тура «не держит»), утечку в местах соединения с трубопро­водами.

Утечку через сальниковое уплотнение устраняют под­тягиванием крышки сальника. Если не удается устранить течь подтягиванием крышки, следует заменить сальнико­вую набивку. Чтобы исключить утечку воды во время ре­монта, трубопровод перекрывают, часто заглушкой эллиптической

Сальниковую набивку можно заменить, не перекрывая трубопровод. В этом случае во время ремонта на шпиндель задвижки (под крышку корпуса) следует установить коль­цо из листовой резины толщиной 12-15 мм, Для замены сальникового уплотнения шпиндель поднимают вверх до упора. При этом резиновое кольцо прижимается к крыш­ке корпуса, герметизируя тем самым зазор между шпинде­лем и крышкой, и поступление воды в сальниковое уплот­нение из трубопровода прекращается. Затем отворачивают болты с гайками, поднимают крышку сальника и удаля­ют старую набивку.

Очистив шпиндель и корпус от старой набивки, грязи, ржавчины, закладывают новую сальниковую набивку. Если неизвестен материал, который был использован для уплотнения, то его выбирают в зависимости от темпера­туры воды, проходящей через арматуру. При температуре воды не более 60"С применяют сальниковую хлопчатобу­мажную набивку: ХБП и ХБТС; при более высокой тем­пературе- асбестовый материал или фторопластовый жгут. Сальниковую набивку промышленность выпускает в виде шнура.

Зазор между корпусом и шпинделем должен быть за­полнен сальниковой набивкой настолько, чтобы в процес­се эксплуатации крышку сальника можно было 2-3 раза подтянуть.

Вместо хлопчатобумажной набивки в сальниковом уп­лотнении может быть использована разрезная резиновая втулка. В этом случае при уплотнении набивки не следу­ет сильно сжимать втулку крышкой, так как это увеличит трение шпинделя о втулку и ускорит ее изнашивание. .

Неплотное перекрытие потока води в задвижках обра­зуется из-за повреждения уплотнительных поверхностей, изнашивания резьбы шпинделя.

Повреждения уплотнительных поверхностей определя­ют следующим образом. Снимают крышку корпуса и вы­нимают шпиндель с дисками. Внутреннюю поверхность корпуса и кольца очищают от грязи, ржавчины. На уплот­нительные поверхности кольца и диска наносят краску, вновь вставляют в корпус шпиндель и диски, после чего несколько раз закрывают и открывают задвижку, приводя в соприкосновение кольца и диски. Далее диски вновь вынимают, осматривают, выявляя царапины, шероховато­сти, которые выделяются на поверхности темными чер­точками и пятнами. Дефектные места на уплотнительных поверхностях глубиной 0,01-0,3 мм удаляют шабрением, глубиной менее 0,01 мм - притиркой.

Шабрение производят вручную или механизирован­ным инструментом в несколько приемов, периодически проверяя поверхности соприкосновения кольца и диска. О том, как делается притирка, см. в § 6.

Поврежденный шпиндель с сорванной резьбой заменя­ют или ремонтируют путем наварки металла и его обточ­ки до первоначальных размеров.

Утечку в местах присоединения арматуры к трубопро­водам устраняют так же, как утечку во фланцевых соеди­нениях трубопроводов. При утечке воды через поврежден­ный чугунный корпус или крышку (трещины, свищи, раковины) их заменяют.

Пробковые краны. В пробковых кранах могут быть сле­дующие неисправности: утечка воды через сальниковое уплотнение, неплотное перекрытие потока воды, утечка В местах присоединения кранов к трубопроводам.

Утечку воды через сальниковое уплотнение устраняют подтягиванием крышки сальника. Если утечку не удается устранить таким образом, заменяют сальниковую набивку.

Для того чтобы вода не попадала в помещение, трубо­провод перекрывают запорной арматурой, установленной на нем до и после ремонтируемого крана. В том случае, если трубопровод перекрыть невозможно, используют приспособление, которое захватами зацепляется за трубо­провод, затем рукояткой с винтом, который вращается в гайке, приваренной к планке, и приспособление прижи­мает пробку к корпусу На время ремонта кранов неболь­шого диаметра пробку можно прижать к корпусу газовым ключом, поместив одну его губку под корпусом, а дру­гую - на верхней части пробки.

Для замены сальниковой набивки отвертывают болты и поднимают крышку сальника, после чего удаляют ста­рую сальниковую набивку, очищают корпус и шпиндель пробки от прилипшей набивки. Материал для сальнико­вой набивки выбирают так же, как и для задвижки.

Неплотное перекрытие потока воды в пробковых кра­нах ликвидируют притиркой.

После окончания притирки пробку тщательно проти­рают, промывают для удаления остатков абразивной пас­ты и смазывают густым смазочным материалом. Затем оч и шлют корпус и собирают кран.

Утечку □ места присоединен^ крапов к трутпрояо - яан ДМ минируют так Аи, ЬМК утечку и рйІЬбоШЛХ («ЛИНС - КИЯХ, ПрН необходимости разборки рс"іЕі&ОЙСїГО соедине­ния ИЛИ сына к. рпп-і С ТруЙОЛрОБОДИ ПНДЧОЛС ралблрают сгон, который обязательно уттаноилен перед каждым кри­ном, г. нілюрачиваіот его из корпуса крана. Затем корп>: снимлизз с реэьбм натрубопроводе, Ьсли крил расположен близко к стене, то сначала демонтируют на кране все вы­ступающие части (крышку сальника, пробку), а затем раз­водным ключом отвертывают корпус.

Вентили имеют такие же неисправности, что и пробко­вые краны. Кроме того, возможны изнашивание резьбы на шпинделе, попадание посторонних частиц в корпус вен­тиля, повреждение седла вентиля.

Утечку через сальниковое уплотнение ликвидируют подтягиванием сальниковой гайки либо заменяют сальни­ковую набивку.

В том случае, если трубопровод перекрыть невозможно, перед заменой сальниковой набивки шпиндель с клапаном поднимают вверх до упора, вращая маховичок против ча­совой стрелки. При этом клапан верхней поверхностью прижмется к крышке корпуса и частично перекроет зазор, по которому поступает вода. Для герметичного перекры­тия этого зазора, чтобы исключить утечку при замене саль­никовой набивки вентиля, над клапаном на шпиндель устанавливают резиновую прокладку толщиной 3-4 мм, т. е. как в задвижке (см. выше).

При подъеме шпинделя вверх не следует прилагать больших усилий к маховичку, так как это может привести к отрыву клапана от шпинделя.

Неплотное перекрытие потока в вентилях для воды наблюдается при изнашивании уплотнительной проклад­ки или резьбы на шпинделе, выпадании прокладки из кла­пана, попадании посторонних предметов между клапаном и седлом, повреждении седла.

Изношенную прокладку заменяют новой, выполненной из того же материала, что и прежняя (из резины, кожи, теп­лостойкой резины, паронита, фибры).

Для замены прокладки перекрывают подачу воды в тру­бопровод, на котором установлен вентиль, и разводным ключом вывертывают крышку корпуса. Отвернув гайку, крепящую прокладку, удаляют изношенную прокладку. Новую прокладку вырубают пробойником и устанавлива­ют, надежно закрепляя гайкой. Для того чтобы гайка са­мопроизвольно не отворачивалась, резьбу, выступающую из гайки, покрывают слоем водостойкой краски.

Перед сборкой вентиля шпиндель с клапаном вверты­вают в крышку корпуса и резьбу на крышке покрывают графитовой смазкой. При этом необходимо проверить прокладку под головкой вентиля и, если она повреждена, заменить ее.

Неплотное перекрытие потока в вентилях ликвидиру­ют притиркой металлических уплотнительных поверхно­стей (клапана и седла).

Износ резьбы на шпинделе не позволяет плотно при­жать клапан к седлу: маховичок прокручивается, и поток воды не перекрывается. В этом случае перекрывают по­ступление воды в трубопровод и вывертывают крышку из корпуса. Затем, вращая маховичок по часовой стрелке, вывертывают шпиндель из крышки. Если резьба на шпин­деле изношена или повреждена, то шпиндель заменяют. Для этого снимают маховичок, отвертывают (ослабляют) сальниковую гайку и вынимают шпиндель, снимают кла­пан, вынув стопорное кольцо. Новый шпиндель устанав­ливают в обратном порядке.

" При отсутствии нового шпинделя работоспособность вентиля для воды можно восстановить, установив утолщен­ную прокладку. В связи с тем, что утолщенная прокладка сужает проходное сечение вентиля, такой ремонт можно проводить только на нижних этажах здания, где давление в водопроводной сети высокое.

Посторонние частицы (окалина, стружка, песок) меж­ду клапаном И седлом сначала пытаются удалить промыв­кой. Для этого открывают водоразборную арматуру, уста­новленную после вентиля, и несколько раз открывают и закрывают вентиль, вращая маховичок. Если при этом герметичность не восстанавливается, т. е, вода при закры­том вентиле выливается через открытую водоразборную арматуру, то снимают крышку корпуса и удаляют посто­ронние ‘jiCTHьia H".t кормусл и клигина.

При параден ни ссдлп раколнны мож;ю срезать, ис - nwiVjya фрс1у. Для jпoro н. ч[|ридляюсцую тулку с фрезой flEJSpTWJWiur U Корпус ИС1ГГИЛЛ RMCCTO Kpl. riUK» Фрезерова­ние поверхности седла осуществляется режущими кром­ками при повороте фрезы вокруг оси - Если не удается уда­лить раковину фрезерованием* то заменяют корпус или, рассверлив отверстие, вставляют новое седло, выточенное из бронзы или латуни на токарном станка.

Шр=7п>г1",к! клапаны. Ремонтобратных клпшнов (подъем­ных н попоротых) производят при неплотном перекры­тии обратного потока воды и разрушении корпуса и дета­лей.

Неплотное перекрытие обратного потока наблюдается при разрушении уплотнительных поверхностей клапана и седла и попадании посторонних предметов между ними, повреждении и изнашивании осей и шарниров поворот­ных клапанов.

Разрушение уплотнительных поверхностей клапанов и седел и попадание посторонних предметов в них устраня­ют так же, как в вентилях.

’ Поврежденные оси поворотных клапанов заменяют, предварительно разобрав клапан. При изнашивании шар­нира (серьги) поворотного клапана производят восстано­вительный ремонт путем заварки изношенного отверстия и последующего его рассверливання до требуемого диа­метра либо рассверливают отверстие большего диаметра, чем прежнее, после чего запрессовывают в него стальную или латунную втулку с внутренним диаметром, соответ­ствующим наружному диаметру оси поворотного клапана.

Разрушение стальных корпусов и деталей ликвидиру­ют сваркой, чугунных - заменой.

Регулирующая арматура. При утечке воды через саль­никовое уплотнение при неплотном перекрытии потока

Регулирующую арматуру (регулятор давления, расход тем­пературы) ремонтируют так же, как запорную.

Краны двойной регулировки, установленные в поме­щениях, где наблюдаепл перегрев, разбирают и проверя­ют наличие реагирующего стакана. Если стакана нет, кран заменяют.

После ремонта трубопроводную арматуру испытывают н"и прочность и плотность корпуса давлением 1,6 МПа.

→ Монтаж холодильных установок


Ремонт арматуры и трубопроводов


Запорную и предохранительную арматуру ремонтируют на месте без демонтажа корпуса или в ремонтно-механическом цехе после снятия арматуры во время ремонта холодильной установки. При централизованном ремонте арматуры все работы выполняют на специализированных участках, оборудованных оснасткой и средствами механизации. Основные группы оборудования в ремонтно-механическом цехе: стенды для разборки и сборки арматуры, станки для механической обработки уплотнительных поверхностей, приспособления для притирки, стенды для испытаний на плотность и прочность, стенды для испытания пружин и регулировки предохранительных клапанов, приспособления для вырезки и вырубки прокладок, сварочный участок с необходимым оборудованием для наплавочных работ и приварки сильфонов.

Порядок разборки, проверки, притирки и испытаний на прочность и плотность после ремонта такой же, как и при проведении ревизии арматуры.

Конструкции притиров для притирки уплотнительных поверхностей вентилей разнообразны. Рабочую поверхность шпинделя сальниковой арматуры (зона работы в сальнике) зачищают от забоин и рисок и шлифуют в приспособлении типа колодки с абразивным полотном или пастой.

Рис. 1. Приспособления для притирки уплотнительных поверхностей седел вентилей:
1 - корпус; 2 - направляющая; 3 - штифт; 4 - притир; 5 - седле; 6 - притирочная плита; 7 - оправка

Рис. 2. Приварка сильфонов при ремонте арматуры:
1 - кольца; 2, 3, 4 - детали вентиля; 5 - сильфон

Рис. 3. Приспособление для испытания пружин предохранительных клапанов;
1- пружина; 2 - стойка; 3 - специальная крышка; 4 - накидные гайки; 5 - упорный подшипник; 6 - шпиндель; 7 - вращающаяся гайка; 8 - маховик; 9 - хомут; 10 - индикатор; 11 - штанга

Чтобы избежать прожога тонкостенного сильфона при ремонте сильфонной арматуры (толщиной 0,1-0,2 мм), юбку сильфона размещают между деталями вентиля и выкачиваемыми специально кольцами. Сварку трех деталей выполняют одновременно.

В процессе ремонта предохранительных клапанов особое внимание уделяют состоянию пружин. Пружины при разборке внимательно осматривают и при наличии трещин и других видимых дефектов бракуют. Пружины подвергают трехкратному сжатию статической нагрузкой для выявления остаточной деформации и, кроме того, нагружают статической нагрузкой, равной максимальной рабочей нагрузке с одновременным контролем сжатия пружины в приспособлении. Предохранительные клапаны регулируют на давление открытия на стенде давлением азота или воздуха, создаваемого компрессором, или с помощью баллона со сжатым газом. После регулировки клапан пломбируют и регистрируют в журнале, где приводят тип клапана и позицию его по технологической схеме, параметры, перечень проведенных ремонтных и регулировочных работ, даты регулировки и даты следующей его проверки (т. е. срока эксплуатации). Затем клапан маркируют краской на корпусе или на специальной бирке и сдают ремонтной бригаде для установки на место.

Рис. 4. Приспособления для измерения углов при ремонте трубопроводов (а) и для разжима фланцев (б)
1 - планка; 2 - рычаг; 3 - ось; 4 - специальная гайка; 5 - кольцо; 6 - заменяемый участок трубы; 7 - разжимной конус; 8 - палец; 9 - тяги; 10 - винт; 11 -ось

Ремонтные работы на трубопроводах составляют значительную часть ремонтных работ при ремонте холодильной установки и могут быть сведены собственно к ремонту трубопровода (вставка катушек, замена отводов, колен, приварка фланцев,

Чеканка свищей в сварочных швах или заварка их) или к замене участков и всей линии. Для разжигания фланцев и простоты замера углов между трубопроводами используют приспособления.

Основные дефекты, характерные для трубопроводов холодильных установок, следующие: замасливание трубопроводов (устраняется промывкой растворами), отложение ила, нагара и солей жесткости Г (также промывкой); коррозионный износ, эрозионный износ, особенно при высоких скоростях или загрязненных средах в коленях, отводах (необходима замена деталей); дефекты в сварных швах (подварка или чеканка); усталостные трещины, появляющиеся из-за повышенной вибрации или из-за брака при прокате труб (выясняют и устраняют причины, а участок трубопровода заменяют).

Рис. 5. Приспособления для вырубки и вырезки прокладок:
1 - патрон; 2 - установочная рейка; 3 - дисковые ножи

Основная профилактическая мера - систематическая проверка характерных мест категорийных трубопроводов по графику на изменение толщины стенки трубы с составлением акта. Проверку проводит лаборатория дефектоскопии службы главного механика.

При ремонте обращают внимание на точность изготовления уплотнительных прокладок во фланцевых соединениях трубопроводов и разъемах аппаратов. Прокладка должна перекрывать полностью уплотнительные поверхности и не должна выступать в проточную часть трубопровода. Для вырезки и вырубки прокладок используют сверлильные станки, прессы и различного рода приспособления (рис. 5).

Cтраница 1


Ремонт запорной арматуры в специализированной мастерской выполняется в период простоя технологических установок (объектов) в ремонте.  

Ремонт запорной арматуры в специализированной мастерской выполняется ее персоналом по схеме склад-мастерская - склад (см. рис. 2), с целыо пополнения обменного фонда.  

Ремонт запорной арматуры (задвижек, кранов натяжных и самосмазывающихся) на месте наиболее прост, так как при этом не требуется разъема соединений, такелаж и пр. К ремонту должны быть подготовлены приспособления, инструменты, ассортимент прокладок и болтов с гайками, прографичен-ная сальниковая набивка. Основными операциями при этом являются смена сальниковой набивки и подтяжка болтов фланцев. Смену набив ки следует производить после плотного закрытия затвора, с тем чтобы уменьшить опасность утечки газа.  

Ремонт запорной арматуры, компенсаторов, колодцев и коверов производится по мере необходимости. Окраска надземных газопроводов и оборудования должна производиться по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет.  

Ремонт запорной арматуры (задвижек, кранов натяжных и самосмазывающихся) на месте наиболее прост, так как при этом не требуется разъема соединений, такелаж и пр. К ремонту должны быть подготовлены приспособления, инструменты, ассортимент прокладок и болтов с гайками, прографиченная сальниковая набивка. Основными операциями при этом являются смена сальниковой набивки и подтяжка болтов фланцев. Смену набивки следует производить после плотного закрытия затвора, чтобы уменьшить опасность утечки газа.  

Ремонт запорной арматуры должен производиться во время ремонта агрегатов, на которых она установлена. Ремонт арматуры магистральных трубопроводов должен производиться по мере необходимости.  

Осуществляют ремонт запорной арматуры, мешалок испарителей.  

Качество ремонта запорной арматуры проверяют ее испытанием на плотность в закрытом положении водой или сжатым воздухом на специальном стенде.  

Качество ремонта запорной арматуры проверяют ее испытанием на плотность в закрытом положении водой или сжатым воздухом да специальном стенде. На рис XV.35 приведена схема устройства для гидравлического испытания арматуры с помощью ручного пресса. Для гидравлических испытаний большего количества арматуры, трубопроводов и аппаратов применяют прессы с электрическим приводом.  

Перед ремонтом запорной арматуры и трубопроводов, смонтированных на территории КБ (ГНС) в колодцах и каналах (водопроводы, теплосети), необходимо проверить концентрацию в них газов.  


При ремонте запорной арматуры сальниковую набивку заменяют полностью. Для арматуры аммиачных установок в качестве набивочного материала применяют шнур из хлопчатобумажной, пеньковой или льняной пряжи, пропитанной смесью графита с жиром или тавотом. Для арматуры хладоновых установок применяют шнур из асбестового волокна, пропитанного глицеринам с добавлением графита.  

При ремонте запорной арматуры сальниковую набивку заменяют полностью. Для арматуры аммиачных установок в качестве набивочного материала применяют шнур из хлопчатобумажной, пеньковой или льняной пряжи, пропитанной смесью графита с жиром или мазью. Для арматуры фреоновых установок применяют шнур из асбестового волокна, пропитанного глицерином с добавлением графита.  



Понравилась статья? Поделитесь ей