Контакты

Жизненные позиции человека. Жизненная позиция Какая у тебя жизненная позиция

ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ - направленность жизнедеятельности личности, ее т. эр. относительно своего места и роли в общественной жизни (в отличие от социального статуса, положения). В нравственном плане Ж. п.-система поведения личности, определяемая ее убеждениями, идейностью, совестью. Позиция человека по любому общественно значимому вопросу является Ж. п. постольку, поскольку она отвечает объективной логике развития социальной действительности, отражает расстановку реальных социальных сил, воздействующих на это развитие. Критерий истинности, правильности той или иной Ж. п. - ее соответствие прогрессивным тенденциям развития об-ва, интересам передовых социальных сил. Чтобы определить Ж. п. людей, надо, по словам В. И. Ленина, выяснить, «какой социальной обстановкой и как именно обусловливаются их действия» (т. 1, с. 430). Ж. п. - один из важнейших признаков личностного развития индивида, определения его места в историческом процессе. Становление личности есть в то же время сознательный выбор человеком той или иной Ж. п. (Выбор моральный). Содержание личного выбора определенной Ж. п. в конечном счете обусловлено идеалами и ценностями об-ва, класса или социальной группы, к к-рым данная принадлежит. Но это не умаляет роли самого субъекта, личности в определении своего отношения к миру. Жизнь и В. И. Ленина - и образец сознательно сделанного выбора и последовательного осуществления активной Ж. п, личности. Ж. п. есть выражение такой социальной активности человека, к-рая зиждется на идейной определенности и принципиальности, предполагает общественную сознательнрсть. Активность Ж. п. выражается и мировоззренчески -в заинтересованном, пристрастном, партийном отношении к идеалам, целям, теоретическим установкам об-ва, класса, и поведенчески, характеризуя последовательность, и мужественность в отстаивании человеком своих взглядов, убеждений, в реализации их на деле. Поэтому Ж. п. следует четко отличать от делячества, «хватки», хитроумного приспособленчества (выбора чьей-то стороны или т. зр. по соображениям эгоистического интереса, расчета, выгоды). Нравственной основой активной Ж. п. является принцип единства слова и дела, выражающийся в стремлении человека реализовать общественный, в т. ч. и нравственный, на практике. Соответствие, слияние теории и практики, единство , мысли и действий, когда за людей можно ручаться, говорил В. И. Ленин, что «они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести» (т. 45, с. 391),-важнейшее условие действенности избранной массами или личностью Ж. п. Активной Ж. п. противостоит позиция пассивная, когда человек встает на т. зр. стороннего созерцателя, нейтрального наблюдателя, руководствуясь принципом «моя хата с краю». В моральном смысле такая пассивность тождественна равнодушию, нередко питающему , ренегатство. Особый случай отхода от активной Ж. п. - расхождение между словом и делом, свидетельствующее о декларативном, формальном характере убежденности человека, а иногда и о моральном лицемерии. Коммунистической нравственности чужда общественная и личная пассивность во всех ее видах; исключение составляют лишь те особые случаи, когда пассивность выступает своеобразной формой активности (напр., в условиях буржуазной демократии сознательное уклонение от голосования на выборах, не дающих альтернативы, и т. п.). Огромное нравственное значение имеет борьба против морального инфантилизма, безынициативности и бездеятельности, против социального самодовольства, упоения успехами, несамокритичности, против идейных шатаний, уступок в принципиальных вопросах.

Словарь по этике. - М.: Политиздат . Под ред. И.Кона . 1981 .

Смотреть что такое "ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ" в других словарях:

    жизненная позиция - сущ., кол во синонимов: 1 жизненная установка (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ - [ангажированность engagement]: проявление неравнодушия и активности при разрешении конфликта обязанностей или идей; противоположно отвлеченности, равнодушию, нейтральности. Само слово, ставшее популярным в последнее время благодаря работам… … Философский словарь

    Жизненная позиция - – это выбранный человеком способ своей собственной жизни, совокупность жизненных отношений, ценностей идеалов и найденный характер их реализации, который обеспечивает становление человека и дальнейший ход его жизни. Одной из характерных черт… … Словарь-справочник по социальной работе

    ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ - проявление неравнодушия и активности при разрешении конфликта обязанностей или идей; противоположно отвлеченности, равнодушию, нейтральности. Само слово, ставшее популярным в последнее время благодаря работам сторонников персонализма и… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ - основные компоненты направленности личности, определяющие убеждения, принципы, ценностные ориентации, установки, ставшие мотивами деятельности … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ - мотивированная направленность жизнедеятельности индивида, его понимание смысла жизни, социальных ценностей и норм, положенное в основу выбора линии поведения; проявляется через рационально осмысленное и эмоционально окрашенное отношение к… … Профессиональное образование. Словарь

    ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ - результат овладения человеком своим поведением он становится субъектом поведения, т. е. человеком, самостоятельно достигающим поставленные цели … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Жизненная позиция - внутренняя установка, обусловленная мировоззренческими, моральными и психологическими качествами личности и отражающаяеё субъективное отношение к обществу … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ - внутренняя установка, обусловленная мировоззренческими, моральными и психол. качествами личности и отражающая ее субъективное отношение к обществу. Ж. п. проявляется в реальном поведении человека, м. б. активной (постоянное стремление изменить… … Педагогический словарь

    Жизненная позиция личности - наиболее важные идеи, выражающие отношение личности к различным жизненным реалиям, которыми добровольно руководствуется человек в своей жизнедеятельности. Эти ведущие по жизни идеи выражаются в самых различных формах: убеждении, принципах,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Книги

  • Киноальбом Сборник фильмов о хоккее № 14 "(4DVD) , Манзуров Александр , Школа профессионального хоккея. Часть 1 Режиссер: Александр Манзуров В ролях: Александр Вирясов 2009, 64 мин. Студия "Берг Саунд" и заслуженный тренер России - Александр Сергеевич Вирясов… Категория: Фильмы о спорте Серия: Киноальбом Издатель:

С чего начинаются проблемы, которыми изобилует наш жизненный путь? Где их исток? Как считает Эрик Берн, возраст принятия ключевого сценарного решения – Я «хороший» или «плохой» – это интервал от 2 до 3 лет. Сначала формируется представление о себе или жизненная позиция личности. До 5-7 лет она участвует в формировании сценария.

Сценарий, закладываемый в этом возрасте, может быть как положительным, так и отрицательным. В первом случае он позволяет реализовать планы: разбогатеть, писать музыку и стать известным композитором или спортсменом, хорошим семьянином или просто счастливым человеком. Во втором – может включить негативные жизненные программы: установку на отсутствие денег, развитие алкогольной и наркотической зависимости и других проблем.

Основные программные компоненты, закладываемые в сценарий формируются родителями до 7 лет. Именно в это время ребенок получает первые впечатления о жизни. Так человек, заходящий в кафе впервые, за доли секунды формирует первое впечатление: «сарай» – низкие, давящие на голову потолки, слишком яркий свет и по-сельски развязный контингент или, напротив, – по-домашнему уютно, приятный персонал, есть столики, за которыми можно расслабиться и побеседовать, музыка не навязчива, репертуар подобран отлично. Даже если в кафе, которое вам с первого раза не понравилось, все изменится с точностью до наоборот, вы все равно в него больше не пойдете, поскольку первое, самое устойчивое впечатление у вас уже сложено.

Точно также ребенок до 6-7 лет, отвечая на важные для него вопросы, составляет свое первое впечатление о себе и мире: какой он, кто он, приятно ли учиться, хорошее ли место школа, можно ли доверять родителям, друзьям, что такое дружба?

Если его первоначальные ожидания обмануты, он разочаровывается в том что не оправдало ожиданий и замыкается в себе. Это не что иное, как защита: если я ограничиваю контакты с миром, то в следующий раз он не сделает мне так больно, а если и сделает, то боль будет намного меньше.

Выбор позиции: Я хороший – Я плохой

Ребенок падает в лужу на детской площадке – ревет, хватается за ссадину на коленке, смотрит в сторону мамы. Мама, вне себя от ярости – ей придется испачкать в луже новые босоножки. Вместо успокаивающих поглаживаний и утешения мать отвешивает малышу несколько увесистых ударов куда ни попадя. Малыш падает вторично, срывается в истерику. Вторая вероятная реакция – откровенное веселье. Маме забавно наблюдать, как неловко ее маленький мужичок растянулся во весь рост. Ребенок пребывает в шоковом состоянии – ожидания помощи не только не оправдались, его призыв обернулся дополнительным стрессом.

Конечно, все может произойти с точностью до наоборот – мама вовремя подоспеет, утешит и полностью оправдает ожидания малыша.

Негативные или позитивные с точки зрения ребенка ситуации в той или иной степени повторяются постоянно, жизнь подводит его к необходимости ответить себе на вопрос: почему так происходит? И в зависимости от того, каков будет его ответ, сформируется его жизненная позиция на всю оставшуюся жизнь. Проблема в том, что в раннем возрасте малыши доверяет родителям абсолютно: мама – высшая мудрость. Она всегда и во всем права. И к мысли, что мама может быть «просто дура» ребенок придет не раньше 15 лет.

Если родители готовы правильно воспитывать ребенка с первых дней его жизни в его жизненной позиции сохранится позитивное содержание – обязательное условие благополучной и счастливой жизни.

4 основные жизненные позиции

В свой первый класс дети приходят, уже получив первый «болевой» опыт со своей жизненной позицией: любимчиками, лидерами, неудачниками, выбирающими последние парты. В школе, с учетом этого, закрепляются и развиваются уже сформированные ранее психологические реакции. Поэтому психологи настоятельно рекомендуют: не выбирайте хорошую школу – выбирайте хорошего классного руководителя.

Многих поломанных судеб не было бы, а у психологов было бы на порядок меньше работы, если отношение родителей к своим детям в первые годы их жизни было бы другим. Если мама подняла вовремя, а собака лизнула, а не укусила, то отвечая себе на вопросы: «Каков Я?», «Каково мое окружение?» ... и «Каков мир?» ... ребенок в свои 2–3 года «поставит плюсики». Он сформирует жизненную позицию счастливого и позитивного человека, настроенного на созидание.

Важно: между человеком и поступком в его мире всегда будет разница. Поэтому он никогда не скажет «Ты форменный идиот», наживая при этом врага или теряя друга, а заметит: «Сегодня ты поступил по-идиотски». Это схема: Я «+» Ты «+» «Я ХОРОШИЙ – ТЫ ХОРОШИЙ ».

Если собака все же укусила, а родители в ответственный момент занимались собой, подсмеивались или лупили при первой возможности, то ребенок честно вынужден «проминусовать». Поскольку его представления о мире оказались ошибочными, то он делает вывод, что плох он, что он «неудачник». Эту жизненную позицию человек проецирует на взрослую жизнь. При этом своих самых близких ему людей – истинных виновников миллионов поломанных судеб на момент принятия решения ребенок всегда оправдает, ставя им свой заветный плюсик. С годами, продолжая упорно минусовать себя по любому поводу, он признает, что окружающие удачливее, совершеннее, умнее, он же есть лох и непингуемый ламер. Так происходит формирование жизненной позиции: Я «-» Ты «+» «Я ПЛОХОЙ – ТЫ ХОРОШИЙ ».


Всякое желание развиваться, менять себя, а тем более, творить и отдавать у нарцисса усыплено в возрасте 2–3 лет. Главными виновниками перекоса жизненной позиции, опять-таки, становятся родители, бабушки, дедушки.

Подрастая и получая все больше он все равно остается не доволен окружением, которое не умеет обустроить его жизнь как надо. Выбирая свою жизненную позицию, себе он старательно «вырисовывает плюсик», а близких, не сумевших подсуетиться и вовремя оценить какой подарок преподнесла им судьба в его лице, минусует. Это схема Я «+» Ты «-» «Я ХОРОШИЙ – ТЫ ПЛОХОЙ ».


Не менее деструктивна жизненная позиция человека Я «-» Ты «-» «Я ПЛОХОЙ – ТЫ ПЛОХОЙ ». Такая позиция в принципе исключает любое желание меняться в любом направлении. Обычное душевное состояние такого человека – фатализм и скука. Логическим финалом такого жизненного кредо зачастую становится желание прекратить это бессмысленное существование.


Когда все ХОРОШО

Психологически здоровым можно признать человека, который оценивает себя – Я «+», умеет разглядеть позитивное начало в своих близких – Ты «+», охотно завязывает новые знакомства – Они«+», находит интересную работу – Труд«+».

Оценку и выбор жизненной позиции изначально ребенок начинает с самого себя – Кто Я «+» или «-»? Если выбирается «+» – ребенок признает себя сильным, талантливым, умным, способным, таким же, как папа / таким же, как мама.

Когда дело ПЛОХО

Если в возрасте 2–3 лет ребенок поставил себе «-» – он заведомо согласился с тем, что он туп, неловок, труслив, увы весь в папу/в папину маму, не интересен окружающим, не нужен. Именно такая жизненная позиция в 13–16 лет часто приводит школьниц совершенно нормальной комплекции, преследующих цель похудеть любой ценой, к анорексии с фатальным исходом.

Ты «-» расположен к конфликтам с членами своего микросоциума, которых он заносит в список неблагополучников. При этом проявляется его склонность к сарказму и едкой иронии, желание их перевоспитать и готовность распрощаться даже по пустяковому поводу. Если преобладает позиция Они«-», человек избегает новых контактов, а у новых партнеров в общении замечает только недостатки. Адаптация в малознакомой обстановке проходит черепашьими темпами. Если Труд«-» - присутствует постоянная неудовлетворенность материальным результатом. Тогда человек занят постоянным поиском лучшей работы, стремясь улучшить, главным образом, материальное благосостояние.

Важно: С появлением «-» в одной из позиций меняется позитивное содержание других. Так если «+» исчезает из позиции Ты «+», происходит искажения в восприятии Я. Тогда человек, общаясь с близкими проявляет высокомерие.

Реже практически во всех жизненных ситуациях все позиции характеризует «+» – личность стабильна. Когда в одни моменты жизни позиции остаются положительными, в другие – отрицательными – то не стабильна. Как заметил Литвак, присутствие даже одного минуса в личностном комплексе влечет за собой появление минусов в остальных, что рано или поздно приведет к неврозу.

Роли, как и сценарии, распределены заранее

Как сказал Эрик Берн: «Жизненный путь человека – его судьба определяется тем, что происходит в его голове, когда он вступает в противоречие с внешним миром. Свобода дает ему возможность осуществлять собственные планы, а сила – вмешиваться в планы других». Но то, как он будет жить и то, как окончит свой жизненный путь человек решает для себя в раннем детстве. В дальнейшем вся его жизнь человека подчинена выбранному сценарию, который можно назвать жизненным планом.

Поскольку конечная цель человека – счастливая и сбалансированная жизнь, наша основная задача – попытаться научиться определять свою жизненную позицию, исходя из нее считывать свой жизненный сценарий и, корректируя его негативную часть, менять свой жизненный путь.

Сегодня о связи Вашей жизненной позиции и 4 типами пассивного поведения в ответ на жизненные ситуации. Добавка к вебинару где рассматривалась связь между позициями в жизни, ролями в драматическом треугольнике и психологическими играми.

4 типа психологической пассивности.

Пассивное поведение — это избегание жизненных трудностей, не эффективный способ поведения в конфликтах и спорах.

Психологическая пассивность напоминает поведение страуса, когда мы неосознанно прячем голову в песок, думая, что это самый безрпасеый способ поведения в проблемных ситуациях.

4 типа пассивного поведения и жизненная позиция.

Давайте рассмотрим связь с 4 типами пассивного реагирования на проблему.

А как Вы реагируете на проблему?

ТЕСТ.

Прочтите описание 4-х типов реагирования на проблему и определите, какое пассивное поведение относится к Вам.

По типу пассивного поведения на диаграмме (см. рисунок «Пассивность и Жизненные Позиции») выявите какую жизненную позицию Вы обычно занимаете в конфликте.

Какую позицию занимаете в конфликтах?

4 типа пассивного поведения.

1 тип пассивности. НИЧЕГОНЕДЕЛАНИЕ.

Или нулевая реакция на проблему. Абсолютно ничего не чувствовать, не думать и не делать . Нередко это происходит, если люди парализованны опасностью. Однако ничегонеделание бывает и привычной реакцией на любую проблему. Выжидательная позиция.

ПРИМЕР

Люди среднего и пожилого возраста, которые всеми силами сопротивляются обучению работе на компьютерах и в сети Интернет.

Женщина, которая во время конфликта со свекровью молчит, напряженно сжав зубы.

Соответствует жизненной позициям БЕЗНАДЕЖНОСТЬ и НЕАДЕКВАТНОСТЬ.

2 тип пассивности. СВЕРХАДАПТАЦИЯ.

Под этип типом пассивного реагирования понимается «слишком покорное» соблюдение правил или предписаний, исходящих от других людей, которое избавляет нас от ответственности думать самостоятельно.

ПРИМЕР

Работник, который послушно исполняет все указания руководства, не особо понимая, что он собственно делает и зачем.

Ребенок, который кивает на все замечания родителей с отсутствующим лицом.

Соответствует жизненной позиции НЕАДЕКВАТНОСТЬ.

3 тип пассивности. ВОЗБУЖДЕНИЕ.

Бессознательно осуществляемая интенсивная деятельность, лишенная конструктивных целей , вместо попыток решения проблемы. Или попросту суета ради суеты. Шума много, а дела нет. Например, когда мы возбужденно барабаним пальцами по столу во время трудного разговора.

ПРИМЕР

Офисный работник, который принимает в штыки любые изменения заведенного распорядка, не предлагая при этом никаких альтернатив.

Мужчина, который бурно высказывает претензии в магазине, истерично кричит и краснеет.

Соответствует жизненной позиции АГРЕССИЯ.

4 тип пассивности. РАЗРУШИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Степень выражения мыслей и чувств, непропорциональных, вызвавших их причинам. Физическое насилие над невинным человеком, который и знать не знает о том, что «виноват».

ПРИМЕР

Алкоголик, бросающийся с кулаками на социального работника, который предлагает тому записаться на лечебный курс.

Мама, которая избивает ребенка за плохие оценки, а потом заливает чувство вины пивом.

Соответствует жизненной позиции БЕЗНАДЕЖНОСТЬ.

Следствия пассивного поведения по жизни.

Психологическая пассивность всегда приводит к негативным последствиям — прежде всего для самого человека, но нередко, и для окружающих его людей.

Нежелательные эффекты пассивного поведени могут быть самыми разнообразными: к их числу относятся «неразрешимые проблемы» , низкая эффективность исполнения, различные виды зависимости и негативные состояния, несчастные случаи, болезни и даже смерть.

Опрос. Типы пассивного реагирования в конфликте.

Выберите 1 или 2 варианта из предложенных. Будьте честны перед собой. Как Вы реагируете, как ведете себя во время конфликта?

Комментировать статью, значит осознавать.

В комментариях к статье , приведите примеры из жизни одного или нескольких типов пассивного поведения. Какие чувства Вы испытываете, когда вспоминаете о них?

Поделитесь информацией с друзьями!

Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!

  • В прошлом посте я открыл тему работы со своими сновидениями. А чтобы работать со сном - необходимо сперва его вспомнить, правда? Сегодня еще 3 […]
  • Как и обещал буду пополнять рубрику "Дед Мороз Бесплатно" несколько раз в неделю, чтобы в преддверии Нового Года Ваши желания исполнялись […]
  • Оценочное отношение. Игра Родитель — Ребенок. Многие мои клиенты функционируют на уровне Родителя. Проявляя оценочное отношение к другим людям и к себе. На самом деле они переносят внутреннюю […]
  • Ты само совершенство, ты само идеал? Драйвер "Будь совершенным" или синдром отличника очень распространенное явление в сценарии жизни многих […]

Само слово «позиция» многозначно. Это и определенная поза; и расположение одушевленного или неодушевленного предмета; место, подготовленное для ведения боя; наконец, так называют точку зрения, мнение, от которого зависит поведение человека.

К последнему определению очень близко часто используемое в психологии сочетание «жизненная позиция». Жизненная позиция личности - это понимание ею смысла жизни, отношение к обстоятельствам и реалиям, закладывающее основу поведения и определяющее мотивы деятельности . Она находит выражение в различных формах: убеждениях, ценностях, идеалах, принципах…

Жизненная позиция начинает формироваться еще в детстве и зависит от целого ряда факторов: наследственности, воспитания, семейных традиций, пережитых событий, господствующих в данном обществе норм… Это не застывшее образование: свою жизненную позицию можно корректировать и менять в любом возрасте, было бы желание.

Активность или пассивность

Всё множество жизненных позиций принято сводить к двум противоположным видам: активная и пассивная. Что такое активная жизненная позиция? Это стремление изменить социальную ситуацию, в которой находится человек, добиться лучшего положения в жизни. Пассивная (или , что значит «приспособленческая») позиция предполагает невмешательство в ход событий, согласие с существующим, даже не слишком устраивающим положением дел.

Активная жизненная позиция присуща людям энергичным и деятельным, способным повести за собой других. Но не всегда их деятельность направлена во благо. Различают два вида активного отношения к миру.

1. Негативный - энергия направляется на отрицательные с точки зрения общепринятых норм поступки, человек находится в конфликте с обществом, подрывает его устои своей деятельностью. Примером человека с такой позицией может служить лидер банды преступников.

2. Позитивный вид подразумевает инициативу в сглаживании социальных противоречий, ориентацию на укрепление моральных норм; людей, ведущих такой образ жизни, как правило, отличает целеустремленность, ответственность, сознательность, готовность безотлагательно действовать даже в сложных условиях. Считается, что именно к такому поведению следует стремиться по мере сил и возможностей.

Проявление конформистской позиции также неоднородно. Оно может включать четыре формы поведения:

  • Покорность - строгое следование предписанным нормам без критического отношения к ним.
  • Абсолютное бездействие - название говорит само за себя: лучший способ решить проблему - подождать, пока само пройдет.
  • Разрушительная стратегия - все накопившееся недовольство человек перенаправляет на третьих лиц, делая их виноватыми, вместо того чтобы проанализировать ситуацию и наметить пути ее изменения.
  • Возбуждение - интенсивная, но крайне неконструктивная, хаотичная деятельность, замещающая попытки поиска решения проблемы.

Хотя только первые два вида можно назвать пассивными в буквальном смысле слова, активность, которую проявляет человек в третьей и четвертой форме - в силу неверной направленности, - также не приводит ни к каким изменениям в решении проблемной ситуации. Автор: Евгения Бессонова



Понравилась статья? Поделитесь ей