Контакты

Презентация «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста. Презентация на тему "развитие связной речи у детей дошкольного возраста " Развитие связной речи детей дошкольного возраста презентация

Презентация на тему: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста





















1 из 20

Презентация на тему: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Актуализация. Теоретическая часть (лекционный материал); Знакомство с новыми формами работ по рассказыванию; Практическое знакомство с различными видами приветствий; Практическая часть (составление различных рассказов, педагогами); Презентация деятельности (педагоги презентуют свой рассказ); Рефлексия. Этапы проведения мастер – класса:

№ слайда 5

Описание слайда:

Актуализация Одним из важнейших показателей речевого развития ребенка, является развитие связной речи. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие нашу речь Связная речь уровень словообразования уровень развития автоматизированной речи кругозор, эмоциональность и т. д. уровень грамматического строя речи фонематические представления фонематический анализ и синтез общее звучание речи; воспроизведение слоговой структуры слов их звуконаполняемость

№ слайда 6

Описание слайда:

Данные исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста 1997 г. Данные исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста 2008 г. В последние годы наблюдается снижение уровня речевого развития детей дошкольного возраста, неизбежно страдает связная речь, и по статистике последних лет уровень развития связной речи снизился на 15%. Низкий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Средний уровень Высокий уровень Инновационные формы работы над рассказом и пересказом позволяют детям более эффективно усвоить предлагаемый материал, сократить временной интервал, повысить познавательный интерес ребенка, за счет использования новых приемов удается создать благоприятный эмоциональный фон, повысить заинтересованность, активизировать не только речь и память, но и воображение, логическое мышление, творческое начало.

№ слайда 7

Описание слайда:

Рассказы описания. Описание предмета по предметной картинке. Рассказы по сюжетной картинке Рассказы по серии сюжетных картинок Пересказ художественных текстов Выборочный пересказ Краткий пересказ. Творческое рассказывание. Обучение пересказу и составлению рассказа детей младшего дошкольного возраста Первые небольшие самостоятельные рассказы должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией. Рассказывание по инструкции или по демонстрируемым действиям.

№ слайда 8

Описание слайда:

Обучение рассказыванию 1. Рассказывание по инструкции или по демонстрируемым действиям. Ребенку дается инструкция, (Подойди к столу возьми красный шар и синий мяч)остальные дети смотрят, что он делает и отвечают на вопрос: Что сделал Коля? Постепенно задания усложняются. дети должны запомнить и совершить большее число действий, а затем точно рассказать о последовательности их выполнения. Затем инструкция говорится только одному ребенку, а остальные описывают ее выполнение. 2. Рассказы описания. А) Описание предмета по предметной картинке. Объект рассказа должен хорошо быть известен ребенку. Описание всегда строится в определенной четкой последовательности. - Что это? - Форма, размер, цвет. - Добавляются (материал, вкус, ощупь) - Составляющие части. - Применение. Б) Рассказы по сюжетной картинке рассказы по сюжетным картинкам имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи. В ходе работы над рассказом дети овладевают навыком диалогической речи (ответ вопрос). Составление рассказа по сюжетной картинке выстраивается в четкой логической последовательности: - Время, место. -Действующие лица. - Окружающие предметы. Действия, взаимоотношения. Затем составляется рассказ по вопросам: - Когда это было? Где? - Кто находится на горке (справа, слева, в центре)? - Кто катается с горки? Кто лепит снеговика? Кто бегает около детей? Какое настроение у детей?

№ слайда 9

Описание слайда:

3. Рассказы по серии сюжетных картинок. Работа по серии сюжетных картинок позволяет ребенку разобраться в последовательности событий. Ребенок учится выделять основные моменты в содержании рассказа. Виды работ: По разложенным сюжетным картинкам. - Рассматривание -Чтение рассказа -Придумывание рассказа к серии картинок. Самостоятельное выстраивание картинок к заданному тексту. Иллюстрация рассказа выполненная детьми Работа по каждой картинке. 4. Пересказ художественных текстов Этот вид работы можно проводить только тогда, когда у ребенка есть фразовая речь. При подборе текстов важно учитывать индивидуальные (речевые и интеллектуальные) возможности детей. Тексты должны быть доступны ребенку по своему содержанию и по манере изложения. До начала прочитывания рассказа детям объясняют смысл трудных слов, вместе с детьми эти слова проговариваются. Проводится небольшая беседа, подводящая детей к прочитыванию произведения. После прочитывания рассказа, задаются вопросы с целью выяснения, поняли дети рассказ или нет. На разных ступенях обучения пересказу применяются различные виды пересказа: - Взрослый пересказывает, а ребенок дополняет - Рассказывание по плану или с использованием схем. - Пересказ «по цепочке», когда один ребенок начинает пересказ, другой продолжает, а третий заканчивает и т. д. Часто применяется пересказ в лицах, типа простой драматизации. Для детей у которых уровень развития связной речи довольно высокий, можно проводить и другие виды работ: Выборочный пересказ. Перед детьми ставится задача выделить из рассказа только то, что относится к данному поступку или герою. Краткий пересказ. Ребенок рассказывает не все подряд, а только самое главное, существенное. Творческое рассказывание. - пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев. - составление рассказа из нескольких текстов на заданную тему. - составление рассказа с продолжением. - составление рассказа на основе своего личного опыта по аналогии с услышанным.

№ слайда 10

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Пересказ по схематичным сюжетным картинкам Работа по сюжетной картинке с применением схематичной зарисовки. Многие предметы и их количество изображаются схематично). 1. Жил-был чайник 2. У него был ….. . 3.У чайника были 4. У чайника были 5. Люди чайник любили он был важный, друзья посуда: … родственники:… они в нем воду кипятили как начальник 1. Это лес в нем много 2. Лес дом для: …………. 3. Лес дает человеку: … 4. Лес живой организм разных деревьев: ….. Берегите лес.

№ слайда 13

Описание слайда:

2. Пересказ рассказа в стихотворной форме по серии картинок с применением схематической зарисовки. 1. Я нарисовала 2. Там такие красные 3. Там трава желтеет 4. Дождик поливает яблоневый сад. яблоки висят солнышко блестит и забор стоит Жила-была посуда: Чайник, чашка, блюдо, Ножик, вилка, ложка, Кастрюля и поварешка. Посуда дружила с едой. Посуда дружила с водой. И с человеком дружила, Его она вкусно кормила.

Описание слайда:

2. Составление шуточного рассказа, его модернизация в процессе рассказывания. В маленьком домике жили девочка Маша и мальчик Саша. у маши была кошка Сима, а у Саши пес Шарик. Кошка любила спать на диване. А шарик спал в коридоре на коврике. (картинки переставляют и получается другой рассказ, который1 предлагается детям рассказать. Можно составить несколько различных комбинаций) 3. Составление линейного рассказа с различными видами его прочтения. Однажды цветы стали между собой хвастаться: Кактус сказал: - Я могу обходиться без воды очень долго. Фикус: - А я могу за раз выпить целое ведро, как верблюд. Фиалка: - А у меня самые нарядные цветочки, полюбуйтесь! Кактус: - А у меня вместо листочков колючки. Фикус: - А мои листья похожи на большие ладошки. Фиалка: - А мои листья мягкие и пушистые. Кактус: - Зато меня можно не поливать, а только опрыскивать. Фиалка: - А вот меня поливают под самый корешок. Фикус: - А меня можно поливать редко, но по целому ведру. Но вот пришла девочка Маша и помирила цветочки. (После пересказа, схему можно разбить и рассказать о каждом цветке отдельно)

Описание слайда:

Составление комбинированных рассказов. «Охотники» «Ходит по лесу олень целый день А за волком старый дед прямо вслед А за дедом людоед У людоеда: ………………………….» «Маша по полю гуляла и цветочки собирала ……………………………………………….. А один вот так, так, красный, красный, красный ………». «Маша по полю гуляла»

№ слайда 18

Описание слайда:

Различные формы приветствий «Приветствие частей тела» Методика проведения: Дети сидят на стульчиках, под руководством логопеда выполняя упражнение («Здравствуйте пальчики», - говорит логопед и производит касательное движение пальцев одной руки с пальцами другой. Аналогично приветствуются и другие части тела). «Наша лисонька проснулась» Методика проведения: Дети стоят возле стульчиков, выполняя упражнение под комментарий педагога, которое сопровождается показом. «Наша лисонька проснулась. Лапкой в право потянулась, Лапкой в лево потянулась……..». «Умные головки» Методика проведения: Дети сидят на стульчиках, под словесный комментарий педагога выполняя упражнение: «Как у наших деточек круглые головушки Ротики - клюковки зевают, Носики - пуговки пыхтят, Глазки – луковки мигают Умные головушки кивают…» (Цель данных упражнений: создать положительный эмоциональный настрой, вывести детей на позитивный лад, при этом атмосфера проведения приветствия, рабочая, которая мягко подводит ребенка к самому занятию, дает возможность перестроится с одного вида деятельности на другой.)

№ слайда 19

Описание слайда:

Практическая часть Педагоги делятся на команды по цвету жетонов Выполнение задания, которое дано на карточке Задания: - Составить рассказ с использованием круговой диаграммы «Космос» - Составить рассказ с применением символики «Охотник» - Составить рассказ в динамике «Путешествие» - Составить рассказ по простой схематиче6ской зарисовке «Медведь» - Составить шуточный рассказ и показать его модернизацию «Как я маме помогал» (раздается материал для выполнения практической части по составлению и изображению рассказов.) Презентация педагогами результатов своей деятельности.

№ слайда 20

Описание слайда:

Спасибо за внимание! Проведению мастер-класса способствовало: накопление достаточной базы знаний, умений, навыков и материала по обучению детей рассказу и пересказу не только используемыми традиционными формами, но и интересными более эффективными; желание передать накопленный опыт другим специалистам, тем самым повысить качество образования в ДОУ. Приятно было видеть живой интерес воспитателей к новому материалу, на занятии прозвучало много вопросов (А всегда ли использовать данные формы работы или можно их сочетать с традиционными? Что можно применять в группе ежедневно? Оптимальное количество детей с применением данных форм работы? и т. д.). Отрадно наблюдать, что некоторые из приемов прижились в работе с детьми на группе. Презентация собственного опыта работы позволила самоутвердиться, повысить педагогическое мастерство, выйти на более высокий уровень творческой активности.

Слайд 2

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание(ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Понятие «связной речи» относят к монологической и диалогической речи.

Слайд 3

В методике, по мнению М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной, термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях:

процесс, деятельность говорящего; продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; название раздела работы по развитию речи

Слайд 4

Связная Речь Диалогическая речь (диалог) –процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц. Монологическая речь (монолог) – процесс непосредственного общения, характеризующийся речью одного лица, обращенной к слушателям или к самому себе. 1.Состоит из реплик. 2.Разговор двух или нескольких участников. 3.Не нуждается в развертывании мысли. 4.Разговорная лексика. 5.Кратковременное обдумывание. 6.Стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами 1.Логически последовательное высказывание. 2.Выражает мысль одного человека. 3.Полная формулировка и развернутость. 4.Литературная лексика. 5.Длительное и предварительное обдумывание. 6.Стимулируется внутренними мотивами.

Слайд 5

Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является ее связность.В.П. Глухов выделяет следующие критерии связности: смысловые смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями предложения и законченность выражения мысли говорящего. Кроме этого, Л.И. Лосева, Т.А. Ладыженская выделяют такие факторы связности сообщения, как последовательное раскрытие темы, взаимосвязь элементов внутри и в смежных предложениях, наличие синтаксической связи между структурными единицами текста.

Слайд 6

Связную речь можно разделить на компоненты:

Ситуативная речь – грамматически малооформленная речь, ее смысловое содержание понятно лишь в связи с ситуацией. Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает (контекст заменяют жесты, мимика и интонация). Такая речь формируется на третьем году жизни. Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию с тем, чтобы она была понятной без ее непосредственного восприятия. Такая речь зачастую менее эммоциональна, в ней практически отсутствуют невербальные средства. Контекстной речью, помнению С.Л. Рубенштейна, ребенок овладевает под влиянием систематического обученияв дошкольном возрасте

Слайд 7

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Общее недоразвитие речи, по мнению Т.Б. Филичевой, может проявляться в разной степени, поэтому выделяют три уровня речевого развития. Г.В. Чиркина, изучая детей дошкольного возраста с ОНР, выделила четвертый уровень.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Обследование словарного запаса по Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста(серии картинок)

Слайд 11

Слайд 12

В целях комплексного исследования связной речи детей используются серия заданий, которая включает:

Слайд 13

1. Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки-действия» по терминологии Л.С. Цветковой, 1985)

Ребенку, поочередно предлагают серию картинок (5-6 картинок-действий)

Слайд 15

2. Составление предложений по трем картинкам, связанным тематически

Ребенку предлагают назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось о всех трех предметах. Это задание направлено на выявление способности детей устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания.

Слайд 16

3. Пересказ текста (знакомой сказки или короткого текста)

Это задание позволяет выявить возможность детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Для этого могут быть использованы знакомые детям сказки: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», короткие реалистичные рассказы. Текст задания читается дважды; перед повторным прочтением дается установка на составление пересказа.

Слайд 17

Тексты для пересказа

1. «Котенок».У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей. 2. «Рыбалка».Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом – окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

Слайд 18

4. Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок (Н.Э. Радлов Книга без слов)

Такое задание используется для выявления возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Картинки в нужной последовательности раскладывают перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания картинок с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки. Затем ребенок составляет рассказ самостоятельно или с помощью наводящих вопросов.

Слайд 19

Слайд 20

Также для обследования состояния связной речи дошкольников с ОНР можно использовать:

Составление рассказа на основе личного опыта детей; Составление описательного рассказа; Продолжение рассказа по заданному началу; Составление рассказа на заданную тему; И т.д.

Слайд 21

Система формирования навыков и умений связной речи у детей с системным недоразвитием речи

Слайд 22

В.К. Воробьева выделила в системе развития связной речи четыре взаимосвязанных между собой раздела:I РАЗДЕЛ. Формирование ориентировочной основы действий по узнаванию связного сообщения, т.е. рассказа.II РАЗДЕЛ. Формирование первоначального навыка связного говорения. Знакомство с правилами смысловой и языковой организации связной речи.III РАЗДЕЛ. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи.IV РАЗДЕЛ.Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения.

Слайд 23

ГА. Золотова указывает, что на этапе формирования ориентировки в смысловой целостности рассказа дети учатся сравнивать и отличать нормированное связное сообщение с различными вариантами ненормированной речи. На этапе формирования ориентировки в языковых средствах перед детьми ставится задача сравнить два нормативных образца связной речи, в которых об одном и том же рассказывается по-разному.

Слайд 24

Развитие навыка связного говорения (1этап) Для активации содержательно-смысловой и языковой сторон связного речевого сообщения могут быть использованы следующие приемы: Игры на восстановление порядка картин серии, объединенных единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента. 2. Игры эвристического характера направлены на выбор недостающего элемента ситуации. Игры такого плана способствуют развитию прогностических умений, так необходимых для развития навыков связной речи. 3. Игры на развитие замысла, побуждающие детей с тяжелыми нарушениями речи к придумыванию небольшого сюжета с последующим его оречевлением. 4. Игры в «семантические абсурды» (небылицы) 5. Ассоциативные словесные игры, такие игры направлены на актуализацию выбора слов из долговременной памяти и систематизацию имеющегося у ребенка лексикона. 6. Чтение как прием развития связной речи создает возможность развития интереса к различным типам связного сообщения: сказкам, рассказам и т.п.

Слайд 25

Знакомство с правилами строения рассказа (II этап) Определяя приемы знакомства с правилами строения рассказа, Н.И. Жинкин рекомендует на начальном этапе обучения провести совместно с детьми анализ готового образца, т.е. показать им, как устроен рассказ. Этот прием и был выбран в качестве ведущего в процессе формирования представлений о правилах (т.е. закономерностях) смысловой исинтаксической сочетаемости отдельных предложений в единый, логически цельный и связный Рассказ. На этом этапе ставится задача формирования у детей не только представлений, но и определенного знания (компетенции) о вышеуказанных правилах соответственно естественному протеканию процесса создания связного сообщения от замысла к его реализации средствами языка.

Слайд 26

Формирование навыков связной повествовательной речи (III этап) На этом этапе используются рассказы, состоящие из простых предложений, причем их минимальная степень распространенности обеспечивает возможность выделения тех элементов содержания, за счет которых и осуществляется их смысловая связь. Поэтому предварительная адаптация текстов должна заключаться в упрощении структуры предложений, в замене местоимений и синонимов соответствующими существительными. Предпочтительно, чтобы тексты, подобранные для первых занятий, посвященных знакомству с правилами строения рассказа, включали в себя минимальное количество предлогов. Наличие предлога в начальной позиции предложения переакцентирует внимание ребенка на изменение грамматических отношений в нем, и тогда основная задача переместится на второй план. Вначале по данной предметно-подстановочной схеме В.К. Воробьева предлагает организовывать внешние развернутые действия детей по обследованию смысловой структуры конкретного рассказа и выявлению его предметной организации. На основе составленного предметно-графического плана дети учатся находить те элементы, которые выполняют роль смысловых связок между предложениями.

Слайд 27

Тип логопедического занятия по формированию навыков связной повествовательной речи Структура логопедического занятия: I этап. Организационный. II этап. Чтение логопедом рассказа. Логопед предлагает детям в процессе прослушивания рассказа запомнить, о каких предметах (о ком! или о чем!) сообщается в нем(рассказ «Лакомка»): Наша кошка Мурка всем на удивление любила мед. Запах меда шел из малинника. В малиннике стоял улей. Улей охраняли пчелы. Пчелы и покусали нашу кошку Мурку. Теперь Мурка близко не подходит к меду.

Слайд 28

III этап. Сенсорно-словарная работа. После прочтения рассказа детям предлагается из предметных картинок отобрать только те, о которых говорится в нашем рассказе. IV этап занятия. Знакомство детей с предметно-графическим планом. На этом этапе логопедического занятия детям предлагается «записать» рассказ на предложенной странице. Предъявляя графическую схему, необходимо объяснить значение всех ее элементов: «первый квадрат - это первое слово, далее стрелка - это тоже слово, второй квадрат - это еще одно слово. Все вместе составляет целое предложение. Посчитаем количество предложений в нашем рассказе - их шесть». V этап занятия. Знакомство с правилами смысловой связи предложений в рассказе. На этом этапе логопед должен таким образом построить работу, чтобы дети сами нашли правило смысловой связи предложений. Чтобы сосредоточить внимание детей на стыке двух предложений, целесообразно закрыть экраном все предложения, кроме первых двух. Анализируя предметную канву начальных предложений, они замечают, что в двух соседних предложениях говорится об одном и том же предмете, а в графическом плане это фиксируется двумя одинаковыми картинками.Так дети подводятся к выводу о том, что именно за счет такого повтора предметных картинок осуществляется связь отдельных предложений в единое целое - рассказ.

Слайд 29

VI этап занятия. Закрепление правила смысловой связи предложений в рассказе. Закрепляя найденное правило, предлагаем детям соединить цветными стрелками одинаковые предметные картинки двух соседних предложений, устанавливая тем самым определенную цепочку смысловых связей через единство предметных обозначений. В заключение этой части занятия закрепляем первый опыт детей по установлению правил смысловой дружбы предложений в целый рассказ через сравнение с процессом изготовления елочной гирлянды. Логопед: «Помните, дети, как мы с вами делали, гирлянду на новогоднюю елку? Покажите пальчиками, как вы соединяли отдельные кольца вместе. Вот так и наши предложения, соединяясь одно с другим, образуют рассказ. VII этап занятия. Пересказ с опорой на предметно-графическую схему. Этот этап является результирующим, его цель заключается в том, чтобы показать детям «правоту» проведенного анализа.

Слайд 30

Работа по усвоению правил смысловой связи предложений в повествовательном рассказе цепной организации включает не только формирование действий по установлению повторяемости предметных компонентов двух соседних предложений. Очень важно сформировать и действия по преобразованию последовательного ряда высказываний, основными из которых являются действия замены денотатов, разрушающие предметную повторяемость, и действия изъятия и перестановки отдельных горизонтальных элементов в графической программе.

Слайд 31

Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи В качестве регулятора процесса связного говорения в учебную практику вводятся ориентировочные карточки, на которых записан порядок действий по построению связного сообщения различной смысловой структуры, содержание которых дошкольники вспоминают совместно с логопедом перед заданием, а школьники прочитывают пункты ориентировочной карточки. Ориентировочная карточка № 1 План рассказа о событии 1. Какой случай (событие) можно представить, посмотрев на эту страничку? 2. Подумай (посмотри), о ком (или о чем) нужно рассказать. 3. Посчитай, сколько в твоем рассказе получится предложений. Ориентировочная карточка № 2 План рассказа о событии 1. «Нарисуй» (представь себе) предмет, о котором собираешься рассказать. 2. Какие признаки предмета ты увидел? 3. «Потрогай» предмет, каков он? 4. К каким предметам его можно отнести? 5. Зачем нам этот предмет нужен?

Слайд 32

Задание № 1: Придумайте рассказ к этой страничке. Рассказ должен называться: «Как птицы помогают саду». Посмотрите, все предложения в рассказе дружат между собой (схема 19). В этом случае дети вводились в типичную познавательную ситуацию и были подготовлены к составлению простых по содержанию рассказов: Весной ребята построили скворечник. Скворечникповесили на дерево. Вскоре на дереве поселились скворцы. Скворцыоблюбовали наш сад. В садуони собирали жучков и гусениц. Ведь жучки и гусеницывредят листве деревьев. Такого характера упражнения целесообразно предлагать детям старшего дошкольного возраста.

Слайд 33

Задачей данного раздела является обучение детей правилам построения более сложного текста, состоящего из нескольких смысловых частей. Эта задача ориентирована на младших школьников. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения

Посмотреть все слайды

Анна Осьмухина
Презентация «Развитие связной речи»

Представлена презентация на тему " Развитие связной речи ".

Одна из самых важных задач обучения детей дошкольников родному языку- развитие связной речи . Характерные особенности такой речи не только развернутость и связность , но и произвольность. Методы развития связной речи :

1. Учимся вести диалоги. 2. Учимся пересказывать. 3. Выборочный пересказ. 4. Пересказ-инсценировка. 5. Пересказ мультфильма. 6. Пересказ сказки. 7. Составляем рассказ описание. 8. Составляем рассказ по сюжетной картинке. 9. Составляем рассказ по серии сюжетных картин. 10. Составляем рассказ по заданному началу. 11. Составляем рассказ по заданному концу. 12. Составляем рассказ по заданному началу и концу.

Речь может быть представлена диалогом и монологом. При диалоге беседуют два человека или больше, задают вопросы, даются ответы. Монолог, как речь одного лица требует развернутости , полноты изложения.

Публикации по теме:

Сказкотерапия как средство развития связной речи детей. Новые технологии в работе с детьми по развитию связной речи 2.3. Практическое применение сказкотерапии. Свою работу через погружение в сказку я начала с создания предметно-развивающей среды. Это разнообразные.

Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников» Дошкольный возраст – это период потребности детей в приобретении информации. Для реализации данной потребности необходима организация общения.

Обобщение опыта Тема: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе использования Теоретическая интерпретация опыта I. Условия формирования В течение 17 лет работаю с детьми, имеющими нарушение речи в условиях типового.

Презентация по теме «Развитие связной речи детей через ознакомление со сказкой с использованием лего технологий» ОПИСАНИЕ К СЛАЙДАМ Слайд.

развитие связной речи детей, посредством использования мнемотехники. 1слайд. Прекрасная речь, когда она как ручеек, бежит среди камней, чиста, нетороплива. И ты готов внимать ее поток, и восклицать: «О, как.

Развитие связной речи детей в ДОУ Методическая разработка на тему: Разработала: Воспитатель Шагина А. В. 2017-2018 учебный год Тема: «Развитие.

Развитие связной речи как фактор готовности к школе Неоспорим тот факт, что речь ребёнка является необходимым фактором готовности к школьному обучению. Чаще всего родители старших дошкольников.

Связная речь

Связная речь - смысловое развернутое
высказывание, обеспечивающее общение
и взаимопонимание
Связная речь - процесс, деятельность
говорящего
Продукт, результат деятельности,
текст, высказывание

Формы связной речи

Диалог
разговорная
лексика и
фразеология
простые и сложные
бессоюзные
предложения
кратковременное
предварительное
обдумывание
Монолог
литературная
лексика
развернутость
высказывания,
законченность,
логическая
завершенность
связность
монолога
обеспечивается
одним говорящим

Развитие диалогической речи

Собственно
речевые умения
Умения речевого
этикета
Умение общаться
для планирования
совместных
действий
Неречевые
(невербальные)
умения

Требования к диалогической речи

понимание речи окружающих и использование активной речи детей
Ранний
как средства общения
возраст
выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы
Младший задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что?
дошкольный Где? Что делает? Зачем?)
возраст
вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на
вопросы и задавать их
Средний
дошкольный рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях
возраст
участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника
Старший формулировать и задавать вопросы
дошкольный формирование культуры общения
возраст

Признаки монологического высказывания

целостность (единство
темы, соответствие всех
микротем главной
мысли)
плавность (отсутствие
длительных пауз в
процессе
рассказывания)
объем высказывания
структурное
оформление (начало,
середина, конец)
связность (логические
связи между
предложениями и
частями монолога)

Для достижения связности речи необходим ряд умений:

понимать и осмысливать тему, определять ее границы
отбирать необходимый материал
располагать материал в нужной
последовательности
пользоваться средствами языка в соответствии с
литературными нормами и задачами высказывания
строить речь преднамеренно и произвольно

Связные высказывания

по функции
(назначению)
описание
повествование
рассуждение
контаминация
по источнику
высказывания
монологи:
- по игрушкам
- и предметам
- по картине
- из опыта
- творческие
рассказы
по ведущему
психическому
процессу, на
который опирается
ребенок
по зрительному,
осязательному или
слуховому
восприятию
по памяти
по воображению

В раннем возрасте - слушать и повторять по
подражанию отдельные реплики и фразы. В 2 – 4
фразах рассказывать по картинке или об увиденном
на прогулке.
Во 2 младшей группе - пересказывать хорошо
знакомые им сказки и рассказы, рассказывать по
наглядному материалу.
В средней группе дети могут составлять небольшие
рассказы из личного опыта сначала с опорой на
картинку или игрушку, а затем и без опоры на
наглядный материал.
В старшей группе дети связно, последовательно
пересказывают литературные произведения, выразительно
передавая диалоги действующих лиц, характеристики
персонажей.
В подготовительной к школе группе детей учат
строить разные типы текстов (описание,
повествование, рассуждение) с соблюдением их
структуры.

Приемы обучения рассказыванию

Совместное
рассказывание
Образец
рассказа
Анализ
образца
рассказа
План
рассказа
Частичный
образец
Составление
рассказа по
частям
Коллективное
составление
рассказа
Составление
рассказа
подгруппами
Моделирование

вспомогательные
вопросы
прослушивание
детьми своих
рассказов
указания
Приемы
подсказ
нужных
слов
исправление
ошибок

Пересказ литературных произведений

Пересказ – осмысленное воспроизведение
литературного текста в устной речи.
воспитательная ценность;
доступность по содержанию – знакомые герои, персонажи
с ярко выраженными чертами характера, понятными
мотивами поступков
четкая композиция
динамичность сюжета
разнообразные и точные определения

подробный
или близкий
к тексту
краткий или
сжатый
с творческими
дополнениями
виды
пересказа
с
перестройкой
текста
выборочный

Требования к пересказам

Осмысленность
Полнота
передачи
произведения
Последовательно
сть и связность
пересказа
Использование
словаря и
оборотов
авторского
текста
Плавность
пересказа
Выразительность
и фонетическая
правильность речи

Методические приемы обучения пересказыванию, обеспечивающие:

осмысленное восприятие
произведения
педагогическое руководство самим
процессом пересказывания
анализ и оценку речевой деятельности
детей

Рассказывание по игрушкам

монологописание
монологповествование

Виды игрушек

дидактические
(матрешки, башенки,
пирамидки, бочонки)
сюжетные (образные):
куклы, машины,
животные, посуда,
мебель, транспорт
наборы – мальчик,
девочка, сани, собака;
девочка, домик, курица,
кошка; заяц и собака

Виды занятий по игрушкам

Описание
игрушки
«Магазин игрушек» (посуды,
одежды), «Чудесный
мешочек», «Кто это?»,
«Почтальон принес посылку»
отгадывание и составление
загадок
рассказ по набору игрушек
Сюжетные
рассказы
(повествования)
рассказ по отдельной
игрушке

Рассказывание по картине

Предметные
картины
Репродукции
картин мастеров
искусства
Дидактические
картины
Серия или
набор картин
Сюжетные
картины

Требования к отбору картин

- содержание картины должно быть интересным,
понятным, воспитывающим положительное
отношение к окружающему

- картина должна быть высокохудожественной
- Не должно быть картин с чрезмерным
нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются
от главного
- Сильное сокращение и заслонение предметов
вызывает их неузнаваемость.

Этапы обучении детей рассказыванию по картине

В младшем дошкольном возрасте обогащение словаря, активизация речи детей,
рассматривание картины и умение отвечать на
вопросы по их содержанию.
В среднем дошкольном возрасте детей учат
рассматривать и описывать предметные и
сюжетные картины сначала по вопросам
воспитателя, а затем по его образцу.
В старшем дошкольном возрасте - дети
описывают предметные и сюжетные картины,
составляют сюжетные рассказы по серии картин,
придумывают начало и конец сюжету картины.

Рассказывание по картине (младший возраст)

Рассказывание по картине (средний возраст)

описание и
сравнение
предметных
картин
типы
высказываний
описание
сюжетных
картин
повествование
по серии
сюжетных
картин

Рассказывание по картине (старший возраст)

Рассказывание по картине (старший возраст)

Образец (для развития
творчества)
по одной из двух
предлагаемых для
рассказывания картин
в виде начала (дети
продолжают и заканчивают
его)
план в виде вопросов и
указаний

Построение рассказа по серии сюжетных картин

Составление рассказов и придумывание сказок по юмористическим картинкам

«Почему на картину весело
смотреть?» или «Чем вас
развеселила картина?»

Творческий рассказ-повествование

Рассказывание с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов

И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»

Натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Ма

Натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан
и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с
арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна»

Рассматривание и описание натюрморта

«Сирень» И. Левитан
«Цветы» Д. Налбандян

Рассказывание из опыта

темы
Ср. гр. – как провели
праздник новогодней
елки; о родном доме, о
своей кошке или собаке;
как работали на
огороде; как меняли
рыбкам воду в
аквариуме; что видели
на кухне
Ст. и подг.гр. – о том, как
провели праздник; что
видели во время экскурсий
в библиотеку, в школу; про
то, как отдыхали летом;
наш огород; как шьют
одежду; мой лучший друг
(подруга); как мы
заботимся о малышах, о
маме

Рассказы из опыта можно разделить на два вида:

Рассказы,
отражающие
коллективный
опыт детей
о событиях, в
которых принимали
участие все дети
(экскурсия на
почту)
«Расскажи, как ты
Рассказы,
провел выходной
отражающие
день»; «Расскажи о
индивидуальный
своем доме»
опыт детей

Вид рассказывания определяет прием обучения:

анализ
и
оценка
детских
рассказ
ов
подска
з
нужног
о слова
образец
рассказа
воспитат
еля
план
рассказа
вспомогат
ельные
вопросы
указан
ия
совместны
й рассказ
воспитате
ля и
ребенка

Творческое рассказывание

сочинение
рассказов,
сказок, описаний
Формы
словесного
творчества
сочинение
стихотворений,
загадок,
небылиц
словотворчество

Этапы формирования детского художественного творчества

Первый
этап
Накопление опыта.
Произведения искусства помогают ребенку
острее чувствовать прекрасное в жизни,
способствуют зарождению художественных
образов в его творчестве.
Второй
этап
возникает замысел, идут поиски
художественных средств.
поиски композиции, выделение
поступков героев, выбор слов, эпитетов.
Третй
этап
новая продукция.
анализ результатов творчества
взрослым.

Тематика творческих рассказов

С конкретным
содержанием
«Как мальчик нашел
щенка», «Как Таня
ухаживала за сестренкой»,
«Подарок маме», «Как Дед
Мороз пришел на елку в
детский сад», «Почему
девочка плакала», «Как
Катя потерялась в
зоопарке».
На отвлеченную тему
«Про веселый случай»,
«Про страшный случай»
по типу «У страха глаза
велики», «Про
интересный случай».

Виды творческих рассказов

рассказы
реалистического
характера
сказки
сочинение
рассказов по
аналогии с
литературным
образцом
описания
природы

Приемы обучения творческому рассказыванию

рассказывание детей вместе с воспитателем по
вопросам
придумывание детьми продолжения авторского
текста
вспомогательные вопросы
План в виде вопросов
рассказывание по сюжету

Обучение рассказыванию по готовым сюжетам

приемы,
активизирующие
воображение
описание
персонажа
опора на образ
главного героя
при составлении
рассказа

Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему

Педагог советует, о чем можно
придумать рассказ (об интересном
случае, который произошел с мальчиком
или девочкой, о дружбе зверей, о зайце
и волке)
Предлагает ребенку придумать название
будущего рассказа и составить план
«Сначала скажи, как твой рассказ будет
называться, и коротко – о чем ты
будешь рассказывать сначала, о чем в
середине и о чем в конце. После этого
расскажешь все».

Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки

1
активизируется запас известных сказок с целью
этап усвоения их содержания, образов и сюжетов.
2 этап
3 этап
анализ схемы построения сказочного повествования,
приемы совместного творчества: выбирает тему, называет
персонажей – героев будущей сказки, советует план,
начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие
сюжета.
активизируется самостоятельное развитие сказочного
повествования: детям предлагается придумать сказку
по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно
выбрать тему, сюжет, персонажей.

Описание природы

1. Обогащение детских представлений о природе в
процессе наблюдений, обучение умению видеть
красоту окружающей природы.
2. Рассматривания художественных картин и
сравнения красоты изображенного с живой
действительностью.
3. Обучение детей описанию объектов природы по
представлению.
4. Обучение умению описывать природу, обобщать
свои знания, впечатления, полученные во время
наблюдений, рассматривания картин, слушания
художественных произведений.

Связные высказывания типа рассуждений

- обучение их целостным связным рассуждениям,
состоящим из тезиса, доказательства и выводов
- формирование умений вычленять существенные
признаки предметов для доказательства выдвинутых
тезисов
- использовать различные языковые средства
для связи смысловых частей (потому что, так
как, поэтому, значит, следовательно)
- употреблять при доказательстве слова вопервых, во-вторых
- включать элементы рассуждения в другие типы
высказываний (контаминация).

1. Создание проблемных
ситуаций с опорой на
наглядный материал:
складывание
детьми разрезных
картинок и
объяснение своих
действий
выстраивание
серии сюжетных
картинок Игры
типа «Разложи и
объясни»

Обучение высказываниям типа рассуждений

определение
несоответствия
явлений,
изображенных на
картинке, выделение
нелогичных ситуаций
(игра «Небылицы в
картинках»)
выявление причинноследственных
отношений между
объектами,
изображенными на
картинке

Обучение высказываниям типа рассуждений

классификация
картинок по
родам и видам в
играх типа
«Убери
лишнюю»
отгадывание
загадок с
опорой на
картинку в
играх «Найди
отгадку»

Обучение высказываниям типа рассуждений

2. Задания на вербальной основе:
беседы по содержанию произведений художественной
литературы с обсуждением положительных и
отрицательных поступков героев, их мотивов
речевые логические задачи
объяснение пословиц, загадывание и
отгадывание загадок без опоры на
наглядный материал
составление высказываний-рассуждений на
предложенную тему (примерные темы:
«Почему улетают перелетные птицы?», «Кого
можно назвать хорошим товарищем?»).

«Развитие связной

речи у детей

дошкольного возраста »

Сулейманова Н.В.


Связная речь - смысловое

развернутое высказывание,

изложение определенного

осуществляется логично,

последовательно и точно,

грамматически правильно

и образно, обеспечивающее

общение и взаимопонимание.


Цель развития связной речи

Развитие речевых способностей и

умений, культуры речевого

общения, разработка способов

овладения дошкольниками

навыками практического

общения в различных

жизненных ситуациях,

формирование предпосылок

чтения и письма.


Задачи развития связной речи

  • формирование элементарных

представлений о структуре

текста (начало, середина, конец);

обучение соединению

предложений разными

способами связи;

  • развитие умения раскрывать тему

и основную мысль высказывания;


  • обучение построению высказываний

разных типов- описаний, повествований,

рассуждений; подведение к осознанию

особенностей описательного, в том числе

и художественного текста;

составление повествовательных

текстов (сказок, рассказов, историй)

с соблюдением логики изложения и

использованием средств

художественной выразительности;


  • обучение составлению рассуждений

с подбором для доказательства

веских аргументов и точных

определений;

  • использование для
  • использование для
  • использование для
  • использование для

высказываний разных типов

соответствующих моделей (схем),

отражающих последовательность

изложения текста;


Функции

связной речи

Развитие коммуникативных способностей

Установление связей с

Определение и регулирование норм поведения в обществе

окружающими людьми


Формы связной речи

Диалог

Форма речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и охватывается ограничено определенной тематикой.

Монолог

Форма речи, не расчитанная на словесную реакцию собеседника, и охватывает обширную тематику .


Методы развития связной речи

Организованная

Совместная

деятельность

деятельность

Пересказ

Рассказывание по картине

По серии сюжетных картинок

Из личного опыта

Сюжетно-ролевая игра

Творческое рассказывание по заданной теме

Речевые игры

Индивидуальная работа

По стихотворению

По сказке

Интеграция видов деятельности

По скороговорке

Наблюдения

Экскурсии

Составление описательного рассказа

Заучивание стихотворений

Игры-драматизации

Игры-инсценировки


Приемы развития связной речи

Словесные

Чтение литературных произведений

Речевые упражнения

Речевой образец

Подсказка

Повторное проговаривание

Оценка детской речи

Напоминание

Объяснение

Указание

Словесные поручения

Игровые

Наглядные

Показ иллюстраций, картин, объекта

Сюрпризный момент

Игровой персонаж

Моделирование (схемы, мнемотехника)

Речевые игры

Эмоциональность

педагога


«Слово воспитателя, не согретое

теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы».

К.Д. Ушинский.

Работа по развитию связной речи

трудоемка и всегда почти

полностью ложится на плечи

педагогов. Большое влияние на речь

детей оказывает воспитатель. Педагог

должен воспитывать своей речью. В связи

с этим существуют требования к речи педагогов .


Требования к речи педагога

Эмоциональность

Выразительность

точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию)

ясность (понятность для окружающих)

логичность (последовательное изложение мыслей)


Дети могут

Первая младшая группа

пожаловаться на

неудобство, действия

сверстника.

  • Сопровождать речью

бытовые и игровые

действия.

  • Отвечать на простейшие

вопросы.

  • Повторять несложные

фразы.


Вторая младшая группа

  • Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.
  • Использовать все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
  • Слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

  • Делиться своими

впечатлениями со

сверстниками и взрослыми.

  • В играх принимать на себя роль,

непродолжительно взаимодействовать

со сверстником.

  • Разыгрывать по просьбе взрослого

небольшие отрывки из знакомых сказок.


Средняя группа

  • Рассказывать о содержании сюжетной

картинки.

  • Участвовать в беседе, понятно для

слушателей отвечать

на вопросы и задавать их.


  • Описывать предмет, картину.
  • Пересказывать наиболее выразительные и динамические отрывки из сказок.

  • В играх проявлять

инициативу и предлагать

новые роли и действия.

  • Обогащать сюжет,

вести ролевые диалоги.


Разыгрывать несложные

отрывки по знакомым

литературным произведениям

С помощью взрослого

повторять образцы

описания игрушки.


Старший дошкольный

возраст

  • Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника, участвовать в беседе.
  • Составлять по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием;
  • Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие

литературные произведения.


  • Использовать монологическую и диалогическую

формы речи.

  • Составлять рассказы о событиях из личного опыта,

придумывать свои концовки к сказкам.

  • Составлять небольшие рассказы творческого характера

на тему, предложенную воспитателем.

  • Высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие

с ответом товарища.




Понравилась статья? Поделитесь ей