Контакты

Произведения об эгоизме. Появление самолюбивых героев в литературе XIX века. Аргументы из литературы по направлению «Равнодушие и отзывчивость»

Эгоизм умерщвляет великодушие Достоевский

Роман «Герой нашего времени» был написан в 1837-1840-х гг. В этом произведении М. Ю. Лермонтов воссоздал тип человека - представителя современного ему поколения, т. е. поколения эпохи 30-х гг. XIX в. Печорин становится «героем своего времени», в нем воплотились «пороки всего поколения». Основным качеством Печорина является эгоизм. Все его поступки пронизаны эгоизмом. На людей он смотрит только лишь в отношении себя любимого. Печорин - это умный, хорошо образованный молодой офицер, приехавший служить на Кавказ, человек, который устал от светской жизни, сильно испортившей его.

Характер Печорина очень противоречив. Печорин является типичным продуктом своего общества. В нем есть душа, однако она, как и его характер, испорчена светом. Печорин наделен умом, который отличает его от всей толпы, окружающей его. Он полон чувств, но не может их реализовать.

Но самое главное, Печорин - эгоист, и эгоист без цели в жизни. Эгоизм его очень хорошо освещен в повести «Бэла». Печорин устраивает похищение Бэлы, дочери князя, а на вопрос Максима Максимыча о том, зачем он это сделал, с недоумением отвечает, что совершил этот поступок, потому что Бэла ему нравится. Но Печорин, похищая девушку, не задумывается о последствиях для нее, о том, что отрывает ее от родного дома, не задумывается о чувстве Бэлы, ее отца, ее родных и даже чувствах Казбича. Печорину безразличны чувства других. Его отношение к любви показано в повести, служит доказательством этому главное - удовлетворить свою прихоть непроходимого эгоиста. Похитив Бэлу и удовлетворив этим свою прихоть, Печорин ставит перед собой новую задачу: добиться любви Бэлы. И чтобы добиться этого, он делает все возможное и невозможное: не скупится на подарки, на нежные, красивые слова, играет на жалости Бэлы, уверяя ее в том, что он будет искать смерти, если она не ответит на его любовь. Начинается жестокая игра эгоиста с ранимой душой Бэлы. И Печорин опять добивается своего. Но любовь Бэлы становится скучна ему. Он говорит Максиму Максимычу: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни… мне с нею скучно».

Отличает Печорина знание жизни, кроме того, он очень хорошо разбирается в людях. Но он пользуется этим опять же для удовлетворения своего эгоизма. Он анализирует каждое слово, каждый взгляд и каждый поступок окружающих его людей. Глядя в глаза своим собеседникам, Печорин заранее знает, что тот ответит и как себя поведет, и использует это в свою пользу, даже не задумываясь о других. Так, Печорин играет на чувствах своего приятеля Грушницкого, легко убивает его на дуэли. При этом ни разу Печорин не подумал, что Грушницкий хоть и порядочная дрянь, но все-таки человек со своими чувствами, переживаниями, и он тоже хочет жить. «Доказательств против вас никаких, и вы можете спать спокойно… если сможете…», - пишет Печорину после убийства Грушницкого пораженный печоринским эгоизмом доктор Вернер. И Печорин действительно спал спокойно, его нисколько не беспокоил тот факт, что он лишил жизни человека. Эгоизм Печорина заставляет его закрыть глаза на совершенное преступление. Просто Печорин в силу своего эгоизма не умеет и не обращает внимания на чувства других людей, заставляет их резко и остро реагировать на себя: «В твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая», - так характеризует Печорина Вера в своем письме к нему. У Печорина просто нет времени думать о ком-то, кроме себя. В его исповеди в «Журнале Печорина» постепенно присутствует самоанализ. Он пытается понять себя, свои поступки. И это хорошо. Но, с другой стороны, замыкаясь исключительно на самом себе, Печорин даже не пытается проанализировать чувства, поступки других, ему просто некогда и незачем.

В повести «Максим Максимыч» эгоизм Печорина поражает до слез, до возмущения. Добрый Максим Максимыч, узнав, что через крепость должен проезжать Печорин, вне себя от радости. Он с нетерпением ждет приезда Печорина, уверенный, что Печорин с радостью встретится со старым знакомым. И вот встреча произошла. Максим Максимыч «… хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку. Штабс-капитан на минуту остолбенел…» Нет, Печорин не мог радоваться этой встрече. Ведь эгоизм убил в нем все человеческие чувства: любовь, дружбу, понимание, тепло души. Этот поступок Печорина сильно изменил Максима Максимыча: «Добрый Максим Максим сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном! И отчего? Оттого, что Печорин с рассеянности или от другой причины протянул ему руку, когда тот хотел кинуться ему на шею… Поневоле сердце очерствеет и душа закроется». Это и понятно нам, читателям. Но Печорин не понял тогда, да и никогда не понимал, не замечал даже, до какой степени ранит его эгоизм других людей.

В этой повести Максим Максимыч говорит о Печорине: «А право, жаль, что он дурно кончит… да и нельзя иначе!..» Эгоизм Печорина убил его, он не давал ему понять других людей, быть снисходительным. Но он забыл, что за все последует наказание. И смерть в пути - это было наказанием за эгоизм, судьба по отношению к Печорину тоже оказалась эгоистической.

Центральной персоной произведения «Герой нашего времени» является Печорин. Именно о нем и пойдет речь.

Первое, что стоит сделать – разобраться с семантикой слова эгоизм. Эгоизм - это такой вид поведения, при котором человек свои интересы превозносит выше интересов других людей, себялюбие, попытка извлечь пользу и выгоду для себя, не смотря на потребности остальных. Антонимом данного слова является «альтруизм».

И что же мы видим в поэме Лермонтова. Мы можем лицезреть эту неприкаянную, не знающую цели, корыстную душу главного героя. Изображение резко-негативных качеств героя не было самоцелью автора, он просто сделал все возможное, чтоб показать этот персонаж без приукрашиваний. Ничто не должно скрыться от глаз читателя.

Для Печорина все, окружающие его люди, просто карты в игральной колоде. Игрушки и только. Его целью является исключительно забава, невзирая на чувства и желания тех, кем он играет. Его неспокойная душа жестока, прямолинейна. Он словно ищет покоя, удовлетворения, но ничто в этой жизни на него не может так подействовать.

Он получает лишь временное затишье, а потом игра надоедает ему, и наш герой вновь оказывается в мучительных поисках развлечения.

Но, несмотря на это, нашего героя многие могут полюбить со всей искренность, что часто оказывается фатальным. Лишь только одна из женщин смогла пронести этот груз с достоинством – Вера. Эта женщина видит хорошее в герое, и видит все его недостатки. Его честолюбие, его пренебрежение и баловство с самыми серьезными аспектами этой жизни, будь то любовь и дружба, жизнь и смерть - все это, бесспорно, ранит ее. Но его обаяние, его мученичество от неудовлетворенности жизнью, его фатализм и воля неумолимо манят и лишь усиливают ее любовь. Вера знает отношение Печорина к себе: «Ты любил меня, как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно; без которых жизнь скучна и однообразна…» И эта цитата еще раз подчеркивает такой изъян героя нашего, как эгоизм.

Губительным оказывается интерес Печорина к Бэле. Этот интерес он называет любовью. И чтоб удовлетворить свои чувства он похищает ее из дома. Но чтоб завоевать любовь, мало человека оторвать от дома, и герой задается новой целью – покорить сердце Бэлы, что с успехом удается ему. Показательным в данном случае является диалог с Максимом Максимычем, который спросил у Печорина, для чего тот выкрал девушку, но что последовал ответ, полный недоумения: «Она ведь мне нравится.» Но и эта игрушка не приносит ему удовольствия, ведь любовь дикарки ничем не лучше любви светской барышни, и она так же наскучила ему.

В поэме мы видим пренебрежение Печорина даже к дружбе. Это бросается в глаза в эпизоде с Максимом Максимычем, с которым так много было пережито, который так хотел увидеть нашего героя, поговорить с ним. А в ответ на это получает лишь холодное, хотя и приветливое, рукопожатие. Подобное не может не ранить, но Печорин не замечает, какие шрамы остаются от его поступков в душах людей.

Что такое здоровый эгоизм? Именно об этом и поговорим в нашей статье. Все мы априори рождаемся эгоистами. Только в процессе становления и развития эта черта характера у всех людей приобретает свои краски.

Какие они - эгоисты?

Эгоизм - это черта характера, благодаря которой человек добивается поставленных целей, но при этом он ставит свои интересы превыше всего, не думая о том, насколько дорого это обойдется другим. Эгоист никогда не станет заниматься делом, из которого не получит выгоды. Ему чужда мораль служения ближнему. Самолюбие на первом месте. Эгоисты неспособны сопереживать, не обладают эмпатией и дипломатией.

Как правило, такие люди слишком в себе уверены. Когда они ставят задачу, добиваются ее любой ценой, используя все средства, и при этом хотят все и сразу. Поэтому если ребенок обладает данной чертой характера, главное - направить эту мощную энергию в правильное русло. Обучить его с помощью которых он будет достигать поставленных целей без причинения ущерба другим людям. Таким образом, можно воспитать сильную целеустремленную личность. Это что касается эгоцентризма. Поговорим о здоровом эгоизме.

Немного окунемся в историю

Считается, что термин «эгоизм» был принят в эпоху Просвещения. Но если копнуть глубже, то можно убедиться, что уже в Древней Греции его активно использовали мыслители Эпикур и Аристипп, интерпретируя жизнь как стремление удовлетворять потребности, как шанс уберечься от неприятных ощущений. Согласно этой теории, моралью было признано все то, что дарило радостные эмоции. И только в VIII веке появился термин «эгоизм» и понятие здорового эгоизма.

Эпоха Просвещения дает нам иную мораль, которая проповедует правильное разумение своих интересов. Здравый эгоист обладает чувством самосохранения, индивидуализмом, правильно расставляет жизненные акценты. Личные интересы также в приоритете, но он при этом способен идти на компромиссы, уважает права других, добивается цели, не причиняя никому вреда.

Так что такое здоровый эгоизм? Определение данного понятия вполне простое и доступное для понимания. Итак...

Определение понятия. Так ли плохо быть эгоистом?

Это умение решать задачи без ущемления прав и достоинства других людей, не позволяя затрагивать личные ценности и приоритеты.

Люди, обладающие этой чертой характера, знают себе цену, но не не просят похвалы и не стремятся к быстрому признанию. Обладатели нездорового эгоизма, наоборот, требуют поклонения, унижая других людей, идут по головам.

Здоровый эгоизм присущ только психологически Давайте посмотрим на его преимущества. Он помогает:

  • направить таланты в нужное русло;
  • держать себя под контролем;
  • отстаивать интересы и желания;
  • отличить ложь от правды, лукавство от любви;
  • сдерживать эмоции;
  • достигать целей, не растрачивая себя понапрасну;
  • сохранять самообладание в критической ситуации;
  • постигать вершины, идти на подвиг, ничего не страшась.

Как видим, для него характерны только достоинства. Автоматически созревает вопрос: а полезен ли здоровый эгоизм? Поговорим об этом.

Признаки разумного эгоизма

Здоровый эгоист имеет следующие отличительные черты:

  1. Может спокойно отказать, если что-то противоречит его взглядам, не совпадает с его интересами.
  2. Будет стоять до конца, отстаивая мнение, но не с целью упрямства, а лишь опираясь на свои убеждения и взвешенную и аргументированную точку зрения. Но может пойти на компромисс.
  3. Высказывается прямо, но не пытается навязать свое мнение.
  4. Не поддается влиянию, любит себя таким, каков он есть.
  5. Уважительно относится к оппоненту, при этом не пытается понравиться, ему неинтересно отношение других к себе.
  6. Не испытывает чувства вины из-за своей бесполезности. Будет стремиться исправить ошибку, а если этого сделать не удается, извлекает из ситуации урок и пользу и двигается вперед.
  7. Не переходит личные границы и требует этого взамен от других.

Это характеристика здорового эгоиста.

Поговорим о пользе

С рождения нам родители внушают, что эгоизм - это плохо. Но если рассматривать это слово в правильном смысле, то... им нужно быть. Судите сами: люди, которые живут, заботясь обо всех, кроме собственной персоны - счастливы ли они? Конечно, нет. В первую очередь необходимо заботиться о себе, полюбить себя. Рассмотрим качества, которые обретет здоровый эгоист:

  • Он получит свободу от современного социума потребителей, от желания взять все за чей-то счет. Он не позволит пользоваться собой.
  • Будет уважаем, потому что независим от чужого мнения.
  • Редко станет попадать в плохие ситуации, потому что мыслит трезво и рационально.
  • Обретет ответственность. Потому что разумные эгоисты - обязательные люди, они держат свое слово, выполняют обещанное.

Как правило, среди здоровых эгоистов чаще встречаются успешные люди, нежели среди альтруистов. Потому что они идут к цели, ни на что не отвлекаясь. Они обаятельны, потому что находятся в гармонии с собой. Из-за безупречности их не в чем упрекнуть. Следовательно, можно сделать вывод, что здоровый эгоизм полезен. Мы вас не убедили? Тогда читаем дальше!

Приведем в пользу здорового эгоизма аргументы

Мы уже разобрались в сути термина. Приведем примеры здорового эгоизма и доводы в пользу этой черты характера. Значит, кто такой разумный эгоист? Это человек, который заботится осознанно в первую очередь о себе, но он готов помогать и другим, если извлечет из этого пользу. К примеру, сельский человек будет ухаживать за коровой, кормить ее, потому что она дает ему молоко. Девушка, проживающая в городе, будет проявлять заботу и внимание по отношению к своим подругам, ведь она нуждается в них, хотя бы потому, что с ними можно весело и приятно провести время.

Приведем 5 доводов в пользу здорового эгоизма:

  1. Работа. Есть люди, которые с ужасом ожидают понедельника, потому что необходимо идти не нелюбимую работу. А ведь она занимает большую часть нашей жизни. Если ваша должность вас не устраивает, ставьте цели, ищите разные пути развития. Здоровый эгоист обожает свою работу, потому что любит себя, знает себе цену и находит занятие по душе. Где бы вы ни работали, ищите способы самосовершенствования и продвижения. Вспомните о своих увлечениях, используйте их для получения дополнительного или основного заработка.
  2. Деньги. За труд мы получаем вознаграждение. Проделанная работа и профессионализм должны оплачиваться достойно. Поэтому не нужно стесняться просить повышения заработной платы. А если на этом месте нет перспектив, не стоит бояться его потерять.
  3. Личная жизнь. Женщины мечтают о ласковом и нежном мужчине, который бы носил на руках, угадывал желания. Но В глубине души дамам хочется самодостаточного, самолюбивого красавца спортивного телосложения. Добиваться его и страдать потом от разбитого им женского сердца. По мнению психологов, мы ищем партнера, который будет к нам относиться так, как мы относимся к себе. Из-за нехватки здорового эгоизма возникает жажда заполнить пустое душевное пространство любовью человека, у которого ее в избытке от большой любви к себе.
  4. Интимные отношения. В этой сфере здоровому эгоизму самое место. Мужчина чувствует себя королем в постели, когда уверен, что доставит удовольствие женщине. Поэту не стоит бояться за прическу, неидеальную фигуру и так далее, и не нужно волноваться за ощущения сильной половины. Необходимо всецело отдаваться страсти и получать удовольствие от процесса, думая о своем наслаждении.
  5. Дети. Бытует много историй о том, что супруги жили вместе, не любя друг друга, лишь ради детей. Они создавали иллюзию счастливого брака. Здоровый же эгоист разорвет эту связь и будет счастлив. Он также никогда не бросит карьеру ради воспитания ребенка, ведь всегда можно найти иное решение.

Выходит, суть здорового эгоизма в любви и единстве. Тогда жизнь будет счастливой.

Приведем еще примеры

Друг попросил занять определенную сумму на два дня. Но вы прекрасно знаете, что он вернет их нескоро. Как отказать? Нужно сделать это аргументировано: мол, копите на поездку для ребенка на отдых.

Или начальник попросил остаться после работы помочь сделать отчет, но за это не доплатят. Тут также стоит грамотно отказать, объяснив, что у вас другие планы, совместные с семьей, которые нельзя отменить и перенести.

Затрагивается тема эгоизма и в литературе. Здоровым эгоистам, правда, внимания уделяется мало, писатели больше осуждают черствость и к окружающим вообще, рассуждают о совести. А вот Чернышевский выдвинул теорию «разумного эгоизма». О чем идет речь?

Теория «разумного эгоизма» в романе Г. Н. Чернышевского «Что делать?»

По мнению классика, индивид не способен стать успешным и удачливым наедине с собой. Благодать обоих будет обусловлена счастьем других людей. Таким образом, заключалась в существовании во имя других. Герои его произведения (здоровый эгоизм - вот основная их черта) были объединены общим великим делом, в связи с чем их источником счастья станет общий его успех. Нравственные принципы героев определяются в единой борьбе, стремлении к удовлетворению всеобщих интересов, в основе которых лежат внимание и опека, мысль о другом человеке.

Чернышевский был против эгоизма. Он считал, что эгоист - урод, и его жизнь незавидна. Его «разумные эгоисты» свою выгоду и интересы не разъединяют со счастьем других. Лопухов, освободивший Верочку от себя, узнав о ее чувствах к Кирсанову, впоследствии будет гордиться, что сделал такой благородный жест.

Герои идут вразрез с эгоизмом, индивидуализмом, корыстью. Автор предлагает новое учение в философии - материализм. В центре внимания - индивид, который руководствуется расчетом, чтобы отказаться от меньшей выгоды ради получения большей. Только тогда он извлечет пользу.

Здоровый и нездоровый эгоисты: велика ли разница?

Подводя итог, приведем еще один жизненный пример. Возьмем здравого эгоиста и нездорового. Оба действуют одинаково - вручают подарок.

Здоровый эгоист делает это осознанно, показывая, что дарить себе. То есть он обожает презентовать что-либо и принимать сюрпризы в ответ. Его позиция очевидна. Он не прячет свою корысть глубоко в сознании, а открыто демонстрирует, озвучивает ее. Получается, что здоровый эгоист преследует первостепенно собственные интересы, и честно заявляет об этом.

А нездоровый эгоист дарит и слепо старается верить, что делает от всей души, и якобы безвозмездно. Нет, ему хочется получить такой подарок, но он держит это в тайне. Если это свершится, то все будет хорошо, в противном случае эгоизм вырвется наружу. Человек начнет обижаться, психовать, не сможет сдержать своего гнева, таким образом вынуждая человека платить за его «бескорыстный подарок».

Да, нездоровый эгоист также преследует цель - получение выгоды, с той лишь разницей, что демонстрирует то, что она ему не важна, и при этом гордится «бескорыстным» служением другим людям.

Какой можно сделать вывод из всего вышесказанного? Нужно перестать стесняться присущего вам эгоизма. Чем больше вы будете прятаться от него, тем сильнее он будет прорываться наружу в виде обид, выпадов и манипуляций по отношению к другим людям. Чем отчетливее вы будете отдавать себе отчет в том, что являетесь эгоистом (а мы все по природе своей таковы), тем больше станете уважать интересы и свободу других людей. Осознанный здоровый эгоизм - это открытый путь к правильным, открытым, честным взаимоотношениям между людьми.

В текстах для подготовки к ЕГЭ мы не раз встречали проблему эгоизма в различных ее проявлениях, каждое из которых является заголовком в нашем списке. К ним подобраны литературные аргументы из зарубежных и отечественных книг. Все они доступны для скачивания в виде таблицы, ссылка в конце подборки.

  1. В современном мире тенденция эгоизма всё больше набирает обороты. Однако не стоит утверждать, что этой проблемы не существовало ранее. Одним из классических примеров может являться Ларра – герой легенды из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» . Он — сын орла и земной женщины, из-за чего считает себя умнее, сильнее и лучше других. В его поведении заметно неуважение к окружающим и, в особенности, к старшему поколению. Апогея его поведение достигает, когда Ларра убивает дочь одного из старейшин только по причине того, что девушка отказалась удовлетворять его прихоти. Его тут же наказывают и изгоняют. По истечении времени, изолированный от общества герой, начинает испытывать невыносимое одиночество. Ларра возвращается к людям, но слишком поздно, и они не принимают его обратно. С тех пор он блуждает одинокой тенью по земле, ведь Бог наказал гордеца вечной жизнью в изгнании.
  2. В новелле Джека Лондона «В далеком краю» эгоизм приравнивается к инстинкту. Здесь рассказывается о Уэзерби и Катферте, по случайности оставшимся наедине на Севере. Они отправились в далёкие края искать золото и вынуждены переждать суровую зиму вдвоём в старой хижине. По истечении времени в них начинает проявляться настоящий природный эгоизм. В конечном итоге, герои проигрывают борьбу за выживание, поддавшись своим низменным желаниям. Они убивают друг друга в жесточайшей борьбе за чашку сахара.

Эгоизм как болезнь

  1. Ещё два века назад великие классики описывали проблему эгоизма. Евгений Онегин – главный герой одноимённого романа, написанного А.С. Пушкиным , является ярким представителем людей, больных «русской хандрой». Ему не интересно мнение окружающих, он скучает от всего, что происходит вокруг. Из-за его трусости и безответственности погибает поэт Ленский, а его бесчувственность оскорбляет чувства юной дворянки. Конечно, он не безнадежен, в конце романа Евгений осознаёт свою любовь к Татьяне. Однако уже слишком поздно. И девушка отвергает его, оставаясь верной мужу. В итоге, он сам обрекает себя на страдания до конца своих дней. Даже его желание стать любовников замужней и уважаемой всеми Татьяны выдает его эгоистические мотивы, от которых он не может избавиться даже в любви.
  2. Эгоизм подобен некой болезни, он разрушает человека изнутри и не позволяет ему адекватно взаимодействовать с окружающими людьми. Григорий Печорин, являющийся центральным персонажем в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» , постоянно отталкивает от себя дорогих сердцу людей. Печорин легко понимает человеческую природу, и этот навык играет с ним злую шутку. Возомнив себя выше и умнее других, Григорий тем самым отгораживает себя от общества. Герой часто играет с людьми, провоцирует их на разные действия. Один из таких случаев заканчивается смертью его приятеля, другой – трагической гибелью любимой девушки. Мужчина понимает это, сожалеет, но никак не может сбросить оковы болезни.

Самоуничижение эгоиста

  1. Ярким примером эгоистичного человека является герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» , Родион Раскольников. Он, как и многие его знакомые, живёт бедно и винит во всём окружающих. В один момент он решается убить старую женщину, являющуюся процентщицей, что бы отобрать её деньги и раздать их малоимущим горожанам, освобождая их от долговых обязательств по отношению к Алёне Ивановне. Герой не задумывается о безнравственности своих деяний. Наоборот, он уверен, что это ради благой цели. Но на самом деле он лишь ради своей прихоти хочет испытать себя и проверить, к какому типу людей он может себя отнести: к «тварям дрожащим» или к «право имеющим». Всё-таки нарушив одну из заповедей из-за эгоистичного желания, герой обрекает себя на одиночество и душевные терзания. Гордыня ослепляет его, и лишь Соня Мармеладова помогает Раскольникову снова встать на путь истинный. Без ее помощи он бы наверняка сошел с ум от мук совести.
  2. Несмотря на то, что иногда человек переходит все нравственные и правовые границы ради достижения своих эгоистичных целей, нам свойственно испытывать муки совести. Так и один из героев поэмы А.Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» осознал свою неправоту. Крестьянин Ермил Гирин использует свою должность старосты, чтобы освободить родного брата от рекрутской повинности. Вместо него он записывает другого жителя деревни. Понимая, что он испортил жизнь человеку и его семье, он сожалеет о своём эгоистичном поступке. Его чувство вины настолько велико, что он даже готов совершить суицид. Однако он вовремя кается народу и принимает свой грех, пытаясь загладить вину.
  3. Женский эгоизм

    1. Эгоистичным людям всегда мало того, что они имеют. Им всегда хочется иметь что-то большее. Материальные блага для них – это способ самоутверждения. Героиня сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» не довольна своей жизнью в бедности. Когда её муж ловит «золотую рыбку», женщине нужно лишь новое корыто. Однако с каждым разом ей хочется большего, и в конечном итоге старуха желает стать морской владычицей. Лёгкая добыча и эгоистичные нравы затмевают рассудок старухе, из-за чего в конечном итоге она теряет всё и снова оказывается у разбитого корыта. Волшебная сила наказывает ее за то, что дама в погоне за удовлетворением самолюбия вовсе не ценила ни своего супруга, ни благ, которые ей доставались.
    2. Женщин часто называют эгоистками, так как они любят тратить много времени на уход за собой. Однако, настоящий эгоизм намного страшнее. Героиня романа-эпопеи Л.Н . Толстого «Война и мир» Элен Курагина доказывает читателю, что истинным эгоистам свойственна бессердечность. Княгиня была красивой девушкой и имела много поклонников, тем не менее, она выбирает в мужья некрасивого и неловкого кавалера, Пьера Безухова. Однако делает это она не из-за любви. Ей нужны его деньги. Буквально сразу же после свадьбы она заводит любовника. Со временем её наглость достигает невероятных масштабов. Элен, с наступлением войны, когда нужно волноваться о судьбе родины, думает лишь о том, как избавиться от мужа и выйти снова замуж за одного из поклонников.
    3. Безжалостность эгоизма

      1. Отсутствие сочувствия, жалости, сострадания – вот те черты, которые свойственны эгоистам. Не зря говорят, что такие люди ради своей прихоти готовы на самые ужасные поступки. Например, в рассказе И. Тургенева «Муму» барыня отбирает у своего слуги единственную радость в его жизни. Однажды Герасим подбирает бездомного щенка, выращивает его, заботится. Однако щеночек раздражал барыню, и она приказала герою его утопить. С горечью на сердце Герасим исполняет приказ. Всего лишь из-за простой прихоти эгоистичного человека он теряет единственного друга и губит жизнь животного.
      2. Повинуясь эгоизму, люди теряют контроль над собой и делают непоправимые ошибки. Например, Германн в произведении А. С. Пушкина «Пиковая дама» узнает о секрете трех карт, который гарантирует выигрыш в любой карточной партии. Молодой человек решает достать его любой ценой, и ради этого он притворяется влюбленным в воспитанницу единственной хранительницы тайны — пожилой графини. Пробираясь в дом, он грозит старушке убийством, и она действительно умирает. После этого она приходит к Германну во сне и выдает секрет в обмен на клятву жениться на ее воспитаннице. Герой не сдерживает обещания и одерживает победу за победой. Но поставив все кон, он с треском проигрывает решающую партию. Амбициозный юноша сошёл с ума, расплатившись за свои злодеяния. Но перед этим он отравил жизнь ни в чем не повинной девушки, которая верила его словам.

Имеет ли совесть человек, любящий только самого себя? Как эта любовь проявляется в его поступках? Этими и другими вопросами задаётся русский советский писатель- Е.А.Пермяк.

В данном тексте поднимается проблема эгоизма и самолюбия. В нём три брата получили счастливые часы, тем самым получив возможность распоряжаться своим временем, которое можно было получить, только помогая и оказывая внимание другим. Однако, они этого не делали и продолжали жить в своё удовольствие, впоследствии полностью утратив дарованное им время. "А что он сказать может, если совести у него тоже не осталось, чтобы ею счастливые часы завести?" Данная проблема является актуальной. В наше время эгоизм получил большое распространение. Люди перестали видеть окружающий нас мир, они зачастую стали думать только о себе, их труд направлен только на преобразование и улучшение собственной жизни. "Не зря же один мудрец сказал: "Человек в труде познаётся"."

Весь его труд, все его дела и мысли направлены на формирование лучшего собственного будущего.

Данная проблема встречается в большом количестве художественной литературы. Так, например, в произведении Н.В.Гоголя "Мёртвые души" можно увидеть большое число эгоистичных помещиков. Одним из них является главный герой- помещик Чичиков. С самого раннего детства внушили ему, что он должен был жить богато. Это и породило в нём чувства самолюбия. Чичиков, несмотря на большие большие проблемы общества, бедность и голод крестьян, продолжал увеличивать собственное финансовое состояние. Так поступали и другие помещики. Они все трудились только во благо собственной жизни.

Если обратиться к произведению Б.Васильева "Летят мои кони", то можно увидеть абсолютно противоположную картину. Доктор Янсен был человеком искренним и отзывчивым. Он всегда спешил навестить своих больных пациентов, но никогда не спешил их покидать. Янсен всем сердцем желал помочь каждому. Это показал и его последний поступок. Когда маленькие мальчики попали в канализационный колодец, Янсен, не думая о последствиях для самого себя, бросился к ним на помощь, он понимал, что сам вот-вот погибнет, но его это не остановило. Вскоре мальчишки были спасены, но доктор Янсен отдал свою жизнь ради этого.

За эгоизмом нет настоящего, а значит и нет будущего. Подобная любовь не несёт в себе ничего ценного, скорее наоборот, она оказывает большое отрицательное влияние на мир в целом.

Обновлено: 2018-05-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.



Понравилась статья? Поделитесь ей