Контакты

Архитектурные строения в готическом стиле. Шедевры готической архитектуры: Шартрский собор. Французские готические шедевры

«Шедевры готики-Виртуальная экскурсия» – презентация, которая познакомит с на примере выдающихся архитектурных шедевров готического европейского искусства.

Шедевры готики-Виртуальная экскурсия

Готический собор – образ мира

«Собор — это не только красота, которой мы не можем не восхищаться. Даже если для вас это уже не наставление, коему надлежит следовать, то, во всяком случае – это книга, которую надо понять. Портал готического собора – это Библия». Марсель Пруст

В каком бы городе Западной Европы мы ни оказались, если в нем есть готический собор, мы сразу же почувствуем, что он средоточие всей жизни города. Так было, есть и будет – до тех пор, пока собор стоит. Можно смело утверждать, что готический собор остается одновременно и источником жизненных устремлений и их целью, он аккумулирует силы центростремительные и одновременно генерирует силы центробежные, от него все исходит и к нему все возвращается.

Большие кафедральные соборы строились с таким расчетом, чтобы они могли вместить все тогдашнее население города, иными словами, они должны были быть огромных размеров. Новые задачи потребовали небывалых инженерных решений, в первую очередь решения проблемы сводов. Гениальное решение было найдено посредством совершенно нового распределения веса свода на опоры (колонны и стены). В готической архитектуре был достигнут поразительный эффект: пространство готического собора внутри кажется большим, нежели сам собор, когда осматриваешь его снаружи.

С маршрутного слайда начинается экскурсия. Переход к шедеврам готики с маршрутного слайда происходит по гиперссылкам с фотографий.

Экскурсия разработана в виде презентации, которая включает пять основных частей:

  • Франция. Собор в Шартре
  • Германия. Кёльнский собор
  • Англия. Собор в Солсбери
  • Италия. Миланский Дуомо
  • Эпилог

«Большое окно-роза в верхней части фасада – яркая отличительная черта готических зданий. Его круглая форма, разделённая на секторы узкими каменными рёбрами, рождала в восприятии средневекового человека двойной символический смысл: она напоминала солнце, символ Христа, и розу, символ Богоматери. И задач у этого окна тоже было две. Во-первых, это был дополнительный источник света — лучи послеполуденного солнца, расцвеченные стёклами витража, иногда падали на главный алтарь. А во-вторых, оно придавало видимой стене (прочие тонули в игре арок и окон) лёгкость и кружевную прозрачность»

Обязательно нужно познакомить ребят с пилигримом, который будет путешествовать по городам Европы вместе с ними.

Пилигрим – чужеземец – странствующий богомолец, паломник. В широком значении –странник, путник.

Витражи

Внутреннее пространство собора - с многочисленными архитектурными и скульптурными украшениями, светом, льющимся сквозь стекла витражей, - создает образ небесного мира. (Псевдо)-Дионисий Ареопагит, особо почитавшийся аббатом Сугерием (или Сюжером), родоначальником готического искусства, в самом начале своего большого труда «О небесной иерархии» говорит: «Каждое существо, видимое или невидимое, есть свет, вызываемый к жизни Отцом всякого света».

Это толкование физического света как символа света Божественного, заставляло строителей разрабатывать все более утонченные структурные системы. Отсюда культивирование искусства витража в XII — XIII веках и такие его достижения, каких не знала ни одна последующая эпоха. Достаточно сказать, что площадь витражей, например, Шартрского собора равнялась 2600 квадратным метрам.

Вечерние стёкла

«Гаснет день. В соборе всё поблекло.

Дымный камень лиловат и сер.

И цветами отцветают стёкла

В глубине готических пещер.

Тёмным светом вытканные ткани,

Страстных душ венчальная фата,

В них рубин вина, возникший в Кане,

Алость роз, расцветших у креста,

Хризолит осенний и пьянящий,

Медь полудней – царственный янтарь,

И сапфир испуганный и зрящий.

В них горит вечерний океан,

В них призыв далёкого набата,

В них глухой, торжественный орган,

В них душа стоцветная распята.

Тем, чей путь таинственно суров,

Чья душа тоскою осиянна,

Вы – цветы осенних вечеров,

Поздних зорь далёкая Осанна»

Максимилиан Волошин. Лирика

Этот небольшой фильм познакомит с историей шедевра французской готики, с его замечательным скульптурным убранством и удивительными сияющими витражами.

«Освещённый посередине, лучится весь храм. Поистине сияет – светоносное, светом соединяемое и пронизанное нездешним сиянием, светится новое творение» Аббат Суггерий

Я ненавижу свет

Однообразных звезд.

Здравствуй мой давний бред, –

Башни стрельчатой рост!

Кружевом камень будь,

И паутиной стань:

Неба пустую грудь

Тонкой иглою рань

О. Мандельштам (1912 )

Констебл. Собор в Сосбери

Миланский собор

Вечер за днём беспокойным.
Город, как уголь, зардел,

Веет прерывистым, знойным,

Рдяным дыханием тел.

Плавны, как пение хора,

Прочь от земли и огней

Высятся дуги собора

К светлым пространствам ночей.

В тверди сияюще-синей,

В звёздной алмазной пыли,

Нити стремительных линий

Серые сети сплели.

В горний простор без усилья

Взвились громады камней…Птичьи упругие крылья –

Крылья у старых церквей!

Вот и закончилось короткое путешествие к шедеврам европейской готики . Остались впечатления, воспоминания, которые хочется выразить в словах, стихах, рисунках! Можно предложить ребятам сделать это в качестве домашнего задания. Любителям компьютера можно предложить (индивидуально или в команде) подготовить презентацию об одном из готических соборов.

Приятного путешествия!

Я прохладно отношусь к готике как современной форме китча и стиля одежды, но обожаю архитектурную готику, возможно в силу того, что на просторах нашей страны она совсем не представлена. Есть так называемая «русская готика» или псевдоготика – стиль, в котором пытались строить в России после смерти императрицы Екатерины II, но всё это настолько не аутентично и аляповато, что не идёт ни в какое сравнение с подлинным средневековым готическим зодчеством.

Настоящим шедевром готического искусства считается Шартрский собор. Находится он как понятно из названия в городе Шартр, на 90 километров южнее Парижа и является объектом всемирного культурного наследия, охраняемого ЮНЕСКО.

На месте нынешнего собора раньше стоял другой храм, сгоревший в 1194 году во время сильнейшего пожара, уничтожившего почти весь город. Однако чудесным образом осталась целой плащаница Девы Марии – главная святыня собора. Это было расценено как знамение свыше и на месте сгоревшего собора на пожертвования, стекавшиеся со всей Франции, был построен величественный и грандиозный новый собор. Так с конца XIII века, когда Шартрский собор был открыт и освящён в присутствии короля, собор сохранился практически без изменений.

Шартрский собор является одновременно и классикой и шедевром готической архитектуры со всеми её неотъемлемыми атрибутами – высокими островершинными каркасными сводами, многочисленными арками, высокими столбами, поддерживающими каркасы, арки и своды, башенками, шпилями и порталами.

Собор украшен в стиле так называемой «пламенеющей готики», отличающейся ажурностью и обильность украшений. Буквально каждый портик, каждая колонна и каждый свод собора представляет собой шедевр скульптуры и зодчества. Здесь в изобилии представлены сцены из Ветхого и Нового завета, самая масштабная из которых посвящена Страшному суду. По подсчётам исследователей всего собор украшают около 10 тысяч скульптур и каменных изображений.

Отдельного слова заслуживают знаменитые витражи Шартрского собора. Эта коллекция аутентичных средневековых витражей является уникальной и знаменитой во всём мире, у неё даже есть свой отдельный сайт. Коллекция состоит почти из 150 окон, многие из которых сохранились ещё с XII века. К сожалению, секрет средневекового витражного искусства, благодаря которому витражи Шартрского собора отличаются столь чистыми, пронзительными и яркими красками был утрачен.

Начал изживать себя. В это время возникли первые предпосылки к необычному новому искусству. Название "готика", "готическая архитектура" происходит от слова "готы" - варварские племена, имеющие германские корни.

Люди эпохи Возрождения с изысканными манерами были возмущены тем, что искусство принимает облик, далекий от античных канонов. Они называли новый стиль готическим, то есть варварским. Под такое определение попало практически все искусство времен Средневековья.

Данное направление некоторое время существовало вместе со старым веянием, поэтому достаточно сложно отделить их разными хронологическими границами. Зато можно выделить черты готического стиля в архитектуре, которые не были похожи на романские.

Когда в двенадцатом веке романское искусство находилось на самом пике своего развития, начало зарождаться новое течение. Даже формы, линии и тематика произведений существенно отличалась от всего, что было ранее.

Готический стиль в архитектуре разделяют на несколько этапов:

    ранняя готика;

    высокий, или зрелый, вид оказался на пределе своих возможностей в 13 веке;

    пламенеющий, или поздний, достиг расцвета в 14-15 веках.

Основное месторасположение стиля

Готика была популярной там, где христианская церковь доминировала над светской жизнью. Благодаря новому виду архитектуры появлялись храмы, костелы, монастыри, церкви.

Зародилась она в небольшой французской провинции под названием Иль де Франс. Одновременно ее открыли для себя архитекторы Швейцарии и Бельгии. А вот в Германии, откуда и получило свое название это искусство, оно появилось позже остальных. Там процветали другие архитектурные стили. Готический стиль стал гордостью Германии.

Первая проба

С началом двенадцатого века появляются и основные свойственные данному направлению черты в архитектуре различных соборов. Так, если посмотреть на аббатство Сен-Дени недалеко от Парижа, можно увидеть необычную арку. Именно это построение олицетворяет собой весь готический стиль в архитектуре западной Европы. Руководил стройкой некий аббат Сугерий.

Церковник приказал убрать при постройке несколько внутренних стен. Аббатство тут же стало казаться более объемным, торжественным и масштабным.

Наследие

Хоть готический стиль в архитектуре и концентрируется в основном на индивидуальных переживаниях человека, он также взял многое и от своего предшественника. Романская архитектура передала свои лавры данному стилю и отошла на второй план.

Главным объектом готики стал собор как симбиоз живописи, архитектуры, и скульптуры. Если раньше архитекторы предпочитали создавать церкви с круглыми окнами, толстыми стенами во множество опор и небольшими внутренними помещениями, то с приходом данного стиля все изменилось. Новое течение несло в себе пространство и свет. Зачастую окна были украшенные витражами с христианскими сюжетами. Появились высокие колонны, башни, продолговатые арки и фасады с резьбой.

Горизонтальный романский стиль оставил место для вертикальных полос готики.

Собор

Собор стал центральным местом любого города. Его посещали прихожане, в нем обучались, здесь жили нищие, и даже разыгрывались театральные постановки. В источниках нередко упоминается, что и правительство заседало в церковных помещениях.

Изначально готический стиль для собора имел для себя цель существенно расширить пространство, сделать его более светлым. После того как во Франции такой монастырь был создан, мода начала быстро расходиться по Европе.

Насильно навязанные в крестовых походах ценности новой религии распространили готический стиль в архитектуре и в Сирии, и на Родосе, и на Кипре. А монархи, посаженные на престол Папой, увидели в острых формах божественное проведение и начали активно использовать их в Испании, Англии, и Германии.

Характеристика готического стиля в архитектуре

От других стилей готическую архитектуру отличает наличие устойчивого каркаса. Главной частью такого остова становятся арки в форме стрел, своды, идущие вверх в форме дуг и крестов.

Здание готического стиля, как правило, состоит из:

    травея - вытянутых ячеек прямоугольной конструкции:

    четырех арок:

    4-х столбов;

    остова свода, что формируется из упомянутых выше арок и столбов и имеет крестообразную форму;

    аркбутанов - арок, которые служат для опоры здания;

    контрфорсов - устойчивых столбов снаружи помещения, часто украшенных резьбой или шипами;

    окон в арочном стиле, с мозаикой, как отчетливо показывает готический стиль в архитектуре Франции и Германии.

В то время как в романском классическом искусстве церковь отделена от окружающего мира, готика стремится к взаимодействию между природой снаружи и жизнью собора внутри.

Светская архитектура по-новому

Учитывая то, что в Темные времена церковь и религия в общем были нераздельны с повседневной жизнью людей того времени, мода на готический стиль в архитектуре средневековья распространилась повсюду.

Вслед за соборами начали строиться ратуши с теми же характерными чертами, а также жилые дома, замки, особняки за городом.

Французские готические шедевры

Основателем этого стиля стал монах из аббатства Сен-Дени, который решил создать абсолютно новое здание. Его прозвали крестным отцом готики, а церковь стали показывать в качестве примера остальным архитекторам.

В четырнадцатом веке в столице Франции возник еще один яркий образец готической архитектуры, ставший известным во всем мире - Собор Парижской Богоматери, католический оплот веры в центре города, который сохранил в себе все особенности готического стиля в архитектуре и до наших дней.

Святыню построили там, где раньше римляне чествовали бога Юпитера. С давних времен место было важным религиозным центром.

В новую церковь закладывали первый камень Папа Александр Третий, а также Людовик Седьмой. Проектировал собор известный архитектор Морис де Сюлли.

Тем не менее основатель Нотр-Дама так и не увидел своего детища. Ведь собор был построен только после ста лет непрерывной работы.

Согласно официальной задумке, храм должен был поместить десять тысяч горожан, которые проживали в то время в Париже. И стать прибежищем и спасением в момент опасности.

После стольких лет строительства город вырос в несколько раз. Когда его доделали, собор стал центром всего Парижа. У входа тут же образовались базары, ярмарки, начали выступать уличные артисты. Цвет парижской знати собирался у него и обсуждал новые веяния моды.

Здесь укрывались во время революций и войн.

Обустройства собора Нотр-Дам

Каркас собора соединен множеством тонких столбов с помощью арки. Внутри стены протягиваются высоко и смыкаются незаметно для невооруженного взгляда. Продолговатые окна покрыты цветным витражным стеклом. В зале царит полумрак. Лучи, которые все же проходят через стекла, освещают сотни скульптур из серебра, воска, мрамора. В них замерли обычные люди, короли, служители церкви в разнообразных позах.

Вместо стен церкви как будто бы просто поместили каркас из десятков столбов. Между ними размещаются цветные картины.

В соборе пять нефов. Третий из них гораздо больше, чем другие. Его высота достигает тридцати пяти метров.

Если измерять в современных мерках, то в таком соборе можно без проблем поместить двенадцатиэтажный жилой дом.

Два последних нефа пересекаются и зрительно образуют между собой крест. Он символизирует жизнь и страдания Иисуса Христа.

На постройку собора шли деньги из общественной казны. Парижане копили их, жертвовали после каждой воскресной службы.

Собор сильно пострадал в новое время. Так, первоначальные витражи можно увидеть только на западном и южном фасаде. Скульптуры видны в хоре, на фасадах здания.

Германия

Готический стиль в архитектуре был назван в честь племен, проживающих на немецкой территории. Именно в этой стране он пережил свой расцвет. Главными достопримечательностями готической архитектуры в Германии можно назвать:

1. Кельнский собор. Этот храм начал строиться еще в тринадцатом веке. Тем не менее закончили работу над ним лишь в девятнадцатом столетии, в тысяча восемьсот восьмидесятом году. Его стиль напоминает Амьенский собор.

У башен острые окончания. Средний неф высокий, в то время как остальные четыре приблизительно одних пропорций. Декор для собора очень легкий и изящный.

В то же время заметны скованные сухие пропорции.

Западное отделение церкви закончили строить в девятнадцатом веке.

2. Собор в Вормсе, построенный в тринадцатом веке по приказу местного управителя.

3. Нотр-Дам в Ульме.

4. Собор в Наумбурге.

Итальянская готика

Италия долгое время предпочитала сохранять приверженность к античным традициям, к романскому стилю, а потом и к барокко и рококо.

Но и эту страну не могло не вдохновить новое на то время средневековое веяние. Ведь именно в Италии находилась резиденция Папы.

Самым ярким образцом готической архитектуры можно считать Палац Дожей в Венеции. Смешавшись с культурными традициями этого города, он приобрел свои уникальные характеристики, сохранив признаки готического стиля в архитектуре.

В Венеции строители пропустили в своих чертежах тот конструктивизм, который царил в этом направлении. Они сосредоточились на декорировании.

Фасад Дворца уникален своими составляющими. Так, на нижнем этаже выстроены колонны из белого мрамора. Они образуют между собой арки стрельчатого вида.

Само здание словно оседает сверху над колоннами и придавливает их к земле. А второй этаж сформирован с помощью большой лоджии по всему периметру здания, на котором так же расставлены опоры, более элегантные и вытянутые, с необычной резьбой. Этот рисунок протягивается и к третьему этажу, стены которого, кажется, лишены тех окон, которые характерны готической архитектуре. Вместо многочисленных рам на фасаде появился орнамент в геометрических фигурах.

В этом готически-итальянском стиле соединились роскошь культуры Византии и европейская строгость. Набожность и любовь к жизни.

Другие итальянские примеры готического стиля в архитектуре:

    Дворец в Милане, который начал строиться еще в четырнадцатом веке, а был достроен в девятнадцатом;

    Палаццо d’Oro (или палаццо Санта-София) в Венеции.

Готические соборы это не культовые сооружения древних готов, а храмы, построенные в готическом стиле архитектуры. Этот архитектурный стиль появился во Франции в 12 веке, он пришел на смену романскому стилю.

Готическая архитектура распространилась на всю Западную Европу и продолжала развиваться вплоть до 16 века. С приходом эпохи Ренессанса готика стала утрачивать свое значение. Лучше всего готический стиль проявился в архитектуре соборов, храмов и монастырей. Для готики характерны узкие и высокие башни, арки с заостренным верхом, колонны, многоцветные витражные окна и богато украшенный фасад. Неотъемлемой частью готического искусства является скульптура. Мрачные фигуры горгулий и мифических существ служили особенно частым украшением на стенах. Сочетание переливающихся всеми цветами радуги витражей, великолепные узоры и каменные изваяния фигур создают неподражаемый ансамбль.

Готика охватывает разные произведения искусства: живопись, фреску, витраж, скульптуру, книжную миниатюру и многие другие. Но как уже было упомянуто, именно средневековые соборы Европы в полной мере демонстрируют всю красоту и величие готического стиля. О них и пойдет речь ниже.

10 готических соборов фото.

Собор Святого Стефана (St Stephen’s Cathedral), расположенный в самом сердце Вены, пережил много войн и в настоящее время является символом свободы города. Готический собор стоит на руинах двух предыдущих церквей. Его строительство было в значительной степени инициировано в 14 веке герцогом Рудольфом IV. А самая узнаваемая характеристика собора – черепичная крыша с изображением национального герба и герба города Вены, была добавлена только в 1952 году.

Гостиницы и отели: St. Stephen’s Cathedral

2. Бургосский собор. Бургос, Испания

Кафедральный собор Бургоса (Burgos Cathedral) – средневековый собор в одноименном городе, посвященный Деве Марии. Он славится своими огромными размерами и уникальной готической архитектурой. Строительство собора началось в 1221 году, и после длительного почти двухвекового перерыва было завершено в 1567 году. В 1919 году собор стал местом захоронения национального героя Родриго Диас де Вивара (Эль Сид Кампеадор) и его супруги Химены Диас.

Ближайшие отели: Бургосский собор

3. Реймсский собор. Реймс, Франция

Реймсский собор (Reims Cathedral) является местом, в котором были официально коронованы многочисленные французские монархи. Он построен на месте базилики, где когда-то (примерно 496 год) Святым Реми был крещен Хлодвиг I – один из крупнейших политиков своего времени. Строительство собора было завершено к концу 13 века.

Отели рядом с Реймсским собором

Исключительно большой и сложный готический собор на главной площади Милана является одним из самых известных зданий в Европе. Это один из самых больших готических соборов в мире. Строительство началось в 1386 году под покровительством архиепископа Антонио да Салуццо (Antonio da Saluzzo) в позднеготическом стиле более типичном для , нежели . Прошло пять веков, прежде чем строительство было завершено.

Ближайшие отели: Миланский собор

5. Севильский кафедральный собор. Севилья, Испания

Расположенный на месте величественной мечети Альмохады, средневековый собор был построен, чтобы продемонстрировать силу и богатство Севильи после длительного процесса Реконкисты. На момент завершения строительства в 16 веке, он вытеснил Собор Святой Софии, как самый большой в мире. Строители использовали некоторые колонны и элементы бывшей мечети. Наиболее известна Хиральда – башня с богатыми узорами и орнаментами, бывшая ранее минаретом, и преобразованная в колокольню.

Гостиницы и отели: Севилья

6. Йоркский собор. Йорк, Англия

Один из двух самых больших готических соборов в Северной Европе (наряду с в Германии). Йоркский собор возвышается над горизонтом в одноименном старинном городе и включает в себя все этапы готического архитектурного развития в . Строительство существующего здания было начато примерно в 1230 и завершено в 1472 году. Собор славится крупнейшими средневековыми оконными витражами.

Гостиницы и отели: Йоркский собор

Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) – красивый католический собор в четвертом округе . Строительство, начатое в 1163 году, было завершено только в 1345. Один из самых известных французских готических соборов, Нотр-Дам де Пари отличный пример французской готической архитектуры, скульптуры и витражей. Во время французской революции в 1790 годы большая часть скульптур и сокровищ была разрушена и разграблена. А еще, 2 декабря 1804 года здесь был коронован императором Наполеон Бонапарт.

Гостиницы и отели: Notre Dame Cathedral

Кёльнский собор (Cologne Cathedral) является самым известными символом города на протяжении многих веков. Его высота 157,4 метра. Знаменитый собор стоит на месте, где еще в 4 веке был расположен римский храм. Строительство готического собора началось в 1248 году и велось с перерывами более 600 лет. Собор посвящен святым Петру и Марии и является главным храмом Кёльнской архиепископии.

Ближайшие отели: Кёльнский собор

9. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Флоренция, Италия

Начавшееся в 1296 году строительство в готическом стиле было завершено в 1436. Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре является символом города и одним из красивейших зданий Флоренции. Примечательны внешние стены базилики, облицованные красивыми мраморными панелями различных оттенков: зеленые, белые, розовые. А так же впечатляет огромный кирпичный купол.

Гостиницы и отели: Santa Maria del Fiore Парижа . Его достоинством, кроме того, что он представляет собой один из лучших образцов французской высокой готики, является то, что он практически идеально сохранился. Большинство оригинальных витражей собора остались нетронутыми, в то время как архитектура видела лишь незначительные изменения с начала 13 века.

Гостиницы и отели: Шартрский собор

На смену романскому искусству и сложившемуся стилю пришло искусство готическое (готика ; от итал. gotico - готский, по названию германского племени готов). Термин готика как синоним варварства был впервые применён людьми Возрождения для характеристики средневекового искусства (в противовес римскому искусству), которое не следовало традициям и стилевым особенностям античности и потому не представляло интереса для современников.

Повышенные экзальтация и интерес к чувствам отличают это искусство от романского. Между романским и готическим стилем трудно провести хронологическую границу.

Расцвет романского стиля, который приходится на XII в., одновременно послужил толчком для возникновения другого стиля с иными характерными эстетическими идеалами и принципами сложения форм. В истории искусств принято выделять раннюю, зрелую (высокую) и позднюю (так называемую пламенеющую) готику. Высокая готика достигла своих вершин в XIII в., поздняя - в XIV-XV вв. Готическое искусство, развиваясь в странах, где господствовала христианская церковь, оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике. Для него характерны символико-аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи.

Готический стиль в архитектуре

Собор в Страсбурге. Конец XII-XV вв. Франция - Strasbourg Cathedral Собор в Кёльне. Начало строительства в 1248 г., завершён в 1842-1880 гг. Германия - Cologne Cathedral Собор в Реймсе, западный фасад. Начало строительства в 1211 г., завершён в XV в. Собор Парижской Богоматери, западный фасад. 1163 г.-сер. XIV в. Франция - Notre Dame Cathedral Собор в Солсбери, стрельчатые арки. Англия - Salisbury Cathedral Эксетерский собор. 1112 г.-1400 г. Англия - Cathedral Church of St. Peter in Exeter Линкольнский собор Девы Марии. 1185 г.-1311 г. Англия - The Cathedral Church of the Blessed Virgin Mary of Lincoln Собор в Шартре, северный портал. Начало строительства в 1194 г., освящён в 1260 г. Франция - Chartres Cathedral …западный (королевский) портал, закончен в 1150 г. Скульптуры являются видимым переходом с романского стиля на готический

Гигантское пространство собора, устремлённого ввысь, подчинение скульптуры ритмам архитектурных членений, каменная резьба декоративных украшений, живопись витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

Городские архитектурные ансамбли включали культовые и светские здания, укрепления, мосты и др. Главная городская площадь часто обстраивалась жилыми домами с аркадами, в нижних этажах которых располагались торговые и складские помещения. Вдоль расходящихся от площади улиц и вдоль набережных строились двух- и трёхэтажные дома часто с высокими фронтонами.

Города окружались мощными стенами с проездными башнями. Замки постепенно превращались в сложные комплексы крепостей, дворцовых и культурных сооружений.

Обычно в центре города сооружался собор, который являлся культурным центром всего города. В нём проводились богослужения, устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, проходили собрания горожан. В ту эпоху строительство осуществлялось не только церковью, но и общиной через профессиональные цехи ремесленников.

Самые значительные сооружения и, прежде всего, соборы, возводились на средства горожан. Часто над созданием одного храма трудились многие поколения. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля. Они высоки, обильно декорированы и очень вместительны.

Динамичность и живописность соборов начали определять характер городского пейзажа. Вслед за собором устремились ввысь и городские дома. Вся композиция собора с учащающейся снизу вверх ритмикой всех его основных элементов была порождена религиозным, идеалистическим устремлением души к небу. Готический собор развивал базиликальный тип постройки, в которой все её элементы стали подчиняться единой стилевой системе. Главное отличие готического собора от романского - это устойчивая каркасная система, в которой основную роль выполняют крестово-рёберные стрельчатые своды, выложенные из камня, и арки стрельчатой формы, во многом определяющие внутренний и внешний облик собора.

Каркасные арки, образующиеся на пересечении крестовых сводов, так называемые нервюры (от фр. nervure - ребро, складка) в зрелой готике связывали между собой опоры пролётов центрального и боковых нефов, где на каждый прямоугольный в плане пролёт главного нефа приходились по два квадратных пролёта боковых нефов.

Формы архитектуры стали выражать христианскую идею духовности, вознесения, устремления ввысь, к небу. Особенность готического стиля - дематериализация формы. Конструкция и свойства материала больше не определяют зрительный образ. Входя в храм, человек видел ряд тонких, уходящих вверх колонн, которые завершались пучком ещё более тонких рёбер сводов (нервюр) как бы парящих в высоте. На самом деле эти огромного веса своды давили на специальные столбы-опоры, скрытые в пучке тонких колонн. Боковой распор сводов главного нефа гасился не стенами, которые представляли собой сплошное каменное кружево, а через аркбутаны массивными столбами-контрфорсами, вынесенными наружу и подпиравшими каркас зданиями и потому невидимыми для человека, находящегося внутри собора. Здесь зрительный образ не совпадал с работой реальной конструкции. Если конструкция работала на сжатие, то зрительный образ выражал идею вознесения, устремления души к небу.

Сложная каркасная конструкция готического собора, высшего проявления архитектурно-строительного искусства того времени, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, обеспечить единство и взаимосвязь всех элементов его предметно-пространственной среды.

Готика зародилась в северной части Франции (Иль-де-Франс) в середине XII в., достигла расцвета в первой половине XIII в. и просуществовала до середины 20-х гг. XVI в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5-нефные базилики с поперечным нефом-трансептом и полукруговым обходом хора (деамбула-торием), к которому примыкают радиальные капеллы (венец капелл). Впечатление движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных колонн и взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория). Живописность внутреннего пространства собора задаётся в первую очередь благодаря контрасту освещённости главного и полутёмных боковых нефов и цветных витражей окон.

Фасады соборов украшаются стрельчатыми арками и такими композиционными и образно-пластическими элементами архитектурного декора как узорный вимперг, фиал, крабб и т.д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в верхней арочной галерее, рельефы на капителях колонн, цоколях и тимпанах порталов образуют своеобразную многосюжетную картину, которая как бы показывает различные эпизоды Священного писания, аллегорические образы, реальных персонажей и т.д.

На главных площадях городов начинают строиться ратуши, которые обычно украшаются. Замки переделываются во дворцы (например, папский дворец в Авиньоне, 1334-1352 гг.). В XV в. возник тип богатого городского дома-особняка, т.н. отеля (например, отель Жака Кёрра в Бурже, 1453 г., отель Клюни в Париже, конец XIV в., и др.).

В это время происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, наметившееся ещё в романику, в которых отразилось средневековое представление о реальном и загробном мире. Основным видом изобразительного искусства была скульптура, получившая в готическом стиле новую пластическую трактовку. Статичная романская скульптура сменилась на динамичную готическую, где изображаемые фигуры как бы обращаются друг к другу и к зрителю.

Зрелая готика отмечена дальнейшим нарастанием ветрикализма линий, динамической устремленностью ввысь. Реймский собор - место коронования французских королей - одно из самых цельных произведений готики, замечательный синтез архитектуры и скульптуры.

Важное место в готическом искусстве, в том числе и скульптуре, начинает занимать сюжет. Усиливается роль светских сюжетов, но самым распространённым сюжетом в готике остался Страшный суд. Иконографические сюжеты начинают постепенно расширяться. Интерес к человеку, к его духовной и мирской жизни нашел выражение в изображении сцен из жизни святых. Выдающимся примером изображения легенд о святых является датируемый последней четвертью XIII в. тимпан История святого Стефана на портале собора Парижской богоматери.

Включение реальных мотивов характерно и для множества небольших рельефов. Как и в романских храмах, большое место в готических соборах занимают изображения чудовищ и фантастических существ - так называемых химер.

Считается, что первое произведение готической архитектуры появилось в процессе перестройки церкви аббатства Сен-Дени в 1137-1144 гг. К ранней готике относятся также соборы в Лани, Шартре и Париже. Величайшее достижение ранней готики - собор Парижской богоматери (собор Нотр-Дам-де-Пари), заложенный в 1163 г., достраивался до середины XIV в. Собор в Шартре, заложенный в XII в. и освященный в 1260 г., остается одним из красивейших в Европе.

Совершенством архитектурной композиции, богатством скульптурного и живописного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе (1211 г.-XV в.) - самом крупном соборе Франции (длиной 150 м с высотой башен 80 м) и в Амьене (1220-1269 гг.), где собор имеет длину 145 м и высоту главного нефа 42,5 м, а также церковь Сент-Шапель в Париже (1243-1248 гг.), построенная в качестве королевской дворцовой капеллы, с её многочисленными витражами. Примерно с середины XIII-XIV вв. величественные готические соборы строились в других европейских странах: в Италии (в Венеции, Сиене, Милане), Германии (в Марбурге, Наумбурге, Ульме, Кёльне), Англии (в Лондоне, Солсбери), Испании (в Барселоне, Бургосе, Лоне, Толедо), Австрии (в Вене), Фландрии (в Брюсселе), Чехии (в Праге) и др., где готика получила своеобразную местную интерпретацию. В результате крестовых походов с готическими строительными принципами познакомились зодчие Родоса, Кипра и Сирии.

В готическую эпоху были созданы подлинные шедевры скульптуры: рельефы и статуи северного портала собора в Шартре, глубоко человечный образ благословляющего Христа на западном фасаде собора в Амьене, образы группы Посещение Марией Елизаветы на западном портале собора в Реймсе. Эти произведения оказали большое влияние на развитие всей западноевропейской скульптуры.

Скульптуру соборов в Германии (в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге) отличают экспрессия, жизненная конкретность и монументальность образов. Храмы украшались рельефами, статуями, витражами, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных. В декоре храмов, помимо религиозных, было уже много и светских мотивов.

В готической живописи главным элементом цветового оформления интерьера стал витраж. Особенно выделяются витражи часовни Сент-Шапель и собора в Шартре. Фресковая живопись, в которую, наряду с каноническими сценами, включались светские сюжеты и портреты, украшала стены дворцов и замков (росписи папского дворца в Авиньоне). В готической миниатюре усилилось стремление к достоверному воспроизведению натуры, расширился круг иллюстрируемых рукописей, обогатилась их тематика. Под влиянием нидерландского и итальянского искусства появились станковые картины и портреты.

Стиль французской готики проявился, помимо соборов, в создании удобных и, вместе с тем, торжественных зданий, дворцов королей и высшей знати, изящно декорированных городских частных домов. Например, в замках Амбуаз (1492-1498 гг.), в Гайоне (1501-1510 гг.), во дворце правосудия в Руане (1499-сер.XVI в.) и др.

В поздней (пламенеющей) готике, особенно во Франции, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. К лучшим образцам французского готического искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель. Для поздней готики характерен обильный декор, скрывающий архитектурные членения, появление искривленных линий, прихотливый, напоминающий языки пламени, узор оконных проёмов (церковь Сен-Маклу в Руане, 1434-1470 гг., окончание строительства затянулось до 1580-х гг.). В миниатюрах наметилось стремление к передаче пространства и объёма. Увеличивается количество сооружаемых светских построек (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания и др.).

Мебель готического стиля

Интерьеры ранней готики ещё достаточно скромны, а их элементы ещё несут следы романики. Для этого времени характерны дощатые или кафельные полы, покрытые коврами. Стены облицовываются дощатыми панелями, украшаются яркой стенной росписью или коврами. Окна застекляются, но занавесей ещё нет. Картины для украшения помещений используются редко, вместо них выполняется настенная живопись и гравюры по дереву, потолки делаются, как правило, деревянными, балочной конструкции с открытыми наружу стропилами, правда, хорошо декорированными. Существуют и подшивные потолки, облицованные гладкими досками или расчлененные частыми рейками и украшенные декоративной росписью. В таких странах как Франция и Англия центром интерьера был камин, весьма обильно декорированный. В Германии уже с середины XV в. большую роль в интерьере начинают играть кафельные печи. Все предметы обстановки имеют тяжёлые пропорции, излишний запас материала, неуклюжи и обычно расставляются вдоль стен. Поначалу почти каждое мебельное (и не только) изделие ранней готики имеет церковное происхождение. Позднее, с развитием технологии мебельного дела, была создана отлично выполненная церковная мебель для ризниц, клироса и др., которая сильно повлияла на дальнейшее развитие мебели городских жилищ. Этому способствовало введение в конструкцию мебельных объектов техники рамочно-филёночной вязки дерева и почти всех других столярных приёмов соединения деталей, а также изобретение двуручной пилы, забытых со времен античности. Пила была вновь изобретена лишь в начале XIV в. в Германии и с этого времени появилась возможность вместо тесаных толстых, грубо обработанных топором досок получать тонкие и ровные пиленые. Уже к началу XV в. были выработаны все известные нам приёмы ящичной угловой вязки досок.

Постепенно дома средневековой аристократии всё больше украшаются, особенно это заметно по интерьерам приёмных залов и комнат для гостей, обставленных хорошо декорированной мебелью. Жилые дома богатых горожан следуют примеру знати, однако сохраняют определенную сдержанность и простоту декоративного оформления и обстановки. Всё оформление соответствует архитектурному декору каменных зданий, особенно храмовых построек. Только к XV в., в период пламенеющей готики, когда готическая архитектура начинает особенно активно насыщаться скульптурным декором, готический орнамент стал обильно украшать ранее сложившиеся устойчивые мебельные формы, в которых появились конструктивные приёмы, связанные со строительными принципами готической архитектуры. Кроме заимствованных архитектурных форм переплётов окон, порталов, островерхих башенок с фиалами (шпилей), колонок, стрельчатых сводов, ниш и др. мебель украшается также по каркасу и филёнкам резным орнаментом, в котором можно выделить четыре основные типа. Это ажурный геометрический орнамент, растительный (лиственный) орнамент, орнамент ленточного плетения и орнамент т.н. льняных складок или салфеток. Кроме того, в позднюю готику мебель, помимо резьбы, украшается росписью, позолотой и обильно декорированными металлическими частями оковок, замков, петель, уключин, а также скульптурными изображениями человеческих лиц и фигур.

В основе готического ажурного геометрического орнамента лежат простые геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, которые легко вычерчиваются с помощью линейки и циркуля. Ажурный орнамент представляет т.н. масверк (от нем. maßwerk - буквально работа по нанесённым размерам) в виде сложного пересечения частей окружности и прямых линий, в результате чего получается сложный узор со стрельчатыми арками и переплетениями, напоминающими нервюры готических конструкций.

Аналогичным образом строились знаменитый готический трилистник, розетка, квадрифолий, рисунок центрального окна собора - большая роза. Орнамент масверка в позднюю готику был весьма распространён по всей Европе и в Англии. Таким орнаментом украшались, как правило, стенки сундуков, дверцы шкафов, спинки кресел. Масверк выполняется приёмами углублённой резьбы, когда фон относительно орнамента углубляется, благодаря чему элементы орнамента тонко профилируются, очертания их сглаживаются и округляются. Это немного напоминает рельефную резьбу, хотя рельеф здесь режется целиком в плоскости доски (филёнки), не поднимаясь выше её поверхности. Растительный орнамент выполняется в виде стилизованных острых листьев и завитков, постепенно приобретая натуралистические формы.

Начиная с конца XV в. на филёнках особенно часто встречается плоский орнамент в виде уложенного двухсторонними байтовыми складками куска пергамента или полотна с узорными краями. Орнамент выполняется плоским рельефом. Этот тип орнамента встречается в большом количестве на мебельных объектах Франции, Германии и Англии. Особенно широко он использовался на платяных шкафах и сундуках, изготовлявшихся в Кёльне и Генте.

Готическая мебель на севере и западе Европы (во Франции, Нидерландах, северо-западной Германии и Англии) изготавливалась преимущественно из дуба, на юге и востоке (в Тироле, Швейцарии, Австрии, Венгрии) использовалась древесина сосны и ели, а также лиственница и можжевельник.

Основной вид мебели для хранения вещей, а также сидения и лежания в домах знати и простых горожан - сундук, из форм которого со временем образовались такие новые типы мебельных объектов как кресло-сундук, поставец (дрессуар), креденца и буфет. По размерам готические сундуки шире и выше итальянских сундуков-кассоне эпохи Возрождения. Как правило, сундуки имеют накладные железные петли, с помощью которых крепилась крышка. Эти петли, также как и большие накладные железные замки с ажурным орнаментом, являются элементами декорировки сундука.

С XV в. боковые стенки сундуков покрывает богатая резьба в виде орнамента масверк, растительного орнамента, каменных переплётов готических окон и других архитектурных элементов декорировки зданий. Передняя стенка также обильно украшается, специальное место отводится для герба владельца сундука и узорного, хорошо прочеканенного замка. Иногда, кроме архитектурных мотивов, выполняются целые скульптурные сцены на религиозные и мирские темы. В окончательной отделке сундука участвуют также живописец и позолотчик.

В средневековых домах, независимо от статуса владельца, было холодно и даже сыро, поэтому мебель приходилось поднимать над уровнем пола. Поэтому некоторые сундуки имели не только массивный по форме и сильно профилированный цоколь, но и делались с ножками, являвшимися продолжением боковых стоек каркаса или плоских боковых стенок с фигурным вырезом внизу. На юге Германии получили распространение сосновые сундуки с гравировкой и росписью цветами. Такой декор дополнялся прорезным орнаментом на раскрашенном фоне. Ажурный узор, несомненно, происходит от углублённой резьбы, но процесс его создания менее трудоёмок. С появлением тонких пиленых досок стали применяться сквозные орнаменты, накладывавшиеся на основную окрашенную доску, составлявшую фон. При значительно меньшей затрате труда создавалось то же впечатление декора в двух плоскостях. Приём этот получил весьма широкое распространение и надолго задержался не только в немецком, но и в швейцарском народном искусстве.

Характерными для готики типами ёмкостей были, помимо сундуков, поставцы (дрессуары). Прототипом такого шкафа является сундук, поставленный на четыре высокие ножки, которые внизу соединялись горизонтальной рамой, верхняя часть которой зашивалась доской. Благодаря этому получалась нижняя, у самого пола, полка. Впоследствии ножки шкафа с трёх сторон (с задней и двух боковых) также наглухо начали зашиваться досками - получалась своеобразная ниша. Верхняя часть поставца имела полки, которые закрывались распашными или откидными дверками.

Такие поставцы предназначали, как правило, для хранения посуды и напитков. В верхнем отделении размещали наиболее ценную металлическую, в том числе серебряную, и стеклянную посуду, а на нижней полке, находящейся в цокольной части, начищенную медную посуду. Поставец был заимствован из церковного обихода, где являлся чисто алтарной мебелью, и лишь затем проник в мирскую жизнь. Такие ёмкости там назывались креденцей, иногда имели форму высокого сундука с горизонтальной верхней поверхностью. И только с течением времени такой сундук был приподнят и поставлен на высокие ножки. В наиболее ранних французских поставцах верхние части выполнялись в виде прямоугольного ящика, дощатые стенки которого соединены простейшей ящичной вязкой. Задняя и две боковые стенки ящика продолжались до пола и соединялись для жёсткости и прочности внизу ещё одной плоскостью, благодаря чему поставец стоял высоко над полом. Две, а иногда и три, передние дверцы, выполненные из сплошных толстых досок, крепились на ажурных железных петлях. Сами дверцы украшались орнаментом, выполненным в приёмах углублённой резьбы. Сверху над поставцом делался дощатый навес для защиты от золы и копоти всё ещё дымивших каминов. Под навесом и на нижней плоскости расставлялась посуда.

В дальнейшем, с освоением рамочно-филёночной конструкции, поставцы начинают делать более сложной шестигранной формы, в которой явно прослеживается стремление мастеров облегчить пропорции, развить форму по вертикали, в том числе и за счёт верхних точеных декоративных элементов в виде фиал, или шпилей. В более поздних и обильно декорированных поставцах его боковые стенки опираются на тонкие витые колонки, которые в верхней части соединяются стрельчатыми арками. Передние три грани-стенки поставца имеют такие же арки, но без опор, заканчивающиеся повисающими в воздухе гирьками. Рёбра, образующиеся в месте пересечения граней стенок, украшаются резными островерхими готическими башенками, или фиалами. Стенки поставца составляются из нескольких рамок с филёнками. Рамки сильно профилированы с боков и сверху, что создает впечатление ниш, в которых глубоко помещены филёнки с резьбой на религиозные сюжеты. В других случаях филёнки заполнены или готическим растительным орнаментом, или масверком, или узором льняные складки, который будет весьма активно применяться наряду с орнаментами Ренессанса на мебельных объектах в XVI в.

В XV в. появляются большие и весьма громоздкие шкафы с двумя или четырьмя дверками (в виде двухъярусных шкафов), филёнки которых, как правило, украшены узором льняных складок.

Мебель для сидения постепенно становилась более разнообразной, однако всё ещё неохотно отделялась от стен, хотя часть такой мебели уже начинают свободно располагать в помещении. Длительное время скамьи и сундуки, пристроенные к стенам, оставались самой распространённой мебелью для сидения и лежания.

Сиденья табуретов и стульев приобретают разнообразные в плане формы - квадратную, круглую, прямоугольную, многогранную.

Характерной разновидностью готического кресла становится сундук, к которому была приделана очень высокая глухая спинка с глухими локотниками. Сиденье устраивалось обычно подъёмным, а спинка украшалась растительным орнаментом или масверком и завершалась ажурным готическим гребнем, фиалами, французскими лилиями и др. Передние и боковые филёнки ящика (сундука) такого кресла обрабатывались, как правило, льняными складками. Кресла ставились обычно около кровати и потому получили название прикроватных кресел. Они выполняли также роль домашнего клозета. Сиденье было дощатым, жёстким, нижний ящик мешал ногам при сидении, т.к. их нельзя было отвести назад, а резная вертикальная спинка не способствовала удобству сидящего человека. Эти кресла были весьма распространены во Франции, а в странах, лежащих к северу от нее, имели малое употребление.

Помимо кресел самое большое распространение имела такая мебель для сидения как табуреты, скамейки и стулья.

В бедных домах единственным видом сидений были, вероятно, табуреты, конструкция которых состояла из круглой или треугольной доски с тремя или четырьмя цилиндрическими или прямоугольными ножками. Изготавливались также табуреты более сложной формы с прямоугольным сиденьем, стоящим на боковых опорах, которые иногда украшались готическими стрельчатыми арками. Скамейки часто выполнялись в виде удлиненных табуретов с прямоугольным сидением для нескольких человек либо напоминали обычные сундуки, верхняя крышка которых была приспособлена для сидения. Такие скамейки имели высокую спинку и, как правило, ставились у стены. Существовали также скамейки с перекидной спинкой (с переметом), которые свободно размещались в помещении или устанавливались у камина. Известен также достаточно примитивный тип цилиндрического стула, который выполнялся на основе обычной бочки, к которой крепились несколько дополнительных деталей спинки. Использовались также и другие типы стульев, например, вращающийся стул (т.н. лютеранский), стулья (кресла) на трёх или четырёх ножках токарной работы, напоминающие места для сидения романской эпохи. Остальная мебель для сидения была намного совершеннее и лучше приспособлена для человека. Это были табуреты и стулья, выполненные на базе старинных Х-образных табуретов, стульев и курульных кресел. Такие места для сидения с перекрещивающимися опорными частями имеют старейшую родословную, ведя свое начало от Древнего Египта и античности.

Подобная мебель говорила о власти, которой обладал владелец стула или кресла, что подчёркивалось дополнительно специальным возвышением, на котором они стояли, а в некоторых случаях, ещё и балдахином.

Наиболее ранние из известных Х-образных табуретов могли складываться. Опорные части крепились перекладинами, верхние из которых стягивались ярко разукрашенными ремнями, образующими сиденье. В других случаях для того, чтобы получился стул, задняя опора делалась выше сиденья и превращалась в опору спинки. Дополнительное удобство такого стула достигалось с помощью войлочной обивки, подушки и скамеечки для ног.

Появившиеся в позднюю готику, особенно в Италии и Испании, Х-образные стулья и кресла лишь имитируют складную форму и представляют, по сути, уже мебель Возрождения, т.н. курульные кресла, в которых их боковые части возвышаются над сиденьем и являются своеобразными локотниками, соединенными иногда со спинкой. Такие кресла обильно украшались плоской резьбой, раскрашивались и золотились.

Со времен готики сохранилось крайне мало кроватей, в основном, из-за ветхости пышных драпировок. Кровати играли важную роль в выражении общественного статуса владельца, что видно, хотя бы, по сохранившимся многочисленным живописным произведениям той эпохи. В этот период парадные кровати в домах знатных вельмож считались одним из наиболее дорогих и престижных мебельных объектов и часто предназначались больше для показа, нежели для сна.

Подобно сундукам, кровати в странах Западной Европы необходимо было поднимать на возвышения для защиты от сквозняков и холодного сырого пола. Кровати в готическую эпоху, если они не были встроены в стену, имели полубалдахин, полный балдахин или большой, подобный шкафу, деревянный короб-навес, украшенный резьбой и росписью. Появились тёплые драпировки, которые можно было откреплять и упаковывать в сундуки во время переездов.

Конструкция готических столов подобна столам романского периода, правда, номенклатура их увеличилась. Самый характерный тип стола - это обеденный прямоугольный стол с сильно выступающей столешницей на двух дощатых прямоугольных боковых щитах-опорах. На этих щитах выполнялась плоская резьба с готическим орнаментом, а средняя часть имела проёмы, выполненные в виде одинарного или двойного готического храмового окна с его характерной формой, включая решётку переплета. Иногда в коробках подстолья делали глубокие выдвижные ящики. Боковые щиты внизу у пола стягивались специальным бруском или доской-проногой.

На основе такого типа стола впоследствии образовалась ранняя форма письменного стола с массивной поднимаемой столешницей, под которой в коробке подстолья было множество отделений и маленьких ящичков, а ниже располагалась скрытая от посторонних взглядов ёмкость. Такими типами столов, характерными, например, для Южной Германии и Швейцарии, пользовались торговцы и менялы вплоть до XVI в.

Традиционное ленточное переплетение или растительный готический орнамент, выполненный углублённой резьбой по дубу, заполняет собой столешницы этих столов. Дополнительный декоративный эффект достигается за счёт контраста этого широкого плоского резного орнамента, натёртого воском, и слегка заглублённого плоского фона. Боковые опорные щиты соединены горизонтальным бруском, наружные концы которого обычно запирались клиньями. Известны также столы, стоящие на четырёх косо поставленных ножках, соединенных проногами. Такие ножки, как правило, имели плоскую резьбу. В позднюю готику были известны и раздвижные столы. Начали появляться столы с прямоугольной и круглой столешницей, стоящие на одной центральной опоре. Столешницы столов начинают оклеивать шпоном. Известны попытки еще примитивной инкрустации.

Продолжали существовать заимствованные из романики столы в виде простого деревянного щита, который устанавливался на козлы или на две полые прямоугольные складывающиеся между собой рамы.

Готический стиль в мебели характеризуется значительными местными различиями. Наибольшим изяществом пропорций, украшений, а также соразмерностью частей отличалась французская мебель, для которой характерно большое количество типов сундуков, кресел с ящиками и высокими спинками, стульев, скамеек, поставцов, шкафов и др. Правда, в Северной Франции мебель находилась под сильным влиянием нидерландской мебели и имела весьма тяжёловесные формы, но была всё же прекрасно декорирована. Это влияние было обусловлено работой многих приезжих нидерландских резчиков по дереву. В других странах мебельная номенклатура была значительно беднее, и формы изделий отличались некоторым однообразием. Тем не менее, в Испании развитие мебельного искусства шло в русле французского направления готики, однако декор мебельных объектов, как, впрочем, и архитектуры, оказался под сильным влиянием арабо-мавританского стиля - своеобразного смешения геометрических мотивов, а также мотивов вьющихся растений с уже запутанными линиями ажурного орнамента поздней, пламенеющей, готики. Для испанской мебели характерна чрезвычайно сложная и богатая плоскостная отделка поверхности. К сожалению, кроме церковных скамей и стульев для клироса мы не знаем другой испанской мебели для сидения времени средневековья. В средневековой Испании процветала резьба по дереву, но применялись и другие виды декорировки. Например, сундуки обтягивали цветной или тисненой кожей, использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски.

В готику мебельное искусство Германии и Нидерландов было развито весьма высоко и также имело много общего с искусством Франции. В художественном отношении и конструктивно мебель была прекрасно выполнена. Материалом служили твёрдые породы дерева. Мебель, как правило, имела рамочную конструкцию с тонкими филёнками. В качестве украшений применяли прекрасные резные растительные элементы, свободный ажурный и складчатый орнаменты. Типичными мебельными изделиями являются высокие двухстворчатые шкафы с четырьмя, шестью или даже с девятью филёнками, а также буфеты лесенкой с балдахином и на высоких ножках. Столярная работа выполнялась очень тщательно, с большой точностью. Резные работы отличались тонкостью и изяществом. В Северной Германии, на Рейне, использовали качественную готическую мебель с угловым соединением в шип. Большие шкафы по конструкции сходны с фламандскими. Заслуживает внимания высокий шкаф на ножках, украшенный складчатым орнаментом, а позднее - с растительным орнаментом на филёнках. Такие шкафы в большинстве случаев украшались декоративной ковкой. Изготавливались также типичные сундуки-скамьи. Южнонемецкий стиль бы распространён в Альпийских странах (Швейцарии, в Южной Баварии, Тироле, Верхней Австрии). Южнонемецкая мебель изготавливалась преимущественно из мягкой и полутвёрдой древесины, имела дощатую конструкцию и украшалась плоской резьбой.

Такая мебель была более разнообразной и по форме, и по декору, чем северная. Мебель украшалась ажурным орнаментом на растительные мотивы с завитками и лентами в технике плоской резьбы, выполненной на цветном основании и обогащённой фигурами животных и гербовыми щитами. Внутренние помещения имели деревянную обшивку с профилированными планками.

Такая технология убранства обстановки жилых помещений, включая мебель, неглубоким плоским резным орнаментом (Flachschnitt) с окраской, как правило, в красный и зелёный цвета, получила название тирольской плотницкой готики (Tiroler Zimmergotik). Прекрасная готическая мебель сохранилась в тирольских замках. Это различные типы столов, кровати с балдахинами, украшенные богатой резьбой, сундуки, стулья, скамьи, встроенные в стену узкие шкафы для умывальных принадлежностей и другие мебельные объекты. Здесь мы видим первые попытки фанеровки и примитивной инкрустации.

Южное направление готики захватило и Верхнюю Венгрию, где изготавливали прекрасную мебель. До нас дошли, прежде всего, предметы церковной обстановки: стулья для клироса, библиотеки, столы и т.д., имеющие простые формы, плоскую ажурную резьбу, роспись и позолоту.

Готический стиль на итальянскую архитектуру и мебельное искусство оказал весьма поверхностное влияние, что можно объяснить различиями условий жизни и климата.

В Италии, где по-прежнему чрезвычайно сильным было влияние античных традиций, готический стиль считался варварским; уже в самом названии его нашло выражение пренебрежения к чуждому по духу искусству северных стран. Готический стиль в Италии принёс свою орнаментику, но все острые готические углы были притуплены. Плоская резьба южнонемецкой мебели повлияла на орнаментику североитальянских шкафов. В XV в. в Венеции и Вероне деревянные сундуки украшались прекрасной ажурной резьбой с розетками и готическим лиственным орнаментом. Сундуки из Центральной Италии (Тосканы и Сиены, ок. 1400 г.) имели фигурную лепнину, которая расписывалась и покрывалась позолотой (стукко).

Готический стиль в Англии держался весьма значительное время. Принято разделять английскую готику на три периода: раннюю готику (1189-1307 гг.), декоративную готику (1307-1377 гг.) и позднюю, т.н. вертикальную, прямолинейную готику (1377-1590 гг.). Это как раз то время, когда в Италии уже было в полном расцвете Возрождение, а Англия ещё переживала готику третьего периода, которую англичане называют перпендикулярным стилем, получившем такое название из-за преобладания вертикальных прямолинейных линий конструктивных и декоративных элементов. В это время было принято зашивать стены помещений деревянными панелями рамочно-филёнчатой конструкции. Филёнки украшались резным орнаментом. Резьбой декорировались также внутренние деревянные перекрытия помещений. В ранний период английской готики мебель тяжеловесна, профили её просты и грубы. Основной декоративный элемент - складчатый орнамент. Позже в членениях мебели начинает ощущаться влияние архитектуры.

Английская мебель даже поздней готики отличается простотой конструкции и малым количеством украшений.

Главным мебельным универсальным объектом продолжает оставаться сундук. Как и по всей Западной Европе, каркас сундука состоит из толстых брусков, между которыми вставляются филёнки с плоской резьбой украшений. Каркас сундука также оковывается для прочности железными полосами, а над филёнками крепятся замки. Прототипом английского шкафа, как и везде в Европе, являются два поставленных один на другой сундука. Фасадная часть такого шкафа членится брусками каркаса на шесть ячеек-рам, в которые вставлены филёнки. Причём центральные филёнки более широкие, а боковые - узкие. Узкие боковые филёнки украшаются орнаментом с льняными складками. Рамы широких филёнок представляют собой дверки шкафа, навешенные на массивные и хорошо декорированные металлические петли.

Для английской мебели поздней готики характерны массивные кресла, каркас которых связан из толстых прямоугольных в сечении брусков, между которым в шпунт вставлены тонкие доски-филёнки, украшенные плоской резьбой. Филёнки спинки обработаны орнаментом масверк, а филёнки локотников и нижней части кресла - складчатым орнаментом.

Боковые стойки спинки и локотников дополнительно декорированы вертикальными стойками и шпилями. Помимо шкафов большое распространение в Англии получили низкие и широкие поставцы - coupe board . Столы в это время имеют, как правило, прямоугольную в плане столешницу и массивное подстолье, которое крепится к боковым щитам вместо ножек. Эти щиты и подстолье примитивно украшаются за счёт фигурно выпиленных краёв и неглубокой резьбы несложного растительного узора. Боковые опорные щиты столов часто скрепляются проногами, в наружные концы которых вставляются клинья.

Кровати имеют балдахин, который крепится на четырёх столбиках, являющихся своеобразным продолжением ножек. В нижней части ножки имеют четырехгранное сечение, а выше рамы кровати столбики обрабатываются резьбой с растительными мотивами в виде многогранников, разнообразных по форме перехватов и др. Головная спинка кровати делается высокой, а её пять филёнок украшаются резьбой невысокого рельефа.

В целом английская готическая мебель имела несложную конструкцию, элементы которой никогда не маскировались и использовались так же как декоративные элементы. Все узлы и сочленения ясно видны и понятны. Вся мебель делалась исключительно из дуба. В конце XV - начале XVI в. в Англии образуется смешанный стиль - своеобразный переход от готики к Возрождению, который получил название стиля Тюдоров. На готической конструкции начинает появляться классический узор.

Сквозной ажурный орнамент и особый вид арочных украшений ещё относятся к готике, однако по новой профилировке частей мебели, розеткам и другим мотивам уже заметно вторжение раннего Ренессанса. В большинстве случаев это относится к мебели, испытавшей на себе голландское влияние, например, шкафам для посуды. На филёнках самых разнообразных мебельных объектов начинают появляться гербы владельцев.

Влияние нового итальянского искусства Возрождения начинает проникать в Центральную Европу около 1500 г., прежде всего во Францию, где при королевском дворе работали итальянские художники. Французская мебель конца XV - начала XVI в. приобретает новый, совершенно своеобразный характер.

Декор этого времени в виде орнамента гротеска, например, здесь сочетается с готическими украшениями. По-прежнему в ходу накладные ажурные железные петли и замки. Одна часть филёнок поставца, например, украшается орнаментом льняные складки, а другая - гротеском. Передние опоры делаются в виде брусков, но дощатая задняя стенка продолжает опускаться донизу. Поставец продолжает быть шестигранным, но его передняя стенка делается шире боковых. Однако в Германии, например, поставцы, обычно отличались от французских более простой прямоугольной формой корпуса и отсутствием сплошной задней стенки. В их декорировке профильные изображения человеческих лиц в орнаменте гротеск иногда заменяются сильно выдвинутыми вперед скульптурными мужскими и женскими головами. Это было переходное время, когда в морфологии мебельных объектов начинает ощущаться конструктивная и композиционная ясность и определённость, а все членения и профили специально подчеркиваются и проявляются во внешней форме.

Готический стиль - важный этап в истории развития мебельных стилей. Было создано много новых типов мебели и воскрешена к новой жизни забытая античная мебельная техника. Столярное ремесло, с его живой оригинальной формой выражения в орнаментике, оказалось на подъёме. В готическом интерьере мебель всё ещё не совсем подвижна: многие её типы по-прежнему тяготеют к стенам или встроены в ограждающие конструкции, имеют тесную связь с архитектурой в плане заимствования её форм, характера их членений и декоративной отделки. Уже в период поздней готики столярное искусство было весьма развитым, что послужило основой для выполнения ещё более сложных задач в эпоху Возрождения.

Использованы материалы учеб. пособия: Грашин А.А. Краткий курс стилевой эволюции мебели - Москва: Архитектура-С, 2007



Понравилась статья? Поделитесь ей