Контакты

Есть ли страны без госдолга. Государственный долг. Взаимосвязь национальной задолженности и уровня развития стран мира

Госдолг стран мира в 2014 году продолжает неуклонно расти и все тяжелее бороться с этим явлением. Недавние события Кипра и Греции не дают забыть о тяжелых последствиях дефицита бюджета, когда для стабилизации ситуации людям не выплачивались заработные платы, что приводило к массовым забастовкам.

Государственным долгом страны называют финансовые займы правительства для погашения дефицита бюджета. Госдолг рассчитывается в национальной валюте страны или в долларах США, но для большей наглядности отображается как процент заимствования от ВВП.

Вопрос размера госдолга стран мира нам с вами интересен, потому что мы можем увидеть рейтинг благополучных стран, в которых правительства работают на благо своего народа.

Информацию о размерах государственных долгов регулярно публикует на своем сайте Международный валютный фонд (IMF).

Если рассматривать ситуацию с госдолгами всех стран в общем, то можно увидеть, что на начало 2014 года мировой госдолг составил 56 триллионов долларов США. Самый большой – около 17,6 трлн. долларов США. На втором месте по размеру госдолга находится Япония с 9,8 трлн. долларов США. На третьем месте по размеру госдолга находится Китай со своими обязательствами на 3,9 трлн. долл. США. Правда, Китай проводит активную политику сокращения госдолга. В остальных крупных странах должниках госдолг находится на уровне 1 – 3 трлн. долларов.

Госдолг стран мира в начале 2014 года

  1. США – 17,61 трлн. долларов
  2. Япония – 9,87 трлн. долларов
  3. Китай – 3,89 трлн. долларов
  4. Германия – 2,60 трлн. долларов
  5. Италия – 2,33 трлн. долларов
  6. Франция – 2,11 трлн. долларов
  7. Великобритания – 2,06 трлн. долларов
  8. Бразилия – 1,32 трлн. долларов
  9. Испания – 1,23 трлн. долларов
  10. Канада – 1,2 трлн. долларов

У Японии самое высокое соотношение размера госдолга к ВВП – 242%. То есть, государственные обязательства Японии в 2 раза больше собственного ВВП. Как вы помните, Японию очень сильно подкосил цунами в 2011 году, который спровоцировал аварию на станции Фукусима. Япония вынуждена была увеличить свой госдолг за счет внутренних заимствований в национальной валюте, для борьбы с последствиями катастрофы.

После Японии, не утешительная ситуация с размером госдолга по отношению к ВВП в Греции, которая для борьбы с финансовым кризисом столько долгов, что даже ходили разговоры о возможном дефолте Греции, так как этот показатель достиг – 174%. На третьем месте в рейтинге госдолгов по отношению к ВВП находится Италия с показателем 133%. Однако, финансовые аналитики отмечают, что Италия имеет все шансы устоять, поскольку имеет долгосрочные государственные ценные бумаги с длинным сроком обращения. К тому же, государственные долги Италии в виде государственных облигаций, в большинстве своем, принадлежать внутренним инвесторам.

Госдолг стран мира по отношению к ВВП

  1. Япония – 242,3%
  2. Греция – 174%
  3. Италия – 133,1%
  4. Португалия – 125,3%
  5. Ирландия – 121,0%
  6. США – 107,3%
  7. Сингапур – 106,2%
  8. Бельгия – 101,2%
  9. Испания – 99,1%
  10. Великобритания – 95,6%

Госдолг стран мира на душу населения

  1. Япония – 99,7 тыс. долларов
  2. Ирландия – 60,4 тыс. долларов
  3. США – 58,6 тыс. долларов
  4. Сингапур – 57 тыс. долларов
  5. Бельгия – 47,8 тыс. долларов
  6. Италия – 46,8 тыс. долларов
  7. Канада – 45,5 тыс. долларов
  8. Франция – 42,4 тыс. долларов
  9. Великобритания – 38,9 тыс. долларов
  10. Швейцария – 38,6 тыс. долларов

У ведущих экономистов и политиков развитых стран все чаще возникают опасения очередных банкротств. Опасение экономистов оправдывается по причине наличия в экономиках развитых стран процессов замедления экономического роста, сокращение доходов, и как последствие – рост государственных долгов.

Почему возникает дефицит бюджета и рост госдолга?

К распространенным причинам роста госдолга в странах мира, экономисты относят увеличение расходов на поддержание социальных и военных программ, постоянное стимулирование экономик для борьбы с последствиями финансового кризиса, снижение деловой активности и пр.

Несмотря на попытки всех стран мира сократить свои госдолги, размер дефицита бюджета неуклонно растет. Наибольшую опасность роста государственного долга экономисты прогнозируют Японии, Греции, Португалии, США, Нидерландам и Ирландии. Среди других развитых стран, продолжат увеличение госдолга Великобритания и Франция.

Какие меры предпринимают правительства государств, чтобы сократить темпы роста госдолга?

  • Пытаются сохранить размер госдолга на предыдущем уровне, как бы замедлить его рост, за счет развития экономики страны.
  • Пересматривают структуру государственных займов так, чтобы дефицит бюджета не угрожал безопасности страны.
  • Многие страны пробуют уменьшить стоимость госдолга за счет увеличения срока заимствования.
  • Намериваются вовремя погашать текущий размер госдолга перед заемщиком, чтобы не было штрафных санкций, и оставалась положительная кредитная история.
  • Направляют заемные средства на развитие экономики своей страны.
  • Улучшают систему контроля за расходом заемных средств, что позволяет оптимизировать расходы в целом и найти дополнительные способы экономии.
  • Координируют долговую политику государства с финансовой и экономической политикой.
  • Организовывают совместные саммиты с другими государствами в целях поиска оптимальных мер для сокращения госдолга.
  • Разрабатывают и применяют разные методы управление госдолгом.

Те страны, которые сумели эффективно управлять своим госдолгом, смогли стабилизировать рыночное настроение и убрать панику бизнес кругов. Однако, большинство участников финансовых рынков и государственных деятелей боятся новой волны финансового кризиса, который углубит проблему выплаты госдолга.

Единственным способом выбраться всем странам мира из долговой ямы – это поднять развитие экономики собственных стран.

Правда, есть и другой путь временного решения роста госдолга – экономия на бюджетных издержках. Но это в свою очередь вызывает сокращение экономики и рост соотношении госдолга к ВВП.

Разговоры о бюджетных консолидациях экономисты многих стран ведут постоянно. Ведь государственные расходы развитых стран выросли после финансового кризиса и являются еще до сих пор не до конца оптимизированными. Поэтому, оптимизация бюджетных расходов государства крайне необходима в наши нелегкие времена.

Правда, единственной страной, которая успешно пошла по пути оптимизации бюджетных расходов является Ирландия. Большинство других стран мира только думают и планируют провести меры по сокращению бюджетных расходов.

Конечно, бюджетная консолидация не решит проблему сокращения госдолга сразу и кардинально. Ведь наполнить бюджет можно только разумной налоговой политикой и способствованием развитию реального сектора экономики.

Таким образом, мы с вами разобрали суть и значение госдолга стран мира для развития национальной экономики. Также, мы рассмотрели рейтинг госдолга стран мира в 2014 году, где проанализировали наибольших должников и их проблемы. Естественно, госдолг быстро не сократится в странах мира, для этого нужно создать благоприятные условия эффективного экономического развития. А с долгами государство рассчитается тогда, когда бизнес в стране будет процветать и платить налоги.


Совокупный объем достиг $53 трлн. Доля США в общемировых обязательствах составляет $17,3 трлн. или 33%.

По данным ООН в настоящее время в мире существует 195 государственных образований, который ведут самостоятельную экономическую политику. Из них только 5 живут совсем без долгов. В следующем обзоре представлены страны, которым удалось выжить без кредитов.

Интересный пример неразвитой экономики, которая прекрасно себя чувствует без внешних заимствований. В пересчете на душу населения ВВП этого архипелага составляет всего $8,1 тыс. Основными отраслями экономики Палау являются сельское хозяйство, рыбная ловля и туризм.

В этом карликовом государстве в пределах 62 кв. миль проживает всего 35 тыс. человек. Однако это не помешало создать одну из самых крепких экономик в мире: ВВП страны составляет почти $100 тыс. на душу населения. В Лихтенштейне больше зарегистрировано компаний, чем проживает граждан, поскольку здесь созданы исключительно благоприятные условия для ведения бизнеса. 2/3 рабочей силы в стране – это иностранцы из вполне благополучных стран Западной Европы.

Эта страна обрела государственность только в 1984 году, но сегодня является одной из самых благополучных в Юго-Восточной Азии. Все это благодаря запасам углеводородов, которые дают 90% ВВП (порядка $48 тыс. на душу населения). Исламская религия, жесткое законодательство и повсеместная дисциплина позволили Брунею жить без долгов.

4. Британские Виргинские острова

Этот архипелаг входит в состав Соединенного Королевства, но самостоятельно управляет своей экономикой. Важными статьями доходов этого государства являются туризм (ежегодно местные курорты посещают более 800 тыс. человек) и оффшорный статус юрисдикции. При этом население страны всего 25 тыс. человек.

Макао имеет статус автономии в составе Китая, что позволяет вести достаточно самостоятельную экономическую политику. Это также мировой центр игорного бизнеса, давно обогнавший по объему выручки (более $45 млрд. в год) американский Лас-Вегас. Несмотря на то, что в Макао проживает почти 560 тыс. человек, здесь очень высокий уровень и продолжительность жизни.

Ниже приведено соотношение государственного долга каждой из стран к ВВП

Топ-15 стран с самым большим внешним долгом. Фото: penge.dk

Начиная с 1979 года Всемирный экономический форум (World Economic Forum, WEF) ежегодно составляет рейтинг стран на основе 12 показателей конкурентоспособности. Один из показателей - это уровень государственного долга, который показывает насколько хорошо та или иная страна способна справиться с долгами без существенного вреда для финансовой системы. Чем ниже соотношение госдолга к ВВП, тем лучше.

Ниже приведены 15 стран мира с самым крупным внешним долгом.

15. Франция

Госдолг: 96,8%.

В связи с низкой производительностью труда и низкими зарплатами в этом году государственный долг Франции по отношению к ВВП существенно вырос.

14. Сингапур

Госдолг: 98,2%.

Несмотря на то, что Сингапур - одна из самых богатых стран мира, ее госдолг по отношению к ВВП составляет 98,2%. И это при том, что показатель удалось снизить с 103,8% в прошлом году.

13. Испания

Госдолг: 99%.

Испания уже несколько лет подряд пытается побороть безработицу, увеличить продуктивность и стимулировать рост экономики после того, как страна получила миллиардные кредиты от ЕС на поддержание экономики.

12. Барбадос

Госдолг: 103%.

Барбадос - самая богатая и развитая страна на востоке Карибского региона. Также она является налоговым убежищем. Тем не менее, страна все никак не может прийти в себя после кредитного кризиса 8-летней давности, а ее жители вынуждены жить в условиях жесткой экономии.

11. США

Госдолг: 105,8%.

США находятся в преддверии президентских выборов, которые состоятся 8 ноября, где американцы выберут нового главу государства, которым станет либо Хиллари Клинтон от демократической партии либо Дональд Трамп - кандидат от республиканцев. Также стоит отметить, что в стране ожидают повышения процентной ставки ФРС уже в конце 2016 года.

10. Бельгия

Госдолг: 106,3%.

Несмотря на статус столицы Европейского Союза, которым обладает столица Бельгии, Брюссель, в стране достаточно высокий государственный долг, а также существуют трудности с трудовым и налоговым законодательством, отмечают в ВЭФ.

9. Кипр

Госдолг: 108,7%.

Несмотря на то, что Кипру удалось сократить госдолг по отношению к ВВП с прошлогоднего значения в 112%, страна до сих пор находится в процессе восстановления от банковского кризиса.

8. Бутан

Госдолг: 115,7%.

Небольшая азиатская страна Бутан серьезно зависит от Индии в том, что касается финансовой помощи и специалистов в строительстве инфраструктуры.

7. Кабо-Верде

Госдолг: 119,3%.

Около 82% продуктов питания в Кабо-Верде - импортированные, что делает экономику страны зависимой от рыночных колебаний.

Госдолг: 124,3%.

Сектор услуг обеспечивает около 80% ВВП Ямайки. Среди самых серьезных проблем в стране можно назвать высокий уровень преступности, коррупции и безработицы.

5. Португалия

Госдолг: 128,8%.

Страна уже несколько раз получала миллиардные кредитные транши на поддержание экономики.

4. Италия

Госдолг: 132,6%.

Государственный долг по отношению к ВВП Италии второй по размеру в еврозоне. К томе же, скоро итальянцы будут решать на референдуме, принимать ли им пакет реформ, предложенный премьер-министром.

3. Ливан

Госдолг: 139,1%.

На стране крайне негативно отразилась война в Сирии. К этому прибавились и внутренние политические противоречия. Совокупность этих негативных факторов негативно отразилась на Ливане, как на туристическом направлении и, как результат, на экономике страны в целом.

2. Греция

Госдолг: 178,4%.

Греции продолжают выделять все новые пакеты помощи, а правительство страны продолжает вгонять население во все более жесткие рамки экономии. Тем не менее, международные кредиты не оказывают положительного эффекта на экономику страны.

1. Япония

Госдолг: 248,1%.

Экономика страны растет настолько медленными темпами, что недавно Центробанк ввел отрицательные процентные ставки.

Государственный долг Украины по отношению к ВВП уже достиг 80%. Эксперты прогнозируют рост показателя до 90%.

На середину 2016 семь государств (среди крупнейших стран) имеют долг выше 100% к ВВП- Япония (211%), Италия (136%), Испания (100%), Бельгия (109%), Сингапур (108%), Греция (176%) и Португалия (129%) и две страны под 100% - США и Франция. Среди развитых стран лишь Германия и Швейцария имеют тенденцию на снижение долговой нагрузки. Что касается развивающихся стран, то у большинства госдолг балансирует возле 50%, исключением являются Бразилия и Венгрия с долгом около 75%.

В таблице по горизонтали цветная кодировка тенденции изменения госдолга в % к ВВП за 15 лет, где переход от зеленого к красному означает увеличение. В последнем столбце цветная кодировка по вертикали, показывающая переходы от наименьшего госдолга к наибольшему.

Нет универсального мерила предела госдолга, потому что для одних стран 100% и выше может быть нормальным уровнем, при котором государство может без проблем обслуживать текущие обязательства и производить новые заимствования, а для других 50% является красной чертой, критическим уровнем.

С точки зрения государства и способности привлечения влияние оказывают следующие факторы:


  1. Степень контроля государства над крупнейшими финансовыми институтами в национальной валютной зоне.

  2. Емкость национальной финансовой системы и развитые долговые инструменты с механизмами модуляции глобальных денежных потоков в нужном направлении. Грубо говоря, способность государства перенаправлять финансовые потоки институциональных единиц из одних инструментов в другие в определенное время с заданными критериями.

  3. Долгосрочное доверие институциональных инвесторов к рынку госдолга и отсутствие негативного опыта обращения долговых ценных бумаг.

  4. Международный авторитет государства и способность принуждать, влиять на международных инвесторов, в том числе на иностранные государства.

  5. Развитые денежно-кредитные механизмы по контролю избытка ликвидности в системе в рамках монетизации госдолга. Другими словами, способность ЦБ выкупать госдолг без негативных последствий на финансовых рынках, для национальной валюты и экономики.

  6. Наличие устойчивого профицита операционного денежного потока среди частных структур.

Очевидно, что например, США и Россия имеют разный потенциал наращивания госдолга. Россия имеет контроль над крупнейшими финансовыми институтами страны, однако отсутствует влияние на международных инвесторов (нерыночными методами), низкая емкость национальной финансовой системы и недоразвитые трансмиссионные и модуляционные механизмы, недоверие широкого круга инвесторов, обладая опытом 1998 года и неспособность монетизировать госдолг, удерживая финсистему и экономику в заданных границах. Хотя по счетным показателям Россия легко может выйти на 50-70% к ВВП, но кто даст так много?

В США наоборот. Имея дефицит национальных чистых денежных потоков, способных абсорбироваться в госдолге, США обладают методами силового принуждения в трежерис международных инвесторов (если потребуется, то с помощью авианесущей группы, госпереворотом и паникой на внутренних рынках). Если же и этого не хватает, то скупают долг без каких-либо последствий через ФРС, подкрепляя все это пропагандой в абсолютную устойчивость трежерис.

Япония не может принуждать международных инвесторов, как США, но обладает исключительным, близким к абсолютному контролю на национальные финансовые институты, емкий внутренний рынок и умение монетизировать без последствий.

Испания не обладает по сути ничем и существует в модели стрежневого распределения евро потоков ликвидности при котором в первой очереди стоят Германия, Великобритания и Франция, а то, что останется в рамках лояльности и солидарности достается второй, третьей группе и так по звеньям пищевой цепи. Поэтому если конъюнктура позволяет и существует избыток ликвидности, то Испании, Греции и Португалии что нибудь достается. Если нет, то как в 2010-2012.

Динамика госдолга к ВВП в %





В этом отношении, говоря об избыточности госдолга необходимо представлять себе потенциал государства и структуру национальной финансовой системы и способность, как привлечения, так и обслуживания госдолга.
По последнему:


  1. Величина чистых процентных расходов относительно доходов и расходов бюджета.

  2. Степень покрытия госдолга ликвидными средствами государства, величина чистого гос.долга.

  3. Нормированная сумма погашений гособлигаций к величине всего гос.долга и доходам бюджета.

  4. Текущая и потенциальная потребность в чистых заимствованиях относительно всего гос.долга и доходов бюджета.

В этом отношении у России дела неплохи, т.к. абсолютно весь госдолг покрывается ликвидными средствами государства, у России отрицательный госдолг. Хотя средневзвешенные ставки более, чем в 5 раз выше, чем по трежерис сейчас.

Величина госдолга в млрд долл






Совокупный долг развитых стран около 44 трлн долл, рост за 15 лет почти на 29 трлн, с кризиса 2008 рост на 15 трлн, однако в долларах рост госдолга развитых стран прекратился в 2013, что связано в первую очередь с падением национальных валют относительно доллара. 44-45 трлн - это около 82% для всех выбранных стран. В группе развивающихся стран Китай занимает ровно половину, а без учета роста госдолга Китая, остальные развивающиеся страны практически не нарастили долларовый долг с 2011-2012.

В целом общая долговая ситуация нормализуется, как через снижение потребности в новых заимствования, так и снижением средневзвешенных ставок, что позволяет вывести сумму обслуживания долга на докризисный уровень. США сейчас по долгу платят меньше, чем в 2007, хотя сам долг вырос с 8 до 18 трлн!

Во всех случаях речь идет о долге для федерального и муниципального правительства.

Его возникновение связано с необходимостью финансирования бюджетного дефицита. Наш материал поможет понять, что такое государственный долг и каковы особенности этого показателя.

Понятие внешнего и внутреннего долга страны

Государственный долг — способ финансирования различных операций. Законодательные органы установили, что внешняя задолженность исчисляется в иностранной валюте, а внутренняя считается в рублях. Ее накопление приводит к дефициту бюджета, а значит к понижению уровня благосостояния граждан государства. Поэтому расчеты по государственному долгу, который бывает краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным, необходимо проводить своевременно и в полном объеме. Это касается правил, которые действуют в Российской Федерации. В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внешний и внутренний:

  • внешний долг. В эту группу входят кредиты из иностранных источников, проценты по ним, а также долги по внешнеторговым операциям;
  • внутренний долг. Он образуется по облигациям, ценным бумагам, не выплаченным компенсациям, кредитам, которые выданы стране банковскими учреждениями.

Наиболее обременительными для страны являются краткосрочные заимствования, так как по ним установлены высокие проценты. Если государство не может во время погасить такие кредиты, то прибегают к процедуре пролонгирования или консолидирования. У всех развитых стран объем государственного долга значительный. Самая большая задолженность в мире у США. Такой показатель является приемлемым, пока рост ВВП (валовой внутренний продукт) превышает объем обязательств по погашению.

Особенности управления государственным долгом

Страна обязана гасить займы, выплачивать проценты по кредитам, держать размер внутреннего и внешнего долга под контролем. Для выполнения этих функций внедрена специальная система управления, являющаяся одним из приоритетных направлений политики. Гарант платежеспособности — казна, которая обеспечивает погашение государственного долга. К методам управления внутренней и внешней задолженности относятся:

  • конверсия — изменение размера доходности долга, например, за счет уменьшения или снижения процентных ставок;
  • рефинансирование, то есть погашение долга за счет выпуска новых займов;
  • аннулирование — отказ от обязательств (это радикальная мера);
  • унификация — слияние нескольких займов в единый;
  • отсрочка — метод, используемый в случаях, когда стране выпуск новых займов не выгоден, не эффективен;
  • реструктуризация — погашение задолженности с одновременным проведением новых заимствований.

Управление государственным долгом — процесс непрерывный, при выполнении которого страна размещает ценные бумаги для привлечения достаточного объема финансирования, гасит текущие задолженности, проводит обслуживание долга. Используя административные и финансовые методы, государство стремиться добиться максимальной эффективности от использования привлеченных внешних и внутренних заимствований.

Управление государственным долгом России — задача, которую решает Правительство и Федеральное Собрание страны. Законодательные и исполнительные органы власти разрабатывают меры в отношении госдолга, устанавливают лимит заемных внутренних и внешних средств, определяют цели, на которые направляется финансирование. Комплексный подход помогает держать ситуацию под контролем.

Текущее экономическое положение в России подтверждает, что не так важен объем внутреннего и внешнего долга. Главенствующими показателями являются его структура, характеристики ВВП, валюта задолженности.



Понравилась статья? Поделитесь ей