Контакты

Кто такой Тамерлан? Годы жизни, биография, сражения и победы Тамерлана. Почему Тамерлан не пошел на Русь

Тамерлан (1336-1405) – тюрко-монгольский завоеватель, чьи победы, характеризующиеся актами бесчеловечной жестокости, сделали его хозяином большей части Западной Азии.

Тамерлан или Тимур (Тимур-Ланг, «Тимур Хромой») принадлежал к тюркизированному монгольскому клану Барлас, представители которого, по мере продвижения монгольских армий на запад, поселились в долине Кашка, близ Самарканда. Тамерлан родился близ Шахрисабза 9 апреля 1336 года. Это место находится на территории современного Узбекистана между реками Амударьей и Сырдарьей, а в момент его рождения эти земли принадлежали хану Чагатаю, названному в честь основателя своего рода, второго сына Чингисхана.


Европейская версия имени Тимура – «Тамерлан» или «Tamberlane» восходит к тюркскому прозвищу Тимур-и-Ленга, что означает «Тимур Хромой». Доказательства хромоты Тимура были найдены в 1941 году в результате вскрытия его могилы группой советских археологов, возглавляемых Михаилом Герасимовым. На бедренной кости левой ноги Тимура были обнаружены следы двух ранений. Причины хромоты Тимура в разных источниках трактуются по-разному. Согласно одним источникам, он начал хромать ещё в детстве, когда однажды упал с лошади, а прозвище Тимур-Хромец приклеилось к нему благодаря сверстникам-мальчишкам. Другие авторы утверждают, что хромота Тамерлана была следствием боевого ранения, полученного им в 1362 году. Историки расходятся во мнениях и относительно того, на какую именно ногу хромал Тимур. Однако большинство историков утверждает, что больной ногой завоевателя была левая, что, впрочем, было довольно убедительно подтверждено советскими археологами.

В 1346 – 1347 гг. казанский хан Чагатай, потерпел поражение от эмира Казгана и был убит, вследствие чего Средняя Азия перестала быть частью его ханства. После смерти Казгана (1358 г.) последовал период анархии, и войска Туглак-Тимура, правителя территорий за Сырдарьей, известных как Могулистан, вторглись в Мавераннахр сначала в 1360 году, а затем в 1361 году в попытке захватить власть.

Тимур объявил себя вассалом Туглак-Тимура и стал правителем территории от Шахрисабза до Карши. Вскоре он, однако, восстал против правителей Могулистана и создал союз с Хусейном, внуком Казгана. Вместе в 1363 году они разбили армию Ильяса-Ходжи, сына Туглак-Тимура. Однако примерно в 1370 году союзники рассорились и Тимур, пленив своего соратника, объявил о намерении возродить Монгольскую империю. Тамерлан стал единоличным хозяином Средней Азии, поселившись в Самарканде и сделав этот город столицей нового государства и своей основной резиденцией.

Карта Чагатайского ханства

Расширение империи

Первые кампании Тамерлана были направлены против Хивы и Могулистана. А после 1381 года он обратил свое внимание на запад, начав экспедиции в Иран, Ирак, Малую Азию и Сирию.

Правители покоряемых княжеств были неспособны эффективно противостоять хорошо организованной армии Тимура. Восточная Персия и Хорасан были полностью покорены в 1382 - 1385 годах; Фарс, Ирак, Армения и Азербайджан пали в период с 1386 до 1394 года; Грузия и Месопотамия перешли под контроль Тамерлана в 1394 году.

Занимаясь покорением Азии, Тимур не забывал и о борьбе с Золотой ордой и лично с ханом Тохтамышем. В 1391 году, преследуя Тохтамыша, Тимур достиг южной Руси, где и разбил ордынского хана. Попытка Тохтамыша исправить ситуацию в 1395 году и его вторжение на Кавказ успеха не имели, и он был окончательно разгромлен на реке Куре.

От планирования похода на Москву Тимура, уже разорившего Астрахань и Сарай, отвлекло мощное персидское восстание, впоследствии подавленное со свойственной Тамерлану жестокостью. По всей Персии были разрушены целые города, жители убиты, а их черепа замурованы в стены городских башен.

Тимур наносит поражение мамлюкскому султану Египта Султан Насир адину Фараджу

Семилетний поход Тамерлана

В 1399 году Тамерлан вторгся в Индию. По результатам жестокого разграбления Дели было навьючено 90 слонов, которые несли самые различные грузы – от камней для строительства мечети в Самарканде до драгоценностей. С похода в Индию стартовала знаменитая Семилетняя кампания Тамерлана (1399-1403 гг.), в ходе которой завоеватель ввязался в противостояние с двумя самыми могущественными правителями Западной Азии – султаном Турции и султаном Египта.

Сирия, тогда являвшаяся частью Египта, была полностью захвачена к весне 1401 года. Дальнейший путь Тамерлана лежал к Багдаду, обороняемому войсками Султана Ахмада, оказавшими завоевателям упорное сопротивление. Багдад был взят в результате успешного штурма в июне 1401 года. Резня, устроенная Тамерланом в захваченном городе, была ужасной. Головы убитых горожан были сложены в 120 башен. Багдад был полностью разграблен.

Зиму 1401 – 1402 годов Тамерлан провёл в Грузии. И уже весной 1402 года начал наступление в Анатолии. В битве под Анкарой 20 июля 1402 года Тамерлан разбил войско своего главного врага турецкого султана Баязида (Баязета), пленив его самого.

Бесчеловечного заточения Баязета в железной клетке, предназначенной для диких зверей, навсегда вошла в историю. Однако некоторые исследователи утверждают, что история с клеткой – не более чем результат неверного истолкования записи историка Арабшаха, что однако нисколько не умаляет очевидной нечеловеческой жестокости Тамерлана по отношению к побеждённым противникам.

Тимур окончил свою Семилетнюю кампанию, достигнув Самарканда в августе 1404 года. Однако уже к концу этого же года он затеял ещё более грандиозное предприятие – поход в Китай, который обрёл независимость от монголов лишь за 30 лет до этого. Однако его планам по завоеванию Китая не суждено было осуществиться – находясь в Отраре, что на восточном берегу реки Сырдарьи (современный Южный Казахстан), Тамерлан тяжело заболел и умер 18 февраля 1405 года.

Василий Васильевич Верещагин.Двери Тимура (Тамерлана).1872

Наследие Тамерлана

Благодаря своему поистине выдающемуся воинскому мастерству и невероятной силе личности, граничащей с демонизмом, Тамерлан смог создать империю, простирающуюся от России до Индии и от Средиземного моря до Монголии.

В отличие от завоеваний Чингисхана, завоевания Тамерлана не имели целью открытие новых рынков, оживление торговых путей. Целью всех походов Железного Хромца был тотальный грабёж побеждённых.

Несмотря на колоссальные размеры империи Тимуридов, ей не суждено было просуществовать долго, потому как Тамерлан не потрудился создать на завоёванных территориях внятной структуры государственного управления, он лишь уничтожал существовавший ранее порядок, ничего не предлагая взамен.

Хотя Тамерлан стремился быть хорошим мусульманином, он явно не чувствовал угрызений совести за уничтожение мусульманских городов, массово убивая их жителей. Дамаск, Хива, Багдад – эти древние центры ислама навсегда запомнили жестокость Тимура. Безжалостное отношение завоевателя к древним мусульманским центрам было, вероятно, обусловлено его стремлением сделать главным городом ислама собственную столицу – Самарканд.

По данным ряда современных источников, от рук солдат Тамерлана погибло около 19 миллионов человек. Хотя число жертв завоеваний Хромого Тимура, вероятно, преувеличено, их счёт явно идёт на миллионы.

В постсоветском Узбекистане Тамерлан сделан национальным героем. Однако жители таких узбекских городов, как Хива относятся к этой, безусловно, великой личности весьма неоднозначно – их генетическая память хранит воспоминания о его зверствах.

Пребывание Тимура на Северо-Западном Кавказе слабо отображено в источниках. Хроники сохранили сведения о том, что после разорения Азака войско завоевателя двинулось на Кубань.

В конце XIV в. по Северному Кавказу огнем и мечом прошел среднеазиатский завое­ватель Тимур-Ленг (Тамерлан). Разгромив в 1395 г. войска золотоордынского хана Тохтамыша, Тимур про­шел на Куру, оттуда на Волгу и в русские владения до Ельца. На обратном пути он разгромил Азов. Крупномасштабное разорение Северного Кавказа началось на следующий год с черкесов. Где именно войско Тимура вышло к Кубани – неизвестно. Древние авторы говорили о топях и болотах. Как известно, все Восточное Приазовье изобилует множеством степных рек и плавней. Черкесы заранее знали о приближающейся опасности, используя данные разведки. Земля горела под но­гами воинов Тимура, так как передовой отряд поджог степь и тем самым дал возможность выиграть время для снятия с места и ухода населения в безопасные районы. Этим же они ослабили наступательный порыв противника. Адыгам, скорее всего, удалось уклониться от масштабного разгрома.

На территории современной Кабарды, в урочище реки Малки (предположительно) произошло грандиозное сражение между армией Тимура и объединенными силами аланов и кипчаков. Сражение длилось весь день, но завершилось без видимого преимущества какой-либо из сторон. Тимур подсылает к кипчакам дипломатов и одарив их ханов разными дарами договаривается, что кипчаки уходят, оставив алан одних. Наутро перед аланами представала весьма неутешительная картина. Лагерь кипчаков был пуст. В сражении, которое больше напоминало бойню, аланы были полностью разбиты и остатки рассеяны по горам.

Затем, по словам персидского историка XV в. Шереф ад Дина Иезди, Тимур повел свои войска к горе Эльбурз (Эльбрусу).Они вырубали леса и по просекам прокладывали дорогу; разоряли и сжигали населенные пункты, встречавшиеся на пути. Жителей убивали и уводили в плен. «Политика Тимура, - пишет Карл Маркс, - заключалось в том, чтобы тысячами истязать, вырезы­вать, истреблять женщин, детей, мужчин, юношей и таким обра­зом всюду наводить ужас». Целью похода было не только поко­рение горцев, но и насаждение в этих местах ислама. Вырубая дороги в лесу, Тимур «взошел на гору Эльбурз» (сообщение Иезди). очевидно, в районе Карачая, так как шел он по Кубани. В горных ущельях и хорошо защищенных укреплениях у него было много стычек с «неверными», героически защищавшими свою землю. Однако отсутствие единства среди местного населе­ния, не прекращающиеся феодальные междоусобицы облегчили победу завоевателю. Разрозненные отряды горцев не могли спра­виться с мощной армией Тимура - горцы были побеждены, пе­ребиты или захвачены в плен, а крепости и города их были сры­ты и разрушены. Очевидно, в результате похода Тимура погибли такие города, как расположенный у нынешнего селения Нижний Архыз и другие.


Тимур добился того, что никогда не удавалось монголам. Аланские горные области между Казбеком и Эльбрусом подверглись жестокому разорению. Историки Тимура сохранили имена князей, возглавивших героическое сопротивление своего народа, - их звали Буракан, Буриберди, Гулу, Тауас, Пулад. Множество людей было истреблено, награбленное имущество свозили в ставку, которую Тимур расположил в области Пятигорья. Крепости и селения были стерты с лица земли, огромные территории обезлюдели.

Свой последний поход в Аланию Тимур совершил в 1400 г., когда его войска вошли в горы и с юга, и с севера. По словам грузинского географа и историка XVIII в. Вахушти, в результате этих походов, города и строения овсов были разруше­ны, царство овсов превратилось в мтаварство-: княжество, ов­сы стали убегать в глубь Кавказа, большая часть их страны превратилась в пустыню, и с тех пор Овсетия (имеется в виду ее предгорная часть) стала называться Черкесией или Кабардой.

Поход Тимура (Тамерлана) на Северный Кавказ был более страшным по своему характеру, нежели монголо-татарское завоевание этого края. Если монголы стремились присоединить регион, то Тимур ставил целью разрушить потенциал его, физически истребляя население и сравнивая с землей города. Если монголы не следовали за аланами вглубь ущелий и, блокируя их, дожидались времени, когда аланы сами подчинятся в силу необходимости выживания, то Тамерлан преследовал их по ущельям, приказывал вырубать просеки в густых лесах для прохода своей армии в труднодоступные места. В карачаевском фольклоре сохранилось имя этого жестокого завоевателя, который окончательно ликвидировал государственность Алании, подвергнув при этом ее народ тотальному уничтожению.

В результате этого многие из алан бежали на сопредельные территории или в качестве военнопленных рабов были угнаны Тамерланом в его среднеазиатские владения. Тогда прекратилась жизнь в тех поселениях, на которых она еще оставалась после монгольского нашествия: на Сентинском, Нижне-Архызском и некоторых других городищах. Лишь небольшая часть алан, уцелев от тимуровского истребления, осталась в горных теснинах верховьев Кубани и Приэльбрусья. В фольклоре карачаевцев и балкарцев есть упоминание о том, как они скрывались от хромого Тимура в многочисленных пещерах горного края. Вскоре после ухода Тимура и в последующее время, бежавшие или угнанные силой за пределы своей родины, во времена нашествий монгол и Тамерлана, аланы стали возвращались домой к своим сородичам. Среди них был и легендапрный Карча-родоначальник карачаевцев, со своими сподвижниками.

В 1395 году Тамерлан вновь обрушился на Золотую Орду, истребил ее население и сровнял с землей города, затем прошел по Северному Кавказу и через Тамань двинулся на Русь. Монголы приступом взяли город Елец в Рязанском княжестве, но, простояв две недели у Дона, внезапно повернули обратно в Крым. На Руси их отступление было воспринято как чудо – ведь обескровленная Русь вряд ли устояла бы против такого врага .

В 1395 году, во время княжения благоверного и христолюбивого великого князя Василия Дмитриевича, самодержца Русской земли, внука великого князя Ивана Ивановича, правнука великого князя, самодержца Ивана Даниловича, при благолюбивом архиепископе Киприане, митрополите Киевском и всея Руси, на пятнадцатом году царения Тохтамыша и на седьмом году княжения великого князя Василия Дмитриевича, и в индикте третьем, и на тринадцатый год после татарщины, по взятии Москвы, поднялась великая смута в Орде.

Пришел некий царь Темир Аксак из восточной страны, из Синей Орды, из Самаркандской земли, большую войну затеял, много мятежей он поднял в Орде и на Руси своим приходом.

Об этом же Темир Аксаке рассказывали, что по происхождению не царского был он рода: ни сын царский, ни племени царского, ни княжеского, ни боярского, всего лишь низший из самых захудалых людей из числа заяицких татар, из Самаркандской земли, из Синей Орды, что за Железными Воротами. По ремеслу он кузнец был черный, по нраву же и повадке – безжалостен, и разбойник, и насильник, и грабитель. Когда раньше работал у одного хозяина, тот, видя его злонравие, от него отказался и, избив, изгнал от себя; он же, не имея пропитания, разбоем кормился.

Однажды, когда он был еще молод и с голоду крадя кормился, украл он у кого-то овцу, но люди тотчас выследили его. Он же пытался убежать, но быстро многими был окружен, схвачен и связан крепко, и всего его избили нещадно, и решили убить его до смерти; и перебили ногу ему в бедре пополам, и тут же бросили его как мертвого, недвижимым и бездыханным; ибо решили, что умер, и оставили псам на съедение. Лишь только зажила у него эта смертельная рана, поднялся, оковал себе железом ногу свою перебитую, – по этой причине и хромал; потому и прозван был Темир Аксаком, ибо Темир означает железо, а Аксак – хромец; так в переводе с половецкого языка объясняется имя Темир Аксак, которое значит Железный Хромец, ибо, от вещи и дел имя получив, делами своими прозвище себе добыл.

Так и потом, исцелившись от ран, после страшного того избиения, не изменил прежнего злобного нрава, не смирился, не укротился, но только больше испортился: сильнее прошлого и пуще прежнего стал он лютым разбойником. А потом к нему пристали молодцы лихие, мужи свирепые, всякие злые люди, похожие на него, такие же разбойники и грабители – и стало их очень много. И когда стало их числом до ста, назвали его своим атаманом; а когда стало их числом до тысячи, тогда уже князем его звали; а когда они сильно умножились, больше числом стали, многие земли попленили, многие города и царства захватили, тогда и царем своим его нарекли.

И этот Темир Аксак начал многие войны затевать и частые битвы, многих побед добился, многих неприятелей одолел, много городов разрушил, многих людей загубил, многие страны и земли покорил, многие государства и народы пленил, многие княжества и царства покорил себе… <…>

И собрал он всех воинов своих, прошел всю Орду и всю землю Татарскую, подошел к пределам Рязанской земли, взял город Елец, и князя елецкого захватил, и многих людей замучил. Об этом прослышав, князь великий Василий Дмитриевич собрал воинов своих многочисленных и пошел из Москвы в Коломну, желая встретиться с ним; приступив с войском, встал на берегу у Оки-реки, Темир Аксак же стоял на одном месте пятнадцать дней, помышляя, окаянный, идти на всю Русскую землю, чтобы, подобно новому Батыю, разорить христиан.

Благоверный же и христолюбивый великий князь Василий Дмитриевич, самодержец Русской земли, прослышал о замышлении на православную веру того безверного, свирепого и страшного мучителя и губителя Аксака Темира-царя; боголюбивый великий князь Василий Дмитриевич, руки к небу вздымая, со слезами молился, говоря: «Создатель и заступник наш, Господи, Господи, посмотри из святого жилища твоего, взгляни – и смири того варвара и сущих с ним, дерзнувших хулить святое великое имя твое и пречистой всенепорочной твоей Матери! Заступник наш, Господи, пусть не скажет варвар: “Где же Бог их?”, ибо ты наш Бог, который гордым противится! Поднимись, Господи, на помощь рабам твоим, на смиренных рабов своих посмотри! Не допусти, Господи, этого проклятого врага поносить нас, ибо сила твоя ни с чем не сравнима и царство твое нерушимо! Вслушайся в речи варвара этого, избавь нас и град наш от проклятого и безбожного царя Темир Аксака». <…>

Также повелел князь наместникам своим, и властителям, и городским воеводам усилить укрепления и собрать всех воинов. Они же, услышав повеление господина своего, собрали знатных людей и весь город и укрепили оборону.

Благоверный же великий князь Василий Дмитриевич, вспомнив об избавлении царствующего града, когда сохранила пречистая владычица наша Богородица стольный город от нашествия язычника царя Хозроя, надумал послать за иконой пречистой владычицы нашей Богородицы. Боголюбивый же Киприан, митрополит Киевский и всея Руси, услышав этот наказ господина своего, великого князя Василия Дмитриевича, послал в старый и славный город Владимир за иконой пречистой владычицы нашей Богородицы служителей большой соборной церкви святой Богородицы, что во Владимире. Протопоп посоветовался со служителями, Пречистую чудную икону взяли и понесли из города Владимира в Москву, из опасения перед Темир Аксаком татарским, который, как слышали мы, бывало, в сказаньях, был где-то там, далеко, где солнце восходит, а ныне уж тут, при дверях, приблизился – и готовится, изостряется на нас сильно. И был тогда месяца августа пятнадцатый день, самый праздник славного Успения владычицы нашей Богородицы, присной девы Марии, вышли на проводы чудесной иконы, которую проводили с честью, с верою и любовью, с ужасом и томлением, с плачем, далеко за город, и в великой вере многие слезы проливали. <…>

Так по Божьей благодати неизреченной милости, молитвами святой Богородицы, город наш Москва цел и невредим остался, а Темир Аксак-царь возвратился назад, ушел в свою землю. Что за преславное чудо! Что за великое диво! Какое милосердие к народу христианскому! В тот самый день, как принесли икону пречистой Богородицы из Владимира в Москву, – в тот же день Темир Аксак-царь испугался, и устрашился, и ужаснулся, и в смятение впал, и нашел на него страх и трепет, вторгся страх в его сердце и ужас в душу его, вошел трепет в кости его, и тотчас он отказался и убоялся воевать Русскую землю, и охватило его желание побыстрее отправиться в обратный путь, и скорей устремился в Орду, Руси тылы показав, и повернул с соплеменниками своими восвояси; возвратилися без успеха, впали в смятение и заколебались, как будто кто-то их гнал. Не мы ведь их гнали, но Бог изгнал их незримою силой своей и пречистой своей Матери, скорой заступницы нашей в бедах, и молитвой угодника его, боголюбивого преосвященного Петра, митрополита киевского и всея Руси, твердого заступника нашего города Москвы и молебника города нашего Москвы от находящих на нас бед; наслал на них страх и трепет, чтобы застыли на месте. <…>

Не наши воеводы прогнали Темир Аксака, не наши войска устрашили его, но силой незримой напал на него страх и трепет, страхом Божьим он устрашился, гневом Божьим изгнан был и без добычи ушел прочь из Русской земли, отступив туда, откуда пришел, земли Русской едва коснувшись, – не надругался, не обездолил, не повредил ей ничем, но ушел без оглядки. Мы поднялись и стали открыто, он же, принизясь, исчез; мы ожили и исцелели, ибо помощь нам дал Господь, сотворивший небо и землю.

Благоверный же великий князь Василий Дмитриевич, услышав об уходе проклятого и зловерного царя Темир Аксака, возвратился снова во владения свои, в город Москву, и встретил его боголюбивый Киприан, митрополит Киевский и всея Руси, с крестами и с иконами, с архидьяконами и с архимандритами, с игуменами, с попами и с дьяконами, и весь народ христианский с радостью великою. Благоверный же великий князь Василий Дмитриевич, и святитель, и все люди со слезами руки к небу вздымали и благодарность возносили, говоря: «Десница твоя, о Господи, прославилась твердостью, десная твоя, Господи, рука сокрушила врагов, и величием славы твоей стер ты противников наших», ибо безумный Темир Аксак, со множеством бесчисленных войск придя, с позором ушел.

Благоверный же великий князь Василий Дмитриевич, войдя в храм пречистой владычицы нашей Богородицы, увидел чудотворную икону пречистой владычицы нашей Богородицы Владимирской; упав с умилением пред ликом святой иконы, пролил слезы сердечные из очей своих и говорил: «Благодарю тебя, госпожа пречистая, пренепорочная владычица наша Богородица, христианам державная помощница, что нам защиту и твердость показала; избавила ты, госпожа, нас и город наш от зловерного царя Темир Аксака». Благоверный же великий князь Василий Дмитриевич и боголюбивый архиепископ Киприан, митрополит киевский и всея Руси, повелели вскоре на том месте, где встречали чудотворную икону пречистой Богородицы, поставить церковь во имя пречистой Богородицы, славной встречи ее на память о той незабвенной милости Божьей, чтобы не забыли люди дел Божьих. Эту же церковь освятил сам митрополит, поставили монастырь, и повелено тут было жить игумену и братии. И с тех пор постановили праздник праздновать месяца августа в двадцать шестой день, в день поминовения святых мучеников Андреана и Наталии. Эта же чудесная икона святой Богородицы написана была рукою святого апостола и евангелиста Луки. Мы же, грешные слуги Христовы, слышав об этом чуде Господа нашего Иисуса Христа и пречистой его матери Богородицы, решили все это записать во славу имени Господа нашего Иисуса Христа и пречистой его матери, владычицы нашей Богородицы, заступницы народа христианского. Ее молитвами, Христе Боже наш, помилуй нас ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Это чудесное избавление от угрозы позволило Руси перевести дух. В 1392 году умер Сергий Радонежский, а в 1396 году Стефан Пермский, крестивший зырян (коми) и пермяков; Феофан Грек расписал Архангельский собор и церковь Рождества Богородицы, Андрей Рублев и Даниил Черный расписали Успенский собор во Владимире. Андрей Рублев написал икону Святой Троицы для Троице-Сергиева монастыря. Несколько лет спустя (в 1408 году) князь Василий – в Орде продолжались распри, и правители менялись один за другим – вновь отказался платить дань монголам. И, как и его отец Дмитрий, князь тем самым навлек на Русь беду: Дмитрия пришел наказывать Тохтамыш, а Василия – военачальник Едигей .

История войны эмира Тимура (Тамерлана) с золотоордынским ханом Тохтамышем достаточно хорошо изучена. Гораздо менее известно об одном из её важных эпизодов, связанном с военной экспедицией на Днепр.

Это была уже третья война между правителями двух самых могущественных государств того времени. В 1391 году Тамерлан в битве на реке Кондурче уже громил Тохтамыша, но спустя несколько лет золотоордынский хан сумел восстановить боеспособность своей армии и снова бросить вызов великому завоевателю. Двум тюркским империям было мало места на евроазиатских просторах. Одно из государств должно было погибнуть.

Помимо проблем между государствами, существовала и проблема личностных взаимоотношений между двумя тюрками. Дело в том, что Тохтамыш был ханом из рода Чингизидов, которые уже почти полтора столетия правили Золотой Ордой. Что касается Тимура, то он был всего лишь эмиром, начавшим свою карьеру как наёмник у среднеазиатских беев и проложивший мечем дорогу к власти. Очевидно, преклонить колено перед Тимуром, согласно понятиям золотоордынцев, было недостойно для их хана.

Военные операции Тимура в 1395 году отчасти напоминали знаменитый рейд на Хазарию арабского полководца Мухаммада ибн Марвана в 737 году. Тогда арабы, пройдя Закавказье, разгромили хазарскую армию на Северном Кавказе и начали её преследование, заняв территории в бассейне рек Дон, Северский Донец и Нижняя Волга.

Схожей была ситуация и во время кампании 1395 года. Точно также как и армия Марвана, войска Тимура прошли двумя колоннами: через Грузию и вдоль побережья Каспийского моря. Решающее сражение состоялось в апреле. Спустя три дня на реке Терек золотоордынская армия Тохтамыша потерпела сокрушительное поражение. Одной из его причин, по свидетельству арабского историка Ибн Арабшаха, были раздоры среди командования армии Золотой Орды. Попытки хана наладить взаимодействие и управление войсками оказались безуспешными. В «Родословии тюрков» недвусмысленно говорится о том, что «это поражение досталось Токтамыш-хану вследствие склонности его великих эмиров к Тимур-гургану». Сразу же после того, как результат сражения стал очевидным, Тохтамыш с группой сторонников убежал на север.

В отличие от кампании 1391 года, когда после победы на Кондурче Тимур не стал преследовать золотоордынского хана, в этот раз эмир поставил более амбициозную цель - полный разгром Улуса Джучи, превращение его в слабое и полностью зависимое государство. Перед началом похода Тимур провел тотальную мобилизацию в своем государстве, сконцентрировав в направлении главного удара практически все силы, которые имел в своем распоряжении. При этом он оставил без защиты большую часть империи.

После победы в битве на Тереке эмир отослал часть своих войск в Самарканд, чтобы прикрыть столицу от возможного нападения многочисленных врагов Тимура. Остальные армии двинулись по следам Тохтамыша. По мнению И. Миргалеева, в самом конце сражения Тохтамыш провёл совещание своих эмиров, на котором был разработан план отступления. Согласно этому плану, один из командиров золотоордынцев, Удурк, с частью армии отступил в горы Кавказа, чтобы отрезать пути снабжения войскам Тимура. Это вынудило среднеазиатского полководца вернуться назад и разбить Удурка.

Остатки армий Тохтамыша ушли на Днепр и в Крым. Что касается самого хана, то он скрылся с небольшой частью армии в «лесистой местности» на севере.

Тимур двинулся на Дон, затем его войска повернули в сторону Днепра. «Направляясь против правого крыла улуса Джучи-хана, он (Тимур) двинулся в ту беспредельную степь к реке Узи (Днепр) и в сторожевой отряд назначил эмира Османа, который, взяв проводников, отважно отправился в путь. Дойдя до реки Узи, он в местности Манкерман (Киев) ограбил Бек-Ярык-оглана и некоторых из находившихся там людей улуса Узбека и большую часть их покорил, так что лишь немногие и то с одной только лошадью смогли спастись… Повернув от реки Узи, Тимур счастливо направился на русских», сообщает Шараф ад-дин Йезди.

Бек-Ярык-оглан был эмиром западного улуса Золотой Орды, имевшем в своем распоряжении серьезные экономические и человеческие ресурсы. Уничтожение этих ресурсов и было главной целью похода Тимура.

После битвы на Синих Водах (1362) Киевское княжество находилось в зоне влияния Великого княжества Литовского. Однако говорить о полном контроле литовцев над этой территорией не приходится. По мнению Б. Черкаса, в 90-егоды XIV столетия в степной зоне между Днепром и Ворсклой существовал Манкерманский (Киевский) улус, в который сам Киев не входил.

Рейд армии Тимура на Поднепровье был кратковременным и носил характер демонстрации силы по отношению к великому князю Литовскому Витовту, чья армия стояла в полной готовности в Смоленске.

Расправившись с Бек-Ярык-огланом, Тимур двинулся дальше на север. Возможно, первоначально в его планы входило уничтожение всех княжеств северо-восточной Руси, в первую очередь самого сильного из них - Великого княжества Московского. Но дойдя до земель Рязанского княжества и разгромив город Елец, неожиданно Тимур развернул армию назад. Двигаясь на юг, орда смела с лица земли ряд важнейших экономических и политических центров, в том числе столицу Улуса Джучи - Сарай.

Было несколько причин, побудивших эмира отказаться от войны с Москвой. Тимур хорошо знал, что его войскам придётся вести войну в лесистой местности, с уже отмобилизованным противником, имея в тылу литовскую армию Витовта, на тот момент союзника великого князя Московского Василия. Кроме того, после взятия Ельца выяснилось, что население края слишком бедно, замучено поборами и многочисленными войнами. Его грабеж был бесперспективным занятием. Ну и наконец, главным фактором, побудившим Тимура отказаться от похода, было то, что Литва и Москва сами по себе представляли серьезную опасность для Золотой Орды.

Почти сразу после ухода Тимура государство Тохтамыша погрузилось в пучину междоусобицы. Этим попытались воспользоваться Литва и Москва. Но в битве на Ворскле (1399) литовский князь Витовт потерпел сокрушительное поражение от ставленника Тамерлана хана Тимур Кутлуга. Это событие на целое столетие продлило агонию Улуса Джучи.

Тамерлан вернулся из восточноевропейского похода триумфатором. Впереди его ждали новые сражения и великие завоевания.

С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по .

Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»

18 февраля 1405 года в районе нынешнего казахского села Талапты умер человек, считающий себя повелителем мира. Полное имя человека — Тимур ибн Тарагай Барлас . Нам он больше известен как Тамерлан.

Знакомство с этим персонажем у многих началось с книги Гайдара «Тимур и его команда», когда в ответ на вопрос «А кто такой Тимур?» главная героиня получает: «Один царь такой. Злой, хромой и из средней истории».

Как ни странно, эта брошенная вскользь фраза — почти идеальная характеристика одного из самых известных завоевателей в истории.

Хороший, Плохой, Злой

Тамерлан, за неполные 40 лет с 1366 по 1404 годы покоривший всю Среднюю Азию от Каспия до Индийского океана и от Китая до Египта, просто не мог быть «белым и пушистым». Другое дело, что жестокость тогда понимали иначе. Исламские очевидцы самым чудовищным преступлением Тамерлана считали то, что он казнил своих единоверцев. Вполне в его стиле было потребовать сдачи города на условиях непролития крови мусульман. Те сдавали город. И Тамерлан выполнял обещание. Христиане и иудеи подвергались резне. А мусульман живыми закапывали в землю, действительно не пролив ни капли крови.

Тимур на троне в Балхе, 1550. Фото: www.globallookpress.com

Немногие европейцы, которые были свидетелями зверств Тамерлана, не делили людей на христиан и мусульман — их ужасал сам факт массовых и изощрённых убийств. Сохранились воспоминания немца Иоганна Шильтбергера , который, будучи оруженосцем, попал в плен сначала к туркам, а потом к самому Тамерлану, и провёл в его державе без малого 30 лет.

«Собрав жителей Исфахана, он приказал умертвить всех, кто был старше 14 лет. Головы убитых были сложены в виде пирамиды в центре города. Затем он приказал вывести женщин и детей в поле за городом, где отделил детей моложе 7 лет. После этого он приказал своим воинам наехать на них своими лошадьми. Собственные советники Тамерлана и матери этих детей пали перед ним на колени и умоляли его пощадить детей. Но он не внял их мольбам, повторил свое приказание, которое, однако, ни один воин выполнить не решался. Разгневавшись на них, Тамерлан сам наехал на детей и сказал, что хотел бы знать, кто осмелится не последовать за ним. Тогда воины были вынуждены последовать его примеру и растоптать детей копытами своих лошадей. Всего растоптанных насчитали около семи тысяч». Кстати, именно этот сюжет вдохновил русского художника Василия Верещагина на полотно «Апофеоз войны» — знаменитую пирамиду из черепов.

Василий Верещагин Апофеоз войны. 1871 Фото: Public Domain

Небоевая рана

Собственно, Тамерлан, или, вернее, Тимур-э Лянг — оскорбительное прозвище. Состоит из двух слов. Данное при рождении имя «Тимур» или «Темир» на некоторых монгольских диалектах означает «железо». Довесок же, означающий «хромой», он получил при действительно постыдных обстоятельствах.

Вот как об этом говорит предание: «Он был небогат и имел средств только чтобы содержать трёх или четырёх всадников. С их помощью он начал отнимать у соседей один день барана, другой — корову, и когда это удавалось, пировал со своими людьми. Когда у него было уже 500 людей, он напал в земле Систан на стадо баранов. Но пришли хозяева и бросились на него и его людей, многих убили, а его свалили с лошади и ранили в правую руку, так что он лишился двух маленьких пальцев. А также в правую ногу, отчего он остался хромым». Для амбициозного «повелителя мира» напоминание о воровстве баранов было подобно насмешке.

Руины Дворца Тамерлана, Узбекистан (настоящее время). Фото: Commons.wikimedia.org / Alaexis

Наглость — второе счастье

На знамени Тамерлана был изображён треугольник, внутри которого помещались три овала. Считалось, что это символизирует весь мир, то есть три части света — Европу, Азию и Африку, которые покорились завоевателю. В 1402 году Тамерлан бросил вызов турецкому султану Баязиду . В битве под Анкарой султан был разбит и потом до самой смерти содержался Тамерланом в железной клетке. Но до сражения они успели обменяться любезностями. Баязид, увидев знамя Тамерлана, якобы, заявил: «Какую наглость надо иметь, чтоб возомнить себя владыкой всего мира!». На что Тамерлан, намекая на турецкий штандарт с полумесяцем, ответил: «А какую наглость надо иметь, чтобы считать себя повелителем Луны?».

Тронный камень Тимура. Фото: Public Domain

Испанец Руй Гонсалес де Клавихо , посетивший в качестве посла короля Энрике III двор Тамерлана в Самарканде, оставил отчёт, свидетельствующий о крайней самонадеянности завоевателя. Аудиенция началась его вопросом «Как поживает мой сын испанский король?» и закончилась словами «Хорошо, я дам своё благословение королю, сыну моему». По понятиям того времени это было хамством. К тому, кого государи считали себе равным, обращались «брат», к зависимым — «младший брат». Слово «сын» в устах политика значило «раб».

Возможно, это следует списать на традиционную восточную спесь. Так, придворный хронист Тамерлана Гийассаддин Али с полной серьёзностью уверял, что в одном из своих походов тот дошёл даже до земель франков. Другим льстецам этого показалось мало, и они утверждали, что в походе на север Тамерлан достиг «пределов шестого климата». Исламские учёные делили мир на 7 климатов — первым был экватор, седьмым — полюс. Шестой, получается, полярный круг.

Завоевания Тамерлана. Фото: Public Domain

Русский след

В реальности крайней северной точкой завоеваний Тамерлана оказался русский город Елец. Произошло это в августе 1395 года. Тамерлан, преследуя татарского хана Тохтамыша, задался целью уничтожить не только его армии, но и само государство — Золотую Орду. Теоретически, Русь, как данник Орды, тоже могла попасть под мечи.

Но вышло иначе. Взяв Елец и пленив тамошнего князя Фёдора , Тамерлан не пошёл к Москве, а повернул обратно. Почему?

Тамерлан и его воины. Миниатюра. Фото: Public Domain

Есть три версии событий. Согласно нашей летописи, Русь спасла Владимирская икона Богоматери, которую в преддверии нашествия принесли в Москву. Тамерлану же, якобы, было видение, что некая Царица с несметным воинством ангелов велит ему убраться из пределов Русской земли.

Согласно восточным преданиям, Тамерлан вообще нападал на город Владимир. Но там ему тоже было видение. Вроде бы явился Хызр, исламский праведник, к оторый воевать не велел, а велел просто показать «урусам» свою силу. Для чего Тамерлан, якобы, взял двухлетнего жеребца и бросил его в стены города. Стены рухнули, а Тамерлан крикнул так, «что у воинов отнялся язык от страха и бледность страшная всё лицо покрыла».

В действительности Тамерлан планов завоевания Руси попросту не имел. Его вояж к Ельцу — всего лишь попытка настигнуть одного из убегающих полководцев татар, Бек-Ярык-Оглана . Елец попал под раздачу как бы за компанию.

Правда, русская летопись настаивает на том, что Хромец всё-таки собирался напасть на Русь вторично. Но тут в дело вступил «Генерал Мороз» — ударили холода. Тамерлан, желая согреться, выпил слишком много вина и от этого умер.

Удивительно, но это почти в точности соответствует подлинным обстоятельствам гибели Тамерлана. В начале похода на Китай у него стал сильно болеть живот. Врачи пытались облегчить страдания, прикладывая к животу лёд. Успеха это не имело, и раздосадованный завоеватель действительно принял ударную дозу алкоголя, что вызвало обострение болезни и смерть.



Понравилась статья? Поделитесь ей