Контакты

Методика «Система жизненных смыслов. Простая система для организации сложной современной жизни

Существуют данные о том, что наличие речевого дефектаможет перестраивать всю систему отношений человека к различным значимым для него сторонам жизни, например, к прошлому и будущему, к близким и т.п.

Высоко значимые микросоциальные отношения в семьях заикающихся оказываются достаточно типичными и не имеют как-либо существенных отличий от обычных семей. Речь в связи с семейными отношениями упоминается редко,а конкретно в связи с отцом не упоминается вовсе.

Еще две группы тем характеризуют значимые отношения в структурированных формальных группах (на работе и в школе: «товарищи по работе», «вышестоящие», «подчиненные») и неформальных («друзья, знакомые», «лица противоположного пола», «сексуальная жизнь»). Наиболее положительно заикающиеся всех возрастов оценивают отношения с товарищами по работе, считая, что чаще всего они складываются наилучшим образом на основании партнерства и взаимопонимания. У большинства заикающихся опыт общения с подчиненными весьма ограничен или носит факультативный, временный характер, например, в игре или при выполнении какого-либо конкретного задания. В качестве эквивалента такого опыта можно рассматривать общение с младшими по возрасту. Вообще возраст имеет существенное значение в отношениях заикающихся, о чем свидетельствуют, в частности, данные социометрии. Иногда противоречие социальной роли и возраста партнера становится существенным препятствием для успешного выполнения заикающимся служебных обязанностей. Например, один из молодых пациентов, военнослужащий, теряется, когда ему надо отдавать приказания подчиненному, который старше его по возрасту. Все же в среднем заикающиеся рассматривают свои возможности руководства кем-то как благополучные. Прямые сомнения в возможности выполнения такой роли встречаются крайне редко. Результаты обследования заикающихся с помощью теста Т.Лири и дополнительных шкал MMPI (лидерства, зависимости) подтверждают, что они чаще всего представляют себя в роли «начальника» с точки зрения того, насколько он должен быть «хорошим» для подчиненных. Поэтому наряду с высказыванием готовности навести среди возможных подчиненных порядок и дисциплину, которые также имеют место в их высказываниях, значительно чаще выражается мнение, что подчиненным будет комфортно под их руководством, что они будут добры и справедливы.

Отношение к «вышестоящим» подтверждает такую их позицию - как результат своего не слишком успешного взаимодействия с руководителями. Учащиеся часто отмечают, что испытывают волнение и даже страх при одном только приближении к ним учителя. Иногда отношения с учителем оцениваются подчеркнуто нейтрально: «Когда ко мне приближается мой учитель, я с ним здороваюсь».

Наконец, в таких факультативных, но высоко значимых отношениях, как отношения со сверстниками (товарищами, знакомыми) и партнерами другого пола, выявляются следующие особенности. Положительно их оценивают только 37 % заикающихся, что резко отличается от высокой доли положительных оценок взаимодействий с деловыми партнерами. Это может свидетельствовать либо о склонности заикающихся давать формально положительные оценки, ориентированные на социально поощряемые Нормы, либо о том, что деловые отношения «снимают» субъективные затруднения, связанные с речью. Решение в пользу одной из трактовок может дать более детальный анализ ответов заикающихся.

Отношения к лицам противоположного пола в среднем чаще (в 55 % случаев) являются положительными, причем для заикающихся мужского пола это преобладание более выражено по сравнению с лицами женского пола (соответственно 58, 7 и 51, 5%). Вместе с тем, хотя формальных отказов продолжать предложения На эту тему нет, они зачастую носят стандартный, обезличенный характер, вроде такого: «Все мальчики должны быть сильными и умными, а все девочки красивыми».

Систему отношений позволяет также исследовать специальная методика, разработанная в Санкт-Петербургском психоневрологическом НИИ им. В. М.Бехтерева. Она интегрирует их в так называемый тип отношения к болезни. В таблице 5 приведены данные об отношении к своему речевому дефекту взрослых заикающихся, больных с дисфонией функциональной и органической этиологии и безгортанных больных.

Оказалось, что у 72 % заикающихся наблюдается преобладание одного из 12 возможных типов реагирования на болезнь. При том степень выраженности отдельных типов реагирования различна. Наиболее выражены сенситивный тип реагирования (соответственно у детей и взрослых - 19,8±9,5 и 23,0±9,4), гармоничный (15,8±20,3 и 18,4±21,8), эргопатический (22,8±8,6 и 17,4±17,0), наименее - паранойяльный (3,0±2,4 и 5,8±4,7) и апатический (3,2±4,8 и 5,0±5,7). Сходные данные получены при обследовании детей и взрослых независимо от их пола. Смешанный и диффузный типы единичны. Также можно говорить о достоверном преобладании адаптивных типов реагирования, а из неадаптивных в большей мере интрапсихического типа. Выявлена тенденция к более выраженным в среднем реакциям различного типа при наличии более высокой речевой тревоги.

Также данная методика позволила показать специфику системы отношений 30 взрослых больных с нарушениями голоса органического и функционального характера (соответственно 10 и 20 человек) и 10 больных, у которых была произведена экстирпация гортани. Наряду с общими для всех больных с речевыми и голосовыми нарушениями выявлены некоторые различия отдельных групп больных.

Для оценки неосознаваемых отношений заикающихся был использован вариант метода незаконченных предложений Сакса и Сиднея, а также рисунок «Я и Заикание». Результаты показали, что во всех обследованных группах по отношению к большинству тем отчетливо преобладают положительные оценки. Общим является также признание наличия у них страхов и чувства вины, наиболее выраженные у заикающихся женщин. В отношении некоторых тем наблюдается более факультативное преобладание отрицательных оценок над положительными, например, у девочек младшего школьного возраста наблюдается отрицательное отношение к себе и «подчиненным», т.е. к младшим, у мальчиков старшего школьного возраста - по отношению к «вышестоящим» (обычно учителям), а у взрослых мужчин и женщин оно выражается в виде неудовлетворенности собой и своим прошлым.

Таблица 5. Распределение средних значений отдельных шкал методики «Тип отношения к болезни» в группах взрослых заикающихся (I), больных с дисфонией функциональной (II) и органической (III) этиологии и безгортанных больных (IV)

№ п/п Типы отношения к болезни I II III IV
1 Гармоничный 18, 4 8, 5 14, 2 23, 0
2 Эргопатический 17, 4 20, 1 24, 4 21, 2
3 Анозогнозический 13, 4 13, 0 6, 1 8, 2
X Блок I 16, 4 13, 9 14, 9 17, 7
4 Тревожный 9, 8 10, 6 11, 9 4, 8
5 Ипохондрический 9, 5 9, 3 12, 1 8, 8
6 Неврастенический 8, 5 11, 4 11, 8 5, 6
7 Меланхолический 6, 3 4, 8 4, 9 0, 8
8 Апатический 5, 0 0, 9 3, 5 1, 8
X Блок II 7, 8 7, 4 8, 8 4, 4
9 Сенситивный 23, 0 18, 3 23, 6 19, 6
10 Эгоцентрический 10, 1 9.5 10, 9 10, 2
11 Паранойяльный 5, 8 7, 4 6, 7 4, 6
12 Дисфорический 6, 7 8, 0 5, 2 3, 2
X Блок III 11, 4 10, 8 11, 6 9, 4

Анализ рисунков позволил установить ряд закономерностей. В рисунках с изображением заикания по сравнению с другими темами (дом, дерево) заикающиеся используют достоверно больше различных цветов (Р<0, 01), что свидетельствует о более эмоциональном отношении к этой теме. У детей старшего школьного возраста выявлена достоверная положительная корреляция, равная 0,4 (Р=0, 004), размеров изображения самого себя с объективной тяжестью заикания и достоверная отрицательная корреляция, равная 0, 34 (Р=0, 01), размеров изображения самого себя с размерами изображения «заикания».

Таким образом, ценностно-мотивационный аспект эмоциональной компоненты внутренней картины речевого дефекта, формирующиеся защитные механизмы при речевых нарушениях достаточно дифференцированны, они обусловлены в определенной степени самим дефектом, индивидуальными психическими особенностями человека, его возрастом, полом. Вес и конкретная роль каждого из перечисленных факторов во внутренней картине речевого дефекта носят строго индивидуальный характер. Обычно осознание ценности речи (степень фиксации на своем дефекте) независимо от характера речевого нарушения нарастает постепенно с возрастом и отчетливо отделяется человеком от состояния общего здоровья.

Тревожный комплекс отражает механизмы реализации программ адаптивного поведения. При хроническом протекании патологии речи или при сопряженном с опасностью для жизни характере основного заболевания тревожный комплекс становится малодифференцированным, что проявляется в увеличении корреляционных связей между разными его компонентами и резистентностью (нечувствительностью) к терапевтическим воздействиям.


Похожая информация.


Museness:
я для себя решил чётко вот что. дом у меня там, где все мои занятия. ты же знаешь, я помешан на развитии. более того, я часто переключаюсь между занятиями. одного компа или природы, да и книг мне мало. мне нужно чтобы были всякие секции, чтобы плавать где-то, волейбол на улице там, футбол... а дома гитара, фортепиано, интернет, игры и т.д. чем больше возможностей, тем лучше. они даже могут остаться неиспользованными, но главное, чтобы они были.
это как бы большое количество игрушек. каждая из них быстро надоедает, но интерес возникает снова. то место, где этого больше, оно мне и интересней. на данный момент это Красногорск. Но если получится найти нечто похожее с более тёплым климатом, то я, конечно, попробую.
Ты вот совсем другой. У тебя нет такой потребности всё время в движняке быть. Не знаю поэтому, понимаешь ли ты меня. Может по сути у тебя так же, а может и иначе. Как оно?

Я обратил внимание, что ты как-то часто стал употреблять в конце спича уточнения, типа "Понимаешь?" :) Понимаю, что подразумевается совсем другое, однако выглядит и воспринимается немного так, словно бы ты всякий раз сомневаешься в умственной состоятельности собеседника. :)

Как по мне, тут запутка в понятиях "понимать" и "разделять". Понимать я, да, вполне понимаю, что вот у тебя оно вот так, как ты описываешь. И даже более-менее представляю, как, приблизительно, это ощущается изнутри.

А вот разделить - не, не всё, конечно, могу. Люди разные, и у меня в натуре многое иначе.

Что касается того, что дом там, где моя деятельность - в целом, да, тоже так. Все ли занятия, я не знаю, но местонахождение у меня конечно подчинено текущим интересам и ситуации. А у кого-то кардинально не так разве? По-моему, дом может стоять выше или ниже по отношению к остальным приоритетам, но все равно остается производным сферы интересов и деятельности, не?..

А насчет много занятий и потребности суетиться быть в движняке - ну да, тут иначе, ты знаешь.

У меня, наоборот, существенный скачок качества жизни произошел, когда я позволил себе НЕ заниматься множеством вещей из тех, что я занимался только потому, что так принято, потому, что этим занимаются другие, потому, что эти другие внушали мне, что это - важно, нужно, интересно и хорошо (а миллионы хомячков же не могут ошибаться), потому, что привык, потому, что боюсь что-то упустить или потерять. Или просто делал, не осознавая толком, зачем. И которые не доставляли мне подлинного удовольствия.

Не праздновать праздники. Не ходить по мероприятиям, музеям, экскурсиям, концертам. Не смотреть телевизор. Не тратить время на ненужные встречи и болтовню. Не дорожить общением просто ради самого факта общения, если оно не несет ничего полезного и/или приятного. Не стремиться к отношениям. Не хотеть заводить детей и домашних животных. Не гнаться за материальными благами и официальной карьерой. Вообще - уйти из гонки за общепринятыми "бонусами" жизни, не имеющими лично к моей сути и моим собственным интересам никакого отношения.

Не пытаться прокачать скилы в слабых своих сторонах, а сделать упор на сильные.

Это отдельная вообще была "статья расходов". Достойная занесения в анналы и долгих рыданий. :) Много лет до этого я занимался именно тем, что прокачивал скилы в тех вещих, которые были, как я понял позже, просто мне не интересны. Потому, что подспудно именно их считал слабыми зонами, и хотел быть универсальным и всесторонне развитым человеком. В работе, в личных отношениях, в хобби.

Я знатно многие из них прокачал. Пока вдруг не понял, как низкоэффективен я из-за этого упора на слабые стороны, вместо сильных. И что я планомерно и последовательно сам себя предаю, в попытке сделать из себя то, чем не являюсь, и являться внутренне не хочу. И что мой внутренний ребенок уже так мною же самим придушен, что даже плакать толком не может.

И я перестал заниматься огульной прокачкой всех подряд "слабых сторон". И снова стал делать упор на сильные. На то, что мне нравится, интересно и хорошо получается. На специализацию и концентрацию, а не на хватающуюся за всё подряд "универсальность".

Когда я позволил себе всего этого НЕ делать - то сами собой выплыли на свет собственные желания и интересы. Их оказалось не так уж много, но более чем достаточно, чтоб заполнить жизнь до краев.

И, поскольку осталось очень мало лишнего, то и эффективность сразу возросла в разы. А когда я стал уделять внимание своим сильным сторонам - то все нужные "слабые" вдруг сильно подскочили сами собой. До такой степени, которая и не снилась мне в предыдущие годы борьбы за "универсальность". Ибо внимание к себе и уважение к своим желаниям и интересам оказалось великой силой.

Это было, как выбрасывать ненужные бесполезные вещи. Становилось всё легче и легче. И, да, это так же прекрасно, как с вещами, когда понимаешь, что вся твоя жизнь укладывается в маленький рюкзачок за спиной, и ничего больше тебя не сковывает и не тяготит. Так же легко становится, когда понимаешь, что же ты такое есть, и выбрасываешь навязанные желания и ценности. Остаётся всё только действительно важное и необходимое.

Мне не надо много игрушек. Мне нужны свои игрушки - действительно интересные, любимые и дорогие. Которые дают больше радости и пользы, чем забирают. А остальное - нахер. Когда ты налегке - гораздо легче шевелиться и точнее движения, чем когда ты увешан грудой хлама.

Правда, это ощущение минимализма настолько эйфорично, что на него реально подсаживаешься. Что, конечно, тоже некоторая крайность, факт.

Понимаешь? (ц) :)

Комментарии

    Один мой друг меня тоже всё время этим "понимаешь" передразнивает. да, я не всегда уверен в том, что собеседник понимает. и это понимаешь есть некое приглашение к диалогу.
    что касается твоей сконцентрированности в одну сторону, это я всё помню, мы с тобой не раз обсуждали. только сейчас ты сформулировал это очень чётко и железобетонно, так что очень даже приятно читать.
    могу только вот что сказать. отрицать тот период, что ты гнался за универсальностью как ошибочный тоже наверное не станешь, правда? Кто знает. Может тебе нужно было прокачать все эти слабые стороны, чтобы успокоиться и заняться сильными.
    Я не знаю, как оно выйдет в будущем. Да, я сейчас занимаюсь слабыми сторонами. Потому что моё идеальное я по этим показателям не соответствует актуальному. Пытаться здесь себя переубедить и перенаправить бесполезно. Тем более, что я себя не насилую, а получаю от этого дела кайф.
    Всему своё время.

    Ну и спасибо. что делишься своим опытом. ты старше, ты дольше живёшь, ты большой - тебе виднее.

    Мне кажется, что "понимаешь" - это скорее маркер потребности в обратной связи, умственная состоятельность собеседника тут не особо при делах, кмк. Никто не станет заводить серьезный разговор с другим, в чьей способности к пониманию тебя не уверен. так как-то сейчас это вижу.

  • отрицать тот период, что ты гнался за универсальностью как ошибочный тоже наверное не станешь, правда?

    Нет, не стану. В тот момент мне этого хотелось. И я даже думаю, что это был полезный опыт. И что, не удели я этому сомнительному занятию столько внимания раньше, меня вполне могло изрядно колбаснуть с этой темой позже. Например, сейчас. Когда это было бы гораздо труднее, ведь я бы уже изрядно "закостенел" в своих сильных сторонах, и привык бы опираться только на них.

    Потому, что сейчас я как раз смотрю на тех своих ровесников, которые "пошли другим путем" и, по крайней мере, в работе, сразу уделяли внимание сильным сторонам - и вижу, как они говорят: "Я же больше НИЧЕГО НЕ УМЕЮ". Первое время я даже не верил, что можно чувствовать вот так. Как можно считать, что ты больше ничего не умеешь? Каждый человек столько всего может - только возьмись! А потом вдруг понял, что именно так и только так и ощущает себя человек, который всю жизнь зарабатывал деньги только за счет своих сильных сторон. Прочувствовал это.

    Так что, нет, по меньшей мере, утешать себя тем, что это было не зря, я уж точно в полном праве. :)

  • JUL:
    Мне кажется, что "понимаешь" - это скорее маркер потребности в обратной связи

    Ну, у Юрки-то по факту именно так и есть, да. Типа потребности, чтоб иногда "кивали".

    Но в личном общении это понятно, а на письме все же выглядит достаточно специфично, типа: "ау, чувак, ты вообще меня головой читаешь, или какой-нить другой частью тела, через которую хуже доходит?" :) )

    Хотя, я и в личном общении особо не киваю. Молчу и слушаю, и собеседнику непонятно зачастую, слышу я, или уже отключился и в своих мыслях где-то. Это как раз с ним и выяснилось, кстати. :)

    Но там-то один раз говорят. А тут-то можно перечесть неоднократно. :D

  • Никто не станет заводить серьезный разговор с другим, в чьей способности к пониманию тебя не уверен.

    Мы никогда не можем, по-моему, знать, какой разговор кем будет сочтен серьезным, а какой - нет. :)
  • С универсальностью и специализацией оно мне видится так, что сначала мы все получаем общее образование, а потом уже выбираем специальность.
    но вот слабые и сильные стороны, по каким критериям ты их друг от друга отделил? мне приходят на ум только положение функций у Афанасьева. Так в этом случае да, я занимаюсь практически исключительно нижними. А верхние, они как бы сами собой шпарят, развиваются на автомате.

    Я просто смотрю, что у меня хорошо получается. Что нравится делать самому и, при этом, высоко оценивается окружающими.

    И потом, я просто знаю себя. Я же живу с собой каждый день. Засыпаю с собой, просыпаюсь с собой и даже, собственно, сплю с собой. :) ) Ежесекундно себя наблюдаю во всех ситуациях, в которых оказываюсь. :) Я вполне в курсах, какие у меня, чисто по жизни, сильные и слабые стороны. Для этого Афанасьева никакого не надо. :)

    Так вот серьезные результаты, достижения, прорывы и развитие таланта куда более вероятно именно в этих сильных сторонах, а не в "слабых". Если ими заниматься. А если нет - способности так и останутся способностями. Нереализованными. Или - мало реализованными. И вот в этом отношении я проебал довольно много лет.

    Ясно. ну дальше уже без конкретики не выйдет. я вот получается, следуя твоему описанию, развиваю сильные стороны. теперь осталось только спросить: считаешь ли ты, что это не так? ведь я тоже с собой живу, сплю и просыпаюсь.

    Ого, какая серьезная тема выплыла.

    Ну, про себя могу сказать, что я тоже последние несколько лет стараюсь себя слушать и следовать своим потребностям. В плане внешних занятий оно всегда так было (учеба по призванию, работа по душе, хобби по интересам). Тут скорее идет о физическом и эмоциональном состоянии.

    Причем, я не могу сказать, чья позиция мне ближе. Иногда мне нужен внешний мир и масса впечатлений. Иногда - мир внутренний и сконцентрированность на задаче. Как-то оно от настроения зависит. От погоды. От фазы луны.

    Единственное, что у меня есть склонность "залипать" в состоянии, которое уже исчерпало себя, как мне кажется. Типа лошадь умерла, а я еще не верю и пытаюсь ехать. Поэтому иногда приходится себя за уши поднимать и менять вид деятельности насильственно. Или, наоборот, чего-то хотеть и долго отказывать себе в этом желании. Большая инерция нервных процессов, как-то так :) если насчет музеев и экскурсий понимаю, но не всегда разделяю, то концерты, мне кажется, так оптом отвергать не стоит все-таки. Потому как в некоторых случаях исполнение вживую превосходит запись на порядок по воздействию, а иногда и записей нормальных нет у людей. Музеи и экскурсии - вещь достаточно искусственная и вторичная, а с развитием Интернета и не сильно нужная в плане информации. Но музыка существует не только как чистая информация, поэтому записи не всегда и не все отражают. Живая музыка, как и некоторые места природы, древние храмы и т.п. - источник эмоций, а стало быть, энергии :)

  • я вот получается, следуя твоему описанию, развиваю сильные стороны. теперь осталось только спросить: считаешь ли ты, что это не так?

    Считаю ли я, что ты не развиваешь сильные стороны?..

    Ну, это действительно тебе-то лучше знать. Это ж ты сам, вроде, выше написал, что занимаешься слабыми.

    Я считаю, что, вероятно, развиваешь. Другой вопрос, какая часть внимания (а значит - и энергии) им уделяется из всего объема.

    Но у тебя, во-первых, тип нервной системы другой - требуется часто переключаться и т.п., а во-вторых, выстраивание некоего себя, более приближенного к идеальному о себе представлению, может, действительно, в данный период времени, стоять в приоритетах выше стремления к каким-то реальным достижениям и к максимальному соответствию себе самому и комфортности занимаемого места в мире (когда знаешь, чем ты являешься, зачем ты нужен, и в каком направлении тебе двигаться).

    Тут, и вправду, всему свое время, и время это у всех - разное.

  • если насчет музеев и экскурсий понимаю, но не всегда разделяю, то концерты, мне кажется, так оптом отвергать не стоит все-таки. Потому как в некоторых случаях исполнение вживую превосходит запись на порядок по воздействию, а иногда и записей нормальных нет у людей. Музеи и экскурсии - вещь достаточно искусственная и вторичная, а с развитием Интернета и не сильно нужная в плане информации. Но музыка существует не только как чистая информация, поэтому записи не всегда и не все отражают. Живая музыка, как и некоторые места природы, древние храмы и т.п. - источник эмоций, а стало быть, энергии

    Ты так говоришь, как будто я всё это огульно отрицаю. :)

    Раз) Я вообще не отрицаю, что это может нравиться и быть интересно другим.
    Два) Я не отрицаю, что и мне какие-то конкретные экскурсии, музеи, концерты и мероприятия (да что угодно) могут быть вполне интересны.

    Я не стремлюсь выработать какую-то систему, как правильно жить, согласно которой следует, например, совершенно исключить именно эти явления. Вовсе нет. Я просто привел примеры того, что позволил себе не делать, и это повысило мое качество жизни.

    Это не значит, что я РЕШИЛ СОВСЕМ не делать чего бы то ни было из вышеозначенного.

    Мне система того, "как правильно жить" не нужна в принципе. Я и так знаю, без системы. :)

Методика «Система жизненных смыслов»

Методика В.Ю. Котлякова была выбрана для выявления системы жизненных смыслов респондентов. Впервые методика «СЖС» была опубликована в 2004 году, и с того времени неоднократно использовалась при написании различных научных трудов специалистами из таких областей, как психология, педагогика, философия с применением обширной базы данных и серьезного математического аппарата; таким образом, валидность и надежность методики «СЖС» многократно испытана . В Приложении 3 представлен бланк данной методики и таблицы обработки результатов.

Инструкция к методике: «Перед вами список из 24 утверждений. Это перечень жизненных смыслов, на которые могут ориентироваться люди в своей жизни. Прочитайте, пожалуйста, внимательно весь список. <…>

Теперь Вам предстоит сделать мягкую рейтинговую оценку представленного списка. Для этого выберите из списка 3 утверждения, которые занимают 1-е место в системе Ваших личных жизненных смыслов, затем 3 утверждения, которые Вы могли бы поставить на 2-е, на 3- е и т.д. до 8-го места. Запишите порядковые номера этих утверждений в таблицу».

альтруистический ЖС - основан на потребности человека бескорыстно помогать другим людям, оказывать содействие, делать добро, служить общему благу, пренебрегая собственной выгодой;

экзистенциальный ЖС - основан на потребности человека придавать ценность самому проживанию жизни, иметь свободу выбора, испытывать любовь во всех ее проявлениях;

гедонистический ЖС - основан на потребности человека получать удовольствие от жизни, быть счастливым, наслаждаться всем разнообразием доступных человеку эмоций и ощущений;

статусный ЖС - основан на потребности человека занимать высокое положение в обществе, активно строить карьеру, добиваться успеха и признания в глазах окружающих;

коммуникативный ЖС - основан на потребности человека общаться с другими людьми, переживать эмоции, связанные с общением, чувствовать свою нужность и причастность к жизни других людей;

семейный ЖС - основан на потребности человека заботиться о членах своей семьи, жить ради семьи, передавать все лучшее собственным детям, участвовать в судьбе родных и близких людей;

когнитивный ЖС - основан на потребности человека познавать жизнь, разбираться в противоречиях окружающего мира и собственной личности, искать смысл и причины происходящего;

ЖС самореализации - основан на потребности человека исполнить свое предназначение, реализовать все свои способности и возможности, совершенствовать свою личность и отношения с окружающим миром.

Для подсчета результатов мы пользовались таблицей «Рейтинг категорий жизненных смыслов» (Приложение C). Чтобы определить вес (сумму ранговых значений) категорий жизненных смыслов, мы записывали напротив каждого порядкового номера утверждения ранг (место), который испытуемый присваивал этому утверждению в таблице «Рейтинг представленности жизненных смыслов». Затем подсчитывалась сумма ранговых значений, и, таким образом, определялся вес всех категорий ЖС.

Представленность каждой из категорий в личной системе жизненных смыслов респондента можно оценить следующим образом:

18-24 балла - игнорируемые жизненные смыслы; 10-17 баллов - нейтральные жизненные смыслы; 3-9 баллов - ведущие жизненные смыслы.

Для удобства восприятия результатов мы переводили полученные баллы по принципу обратной шкалы: если при первичной обработке высокие баллы означали слабую представленность того или иного жизненного смысла, то при переводе высокие баллы стали отражать ведущие жизненные смыслы.

Методика В.Н.Куницыной «ЦО-36»

Методика В.Н. Куницыной «ЦО-36» (ценностные ориентации - 36 позиций) представляет собой модификацию ценностного опросника Ш. Шварца . Методика используется в научных исследованиях с 2005 года для изучения ценностных ориентаций. В отличие от исходной, методика В.Н.

Куницыной включает в себя 36 ценностей, вместо 58, которые можно сгруппировать в 10 блоков, а затем объединить в три группы: семейные, индивидуальные и общечеловеческие и нравственные ценности. В нашем исследовании мы использовали группировку в три указанных выше блока, а также рассматривали каждую из 36 ценностей.

Инструкция: «Прочтите список ценностей, выберите важные для вас; одну, самую главную оцените цифрой 12, две следующих важных - цифрой 11; затем 3 также достаточно важных - цифрой 10. Затем выберите ценность, наиболее противоречащую вашим жизненным принципам, и отметьте ее знаком - 0... Если здесь нет такой ценности, выберите ту, что является наименее важной для вас и отметьте ее цифрой «0». Затем отметьте цифрами от 1 до 9 (на данные баллы нет ограничений) оставшиеся ценности. Убедитесь, что отметили все 36 ценностей».

Текст методики смотрите в Приложении D.

Инструкция

Итак. Остановитесь. Просто немного притормозите, чтобы подумать о своей жизни и о том, что и зачем вы делаете. Само собой, если вы в настоящее время заняты действительно важным делом, закончите его и выкроите немного времени на раздумья о своей жизни, о её настоящем, будущем и прошлом. Это реально важно, потому что очень часто мы погружаемся в суету дел, забывая о самом смысле наших действий. Человек, который медленно идет верным курсом, придёт к цели быстрее, чем тот, кто быстро идет неверным.

Остановились? Двигаемся дальше. Определите, какие цели в жизни вы преследуете. Но давайте с вами сразу уясним, у всех людей в этом мире глобальная цель одна – быть счастливым, а точнее, получить как можно больше счастья в жизни и за ее пределами. Возьмём для примера двух людей. Первый все дни напролет играет в компьютерные игры, второй – большой и помогает людям в странах третьего мира. С первым всё ясно – он играет в игры, потому что ему так хочется, потому что он счастлив, когда в них играет. Второй же – с виду настоящий альтруист, живет не ради себя, а ради других. Но давайте присмотримся к нему поближе. Он помогает людям, почему? Потому что он так хочет, его никто не заставляет этого делать и у него нет особой нужды быть альтруистом, но он всё равно делает то, что делает. Он удовлетворяется свою потребность, его счастье заключается в том, чтобы ощущать себя неким членом этого общества. И так везде и всюду. Первоочередная цель всех людей – удовлетворение своих потребностей, получение счастья от этого.

Итак, уяснили. У всех нас единая цель – быть счастливыми, теперь нужно конкретизировать цели. В самом деле, люди становятся счастливыми из-за чего-то, будь то покупка новой вещи или сдача экзамена в институте. К примеру, можно придумать подобные цели: создать счастливую семью, вести здоровый образ жизни, получить диплом о высшем образовании и т.д. Пусть вас не смущает формулировка некоторых целей – главное, чтобы вы понимали, чего хотите достичь. Не забывайте, что все цели иерархичны. У получения того же диплома могут быть подцели: сдача экзамена, отработка практики и т.д.

Двигаемся дальше: помимо целей, хорошо бы иметь определённый список достижений, которые вы хотите выполнить. К примеру, в компьютерных играх может быть указано достижение «выполнить какое-либо задание на высоком уровне сложности», но вы же можете придумать то, что интересует именно вас, к примеру, среди жизненных достижений может быть что-то вроде поездки на остров Пасхи или . Вообще, рассматривать себя как персонажа игры в какой-то степени полезно. Вы постоянно «прокачиваете» своего персонажа, почему бы вам не начать «прокачивать» себя? В игре ваш герой может иметь навыки, умения и опыт, так же как и вы, к примеру, можете развивать свои навыки , программирования и т.д. Достижения же помогут вам осознать, зачем вы делаете сейчас то, что делаете, а на старости лет просмотреть список того, что вы достигли и улыбнуться тому, что жизнь прожита не зря.

Итак, мы определили, что основа основ – цели и бесконечные ответвления подцелей. Что же ? Всё просто и банально. Делать то, что важнее. Сейчас объясню. У человека существует бесконечное множество дел и занятий. Если человек говорит, что ему нечем заняться, он глубоко ошибается. Занятия есть всегда и их бесконечное множество. Главное здесь – понять, что, к сожалению, в сутках 24 часа и придётся отбирать основные дела и отбрасываться менее важные. Ваша цель – разбогатеть и ездить на Ferrari? Значит, для вас первоочередными являются занятия, которые приносят прибыль, такие как открытие своего дела. Таким образом, у вас в подсознании должна быть своеобразная лента дел, отсортированных по уровню важности для вас, которая постоянно меняется (дела ведь тоже со временем могут терять и набирать свою значимость). Для того чтобы как-то запоминать основные моменты и не держать всё в голове, очень полезно записывать дела, делать какие-то заметки и т.д.

Вот, в принципе, вся основная концепция систематизации жизни. Есть бесконечное множество тонкостей, которые вы сами сможете разрешить для себя, принципы, которые подойдут именно вам, исходя из ваших стремлений. Живите и выигрывайте в жизнь, ведь вы победитель по жизни. Я точно это знаю.

Видео по теме

Обратите внимание

Ни в коем случае нельзя излишне увлекаться записыванием своих дел и заметок, ведь очень часто время, которое вы тратите на запись неважных дел, вы могли бы потратить с большей пользой, например, сделав это самое дело.

Полезный совет

Чаще думайте о своей жизни, ведь в действительности у вас есть много времени, пока вы, к примеру, моетесь, чистите зубы или моете посуду. Анализируйте все, что происходит, и старайтесь изменить жизнь так, чтобы в вашей жизни все было хорошо.

Жизнь человека считается высшей ценностью в обществе. И все же, находятся люди, которые готовы отказаться от своей драгоценной жизни. Чаще всего, это происходит во время серьезных личных неприятностей и общественных кризисов. Близкие и любящие люди могут отговорить дорогого человека от рокового решения и помочь сохранить жизнь.

Инструкция

Если близкий, оказавшийся на грани, верит в Бога, нужно сказать ему, что попытка самоубийства неизбежно приведет его в еще худшее состояние. Люди, которые пытались покончить с собой и были реанимированы, рассказывают, что видели ужасных существ и испытывали непереносимые муки. Самоубийство , потому что уже нет возможности что-либо исправить и осознать. Человек прерывает свой жизненный цикл, находясь во власти эмоций. Он перестает воспринимать жизнь как самый драгоценный дар, и полагает, что с его уходом все проблемы и мучения исчезнут.

Состояние, от которого самоубийца пытается уйти, останется с ним навечно. Все проблемы решить можно только в земной жизни, в вечности же уже ничего не получится исправить. За

Что важно для вас и что является ? Каждый человек, которому будет задан такой вопрос, ответит на него индивидуально. Один скажет, что самое главное в жизни – это карьера и достаток, другой ответит, что этот власть и статус в обществе, третий приведёт в пример семью, отношения и здоровье. Перечислять можно довольно долго, однако нам нужно лишь понять, что то, что является важным для человека, управляет его действиями. Исходя из того, какие у него приоритеты, он будет заводить друзей, получать образование, выбирать место работы, другими словами, выстраивать свою жизнь.

И тема настоящей статьи – это жизненные приоритеты, а если сказать более точно – жизненные ценности. Далее мы поговорим о том, что это такое, какие вообще бывают ценности и как происходит формирование их системы.

Что такое жизненные ценности?

Итак, жизненными ценностями человека можно назвать ту шкалу оценок и мер, при помощи которой он выверяет и оценивает свою жизнь. В различные периоды существования человека эта шкала трансформировалась и видоизменялась, но определённые меры и оценки присутствовали в ней всегда и продолжают присутствовать сейчас.

Жизненные ценности человека являются абсолютными величинами – они занимают первое место в его мировоззрении и оказывают прямое воздействие на то, какие направления жизнедеятельности будут для него приоритетными, а что он будет воспринимать как второстепенное.

Какие бывают жизненные ценности?

В первую очередь следует указать на то, что система жизненных ценностей человека может состоять из нескольких элементов:

  • Общечеловеческие ценности
  • Культурные ценности
  • Индивидуальные ценности

И если первые два элемента обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о том, что хорошо и что плохо, что важно и что второстепенно, а также особенностями той культуры, в которой родился и воспитывался человек, то к третьему элементу можно отнести сугубо субъективные мировоззренческие особенности. Хотя и в этом случае можно выделить нечто общее, что объединяет жизненные ценности всех людей вообще.

Таким образом, к общей системе жизненных ценностей человека можно отнести:

  • Здоровье – оно является одной из основных жизненных ценностей, разделяемой множеством людей и ценимой довольно высоко. Но к здоровью можно отнести не только или духовное благополучие, но и благополучие социальное, выражающееся в отсутствии социальных кризисов в жизни. Особого внимания заслуживают показатели физического и социального благосостояния, которые отражаются на внешней привлекательности и в атрибутах социального положения, таких как общественный статус, обладание определёнными вещами, соответствие стандартам и брендам;
  • Успех в жизни – ещё одна ценность, которая находится в почёте на протяжении долгого времени. Получение является залогом стабильного будущего, успешной карьеры, наличие и общественного признания – всё это важно для многих людей. Но в это же время достаточно велико и число приверженцев так называемого дауншифтинга – явления, в котором люди, уже сумевшие достичь успеха и социального статуса, приходят к пониманию того, что уже нет сил выносить социальный прессинг, отходят от дел и уходят в простую жизнь, дабы сохранить душевное равновесие и целостность. На сегодняшний день особо ценным является навык приспособления к разным условиям и обстоятельствам жизни и способность зарабатывать, не работая по найму;
  • Семья – остаётся одной из главных жизненных ценностей для людей всего мира, невзирая на то, что сегодня наблюдается тенденция отказа от браков, тем более ранних, отказа от рождения детей, а также пропаганда однополых отношений. Кроме того, даже тот факт, что в наше время можно использовать деньги для получения бесконечного количества сексуальных связей и видимости любви, не может идти ни в какое сравнение с тем, что для людей по-прежнему остаются значимы настоящая семья и потребность в продолжении рода;
  • Дети – и здесь мы снова можем сказать, что, несмотря на пропаганду отказа от детей (чайлдфри) для подавляющего числа людей дети продолжают оставаться смыслом существования, а рождение и воспитание потомства превращается в . И огромное значение здесь отводится возможности для человека оставить после себя потомство, как след, а также передачи своего жизненного опыта и закрепления своего индивидуального «Я» в том, что будет продолжать существование дольше его самого.

Руководствуясь всем этим, можно сделать вывод, что система жизненных ценностей людей, которой они руководствуются в течение всей своей жизни, в большинстве случаев представлена их стремлением к самореализации, и передачи её во времени.

Но, помимо перечисленных жизненных ценностей, можно назвать и ряд других, которые также встречаются очень часто:

  • Близость с близкими людьми
  • Друзья
  • Свобода суждений и поступков
  • Независимость
  • Работа, соответствующая жизненному предназначению
  • Уважение и признание со стороны окружающих
  • и открытие новых мест
  • Творческая реализация

Различия же в жизненных ценностях и приоритетах объясняются тем, что люди отличаются по . Это говорит о том, что и ваша система жизненных ценностей совершенно индивидуальна, но то, что для вас имеет наибольшее значение, и то, что вы цените, как самое главное в жизни, для кого-то другого может быть совершенно ничего не значащим или вообще отсутствовать в его системе ценностей. Хотя, конечно же, вещи, значимые для всех и каждого, как и моральные ценности, имеют место быть, независимо то того, где рождён человек и в какое время.

Теперь же давайте поговорим на тему того, как происходит формирование системы жизненных ценностей.

Особенности формирования системы жизненных ценностей

Система жизненных ценностей каждого человека начинает формироваться уже с первых лет его жизни, однако окончательно она формируется лишь к достижению ответственного возраста, т.е. примерно к 18-20 годам, хотя и после этого может в чём-то меняться. Сам же процесс её формирования проходит по определённому алгоритму.

Схематично данный алгоритм можно выразить так:

  • Стремление > Идеал
  • Стремление > Цель > Идеал
  • Стремление > Ценности > Цель > Идеал
  • Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал

Однако впоследствии между всеми этими пунктами появляется ещё один – этика, в результате чего вся схема приобретает следующий вид:

  • Стремление > Этика > Средства > Этика > Ценности > Этика > Цель > Этика > Идеал

Отсюда получается, что в первую очередь возникает идеал и само стремление к этому идеалу. Идеал, который также можно назвать образом, если к нему не возникает стремления, уже таковым не является.

На первой стадии, чаще всего являющейся инстинктивной, идеал нейтрален с этической точки зрения, т.е. его нельзя как-либо оценить, да и формироваться он может в виде чувственно-эмоциональной субстанции, содержание которой определить довольно сложно. Смысл же, который придаётся идеалу, формируется только на стадии трансформации в цель. И только после этого, достигая третьей стадии, происходит формирование ценностей, служащих ресурсами, условиями и правилами для , которая ведёт к идеалу. А весь алгоритм, в конце концов, завершается так называемой инвентаризацией необходимых и имеющихся средств по достижению цели.

Каждый элемент представленного алгоритма крайне важен, однако нужно обратить внимание на то, что идеал, цель и средства формируются и выбираются под воздействием не только потребностей, но и норм этического характера, которые как бы «фильтруют» все стадии алгоритма. Одновременно с этим, этические нормы могут иметься в сознании человека, а также в массовом сознании, представляя собой результаты действия предыдущих алгоритмов, а значит, и восприниматься как «существующие объективно». Кроме того, они могут формироваться и как новые, будучи обусловленными вновь возникшим идеалом и соответствующим ему алгоритмом.

Жизнь любого человека, о чём мы уже упоминали, с самого детства начинает подчиняться данному алгоритму, причём не важно, чего это касается: выбора будущей профессии, любимого человека, политических или религиозных взглядов и совершаемых поступков. И здесь особую роль играют именно «идеалы», независимо от того, существуют они в сознании человека или в его подсознании.

Подытоживая, можно сказать, что система жизненных ценностей человека является достаточно стабильной структурой, несмотря на то, что подвержена изменениям, как небольшим, так и глобальным. А осознание самим человеком своей системы жизненных ценностей – это первый шаг на пути к пониманию своего .



Понравилась статья? Поделитесь ей