Контакты

Научная фантастика самые известные звездные системы. Жанр "научная фантастика"

В последнее время любое научно-фантастическое произведение непременно вызывает волну комментариев со стороны учёных. Как на самом деле работала бы чёрная дыра из «Интерстеллар»? Смог ли бы реальный Марк Уотни выжить на реальном Марсе? Что правда, а что нет в «Гравитации»? Все хотят знать, как жанр, имеющий в своём названии слово «наука», на деле с ней связан. Не секрет, что писатели-фантасты сами подчас были учёными и что многие научные деятели вдохновлялись фантастическими сюжетами, работая над своими открытиями или изобретениями. Григорий Пророков расспросил несколько учёных об их любимых научно-фантастических романах, о том, как они на них повлияли, и насколько события книг достоверны с точки зрения науки.

Николай Кукушкин, биолог

В сказке законов нет - весь мир полностью зависит от воли автора. Поэтому сказка в преломлении к реальности имеет очень ограниченное применение: образное, метафорическое, эмоциональное. Научная фантастика - это литературный эквивалент такого понятия, как мысленный эксперимент. То есть все законы - физические, биологические, социальные, - в отличие от сказки, здесь присутствуют. Но с чётко оговорёнными изменениями. Всё как обычно, но вот войну выиграли фашисты - давайте посмотрим, что от этого будет по-другому. Именно поэтому, мне кажется, действие в научной фантастике часто разворачивается в будущем: будущее проще мысленно видоизменить, не нарушая при этом общей картины мира. Как учёному научная фантастика мне интересна именно как мысленный эксперимент. А что если будет так, а не эдак? Что изменится, если прилетят инопланетяне? Что изменится, если летать со скоростью света? В этом смысле всё популярное объяснение теории относительности Эйнштейна - типичный научно-фантастический роман (летал, например, один космонавт двадцать лет к далёким звёздам, а вернувшись молодым и бодрым, обнаружил дома состарившегося брата-близнеца - это ж какая драма!).

Филип К. Дик

«Мечтают ли андроиды об электроовцах?»


Я занимаюсь работой мозга и постоянно сталкиваюсь с вопросами, которые большинству людей, наверное, кажутся исключительно философскими. Где заканчивается мышление и начинается рефлекс? Отличается ли принципиально человек от животного? А от робота? А что если заменить каждый нейрон на металлические детали, точно воспроизводящие физические свойства клетки? В «Андроидах» Дика это главная тема: имеем ли мы право проводить черту между собой и чем-то, что выполняет те же самые задачи иными способами? Мне всегда особенно вспоминается одна сцена из книги. Главный герой, Рик Декард (фамилия подозрительно напоминает одного француза, который мыслит, следовательно, существует), ссорится с женой и, стоя над прибором, который в книжке называется «органом настроения», решает, что выбрать: подавление злости или её усиление, - чтобы выиграть спор. На что жена с угрозой предупреждает: если выберешь ярость, я тоже её выберу. Сегодня мы фактически стоим у порога создания «органа настроения». Медикаментами можно подавить депрессию. Точечной микростимуляцией мозга можно вызвать такие сложные и конкретные эмоции, как, например, решимость перед лицом опасности. Простым электродом над левой бровью можно улучшить память и повысить внимание. Мы постепенно покрываем себя устройствами, которые регистрируют, а в будущем наверняка смогут и модифицировать, все наши физиологические показатели. На каком этапе мы станем скорее андроидами, чем людьми? И есть ли вообще смысл в таком разделении, или наше «я» - исключительно виртуальное понятие? Я лично склоняюсь к последнему варианту. Дик, мне кажется, тоже.

Олдос Хаксли

«О дивный новый мир»


В сущности, тот же самый вопрос, только касающийся не нервной системы и сознания, а организма в целом: до каких пределов мы можем воздействовать на свою биологию, при этом оставаясь людьми? «О дивный новый мир» обычно считают антиутопией. Суть там в следующем: люди настолько продвинулись в науках, что создали идеальный мир, где детей клонируют, выращивают в инкубаторах и загодя программируют на выполнение определённых задач. Альфы - элита, занимающаяся интеллектуальным трудом, беты - чуть похуже, и так далее вплоть до эпсилонов, которые используются фактически как рабы. Ужас. Но все довольны! Ну, кроме главного героя, конечно. Люди едят специальный безвредный наркотик, который решает все эмоциональные проблемы, и живут припеваючи. Эпсилоны не могут быть альфами ни физически, ни психологически - да и не хотят они альфами быть. Мир просто разделён на разные сферы труда, и всё вместе работает прекрасно. Единое государство, никаких войн, никаких проблем. Но идея такого евгенического будущего щекочет нервы. Хаксли не знал даже про ДНК, не говоря уже о тех колоссальных успехах генной инженерии, которые произошли за последние восемьдесят лет. Если бы человеческое общество задалось такой целью, то «О дивный новый мир» сейчас можно было бы воссоздать очень близко к тексту - а лет через десять-двадцать и вовсе дословно. Есть множество причин, по которым мы не будем этого делать, но не упускаем ли мы чего-то важного? Хаксли мне всегда нравился своей отстранённостью: в «1984» Оруэлла нет особых колебаний по поводу того, что хорошо, а что плохо. «О дивный новый мир» вроде как ужасный и тоталитарный, но как можно спорить с всеобщим счастьем?

Стивен Кинг

«Долгий джонт»


Смешно, конечно, ставить Кинга рядом с Диком и Хаксли, но «Долгий джонт» я прочитал лет в двенадцать и с тех пор думаю о нём просто постоянно. Ни одного другого рассказа из сборника не помню даже примерно, а вот «Джонт» - да. Там изобрели способ телепортации (джонт) , который работает только под анестезией. Если человека телепортировать в сознании, то он либо сразу умирает, либо сходит с ума. Суть в том, что тело перемещается быстро, а сознание ползёт от Земли до Марса целую вечность. Но если сознание отключить, то человек ничего не замечает. Эта история мне напоминает эдакий американизированный и футуристический дзен-коан. Своего рода вопросительная медитация на тему нейробиологии. Можно ли отделить сознание от тела? В каком пространстве и в каком времени оно существует? Это далеко не так очевидно, как кажется. Существуют вполне обоснованные точки зрения на сознание как особую физическую величину. Вот есть масса, а есть сознание: оно в какой-то форме присутствует и у человека, и у кошки, и даже у стола или электрона. Это не значит, что электрон знает, что он электрон, но если бы мы вдруг стали электроном, то что-то мы бы ощутили. Это гипотеза, помимо которой существует много других. Понятно только одно: всё, что мы знаем о своём «я», - это просто катастрофическое упрощение. Телепортация путём переползания спящего сознания из одной точки в другую - на этом этапе это может быть как бредом, так и гениальной идеей. Если бы сказали кому-нибудь двести лет назад, что время на горе течёт быстрее, чем под горой - они бы рассмеялись вам в лицо. Сейчас без этого знания не работал бы ни один GPS-навигатор. Рассказ я люблю ещё и потому, что прочитал его на русском и добрые пятнадцать лет считал, что в оригинале «долгий джонт» должен быть аллюзией на «длинный джойнт». Но выяснилось, что называется рассказ просто «The Jaunt» и к рекреационной марихуане отношения не имеет ровно никакого.

Дэн Симмонс

тетралогия «Песни Гипериона»


Йоханахан Колудар, биолог

Межпланетные путешествия через нуль-Т-порталы, интергалактическое государство Гегемония Человека, раса искусственных интеллектов с собственной, странной политикой и подковёрными играми - любой из идей, которыми эта книга просто нашпигована, хватило бы на отдельный роман. Клоны всех известных деятелей за всю историю, раса людей, которая изменила себя генетически до полной неузнаваемости, десятки планет - каждая со своей культурой, все из которых имеют хорошо прослеживаемые истоки в нашем времени. Ко всему этому добавляется очень странная мистика, которая, однако, полностью вписывается в научно-фантастические рамки. Примерно так же было бы, если бы Дэвид Линч снял «Звёздные войны» по мотивам «Космической одиссеи» Кубрика.

Фрэнк Герберт

серия романов «Хроники Дюны»


Более продуманного будущего человечества я не встречал ни в одной другой книге. После всевозможных войн машин против людей, машин против машин, людей против самих себя и других людей наступает более-менее светлое будущее. Человечество расселилось, а ставшие почти отдельным подвидом математики используют уникальный наркотик, спайс, для межзвёздной навигации. Кроме них спайс использует «Бене Гессерит» - тайное общество, членов которого все считают ведьмами, высшие эшелоны власти, устроенной по аристократической модели, да и вообще все, у кого есть деньги, чтобы многократно усилить свои умственные способности. Так повелось, что спайс есть только на одной планете - Аракисе, также известной как Дюна. Тот, кто контролирует Дюну, контролирует Галактику. Пожалуй, более влиятельным произведением фантастики (sensu lato) двадцатого века является только «Властелин колец». Благодаря «Дюне» появились «Звёздные войны», «Дюну» же можно узнать в «Игре престолов». В первой экранизации должны были принимать участие Сальвадор Дали, Мик Джаггер, Орсон Уэллс, Pink Floyd и Ганс Гигер. Фильм прогорел, отрисованные для него концепты распродали, и целый набор научно-фантастических фильмов появился на их основе. В России, по идее, книга должна бы продаваться в целлофане и с наклейкой. Основа сюжета ведь - борьба за наркотик.

Клиффорд Саймак

серия рассказов «Город»


«Город» начинается в недалёком будущем, а заканчивается почти через тысячу лет, когда последние люди вошли в стадию анабиоза, чтобы из неё больше никогда не выйти, потому что устали жить. За это время успевает произойти совершенно всё, что только возможно. При этом книга удивительно сочетает гуманистический посыл, уверенность, что люди в конце концов проиграют битву с самими собой, и юмор. В одном рассказе люди улетают исследовать Юпитер, пересадив свой мозг в тело, имитирующее местных животных. И выясняют, что их жизнь гораздо лучше человеческой. В другом животные обретают способность говорить и создают собственное общество, в которое человек входит наравне со всеми. Стоит также отметить, что все рассказы повествуют о членах одной семьи, а всю историю комментируют потомки их псов (это не опечатка, действительно псов, Canis lupus familliaris).

Пирс Энтони

дилогия «Атон»


Роман «Хтон» - предшественник «Хроник Риддика». Лучший во всём, кроме того, что это книга, а не фильм. Хтон - планета-тюрьма, где заключённые добывают редкую разновидность граната, меняя его на еду. Планета испещрена ходами. Тех, кого осуждают на заточение на Хтоне, ожидает вечная жизнь в этих ходах, почти без света, среди жуткого жара, который исходит от ядра, и по соседству с разнообразными монстрами. Последние продуманы совершенно потрясающе, по-лавкрафтовски жуткие, но при этом удивительно живые, можно представить, что они появились в результате эволюции. Причина заточения главного героя раскрывается на первой же странице. Миньонетка. Что это значит, становится понятно лишь под самый конец. Главы, посвящённые Хтону, чередуются с главами, в которых рассказывается предыстория происходящего - жизнь человека такого далёкого будущего, когда уже забыли, как вообще жили на Земле. Жизнь, в которой инопланетные цветы - лучшие питомцы, а генетически созданные идеальные жёны - худшее проклятье.

Уильям Гибсон

трилогия «Киберпространство»


В русском варианте трилогия называется «Киберпространство», хотя на самом деле - «Sprawl». На русском языке читать запрещается. Перевод полностью убивает не только тонкую интеллектуальную иронию, но и вообще весь авторский стиль. Книге вполне место в большой англоязычной литературе наравне с Хемингуэем, Фаулзом, Голдингом и другими. Эта трилогия создала киберпанк как жанр, определив в нём совершенно всё. Можно, конечно, возразить и вспомнить Филипа Дика (и многих других), но всё-таки миры Дика (и многих других) - это миры с магнитными лентами и пузатыми телевизорами. Да и как писатель Дик поменьше калибром. Гибсон же сумел не только достоверно изобразить влияние технологии на человека и их прорастание друг в друга, но и более-менее предсказать развитие нашего общества. Всю двойственность современной жизни, в которой онлайн и офлайн сливаются так, что не разделить, можно найти в этих романах. Забавно, что их написал человек, который искренне не любит компьютеры и старается общаться с ними как можно меньше. Поверить в этот факт после чтения книги невозможно.

Фред Хойл

«Чёрное облако»


Виктор Татарский, биолог

Фантастика для меня началась с трёх полок в семейной библиотеке, книги с которых я последовательно и бессистемно начал читать в школе. Там были все классики: Азимов, Брэдбери, Кларк, Стругацкие, - однако моей любимой книгой была «Чёрное облако» Фреда Хойла. Хойл был выдающимся физиком и астрономом, это человек, придумавший термин «большой взрыв» (в ироничном смысле). «Чёрное облако», написанное в 1957 году про недалёкое будущее 1964 года, сейчас кажется настоящей винтажной фантастикой - с фотопластинками, связью по радио, телевизором в качестве передового способа коммуникации, но это, пожалуй, одна из самых интересных и неортодоксальных книг эпохи классического сай-фая про столкновение человечества с принципиально другим инопланетным разумом. Самое большое удовольствие, однако, доставляет интеллектуальный пинг-понг между обаятельными героями, которые пытаются предотвратить надвигающуюся космическую катастрофу исключительно с помощью науки, одновременно преодолевая скептицизм политиков. Мне до сих пор кажется, что лучшего вдохновения для того, чтобы выбрать научную карьеру, не придумаешь.

Нил Стивенсон

«Алмазный век, или Букварь для благородных девиц»


Из прочтённого позднее на меня огромное впечатление произвел «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц», который описывает идеал развития нанотехнологий и одновременно социальную дистопию - мир, в котором национальные государства перестали существовать и общество организовано в группы, объединённые по мировоззрению; несмотря на обеспеченность базовыми вещами, в этом мире существует огромное социальное расслоение. Я вспоминаю эту книгу каждый раз, когда читаю про криптовалюты, падение собираемости налогов, электронные учебники для бедных детей, 3D-принтеры и многое-многое другое, - Стивенсон, пожалуй, самый визионерский популяризатор этих идей в 90-е. Но прежде всего это захватывающий, непредсказуемый и по-хорошему хулиганский посткиберпанк, смешанный с викторианским романом.

Ханну Райаниеми

трилогия о Жане ле Фламбёре


Из последних любимых - «Квантовый вор» (и последующие два продолжения) Ханну Райаниеми. С одной стороны, это космическая опера, с другой - один из самых ярких образов постчеловеческого будущего. Оцифровывание личности, программируемая и вычисляющая материя, квантовое шифрование, космические магистрали для передвижения кораблей с солнечными парусами. Самая большая тема книги - человеческий разум, который в будущем копируется в тысячи копий, существует во множестве вариантов, меняется под конкретные задачи, сшивается и растаскивается на части. Главный конфликт книги не столько борьба добра со злом, сколько идеологическое противостояние порядка и хаоса. Это такой роман-ребус с собственным словарным запасом и запутанной предысторией, в нём сначала не соображаешь ничего, но постепенно понимаешь, как всё работает, и получаешь от этого огромное удовольствие.

Екатерина Короткова, вирусолог

В школьные годы книги из серии «Библиотека современной фантастики» были моим любимым чтением. В фильме «Чародеи» именно их высыпает из мешка наряженный Дедом Морозом Золотухин. Некоторые из них я перечитывала по нескольку раз. Но как девочке мне больше нравились научно-фантастические романы, где присутствовала также и любовная линия. Не буду оригинальной, но моими любимыми фантастами были и остаются Роберт Шекли с его неподражаемым чувством юмора и Айзек Азимов, кстати, довольно крупный учёный-химик.

Айзек Азимов

«Конец вечности»


У Азимова наибольшее впечатление на меня произвёл роман «Конец вечности». Группа людей, обладающих технологией перемещения во времени (так называемые Вечные, сотрудники организации под названием «Вечность»), присматривает за человечеством из самых разных эпох и «подправляет» ход истории, направляя её в «правильное», на их взгляд, русло. В «Вечности» работает много специалистов: Наблюдатели, Вычислители, Расчётчики судеб, Социологи и Техники - как главные герои романа. Именно Техник должен появиться в нашей реальности в определённый момент времени и произвести заранее рассчитанное «минимальное необходимое воздействие» - МНВ, которое вызовет цепь последовательных событий, в результате приводящих к изменению направления развития человечества. Например, переставив маленький ящик на другую полку, Вечные добиваются снижения потребления наркотиков через несколько столетий, а побочным результатом этого вмешательства становится прекращение освоения космоса из-за того, что не будет изобретена электрогравитация. Его величество случай. Мы сколько угодно можем строить счастливое будущее для себя или для всего человечества, но кто-то, возможно, даже не понимая этого, произведёт МНВ, и жизнь пойдёт совсем по-другому...

Роберт Шекли

«Обмен разумов»


Абсолютно гениальное произведение Шекли «Обмен разумов» поражает буйством фантазии. Главный герой Марвин Флинн живёт в Америке и мечтает о путешествиях на другие планеты, но денег на это у него не хватает. И Марвин решается на временный обмен телами с найденным по объявлению марсианином, но нарывается на мошенника. Чтобы выжить, ему приходится соглашаться на самые сомнительные предложения. То он в четвероруком и четвероногом теле с хвостом и закинутыми за спину ушами пытается собирать яйца ганзеров в дождевом лесу на планете Мельд. То оказывается в уютной норе на планете Цельсий-5 в теле с тикающей бомбой в носу и влюбляется там в членистоногую красотку. В погоне за марсианином-мошенником Марвин попадает в «Искажённый мир», в котором возможно всё. В том числе и то, что происходит с главным героем, - ему кажется, что «Искажённый мир» вернул его на Землю. Марвин Флинн не вспомнил, что Земля, где он родился, слегка отличалась от мира, где он оказался теперь, где его мать несёт яйца, а отец пасёт крысиные стада. Он просто счастлив под красным солнцем и тремя лунами на зелёном небе.

Роберт Шекли

«Четыре стихии»


Ещё один роман Роберта Шекли - «Четыре стихии» - посвящён загадкам человеческой психики, но при этом в нём есть фантастический мир других планет. Медицина будущего самые тяжёлые формы шизофрении лечит «расщеплением» личности на отдельные составляющие. Доминирующая часть остаётся в теле пациента, а остальные подличности распределяются по искусственным телам, в которых смогут жить до 35 лет. Полное выздоровление пациента возможно в результате «реинтеграции» на определённом этапе нескольких неполноценных личностей в одну полноценную. Герой романа, подвергшийся в детстве расщеплению, решается на реинтеграцию и путешествует по волшебным мирам Марса и Венеры в поисках «себя». Каждую подличность героя автор отождествил с определённым темпераментом. И только в результате слияния четырёх темпераментов, четырёх стихий возник сложный, противоречивый, но действительно полноценный Человек.

Иван Сорокин, химик

Своим бесконечным интересом к окружающему миру я обязан жёлтому позднесоветскому атласу формата A3 с мальчиком и девочкой на обложке, книге «Почемучка» и всей научной фантастике, до которой у меня дотягивались руки. Эскапизм необходим любому ребенку - а тот факт, что в случае фантастики эскапизм сопровождается приятно занудными описаниями миров, чьи принципы существования всё же опираются на фундаментальные законы нашей Вселенной, доказывает одну простую вещь: даже фантазируя в определённых рамках, можно улететь далеко-далеко. Так я, в общем, и стал учёным - полюбив рамки всей душой.

Филип К. Дик

«Убик»


Я всю сознательную жизнь придерживаюсь того мнения, что придумывать великие сюжеты гораздо сложнее, чем выписывать заковыристые метафоры, - именно поэтому Дик, безусловно, относящийся к числу тех писателей, которые языком владели гораздо хуже, чем мастерством повествования, является одним из моих любимых авторов. Он единолично олицетворяет все излишества, безумства, открытия и трагедии большого психоделического эксперимента 50–70-х гг., и нигде это не проявляется лучше, чем в «Убике». Ставить под сомнение саму реальность - один из классических приемов сай-фая, но Дику (одному из первых) удалось сочинить роман, почти целиком наделённый логикой сна или галлюцинации и при этом полагающийся на логику нейрофизиологии. Из этого романа вырастает добрая половина антиутопий современности: ту же «Матрицу» легко можно разложить по компонентам на «Футурологический конгресс» Лема, гибсоновского «Нейроманта» и, собственно, «Убика».

Братья Стругацкие

«Хищные вещи века»


Стругацкие у каждого свои: кто-то предпочитает незлобную сатиру рассказов о НИИЧАВО, кому-то наиболее близок протокиберпанк «Пикника на обочине», кто-то пытается придумать двадцать пятую интерпретацию «Града обречённого». Мой выбор, пожалуй, слегка нетрадиционен, но, поверьте, оправдан: «Хищные вещи века» - одна из наиболее современных вещей в каноне братьев. Проникнутая идеями классического марксизма антиутопия, переосмысливающая «О дивный новый мир» и предсказывающая субкультуры конца века, изобилующая описаниями наркотических опытов и размышлениями о слиянии человека с техникой, - за такую экзотику (напоминаю, речь о 1965 годе) можно простить и излишний дидактизм, и некоторую незавершённость повести.

Ричард Бахман (Стивен Кинг)

«Бегущий человек»


Я совсем не любитель кричать о том, что оригинал всегда лучше адаптации, но в данном случае придётся оставить напоминание: ради всего святого, не судите об этом сюжете по фильму со Шварценеггером. Оригинальный «Бегущий человек» - простая и очень эффектная история о полном отчаянии, распаде личности (который параллелен деградации государства) и о неспособности технического прогресса поддерживать моральные нормы. Это очень злая и очень параноидальная книга, похожая в своём действии на острый спазм; тот факт, что Кинг сумел здесь предсказать многие аспекты реалити-шоу и саму идею теракта 11 сентября, кажется, напрямую коррелирует с объёмом желчи, искусно вылитой на каждую страницу.

В наше время научно-фантастические романы становятся всё более актуальными. Наверняка многим любителям литературы было бы интересно узнать, каким видели будущее человечества известные писатели-фантасты.

Фантастика, как литературный жанр, интересна, прежде всего, тем, что позволяет нам, читателям, заглянуть в завтрашний день, так сказать, узнать, что день грядущий нам готовит.

Мы рассмотрим 10 культовых научно-фантастических произведений, которые получили мировое признание и известность.

1. «Машина времени» (1895)

Роман английского писателя Герберта Уэллса «Машина времени» увидел свет в далёком 1895 г. Автор впервые ввёл в художественную литературу идею путешествия во времени с помощью специальной машины. Фактически «Машина времени» положила начало хронофантастике, как отдельному жанру научной фантастики.

В книге описано то, как научно-технический прогресс привёл к своеобразной утопии: население Земли превратилось два вида человекообразных существ, которые находятся в постоянной войне друг с другом.

Чем интересен: «Машина времени» является культовым научно-фантастическим романом и родоначальником литературной концепции путешествия во времени.

2. «Я, робот» (1950)

«Я, робот» - это сборник рассказов Айзека Азимова, состоящий из 9 фантастических новелл.

Сюжет повествует о взаимодействии роботов и человека в недалёком будущем. Однако искусственный разум - это не просто бездушная машина: порой, у него появляются вопросы к своим создателям, а иногда он и вовсе вступает с ними в спор.

Безусловно, сборник можно назвать культовым хотя бы потому, что он послужил основой для сотен других произведений о роботах.

Чем интересен: в сборнике были впервые сформулированы обязательные правила поведения для роботов, которые актуальны и по сегодняшний день.

3. «451 градус по Фаренгейту» (1953)

Роман-антиутопия писателя Рэя Брэдбери - подлинная «икона», если хотите, канон фантастики: в книге описывается тоталитарное общество, в котором книги, заставляющие человека думать, сжигаются, а их владельцы, преследуются властями.

Главный герой произведения занимается тем, что сжигает книги, при этом он искренне считает, что делает это на благо человечества.

Однако вскоре он начинает сомневаться, правильно ли поступает. Со временем он полностью разочаровывается в идеалах общества, частью которого был и которое защищал.

После чего, он решает встать на сторону ополченцев, которые заучивают тексты запрещённых книг, чтобы сохранить их для будущих поколений.

4. «Солярис» (1961)

В культовом научно-фантастическом романе «Солярис» польского фантаста Станислава Лема описывается взаимоотношение людей будущего с «умным океаном» одноимённой планеты.

Повествование ведётся от лица доктора Криса Кельвина, который находится на исследовательской станции «Солярис» и пытается выяснить, что произошло с предыдущими учёными, находившимися на станции, а также то, какое влияние на них оказал разумный океан.

Чем интересен: произведение Станислава Лема оказало большое влияние на развитие жанра фантастики в XX веке. Роман часто называют величайшим фантастическим произведением прошлого века. По его мотивам было снято несколько художественных кинофильмов, а также поставлена театральная опера.

5. «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (1968)

Научно-фантастический роман писателя Филипа Дика описывает историю охотника за головами, преследующего существ, очень похожих на людей (андроидов), которые оказались вне закона на нашей планете. Действие романа происходит в 1991 г. в частично разрушенном Сан-Франциско.

Дело в том, что согласно сюжету, мировая война уничтожила значительную часть Земли и её населения. Чтобы избежать смертельного влияния радиации, большинство землян эмигрировало на другие планеты, где они основали свои колонии.

Каждому эмигранту в качестве работника-слуги предоставляется андроид. Однако многие роботы, не желая мириться со своим подневольным статусом, убивают своих хозяев и возвращаются обратно на Землю. Охотники занимаются тем, что выслеживают андроидов среди людей, а затем усыпляют их.

Чем интересен: произведение Филипа Дика является классикой научно-фантастического романа, в котором исследуются этические проблемы создания искусственных людей.

6. «2001: Космическая одиссея» (1968)

«2001: Космическая одиссея» Артура Кларка - это роман, написанный на основе сценария одноименного кинофильма режиссёра Стэнли Кубрика. Сюжет произведения рассказывает историю путешествия космического корабля «Дискавери», который должен исследовать загадочный «чёрный монолит», расположенный на орбите Юпитера.

На время длительного перелёта к газовому гиганту, было решено ввести экипаж в состояние анабиоза, а управление кораблем возложить на двух профессиональных астронавтов и высокотехнологичный компьютер с искусственным интеллектом. Во время полёта главных героев ждёт много интересных и захватывающих приключений, а также интересных открытий.

Чем интересен: Артур Кларк поднимает по-настоящему значимые вопросы: кто мы и какое место занимаем во Вселенной? Более того, вероятно, всем кто смотрел фильм, будет интересно почитать его, считай, сценарий.

7. «Пикник на обочине» (1972)

«Пикник на обочине» - одно из самых известных произведений советских фантастов братьев Стругацких. Более того, эта книга лидирует среди других произведений этих авторов по количеству переводов на иностранные языки.

Действие повести разворачиваются в выдуманном городе Хармонт, где несколькими годами ранее произошла высадка пришельцев.

Главный герой романа - «сталкер», зарабатывающий тем, что проникает в зоны высадки инопланетян и похищает артефакты, которые обладают необычными свойствами, а затем продаёт их.

Чем интересен: «Пикник на обочине» является классикой советской фантастики, которая получила широкую известность не только на родине, но и далеко за её пределами.

8. «Автостопом по галактике» (1979)

Эта научно-фантастическая сага английского писателя Дугласа Адамса описывает удивительную историю галактических приключений двух друзей, которая началась так: в один прекрасный день к нашей планете подлетают гигантские космические корабли и пришельцы объявляют людям, что Земля подлежит сносу для прокладки межзвёздного шоссе. Единственным человеком, которому удалось спастись, оказался неудачник Артур Дент и чей друг-пришелец, знает всё о путешествиях по Галактике.

Чем интересен: серия произведений «Автостопом по Галактике» насыщенна юмором и в тоже время глубоким смыслом. Словом, романы будут интересны как детям, так и взрослым.

9. «Нейромант» (1984)

Пожалуй, это самый известный роман в жанре киберпанк. За 30 лет он успел получить множество литературных наград и премий.

Его сюжет повествует о недалёком будущем, где мир практически полностью погружён в виртуальное пространство, а человеческие тела пронизаны высокотехнологичными устройствами. Кейс - главный герой романа.

Он - хакер, который однажды теряет способность входить в киберпространство, но встреча с незнакомкой по имени Молли полностью меняет его жизнь.

Чем интересен: в своем произведении Гибсон мастерски описывает такие понятия, как киберпространство, искусственный интеллект и виртуальная реальность.

10. «Гиперион» (1989)

Этот научно-фантастический роман американского фантаста Дэна Симмонса является первой книгой из тетралогии «Песни Гипериона».

Действие романа разворачивается во Вселенной Гипериона. На Старой Земле из-за научных экспериментов произошла глобальная катастрофа, уничтожившая всю планету. Однако благодаря двигателю Хоукинга, человечество получает возможность переселиться на другие планеты.

Но Вселенная, как и предполагалось, оказалась вовсе не пустынной и теперь люди вынуждены бороться с полчищами недружелюбных пришельцев.

Чем интересен: в нём есть всё, чтобы он понравился любителям фантастики и стал культовым произведением в этом жанре.

P.S.

В завершении хотелось бы сказать, что список получился довольно субъективным. В то же время при составлении списка учтены как известные рейтинги, так и отзывы читателей. Если по вашему мнению этот список не полный и в нём не хватает какого-то произведения, то вы можете предложить свой вариант в комментариях.

Фильм был снят в гостиной главного режиссёра всего за пять дней и 50 тысяч долларов, но он ничуть не уступает по накалу интриги своим более высокобюджетным аналогам.

Компания друзей собирается на званый ужин. Уже в дороге с ними начинает твориться какая-то чертовщина: сотовая связь работает с перебоями, а стёкла мобильников по непонятной причине трескаются. Позже выясняется, что именно в этот день очень близко к Земле пролетает комета, из-за которой и творятся разные странности. И перебои со связью - ещё самые невинные из них.

2. Пекло

  • США, Великобритания, 2007 год.
  • Длительность: 107 мин.
  • IMDb: 7,3.

Один из самых зрелищных и недооценённых научно-фантастических фильмов, в котором нашлось место и душещипательной драме, и безбашенным космическим приключениям.

Команда отчаянных астронавтов отправляется спасать человечество. Их миссия - добраться до угасающего Солнца и сбросить на него ядерную бомбу, чтобы светило засияло с новыми силами. Если этого не сделать, жизнь на Земле окажется под угрозой исчезновения.

3. Детонатор

  • США, 2004 год.
  • Длительность: 77 мин.
  • IMDb: 7,0.

Ещё один непризнанный шедевр низкобюджетного кино на тему . Чтобы диалоги звучали более профессионально, режиссёр Шейн Кэррут, математик по образованию, специально изучал физику в процессе написания сценария. Видимо, он немного увлёкся, поэтому большой популярности у широких масс фильм не получил, зато заработал одобрение от критиков с сайта Rotten Tomatoes, которые окрестили его лучшим фантастическим фильмом для думающих людей.

Главные герои конструируют в гараже нечто, напоминающее машину времени. Друзьям кажется, что их открытие перевернёт мир, пока они не сталкиваются с неприятными побочными эффектами.

4. Луна 2112

  • Великобритания, 2009 год.
  • Длительность: 97 мин.
  • IMDb: 7,9.

Этот невероятно зрелищный и реалистичный фильм, снятый в рекордные сроки (всего за 33 дня!), стал режиссёрским дебютом Дункана Джонса, сына Дэвида Боуи.

Контракт астронавта Сэма Белла подходит к концу. В полном одиночестве он провёл три года на Луне, приглядывая за работой аппарата, добывающего изотоп. За пару недель до окончания контракта Сэм чувствует, что с ним творится что-то неладное, а потом обнаруживает, что его долгое время водили за нос.

5. Чужие на районе

  • Великобритания, Франция, 2011 год.
  • Длительность: 88 мин.
  • IMDb: 6,6.

Эта картина сочетает в себе элементы молодёжной комедии, фантастики и фильма ужасов. Банда парней из неблагополучного района терроризирует местных жителей ровно до тех пор, пока случайно не обнаруживает на своих «владениях» непонятно откуда взявшегося пришельца. После этого происшествия грозная компания переосмысливает своё жизненное предназначение и решает переквалифицироваться в защитников и борцов с неземной расой.

6. Сквозь снег

  • Южная Корея, Чехия, США, Франция, 2013 год.
  • Длительность: 126 мин.
  • IMDb: 7,0.

Фантастический и постапокалиптический южнокорейский триллер, снятый по мотивам графического романа.

Пытаясь остановить глобальное потепление, люди изобретают реагент, способный понижать температуру. Но всё идёт не по плану. Они получают замёрзшую планету, практически непригодную для жизни. Выжить смогли только те, кто успел забраться в поезд, без перерыва колесящий по всему миру. Как и в обычном обществе, в поезде есть своя иерархия. Чтобы прижиться в нём, нужно научиться играть по особым правилам.

7. Донни Дарко

  • США, 2001 год.
  • Длительность: 113 мин.
  • IMDb: 8,1.

Режиссёрский дебют Ричарда Келли состоялся в неудачное время: люди ещё не успели оправиться от трагических событий 11 сентября. Фильм провалился в прокате, но позже, после выхода на DVD, всё же обрёл своих поклонников.

Фрэнк - загадочное существо, отдалённо похожее на кролика, предупреждает старшеклассника Донни Дарко о том, что его жизнь может оборваться через 8 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд. Спустя положенное время Донни обнаруживает, что предсказание кролика сбылось: на дом мальчика падает самолёт. В награду за спасённую жизнь Фрэнк начинает требовать от Донни расплаты.

8. Начало

  • США, Великобритания, 2010 год.
  • Длительность: 148 мин.
  • IMDb: 8,8.

Этот фильм очень понравится тем, кто любит и распутывать хитросплетённые сюжетные линии.

Промышленный шпион Доминик Кобб знаменит тем, что крадёт корпоративные тайны, используя технологию совместных сновидений. Чтобы вернуться к своим детям, он соглашается на почти невыполнимую работу. На этот раз ему предстоит не украсть очередную идею, а внедрить её в подсознание жертвы.

9. Трудно быть Богом

  • Россия, 2013 год.
  • Длительность: 177 мин.
  • IMDb: 6,7.

Экранизация фантастической повести , снятая Алексеем Германом. Работа над фильмом длилась около 15 лет, а окончательная версия вышла уже после смерти режиссёра.

Группу учёных-исследователей с особой миссией отправляют на планету, почти идентичную Земле. Жизнь там замерла примерно на отметке «Средневековье» и находится в большом упадке. Землянам запрещено вмешиваться в происходящее, чтобы не менять ход истории, но правила существуют для того, чтобы их нарушать.

10. Петля времени

  • США, Китай, 2012 год.
  • Длительность: 118 мин.
  • IMDb: 7,4.

Использовать петли времени можно не только в мирных целях. В 2074 году додумались до того, чтобы с их помощью избавляться от нежелательных людей. Жертва отправляется на 30 лет назад, а специально обученный киллер-лупер убивает её. Однажды хорошо отлаженная система даёт сбой: главный герой сталкивается с постаревшим собой и позволяет себе из будущего сбежать, вместо того чтобы замкнуть петлю, застрелив себя.

11. Из машины

  • Великобритания, 2014 год.
  • Длительность: 108 мин.
  • IMDb: 7,7.

Картина-дебют известного британского писателя Алекса Гарленда, которую называют одним из лучших фильмов об искусственном интеллекте в истории кинематографа. Программист Калеб соглашается на участие в интересном эксперименте: в течение недели ему предстоит тестировать девушку-робота Аву, которая была создана на основе его предпочтений.

12. Паприка

  • Япония, 2006 год.
  • Длительность: 90 мин.
  • IMDb: 7,7.

Японский режиссёр Сатоси Кон не очень известен, однако его работами вдохновлялись такие режиссёры, как Кристофер Нолан и Даррен Аронофски, а это уже кое-что да значит.

В недалёком будущем было изобретено полезное устройство DC Mini, позволяющее докторам проникать в сны и фантазии пациентов. Оно не было опасно до тех пор, пока не попало в руки злоумышленников, которые с его помощью начали сводить с ума невинных людей.

13. Грань будущего

  • США, Канада, 2014 год.
  • Длительность: 113 мин.
  • IMDb: 7,9.

Фильм, невероятно похожий на компьютерную игру: главный герой умирает, возрождается, прокачивает свои способности и начинает всё заново, пока задуманное не пройдёт идеально.

Майор Уильям Кейдж обладает уникальной способностью превращать любой день в День сурка. Чтобы предотвратить идущую между оккупантами и инопланетными пришельцами войну, понять, что происходит, а потом выбраться из временной петли, ему придётся погибнуть не одну сотню раз.

14. ВАЛЛ·И

  • США, 2008 год.
  • Длительность: 98 мин.
  • IMDb: 8,4.

Этот трогательный мультфильм совсем не так прост, как кажется. За милой оболочкой можно разглядеть настоящую антиутопию о постоянно растущей зависимости людей от технологий и повсеместной автоматизации.

Маленький робот-уборщик ВАЛЛ·И в одиночку очищает от мусора Землю, которую настолько засорили, что она стала непригодна для жизни. Однажды, чтобы проверить, как продвигаются дела с очисткой планеты, на Землю прилетает робот-разведчик Ева, в которую ВАЛЛ·И влюбляется без памяти.

15. Прибытие

  • США, 2016 год.
  • Длительность: 116 мин.
  • IMDb: 8,0.

Необычный фильм о пришельцах, которые не уничтожают планету и захватывают её жителей в плен, а поступают прямо противоположным образом.

Когда 12 кораблей космических пришельцев опускаются на Землю, американское правительство начинает беспокоиться и поручает команде во главе с преподавателем лингвистики Луизой Бэнкс любым возможным способом найти с ними общий язык и выяснить, для чего они прилетели.

16. Планета обезьян: Революция

  • США, 2014 год.
  • Длительность: 130 мин.
  • IMDb: 7,6.

Вторая часть захватывающей научно-фантастической трилогии, снятой по мотивам романа французского писателя Пьера Булля. Обезьяны и люди в очередной раз пытаются выяснить, кто из них больше достоин жить на планете. Мирно договориться никак не получается, поэтому обе стороны начинают подготовку к неизбежному сражению.

17. Особое мнение

  • США, 2002 год.
  • Длительность: 145 мин.
  • IMDb: 7,7.

Фильм-предсказание, снятый в оригинальной и узнаваемой манере Стивена Спилберга по мотивам повести Филипа Дика.

2054 год. Люди научились предвидеть будущее и создали специальный отдел по предотвращению преступлений, которым руководит капитан Джон Андертон. Задача отдела состоит в том, чтобы увидеть правонарушения, которые кто-то планирует совершить в ближайшем будущем, и любыми способами их предотвратить. Однажды в одном из видений Андертон замечает самого себя, убивающего человека. Чтобы избежать наказания и разобраться в ситуации, Джон вынужден скрываться от своих коллег.

18. Мир будущего

  • США, 2015 год.
  • Длительность: 17 мин.
  • IMDb: 8,2.

Короткометражный мультфильм о маленькой девочке Эмили, которая путешествует в будущее в компании клона, рассказывающего ей о том, как всё будет устроено в мире через пару десятков лет.

19. Она

  • США, 2013 год.
  • Длительность: 126 мин.
  • IMDb: 8,0.

Необычная и футуристическая история любви одинокого писателя и операционной системы Siri. За развитием их отношений очень странно, но страшно интересно наблюдать.

20. Район №9

  • ЮАР, США, Новая Зеландия, Канада, 2009 год.
  • Длительность: 112 мин.
  • IMDb: 8,0.

Ещё один фильм о нетипичном поведении . Пока люди гадают, зачем же пришельцы появились на планете и почему не выходят из своей тарелки, выяснилось, что инопланетным гостям попросту негде жить. Чтобы хоть как-то спасти ситуацию, земляне соорудили для пришельцев специальный лагерь, но это оказалось не самым лучшим решением.

21. Примесь

  • США, 2013 год.
  • Длительность: 96 мин.
  • IMDb: 6,8.

Второй фильм Шейна Кэррута в этой подборке и снова низкобюджетный, но от этого не менее интересный. Таинственный наркодилер нападает на девушку и запускает в её организм червя, парализующего её волю и желания. Теперь она, словно марионетка, готова выполнять все просьбы и поручения коварного незнакомца.

22. Гостья

  • США, Швейцария, 2013 год.
  • Длительность: 125 мин.
  • IMDb: 5,9.

Планету захватили пришельцы, называющие себя Душами. Они вселяются в людей, порабощают их волю и разум, а потом управляют ими. Скрыться и выжить удаётся немногим. Среди счастливчиков - юная девушка Мелани, которая находит способ сосуществовать с пришельцем в одном теле. Вполне очевидно, что в её руках - ключ к спасению всей планеты.

  • Длительность: 104 мин.
  • IMDb: 7,9.
  • Мрачная антиутопия о человечестве, которое столкнулось с проблемой бесплодия. Последний ребёнок был рождён почти двадцать лет назад, а в мире больше не осталось женщин, способных забеременеть. Пока учёные ищут способы справиться с проблемой, люди начинают творить невообразимые вещи.

    Моё личное восприятие:
    - Стругацкие -читать всё, начинать с "Понедельник начинается в субботу", "Пикник на обочине", "Трудно быть богом"
    - Гаррисон - циклы "Стальная крыса", "Мир смерти" и роман "Фантастическая сага".Если Вам понравится это, то можете читать остальное. И упаси Боже Вас начать с цикла "Билл - Герой Галактики". Да, к "научной" фантастике (science fiction) отношения практически не имеет.
    - Брэдбери - сильно раздутая пиаром псевдофилософия. Все книги - полное отсутствие логики и здравого смысла. Кроме того, книги сильно устарели "технически", да и в "новом" виде были нечитаемы для технарей из-за наличия огромного количества технических ляпов. Для нечитавших - 451 градус по Фаренгейту наиболее интересен для первого знакомства. Антиутопия, ляпы не так видны, ну и классика фантастики уже, как то стыдно не прочесть. Научность книг на нуле, социальная - да, научная - нет.
    - Азимов - фантастика, несомненно, научная, но сильно устаревшая. Причём устарела не потому, что мы можем делать описанное в книгах, а потому что доказано-разведано, что так делать нельзя или нерентабельно, или нафиг не надо. Если отвлечься от "технических" подробностей и несуразностей, то почитать можно, но в настоящее время уже не так интересно. Начинать стоит с циклов о роботах, там есть всё ещё интересные рассказы. "Основание" - только для любителей Азимова
    - Артур Кларк - очень сильный писатель. Настоящая НФ, классика жанра. Начинать стоит всё же не с Одиссеи, а с романов "Пески Марса" и "Лунная пыль"
    - Джон Уиндэм. День триффидов. - отличный роман-катастрофа. Абсолютно не мешает то, что написано о более "старом" времени. В догонку могу посоветовать Джон Кристофер Смерть травы.
    - Фрэнк Герберт. Дюна. - Это, конечно, целая эпоха. Но к НФ никакого отношения не имеет. Я бы назвал Фэнтези в НФ антураже. Книга интересная, но сильно на любителя. Либо понравится, либо - нет.
    - Цветы для Элджернона. Дэниел Киз - Да, читать обязательно. Скорее социалка, но и к НФ принадлежит.
    - Беляева надо читать всего. НФ без сомнений. Подустарела, но даже сейчас весьма актуальна, а идеи весьма интересны. Классика
    - Лукьяненко и Бушков - весьма интересные книги,но нифига не НФ. Если Лукьяненко ещё где-то как-то, то Бушков - полная труба в этом плане. Боевики и космические приключенцы (иногда - виртуальные приключенцы). Наиболее удачная у Лукьяненко - циклы "Диптаун" и "Лорд с планеты Земля", а также роман в соавторстве с Перумовым " Не время для драконов "
    - Хайнлайн - да. Круто. К НФ отнести можно с большим натягом, но всё же. Начинать стоит с "Пасынки вселенной", "Двойная звезда", "Луна жёстко стелет", "Дверь в лето" (обязательно!), "Звёздный зверь", "Имею скафандр - готов путешествовать", "Космические рейнджеры" (именно в таком переводе), "Марсианка Подкейн". Надо добавить, что все экранизации его книг весьма фиговы и только путают любителей фантастики и злят поклонников Хайнлайна
    - Станислав Лем. - отличный писатель. Скорее философия, но НФ всё же есть. Солярис, несомненно, стоит прочесть. Могу добавить в список к прочтению: " Рассказы о пилоте Пирксе" (технически устарело, в остальном - нет), "Эдем", "Непобедимый" . Если понравится это - смело читайте у Лема всё - не пожалеете
    - Мартин - весьма средненький писатель, тем не менее весьма популярный. К НФ имеет весьма далёкое отношение. "Короли-пустынники" одна из самых сильных его вещей.
    - Саймак - очень сильный автор, но опять же - не НФ ни разу. Хотя и считается отцом-основателем американской НФ. Но читать нужно всё.
    - Дэн Симмонс - очень мощно, захватывающе, но на любителя.

    Нет в обзоре отличных советских авторов НФ:
    - Обручев - ""Плутония, "Земля Санникова"
    - Казанцев - циклы Георгий Седов, " Полярное противостояние", "Планета Бурь"
    - Снегов "- цикл "Люди как боги"
    - Павлов - цикл "Лунная радуга"
    - Немцов - фантастика ближнего прицела, многое уже осуществлено, но тем не менее
    - Георгий Мартынов - "Звездоплаватели", "Гость из бездны", "Каллисто", "Спираль времени"
    - Адамов - "Победители недр", "Тайна двух океанов"
    - Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов ("Ур, сын Шама" - одна из любимых книг)
    - и многие другие.

    И из импортных:
    - Жюль Верн вообще где?
    - Ларри Нивен "Мир-Кольцо"
    - Пол Андерсон. Не могу сказать, что сильно НФ, но гораздо ближе многих из представленных
    - и т.д.

    Глобальные открытия и изменения в жанре научной фантастики случаются нечасто. Однако в каждом периоде имеются произведения, которые знаменуют собой некий этап в развитии жанра, либо привлекают пристальное внимание критиков, либо просто завоёвывают читательское признание. Или и то, и другое, и третье вместе взятое.

    Представляем десятку самых ярких и наделавших шума НФ-романов, появившихся в XXI веке - по версии «Мира фантастики».

    Роберт Чарльз Уилсон «Спин» (Spin, 2005)

    Главный герой живёт на Земле будущего, которую некая сверхцивилизация окружила барьером, известным как «Спин». Причём за барьером изменился ход времени: для землян проходят часы, во Вселенной - миллионы лет. И, поскольку срок жизни Солнца ограничен, нынешнее поколение людей может стать последним. Потому человечество ищет путь к спасению… Это одновременно и масштабная НФ-эпопея, и история человеческих взаимоотношений, Артур Кларк и Роберт Хайнлайн в одном флаконе. При этом «научность» книги временами кажется довольно сомнительной, зато Уилсон хорош как стилист и психолог.

    Макс Брукс «Война миров Z» (World War Z, 2006)

    Роман о войне человечества с зомби, которые появились на планете из-за неизвестного вируса. Это история абсолютно беспощадной войны, когда врагом может стать самый близкий человек, превратившийся в безмозглого каннибала. И, чтобы выжить, надо убивать без всякой жалости - даже маленьких детей… Очень мрачная, жестокая и пугающе правдоподобная книга, гибрид НФ-катастрофы и военной хроники.

    Где купить?

    Питер Уоттс «Ложная слепота» (Blindsight, 2006)

    В 2082 году человечество столкнулось с инопланетянами. Для установления контакта в облако Оорта, за орбиту Плутона, был направлен корабль «Тезей». Однако контакт с чужаками оказался совсем не таким, как его представляли люди… Питер Уоттс отбросил все схемы Первого Контакта, выработанные фантастами, и создал собственный вариант с упором на достижения современной науки. Роман ценен именно как научная фантастика: придумывая мир и сюжет, автор умело и со знанием дела использует идеи, понятия и термины из разных научных дисциплин - от психологии и лингвистики до биохимии и кибернетики. Получилась изобретательная «гимнастика для ума», хотя литературности книге недостаёт, поэтому понравится она далеко не всем.

    Где купить?

    Энди Вейер «Марсианин» (The Martian, 2011)

    Шедевр НФ «ближнего прицела» о космическом робинзоне Марке Уотни - американском астронавте, которого товарищи забыли на Марсе. Написанная в реалистичном стиле, да ещё с юмором, книга стала мировым бестселлером и основой для популярного фильма Ридли Скотта.

    Где купить?

    Чайна Мьевиль «Посольский город» (Embassytown, 2011)

    В далёком будущем человечество колонизировало планету Ариэку, чьи аборигены говорят на уникальном языке - его понимают лишь некоторые специально «изменённые» люди-послы… Лидер «новых странных» сочинил роман в духе Урсулы Ле Гуин и с особым «лингвистическим» оттенком. Получилась одна из самых ярких книг современной «гуманитарной» НФ.

    Где купить?

    Нил Стивенсон «Анафем» (Anathem, 2008)

    Действие происходит в параллельной вселенной на планете Арб, где учёные, объединённые в религиозный орден, изолировались в монастыре и оберегают знания от светских властей. Однако из-за инопланетной угрозы группа монахов оставляет монастырь и отправляется в опасное путешествие с целью спасти мир… Стивенсон написал многослойное произведение с массой отсылок к мировой философии, вобравшее темы и мотивы практически всей НФ последнего полувека. По масштабу и значению оно стоит где-то на уровне «Гипериона» и «Соляриса».

    Паоло Бачигалупи «Заводная» (The Windup Girl, 2009)

    Отлично написанная антиутопия в стилистике киберпанка. Пути основных героев пересекаются в Таиланде, который в XXIV веке стал одной из наиболее процветающих стран. Автору удалось создать живой, яркий мир, населённый реалистичными и тщательно проработанными персонажами. Мир, помешанный на экологии и фактически отказавшийся от прогресса. Мир, где ресурсы ограничены. Мир генной инженерии и тотального господства пищевых корпораций. По идеям и атмосфере - эдакий «Нейромант» наизнанку.

    Где купить?

    Эрнест Клайн «Первому игроку приготовиться» (Ready Player One, 2011)


    2044 год, неуютное будущее, обитатели которого прячутся от реальных проблем в виртуальном мире ОАЗИС. Где-то в глубинах виртуальной утопии её создатель скрыл ключ к своему гигантскому состоянию, поисками которого занимаются как отдельные люди, так и целые корпорации. И отыскать «клад» смогут только знатоки фантастической литературы, кино и видеоигр XX века… Увлекательный посткиберпанк - бестселлер, сочинённый гиком для гиков.

    Героиня по имени Брек - осколок «коллективного разума» погибшего военного звездолёта, живущий в человеческом теле. Она обвиняет в предательстве бессмертную императрицу и грезит о мести… Автор создала оригинальный мир, населив его колоритными персонажами и измыслив изобретательную сюжетную интригу с множеством загадок.



    Понравилась статья? Поделитесь ей