Контакты

Приметы и суеверия на дорогу. Красная дорога и черная дорога Приметы в дорогу. Незванный гость

Приметы в дорогу: когда лучше отправляться в путь

В пятницу в дальний путь лучше не отправляться: дороги не будет. - В пятницу не рекомендовалось не только в дорогу отправляться, но также и выполнять некоторые работы, особенно женщинам.

Это связано с культом Параскевы Пятницы, которая нередко ассоциируется с Судьбой. А Судьбу лишний раз испытывать не надо. Возможна и трактовка, связанная с постным пятничным днём (не случайно в сходной ситуации упоминается и среда-еще один постный день).

Приметы в дорогу

От слова «куда?» дорога будет несчастливой. Тем, кто по неразумию и недалекости спрашивает: «Куда идешь?», надо отвечать: «За Кудыкины горы». - Всегда считалось, что если другому известны твои планы, то это-лишняя помеха. Так, беременная женщина долго скрывает от посторонних сам факт беременности.

Домашние предпочитают до рождения ребенка никому не сообщать, когда именно ожидаются роды.

Сказать, куда ты направляешься, - подвергнуть опасности сглаза цель путешествия. Поэтому и возникло слово «горы»: мол, так далеко, что тебе и не увидеть. Одновременно спрашивающему возвращается его слово, которое благодаря этому уже не имеет силы.

Отправляться в дальнюю дорогу в дождь, который пошел неожиданно, - к удачному пути. - Считалось, что дождь (небесная вода) смывает все болезни и печали.

С языческих времен сохранилось и восприятие дождя, как небесного молока, кормящего землю и все на ней растущее. В древности Земля отождествлялась с женским началом, Небо - с мужским, оплодотворяющим. Все это вместе взятое и осталось в поверье.

Подошвы чешутся - к дороге, ноги горят - к пути. - Скорее это не поверье, не примета, а шутка. Хотя человек, уже знающий, что ему предстоит долгий путь, вполне может испытывать подобные ощущения.

С левой ноги встанешь - пути не будет. - Это суеверие, как и многие подобные, идет от уверенности, что за левым плечом стоит у человека искуситель, черт, а за правым - ангел-хранитель.

Именно поэтому столь близки слова «правый» и «правда». Еще более древние корни приводят к следующему пояснению: с утра молясь солнцу, то есть обратясь лицом на восток, человек слева ощущал холод севера (злые силы), справа-тепло юга (силы добрые).

В сущности, на этом и основаны все приметы, поверья и суеверия, связанные с левой стороной: левую руку не подают при приветствии; елевой ноги нельзя начинать день; через левое плечо сплевывают, чтобы не произошло беды.

Если кто отправляется в путь и вдруг пойдёт дождь - к благополучному пути. Если кого-то называют именем уехавшего человека, то человек этот, когда приедет, будет сердит. Не подметают пол, когда уехал дорогой вам человек, чтобы не замести ему дороги к вашему дому.

Чего нельзя делать перед дорогой

Перед дальней дорогой надо подержаться за угол стола - это к удаче. - До нас дошел лишь отголосок славянского поверья, гласившего: отправляясь в дорогу, надо поцеловать стол. Такое отношение связано с почитанием, которое бытовало на протяжении веков и нашло свое отражение в фольклоре («Сколько за столом-столько и в Царстве Небесном» и т. п.).

Стол считался настолько важным символом дома, что в старину, продавая дом, оставляли в нем стол (ибо дом и стол нераздельны). А отправляясь в путь и прикасаясь к углу стола, получали благословение дома на удачную дорогу и благополучное возвращение.

Перед дальней дорогой надо присесть и помолчать. Это - к удачному пути. - Вполне логично, потому что именно в эти минуты человек еще раз обдумывает, все ли он взял с собой? А молчание помогает сосредоточиться.

Перед дальней дорогой не мой волосы - беду накличешь. - Безусловно, здесь ярко выражено отношение к волосам, ибо в них, по верованиям древних, заключается жизненная сила.

Мотив волос находит свое отражение во всех важнейших событиях жизни человека: прядку волос малыша закатывают в воск; ребенка нельзя стричь до года; в определенные дни беременной женщине не позволяется не только стричь волосы, но и мыть их, и т. д.

Считалось, что по брошенным волосам можно навести порчу, лишить здоровья, -поэтому предостерегали от выбрасывания волос где попало. После мытья головы часть волос остается в воде, часть-на гребешке, что не приветствуется перед дорогой: все волосы должны быть с тобой.

Перед дорогой что-нибудь зашивать - удачи не видать. - По мнению предков, этим «зашивается удача».

Приметы на защиту в дороге

Защита в дороге: Полынь

Бери с собой полынь - путь благополучным будет. - В данном случае полынь рекомендована как одно из действенных средств, предохраняющих от сглаза. Положительное, очищающее действие оказывает сам запах полыни. В некоторых местах из полыни делают веники и выметают ими в доме, «чтобы ведьма не могла войти и чтобы колдун испугался». С такою же целью, как полынь, используются почти все растения, имеющие резкий запах: укроп, чеснок, лук, душица, кориандр, фиалка, тмин, чабрец, мандрагора, мята и др.

Защита в дороге: Чертополох

Если взять с собой чертополох в дорогу, он убережет от искушений. Отваром стеблей чертополоха хорошо растирать бока и спину при простуде.

Чертополох защищает дом от ведьм, а людей - от порчи. - Чертополох, известный также под названиями: мурат, осот, волчец, репец (виды cirsium и carduus)- колючая сорная трава. Отпугивающие свойства приписываются ей из-за колючек.

Считается, что все колющее (иголки, булавки), направленное острием на злого человека, лишает его способности наводить порчу, поскольку взгляд натыкается на острое. Название свое трава получила из-за уверенности людей в том, что именно ею лучше всего чертей гонять. Почтительное отношение к чертополоху как к оберегу зафиксировано не только у славян, но и у других европейских народов.

Защита в дороге: Бузина

Если с бузинным посохом в путь отправиться, то не страшны будут ни злые люди, ни дикие звери. -Такое отношение к бузине зафиксировано исследователями не только в России, но и в Англии, Германии, Шотландии и других странах.

Это основано на ее целебных свойствах и благотворном запахе. Настоем из цветков бузины излечивают лихорадку. Ветку бузины с собою носят от сглаза. Естественно, что эти особенности перенесены и на посох, который может к тому же физически защитить путника.

Приметы о встречах в дороге

Перебежит собака дорогу - худа в том нет, но и особого добра не жди. - Какова примета, таково и пояснение: с одной стороны, собака похожа на волка, с другой - она друг дома.

Если перебежала дорогу черная кошка - не видать удачи в этот день. Чтобы от этого избавиться, нужно: повернуться вокруг своей оси, то есть начать путь заново; разломать прут, то есть разомкнуть замкнутую кошкой дорогу; скрестить пальцы; взяться за пуговицу.

Встретится лысая лошадь или свинья - удачи в пути не жди. - «Лысая лошадь» - это лошадь с длинным белым пятном на лбу. Поверье основано на отрицательных последствиях любой встречи с «мечеными» (в том числе и с людьми).

О свинье исследователь фольклора СВ. Максимов пишет, что это суеверие в народе уже совершенно исчезло и «встречи со свиньей опасаются только продавцы раков, убежденные опытом в том, что свиной запах их убивает, то есть они засыпают».

Встретить монаха - к несчастью. Встретив монаха, тут же сделай в кармане кукиш, не то ждет неприятность. - Кукиш (жестовый мат) выполняет роль оберега.

С.В. Максимов в своих «Крылатых словах» поясняет это следующим образом: «Почиталась недоброю встреча со священником, и дьяконом, и нищими еще гораздо ранее, чем появились поучения, и осталась таковою до наших живых времен.

Встреча с духовными лицами почиталась несчастною с тех времен, когда языческая Русь, не всегда увещанием, а чаще насилием, обращалась в христианство и крестилась в воде и сгонялась в церкви... Время изменило это суеверие: встреча с монахом полагается теперь в числе счастливых».

Встретишь утром первым мужчину - к удаче, женщину - к неудаче. - Одна из причин кроется в том, что считалось: женщина (особенно старая) гораздо чаще может сглазить, чем мужчина.

Еще одна причина кроется в говорливости женщин, которые затем станут рассказывать о том, кого они встретили, как он был одет, куда направлялся

Встретишь утром первым мужчину - к удаче и т. д. А это непременно скажется на задуманном (в худшем же случае - раскроет таимый секрет).

Если кто-то идет навстречу с полным ведром, уступи ему дорогу.

Мистический смысл этого: нельзя переходить дорогу собственной удаче, о которой таким образом сообщается свыше. При этом не имеет значения, что в ведре: вода или молоко, ягоды или песок, - главное, что оно не пустое.

Идет кто-то навстречу с пустыми ведрами - к пустому дню, пустым хлопотам. Поп, да девка, да порожние ведра навстречу - к плохим вестям.

Это поверье, как и многие другие, связанные с понятием «встреча» («Возьми в кумовья первого встречного» и пр.), основано на том, что встреча дается человеку свыше и определяет его судьбу.

Значит, всякая встреча - знак Судьбы, которой не избежать. Во втором поверье к уже упоминавшимся ранее попу и пустым ведрам добавляется «девка» (девица).

Именно встреча с девушкой, девицей, незамужней женщиной считалась неблагоприятной, а исключительно благоприятной - встреча с беременной женщиной и теми, кто несет что-либо наполненное.

Соответственно пустые ведра в руках у любого встречного воспринимаются как предупреждение свыше о грядущей неудаче, несчастье.

Когда выходишь из дому, всякая встреча на крыльце - не к добру. - Считается, что встречный определенным образом переходит дорогу намеченному делу, подрезает путь.

Примета, очень мешающая мнительным натурам: исходя из уверенности, что любая встреча предназначена Судьбой, человек затем помимо воли тратит немало энергии на разгадывание смысла этой первой встречи, что и в самом деле сказывается на деле.

Встреча при выходе из дому-это и возможный запретный вопрос «Куда идешь?», обрекающий на неудачу задуманное, и простая незапланированная задержка, ведущая к опозданию.

Случайно встретить на дороге похоронную процессию-к удаче.- Это странное поверье укоренилось на том основании, что раньше принято было вручать первому встречному от имени семьи умершего так называемую «подорожну»: кусок холста, хлеб, свечу и монету.

Считалось, что принявший все это символически отпускает грехи умершему. В благодарность же умерший на том свете первым встретит этого человека и будет его опекуном, защитником и наставником.

Отсюда и пошло поверье, что тот, кто первым идет навстречу похоронной процессии, -счастливый: он уже обеспечил хорошее отношение к себе на том свете. Впрочем, в некоторых местностях существует и диаметрально противоположное поверье.

Если в день экзамена встретишь на улице старика с палочкой - к большим неприятностям.

Если кто-то чужой по твоим следам идет, то он забирает у тебя, впереди идущего, силу. - След, оставляемый человеком и животным, всегда наделялся мистической силой. Считалось, что по оставленному следу можно не только многое узнать о шедшем, но и, идя след в след за ним, навести на него порчу, отнять силы.

Физически это связано с тем, что идущий по проторенному пути тратит собственных сил намного меньше, чем тот, кто путь прокладывает.

Мистическое же объяснение заключается в том, что, затаптывая умышленно следы, человека лишают собственного следа, делают незащищенным (аналог - человек без тени). В некоторых местностях, особенно на Украине, есть еще более мрачное поверье: если идти по чьим-то следам, то в семье этого человека вскоре кто-то умрет.

Сон про дорогу

Если больному в бреду мерещится дорога - значит, он скоро умрет. - Безусловно, суть приметы основана на простой ассоциации дороги и «последнего пути», о котором думает или который предчувствует больной.

Приметы в дорогу: если пришлось вернуться

Если вернулся зачем-то с полпути - перед новым выходом посмотри на себя в зеркало и покажи себе язык. Можно заглянуть под коврик, половик - тоже помогает. - Мистически примета основана на том, что вернувшийся непременно должен обмануть или испугать нечистую силу (а она гнездится как раз под половиком или же заглядывает из-за левого плеча в зеркало).

Заодно и дать понять, что ее не боятся. Некоторые символически меняют что-то в одежде или во внешности: надевают другой галстук, заново причесываются. Таким образом получается, что это уже другой человек.

Приметы в дорогу. Возвращение

Кто, домой возвращаясь, споткнется - с домашними поссорится. - Споткнуться - вообще не самая хорошая примета, ибо она толкуется как стороннее вмешательство.

Приметы в дорогу. Предметы на дороге

Найти на дороге гвоздь или еще что-то острое - к неприятностям. - Первоначальный смысл-в отношении к оберегам и к порче. Если человек сам хочет уберечься от порчи, от несчастья, он все острое направляет против предполагаемого недруга (например, иголки, воткнутые в дверь; нож у порога острием наружу).

Если же что-то острое направлено в сторону путника - значит, он мистическим образом «пронзен», лишен сил. Правда, почти все фольклористы слышали уточнение: неприятности ждут путника лишь в том случае, если предмет направлен острием на человека, а если наоборот, от него, то это - к воспоминанию близких о нем.

Приметы в дорогу. Незванный гость

Незваный гость на двор - и беда на двор. Незваного гостя берегись.- Поверье, которое поначалу трудно понять, ведь в русском народе отношение к гостям всегда было доброжелательным. Корни поверья-еще в том времени, когда Русь находилась под игом монголо-татар.

Поработители («незваные гости») вели себя как хозяева, входили в любой дом и забирали все, что нравится, чаще всего - девушек. Естественно, что это осталось в исторической памяти народа и перешло в устойчивое поверье.

Что касается «незваного гостя» в отрыве от этих тяжких страниц истории, то отношение к нему остается все-таки непростым, с уклоном в отрицательное, поскольку он нарушает планы хозяев, ставит их в неловкое положение.

Приметы в дорогу. Чтобы вернуться

Хочешь вернуться в понравившуюся местность - брось в ближайший водоем монетку. - Воде в славянских преданиях присуща мистическая символика, прежде всего очистительная и животворящая («мертвая вода» - очищение, «живая вода» - сотворение заново, оживление).

Вода - граница между тем и этим светом, вся она в конечном счете - с небес. Бросить в воду монетку - значит задобрить ее, умиротворить, выказать свое уважение, чтобы она не препятствовала возвращению. А в то же время - словно бы и оставить на этом месте часть себя (вспомним поверье о забытой в чужом доме вещи: обязательно туда вернешься).

КРАСНАЯ ДОРОГА И ЧЕРНАЯ ДОРОГА

Громовой Конь (Thunder Horse)

В жизни есть много дорог, но есть две, которые являются основными – Красная дорога и Черная дорога. Они соответствуют хорошему и плохому в жизни, и этот выбор людям приходится делать в жизни неоднократно. Красная дорога – хорошая дорога, хорошая позиция и правильный выбор. Эта дорога трудна из-за опасностей и препятствий, которые затрудняют наше путешествие по жизни. Черная дорога – плохая дорога, плохая позиция и неправильный выбор. Черная дорога широка и по ней легко идти. Красная дорога и Черная дорога представляются нам в жизни не дорогами, а олицетворением правильного и неправильного, хорошего и плохого, светлого и темного.

Лакота не знали стремления накапливать материальные блага. У них никогда не было тяги к стяжательству, лакота собирали ресурсы, чтобы переживать сложные периоды или помогать нуждающимся. У щедрости есть свои награды, а ее отсутствие имеет свои последствия. Для кочевого народа было непрактично слишком много накапливать, так как это только означало тащить еще больше вещей при перемещении лагеря – три или четыре раза в год. Чем больше вы имели, тем больше вам приходилось тащить.


Правда служит ориентиром вдоль дорог, по которым мы идем в жизни. На Красной дороге есть много указателей. Но если ты выбираешь Черную дорогу – там только иллюзия правды. Мы можем быть под влиянием правды или ее иллюзии. Порой правда подобна дыханию, ты не видишь ее, но можешь увидеть ее последствия. Правда также подобна восходу и закату солнца. Мы видим, как утром солнце всходит над горизонтом на востоке, а вечером заходит за горизонт на западе. От того, что земной шар вращается, с виду кажется, что солнце «встает» и «садится». В действительности же солнце не совершает ни того, ни другого. Живя скромной жизнью и помогая другим, человек идет по Красной дороге.

Правда – вывод из проб и ошибок в жизни, уроки, которые мы усвоили. Например: «Без зла добро было бы труднее осознать», или «Войны не бывает без потерь», или «Птица в руках стоит двух в кустах». Мы получили кое-какую пользу и от прежних иллюзий. В некоторых случаях правда бывает мучительной, но без нее имеет место только иллюзия. Правда заключается в том, что лакота до сих пор ходят по земле. И правдой является то, что лакота выдержали это травматичное изменение, став мудрее и сильнее. А иллюзия состоит в том, что лакота были побеждены более сильными, лучшими и более нравственными людьми, обладающими большими правами, данными им Богом. Правдой является то, что лакота были подавлены численным превосходством – большим количеством людей, лучше вооруженных и алчущих все больше и больше и стремившихся лишить лакота всего, что у них было. Но иллюзия состоит в том, что лакота – покоренный народ.

Жизнь продолжается, по-прежнему двигаясь по кругу. Солнце всходит каждое утро, а с ним приходит новая возможность, новая надежда. Независимо от того, каким был ушедший день и сколько бы побед не совершалось, каждый новый день – это шанс расставить все по своим местам, исправить ошибку, достигнуть новой цели и сделать еще один шаг на своем пути. Каждый новый день – это шанс переродиться, обновиться и получить еще одну возможность сделаться частью жизненного круга, зная, что это жизненный путь, а не гонки, и что человек не проходит его в одиночку.

Для того, чтобы идти по Красной дороге, предстоит изведать лишения и страдания, поэтому следует постичь смирение. Это возможность встать обнаженным перед Великой Тайной во всем, что касается своих проступков, малодушия, неумения сострадать и гордыни. Ибо идти по Красной дороге значит понимать, что ты можешь добиться большего. И ты понимаешь, что когда ты совершаешь что-то хорошее, то происходит это при помощи Великой Тайны, и потому ты благодарен... Для того, чтобы идти по Красной дороге, надо знать, что ты находишься в равном положении со всеми живыми существами. Следует понимать, что если ты родился человеком, это не дает тебе никакого преимущества или превосходства над другими существами. Каждое создание обладает духовным знанием, и река знает больше, чем ты. Ветер более осведомлен, чем ты. Народы животных (Народ Бизона, Народ Орла, Народ Бобра и т.п. – прим. пер.) обладают величайшей мудростью, и ТЫ можешь учиться у каждого из них, потому что они обладают тем, чего нет у тебя. У них нет злых помыслов. Они не стремятся мстить, а ищут справедливости. У тебя есть данные Великой Тайной права, чтобы идти по Красной дороге: у тебя есть право молиться; есть право танцевать; есть право думать; есть право защищать; есть право иметь понятие о Матери; есть право мечтать; есть право на видение; есть право учить; есть право учиться; есть право горевать; есть право на счастье; есть право исправлять ошибки; есть право на правду и есть право на общение с духами. Для того, чтобы идти по Красной дороге, следует знать и чтить своих Предков и призывать их на помощь. Надо понимать, что есть добрые и злые чудодейственные силы. Надо понимать, что зло существует, но оно трусливо и часто бывает замаскированным. Помните, что есть злые силы, которые постоянно ищут способ стать сильнее за твой счет.

Идя по Красной дороге, ты меньше боишься ошибиться, поскольку ты знаешь, что жизнь – это путь, непрерывный круг, священный обруч. Можно ошибаться и исправлять свои ошибки, если у тебя будет смирение, ведь если ты не сможешь быть смиренным, то не узнаешь, где и когда ты совершил ошибку. Если ты идешь по Красной дороге, ты знаешь, что любая скорбь приводит к лучшему осмыслению. Не все ужасные трагические события можно объяснить, однако они могут принести пользу. Для того, чтобы идти по Красной дороге, надо уметь находить красоту во всем. Для того, чтобы идти по Красной дороге, надо понять, что однажды ты перейдешь в мир духов и не будешь ничего бояться.

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины
(Данте. Божественная комедия. Перевод М. Лозинского)

Дорога является универсальной метафорой жизненного пути человека. На своих консультациях я много раз сталкивался с тем, что люди спонтанно начинают описывать свой текущий или прошедший жизненный этап как некую дорогу. И часто эта метафора оказывается точнее многих слов. Такую метафору удобно использовать как способ понимания жизненного пути человека. И иногда я предлагаю своим клиентам представить основные этапы своей жизни в виде различных дорог. Это можно делать как в воображении, так и через специальные карточки. Такой взгляд часто помогает увидеть какие-то общие закономерности и тенденции. Нередко это открывает массу возможностей для понимания текущей проблемы. Особенно это может быть полезно в ситуациях, когда человек ощущает потерянность и дезориентацию, — он не знает, куда двигаться дальше. Это важный вопрос, один из главных в жизни, и для ответа на него нередко нужно заглянуть в прошлое: а куда человек шёл до этого? Где он уже был? Насколько он удовлетворён пройденным путём?

В этой статье я хотел бы дать беглый обзор символического значения дороги.

В самом общем смысле дорога связывает различные точки в пространстве. На сегодняшний день, археологи самые первые дороги датируют четвёртым тысячелетием до нашей эры и связывают их появление с развитием колёсного и вьючного (то есть использующего ресурсы людей и животных) транспорта. Посмотрите на одну из сохранившихся дорог инков в Мачу-Пикчу (территория современного Перу):

Видно, что эта дорога для своего времени была очень качественной. До строительства подобных дорог должны были существовать и более просто обустроенные пути между различными селениями. То есть дороги сопровождают человечество многие тысячи лет. А всё что сопровождает жизни всех людей в течение многих тысяч лет, постепенно становится чем-то глубоко внутренним для каждого человека, Карл Юнг такие образы назвал архетипическими. И образ дороги – это тоже архетип, то есть та тема, с которой сталкиваются все люди длительное время. Тогда дорога с одной стороны может быть связью между разными пунктами, а с другой – отражать глубоко внутренние переживания.

Для жителя некого древнего селения пойти по дороге означало покинуть своё родное селение и отправиться в другое. Отсюда одно из основных символических значений дороги – дорога это граница между своим и чужим миром. А граница – это то, что и соединяет и разъединяет одновременно.

Человеческая жизнь, тот путь, по которому мы идём – это тоже некая граница (пространство, территория) между своим и чужим миром. Говоря о двух мирах, мы можем подумать о пути от рождения до смерти. И почти во всех религиозных традициях рассматривается путешествие души к загробной жизни.

В рамках своей жизни человек имеет возможность проделать ещё одно «путешествие» от своего мира до мира другого. Это процесс отделения от своих родителей, другими словами, это процесс взросления. Современное общество предлагает всё больше возможностей для увеличения продолжительности детства. Возможно, это реакция на современный этап развития общества – общество потребления. Может поэтому в современном мире утратили свою силу обряды перехода (инициации), которые существовали во всех культурах. В самом общем виде эти обряды предполагали, что подрастающий член племени в назначенное время должен покинуть своё племя и некоторое время, находясь в этом «ином мире», он должен был пройти через ряд испытаний, также старейшины племени знакомили его с мифологией своего племени. Важной составляющей этих обрядов инициации было символическое столкновение со смертью. В процессе этого обряда посвящения происходили большие перемены во внутренней жизни человека, для него инициация являлась тем путём, который переводит его из детства во взрослую жизнь. Поэтому по завершении инициации человек возвращался в своё селение уже совсем другим, взрослым и готовым к созданию своей собственной семьи. Поэтому обряды инициации хорошо отражают ещё одно важное символическое значение дороги, — это символ трансформации, преодоления, реализации и освобождения. Сюда уходит корнями известный афоризм «вернувшись из путешествия ты никогда уже не будешь прежним».

В культуре многих народов можно обнаружить общий универсальный мифологический сюжет, в котором некий герой, чаще самый обычный человек, начинает своё путешествие и в процессе этого путешествия он сталкивается с различными испытаниями и чудесным образом преобразует свои внутренние качества и взгляды на мир. Его жизнь становится более осознанной. Джозеф Кэмпбелл назвал такую мифологему «путешествием героя». Этот сюжет встречается во многих мифах самых разных народов, например, в серии сюжетов о Будде. Но этот сюжет встречается не только в мифах и сказках, но и в творчестве современных авторов. Его можно проследить в сюжетах фильмов «Звёздные войны», «Хоббит», «Гарри Поттер», «Король лев» и во многих других. В этих сюжетах мы сталкиваемся с символикой дороги как жизненного пути, символа трансформации, становления, дороги как метафоры поиска своего места в жизни. С точки зрения Джозефа Кэмпбелла, этот иной мир, где оказывается герой, соответствует бессознательному. В этом смысле, как только герой преодолевает первый порог, он вступает на территорию своего собственного бессознательного и начинает в этом мире находить союзников, что-то преобразовывать, что-то преодолевать, с кем-то сражаться, что-то находить. С этой точки зрения, для героя, который прошёл свой путь, его собственное бессознательное становится более изученным. При удачном прохождении, он становится властелином двух миров. И здесь мы подходим к символике дороги как пути к себе, пути самопознания. Поэтому во многих сказках герой отправляется в путь-дорогу.

Говоря о дороге, мы сталкиваемся с экзистенциальной темой. Та дорога, по которой мы идём, часто предлагает нам выбор, куда пойти дальше. И от того, какой путь мы выберем, будет зависеть то, какими мы станем. В этом плане каждый раз в ситуации выбора мы сталкиваемся перед выбором между разными вариантами нашего Я, потенциальными вариантами Я. А когда мы выберем и пройдём путь, мы переведём эту потенциальность в реальность. Какое-то из этих потенциальных Я станет реальным, а остальные Я останутся нереализованными. И здесь мы сталкиваемся с темой не только свободы (по какой дороге пойти?), но и ответственности. Ответственности перед собой (по какой дороге пойду, таким и стану), но и ответственности социальной (решая пойти по какой-то дороге я её делаю более натоптанной, и другим будет легче по ней тоже пойти). С этой позиции дорога является хорошей метафорой для обозначения основных экзистенциальных данностей бытия: осознание конечности (дорога нашей жизни когда-то кончится), отсутствие смысла (нам не говорят, в чём смысл той или иной дороги, мы сами придаём смысл тому, какой путь выбираем), свобода (мы можем выбрать любую дорогу или проложить свою собственную), ответственность (решая пойти по одной дороге, в этот момент мы не можем пойти по другой; делая выбор в пользу одной, мы отказываемся от другой), экзистенциальное одиночество (раз мы формируемся в процессе нашего пути, то для того, чтобы кто-то мог меня понять полностью, он должен пройти в точности мой путь так, как это сделал я. То есть он должен прожить жизнь так, как прожил её я, а это невозможно. В этом плане мы можем быть поняты другим только до определённой степени).

Получается, что дорога своей символикой отправляет нас к вопросам нашего бытия. И тогда этот образ может помогать нам в поиске ответов как на жизненно важные вопросы, так и в ориентации, как мы дальше хотим развиваться. Общение с психологом через образ дороги может быть удивительно плодотворным для работы с темой психологического взросления, преодоления кризисных периодов, для работы с экзистенциальными темами, для моделирования своего будущего.

Статью написал психолог Роман Левыкин (Запись на консультацию:
)

Присоединяйтесь к группе Вконтакте.

  • ДОРО́ГА , -и, ж.

    1. Полоса земли, служащая для езды и ходьбы. Проселочная дорога. Шоссейная дорога. Выйти на дорогу. [Мы] въехали в ущелье, по которому вилась дорога, полузаросшая высокой травой. Лермонтов, Княжна Мери. [По равнине] пролегало множество дорог, и все они сходились к одному месту на востоке. По дорогам шли и ехали люди. Короленко, Сон Макара. За рекой виднелась черная мокрая дорога, исчезающая в недалеком лесу. Бек, Волоколамское шоссе. || чего или какая. Место, пространство, по которому происходит передвижение, сообщение. Водная дорога. Воздушная дорога. Голубые дороги каналов. || След в виде полосы, оставляемый кем-, чем-л. движущимся. Я смотрел на --- руль корвета и видел пенистые дороги, что тянулись некогда за ним по туманным морям. Они очень долго не исчезали, эти дороги, эти прочерченные корабельным килем следы. Паустовский, Героический юго-восток.

    2. Место для прохода, проезда. Встать на дороге. Чтобы пробраться к ручью, надо было топором прочистить себе дорогу через зелень. Миклухо-Маклай, Путешествия. Бобров увидел, как между экипажами быстро образовалась широкая дорога и как по этой дороге проехал на своей тройке серых лошадей Квашнин. Куприн, Молох. || перен. Доступ куда-л., возможность проникнуть куда-л. В большой свет ему [Стахову] не было дороги. Тургенев, Накануне. Песня за стеной росла, певцы воодушевлялись, их голоса звучали смелее и громче, жалобные звуки нашли дорогу в грудь Ильи. М. Горький, Трое.

    3. Путешествие, поездка. Утомительная дорога. Веселая дорога. Запасти провизии на дорогу. Написать письмо с дороги. [Аня:] Я не спала в дороге четыре ночи. Чехов, Вишневый сад. Всю дорогу Леня не отходил от окна вагона. Паустовский, Рождение моря.

    4. Направление, путь следования. Сбиться с дороги. Дороги он не знал, но был уверен, что если побежит, то непременно очутится дома. Чехов, Беглец. Мы, по дороге домой, вышли на опушку леса. М. Горький, В людях. На первом перекрестке их дороги расходились. В. Попов, Сталь и шлак. || перен.; с определением. Направление деятельности, путь развития. Пушкин пошел по совершенно новой дороге, предавшись искусству в исключительном значении этого слова. Белинский, Русская литература в 1844 г. [Треплев:] Вы нашли свою дорогу, вы знаете, куда идете, а я все еще ношусь в хаосе грез и образов, не зная, для чего и кому это нужно. Чехов, Чайка. Перед каждым человеком теперь открывается широкая дорога для его стремлений, для его счастья и благополучия. Макаренко, Книга для родителей.

    5. перен.; с определением. Средство к достижению чего-л. Упорный труд - верная дорога к знанию. Война была единственной дорогой к власти, Карл это понимал. А. Н. Толстой, Петр Первый.

    Большая дорога см. большой .

    Железная дорога см. железный .

    Канатная дорога - сооружение, предназначенное для перевозки грузов (реже пассажиров) в вагонетках, подвешенных к стальному проволочному канату и передвигающихся по нему.

    Столбовая дорога см. столбовой 1 .

    Скатертью дорога см. скатерть .

    Туда и дорога кому - получил по заслугам, нечего жалеть.

    По дороге - 1) мимоходом, заездом, попутно. Но прежде чем к князю, по дороге надо заехать к Ивиным. Л. Толстой, Юность; 2) в одном и том же направлении. Кружан и Рябинин вместе вышли на улицу. Им было по дороге. Горбатов, Мое поколение; 3) перен. (с кем ) об общих стремлениях, общей цели.

    Дать (или уступить) дорогу кому - 1) отойти в сторону, дав место для прохода, проезда; 2) предоставить 433 возможность действовать, выдвинуться в какой-л. области.

    Забыть дорогу куда см. забыть .

    Заказать дорогу куда см. заказать 2 .

    Заступить дорогу кому см. заступить .

    Знать дорогу - уметь находить доступ куда-л.

    Идти своей дорогой см. свой .

    Перебить (или перейти, перебежать и т. п. ) дорогу - захватить, перехватить то, на что рассчитывал другой.

    Встретиться (или столкнуться) на узкой дороге см. узкий .

    Выбиться на дорогу см.
Тюремная почта - система механизмов («дорог»), предназначенная для передачи небольших по объёму (определяется размером ка́буры или размером ячейки решёток) пакетов - «грузо́в» между камерами тюрем и следственных изоляторов (СИЗО).

«Груза́», как правило, содержат в себе переписку заключённых в виде небольших писем - «маля́в». Кроме этого, в некоторых случаях по почте могут передаваться сигареты, чай, предметы первой необходимости и т. д..

Тюремная почта создаётся и поддерживается исключительно заключёнными, так как общение между заключёнными разных камер противоречит принципам безопасности и Правилам внутреннего распорядка тюрем и СИЗО. За любую попытку установления межкамерной связи заключённые могут быть наказаны - вплоть до карцера.

15 Декабрь 2016

«Дороги»

Механизмы передачи тюремной почты на уголовном жаргоне называются «дорогами».
Некоторые типы «дорог»:

Дорога по воздуху;
- Дорога через ка́буру;
- Дорога по воде («по-мокрому»);
- Дорога по этапу;
- Дорога «ногами».

Нитевая веревка (конь)

Нитевую веревку для налаживания дорог в местах лишения свободы называют «конем», изготавливается из ниток, полученных путем распускания одежды (вплоть до носков!), после их скручивают по принципу каната.

Дорога по воздуху

Дорога по воздуху представляет собой механизм связи между камерами посредством натянутых через окна камер нитяных канатов, изготавливаемых из распущенных вязаных и трикотажных предметов одежды. Длина каната, как минимум вдвое больше расстояния между камерами. Дорога по воздуху может связывать собой камеры находящиеся на значительном расстоянии (порядка 50 - 70 м.), а также в отдельно стоящих зданиях. Иногда из камеры в камеру передаются ценные малявы и тогда, обычно, передающая камера спрашивает имя того кто её забирает. Такая малява называется «контрольной». Например в Пресне и Бутырке такие малявы называли «курсовыми» чаще всего их называют «прогонами» (например воровской прогон (обращение к арестантам вора, про то как надо жить и кого из арестантов надо наказать за проступки и измену воровской жизни)) Таковыми могут считаться переписка подельников, авторитетов, «смотрящих». Дорога по воздуху может также связывать тюремную камеру с людьми по другую сторону забора («дорога со свободой»),- в основном для передачи запрещённых предметов. В исключительных случаях администрация закрывает глаза на работу почты по воздуху, дабы заключенные не долбили кабуры.

Дорога через ка́буру

Дорога через ка́буру отличается от дороги по воздуху тем, что связь осуществляется через отверстия в стенах камер, а также длиной - зачастую это связь между соседними камерами. Изготовление отверстий в стенах (толщина стен составляет 0.5 - 1.0 м.) процесс трудоёмкий, поэтому дорога через ка́буру, как правило, имеет место при трудностях в построении других дорог. Если в камере нет кабуры то первым делом в камере нужно сделать ее. Камера которая не заботиться о том чтобы наладить «трассу» вызывает подозрения у братвы. Администрация всячески пытается пресекать порчу имущества, но почти всегда тщетно. Бурение кабуры идет круглосуточно, организованно и по отлаженным схемам с использованием особого инструмента и методами отвлечения надзирателей.

Дорога по воде

Дорога по воде («по-мокрому») - механизм связи между камерами посредством нитяных канатов, протянутых через систему канализации. Имеет один недостаток - все «грузы» требуют герметичной упаковки. Её достигают путём запайки в пластиковые пакеты.

Дорога по этапу

Дорога по этапу представляет собой передачу чего-либо в процессе этапирования заключённых.

Дорога «ногами»

Дорога «ногами» - передача чего-либо через людей, имеющих возможность перемещения по территории тюрьмы (СИЗО) или колонии и/или за их пределы.

15 Декабрь 2016

Кони на стенах

Воровская почта родилась еще до революции. "Малины" общались между собой с помощью связного, который был неприкасаемым. Независимо от текста письма, ударить курьера, а тем более убить, никто не смел. В своих посланиях паханы воровских группировок договаривались о совместных налетах, сообщали о стукачах и просто делились новостями. Тогда же стали выращивать и голубей, используя их в роли связного. Вскоре письма стали шифровать. Воровской жаргон стал первым способом шифровки такой информации. Затем возникла нательная символика - татуировки.

Как общаются между собой нынешние уголовники на свободе, представить несложно. С развитием радиосвязи и промышленных шифраторов и дешифраторов началась новая эпоха уголовных коммуникаций.

В зоне общаться сложнее. Тюремно-лагерные дороги - связные каналы - существуют десятилетиями. Каждая камера СИЗО или тюрьмы подключена к дороге. Если камера не имеет связи, ее называют пустой или лунявой. В ней содержатся стукачи, обиженные и опущенные, с которыми держать связь считается западлом. По наружной стене здания протянуты длинные веревки: вертикальные и горизонтальные. По этим веревкам постоянно гонят коней - передают мешочки, где спрятаны малява, сигареты или деньги. Иногда малявы шифруются, а иногда и нет: все зависит от ее важности.

Письмо обычно шифруются с помощью буквенного кода. По дороге идет полная белиберда, но адресат знает, что значение имеет лишь пятая (вторая, шестая) буква. Шифр могут усложнит решеткой - специальным шаблоном, который поворачивается по тексту в нужном направлении. У каждого рецидивиста есть свой графический опознавательный знак, который ставится вместо подписи. Вор может ограничиться и своей кличкой в конце малявы.

За дорогу отвечают опытные уголовники. Часто администрация обрывает веревки и забирает коней, тогда несколько дней уходит на то, чтобы вновь наладить дорогу и пошить мешочки. Все материалы для этого, как правило, уже имеются.

Зэки могут перекрикиваться и даже переплевываться. Многие камеры имеют тонкую длинную трубку, куда заряжается скрученная в конус бумажка. Во время коротких прогулок на стенах и плаце иногда появляются замысловатые каракули, которые кто-то из зэков сможет прочитать.

Но лучшая связь - через контролеров. Если сотрудника СИЗО или тюрьмы нельзя подкупить, его шантажируют. В уголовном мире есть группы специалистов, собирающих компру на персонал изолятора, ИТУ и ВТК.

Контролера могут и спровоцировать: вручить взятку и записать эту сцену на видеопленку. Но все эти приемы слишком известны и часто не срабатывают. Самый верный путь - подкуп. Подогретые баландеры передают записки из камеры в камеру и не отбирают "духовые ружья". В малявах подследственные договариваются со своими подельщиками о показаниях, зэки обсуждают очередную кандидатуру на воровскую корону, а воры решают более важные проблемы: какую зону греть, кого мочить и сколько взять из общака на личные расходы. Покидая СИЗО или тюрьму, ее обитатели обязаны передать своей смене все каналы связи и всю компру (если таковая имеется) на персонал.

Во многих колониях законники создали свою агентурную сеть. Взяв под контроль тысячные толпы зэков и шантажируя администрацию, они знали все, что творится в их владениях. Доходило до того, что в кабинеты лагерных следователей и оперработников подбрасывали "жучки", которые давали возможность прослушивать допросы и телефонные разговоры.

В некоторых лагерях Урала сидели зэки - связисты такой квалификации, что ухитрялись подсоединяться к коммутатору ИТК. Незаметно пробравшись в телефонный узел, они ставили специальные перемычки и проводили параллельные линии. Каково же было удивление администрации, когда с АТС пришла квитанция за разговоры с Москвой, Чебоксарами, Соликамском, Свердловском, Мадридом и Гамбургом. Сегодня сакраментальную маляву вытесняет мобильная связь. Авторитету некогда ждать, пока послание дойдет до адресата. Лежа на нарах, он наберет по сотовому телефону номер и отдаст все инструкции. Сотовой дороге доступна почти любая точка планеты в течении минуты.

15 Декабрь 2016

Тюремный телеграф

В центре Москвы укрытая от посторонних глаз стенами соседних жилых домов располагается древняя Бутырская тюрьма. Тот, кто попадает во внутренний тюремный двор, видит четырехэтажное здание, оплетенное как паутиной сетью канатов, которая постоянно шевелится, переправляя из камеры в камеру “малявы” и грузы.

"Лешка, приветик, родной! Искренне буду рад застать тебя в добром здравии и хорошем расположении духа. Почему молчишь, ничего не пишешь? Чирканул бы пару строк”, - примерно такими церемонными и напыщенными фразами начинаются послания, идущие по “дороге”.

“Дорогой” российские заключенные называют тюремный телеграф - хитроумную систему связи, позволяющую им общаться друг с другом, невзирая на разделяющие их стены, решетки и охрану. На казенном языке тюремной администрации это называется “межкамерная связь” и считается серьезным нарушением режима содержания осужденных. Тюремному телеграфу столько же лет, сколько и тюрьме, которую он, с позволения сказать, обслуживает. Если взять, к примеру, известную всему миру Бутырку, то бутырской “дороге” около двухсот пятидесяти лет, поскольку именно таков возраст самой тюрьмы. Тюремный телеграф - это система плетеных канатов, которые как паутина опутывают ту часть здания тюрьмы, которая выходит во двор. Канаты протягиваются от окна одной тюремной камеры к другой и далее так, что все камеры находятся как бы в одной связке. Откуда бы не было отправлено сообщение, оно обязательно найдет адресата, если только он находится в одной из камер тюремного корпуса. С одной стороны на послании, как правило, указывается номер камеры и имя отправителя, на другой стороне пишется номер камеры и имя либо прозвище получателя. Таким образом, если “малява” (так заключенные называют свои тюремные записки) не находит адресата, она возвращается к отправителю.

На “дороге” работают специально обученные этому делу зеки - “дорожники”. Каждый из них держит в памяти план тюрьмы. Через некоторые камеры проходит сразу несколько ответвлений “дороги”. С какой бы стороны не прибыла “малява”, “дорожник”, увидев конечный адрес, должен безошибочно привязать ее к нужному канату, ведущему именно в ту сторону, в которой располагается указанная камера. После того, как “малява” привязана, канат перетягивается в соседнюю камеру. Вместе с ним перемещается и все то, что уже было к нему прикреплено ранее. Идея очень проста и в то же время универсальна.

На протяжении многих лет механизм деятельности тюремного телеграфа остается практически неизменным. Он позволяет заключенным обмениваться не только личными посланиями и грузами, в числе которых товары и деньги так называемого “общака”, но и согласовывать поведение изолированных друг от друга подельников для того, чтобы ввести в заблуждение следствие. Чтобы следователь им поверил, показания всех подозреваемых должны быть одинаковыми и не расходиться даже в незначительных мелочах.

“Дорога” - это единственный способ неподконтрольного общения заключенных. Пресечение межкамерных связей и выявление причастных к ним лиц - одна из первостепенных задач администрации любого СИЗО. Но сделать это очень не просто. Канаты, связывающие камеры в единое информационное поле, плетутся самими заключенными. Работники тюрьмы могут, конечно, ворваться в камеру, чтобы их оборвать, но вместо них сразу же появятся новые. Зеки моментально изготовят их из распущенных на нитки предметов одежды. Хитроумные зеки постоянно меняют маршруты своей “дороги”, для того чтобы охране было сложнее отследить пути перемещения “общака”, У администрации тюрьмы, как правило, есть подробный план межкамерных связей, со всеми возможными вариантами, но это мало что меняет.

За причастность к работе на “дороге” существует наказание - карцер. Но поймать “дорожника” с поличным - дело непростое. Пока работники СИЗО, ворвавшиеся в переполненную людьми камеру, бегут от ее двери к окну, “дорожники” почти всегда успевают оборвать и выбросить канаты, недавнее существование которых доказать невозможно. Существует один очень эффективный способ борьбы - очистить от заключенных несколько камер подряд, но в условиях катастрофического перенаселения тюрем сделать это невозможно. Некуда девать людей из отселенных камер. Ведь ныне в камерах, рассчитанных на 26 человек, содержится по 80 заключенных. Иногда и больше.

Есть, правда, и еще один метод ведения боя с “дорогой”. Окна камер загораживаются не только решетками с крупными и мелкими ячейками, но и наружным “намордником” (навесным карнизом). За сорок лет своего существования это изобретение не помогло разрушить межкамерные связи. Зато вскоре после введения этого новшества началось победное шествие тюремного туберкулеза. Ведь “намордники” затрудняют доступ в камеры свежего воздуха и солнечного света. А тюремный телеграф работает, невзирая на прогуливающихся под ним людей в форме. Так было, так есть и так будет до тех пор, пока существуют узники и те, кто их охраняет.



Понравилась статья? Поделитесь ей