Контакты

Программа подготовки группы детей школе. Подготовка к школе ч.1. Массажная пауза. Мой мизинчик, где ты был

Государственное общеобразовательное учреждение

Российская гимназия при Государственном Русском музее

Санкт-Петербург

Программа развития и обучения

« По дороге в школу »

Программа разработана для дополнительного дошкольного развития и образования детей.

Программа рассчитана на средний и старший дошкольный возраст ребенка 4-6 лет.

Срок реализации 1 год.

Санкт-Петербург

2014

Пояснительная записка

Модифицированная программа, с элементами авторства, называется «По дороге в школу». Это программа развития и обучения дошкольников в условиях дополнительного образования. Программа образовательная и в тоже время развивающая, направлена на развитие психологической готовности дошкольника к учебной деятельности, формирование желания учиться.

Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому виду деятельности – учебному. Готовность к обучению - это не только определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка. Понятие готовности к учению значительно шире и многообразно. Самое главное при переходе на качественно новую ступень – психологическая готовность к учебе. Но и это не все. Фундаментом успешной учебной деятельности являются хорошо развитые познавательные процессы: мышление, память, речь, восприятие, внимание, работоспособность.

Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. В связи с этим и разработана данная программа подготовки детей к школе. В ходе занятий по этой программе дети приобретают элементарные вычислительные навыки, делают первые шаги в чтении слогов, слов, предложений, узнают, чем буква отличается от звука. Осуществляется развитие коммуникативных навыков, познавательных процессов, творческих способностей. Все это закрепляется в игровой и адаптированной к возрасту форме.

Программа «По дороге в школу» написана с учетом возрастных особенностей и творческой активности детей, предполагает реализацию в процессе игровой деятельности. Разработанный материал программы предназначен для организации обучения детей с применением элементов инновационной игровой методики, который основывается на современные методические, педагогические разработки учебного методического комплекта «Школа России».

Девиз программы: «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем».

Цель программы – планомерная подготовка детей к обучению в школе с реализацией мероприятий по профилактике возможных трудностей при адаптации и формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни.

Реализация программы будет способствовать решению

следующих задач:

  • развивать познавательную сферу ребенка через организацию занятий по ознакомлению с социальной действительностью;
  • определить готовность детей к школе при помощи педагогического и психологического тестирования;
  • формировать речевую активность детей через организацию занятий по развитию и формированию связной речи;
  • обучить основам чтения;
  • формировать элементарные математические представления через организацию специальных мероприятий;
  • развивать творческие способности ребенка через организацию художественно – продуктивной деятельности на занятиях по развитию мелкой моторики рук;
  • приобщать к навыкам здорового образа жизни при помощи организации динамических и физкультурных пауз.

Актуальность программы

Тема подготовки детей в школу как никогда актуальна в наше время. Сегодня любого родителя волнует вопрос – достаточно ли подготовлен его ребенок к восприятию школьной программы? Конечно, им хочется как можно лучше подготовить ребенка к школе. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка, что само по себе конечно важно. Но не все родители понимают, что главное для ребенка 5-6 лет быть активным, сообразительным, раскрепощенным, уметь управлять своим поведением. Ведь любознательность, развитое мышление и речь – эти качества не менее важны, чем умение читать и писать. Их надо развивать в первую очередь. Программа «По дороге в школу» дает возможность безболезненно, интересно, в игровой форме пройти этот сложный, но важный период в жизни дошкольника.

Режим занятий

Содержание программы предполагает 1 год обучения для детей 4-6 лет, Занятия проходят в форме урока – путешествия, урока – игры, с частой сменой деятельности, физкультминутками. При организации занятий учитываются возрастные, психологические и физиологические особенностей детей 4 – 6 лет, применяются в обучении в основном игровые технологии. Продолжительность занятий от 25 – 30 минут. Группы формируются с учетом психофизиологических особенностей детей. В группах от 12 - 15 человек.

Особенности организации занятий

Подготовка детей к школе ведется не путем усвоения ими «школьных технологий», а путем развития психологических процессов в результате развивающих, творческих играх и заданиях. «Заниматься» с ребенком нельзя, с ребенком надо играть, играть заинтересованно и увлеченно. На всех занятиях присутствуют персонажи: домовенок Кузя и кукла Аня.

В дошкольном возрасте ребенок при помощи взрослых впервые выходит из узкого семейного мирка в мир взрослых людей и разнообразными способами моделирует этот мир. Поэтому основными психологическими новообразованиями дошкольного возраста являются :

Возникновение первого схематичного цельного детского мировоззрения (Л.С.Выготский);

Возникновение первых этических представлений (Л.С.Выготский);

Возникновение соподчинения мотивов (А.Н.Леонтьев);

Возникновение произвольного поведения (Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец);

Возникновение личного сознания.

Поэтому, во второй половине дошкольного детства ребенок уже психологически готов к деятельности учения.

Программа «По дороге в школу» так построена, что во время занятий, осуществляя разные виды развивающей, совместной и индивидуальной деятельности ненавязчиво прививаются детям новые ее формы.

Занятия проходят в игровой, занимательной форме. Вместе с игрушечными героями куклой Аней и домовенком Кузей, дети путешествуют по стране «Знаний». По дороге в школу они всесторонне развиваются и обучаются. Домовенок Кузя постоянно забывает что – нибудь или путает, обучается всему вместе с детьми и не дает ребенку огорчится из - за собственных ошибок и неудач. Ребенок успокаивается, ведь Кузя тоже ошибается и при этом не плачет, так у ребенка постепенно развивается чувство уверенности в свои силы, волевые качества. Дети, справившиеся со всеми заданиями, получают в конце занятия от куклы Ани приз, награду (открытку, календарик, наклейку и т. д.) В конце занятия необходимо дать всем положительную оценку, а затем отметить лучшие ответы. В конце учебного года на выпускном вечере вручается Диплом об успешном прохождении программы «По дороге в школу».

Формы организации образовательного процесса

Основной формой является занятие, в форме игры – путешествия, так как у шестилетнего ребенка необходимо начать развивать положительную мотивацию к процессу обучения. На занятии разыгрываются: путешествия с главными героями домовенком Кузей и куклой Аней, соревнования, конкурсы, викторины, творческие задания, отгадывание загадок. Главное, чтобы каждое занятие было для ребенка интересным, увлекательным и полезным. Занятия проходят в основном в игровой форме.

Приемы и методы организации образовательного процесса

  • словесный;
  • наглядный;
  • игра – путешествие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский, индивидуально – фронтальный.

Приемы

  • игры;
  • работа по образцу;
  • показ иллюстраций, видеоматериалов.

Дидактический материал

Учебно – методический комплект «Школа России » таблицы; плакаты, сюжетные картины к рабочей тетради «Формирование и развитие связной речи», дидактические карточки, раздаточный материал.

Формы подведения итогов

Игры, практические задания, тесты, творческие задания, диагностика

(пособие Т.А.Ткачевой «Комплексное обследование ребенка»,

Т.В.Белова,В.А.Солнцева «Готов ли ребенок к школе?»)

Виды аттестации:

Текущая аттестация – оценка качества усвоения учащимися содержания компонентов какой – либо части образовательной программы на занятиях.

Промежуточная – оценка качества усвоения учащимися содержания какой – либо части, темы образовательной программы, по итогам полугодия, учебного года.

Итоговая аттестация – оценка овладения учащимися уровня достижений, заявленных в образовательной программе по завершению ее.

Формы проведения аттестации:

  • оценка процесса и результата прохождения программы (тесты - задания);
  • оценка качества личности;
  • оценка социальной роли детей.

(Занятия проходят один раз в неделю по 30 мин, 10 минут перемена)

1.Программные задачи обучения 4-5 лет

  • Образовательные:

- .

  • Развивающие:

Развивать чувство юмора.

  • Воспитательные:

2.Учебно- тематический план занятий

№1

Темы разделов

Год обучения

Количество часов

Родительское собрание

Вводное занятие

Формирование элементарных математических представлений «Игралочка»

Развлечения

Повторение пройденного материала, тестирование

Всего часов

76 час

3.Тематическое планирование занятий по формированию математических представлений первого года обучения

№1

Темы разделов

Год обучения

Количество часов

Один - много

Столько же, больше, меньше

Счет до двух

Длиннее, короче

Круг

Шар

Шире, уже

Число 3.Цифра 3.

На, над,под.

Выше, ниже.

Раньше, позже.

Число4.Цифра 4.

Квадрат.

Куб.

Вверху, внизу

Слева, справа, посередине.

Число 5. Цифра 5.

Внутри, снаружи.

Впереди, сзади.

Пара.

Овал.

Прямоугольник.

Порядковый счет.

Повторение

Числа 1-5.

План.

Ритм..

Цилиндр.

Конус.

Призма и пирамида.

Геометрические тела.

Число 6.Цифра 6.

Сравнение по длине.

Число7.Цифра 7.

Сравнение по ширине и толщине

Число 8.Цифра8.

Сравнение по высоте.

Измерение длины.

Число 9 .Цифра 9.

Сравнение по объему.

Число 0.Цифра 0.

Таблицы.

Число 10.Цифра 10.

Символы.

Провторение

Всего:

5.Тематическое планирование занятий по развитию и подготовки к грамотности

№1

Темы разделов

Год обучения

Количество часов

Знакомство с нашими героями

Игрушки

Части тела

Осень

Овощи

9-10

Фрукты

Овощи - фрукты

Геометрические фигуры

Загадка - описание

Дом

15- 16

Мебель

17-18

Электрические приборы

19-20

Семья

21-22

Посуда

Рабочие инструменты

24-25

Головные уборы

26-27

Одежда

28-29

Обувь

Зима

31-32

Звери

33-34

Домашние животные

35-36

Птицы

Животные жарких стран

Рыбы

Хлебные продукты

Молочные продукты

Мясные продукты

Магазины

Наземный транспорт

Водный транспорт

Воздушный транспорт

46-47

Город

Почта

Театр, музыкальные инструменты

Спорт

51-52

Весна

53-54

Профессии

Детский сад

Лес. Деревья

Плоды. Семена

Грибы

Садовые цветы

Полевые цветы

Насекомые

Лето

Ягоды

Прощание с героями

Всего:

Раздел №1

Формирование элементарных математических представлений по УМК «Школа Росии» «Игралочка»:

1. Количество и счет:

Знакомство с числами и цифрами от 0 до 10.

Количественный и порядковый счет от 1 до 10;

Состав чисел от 2 до 10;

Решение логических примеров и задач;

Понятие – пара;

Сравнение предметов по количеству один – много;

2. Величина:

Подбор и группировка предметов по одному или нескольким признакам;

Прием парного сравнения, методы наложения и приложения;

Измерение длины, объема.

Понятия: слева, справа, вверху, внизу, вперед, назад; посередине;

Формирование представлений ближе, дальше, близко, далеко, рядом, низко, высоко,

раньше, позже, шире, уже, длиннее, короче;

Использование предлогов: в, на, над, за, перед, между, внутри, снаружи;

Ориентировка в тетради;

Ориентировка по словесной инструкции и по плану;

Зеркальное отображение.

5. Ориентировка во времени.

Утро, день, вечер, ночь;

Название дней недели;

Месяцы времена года, год;

Сегодня, завтра, вчера;

Точка, линия, луч, угол, отрезок;

Кривые, ломаные, разомкнутые и замкнутые линии;

Линейка, сантиметр;

Использование линейки.

7.Геометрические фигуры.

Плоские фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник;

Геометрические тела: шар, квадрат, куб, цилиндр, конус, призма;

Вершины, стороны, углы;

8. Графические работы.

Знакомство с тетрадью;

Графические диктанты;

Рисование по памяти;

Штриховка и раскрашивание; - символы.

Раздел №2

Знакомство со звуками и буквами по УМК « Школа Росии» Т.Р. Кислова «По дороге к Азбуке».

Раздел включает в себя развитие речи и обучение грамоте с использованием элементов логопедической методики, цель которой – предупреждение ошибок при чтении и письме .

1.Лексическая работа:

Наблюдение над лексическим значением слов – названий предметов, признаков, действий; над многозначными словами, словами с противоположным значением в речи;

Обогащение словарного запаса словами тематических групп в соответствии с темами бесед «Дом», «Семья», «Город», «Осень» и т. д.

Развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу, группировать слова;

Создание условий для употребления новых слов в собственной речи.

2. Развитие грамматического строя речи:

Наблюдение над образованием слов приставочным и суффиксальным способами по определенным моделям, упражнения в образовании слов по образцу (по типу упражнения «Назови ласково»);

Наблюдения над однокоренными словами, выделения их из группы слов, подбор однокоренных слов;

Формирование навыка образования и употребления форм слов. Согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Например, применяются упражнения: «Скажи со словами один, два.»; «Скажи со словами: новый, новая, новые» и т. д.

Практическое знакомство со словосочетанием и предложением;

Знакомство с предлогами; подбор предлогов к словам; исправление ошибок в употреблении предлогов.

3.Развитие связной речи:

Обучение ответам на вопросы, диалогической речи;

Обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;

Обучение подробному пересказу текста;

Обучение составлению устной загадки – описания, рассказа – описания по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам и т. д.

Занятия по развитию речи для детей 4 -5 лет включают в себя задачи на расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.

1.Программные задачи обучения

  • Образовательные:

– сформировать мотивацию к учению и интерес к самому процессу обучения;

Обучить приемам умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, исключение, моделирование, конструирование;

Способствовать обогащению активного, пассивного, потенциального словаря;

Развивать грамматический строй речи, связную речь с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка;

Сформировать понятия: «звук», «слог», «слово», «буква». Способствовать развитию умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;

Сформировать у детей элементарные математические представления. Способствовать увеличению объема внимания и памяти, формированию нестандартного мышления, ввести в активную речь простейшие математические термины, развить умение сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, синтезировать;

Расширять представление об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка;

- активизировать навыки использования полученных знаний .

  • Развивающие:

Развивать образную ассоциативную память, внимание, творческие способности, развивать воображение как основу творческой деятельности, развивать логическое мышление, вариативность мышления,

Развивать умение доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточено, планировать и контролировать свои действия;

Развивать умение говорить и слушать, развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

Развивать умение оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;

Развивать координацию, мелкой моторики рук;

Развивать чувство юмора.

  • Воспитательные:

Воспитывать умение общаться со взрослыми, со сверстниками;

Воспитывать умение видеть мир глазами другого человека;

Воспитывать доброту, сочувствие, сопереживание, умения радоваться успехам других детей;

Воспитывать умение заниматься в коллективе, взаимодействовать друг с другом без конфликтов;

Воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю, Родине;

Воспитывать заботливое отношение к живой и неживой природе;

Воспитывать привычку к аккуратности, порядку;

Воспитывать дисциплинированность, вежливость;

Воспитывать привычку следовать определенным правилам поведения в общественных местах.

Ожидаемые результаты

2.Темы разделов к учебно- тематическому плану занятий

5-6 лет

№1

Темы разделов

Количество часов

Родительское собрание

Вводное занятие

Формирование элементарных математических представлений «Раз – ступенька, два - ступенька»

Формирование и развитие связной речи «Учимся правильно говорить»

Знакомство со звуками и буквами «По дороге к Азбуке»

Развитие мелкой моторики рук «Клетки, точки и штрихи»

Развлечения

Повторение пройденного материала

Всего часов

106ч.

3. Тематическое планирование занятий по формированию математических представлений

5-6 лет

№ Занятия

Тема

«Раз – ступенька, два - ступенька», часть №1.

Колич.

занятий

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.

6 -8

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.

Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения.

Пространственные отношения: на, над, под.

11- 12

Пространственные отношения: справа, слева.

Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале).

Пространственные отношения: между, посредине.

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

Число 1 и цифра 1.

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

Число 2 и цифра 2.Пара.

Представление о точке и линии.

Представление об отрезке и луче.

Число 3 и цифра 3.

Представление о замкнутой и незамкнутой линиях.

Представление о ломаной линии и многоугольнике.

Число 4 и цифра 4.

Представление об углах и видах углов.

Представление о числовом отрезке.

Число 5 и цифра 5.

Пространственные отношения: впереди, сзади.

29- 30

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше - меньше.

Временные отношения: раньше, позже.

Упражнения по выбору детей

Второе полугодие по рабочей тетради

«Раз – ступенька, два - ступенька», часть №2.

1- 2

Повторение пройденного материала.

3- 4

Число 6 и цифра 6.

5- 8

Пространственные отношения: длиннее, короче.

Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

9 - 11

Число 7 и цифра 7.

12- 14

Пространственные отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки).

15- 17

Число 8 и цифра 8.

18 - 19

Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки).

20 - 22

Число 9 и цифра 9.

23- 24

Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

25 - 26

Число 0 и цифра 0.

Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.

Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание.

Работа с таблицами.

31- 32

Упражнения на повторение.

Всего:

4. Тематическое планирование занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, подготовка к грамотности

5-6 лет

№ Занятия

Тема

первое полугодие, по рабочей тетради

Колич.

занятий

Звуки и буквы

Слова. Звуки.

Звук (А)

Звук (О)

Звук (Э)

Звук (И)

Звук (Ы)

Дифференциация звуков (И) – (Ы)

Звук (У)

Гласные звуки и их дифференциация.

Звук (М). Согласные звуки. Слоги.

Звук (М*). Твердые и мягкие согласные

Звук (Н)

Звук (Н*)

Звук (П)

Звук (П*)

Звук (Т)

Звук (Т*)

Звук (К)

Звук (К*)

Звук (Х)

Звук (Х*)

Дифференциация звуков (К) – (Х), (К*) – (Х*).

Звук (Ф)

Звук (Ф*)

Звук (Й)

Звук (ЙО). Двойные звуки.

Звук (ЙУ).

Звук (ЙА)

Звук (ЙЭ)

Дифференциация звуков (ЙЭ), (ЙО), (ЙУ), (ЙА).

Второе полугодие, по рабочей тетради

«По дороге к Азбуке», часть №1.

Звук (Л)

Звук (Л*)

Дифференциация звуков (Л*) и (Й)

Звуки (В) и (В*)

Дифференциация звуков (В) - (Ф), (В*) – (Ф*).

Звук (Ч*)

Звук (Щ*)

Дифференциация звуков (Ч*) – (Щ*)

Звуки (Б) и (Б*)

Дифференциация звуков (Б) – (П), (Б*) – (П*).

42

Звуки (Д) и (Д*)

1

43

Дифференциация звуков (Д) – (Т), (Д*) – (Т*)

1

44

Звук (С)

1

45

Звук (С*)

1

46

Звук (Ц)

1

47

Дифференциация звуков (Ц) – (С), (Ц) – (Ч*).

1

48

Звуки (Г) и (Г*)

1

49

Дифференциация звуков (Г) – (К), (Г*) – (К*)

1

50

Звук (З)

1

51

Звук (З*)

1

52

Дифференциация звуков (С) – (З), (С*) – (З*). Свистящие согласные звуки.

1

53

Звук (Ш)

1

54

Дифференциация звуков (Ш) – (С), (Ш) – (Щ*)

1

55

Звук (Ж)

56

Дифференциация звуков (Ж) – (Ш), (Ж) – (З). Шипящие согласные звуки.

1

57

Звук (Р)

1

58

Звук (Р*)

1

59

Дифференциация звуков (Р) –(Л), (Р*) – (Л*).

1

60

Страна Азбука

1

5.Тематическое планирование занятий по формированию и развитию связной речи «Учимся правильно говорить»

5-6 лет

№ Занятия

Тема

первое полугодие, по рабочей тетради

«По дороге к Азбуке», часть №1.

Колич.

занятий

1

Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Рассказ «Игра»

1

2

Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Рассказ «Дежурные»

1

3

Составление рассказа по следам продемонстрированного действия. Рассказ «В раздевалке».

1

4

Составление рассказа по следам продемонстрированного действия. «В спальне».

1

5

Пересказ текста с использованием магнитной доски. Рассказ «Вечер»

1

6

«Кот - задира»

1

7

Пересказ текста с использованием магнитной доски. Рассказ

«Два брата»

1

8

Пересказ текста с использованием магнитной доски. Рассказ

«Щенок Бимка»

1

9

Пересказ текста с использованием магнитной доски. Рассказ

«Лена и щенок».

1

10

Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картинок. Рассказ «Попугай Петруша»

1

11

Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин. Рассказ «Петя и собака»

1

12

Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин. Рассказ «Про девочку Машу и куклу Наташу».

1

13

Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин. Рассказ «Как Алеша хотел белку испугать».

1

14

Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.

Рассказ «Незнайкин подарок».

1

15

Заучивание стихотворений к Новому году

1

16

Пересказ сказок

1

17

Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин. Рассказ «Страшный зверь».

1

18

Рассказ «Надежный помощник».

1

19

Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин.

Рассказ «Заботливая сестра».

1

20

Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин. Рассказ «Друзья».

1

21

Составление рассказа по одной сюжетной картине.

Рассказ «Случай в лесу».

1

22

Беседа по картине №2 учебно- наглядного пособия Р.Б. Стеркиной «Будь осторожен на улице»

1

23

Беседа по картине №3 учебно – наглядного пособия Р.Б.Стеркиной «Охраняй природу!»

1

24

Беседа по картине №5 учебно – наглядного пособия Р.Б.Стеркиной « Не играй с огнем!»

1

25

Беседа по картине №6 учебно – методического пособия Р.Б. Стеркиной «Экстремальная ситуация, звони - 02»

1

26

Беседа по картине №7 учебно – методического пособия Р.Б.Стеркиной «Скороая помощь - 03»

1

27

Беседа по картине № 10 учебно – наглядного пособия Р.Б.Стеркиной «Лекарства и витамины в нашей жизни»

1

28

Беседа по картине №8 учебно – наглядного пособия Р.Б.Стеркиной «Умение правильно обращаться с некоторыми домашними предметами»

1

29

Беседа по картине №11 учебно – нагшлядного пособия Р.Б.Стеркиной «Устройство проезжей части».

1

30

Беседа по картине №12 учебно наглядного пособия Р.Б.Стеркиной «Зебра, светофор»

1

31-32

Беседа по кратине №14 учеебно наглядного пособия Р.Б.Стеркиной «Дорожные знаки»

Лепка из пластилина и соленого теста

2

3

Бумагопластика

2

4

2

5

Конструирование из «Лего»

2

7. Содержание программы «По дороге в школу», для детей 5 – 6 лет

Раздел программы «Учимся говорить, слушать и читать»

В работе с детьми 5 -6 лет особое внимание уделяется развитию фонематического слуха и восприятия, а также формированию умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму.

1. Звуки:

- понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;

- акустические характеристики звука; согласные и гласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

- выделение звука в начале слова, в конце, в середине. Определение положение звука в слове;

- звуковой анализ состава слогов и слов;

- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

2.Слоги:

- понятие «слог», слоговой анализ слов;

- подбор слов на заданное количество слогов;

- выделение в словах первого и последнего слогов;

- подбор слов на заданный слог;

-составление прямых и обратных слогов.

3.Слова.

- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

- изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;

- выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;

- восстановление нарушений последовательности звуков или слогов в структуре слова;

- последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

4. Буквы.

- знакомство с буквами;

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;

- согласные и гласные буквы;

-соотнесение букв и звуков.

На занятиях по развитию речи используются специальные задания на:

- выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;

- выделение одинаковых предметов из группы предметов;

- выделение лишнего предмета;

- объединение различных предметов в группы;

- выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе и т. д.

ПРИМЕЧАНИЕ*

Для того чтобы существенно расширить возможности работы по звуковому анализу слова, разработала систему «Букв – игрушек». Буквы – человечки. Мы их можем видеть, играть с ними, составлять слоги, слова. Звук мы не слышим. Но для того чтобы ребенок определял звуки, мы условились, что буквы обозначающие гласные звуки, красного цвета. Буквы, обозначающие согласные синего цвета. Буквы, обозначающие звонкие согласные «одевают» колокольчик. Буквы, обозначающие глухие согласные звуки без колокольчиков. У мягких согласных звуков, башмачки зеленого цвета. У твердых – синего. Такой способ наглядности позволяет детям быстро освоить звуковой анализ слов.

1. Количество и счет:

- один – много;

- числа и цифры от 0 до 10;

- прямой и обратный счет от 1 до 10;

- порядковый счет от 1 до 10;

- состав чисел от 2 до 10;

- знаки +, -, =, БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ;

- понятие столько же;

-решение арифметических примеров и задач;

- понятие пара;

- числовой отрезок.

2. Величина:

- сравнение предметов по размерам;

- сравнение предметов по длине и высоте;

- сравнение предметов по ширине и толщине;

- сравнение по массе;

- сравнение по объему;

- измерение объема;

- измерение площади;

- сравнение предметов по форме;

- сравнение предметов по цвету;

- подбор и группировка предметов по одному или нескольким признакам и свойствам;

- прием парного сравнения, методы наложения и приложения.

4.Ориентировка в пространстве.

- понятия: слева, справа, вверху, внизу, вперед, назад;

- формирование представлений ближе, дальше, близко, далеко, рядом, низко, высоко;

- правильное использование предлогов: в, на, над, за, перед, между;

- ориентировка в тетради;

Ориентировка по словесной инструкции и по плану;

- зеркальное отображение.

5. Ориентировка во времени.

- утро, день, вечер, ночь;

- название дней недели;

- месяцы времена года, год;

- сегодня, завтра, послезавтра, вчера, позавчера;

- цикличность суток, дней недели, месяцев, времен года.

6.Простейшие геометрические понятия:

- точка, линия, луч, угол, отрезок,

- прямые горизонтальные, вертикальные;

- кривые, ломаные, замкнутые и незамкнутые линии;

- линейка, сантиметр;

- использование линейки.

7.Геометрические фигуры.

- плоские фигуры;

- многоугольник;

- геометрические тела;

- вершины, стороны, углы;

- практическое использование линейки для геометрических фигур и измерения длин их сторон;

- деление фигур на 2, 4, равные части и неравные;

- собирание целой фигуры из нескольких частей;

8. Графические работы.

- символы;

- знакомство с тетрадью;

- графические диктанты;

- рисование по памяти;

- срисовывание по клеточкам и точкам;

- рисование недостающих частей предмета;

- штриховка и раскрашивание.

10.Математические игры:

- классификация предметов;

- положение в пространстве;

- логическое формулирование ответов;

- занимательные вопросы;

- загадки, шутки;

- продолжить логический ряд;

- копирование и повторение форм и точек;

- игры на развитие памяти, внимания, воображения;

- лабиринты, калейдоскопы, кроссворды.

Раздел «Развитие мелкой моторики рук», 5-6 лет

В содержание данного раздела входят занятия, способствующие развитию мелкой моторики рук из пособия Салминой «Клетки, точки и штрихи», а также занятия по лепке, бумагопластика, аппликация, конструирование.

Ожидаемые результаты

- повышение уровня готовности детей к школе;

- выработка навыков общения и поведения в коллективе;

-сформированность начальных навыков чтения, элементарных математических представлений;

- повышение уровня речевого развития;

- развитие познавательных интересов к учебной деятельности и формирование желания учиться в школе;

- воспитание у детей навыков ЗОЖ и осознанного отношения к здоровью, развитие мелкой и общей моторики, общее оздоровление организма.

Механизм оценки результатов

1.Визуальный (метод наблюдения).

2.Психодиагностические методики эмоциональных состояний, когнитивных возможностей, коммуникативных связей.

3.Диагностика развития познавательных процессов, речевой готовности, сформированности элементарных математических представлений.

4.Тестирование по разделам программы.

5.Итоговый праздник «Путешествие в Букволандию».

ПРИМЕЧАНИЕ*

Занятия включают в себя игры по развитию речи и формированию математических представлений.

Такие игры направлены на:

- развитие внимательности;

- развитие логики;

- развитие чувства юмора;

- развитие фантазии и творчества;

- воспитание доброты;

- обучение играм и фокусам.

- все занятия должны иметь игровой характер;

- отсутствие принуждения ,

- непродолжительность,

- ненавязчивое стимулирование,

- разнообразие,

- положительная оценка.

Материально - техническое обеспечение реализации образовательной программы.

Специально – оборудованный кабинет, магнитофон, телевизор, магнитная доска

8. Прогнозируемая результативность

(Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу?)

1.Свое имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3.Свой домашний адрес.

4.Свой город и его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живет.

6.Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7.Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

8. Домашних животных и их детенышей.

9.Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей.

10. Транспорт наземный, воздушный, водный.

11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. Знать и уметь рассказывать русские сказки.

13. Знать великих поэтов и писателей: А. С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А.Есенина, Ф.И.Тютчева и др. и некоторые их произведения для детей.

14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх –низ и т. д.).

16. Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумывать) рассказ по картинке.

17. Запоминать и называть 6 -10 предметов, картинок, слов.

18. Различать гласные и согласные звуки.

19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.

20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа «МАК», «ДОМ», «ДУБЫ», «ЗУБЫ».

21. Хорошо владеть ножницами. Резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы. Вырезать по контуру предметы.

22. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

24. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (25 - 30 минут).

25. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

по подготовке детей к школе

«Новичок»

разработана учителем начальных классов высшей квалификационной категории

Мельниковой Натальей Михайловной

МБОУ СОШ № 1г. Белая Калитва Ростовская область

Паспорт программы.

Название программы

«Новичок»

Разработчик программы

Мельникова Наталья Михайловна, учитель начальных классов

Руководитель программы

Сроки реализации

3 месяца

Участники

Будущие первоклассники, учителя начальных классов и родители

Содержание материала

Развитие математических представлений.

Обучение грамоте и развитию речи. Обучение письму, развитие мелкой моторики рук.

Адаптационная психология.

Нормативно-правовая основа программы «Новичок»

    Конституция РФ

    Конвенция ООН о правах ребёнка,

    Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); (преемственность образовательных программ.; доступность дошкольного образования.)

    Концепция «О модернизации образования»

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,

    Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (одобрена и утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17.06.2003 г.).

    Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

    Устав школы

Пояснительная записка

Основной целью программы является у спешная подготовка детей к школе, которая занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.

Задачи программы:

Развитие личностных качеств;

Формирование ценностных установок и ориентаций;

Развитие творческой активности;

Формирование и развитие психических функций познавательной сферы;

Развитие эмоционально-волевой сферы;

Развитие коммуникативных умений;

Развитие умений действовать по правилам

Основные формы и методы обучения.

Преимущества данной программы в том, что она позволяет использовать развивающие методы обучения, так как ориентирована, прежде всего, на игровую и исследовательскую деятельность; предоставляет будущим первоклассникам возможность реализовать интеллектуальные запросы, развивать творческие способности.

Основные виды деятельности - игра и продуктивная деятельность.

Условия реализации программы.

Программа «Новичок» предназначена для подготовки будущих первоклассников к школе. Программа поможет учителям начальных классов профессионально и грамотно организовать работу с детьми в течение трёх месяцев обучения (с февраля по апрель) по четырём разделам: развитию речи и мелкой моторики рук, математике, ознакомлению с окружающим миром и адаптационной психологии.

Продолжительность курса в объеме 36 часов один раз в неделю (предпочтительно по субботам) 3 урока по 30 минут.

Занятия, разработанные в соответствии с данной программой, предполагают вовлечение родителей и специалистов в процесс подготовки к школе. Программа даёт возможность будущему первокласснику познакомиться со школой, с одноклассниками и учителями, а также успешно адаптироваться в новом школьном мире. В ходе учебно–игровых занятий учитель выявляет индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка, получает достоверные данные о состоянии готовности будущих первоклассников к школе, на основе которых в дальнейшем строит их учебную деятельность.

Работа проводится в 3 этапа: беседа с родителями, учебно – игровые занятия, педагогическая диагностика, педагогические выводы.

На первом этапе с родителями проводится беседа о целях и задачах данного курса, учитель знакомит их с планом работы.

Второй этап включает в себя учебно - игровые занятия по математике, развитию речи, развитию мелкой моторики рук, адаптационной психологии.

На третьем этапе проводится педагогическая диагностика, которая поможет учителю лучше узнать ребенка и определить, достаточно ли сформированы те качества и умения, которые позволят ему успешно учиться.

Планируемые результаты освоения программы

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения будущими первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД : мотивационные и коммуникативные, формирование самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Предметные результаты.

Ребенок научится:

    распознавать первый звук в словах;

    внимательно слушать литературные произведения;

    называть персонажей, основные события;

    отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;

    составлять элементарный рассказ по серии картинок;

    обсуждать нравственные стороны поступков людей;

    участвовать в коллективных разговорах;

    использовать принятые нормы вежливого речевого общения;

    различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;

    определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;

    ориентироваться в пространстве;

    ориентироваться в клетке;

    выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;

    выполнять элементарный орнамент в полосе;

Ребенок получит возможность научиться:

    устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);

    различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;

    различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);

    устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;

    присчитывать и отсчитывать по одному;

    использовать основные правила построения линейного орнамента;

Содержание программы

I . Знакомство со школой. Беседа с родителями.День открытых дверей.

II . Учебно – игровые занятия по курсу «Математика» и «Развитие речи», в которых интегрированы занятия по курсу «Развитие мелкой моторики» и «Адаптационная психология» .

III . Педагогическая диагностика.

В январе месяце учитель приглашает родителей будущих первоклассников на родительское собрание, на котором родителей знакомят с основным содержанием курса, его целями и задачами. Родители помогают учителю, их возможное присутствие на уроках в первую неделю делает атмосферу подготовки более домашней, спокойной, доверительной.

Курс «Математика»

Начальный курс математики проводится 1 раз в неделю в течение трёх месяцев – курс интегрированный: в нём объединены арифметический и геометрические материалы. При этом основу курса составляют представления о натуральном числе и нуле. Дети знакомятся с числовым отрезком, действиями «сложение» и «вычитание», сравнивают предметы по количеству.

Наряду с этим важное место занимает ознакомление с геометрическими фигурами и их свойствами. Знакомятся с названиями геометрических фигур «треугольник», «квадрат», «круг», «точка», «линия», учатся чертить отрезок.

Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений. Даются понятия: справа, слева, между посередине, тяжелее, легче, вверху, внизу.

Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики способствует развитию абстрактного мышления.

На уроках математики учитель стремится к разнообразию видов деятельности с учётом психофизиологических особенностей курсантов, использует занимательный материал, включает в урок игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое.

Планируемые результаты:

обучающиеся выучат названия и последовательность чисел от 1 до 10;

познакомятся с названием и обозначением действий сложения и вычитания;

сравнивать предметы и числа в пределах 10;

находить значения числового выражения путём присчитывания и отсчитывания по 1;

знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.). решать простые задачи, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания.

Тематическое планирование по курсу «Математика»

Курс «Развитие речи»

Развитие речи в подготовительный период - это одно из самых важных направлений в обучении дошкольников. Именно этому процессу посвящён курс «Развитие речи». Развитие умения общаться, высказывать свои мысли - это фундамент для дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе.

Основные задачи направления речевого развития включают в себя следующие цели: формирование у ребенка богатого и активного словарного запаса; развитие окружающей речевой среды; выработка культуры общения; формирование связной речи; усовершенствование умения правильно выговаривать звуки и слова.

Для поддержки интереса у учащихся, высокой их работоспособности на уроках при проведении различного рода тренировочных упражнений предусмотрено активное использование познавательно – дидактических игр, которые снимают усталость и дают возможность более эффективно усваивать материал. Отличительной чертой данного раздела программы является осуществление интеграции тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.

Планируемые результаты: ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения; знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);знать устойчивые формулы речевого этикета - приветствие, прощание, благодарность, просьба; осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко - тихо, быстро - медленно, весело - грустно и т. д.; артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению; оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение; использовать соответствующие ситуации, темп, громкость; следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре: смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.; сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности; соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание; правильно произносить все звуки; отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки; находить слова с определенным звуком; определять место звука в слове; соблюдать орфоэпические нормы произношения; составлять предложения по опорным словам, по заданной теме; составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин; пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям; соблюдать элементарные гигиенические правила; ориентироваться на странице тетради.

Тематическое планирование по курсу «Развитие речи»

Упражнения для закрепления правильного произношения. Скороговорки, чистоговорки, загадки – догадки, загадки – обманки.

30мин

Развитие речи. Описание игрушки. Упражнения для развития связной речи.

30мин

Формирование фонематического восприятия. Звуки в речи. Гласные и согласные звуки.

30мин

Гласные буквы и звуки. Предложение.

30мин

Слово. Деление слова на слоги. Упражнения для развития связной речи.

30мин

Слово. Деление слова на слоги. Предложение.

30мин

Слово как единица речи.

30мин

Предложение. Сказки К.И. Чуковского. Развитие речи.

30мин

Обобщение знаний.

30мин

Курс «Развитие мелкой моторики»

Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

На занятиях учитель выполняет с детьми простые упражнения на развитие мелкой моторики, сопровождаемые стихотворным текстом, тем самым заинтересовывая ребенка и помогая ему овладеть новой информацией. Обучение проходит в игровой форме, с присутствием похвалы.

В играх используется мелкий раздаточный материал, который является хорошим средством развития мелких мышц пальцев руки, предплечья и глазомера, т.е. готовит руку ребенка к овладению техникой письма. Учитель проводит игры, как на занятиях, так и в перерыве. Курс включает разные упражнения: разминка рук с самомассажем, упражнения с карандашом, постановка захвата.

Планируемые результаты:

обучающиеся научатся: владеть руками, владеть пишущими инструментами, познакомятся с разными видами штриховки, обеспечивающими постепенное овладение необходимыми для письма стандартными элементами знаков, научатся срисовыванию букв и слов, а также работе с пластилином, рисованию и аппликации.

Тематическое планирование по курсу «Развитие мелкой моторики»

Упражнения для выявления ведущей руки. Знакомство с карандашом и ручкой.

30мин

Знакомство с правилами посадки при письме. Просмотр кинофильма.

30мин

Упражнения, подготавливающие руку к письму. Игры с росчерками.

30мин

Знакомство с разными видами штриховки. Лекало. Упражнения на штриховку.

30мин

30мин

Росчерки. Штриховка.

30мин

Основные элементы букв. Учимся писать красиво.

30мин

Письмо элементов букв. Задания на выбор и классификацию.

30мин

Основные элементы букв. Учимся писать красиво.

30мин

Письмо элементов букв.

30мин

Курс «Адаптационная психология»

Предполагаемая программа отражает современный подход в подготовке ребёнка к школе, учитывающий психологические закономерности формирования знаний и возрастные особенности младшего школьного возраста.

В задачи обучения входит создание условий для общего умственного развития детей, развитие творческих возможностей, формирование и развитие познавательных интересов.

Исходным в построении курса выступило следующее: внимание, память (зрительная, двигательная, непосредственная, вербальная), слуховые ощущения, пространственные представления. Большое место в программе занимает развитие понятийного мышления, фонематического восприятия., самоконтроля.

Тематическое планирование по курсу «Адаптационная психология»

Экскурсия по школе.

Вводная диагностика. ИКТ

30мин

Словесное обозначение предметов и слуховые ощущения.

30мин

Внимание (сосредоточенность).

30мин

Артикуляция. Пространственное представление.

30мин

Понятийное мышление. Фонематическое восприятие.

30мин

Выполнение словесных поручений.

30мин

Внимание (объём).

30мин

Память (непосредственная, вербальная). Пространственные представления.

30мин

Внимание. Сосредоточенность внимания.

30мин

Заключительная диагностика.

30мин

Литература:

1. Бородкина Г.В. Дневник учителя начальной школы. Москва.2004г.

2.Даминова М.П. Записки учительницы . Москва.1988г.

3. Тарабарина Т.И. Что необходимо знать к 1 классу? Ярославль. 1999г

4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Москва.1995 Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке к школе Ю.В. Останкова;

5. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М.: Гном и Д, 2000

6. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. Под редакцией И.В. Дубровиной.

Программа проходит апробацию в течение трех лет (2014 - 2017 гг.) Наблюдения, отзывы детей, учителей, родителей свидетельствуют о ее эффективности. Дети достаточно быстро адаптируются к школьной жизни, у них формируются первичные коммуникативные навыки, прививаются нормы поведения в общественных местах, расширяется кругозор, в том числе в области здорового образа жизни.

Мария Ермолаева
Рабочая программа «Подготовка к школе детей 6–7 лет»

1. Рабочая программа «Подготовка к школе »

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена и разработана на основе программы «Ступеньки к школе » для подготовки детей 6-7 лет к школе . Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 6-7 лет ) науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2012, рекомендованной Министерством образования РФ.

Программа готовит детей к обучению в школе , осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе . Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.

Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы .

Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе .

Основные задачи : сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.

1.2. Общая характеристика программы

Основные положения программы : подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса ; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми) ; обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования .

Основные принципы построения программы : общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как : учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная) .

Ведущая деятельность : игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования : анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.

Программа состоит из следующих курсов :

Курс «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами : сказкой, рассказом, стихотворением.

Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.

Курс «Зелёная тропинка» основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире : о видах транспорта, о предметах, облегчающих труд взрослых на производстве. «Явления общественной жизни» - расширяет круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.

1.3. Место занятий в учебном плане

Программа «Подготовка к школе » предлагает систему адаптационных занятий к школе и состоит из следующих курсов : «От слова к букве» , «Математические ступеньки» , «Зелёная тропинка» . Занятия организуются на базе ГБДОУ № ___и имеют следующую временную структуру : Для подготовительной группы 3 занятия 2 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 26 недель, 78 занятий.

1.4. Ценностные ориентиры

На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, подготовлен портрет дошкольника , поступающего в первый класс.

Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами :

физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками : самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;

знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме

Елена Паневина
Программа по подготовке детей к школе «Умка»

Срок реализации 1 год

Пояснительная записка

Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.

В старшем дошкольном возрасте активно расширяется объем знаний ребенка, а в связи с этим меняется и характер его умственной деятельности, которая базируется на понимании, на активном анализе и синтезе. С развитием мышления анализ становится все более детальным, а синтез все более обобщенным и точным. Дети уже способны понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины тех или иных событий. Наряду с наглядно-образным, появляются зачатки словесно-логического мышления. Внимание старшего дошкольника становится все менее рассеянным, более устойчивым. Память все больше приобретает характер опосредованного запоминания.

Происходит интенсивное развитие речи ребенка, которая характеризуется богатым словарным запасом и сложной структурой, включающей в себя практически все речевые обороты, активное развитие крупной и мелкой моторики руки. Движения ребенка становятся более точными и четкими, дети в этом возрасте способны самостоятельно и аккуратно работать с ножницами, иголкой, рука ребенка практически готова к обучению письму.

К концу дошкольного возраста ребенок в достаточной степени способен к произвольному поведению. Он учится действовать, подчиняясь особым правилам, вырабатываемыми не им самим, а данными ему извне.

На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы, используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу , сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения .

Актуальность и целесообразность создания данной образовательной программы .

Созданием данной образовательной послужил социальный запрос родителей и школы . Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе , успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма.

В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе .

Отличие данной дополнительной образовательной программы от других программ .

Образовательная программа «Умка » отличается от других программ тем , что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.

Цель программы : Развитие познавательных способностей детей , интеллекта, творчества в решении поставленных задач, развитие речевой деятельности.

Программа состоит из двух разделов.

Первый раздел : речевое развитие и подготовка к письму .

Второй раздел : развитие математических представлений и логики.

Основные задачи при реализации данной программы :

По первому разделу :

Речевое развитие и подготовка к письму :

Развитие образного и творческого мышления;

Развитие познавательных способностей детей ;

Обогащение словаря детей ;

Развитие всех видов речевой деятельности (умение слушать и говорить, читать и писать) ;

Писать под диктовку, составлять слова из букв и слогов;

Правильное обозначение звуков на письме;

Знакомство с контуром предмета и его особенностями;

подготовка пишущей руки к письму с помощью обведенных по контуру узоров и рисунков, предметов различной конфигурации, составление узоров по аналогии и самостоятельно;

Моделирование и конструирование предметов из элементов различной конфигурации;

По второму разделу :

Развитие математических представлений и логики :

Развитие внимания, наблюдательности, логического мышления;

Дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;

Целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов (группы объектов, понятий по заданному принципу;

Развивать способности к проведению простейших обобщений, умений использовать полученные знания в новых условиях;

Научить раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности;

Развивать мыслительные операции : умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию (продолжить последовательность цифр или геометрических фигур, найти нарушенную закономерность, выявить общий признак группы предметов и т. д.);

Развивать творческие способности : уметь самостоятельно придумать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;

Развивать наглядно - образную, словесно-логическую и эмоциональную память;

Уметь устанавливать равночисленность совокупностей предметов с помощью составления пар;

Развивать способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления (о форме, размере, взаимном расположении предметов) ;

Оформить умение измерять и чертить отрезки, пользоваться линейкой;

Изучить натуральные числа от 1 до 10 на системе практических занятий с использованием наглядности;

Раскрыть смысл арифметических действий (сложения и вычитания) на основе элементарных практических действий,

Научить ориентироваться в тетради, аккуратно и систематически вести записи;

Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет.

Продолжительность реализации программы – восемь месяцев (период с октября месяца по май месяц включительно, что составляет 8 занятий в месяц по 30 минут каждое.

Занятия проходят 2 раза в неделю.

Организация учебно-воспитательного процесса :

Основная форма организации работы - игровая, так как именно в игре развиваются творческие способности личности.

При реализации данной образовательной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти); используется разнообразный дидактический материал : карточки с буквами, с цифрами; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный –гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий) ; предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; прописи.

Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.

Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Умка » – открытое занятие для родителей.

В курсе реализуется основная методическая идея, которая осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, что направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста .

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо. А также работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.

Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним поможет и позволит подвести общее развитие детей на уровень , необходимый для успешного изучения математики в школе .

Дети обучаются сравнению предметов (фигур, групп по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.) ; по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др, по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.

Используются содержательно-логические задания на развитие :

Внимания – простейшие лабиринты, игры «Веселый счет» , «Сравни рисунки» , найди общие элементы и др.

Воображения – деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезок по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.

Памяти - зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;

Мышления – выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.

Игровые занятия для активации воображения, внимания, восприятия :

Анализ, классификация предметов;

Обобщение по заданному признаку

Сравнение и выделение главного

Простые умозаключения

Действия по предложенной схеме-алгоритму.

Игровые занятия для развития речевой деятельности :

Чтение слогов, слов, предложения, небольших текстов

Самостоятельное составление предложений

Ребенок учится «печатать» буквы, слоги и слова в тетради.

Игровые занятия для развития математических способностей :

Овладение счетными операциями

Формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени

Сравнение количества предметов

Освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание)

Решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание



Понравилась статья? Поделитесь ей