Контакты

Ремонт электронно механических настенных часов своими руками. Как выбрать и собрать часовой механизм. Неисправности настенных часов

Старинные настенные часы с боем - это квинтэссенция точной механики и эстетического наслаждения. Громкое тиканье часов наполняет дом уютом и теплом. Но иногда тиканье неожиданно смолкает. Бывает, что это связано с износом или поломкой механизма. Но гораздо чаще дело в банальном загрязнении и загустевшей смазке. Человеку умелому вполне по силам решить проблему своими руками…

Настенные часы с боем фирмы Kienzle весьма распространены в России. До первой мировой войны немецкие часы импортировались официально в изрядных количествах, а после Великой Отечественной солдаты, возвращаясь из Германии, частенько везли с собой трофейную точную механику.

Историю именно этих часов проследить, наверное, уже невозможно. По крайней мере, в нашей семье они находятся уже более полувека, а что было до этого - скрыто в глубине лет. Но кое-что установить можно. Фирма Kienzle использовала для клеймения механизмов настенных часов несколько логотипов. На механизме этих часов проставлено клеймо Flügelrad (крылатое колесо).

Именно такое клеймо - с колесом в виде циферблата без стрелок и с надписью Kienzle - было зарегистрировано в 1898 году и использовалось вплоть до 1922 года, когда на логотипе вместо часового циферблата появились часы со стрелками, а крылья стали более простыми и графичными.

Надпись D.R.PATENT означает Deutsches Reich Patent - патент германской империи и применительно к часам обычно использовалась вместе с номером 147023. Это патент Э. Шленклера на механизм боя с вынесенным на переднюю платину счетным колесом.

На механизме номера патента 147023 нет, но если присмотреться к форме рычагов механизма боя и расположению колес - конструкция один в один.

Механизмы по патенту 147023 выпускались фирмой Kienzle с 1902 по 1914 год, что не противоречит клейму. Оставшиеся обозначения 43 см/104 представляют собой чисто техническую информацию - длину подвеса маятника (43 см) и количество его ходов в минуту (104).

Таким образом, можно сделать вывод, что часы изготовлены в период с 1902 по 1914 год. Часы, скорее всего, оригинальные, так как стекло дверки корпуса с фацетом (широкой фаской по краю), а сзади на корпусе есть две наклейки на немецком языке. Одна практически уничтоженная и нечитаемая, а вот вторая сохранилась полностью.

Надпись «Diese Schraube mit Messing-kopf ist vor Ingangsetzen der Uhr zu entfernen» Google-переводчик интерпретировал как «Этот винт с бронзовой головкой необходимо удалить перед запуском часов». Винт, кстати, оставлен на месте, так как без него бой часов становится мягким и тихим, кабинетным. А сейчас это мощный и раскатистый, почти колокольный звук. Насколько я понимаю, ничего страшного в этом нет, просто Rundgong превратился в Tonfeder, обе конструкции широко используются в часах с боем .

Как устроены настенные часы с боем?

Промывку и чистку настенных часов обычно проводят с полной разборкой часового механизма. И перед такой ответственной операцией стоит познакомиться с устройством часов, чтобы случайно чего-нибудь не напортачить.

В данном случае имеется маятниковый пружинный часовой механизм с боем часов и получасов.

Устройство само по себе довольно простое, но разобраться в нем по фотографии затруднительно. Поможет схема, приведенная в книге В.В. Трояновского «Ремонт часов», выпущенной в 1961 году.

Практически все детали механизма хода размещаются между двумя пластинами - передней и задней платинами 2. Передней считается платина со стороны циферблата (на схеме справа).

Источником энергии является пружина, размещенная в барабане 1. С барабана вращение передается на добавочное колесо 3, центральное колесо 4, промежуточное колесо 7 и анкерное колесо 8.

Зубья анкерного колеса имеют особую форму, позволяющую ему взаимодействовать со скобой 9 анкерного хода. Движением скобы через вилку-поводок 6 управляет маятник (на схеме не показан), размещенный на подвесе 5. Подвес закреплен на детали 10 с чудным названием «пендельфедер», что, впрочем, в переводе с немецкого означает всего лишь «пружина маятника».

На выступающей оси центрального колеса расположена стрелочная передача - минутный триб 11, вексельное колесо 12 и соосное с минутным часовое колесо 13. Минутная и часовая стрелки насажены на оси минутного и часового колес соответственно.

Под минутным трибом на той же оси находится двузубый кулачок, связывающий ходовой механизм с механизмом боя. Двузубый кулачок вращается вместе с минутной стрелкой и два раза в час запускает бой часов.

Колесный механизм боя также расположен между платинами и включает в себя: пружину в барабане 1, добавочное колесо 2 с расположенным на той же оси программным колесом, подъемное колесо 3, несущее на своей оси подъемные звездочки для молоточков боя, первое стопорное колесо 4, второе стопорное колесо 5 со штифтом, регулятор частоты вращения («ветрянка») 6.

Вся автоматика механизма боя расположена перед передней платиной сразу за циферблатом.

Механизм включает в себя двузубый кулачок минутной оси 1, подъемный рычаг 2, образующий единую деталь с рычагом замыкания 3, который поднимает рычаг отмыкания 4, опирающийся штифтом на кулачок 6. Также рычаг замыкания 3 при поднятии удерживает штифт колеса 5 (второе стопорное колесо). Рычаг отмыкания жестко связан со считывающим рычагом 7, который взаимодействует с программным колесом 8.

Работа механизма боя состоит из этапов подготовки к бою и непосредственно боя. Подготовка к бою проходит за 3-10 минут (зависит от формы кулачка 1) до времени боя. При этом кулачок 1 постепенно поднимает рычаги 2 и 3, а через них и рычаги 4 и 7 до тех пор, пока штифт рычага отмыкания 4 не выйдет из зацепления с выступом кулачка 6. Механизм боя проворачивается до зацепления штифта колеса 5 с выступом поднятого рычага замыкания 3. Колесо 5 успевает сделать около половины оборота. Механизм готов к бою.

При дальнейшем повороте кулачка рычаг 2 падает с зуба кулачка, деталь поворачивается, и рычаг замыкания 3 освобождает штифт стопорного колеса 5. Система начинает работать, подъемное колесо поднимает молоточки и сбрасывает их на тонфедер (спиральный гонг).

За один оборот кулачка 6 проходит один удар молоточков. Дальнейшая работа механизма зависит от положения программного колеса. Если считывающий рычаг 7 находится над прорезью программного колеса 8, то штифт рычага отмыкания, скользя по профилю кулачка 6, упрется в выступ кулачка и остановит механизм. Так пробиваются получасы.

Если же считывающий рычаг находится над выступом программного колеса, то опуститься рычаг не сможет, штифт рычага отмыкания 4 не упрется в выступ кулачка. Кулачок сделает еще один оборот, а молоточки - еще один удар. И так до тех пор, пока считывающий рычаг не упадет в следующую прорезь программного колеса. Количество ударов зависит от расстояния между двумя вырезами. Один оборот программное колесо делает за 12 часов - полный цикл работы механизма боя.

Какие инструменты понадобятся для работы?

В отличие от наручных часов, детали настенных гораздо более крупные и прочные, поэтому никакого специального «часового» инструмента не понадобится. Тем не менее, неплохо бы иметь:

  • пинцеты (1-2 штуки)
  • небольшие плоскогубцы, пассатижи или гаечный ключ подходящего размера
  • жесткая щетка (зубная с укороченной щетиной)
  • настольные тисочки или какое-то приспособление для закрепления механизма в удобном для работы положении

Как разобрать настенные часы?

При разборке часов, прежде всего, снимают маятник, чтобы не повредить пружину пендельфедера. Маятник чаще всего просто висит на крючках. После этого выкручивают два шурупа или винта, крепящие механизм, и выдвигают его из корпуса.

Дальнейшую разборку можно вести на столе. Сначала снимают стрелки. Обычно они крепятся стальным штифтом, но здесь штифт кто-то заменил кусочком медной проволоки.

Штифт или проволоку снимают. После чего снимают стрелки. Минутная сидит свободно на квадратной оси, а вот часовая - на круглой и удерживается на трении. При снятии часовой стрелки нужно чем-то придерживать полую часовую ось, иначе можно повредить часовую шестерню.

После этого снимают циферблат. Он удерживается четырьмя штифтами, которые можно легко вынуть пассатижами.

Теперь открывается доступ к механизмам под циферблатом и можно спустить заводные пружины.

Пружина удерживается через храповое колесо 1 собачкой 3, которую поджимает плоская пружина 2. Для спуска пружины на квадратный конец оси надевают заводной ключ и, отводя собачку пинцетом, осторожно распускают пружину. Делать это лучше вдвоем по пол-оборота за один раз, так как пружина очень мощная. Точно также распускают и вторую пружину.

Теперь пришла очередь снять все навесные детали. К ним относятся: подвес маятника с пендельфедером, рычаги механизма боя, часовое и вексельное колеса. Все эти детали крепятся штифтами.

Также откручивают два винта и снимают прижимные планки с храповыми колесами заводных барабанов. Храповые колеса с виду одинаковы, но не взаимозаменяемые, их важно не перепутать.

Теперь можно отпустить крепежные гайки со стороны одной из платин и аккуратно разъединить их. Механизм превращается в груду отдельных частей.

Барабаны пружин нужно пометить, чтобы не перепутать. Несмотря на то, что с виду они абсолютно одинаковы, пружина в барабане боя сильнее. У меня программное колесо снять с оси без приложения чрезмерных усилий не удалось, барабан боя остался на месте, поэтому перепутать их не получится. Также на месте осталась и ось центрального колеса с минутным трибом.

Как промывать детали настенных часов?

После разборки производят ревизию состояния деталей. В случае износа или повреждения производят ремонт. Описание способов ремонта деталей настенных часов выходит за рамки данной статьи. Скажу лишь, что при наличии желания и соответствующего оборудования восстановить можно практически все. А в данном случае необходимо всего-навсего хорошо промыть и очистить механизм.

Промывают детали часовых механизмов в высокоочищенном бензине-растворителе типа «Галоша» или «Калоша» (Нефрас С2-80/120). Он продается в хозяйственных магазинах. Для промывки лучше использовать емкость подходящего размера из стойкого к бензину материала (нержавеющая сталь, глазурованный фарфор, стекло). По мере загрязнения бензин меняют.

Зубчатые колеса, рычаги и платины очищают жесткой щеткой (зубной со срезанным до 5-7 мм ворсом), отверстия в платинах аккуратно прочищают деревянными зубочистками до тех пор, пока зубочистки не перестанут пачкаться.

Существует соблазн отдраить детали с применением абразивных материалов, но так делать нельзя. Для защиты от потускнения в старых часах часто использовалось покрытие деталей лаком, который легко повредить. Деталь с поврежденным лаковым покрытием тускнеет после чистки очень быстро.

Барабаны пружин промывают в открытом виде. Перед вскрытием барабанов нужно пометить положение крышки, чтобы поставить ее потом в точно такое же положение.

Также хорошо вынуть пружину, промыть и смазать вне барабана. Для извлечения и установки пружины в барабан используют специальные приспособления или просто сильные руки. При заправке пружины вручную необходимо соблюдать меры предосторожности: работать в хлопчатобумажных перчатках и защитной маске или хотя бы очках. Кроме того, при такой заправке легко повредить край пружины. Поэтому я вытаскивать пружины не рискнул, ограничившись промывкой и смазкой при открытой крышке.

Как собрать настенные часы?

Сборку механизма лучше производить на подставке, которая позволит закрепить переднюю платину в горизонтальном положении. Но можно собирать и просто на столе.

Сначала устанавливают на место барабаны пружин, промежуточное и центральное колеса ходового механизма, добавочное колесо с программным диском механизма боя. Эти детали хорошо удерживают друг друга и проблем не создают.

Теперь устанавливают остальные колеса механизмов хода и боя. Колеса устанавливают по принципу «матрешки наоборот» - от больших к меньшим. Собрать механизм неправильно просто не получится, на чужое место колеса не поместятся или не войдут в зацепление с соседними трибами.

После установки всех колес на механизм накладывают заднюю платину с небольшим перекосом, чтобы в свои отверстия вошли оси барабанов и больших колес нижней части механизма. Цапфы осей колес в верхней части, скорее всего, просто упрутся в платину. Если длина резьбы на нижних колонках позволяет, то можно слегка зафиксировать платину двумя гайками.

Теперь по очереди, от больших колес к меньшим, пинцетом вводят цапфы осей в отверстия задней платины. Платина при этом слегка прижимается рукой, но так, чтобы не повредить цапфы осей колес. По мере установки осей платина постепенно садится на свое место. После окончательной установки производится фиксация платины всеми четырьмя гайками на колонках.

Теперь нужно проверить правильность сборки. Колеса должны вращаться свободно, без малейших заеданий. Если все в порядке, то устанавливаются навесные детали (храповики барабанов, рычаги механизма боя) и мост с анкерной скобой.

Мост крепится на двух винтах и требует регулировки. Может быть, существуют какие-то специальные способы точной установки моста, но я делал так. Установил механизм строго вертикально, прихватил мост винтами, чтобы можно было сдвигать его с небольшим трением. Немного завел пружину хода, и передвигал мост, одновременно слегка подталкивая вилку-поводок анкерной скобы. И в какой-то момент механизм затикал. Теперь осталось отрегулировать ровный и устойчивый ход, закрепить мост окончательно и проверить работу анкера с маятником.

Смазка настенных часов

Смазка настенных часов производится часовым маслом. Оно имеет низкую вязкость и долго не высыхает. К сожалению, достать его довольно сложно. В качестве заменителя проще всего использовать вазелиновое масло, которое легко купить в аптеке. По своей вязкости оно хорошо подходит, а в старых книгах по ремонту часов и вовсе предлагается для смазки крупногабаритных часов как полноценное часовое.

Ни в коем случае нельзя смазывать часы другими, не предназначенными для этого маслами - моторным, силиконовым и уж, конечно, подсолнечным. Свойства этих масел совершенно не соответствуют требованиям - они имеют высокую вязкость, быстро сохнут, коксуются. Максимум, чего вы добьетесь, это необходимости повторной чистки буквально через несколько дней.

В настенных часах смазываются цапфы осей колес нанесением небольшого количества масла в углубления платин возле отверстий (от 1/2 до 2/3 объема углубления), анкерная скоба, цапфы осей рычагов механизма боя. Зубчатые колеса и трибы смазывать не надо.

Регулировка настенных часов

Теперь осталось окончательно собрать механизм, установив на место циферблат и стрелки, и установить часы в корпус. При этом нужно проверить звук боя, при необходимости подогнуть молоточки.

Настенные маятниковые часы очень чувствительны к положению корпуса часов. Выставляется правильное положение на слух по звуку хода часов. Тиканье должно быть равномерным и устойчивым. Бывает, что после регулировки положение часов слишком уж заметно отличается от вертикального. Для исправления нужно изменить положение вилки-поводка относительно анкерной скобы, там предусмотрена посадка на трении. После этого необходимо снова выставить положение часов. Для фиксации положения часов в нижней части корпуса есть два винта с заостренными концами, их слегка вдавливают в стену.

Осталось выставить точность хода. Для этого устанавливают часы по сигналам точного времени и проверяют расхождение через сутки. Регулируется ход изменением длины маятника с помощью регулировочной гайки. Если часы спешат, то гайку следует открутить, увеличив длину, иначе закрутить. Один оборот гайки обычно соответствует изменению хода на одну минуту в сутки.

Хорошо вычищенные и настроенные часы убегают или отстают не более чем на несколько секунд в сутки. Вазелиновое масло сохнет быстрее, чем специальное часовое, поэтому осматривать часы желательно каждые полгода и своевременно повторять смазку (не реже одного раза в 2-3 года).

Комментарии

#64 Олег Антонов 17.12.2017 16:03

Цитирую Акакий:

Скажем, в 4-30 бьют 7раз, а в 5ч пробьют как полчаса----- 1 раз


Вам надо просто переставить минутную стрелку. Минутная стрелка стоит на квадратной оси. То есть относительно оси ее можно поставить в четырех положениях. Из них два правильных, совпадающих с положением двух плеч внутреннего кулачка запуска боя, и два неправильных.
Просто снимите минутную стрелку и переставьте ее на 90 градусов в любую сторону. Бой затем отрегулируйте ручным запуском.

Всегда приятно, когда вещь, которую вы декорируете, может принести пользу и найти применение в хозяйстве. Именно поэтому мастера и мастерицы всех мастей любят выбирать заготовки для часов в качестве основы для творчества. После того, как процесс декора закончен, остаётся лишь выбрать часовой механизм, собрать его и вуаля! - стрелки пошли в ход и начали отсчитывать секунды, минуты, часы...

Однако именно этот момент может создать трудности для начинающего творца. Ассортимент часовых механизмов велик и в первый раз довольно сложно разобраться, что такое шток, как выбрать подходящий диаметр и высоту резьбы, чем отличаются простые механизмы от усиленных, и, самое главное, - в каком же порядке собирать все эти гайки и стрелки?..

Начинаем разбираться!

Большинство механизмов (практически все), представленных в различных хоббийных магазинах - это кварцевые часовые механизмы . Они ведут свою историю с 1957 года, обладают высокой точностью (плюс/минус одна секунда в сутки) и прекрасно подходят для использования в быту. Такой механизм можно назвать электромеханическим типом. Раз в секунду кварцевый кристалл передаёт импульс в электронный блок. Оттуда он передаётся двигателю, который и толкает стрелки. В качестве питания электронного блока используется обычная пальчиковая батарейка (батарейка АА).

Из недостатков такого механизма можно выделить то, что через несколько лет использования кристалл утрачивает свои свойства, и часы начинают спешить. Однако эта проблема легко решается покупкой нового механизма (так как основным плюсом кварцевых часовых механизмов является их недорогая цена) или заменой кристалла в часовой мастерской.

Высота штока и резьбы

Чтобы правильно подобрать часовой механизм, нужно отталкиваться в первую очередь от толщины заготовки.

Основные параметры, которые указываются в часовом механизме - это общая высота штока и высота резьбы. После того, как вы наденете на шток основу для часов, резьба должна возвышаться над основой ещё на несколько витков (где-то 2-3 мм), чтобы её высоты хватило на то, чтобы положить металлическую шайбу и закрутить гайку.

В названии часового механизма первая цифра - это высота штока, а вторая - высота резьбы (16/9, 18/12, 20/14 и пр.).


При покупке часового механизма лучше заранее знать толщину заготовки, которую вы будете декорировать, чтобы подобрать часовой механизм с подходящей высотой штока. Кстати, не забывайте учитывать и сам декор! Количество слоёв грунта, краски, лаков и особенно рельефных элементов могут сильно увеличить общую толщину заготовки.

Пример. У нас есть часовой механизм 15/6,7. Это значит, что нам нужно вычесть из высоты 6,7 два миллиметра (для закрепления гайки). Получается, что для такого механизма мы можем использовать заготовку не толще, чем 4,7 мм.

Простые и усиленные часовые механизмы и стрелки

Часовые механизмы бывают простые и усиленные .

В усиленных часовых механизмах реализован повышенный крутящий момент, использованы детали из материалов более высокого качества. Такие механизмы обладают большей надежностью и рассчитаны на то, чтобы хорошо взаимодействовать с большими стрелками (до 35 см, до 50 см, а у некоторых производителей даже до 1 метра) и основами большого диаметра. Выбирая стрелки к часовому механизму, важно, чтобы они соответствовали друг другу! Стрелки для обычных и усиленных механизмов различаются, и не являются взаимозаменяемыми.


Если вы собираетесь декорировать заготовку довольно большого диаметра, вам логичнее будет присмотреться именно к усиленным часовым механизмам и стрелкам.

Бесшумность: дискретный и плавный ход

Часовые механизмы различаются по типу хода секундной стрелки:

Часовые механизмы с дискретным ходом - секундная стрелка делает 60 движений в минуту, издавая характерный звук при смене каждого деления, часы тикают. Однако существуют так называемые «бесшумные» модели, звук которых практически незаметен. Лучше всего проверять часовой механизм при покупке, чтобы оценить степень его бесшумности. У нас в шоу-руме всегда можно попросить батарейку и проверить часовой механизм:)

Часовые механизмы с плавным ходом - секундная стрелка совершает 360 движений в минуту и визуально кажется, что она гладко «плывёт». Такие модели называются бесшумными, но какой-то звук они всё же издают и это тоже надо учитывать. Кроме того, механизмы такого типа стоят как минимум в два раза дороже дискретных, а за счет того, что количество импульсов в минуту больше в шесть раз, батарейки в них садятся гораздо быстрее.

Выбираем стрелки для часовых механизмов

Как и механизмы, стрелки для часов бывают простые и усиленные. Простые стрелки подходят к механизмам простого типа, а усиленные стрелки специально предназначены для усиленных механизмов. Стрелки можно покупать по отдельности, а можно - в наборах.

Стрелки традиционно бывает часовые, минутные и секундные. Однако секундной стрелкой можно пренебречь, а вместо неё поставить гвоздик-заглушку.


Стрелки бывают самых разнообразных форм, цветов и размеров. Длина стрелки указывается от центра отверстия до кончика стрелки.


Иногда на стрелках наклеена защитная прозрачная плёнка - не забудьте снять её перед использованием стрелок.


После того, как плёнка снята, стрелки тоже можно подвергнуть декору, например, состарить битумом или покрасить в другой цвет.


Порядок сборки часового механизма

Итак, механизм мы выбрали, стрелки тоже. Осталось совсем немного: собрать все детали вместе и запустить часы.

Пошагово с фотографиями рассмотрим процесс сборки часового механизма.

1. Берём часовой механизм.

2. Надеваем металлическую петельку. Если вы будете использовать часы как-то иначе, а не вешать на гвоздик в стене, то этот шаг можно пропустить.

3. Надеваем резиновую шайбу-прокладку.

4. Надеваем основу для часов! Хорошенько прокручиваем всю резьбу. Иногда из-за слоёв грунта, лака и краски отверстие в заготовке забивается и шток с резьбой не пролезает в него. В таком случае прочистите отверстие чем-нибудь острым, или сошкурьте лишнее наждачной бумагой, свёрнутой в трубочку.

5. Надеваем металлическую шайбу.

6. И закрепляем механизм, закручивая металлическую гайку.

7. Надеваем часовую стрелку.

8. Теперь надеваем минутную стрелку.

9. Надеваем секундную стрелку или гвоздик-заглушку.

10. Переворачиваем наши часы и вставляем батарейку в часовой механизм. Готово!


Глава 3. Кварцевые часы

Так называются наручные электронно-механические часы с кварцевым генератором (рис. 9).

Рис. 9. Кинематическая схема кварцевых часов КНЧ 3050:

1 - головка переводная;

2 - вал переводной;

3 - фиксатор;

4 - кулиса;

5 - звездочка с колесом;

6 - колесо вексельное;

7 - колесо часовое;

8 - триб минутной стрелки;

9 - колесо центральное с трубкой;

10 - ротор шагового двигателя;

11 - статор шагового двигателя;

12 - триб шагового двигателя;

13 - колесо передаточное;

14 - колесо секундное с трибом;

15 - колесо промежуточное;

16 - колесо переводное;

17 - муфта кулачковая;

18 - рычаг заводной;

19 - рычаг переводной со штифтом;

20 - пружина кулисы

Кварцевый генератор - это источник высокостабильных колебаний, расположенный в электронном блоке.

Блок кварцевого генератора представляет собой печатную плату с размещенными на ней кварцевым резонатором, интегральной микросхемой и пассивными элементами. Блок соединяется с платиной винтами. Исполнительным устройством в часах является шаговый двигатель, выполненный в виде автономного узла. Элемент питания обеспечивает не менее 12 месяцев непрерывной работы часов.

Принцип действия и кинематическая схема работы часов таковы: электрический сигнал кварцевого генератора подвергается делению его частоты и после формирования импульса поступает на шаговый двигатель. Частота следования импульсов - 1 Гц. Шаговый двигатель, в свою очередь, преобразует последовательные электрические импульсы в прерывистое вращение основной колесной системы.

Посредством колесной системы вращение вала двигателя передается на стрелки и календарное устройство (если оно имеется).

Триб шагового двигателя (12) находится в зацеплении с передаточным колесом (13), триб которого ведет секундное колесо (14). От триба секундного колеса через промежуточное колесо (15) с трибом вращение передается центральному колесу (9). Стрелочный механизм состоит из триба минутной стрелки (8), вексельного колеса (6) с трибом, часового колеса (7).

Переводной вал (2) с головкой (1) может занимать два фиксированных положения. Если у часов имеется календарное устройство, тогда переводной вал будет рассчитан на три положения.

Для того чтобы перевести стрелки, необходимо поставить переводную головку во второе фиксированное положение. Кулачковая муфта (17) при этом должна войти в зацепление с переводным колесом (16). Далее вращение передается на стрелочный механизм.

Во время перевода стрелок стопорный рычаг, механически связанный с переводным валом, стопорит переводное колесо и предотвращает движение колесной системы и шагового двигателя при переводе стрелок. После установки стрелок и при возвращении переводной головки в начальное положение рычаг возвращается в нормальное положение, обеспечивая пуск шагового двигателя.

Разборка часов

Отверните запорное кольцо и снимите крышку корпуса.

Отверните винт пружины элемента питания, снимите пружину и осторожно, желательно при помощи пинцета, вытащите элемент, беря его только за цилиндрическую часть корпуса.

Вставьте в механизм элемент питания и тестером проверьте исправность электронного блока.

Плюсовой щуп тестера подключается к платине механизма часов, а минусовой - поочередно к контактам подключения шагового двигателя. Стрелка прибора при этом должна отклониться до 1,4–1,5 В и совершать колебания в пределах 1–2 мм с интервалом в 2 с. Если такие колебания отсутствуют, замените электронный блок.

Затем определите исправность шагового двигателя. Переключатель тестера для этого следует установить в положение измерения сопротивления.

Подключить щупы тестера к контактам (выводам) шагового двигателя и измерить сопротивление катушек, которое должно находиться в пределах 3–4 кОм.

Один щуп тестера подключите к платине часов, а второй - к одному из выводов шагового двигателя.

При этом стрелка прибора должна быть в левом крайнем положении шкалы прибора. То же самое повторить с другим выводом. Если при замере стрелка отклонится вправо, значит, катушка шагового двигателя замыкается на корпус. Такой двигатель надо заменить.

Снимите электронный блок. Для этого надо отвернуть винт крепления токопровода, снять изолирующую шайбу, отвернуть два винта крепления блока к платине, осторожно приподнять пинцетом блок, сдвинуть его в сторону и снять с колонок.

Нажмите на подставку переводного вала, вытащите из корпуса вал, а затем и весь механизм.

Отверните винты крепления моста шагового двигателя. Снимите мост, затем отверните два винта крепления шагового двигателя и осторожно вытащите, взяв пинцетом.

При извлечении и установке шагового двигателя можно пользоваться только латунным пинцетом, а для источника питания - только пластмассовым.

Далее разберите стрелочный механизм. Для этого требуется снять стрелки, два винта циферблата, циферблат, три винта, мост, часовое, вексельное и переводное колесо и триб минутной стрелки. Затем снимите календарное устройство, если оно есть.

Разберите основную колесную систему. Для этого отверните винты и снимите мост.

После разборки механизма следует чистка деталей. Промывают все детали, кроме источника питания, шагового двигателя, циферблата, корпусных стекол, вставок, блока кварцевого генератора и окрашенных стрелок. Все перечисленные детали, кроме шагового двигателя, очищают мягкой волосяной щеткой.

Сборка часов

Установите центральное колесо с трубкой (9), триб минутной стрелки (8).

Запрессуйте центральную трубку в отверстии триба минутной стрелки, затем проверьте плавность вращения центрального колеса, а также его осевой и радиальный зазоры. Смажьте все посадочные места центральной трубки.

Соберите колесную систему. Это делается в следующем порядке: установить промежуточное колесо (15) с трибом, передаточное (13) и секундное (14) колеса с трибами и мост основной колесной системы так, чтобы тормоз стопорного рычага вошел в паз моста, закрепить мост винтами. Проверьте зазоры промежуточного и секундного колеса с трибами и плавность вращения системы.

Соберите переводной механизм. Для этого надо установить переводной рычаг (19), рычаг муфты и саму кулачковую муфту (17), а также переводной вал (2).

Проверьте плавность вращения вала в платине, установите стопорный рычаг и смажьте все детали.

Установите минутное колесо с трибом, передаточное колесо, мост и закрепите его винтами.

Установите часовое колесо (7).

Установите пружинную шайбу и циферблат. Приверните циферблат винтами, а затем установите часовую, минутную и секундную стрелки. При этом надо следить за положением переводного вала; при установке часовой и минутной стрелок вал должен находиться в положении перевода стрелок.

С помощью переводного вала переведите стрелки на цифру 12 и установите секундную стрелку, согласовав ее положение с делениями циферблата.

Минутную, секундную и часовую стрелки следует устанавливать, не применяя больших усилий, чтобы не нарушить установленные вертикальные зазоры в основной колесной системе.

Вставьте в корпус механизм, кольцо крепления механизма, переводной вал.

Установите блок кварцевого генератора, шаговый двигатель и источник питания. Винт крепления шагового двигателя нельзя сильно затягивать.

Закройте крышку корпуса. После окончания сборки шаговый двигатель должен немедленно начать свою работу, это будет видно по движению секундной стрелки.

Крупногабаритные кварцевые часы

В качестве примера мы рассмотрим механизм настольных электронно-механических часов с кварцевым резонатором (рис. 10).

Рис. 10. Конструктивная схема кварцевых часов «Янтарь» 59206:

1 - элемент питания;

2 - клеммы;

3 - гайки крепления редуктора;

4 - мост задний;

5 - стопорное устройство;

6 - винты крепления шагового двигателя;

7 - триб шагового двигателя;

8 - винты крепления катушки;

9 - двигатель шаговый;

10 - колесо вексельное;

11 - колонки;

12 - колесо часовое;

13 - панель;

14 - вал переводной;

15 - колесо центральное;

16 - пружина;

17 и 19 - колеса промежуточные первое и второе;

18 - мост передний;

20 - колесо секундное;

21 - блок электронный;

22 - винты крепления электронного блока

Механизм состоит из шагового двигателя, основной колесной системы, элемента питания и электронного блока.

Кварцевый генератор часов начинает работать при подключении элементов питания к электронному блоку. Для преобразования электрической энергии в механическую служит шаговый двигатель (9). С триба (7) через первое промежуточное колесо (17) вращение передается на секундное колесо (20). На оси секундного колеса находится секундная стрелка. Для того чтобы привести в движение минутную стрелку, вращение передается дальше, через второе промежуточное колесо (19) и центральное колесо (15), на втулке которого и закреплена минутная стрелка.

Движение с центрального колеса передается на вексельное колесо (10), а оттуда - на часовое колесо (12). Узел центрального колеса снабжен специальным устройством, которое позволяет скоординировать показания минутной и часовой стрелок. Для установки точного времени и перевода минутной и часовой стрелок используется переводной вал (14).

Для установки секундной стрелки на точное время используется устройство стопорения секундной стрелки (5).

Разборка часов

Снимите кожух и вытащите элемент питания и клеммы.

Снимите электронный блок (21); для этого надо, во-первых, отвернуть два винта (22) крепления электронного блока, чтобы отсоединить его от колонок панели (13) и моста (4); во-вторых, отсоединить электрический разъем.

Снимите шаговый двигатель (9); для этого надо отвернуть два винта (6) крепления шагового двигателя к колонкам панели.

Отверните две гайки (3) крепления редуктора.

Снимите задний мост (4), секундное колесо (20), первое (17) и второе (19) промежуточные колеса.

Снимите устройство стопорения секундной стрелки (5), передний мост (18), центральное колесо (15), вексельное колесо (10), часовое колесо (12).

Снимите пружину (16) и переводной вал (14).

Снимите колонки (11), для чего отверните две гайки крепления колонок к лицевой стороне панели.

При необходимости разберите шаговый двигатель. Для этого надо снять узел ротора шагового двигателя, отвернуть два винта крепления катушки и снять ее. После разборки все детали шагового двигателя и редуктора, кроме катушки, надо промыть в бензине. Для промывания оси ротора двигателя нужно снять катушки и ротор, а само промывание проводить при собранных магнитопроводах.

Основной неисправностью шагового двигателя, как правило, бывает обрыв провода катушки. Ремонт при этом возможен только в том случае, если оборвался внешний конец провода. Процедура ремонта следующая: лак катушки растворите с помощью амилацетата около оборванного конца так, чтобы хватило длины вытянуть провод. Затем паяльником удалите остатки провода с клеммы. Сделайте вокруг этой клеммы 2–3 витка и припаяйте провод заново.

Смочите щетку в смеси спирта с бензином и очистите место пайки, а затем покройте его лаком.

Наиболее часто встречающиеся неисправности электронного блока часов - это отказ интегральной микросхемы и кварцевого резонатора. Эти узлы лучше всего заменить.

Дефекты основной колесной системы исправляются так же, как и в механических часах.

Сборка и регулировка механизма часов

Установите две колонки (11). На правую колонку наденьте пружину (16) и зафиксируйте ее положение штифтом подставки. Затем поставьте на эту же колонку передний мост (18); отгиб пружины должен входить в паз моста.

Первое промежуточное колесо (17) вставьте в отверстие моста трибом вверх. На ось секундного колеса (20) наденьте шайбу и сферическую пружину и также вставьте секундное колесо в отверстие моста.

Слегка приподняв секундное колесо, установите второе промежуточное колесо (19) и стопорное устройство.

Установите задний мост и заверните две гайки.

Положите на задний мост узел основной колесной системы. Минутное колесо поставьте на трубку переднего моста, а переводной вал (14) закрепите в отверстиях переднего и заднего мостов.

На ось переднего моста наденьте вексельное колесо, а на втулку минутного колеса - часовое колесо.

На колонки сверху установите панель (13), заверните две гайки.

Поставьте катушку на основание узла шагового двигателя и закрепите винтами. Ротор двигателя установите на оси.

Триб ротора введите в зацепление с первым промежуточным колесом. Установите шаговый двигатель и закрепите его двумя винтами.

Установите электронный блок в соответствующие гнезда двигателя и закрепите его двумя винтами. В пазы панели вставьте две клеммы, проверьте контакт. Если это необходимо, язычки клемм можно подогнуть.

Чтобы проверить работу механизма, подключите его к источнику питания.

Из книги Мошенничество в России автора Романов Сергей Александрович

Часы Известно, что ориентацию собирателей часов затрудняют многочисленные подделки, выдаваемые за оригиналы. Издавна известность мастеров часового дела и ценность их работ соблазняли ловкачей и мошенников (кстати, тоже неплохих мастеров) на фальсификации. А повод к

Из книги Большая книга афоризмов автора Душенко Константин Васильевич

Часы См. также «Время», «Пунктуальность» Мы распяты на циферблате часов. Станислав Ежи Лец Стрелки часов - две руки, которые отнимают у нас время. Гжегож Станьчик Слушая тиканье часов, мы замечаем, что время опережает нас. Рамон Гомес де ла Серна Сломанные часы дважды в

Из книги Энциклопедия развивающих игр автора Данилова Лена

Часы Если ребенок умеет считать и знаком с цифрами, научите его определять время по часам.Покажите ребенку макет часов (в продаже часто встречаются игрушечные часы, если вам не удалось их купить, сделайте сами из листа плотного картона, пришив стрелки, закрепив с обеих

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И автора Нестерова Дарья Владимировна

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Кварцевые часы Кварцевые часы – устройство для точного измерения времени, в котором для отсчета времени используются колебания кварцевого резонатора. Для возбуждения колебаний резонатора служит кварцевый генератор. Кварцевые часы содержат также делитель частоты,

Из книги автора

Солнечные часы Солнечные часы – прибор для измерения времени по Солнцу, относится к простейшему хронометрическому прибору, который разработан на суточном движении Солнца, в редких случаях – годовом. Представляет собой древнейший научный измерительный инструмент,

Из книги автора

Часы Часы – измерительный прибор, с помощью которого определяют текущее время – часы, минуты, секунды. Потребность знать время была всегда, и это способствовало созданию устройств для его определения. Самый первый прибор подобного рода появился уже за 3000 лет до н. э. –

Из книги автора

Часы (прибор) Часы – прибор для измерения промежутков времени с периодической последовательностью заданной продолжительности, измеряются в единицах, не превышающих одни сутки, начиная с 3/4 с.Часы подразделяются по размеру и портативности на башенные, карманные,

Каждый из нас рано или поздно получал неисправный, бракованный или плохо работающий товар. Я - не исключение. Осенью прислали неработающие наручные часы. (Ссылку на товар дать не удалось, поэтому советую искать в магазине эти часы по цене.)

На самом деле, часы симпатичные. Если не считать «милых» шуток китайских сборщиков, то выглядят они дороже, чем стоят. Выбрасывать жалко.
Покрытие корпуса равномерное, без изъянов. Циферблат выполнен нормально, без больших огрехов. Время читается хорошо. У купленных ранее механических часов Eyki циферблат мутноватый и отдает дешевой китайщиной. У описываемых часов такого нет. Кстати, не понимаю, почему марку Eyki так хвалят посетители этого сайта.
Корпус и задняя крышка металлические. Разумеется, на крышке написано, что она из нержавейки. Правда или нет, не знаю. Часы легкие (взвесить не могу – весы пока не купил). Размер (длина) корпуса с ушками – 44 мм. Диаметр корпуса без головки – 40 мм. Толщина по центру часов – 7,5 мм. Размер ремешка – 20 мм, поэтому замену можно легко подобрать.
Ремень выполнен из материала, напоминающего замшу, но, конечно же, это какая-то синтетика. Мне кажется, что ремешок и покрытие корпуса недолговечны. Возможно, я ошибаюсь. Царапать корпус, чтобы проверить не буду. Со временем «эксплуатационные испытания» выявят истину.
Если же этих часов надолго не хватит, будет что подарить в следующий раз. От ценового диапазона 200-300 рублей не нужно много требовать. Такие часы покупают на один сезон. И уж точно не следует сравнивать их с моделями за 3000-6000 рублей, как делают некоторые. Если часы стоят в 20 раз (!) дороже, они просто обязаны быть лучше.
На задней крышке и ремешке есть забавная надпись: FRENCH CYBER DESIGN. На циферблате еще одна: CYBER DESIGN. Как это переводится? Французский кибернетический дизайн?
Повторю, что часы понравились, и я решил попробовать их реанимировать. Но сначала отложил на время – вдруг потребуется выслать обратно в магазин.
Ответ из MiniInTheBox пришел быстро. Суть его такова: чтобы мы смогли помочь, изложите проблему. В общем, это стандартная отписка, которая была у них под рукой. Повторно описал проблему. В ответном сообщении мне предложили купон на $10 (часы стоили $7). Купон действителен до середины следующего года, то есть на тот момент оставалось месяцев восемь до окончания срока. Я успокоился. А зря…
Здесь надо внести некоторые дополнения. Общение со службой поддержки проходило на русском языке. Я считаю, что магазину за это +. Другой плюс за то, что в посылку вкладывают упаковочный лист (на русском языке) с перечислением отправленных товаров. Если что-то пропало по дороге, это сразу станет ясно.

Еще нужно сказать, что я уплатил страховку за доставку всего заказа - $0,99. Кроме часов в посылке были и другие товары. Сама доставка бесплатная. Не знаю, повлияло ли наличие страховки на решение возместить стоимость, и что будет, если не страховать заказ.
Прошло время. Я снова одержал победу над жабой, и решил купить себе еще одни, не знаю, какие по счету, часы. Хороший момент, чтобы воспользоваться заветным купончиком на десять баксов. Увы, при оформлении заказа появилась надпись, что такого купона не существует.
Я, естественно, написал в службу поддержки. Пришла отписка, в которой порекомендовали воспользоваться FAQ на сайте. Пишу второй раз, снова описываю проблему. Приходит ответ, в котором говорится, что проблема может возникнуть, если заказ делать в рублях, а купон применять долларовый и еще в каких-то случаях. Я думаю, что заказ я делал правильно, это у них в магазине сбой. Самое главное, дали новый купон, который нормально сработал.
В целом, к магазину я претензий не имею, несмотря на отписки. Более того, в моей практике это самая хорошая работа с клиентом. Всего я предъявлял претензии по поводу бракованных или ошибочных товаров четырем магазинам: Tmart, PriceAngels, DealeXtreme и MiniInTheBox. Хуже всего Tmart – там просто никак не реагируют, даже отписок не высылают. Чтобы меня не обвиняли в клевете, привожу факты.

Дополнительная информация

Перед вами снимок с экрана монитора. Это «тикеты», то есть вопросы к клиентской службе магазина Tmart (кликните для увеличения).

Снимок не очень, но можно разглядеть, что всего вопросов пять. Один из них решен. Была распродажа, но товаров этих в магазине почему-то не было. В общем, предлагают несуществующие товары. Через некоторое время магазин сам предложил вернуть деньги и их вернул. Вопрос был решен.
Однако ни по одному из дефектных товаров, а их, посмотрите на фото, аж целых четыре, ответа нет. Написано: «Ожидание ответа представителей обслуживания клиентов». Так вот, ожидание по первому бракованному товару длится с 3 декабря. Сегодня 23 декабря. Даже отписок не присылают. При этом мне присвоили статус T1, по которому положено первоочередное обслуживание, в том числе ответы клиентской службы.

P.S. Писал саппорту (хорошо, что общался с ним по поводу возврата денег, теперь адрес знаю - на сайте просто нет адреса, кому написать, одни тикеты). Только сегодня (23.12.2013) получил ответ на английском. Смысл такой: извините за ожидание. чем могу помочь. Отписка, но все же хоть какой-то отклик.
Ура! Саппорт Тмарта скорее жив, чем мертв!

Теперь настало время заняться ремонтом часов. Сразу скажу, что я не часовой мастер. Теперь пару слов вообще о ремонте. При плохом ремонте автомобиля могут отказать, например, тормоза, или отлетит на большой скорости колесо, что весьма опасно. Неграмотный же ремонт часов к фатальным последствиям не приводит. Поэтому бояться нам нечего.
Специальный инструмент для вскрытия корпусов я только собираюсь купить, поэтому пока открываю ножом. Здесь крышка-хлопушка, то есть без резьбы.
Механизм очень простой. Выполнен из пластмассы. На более дорогие часы ставят из металла. На механизме написано «Сингапур», еще есть буквы и цифры.

Главное, смотрим, какая установлена батарейка, поскольку с нее мы начнем. Маркировка 377А. Если кто не знает, буква в обозначении говорит о химическом составе начинки. Нам же важен размер. То есть, подойдет любой элемент с индексом 377.
Я знаю одну лавочку в Сокольниках, где батарейки дешевые, но, похоже, что и правда фирменные. По крайней мере, в наручных часах они служат по много лет. Итак, в данном случае элемент 377 известной швейцарской фирмы Renata (входит в группу Swatch) обошелся, не поверите, всего в 40 рублей.
Заменил батарейку и – о, чудо! – часы пошли. А говорят, что если прислали неработающие китайские часы, меняй или не меняй батарейку – толку не будет. Оказывается, иногда дело в элементе питания.
Теперь нужно очистить циферблат и стекло. Прежде, чем вынуть механизм, требуется демонтировать заводную головку. Обычно в механизме рядом с валом головки есть кнопка. На нее нужно нажать толстой иголкой или разогнутой канцелярской скрепкой и одновременно вытягивать головку. В данном случае такой кнопки не нашлось. Головка фиксируется металлической пластиной, которая одновременно прижимает батарею, создает сопротивление при вытягивании заводной головки и, по-видимому, выполняет еще какие-то функции. В общем, производитель постарался уменьшить количество деталей и удешевить производство. На фото показано, куда надо нажимать.

Поскольку белый пластмассовый контейнер вокруг механизма установлен враспор, поддеваю его ножом и вынимаю из металлического корпуса. Внимание! Механизм нельзя класть на стол циферблатом – повредятся стрелки. Кстати, при отсоединенной головке стрелки могут под действием силы тяжести самостоятельно поворачиваться – это не является неисправностью.

Теперь аккуратно сдуваю пыль (по-хорошему, нужна спринцовка, обязательно вымытая внутри). Протираю циферблат бумажной салфеткой аккуратно, чтобы не повредить стрелки. Есть возможность рассмотреть, что написано на циферблате. Оказывается, механизм здесь японский (напомню, на самом механизме написано «Сингапур»). Еще указан калибр механизма. Скорее всего, цифры взяты с потолка.

Теперь попробую почистить стекло. В столовой, наверное, ложки закончились, поэтому сборщику пришлось есть руками. Почему я так думаю? Жирный отпечаток пальца со стекла удалял мокрой салфеткой, потом сухой, а затем протирал тканью для очистки объективов фотокамер.
Как пишут в инструкциях, сборка осуществляется в обратном порядке. Но не тут-то было! Крышка не захотела вставать на свое место. Она очень тугая. А сильно на нее давить я побоялся. После двадцать восьмой попытки, было принято решение обратиться к профессионалам.
Мой вам совет: никогда не заменяйте батарейки, ремни, стекла у мастеров, которые сидят за маленьким прилавочком в торговом центре. Они и часы царапают, и батарейки устанавливают восстановленные, которые через неделю отказывают. У нас в Москве сейчас стараются взять на эту (и не только на эту) работу людей, готовых трудиться за гроши с утра до ночи. И не важно, умеет человек работать или нет. Согласен с такими условиями? Поздравляем, теперь ты часовой мастер!
Точные приборы надо ремонтировать в мастерских, которые расположены на первых этажах жилых домов, и существуют еще со времени развитого социализма. В одной из них угрюмый профессионал с увеличительным стеклом в глазу, был похож на киборга, но работу выполнил на «отлично». За что и содрал 100 рублей.
Итак, подведем баланс. Затраты: цена часов + цена батарейки + услуги часовщика: 7+1,2+3= $11,2. Минус купон $10. Итого, покупка обошлась в $1,2.

В настоящее время отремонтированные часы ждут, когда их подарят. В заключение, по традиции фото с животными. Они тоже ждут… Ждут, когда часы пробьют двенадцать. Всех с наступающим!

Судя по надписи на самих часах это всё же японский будильник, но нас интересует не производитель, а детали, которые можно взять из этого недорогого устройства:)

Я разбираю этот будильник не только для того, чтобы взять из него необходимые детали, ещё по картинкам вы сможете собрать его, если ранее вы пытались его починить) Прежде извлекаем внутренюю коробочку с часами из прозрачного корпуса.

Осторожно снимите стрелки.

На задней стенке нужно снять ручки настройки часов.

Теперь с четырёх сторон будильника открываем пластмассовые защёлки. Будьте осторожны, защёлки легко ломаются!

В нижней части часов расположен электродвигатель, он состоит из металлических пластин с катушкой медной проволоки и постоянного магнита, совмещённого с маленькой шестерёнкой. Этот электродвигатель работает от импульсов тока, поступаемых с микросхемы на плате.

Снимаем верхние шестеренки.

Вынимаем катушку электродвигателя и платмассовую перегородку. Провода у катушки очень тонкие и любое неточное движение руки приведёт к обрыву провода!

Снимаем шестерни.

Мне этот будильник больше не нужен, поэтому я оторвал катушку электродвигателя.

Отгибаем металические контакты будильника и вынимаем шестерёнку.

По одному отрываем контакты от электрической платы, они крепятся на пластмассовых штырьках от корпуса.

На плате залитая микросхема, кварц и вынесен на проводах маленький динамик. Эту плату можно использовать в качестве охранного устройства или другого устройства для подачи звукового сигнала, о таких схемах я ещё не раз буду рассказывать на страницах сайта.

Не торопитесь выбрасывать пластмассовую коробку, в ней остался отсек для батарейки и его можно также использовать в качестве корпуса для охранного устройства.

Шестерёнки от будильника можно использовать для различных самоделок.



Понравилась статья? Поделитесь ей