Контакты

Столярная мастерская в квартире своими руками. Устройство столярной мастерской. Инструменты для измерений и разметки

Недостаточно только лишь располагать необходимым набором столярных и подручных инструментов – нужно позаботиться об их должном хранении. Именно с этой целью стоит задуматься о создании грамотно обустроенной домашней мастерской, которая позволит расположить каждый предмет оборудования в предназначенное для него место. Мастерская на даче порадует хозяина полным порядком, ведь весь инструментарий будет аккуратно разложен по полкам. Под нее вполне можно оборудовать сарай или гаражное помещение.

Домашняя мастерская – отличное место для любителей создавать вещи своими руками, проводить ремонтные работы. Для того чтобы трудиться в мини-мастерской, обязательно нужно подумать о грамотном обустройстве ее пространства. Столярная мастерская, созданная своими руками – рабочее место, которое полюбится каждым мужчиной.

В данной статье мы расскажем, каким путем можно создать и грамотно организовать столярную мастерскую своими руками. Следуйте нижеуказанным рекомендациям – у вас все получится.

Одно дело, подыскать в доме или квартире подходящий угол для определенного инструмента, но совсем другое – организовать рабочее пространство под компактный деревообрабатывающий станок, рубанок, тиски, верстак, наковальню, электропилу и еще целый ряд необходимой для мастерской утвари. Если вы располагаете не очень широким ассортиментом инструментов, вам вполне удастся выделить небольшое количество пространства для минимастерской даже в квартире. Разумеется, обустроить полноценную домашнюю столярную мастерскую своими руками на малой квадратуре никак не получится, ведь как минимум под ее организацию нужно выделить отдельное помещение. Так что в этом случае придется подумать об ином месте для ее оборудования. Куда более подходящим местом для организации мастерской послужит гараж или дачный сарай.


  • Против организации домашней мастерской в квартире также говорит факт наличия семьи и соседей, которые точно не будут в восторге от шумной работы инструментов – работать продолжительное время будет практически невозможно;
  • Помимо прочего, требуемое для нормального функционирования инструментов количество напряжения способно вызвать резкий сбой в работе электрической сети;
  • Имея дело с деревом, не избежать образования значительного количество опилок, стружки, пыли от древесины, которые очень опасны при взаимодействии с искрами от работы электрических инструментов. Дабы соблюдать меры пожарной безопасности, предпочтительнее обустраивать зону мастерской в помещении нежилого типа.

Как грамотно подобрать место под строительство или обустройство мастерской

Зачастую выходит так, что деревообрабатывающие инструменты становится просто некуда девать – как правило, они приносят большую часть дохода, требуя под их размещение едва ли не отдельное помещение. В особенности данная тенденция заметна относительно станков и инструментов, предполагающих наличие значительного пространства.

Лучше всего для этой цели подойдут:

  • летняя столовая, неиспользуемая по назначению;
  • обыкновенная дачная веранда;
  • оснащенный электроэнергией сарай либо гаражное строение (свое либо снятое в аренду);
  • помещение полуподвального типа;
  • мансарда;
  • пристроенное к дому помещение;
  • определенная комната большого по площади частного дома (обязательно наличие отдельного входа).


Порядок организации рабочего пространства в домашней мастерской

Выделяя необходимое пространство, следует также помнить о минимальном размере площади, позволяющем оборудовать полноценную мастерскую своими руками. Старайтесь, чтобы домашняя мастерская не напоминала обыкновенный сарай, а была разделена на ряд функциональных отделений:

  • станки, расположенные рядом с розетками;
  • полочки или шкафы для малогабаритного инструментария;
  • уголок, отведенный для размещения в нем инструментария для очистки мастерской (ящики и ведра, веники, швабры, контейнеры, мусорные пакеты и ведра);
  • навесные конструкции;
  • отдельная полка, вешалка или крючки для рабочей униформы;
  • специальный отдел, оборудованный под хранение изготовленных предметов;
  • минишкафчики для хранения мелких инструментов;
  • пространство, отведенное под складирование задействованных в работе материалов.

В центральной части мастерской, а также рядом с рабочей зоной оборудования следует предусмотреть наличие свободной площади для комфортного перемещения рабочего и его помощника (в случае его надобности). Пространство, занимаемое станком и верстаком, следует помножить вдвое – это и есть коэффициент минимального размера полезной площади для мастерской.


Вдобавок нужно отвести определенное пространство под свободное передвижение по помещению, перестановку рабочих инструментов и оборудования, а также под мелкий инструментарий (в совокупности около 3 кв. м.).

В каких случаях необходимо провести отопление и освещение в мастерскую

Проект домашней мастерской, созданной своими руками, предусматривает решение вопроса ее обогрева в зимний период – при условии, что работать вы планируете в любое время года. Приборы отопления необходимы для установления требуемой для комфортного рабочего процесса температуры. Если вы выбрали в качестве помещения для мастерской продуваемый ветром сарай, работать круглый год вы просто не сможете. В ходе работы нередко возникает необходимость быстро согреть ладони, которые мерзнут даже в плотных перчатках (чаще всего этого требует работа с металлом).

Отапливать мастерскую необходимо, если ее местоположением являются:

  • гаражное помещение или сарай на дачном участке, не снабжаемые отоплением;
  • чердачное помещение частного дома;
  • незанятый домик (вспомогательная постройка);
  • застекленная лоджия;
  • мансардное помещение.

Проект дачной мастерской предполагает прохождение определенных этапов

  • Каждый электрический инструмент или станок должен обеспечиваться предназначенным для него местом и беспрепятственным доступом к рабочей поверхности с нескольких углов;
  • Свободная площадь должна превышать занимаемое приборами место как минимум в два раза;
  • Дорогостоящие электроприборы, которыми вы не собираетесь пользоваться в ближайшее время, стоит расположить в специальном шкафу – особенно в случае, если в мастерской часто появляются различные клиенты и заказчики;
  • Мастерская обязательно должна быть оборудована ровным, крепким и очень надежным полом, способным выдержать падения тяжелых инструментов и высокие температуры. Но особо токсичные жидкости лучше пристроить в отдельный сарай или надежно укрыть от прямых солнечных лучей;
  • Необходимо блюсти все предусмотренные законом меры пожарной безопасности: произвести заземления станков, обзавестись огнетушителем порошкового типа;


  • Мастерская предполагает оборудование вентиляцией, а также не терпит повышенной влажности;
  • Стоит как следует позаботиться о достаточной шумоизоляции;
  • Регулярная очистка рабочего пространства имеет крайне важное значение для вашей безопасности. Потому предпочтительнее всего приобрести для уборки качественный пылесос, подходящий для очистки пола от опилок и мелкой пыли, появляющихся в ходе работы по дереву. Также в мастерской всегда должна быть ветошь, устраняющая масляные пятна;
  • Ящики для строительного мусора рекомендуется разделить по назначению: одни отводить для мусора, появляющегося после работы по дереву и металлу, а другие использовать для прочих отходов;
  • Проследите, чтобы в мастерской всегда был определенный запас воды (хранить ее следует в плотно закрытых емкостях в легкодоступном месте);
  • Краски, различные растворители, химические и токсичные вещества, жидкости быстрого возгорания нужно хранить отдельно от иной рабочей утвари. Обеспечьте их удаленное местоположение от приборов обогрева, прямых солнечных лучей и пламени;
  • От мусора стоит избавляться незамедлительно: особенно важно сразу утилизировать пустые упаковки из-под жидкостей быстрого возгорания, токсичных жидкостей, технических смазок. Вовремя производите сдачу металлолома;
  • Поместите в мастерскую (или вспомогательный сарай с инструментами) контейнер с сухим песком – он необходим в случае возгорания электрического оборудования или станков. С той же целью стоит хранить брезент, плотные по структуре ткани, изношенную верхнюю одежду – они помогут заблокировать путь кислорода к пламени;
  • После работы со станком или верстаком уборку следует производить незамедлительно, так как отходы в виде стружки, опилок и масел многократно повышают риск возникновения пожара;

Строительство мастерской своими руками и ее эксплуатация – процесс довольно высокой степени риска. Потому в обязательном порядке следует расположить в ней полностью укомплектованную аптечку (по меньшей мере, мини-аптечку).


В комплект входят:

  • бинты, пластыри и вата;
  • жгут;
  • анальгетики;
  • зеленка;
  • жаропонижающее средство;
  • медицинский спирт;
  • клей медицинский для обработки незначительных ран.

Приборы, необходимые для обустройства мастерской

1. Верстак – его можно как приобрести, так и сделать своими руками. Различают верстаки слесарного и столярного типов;
2. Деревообрабатывающая установка – ключевой элемент для любой столярной мастерской. Его также можно сделать своими руками, но обзавестись готовым куда менее проблематично;
3. Электрический рубанок также довольно часто используемый инструмент. Предназначен для работы по дереву, но также очень полезен в проведении строительных и ремонтных работ.
4. Тиски, струбцины необходимы для надежного закрепления и удержания обрабатываемого материала в удобном положении.

В арсенале любого домашнего мастера найдется множество инструментов, приборов, механизмов и устройств, а также уйма различных важных мелочей. И все их необходимо где-то хранить. Бывает так, что полезных в хозяйстве вещей оказывается слишком много, и тогда одной полочки в прихожей или даже специального кейса становится недостаточно для того, чтобы вместить всё нужное. Тогда остается один выход: оборудовать мастерскую, в которой можно не только спокойно разместить имеющийся инструментарий, но и создать себе удобное рабочее место.

Первый вопрос, который возникнет у хозяина дачного участка, скорее всего, будет сформулирован следующим образом: что проще — выделить под мастерскую уже имеющееся помещение в доме или сарае, или возвести новое строение? Специалисты советуют выбрать второй вариант. В этом случае вы сможете сделать постройку нужного размера; вам не придется работать в тесноте и дискомфорте, у вас будет достаточно места для хранения заготовок, инструментов, материалов и готовых изделий. Еще одним немаловажным фактором является то, что мастерская, расположенная в пристройке к дому, неизбежно станет вызывать нарекания у других членов семьи: они будут жаловаться на производимый вами шум, а также на образующуюся грязь и разносимый по другим помещениям мусор. Сарай тоже считается не самым лучшим строением для размещения в нем мастерской. Обусловлено это тем, что для обеспечения нормальных условий работы необходимо хорошее освещение, качественное отопление, плотно закрывающиеся окна и двери, и, самое главное, надежный фундамент, на который можно смело поставить напольный станок. Как правило, при постройке сарая все вышеперечисленные технические требования не соблюдаются.

Итак, вы решили построить мастерскую у себя на территории в виде отдельно стоящего здания. Необходимо выбрать подходящее место: такое, куда можно будет легко пройти в любое время года, не потратив много сил на расчистку дороги. Очень важно, чтобы площадка под постройку находилась на открытом участке . Как уже говорилось ранее, для качественной работы вам понадобится хорошее освещение. А уж естественный свет всегда предпочтительней искусственного. Летом в течение дня можно будет работать без осветительных приборов, что весьма полезно для зрения и экономнее с точки зрения расхода электроэнергии. Вторым, не менее серьезным фактором, считается удаленность данного строения от жилого дома . Издаваемые во время работы различные звуки и шумы будут мешать домочадцам отдыхать. Третье условие удачного расположения мастерской — не строить ее в низине . Стекающая вода, застаивающаяся и подтапливающая строение, будет способствовать быстрому ее разрушению. Она также может стать причиной возникновения аварийных ситуаций. Если у вас нет другого выхода, и разместить постройку в другом месте нет никакой возможности, то следует предусмотреть создание высокого фундамента с обязательной гидроизоляцией.

Постройка мастерской потребует от вас создания чертежа, в котором нужно будет предусмотреть множество различных нюансов. Например, следует заранее определиться с теми видами работ, которыми вы планируете заниматься: столярные, слесарные… Ведь вам необходимо приобрести и установить оборудование определенного типа — как основное, так и дополнительное. Для этого понадобится свободная площадь. Не забывайте также об инструментах, которые нужно будет расположить в удобном месте. Еще у каждого хозяина найдется несметное количество крепежей, метизов и иных мелких элементов и деталей, которые тоже придется где-то хранить. Для них следует приготовить крючки, полки, стеллажи, удобные шкафчики.

Основное место работы домашнего мастера — верстак, причем, столярный и слесарный существенно отличаются друг от друга. Поэтому в некоторых случаях предусматривают наличие сразу двух верстаков. Если вы планируете использовать длинномерные или большие по размеру материалы вроде досок или прутка, то для них нужно будет сделать отдельный стеллаж не менее 6000 мм длиной и 600 мм шириной.

Тщательно продумайте систему обогрева мастерской. Оптимальный вариант — стандартные батареи, которые можно подключить к центральному отоплению.

Не забывайте также про не самые существенные, но всё же важные детали: умывальник, удобный стул для работы и вешалку — их тоже нужно будет куда-то поставить.

Только после того, как вы тщательно продумали все детали и нюансы, можно приступать к прорисовке плана-схемы с указанием необходимых размеров. Чтобы рассчитать примерные габариты будущего строения, следует взять сумму площадей всех предполагаемых объектов и умножить их на коэффициент 1.6 — 2.1. Этот способ является хоть и не самым наглядным, но зато позволяет получить довольно точные расчеты по обеспечению свободного места для перемещения между станками и иными объектами, расположенными в мастерской, а также для комфортной работы. Не забудьте сделать поправку на толщину обшивки стен. Тип кровли и высоту потолков принято проектировать по своему усмотрению; здесь нет четких рекомендаций.

Лучше всего запланировать в мастерской наличие двух помещений: подсобного и рабочего. В первом можно расположить вешалку, шкафчики для разных полезных мелочей, небольшой столик, стул, умывальник. Второе помещение — рабочее — должно отделяться от улицы подсобкой. Двери следует располагать одну напротив другой, чтобы вы могли без труда внести внутрь крупногабаритные или длинные стройматериалы. Полку для их хранения надо поместить прямо напротив входа.

Вентиляцию желательно сделать не приточно-вытяжную, а принудительную. Осветительные приборы должны быть предусмотрены как общие, так и локальные (соответствующие определенному рабочему месту). Все станки и розетки нужно обязательно заземлить, и каждый станок подключить к отдельной розетке.

После того, как вы создали подробный чертеж, можно приступать к строительству мастерской. Порядок работ выглядит следующим образом: сначала наносится разметка по всему периметру планируемого строения. Под фундамент выкапывается траншея глубиной 600-800 мм, в нее устанавливается опалубка. На дно засыпается песчано-гравийная подушка и тщательно утрамбовывается. При помощи железных прутьев проводится армирование фундамента, затем вся конструкция заливается бетонной смесью. Над поверхностью созданное основание должно возвышаться не менее чем на 200 мм. Следующий этап — возведение деревянного каркаса. Делается он после полного застывания бетона. Далее необходимо оборудовать пол, и лучше всего сделать его многослойным. Как вариант: укладывается песок слоем 35-55 мм, сверху на него — толь, а потом настил из досок (либо бетон). После этого приступаем к внутреннему обустройству мастерской: пропитываем дерево специальными антибактериальными и антипиреновыми составами, подводим коммуникации, делаем их разводку строго по чертежу. После этого уже можно монтировать оборудование и пользоваться мастерской.

По информации PRO Недвижимость

Зачем вообще делать столярную мастерскую? Однозначного ответа у меня нет. Если вам просто хочется делать что-то руками из дерева, то есть мастерские, в которые можно прийти, заплатить деньги за аренду станков и рабочего места, и сделать всё там. Необязательно иметь свое помещение и собственное оснащение. Если же вы хотите заниматься деревообработкой как бизнесом, то конкуренция здесь высокая, найти свою нишу сложно. Поэтому я начну с объяснения моих собственных мотивов.

Началось всё в 2015 году, когда я понял, что мой старый сарай на даче скоро развалится и нужно построить новый. Я посчитал нужную площадь, количество материалов, ориентировочные расходы и время на постройку. Залил фундамент, на следующий год купил древесину и вместе с другом начали строить. Изначально я не намеревался делать мастерскую. Я лишь строил новый сарай взамен старого, чтобы хранить инструменты и оснастку.

Естественно, в процессе строительства всё пошло не так. Друг сказал: «у нас такие классные шестиметровые брусья, зачем мы будем их резать?» И предложил построить сарай двухэтажным.
Если вы когда-нибудь строили каркасное строение, то видите, что мы совершили кучу ошибок. Сейчас я постепенно укрепляю и переделываю сарай. Следующим подвохом стало желание сделать подвал: «пока не зашили, давай выкопаем и зальем бетон?». В общем, на подвал я потратил в сумме два календарных года. Из-за него я не мог закрыть пол на первом этаже, хотя у меня уже стоял обшитый, полностью готовый сарай. Вот только на втором этаже был пол, а на первом - яма. Её пару раз затапливало, в общем, было очень весело. Поэтому мой совет: не делайте подвалы, если они вам не нужны. В моём подвале сейчас стоят два ящика с яблоками, я его, по сути, не использую.

Площадь сарая получилась около 80 м 2 . Я начал задумываться, зачем мне такое большое помещение? Хочется организовать какую-то мастерскую, но какую? Начал думать. Тут я вспомнил, что мне от деда достался отличный универсальный деревообрабатывающий станок. Мы его достали, собрали и подумали, что теперь начнём делать мебель, берегись, Ikea! Сейчас докупим ещё станки, будем приезжать и в своё удовольствие что-нибудь делать.

Мы хотели делать мебель, и это стало первым неочевидным для меня препятствием. Деревообработка - достаточно сложное занятие. Здесь нужно много специфических знаний, которые по наитию можно обретать очень долго. Поэтому советую почитать профильную литературу или где-то поучиться. А тогда я этого совершенно не понимал: «у меня есть станок, есть немного денег, куплю другие станки и всё сделаю». Естественно, так не вышло.

Я начал разбираться, какие манипуляции с деревом мне нужно производить и что для этого нужно покупать.

Пиление

В первую очередь, заготовки нужно торцевать - делать ровные отпилы, перпендикулярные заготовке. Не важно, какую мебель вы делаете, табуреты или корпусные гарнитуры. Важно иметь возможность распиливать точно, в идеале - ещё и под определёнными углами.

Если вы серьёзный энтузиаст, то можете это делать вручную с помощью стусла. Но всё же торцовочная пила - это must have в столярной мастерской. Без нее придётся туго.

Желательно, чтобы пила была с протяжкой, то есть позволяла распиливать достаточно широкие заготовки. Инструмент хороший и не особенно дорогой. Главное, как и в любом другом инструменте, чтобы не было люфтов и можно было выставить нужные вам углы.

Ещё дерево нужно распускать или кромить , то есть распиливать вдоль . Для этого нужна циркулярная пила, желательно, установленная в раскроечный стол. Можно распускать и ручной циркуляркой с параллельным упором или по направляющей шине, но гораздо удобнее и производительнее делать это на столе.

Со строганием дерева всё обстоит сложнее, потому что ручным рубанком отстрогать достаточно широкую заготовку непросто. Для этого нужно долго нарабатывать навык, снимать древесину в разных направлениях, учитывая расположение волокон, постоянно контролируя равномерность снятия по всей ширине и длине заготовки. Упростить себе жизнь - но не улучшить качество обработки! - можно с помощью фуговального и рейсмусового станков.

Важно: рейсмусовый станок не заменяет фуговальный, а дополняет! Фуганок позволяет сначала получить одну ровную плоскость у заготовки, а рейсмус на основе этой плоскости выравнивает противоположную сторону. Новичкам эта связка из двух станков позволяет легко получать ровные заготовки относительно большой длины и ширины, равномерные по толщине. Это очень важно при изготовлении мебели. Но покупать два станка весьма дорого и для любителя зачастую избыточно. Поэтому в сети есть куча руководств, как из обычного ручного рубанка и двух брусочков сделать рейсмус или фуганок.

Точение

Описанные три операции - торцевание, фугование и рейсмусование - позволят вам сделать только какие-то очень простые изделия. По-хорошему, ещё нужно освоить токарное дело, то есть вытачивать заготовки, представляющие собой фигуры вращения. Например, круглые ножки для табуретки или стола, вазы, чаши, какие-то другие изделия. И без токарного станка в таком случае не обойтись. Конечно, можно обратиться к опыту поколений и из говна и палок сделать адаптер, с помощью которого на циркулярной пиле вытачивать цилиндрические заготовки, но это путь тупиковый.

Если вы захотите делать что-то сложнее цилиндра, то придётся купить токарный станок. К счастью, это один из самых простых станков, он представляет собой чугунную раму, двигатель, цангу и упор для стамески (подручник). На вторичном рынке можно найти много интересных моделей, есть и достаточно новых современных моделей.

Чтобы у вас получилась достаточно качественная мебель, если вы хотите делать её для себя или продавать, то придётся оснастить мастерскую многим другим оборудованием.

Сушка

Дерево нужно сушить , причём сушить по определённой методике . Обычно дерево продают «естественной влажности», то есть оно содержит около 25 - 40 % влаги. Если вы из такой древесины что-то изготовите, то по мере высыхания изделие будет коробить и трескаться. Вне зависимости от того, сколько слоёв лака вы на него нанесёте. Вообще говоря, дерево - материал живой и подверженный сезонным изменениям влажности воздуха, из-за чего его линейные размеры в течение года колеблются: в длину (по волокнам) колебания крайне незначительны, а в ширину древесная заготовка может разбухать и усыхать на десятки миллиметров, в зависимости от общего размера изделия.

Поэтому главное правило - древесина должна быть сначала высушена до 8 - 12 % влажности, только после этого её можно использовать.

Как сушить дерево в квартире? Как можно дальше от батарей аккуратно сложите доски, переложите слои брусками одинаковой ширины и сверху чем-нибудь прижмите. Желательно промазать торцы краской, поскольку здесь интенсивнее всего испаряется влага и могут пойти трещины вдоль досок. Замечательно, если вы сможете покупать уже высушенную древесину камерной сушки, это поможет избежать многочисленного брака, если станете сушить сами.

Изгиб

Наверное, почти все из вас видели такие красивые столы и стулья с гнутыми ножками.
Выглядит очень эффектно. Если такие ножки вырезать-выпиливать, то они получатся гораздо менее прочными, потому что будет нарушена продольная целостность волокон. Лучше всего добиваться такой формы с помощью изгибания древесины. А чтобы заготовки не ломались, нужно сначала повысить их пластичность. На производствах используется химическая пластификация дерева, а любителям обычно доступен только один способ: сначала увлажнить древесину, а затем нагреть, после чего можно постепенно изгибать заготовку.

Фрезерование

Очень полезная, и зачастую необходимая операция в деревообработке. Если мы говорим о мебели, то, как минимум, вам придётся фрезеровать кромки изделий, скругляя их (вариант с ручной обработкой калёвками я не рассматриваю). Для этого вам понадобится ручной фрезер, который хорошо бы дополнить фрезерным столом с установленным в нём более мощным аппаратом. Впрочем, на первых порах более чем достаточно одного фрезера средней мощности, при необходимости ставя его в стол или используя вручную.

Сверление

Чтобы соединять детали, нужно будет делать в них отверстия под крепёж - винты или шканты. Обычной ручной дрелью вы вряд ли это сделаете ровно и аккуратно, к тому же часто нужно сверлить отверстия в торцах. В идеале, у вас должен быть сверлильный станок. Вариант «для бедных»: стойка, в которую зажимается ручная дрель, которая опускается вручную. Оба варианта помогут вам делать отверстия гораздо точнее и аккуратнее, а то и просто делать.

Фанерование

Раньше этим термином называли процедуру обклеивания столярных изделий фанерой - тонкими листами древесины других, более ценных сортов. Сейчас мы понимаем под «фанерой» многослойные клееные щиты, а тонкие древесные листы называем «шпоном». Соответственно, вместо «фанерования» сегодня многие говорят «шпонирование». С помощью шпона можно придать красивый, даже изысканный вид изделиям из «простых» сортов древесины, произрастающих в наших широтах. Например, шпоном дуба можно обклеивать мебель из берёзы. К слову, сегодня очень многие образцы мебели, в том числе «элитной» зарубежной, на самом деле обклеены шпоном более ценных пород и продаются как изготовленные из массива, по гораздо более высоким ценам.

Новичкам я не рекомендую сразу заниматься наклейкой шпона, поскольку задача эта нетривиальная, требующая навыка, терпения, а в случае с большими деталями - ещё и серьёзного оснащения в виде мощных прессов или ваккуумных мешков для равномерной приклейки шпона.

Склейка и защитно-декоративное покрытие

Это основные операции после изготовления и сборки самих деталей. А для их выполнения нужны определённые условия. Сарай - не дом, он не отапливается. Когда я начал заниматься столяркой, то понял, что ни поклеить, ни покрасить не смогу, потому что на улице уже зима и в мастерской слишком холодно, при такой температуре нельзя даже материалы хранить. При этом в холодной мастерской и работать некомфортно.

Это, конечно, меня очень огорчило, потому что утеплять сарай было бы достаточно дорого. А вам я рекомендую либо сразу озаботиться утеплением, либо в холодное время года заниматься склейкой и покраской в других помещениях, тёплых.

Соединения

В столярном деле существует множество видов соединения деталей друг с другом, различающихся практичностью, прочностью, эстетикой и долговечностью. Подробно рассказывать обо всех видах я не буду, это тема для целой книги. Чаще всего детали механически соединяют друг с другом с помощью пазо-шиповых или шкантовых соединений, которые промазываются клеем.

Про чисто механические соединения все знают: детали крепятся друг к другу с помощью винтов, саморезов, эксцентриковых соединений, иных металлических приспособлений.

Обустройство мастерской

Потратив пару лет на сарай с ненужным подвалом, я расставил все станки по мастерской и сделал установку для пылеудаления: взял строительный пылесос и на двухсотлитровую металлическую бочку установил циклонный фильтр. Класс! Теперь пыли не будет. А потом сообразил: пылесос потребляет 1,5 кВт, торцовочная пила ещё 2 кВт, не считая других приборов, с грустью посмотрел на провод, через который к сараю подведено электричество, и понял, что ничего у меня не получится. Обратился к электрикам и попросил их провести мне трёхфазную линию. Эти чудесные ребята динамят меня уже долго, и думаю, что победить их не смогу, придётся обращаться в другое место.

Обустройство мастерской я начал с верстака. Причем в итоге сделал его не там, куда подвёл пылеудаление, и пришлось переносить пылесос.

Торцовочная пила углублена, чтобы её собственный стол был вровень с верстаком. Благодаря откидной столешнице сюда помещается целый лист фанеры, который можно удобно раскраивать.

Потом я установил тиски, потратил на это немало времени. Стойка для дрели ещё не закреплена, но тоже встроена в столешницу, её удобно использовать для сверления торцевых отверстий.

Из-за недостаточного электропитания станок я даже не запускал, буду дальше воевать с энергетиками.

А вот всё, что я успел пока сделать своими руками - стол для рисования песком для дочери:

Сделал я его достаточно быстро, где-то за 20 часов, потому что к тому времени уже были все нужные инструменты и оснастка. Причём около 6 часов ушло на обработку заготовок, чтобы придать им форму параллелепипеда.

Стол простой: коробка, в ней 8 метров светодиодной ленты, контроллер и блок питания. Сначала я обработал доски, фрезой обработал кромку и склеил всю конструкцию. Получилось очень криво. Если приглядеться, на фотографии видно, что швы на стыках я заполнял смесью опилок и клея ПВА. Но держится крепко.

Отсек для инструментов и для песка прикручен с помощью четырёх гаек-бочонков. Именно здесь я осознал всю пользу стойки для дрели, потому что сверлить в торец очень сложно.

Здесь виден сам экран, который установлен под оргстеклом.

На него, поверх алюминиевого скотча, на термоклей наклеена светодиодная лента. Я думал, что скотч будет работать как отражатель, а оказалось, что он «разбавляет» спектр света.
Оргстекло достаточно просто монтировать. После первичной грунтовки и покраски вставил металлические шкантики, положил стекло и залил эпоксидкой. Оно сидит там как родное и никуда не денется.

Хочу сделать ещё два стола, уже есть заготовки для них, и попробовать продать, потому что себестоимость получается очень низкая. В них самое дорогое - контроллер и светодиоды. Заодно отработаю навыки обработки таких мелкосерийных деталей.

У тебя есть свой дом, но в нём нет мастерской? Ты головой не стукнулся случаем? Как можно называть дом домом, если в нём нет места, где мужчина может вернуться к своим позабытым, но до сих пор важным занятиям вроде ремонта поломанного и создания нового, чтобы это новое снова поломали? Наши отцы проводили за станками и пилами сотни часов, ну а ты, как только ломается ножка стула, уже идешь к мусорному баку. Опомнись! Вселенная дала тебе руки не просто так, а чтобы делать ими крутые вещи. Стол, который сделал ты сам, всегда будет ценней и лучше, чем тот, что ты приобретешь в магазине. Но ты никогда не сделаешь ничего подобного, не насытишь свои воспоминания радостью столярного дела, если у тебя не будет удобной и функциональной мастерской. О том, как обустроить идеальную мастерскую, мы и хотим рассказать.

Где расположить мастерскую

Домашняя мастерская не так проста, как кажется на первый взгляд. Существует много тонкостей, о которых предстоит рассказать, и загадок, которые предстоит раскрыть. Но начинать надо с самого главного – выбора места. Исходить необходимо из твоих стартовых позиций. Предположим, у тебя дом, где есть и чердак, и подвал, и два этажа, а также гараж. Ни один разумный человек, живя с семьей, не будет располагать свою мастерскую в одной из жилых комнат – визг электропилы заставит понервничать твою подругу. Так что забудь о жилых комнатах на первом и втором этажах. Чердак, даже если он большой, тоже не выход – сам не захочешь вечно таскать инструменты наверх, да и с уборкой будет накладно. Лучшим вариантом мы считаем гараж, либо подвал. В обоих случаях тебе придется провести звукоизоляцию, чтобы не напрягать ни соседей, ни сожителей, кем бы они ни были. Должно быть достаточно просторно, чтобы имелась возможность складировать большие и тяжелые предметы. Не будут лишними вентиляция и обогрев для зимнего периода.

Особое внимание удели потолкам. И дело не только в эстетике, но и в функциональности, удобстве, которые значительно снижаются, если твой выбор ненароком падет на низкокачественных представителей потолочного мира.

Наш выбор – потолки Грильято. Представляют они собой подвесной алюминиевый потолок, который имеет просто чудесные противопожарные свойства, что важно на любом рабочем месте. Подобная конструкция имеет высокую коррозийную устойчивость, отлично вентилируется, да и выглядит сурово и стильно. Найди хорошего производителя, такого как , и устанавливай себе на здоровье. Жалеть о выборе не придется.

Ещё одной важной и, без сомнения, полезной чертой потолков Грильято является возможность их комбинирования с другими типами подвесных потолков (кассетными и реечными, к примеру). Если захочешь встроить светильник, то потолок справится с поставленной задачей. Если захочешь получить доступ к инженерным коммуникациям, то валяй – трудностей с Грильято никаких.

Правильное освещение


Даже если ты изредка работаешь в мастерской, когда выпадает свободный день или у тебя отпуск, освещение всё равно должно быть идеальным. Свет значительно влияет на качество твоей работы – так было всегда. Если освещение тусклое, то быстро клонит в сон (мозг не обманешь), а вот хороший, сильный свет отлично сказывается на твоей работоспособности.

Все рабочие поверхности должны быть хорошо освещены. Помимо основного света, подумай о локальных источниках, которые легче контролировать. Например, установи локальный свет над верстаком. И, конечно же, не стоит полагаться на естественное освещение – помощник из него никакой. Какие лампы использовать? Каждый сам решает, но мы рекомендуем отказаться от ламп накаливания и галогенных ламп. Используй LED лампы. Они будут дороже, но с лихвой окупят себя, так как являются самыми долговечными из всех возможных типов освещения.

Не будет лишним разместить по периметру мастерской отдельные светильники – их уже можно выбирать согласно собственным вкусовым предпочтениям. Обрати внимание на стилевые решения. Красивый светильник задаст тон всей работе, создаст неповторимую атмосферу мастерской. Загляни, к примеру, в Garage Factory, где полно отличных дизайнерских и мужественных вещей.

Помимо этого, их назначение – обеспечить свет, когда основной не нужен, либо сделать акцент на определенном участке мастерской.

Верстак


Без него тебе не обойтись. Можно сказать, что верстак – сердце твоей мастерской.

Есть три критерия, по которым следует оценивать конструкцию верстака:

Критерий #1: функциональность

Верстак хорош не только тем, что за ним можно работать, но и тем, что в нём всегда удобно хранить инструменты. Необходимо обратить внимание на зону для хранения: все инструменты должны быть под рукой, легко доставаться и возвращаться на своё законное место. Для больших инструментов тебе нужна добротная тумба с полками или выдвижными ящиками, которые, если ты захочешь, можно будет дополнительно обогатить пластиковыми ящичками под разную мелочь.

Критерий #2: прочность

Мы об этом говорили чуть выше: бери из металла и не прогадаешь. Металл делает твой верстак прочным, неприхотливым в использовании, чего не скажешь о дереве, за которым нужен особый уход.

Критерий #3: рабочая поверхность

Если хочешь работать за верстаком в удовольствие, то рабочая поверхность должна быть обширной, да и прочной, разумеется. Тогда сможешь создавать за верстаком всё, что душе угодно. Насчёт материала самой столешницы: выбирай между влагостойкой фанерой и толстым листом МДФ. Разница невелика, главное, чтобы поверхность была покрыта оцинкованным железом для повышения срока службы.

Стеллажи

Рано или поздно у тебя точно скопится куча разной утвари в мастерской. Некоторые вещи будут абсолютно бесполезными, другие же будут смиренно дожидаться своего часа. В любом случае тебе придется искать место для всех этих, без сомнения, дорогих вещиц. Самое простое и верное решение данной проблемы – старые добрые стеллажи. Никто не придумал ничего лучше!

Бывают они двух типов: легкосборные и болтовые. Первые довольно просты в обслуживании, собираются без болтов, да и полки можно комбинировать так, как тебе этого хочется. Конструкция болтовых стеллажей совершенно иная. Времени на сборку тратится больше. Что бы ты ни выбрал для своей мастерской, необходимо учитывать габариты и вес вещей, которые ты хочешь разместить на полках, и сообразно целям покупать эти самые стеллажи. Нельзя необдуманно ставить на полки что попало – они могут просто не выдержать. А тут и до травмы недалеко. Так что постарайся брать полки, которые выдерживают на порядок больше, чем тебе требуется.

Если ты прекрасно понимаешь, что именно будешь складировать на полках, то ты уже почти выбрал стеллаж. Осталось только ознакомиться с характеристиками и хорошенько обдумать свой выбор. Обрати пристальное внимание на нагрузку! , с полками, которые выдерживают до 300 килограммов, – прекрасный выбор!

Правильно обустроенная своими руками мастерская дает возможность выполнять различные столярные работы, не обращаясь за помощью к профессионалам. На даче она оборудуется в отдельной постройке, автомобильном гараже, неиспользуемом сарае. В такой домашней мастерской хранятся рабочие инструменты, устанавливаются один или несколько станков, тиски и другие приспособления, необходимые для выполнения несложного ремонта старых вещей, мебели, бытовых конструкций.

Помещение для столярки – какое подойдет по всем параметрам?

Если мастерская своими руками обустраивается на загородном участке, оптимально выделить под нее отдельностоящее помещение, которое максимально далеко отдалено от жилого дома. В этом случае шум при выполнении столярных работ и посторонние запахи не помешают наслаждаться спокойным отдыхом остальным членам семьи.

В идеале для дачной столярки следует возвести новую постройку, площади которой хватит для установки всех требуемых станков, стеллажей и прочих конструкций. Некоторые умельцы приспосабливают под бытовой мини-цех бывшие в употреблении блок-контейнеры. Они доступны по цене и имеют достаточную вместимость (около 14 квадратов).

Контейнер приобретают, когда мастерская станет использоваться регулярно. Если же в столярке планируется выполнять небольшие объемы работ, да и то время от времени, ее разрешается размещать в старом хозблоке, сарае, гараже. Подойдет для этих целей и подвал либо мансарда дома, пристроенная веранда или летняя кухня.

Минимальная площадь помещения для мастерской на загородном участке равняется 6 квадратным метрам. Их достаточно для установки столярного верстака, небольшого сверлильного станка и заточного приспособления, 1–2 стеллажей для хранения инструментов. На 10 квадратах поместится еще больше агрегатов, которыми пользуются почти все домашние мастера.

Правильно спроектированная столярка располагает несколькими основными зонами. К таковым относят:

  • угол для веника, швабры и другого инвентаря, используемого для уборки;
  • места под сборочный стол и верстак, станки;
  • отдельный шкаф либо вешалку для спецодежды;
  • стеллажи или навесные конструкции для рулеток, пил и иного инструмента;
  • деревянный ящик (другую емкость) для мусора, опилок, отходов;
  • небольшие шкафчики для мелких деталей (крепежные элементы, сверла);
  • участок для хранения изготовленных (отремонтированных) изделий.

При наличии указанных функциональных зон работа в домашнем мини-цехе будет по-настоящему комфортной.

Требования к мастерской – что учесть?

Безопасность и удобство эксплуатации домашней столярки зависит от правильности ее обустройства. Мастерская обязана:

  • оснащаться эффективной вентиляцией;
  • отвечать требованиям противопожарной безопасности;
  • располагать эффективным отоплением (если помещение планируется эксплуатировать круглогодично);
  • иметь качественное освещение и звукоизоляцию.

В сделанной своими руками мастерской достаточно установить обычную принудительную систему вентиляции. Она вытянет древесную пыль, что убережет органы дыхания домашнего умельца от раздражения.

Обеспечить противопожарную безопасность столярного мини-цеха позволяет заземление всего имеющегося оборудования, станков, электрических приспособлений и огнетушитель порошкового типа. Последний должен иметь объем 4,5 кг и относится к классу АВС. Он дает возможность гасить возгорания электротехники и любых материалов, склонных к воспламенению.

Грамотное освещение столярки – гарантия безопасности труда. Использовать деревообрабатывающий станок либо электрический инструмент при недостаточной видимости очень опасно. Домашнюю мастерскую оснащают источниками общего и дополнительного света. Последние монтируются над верстаком, электроагрегатом.

Важный момент! Медики не советуют применять однотипные лампы в столярке. Оптимально, когда добавочное освещение осуществляется приборами накаливания, а основное – приспособлениями дневного света.


Звукоизоляция мастерской выполняется стандартными средствами. Если она располагается в отдельной постройке, достаточно облицевать ее любыми отделочными материалами, поместив под них шумозащитные изделия (плиты пенопласта, минеральную вату). Когда столярка обустраивается в подвале, в мансарде, в одной из комнат дома, желательно установить в ней звукоизолированные двери и оконные стеклопакеты.

Электрокабели, прокладываемые для подключения освещения и станков, подбирают так, чтобы они без проблем выдерживали серьезные токовые нагрузки. Все провода прячутся в металлические трубы либо специальные короба. Эти приспособления при коротких замыканиях исключают вероятность пожара.

Столярка в отдельной постройке – с чего начать работы?

Нужно сразу же определиться со списком станков и инструментов для мастерской и их размерами. На основании этих данных создается эскиз (либо полноценный чертеж) помещения. На нем указываются все функциональные зоны будущей мастерской с геометрическими параметрами каждой из них. Полноценная домашняя столярка оснащается:

  • Деревообрабатывающим агрегатом. Простой его вариант несложно сделать самостоятельно. Более сложный станок приобретают в специализированном магазине.
  • Верстаком. Его обычно изготавливают своими руками, выбирая размеры с учетом площади помещения.
  • Струбцинами и тисками. Устанавливаются на верстак.
  • Ручным инструментом для работы с деревянными изделиями. К нему относят рубанок, плоскогубцы, ножовки, стамески, киянки и обычные молотки, рулетки, дрель, клещи, угольники.
  • Электрическими приспособлениями – фрезером, лобзиком, шуруповертом, пилой-циркуляркой, болгаркой.

Эскиз дает возможность рационально распланировать и организовать пространство мастерской. При его наличии все работы по строительству домашнего столярного цеха проходят без сучка и задоринки.

Следующий шаг – заливка фундамента. Отдельностоящую мастерскую рекомендуется устанавливать на плитное основание. Сделать его несложно:

  • На очищенном от деревьев и кустов участке намечается периметр постройки и выбирается (на глубину до 0,7 м) почва.
  • По краю получившегося котлована монтируется деревянная опалубка. Над поверхностью грунта ее поднимают на 20–25 см.
  • Дно ямы засыпается смесью мелкого песка и гравия (высота слоя – 20 см). Эти материалы тщательно утрамбовываются.
  • На слой гравия и песка укладывается в два слоя армирующая сетка. Отдельные ее части соединяются между собой проволокой сечением 2 мм и прутками длиной 25–30 см.

Армированное основание заливается бетонной смесью, которая накрывается полиэтиленовой пленкой либо брезентом. Это сооружение оставляют в покое на 21–28 дней. Столько времени требуется для полного затвердевания бетона.

Строительство коробки, обустройство пола и расстановка оборудования

Стены мастерской несложно сделать из дерева, пенобетонных блоков или кирпича. Первые два материала имеют малый вес. Поэтому народные умельцы предпочитают работать именно с ними. Используемую древесину в обязательном порядке пропитывают огнезащитным составом. Построенный каркас накрывается крышей – двускатной, плоской.

Полы в столярном домашнем цехе имеют огромное значение. Желательно делать их в два слоя:

  • На фундамент насыпают песок (высота – 5 мм) и накрывают последний рубероидом.
  • На первый слой укладывают армирующую сетку, заливают ее бетонным раствором. Второй вариант – сооружение деревянного настила на рубероиде.

После обустройства пола в мастерскую заводятся инженерные коммуникации. Затем устанавливается вентиляция.

Теперь можно оборудовать столярку инструментами и деревообрабатывающими агрегатами. В помещение заносятся и устанавливаются стеллажи, навесные полки, станки. Здесь следует учитывать несколько важных моментов:

  • Свободного пространства в домашнем мини-цехе обязано быть больше того, которое занято оборудованием.
  • Доступ к каждому станку, верстаку, шкафу организуется с нескольких (идеально – с трех) сторон.
  • Запрещается облицовывать полы мастерской скользкими материалами.

Все станки и оборудование надежно крепятся к основанию или стенам постройки. Делается это для того, чтобы исключить риск опрокидывания тяжелых агрегатов и нанесения ими травмы человеку.

Обустройство мастерской в гараже – важные нюансы

При организации рабочего места столяра в действующем боксе для авто необходимо учитывать особенности этого помещения. В подобных ситуациях верстак, станки, шкафы и стеллажи располагаются вдоль стенок на расстоянии минимум 1–2 м от машины.


В гаражах со стандартными размерами стационарный верстак желательно заменить столом подвесного типа с откидывающейся столешницей. При необходимости выполнения каких-либо работ, он раскладывается, а после их завершения – складывается и фиксируется к стене зажимами.

Если размеры автобокса не позволяют установить стеллажные конструкции либо шкафы, рабочие инструменты размещаются на крючках, специальных кассетницах и лотках. Все эти приспособления крепятся на стенах.


Последняя рекомендация. Обустраивать мастерскую в используемом для хранения машины гараже следует лишь в крайнем случае, так вероятность повреждения автомобиля при выполнении столярных работ очень высока. Лучше организовать собственный ремонтный цех в любом другом неэксплуатируемом помещении.



Понравилась статья? Поделитесь ей