Контакты

Техника безопасности на работе бетонные фундаментные. Инструкция по охране труда при работе по устройству фундаментов сборных и монолитных. II. Обязанности перед началом работы

8.25. Инструкция по охране труда при устройстве фундаментов сборных и монолитных 1. Общие требования безопасности

К выполнению работ по устройству фундаментов допускаются рабочие по профессиям: плотник, арматурщик, электросварщик, бетонщик, монтажник железобетонных конструкций, лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие предварительный и периодические медицинские осмотры.

Опасные и вредные производственные факторы:


      • вращающиеся части машин и оборудования;

      • перемещаемые грузы;

      • электрический ток;

      • острые концы арматурных стержней;

      • вибрация;

      • обрушения штабелей блоков и стен из блоков;

      • обрушения грунта.
За невыполнение требований настоящей инструкции работник несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

2. Требования безопасности перед началом работы

Перед началом работы в обязательном порядке проверяются рабочие места и проходы к ним на соответствие следующим требованиям: я при работе на высоте от уровня земли свыше 1,3 м рабочие места должны быть оборудованы подмостями шириной не менее: 2 м - для каменных работ, 1м - для монтажных; я для прохода к рабочим местам, находящимся в котлованах и траншеях, а также для перехода по участкам уложенной арматуры необходимо установить лестницы, переходные мостики и трапы с ограждениями; я зона электропрогрева бетона должна иметь ограждение и быть обозначена предупредительными надписями и плакатами; я на эстакадах для подачи бетонной смеси автосамосвалами между отбойным брусом и ограждением следует оборудовать проходы шириной не менее 0,6 м; я ограждения вращающихся частей машин и оборудования должны находиться в исправности и быть надежно закреплены; я корпуса сварочных трансформаторов, электродвигателей и приборов управления должны быть заземлены; я сигнализирующие устройства должны находиться в исправном состоянии и быть хорошо освещены рабочие места (в темное время суток).

Перед началом работы проверить наличие необходимых средств технологической оснастки, их исправность и соответствие условиям работы.

3. Требования безопасности при выполнении работы

Опалубочные работы

При сборке элементов опалубки в несколько ярусов каждый последующий ярус следует устанавливать только после закрепления нижнего.

Размещение на опалубке оборудования и материалов, не предусмотренных проектом производства работ, а также пребывание

Людей, непосредственно не участвующих в производстве работ по устройству опалубки, не допускается.

Инвентарная опалубка должна содержать в своем составе инвентарные ограждения, предупреждающие падение человека.

Инвентарные ограждающие устройства при установке опалубки должны ограждать всю захватку, подготовленную для бетонирования.

При установке мелкозащитной инвентарной опалубки рабочие должны пользоваться предохранительными поясами при работе на высоте свыше 1,3 м.

Разборку всех типов опалубки производят после достижения бетоном заданной прочности и с разрешения производителя работ, а особо ответственных конструкций - по перечню, установленному проектом, с разрешения главного инженера.

Сборка и установка арматуры

При сборке арматуры фундаментов непосредственно у места ее установки стержни подают в котлован при помощи специальной траверсы или опускают их по приспособленным для этой цели лоткам.

Рабочие должны спускаться в котлован только по стремянкам или приставным лестницам.

Арматурные стержни и стальные изделия следует перемещать и устанавливать только в рукавицах.

Обслуживание технологических средств транспорта бетона

При подъезде технологических транспортных средств (автобетоносмеситель, бетоновоз, бадьевоз) бетонщик, принимающий бетонную смесь, должен находиться в поле зрения машиниста автобетоносмесителя.

Очистку лотка и загрузочного отверстия автобетоносмесителя от остатков бетона производить только при неподвижном смесительном барабане. Очистка кузова автобетоновоза в условиях строительной площадки запрещается.

При выгрузке бетонной смеси из кузова автобетоновоза рабочий, принимающий бетонную смесь, должен находиться в зоне, где исключается его травмирование при внезапном опрокидывании автобетоновоза.

Очистку поднятых кузовов автомобилей-самосвалов после разгрузки бетонной смеси следует производить скребками или лопатами с удлиненной рукоятью.

Рабочие, производящие очистку, не должны становиться на колеса или находиться в кузове транспортного средства. Нельзя ударять

Кувалдой по кузову с целью очистки кузова от прилипшей бетонной смеси.

Подача, укладка и уплотнение бетонной смеси

При укладке бетонной смеси стреловыми и башенными кранами бетонщик должен знать:


      • правила строповки бункеров-бадей;

      • сигналы, подаваемые крановщику;

      • безопасные приемы работы с применением бункеров-бадей.

      • Запрещается:

      • производить подъем бункера-бадьи, не убедившись в надежности строповки;

      • открывать затвор при его заклинивании в подвешенном состоянии бункера;

      • работать с неисправным механизмом открывания затвора;

      • раскачивать подвешенную бункер-бадью.
В момент опускания бадьи рабочие должны отойти в сторону; открывать затвор можно лишь после того, как бадья займет наиболее низкое для данных условий выгрузки положение.

При уплотнении бетонных смесей глубинными, площадочными вибраторами рабочий-бетонщик должен знать:

Правила безопасной работы с ручными электрическими машинами;

Правила гигиены и санитарии при работе с виброинструментом.

Запрещается:


      • работать с неисправным вибрационным оборудованием;

      • самостоятельно, в отсутствие дежурного электрика подключать вибрационную технику к распределительным электрощитам;

      • работать с виброоборудованием без вибрационной защиты;

      • работать без резиновых перчаток и сапог.
Монтаж сборных фундаментов

Фундаментные блоки и блоки стен подвалов следует складировать на подготовленных площадках в штабель высотой не более 2,6 м на подкладках и прокладках.

Подкладки и прокладки в штабелях складируемых бетонных и железобетонных изделий следует располагать в одной вертикальной плоскости. Их толщина должна быть больше выступающих монтажных петель не менее чем на 20 мм.

Запрещается складировать элементы конструкций ближе 1 м от бровки котлована, траншеи.

Сигналы машинисту крана должны подаваться одним лицом, знающим порядок обмена сигналами. Сигнал «Стоп» может подавать любой работник, заметивший опасность.

Зацепку или обвязку грузов следует производить в соответствии со схемами строповки грузов. Запрещается подъем сборных железобетонных конструкций, засыпанных снегом, землей, защемленных другими конструкциями. Очищать подлежащие монтажу конструкции от грязи и наледи следует до их подъема, при этом удары по монтажным петлям недопустимы.

До подъема конструкции монтажник должен проверять соответствие массы, указанной в маркировке конструкции, грузоподъемности крана. При подъеме конструкций массой, близкой к предельной грузоподъемности крана, груз должен быть предварительно зафиксирован на высоте 0,2-0,3 м.

Элементы конструкций во время перемещения должны удерживаться от раскачивания и вращения оттяжками из пенькового (капронового) каната.

При выполнении работ монтажнику запрещается:


      • устанавливать конструкции путем их подтаскивания при косом натяжении каната грузоподъемного механизма;

      • оставлять конструкции на весу;

      • находиться на элементах и конструкциях во время их подъема, перемещения и установки;

      • производить расстроповку конструкций до постоянного или временного надежного их закрепления;

      • перемещать установленные конструкции после их расстроповки;

      • применять кувалды для принудительной посадки конструкций на место.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

Производить работы в траншеях и котлованах, отрытых с откосами без креплений, допускается при следующих мерах предосторожности:


      • тщательном осмотре перед началом каждой смены состояния грунта и обрушения его в местах, где обнаружены козырьки или навесы грунта;

      • временном прекращении работ в выемке до обрушения грунта при возникновении опасности обвала.
Нельзя отдыхать у оснований откосов траншей и котлованов, а также у подошвы насыпей.

5. Требования безопасности по окончании работы

Навести порядок на рабочем месте. Убрать инструменты, материалы и приспособления.

Сообщить мастеру или прорабу о замеченных неисправностях механизмов, приспособлений, средств подмащивания, состояния откосов.

Отключить механизмы от сети, пусковые устройства запереть на замок, чтобы они не могли быть включены посторонними лицами.

До начала работ кран должен быть установлен на надежное и тщательно выверное основание.

В процессе эксплуатации съёмные грузозахватные приспособления и тару следует осматривать: через каждые 10 дней стропы и тару, через каждые 6 месяцев траверсы.

Исключать раскачивания груза и закручивания строп.

Поднимать и опускать груз только в строго вертикальном положение.

Запрещается:

  • - оставлять без надзора механизированный инструмент с включённым двигателем.
  • - при ветре силой более 6 балов монтажные работы следует прекращать.
  • - во время перерывов оставлять поднятый груз на весу.

Требования по охране труда и техника безопасности при железобетонных работах

При устройстве монолитных железобетонных фундаментов и ростверков следует строго соблюдать требования СНиП III-А.11-70 и других действующих нормативных и инструктивных документов. Кроме того, необходимо выполнять следующие требования:

  • 1. Опалубку, применяемую для возведения монолитных железобетонных конструкций, необходимо изготовлять и применять в соответствии с проектом производства работ, утвержденным в установленном порядке.
  • 2. При установке элементов опалубки в несколько ярусов каждый последующий ярус следует устанавливать только после закрепления нижнего яруса.
  • 3. Размещение на опалубке оборудования и материалов, не предусмотренных проектом производства работ, а также пребывание людей, непосредственно не участвующих в производстве работ на настиле опалубки, не допускается.
  • 4. Разборка опалубки должна производиться (после достижения бетоном заданной прочности) с разрешения производителя работ, а особо ответственных конструкций (по перечню, установленному проектом) - с разрешения главного инженера.
  • 5. Заготовка и обработка арматуры должны выполняться в специально предназначенных для этого и соответственно оборудованных местах.
  • 6. При выполнении работ по заготовке арматуры необходимо:
    • - ограждать места, предназначенные для разматывания бухт (мотков) и выправления арматуры;
    • - при резке станками стержней арматуры на отрезки длиной менее 0,3м применять приспособления, предупреждающие их разлет;
    • - ограждать рабочее место при обработке стержней арматуры, выступающих за габариты верстака, а у двусторонних верстаков, кроме этого, разделять верстак посередине продольной металлической предохранительной сеткой высотой не менее 1м;
    • - складывать заготовленную арматуру в специально отведенные для этого места;
    • - закрывать щитами торцевые части стержней арматуры в местах общих проходов, имеющих ширину менее 1м.
  • 7. Элементы каркасов арматуры необходимо пакетировать с учетом условий их подъема, складирования и транспортирования к месту монтажа.
  • 8. При приготовлении бетонной смеси с использованием химических добавок необходимо принять меры к предупреждению ожогов кожи и повреждения глаз работающих.
  • 9. Бункера (бадьи) для бетонной смеси должны удовлетворять ГОСТ 21807-76. Перемещение загруженного или порожнего бункера разрешается только при закрытом затворе.
  • 10. Ежедневно перед началом укладки бетона в опалубку необходимо проверять состояние тары, опалубки и средств подмащивания. Обнаруженные неисправности следует незамедлительно устранять.
  • 11. При укладке бетона из бадей или бункера расстояние между нижней кромкой бадьи или бункера и ранее уложенным бетоном или поверхностью, на которую укладывается бетон, должно быть не более 1м, если иные расстояния не предусмотрены проектом производства работ.
  • 12. При уплотнении бетонной смеси электровибраторами перемещать вибратор за токоведущие шланги не допускается, а при перерывах в работе и при переходе с одного места на другое электровибраторы необходимо выключать.

При производстве работ по устройству свайных фундаментов домов повышенной этажности, возводимых из типовых жилых секций надлежит соблюдать правила техники безопасности.

При работе с самоходными установками по испытанию свай необходимо постоянно проверять исправность механизмов, надежность соединений, состояния стальных канатов и правильность их запасовки.

При монтаже (демонтаже) передвижении копровой установки, а также при подъеме, забивке, испытании и извлечении свай в опасной зоне не должны находиться люди (в том числе и обслуживающий персонал). При перемещении установки молот должен находиться в нижнем положении.

При эксплуатации установки и стальной сваи запрещается:

а) работать на неисправной установке и применять неисправные стальные сваи;

б) перемещать установку с поднятой стрелой при уклонах местности более 3%;

в) использовать установку для погрузочно-разгрузочных работ;

г) оставлять на грузовом крюке груз в подвешенном состоянии;

д) оставлять в поднятом положении ударную часть дизель-молота;

е) извлекать сваи без установки выносных опор или опирания на аутригеры;

ж) смазывать штанги и поршень дизель-молота во время работы;

з) оставлять незасыпанным отверстие в грунте после извлечения сваи;

и) подходить к забиваемой свае во время работы молота;

к) подтягивать тросом сваю, расположенную сбоку от установки или находящуюся впереди нее на расстоянии более 5м.

До начала работ весь персонал должен подробно ознакомиться со спецификой производства работ и проектами производства работ.

Рабочие должны быть проинструктированы и обучены безопасным приемам по всем видам работ.

При работе сваебойных установок должны систематически проверяться исправность механизмов, надежность болтовых соединений, состояние стальных канатов и правильность их запасовки.

Запрещается производство работ не имеющих отношения к данному технологическому процессу в опасной зоне. Опасная зона при производстве свайных работ считается зона вблизи копра. Все опасные зоны на площадке должны быть обозначены хорошо видимыми предупредительными знаками и надписями. Забивка свай должна производится:

В последовательности, указанной в проекте производства работ и в соответствии с рабочими чертежами проекта.

Вблизи подземных коммуникаций, электрокабелей и в охранной зоне воздушных линий электропередач только при наличии наряда-допуска на особо опасные работы.

Не допускается размещение на опалубке оборудования и материалов, не предусмотренных проектом, а также пребывание людей, не участвующих в процессе производства работ. Монтируемые элементы опалубки освобождают от крюка подъемного механизма только после их полного закрепления. На рабочем месте опалубщиков должны быть созданы безопасные условия труда. В местах складирования опалубки ширина проходов должна быть не менее 1м.

Организация и технология выполнения работ по монтажу сборных ленточных фундаментов

Указания по производству работ монтажу сборных ленточных фундаментов

Требования к качеству выполнения работ

Материально-технические ресурсы необходимые для

Монтажа сборных ленточных фундаментов

Охрана окружающей среды и правила техники безопасности при монтаже сборных ленточных фундаментов

Общие положения и основные элементы сборных ленточных фундаментов

Различаются мелкозаглубленные и заглубленные ленточные фундаменты.

Сборные ленточные фундаменты состоят из сборных фундаментных подушек, армированных по расчету, выше которых устраиваются стены.

Заглубленная конструкция ленточного фундамента устраивается в строениях с тяжелыми стенами или перекрытиями на пучинистом грунте. Такой тип устраивается, если в проекте предусматривается подвальное помещение. Глубина заложения должна быть на 200-300 мм ниже глубины промерзания. Заглубленные ленточные фундаменты требуют больших расходов материала. Для стен, находящихся внутри строения, устраивается менее глубокие на 400-600 мм.

Заглубленные ленточные фундаменты в сравнении с мелкозаглубленными являются более прочными и устойчивыми благодаря их нижней части, находящейся ниже глубины промерзания грунтовых вод. Но в таком случае резко увеличивается расход материала и затраты труда.

Схема железобетонного сборного ленточного фундамента.

На сухом или песчаном грунте ленточные фундаменты закладываются и выше уровня промерзания, но не меньше чем 500-600 мм от уровня земли.

На сильно пучинистом и промерзающем грунте закладывается редко.

Сборный часто применяется не только в промышленном и гражданском строительстве, но и при постройке коттеджа и индивидуального жилого дома.

Положительной стороной устройства этого фундамента является резкое сокращение сроков строительных работ, появляется возможность увеличить нагрузку на конструкцию после ее недолгой выдержки на финальной стадии монтажа. Не стоит забывать, что возведение такого типа основания будет дороже монолитного и потребуется помощь грузоподъемной техники.

Отрицательной стороной является прочностной показатель, так как у сборного он на 20-30% хуже по сравнению с монолитным. Сборные виды невозможно усиливать дополнительной арматурой, потому что блоки выпускаются согласно типовому проекту. Усиление таких фундаментов может достигаться с помощью сетки, укладываемой между рядами блоков, но даже этот способ не дает желаемого результата, как это делается при пространственном армировании монолитных фундаментов.

Железобетонные фундаментные плиты-подушки и бетонные стеновые блоки унифицированы, номенклатура предусматривает их разделение на четыре группы, каждая из которых отличается воспринимаемой нагрузкой. Для повышения жесткости сооружения, для выравнивания осадок при строительстве на слабых грунтах и в качестве антисейсмических мероприятий сборные фундаменты усиливают армированными швами или железобетонными поясами, устраиваемыми поверх фундаментных подушек или последнего ряда стеновых фундаментных блоков по всему периметру здания на одном уровне.

При песчаных грунтах фундаментные блоки укладывают непосредственно на выровненное основание, при других грунтах - на песчаную подушку толщиной 10 см. Под подошвой фундаментов нельзя оставлять насыпной или разрыхленный грунт, его необходимо удалить и вместо него засыпать песок или щебень. Углубления в грунтовом основании высотой более 10 см заполняют монолитным бетоном. Ширину и длину песчаного основания делают на 20...30 см больше размеров фундамента, чтобы блоки не свисали с песчаной подушки.

Фундаментные блоки укладывают по схеме их раскладки в соответствии с проектом (рис.1), чтобы обеспечить разрывы для прокладки труб водоснабжения, канализации и других вводов.

Рис.1. Монтаж сборных ленточных фундаментов:

1 - фундаментная подушка; 2 - стеновой блок; 3 - песчаная подготовка; 4 - арматурный пояс; 5 - постель из раствора; 6 - заделка стыка монолитным бетоном; 7 - строповка блока

Монтаж начинают с установки маячных блоков по углам и в местах пересечения стен. Фундаментный блок подается краном к месту укладки, наводится и опускается на основание, незначительные отклонения от проектного положения устраняют, перемещая блок монтажным ломиком при натянутых стропах. При этом поверхность основания не должна быть нарушена. Стропы снимают после того, как блок займет правильное положение в плане и по высоте. Разрывы между блоками ленточного фундамента и боковыми пазухами в процессе монтажа заполняют песком или песчаным грунтом и уплотняют.

При монтаже фундаментов под колонны тщательно контролируют положение устанавливаемых блоков относительно основных осей. С помощью нивелиров контролируют положение блоков по высоте, у блоков стаканного типа проверяют отметку дна стакана, у других - верхней плоскости блока.

Монтаж стен подвала (стеновых блоков) начинают после проверки положения уложенных фундаментных блоков (подушек) и устройства гидроизоляции. Если в проекте отсутствуют особые указания, то в качестве изоляции расстилают слой раствора толщиной 2...3 см по очищенной поверхности фундаментов; раствор одновременно служит выравнивающим слоем.

В соответствии с монтажной схемой на фундаментах размечают положение стеновых блоков первого (нижнего ряда), отмечая места вертикальных швов. Монтаж начинают с установки маячных блоков в углах и местах пересечения стен на расстоянии 20...30 м друг от друга. После установки маячных блоков на уровне их верха натягивают шнур - причалку, по которому устанавливают рядовые блоки.

Мероприятия по технике безопасности должны обеспечить безопасное ведение работ в конкретных условиях строительной площадки. Они разрабатываются в соответствии .

Бетонные и железобетонные работы

Опалубку, применяемую для возведения монолитных железобетонных конструкций, необходимо изготовлять и применять в соответствии с проектом производства работ, утвержденным в установленном порядке.

При установке элементов опалубки в несколько ярусов каждый последующий ярус следует устанавливать только после закрепления нижнего яруса.

Размещение на опалубке оборудования и материалов, не предусмотренных проектом производства работ, а также пребывание людей, непосредственно не участвующих в производстве работ на настиле опалубки, не допускается.

Разборка опалубки должна производиться (после достижения бетоном заданной прочности) с разрешения производителя работ, а особо ответственных конструкций (по перечню, установленному проектом) - с разрешения главного инженера.

Заготовка и обработка арматуры должны выполняться в специально предназначенных для этого и соответственно оборудованных местах.

При выполнении работ по заготовке арматуры необходимо:

  • - ограждать места, предназначенные для разматывания бухт (мотков) и выправления арматуры;
  • - при резке станками стержней арматуры на отрезки длиной менее 0,3 м применять приспособления, предупреждающие их разлет;
  • - складывать заготовленную арматуру в специально отведенные для этого места;
  • - закрывать щитами торцевые части стержней арматуры в местах общих проходов, имеющих ширину менее 1 м.

Элементы каркасов арматуры необходимо пакетировать с учетом условий их подъема, складирования и транспортирования к месту монтажа.

При приготовлении бетонной смеси с использованием химических добавок необходимо принять меры к предупреждению ожогов кожи и повреждения глаз работающих.

Монтаж, демонтаж и ремонт бетоноводов, а также удаление из них задержавшегося бетона (пробок) допускается только после снижения давления до атмосферного.

Во время прочистки (испытания, продувки) бетоноводов сжатым воздухом рабочие, не занятые непосредственно выполнением этих операций, должны быть удалены от бетоновода на расстояние не менее 10 м.

Ежедневно перед началом укладки бетона в опалубку необходимо проверять состояние опалубки и средств подмащивания. Обнаруженные неисправности следует незамедлительно устранять.

При уплотнении бетонной смеси электровибраторами перемещать вибратор за токоведущие шланга не допускается, а при перерывах в работе и при переходе с одного места на другое электровибраторы необходимо выключать.

При работе автобетононасоса

К работе на автобетононасосе допускаются лица, знающие правила эксплуатации данного автобетононасоса и прошедшие практику работы на этом автобетононасосе под руководством квалифицированного оператора в течение месяца и имеющий на руках удостоверение машиниста.

Знания машинистом инструкций по эксплуатации данного типа автобетононасоса, требований техники безопасности и охраны труда и требований настоящей «Инструкции» проверяются на экзаменах квалификационной комиссией. Лица, успешно сдавшие экзамены и прошедшие практику, получают удостоверение (машиниста) на право управления данным автобетононасосом. Экзамены должны проводиться ежегодно перед началом эксплуатации автобетононасоса. Работать на автобетононасосе без указанного удостоверения запрещается.

К работе по эксплуатации автобетононасоса допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальное медицинское освидетельствование. Медицинское освидетельствование должно проводиться не реже одного раза в год.

Заводская инструкция по эксплуатации автобетононасоса должна всегда находиться в кабине автобетононасоса.

Работать на неисправном автобетононасосе или автобетоносмесителе запрещается.

В отсутствии ИТР, руководящего работами, запрещается выполнять бетонные работы с помощью автобетононасоса, а также другие работы, не соответствующие назначению и технической характеристике машины (например, перекачка раствора).

Оператору запрещается при работающем насосе отходить от органов управления автобетононасосом более чем на 2 м, не имея при себе пульта дистанционного управления. Запрещается оставлять без присмотра пульт дистанционного управления.

При плохом самочувствии машиниста эксплуатация автобетононасоса запрещается.

Без внешнего осмотра запрещается эксплуатация автобетононасоса.

Члены бригады, выделенной строительной организацией для работы с комплектом машин должны пройти курсовое обучение и инструктаж по безопасным методам выполнения вспомогательных работ. Рабочие, обслуживающие комплект машин, должны иметь удостоверение на право работы с автобетононасосом.

Бригада, выделенная строительной организацией для работы с автобетононасосом, выполняющая слесарные и монтажные работы, а также работы по приемке и укладке бетонной смеси в конструкции и другие работы, связанные с эксплуатацией автобетононасосов, обязана выполнять действующие правила техники безопасности и охраны труда.

Перекачка бетонной смеси возможна только при установленном и выровненном с помощью аутригеров автобетононасосе.

Машинисты и рабочие комплекта машин должны работать в спецодежде, защитных касках и очках.

Открытые стоянки для автобетононасосов устраиваются на строительных площадках и оборудуются в соответствии с рекомендациями.

Во время подачи бетона с помощью бетононасоса следует соблюдать рабочие положения распределительной стрелы. Вне этих зон работы с распределительной стрелой запрещаются.

Эксплуатация автобетононасоса в охранной зоне действующей линии электропередачи напряжением более 42 В следует производить под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасность производства работ при наличии письменного разрешения организации-владельца линии и наряд-допуска на производство работ в местах действия опасных или вредных факторов, выданного непосредственному руководителю работ, и наряд-допуска, оформленного в соответствующем порядке на производство работ вблизи воздушной линии электропередачи, выданного машинисту. При установке автобетононасоса в охранной зоне воздушной линии электропередачи необходимо снять напряжение с нее.

Перед промывкой бетоновода посторонние лица должны быть удалены от рабочей зоны, определяемой в ППР, на расстояние не менее 10 м.



Понравилась статья? Поделитесь ей