Контакты

Когда отмечается благовещение пресвятой богородицы. Благовещение Пресвятой Богородицы

Праздник Благовещение на всей Руси великой был, весьма почитаем народом как день совершеннейшей свободы и покоя. Благовещение был праздником красивых традиций, благословения всяких разумных и добрых дел, а не разгульных пиршеств. Верующие христиане, придерживающиеся многодневного , 7 апреля — на Благовещенье, имеют послабление. К скудной постной пище присоединяется рыба и вино, для души — не запрещаются спокойные увеселения. Это еще раз подчеркивает величие этого большого праздника.

История праздника Благовещение Пресвятой Богородицы

История Благовещенья знакома каждому, кто силен в Библии, а также тем, кто смотрел детские мультфильмы по художественной экранизации Евангелии.

Какие только названия не давали Благовещению в древние времена. Его именовали и Зачатием Христа, и Благовещением о Христе, и Началом искупления, и Благовещением ангела Марии. Но этнографы, церковники так и не сумели, не смотря на длительные поиски, определить, где, когда, как появился впервые праздник Благовещения. Известно, лишь одно: указание императора Иустиниана, датированное 560 годом о праздновании Благовещения в марте 25 числа (по новому стилю -7 апреля).

Три благовести

Благая весть 7 апреля дала начало двум другим — 7 января и в день . В абсолютно всей летописи рода людского есть, скорее всего, три величественных благовести: о том моменте, что Сын божий появился на свет и еще о том, что Иисус воскрес. Однако, изначально Архангел Гавриил доставил Деве Марии добрую (благую) весть о предстоящем произведение на свет Спасителя мира. Такой день люди так и называют — Благовещение.

Неведомо, что конкретно совершала Дева Мария на тот миг, когда Архангел Гавриил — посланец Всевышнего, доставил Ей прекрасную новость. Согласно одних предположений, она тогда пряла розово-пурпурную пряжу для завес в Храме. По мнению других — подходила к колодезю за водой, сообразно третьих рассуждений — читала Книгу пророка Исаии.

Как бы там ни было, сегодня это и маловажно. Самое главное, что же промолвил ей Архангел. Апостол Лука рассказывает, что Ангел, сойдя к Марии, утверждал, что она, Благодатная, должна торжествовать, ибо избранна, родить от самого Творца сына. ОН станет велик, и наречется Иисусом — Сыном Всевышнего.

Дева Мария, бесспорно, начиная от появления на свет, оказалась отдана Творцу, а Ее супруг, старик Иосиф, брал обязательство охранять Её невинность и чистоту. И вследствие этого Она, смущаясь, осведомилась у Ангела, каким образом получится это зарождение. Гавриил привел в сравнение двоюродную сестру Марии святую Елизавету, каковая в течение нескольких месяцев перед Благовещением зачала будущего ребенка. Причем, та была в таком престарелом возрасте, в каком не может дать возможности зачать и рожать дитяти порой инновационная врачебная наука. У Господа нет предела возможностей. У праведной Елизаветы, а также ее супруга, священнослужителя Захарии, родился сыночек, какому дали имя Иоанн и который сделался в дальнейшем никем иным, как Иоанном Крестителем.

Мария — наиболее целомудренная, а также святейшая изо всех проживающих на Вселенной, тем не менее, никак не причисляла себя к той, что заслуживала особую милость от Господа. Однако, испытав в речениях Архангела Всемилостивую волю, Она произнесла: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». На сегодняшний день считается, что в момент произнесения Девой Марией такой фразы и содеялось святое зачатье. Нереально и непросто предположить, что же могло произойти с планетой, при условии, что в тот момент времени Дева Мария заявила что-то другое.

Логично, что праведный Иоанн Златоуст именовал Благовещение истоком торжеств, основой всех без исключения христианских празднеств.

Одна среди наиболее прекрасных, а также наиболее прославленных в мировом сообществе песен — Ave Maria — приурочена к Благовещению, это не что иное, как молитва Богоматери «Дево, радуйся!» Вообще она возникла еще до начала деления православной религии на Западную и Восточную. В честь празднования Благовещения в России возведены или переименованы многочисленные храмы и соборы. Особо общепризнанный и популярный всеми — Благовещенский собор Московского Кремля.

Изложение Благовещения — это самое первоначальное упоминание о Богородице в Евангелии. И вопреки всему, даже то, что «Евангелие» переводится на русский с греческого тоже как Благая весть», только апостолом Лукой прописано событие Благовещения. И он же по праву относится не лишь к первым иконописцам, но и к творцам 1-ой иконы Девы Марии. Подлинник, очевидно, не остался, однако самая патриархальная её роспись — по утверждениям этнографов — это Владимирская икона Богоматери. Самое чтимое в России изображение Пресвятой Богоматери.

Благовещение — красивые традиции

Заклички

Преддверие Благовещения и сам праздник пронизан древними красивыми традициями, которые и сейчас активно соблюдаются во многих селениях. Традиционно «закликают весну»: разжигают костры, водят хороводы вокруг них, напевая красивые веснянки, выпекают мучные скульптурки куликов, жаворонков, ласточек. Юные девицы забираются с ними на крышу невысоких построек, становятся на возвышенном месте, детвора влезает на деревья и протяжно, печально и напевно скандируют обращения к птицам, призывая их быстрее прилетать, и на крылышках принести Красавицу-весну! Их умоляют принести из-за морей массу здоровья, травки зеленой, лепешек пахучих, с кашей горшок и даже мешок полный деньгами. Пташек заманивают пирожками, колобками, крендельками.

Просфора

Чтобы все дни в году были спокойными и удачными, у всей семьи здоровье крепкое и жизнь благополучная, по христианской традиции, которая со временем переросла в народный обычай было обязательным съесть кусочек просфоры (церковного хлеба). Ее выпекали (сейчас покупают) каждому члену родни, освящали в церкви, затем искрошив, съедали. Часто ее крошки подмешивали в посевные семенами, к корму. По вековым наблюдениям установлено, что это давало отменный урожай, хороший приплод у скота и птиц, здоровье для всей живности. Даже в мед подмешивали крошки Церковного хлеба и подкармливали им пчел.

Традиция, исполненная глубокого смысла — «Птицам волю!»

В 1995 году в честь праздника Благовещения возродилась древняя русская красивая традиция — давать птицам волю. В этот день, в Благовещенском соборе после песнопения духовенством и детьми выпускались на свободу птицы. Этот обычай поддержали практически во всех храмах. По нраву он и людям. Жители мегаполисов на птичьих базарах покупали подневольных пташек и радостно даровали им свободу.

Приметы на Благовещение

По погоде на Благовещение предугадывали будущий урожай, и какими будут летние месяцы. Масса примет связывала это воедино.

День ветреный, с утренним туманом и инеем сулил урожайное лето. Благовещенский дождь шел к обилию грибов и хлебов.

К хорошему сбору яровых, огурцов, груздей был мороз; к теплым летним денькам и к обилию орехов — гроза.

В день Благовещения нет ласточек — к холодной затянувшейся весне.

Благовещенское небо темное, беззвездное — куры мало нанесут яиц.

Благовещенский снег на крышах не растает до 6 мая (Егория), а сильный мороз к сорока морозным утренникам.

Образ Благовещения – один из самых популярных в иконографии. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы православные христиане отмечают ежегодно 7 апреля. Именно в этот день, за 9 месяцев до рождения младенца-Иисуса, началось искупление грехопадения человечества.

Слово «Благовещение» переводится со старославянского языка как «добрая новость». В этот день к Деве Марии снизошел Архангел Гавриил. Он сообщил, что она своей праведной жизнью заслужила право родить на свет Спасителя. Божия матерь приняла эту новость с радостью и любовью, и именно с такими чувствами верующие встречают праздник Благовещенья.

Сюжетные особенности изображения

Очень многие художники изображали Благовещение Пресвятой Богородицы; иконы и фрески этой тематики начали появляться в древний период истории христианства. Интерес к изображаемому событию не утратился до сих пор. Существует три основных сюжета иконы Благовещенье, используемые из века в век:

  1. Архангел Гавриил сообщает Пресвятой Деве новость о том, что ей предстоит стать Матерью Божьей. Дева Мария принимают эту весть с радостью, покорностью. К данной группе относится, к примеру, Устюжская икона.
  2. Образ представляет собой диптих, то есть два изображения, объединённых общим сюжетом. На одной иконе рисуют Архангела Гавриила, а на другой – Богоматерь. Такие изображения можно увидеть на церквях, царских вратах.
  3. Образ Богородицы изображается без Архангела. Дева Мария сидит в умиленной позе, нередко перед книгой. Такие иконы часто называют «Се раба Господня» по тем словам из Евангелия, которые произнесла Богоматерь, получив благую весть.

Изображения последнего типа следует отличать от икон Остробрамская Виленская, Умиление Серафимо Дивеевская, Скорбящая, Калужская.

За что почитают этот святой образ?

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы имеет огромное значение для всего православного мира, но больше всех ее почитают женщины, которые видят в Матери Божьей идеал женщины, матери. В день праздника Благовещенья, 7 апреля, икона Божией Матери увеличивает свою силу и помогает всем, кто обращается к ней с просьбами.

Святой образ может помочь как тем, кто использует готовые молитвы, так и тем, кто обращается к Святой Деве своими словами, главное – молящийся должен искренне верить, что старинная икона Благовещения поможет ему. Образы Девы Марии помогают тем, кто хочет:

  • получить искупление грехов;
  • избавиться от власти других людей;
  • освободиться от пагубной зависимости (алкогольной, наркотической, игровой);
  • выйти из заточения;
  • избавиться от душевных или физических недугов;
  • излечиться от бесплодия, испытать радость материнства / отцовства;
  • получить душевное облегчение;
  • освободиться от действия черной магии.

Обращаться к старинным образам Богоматери можно и с другими проблемами, Святая Дева не откажет в помощи тем, кто готов довериться ей. В соответствии с древнейшими традициями в Благовещенье нельзя заниматься никакой работой, а если праздник совпадает с Великим постом, то разрешено смягчить пост и подать на стол рыбу. Но следуя традициям, не стоит забывать, в чем главный смысл праздника. Ритуалы не должны заменять его, их цель – помочь человеку правильно настроиться на общение с божественными силами.

Наиболее известные изображения Пресвятой Девы в момент получения благой вести

Существует множество икон, фресок, а также списков с них, репродукций, изображающих момент Благовещенья. Одни из этих изображений – старинные, а другие – относительно новые, современные. Время создания первого образа Благовещения – 2 век, изображение появилось в римских катакомбах, в усыпальнице святой Прискиллы. Все иконы, посвященные данной тематике, обладают божественной силой независимо от того, в каком веке они были созданы. Рассмотрим наиболее известные изображения.

Икона Андрея Рублёва

По мнению экспертов, икона из иконостаса Благовещенского собора Кремля принадлежит кисти великого иконописца Андрея Рублева. Изображение было сделано Андреем Рублевым в 15 веке, предположительно в 1405 году. Икона плохо сохранилась, но особенности ее цветовой гаммы, настроение, композиция дают право говорить о ее принадлежности кисти великого мастера. Образ, написанный на липовой доске, сейчас хранится в Троицком Соборе.

К особенностям иконы относятся:

  1. Отсутствие скученности фигур. Андрей Рублёв считал, что икону не нужно загромождать второстепенными деталями, изображение должно быть простым, хорошо читаемым с большого расстояния.
  2. Наличие центральной оси. Великий иконописец всегда выделял центральную ось иконы, а половинки изображения как бы двигались по направлению к этой оси с двух сторон. Сюжет образа построен на диалоге Архангела Гавриила и Пречистой Девы. Изображение делится на две половины: левую – небесную, архангельскую, и правую – земную, богородичную. В горизонтальном пространстве происходит диалог небесного и земного, а в вертикальном осуществляется боговоплощение: Святой Дух в виде зелёного луча нисходит на Деву Марию. Устремлённость половин иконы к центру, диалогу создает целостность, единство композиции.
  3. Особая праздничная цветовая гамма, специфический колорит. Радостное настроение изображению придают золотистый фон и яркие красные пятна. Архангел Гавриил выполнен в зелёном и золотистом цвете, при этом зелёный цвет символизирует жизнь, Святой Дух. Богородица держит в руках красную нить, из которой прядёт завесу для Иерусалимского храма. Одежда Девы Марии синего и вишнево-коричневого цвета. Первый из этих цветов символизирует небо и молитвенное настроение, а второй – царственность Святой Девы. Престол Девы Марии покрыт красными и зелеными подушками. Красный цвет символизирует радость, жертвенность, а зелёный – жизнь, обновление.

Описание этого образа позволяет увидеть его отличие от старинного канона, которому следовали византийские и греческие иконописцы. Особенностями их изображений были мрачность, порывистость, резкость. На иконе Рублева мы видим надежду, радость, человеколюбие, внутреннюю силу, торжественность. Хотя на дворе был всего лишь 15 век, но знаменитый мастер смог создать свой неповторимый стиль, который стал основой для русской иконописной школы.

Киевская мозаичная икона

На восточных столбах Киево-Софийского собора, поддерживающих алтарную арку, присутствует мозаичная композиция «Благовещение». Она включает изображения архангела Гавриила и Богоматери. Пресвятая Дева держит в руках веретено с пурпурной пряжей, ее одежда синего цвета, а лик – розоватого, белого, зеленовато-серого. Архангел Гавриил обращён к Богородице, правой рукой он совершает благословение, а левой держит жезл.

Фигура Архангела и Богоматери изготовлены разными мастерами и между образами есть множество различий. Гавриил массивен, грузен, складки его одежды прямоугольные, ломкие. Изображение Богоматери выглядит более легким и искусно сделанным. В мозаике отсутствуют какие-либо указания на место действия, также сведен минимуму набор информативных деталей, что является особенностью иконописи, относящиеся к веку македонской династии.

Чудеса, сотворенные иконами

Согласно преданиям, устюжской иконой и другими святыми образами Благовещения было совершено множество чудес. Так, легенда гласит, что в 1290 году на пороге устюжского собора ежедневно молился юродивый Прокопий. Однажды он объявил жителям Великого Устюга, что за совершенные грехи Бог нашлет на них огненный дождь, и призвал людей к покаянию. Но они только посмеялись в ответ.

Спустя неделю, на город надвинулись черные тучи, земля под ногами начала двигаться. Люди поняли, как сильно они разгневали Бога, и осознали необходимость покаяния. Они пришли в устюжский храм, опустились на колени перед иконой Божьей Матери и просили о покаянии. После этого Святой образ Благовещения начал источать благоухающее миро, которым наполнили все церковные сосуды.

Грозная туча прошла мимо города и разразилась огнем на безлюдном участке. В воспоминание о чудесном избавлении было установлено ежегодное празднование иконы Божией Матери. В 19 веке для иконы был устроен новый оклад, а в 1930 году она была передана Третьяковской галерее, где находится и сейчас.

Но устюжское чудо – не единственное. При Иоанне Грозном к житницам царского двора в Кремле примыкала башня, где содержали преступников. Туда был заключен оклеветанный воевода, который усердно молился о своем освобождении. Однажды ему явилась Дева Мария и приказала просить государя о свободе. Но узник побоялся гнева царя и не выполнил приказ. Тогда Богородица пришла к нему снова и пообещала помощь. Воевода послушался.

Люди, посланные государем, пришли к тюрьме и обнаружили на стене башни самописанную икону Благовещения. Царь, узнав о таком чуде, освободил воеводу, а при чудотворном образе приказал построить деревянную часовню. В 1731 году императрица Анна Иоанновна построила здесь храм, и внешняя стена башни с изображением стала внутренней южной стеной церкви, икона была украшена роскошным киотом.

Народный праздник Благовещения Девы Марии является знаменательным христианским праздником. В этот день небесный посланник Гавриил сообщил Марии, что она будет Матерью сына Бога. Ангел приветствовал ее фразой «Радуйся Благодатная», после чего сообщил Марии, что на нее снизошла благодать от Бога и она призвана родить Сына Всевышнего. Богословы утверждают, что это стало, первой хорошей для человечества новостью после разрыва связи с Всевышним из-за грехопадения. После появления архангела Гавриила Пречистой Деве у человечества началась другая, светлая эпоха.

История Благовещения


Чтоб понять, что означает праздник Благовещение необходимо разобраться в некоторых исторических фактах. Что означает согласие Марии родить Иисуса? В первую очередь, это стало проявлением дара доброй воли, которым Бог наделил людей. По мнению богословов нравственная свобода является качеством, возвышающим человека над бездушной природой. Таким образом, искреннее согласие Девы Марии позволило Святому Духу осенить ее, «не испепелив при этом девичью утробу». Развитие плода проходило по всем естественным законам, и Мария послушно вынашивала Младенца до дня его рождения.

В день явления Гавриила Святой Марии сбылось древнее пророчество Исаии о том, что женщина родит сына, имя которому будет Эммануил, что трактуется как «с нами Бог». В этот день Святой Дух вселился в чрево Марии и зачал сына, призвание которого было в освобождении мира от власти дьявола и греха.

Уже само название торжества – Благовещение – доносит главный смысл связанной с ним благой вести: сообщение Марии о зачатии ею Богомладенца. Этот праздник относится к двенадцати исторически важным православным праздником после Пасхи. Все «двунадеся́тые пра́здники» посвящены важным событиям земной жизни Богородицы и Иисуса.

Когда празднуется Благовещение?


Католики и православные используют разные даты праздник Благовещения. У протестантов и католиков праздник отмечается 25 марта. Существует несколько трактовок возникновения именно этой даты:

1. Прямая связь с днем Рождества Христова. 25 декабря является датой рождения Иисуса. Если отнять от этой даты ровно девять месяцев, то получится дата 25 марта.

2. Дата создания человека. Многие церковные авторы полагают, что зачатие Иисуса и явление Марии Гавриила было 25 марта, так как в этот день Всевышний сотворил человека. Этот день должно был стать началом искупления человека от первородного греха.

3. День равноденствия. Такой день традиционно считают днем создания мира, следовательно, искупление должно начаться именно в момент весеннего равноденствия.

Православная церковь России взяла за основу Юлианский календарь с другим времяисчислением, поэтому Благовещение у них отмечается 7 апреля.

Празднование Благовещения


Этот праздник выпадает на неделю пасхальных празднований, либо на дни Великого поста. Это определяет вид литургии. Если Благовещение выпало на Пост, то его правила немного ослабляются и в этот день можно есть рыбу. В случае если праздник выпал на период Страстной седмицы, то пост соблюдается также строго, как и прежде. Если Благовещение празднуется в день Пасхи (это соединение называют «Кириопасхой»), то наряду с пасхальными песнопениями воспевают Благовещение.

В этот день есть также много народных традиций. Люди разжигают костры – «жгут зиму» и «греют весну». В кострах сжигают тряпки, мусор, навоз, солому. Люди верили, что в Благовещение небо открыто для просьб и молитв, поэтому вечером люди вглядывались в небо в поисках большой звезды. Когда звезда была видна, нужно было выкрикнуть: «Боже, подари мне славу!»

Благовещение (7 апреля). Проповедник христианства Иоанн Златоуст называл Благовещение корнем всех праздников. В этот день «птица песен не поет, а девица косу не плетет». Все замирает в ожидании чего-то великого и таинственного...

В далекой древности пророки предсказывали, что в потомстве царя Давида от Девы родится Младенец, Который станет Спасителем мира. Но проходили годы, столетия, а на земле все не было Избранницы Божией. Потомки Давида не забывали, однако, пророчеств и не теряли надежды на милость Божию. Те же, кто не имел детей, считали это особенным наказанием и горячо молились о ниспослании им драгоценного чада. Читатели помнят легенду о том, как великие праведники Иоанн и Анна вымолили себе под старость лет утешение - дочку Марию. В благодарность за этот дар святые родители дали обет посвятить свое дитя Богу.

Детство и отрочество она провела в храме. Когда же Марии исполнилось 14 лет, по обычаю того времени Ей надлежало покинуть святую обитель и жить, как все остальные девушки. Но к той поре родители Пресвятой Девы уже скончались. Священники Иерусалимского храма вручили Отроковицу на попечение родственнику, праведному старцу Иосифу, чтобы берег и охранял Ее непорочность. Мария переехала в дом бедного плотника в Назарете, где жизнь ее потекла в трудах и молитвах.

Однажды, как повествует предание, Мария читала книгу пророка Исайи и остановилась на предсказании о рождении от Девы Сына Эммануила (в переводе это имя означает «с нами Бог»). Она замечталась о том, как это сбудется, и Ей захотелось стать хотя бы служанкой этой Девы.

Вдруг перед нею явился ангел и произнес: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами».

Мария хорошо знала Священное писание и помнила, что в истории никогда еще не было такого случая, чтобы ангел обращался к девушке или женщине со столь торжественным приветствием. Поэтому она смутилась от похвалы небесного посланника, но он успокоил Ее словами: «Не бойся, Мария. Ты обрела благодать у Бога. И вот Ты родишь Сына и назовешь Его Иисусом. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего».

Иисус - значит Спаситель. Таким образом архангел Гавриил указал на Его призвание в мире. Тихо, со смирением приняла Мария эту благую весть и ответила: «Се раба Господня, да будет мне по слову твоему». И отошел от нее ангел.

Так совершилось чудо. При этих словах в Ней зародилась новая жизнь - и душа и тело Спасителя мира, которого Ей в свое время предстояло родить в земном образе ребенка...

Наши дедушки и бабушки, их родители свято верили, что на Благовещение даже солнце при восходе играет - как на Пасху, Ивана Купалу, Рождество Христово и в Петров день. Старики говорили, что у Бога это самый большой праздник. Тяжким грехом считалось заниматься каким-либо делом на Благовещение - даже для неразумной твари. Если птица проспит Благовещенскую утреню и завьет в этот день гнездо, по поверью, она какое-то время не сможет летать и вынуждена будет ходить по земле.

С Благовещением связано много весенних примет : «Каково Благовещение проведешь, таково и весь год». «Если в день Благовещения ветер, иней и туман - к урожайному году». «На Благовещение дождь - родится рожь».

Сырая погода в этот день предвещала грибное лето, а если случалась ранняя гроза - это сулило теплое лето и урожай орехов.

К этому светлому празднику крестьяне прежде пекли особые, большие просфоры и несли в церковь. Дома освященную благовещенскую просфору клали сначала под божницу, а затем - в закром, где она хранилась до весеннего сева. Выйдя в поле, крестьянин привязывал просфору к севалке или крошил в зерно, чтобы сохранить посев от «полевого гнуса», собрать хороший урожай.

В былые времена каждый христианин старался оставить по себе добрый след. А поскольку на Благовещение работать нельзя, отмечали его радостным и веселым обрядом: отпускали на волю птиц. Соловьев перед этим купали в ведре с водой - чтобы звонче пели, сытно кормили, а потом выносили клетки в сад или в парк и отпускали пичуг с ладони. Лети, счастливая птаха! Неси людям благую весть.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Божия Матерь, через Ее любую икону, поможет в любых ваших праведных просьбах, защитит от нападок врага человеческого, поможет спасти душу.
Молитвы перед иконой «Благовещение…» помогут в вашем выздоровлении, в освобождении из заключения, и вообще — получить «благую» (хорошую) весть о чем-либо.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ — ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

В четырнадцатилетнем возрасте Святая Дева вышла замуж за праведного Иосифа из Назарета. Тогда восьмидесятилетнего плотника Иосифа, с огромными трудами первосвященник уговорил взять, под видом супружества, на свое попечение сироту.
После обручения Мария покинула храм, где провела одиннадцать лет, и святое семейство отправилось жить в Назарет.
Для Марии жизнь на новом месте практически не отличалось от жизни при храме. Она также много времени проводила в молитвах, читала священные книги и занималась рукоделием.
Прошло несколько лет. Мария часто перечитывала пророчество Исаии:

«Се, Дева во чреве приимет и родит сына…»

и размышляла об Этой Преблагословенной Деве, от Которой произойдет такое величайшее чудо.
Неожиданно в ее комнате случилось чудо – она увидела явившегося ей Архангела Гавриила, который принес букет белых лилий, которые символизируют непорочность и чистоту.
Протянув их Марии, Гавриил сказал:

«Радуйся Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты среди жен»

Благодатная – значит, обретшая особенную любовь и благоволение Божие/

Именно Марии Архангел принес Благую весть о том, что Она будет Матерью Спасителя.

«И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк.1:30-33)

Мария была очень удивлена:

«Как же это будет, когда Я мужа незнаю?»

И, кроме этого — ведь Она же давала обет девства.
В ответ Архангел сказал:

«Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя. Посему и рождаемое наречется Сыном Божиим»

Гавриил ждал ответа от Марии, от Нее сейчас зависела судьба мира.

«Се, раба Господня, да будет Мне по слову Твоему»

— со смирением произнесла Она.

И небесная благодать излилась на смиренную Избранницу, сила Вышнего через Святого Духа вошла в Нее, зародив Божиего Сына во чреве Непорочной Девы.

«Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего!»

Три месяца провела Мария в гостях, настало время возвращаться домой. Время шло, облик Марии менялся, как и положено перед родами. Ее супруг, Иосиф, конечно, заподозрил супругу в измене и решил расстаться с Ней. Мария понимала, что Она не имела права открыть святую тайну и поэтому во всем положилась на Господа.
Ночью, во сне, Обручнику явился Ангел и сообщил ему:

«Иосиф, Сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившейся в Ней есть от Духа Святого, Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их…»

Безоговорочно поверил Иосиф Божиему посланнику, он был настолько поражен такой вестью, что долго не мог прийти в себя после пробуждения. Непорочность Марии больше не вызывала у него сомнения, теперь он стал относиться к Ней с трепетом, как к Матери Сына Божиего.

ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ПРАЗДНИКА БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Уже со второго века Благовещение считается первой частью искупления грехов, где послушание Девы Марии было противовесом греха Евы.

Митрополит Сурожский Антоний:

“Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово “раба” в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь”.

ВЕЛИЧАНИЕ

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

ВИДЕОФИЛЬМ



Понравилась статья? Поделитесь ей