Контакты

Наскальная живопись бушменов неолит. Искусство первобытных и полукультурных народовискусство первобытных народов, находящихся на ступени охоты и рыболовства. Мелкая скульптура эскимосов и чукчей

Настоящим Лувром в пустыне Калахари называют сохранившиеся в Ботсаване древние росписи. Некоторые историки утверждают, что рисунки в горах Цодило, состоящей из четырех холмов, создавались в течение 100 тысяч лет. В этих местах сохранилось более 4,5 тысяч изображений на площади в 10 кв км.

Три холма имеют свое название: Мужчина, Женщина и Ребенок. О четвертом безымянном холме бушмены говорят, что это брошенная мужчиной женщина. Больше всего рисунков найдено на женском холме, но остальные горы также богаты изображениями. Самым известным местом является панель Лоуренса.

Всего ученые обнаружили около 400 мест.

Встречаются рисунки, выполненные красной и белой краской. Красную краску готовили из оксида железа, растирая его в мелкую пыль. В белой краске экспертизой были выявлены частицы птичьего помета, силиката и цинка. Белые картины моложе, на изображены люди и одомашненные козы. Шоковым было обнаружение рисунка кита на мужской скале, ведь бушмены не морской народ.

Прослеживаются попытки передачи трехмерности мира, начиная с силуэтных рисунков. Постепенно с годами линии становятся четче, более детально прорисовываются мелкие детали. Сейчас невозможно сказать с какой целью древние художники наносили на камень , людей, непонятные знаки. Возможно это послания другим охотникам, возможно символы каких-то верований или воспоминания о прошлых временах, когда в этих местах была вода и много дичи.

У подножья Цодило в маленькой деревушке до сих пор живут племена, древним предкам которых принадлежат рисунки на скалах. Современные кунги даже сейчас считают, что их начертали боги. Места наскальной живописи люди представляют священными и без благоговейного трепета не приближаются.

Добираются в район Цодило на джипах или маленьком самолете. Возле гор есть палаточный лагерь и взлетная полоса.

Наскальная живопись Цодило: видео

Пещера каменного питона в горах Цодило считается древнейшим культовым местом на планете. Древние бушмены верили, что их мир сотворил огромный питон. Естественно, что они принимали за божество каменное подобие головы и туловища змеи в пещере. Голова статуи высотой 2 метра и шириной 6 метров. Спина питона изрисована рисунками повторяющими кожу змеи, длинношеими жирафами, непонятными знаками.

Позади каменного идола была обнаружена маленькая комнатка. Возможно, там прятались жрецы, имитируя шепот богов. Ведь в переводе на наш язык скалы так и называются – Шепчущие скалы Калахари. Все эти факты наталкивают на мысль, что художниками были сами жрецы. Например, за верованиями бушменов шея жирафа – это лестница в небо, по которой спускается дождь. Изображение жирафов могло быть просьбой о дожде, сакральным посылом богов для древних бушменов.

Цодило: фото





Кубок из Ледце (Чехия). Глина. Культура колоколовидных кубков. Энеолит (медно-каменный век).

Памятники неолитической живописи и петроглифы чрезвычайно многочисленны и рассеяны на огромных территориях.
Скопления их встречаются чуть ли не повсюду в Африке, восточной Испании, на территории бывшего СССР - в Узбекистане, Азербайджане, на Онежском озере, у Белого моря и в Сибири.
Наскальная живопись неолита подобна мезолитической, но сюжет становится более разнообразным.

«Охотники». Наскальная живопись. Неолит (?). Южная Родезия.

На протяжении приблизительно трехсот лет внимание ученых приковывала к себе скала, известная под названием «Томская писаница».
«Писаницами» называют изображения нарисованные минеральной краской или высеченные на гладкой поверхности стены в Сибири.
Еще в 1675 году один из отважных русских путешественников, имя которого, к сожалению, осталось неизвестным, записал:
«Не дошед острогу (Верхнетомский острог) на краи Томи лежит камень велик и высок, а на нем написано звери, и скоты, и птицы, и всякие подобия…»
Настоящий научный интерес к этому памятнику возник уже в XVIII веке, когда по указу Петра I в Сибирь была направлена экспедиция для изучения ее истории и географии. Результатом экспедиции стали опубликованные в Европе шведским капитаном Страленбергом, участвовавшим в поездке, первые изображения томской писаницы. Эти изображения не были точной копией томской писаницы, а передавали лишь самые общие очертания скал и размещение на ней рисунков, но ценность их состоит в том, что на них можно видеть рисунки, не сохранившиеся до наших дней.

Для охотников главным источником существования были олени и лоси. Постепенно эти животные стали приобретать мифические черты - лось был «хозяином тайги» наравне с медведем.
Образу лося принадлежит в Томской писанице главная роль: фигуры повторяются много раз.
Абсолютно верно переданы пропорции и формы тела животного: его длинное массивное туловище, горб на спине, тяжелая большая голова, характерный выступ на лбу, вздутая верхняя губа, выпуклые ноздри, тонкие ноги с раздвоенными копытами.
На некоторых рисунках на шее и туловище лосей показаны поперечные полосы.

На границе между Сахарой и Феццаном, на территории Алжира, в горной местности, именуемой Тассили-Аджер, высятся рядами голые скалы. Ныне этот край иссушен ветром пустыни, выжжен солнцем и почти ничего не произрастает в нем. Однако раньше в Сахаре зеленели луга...

Наскальная живопись бушменов. Неолит.
- Острота и точность рисунка, грация и изящество.
- Гармоническое сочетание форм и тонов, красота людей и животных, изображенных с хорошим знанием анатомии.
- Стремительность жестов, движений.

Мелкая пластика неолита обретает, также как и живопись, новые сюжеты.

«Человек, играющий на лютне». Мрамор (из Кероса, Кикладские острова, Греция). Неолит. Национальный археологический музей. Афины.

Схематизм, присущий живописи неолита, который сменил палеолитический реализм, проник и в мелкую пластику.

Схематичное изображение женщины. Пещерный рельеф. Неолит. Круазар. Департамент Марна. Франция.

Рельеф с символическим изображением из Кастеллуччо (Сицилия). Известняк. Ок. 1800-1400 до н.э. Национальный археологический музей. Сиракузы.

Выводы

Наскальная живопись мезолита и неолита
Между ними не всегда можно провести точную грань.
Но это искусство очень отлично от типично палеолитического:
- Реалистичность, точно фиксирующая образ зверя как мишень, как заветную цель, сменяется более широким взглядом на мир, изображением многофигурных композиций.
- Появляется стремление к гармоническому обобщению, стилизации и, главное, - к передаче движения, к динамизму.
- В палеолите была монументальность и незыблемость образа. Здесь – живость, вольная фантазия.
- В изображениях человека появляется стремление к изяществу (например, если сравнить палеолитических «Венер» и мезолитическое изображение женщины, собирающей мед, или неолитических бушменских танцовщиц).

Мелкая пластика:
- Появляются новые сюжеты.
- Большее мастерство исполнения и владение ремеслом, материалом.

Достижения

Палеолит
- Нижний Палеолит
> > приручение огня, каменные орудия
- Средний Палеолит
> > выход из Африки
- Верхний Палеолит
> > праща

Мезолит
- микролиты, лук, каноэ

Неолит
- Ранний неолит
> > сельское хозяйство, скотоводство
- Поздний неолит
> > керамика

Энеолит (Медный век)
- металлургия, лошадь, колесо

Бро́нзовый век

Бро́нзовый век характеризуется ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы.
Бронзовый век сменил медный век и предшествовал железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 - 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.
Искусство становится более разнообразным, распространяется географически.

Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в глаза.

Бушмены – это крохотный народ, живущий на границе пустыни Калахари в государствах Намибия и Ботсвана. Бушмены – самый древний народ Южной Африки, он живёт здесь уже более 30 тысяч лет.
Бушмены - небольшого роста с кожей странного медно-жёлтого цвета, он напоминает цвет кожи монголов. У них курчавые волосы на голове, а на теле волосы совсем не растут.
Они говорят на странном цокающем языке. Два вида щелчков – это полноправные звуки их речи.
Бушмены – это, вообще говоря, много разных народов, которые говорят на различных языках. Бушменами (bushmen, «живущие в кустах») назвали их белые колонизаторы. Единого самоназвания у них нет, есть только названия отдельных племён. В последние годы вместо слова «бушмены» стало употребляться более политкорректное «народ сан» или в развёрнутом виде – «народ сан охотничьей резервации Калахари».
Сегодня их осталось совсем мало, несколько тысяч человек.
Охотой и собиранием им не выжить, да им и не дают жить по старому. А они не способны изменить своего стиля жизни.
Кажется, что они обречены.

История бушменов трагична.

Десятки тысяч лет они были единственными обитателями Южной Африки. У них не было государства, царей, бюрократического аппарата власти и религии, вообще какой-то социальной иерархии, а была племенная, то есть семейная демократия. Похоже это самая старая демократия в истории человечества. Они до сих принимают решения на общих собраниях, на которых у каждого – один голос.
Полторы тысячи лет назад с севера пришли чернокожие скотоводы, народ банту, те, кого мы сегодня называем африканцами, неграми.
Коренное население было постепенно вытеснено со своих мест охоты и оказалось в пустыне Калахари, на которую пришельцы по-видимому не претендовали. Кстати, аналогичная история произошла и с центральноафриканскими пигмеями, которые оказались в тропических джунглях именно потому, что для захватчиков это было крайне непривлекательное место.

Хотя противостояние с африканцами у бушменов было довольно острым, но по сравнению с тем, что началось, когда с юга появились европейцы, оно кажется настоящей гармонией и дружбой народов.
Европейцы стремительно изгоняли бушменов с их земель, отстреливали дичь, спровоцировав голод. Бушменские племена начали воевать друг с другом и с европейцами.
В 19 веке они эти войны проиграли, проще говоря, их истребили.
В результате из многомиллионного народа осталось 50 тысяч человек.

Что происходит в последние годы в Охотничьей резервации Калахари – это заключительный акт катастрофы. В этой резервации нашли алмазы. А на экспорте алмазов существует государство Ботсвана. А добывает алмазы фирма Ди Бирс.
Выживают бушменов из резервации уже 17 лет, пять лет назад власти перешли к грубым насильственным действиям, бушменов заставляют собственноручно разрушать их жалкие хижины, отнимают их детей, перестали привозить им воду и запретили охоту. Широко применяются не только запугивания и травля, но и избиения и пытки.
Речь на самом деле идёт о геноциде, то есть истреблении народа, потому что всем очевидно, что в лагерях, куда бушменов переселяют и якобы обучают «новому образу жизни», они не выживут - и не выживают. У них абсолютно ничего нет, никаких запасов или накоплений, никаких профессий, нет работы и нет, разумеется, денег. Расистски настроенные власти считают их людьми второго сорта и обузой. В лагерях – невыносимые условия жизни, бушмены спиваются и умирают от жажды и голода. Они деморализованы и, кажется, уже и сами себя не считают людьми. Того, что называется национальное самосознание и национальная гордость, у них не осталось.

Буквально в прошлом-позапрошлом году сотня человек проникла обратно в пустыню Калахари, где они пытаются жить по старому. Судя по тому, что официальной причиной выселения бушменов объявлено сохранение животного мира региона, а бушмены являются злостными и абсолютно беззащитными браконьерами, с ними там не особенно церемонятся.
Да-да, бриллианты – лучшие друзья девушки, косточки древнего народа, очевидно, тоже. Без алмазов и редкоземельных металлов Европе и Северной Америке не жить. Да-да, открытый глобальный мир, единое экономическое пространство.

Бушменов называют кочевниками, но на самом деле они – не кочевники. Они охотники и собиратели. Кочевники перемещаются на большие расстояния, перегоняя с собой скот, у бушменов не было никакого скота, они перемещались на небольшие расстояния внутри одной ограниченной территории.
Бушмены удивительно приспособились к жизни в пустыне. Надо сказать, что пустыня Калахари не похожа на, скажем, Сахару. В Калахари растёт мелкий кустарник, бегает много живности. Источников воды нет, но под землёй вода есть, бушмены её пьют, втыкая в землю длинные трубочки.
Бушмены различают более трёхсот видов растений, убить антилопу – это всё-таки редкое счастье, потому они питаются орехами, корнями и тем, что растёт на деревьях. Из растений они приготовляют лекарства, яды и специальные составы. Например, бушменам известна смесь трав, которую следует кидать в костёр, чтобы у львов не появилось желание подойти близко.
Охота на антилоп выглядит так: бушмен подкрадывается к пасущимся животным и пускает отравленную стрелу. У бушменов крайне бережное отношение к животным, им буквально «лишнего не надо».
В их мире существуют удивительные вещи: например, кактус Худия, которому для его созревания в условиях высоких температур нужны годы. Бушмены уже тысячи лет едят эти кактусы, кактус снимает чувство голода во время долгих охотничьих странствий. Британские химики нашли в этом кактусе до тех пор неизвестную молекулу, которая хитрым образом перекодирует какой-то участок мозга. Британские фармакологические концерны провели испытания и были поражены результатом: это сенсационное средство для похудания – и к тому же совершенно безвредное! И теперь начинается... нет, не хочу думать, что начинается.

Бушмены – загадочный, даже мистический народ.
Само имя «бушмен» должно показывать, что его носитель не прост и общается с духами и стихиями. Недаром грампластинка авангардистского джазового коллектива Art Ensemble Of Chicago называлась «Urban Bushmen» («Городские бушмены»).
У бушменов много сказок, мифов и легенд. Я очень люблю вот эту, которая называется «Что делает ветер после смерти».
Когда человек умирает, дует ветер, потому что человек живёт ветром, человек и есть ветер. Когда мы умираем, возникают облака. И что же делает ветер, когда мы умираем?
Ветер поднимает пыль и заносит наши следы, отпечатки наших ног. Ветер заносит следы, потому что следы оставляет живой, а у мёртвого следов нет.
Потому когда мы умираем, наш ветер сдувает наши собственные следы.

Но всё-таки наиболее известные чудеса бушменов – это их танцы и их наскальная живопись.

Танцы эти мистические. Говоря европейским языком, эти танцы вызывают состояние транса. Но бушменские врачи – они же шаманы – умеют сохранять ясное сознание в состоянии глубокого транса.
Этот транс (и его вызывающий танец) лечебен, он излечивает и телесные недуги, и душевные, но его смысл – отодвигание смерти на безопасное расстояние. Шаман в состоянии транса видит дух смерти, который прикоснулся к больному или всей семье, и вступает с ним разговор или даже битву.
Резкие вскрики, похожие на вспышки – это знак того, шаман находится в трансе.
Без музыки здесь – никуда. Именно музыка даёт хранящейся в теле шамана сверхъестественной энергии «проснуться», «нагреться» и, наконец, «вскипеть». Бушмены так и говорят, что «врач кипит».
После окончания процедуры шаман остывает и рассказывает окружающим, с кем он поговорил, о чём и с каким результатом для больного. Лечебные танцы устраиваются часто – раз в неделю.

Европейцы обнаружили наскальную живопись бушменов уже очень давно, собственно, её трудно не заметить, её сохранилось очень много – на камнях и в пещерах. И древность народа – в 30 тысяч лет – была установлена путём датировки наскальных рисунков.
Европейская антропологическая наука полагала, что наскальная живопись нужна в ритуальных целях: охотники, рисуя зверей, овладевают их силой, чтобы потом их поудачнее поймать.
А то, что нарисованы также люди (которых ловить вроде бы незачем) и разные странные персонажи, то ли люди, то ли звери, какие-то полосы, линии и много чего «абстрактного» – так это просто религия такая экзотическая.
Почему-то мысль о том, что бушменов можно просто спросить, что они рисуют, никому не приходила в голову.
Но спросили. И оказалось, что рисуют бушмены – а точнее их шаманы – то, что видят в состоянии транса. Это мистические озарения, картины потустороннего мира, рисунки с натуры, так сказать.

NAMIBIE: CHANTS DES BUSHMEN JU"HOANSI (OCORA, 1997)
На компакт диске есть и транс-церемония бушменов из племени джухоанси.
Да, это кажется очень мудрым – лечить надо не от болезни, а от смерти.

Музыка занимает в жизни бушменов огромное место. Каждый день они музицируют и поют по разным поводам. Для каждого вида деятельности есть свой музыкальный репертуар. Больше всего развита вокальная музыка. Поют бушмены соло и хором.

Музыка развивается циклами, каждое следующее повторение не только привносит новые вариации, но может и изменить длину периода цикла. В результате, песня расширяется и расходится или, наоборот, сжимается. Для всей остальной африканской музыки это не типично. В хоре каждый импровизирует свою собственную мелодическую линию, при каждом повторении, естественно, её украшая и слегка изменяя. Это приводит к сложному и изысканному многоголосию.

Исполнение крайне свободно, каждый участник хора может самостоятельно взять на себя роль ведущего, несколько мгновений вести песню, а потом утонуть в общей массе голосов, тогда может выступить на первый план кто-то иной.
Переплетающиеся голоса дополняют друг друга, и часто так случается, что один певец наклоняется к другому, чтобы точнее слышать, что именно тот поёт, и ему ответить. Шаг за шагом происходит настройка хора, распределяются в нём роли, выясняется, кто поёт против кого и с кем.

Песни сопровождаются хлопками в ладоши или ударами металлических палочек. Эта пульсация задаёт ритмический фундамент, чтобы хор не растёкся, и дополнительный слой ритмических фигур. То есть полифония сопровождается полиритмией.

Впрочем, полифония у бушменов не настоящая.
И в этом отличие песен бушменов от песен пигмеев, с которыми их часто сравнивают.
Песни пигмеев разрастаются как запутанные лианы в джунглях: со стороны понять, что за что цепляется и почему именно так, а не иначе, – просто невозможно.
Песня бушменов строится на повторении и вариации одного конструктивного элемента. В песнях бушменов три ясно слышных слоя (или регистра) – высокий, средний и низкий. Песни бушменов не то, чтобы устроены проще, но в них понятнее, о чём идёт речь. В них сохраняется вполне внятная музыкальная основа, которая так или иначе обыгрывается. Эти песни больше похоже на равнину, на которой растёт всякая всячина.
Ой, что-то я, похоже, вывел формы музыкального языка пигмеев и бушменов из свойств их окружающего пейзажа. Так делать нельзя. И, вообще, противопоставление полифония/контрапункт/монодия ничего не объясняет и уж тем более ничего не гарантирует.
Лучше сказать, что музыка бушменов, цитируя замечательного русского поэта Мирослава Немирова, «такая короче просто настоящая».

Африканские бушмены — это самые древние представители человеческой расы. И это совсем не предположения, а научно доказанный факт. Кто же они, эти древние люди?

Бушменами называется группа охотничьих племен Южной Африки. Сейчас это уже остатки от многочисленного древнего африканского населения. Бушмены отличаются невысоким ростом, широкими скулами, узким разрезом глаз и намного припухшими веками. Настоящий цвет кожи у них определить сложно, ведь в Калахари тратить воду на мытье не разрешают. Но можно заметить, что они гораздо светлее своих соседей. Оттенок их кожи немного желтоватый, что более характерно для жителей Южной Азии.

Юные бушменки считаются самыми красивыми среди женского населения Африки. Но как только они достигают половой зрелости и становятся мамами, этих красавиц просто не узнать. У женщин-бушменок чрезмерно развиты бедра и ягодицы, а живот постоянно раздут. Это следствие неправильного питания. Чтобы отличить беременную бушменку от остальных женщин племени, ее обмазывают их золой или охрой. По внешнему виду это сделать очень трудно. Бушменские мужчины уже к 35 годам становятся похожими на восьмидесятилетних, из-за того, что их кожа обвисает и тело покрывается глубокими морщинами.

Жизнь в Калахаре очень сурова, но даже здесь существуют свои законы и правила. Самое главное богатство в пустыне — это вода. В племени есть старики, которые умеют находить воду. На том месте, которое они укажут представители племени или роют колодцы или выводят воду с помощью стеблей растений. Каждое бушменское племя имеет секретный колодец, который тщательно заложен камнями или засыпан песком. В сезон засухи бушмены выкапывают яму на дне пересохшего колодца, берут стебель растения, через него высасывают воду, набирая в рот, а потом выплевывают ее в скорлупу страусиного яйца
Бушмены не знают, что такое частная собственность. Все животные и растения, растущие на их территории, считаются общими. Поэтому они охотятся и на диких зверей и на фермерских коров. За это их очень часто карали и уничтожали целыми племенами. Никто не желает таких соседей.

Среди бушменских племен очень популярен шаманизм. У них нет вождей, но есть старейшины и знахари, которые не только лечат болезни, но и общаются с духами. Бушмены очень боятся умерших, и свято верят в загробную жизнь. Молятся они солнцу, луне, звездам. Но просят не здоровья или счастья, а успеха в охоте.

Бушменские племена говорят на койсанских языках, которые очень трудны для произношения европейцами. Характерная черта этих языков — щелкающие согласные. Говорят представители племени между собой очень тихо. Это давняя привычка охотников — чтобы не вспугнуть дичь.

Сейчас бушмены не занимаются живописью, они великолепны в танце музыке, пантомиме и сказаниях. Но есть подтвержденные данные, что еще сто лет назад они занимались рисованием. В пещерах до сих пор находят наскальные рисунки, изображающие людей и разных животных: буйволов, газелей, птиц, страусов, антилоп, крокодилов. Здесь есть и необычные сказочные персонажи: люди-обезьяны, ушастые змеи, люди с мордой крокодила. В пустыне есть целая галерея под открытым небом, которая представляет эти изумительные рисунки неизвестных художников.

Наскальные рисунки.

Интересные видео о жизни бушменов.

Ритуал племени Бушменов. Часть 1.

Место действия: Южная Африка, Намибия. Шаманский ритуальный обряд исцеления племени Бушменов.

Бушмены добывают древесный мед

Бушменов искусство

Лучник.
Наскальная роспись.

бушме́нов иску́сство . Творчество бушменов представлено наскальной живописью, сохранившейся в ЮАР (Драконовы горы), Намибии (гора Брандберг), Свазиленде, Лесото. Живопись находится на стенах и потолках пещер и гротов, где изображения наслаиваются друг на друга. Росписи выполнены минеральными и земляными красками, а также известью и сажей, разведёнными на воде и животном жире. Древнейшие слои живописи бушменов датируются от 8-го тысячелетия до н. э. до середины 2-го тысячелетия н. э. К числу самых ранних относятся монохромные отпечатки рук и силуэтные фигуры животных. Наиболее совершенные памятники живописи находятся в средних и верхних слоях. Различаются мифологические и жанровые сюжеты (многофигурные композиции сложных ракурсов): сцены погребения, вызывания дождя, ритуальные танцы, динамичные, полные экспрессии сцены охоты, сражений (схватки бушменов с зулу и суто). Изображения объёмны, полихромны (до 10 красок), с мягкими переходами тонов. Особенно часты изображения антилоп. Их фигуры размером от 20 см до 2 м, одиночные и групповые, скомпонованы в живописные группы или вытянуты в длинные вереницы. Столь же разнообразны и человеческие фигуры, силуэты которых с сильно вытянутыми пропорциями очерчены энергичными стремительными линиями, позы и жесты динамичны и выразительны. Особую группу составляют изображения фантастических существ: некоторые из них иллюстрируют мифы бушменов. К числу редких для наскальной живописи сюжетов относятся изображения растений, деревьев, иногда целых пейзажей. Довольно часто встречаются различные знаки, геометрические фигуры. Особое место в творчестве бушменов занимают петроглифы, изображающие главным образом животных.

Литература:
Tongue M. H., Buschman paintings, Oxf., 1909.

В. Б. Мириманов.


Антилопы и люди.
Наскальная роспись.


Антилопа.
Рисунок на камне.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.


Антилопа куду.
Петроглиф на скале.
Рисунок на камне.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия . Главный редактор Ан. А. Громыко . 1986-1987 .

Смотреть что такое "бушменов искусство" в других словарях:

    Искусство Австралии - Культура Австралии Архитектура Рисование Кино Комиксы Кухня Танцы Литература Музыка Телевидение … Википедия

    Древний буйвол. Петроглиф, горы Ксур. Северная Сахара. 8 е тысячелетие до н. э. Изобразительное искусство. Древнейшими памятниками изобразительного искусства на территории Тропической Африки являются наскальные изображения петроглифы и росписи,… … Энциклопедический справочник «Африка»

    Южно-Африканская Республика - ЮАР (Republick van Suid Afrika, Republic of South Africa). I. Общие сведения ЮАР государство на крайнем юге Африки. Граничит на С. с Ботсваной и Южной Родезией (Зимбабве), на С. В. с Мозамбиком и Свазилендом, на С. З. с… … Большая советская энциклопедия

    Южно-Африканская Республика - гос во на Ю. Африки. Название по расположению гос ва на самом Ю. материка Африка. До 1961 г. брит, доминион Южно Африканский Союз, союз англ, колоний и быв. бурских республик. См. также Трансвааль. Географические названия мира: Топонимический… … Географическая энциклопедия

    Африканская мифология - Маска (окуи) Африканская мифология это мифология африка … Википедия

    Палеолит - До появления Homo (Плиоцен) Нижний палеолит (ок. 2,6 млн лет назад 100,000 лет назад) Олдувайская культура (2,6 1,8 млн лет назад) Аббевильская культура (1,5 0,3 млн лет назад) Клектонская культура (0,6 … … Википедия

    Древнекаменный век - Палеолит До появления Homo (Плиоцен) Нижний палеолит (ок. 2,6 млн лет назад 100,000 лет назад) Олдувайская культура (2,6 1,8 млн лет назад) Аббевильская культура (1,5 0,3 млн лет назад) Ашёльская культура (1,7 0,1 млн лет назад) Средний… … Википедия

    Мозамбик - Народная Республика Мозамбик, гос во на Ю. В. Африки. В 1498 г. португальцы высадились на остров у сев. вост. побережья страны и назвали его Мозамбик по имени местного султана Муса Бен Мбика. На острове возникло селение, также названное Мозамбик … Географическая энциклопедия

    Австралия - (Australia) История Австралии, государственная символика Австралии, культура Австралии Исполнительная и законодательная власть Австралии, климат Австралии, природные ресурсы и живая природа Австралии, крупнейшие экономические центры Австралии… … Энциклопедия инвестора

    ЮАР - Южно Африканская Республика ЮАР (английское Republic of South Africa; африкаанс. Republiek van Suid Afrika), гос во на крайнем Ю. Африки. Пл. 1221 тыс. км²; 43,6 млн. чел. (2001). Столица Претория, глава гос ва – президент, местопребывание… … Географическая энциклопедия



Понравилась статья? Поделитесь ей