Контакты

Священник - женщина: как венчают в протестантской церкви. Церемония бракосочетания в христианской церкви Венчание в протестантской церкви правила

Представители Реформаторской Евангелистской церкви кантона Во, собравшиеся на Синод на прошлых выходных во Дворце Рюмина в Лозанне, договорились о том, как следует венчать однополые пары. Регламент был принят 55 голосами при семи воздержавшихся и трех "против". Согласно предложенной процедуре, обряд содержит некоторые элементы традиционного венчания. Он включает в себя торжественное богослужение и проповедь. Священник напомнит зарегистрированным партнерам о связывающих их узах и помолится за новую пару. При этом пастор может отказаться совершать обряд по теологическим мотивам.

В отличие от традиционной процедуры венчания, в обряд для однополых пар не входит благословение. В пресс-релизе Реформаторской Евангелистской церкви уточняется, что "священнослужитель, которому поручено торжественное богослужение, будет следить за тем, чтобы избежать путаницы с символами, присущими венчанию". Новый обряд появится в протестантских церквях кантона 1 января 2014 года.

Решение изучить подробнее вопрос о введении специального литургического акта для однополых пар Синод принял в 2012 году. На последнем собрании были определены детали, по которым будет проходить новый обряд. Таким образом, Реформаторская Евангелистская церковь кантона Во станет первой франкоязычной церковью в Швейцарии, которая предлагает подобную услугу для зарегистрированных партнеров. Отметить свой союз однополым прихожанам до сих пор можно было в девяти церквях Конфедерации, в числе которых приходы Берна и Фрибурга. В Женеве и Невшателе, напротив, подобной процедуры не предусмотрено.

В модели, которую принял кантон Во, речь идет о зарегистрированном партнерстве. Напомним, что регистрация гомосексуальных пар в Швейцарии стала возможна в 2007 году благодаря вступлению в силу Федерального закона "О зарегистрированном партнерстве между лицами одного пола" (LPart). За период с 2007 по 2011 год в кантоне Во были соединены узами партнерства 511 пар, среди которых две трети – мужчины.

По информации газеты "Tribune de Genève", напутственные слова от пастора в начале совместной жизни хотели бы получить и многие женевские гомосексуальные пары. Следует отметить, что еще в 1992 году вопрос о венчании однополых партнеров поднимался на собрании Протестантской женевской церкви (EPG). Таким образом, священники задумались над судьбами гомосексуальных пар задолго до того, как в кантоне было принято законодательство о зарегистрированном партнерстве (в начале 2000-х годов). Второй раз вопрос поднимался протестантской церковью в 2006 году, однако тогда приоритетными стали финансовые трудности, которые испытывала "EPG" в то время. Таким образом, пока женевским геям приходится обращаться за благословением к другим конфессиям – Евангелической лютеранской (американской или немецкой) и Христианско-католической церквям, которые оказывают подобные услуги своим прихожанам.

Следует отметить, что решение Реформаторской Евангелистской церкви не всем пришлось по душе. Так, газета "24Heures" сообщает об отзывах, полученных от прихожан "EERV" после принятия решения Синодом. Некоторые протестанты кантона чувствуют себя преданными и угрожают покинуть лоно церкви. Однако президент Синодального совета "EERV" Эстер Гайар считает, что негативные реакции последовали бы и в случае противоположного решения. "Вопрос действительно очень деликатный", – говорит она, отмечая, впрочем, что в данном случае недовольство высказывают в первую очередь представители евангелистского крыла. Тем не менее, происходящие изменения говорят о том, что Реформаторская Евангелистская церковь старается идти в ногу со временем.

Думаем, что отношение Русской Православной Церкви к однополым бракам нашим читателям хорошо известно. По словам председателя Синодального информационного отдела В. Легойда "православные верующие, представители других традиционных религий России, многие нерелигиозные люди выступают против пропаганды однополых отношений. Их поддерживают многие христиане, иудеи и мусульмане на Западе, а некоторые мировые СМИ упрямо пытаются создать картину, искажающую действительность".

Подготовлено по материалам сайтов


«У протестантов едут в церковь в таком же порядке, как и у православных, — говорится в «Хорошем тоне», — но дружки и шаферы не входят в церковь, а ожидают невесту в ризнице попарно; каждая дружка со своим шафером входят в церковь вслед за невестой. Жених приезжает в церковь первый. Невеста вступает в церковь под руку с отцом. За несколько шагов до алтэоя жених встречает ее и берет за руку, и они тогда подходят к алтарю вместе. Родственники и знакомые помещаются на лавках и сидят все время службы. При обряде обмена колец присутствующие должны стоять, а жених и невеста — преклонить колени. Дружки и шаферы стоят по обеим сторонам позади: дружки — налево, шаферы — направо». Отец дочери стоит слева от нее. После прочтения молитвы пастор спрашивает четким голосом: «Кто выдает эту женщину замуж?» «Я», — отвечает отец невесты и передает ее правую руку священнику. Затем молодые клянутся в верности друг другу. Кольца, благословленные пастором, жених и невеста надевают на пальцы друг другу. После поздравлений молодые целуются и выходят из храма первыми.

Далее происходит отъезд молодых, сопровождающих их церемониала на торжественное свадебное застолье. По окончании обряда бракосочетания пастор подает новобрачным руку и поздравляет их, после чего невеста оборачивается к своей матери, которая подводит ее к свекрови. Следуют поздравления; но надо стараться, чтобы они не были продолжительны у алтаря. Поздравить можно и после, в ризнице или дома. Тесниться же у алтаря не следует.

Жених возвращается из церкви вместе с невестой». Далее — все едут на свадебный пир.

О Таинстве Брака (Венчании)

«одной плотью» (1 Кор.7:2). (1 Кор.7:9).

– Апостол Павел пишет: (1 Тим.5:14).

О Таинстве Брака (Венчании)

16.1. Что такое брак в церковном понимании?

– Брак есть Таинство, в котором, при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

16.2. Обязательно ли венчаться?

– Если оба супруга верующие, крещеные и православные, то венчание необходимо и обязательно, так как во время этого Таинства муж и жена получают особую благодать, освящающую их брак. Брак в Таинстве Венчания восполняется благодатью Божией на созидание семьи как домашней церкви. Прочный дом может быть воздвигнут только на фундаменте, а подлинная христианская семья основывается на Таинстве Венчания. В христианском браке Божия благодать становится тем фундаментом, на котором возводится здание счастливой жизни семьи.

Участие в Таинстве Венчания, как и во всех других Таинствах, должно быть осознанным и добровольным. Важнейшим побудительным мотивом к Венчанию должно быть стремление мужа и жены жить по-христиански, по-евангельски; на это и дается помощь Божия в Таинстве. Если такого стремления нет, а решили венчаться «по традиции», или потому что «красиво», или для того, чтобы «семья была крепче» и «как бы чего не вышло», чтобы муж не загулял, жена не разлюбила, или по подобным причинам – тогда венчаться не надо. Такое участие в Таинстве Венчания ни к чему хорошему не приведет, и может послужить даже в суд и в осуждение.

16.3. Какова цель христианского брака? Только ли рождение детей?

– Брак в христианстве имеет особое религиозное измерение. По воле Творца человеческая природа разделена на два пола, две половины, ни одна из которых в отдельности не обладает полнотой совершенства. В браке супруги взаимно обогащают друг друга свойствами и качествами, присущими своему полу, и таким образом обе стороны брачного союза, становясь «одной плотью» (Быт.2:24; Мф.19:5-6), то есть единым духовно-телесным существом, достигают совершенства. Христианскую семью называют «малой Церковью», ибо в браке имеет место тот же тип единства людей, что и в Церкви, «большой семье», – единение в любви. Для того чтобы любить, человек должен совершить акт самоотречения, отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради других. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолевают свою греховность и природную ограниченность. Есть и другая цель у брака - предохранение от распутства и сохранение целомудрия. «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор.7:2). «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор.7:9).

16.4. Почему жена должна подчиняться мужу?

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф.5:22,23). Жена справедливо подчинена мужу, равночестие могло бы произвести вражду, потому что сначала от жены произошло обольщение.

Но главенство мужа в семье – не тирания, не унижение и угнетение, а деятельная любовь: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5:25). Любовь должна быть трезвой: не столько ради жены, сколько ради повиновения Господу. Нередко муж, сам того не осознавая, разрешает или запрещает жене то, что внушает ему Бог.

Поэтому жена должна оказывать мужу нелицемерное почтение как главе семейства. Эту обязанность тоже внушает ей Бог и законы природы, ведь Господь создал ее слабейшей в сравнении с мужем и назначил ей быть его помощницей. «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Кор.11:8,9). Пусть иногда жена и превосходит мужа нравственными качествами, образованием и опытностью, но и в таком случае она не имеет права выходить за пределы, установленные Законом Божиим, а должна свято сохранять в душе уважение к мужу и доказывать это на деле.

16.5. Что требуется для того, чтобы обвенчаться?

– Брак должен быть зарегистрирован в ЗАГСе. О времени венчания следует предварительно договориться в храме. Перед венчанием желательно исповедоваться и причаститься. Надо иметь обручальные кольца, иконы, белый рушник, свечи, нательные крестики и свидетелей, крещеных в Православной Церкви.

Приступая к столь важному Таинству, требуется приготовить себя, очистившись Исповедью, Причащением и молитвой, но не балами, музыкой и танцами, ибо этот шаг простирается не только на здешнюю жизнь, но и на вечность.

16.6. Как правильно исповедоваться и причаститься перед венчанием?

– Подготовка к Исповеди и Причастию перед венчанием такая же, как и в любое другое время.

16.7. Кому запрещено вступать в церковный брак?

– Церковь не допускает 4-й и 5-й браки. Запрещается вступать в брак близким родственникам, а также, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя убежденными атеистами, некрещеными, или если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом. Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между восприемниками одного ребенка. Нельзя венчаться тем, кто ранее дал монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.

16.8. Можно ли обвенчаться с католиком или сектантом?

– В России до 1721 года запрещались браки православных не только с нехристианами, но и с инославными. Но с 1721 года стали дозволяться браки православных с католиками, протестантами и армянами при условии, что дети будут крещены в Православии. На венчание православного человека с лицом другого христианского вероисповедования требуется разрешение правящего архиерея. Если же хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию (например, мусульманство, иудаизм, буддизм) или является сектантом, то такой брак Православная Церковь не венчает, если только они не переходят в Православие.

Когда само супружество должно быть освящено священническим покровом и благословением, как можно назвать супружеством то, где нет согласия в вере? Каждая религия откладывает свой особенный отпечаток на культуру и мировоззрение своих представителей, даже на таких, которые не являются ее вдохновенными исповедниками.

16.9. Как записаться на венчание?

– Для этого надо обратиться в свечную лавку или договориться непосредственно со священником о времени совершения Таинства.

16.10. Когда венчание не совершается?

– венчание запрещено в течение всех четырех многодневных постов; во время Сырной седмицы (масленицы); на Светлой (Пасхальной) седмице; от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января); накануне двунадесятых праздников; по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года; 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня); накануне престольных храмовых дней (в каждом храме они свои).

Дни, в которые венчание разрешено, отмечены в православном календаре.

16.11. Можно ли венчаться беременной?

– Беременность невесты не служит препятствием для венчания.

16.12. Можно ли обвенчаться после рождения ребенка?

– Можно, но не ранее, чем через 40 дней после родов.

16.13. Обязательно ли иметь благословение родителей на церковный брак?

– Отсутствие родительского благословения прискорбно, но это не может препятствовать венчанию. В таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего – благословением духовника одного из супругов.

16.14. Допускает ли Церковь второй брак?

– Апостол Павел пишет: «Жена связана законом, доколе жив ее муж; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор.7:39) и в другом месте: «Я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1 Тим.5:14).

По снисхождению к человеческим немощам Церковь допускает второй брак.

16.15. Можно ли обвенчаться тем, кто уже давно состоит в браке?

– Можно и нужно. Те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, относятся к венчанию серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.

16.16. Обязательно ли иметь свидетелей при венчании?

– По русской традиции всякая супружеская пара имеет свидетелей. В храме они держат венцы над головами новобрачных. Свидетели должны быть крещеными. Однако отсутствие свидетелей не является препятствием к венчанию, можно венчаться и без них.

16.17. Что надо сделать, чтобы получить церковный развод?

– Церковь только в исключительных случаях дает согласие на расторжение брака – главным образом тогда, когда он уже осквернен прелюбодеянием или фактически уже разрушен обстоятельствами жизни (например, долголетним безвестным отсутствием одного из супругов). Для расторжения брака надо подать правящему архиерею письменное прошение.

Остаются ли браки на небесах? Можно ли вступать в брак с разведенной? Как Церковь относится к межконфессиональным бракам? Можно ли венчаться в двух конфессиях?

На эти и другие вопросы отвечает в выпуске телепередачи «Церковь и мир «. Соведущий митрополита Илариона — Иван Семенов.

У наших зрителей много вопросов про венчание и вступление в брак. Вот, например, Лидия из города Ишим спрашивает: «Здравствуйте. Мне 19 лет. Я замужем, детей пока нет. Мы с мужем в дальнейшем хотим повенчаться. Я задумалась: а будем ли мы с ним потом вместе на небесах?»

Брачный союз заключается не на какой-то промежуток времени, а на всю человеческую жизнь. А человеческая жизнь не прекращается со . Священное Писание не говорит нам прямо о том, сохраняются ли браки на небесах. Господь сказал нам, что в не женятся и не выходят замуж. Но он и не сказал нам, что в Царствии Небесном разводятся. И в этом смысле я думаю и само чинопоследование таинства венчания свидетельствует о том, что брак заключается на всю жизнь, включая и последующую вечность. То есть те супружеские узы, которые создаются на земле, в какой-то форме будут сохраняться и в вечности.

Конечно, когда молодые люди вступают в полноценный брак, предполагается, что они будут вместе раз и навсегда.

Вот какой вопрос задает наша зрительница Екатерина: «Как же можно по-настоящему любить другого человека как самого себя, если ты и сам себя по-настоящему любить не умеешь?»

Когда Господь говорит, что надо так, как , то это, конечно, метафора. Потому что, как правило, человек любит себя, даже если он этого не осознает. Он бережно относится к своему телу, бережно относится к своим вещам, он болезненно воспринимает какие-то нападки на себя со стороны других людей.

Это естественно для человека, даже если он собой не доволен, если относится к себе критически, даже если не любит себя физически. То есть недоволен тем физическим телом, которым он обладает. Здесь уже речь идет о каких-то психологических и нравственных аспектах. Но когда Господь призывает нас любить других, как самих себя, то это на самом деле очень простой призыв воспринимать горе другого человека как свое собственное. Воспринимать радость другого человека как свою собственную. Умей с другим человеком разделить его жизнь так, как будто это твоя жизнь.

Если говорить о семейной жизни, то в Священном Писании есть такой сильный образ: тело мужа принадлежит жене, тело жены принадлежит мужу, и люди становятся совсем одной плотью. Таким образом, все и страдания, и переживания, и радости должны быть совершенно общими. Как людям, которые стремятся заключить христианский, по-настоящему духовный брак, приблизиться к этому идеалу? Ведь весь мир, на самом деле, противоречит этому?

Надо сказать, что христианский брак предполагает не только эмоциональный союз друг с другом, но и физическую близость. Если кто-то говорит, что Церковь выступает против близости, то это не соответствует действительности. Брачный союз предполагает,что супруги будут едины в духе, едины плотью, и вся их жизнь будет общей. Почему христианство называет брак таинством? Это таинственный союз, и человеческими категориями его трудно объяснить. Почему два человека настолько привязываются друг к другу, что им жизнь не мила друг без друга, что они все хотят делать вместе. Вот в этом тайна супружеского союза и .

А ещё одна тайна супружеского союза заключается в том, что это союз, который имеет потенциал роста. Очень часто бывает, что такой союз заключается на основе влечения, даже, может быть, физического влечения. И вот эта внешняя привлекательность становится основным фактором. Но так не может продолжаться вечно. Люди стареют. Причем, стареют оба супруга. Может быть, один чуть быстрее, а другой медленнее, но это старение идет одновременно. И элемент полового влечения перестает быть преобладающим. Начинают действовать какие-то другие факторы. И этими факторами как раз является совместная жизнь, способность разделять радости и горести друг друга и, что очень важно, совместное . Дети как раз и являются тем цементирующим элементом, который позволяет брачному союзу не только сохраняться, но и приобретать все новые и новые характерные черты.

Интересно, что в Евангелии с темой брака связан рассказ о чуде в Кане Галилейской. Это первое чудо Христа. Когда на браке недоставало вина, и Он превратил воду в вино. Это в христианской традиции воспринимается как один из символов того, что в браке будни человеческой жизни превращаются в постоянный праздник, потому что два человека постоянно открывают друг друга по-новому.

Вопрос по поводу брака и претворения воды в вино. Спрашивает Константин: «Хочу создать семью со своей любимой девушкой. У нее есть незамужняя сестра. Есть поверье, что младшим нельзя жениться или выходить замуж раньше старших. Так ли это? Мне очень важно это знать».

Нет, это не так. Наш зритель может совершенно спокойно жениться на любимой девушке, не думая о том, что произойдет с её старшей сестрой.

Спрашивает Денис: «Я православный, пою в хоре. Встретил девушку на приходе, мы с ней хотим обвенчаться. Но она уже однажды была замужем. Духовник, когда мы его спрашиваем благословения на брак, от ответа уклоняется. Как нам быть?»

Я думаю, что решение о вступлении в брак должен принимать не , а те люди, которые собираются заключать брак. С духовником можно советоваться, как с более опытным, или более старшим человеком, и который от лица Церкви может дать оценку той ситуации, в которой оказались молодые люди. Но все же, решение должны принимать они. Нет никаких препятствий для того,чтобы молодой человек мог вступить в брак с женщиной, которая была замужем, а теперь разведена. Препятствие может возникнуть только в том случае, если такой человек захочет стать священником. Надо понимать, что брак с женщиной, которая уже была замужем, является препятствием для принятия канонического сана. То есть человек, который женится на уже не может, согласно нормам, становиться священнослужителем. Но если такой установки нет, то тогда, конечно, может жениться.

Спрашивает Александра из города Петрозаводска: «Мы с мужем недавно расписались, но еще не обвенчались. Перед росписью наши мамы благословили нас на брак с помощью икон. Скажите, пожалуйста, что дает родительское благословение и как оно помогает в жизни и семье?»

Женщина в облачении священника, да еще и на должности пастыря - такого у нас не увидишь. Первая женщина, которая получила сан священника, была датчанка Фловернс Ли. Это произошло в 1948. Именно Дания стала страной, открывшей женщине такую возможность. С тех пор эта практика получила достаточное распространение в странах Европы, но для меня это был очень необычный опыт, вместо дородного батюшки видеть у алтаря улыбающуюся приятную женщину.

Венчание в протестантской церкви мне довелось посетить на свадьбе моей сестры. Они с женихом русские немцы и исповедуют протестантство. Я далека от религии и могу ошибаться в точном указании, но на сколько я знаю эта конфессия называется Евангелическая церковь Германии. Таинство венчания для них проводила пастырь-женщина.

Сама церемония очень отличается от православной и мне было очень интересно проследить за всеми ее стадиями. Хотя, как мне рассказали друзья сестры, именно в ее случае церемониал сильно отличался от традиционного.

Сбежит ли невеста?

Мы все знаем по культовым английским фильмам эту любимую часть великосветской тусовки Лондона - сбор гостей перед церковью. Романтичный Хью Грант и вычурные шляпки дам в знаменитом "4 свадьбы и одни похороны". Это и вправду один из любимых поводов европейцев для выхода в свет.

По классическому сценарию жених должен ожидать любимую с гостями, а невесту привозит на машине ее отец. Но у моей сестры (она мне сводная) уже нет в живых родителей, поэтому молодые приехали вместе, и сразу переговорили со священником.

Опять же, традиционно священник с женихом должны ожидать невесту у алтаря. Это один из наиболее драматических моментов в процедуре венчания: отец невесты ведет дочь по красной ковровой дорожке, а она думает, сбежать или не сбежать)) Но ввиду отсутствия отца сценарий пришлось переиграть. Видимо именно этот момент молодые обсуждали с пастером.

Сама атмосфера всего этого действа мне показалась лишенной того напряжения, которое свойственно венчанию в нашей православной традиции. Оно какое-то более светское, легкое, скорее похоже на встречу друзей по торжественному поводу. Меньше условностей, гибкость во всем, любую часть процесса можно поменять для удобства участников. Ощущается, что это не гнет священной обязанности, а радость от со причастия высокому. Грань тонкая, не знаю поймут ли меня, но она есть, и мне простота и ненавязчивость исполнения всех обрядов понравилась.

Вся служба проходила на немецком, так что у меня не было возможности следить за ходом повествования, но мне объяснили, что священник должен спросить, нет ли у кого-нибудь из присутствующих возражений против этого брака, или, возможно, кто-то знает какую-то причину, по которой он невозможен. К этому пункту у всех очень серьезное отношение, это не просто повод для сценарного хода в голливудской комедии. Хорошо, что у нас никому ничего такого не пришло в голову и церемония прошла успешно.

С этого момента пара считается мужем и женой.

Следующим пунктом церемонии было поздравление друзей и родственников. Они пели псалмы. Очень трогательная традиция и обязательный пункт программы в любом протестантском венчании. У нас только пели, но мне рассказали, что эта часть также организуется каждой парой по-своему, могут духовную играть музыку, устроить небольшой банкет (без крепкого алкоголя).

А вот часть обряда за пределами чопорной церкви уже была полна веселья в совершенно русском духе и стиле.

Мне эта свадьба показалась очень душевной и счастливой... конечно же, все молодые счастливы, но не у всех есть возможность проживать этот день в истинном спокойствии и без стресса. Уж сколько на своем веку я видела невест на грани нервного срыва, не пересчитать.

В Германии ни кто не доводит себя до такого, хотя и скучной их свадьбу я бы не назвала. Соблюдается какой-то баланс между обязательным и удобным. А еще поразило участие родственников, без капризов, выяснения отношений и отстаивания прав на большее внимание к той или другой семье. Все делали все, что могли, чтобы создать молодым незабываемый праздник и хорошо провести время самим.

А как же священник-женщина? По-моему она была верхом профессионализма, мягкости и доброжелательности. Я поняла, что сестра приняла мудрое решение, доверив ей самое важное таинство своей жизни.

А вы могли бы доверить ваше венчание священнослужителю-женщине, если бы православная церковь допускала бы такую возможность?



Понравилась статья? Поделитесь ей