Контакты

Виды методической деятельности педагога. Организация методической работы в образовательном учреждении Основные направления методической деятельности

  • 2. Возрастная периодизация жизненного цикла человека. Характеристика зрелого возраста (ведущая деятельность, новообразования, задачи развития).
  • 3. Назначение, организация и подготовка лабораторных работ. Методическое обеспечение лабораторных работ.
  • 2. Профессиональное самоопределение. Психологические особенности выбора профессии.
  • 3. Средства обучения: сущность, классификация. Место средств обучения в системе взаимодействия педагога и учащихся.
  • 2. Классификация средств обучения.
  • 3. Характеристика средств обучения.
  • 2. Понятие о темпераменте. Роль темперамента в учебной и трудовой деятельности
  • 3. Построение понятийно-терминологического аппарата методики профессионального обучения
  • 4. Конструирование тестов в зависимости от времени проведения тестирования
  • 7. Положительные и отрицательные черты тестовой формы проверки знаний
  • 2. Понятие о направленности личности. Интересы, убеждения, установки. Формирование направленности в учебном процессе.
  • 2. Возрастная периодизация жизненного цикла человека. Характеристика младшего школьного возраста (ведущая деятельность, новообразования, задачи развития)
  • 2. Психологические особенности асоциального поведения и способы их коррекции.
  • 2. Понятие о личности. Социальные и биологические факторы развития человека как личности.
  • 3. Сущность проблемно-развивающего обучения
  • 3. Сущность методической деятельности педагога
  • 3. Уровни и формы осуществления методической деятельности
  • 4. Методические задачи
  • 4. Методические задачи
  • 3. Наблюдение и анализ урока теоретического обучения.
  • 2. Понятие о памяти. Виды и процессы памяти. Способы развития памяти в учебном процессе.
  • 3. Урок теоретического обучения. Факторы, влияющие на выбор типа урока по предметам теоретического обучения.
  • 2. Феномены межличностных отношений. Характеристика спк учебной группы
  • 20. Понятие о группах. Виды и классификация групп. Характеристика учебной группы
  • 3. Совершенствование уроков производственного обучения. Совмещенный (интегративный, бинарный) урок. Цель, структура планирование и организация совмещенного урока.
  • 1). Информационно – коммуникационная технология
  • 2) Технология критического мышления
  • 3). Проектная технология
  • 2. Понятие о мышлении. Логические формы мышления и мыслительные операции. Условия развития мышления в учебном процессе.
  • 3. Урок производственного обучения. Цели и задачи урока производственного обучения. Структура урока производственного обучения.
  • 1. Показ трудовых действий (метод)
  • 3.Тренировочный метод.
  • 4. Алгоритмический метод.
  • 5. Эвристический метод
  • 2. Струк­ту­ра методического анализа учебного материала
  • 1. Классификация методов обучения
  • 2. Межличностные конфликты. Способы их разрешения и предотвращения.
  • 2. Психологические характеристики учебной и профессиональной деятельности.
  • 2. Психологические особенности учащихся с отклонениями в психическом развитии
  • 3. Содержание общепрофессионального и профессионального циклов подготовки квалифицированных рабочих. Факторы определяющие содержание их профессиональной подготовки.
  • 3. Сущность методической деятельности педагога

    Относительно самостоятельное значение в педагогической деятельно­сти имеет методическая деятельность.

    Цель методической деятельности - обслуживание практики обу­чения.

    Функции методической деятельности :

    ● ана­ли­ти­чес­кая;

    ● про­ек­ти­ро­воч­ная, связанная с перспек­тив­ным планированием и раз­ра­бот­кой содержания обучения, планированием и под­го­тов­кой обучающей деятельности;

    ● конструк­тив­ная, включающая систему действий, связанных с пла­ни­ро­ва­ни­ем предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к вза­имо­действию педагога и уча­щих­ся в про­цес­се формирования новых знаний и про­фес­си­ональных умений и на­вы­ков;

    ● нор­ма­тив­ная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в дан­ном типе учебного заведения;

    ● иссле­до­ва­тельская.

    Методическую деятельность педагога нельзя наблюдать непосредственно. Анализу, наблюдению поддается обучающая деятельность педагога. Методическая деятельность, приемы и спо­со­бы ее осуществления – это слож­ный мыслительный процесс. Для того чтобы разделить педагогичес­кий процесс и его обеспечение: методическое, ма­те­ри­ально-тех­ни­чес­кое или организационное, необходимо определить отличия в их предмете деятельности.

    Объектом методической деятельности педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений и на­вы­ков (ЗУН).

    Предмет методической деятельности составляют различные приемы и ме­то­ды, способы реализации и ре­гу­ля­ции процесса формирования новых знаний и уме­ний с уче­том специфики содержания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты, созданные в хо­де методического проектирования и кон­стру­­иро­ва­ния.

    Субъектами методической деятельности являются педагог иликоллектив педагогов.

    Результатами (продуктами) методической деятельности являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в раз­лич­ных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т. д. Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках.

    Под методической деятельностью следует понимать самостоятель­ный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и констру­иро­ва­нию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учеб­ной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.

    2. Виды методической деятельности

    В ос­но­ву определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности. Вид методической деятельности – это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и при­ме­не­ния средств обучения конкретному предмету, обусловливающие их развитие и со­вер­шенство­ва­ние.

    К ви­дам методической деятельности, выполняемым педагогами профессиональной школы, мы относим:

    ● ана­лиз учеб­но-прог­раммной документации, методических комплексов;

    ● ме­то­ди­чес­кий анализ учебного материала;

    ● пла­ни­ро­ва­ние системы уроков теоретического и прак­ти­чес­ко­го обучения;

    ● мо­де­ли­ро­ва­ние и констру­иро­ва­ние форм предъявления учебной информации на уроке;

    ● констру­иро­ва­ние деятельности учащихся по формированию технических понятий и прак­ти­чес­ких умений;

    ● раз­ра­бот­ку методики обучения по предмету;

    ● раз­ра­бот­ку видов и форм контроля ЗУН;

    ● уп­рав­ле­ние и оцен­ку деятельности учащихся на уроке;

    ● про­ве­де­ние рефлексии собственной деятельности при подготовке к уро­ку и при анализе его результатов.

    В процессе изучения методики профессионального обучения будущие педагоги профессиональной школы приобретают лишь основные методиче­ские умения. Вся система методической деятельности формируется и со­вершенствуется в процессе практической работы педагога.

    Основной единицей организации учебного процесса является урок. На уроке формируется учебно-познавательная деятельность учащихся. В основном вокруг урока фокусируется педагогическая деятельность препо­давателя или мастера производственного обучения. В ходе урока реализу­ются не только профессиональные знания и умения педагога профессио­нальной школы, но и качества личности.

    Освоение методической деятельности проходит через формирование методических умений .

    Умение – это свойство личности будущего педаго­га выполнять определенные действия в но­вых условиях на основе ранее приобретенных знаний.

    В со­от­ветствии с пред­мет­ной сложностью и спе­ци­фи­кой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам. Классификация методических умений:

    Первая группа методических умений связана с ов­ла­де­ни­ем ди­дак­ти­ко-ме­то­ди­чес­ки­ми основами профессиональной деятельности пе­да­го­га профессиональной школы :

    1. Уме­ние проводить анализ учеб­но-прог­раммной документации по обучению специалиста.

    2. Уме­ние подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы.

    3. Уме­ние выполнять ло­ги­ко-ди­дак­ти­чес­кий анализ содержания учебного материала, учебника.

    4. Уме­ние проводить методический анализ локального отрезка учебной информации.

    5. Уме­ние разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схе­мы; алгоритмы решения технических задач, опорные конспекты и т. д.

    6. Уме­ние располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач.

    7. Уме­ние разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и прак­ти­чес­ко­го обучения.

    8. Уме­ние разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний и уме­ний учащихся.

    9. Уме­ние разрабатывать различные формы организации учебной и учеб­но-прак­ти­чес­кой деятельности учащихся.

    10. Уме­ние проводить анализ уроков теоретического и про­из­водствен­но­го обучения.

    Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала:

    1. Уме­ние планировать систему уроков по изучаемой теме на основе методического анализа.

    2. Уме­ние планировать учебную и учеб­но-про­из­водствен­ную работу учащихся по профессиональной деятельности.

    3. Уме­ние конструировать учебные и прак­ти­чес­кие задачи и от­би­рать соответствующие учебные действия и прак­ти­чес­кие операции.

    4. Уме­ние организовывать деятельность учащихся на уроке и уп­рав­лять ею.

    5. Уме­ние применять методы теоретического и про­из­водствен­но­го обучения.

    6. Уме­ние анализировать методические разработки.

    Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения:

    2. Уме­ние создавать вариативную методику обучения в за­ви­си­мос­ти от целей и ре­альных условий обучения.

    3. Уме­ние создавать собственную методическую систему обучения и представ­лять ее в ме­то­ди­чес­ких рекомендациях.

    Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях.

    Первый уровень сформированности методических умений характеризуется осознанием цели выполнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и вы­пол­не­ни­ем по образцу, предложенному в ме­то­ди­чес­ких рекомендациях. На этом уровне формируются методические умения в про­цес­се изучения учебного предмета «Методика профессионального обучения».

    Второй уровень – применение отдельных методических приемов или их комплексов в си­ту­аци­ях, связанных с учеб­ным процессом конкретного учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются будущими педагогами профессиональной школы на педагогической практике.

    Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических приемов, их комплексов и ви­дов методической деятельности на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и ис­пользо­ва­ния сформированной ориентировочной основы методической деятельности и ме­то­ди­чес­ко­го творчества. Нетрудно заметить, что этот уровень представляет методическая деятельность пе­да­гога­ - прак­ти­ка.

    Методическая работа в школе – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.

    Методическая работа это постоянная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки, а также профессионального мастерства.

    Методическая работа выступает необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности инновационной среды.

    Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии принципов индивидуализации и дифференциации.

    Управление методической работой в школе может протекать эффективно, если ее задачи, содержание ясно представляют себе учителя.

    Задачи методической работы в школе можно сформулировать следующим образом:

    1.формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы.

    2.повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей.

    3.организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в образовательных государственных стандартах.

    4.организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов.

    5.обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания.

    6.оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе.

    7.оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования.

    8.повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.

    Цель методической работы, функции.

    Группа Функции
    1 группа функций - формирование индивидуальной, творческой, авторской, высокоэффективной системы, педагогической деятельности

    Обогащение знаний педагогов;

    Развитие мировоззрения, ценностных ориентаций, убеждений;

    Развитие мотивов творческой деятельности;

    Развитие устойчивых нравственных качеств личностей;

    Развитие современного стиля педагогического мышления;

    Развитие педагогической техники;

    Развитие умений эмоционально-волевой саморегуляции.

    2 группа функций – функции по отношению к педагогическому коллективу

    Сплочение педколлектива как коллектива единомышленников;

    Выработка единой позиции, общих ценностей, традиций;

    Организацию диагностики реальных учебных возможностей учащихся;

    Контроль и анализ качества знаний, умений и навыков, воспитанности и развития школьников;

    Выявление, обобщение, распространение внутришкольного педагогического опыта;

    Стимулирование группового творчества и инициативы членов педагогического коллектива;

    Приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе, к целенаправленному созданию нового опыта своей школы.

    3 группа функций – обеспечивает посредничество между школой и широкими системами.

    Творчество осмысления социального заказа, новых нормативных актов и документов, доведение их смысла до сознания каждого педагога;

    Внедрение достижений передового и педагогического, и новаторского педагогического опыта;

    Внедрение и использование достижений психолого-педагогической науки, других научных дисциплин;

    Распространение за рамки школы лучшего опыта, созданного внутри данного коллектива.



    Способствует формированию личной педагогической системы, индивидуального стиля педагогической деятельности, позволяет разрешать проблемы по отношению к конкретной личности учителя, его профессиональному росту, способствует утверждению педагогических ценностей.

    Организация методической работы может существенно различаться в зависимости от типа школы, ее местоположения (городская или сельская), количества в ней учащихся и учителей.

    Итоги аттестации учителей являются важной основой для определения стратегии и практики научно-методической работы в школе.

    Организация методической работы

    Формы организации методической работы.

    Методическая работа – целостная, взаимосвязанная система мер, направленных на повышение квалификации учителей, необходимых для данных конкретных условий той или иной деятельности.

    Разнообразие форм методической работы определяется сложностью и многообразием стоящих перед ней целей, разнообразных конкретных условий, в которых находится школа.

    Коллективная форма методической работы.

    1.Семинары и практикумы: (один раз в полугодие, связь с ИУУ):

    Взаимосвязь теории и практики (практические упражнения с учителями);

    Обеспечить обстановку творчества неформального общения;

    Организовать дискуссию, диспут;

    Коллективное решение специальных учебно-педагогических задач;

    Приобщение к научно-исследовательской работе.

    2.Научно-практическая конференция и педчтения.

    Это сфера проведения итогов работы коллектива школы, отдельных педагогов над актуальными проблемами;

    Используется демонстрация наглядных пособий, фотографий, слайдов, ученических работ и др.;

    Очень краткое выступление;

    Сообщение, доклад, обсуждение, полемика, дискуссия.

    3.Читательские и зрительские конференции.

    Обсуждение художественных произведений, публикаций, литературы, педагогический крик статей с помощью вызвать интерес;

    На зрительские конференции проводятся коллективное обсуждение просмотренных кинофильмов, спектаклей, телевизионных передач, программ, посвященных школе;

    Иногда такое обсуждение может проводиться на заседании методкомиссии неформальных общений учителей.

    4.Школа передового опыта группы наставников.

    Знакомство с уроками и внеклассными мероприятиями своего наставника, с планом его работы и др. методическими документами;

    Приглашение наставника на свои уроки;

    Совместно с ним планирование урока, классных часов, получение консультации.

    5.Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования.

    Обсуждение обучения самоанализа собственной деятельности;

    Совместное обдумывание планов, проведение и анализ;

    Иметь программу выращивания творческого учителя.

    6.Методические выставки, бюллетени, стенгазеты.

    В этих формах находит отражение единая методическая тема, в бюллетенях дается материал о ценных методических приемах, находках с насыщенных уроков.

    7.Методический уголок и кабинет в школе.

    Помещают текущую методическую работу; в кабинете собирают материал, наглядные средства, оформляют стенды, выставляют с целью активного обучения методической работе учителей.

    8.Ролевые игры, мозговые атаки, творческие микрогруппы, обучающий семинар на основе открытых уроков и внеурочных мероприятий.

    В форме ролевой игры может быть проведен урок или фрагмент урока. Работа в микрогруппах – 3-6 человек, объединяются на основе личной дружбы, психологической совместимости, интереса к проблемам. Цель – желание освоить какую-либо педагогическую идею, методику.

    Неформальные группы учителей – это может быть микрогруппа, которая стремится:

    Освоить концепцию, теорию, методику, идею;

    Каждый член группы изучает самостоятельную новую разработку или часть ее;

    Излагает своим коллегам – они ее дополняют, спорят, углубляют, обмениваются мнениями;

    Реализация изучаемой идеи в своей практике;

    Потом эта идея осваивается и группа распадается.

    Мозговая атака. Цель – овладеть конкретной методической идеей. Максимально концентрировать внимание участников по избранной проблеме. Короткие сроки ее решения. Активное участие всех педагогов.

    9.Окрытые уроки и внеурочные мероприятия.

    (обязательно и показ нового).

    Учитель рассказывает о проекте урока;

    Знакомит с творческой лабораторией;

    Проводит открытый урок;

    Самоанализ урока (реализация намеченного). Что удалось, почему;

    Задаются уточняющие вопросы;

    Высказывания присутствующих.

    10.Педагогические советы (теоретические сообщения, опыт работы учителей, творческие отчеты).

    11.Методические объединения. Организация взаимоконтроля и взаимопосещения. Выпуск рукописных журналов. Выступление учителей с обменом опыта на педсовете, методсовете. Оформление стендов. Из опыта «Эффективность урока».

    II. Направленность работы методического объединения.

    Изучение вопросов теории преподавания предмета, овладение его научной методологией;

    Ознакомление с новыми программами и учебниками, уяснение их особенностей и требований;

    Изучение новых сложных программных тем с использованием дополнительного материала;

    Углубленное изучение методики преподавания данного предмета;

    Опережающее рассмотрение вопросов методики наиболее сложных разделов программ с демонстрацией открытых уроков;

    Изучение положений дидактики теории воспитания, практического применения;

    Изучение возрастных и педагогической психологии, психологических особенностей детей разных возрастных групп;

    Информация о новых книгах по предмету, статьях, методических рекомендациях, статьях в педагогической печати по содержанию и методике учебно-воспитательной работе по предмету;

    Изучение состояния знаний, умений, навыков;

    Внеклассная и внешкольная работа с учащимися по предмету.

    III. Работа над единой методической темой (проблемой).

    Требования к теме:

    1.Актуальность темы для данного коллектива.

    2.Соответствие уровню педагогического развития коллектива.

    3.Созвучие современных педагогических идей.

    4.Выбор темы должен проводиться коллективно, с учетом мнения наиболее авторитетных членов коллектива.

    5.Желательна связь единой методической темы с имеющимися передовыми педагогическими опытами, с конкретными научно-педагогическими исследованиями, проводимыми отдельными лицами или целым коллективом.

    6.Методическая тема должна охватывать как учебную, так и воспитательную работу.

    7.Выбранная тема не должна быть слишком мелкой, частной.

    8.Тема может быть распределена по годам.

    Единая методическая тема должна организовывать все формы методической работы. В основе оптимизации любой деятельности лежат три методических принципа:

    1.Системности

    2.Конкретности.

    3.Меры (гармонии).

    Начать выбор оптимального содержания методической работы:

    1.с изучением процесса результатов деятельности учителей и постановки (выбора) задач (в ЗБР) коллектива.

    2.формулировка комплексной задачи, обязательное выделение доминирующей в данный момент задачи.

    3.ориентировка на опытно-экспериментальную работу.

    4.выявление того, что слабее развито, чего более не хватает, то, что ликвидирует доминирующие причины затруднений и неумений учителей.

    IV. Программа изучения личности и профессиональных умений учителя.

    Следует учитывать следующие показатели:

    1.Систематичность работы по повышению профессиональных знаний и умений. Участие в методической работе.

    2.Уровень общей культуры. Расширение культурного кругозора.

    3.Нравственный климат.

    4.Умение конструировать оптимальный вариант деятельности:

    Как учитель;

    Как классный руководитель;

    5.Умение реализовать намеченный план:

    Как учитель;

    Как классного руководителя;

    6.Умение активно оценить результат деятельности:

    Как учитель;

    Как классный руководитель;

    7.Педагогическая наблюдательность, системность психолого-педагогического изучения личности школьника.

    8.Сформированность творческой деятельности. Овладение педагогической техникой.

    9.Взаимодействие с родителями и общественностью.

    10.Общая оценка результатов работы:

    Как классного руководителя;

    V. Основные элементы исследовательской деятельности.

    1.Выделение интересующей педагога проблемы, установление ее актуальности, научной новизны, практической значимости.

    2.Выбор темы исследования.

    3.Определение объекта и предмета исследования.

    4.Продумывание ведущей идеи и замысла.

    5.Формирование гипотезы исследования.

    6.Постановка цели и рабочих задачи.

    7.Выбор методов исследования и т.д.

    VI. Этапы работы по самосовершенствованию.

    1.Анализ новых требований к школе, деятельности и личности учителя.

    2.Анализ своих достижений и затруднений, уровня своих возможностей.

    3.Принятия принципиального решения о необходимости специальной работы над собой.

    4.Целеполагание, постановка конкретных целей и задач, профессионального самосовершенствования.

    5.Выбор средств реализации этих задач, а также последовательности и срок их применения с использованием работы планирования.

    6.Осуществление плана, программы самоизменения – центральный этап работы над собой.

    7.Самоконтроль над ходом реализации программ, творческого роста.

    8.Корректировка хода работы над собой, сопоставление их с намеченными целями, оценки достигнутого и принятие решения о дальнейшем совершенствовании.

    Критерии оценки опыта (показатели).

    1.Высокая эффективность.

    2.Устойчивость результатов. Определенная деятельность финансирования данного опыта.

    3.Сбалансированность и коллективность результатов.

    4.Рациональность затрат времени, усилий, средств.

    5.Соответствие реальными возможностями основной массы учителей, материальной базы.

    1.Общекультурная подготовка учителя, расширение его кругозора, развитие интеллекта.

    2.Методическая, мировоззренческая подготовка.

    3.Частнопредметная подготовка.

    4.Дидактическая подготовка.

    5.Психолого-физическая подготовка.

    6.Этическая и правовая подготовка.

    7.Воспитательная подготовка.

    8.Управленческая подготовка

    9.Техническая подготовка.

    Например, суть дидактической подготовки учителя – в рамках внутришкольной методической работы каждый учитель за то или иное время изучает как минимум восемь ведущих дидактических концепций, теорий, являющихся призванными во всем мире достижениями педагогов-психологов. Это:

    1.Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).

    2.Развивающее обучение (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

    4.Проблемного обучения (М.Н. Махмутов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин).

    5.Программированного обучения (Т.А. Ильина, Н.Ф. Талызина).

    6.Развитие познавательного интереса (Г.И, Щукина).

    7.Оптимизация обучения (Ю.К. Бабанский)

    8.Активизация учебной деятельности учащихся (Т.И. Шамова, И.Ф. Харламов).

    Знания этих теорий (все они снабжены технологиями) позволяет учителям научно обосновать и развить любые свои авторские методики.

    Формы методической работы

    1.Работа над единой методической темой.

    2.Предметные методические объединения.

    3.Творческие объединения.

    4.Микрогруппы учителей.

    5.Теоретические, научно-практические конференции и педагогическое чтение.

    6.Психолого-педагогические семинары.

    7.Педагогические фестивали (открытые уроки, воспитательные мероприятия).

    8.Читательские и зрительские конференции.

    9.Школы передового опыта.

    10.Групповое наставничество.

    11.Шефство.

    12.Создание в школе методических уголков и методических кабинетов, организация их деятельности.

    13.Открытые уроки с их самоанализом и анализом.

    14.Формы активных занятий.

    15.Индивидуальное наставничество.

    16.Колективное и индивидуальное самообразование.

    Вполне правомерно рассматривать методическую работу как важный фактор управления учебно-воспитательным процессом. Она является особым и очень важным звеном в целостной общегосударственной системе повышения квалификации педагогических кадров. Именно поэтому содержание методической работы в современной школе должно формироваться на основе различных источников, как общих для всех школ, так и конкретных для данной школы:

    • 1) государственно-правительственные документы, постановления и приказы областного и районного Управлений образования;
    • 2) программа развития школы;
    • 3) результаты психолого-педагогических исследований, в том числе исследований по проблемам самой методической работы в школе;
    • 4) информация о передовом, инновационном опыте работы;
    • 5) данные диагностики и прогнозирования состояния УВП;
    • 6) использование передового педагогического опыта;
    • 7) творческий подход к выбору содержания и планирования методической работы.

    Выделяют несколько основных направлений содержания методической работы в школе:

    методологическая подготовка;

    частно-методическая подготовка;

    дидактическая подготовка;

    воспитательная подготовка;

    этическая подготовка;

    общекультурная подготовка;

    техническая подготовка.

    Работая над содержанием методической работы в ТОМОШ после проведения небольших микроисследований (при посещении открытых уроков, внеклассных мероприятий, заседаний межшкольных методических объединений учителей, посещения классных часов, анкетировании педагогов) пришли к заключению, что на ближайшую перспективу необходимо решить проблему повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в связи с обновлением содержания образования и требованиями в изменении в сторону совершенствования всего учебно-воспитательного процесса в целом. Поэтому единой методической темой школ была взята тема "Повышения уровня профессиональной компетентности учителя посредством диагностической и самодиагностической деятельности".

    В связи с этим были внесены изменения в Положение о методических объединениях учителей - предметников, Положение о методическом совете, целью работы которых стало совершенствование профессионального мастерства педагогических кадров, посредством самоаналитической и аналитической деятельности.

    С 2009-2010 учебного года началась работа по разработке методов и средств диагностики, а также использование и корректирования уже имеющихся, и рекомендованных к использованию различными методическими журналами. В связи с некоторыми изменениями в содержании методической работы изменилось и содержание персональных папок - накопителей педагогов. В нём акцент был сделан на работу с диагностическими картами, которая теперь ведётся в двух направлениях:

    диагностика и анализ состояния успеваемости и качества знаний. Этот вид диагностики состоит из анализа указанных критериев по предметам, классам, по отдельным учащимся, которым необходимо педагогическое сопровождение. Проводится в режиме четверти (полугодия) и делаются выводы в конце учебного года.

    диагностика и самоанализ педагогической деятельности, которая включает прогнозирование успешности и педагогических затруднений, динамику работы учителя по теме самообразования а также помогает в коррекции методической работе в школе

    При посещении открытых уроков и внеклассных мероприятий, предметных недель акцент был перенесён на самоанализ урока, внеклассного мероприятия, умение учителя увидеть свои успехи и затруднения.

    В соответствии с проблемами школы и результатами диагностики планируется методологическая, частно-методическая (ММО, малые педсоветы), дидактическая и другие направления содержания методической работы в школах.

    Организация работы над проблемой школы Проблема выявляет сущность противоречий, имеющихся в образовательной системе школы.

    Противоречие - это несоответствие между желаемым и имеющимся результатом, состоянием (например, образовательного процесса).

    Научно выявленная и сформулированная проблема позволяет поставить научно обоснованные задачи и определить пути их достижения.

    Методическая служба школы в условиях уже сформулированной проблемы определяет цели и задачи, стратегию работы над проблемой с привлечением методических средств.

    фиксацию нормативных, знаниевых, ценностных и др. затруднений у педагогов, учащихся, управленцев, которые приводят к возникновению проблемы;

    изучение различных источников, литературы, ее научный анализ, позволяющее определить научно-практические основания разрешения подобных проблем;

    изучение сложившегося опыта работы над аналогичной проблемой;

    типологизация средств разрешения проблемы;

    обучение педагогического коллектива управленческой рефлексии, технике коррекции субъективного состояния в проблемной ситуации;

    построение модели нового вида деятельности, позволяющего снимать противоречия и приводить к решению проблем;

    разработка необходимых дидактических, психолого-педагогических и других средств;

    апробация новой модели деятельности;

    Умение выявить, сформулировать, вычленить составляющие и определить пути разрешения или решения проблемы - важная задача для методической учебы педагогического коллектива.

    Специальные семинары, организационно-деятельностные игры и т.п. должны проводиться в целях обучения коллектива и формирования способностей перед началом работы над проблемой.

    В качестве алгоритма процедуры работы над проблемой можно предложить следующий:

    Рефлексия деятельности __________ проблематизация результата ___________ формулирование и дифференциация проблем _________ выдвижение гипотез _________ дифференциация и экспертиза гипотез ________построение модели новой деятельности, ситуации ________ определение средств_________ выработка норм и рекомендаций по их использованию Проблема определяется на основе анализа методической работы за предыдущий учебный год, например: "Использование дидактических средств на уроке", "Организация деятельности учащихся на уроке" и т.д.

    Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.). Рассмотрим основные формы методической работы с педагогическим коллективом.

    В рамках различных форм находят применение многообразные методы и приемы работы с кадрами, о которых рассказывалось выше.

    Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, руководитель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой. Хочется напомнить, что структура системы для каждого образовательного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе.

    Педагогический совет является одной из форм методической работы в СОШ.

    Педагогический совет в школе как высший орган руководства всем учебно-образовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы образовательного учреждения.

    Консультирование. Из разнообразных форм методической работы в школе особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам учителей и т.д.

    Любая консультация требует от учителя подготовки и профессиональной компетентности.

    Значение слова "компетентность" раскрывается в словарях "как область вопросов, в которых хорошо осведомлен" или трактуется как "личные возможности должностного лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопрос благодаря наличию определенных знаний, навыков".

    Итак, компетентность, так необходимая старшему учителю для работы с педагогами, это не только наличие знаний, которые он постоянно обновляет и пополняет, но и опыт, умения, которые он может использовать при необходимости. Полезный совет или вовремя проведенная консультация корректируют работу педагога.

    Основные консультации планируются в годовом плане работы учреждения, однако отдельные проводятся по мере необходимости.

    Используя разные методы при проведении консультаций, учитель не только ставит задачи передачи знаний педагогам, но и стремится сформировать у них творческое отношение к деятельности.

    Так, при проблемном изложении материала формируется проблема и показывается путь ее решения.

    При использовании частично-поискового метода учителя активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении планов деятельности, самостоятельно решают проблему. Чаще всего при проведении консультаций используется метод объяснения. Этот метод обладает целым рядом положительных качеств: достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др.

    Чтобы стимулировать внимание учителей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации полезно сформулировать вопросы. Вопросы, обращенные к педагогам в процессе консультации, помогают им осмысливать свой опыт под углом зрения научных выводов, высказывать свои соображения, догадки, формулировать заключение.

    В зависимости от уровня квалификации педагогов учитель определяет, в какой мере можно привлекать знания из их опыта или ограничиться собственным объяснением.

    При обмене опытом между учителями, выявлении знаний, анализе конкретных ситуаций может использоваться метод эвристической беседы . В ходе беседы более детально раскрываются отдельные положения прочитанной методической литературы, даются разъяснения по тем вопросам, которые в большей мере интересуют педагогов, выявляется ошибочность их мнений и недостатки профессионального опыта, выявляется степень понимания и усвоения знаний, осуществляется ориентация на дальнейшее самообразование.

    Однако эффективность эвристической беседы будет достигнута при соблюдении определенных условий. Предметом беседы лучше избирать практически значимый, актуальный вопрос, который требует всестороннего рассмотрения. Необходимо, чтобы учителя располагали достаточным запасом теоретических знаний и профессиональным опытом. Тот, кто готовит консультацию, должен составить обоснованный план беседы, позволяющий ему четко представить, какие новые знания получают учителя и к каким выводам они придут. Организуя эвристическую беседу, целесообразно чередовать высказывания опытных и начинающих учителей. Эвристическая беседа, проводимая с целью передачи новых знаний, требует серьезной подготовки и продумывания всего хода занятия.

    В ходе консультации используется метод дискуссии .

    По форме и содержанию дискуссия близка к методу беседы. Она также предполагает выбор важной темы, требующей всестороннего обсуждения, подготовки вопросов для учителей, вводного и заключительного слова. Однако, в отличие от беседы, в дискуссии необходима борьба мнений, постановка спорных вопросов. В ходе дискуссии приходится задавать много других дополнительных вопросов, количество и содержание которых" невозможно предвидеть заранее. Поэтому использование дискуссии как метода требует от учителя высокой профессиональной компетентности, педагогического мастерства, большой культуры, такта. Ведущему дискуссию нужно обладать умением быстро ориентироваться в обстановке, улавливать ход мыслей и настроение участников, создавать атмосферу доверия. Участники дискуссии должны обладать знаниями теории и желанием совершенствовать свою деятельность.

    В заключительном слове кратко анализируются выступления участников и вносится ясность в решение принципиальных вопросов.

    Семинары и семинары-практикумы

    Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в школе.

    В годовом плане образовательного учреждения определяется тема семинара и в начале учебного года руководитель составляет подробный план его работы.

    Развернутость плана с четким указанием времени работы, продуманностью заданий привлечет внимание большего количества желающих принять участие в его работе. На первом же занятии можно предложить дополнить этот план конкретными вопросами, на которые учителя хотели бы получить ответ,

    Руководителем семинара может быть заведующая или учитель, приглашенные специалисты. К проведению отдельных занятий можно привлекать учителей, специалистов, медицинских работников. Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут учителя, имеющие опыт работы по данной проблеме. Например, на семинаре-практикуме по икебане педагоги под руководством специалиста учатся искусству составления букета. Данные умения впоследствии применяются и в украшении групповой комнаты, и в работе с детьми. А на занятиях семинара по изготовлению елочных украшений педагоги не только осваивают приемы работы с бумагой и другими материалами, но и разрабатывают систему организации разнообразной увлекательной деятельности с детьми в групповой комнате на период новогодних праздников, где главным является елка, украшенная поделками детей, родителей, педагогов. Педагоги придумывают сюрпризные моменты, подбирают литературный материал для создания сказочной атмосферы в группе в эти дни.

    К семинару "Особенности организации и проведения наблюдений в природе в летний период" учителям заранее предлагаются вопросы для обсуждения проблемы. Например: Как часто вы проводите наблюдения за объектами природы на занятиях (экскурсиях), прогулках, в повседневной жизни? Что считаете главным в методике организации и проведения наблюдения? С какими трудностями встречаетесь? Какие приемы используете для развития интереса детей к природе и воспитания наблюдательности? Какие наблюдения в природе возникали по инициативе детей? Как вы поддерживаете, пробуждаете, развиваете детскую пытливость, любознательность? Кaкoe влияние на поведение детей оказывает их общение с природой? Используете ли вы в работе с детьми элементы экологического воспитания?

    В ходе проведения занятий семинара-практикумa предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, развертывания дискуссий, создания проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге вырабатывать единые позиции в решении проблемы, Важно, чтобы итоги семинаров оформлялись в виде конкретных и реально

    Все чаще поднимается вопрос о необходимости обучения родителей, особенно молодых мам, методам личностно-ориентированного общения с учеником. Поэтому организация семинара-практикума для родителей - важная

    форма работы. К проведению такого семинара, могут привлекаться разные специалисты, которые расскажут, какую игрушку предпочтительнее купить своему малышу; они же научат, как организовывать игру. Можно устроить вечер игр детей и взрослых, в котором руководитель семинара будет внимательным советчиком и наблюдателем. О своих наблюдениях, заметках он расскажет родителям на следующем занятии и даст конкретные рекомендации относительно методов индивидуального общения с ребенком.

    Думается, что такая работа будет полезна и родителям, и детям, и школе, авторитет которого в глазах родителей только возрастет. Семинар как форма методической работы отличается от семинара, практикуемого в высших учебных заведениях.

    Первым отличительным признаком является его продолжительность. Он может включать в себя как одно, так и несколько занятий. Иногда планируется постоянно действующий семинар на длительный период, например, несколько месяцев или даже учебный год. Второй важный признак место его проведения. Это может быть методический кабинет школы, групповая комната или другие места (музей, выставочный зал, сквер и т.д.) в зависимости от тех целей и задач, которые должен решать руководитель семинара. Третий признак - это характер дидактических задач которые решаются на занятиях семинара. Это одновременно и учебная деятельность по систематизации и совершенствованию знаний, и работа по формированию умений. Кроме того, в ходе семинара решаются задачи распространения педагогического опыта.

    Четвертый признак - источник получения информации. Это и слово (доклады и содоклады участников), и действия (выполнение на семинаре различных практических заданий), и наглядный показ по теме семинара, и педагогический анализ.

    Следовательно, семинар не ограничен определенными рамками времени и не связан с постоянным местом проведения. Семинар можно считать эффективным, если он помогает быстро и своевременно вносить изменения в учебно-учительный процесс.

    Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация, Тематика семинара должна быть актуальна для конкретного образовательного учреждения и учитывать новую научную информацию.

    Если семинар длительный, то хорошо подготовить памятку участникам семинара, в которой указать тему, место и порядок проведения, перечень вопросов, над которыми необходимо подумать, обязательный перечень литературы, с которой полезно предварительно познакомиться. Важно продумать методы и формы включения всех участников семинара в активное обсуждение темы. Для этого используются и ситуативные задачи, работа с перфокартами, обсуждение двух противоположных точек зрения, работа с нормативными документами, методы игрового моделирования и др. Руководитель семинара должен четко продумать задания по каждой теме занятия и оценку их выполнения. По окончании работы семинара можно оформить выставку работ педагогов.

    Открытый показ.

    У каждого учителя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Выделяют работу учителя, добивающегося наилучших результатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него "равняются".

    "Передовой педагогический опыт - это средство целенаправленного совершенствования учебно-учительного процесса, удовлетворяющее актуальные потребности практики обучения и воспитания!" (Я.С. Турбовской).

    Передовой педагогический опыт помогает учителю изучить новые подходы к работе с детьми; выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

    Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых достигнут этот результат. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении опыта в свою работу.

    Передовой опыт - самая быстрая, оперативная форма, разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, на изменяющуюся ситуацию воспитания. Рожденный в гуще жизни передовой опыт очень инструментален и при соблюдении ряда условии успешно приживается в новых условиях, он наиболее убедителен, привлекателен для практики, ибо представлен в живой, конкретной форме.

    В силу такой особой роли передового опыта ежегодно в рамках методической работы в школах проводятся открытые показы, на которых и представляется лучший опыт работы по одному из направлений учебной педагогики.

    Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию учителя, стать свидетелем процесса педагогического творчества. Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:

    пропаганда опыта;

    обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т.д.

    Формы организации открытого показа могут быть разные. Например, до начала просмотра руководитель может сам рассказать о системе работы учителя, предложить вопросы, на которые следует обратить особое внимание. Иногда целесообразно распределить вопросы, одному педагогу - просчитать активность детей, другому - сочетание разных методов и приемов, применяемых педагогом, рациональное использование пособий, оценить, комфортно ли детям.

    Такая подготовка к открытому занятию поможет руководителю интересно организовать обсуждение увиденного, выработать единое мнение коллектива. Необходимо помнить, что в обсуждении первое слово предоставляется учителю, демонстрирующему свою работу с детьми. По итогам открытого просмотра принимается решение: например, внедрить в свою работу этот опыт, конспекты представить в методический кабинет или продолжить обобщение опыта работы учителя с целью представления его на окружные педагогические чтения.

    Таким образом, планируя методическую работу, необходимо использовать все виды обобщения педагогического опыта. Кроме того, имеются разнообразные формы распространения опыта: открытый показ, работа в паре, авторские семинары и практикумы, конференции, педагогические чтения, недели педагогического мастерства, день открытых дверей, мастер-классы и т.д.

    Практика показывает, что изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы, пронизывающей содержание и все ее формы и методы. Значение педагогического опыта трудно переоценить, он обучает, воспитывает, развивает педагогов. Будучи по существу теснейшим образом связан с прогрессивными идеями педагогики и психологии, основанный на достижениях и закономерностях науки, этот опыт служит наиболее надежным проводником передовых идей и технологий в практику СОШ.

    В методическом кабинете СОШ необходимо иметь адреса педагогического опыта.

    Деловые игры.

    В настоящее время деловые игры нашли широкое применение в методической работе, в курсовой системе повышения квалификации, в тех формах работы с кадрами, где цель не может быть достигнута более простыми, привычными способами. Неоднократно отмечалось, что применение деловых игр имеет положительное значение. Положительно то, что деловая играя является сильным инструментом формирования личности профессионала, она помогает наиболее активизировать участников для достижения цели.

    Но все чаще деловая игра используется в методической работе как внешняя эффектная форма. Другими словами: тот, кто проводит ее, не опирается на психолого-педагогические или научно-методические основы, и игра "не идет". Следовательно, дискредитируется сама идея применения деловой игры. Итак, что же такое деловaя игра?

    Деловая игра - это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими играми. Сам термин "игра", на различных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, легкости и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Думается, что этим объясняется появление деловых игр в системе методической работы.

    Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

    Сущность деловых игр в том, что они имеют черты как учения так и труда. При этом обучение и труд приобретают совместный, коллективный характер и способствуют формированию профессионального творческого мышления.

    Практики задают вопрос: "Как часто можно планировать и проводить деловую игру со всем коллективом?". Однозначно ответить на него будет неправильным. Здесь надо учитывать то обстоятельство, как деловая игра вписывается в целостную систему методических мероприятий на данный учебный год. И тогда она может использоваться 1-2 раза в год. Если вы никогда не проводили деловых игр, то лучше попробуйте использовать один из методов игрового моделирования для активизации педагогов при проведении методического мероприятия. Хорошо, если вы сами примете участие в деловой игре и прочувствуете ее "изнутри". И только затем приступите к подготовке и проведению деловой игры в своем коллективе.

    Подготовить и провести деловую игру - процесс творческий. Поэтому конструирование деловой игры носит на себе отпечаток личности автора. Зачастую, взяв модель уже разработанной деловой игры, можно изменить отдельные ее элементы или полностью подменить содержание без изменения модели.

    Однако наблюдения позволяют сделать вывод, что часто "не идут" те игры, в которых слабо отработана игровая модель деятельности участников.

    Существуют теоретически обоснованные методик в конструировании и проведения деловых игр. Знание их необходимо, чтобы избежать ошибок, способных свести на нет труд.

    Если деловая игра используется с целью обучения, то необходимо помнить, что она не может предварять семинары и спецкурсы, практические занятия. Она должна проводиться в конце обучения.

    Непосредственная разработка материалов деловой игры включает в себя следующие этапы: - создание проекта деловой игры; - описание последовательности действий;

    описание организации проведения игры; - составление задания для участников;

    подготовка оборудования.

    "Круглый стол"

    Это одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения школьников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Роль организатора "круглого стола" состоит в продумывании и подготовке вопросов к обсуждению, нацеленных на достижение конкретной цели.

    Литературная или педагогическая газета.

    В некоторых СОШ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей. Учителя пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, оцениваются личностные качества, профессиональные качества, необходимые в работе с детьми, (сочинительство, владение речевыми навыками, образность высказываний и т.д.)

    Творческие микрогруппы.

    Они возникли в результате поисков новых эффективных форм методической работы. Такие группы создаются на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую методику

    или разработать идею. В группу объединяются несколько педагогов на основе взаимной симпатии, личной дружбы или психологической совместимости. В группе могут быть один-два лидера, которые как бы ведут за собой, берут на себя организационные вопросы.

    Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, затем все обмениваются мнениями, спорят, предлагают свои варианты. Важно, чтобы все это реализовалось в практике работы каждого. Члены группы посещают друг у друга занятия, обсуждают их, выделяют лучшие методы и приемы. Если обнаруживается какой-то пробел в понимании знаний или умениях педагога, то идет совместное изучение дополнительной литературы. Совместное творческое освоение Нового идет в 3-4 раза быстрее. Как только составленная цель достигнута - группа распадается. В творческой микрогруппе неформальное общение, главное внимание здесь уделяется поисковой, исследовательской деятельности, с результатами которой в последующем знакомится весь коллектив учреждения.

    Работа над единой методической темой.

    При правильном выборе единой методической темы для всего образовательного учреждения эта форма делает целостными все другие формы работы по повышению мастерства учителей. Если единая тема действительно способна увлечь, захватить всех педагогов, то она выступает и как фактор сплочения коллектива единомышленников. Существует ряд требований, которые необходимо учитывать, выбирая единую тему. Эта тема должна быть актуальной и действительно важной для образовательного учреждения, с учетом достигнутого им уровня деятельности, интересов и запросов педагогов. Должна быть тесная связь единой темы с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом, накопленным практикой работы других учреждений. Эти требования исключают изобретение уже созданного и позволяют внедрять и развивать все передовое в своем коллективе. Сказанное не исключает и такого подхода, когда коллектив сам проводит опытно-экспериментальную работу и создает необходимые методические разработки. Практика показывает целесообразность определения темы на перспективу, с разбивкой крупной темы по годам.

    Единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической работы и сочетаться с темами самообразования учителей.

    Самообразование.

    Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога СОШ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, школы. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений учителя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т.е. происходит поступательное развитие самого субъекта. Вот почему самообразование в период между курсами необходимо. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке; способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.

    В школе учитель должен создать условия для самообразования педагогов.

    Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

    Как процесс овладения знаниями оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.

    В процессе самовоспитания у человека развивается умение самостоятельно организовать свою деятельность по приобретению новых знаний.

    Почему педагогу необходимо постоянно работать над собой, пополнять и расширять свои знания? Педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет.

    Это обязывает каждого специалиста независимо от полученного образования заниматься самообразованием.

    Корней Чуковский писал: "Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, по собственной страстью. Всякое знание быть открытием, которое вы сделали"

    Руководитель СОШ, так организует работу, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Самообразование - это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно обновляется и пополняется библиотечный раздел справочной и методической литературой, опытами работы педагогов.

    Методические журналы не просто изучаются и систематизируются по годам, а используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Библиотечный каталог - это перечень книг, имеющихся в библиотеке и расположенных в определенной системе. На каждую книгу заводится специальная карточка, в которую записываются фамилия автора, его инициалы, название книги, год и место издания. На обратной стороне можно составлять краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге. В тематические картотеки включаются книги, журнальные статьи, отдельные главы книг. Учитель составляет каталоги, рекомендации в помощь занимающемуся самообразованием, изучает влияние самообразования на изменения в учебно-учительном процессе.

    Однако очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты). Это добровольное желание педагога. В методическом кабинете фиксируются лишь тема, над которой работает педагог, форма и срок отчета. При этом форма отчета может быть следующей: выступление на педагогическом совете или проведение методической работы с коллегами (консультация, семинарское занятие и т.д.). Это может быть показ работы с детьми, в котором учитель использует полученные знания в ходе самообразования. Подводя итог сказанному, подчеркнем, что формы самообразования многообразны:

    работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями, каталогами;

    участие в работе научно-практических семинаров, конференций, тренингов;

    получение консультаций специалистов, практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений;

    работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих программ в районных методических центрах и др.

    Результатом этих и других видов работ педагога является процесс рефлексии полученного опыта и на его основе - построение нового опыта

    Основная задача методиста дать квалифицированную оценку существующих учебно-методических комплектов по образовательной системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, оказать помощь в определении школы (учителя) по какому их существующих УМК целесообразней данной школе работать, показать все плюсы и минусы каждого конкретного УМК.

    Необходимо также разъяснить, согласно Закона РФ " Об образовании" (ст.15 п.1, ст.32 п.6,7), о том, что школа сама определяет программы и учебники по которым она будет обучать детей. Но для этого необходимо оказать методическую помощь школе в грамотном представлении всех программ РО и для начальной, и для основной школы в Образовательной программе школы, которая принимается высшим органом Школы (Совет школы, Педагогический совет и т.п.).

    2. Экспертная оценка и методическая помощь в составлении календарно-тематического планирования по отдельным учебным предметам с учетом специфических задач РО Основная задача методиста в этом направлении оказать помощь в составлении календарно-тематического предметного плана с учетом задач конкретного этапа развивающего обучения.

    Целесообразно по данному направлению строить работу следующим образом:

    • 1 этап - проведение методического семинара по определению педагогических задач и определения основных фаз нового учебного года, подготовка проекта этих задач для августовского педсовета. Задача методиста - "удержать" педагогический коллектив школы в рамках концепции развивающего обучения.
    • 2 этап - проектирование общих педагогических задач школы на конкретный учебный предмет разработка календарно-тематического планирования учителями на новый учебный год. Задача методиста - помочь учителям соблюсти основные требования к технологии развивающего обучения.
    • 3 этап - реализация проекта календарно-тематического планирования учителем, его коррекция по ходу учебного года. Задача методиста - экспертная оценка качества выполнения составленного плана.
    • 4 этап - рефлексия выполнения календарно-тематического планирования учителем. Задача методиста - установить причины невыполнения той или другой части календарно-тематического планирования.
    • 3. Методическая помощь учителю в проектировании, проведении и анализу урока, учебного занятия и учебного блока. Основная задача методиста помочь учителю освоить цикл постановки и решения учебной задачи.

    С этой целью необходимо организовать цикл методических семинаров, целевых "открытых уроков, занятий" по освоению технологии постановки и решения учебной задачи.

    4. Методическая помощь учителю (школе) в организации основных этапов развивающего обучения и основных фаз учебного года и их курирование.

    Основная задача методиста оказать квалифицированную помощь в создании педагогических условий для организации этапов развивающего обучения, основных фаз учебного года. С этой целью необходимо принять участие в разработке Образовательной программы школы и ее реализации, создать локальные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельности всех субъектов образовательного процесса. Разработка Программы методической поддержки и экспертной оценки педагогической деятельности учителей развивающего обучения.

    5. Организация системы повышения квалификации учителей на уровне школы (региона).

    Основная задача методиста найти (определить) различные пути, с помощью которых учителя могут постоянно повышать свою квалификацию и отслеживать их эффективность. Один из эффективных путей повышения квалификации учителей - дистантное обучение в Открытом институте "Развивающее обучение". При такой организации повышения квалификации задача методиста - организовывать учителей для обсуждения и выполнения материалов и заданий, получаемых из Института. На основе тем года Института методист может составить годовой план методических семинаров для учителей и вокруг них организовать всю работу по повышению их квалификации.

    6. Организация опытно-экспериментальной работы в школе по основным направлениям развития образовательной системы Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.

    Основная задача методиста поддерживать исследовательскую составляющую педагогической деятельности учителей. Система развивающего обучения будет "развивающей" если сама будет находиться в состоянии развития. Направления такой работы задаются Международной Ассоциацией "Развивающее обучение". В рамках МАРО существует сеть Экспериментальной площадки, школы-лаборатории МАРО.

    Проводя опытно-экспериментальную работу, учитель становится учителем развивающего обучения, который не может быть вне эксперимента.

    С этой целью в школе необходимо разработать План опытно-экспериментальной работы, которым и должен руководить и курировать методист развивающего обучения.

    размер шрифта

    ПИСЬМО Минобразования РФ от 09-03-2004 03-51-48ин42-03 (2019) Актуально в 2018 году

    2. Основные направления деятельности Методической службы

    К основным направлениям деятельности Методической службы относятся:

    2.1. Аналитическая деятельность:

    Мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников системы образования;

    Создание базы данных о педагогических работниках образовательных учреждений района (города округа);

    Изучение и анализ состояния и результатов методической работы в образовательных учреждениях, определение направлений ее совершенствования;

    Выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;

    Сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы образовательных учреждений района (города, округа);

    Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

    2.2. Информационная деятельность:

    Формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);

    Ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;

    Ознакомление педагогических и руководящих работников образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов;

    Информирование педагогических работников образовательных учреждений о новых направлениях в развитии дошкольного, общего, специального образования и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;

    Создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности.

    2.3. Организационно-методическая деятельность:

    Изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;

    Прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;

    Организация работы районных, городских методических объединений педагогических работников образовательных учреждений;

    Организация сети методических объединений педагогических работников образовательных учреждений;

    Участие в разработке содержания регионального (национально-регионального) компонента, компонента образовательного учреждения образовательных стандартов, элективных курсов для предпрофильной подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений;

    Участие в разработке программ развития образовательных учреждений;

    Организация методического сопровождения профильного обучения в общеобразовательных учреждениях;

    Методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению единого государственного экзамена;

    Обеспечение комплектования фондов учебников, учебно-методической литературы образовательных учреждений;

    Определение опорных (базовых) школ, дошкольных учреждений, школ педагогического опыта для проведения семинаров-практикумов и других мероприятий с руководящими и педагогическими работниками образовательных учреждений;

    Подготовка и проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства работников образовательных учреждений;

    Организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся образовательных учреждений;

    Взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием и учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования.

    2.4. Консультационная деятельность:

    Организация консультационной работы для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений;

    Организация консультационной работы для педагогических работников, ведущих в сельских общеобразовательных учреждениях преподавание двух-трех и более предметов;

    Организация консультационной работы для педагогических и руководящих работников специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

    Популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований;

    Консультирование педагогических работников образовательных учреждений и родителей по вопросам обучения и воспитания детей.

    К основным направлениям деятельности методической службы относятся:

    1. Аналитическая деятельность:

    · мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников образовательного учреждения;

    · создание базы данных о педагогических работниках образовательного учреждения (с методической точки зрения);

    · изучение и анализ состояния и результатов методической работы, определение направлений ее совершенствования;

    · выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;

    · сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы образовательного учреждения;

    · изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта и др.

    2. Информационная деятельность:

    · формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);

    · ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;

    · ознакомление педагогических и руководящих работников образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности округа, города, России, зарубежных стран;

    · информирование педагогических работников образовательных учреждений о новых направлениях в развитии общего и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;

    · создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности и др.

    3. Организационно-методическая деятельность:

    · изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам и педагогическим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;

    · прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников образовательного учреждения, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;

    · организация работы методических объединений педагогических работников образовательного учреждения;

    · организация взаимодействия с методическими объединениями других образовательных учреждений;

    · участие в разработке содержания компонента образовательных стандартов образовательного учреждения, элективных курсов для предпрофильной подготовки;



    · участие в разработке программы развития образовательного учреждения;

    · организация методического сопровождения профильного обучения в общеобразовательном учреждении;

    · методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению единого государственного экзамена;

    · помощь в комплектовании фондов учебников, учебно-методической литературы;

    · подготовка и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов, научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства среди педагогических работников образовательного учреждения;

    · организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся;

    · взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием и учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования и др.

    4. Консультационная деятельность:

    · организация консультационной работы для педагогических работников образовательного учреждения по вопросам методики преподавания и воспитания;

    · популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований.

    Формы работы методической службы образовательного учреждения

    Общая структура форм методической работы образовательного учреждения.

    1. Формы методической работы, направленные на повышение квалификации и профессионального мастерства педагогических и руководящих работников учреждения образования :

    · курсовая подготовка (в том числе, дистанционно);

    · обучающие семинары;

    · теоретические и практико-ориентированные семинары (в том числе, в рамках деятельности структурных подразделений методической службы);



    · школьная методическая подготовка педагогов (повышение квалификации учителей по актуальным вопросам современного образования, проблемам организации учебно-воспитательного процесса школы в форме серии занятий);

    · участие в работе сетевых сообществ Интернета;

    · научно-методические конференции;

    · круглые столы;

    · мастер-классы;

    · постоянно действующие семинары;

    · деловые игры;

    · единые методические дни по учебным дисциплинам;

    · методическое издание (буклеты, газеты, журналы и др.);

    · самообразовательная деятельность учителя по индивидуальной методической теме;

    · наставничество;

    · консультирование по научно-методическим вопросам;

    · индивидуальная методическая помощь;

    · стажировка;

    · работа над личной методической темой;

    · иннновационная работа;

    · экспертиза результатов педагогической деятельности;

    · диагностика затруднений;

    · творческие отчеты, семинары-практикумы, фестивали творческой мысли и др;

    2. Формы методической работы, направленные на получение, обобщение, представление и распространение опыта инновационной деятельности :

    · инновационная работа;

    · работа в творческих группах;

    · практические семинары по направлениям деятельности образовательного учреждения;

    · фестивали (например, педагогических технологий);

    · открытые уроки;

    · мастер-классы;

    · творческие отчёты;

    · конкурсы методических материалов и педагогического мастерства;

    · печатные издания школы, в том числе на электронных носителях и др.

    3. Формы информационно-методической работы :

    · изучение информационных запросов педагогических кадров;

    · формирование библиотечного фонда программно-методических материалов, научно-методической литературы;

    · обеспечение периодическими научно-методическими и специальными изданиями;

    · создание картотеки, например, программ элективных курсов, электронных ресурсов;

    · размещение информации о деятельности методической службы на школьном сайте;

    · освещение деятельности педагогов в СМИ и др.

    По широте одновременного охвата методической работой ее формы можно разделить на коллективные и индивидуальные.

    К коллективным формам работы можно отнести:

    · семинары;

    · практикумы;

    · научно-практические конференции;

    · школьные методические объединения (МО);

    · кафедры;

    · школы передового опыта;

    · временные творческие учителей;

    · школьные методические кабинеты.

    К индивидуальным формам работы относятся:

    · индивидуальные консультации;

    · наставничество;

    · стажировка;

    · работа над личной методической (творческой) темой;

    · индивидуальное самообразование.

    Безусловно, это лишь приблизительные перечни форм методической работы и в реальной практике они должны активно пересекаться и дополнять друг друга.

    Методические объединения

    Под методическим объединением понимается объединение учителей, работа которого нацелена на преломление общепедагогических положений, применительно к педагогической практике конкретного образовательного учреждения.

    Есть разные принципы и способы формирования методического объединения, из которых наиболее частыми являются предметный и проблемный. При формировании методического объединения учитываются конкретные условия: количество учителей данного предмета, возможность продуктивной работы в рамках методического объединения учителей разных предметов. На практике выяснено, что в каждое методическое объединение должно входить не менее трех учителей. Для категории учителей, численность которых ограничена (учителя ИЗО, музыки, технологии, ОБЖ), оправдано создание межпредметных методических объединений.

    Заседания методического объединения, как правило, проводятся раз в четверть, в период школьных каникул. А при возникновении проблемных ситуаций - чаще. Однако более одного раза в месяц собираться методическому объединению не рационально, так как за небольшой промежуток времени не успевает накопиться достаточное количество информации для обсуждения.

    Возглавляет методическое объединение наиболее опытный, теоретически подготовленный учитель. Это особенно важно, так как одной из основных функций методической работы является сохранение стабильности образовательного процесса в данном образовательном учреждении.

    В обязанности руководителя входит планирование работы методического объединения, подготовка и проведение заседаний, организация и подготовка открытых уроков и внеурочных занятий учащихся, подведение итогов работы и выработка на их основе рекомендаций.

    Руководитель методического объединения имеет право посещать и анализировать уроки учителей (с их согласия), внеклассные мероприятия, проводить контрольно-диагностические мероприятия по изучению уровня обученности учащихся и уровня профессиональной компетентности педагогов.

    Желательно, чтобы при планировании работы методического объединения на год отбирались наиболее существенные вопросы педагогической практики, рассмотрение которых поможет учителям реально повысить результаты обучения и воспитания. Неплохо составлять долгосрочное планирование работы методического объединения, опираясь на программу развития образовательного учреждения.

    Важным видом деятельности методических объединений являются открытые уроки, организация взаимопосещения уроков и воспитательных мероприятий с последующим их анализом. Здесь необходимо отметить, что для полноценного анализа открытого урока он должен пройти три стадии. Сначала это сообщение учителя до урока о целях и задачах будущего урока, о применяемой технологии, ее особенностях, о специфике учащихся. Затем сам урок, на котором приглашенные коллеги могут стать зрителями или активно участвовать в процессе урока, работать вместе с учениками. И только потом может состояться полноценный анализ на основании тех целей и задач, которые ставил перед собой и учениками учитель.

    Для работы методического объединения классных руководителей характерно применение методики коллективного изучения личности школьников и особенностей классных коллективов (например, в форме «педагогического консилиума»). На методических объединениях заслушиваются творческие отчеты учителей, информации о ходе самообразовательной работы.

    Педагогические семинары

    Семинары сегодня являются самой востребованной формой методической работы в образовательных учреждениях. Однако часто семинары по названию по сути таковыми не являются.

    Изначально семинар - это форма интерактивного обучения, которая хорошо дополняет лекцию. Обмен мнениями в течение всего семинара, открытый разговор между его участниками, то есть именно интерактивность - отличительная особенность этой формы. Если же выступающие, намеченные заранее, один за другим выходят перед пассивными слушателями с докладами, то такая форма не может быть признана семинаром. Сегодня форма общения, при которой докладчики сменяют друг друга, чаще называют конференцией.

    С другой стороны, нужно четко отделять семинар от еще одной распространенной формы методической работы - круглого стола. Здесь интерактивное общение проходит особенно интенсивно. Сообщения на круглом столе должны быть очень короткими (до 5 минут), а их обсуждение, наоборот, явно превышать время выступления. На семинаре же выступления более продолжительны (15-20 минут) и примерно равны по времени с их обсуждением.

    Таким образом, семинар является промежуточной формой между конференцией и круглым столом.

    Семинары требуют высокой квалификации организаторов методической работы и часто прямых связей с учеными, представителями НИИ, педагогических институтов. При проведении семинаров особенно необходимо обеспечить обстановку творчества, неформального общения. В ряде случаев после творческого сообщения удается организовать учительскую дискуссию, диспут. В некоторых образовательных учреждениях именно в рамках семинаров проводят так называемые «мозговые атаки», в ходе которых учителя, концентрируя мышление на решение сложных педагогических проблем, коллективно создают более совершенную методику учебно-воспитательной работы. В ходе работы семинара возможно и коллективное решение специальных учебно-педагогических задач, проведение деловых педагогических игр и применение других наиболее активных методов повышения квалификации учителей. Практика показывает, что работа такого семинара в течение ряда лет заметно повышает общую и педагогическую культуру учительского коллектива.



    Понравилась статья? Поделитесь ей