Контакты

Рисунки на оранжевой тонированной бумаге гуашью. Тонирование бумаги для рисования, обычные и необычные техники. Рисуем фоны для детских аппликаций

Прежде чем стать самостоятельным видом графики , рисунок прошел длительный и сложный путь. Вначале его роль была лишь вспомогательной. Художники создавали на бумаге эскизы, картоны, этюды и наброски к картинам. Для этого использовались не высококачественные, дорогие сорта бумаги, а более дешевые. Она, как правило, не всегда была белой, а имела определенный тон. Художники часто использовали его как уже готовую пространственную среду, помогающую более точно распределить изображаемые формы. Когда силы тона не хватало, бумагу прокрашивали каким либо оттенком, специально тонировали, грунтовали.

В эпоху Возрождения этот прием применяли многие мастера. Во первых, такая бумага подготавливала общую тональную гамму рисунка, во-вторых, - можно использовать рисовальные материалы светлее бумаги. Тем самым расширитьрисовальные возможности рисунка. Малыми средствами можно было сделать живописно богатую, тонально разработанную работу. Да и времени уходило меньше, не надо было заштриховывать значительные площади листа. Возможно, поэтому подготовительные рисунки к станковым картинам и монументальным росписям выполнялись на цветной и тонированной бумаге. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Антонелло да Мессина, Рубенс, Рембрандт,Ватто, Гольбейн, Егоров, Брюллов - дали классические образцы такого рисования.

Рассмотрим несколько вариантов рисунка на тонированной бумаге : рисунок одноцветным материалом, в два цвета. И в два цвета плюс цвет светлее бумаги. Вначале подберите бумагу, соответствующую вашему замыслу. Цветные и тонированные бумаги выпускаются зарубежными фирмами «Энгр», «Бристоль», «Фабриано». Наши отечественные фабрики специально цветных бумаг для рисования не выпускают. Можно применять оберточные, упаковочные и декоративные сорта бумаги. Но цвет их не долговечен, быстро выгорает под воздействием света. Поэтому лучше загрунтовать белую бумагу в нужный для вас цвет темперой или гуашью, акварелью, рисовальным соусом, даже отваром чая. Старые мастераработали на бумаге, загрунтованной клеевыми красками. Каждый большой мастер предпочитал бумагу определенного тона, не потому ли выпускаемые бумаги имеют название по их именам: зеленая - Веронезе, светло-серая - Тициан, коричневая - Гвидо Рении.

Материалом для рисования могут служить различные по мягкости карандаши (угольные, свинцовые, восковые), уголь, сангина, сепия, соус, бистр, тушь. А также материалы светлее бумаги: мел, белые карандаши и пастель, белила темперные или гуашевые. Прежде чем приступить к самому процессу рисования, нужно тщательно продумать весь ход предстоящей работы. Каким-либо одним материалом - карандашом, углем, сангиной - рисунок ведется как и на обычной белой бумаге, только с учетом воображаемой тонально-пространственной среды. При рисовании несколькими материалами, в основном двумя - темным и светлым, бумага окажется среднимтоном. И следует в первую очередь покрывать все наиболее темные места рисунка. И только когда тональное решение найдено, рисунок прорабатывается светлым материалом (мел, белила). Делается это в тех местах, где форма активно освещена, или там, где локальная окраска светлее формы. Средним полутоном в этом случае будет служить сама бумага Рисунки А. Дюрера и А. Егорова являются хорошим примером такого рисования.

Можно также применять еще один дополнительный цветной материал, например, сангину, сепию или мягкий коричневый карандаш. В сочетании с белилами, углем и черным карандашом средний тон бумаги дает богатейшие возможности для передачи живописно-пространственного состояния

Сегодня мы нарисуем небольшой этюд с синицами на тонированной бумаге для эскизов. Рисование на тонированной бумаге может быть легче для некоторых людей, т.к. фон не белый и нарисованный объект на нем уже имеет некоторую глубину тона.
Вот этих синичек мы и будем рисовать:



Для рисования нам понадобиться бумага для эскизов, акварельные или цветные карандаши (белый, жёлтый, оливковый, сине-серый, чёрный), простой карандаш и ластик. Первым делом простым карандашом выполним эскиз синиц, которых расположим рядом друг с другом (вы можете выбрать свое расположение). Постарайтесь не использовать здесь вспомогательных средств. Форма синиц довольно проста, поэтому пробуйте нарисовать контур от руки.


Далее берем белый карандаш и закрашиваем все белые и светлые участки, в том числе на грудке и крыльях. Желтым карандашом проходим по спинке и грудке, стараясь передать маленькие пёрышки. Далее на спинке и внизу брюшка добавляем слегка оливкового цвета.


Берем сине-серый карандаш (можно просто синий, но использовать тонким слоем). Проходим по перьям на хвосте и крыльях, а также немного по спинке и брюшке. Прорисовываем слегка контуры ног.


Ну и в заключительном этапе берем черный карандаш и закрашиваем все темные участки, перья на крыльях, глаз, клюв и детали на ногах. Как видите, детали здесь не прорисовываются так усердно, как я делал это во многих предыдущих уроках. Тем не менее, не смотря на это, нам удалось передать образ синицы на бумагу.

МДОУ « ЦРР – ДЕТСКИЙ САД №2» г. Валуйки Белгородской области

Мастер-класс

« Тонирование бумаги различными способами».

1.Способ - тонирование акварельными красками по-мокрому и целлофаном.

2.Способ- тонтрование кофе и солью.

3. Способ – тонирование красками из фломастеров (набрызг).

4.Способ – тонирование мыльными пузырями.

5.Способ- тонирование гофрированной бумагой.

Подготовила и провела воспитатель

Старшей группы

Компенсирующей направленности

БЕЛИЧЕНКО Н.А.

Г. Валуйки

2013г.

Цель: освоение и последующее применение технологии тонирования бумаги различными способами в практической деятельности педагогов ДОУ.

Ход занятия.

I. Вводная часть.

Представленная технология помогает создать развивающую среду и обеспечить мотивацию в решении проблем связанных с развитием мелкой моторики у дошкольников. Развивающее художественно-творческое занятие, сочетающиеся с играми, с массажными упражнениями, содействует совершенствованию мелкой моторики, формированию художественной культуры, развитию активной речи и коммуникативности. Способствует развитию эмоционально-волевой сферы.

От степени развития моторики руки зависит как уровень изобразительного творчества, так и всестороннее развитие ребенка в целом.

Уровень развития мелкой моторики детей – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать. У него достаточно развита память и внимание, связанная речь.

Не секрет, что в последнее время уровень развития речи детей дошкольного возраста оставляет желать лучшего. Именно, поэтому в программе «Детство», по которой работает наш детский сад, выделена отдельная образовательная область «коммуникация», содержание которой направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно:

Развитие свободного общения;

Развитие всех компонентов устной речи;

Практическое овладение нормами речи.

Кроме этого, на протяжении длительного времени ученые проводят многочисленные исследования, в области использования лечебного воздействия цвета от различных недугов через рисунок.

Именно поэтому, на мой взгляд, в работе с детьми дошкольного возраста необходимо использовать предоставленную технологию.

II. Представление 1-й технологии.

Акварельные краски были известны еще в древнем Египте, в древнем Китае и странах античного мира. Долгое время письмо ими считалось лишь одной из составляющих графического рисунка. Живопись акварелью в современном ее представлении возникла сравнительно недавно: в конце XVIII – начале XIX вв. Тогда она приобрела независимость и стала одной из самых сложных техник рисования.

В зависимости от степени влажности бумаги выделяют такие акварельные техники, как «работа по-мокрому» («английская» акварель) и «работа по-сухому» («итальянская» акварель). Нас интересует работа по-мокрому.

Суть этой технологии заключается в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист.

Итак:

Шаг 1 – Возьмем широкую кисточку. Окунем ее в воду и, не выжимая, нанесем воду равномерно на лист бумаги.

Шаг 2 – Возьмем краску и нанесем ее на мокрый лист бумаги, не дав ему высохнуть. Работа будет выглядеть эффектнее, если мы используем несколько цветов. Наносите краску ярко, полосками, пятнами, кому - как захочется. После каждого цвета нужно мыть кисточку. Здесь важно не сделать на бумаге лужу. Если такое произошло, то необходимо вымокать её салфеткой. На мокрой бумаге краска будет красиво растекаться, образуя новые оттенки.

Шаг 3 – На мокрую краску наложите сверху целлофан и сомкните его так, чтобы получились складки.

Шаг 4 – Дайте просохнуть краске. Пока краска сохнет с ребятами можно провести какую-нибудь игру.

Шаг 5 – Снимите целлофан после полного высыхания краски.

В данной работе можно использовать вместо целлофана упаковочный материал с пузырьками.

III. Практическая работа. Педагоги отрабатывают технологию тонирования бумаги способом заливки акварельными красками по-мокрому и с использованием целлофана.

IV. Представление 2-й технологии.

Тонирование бумаги растворимым кофе и солью - это интересный способ превращения белого листа бумаги в поверхность, на которой не страшно рисовать. Можно для этой цели использовать и заварку черного чая. Во-первых, бумага приобретает очень приятный запах. Во-вторых, коричневый цвет от кофе получается более красивым. А чай дает более теплый оттенок листа.

Примерные пропорции раствора - две чайные ложки с горкой гранул растворимого кофе и чуть (около 50ml) горячей воды - я люблю сразу сделать цвет потемнее. И хорошо размешать, так как в таком маленьком количестве воды кофе плохо растворяется.
Кисть необходимо большую овальную синтетическую - так наиболее удобно. Но, в принципе, годится любая, даже дешевая малярная щетина из хозтоваров!

Итак, есть бумага, чашка кофе, и кисть.
Далее существует два варианта.

Тонирование по сухому листу бумаги

Первый вариант , для плотной рыхлой бумаги - можно смело опускать кисть в чашку и закрашивать лист. Направление мазков здесь не имеет значения, так как потом, при высыхании бумаги, все сгладится, и будет ровный тон. Для гладкой тонкой бумаги этот вариант не проходит, так как остаются видны края мазков кисти.

Тонирование по влажному листу бумаги

Поэтому, когда нужна ровность, используется вариант номер два . Лист предварительно увлажняем чистой водой (кистью или губкой), и по влажному листу уже красим раствором кофе. Использование соли для создания фактуры

Использование поваренной соли на влажной бумаге - очень распространенный способ для создания фактуры в рисунках . И очень простой и эффектный.
На еще влажную от кофе или акварели бумагу сыпем соль - чуть-чуть, скупо, отдельными кристалликами. Много соли в одно место лучше не сыпать, так как она при высыхании кристаллизуется, и с бумаги ее потом сложно убрать. Но если соли не много, то после высыхания она легко смахивается. Получаются светлые маленькие медузы с темной окантовкой.

Следует использовать крупную соль, не экстра.

V. Практическая работа. Педагоги отрабатывают технологию тонирования бумаги способом заливки раствором кофе с применением кристаллов соли.

VI. Представление 3-й технологии.

Тонирование мыльными пузырями – популярный и забавный способ тонирования бумаги. Итак, начнем!
Для приготовления раствора нужна емкость (пластиковый стаканчик, ненужная чашка или банка), шампунь или жидкое мыло, вода и краска. Смешиваем раствор, опускаем туда трубочку для коктейля и дуем. Получаем много пены, к которой и прикладываем лист бумаги. Получаем красоту.

Можно взять готовый раствор для мыльных пузырей . Открываем, выливаем в чашку, добавляем краску (я опять же добавляла свою любимую цветную тушь), опускаем трубочку, дуем и радуемся.

Можно взять несколько чашек с разными цветами краски и прикладывать лист, создавая узор слой за слоем.
Примечание. Обязательно застелить газетами все поверхности в радиусе одного метра от чашки с мыльными пузырями, так как лопаются они, создавая огромное количество брызг, в которых будет все вокруг

VII. Практическая работа. Педагоги отрабатывают технологию тонирования бумаги мыльными пузырями.

IV. Подведение итогов. Просмотр творческих работ. Обсуждение результатов. (Например, в каких работах можно применить данный фон. Привести образцы детских работ с данным фоном). Предложить для тонировании использовать другие средства: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

Всем жаркий летний привет!

Сегодня вновь наша постоянная рубрика "Эксперимент" и на этот раз мы будем тонировать бумагу!

Как вы готовите странички для блокнотов? Многие распечатывают специальные дизайны, или это могут быть просто белые или цветные листочки, по желанию проштампованные... Но иногда этого становится мало, наша фантазия требует чего-то большего и тут нам на помощь приходит тонирование листов бумаги.

Способов тонирования невероятное множество, в ближайших выпусках мы постараемся всё о них рассказать)

И в первую очередь конечно наше внимание привлекает самый распространённый краситель - кофе!

И сегодня я - Алеся Плахова (LesikSolnce) буду красить листочки вместе с вами!

Приступим.

Кофе используют как растворимый так и молотый. Я всегда пользовалась первым, но решила выяснить в чём же тут разница. При этом, просмотрев море материала по этому вопросу я нашла два наиболее частых метода - погружение в раствор и окрашивание кистью.

Итак, я взяла две ёмкости - в одной растворимый гранулированный кофе, во второй молотый.

Пару слов о концентрации. Точного общего ответа по данному вопросу я не нашла на просторах интернета, думаю - это приходит путём проб и для каждой мастерицы это соотношение кофе:вода своё. Главное, чтобы раствор был достаточно концентрированным. Я взяла 2 столовые ложки на 250 мл воды. Кофе нужно залить кипятком, затем дать раствору остыть. Молотый я несколько раз процедила через ситечко.

И вот что у меня получилось.

Левый листик я погружала в растворимый кофе, правый окрашивала кистью. Мне кажется, что кистью получается более светлый оттенок, но этот способ более трудоёмкий.

И следующее фото соответственно с молотым кофе.

Помимо просто окрашивания бумаги существует ряд приёмов, призванных добавить изюминку в вашу работу.

1. Самое первое, что приходит на ум - побрызгать тем же раствором, в котором бумагу и окрашивали) Итак - брызги кофе.

Внизу на листочках я поставила отпечатки донышком чашки. Брызгать кофе нужно уже на высохшие листочки.

2. Опять же не отходя от кофе - им можно посыпать ещё влажную бумагу.

В первом случае я посыпала гранулами кофе, думаю, что лучше для этой цели подойдёт просто растворимый, мелкий. Эффект очень интересный, бумага выглядит как прожжённая огнём.

Во втором случае я посыпала бумагу молотым кофе. Этот способ полностью разочаровал, т.к. на влажной бумаге всё выглядело очень здорово, мелкие крупинки красиво расплывались по бумаге. Но после высыхания весь кофе осыпался, не оставив и следа.

3. Уже высохшие листочки можно побрызгать просто водой - этой метод часто используют при работе с дистрессами. На тонированной в кофе бумаге метод тоже срабатывает весьма причудливо - получаются более светлые островки, окружённые тёмной каёмкой:

4. В нескольких источниках я встретила и такой интересный метод - вместо воды уже высохшую бумагу сбрызгивают спиртом. Смотрим:

Честно говоря, большой разницы между водой и спиртом я не заметила, вода понравилась даже больше.

5. И не отходя от жидких красителей) Иногда для создания интересных эффектов используется акварель. Здесь уже всё зависит от необходимой цветовой гаммы. Для эксперимента я воспользовалась аква-спреями - "Манго", "Солнечное утро" и "Лесная зелень" Сбрызгивала мокрые заготовки для получения красивых плавных переходов. Как вы понимаете можно побрызгать и на сухую бумагу - но это уже будут яркие цветные брызги на тонированной бумаге.

6. Далее перейдём к сыпучим ингредиентам. Использование поваренной соли. Для этого метода лучше использовать крупную соль - тогда рисунок от растворённых кристаллов будет более причудливым. В зависимости от количества - достигается различный эффект. Я сыпала от души дабы показать рисунки, которые появляются на бумаге.



Понравилась статья? Поделитесь ей