Контакты

Система оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Система организации и оплаты труда педагогических работников Критерии оплаты труда педагогических работников

На современном этапе реформирования российской системы образования осуществляется переход от финансирования содержания образовательной организации (далее - ОО) как организаций к нормативному финансированию оказываемых ими образовательных услуг. В частности, введение нормативного подушевого финансирования должно обеспечить каждому обучающемуся, вне зависимости от места его проживания и возможностей соответствующего муниципалитета, гарантированное получение в конкретном образовательном учреждении образовательной услуги надлежащего качества. Помимо этого, образовательные программы должны учитывать его индивидуальные особенности: специальные программы для детей с девиантным поведением и др.

Увеличение финансовой самостоятельности и предоставление ОО возможности распоряжаться имеющимися ресурсами и денежными средствами становится возможным в связи с совершенствованием их правового положения, процедура которого регламентируется федеральным закономО внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». При этом прозрачность расходования финансовых средств повышается не только для образовательного учреждения, но и для субъектов образовательного процесса: родителей, работодателей, государства.

Согласно данному федеральному закону, с 01.01.2011 г. все государственные (муниципальные) учреждения делятся на три типа: бюджетные, автономные и казенные.

Финансирование бюджетных и автономных учреждений осуществляется с учетом субсидий, выделяемых им на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, которое, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя показатели, определяющие качество и (или) объем / содержание предоставляемых государственных (муниципальных) услуг, порядок контроля за исполнением и требования к отчетности об исполнении данного задания.

С этой целью бюджетами субъектов РФ формируются субвенции, передаваемые местным бюджетам. Размер субвенций определяется в соответствии с нормативами, устанавливаемыми законами соответствующих субъектов РФ, в объеме, необходимом для реализации основной образовательной программы (далее - ООП): в частности, финансирование расходов на оплату труда работников ОО, материальных затрат на учебные пособия, технические средства обучения, хозяйственные нужды (за исключением расходов, связанных с содержанием зданий и оплатой коммунальных услуг, финансируемых из местных бюджетов).

Финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений осуществляется за счет средств бюджета, выделяемых на выполнение бюджетной сметы.

Введение нормативного подушевого финансирования в системе образования способствует достижению прозрачности при формировании бюджета образовательного учреждения. Помимо этого, по мере расширения его самостоятельности в распоряжении соответствующими целевыми субвенциями и бюджетными сметами повышается эффективность использования финансовых средств, в том числе на оплату труда работников ОО.

За последние десятилетия система оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений претерпела существенные изменения.

Единая тарифная сетка, введенная в 1992 г. Постановлением Правительства РФ, служила для установления соотношения уровня квалификации работников государственных (муниципальных) учреждений и размера оплаты их труда. В основе единой тарифной сетки была 18-разрядная система, классифицирующая все виды работ в бюджетных учреждениях по сложности и необходимым умениям и навыкам персонала для их осуществления. Главным недостатком применения единой тарифной сетки было отсутствие связи между уровнем оплаты труда работника и эффективностью выполненной им работы. Низкая мотивация персонала бюджетных учреждений на повышение результативности и качества своей деятельности, а также низкий уровень оплаты труда послужили толчком к переходу на иную систему оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях.

Согласно Постановлению Правительства РФ, введение НСОТ в соответствующих бюджетных учреждениях планировалось с 1 декабря 2008 г. Однако повсеместно единая тарифная сетка была отменена в РФ только с 01.06.2011 г.

В отличие от прежней системы оплаты труда, где разделение работ по сложности их выполнения осуществлялось в соответствии с единой тарифной сеткой, в рамках НСОТ распределение должностей осуществляется по профессиональным квалификационным группам, которые подразделяются на квалификационные уровни в зависимости от профессиональной подготовленности работников и требований, предъявляемых к их должностям. Одной из главных целей введения НСОТ является рост уровня оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений соразмерно с повышением результативности их деятельности.

К основным условиям эффективности НСОТ в образовательных учреждениях относятся:

  • ? отказ от уравнительной системы оплаты труда, при которой педагогическим работникам с высокой результативностью и эффективностью деятельности определяется уровень заработной платы, соразмерный с заработной платой педагогов / преподавателей с низкой результативностью и эффективностью труда;
  • ? минимизация неэффективных затрат финансовых ресурсов и введение аутсорсинга на выполнение определенных работ в ОО другими организациями, специализирующимися в соответствующей сфере деятельности: клининговые компании по профессиональной уборке помещений и прилегающих к ним территорий, охранные предприятия, организация питания и др.;
  • ? оптимизация штатного расписания;
  • ? участие педагогического сообщества, коллегиальных органов управления, родительской общественности в формировании выплат стимулирующего характера;
  • ? коллегиальность принятия решений;
  • ? легитимность локальных нормативных актов образовательного учреждения.

Основной принцип НСОТ в ОО заключается в разделении фонда оплаты труда организации на базовую и стимулирующую части.

Базовая (гарантированная) часть заработной платы работника, установленная трудовым договором за выполнение им своих должностных обязанностей, включает: оклад (должностной оклад) / ставку заработной платы и компенсационные выплаты. Выплаты стимулирующего характера определяются соразмерно с эффективностью и качеством работы конкретного работника.

Размер и процедура расчета ФОТбаз и ФОТст определяются с учетом нормативных документов, регламентирующих разработку и реализацию НСОТ в ОО общего и профессионального образования.

Расчет ФОТоо для общеобразовательных организаций регламентируется соответствующим Постановлением Правительства РФ и Модельной методикой формирования НСОТ, согласно которой рекомендуемая величина стимулирующей части ФОТ оо составляет от 20% до 40%.

Процедура формирования ФОТоо для образовательных учреждений профессионального образования отражена в Единых рекомендациях:Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и Положении об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений». При этом для ОО среднего профессионального образования ФОТ ст не должна превышать 30% от ФОТ оо, для образовательных учреждений высшего образования объем средств на стимулирующие выплаты должен быть не менее 30% ФОТоо, формируемого за счет ассигнований федерального бюджета.

Кроме того, если иное не предусмотрено федеральными законами, определение выплат стимулирующего характера работникам ОО высшего образования может осуществляться на основе:средств, поступающих от приносящей доход деятельности по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета».

Согласно Постановлению Правительства РФ:размер оклада (должностного оклада) / ставки заработной платы работника» определяется руководителем бюджетного учреждения с учетом соответствующей профессиональной квалификационной группы, на основании требований к уровню квалификации и профессиональной подготовке, которые необходимы для выполнения конкретной деятельности. При этом принимаются во внимание сложность и объем реализуемой работы.

:Определение:профессиональных квалификационных групп работников системы образования осуществляется с учетом:Профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» и:Профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования». :Причем для работников высшего и дополнительного профессионального образования» устанавливаются профессиональные квалификационные группы, отличные от тех, которые распространяются на работников образовательных учреждений прочих уровней образования».

В:соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера работникам бюджетных учреждений:устанавливаются следующие выплаты компенсационного характера»»

  • ? :за тяжелую работу, связанную с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, отклоняющимися от предусмотренных требований; »
  • ? :в условиях, отклоняющихся от нормальных (совмещение профессий, сверхурочная работа, работа в ночное время и др.) »
  • ? :за работу в районах с особыми климатическими условиями (районные коэффициенты, коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера, южных районах Дальнего Востока и Восточной Сибири и др.) »
  • ? :за работу со сведениями особой секретности, с шифрами »

:Компенсационные выплаты определяются в процентном отношении к окладам (должностным окладам) / ставкам заработной платы с учетом соответствующих профессиональных квалификационных групп. Вместе с тем, если иное не установлено в нормативно-правовых актах (федеральных законах и указах Президента РФ), компенсационные выплаты определяются в абсолютных величинах

Размер и порядок назначения стимулирующих выплат работникам образовательных учреждений общего и профессионального образования устанавливаются в их коллективных договорах, локально-нормативных актах, соглашениях и утверждаются руководителем ОО. При этом стимулирующие выплаты должны назначаться не всем работникам, а лишь тем, кто достигает высоких результатов деятельности.

Однако, с целью исполнения указа Президента РФ о доведении средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего и профессионального образования до уровня не ниже среднего уровня (100% и более) заработной платы по экономике в соответствующем регионе, некоторые руководители ОО назначают стимулирующие выплаты всем работникам в качестве гарантированной части оплаты труда за добросовестное исполнение своих должностных обязанностей.

В подобной ситуации, отсутствие взаимосвязи между ростом уровня заработной платы педагогических работников и увеличением результативности их труда не способствует повышению, а в некоторых случаях ведет и к понижению, мотивации педагогического персонала к совершенствованию своей деятельности.

Вместе с тем, в послании Президента России Федеральному Собранию РФ отмечается необходимость установления выплат стимулирующего характера работникам государственных (муниципальных) организаций с учетом уровня их квалификации и вклада каждого сотрудника в повышение результативности деятельности конкретного бюджетного учреждения. Это свидетельствует о потребности формирования стимулирующих выплат, не включаемых в гарантированную (базовую) часть оплаты труда работников, устанавливаемых пропорционально результативности их деятельности и, тем самым, способствующих повышению эффективности и качества их труда.

В соответствии с:Планом мероприятий» («дорожной картой»):Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» с 2014 года» в ОО общего и профессионального образования организуется переход трудовых отношений с работниками на механизм эффективного контракта, призванный устранить существующие недостатки НСОТ в системе образования. Принимая во внимание сложность данной процедуры, в частности разработку измеримых показателей и критериев оценки качества деятельности учреждений социального обслуживания населения (в том числе образовательных учреждений), Минобрнауки России были сформированы Методические рекомендации по разработке показателей эффективности их деятельности.

В свою очередь, с учетом специфики системы общего и профессионального образования в различных субъектах РФ, органами исполнительной власти были разработаны нормативные акты, методические рекомендации, регламентирующие систему оплаты труда педагогических работников ОО, и примерные показатели и критерии эффективности деятельности их руководителей и работников. Данные показатели и критерии легли в основу разработки каждым образовательным учреждением собственной системы оценки эффективности деятельности работников в рамках перехода их трудовых отношений на механизм эффективного контракта.

Так, для общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга расчет оклада (должностного оклада) педагогических работников и ставки заработной платы рабочих ОО регламентируется законом Санкт-Петербурга "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга" и соответствующим Постановлением Правительства Санкт-Петербурга.

Расчет компенсационных выплат регламентируется законом Санкт-Петербурга "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга".

До перехода образовательных учреждений Санкт-Петербурга на механизм эффективного контракта педагогам общеобразовательных организаций устанавливались выплаты стимулирующего характера за качество их труда, процедура оценки которого регламентировалась соответствующим распоряжением Комитета по образованию и Разъяснениями к данному распоряжению.

В настоящее время, согласно Рекомендациям по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, стимулирующие выплаты педагогическим работникам ОО определяются с учетом результатов их труда и качества оказываемых ими государственных услуг. В связи с этим, каждое общеобразовательное учреждение должно разрабатывать свою систему оценки эффективности деятельности педагогического персонала, опираясь на Методические рекомендации, сформированные Минобрнауки России.

Применительно к педагогическим работникам образовательных учреждений среднего профессионального образования Санкт-Петербурга расчет должностного оклада регламентируется законом Санкт-ПетербургаО внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга"» и соответствующим Постановлением Правительства Санкт-Петербурга.

Расчет компенсационных выплат регулируется законом Санкт-ПетербургаО внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга"».

Размеры стимулирующих выплат педагогическим работникам ОО среднего профессионального образования Санкт-Петербурга устанавливаются локальными нормативными актами, коллективными договорами, дополнительными соглашениями на основе примерных показателей эффективности деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения, приведенных в соответствующих Методических рекомендациях.

В отличие от образовательных учреждений общего и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга процедура расчета заработной платы научно-педагогических работников высшей школы регламентируется лишь нормативной документацией федерального уровня (Едиными рекомендациями Российской:трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, Рекомендациями Министерства здравоохранения и социального развития РФ) и локальными нормативными актами соответствующих ОО, без учета специфики соответствующего субъекта РФ».

Основным отличием системы оплаты труда ОО высшего образования от образовательных учреждений общего и среднего профессионального образования является прямая зависимость заработной платы педагогического работника вуза от уровня его квалификации (ученой степени, ученого звания), в связи с чем, к минимальному размеру оклада (должностного оклада) преподавателя устанавливаются соответствующие повышающие коэффициенты.

Согласно Концепции:Долгосрочного социально-экономического развития РФ, совершенствование системы оплаты труда педагогов ОО общего и профессионального образования заключается в их мотивации к повышению эффективности и качества своей деятельности».

Модернизация НСОТ, связанная с введением механизма эффективного контракта с педагогическими работниками, способствует увеличению качества образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями потребителям (обучающимся, их родителям / законным представителям обучающихся, работодателям, государству). Помимо этого, переход ОО на механизм нормативного подушевого финансирования на основе государственного (муниципального) задания устанавливает требования к повышению качества реализации ООП, выполнение которых, в первую очередь, зависит от уровня эффективности и качества деятельности педагогических работников (в том числе, соответствия их работы ФГОС).

Оплата труда преподавателей – важный вопрос, от которого зависит не только материальное благополучие этих работников, но и уровень образования среди населения страны. Достойная оплата труда педагогических работников образовательного учреждения – необходимый материальный стимул, гарантия полноценного и эффективного труда работников системы образования.

С 2016 года действует новая система оплаты труда педагогических работников, установленная в рекомендациях Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.

Особенности оплаты труда педагогических работников

Работа преподавателей - регулярная деятельность, направленная на развитие и воспитание подрастающего поколения, подготовку кадров, повышение квалификации работников. Специфика такого труда заключается в следующем:

  • преобладание интеллектуальной деятельности;
  • творческий характер деятельности;
  • деятельность требует высокой эмоциональной включенности в процесс;
  • качество труда педагогического работника сложно оценить объективно;
  • труд учителя трудно стандартизировать;
  • общество предъявляет высокие требования к образованию, поведению и личным качествам педагогического работника.

Этими особенностями обусловлена система расчета зарплаты, принятая в образовательных учреждениях.

Периоды, включаемые в трудовую деятельность педагога

Главный критерий при расчете заработной платы - время, фактически затраченное на трудовую деятельность. Сюда включается:

  • осуществление преподавательской деятельности;
  • проверка домашних заданий;
  • классное руководство;
  • ведение отчетности;
  • участие в педсоветах;
  • периоды проведения аттестации;
  • обучение на курсах повышения квалификации.

Часто периоды каникул не совпадают с отпуском педагога. Но это время также считается рабочим. В такое время работник должен присутствовать на свое рабочем месте, и в пределах учебной нагрузки заниматься организационной и методической работой, оформлять классную комнату, повышать свою профессиональную квалификацию и т. д.

Законодательство устанавливает для педагогов сокращенную продолжительность рабочего времени: ставка составляет в среднем 36 часов в неделю. Для некоторых работников показатель еще ниже. Например, для старших воспитателей, инструкторам по физкультуре - 30 часов, для учителей, специализирующихся в сфере дефектологии и логопедии - 20 часов, воспитателям, работающим с детьми-инвалидами - 25 часов, музыкальным руководителям - 24 часа.

Педагог имеет право работать большее количество часов. Например, на 1,5 или 2 ставки. Однако работодатель должен учитывать: законодательство устанавливает верхний предел учебной нагрузки на работника. Например, преподаватели, занятые в учебных заведениях среднего профессионального образования не могут работать более 1440 часов в год, а преподаватели высших учебных заведений - более 900 часов.

Работники из числа профессорско-преподавательского состава вправе работать по совместительству на иных должностях или в другому учебном заведении. Для таких случаев законодательство также устанавливает ограничения. Допустимый объем учебной нагрузки в таком случае - половина максимальной учебной нагрузки для таких педагогов.

Из чего складывается зарплата педагогического работника?

Заработная плата педагога складывается из нескольких компонентов:

  • оплата по ставке за время, отработанное в течение месяца;
  • коэффициент за сложность учебной дисциплины;
  • коэффициент за квалификационную категорию работника;
  • доплаты за наличие государственных наград или почетного звания;
  • премии;
  • вознаграждения из фонда оплаты труда за достижение выдающихся результатов;
  • дополнительные выплаты, предусмотренные трудовым законодательством (отпуска, больничные и т. д.).

Стоит отметить, что оплата по ставке - это базовая часть оплаты труда педагогических работников, которая не может быть уменьшена ни при каких обстоятельствах. Сумму необходимо указать в трудовом договоре.

Повышающий коэффициент и его сумму должен устанавливать руководитель организации персонально для каждого сотрудника с учетом его профессиональных способностей и особенностей работы.

Выплаты производятся из Фонда оплаты труда образовательного учреждения. Их рассчитывает руководитель учебного заведения и фиксирует в локальном нормативно-правовом акте организации. Например, он может издать Положение об оплате труда педагогическим работникам.

Для определения базового размера зарплаты руководитель организации должен вычислить стоимость одного ученико-часа - стоимость занятий с одним учеником в течение часа.

Новая система оплаты труда педагогических работников

В настоящее время порядок оплаты труда педагогов регулируется Едиными рекомендациями, утвержденными 25. 12. 2015 г. Этот документ регулирует не только порядок оплаты труда педагогов, но и других сотрудников государственных и муниципальных учреждений. На него обязаны ориентироваться как сами учебные заведения, так и государственные органы, занимающиеся финансированием учебных заведений.

Цели документа

  • развитие кадрового потенциала внутри образовательных организаций;
  • повышение привлекательности профессии преподавателя;
  • увеличение заработной платы работников;
  • совершенствование системы оплаты труда.

Для этого документ регулирует порядок определения рабочего времени педагогов, особенности расчета зарплаты, условия, подлежащие включению в трудовой договор с работодателем.

Особенности применения документа на практике

Рассчитывая зарплату педагогов, необходимо учитывать некоторые требования нового документа:

  • при установлении фиксированного оклада работникам образования, работодатель должен ориентироваться на выполнение им трудовых обязанностей или нормы труда.
  • важно учитывать профессиональные квалификационные группы при определении оклада или ставки сотрудника;
  • работодатель может ориентироваться на уровень сложности трудовой деятельности работника, если его должность не включена в квалификационную группу;
  • работодатель должен применять компенсационные и стимулирующие выплаты в случаях установленных законодательством;
  • руководитель организации должен утверждать штатное расписание с учетом ставки каждого педагогического работника организации;
  • в случае введения на предприятии нового способа расчета заработной платы и сохранения трудовых обязанностей в прежнем объеме, зарплата педагога не должна уменьшиться.

Новый показатель при расчете заработной платы работников системы образования

Важное новшество в 2016 году - работодатель обязан рассчитывать зарплату с учетом среднемесячной зарплаты сотрудников, работающих в частных компаниях, а также на индивидуальных предпринимателей в конкретном субъекте РФ. Требование содержится в Постановлении правительства РФ от 14.09.2015 №973.

Правительство обязало Росстат рассчитать этот показатель и направить данные органам исполнительной власти в регионах России. А региональные власти со своей стороны должны учитывать данные Росстата во время планирования расходов на повышение зарплаты сотрудникам образовательных учреждений.

Важно помнить: законодательство запрещает понижать уровень заработной платы преподавателей. Таким образом, зарплата учителя в 2016 году не может быть ниже заработной платы в 2015 году. Единственный фактор, который может повлечь понижение зарплаты - уменьшение трудовой нагрузки. А ее увеличение станет фактором повышения заработной платы.

Если учебная нагрузка уменьшилась, работодателю не следует забывать о таком показателе, как минимальный размер оплаты труда. Сумма заработной платы не может быть ниже этого уровня.

Правильно составляем трудовой договор с педагогом

В целях правильного расчета зарплаты единые рекомендации требуют включать в трудовые договоры или дополнительные соглашения к ним, которые заключены с тренерами, учителями, педагогами дополнительного образования следующую информацию:

  • фактический объем учебной нагрузки;
  • размер ставки заработной платы;
  • сумма зарплаты, рассчитанная с учетом фактического объема учебной нагрузки;
  • факторы, влияющие на размер компенсационных выплат работнику;
  • объем и условия начисления стимулирующих выплат.

Исходя из этих требований, работодатель должен понимать: изменение учебной нагрузки и размера заработка возможно только через изменение трудового договора. Таким образом, локальное правовое регулирование оплаты труда педагогических работников возможно только после согласования с работником и с его письменного согласия.

Уменьшение учебной нагрузки на преподавателя возможно только в двух случаях: уменьшилось количество учеников или классов или количество часов на обучение.

Оплата труда педагогических работников по новым правилам - попытка власти улучшить положение этой категории сотрудников, сделать профессию привлекательной для молодежи и привлечь свежие кадры в образовательный процесс в стране. Эффективность новой системы покажет время.

Системы оплаты труда работников определяются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, разработанными в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом локальные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Оплата труда работников учреждений устанавливается на основе должностного оклада и выплат компенсационного, стимулирующего характера. В статье представим информацию по системе оплаты труда педагогических работников (за исключением должностей высшего и дополнительного профессионального образования), а также разберемся, какие виды компенсаций и других доплат им положены.

Согласно ч. 1 ст. 129 и ч. 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы.

Трудовые договора с педагогическими работниками согласно п. 1 Постановления N 583 должны предусматривать такие обязательные условия оплаты труда, как:

— размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, конкретно установленный за исполнение работником трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы);

— размеры выплат компенсационного характера (при выполнении работ с тяжелыми вредными и (или) опасными, иными особыми условиями, в условиях, отклоняющихся от нормальных, и др.);

— размеры выплат стимулирующего характера либо условия для их установления со ссылкой на локальный нормативный акт, регулирующий порядок осуществления выплат стимулирующего характера, если их размеры зависят от установленных в организации показателей и критериев.

Пунктом 2 Постановления N 583 предусмотрено, что при введении систем оплаты труда следует учитывать:

— Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;

— Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС);

— государственные гарантии по оплате труда (ст. 130 ТК РФ);

— перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемый Минздравсоцразвития;

— перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемый Минздравсоцразвития;

— примерные положения об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемые федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;

— мнение представительного органа работников.

Оклад и ставка

Оплата труда педагогических работников складывается из размера должностного оклада или ставки заработной платы, являющейся фиксированным размером оплаты труда за исполнение должностных обязанностей за календарный месяц либо за норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

При этом под фиксированными размерами оплаты труда педагогических работников, продолжительность рабочего времени которых составляет 30 или 36 часов в неделю, следует понимать размеры должностных окладов, устанавливаемых за исполнение должностных обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

Под фиксированными размерами оплаты труда педагогических работников, для которых предусмотрена не продолжительность рабочего времени, а норма часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, понимаются размеры ставок заработной платы за календарный месяц, предусмотренные по должностям за норму часов преподавательской работы (нормируемую часть педагогической работы), составляющую соответственно 18, 24 часа в неделю или 720 часов в год, либо норму часов педагогической работы, составляющую 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю.

Должностные оклады педагогическим работникам образовательных учреждений устанавливаются с учетом требований к профессиональной подготовке и наличия квалификационной категории, необходимой для соответствующей профессиональной деятельности, а также на основе отнесения должностей к профессиональной квалификационной группе.

К сведению. Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены приказами Минздравсоцразвития РФ N 216н и N 217н.

Ставка заработной платы определяется с учетом утвержденной Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075 продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогического работника в зависимости от того, какую должность он занимает и каковы особенности труда на этой должности.

То есть оклады (должностные оклады), ставки по квалификационным уровням рассчитываются на основе дифференциации должностей, включаемых в штатные расписания учреждений. Дифференциация осуществляется на основе оценки сложности трудовых функций, выполнение которых предусмотрено при занятии соответствующей должности, по профессии или специальности.

Отметим: необходимо, чтобы должности отвечали уставным целям учреждений и содержались в разд. "Квалификационные характеристики должностей работников образования" ЕКС.

Обратите внимание! Согласно Приказу Минфина РФ от 30.10.2008 N 120н "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, по виду экономической деятельности "Образование", п. 10 Постановления N 583 штатное расписание учреждения утверждается его руководителем и включает в себя все должности работников учреждения.

Здесь следует обратить внимание на основное отличие оплаты труда на основе ставок от оплаты труда исходя из оклада. Дело в том, что при выполнении с согласия работника педагогической работы сверх установленной нормы оплата его труда производится пропорционально количеству часов работы и установленной ему ставке в одинарном размере. Если же педагогическому работнику установлен оклад за определенную продолжительность рабочего времени, то привлечение его к работе сверх этой продолжительности нужно рассматривать как сверхурочную работу и оплату производить по соответствующим правилам.

Минобрнауки в Письме от 22.11.2011 N АФ-538/18 указало, что согласно примечанию о продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, утвержденной Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075, рост зарплаты путем увеличения учебной нагрузки сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы возможен только с согласия педагогических работников. Учителя общеобразовательных учреждений должны быть поставлены в известность об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой не позднее чем за два месяца. Кроме того, отмечено, что повышение средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений за счет увеличения педагогической нагрузки недопустимо.

Повышающий коэффициент

Положением об оплате труда работников учреждения может быть предусмотрено установление повышающего коэффициента к окладу (должностному окладу), ставке работников, имеющих ученую степень (кандидат, доктор наук), ученое звание (доцент, профессор), а также персонального повышающего коэффициента. Решение об установлении повышающих коэффициентов и их размерах принимается руководителем учреждения в отношении конкретного работника с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.

Персональный повышающий коэффициент к рекомендуемым окладам (должностным окладам), ставкам устанавливается работнику с учетом уровня его профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов. Такой коэффициент может быть установлен только на определенный период времени.

Компенсационные выплаты

В соответствии с п. 4 Постановления N 583 выплаты компенсационного характера устанавливаются педагогическим работникам по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ.

К сведению. Компенсационные выплаты не учитываются при исчислении иных стимулирующих или компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу.

Приказом Минздравсоцразвития РФ N 822 утверждены перечень выплат компенсационного характера и разъяснения о порядке их установления. К выплатам компенсационного характера относятся:

1) выплаты лицам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ). При этом необходимо провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н. Напомним, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в таких условиях по результатам аттестации рабочих мест определен Постановлением N 870 — не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда;

2) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146, 148 ТК РФ, Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"). Особенности оплаты труда в таких районах и местностях регламентируются ст. 313-317 ТК РФ;

3) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) (ст. 149-154 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время"). К выплатам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, наряду с перечисленными выше могут относиться выплаты за дополнительные трудозатраты, непосредственно связанные с обеспечением выполнения основных должностных обязанностей, в частности, по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами работ, не входящими в должностные обязанности работников (Письмо ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ от 19.09.2008 N 216 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений").

Напомним, что согласно п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196, на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе. За выполнение этих функций Постановлением Правительства РФ N 850 установлено ежемесячное вознаграждение в размере 1 000 руб.

Субсидия предоставляется бюджету субъекта РФ из расчета выплаты педагогу 1 000 руб. в месяц за классное руководство в классе с наполняемостью не менее установленной для учреждений соответствующими типовыми положениями либо в классе с наполняемостью не менее 14 человек. Для классов, наполняемость которых меньше установленной, размер финансирования (субсидии) уменьшается пропорционально численности обучающихся.

Напомним, что вознаграждение за выполнение функций классного руководителя включается в выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка (пп. "м" п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922).

Нормативными актами субъектов РФ могут устанавливаться повышенные надбавки. К примеру, согласно Постановлению администрации Красногорского муниципального района МО от 05.09.2012 N 2021/9 "Об утверждении Положений по оплате труда работников отраслей бюджетной сферы Красногорского муниципального района" за счет средств, предусмотренных на доплаты компенсационного характера за выполнение дополнительных работ, связанных с образовательным процессом и не входящих в круг основных обязанностей работника, устанавливаются доплаты в образовательных учреждениях, подведомственных управлению образования:

1) за классное руководство:

а) учителям 1-4-х классов — 15%;

б) учителям 5-11-х классов — 20%.

Доплата устанавливается в процентах к должностному окладу с учетом его повышения;

2) за проверку тетрадей:

а) учителям 1-4-х классов — 10%;

б) учителям 5-11-х классов за проверку письменных работ:

— по русскому языку и литературе — 15%;

— по математике и иностранному языку — 10%;

— по истории, химии, физике, биологии, географии, черчению — 5%.

Решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района МО от 26.12.2011 N 461/32 "Об установлении системы оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений Наро-Фоминского муниципального района" установлены доплаты и надбавки в размере 15% фонда оплаты труда педагогических работников, в том числе:

— за проверку тетрадей;

— за заведование кабинетом;

— за классное руководство;

— за заведование мастерскими;

— за внеклассную работу по физкультуре;

— за каждый рабочий компьютер;

— за заведование пришкольным участком;

— иные выплаты, установленные локальным актом учреждения.

К компенсационным выплатам также относятся надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны"), но педагогическим работникам они не выплачиваются.

Кроме того, следует знать, что помимо компенсационных выплат, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами, работодатели в рамках указанного выше перечня вправе устанавливать в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах иные виды выплат компенсационного характера (п. 6 Разъяснений N 822). При этом размеры и условия осуществления таких выплат должны быть конкретизированы в трудовых договорах работников.

Стимулирующие выплаты

В соответствии с п. 5 Постановления N 583 размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников. При этом стимулирующие выплаты вводятся для обеспечения решения задач, связанных с совершенствованием кадрового потенциала, повышением эффективности педагогического труда и качества образования. Такие выплаты осуществляются в пределах стимулирующей части фонда оплаты труда.

— за интенсивность и высокие результаты работы;

— за качество выполняемых работ;

— за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

— премиальных по итогам работы.

Стимулирующая надбавка за интенсивность и высокие результаты работы устанавливается педагогическим работникам, в частности, за достижение учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом, стабильность и рост качества обучения; подготовку призеров олимпиад, конкурсов различного уровня; проведение уроков высокого качества; участие педагога в методической работе (конференции, семинары, методические объединения); снижение (отсутствие) пропусков учащимися уроков без уважительной причины; высокий уровень исполнительской дисциплины (подготовка отчетов, заполнения журналов, ведения личных дел); отсутствие дисциплинарных, административных взысканий.

Стимулирующая надбавка за качество выполнения работ может быть установлена работникам за наличие почетного звания. Такая надбавка устанавливается работникам учреждений по основной должности при условии соответствия почетного звания профилю учреждения или педагогической деятельности работника и выплачивается за фактически отработанное время. При наличии у работника двух почетных званий стимулирующая выплата устанавливается только по одному основанию.

Премирование работников учреждения производится в пределах средств, предусмотренных на оплату труда за общие результаты труда по итогам работы за установленный период. Периодичность выплаты (месяц, квартал, полугодие, год) устанавливается коллективным договором или иным локальным нормативным актом учреждения.

При премировании по общему правилу учитываются успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде (отсутствие замечаний со стороны руководителя); достижение и превышение плановых и нормативных показателей работы; инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда; своевременность и полнота подготовки отчетности. Конкретный перечень критериев оценки деятельности работников устанавливается коллективным договором или локальным нормативным актом учреждения.

Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя образовательного учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников, а также в пределах средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников.

Материальная помощь

Работникам образовательных учреждений может оказываться и материальная помощь. Условия ее выплаты должны быть установлены локальными нормативными актами таких учреждений. При этом решение об оказании материальной помощи работнику и ее конкретных размерах принимают руководители образовательных учреждений на основании письменного заявления работника.

Порядок и условия почасовой оплаты труда педагогических работников.

1. Почасовая оплата труда учителей, преподавателей и других педагогических работников Учреждения применяется при оплате:

за часы, выполненные в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей, преподавателей и других педагогических работников, продолжавшегося не свыше двух месяцев;

при оплате за педагогическую работу специалистов предприятий, учреждений и организаций (в т.ч. из числа работников органов управления образованием, методических и учебно-методических кабинетов), привлекаемых для педагогической работы в Учреждение;

при оплате за часы преподавательской работы в объеме 300 часов в год в другом образовательном учреждении (в одном или нескольких) сверх учебной нагрузки, выполняемой по совместительству на основе тарификации.

2.Размер оплаты за один час указанной педагогической работы определяется путем деления месячного должностного оклада педагогического работника за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов, установленного по занимаемой должности.

Среднемесячное количество рабочих часов определяется путем умножения нормы часов педагогической работы в неделю, установленной за должностной оклад педагогического работника, на количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделе), а затем на 12 (количество месяцев в году).

3. Оплата труда за замещение отсутствующего учителя (преподавателя), если оно осуществлялось свыше двух месяцев, производится со дня начала замещения за все часы фактической преподавательской работы на общих основаниях с соответствующим увеличением недельной (месячной) учебной нагрузки путем внесения изменений в тарификацию. (Ст. 54 закон «Об Образовании»).

Понятие заработной платы. Правовое регулирование заработной платы.

Определение - оплата труда, заработная плата.

Оплата труда – система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями и трудовыми договорами.

Заработная плата- вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, качества. Количества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсирующего и стимулирующего характера.

Минимальная заработная плата. Единая тарифная сетка. Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей, оплачиваемых по дополнительному договору.

Минимальная заработная плата – определение. Единая тарифная сетка (ЕТС) – определение.

Минимальная заработная плата минимальный размер оплаты труда, МРОТ - официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любой формы собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты. Значение минимальной заработной платы не всегда привязано к величине прожиточного минимума. Оно определяется в каждый период времени финансовыми возможностями государства, периодически изменяется.

Единая тарифная сетка РФ - система разрядов, служащая для определения правильных соотношений между оплатой труда и квалификационным уровнем работы работников бюджетной сферы. ЕТС содержит в себе 18 разрядов и таким образом делит все виды работ, выполняемых в организациях, на 18 «видов», зависящих от сложности и квалификации. В ЕТС не входят должности высших государственных служащих (министры, зам министров). ЕТС введена постановлением РФ от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда бюджетной сферы на основе Единой Тарифной Сетки»

«Единой» ЕТС также не является, так как заработная плата реально зависит от места работы (напр., работники районной администрации и системы образования с одинаковыми тарифными разрядами могут получать в 2-3 раза различающуюся заработную плату). В некоторых случаях различные надбавки («за выслугу лет», «за напряженность труда», «за работу с секретными материалами») в десять и более раз превышают тарифные ставки, установленные ЕТС. Заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения.

(Статья 55 закон « Об Образовании»)

Права работников образовательных учреждений, их социальные гарантии и льготы
1. Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства.
2. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменном форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику.
3. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников.
4. При исполнении профессиональных обязанностей преподаватели имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников.
5. Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени, а также минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска устанавливаются Кодексом законов о труде Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой помощи. Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.
6. Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре (контракте), ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида.
7. Педагогический работник образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющий ученую степень по соответствующей специальности, имеет право безвозмездно читать учебный курс, параллельный существующему. Руководство образовательного учреждения обязано создать для этого необходимые условия.
8. Педагогическим работникам образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере полутора минимальных размеров оплаты труда - в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, в размере одного минимального размера оплаты труда - в других образовательных учреждениях. Сумма выплаченной денежной компенсации налогообложению не подлежит.

9. На педагогических работников образовательных учреждений, удаленных от городских центров и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами управления образованием, распространяются льготы, предусмотренные в данной местности для специалистов сельского хозяйства.
10. На выпускников педагогических образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, других специалистов, прибывших на работу в сельские образовательные учреждения, распространяются условия и порядок выдачи единовременного пособия на хозяйственное обзаведение, устанавливаемые для специалистов, окончивших сельскохозяйственные образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования.
11. На работников учебных и научных лабораторий, учебно- производственных, производственных мастерских (цехов) и учебных хозяйств учреждений, предприятий и организаций системы образования распространяются льготы и преимущества, устанавливаемые для работников соответствующих производств.
12. На занятых на работах с осужденными работников образовательных учреждений и учебно-консультационных пунктов, которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, распространяются порядок и условия установления пенсии в связи с особыми условиями труда, предусмотренные для занятых на работах с осужденными работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

В этой статье рассмотрим, из каких частей состоит заработная плата работников учреждений образования, как определяются размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера. В каждом учреждении будет действовать система оплаты труда со своими подходами к оценке труда работников, структуре штатного расписания, установлению окладов.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.

Системы оплаты труда, размеры ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются работникам коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждений, трудовыми договорами (ст. 135 ТК РФ).

Руководителем образовательного учреждения в пределах имеющихся средств на оплату труда работников самостоятельно определяются размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования без ограничения их максимальными размерами.

Таким образом, заработная плата работников образовательных учреждений состоит из окладов (должностных окладов), тарифных ставок, компенсационных и стимулирующих выплат.

Основная часть заработной платы

Основной частью заработной платы работников учреждений образования является оклад (ставка, должностной оклад), размер которого устанавливается руководителем учреждения по соответствующим профессионально-квалификационным группам с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации (п. 12 Положения N 1600 <1>).

Приказ Минобрнауки России от 17.11.2008 N 1600 “Об утверждении примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений по видам экономической деятельности“.

Напомним, что Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н. Например, должности работников учебно-вспомогательного персонала подразделены на два уровня: к первому относятся должности вожатого, помощника воспитателя, секретаря учебной части, ко второму - должности дежурного по режиму, младшего воспитателя, диспетчера образовательного учреждения, старшего дежурного по режиму.

Профессиональная квалификационная группа должностей педагогических работников состоит из четырех квалификационных уровней.

Профессиональная квалификационная группа должностей руководителей структурных подразделений имеет три квалификационных уровня.

Для учреждений высшего и дополнительного профессионального образования Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 217н утверждены иные Профессиональные квалификационные группы должностей работников. Они также подразделяются на уровни. Например, профессиональные квалификационные группы должностей работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала разбиты на три квалификационных уровня, а должностей профессорско-преподавательского состава и руководителей структурных подразделений разделены на шесть квалификационных уровней.

Кроме того, Приказами Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 утверждены Профессиональные квалификационные группы общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих (N 247н), Профессиональные квалификационные группы общеотраслевых профессий рабочих (N 248н).

Работникам, для которых установлена продолжительность рабочего времени, оплата труда осуществляется на основе должностных окладов, а педагогическим работникам, для которых установлены нормы часов за ставку, - на основе ставок заработной платы.

В соответствии с п. 1 Приложения к Постановлению Правительства РФ N 191 <2> оклад выплачивается педагогическим работникам при отработке следующей определенной для них продолжительности рабочего времени.

Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников“.

рабочего времени ¦

36 часов в неделю ¦работникам из числа профессорско-преподавательского

¦состава образовательных учреждений высшего

И образовательных

¦учреждений дополнительного профессионального

¦образования (повышения квалификации) специалистов

¦старшим воспитателям дошкольных образовательных

¦учреждений и образовательных учреждений

¦дополнительного образования детей

¦педагогам-психологам, методистам (старшим

¦методистам), социальным педагогам, педагогам-

¦организаторам, мастерам производственного обучения,

¦старшим вожатым, инструкторам по труду образовательных

¦учреждений

¦руководителям физического воспитания образовательных

¦учреждений начального профессионального и среднего

¦профессионального образовани

¦преподавателям-организаторам (основ безопасности

¦жизнедеятельности, допризывной подготовки)

¦общеобразовательных учреждений, учреждений начального

¦профессионального и среднего профессионального

¦образования

¦инструкторам-методистам (старшим инструкторам-

¦методистам) образовательных учреждений дополнительного

¦образования детей спортивного профиля

30 часов в неделю ¦старшим воспитателям образовательных учреждений

¦(кроме дошкольных образовательных учреждений и

¦образовательных учреждений дополнительного

¦образования детей

Ставка заработной платы выплачивается при выработке установленной нормы часов преподавательской работы следующим работникам учреждений образования (п. 2 Приложения к Постановлению Правительства РФ N 191).

Норма часов ¦

18 часов в неделю ¦учителям 5 - 11 (12) классов общеобразовательных

¦учреждений (в том числе кадетских школ),

¦общеобразовательных школ-интернатов (в том числе

¦кадетских школ-интернатов), образовательных

¦учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся

¦без попечения родителей, специальных

¦(коррекционных) образовательных учреждений

¦для обучающихся (воспитанников) с отклонениями

¦в развитии, оздоровительных образовательных

¦учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся

¦в длительном лечении, специальных учебно-

¦воспитательных учреждений открытого и закрытого

¦типа, образовательных учреждений для детей

¦дошкольного и младшего школьного возраста,

¦образовательных учреждений для детей, нуждающихся

¦в психолого-педагогической и медико-социальной

¦помощи, межшкольных учебных комбинатов, учебно-

¦производственных мастерских

¦преподавателям педагогических училищ

¦и педагогических колледжей

¦преподавателям специальных дисциплин 1 - 11 (12)

¦классов музыкальных, художественных

¦общеобразовательных учреждений

¦преподавателям 3 - 5 классов школ общего

¦образования с пятилетним сроком обучения, 5 - 7

¦классов школ искусств с семилетним сроком обучения

¦(детских музыкальных, художественных,

¦хореографических и других школ), 1 - 4 классов

¦детских художественных школ и школ общего

¦художественного образования с четырехлетним сроком

¦обучения

¦педагогам дополнительного образования

¦тренерам-преподавателям (старшим тренерам-

¦преподавателям) образовательных учреждений

¦дополнительного образования детей спортивного

¦профиля

¦учителям иностранного языка дошкольных

¦образовательных учреждений

20 часов в неделю ¦учителям 1 - 4 классов общеобразовательных

¦учреждений

24 часа в неделю ¦преподавателям 1 - 2 классов школ общего

¦музыкального, художественного, хореографического

¦образования с пятилетним сроком обучения, 1 - 4

¦классов детских музыкальных, художественных,

¦хореографических школ и школ искусств с семилетним

¦сроком обучения

720 часов в год ¦преподавателям учреждений начального и среднего

¦профессионального образования

При выработке установленной нормы часов педагогической работы выплачивается ставка заработной платы следующим работникам учреждений образования.

Норма часов ¦

20 часов в неделю ¦учителям-дефектологам и учителям-логопедам

24 часа в неделю ¦музыкальным руководителям и концертмейстерам

25 часов в неделю ¦воспитателям образовательных учреждений, работающим

¦непосредственно в группах с обучающимися

¦(воспитанниками), имеющими ограниченные возможности

¦здоровья

30 часов в неделю ¦инструкторам по физической культуре, воспитателям

¦в школах-интернатах, детских домах, группах

¦продленного дня общеобразовательных учреждений,

¦в пришкольных интернатах

36 часов в неделю ¦воспитателям дошкольных образовательных учреждений,

¦дошкольных групп общеобразовательных учреждений

¦и образовательных учреждений для детей дошкольного

¦и младшего школьного возраста, учреждений

¦дополнительного образования детей и учреждений

¦начального профессионального и среднего

¦профессионального образования

Следует обратить внимание на основное отличие оплаты труда на основе ставок от оплаты труда исходя из оклада.

При выполнении с согласия работника педагогической работы сверх установленной нормы или меньше установленной нормы, оплата его труда производится пропорционально количеству часов педагогической работы и установленной ему ставке заработной платы.

Если педагогическому работнику установлен оклад за определенную продолжительность рабочего времени, то привлечение его к работе сверх этой продолжительности нужно рассматривать как сверхурочную и оплату производить по правилам оплаты сверхурочной работы.

Руководитель образовательного учреждения на основе расчетов и в пределах средств, предусмотренных на оплату труда работников, самостоятельно определяет размеры повышающих коэффициентов к окладам (ставкам) по ПКГ для соответствующих квалификационных уровней.

В Рекомендациях N 425н <3> сказано, что размеры повышающих коэффициентов к минимальным окладам по соответствующим профессиональным квалификационным группам следует рассчитывать на основе дифференциации типовых должностей, включаемых в штатное расписание, соответствующих уставным целям учреждений и содержащихся в определенных разделах Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Повышающий коэффициент к минимальному окладу (ставке) по соответствующим профессиональным квалификационным группам может быть установлен работнику с учетом уровня его профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, стажа работы в учреждении и других факторов.

Рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителя средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 N 425н.

При установлении окладов (ставок, должностных окладов) могут использоваться минимальные оклады (базовые), утвержденные главными распорядителями.

Например, Постановлением Правительства Нижегородской области N 468 <4> утверждены базовые оклады в зависимости от профессиональной квалификационной группы с учетом повышающих коэффициентов.

Постановление Правительства Нижегородской области от 15.10.2008 N 468 “Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Нижегородской области, а также иных государственных учреждений Нижегородской области, учредителем которых является Министерство образования Нижегородской области“.

Профессиональная квалификационная ¦ Повышающий ¦ Минимальный

группа ¦ коэффициент ¦ оклад, руб.

¦ по должности ¦

Должности работников ¦ - ¦ 2 704

первого уровня ¦ ¦

Должности работников ¦ ¦

учебно-вспомогательного персонала ¦ ¦

второго уровня ¦ ¦

1 квалификационный уровень ¦ 1,0 ¦ 2 900

2 квалификационный уровень ¦ 1,05 ¦ 3 050

Должности педагогических работников ¦ ¦

1 квалификационный уровень ¦ 1,0 ¦ 3 360

2 квалификационный уровень ¦ 1,10 ¦ 3 700

3 квалификационный уровень ¦ 1,16 ¦ 3 900

4 квалификационный уровень ¦ 1,22 ¦ 4 100

Должности руководителей структурных ¦ ¦

подразделений ¦ ¦

1 квалификационный уровень ¦ 1,0 ¦ 4 500

2 квалификационный уровень ¦ 1,04 ¦ 4 700

3 квалификационный уровень ¦ 1,09 ¦ 4 900

Должности работников высшего и дополнительного профессионального

образования

Работники ¦ ¦

административно-хозяйственного ¦ ¦

и учебно-вспомогательного персонала ¦ ¦

1 квалификационный уровень ¦ 1,0 ¦ 5 600

2 квалификационный уровень ¦ 1,05 ¦ 5 900

3 квалификационный уровень ¦ 1,13 ¦ 6 300

Профессорско-преподавательский ¦ ¦

состав и руководители структурных ¦ ¦

подразделений ¦ ¦

1 квалификационный уровень ¦ 1,0 ¦ 7 000

2 квалификационный уровень ¦ 1,14 ¦ 8 000

3 квалификационный уровень ¦ 1,29 ¦ 9 000

4 квалификационный уровень ¦ 1,43 ¦ 10 000

5 квалификационный уровень ¦ 1,57 ¦ 11 000

6 квалификационный уровень ¦ 1,71 ¦ 12 000

Минимальные оклады (ставки) работников учреждений образования Нижегородской области по профессиональным квалификационным группам устанавливаются в размере не ниже соответствующих минимальных окладов, утвержденных Правительством Нижегородской области.

Приказом Минобразования Омской области от 10.11.2008 N 30 для педагогических работников бюджетных образовательных учреждений среднего профессионального образования установлены, в частности, следующие рекомендуемые размеры окладов (должностных окладов), ставок.

Квалификационный уровень ¦ (оклада), ставки педагогического

¦ работника, руб.

2 квалификационный уровень ¦ 3800

3 квалификационный уровень ¦ 3900

4 квалификационный уровень ¦ 4000

Для работников учебно-вспомогательного персонала 1 квалификационного уровня установлен оклад (должностной оклад) в размере 3100 руб.

Администрация Тульской области в Постановлении от 11.06.2008 N 334 “Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Тульской области“ пошла по еще более простому пути: ею утверждена базовая единица для определения окладов в размере 2300 руб. Формирование окладов (должностных окладов) производится на основе базовой единицы, базовых и повышающих коэффициентов, устанавливаемых в зависимости от уровня образования и специфики работы.

Как видим, размеры окладов в субъектах РФ различаются.

Компенсационные выплаты

Выплаты компенсационного характера устанавливаются в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы или в абсолютных размерах, если иное не утверждено федеральными законами или указами Президента РФ. Они не образуют новый оклад и не учитываются при исчислении иных стимулирующих или компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу.

Перечень выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и Разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822. В соответствии с этим документом к компенсационным выплатам относятся:

а) выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ), установленные целым рядом государственных нормативных актов;

б) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148 ТК РФ) (районные коэффициенты, северная надбавка);

в) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. ст. 149 - 151 ТК РФ), при выполнении работ различной квалификации (ст. 150 ТК РФ), совмещении профессий (должностей) (ст. 151 ТК РФ), сверхурочной работе (ст. 152 ТК РФ), работе в ночное время (ст. 151 ТК РФ) и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 149 ТК РФ):

Надбавки за квалификационную категорию по отдельным должностям работников;

Надбавки за ученую степень. Согласно п. 5 ст. 30 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании“ научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в следующих размерах: 40% - за должность доцента; 60% - за должность профессора; 3000 руб. - за ученую степень кандидата наук; 7000 руб. - за ученую степень доктора наук;

Надбавки за классность водителям автотранспортных средств;

Доплаты за совмещение профессий (должностей), а также расширение зон обслуживания;

Доплаты за сверхурочную работу и работу в праздничные и выходные дни;

Надбавки за ненормируемый рабочий день;

Надбавки за руководство бригадой;

Доплаты за знание и применение в работе иностранных языков;

г) надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами (Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 “О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны“):

Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе;

Процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) сотрудников структурных подразделений организации по защите государственной тайны.

Нормативными актами исполнительных органов субъектов РФ утверждаются размеры компенсационных выплат в качестве рекомендуемых, которые используются учреждениями образования этих субъектов при разработке положений об оплате труда.

Например, Постановлением Правительства Нижегородской области N 468 утверждены, в частности, следующие размеры компенсационных выплат.

¦ Размер выплат

Перечень оснований ¦ от минимального оклада

¦ по должности (%)

За работу в учреждениях, расположенных ¦25

в сельских населенных пунктах, а также за ¦

границами населенных пунктов (для учреждений ¦

круглогодичного действия) ¦

За работу в учреждениях, не имеющих бытовых ¦10

коммуникаций (водопровода, центрального ¦

отопления, канализации и др.) ¦

За работу в специальных (коррекционных) ¦15 - 20

образовательных учреждениях (отделениях, ¦

классах, группах) для обучающихся, ¦

воспитанников с ограниченными возможностями ¦

здоровья (в том числе с задержкой ¦

психического развития); в оздоровительных ¦

образовательных учреждениях санаторного типа ¦

(классах, группах) для детей, нуждающихся ¦

в длительном лечении ¦

За работу в специальных учебно-воспитательных¦

учреждениях для детей и подростков ¦

с девиантным поведением: ¦

Медицинским работникам; ¦30

Педагогическим и другим работникам ¦15 - 20
За работу в общеобразовательных школах- ¦15

интернатах, за интернатный цикл обучения ¦

на базе училища олимпийского резерва ¦

За работу в ночное время, за каждый час ¦не менее 20

работы в ночное время (в период с 22.00 ¦

За привлечение работника к работе ¦

в установленный ему графиком выходной ¦

или нерабочий праздничный день: ¦

Работникам, труд которых оплачивается ¦не менее двойной часовой

по часовым или дневным ставкам; ¦или дневной ставки

Работникам, получающим месячный оклад ¦не менее одинарной часовой

¦или дневной ставки сверх

¦оклада, если работа

¦в выходной и нерабочий

¦праздничный день

¦производилась в пределах

¦месячной нормы рабочего

¦времени, и в размере

¦не менее двойной часовой

¦или дневной ставки сверх

¦оклада, если работа

¦производилась сверх

¦месячной нормы

За классное руководство (руководство ¦

группой): ¦

Учителям 1 - 4 классов; ¦15

Учителям 5 - 11 классов ¦20

Преподавателям учреждений начального ¦20

и среднего профессионально образования ¦

Стимулирующие выплаты

Такие выплаты направлены на стимулирование работника к качественному выполнению работы и являются поощрением за результаты труда. На стимулирующие выплаты учреждениями направляется не менее 30% от средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и Разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818. Указанный Перечень включает следующие виды выплат:

За интенсивность и высокие результаты работы. Эти выплаты предполагают поощрение работника за участие в течение рассматриваемого периода в выполнении важных работ, мероприятий (подготовка к российским, окружным, областным мероприятиям; разработка образовательных проектов, программ); за особый режим работы (реализация программ профилактического и оздоровительного характера с детьми, требующими повышенного внимания, и т.д.); за организацию и проведение мероприятий, направленных на повышение авторитета и имиджа учреждения среди населения;

За качество выполняемых работ. Выплаты за качество предполагают поощрение работника за успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей; за инициативу, творчество и применение в работе современных форм, методов и содержания организации труда; за качественную подготовку и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения;

За стаж непрерывной работы, выслугу лет. Такие выплаты стимулируют работников к продолжительной работе в учреждении;

Премиальные по итогам работы.

Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Перечисленные выше виды выплат стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Поэтому внутренние нормативные документы подлежат согласованию с вышестоящим органом.

Для образовательных учреждений, находящихся в ведении Рособразования, примерные показатели стимулирования работников образовательных учреждений утверждены следующими Приказами Рособразования от 28.11.2008:

N 1761 “Об утверждении примерных показателей стимулирования работников федеральных государственных образовательных учреждений, реализующих основные программы общего образования, подведомственных Федеральному агентству по образованию, за количество и качество труда“;

N 1763 “Об утверждении примерных показателей стимулирования работников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, подведомственных Рособразованию, за количество, интенсивность и качество труда“;

N 1769 “Об утверждении примерных показателей стимулирования работников государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Рособразованию, за количество, интенсивность и качество труда“;

N 1771 “Об утверждении примерных показателей стимулирования работников государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей, государственных образовательных учреждений, федеральных государственных учреждений, государственного учреждения культуры, подведомственных Рособразованию, за количество и качество труда“;

N 1775 “Об утверждении примерных показателей стимулирования работников государственных образовательных учреждений специальных профессиональных училищ, подведомственных Федеральному агентству по образованию, за количество и качество труда“.

Обратите внимание! Указом Президента РФ от 04.03.2010 N 271 “Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации“ Рособразование упразднено, его функции переданы Минобрнауки.

Конкретные показатели стимулирования работников за количество, интенсивность и качество труда разрабатываются и утверждаются каждым образовательным учреждением самостоятельно. Размеры стимулирующих выплат рекомендуется устанавливать в процентном отношении к окладам (ставкам) по соответствующим квалификационным уровням ПКГ или в абсолютных размерах.

Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также в пределах средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников.

И.Зернова

Редактор журнала

“Бюджетные учреждения образования:бухгалтерский учет и налогообложение“



Понравилась статья? Поделитесь ей