Контакты

Анализ стихотворения "Выхожу один на дорогу". Анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу" Лермонтова М.Ю Выхожу один я на дорогу основная тема

Поэт Михаил Лермонтов вошел в истории русской литературы как автор многочисленных лирических стихотворений, романтических поэм и даже прозаических текстов. Предлагаем познакомиться с анализом «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова, одним из наиболее популярных стихотворений поэта.

План анализа

Чтобы проанализировать поэтический текст со всех сторон, следует придерживаться следующего плана:

  • Название произведения и автор.
  • История создания, интересные факты о стихотворении.
  • Ключевые темы поэтического текста.
  • Идея и основная мысль. Раскрывая этот пункт плана, следует указать, что именно автор хотел донести до своих читателей, иначе, с какой целью создан текст.
  • Основные художественные приемы, используемые поэтом: тропы, особенности построения предложений, риторические вопросы.
  • Композиция. Следует ответить на вопросы, какие структурные части имеются в поэтическом тексте, как автору удается добиться целостности и единства. Подчинено ли композиционное построение стихотворения выражению авторской мысли.
  • Образ лирического героя.
  • В качестве итога следует указать, принадлежит ли текст определенному направлению в литературе и почему, какой его жанр, какие черты указывают на принадлежность определенному жанру.

Именно этот план поможет провести глубокий анализ «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова и любого другого поэтического текста. При необходимости пункты можно менять местами.

Основные сведения

Анализ «Выхожу 1 я на дорогу» Лермонтова начнем с краткого описания истории создания. Поэтический текст был написан в 1841 году, незадолго до смерти автора и представляет собой итог его исканий и размышлений. Первая публикация в журнале «Отечественные записки» двумя годами позже. Известен факт - Одоевский преподнес в дар Лермонтову записную книжку, чтобы он полностью заполнил ее стихами. После смерти поэта данный блокнот был обнаружен, среди прочих в нем содержалось рассматриваемое стихотворение.

Тематика

Продолжить анализ текста М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» следует определением темы, то есть того, о чем говорится в нем. На первый взгляд, все просто - лирический герой наслаждается великолепием ночной природы, небом и звездами, и это наводит его на невеселые размышления. Он сам задает себе вопросы и не может найти ответа на них, ему хорошо наедине с миром природы и совсем не хочется возвращаться в общество людей. Герой разочарован и не ждет «от жизни ничего».

Идея и основная мысль

При анализе «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова обязательно необходимо рассмотреть, какие идеи затрагивал поэт. Прежде всего, это одиночество, в целом присущее лирике автора, вот почему в тексте появляется образ пустыни. Именно в данном произведении мотив грусти звучит особенно сильно. Лирический герой устал от вечной борьбы, жаждет «свободы и покоя», он чувствует свою близость к природе.

Звучит в стихотворении и тема судьбы. Так, лирический герой уверен, что его жизненный путь уже предопределен. Можно отметить и отголоски темы неизвестности, именно поэтому дорога, на которую вышел герой, покрыта туманом - персонаж не знает, что ожидает его впереди.

В столь небольшом произведении поэт сумел раскрыть важнейшие темы, которые волновали его всю жизнь. Это ли не образец подлинного мастерства.

Поэтика текста

Следующий шаг при анализе стихотворения М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» - определение тех приемов, которые помогают писателю выразить свои идеи:

  • Яркие образные эпитеты: «кремнистый путь», «темный дуб», «холодный сон могилы».
  • Олицетворения и метафоры: «пустыня внемлет богу», «звезда говорит», «спит земля».
  • Риторические вопросы. Герой на фоне потрясающего великолепия природы задается вопросами, ответы на которые дать он не в состоянии.
  • Анафора: одинаковое начало строк словами «я», «чтоб» - это усиливает содержание.
  • Обилие восклицательных предложений говорит о душевном надрыве лирического персонажа, который с болью говорит о своем состоянии.

Поэт обращается к символу дороги, которая в тексте - не только непосредственно тропа, но и жизненный путь лирического персонажа, по которой он бредет.

Музыкальность и плавность текста достигается использованием перекрестной рифмы: АВАВ. Размер стиха - пятистопный хорей, женские и мужские рифмы чередуются.

Особенности композиции

Композиция стихотворения достаточно стройная и подчинена единой логике:

Начало текста - возвышенная лексика, используя которую, автор описывает открывшееся взору лирического героя великолепие ночи. Интонации в этой части также торжественные.

Мотив обреченности и одиночества возрастает за счет риторических вопросов, которые звучат во второй части второй строфы. Состояние лирического героя - угнетенное, подавленное - противопоставляется окружающей его природе, в которой царит гармония. Именно поэтому для описания персонажа выбраны по большей части вопросительные предложения, а говоря о природе, поэт использует повествование.

Следующая часть «Выхожу один я на дорогу» М. Лермонтова - попытка лирического героя разобраться в собственном внутреннем мире, он сам дает ответ на свои вопросы и формулирует жизненную позицию. Он хочет избавиться от внутреннего конфликта и насладиться свободой и покоем. При этом мотива смерти в тексте нет, герой жаждет жизни, но совершенно иной.

Наконец, последние строфы произведения - формулировка идеальной, с точки зрения поэта, жизни - в единении с природой и подальше от мирской суеты.

Одним из самых ярких и проникновенных лирических произведений Михаила Лермонтова является его стихотворение «Выхожу один я на дорогу», созданное в 1841 году, буквально накануне трагической гибели поэта на дуэли. Появившись на свет уже после выпуска единственного прижизненного сборника поэзии, оно стало своеобразным итогом, вершиной его поэтического творчества. Её завершающий этап проходил под девизом переосмысления жизненных ценностей и подведения итогов, осознания неизбежности своей судьбы. В то время Лермонтов, по сведениям очевидцев, находился в состоянии прострации и отстраненности от всего вокруг него происходящего, считая свою судьбу уже предрешенной. Достойным завершением своего жизненного пути он считал смерть на поле боя, и даже сам искал какой-либо повод, чтобы побыстрее встретить свою кончину.

Главная тема стихотворения

В такой нелегкий для поэта жизненный период и создается стихотворение «Выхожу один я на дорогу», жанр которого лирический монолог, а основная тема - острое чувство личного одиночества, легкой и светлой грусти о прошедших важных и знаковых событиях, не оставивших в душе поэта никакого следа, легкая задумчивость и размышления о прожитой жизни. Настроение стихотворения пропитано печалью и медитацией о смысле жизни, поэт изображает себя как усталого странника, бесцельно бредущего по ночной дроге в неизвестном направлении. Описание окружающей странника природы призвано лишний раз подчеркнуть одиночество героя, его обособленность от всего мира, душевные переживания и терзания: в ночном небе даже «звезда с звездою говорит», а герою даже поговорить не с кем, он один в этом мире и ему некому излить свои душевные переживания.

Композиция произведения разделена на две противоположные по чувствам части: первая — это лирическое описание незамысловатой, но безусловно величественной и великолепной природы южной ночи, наполненной миром, спокойствием и гармонией «Ночь тиха, пустыня внемлет Богу», вторая часть раскрывает нам чувства и душевные переживания героя, полного отчаяния и тоски, раздираемого мучительными вопросами, на которые он и сам не знает ответа. Финал произведения созвучен началу: герой стремиться обрести покой в единении с природой, её красота успокаивает его душевные раны и придает ему сил идти дальше. В произведении используется контрастное противопоставление спокойствия и умиротворения ночной природы с душевными терзаниями героя, который уже ничего не ждет от жизни и разучился получать удовольствие от самых простых жизненных радостей.

Беспокойная и деятельная натура великого поэта видит только один выход из сложившейся ситуации, это смерть, но не обычная кончина, наполненная забвением и тленом, а дивный, глубокий сон между жизнью и смертью, который позволит ему победить время и посмотреть на судьбу России и ее народа в будущем. Финал стихотворения знаменуется появлением описания могучего дуба-великана, символизирующего вечную жизнь и силу, этот образ дает поэту надежду на бессмертие, греет его мятежную душу, в будущем он мечтает иметь такой дуб в качестве живого памятника на своей могиле.

Структурный анализ стихотворения

Для написания произведения Лермонтов использовал пятистопный хорей, он предполагает чередование мужской и женской рифмы, которые придают особый ритм и удивительную плавность данному поэтическому повествованию. Использована перекрестная рифмовка, строфы представлены в виде четких четверостиший. Как средства художественной выразительности здесь используются различные метафоры, эпитеты («сладкий голос», «темный дуб»), антитезы и олицетворения («звезда с звездою говорит» «земля спит»). Постоянное повторение нечетких, шипящих звуков, которые имитируют легкий шепот в ночи и тихие, неторопливые разговоры, придает произведению некоторую интимность и душевность.

Поздняя лирика Лермонтова наполнена нетипичным для его творческого наследия спокойствием, что говорит о том, что повзрослевшему поэту стал чужд юношеский максимализм и неприятие полумер, отрицание окружающего мира и вызов обществу (хотя на тот момент ему было всего 25 лет) и данное произведение стало его финальной чертой, подводящий итог всей его жизни. Нежная лиричность и глубокий философский смысл данного произведения привлекли в свое время внимание многих композиторов, однако одним из самых известных и популярных является романс на стихи Лермонтова русской певицы и композитора Елизаветы Шашиной, музыка к которому была создана ею в 1861 году.

“Выхожу один я на дорогу” – одно из последних стихотворений Лермонтова, который, будто предчувствуя свою смерть, высказал все, что было у него на душе. Предлагаемый краткий анализ “Выхожу один я на дорогу” по плану поможет понять всю глубину и значимость этого произведения. Его можно использовать на уроке литературы в 6 классе в качестве основного материала.

Краткий анализ

История создания – написано стихотворение незадолго до гибели Лермонтова на дуэли, в 1841 году, а опубликовано уже посмертно, в 1843 году (журнал “Отечественные записки”).

Композиция – простая, мысль развивается последовательно от первой строфы до пятой.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – пятистопный хорей с анапестическими ходами.

Эпитеты – “ кремнистый путь” , “ холодный сон” , “ тихий голос “.

Инверсия – “ сиянье голубое “.

Олицетворение – “ пустыня внемлет Богу “, “ звезда со звездою говорит “.

Оксюморон – “ светлая печаль”.

История создания

Стихотворение Лермонтова “Выхожу один я на дорогу” написано в конце весны – начале лета 1841 года, то есть незадолго до того, как он погибнет на дуэли подобно своему кумиру, Пушкину. В нем, как и в других произведениях позднего периода, явно прослеживаются все типичные черты лермонтовской поэзии. История создания тесно связана с внутренними исканиями поэта, который хотел найти истинную свободу. При этом он подчеркивает, что не хотел бы заснуть “ холодным сном могилы ” – Лермонтов как будто предчувствовал, что именно такая печальная судьба его и ожидает.

Как и многие последние стихотворения поэта, это было опубликовано уже после его смерти, в 1843 году – в журнале “Отечественные записки”.

Композиция

Лермонтов использует максимально простую последовательную композицию, которая помогает проследить мысль и увидеть, какие переживания обуревают его. Так, в первой строфе лирический герой поднимает мотив одиночества, которое тем более горько, что даже звезды могут поговорить между собой – эта мысль напрямую высказывается и подчеркивается во второй строфе. Третья строфа демонстрирует мечты лирического героя, который ищет свободу и в то же время покой, а четвертая и пятая расшифровывают, что имелось в виду – человек хочет соединиться с природой и спать дивным, спокойным сном под ее покровительством.

Тема

Центральной является тема одиночества, которая проходит через все творчество Лермонтова, который остро чувствовал, что его никто не понимает. В то же время поэт поднимает тему жизни и смерти, подчеркивая мысль, что, несмотря на усталость от людей, он по-прежнему хотел бы ощущать всю полноту жизни, но не так, как другие люди, а в единении с природой. Также он как будто подводит итог своей жизни, спрашивая у себя же – ждет ли он чего-то или, может быть, жалеет о том, что было в прошлом.

Ему хочется изменить свою жизнь, он ждет покоя и любви, он прославляет все сущее и не жалеет даже о том плохом, что было за прошедие годы. При этом и о смерти лирический герой, олицетворяющий самого поэта, говорит с удивительным для человека такого возраста спокойствием.

Жанр

Это классический пример жанра философской лирики. Несмотря на то, что многие мысли высказываются Лермонтовым с помощью образов природы, его нельзя отнести к лирике пейзажной – все описания здесь необходимы для того, чтобы передать чувства лирического героя (не связанные с природой), помочь лучше прочувствовать их.

Написан стих пятистопным хореем, в котором прослеживаются анапестические ходы, с помощью которых ритмика немного сбивается, помогая имитировать человека. Окончательную ритмическую завершенность произведение придает чередование мужской и женской рифмы.

Это произведение отражает мысли поэта, которых хотел бы продолжать жить в покое и счастье – и в некотором роде так и произошло, потому что душа Лермонтова осталась жить в его произведениях.

Средства выразительности

В этом непростом философском стихотворении Лермонтов использовал разнообразные средства выразительности. Они могут показаться достаточно простыми, но на самом деле полностью решают художественную задачу, выражая мысли, которые волновали поэта в момент написания. В стихотворении есть:

  • эпитеты – “ кремнистый путь” , “ холодный сон” , “ тихий голос “, “темны дуб”;
  • инверсия – “ сиянье голубое “;
  • олицетворение – “ пустыня внемлет Богу “, “ звезда со звездою говорит “;
  • оксюморон – “ светлая печаль”.

Также в качестве вспомогательных средств выступают риторические вопросы – “ Жду ль чего? жалею ли о чём? ” и восклицания – “ Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! “. Они придают стихотворению экспрессию, подчеркивают эмоциональную окраску определенных строф.

В этом отношении чрезвычайно значительно стихотворение «Выхожу один я на дорогу...», написанное, как принято считать, в самую печальную и безнадежную минуту состояния духа поэта.

Лирический герой в стихотворении поставлен лицом к лицу со всей Вселенной. Находясь на земле, он обнимает взором сразу и «дорогу», и «кремнистый путь», и Вселенную (земную и космическую «пустыню»). Важнейшие «действующие лица» этой маленькой мистерии - «я», Вселенная (земля и небо), Бог.

Время действия - ночь, когда Вселенная по-прежнему бодрствует, а земля погружается в деятельный сон, который исключает смерть. Наступает час видимого с земли таинственного общения небесных тел между собой и с высшим существом. Все преходящее и сиюминутное ушло в небытие, все материальное и социальное удалилось и исчезло. Человек остался наедине с землей, с небом, со звездами и с Богом. Между ними, казалось бы, нет ничего, что мешало бы непосредственному и живому разговору. Во Вселенной нет никаких конфликтов, кругом царит гармония: «Пустыня внемлет Богу», «И звезда с звездою говорит». Ночь - прекрасная греза бытия:

    В небесах торжественно и чудно!
    Спит земля в сиянье голубом...

Небо и земля полны согласия. Вселенная являет жизнь в ее величавом спокойствии и царственном могуществе.

Лирический герой также переживает гармонию со Вселенной, но согласие находится вне лирического «я». Внутренний мир лирического «я» полон волнений, беспокойства и тревоги. В центре гармонично устроенной Вселенной помещен негармоничный герой:

    Что же мне так больно и так трудно?
    Жду ль чего? жалею ли о чем?
    После этих тревожных вопросов следуют ответы:
    Уж не жду от жизни ничего я,
    И не жаль мне прошлого ничуть...

Казалось бы, лирический герой совершенно отчаялся и застыл в печальной безнадежности. Однако душа его вовсе не опустошена, и желания в нем не угасли:

    Я ищу свободы и покоя!
    Я б хотел забыться и заснуть!

Можно сказать, что лирический герой жаждет такой же гармонии вне и внутри себя, какую он наблюдает и переживает во Вселенной. Он мечтает о вечном слиянии со всем естественным бытием, но не ценой растворения своей личности в природе или космосе, не ценой физической и духовной смерти. Деятельный «сон» становится метафорой блаженства и счастья по аналогии со спящей «в сиянье голубом» землей, которая в ночной Вселенной окружена красотой и гармонией. Поэтому и «сон» лирического героя мыслится в земных образах, возвращающих героя на грешную землю, и всегда, не только ночью, но и днем, сохраняющих признаки вселенского блаженства и счастья. Желание «забыться и заснуть» предполагает не смерть, а наслаждение ценностями жизни:

    Но не тем холодным сном могилы...
    Я б желал навеки так заснуть,
    Чтоб в груди дремали жизни силы,
    Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

    Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
    Про любовь мне сладкий голос пел,
    Надо мной чтоб вечно зеленея
    Темный дуб склонялся и шумел.

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу...» совмещает в себе и сознание недостижимости «свободы и покоя», и страстную устремленность к вечной жизни, наполненной естественной красотой и гармонией. Личность в своих желаниях мыслится равновеликой мирозданию и жизни в их бессмертных, величественных и возвышенных проявлениях - в природе, любви, искусстве. Слить воедино вечное и преходящее, ограниченное и беспредельное, забыть себя смертного и почувствовать обновленным и вечно живым - таковы мечты Лермонтова, который, желая совместить несовместимое, прилагает к себе (и человеку вообще) две меры - конечное и бесконечное. Понятно, что такого рода романтический максимализм невозможен, но на меньшее Лермонтов не согласен и потому всегда не удовлетворен, разочарован, обманут и обижен. Однако тот же романтический максимализм говорит о высоте претензий к миру и человеку, о высоте тех требований к поэзии, которые предъявляет Лермонтов. В стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» оглашены новые идеалы, на которые, возможно, хотел опереться Лермонтов, чтобы выйти из творческого кризиса. Если в стихотворении «Любовь мертвеца» герой-мертвец признается, что «В стране покоя и забвенья» не забыл земной любви, если он бросает вызов Богу («Что мне сиянье Божьей власти И рай святой? Я перенес земные страсти Туда с собой»), то в стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» он, напротив, переносит небесную красоту и гармонию на землю, и его чувства перестают быть бунтарскими и мятежными, давая герою наслаждение и умиротворение.

Совершенно понятно, что выход из творческого кризиса только намечен, и поэтому трудно сказать, в каком направлении развивалась бы лирика Лермонтова в дальнейшем.

Вопросы и задания

  1. В чем различие между ранней и зрелой лирикой Лермонтова? В строе чувств или в стиле?
  2. В каких стихотворениях с наибольшей силой выразился трагизм сознания Лермонтова и какие его стороны освещены в зрелой лирике?
  3. Как вы думаете, где мятежность Лермонтова ощущается больше - в ранней или зрелой лирике?
  4. Где поэт пытается найти выход из трагизма и на какой почве? Какую роль играют в этом поэзия, любовь, природа, религия?
  5. Как изменяется жанровая система лирики Лермонтова в зрелый период по сравнению с ранним? Расскажите о жанрах элегии, послания, романса, баллады и их судьбах в зрелой лирике поэта.
  6. Подумайте, в чем разница между поэтикой Пушкина и поэтикой Лермонтова.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» написано между маем и июлем 1841 года, в год смерти поэта. Так как произведение относится к позднему периоду творчества Лермонтова, то в нем мы можем проследить все черты истинно лермонтовской поэзии.

Многие образы произведения были навеяны стихотворением Гейне «Смерть – это ночь, прохладный сон» из его «Книги песен». В нем говорится:

Смерть – это ночь, прохладный сон

А жизнь – тяжелый, душный день…

…Я сплю – и липа шумит в вышине,

На липе соловей поет...

И песня исходит любовью, –

Я слушаю даже во сне.

Но даже при поверхностном прочтении стихотворений Гейне и Лермонтова очевидна разница. Лермонтов заимствует у Гейне образы, но расширяет и углубляет тематику.

Стихотворение состоит из знаковых для Лермонтова слов, символов. В первой строфе, в запеве, появляется тема одинокой участи, странничества:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит...

Создается впечатление, что дорога лирического героя уходит в бесконечность. В этих же строках проявился важнейший для поэта мотив – мотив одиночества. Лирический герой противопоставляет себя всему миру. Но мир вокруг него целостен. Небо и земля в стихотворении сливаются и еще ярче подчеркивают одиночество героя.

Тема пустыни, появляющаяся в той же первой строфе, может символизировать место уединенного свидания лирического героя с вселенной. Обращение героя к небу, «голубому сиянию», космической широте сменяется обращением к другому космосу – своей душе.

Герой задает важные для него вопросы:

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?

В последней строке звучит мотив прошлого и будущего. В будущем для себя лирический герой хотел бы только «свободы и покоя», получить которые можно, забывшись, заснув. И здесь, впервые в стихотворении, вводится интрига: начинает звучать намек на тему смерти. Символ смерти как сна широко использовался еще Шекспиром:

Умереть, уснуть. – Уснуть!

И видеть сны, быть может?…

Но в стихотворении Лермонтова тема смерти не получает развития. Сон у него трактуется по-другому. Это только мечта, светлая и прекрасная.

В произведении скрыто противопоставление. Начинается стихотворение с прекрасного светлого описания природы. Смена настроений происходит в двух последних строчках второго катрена. Образ одушевленной природы, полной обещаний, теряет для героя свою притягательность. Он ощущает неудовлетворенность своего «я», мир меркнет для него, и он, вроде бы, стремится к смерти. Но в четвертом катрене опять происходит перелом, который прекращает тему смерти и возвращает нас к оптимизму. Последнее четверостишие ломает всю картину и делает стихотворение гимном любви. А тема любовной песни и «темного дуба» в конце создают образ блаженства.

По жанру стихотворение можно отнести к элегии. Но строй произведения сочетает черты элегической медитации и песни. Здесь используются такие песенные приемы, как повторы-подхваты (вопросы во второй строфе, «я ищу» – «я б хотел» – «я б желал», «чтоб в груди» – «чтоб дыша» – «чтоб всю ночь»), сочленяющие строфы (третья строфа отвечает на вопрос, заданный во второй, а четвертая продолжает мысль, начатую в третьей строфе).

Стихотворение состоит из пяти пронумерованных катренов, написанных пятистопным ямбом. Необходимо обратить внимание на особенность стихотворного размера: каждая строка содержит обманный «анапестический ход», то есть, начинается как анапест, по сути, являясь ямбом. Рифма перекрестная с чередованием мужских и женских клаузул.

Хочется обратить внимание на одну строчку: «Спит земля в сиянье голубом…». Конечно, Лермонтов говорит о небесах. В середине XIX века ни один человек еще не видел Землю из космоса. Но гений творца смог создать космическую картинку. При прочтении этой строчки перед глазами каждого современного человека встает образ нашей прекрасной голубой (действительно, голубой – и здесь Лермонтов оказался прав) планеты в сиянии атмосферы.

Мечта, о которой говорит поэт, это не только любовь. Лермонтов мечтал и о вечности – освобождении от земного времени, о бессмертии и приобщение к вечной жизни вселенной. Он не хотел умирать, подобно вечно зеленеющему «темному дубу». И мечта его сбылась. Поэт обрел бессмертие через свою поэзию.



Понравилась статья? Поделитесь ей