Контакты

Дочка не воспринимает родного отца. История одной девочки Дочь ты справишься не расстраивай отца

«Отцы - это биологическая необходимость, но социальная случайность»?
М. Мид

«Я очень люблю своего отца. Он удивительно теплый, внимательный и любящий человек, в детстве он много времени проводил со мной: играл, помогал в учебе, читал, объяснял непонятное. Зимой мы катались на санках, летом – всей семьей ездили на пикники. Сейчас мы много разговариваем, поддерживаем друг друга, я всегда могу спросить у него совета и т.д.»

Это описание похоже на портрет вашего отца?

Вот, как-то, и на моего не очень. И на отцов большинства моих клиентов, в данном контексте – скорее клиенток, мягко говоря, не совсем.

Наверняка у кого-то очень хорошие отношения с отцом. Просто такие люди не часто ходят на терапию и становятся терапевтами. Возможно, желание им стать отражает тоску по "отцовской фигуре", надежду на ее обретение не в семье, так в профессии, в книгах, духовном опыте. Или редко попадаются лично мне. У большинства моих клиентов и знакомых отцов либо не было, либо был, но недолго «был, но весь вышел», либо был, но, лучше бы его не было.

Если об отношениях с матерью дочери есть и еще как!, то при предложении поговорить об отцах, беседа часто обрывается. Ведь многие из нас практически незнакомы со своими отцами. И речь не обязательно идет о фактической безотцовщине.

Конечно, многие из них могут сообщить конкретные факты, такие, как возраст, место рождения, работа или состояние здоровья отца. Однако в целом отцы выглядят в их описании как некие бесформенные, мифические, несуществующие персонажи.

В самом деле, само упоминание о них вызывает в дочерях «примечательную потерю памяти». Можно чувствовать себя сиротой (а точнее – «полусиротой»), даже если отец не умер.

Безотцовщина может быть явной и скрытой. У явной безотцовщины могут быть разные причины. Отец может умереть прежде, чем ребенок вырастет. Может быть «отцом, которого нет», - из тех, кто решает оставить своих детей, бросая семью.

Скрытая безотцовщина возникает в ситуации, когда живущий с семьей отец уделяет мало внимания своим родительским обязанностям. К примеру, отцы, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, неспособные осознанно общаться со своими детьми. Они часто вызывают у них чувство стыда, и за них, и за себя.


Отцы, дети которых вынуждены очень рано становится родителями своих родителей. Такая смена ролей чем-то сродни погребению. Такой отец уже никогда не сможет помочь своему ребенку почувствовать себя ребенком. Он сам стал по-сути ребенком - оставив дочь (или сына) в одиночестве, без отца-защитника.

А ведь есть еще отцы, подвергающие детей физическому или сексуальному насилию, или те, кто, формально не опускаясь до рукоприкладства, тем не менее, оскорбляют их словесно, подвергая насмешкам и издевательствам.

Некоторые отцы скорее потребляют, чем отдают. Отец, который бьет или словесно унижает своего ребенка, подрывает стабильность семьи своим пьянством, азартной игрой, наркотиками или своей унылостью, - это "антиотец". Он высасывает жизненные соки из всей своей семьи; он подобен эмоциональной черной дыре, пожирающей силы и само детство своих детей. Он ворует беззаботный детский смех.

Такой отец взращивает в своих детях сиротскую психологию, превращая их в эмоциональных сирот, даже несмотря на то, что оба родителя живы.


Большинство моих клиентов не помнят, чтобы отец когда-нибудь говорил им, что он их любит, и, кстати, не могут припомнить, когда они это ему говорили. Многим это вообще никогда не приходило в голову, зато они хорошо помнят моменты, когда отца жгуче ненавидели.

Не то, чтобы о любви было необходимо обязательно сказать, но, неплохо было бы, чтобы дети иногда ее чувствовали. Как и близость. Однако кто-то не может выйти на контакт с папой, ибо его требования представляются суровыми и недостижимыми, он может требовать от ребенка неимоверной красоты, морального совершенства, успехов в учебе, или спорте, или артистических талантов.

Кого-то воспитывали по принципу «детей должно быть видно, но не слышно». Да и вообще о чем с ними до определенного возраста говорить? Особенно, если речь идет о девочке, на которую отец может смотреть свысока, просто потому что она девочка, и не заслуживает его внимания.

Кто-то вообще в детстве редко видел папу. Например, в силу одной из самых распространенных причин скрытой безотцовщины - чрезмерной занятости отца на работе или уверенности, что воспитание детей, особенно девочек – святая обязанность матери.

К тому же согласно стереотипам, настоящий мужчина «никогда не плачет», т.е. не проявляет своих эмоций, особенно нежности, ведь это - слабость, не говоря уже о физическом контакте (никаких объятий, поцелуев и т.п.).

В результате, целые поколения наших детей вырастают, так и не узнав своего отца, и не ощутив его любви, не испытав с ним эмоционального контакта. Он для них – чужой. Третий лишний. Необязательный элемент. Даже специалисты долгое время утверждали, что отец для девочки важен только с трех лет, когда она интересуется половыми отличиями.

Никто не говорит, что отец не должен работать, обеспечивать семью, но, кто сказал, что если он много трудится, добивается немалых успехов в своей профессии, он может дома становиться совершенно пассивным, не вовлекаясь в отношения с ребенком, т.е. быть эмоционально отстраненным, не способным к межличностному контакту. Другое дело, что их не учили быть близкими, это не входило в обязательную программу воспитания мужчины.

Какого отца принято называть «хорошим»?

Того, чье поведение было удовлетворительным - потому что он не прибегал к насилию, не гонял жену и детей по квартире, оплачивал счета и не забывал приходить на дни рождения. И все.

Отец должен быть контролером дисциплины, карателем, пугалом, кормильцем. Мужчина помогает произвести ребенка, а дальше ограничивается ролью добытчика. А ведь "с точки зрения психоанализа добытчик, кормилец - это вообще не мужчина; кормить - функция матери.

На мужчину проецируется даже не мать, а так называемый частичный объект - материнская грудь. С грудью не может быть отношений, ее можно только потреблять" (Л.Зойя). Какая еще физическая, эмоциональная, интеллектуальная и духовная отчужденность? Вы о чем? Это вы с жиру беситесь, милочка. Особенно, если в семье растет девочка.

А ведь какой бы из этих случаев мы не взяли, если дочь не ощущает присутствия в семье любящего и ответственного отца, который поощряет ее интеллектуальное и духовное развитие и ценит уникальность ее личности (и женственности) – ее будущему наносится серьезный удар.

Если отношения с отцом были тяжелыми или вовсе отсутствовали, сына или дочь можно назвать «полусиротой». Способности и психологическая поддержка, которыми мог одарить своего ребенка отец, отсутствуют.

К примеру, он редко укладывал его спать, редко целовал, не танцевал и не боролся с ним в шутку, не играл в «догонялки». Он не хвалил его за достижения, не радовался новым платьям, или тому, как ловко он поймал мяч, не гордился тем, что он получили диплом института, или достиг чего-то еще.

Отстранившийся от ребенка отец не дает ему должной поддержки, порождая в нем чувство незащищенности. Чувство пустоты, оторванности и одиночества может возникнуть, даже если живешь с любящей матерью.

Если отец ушел или не в силах поддерживать семью, его дети могут оказаться в бедности и одиночестве. Матери-одиночки зачастую имеют недостаточное образование и низкую квалификацию. И даже, если это не так, потеря отца может означать, что маме надо, иногда очень рано и очень много, работать за себя и за того парня, и это усиливает в ребенке чувство покинутости.

Когда отец бросает семью или даже живет в ней, но пренебрегает своей ролью мужа и отца, дети зачастую разделяются на «нянек» и «козлов отпущения». Няньки заботятся о маме в большей степени, чем это естественно для ребенка; они же могут взять на себя большую часть забот о младших братьях и сестрах - если у матери не хватает эмоциональных, а порой и физических сил на то, чтобы заменять обоих родителей.

«Козлов отпущения» очень легко определить. Именно у них вечно проблемы в школе, а затем - на работе и в личной жизни. Им часто наклеивают ярлык паршивой овцы, что причиняет им немало страданий. В детской психотерапии часто можно видеть, как родители называют семилетнего ребенка «трудным».


Порой оказывается, что ребенок выступает всего лишь в роли аккумулятора напряженности и враждебности, существующей в семейных отношениях; он просто-напросто проводник агрессии и тревоги, царящих в семье. Ребенок очень чувствителен к проблемам в семье. Однако родители часто не воспринимают его чувствительности. Они воспринимают его как «трудного». И считают, что это его проблемы.

Насколько темным и враждебным представляется мир ребенку, лишенному любви и защиты родного отца.

Перечень некоторых свойственных сиротам чувств, мыслей, убеждений и понятий (Д.Шаллер):

  • "В жизни надеяться можно только на себя.
  • Все, что я люблю, исчезает, все, кого я люблю, покидают меня или умирают.
  • Мир часто кажется мне пугающим и неприятным местом.
  • Я чувствую себя в безопасности, когда все идет заведенным порядком, и беспокоюсь, если этот порядок нарушается.
  • Фантазии я предпочитаю реальности.
  • Иногда мне кажется, что люди скоро обнаружат, что я не стою их дружбы, и покинут меня.
  • Люди только притворяются, что им есть до меня дело; они все лгут" и т.д.

В идеале родители (и мать и отец) для ребенка:

  • источник эмоционально тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;
  • власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений;
  • образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств;
  • старший друг и советчик, которому можно доверить все;
  • своеобразный гендерный эталон, модель мужского или женского поведения.
Никто не требует полного соответствия идеалу, но «психика ребенка - это некий спектр возможностей, база данных, формирующаяся на основе родительской модели при поддержке самих родителей.

Благодаря матери ребенок может ощущать мир как заботливую и защищающую его среду. Благодаря отцу он может получить поддержку, чтобы войти в мир и начать бороться за свою жизнь» (Джеймс Холлис "Под тенью Сатурна").

«Мать открывает путь к человеку, отец – к человечеству». Эрих Фромм писал: «Отец представляет для ребенка мир мысли, вещей, созданных человеческими руками, закона и порядка, дисциплины, путешествий и приключений. Отец – это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в мир». (Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1991).

Отец – это гид ребенка по миру. Он дает ребенку представление о социальных правилах и законах, в том числе полоролевого поведения. В Древней Греции вообще считалось, что отец (!), а не мать дает ребенку жизнь, а биологические роды не играют особой роли.

Гораздо важнее роды социальные - то есть признание ребенка своим наследником. "Мать рождает животное, а отец рождает человека. Материнское - это природное и первичное, данное нам по умолчанию (мать и материя - однокоренные слова во многих языках). А понятие "отец" возникает только в процессе культурного развития" (Л.Зойя). Мать производит ребенка, а отец направляет его в мир.

Фромм, анализируя традиционную семью, противопоставлял материнскую и отцовскую любовь как любовь безусловную и любовь требовательную. Он считал, что материнская любовь по своей природе не связана с достоинствами и достижениями ребенка.

Любовь матери слепа и не знает справедливости. Мать изначально признает самоценность ребенка и строит отношения по типу альтруистической любви, готовности к самопожертвованию, самоотдаче.

Материнская любовь дана ребенку изначально как дар, она является основой формирования у ребенка базового доверия к миру, открытости и готовности с ним взаимодействовать (Э. Эриксон).

Отцовская любовь (по Фромму) - требовательная, условная, это любовь, которую ребенок должен заслужить. Она, в отличие от материнской, не имеет врожденных предпосылок, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка.

Традиционная роль отца - носитель социальных норм и требований по отношению к ребенку, образец стандартов поведения. Любовь отца выступает как социальное одобрение поведения ребенка, соответствие определенным ожиданиям. Чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенной системе социальных требований. Отец, выполняет функцию социального контроля.

В детях отец, как и мать, видит возможность самоактуализации, и в силу этого на ребенка возлагаются определенные отцовские (и материнские!) ожидания в отношении его достижений, карьеры, результатов.

В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода. Традиционно культурные нормы вменяют в обязанность мужчины дать и воспитать семье наследника, как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти («Я люблю тебя, потому что ты похож на меня»).

Отцы в большей степени приветствуют появление наследника (мальчика) и более склонны принимать его взросление и созревание, чем взросление и созревание девочки.

Отец – первый мужчина, которого узнает и учится любить дочь. И долгое время она считает его единственным. Их встреча происходит, когда девочка еще не знает, что мужчин – много, они разные и их можно выбирать.

Даже, если не касаться темы влияния отца на личную жизнь его дочери, на тип взаимоотношений с другими мужчинами, выбор спутника жизни и, наконец, на развитие женственности, папа является первым мужчиной в жизни дочери, глядя на которого у неё впервые формируется модель отношения к своей внутренней мужественности (маскулинности).

Он должен помочь дочери совершить переход из защищённой домашней материнской атмосферы во внешний мир, в котором необходимо найти свое место. Традиционно Отец создаёт для дочери модель авторитета, ответственности, умения принимать решения, объективности, порядка и дисциплины, готовности бороться за то, что человек считает важным, за свою целостность, за дело или за справедливость, способности приспосабливаться к изменяющимся условиям, находить возможность привести жизнь в движение.

Когда девочка становится достаточно взрослой, он отступает назад, чтобы она могла интериоризировать эти идеалы и сохранить их у себя «внутри» (это тоже важно не забыть сделать, чтобы дать возможность ребенку прожить свою жизнь, а не, скажем, жизнь, которую хотели бы прожить родители).

Многие женщины, добившиеся больших социальных успехов, были «папиными дочками», которым от отца передалась установка «иди вперед, не сдавайся, и все у тебя получится», «риск – благородное дело». Их отцы не обесценивали феминность, а учили своих дочерей бесстрашию. И они выросли и добились успехов в карьере, потому что умели играть по мужским правилам, не забывая при этом, что они женщины (и ценя это).

Речь, конечно, не идет о попытке отрицать пол ребенка и вырастить из девочки мальчика. Ведь многие отцы и сегодня хотели бы иметь сына – наследника. Перефразируя Джудит Виорст:

У каждой женщины имелся отец,
Чьим любимым сыном она не была.

Конечно, не каждый «зациклен» на сыне. Есть отцы, которые искренне рады, что у них родилась и растет девочка. Но, многие разочарованы и растеряны. Как следует из народных английских стихов Матушки Гусыни, мальчики сделаны «из улиток, ракушек и зеленых лягушек», а девочки «из конфет, пирожных и сластей всевозможных».

"Как следует из менее изящных русских пословиц: «Курица не птица, баба – не человек». Что с ней делать отцу (мужчине)? Воспитывай-учи, а все равно баба вырастет «Волос длинен – ум короток»? Даже, если ум женщины нельзя отрицать, какой сомнительный комплимент ей принято делать?

«Такая умная – любого мужика за пояс заткнет». Аплодисменты переходящие в овацию. Но, более распространено мнение: «Думающие женщины – это те, о которых не думают», «Мудрая женщина – это та, кто умеет скрывать свой ум» (от мужчин).

Многие родители искренне верят, что наличие интеллекта делает женщину непривлекательной и ведет ко всяким несчастьям: ее не любят и она остается одинокой. Все «догадываются», что это не всегда так, но многим удобнее делать грандиозные обобщения.

Поэтому, многие папы не считают нужным вкладываться в интеллектуальное развитие дочери. Маленьким девочкам предоставляется меньше свободы, в самостоятельном исследовании окружающего мира. Их слишком рано обучают не рисковать, не пачкаться, всегда быть аккуратной, одергивая фразой: «Ты же девочка!»

Мир в целом (и мама с папой в частности) встречает девочку с вполне определенными ожиданиями. А ожидания – это не просто мысли, это еще и вполне конкретные действия близких (и не только) людей. Какие способности разовьются, а какие атрофируются за ненадобностью – большой вопрос.

Многие консервативные отцы всерьез разделяют занятия на сугубо мужские и сугубо женские. И к расстройству дочерей, их папа любит заниматься «мужскими делами» (иногда с их братьями, если они есть). Это воздвигает непроницаемую стену между дочерью и ее отцом.

Ему неинтересно то, чем любит заниматься она, а принимать участие в приключениях мужчин он ей не позволяет. Много вы знаете пап, которые всерьез обсуждают с «девчонками» устройство какого-нибудь механизма, не говоря уже об истории, финансах и философии? Много ли пап ходят с дочерью на рыбалку и в походы, занимаются спортом? Единицы. Исключения.

Неизвестно, что будет с дочкиными мозгами таких пап дальше, но шанс у них есть. Внушая дочери, что место женщины - дома, отец порождает в ней чувство брошенности, она начинает думать, что не представляет собой большой ценности. Поэтому многим девочкам трудно радоваться, что они женщины.

Им кажется, что их пол не позволяет им приблизиться к отцу. Хотя сама по себе половая принадлежность тут, конечно, ни при чем. И никто не оспаривает, что девочку надо поощрять в занятиях и «домашним», традиционно женским трудом" (Михайлова Е.Л.).

Чем безразличие отца грозит?

Всем нам нужны люди, способные поддержать и одобрить нас. Люди, выходящие в мир с ощущением собственной ценности, имеют преимущество, которое редко кто ценит. Они способны более успешно противостоять жизненным бурям, более уверены в себе и эмоционально устойчивы.

Те, кто в детстве не получил от отца должной поддержки, в процессе осознавания себя как личности, могут испытывать чувство беспокойства, тревоги, депрессии и т.д. Сплошь и рядом попадаются люди (как правило, женщины), постоянно подвергающиеся насилию, однако не расстающиеся с тем, кто его учиняет.

Почему они терпят подобное обращение? Ответ на этот вопрос, безусловно, связан со многими вещами, однако частично он связан и с самооценкой. Наше восприятие самих себя в очень значительной мере определяет то, как мы позволяем обращаться с собою окружающим.

С детства человек «привыкает» к определенному обращению; поэтому терпит его и будучи взрослым. Ребенком мы были слишком малы и слабы, чтобы сопротивляться. Мы выросли, и те времена давно прошли. Но, для многих это норма.

Многие ищут избавления от проблем, связанных с отцом, но не там, где следовало бы. Они пытаются самоутвердиться за счет окружающих: супруга, детей, друзей, учителей, коллег по работе.

Порой желание чувствовать свою ценность заставляет человека примкнуть к агрессивной группировке, идентифицируясь с агрессором и т.п. или, обуреваемый этим желанием, человек может начать принимать алкоголь, наркотики, предаваться обжорству. Он пытается чем-то заполнить внутреннюю пустоту, например, изнурительными физическими упражнениями или сексом.

Люди безжалостно разрушают самих себя, потому что им кажется, что так можно добиться ощущения собственной ценности, самоуважения – то есть того, чего их отцы так им и не дали.

А так хочется, чтобы папа относился к тебе серьезно. Например, как здесь:

Приходит дочь к отцу и говорит:

- Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил. Что мне делать?

Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковые кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо, и налил в чашку кофе из третьей кастрюли.

- Что изменилось? - спросил он девушку.

- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде. - ответила она.

- Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств - кипятка.

Тоже самое происходит и с людьми - сильные внешне могут расклеиться и стать слабыми, тогда как хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут.

- А кофе? - спросила дочь.

- О! Это самое интересное! Кофе полностью растворился в новой враждебной среде и изменил ее - превратил кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не меняются под давлением обстоятельств - они сами меняют обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.

Никто, я уверена, не будет спорить, что любовь – нужна. Нужна любовь и отцовская и материнская. Ведь это как два крыла у птицы или две руки у человека: как же одной руке без другой? Если в семье только требовательность и жесткость, только дисциплина и обязанности, нет тепла и доверия – ребенок может сломаться.

Если в семье только расслабляющий комфорт, только мягкое отношение, отсутствует «надо» и напряжение преодоления – то, как подготовить ребенка к тому, что жизнь – это еще и обязательства, ответственность, много дел, которые делать надо обязательно, и без дисциплины, в том числе самодисциплины, в жизни ничего не добьешься?

Как бы ни была важна для ребенка мать, отец уж никак не третий лишний. Иной, но не чужой.

Существуют, конечно, научные исследования подтверждающие, что отсутствие отца в семье само по себе не обязательно оказывает отрицательное влияние на личность ребенка. В некоторых случаях отцу определенно ЛУЧШЕ не жить в семье, лучше для жены и детей.

Вне зависимости от того был ли у ребенка отец, у него всегда есть образ отцовской фигуры. И даже при физическом отсутствии отца, разводе или смерти, как бы парадоксально это ни звучало, отец все равно присутствует в семье в форме «образа», некого символа или мифа.

Часто ребенок фантазирует об идеальном отце. Да, в конце концов, ведь не в космосе же живут мать и дочь или сын. Рядом какие-то мужчины есть: дядя, дедушка, сосед, друг и т.д. Вырастая, девочка при желании может найти себе и «кормильца» и наставника, не обязательно мужчину, и защитника.

Но, с другой стороны, есть много научных исследований, которые убедительно говорят о том, что для ребенка развод родителей может становиться личной драмой и, уходя из семьи, отец уносит с собой их уверенность в себе.

Всем нам хотелось бы иметь любящих родителей, но, дело даже не в разводе, дело в том, что некоторые мужчины не хотят понять простой факт, что они уходят от женщины, но, не от ребенка. Отец – это навсегда.

Живет отец в семье или является «приходящим папой», главное – его эмоциональная доступность для дочери (сына). Проблемы создает наличие эмоциональной дистанции, ведь основная потребность ребенка – любовь. Одно из самых болезненных чувств, возникающих в детстве, – ощущение отверженности теми, кого мы любим.

Мужчины, не важно кто у вас – мальчик или девочка. С девочкой сложнее и легче. Девочка – это идеальная женщина, которая способна любить папу, таким, какой он есть, если он дает ей шанс. Дочь – для многих - единственная женщина, перед которой отец не должен стараться выглядеть более умным, сильным, мужественным. Для дочки ее папа и так самый-самый, до определенного возраста, как минимум.

В мальчике папа видит свое продолжение, хочет, чтобы сын избежал его ошибок и пошел дальше него, завершил то, что когда-то не удалось папе. Отцу тяжело относиться к сыну так, чтобы не проводить аналогий с собой, видеть в нем самостоятельную личность.

С дочкой он может проявлять свои чувства, хотя, собственно кто сказал, что с сыном не может?, не опасаясь вырастить неженку. Многие (!) современные папы понимают, что, если ждать пока ребенок вырастет, чтобы с ним можно было общаться, они потеряют это бесценное время навсегда.

Не стоит делать детей «полусиротами» при живом отце, прикрываясь работой. А то будет как в грустной истории, когда дочь копила деньги, чтобы купить час папиного времени. Сиротами, к сожалению, дети когда-нибудь вынуждены будут стать. Будут ли они скучать по вам?

Можно ли тосковать о том, чего никогда не знал? Можно. Только эта история будет не о вас. Страшно, когда отцы уходят, еще печальней, когда они уходят, так и не дав возможности детям узнать и полюбить их.

Наши отцы продолжают жить внутри нас даже после своей смерти. Мы продолжаем воображать их себе, общаться с ними и слушать, что они говорят, даже спустя десятки лет после того, как они умерли. Внутри многих из нас продолжает жить образ нашей личности, сформированный когда-то нашим отцом, или его отсутствием.

Список литературы, использованной при написании статьи:

1. Шаллер Джеймс. Потеря и обретение отца.

2. Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1991

3. Михайлова Е.Л. "Я у себя одна", или Веретено Василисы - М.: "Класс", 2003.

Инструкция

Уважайте своих родителей. Уважение – самое главное в любых отношениях. Помимо этого цените их. Ведь это самые близкие люди на свете. И самое страшное для людей, воспитавших своих детей, видеть пренебрежение и неуважение к ним.

Не пререкайтесь . Они желают вам только добра. Порой мнение детей не совпадает с мнением родителей, в связи с этим возникает недопонимание, обиды и упреки. В этих случаях подумайте, как бы вы поступили на их месте. Ведь возможно, что в вас говорит эгоизм. Прислушивайтесь к их мнению, старайтесь понять и разделить их точку зрения.

Не расстраивайте отца и мать. Довольно часто обижают родителей необдуманно и непроизвольно. Вернулась поздно домой и не предупредила о том, что задержишься? Довольно стандартная ситуация, которая очень часто. Родители волновались, переживали и ждали . Хорошие всегда предупреждают и ставят в известность о том, где они находятся. Тем более, если дочь живет с родителями.

Радуйте их, делайте приятные сюрпризы. У родителей годовщина свадьбы? Так почему же не устроить им праздник? Они будут на седьмом небе от счастья, думая о том, какая у них хорошая дочь.

Будьте благодарной. Родители – это люди, которые подарили жизнь. Это замечательно, когда дочь благодарит своих самых близких людей за это. Помогайте всегда и во всем. Хорошая дочь должна быть помощницей маме и отцу.

Советуйтесь с родителями. Когда они видят и осознают, что их мнение важно для вас, они понимают, что правильно вас воспитали. Не вините их ни в чем. Не осуждайте за ошибки, совершенные в молодости или уже в зрелом возрасте. Пытайтесь понять и почувствовать почему они так поступили. Осудить легко, понять гораздо сложнее.

Быть хорошей дочерью довольно просто, соблюдая элементарные неписанные законы, которые не мы придумали, но которые помогают выстраивать настоящие, теплые и доброжелательные отношения.

Беременность чаще всего заканчивается приятным моментом – появлением вашего чуда. С этого события ваша жизнь кардинально меняется, и, чтобы не уставать и не раздражаться на весь окружающий мир, нужно научиться быть мамой. Именно от вашего настроя зависит спокойствие ребенка. И, как правило, ваша нервозность будет волновать ребенка. А его плач снова и снова будет злить вас. И так по кругу. Поэтому станьте спокойной и уравновешенной молодой мамой.

Кормить грудью

Грудное вскармливание считается полезным для ребенка, ведь в мамином молоке содержится большое количество различных микроэлементов, которые помогают расти и развиваться малышу. Для мам кормление грудью тоже приносит много приятных моментов. Во время кормления молодая мама с легкостью потеряет лишние килограммы при привычном меню или просто не наберет лишнего. Грудное вскармливание эмоционально сближает маму с ребенком, оно также влияет на становление нервной системы малыша. К тому же, кормление грудью экономит ваш семейный бюджет: не нужно тратиться на молочные смеси.

Спать вместе

Ребенку не нужна усталая и задерганная мама. А если ночью вы будете вставать к малышу не единожды (а грудное вскармливание этого требует), то совершенно не выспитесь, и днем будете сонной, раздраженной и злой. Спите вместе с ребенком, тогда ночью вам остается просто проснуться на пару секунд, дать малышу грудь и снова вместе уснуть. Конечно, педиатры категорически против совместного сна. Это объясняется тем, что во время сна вы можете случайно лечь на ребенка. Но большинство мам с рождением детей начинают спать достаточно чутко, и слышат плач.

Делать домашние дела с ребенком

В детских магазинах полно разнообразных приспособлений для самостоятельности младенца. Воспользуйтесь ими. Пока ваш малыш качается на качелях или , пока интересуется яркими игрушками на игровом коврике, вы успеете прогладить белье, помыть посуду или пропылесосить. Даже обычная коляска пригодится, ведь в нее можно уложить ребенка, подвесив над ним погремушки или включив ему детские песенки. Укачивая малыша в той же коляске, вы можете помешивать кашу или суп на плите. С подросшим малышом становится еще интереснее на кухне. Его можно посадить в стульчик для кормления, дать безопасные столовые приборы, показывать овощи и рассказывать о них. Ребенку будет интересно проводить время с вами на кухне, пока вы готовите.

Заниматься только собой во время сна ребенка

Пока ваш малыш спит, займитесь собой. Оставьте все недоделанные домашние дела, они никуда не исчезнут. Устройте себе спа: примите ванну, сделайте маску на лицо, поухаживайте за волосами. Или окунитесь в свое творчество: свяжите что-нибудь приятное, порисуйте, посмотрите фильм. А хотите поспать – ложитесь рядом с малышом. Возьмите себе за правило не заниматься домашними делами, пока спит ребенок. Так у вас не возникнет чувства, что вы совсем забросили себя и свое хобби.

Есть вместе

Когда ребенок подрастет и будет есть прикорм, ешьте вместе с ним. Кладите еду ему и себе. Садитесь за общий стол и ешьте. Малышу важно видеть действия. Таким образом, он научится жевать и заинтересуется ложкой. После совместного обеда вам не нужно торопиться уложить ребенка на тихий час, потому что вы не поели и голодны.

Гулять в слинге

Слинг удобен тем, что ребенок всегда у мамы на руках, но в то же время мама меньше устает от тяжести. Гуляя в нем, вы точно знаете, замерз ли малыш, жарко ему или в самый раз. Слинг сближает маму и ребенка эмоционально, вы можете гулять и общаться, разговаривать и показывать интересный мир вокруг. Несомненный плюс данного приспособления в том, что в нем вы пройдете где угодно: для вас открыты все магазины, музеи, выставки и даже автобусы, переполненные людьми.

Много разговаривать, особенно о своих чувствах

Это, пожалуй, самый важный пункт. Когда молодая мама устала и ей морально плохо, хочется поплакать, полежать, но она упорно «держит лицо» перед ребенком. Малыш такой же живой человек, как мама и папа, с возрастом он начнет понимать чувства. Но не стоит сдерживать себя при ребенке. Разговаривайте с ним о ваших чувствах, будь то радость или счастье, обида или огорчение. Спрашивайте повзрослевшего ребенка о его чувствах, когда он научится говорить или показывать жестами. Такие откровения научат вашего малыша не скрывать ничего, а быть открытым и не стесняться своих чувств. Особенно актуально это, если у вас родился маленький мужчина.

Видео по теме

День постепенно сменялся вечером. Жаркое солнце, нещадно палящее весь день, наконец уступило место вечерней прохладе. Лёгкий ветерок ласкал лицо, шею, плечи каждого прохожего, теребил подолы платьев, платки, волосы людей. Над железнодорожным вокзалом вовсю пылал закат, отражаясь всеми цветами оранжевого в окнах домов, на металлических крышах, окнах поездов. Заходящее солнце, встречаясь лучами с препятствиями в виде высотных домов, лавочек, всевозможных ларьков, урн, здания вокзала, оставляло на земле длинные тени непонятной формы. На станции машинисты поездов и офицеры терпеливо ожидали своих пассажиров - солдат. Изредка громкоговоритель вещал об отправлении того или иного поезда, играла старая военная музыка. Провожающие говорили своим родственникам как сильно будут скучать, ждать даже когда никто не ждёт, обнимали своих солдат, иногда плакали, проклинали войну. Сами солдаты, еле сдерживая слёзы, старались утешить своих любимых, обнимали их в ответ. Высокий темноволосый мужчина лет тридцати восьми в военной форме, придерживая лямку рюкзака, стоял поодаль от толпы и ждал свою единственную дочку Маргариту, обещавшую повидаться с отцом перед отъездом в зону боевых действий. Он смотрел по сторонам, изредка щурил серо-зелёные глаза, в свете закатного солнца кажущиеся бледно-серыми. Навстречу мужчине спешила невысокая девочка тринадцати лет, одетая в лёгкое без рукавов синее платье с ромашками, белые чулки с узорами и аккуратные чёрные туфли на маленьком каблуке. Её тёмно-русые волосы, длиной по пояс, были собраны в одну шикарную толстую косу, украшенную белой лентой. Девочка осторожно прикрывала аккуратное круглое личико, глаза. Мужчина подошёл к ней, и отец с дочкой заключили друг друга в объятия. - Я думал, что ты или опоздаешь, или забудешь, а ты прямо вовремя, - сказал отец, и на его губах заиграла слабая улыбка. Рита эту улыбку знала наизусть. Он так улыбался, чтобы дочь хоть как-то развеселилась, и всегда делал это, когда девочка начинала грустить. И Рита всегда улыбалась. Но, увы, не в этот раз. Марго знала, куда и на что отец идёт. Она знала, что он мог бы и не вернуться. «На войне убивают», - вспомнила Рита фразу из какой-то книжки, прочитанной год или два назад. Внутри всё было разбито вдребезги, и боль усиливалась с каждым разом, с каждым взглядом на самого родного человека. И, несмотря на то, что всё болело и хотелось разрыдаться в голос, Маргарита пыталась улыбнуться ведь отца огорчать не хотелось - волноваться будет. А на войне волнение не к месту. О нём надо молчать… Вот и Рита молчала, глядя на отца. Он казался девочке мужественным и уверенным солдатом, каких обычно показывают в фильмах. Казалось бы, смелым отцом надо гордиться и кричать на весь двор: «Мой папа идёт на войну! Но он смелый и победит в бою любого!» - но Рите не было это нужно. Ей был нужен папа. Папа, а не слово и фамилия, имя, отчество в паспорте. Именно папа. - Ритунь, - начал он, взяв дочку за руки, - сама понимаешь, что происходит там, в Чечне. Нужны мы Родине, позвала она нас на помощь. Рита молча кивала головой в знак согласия, а глаза медленно наполнялись слезами. - Поэтому будь тут умницей, ты девочка большая и понимаешь, что к чему. Обещаешь, дочь? Рита подняла глаза. - Обещаю, папуль, - проговорила она, и её голос слегка задрожал. Отец ласково улыбнулся и погладил дочку по волосам. - Гляди-ка, Марго, как ты выросла! А я даже глазом моргнуть и не успел. То, помню, ма-а-аленький конвертик такой с крохотной кричащей девчушкой, а сейчас кто же передо мной стоит? Барышня взрослая, самая настоящая столбовая дворянка! И снова он пытается её развеселить, хотя сам тоже не в настроении улыбаться, ибо знает, на что идёт. Но не боится. Ему не привыкать. Одну войну он уже видел и даже смог пережить. А переживёт ли вторую? Он очень надеялся на это. - Все уходят от меня… Сначала мама, потом дедушка, потом Дашка и теперь ты… На глаза Риты предательски навернулись слёзы, и девочка начала всхлипывать. Отец такой реакции и ожидал. Он положил дочери руки на плечи и ласково улыбнулся. И улыбка эта, словно солнце на восходе, озаряла его осунувшееся лицо. Рита будет скучать по этой улыбке. Она не переживёт этого, она усохнет морально, пока отец будет на войне. Погибнет… Жгучие слёзы потекли по щекам Риты. Девочка не стала их утирать. Она лишь прильнула к отцу, уткнулась лицом в его крепкое плечо, как делала это всегда и, наверное, будет делать и до конца своих дней. Если ещё отец вернётся. Но он вернётся! Рита до последнего верила, что вернётся. И вот уже тогда все наладится и, может быть, будет как прежде. - Я с тобой хочу. Если бы было можно, я бы отправилась за тобой, папа. Как Есенин - хоть в свои, хоть в чужие дали. - Но тебе нельзя, дочка. На войне детей нет, им там не место. Тебя могут убить. - Тебя же тоже. - Я знаю, солнышко. - А зачем идёшь? - Затем, что Родина позвала. Ей не справиться без нас, без мужской силы. - А мне не справиться без тебя, папа. Внезапно послышался чей-то низкий мужской голос, явно зовущий солдат разойтись по своим вагонам. Многие, напоследок покрепче обняв родных и поцеловав жён и девушек, поспешили каждый в свой вагон. Отец Маргариты попытался спрятаться в толпе. - Ты справишься, Рита, я в тебя верю! А теперь, прости, мне надо идти. - И, сказав это, он напоследок ещё крепче обнял дочь. - Постарайся вернуться назад, папочка… - сквозь слёзы проговорила девочка. - Там, на моей полке в шкафу, есть синий свёрточек. Там платье, которое я тебе купил. Надень его, когда тебе пятнадцать исполнится. До свидания, Рита. И отец поспешно направился в свой поезд. Было ли ему больно прощаться с дочерью? Мучил ли его страх того, что он так и не увидит свою взрослую Марго и не услышит ласковый голос своей пожилой матери? Именно поэтому он и шёл, стараясь не оборачиваться в сторону дочери. Нет, его не раздражали её слёзы, он не хотел лишь причинять девочке новую боль. А Рита стояла почти у самого края платформы, сиротливо прижавшись к толстому мёртвенно-холодному фонарному столбу. По её щекам текли слёзы. - Папа! - крикнула девочка изо всех сил, когда увидела, как он выглядывает из окошка. - Возвращайся скорее! - Жди меня, принцесса! - крикнул он и помахал дочери рукой. Маргарита хотела ещё что-то сказать папе, но голос, как назло, попросту сорвался. Не до хрипа и кашля, а совсем пропал. И в этот момент поезд тронулся. До боли родной профиль отца скрылся из виду, как вскоре и сам вагон. Провожающие понемногу расходились, а у самого края платформы, обняв руками ледяной столб, стояла девочка и смотрела в ту синеющую даль, куда уехал её самый близкий, после бабушки, человек. Старая военная песня сменилась более современной музыкой. Играла песня группы Кар-мэн о том, как всё спокойно и замечательно в прекрасном, затерянном среди пустынь, городе Багдаде. «В Багдаде всё спокойно, в Багдаде всё спокойно!» - весело тараторил певец. Там, где-то далеко от России, может быть, и было спокойно, и про войну люди слышали наверняка исключительно в книгах и утренних новостях, но здесь и сейчас, на железнодорожном вокзале города Вышний Волочек, было напряжно. Здесь воздух был пропитан тяжестью разлуки, сожалением и слезами родственников, отдающих против воли на защиту Родины самое дорогое - своих женихов, мужей, братьев, сыновей. Перечислять можно вечно, но и это не меняет главной сути. Рита не стеснялась эмоций и, прильнув к столбу словно к близкому человеку, громко плакала и, как ребёнок, утирала слёзы слегка запачкавшимися кулачками. Хотя, почему «как»? Она ведь и была ребёнком, хоть и повзрослевшим в семь лет в связи с сложившимися жизненными трудностями. Уже ближе к вечеру, когда в городе стали зажигаться первые фонари, опустошённая и разбитая, Маргарита поплелась в сторону дома, где её терпеливо ожидала больная бабушка. Завтрашний день будет таким же обыденным, как и предшествующие ему: день будет сменяться ночью, всё также будет жара, те же поезда на вокзале будут приезжать и уезжать, привозя и увозя с собой людей, те же грустные провожающие и счастливые встречающие, те же бездомные кошки у ларьков, те же снующие на каждом шагу нищие, просящие милостыню, те же тонконогие модницы в яркой одежде у входа, та же некультурная надпись на заборе. Всё будет как прежде. И только у Риты будет пустота внутри и осознание, что для полного счастья не хватает лишь самого дорогого человека.

Сегодня кому-то говорят «До свиданья!», Завтра скажут «Прощай навсегда!». Заалеет сердечная рана…

Ещё работа этого автора

Стихи Анны Озёрской 23

Фэндом: Исторические события , Виктор Цой , Вселенная Метро 2033 , Бесконечное лето , Игла (кроссовер) Пэйринг и персонажи: Виктор Цой , Великая Отечественная война , Афганская война , Моро , Дина , Спартак , Россия 90-х годов , Семён , Славяна , Ольга Дмитриевна Рейтинг: PG-13 - фанфики, в которых могут быть описаны романтические отношения на уровне поцелуев и/или могут присутствовать намёки на насилие и другие тяжёлые моменты."> PG-13 Жанры: Романтика - фик о нежных и романтических отношениях. Как правило, имеет счастливый конец."> Романтика , Ангст - сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события."> Ангст , Повседневность - описание обычных повседневных будней или бытовых ситуаций."> Повседневность , Hurt/comfort - один персонаж так или иначе страдает, а другой приходит ему или ей на помощь."> Hurt/comfort , Songfic - фанфик, написанный под впечатлением какой-то песни, текст фанфика часто содержит её слова."> Songfic , ER (Established Relationship) - фанфик, в начале которого герои уже находятся в устоявшихся романтических отношениях."> ER (Established Relationship) , Стихи - Поэзия - рифмованный текст или текст, построенный по определённому ритмическому образцу."> Стихи , Дружба - Описание тесных несексуальных неромантических отношений между персонажами."> Дружба , Нестандартная поэзия - Верлибр (свободный стих), белый стих, мнимая проза, микропоэзия (хайку, "> Нестандартная поэзия Предупреждения: Нецензурная лексика - наличие в фанфике нецензурной лексики (мата)."> Нецензурная лексика, ОМП - Оригинальный мужской персонаж, появляющийся в мире канона (чаще всего как один из главных героев)."> ОМП, ОЖП - Оригинальный женский персонаж, появляющийся в мире канона (чаще всего как один из главных героев)."> ОЖП, Нехронологическое повествование - События работы проиcходят в нехронологическом порядке."> Нехронологическое повествование, Смерть второстепенного персонажа - фанфик, в котором один или несколько второстепенных персонажей умирают."> Смерть второстепенного персонажа, Элементы гета - романтические и/или сексуальные отношения между мужчиной и женщиной."> Элементы гета Размер: Миди - средний фанфик. Примерный размер: от 20 до 70 машинописных страниц."> Миди, 71 страница, 65 частей Статус: закончен

В данную работу я решила объединить все свои стихи разных жанров.

Ещё по фэндому "Исторические события"

Клуб анонимных революционеров 12

Фэндом: Исторические личности , Исторические события (кроссовер) Пэйринг и персонажи:


Когда Луи Дидье было 34 года, он был вполне финансово обеспечен, так что когда он предложил бедному горняку, едва сводившему концы с концами, взять на попечение его белокурую младшую дочь, чтобы дать ей лучшую жизнь, отец был только рад. Тогда Жанин было всего шесть лет - пожалуй, слишком поздно, чтобы как-то основательно повлиять на ее личность. Поэтому Луи решил, что эта белобрысая красавица станет его женой и родит ему дочь - с такими же золотыми волосами - которую он сможет превратить в сверхчеловека.


Жанин родила девочку, когда ей исполнилось 22 года. Луи тогда выкупил дом на севере Франции подальше от людей, чтобы полностью посвятить себя своему проекту - вырастить сверхчеловека, богиню, девушку, которая бы была на порядок лучше, приспособленнее и способнее, чем все окружающие.


Мод родилась 23 ноября 1957 году. И буквально с самого рождения ребенок стал главной целью жизни Луи. “Мой отец не разрешал мне ничего делать. Когда я была очень маленькой, мне еще иногда позволяли поиграть в саду, но только после того, как я закончу учебу с моей мамой. Позже, когда мне исполнилось пять лет, у меня и вовсе не было свободного времени. “Фокусируйся на своих обязанностях,” - говорил мне отец.”

Луи старался с самого младенчества выявить в своей дочери все те черты и способности, которые, по его мнению, остальные люди игнорировали, лишая себя тем самым возможности стать богами. Мод росла в постоянном страхе, что у нее получается соответствовать высоким требованиям и ожиданиям отца. “Мне казалось, что я слишком слабая, слишком неуклюжая, слишком глупая. И я так его боялась. Он был грозен и непреклонен, его стальные глаза видели меня изнутри, у меня ноги подкашивались, когда мне надо было к нему подойти,” - вспоминает Мод.


От мамы Мод не ждала защиты или помощи. Выросшая всю жизнь с Луи, она называла его не иначе как “Господин Дидье.” Жанин одновременно обожала и ненавидела своего мужа, но никогда с ним не спорила и не пыталась противостоять.

Луи был уверен, что человеческий мозг способен на многое, намного больше, чем люди себе думают. Но для того, чтобы проявить эти способности, человек должен полностью отказаться от “этого грязного мира,” который их окружает. Именно поэтому Луи запрещал Мод покидать дом, и даже взял с нее клятву, что она не сделает этого даже после его смерти. И в то же время он обещал дочери, что с ее способностями она сможет стать кем-угодно, если захочет, даже президентом Франции. Она сможет стать великой и навсегда изменить историю.

Во время Второй мировой войны Луи помогал копать тоннели, чтобы помочь евреям бежать из Франции в Бельгию. Это наложило на него особый отпечаток. “Тебе уже почти семь лет, так что пришло уже время, - как-то сказал Луи своей дочери. - Когда ты прибываешь в концлагерь, у тебя все отбирают. Богатый ты или бедный, красивый или уродливый, они все равно одевают тебя в пижаму, бреют твои волосы. Так что единственные, кто мог сохранить свой разум в таких условиях, были музыканты. Поэтому ты выучишь все виды музыки. Лучше всего сфокусироваться на вальсах и симфонической музыке. Не знаю, какой инструмент будет в моде потом, так что будешь изучать несколько одновременно. Мы добавим уроки музыки к твоему сегодняшнему расписанию, будешь тренироваться после занятий.”


Луи мало разговаривал с дочерью, предпочитая отдавать приказы или читать лекции. Девочке не разрешалось подавать голос без спроса - “Говори только, если ты можешь сказать что-то умное!” - кричал тогда он. Девочка не понимала, что такое “что-то умное,” поэтому все больше молчала. Мама не обращалась напрямую к Мод, говоря о той всегда в третьем лице.

Вскоре девочке стало казаться, что она понимает разговоры животных, а когда она освоила музыку на фортепиано - ей стало казаться, что она понимает разговор между партиями игры для левой и правой руки. Если словами с ней никто не говорил, то играть музыку и слушать щебет птиц ей никто не мог запретить.


Когда отец заметил, что девочка боится мышей и крыс, он намеренно запер ее, босую, в одной пижаме, в полной темноте в подвале, приказав ей не шевелиться и не произносить ни звука. “Медитируй о смерти, открой свой разум,” - говорил он ей, хотя она совершенно не понимала смысла этих слов. Луи сказал маленькой Мод, что если она произнесет хоть звук, то мыши немедленно заползут к ней в рот и сожрут ее изнутри. Он заверил ее, что видел своими глазами, как такое произошло с некоторыми людьми во время войны.


На следующее утро девочку забрала из подвала мать, и отвела прямиком на занятия - никаких дополнительных часов для сна, “иначе что же это будет за тест?” - удивился отец. Свой тест Луи продолжал проводить раз за разом в течение нескольких месяцев. “Я начала молиться, чтобы побыстрей умереть от таких пыток, - вспоминает Мод. - Тогда я подумала, что “медитировать о смерти,” видимо, именно это и означает.”

Луи приучал Мод спать как можно меньше, потому что “сон отнимает ценное время.” Он учил ее воспринимать еду исключительно как необходимость, поэтому ее пища никогда не отличалась особыми вкусовыми качествами: никаких фруктов, йогуртов, не говоря уже о сладостях или шоколаде. Она даже никогда не пробовала хлеба. Раз в две недели мама Мод пекла хлеб, но ее порцию показательно откладывали на край стола, так что девочка могла ее видеть, но никогда не пробовала.


Зато отец приучал Мод к алкоголю с семилетнего возраста, искренне веря, что навык выпивать сделает девочку более приспособленной к невзгодам жизни. Жесткая кровать, никакого обогрева помещения даже зимой, когда окна замерзали изнутри, никакой обуви или теплой одежды, никакой теплой воды, никаких стульев со спинкой, чтобы не дай бог можно было бы облокотиться и расслабиться. Зато вместо всего этого - уроки обращения с оружием на случай дуэли.

Со временем девочка стала проявлять маленькие маленькие вольности - но так, чтобы отец не узнал. Она использовала два квадратика туалетной бумаги вместо дозволенного одного, ночью убегала через окно в ванной пройтись по саду. Каждый такой маленький поступок давал ощущение Мод, что жизнь может быть другой. Однако настоящие изменения случились, когда ей было уже 16 лет - тогда у нее появился новый учитель музыки. Он быстро сообразил, что происходит, и нашел нужные слова, чтобы убедить Луи заниматься музыкой не дома, а в студии самого учителя, и потом даже убедил его позволить Мод работать в музыкальном магазине.


Там Мод встретила Ричарда. Отец разрешил ей выйти за него замуж, когда ей исполнится 18 лет, но обязал ее развестись с парнем через полгода, чтобы присматривать за отцом. Мод не вернулась. “Прошло уже более 40 лет, как я покинула тот дом, - говорит Мод. - Очень долго я никому не могла рассказать о своем детстве, даже своему мужу или друзьям. Даже терапевтам. Я была так рада убежать от этого ужаса, что даже мыслями не хотела туда возвращаться.”


Будучи уже вне дома, Мод пришлось буквально заново учиться: как разговаривать с незнакомыми людьми, как есть в ресторане с друзьями, как реагировать, как вести диалог, как выбирать одежду, как ориентироваться в городе. Более того, у Мод оказались жуткие проблемы со здоровьем - ее печень была сильно повреждена от чрезмерного употребления алкоголя, а зубы ее буквально крошились - до 18 лет она ни разу не была у дантиста.

Луи Дидье умер в возрасте 79 лет, и до того момента Мод так никому и не рассказала о случившемся. И только после похорон она смогла наконец-то выговориться. Более того, пройдя самостоятельно сквозь все тернии этой терапии, Мод решила получить соответствующее образование, и теперь она сама работает терапевтом, помогая другим людям справиться детскими душевными травмами. Мод написала книгу по своим воспоминаниям. Она также отослала один экземпляр этой книги с запиской своей матери. “Напрямую мать ничего мне не сказала. Но я слышала, что она очень испугалась, что я опубликовала все это, и что она расстроилась, узнав, что я все неправильно поняла.”


Также недавно стал известен эксперимент, который проводили доктора в США на разлученных в детстве тройняшках. Подробнее об этой истории можно прочитать в нашей статье " ."

Самое лучшее – это запастись терпением и ждать. Не терять надежды и распутывать запутавшиеся нити одну за другой. Как бы безнадежна ни была ситуация, конец у нити всегда где-то есть. Ничего не остается, как ждать, подобно тому, как, попав в темноту, ждешь, пока глаза к ней привыкнут.

© Харуки Мураками

День постепенно сменялся вечером. Жаркое солнце, нещадно палящее весь день, наконец уступило место вечерней прохладе. Лёгкий ветерок ласкал лицо, шею, плечи каждого прохожего, теребил подолы платьев, платки, волосы людей. Над железнодорожным вокзалом вовсю пылал закат, отражаясь всеми цветами оранжевого в окнах домов, на металлических крышах, окнах поездов. Заходящее солнце, встречаясь лучами с препятствиями в виде высотных домов, лавочек, всевозможных ларьков, урн, здания вокзала, оставляло на земле длинные тени непонятной формы. На станции машинисты поездов и офицеры терпеливо ожидали своих пассажиров - солдат. Изредка громкоговоритель вещал об отправлении того или иного поезда, играла старая военная музыка. Провожающие говорили своим родственникам как сильно будут скучать, ждать даже когда никто не ждёт, обнимали своих солдат, иногда плакали, проклинали войну. Сами солдаты, еле сдерживая слёзы, старались утешить своих любимых, обнимали их в ответ.

Мужчина лет тридцати восьми в военной форме, придерживая лямку рюкзака, стоял поодаль от толпы и ждал свою единственную дочку Маргариту, обещавшую повидаться с отцом перед отъездом в зону боевых действий. Он был высокий, имел спортивное телосложение, широкие плечи, широкий покатый лоб, широкие дугообразные тёмные брови, слегка сросшиеся на переносице, миндалевидные серо-зелёные глаза, в свете закатного солнца кажущиеся бледно-серыми, прямой нос с щербинкой, большой вертикальный подбородк, на котором был заметен небольшой шрам и пухлые розовые губы. Борода и усы были аккуратно сбриты со смуглого овального, с выступающими скулами, лица мужчины. Он смотрел по сторонам, изредка щурил глаза от солнца.

Навстречу мужчине спешила невысокая девочка тринадцати лет, одетая в лёгкое без рукавов синее платье с ромашками, белые чулки с узорами и аккуратные чёрные туфли на маленьком каблуке. У неё было аккуратное круглое личико с маленьким вертикальным подбородком и таким же маленьким лбом, тонкие дугообразные тёмные брови, большие голубые глаза с накрашенными чёрными пушистыми ресницами, маленький вздёрнутый носик и пухлые малиновые губы, слегка подкрашенные блеском. Девочка была среднего телосложения. Её тёмно-русые волосы, длиной по пояс, были собраны в одну шикарную толстую косу, украшенную белой лентой. Девочка прикрывала лицо от солнца и щурила глаза.

Мужчина подошёл к ней и отец с дочкой заключили друг друга в объятия.

Я думал, что ты или опоздаешь, или забудешь, а ты прямо вовремя, - сказал отец, и на его губах зазмеилась слабая улыбка.

Рита эту улыбку знала наизусть. Он так улыбался, чтобы дочь хоть как-то развеселилась, и всегда делал это, когда девочка начинала грустить. И Рита всегда улыбалась.

Но, увы, не в этот раз.

Марго знала, куда и на что отец идёт. Она знала, что он мог бы и не вернуться. «На войне убивают», - вспомнила Рита фразу из какой-то книжки, прочитанной год или два назад.

Внутри всё было разбито вдребезги, и боль усиливалась с каждым разом, с каждым взглядом на самого родного человека. И, несмотря на то, что всё болело и хотелось разрыдаться в голос, Маргарита пыталась улыбнуться ведь отца огорчать не хотелось - волноваться будет. А на войне волнение не к месту. О нём надо молчать…

Вот и Рита молчала, глядя на отца. Он казался девочке мужественным и уверенным солдатом, каких обычно показывают в фильмах. Казалось бы, смелым отцом надо гордиться и кричать на весь двор: «Мой папа идёт на войну! Но он смелый и победит в бою любого!» - но Рите не было это нужно. Ей был нужен папа. Папа, а не слово и фамилия, имя, отчество в паспорте. Именно папа.

Ритунь, - начал он, взяв дочку за руки, - сама понимаешь, что происходит там, в Чечне. Нужны мы Родине, позвала она нас на помощь.

Рита молча кивала головой в знак согласия, а глаза медленно наполнялись слезами.

Поэтому будь тут умницей, ты девочка большая и понимаешь, что к чему. Обещаешь, дочь?

Рита подняла глаза.

Обещаю, папуль, - проговорила она, и её голос слегка задрожал.
Отец ласково улыбнулся и погладил дочку по волосам.

Гляди-ка, Марго, как ты выросла! А я даже глазом моргнуть и не успел. То, помню, ма-а-аленький конвертик такой с крохотной кричащей девчушкой, а сейчас кто же передо мной стоит? Барышня взрослая, самая настоящая столбовая дворянка!

И снова он пытается её развеселить, хотя сам тоже не в настроении улыбаться, ибо знает, на что идёт. Но не боится. Ему не привыкать. Одну войну он уже видел и даже смог пережить. А переживёт ли вторую? Он очень надеялся на это.

Все уходят от меня… Сначала мама, потом дедушка, потом Дашка и теперь ты…

На глаза Риты предательски навернулись слёзы, и девчонка начала всхлипывать.
Отец такой реакции и ожидал. Он положил дочери руки на плечи и ласково улыбнулся. И улыбка эта, словно солнце на восходе, озаряла его осунувшееся лицо.
Рита будет скучать по этой улыбке. Она не переживёт этого, она усохнет морально, пока отец будет на войне. Погибнет…

Жгучие слёзы потекли по щекам Риты. Девочка не стала их утирать. Она лишь прильнула к отцу, уткнулась лицом в его крепкое плечо, как делала это всегда и, наверное, будет делать и до конца своих дней. Если ещё отец вернётся. Но он вернётся! Рита до последнего верила, что вернётся. И вот уже тогда все наладится и, может быть, будет как прежде.

Я с тобой хочу. Если бы было можно, я бы отправилась за тобой, папа. Как Есенин - хоть в свои, хоть в чужие дали.

Но тебе нельзя, дочка. На войне детей нет, им там не место. Тебя могут убить.

Тебя же тоже.

Я знаю, солнышко.

А зачем идёшь?

Затем, что Родина позвала. Ей не справиться без нас, без мужской силы.

А мне не справиться без тебя, папа.

Внезапно послышался чей-то низкий мужской голос, явно зовущий солдат разойтись по своим вагонам. Многие, напоследок покрепче обняв родных и поцеловав жён и девушек, поспешили каждый в свой вагон. Отец Маргариты попытался спрятаться в толпе.

Ты справишься, Рита, я в тебя верю! А теперь, прости, мне надо идти. - И, сказав это, он напоследок ещё крепче обнял дочь.

Постарайся вернуться назад, папочка… - сквозь слёзы проговорила девочка.

Там, на моей полке в шкафу, есть синий свёрточек. Там платье, которое я тебе купил. Надень его, когда тебе пятнадцать исполнится. До свидания, Рита.

И отец поспешно направился в свой поезд. Было ли ему больно прощаться с дочерью? Мучил ли его страх того, что он так и не увидит свою взрослую Марго и не услышит ласковый голос своей пожилой матери? Именно поэтому он и шёл, стараясь не оборачиваться в сторону дочери. Нет, его не раздражали её слёзы, он не хотел лишь причинять девочке новую боль.

А Рита стояла почти у самого края платформы, сиротливо прижавшись к толстому мёртвенно-холодному фонарному столбу. По её щекам текли слёзы.

Папа! - крикнула девочка изо всех сил, когда увидела, как он выглядывает из окошка. - Возвращайся скорее!

Жди меня, принцесса! - крикнул он и помахал дочери рукой.

Маргарита хотела ещё что-то сказать папе, но голос, как назло, попросту сорвался. Не до хрипа и кашля, а совсем пропал.

И в этот момент поезд тронулся. До боли родной профиль отца скрылся из виду, как вскоре и сам вагон.

Провожающие понемногу расходились, а у самого края платформы, обняв руками ледяной столб, стояла девочка и смотрела в ту синеющую даль, куда уехал её самый близкий, после бабушки, человек.

Старая военная песня сменилась более современной музыкой. Играла песня группы Кар-мэн о том, как всё спокойно и замечательно в прекрасном, затерянном среди пустынь, городе Багдаде. «В Багдаде всё спокойно, в Багдаде всё спокойно!» - весело тараторил певец. Там, где-то далеко от России, может быть, и было спокойно, и про войну люди слышали наверняка исключительно в книгах и утренних новостях, но здесь и сейчас, на железнодорожном вокзале города Вышний Волочек, было напряжно. Здесь воздух был пропитан тяжестью разлуки, сожалением и слезами родственников, отдающих против воли на защиту Родины самое дорогое - своих женихов, мужей, братьев, сыновей. Перечислять можно вечно, но и это не меняет главной сути.

Рита не стеснялась эмоций и, прильнув к столбу словно к близкому человеку, белугой рыдала и, как ребёнок, утирала слёзы слегка запачкавшимися кулачками. Хотя, почему «как»? Она ведь и была ребёнком, хоть и повзрослевшим в семь лет в связи с сложившимися жизненными трудностями.

Уже ближе к вечеру, когда в городе стали зажигаться первые фонари, опустошённая и разбитая, Маргарита поплелась в сторону дома, где её терпеливо ожидала больная бабушка.

Завтрашний день будет таким же обыденным, как и предшествующие ему: день будет сменяться ночью, всё также будет жара, те же поезда на вокзале будут приезжать и уезжать, привозя и увозя с собой людей, те же грустные провожающие и счастливые встречающие, те же бездомные кошки у ларьков, те же снующие на каждом шагу нищие, просящие милостыню, те же тонконогие модницы в яркой одежде у входа, та же некультурная надпись на заборе. Всё будет как прежде. И только у Риты будет пустота внутри и осознание, что для полного счастья не хватает лишь самого дорогого человека.

Сегодня кому-то говорят «До свиданья!»,
Завтра скажут «Прощай навсегда!».
Заалеет сердечная рана…



Понравилась статья? Поделитесь ей