Контакты

Как сделать макет железной дороги своими руками? Делаем макет железной дороги! Самоделки жд моделей в но

Игрушечные железные дороги неотъемлемо ассоциируются с детством. У многих из нас в юном возрасте когда-то была пластмассовая или железная сборная модель железной дороги. А те, кто мог похвастаться моделью зарубежного производства, считались счастливчиками.

В наше время хобби игрушечных железных дорог выросло в крупную отрасль моделирования. Причем этот бизнес уже больше ориентирован на взрослую аудиторию, нежели на детей.

К главным атрибутам – колее и локомотиву с вагончиками, добавились деревья, дома, дороги, машины, рельефное окружение. А стол с полноценным макетом железной дороги, со множеством деталей и мелочей – это уже настоящее искусство.

За рубежом подобные изделия стоят от 2 тысяч долларов, я же в этой статье расскажу, как сделать полноценный макет игрушечной железной дороги своими руками.

Стол

Для макета вам понадобится место. В идеале это должен быть отдельный стол, но можно обойтись и небольшим столиком, или просто отгороженной площадью на любой подходящей поверхности. Все зависит от вашего желания и размаха. Я рекомендую начать с небольшого места – например, части стола, и потом уже, если вдохновитесь, делать большой макет. Лучше начать с малого, чем сразу взяться за большой объем работы и бросить на полдороги.

Стартовый набор

То, без чего не получится сделать макет железной дороги – это сама железная дорога. А точнее – набор рельс, поезд и система питания для него. Тут, увы, альтернатив нет – это все нужно покупать. Хорошо, что в наше время на рынке есть из чего выбирать.

Набросок

Чтобы знать, к чему вы движетесь, нужно иметь перед глазами цель. Сделайте на бумаге примерный набросок – где что должно находиться, и каким будет общий вид вашего макета. Побродите по интернету, посмотрите на многочисленные макеты железных дорог и возьмите на заметку то, что вам нравится – мосты, переезды, дома, станции. Можете сделать макет полустанка на Диком Западе, а можете – станции в центре современного города. Но обязательно определитесь до того, как приметесь за работу. И сделайте разметку на столе, чтобы не обнаружить вдруг, что колея выходит за границы стола, или что шлагбаум будет цепляться за проезжающий поезд.

Горы

Наличие горы, с туннелем, через который будет проезжать поезд, будет украшением макета. Для создания небольшой горы вам понадобится монтажная пена, фанера, нож, алебастр и наждачка.

Сначала продумайте и, по возможности, нарисуйте набросок будущей горы. Затем сбейте над рельсами небольшой короб из фанеры или другого подходящего материала. Убедитесь, что размер короба позволит свободно проезжать по тоннелю вашему поезду. Затем начинайте наносить пену вокруг короба, с паузами по полтора-два часа, чтобы дать слоям засохнуть и не проседать под своим весом. После того, как нанесете пену нужного объема, оставьте ее сохнуть на сутки, не меньше.

Через сутки берите в руки нож (удобнее – канцелярский), и начинайте ковырять гору – срезайте лишние куски, придавая ей намеченную вами форму. Вырезайте ложбинки, расщелины, постарайтесь придать ей максимальную натуралистичность.

Затем вам понадобится алебастр. Разведите его с водой, и тонким слоем до 3 мм покройте всю гору. Он быстро сохнет, так что разводите его небольшими порциями. Затем вновь подождите несколько часов, пока все застынет – феном при этом лучше не пользоваться.

Теперь нужно закрасить гору серым цветом. Для этого купите в любом автомагазине баллон грунтовки, под цвет серого камня, и можете красить вашу гору. Только испытайте сначала краску на чем-то другом, чтобы удостовериться, что ее цвет точно вам подходит.

Далее воспользуйтесь наждачкой и позатирайте местами гору, чтобы снять кое-где слои грунтовки. Это придаст горе большей натуралистичности, чтобы она была не однородного цвета, а оттенка от светлого до темно-серого. Можно повторить покраску и шлифовку несколько раз, пока у вас не получится то, что вас устроит. Можете также покрасить отдельные кусочки горы белым или черным цветом, для большей правдоподобности.

Напоследок возьмите зеленую краску и подкрасьте кусочки горы еще и в цвет зелени – так она будет еще натуралистичнее. Только краска должна быть правдоподобного, «мхового» цвета.

Ваша гора (или горка) готова. Поздравляю, вы уже проделали немалый кусок работы. На очереди – остальные детали рельефа.

Тут уже все упирается в вашу фантазию, размер свободного пространства и подходящие детали, которые у вас есть. Заполните незанятую поверхность стола – например, муляжом травяного покрытия, который продается в магазинах. Игрушечные дома, фигурки людей, транспорт, железнодорожный переезд, вокзал со станцией, мостик, деревья – вот все те детали, которые украсят ваш макет. Многие из них можно найти в конструкторах Лего, или просто по отдельности в игрушечных магазинах. Фирмы, торгующие товарами для ж/д моделирования, также продают отличные комплекты, но в этом случае будьте готовы к немалым тратам.

Вы можете сделать макет на большом столе, со множеством деталей, рельефной местностью, электрическим ходом и настоящим городком в миниатюре. Но вы также можете сделать и небольшую модель – поезд на батарейках, с небольшим участком ландшафта и несколькими элементами декора.

Какой бы вариант вы не выбрали, сделанная вами модель будет украшением любого дома и интересна любой компании – как детской, так и взрослой.

Если вы со своим ребенком задумали сделать игрушку своими руками, то попробуйте соорудить собственную железную дорогу. Дети любят игрушки с множеством деталей. Собранная вместе со взрослым железная дорога может стать любимой игрушкой. Для изготовления понадобится совсем мало предметов, которые найдутся в любом доме. А в итоге получится уникальная и яркая вещь, которая будет радовать вашего ребенка и напоминать о времени, проведенном вместе с вами. Если вы не знаете, как самому сделать железную дорогу, но хотите попробовать, то самое время научиться.

Инструменты и материалы

  • Листы плотного картона
  • Линейка
  • Простой карандаш
  • Ножницы для бумаги
  • Канцелярский нож
  • Клей ПВА
  • Акриловые краски

Пошаговая инструкция

Существует несколько способов того, как сделать игрушечную железную дорогу, но начать лучше всего с самого простого.

  • Определите примерный размер будущей железной дороги. От него будет зависеть длина рельсов. Рельсы нужно вырезать из плотного картона. Можно использовать коробки от обуви, мебели или техники. Разложите лист картона на полу и начертите на нем полосы выбранной длины. Наверняка, ваша железная дорога будет иметь изгибы, поэтому понадобятся не только прямые, но и изогнутые полоски для поворотов. Таким образом, можно сделать кольцевую дорогу, играть с которой гораздо интереснее.
  • Будущие рельсы покрасьте серой краской, так как она больше всего похожа на металл. Выбирайте акриловые краски, так как они не смываются с поверхности бумаги.
  • Подготовьте шпалы. Для этого нужно нарезать достаточное количество небольших полосок из картона. На обоих концах шпал нужно наметить точки, где будут наложены рельсы. Шпалы лучше всего покрыть коричневой или рыжей краской, так как их делают из дерева.
  • Выкрашенные заготовки рельсов выложите в правильном порядке и переверните нижней стороной кверху. На эту сторону нужно приклеить заготовленные шпалы на одинаковом расстоянии друг от друга.
  • Теперь самое время перейти к изготовлению поезда. Для вагонов и локомотива удобнее всего использовать маленькие картонные коробки от сока или молока. Если таких коробок нет, то можно склеить их из кусков картона самостоятельно. Для локомотива понадобится две коробки, которые нужно склеить между собой так, чтобы одна коробка располагалась вертикально, а другая - горизонтально.
  • Локомотив и вагоны обычно выкрашены в один цвет, но вы можете использовать любые цвета и рисунки на свой вкус. После того, как краска высохнет, не забудьте нарисовать окна.
  • К вагонам нужно приклеить раскрашенные колеса, а сами вагоны необходимо соединить между собой полосками из картона. Теперь состав готов к размещению на железной дороге.
  • Чтобы сделать игрушку ещё более интересной, сделайте из картонной коробки вокзал или несколько станций. Их можно реалистично расписать красками. Из остатков картона можно вырезать силуэты людей, деревья, домики, придорожные столбы и раскрасить их фломастерами и красками.

Как распределить роли

Теперь вы знаете, как сделать железную дорогу вместе с ребенком. Позвольте ему активно поучаствовать в процессе. Ребенку можно доверить раскрашивание деталей и склеивание частей железной дороги между собой. А все операции с ножницами и канцелярским ножом лучше сделать самому, чтобы ребенок не порезался. Если вы хотите доверить ребенку вырезание некоторых деталей, то дайте ему ножницы с закругленными концами, предназначенные для маленьких детей.

Колеса всего железнодорожного состава должны быть одинаковые. Их можно выточить на токарном станке, каждое в отдельности. Десять вагонов, считая по восемь колес на вагон, заставят выточить 80 одинаковых колес! И в каждом надо еще обработать по шесть спиц, - работа получается грандиозная и очень кропотливая. Поэтому, особенно, если подвижной состав не ограничивать всего десятью вагонами (что очень мало для хорошей модели), колеса следует отливать.

Их можно отливать из свинца или его сплавов (гарта) или из цинка. Если делать колеса сплошными, без спиц, форма делается очень просто на токарном станке. Вырезается шаблон по размерам колеса и по нему вытачивается из мягкого железа или чугуна или даже из алюминия (если лить будем из свинца) формочка по рисунку 55. В центре формы просверливается отверстие по диаметру оси для закладки оси в форму перед литьем. Расплавленный металл вливается ложкой (рис. 56). Затем ось с одним отлитым колесом переворачивается, в отверстие формы вставляется другой ее конец, после чего выливается второе колесо: готовый скат снимается с формы. Чтобы колеса с оси не спадали, в тех местах, где она соприкасается с металлом, надо сделать две зубильные зарубки или подпилить слегка напильником.

Если форма сделана из металла и прогрета перед отливкой, колеса получаются из свинца и цинка очень точными и не требуют дальнейшей обработки на станке.

Для колес со спицами при наличии токарного станка надо изготовить более сложную форму. Затрата времени на ее изготовление вполне окупится результатом: точность колеса, его чистый вид и возможность очень простой и массовой отливки заставляют посвятить время на изготовление хорошей формы. Тысяча колес, которые можно в ней быстро отлить, с лихвой окупят затраты: выпиливание спиц в каждом колесе отдельно займет гораздо больше времени.

Форма состоит из четырех точеных частей. Разрез ее показан на рисунке 57. Сперва точится заготовка b: верхний ее конец должен точно соответствовать внутреннему ободу колеса. Затем кожух а, в притирку садящийся на цилиндрическую часть корпуса b так, что в верхней части образуется пустота для отливки обода колеса (рис. 58). На верхнюю часть и сажается литниковая часть с (рис. 59), имеющая выточку для осевой втулки d и четыре отверстия: два для литья воронкой и два для выхода воздуха. В части d (рис. 60) верхнюю шейку тщательно полируют, так как она после отливки колеса вынимается из него. Чтобы во время литья осевая втулка не выпадала, на ней имеется внизу заточка, которая и удерживается специальным крючком (рис. 61 и 57).


Заготовка b обрабатывается на фрезерном станке или на шеппинге или вручную так, что получаются прорези для спиц, как это видно на рисунке 62. Это делается после тщательной разметки и очень аккуратно: спицы колеса должны быть строго одинаковы, иначе колесо и весь скат будут неравномерно вращаться и колеса выйдут неизящными и некрасивыми.

Литье производится через один из литников, когда вся форма собрана и прогрета. Приливы от литья, находящиеся на тыльной стороне, легко устраняются и колесо после простой обработки напильником оказывается вполне готовым к сборке.

Такая форма, повторяем, необходима для массовой отливки колес всего подвижного состава модели. Для паровоза, где колеса большего размера и другой конструкции, а колеса тележки меньшего диаметра, придется изготовить специальные формы из дерева или гипса: паровозных колес нужно будет гораздо меньше, чем вагонных.

Рельсы

Рельсы для моделей можно изготовить различными способами. Мы рассмотрим два из них. Один, приблизительно тот, который употребляется при фабричном изготовлении жестяных рельсов для игрушечных железных дорог. Это - рельсы из полосок жести. В сечении они приобретают форму, как на рисунке 63, на котором видно, сколько загибов имеет полоска жести. В последнее время в Германии сконструированы прессы, за один удар выпускающие готовый прямой рельс, образующий и головку и все семь загибов. Полуфабрикат таких рельсов можно изготовлять протаской, приготовив две плашки (рис. 64), между которыми полоска жести протаскивается. Можно изготовить рельсы без двойной загибки на подошве, как на рисунке 63 справа. Рельсы с последним упрощением при тщательном их креплении на шпалах вполне прочны, а протяжка и окончательная сгибка их значительно упрощаются.

По получении заготовки окончательное оформление рельса делается при помощи клещей (рис. 65) или двух железных линеек, которые зажимают шейку рельса в тисках по всей его длине. На этих линейках при помощи молотка прижимаются обратные загибки пятки, и рельс выправляется.

Жестяные рельсы соединяются друг с другом при помощи кусочков несколько заостренных проволок, на которых сделаны зубильные зарубки. Эти зарубки, после того как проволоки вставлены в головку рельса, дают возможность тем же зубилом укрепить проволоку в рельсе (рис. 66). При этом такое острие в правом рельсе будет входить в соседнее звено правого же рельса, а в последнем звене соединительная проволочка будет в левом рельсе. Таким образом, звенья рельсов очень прочно сцепляются друг с другом.

Рельсы из жести неудобны, однако, в том отношении, что криволинейные участки невозможно получить без специальной машины, так называемой «зиг-машины», зиговки. Она, правда, очень проста и представляет собой два или четыре ряда роликов, между которыми протягивается готовый рельс, отчего он получает нужную кривизну, но изготовлять такую машину имеет смысл только при массовой заготовке рельсов. Не так уж их много нужно для модели. Поэтому надо рекомендовать готовить рельсы из железной проволоки подходящего диаметра. Делать нужные закругления по деревянному выпиленному заранее из крепкого дерева (дуб - лучше всего) шаблону не представляет большого труда. Шаблон - заштрихованная часть (рис. 67) - вырезывается из деревянной дощечки по ширине колеи, по длине закругления и по радиусу его (пунктир). Вдоль ребер шаблона обиваются прямые заготовки рельсов легкими ударами деревянного молотка.

Проволока нарезается кусками и тщательно рихтуется (выправляется) деревянным молотком на доске. Лучше всего тут же очистить все куски шкуркой. Затем отрезки загибаются по кривой, вычерченной заранее и вычисленной, сколько и каких закруглений необходимо. По шаблонам, выпиленным из дерева, эти закругления заготовляются в нужном количестве.

Крепить проволоки можно несколькими путями. Один из них - изготовление жестяных подошв по рисунку 68. При этом можно делать полную подошву А из двух частей; Б без загибок для подошвы, без загибок для поддержки проволоки В и, наконец, Г на одном угольничке. Все способы вполне приемлемы. Для прямых отрезков пути, когда рельс прямой, жестяной угольничек, служащий шейкой и подошвой, делается во всю длину рельса, на закруглениях он составляется из кусков или подошва, опирающаяся на шпалу, подрезается в нескольких местах или вырезается до шейки маленькими угольничками, чтобы иметь возможность рельс закруглить. По всей длине проволочный рельс аккуратно припаян к жестяной шейке.

Можно употребить более упрощенный способ изготовления рельса - без шейки и подошвы. Отрезок такой пары рельсов изображен на рисунке 69. Здесь к проволоке припаяны маленькие прямоугольные нарезные кусочки жести, слегка загнутые с одного конца вверх (рис. 70). Еще лучше наштамповать жестяные подкладки по рисунку 71, где под проволоку сделано вогнутое ложе: оно плотнее держит рельс, несколько приподнимает его над шпалой и легче (с двух сторон) паяется. По два отверстия в каждой жестяночке дают возможность рельс прибивать к шпале.


Крепить рельсы на шпалах можно многими путями и шпалы можно изготовлять и жестяные и деревянные; жестяные легче по весу. Если путь приходится часто складывать и убирать, то звенья рельсов и шпалы следует делать целиком из жести. В этом случае последние сгибаются в два сгиба и выглядят, как на рисунке 72. До сгиба в каждой шпале прорубаются прорези, которые дают возможность крепить рельс к шпале, если он также целиком жестяной. При прорубке прорезей в шпале необходимо их разметить аккуратно таким образом, чтобы ширина колеи всюду строго соблюдалась. К жестяным шпалам проволочные рельсы можно крепить и непосредственно пайкой без подошв. Если же шпалы сделаны из дерева, рельс крепится или так, как это изображено на рисунке 73, или гвоздиками к шпалам. Но так как сравнительно тяжелая шпала может оторвать пайку, лучше рельсы крепить к специальным продолинам, а их уже к шпалам (рис. 69).

При этой конструкции пути отдельные звенья рельсов крепятся очень удобно - шпильками на шпале (видны на рис. 69); жестяные шпалы скрепляются особыми скобочками (рис. 74).

Прежде чем крепить рельсы на шпалах, надо приготовить шаблон для проверки ширины колеи. Такой шаблончик из железа изображен на рисунке 75. Он согнут в два сгиба, на которых круглым напильником вырезаны лунки; центры лунок находятся на расстоянии точной ширины колеи. При пайке или креплении рельсов на них накладывается шаблон, чтобы рельсы легли в лунки; этот прием будет гарантировать правильность и точность колеи.


Закругление пути требует еще одного устройства: некоторого подъема внешнего рельса над внутренним. Рисунки 76 и 77 объясняют причину, почему это необходимо. На прямом пути на состав действуют только две силы: тяговая - вперед и вес - вниз. На закруглении возникает горизонтальная сила, стремящаяся вытолкнуть вагон с рельсов. Слагающая этих сил диагональ а, если оба рельса находятся на одном уровне, выходит за рельсы и может опрокинуть на закруглении весь состав, как видно из рисунка 76. Чтобы этого не произошло, внешний рельс поднимают относительно левого и слагающая остается внутри рельсов (рис. 77), т. е. состав предохранен от падения. Это необходимо делать и в нашей модели, приподняв внешний рельс подкладкой из отрезка картона или жести на величину а, зависящую от кривизны поворота. Эта величина в моделях с колеей в 45 миллиметров колеблется от 1 до 3 миллиметров (рис. 78).

Стрелки

Железнодорожный путь может пересекаться с другим путем под прямым углом, под любым косым и, наконец, пути могут сливаться. Во всех этих случаях на путях устраиваются особые приспособления. Рассмотрим сперва случай пересечения дорог под прямым углом. Каждый рельс спаивается в этом случае под этим углом на квадратной жестяночке, как указано на рисунке 79, причем место соединения рельса спиливается напильником под тем же углом. Четыре таких угла напаиваются на квадратную жестянку, а между углами припаиваются отрезки такой длины, чтобы зазоры между отрезками и углами были достаточны для прохода ребер колес (рис. 80).

Когда обе пары рельсов спаяны, к ним припаиваются жестянки. Между рельсами согласно рисунку 84 впаиваются четыре контррельса с короткими концами (7, 2, 3, 4) и длинными (5, 6, 7,8). Короткие части этих контррельсов служат для плавного перехода колес через пересекаемый путь. Длинная часть служит для направления колес, чтобы они не сошли с рельсов при переходе через промежуток между рельсами.

Для перевода состава на другой путь нужно построить специальное приспособление - стрелочный перевод или стрелку.

Стрелка имеет подвижную часть из двух согнутых и срезанных с одного конца рельсов.

Как проходит поездной состав через стрелку?

На рисунках 85 и 86 схематически изображена стрелка настоящей железной дороги с одной парой колес (скат).

Колеса движутся от нижнего края (рис. 85) вверх и могут пойти в зависимости от положения стрелки по главному пути или по боковому влево. Стрелка АВН передвигается так, что хвост стрелки Н может примыкать то к одной стороне основного пути, то к другой.

На рисунке 85 левый срезанный на-нет конец рельса (стрелочное перо) стрелки примкнут к левому рельсу главного пути; при этом правый конец стрелки отодвинут от правого рельса. Левое колесо, катясь вперед, перейдет на левый конец рельса стрелки, с него к точке А пойдет по левому рельсу, таким образом оба колеса пойдут автоматически по главному пути вперед.

На рисунке 86 правый рельс стрелки примыкает к правому рельсу главного пути; правое колесо по правому рельсу стрелки перейдет на боковой левый путь. Оба колеса пойдут по боковому пути.

Стрелки делаются так, чтобы оба отрезка рельса вращались около точек А и В, противоположные же концы стрелки Н при ее переводе примыкают то к правому, то к левому рельсу пути.

Общий вид участка железнодорожного пути со стрелкой изображен на рисунке 87.

Так устроены настоящие стрелки, такими и будут наши самодельные.

Сперва сделайте неподвижную часть стрелки - раздвоение рельсов, как оно изображено на рисунке 88. Раздвоение имеет один прямой рельс Б, один с закруглением В и два рельса под острым углом из двух рельсов, слегка спиленных на конце. Все они, уложенные на продолину, набиваются на деревянную дощечку. В середине на винте А будет вращаться другая дощечка с двумя кусочками рельса (рис. 89-90). Один рельс должен быть так согнут и заострен, чтобы при одном крайнем положении дощечки один из коротких рельсов вплотную примыкал к прямому и вел состав на левый путь, другой отрезок рельса при этом не должен мешать движению. При перевороте дощечки около винта А, как вокруг оси, прямой отрезок рельса Б примкнет к закругленному рельсу, а кривой отойдет от своего и поведет состав по прямому пути. При своем движении дощечку надо ограничить двумя стопорными гвоздиками a (рис. 88).



Стрелку стрелочник переводит проволочной тягой, один конец которой зацеплен за ушко дощечки (рис. 88), другой - за рычажок с противовесом из свинца. Рычажок имеет крученую в виде спиральки петельку (рис. 91-92), через которую винтом рычажок с противовесом привинчен к стойке и на этом винте он может поворачиваться. Отгибая рычаг от себя или к себе, стрелочник переводит стрелку и направляет поезд по пути, указанному ему расписанием. Другая конструкция перевода изображена на рисунке 93.

При переходе с одного пути на другой, параллельный, приходится строить две стрелки, как на рисунке 94. Сделав одинарную стрелку, можно легко построить и двойную.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение 3

Глава 1. Общие сведения о железнодорожном моделизме 5

Глава 2. Построение макета железной дороги 6

2.2 Мой опыт создания макета железной дороги в домашних условиях 7

2.3 Социологический опрос «Железнодорожный моделизм» 8

Заключение 9

Список источников и литературы 10

Приложения 11

Введение

Любите ли Вы встречать и провожать железнодорожные составы? Возможно, у Вас вызывает восторг и восхищение проезжающий мимо поезд, поражает мощь и сила локомотива, который тянет за собой груженые вагоны. Однако, у Вас пока нет возможности связать свою профессию и жизнь с железной дорогой. Тогда Вам будет интересно узнать, что есть такое увлечение, которое позволит иметь свой собственный поезд с вагончиками, станциями, рельсами и окружающим миром. Это железнодорожный моделизм.

Железнодорожный моделизм не такое простое увлечение, как может показаться на первый взгляд. Для того чтобы результат от занятий железнодорожным моделизмом радовал, необходимо иметь достаточно знаний в общих вопросах железнодорожной техники, стремиться к приобретению новых знаний в этой области, применять различные техники и технологии, выбирать материал для создания объектов макета или модели, уметь правильно пользоваться инструментом и, конечно, не забывать о технике безопасности.

В своей работе мы хотим собрать такую информацию и предложить свой вариант макета железной дороги.

Мы считаем, что наше исследование поможет вызвать интерес к технике, будет способствовать развитию воображения и фантазии у детей, возможно, кому-то поможет определиться с выбором будущей профессии.

Проблема исследования : выяснить, каким образом организовать работу по созданию макета железной дороги в домашних условиях.

Объект исследования : макет железной дороги.

Предмет исследования : условия и технологии создания элементов макета железной дороги.

Цель исследования : описать создание макета железной дороги в домашних условиях.

Задачи исследования : изучить литературу по данной теме; исследовать современные методы и технологии построения макета железной дороги; описать макет железной дороги, созданный в домашних условиях.

Гипотеза исследования : предполагается, что если выполнить определенные условия при создании макета железной дороги, то это позволит придать макету максимальную реалистичность.

Теоретическую значимость работы мы видим в том, что проведенные исследования будут способствовать развитию интереса у учащихся к технике в целом и к железнодорожному моделизму в частности.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы учителями и учащимися на дополнительных занятиях по окружающему миру и технологии. Также материалы исследования могут быть интересны тем, кто хочет заняться железнодорожным моделизмом.

Методы исследования : изучение специальной литературы; обобщение и систематизация материала; наблюдение и фиксация результатов, фотографирование.

Краткий обзор используемой литературы и источников . Теме железнодорожного моделизма посвящено огромное количество практических и теоретических пособий, каталогов, справочников и периодических изданий. В нашем распоряжении имеется подборка периодического издания «Железная дорога в миниатюре», в котором подробно описываются инструкции по созданию объектов макета . Много общих сведений о железнодорожном моделизме (история, развитие, современные достижения, самые известные модели и технологии изготовления макетов) собрано в трехтомном издании «Искусство железнодорожного моделизма» . «Модели железных дорог» под редакцией Барковскова Б.В. является одним из первых отечественных изданий о железнодорожном моделизме , эта книга очень популярна в нашей стране, недаром ее называют «Библией моделизма». Здесь собраны общие сведения об этом увлечении, его видах, технологии производства и хранения макетов и моделей. Также достаточно широко эта тема обсуждается в Интернет-сообществах и форумах.

Глава 1. Общие сведения о железнодорожном моделизме

«Моделизм» — это изготовление модели, воспроизводящей геометрические формы натуры, линейно уменьшенной во всех плоскостях и повторяющей фактуру наружных поверхностей оригинала. Само слово «модель» — французское, означает подобие какого-то предмета в уменьшенном виде. Таким образом, моделизмом принято называть масштабное воспроизведение существующего или ранее существовавшего объекта.

Сегодня уже никто уверенно не сможет сказать, что было вначале: настоящий паровоз или его модель. По некоторым сведениям, английский инженер Ричард Тревитик, прежде чем построить свой первый локомотив, испытал его уменьшенную копию. В любом случае несомненным остается исторический факт, что в начале девятнадцатого столетия железнодорожная модель пришла в наш мир практически параллельно с реальной железной дорогой.

Развитие железнодорожного транспорта в России способствовало развитию железнодорожного моделизма в мире. Строительство Транссибирской магистрали в начале XX столетия стало явлением всемирного масштаба. На выставке в Париже в 1900 году золотую медаль получила модель сибирского экспресса, которая является классическим примером модели крупномасштабных форм.

Сегодня модельная железная дорога занимает важное место в ряду самых популярных хобби во всем мире. Люди разных возрастов и профессий увлекаются созданием копий подвижного состава и целых железнодорожных комплексов - макетов.

В первой половине XX века наметились три пути развития железнодорожного моделизма. Первый из них — крупномасштабный, включает в себя музейные, выставочные модели высокого класса, изготовленные профессионалами-макетчиками; второй — ученический, который популярен в нашей стране и имеет большое воспитательное значение; третий путь — мелкомасштабный любительский.

Ученический моделизм знакомит учащихся с техникой железных дорог. Этот вид моделизма не ставит своей целью строгое масштабное воспроизведение подвижного состава и других элементов железной дороги. Главные его отличительные признаки — это большой выбор масштаба моделей и произвольная их форма.

Любительский мелкомасштабный моделизм включает в себя постройку миниатюрных моделей-копий железнодорожного подвижного состава, а также постройку для этих моделей макетных комплексов, воспроизводящих как бы железную дорогу в целом. Этот вид моделизма может быть домашним или клубным, т. е. индивидуальным или коллективным.

Глава 2. Построение макета железной дороги 2.1 Общие рекомендации по созданию макета железной дороги

Макет железной дороги - это макет, воссоздающий объекты железной дороги в миниатюре. Макет может содержать модель железно-дорожной станции, части перегона, подъездных путей, локомотивного или вагонного депо, городской инфраструктуры с железнодорожными путями, природные объекты, по которым проходит железнодорожная линия.

Первое, с чем мы должны определиться, решив создать макет железной дороги, - это масштаб. В железнодорожном моделизме понятие масштаб тесно связано с типоразмером. Типоразмер характеризуется масштабным уменьшением и шириной модельной колеи. Существуют несколько основных типоразмеров модельных железных дорог, познакомиться с основными из них ними можно в приложении (Приложение 1).

Изучив в литературе различные инструкции по созданию макетов железных дорог, мы составили примерную последовательность работы по изготовлению макета железной дороги в домашних условиях.

    Сделать подмакетник, платформу на которую крепятся все элементы макета и кладется рельсовый путь. Для простого макета можно обойтись фанерным листом нужного размера.

    Нанести разметку путей, автодорог, расположения строений и другое.

    Уложить подложки для имитации балластной призмы.

    Уложить рельсы. Перед этим необходимо купить достаточное количество рельсового материала.

    Разработать электрическую схему и смонтировать её на макете.

    Провести отсыпку балласта. Имитация балласта - обязательный элемент макета. Балласт можно подобрать по размеру среди аквариумных грунтов или других бытовых сыпучих материалов сходного вида.

    Изготовить рельеф (возвышенности, горы, долины рек и т.п.).

    Покрасить основания под различные элементы ландшафта (траву, песок, лесную почву).

    Наклеить автодороги.

    Изготовить и установить строения.

    Нанести травяной покров и другую растительность.

    Расположить фигурки людей и транспорт на макете.

2.2 Мой опыт создания макета железной дороги в домашних условиях

Решив создать собственный макет железной дороги, мы с папой подписались на журнал «Железная дорога в миниатюре» (Приложение 2).

Поскольку мы решили создать несложный макет, остановились на настенном варианте. Для подмакетника использовали полоски фанеры шириной 30 см. С помощью деревянных брусков прикрепили их к стене саморезами.

В Интернет-магазине с папой купили рельсы и стрелки. Маленькими гвоздиками прибили их к макету (Приложение 3).

Для имитации отсыпки балласта использовали просеянный речной песок. Папа нанес клей, а я насыпал песок (Приложение 4).

Из окрашенных зеленой гуашью опилок сделали траву, и приклеили на макет (Приложение 5).

Здание вокзала плоское - папа выпилил его из куска фанеры, а я раскрасил и нарисовал окна (Приложение 6).

Здание станции объемное. Я работал выжигателем, шуруповертом, стамеской, молотком и канцелярским ножом. Стены, пол и потолок - это фанерные части, скрепленные зубочистками. Для придания реалистичности крышу оклеили черной бумагой (Приложение 7).

Еще мы купили светофоры и приклеили их на макет. Папа подсоединил провода, мы поставили на макет локомотивы с вагонами, и я проверил, как все это работает (Приложение 8, 9).

Макет готов, но это не значит, что больше в нем ничего не измениться. Мы планируем много всяческих доработок и усовершенствований. Так что работа предстоит большая! (Приложение 10)

2.3 Социологический опрос «Железнодорожный моделизм»

Мне стало интересно, а знакомы ли мои одноклассники, друзья и знакомые с этим занятием? Хочется ли им увлечься железнодорожным моделизмом и будет ли им интересна моя работа. Я провел опрос (Приложение 11) и получил следующие результаты:

Выводы: Опрашивая мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 9 лет, я выяснил, что:

    Очень многим (74%) нравятся поезда.

    Немногие имеют в настоящий момент железную дорогу (31%), но большинству хочется иметь свою железную дорогу (58%).

    Мало кто знаком с понятием «моделизм» (21%).

    Опрашиваемые хотят узнать, как создать свой макет железной дороги (63%).

Следовательно, тема исследования действительно интересная и актуальная для большинства моих одноклассников, друзей и знакомых. Я обязательно познакомлю их со своими исследованиями и поделюсь практическими рекомендациями.

Заключение

В нашей исследовательской работе мы сформулировали проблему - выяснить, каким образом организовать работу по созданию макета железной дороги в домашних условиях. В процессе исследования, мы рассмотрели общие вопросы, принципы, возможности и способы постройки макетов железных дорог в домашних условиях.

Проведенные нами наблюдения помогли убедиться в правильности выдвинутой гипотезы: если выполнить определенные условия при создании макета железной дороги, то это позволит придать макету максимальную реалистичность. Наш макет - это маленький мир железной дороги.

Проведенный социологический опрос помог убедиться в необходимости и актуальности представленной в исследовании темы. Надеемся, что наши рекомендации помогут Вам создать свой первый макет железной дороги, и Вы ощутите магию и волшебство мира маленьких железнодорожных моделей.

Список источников и литературы

    Барковсков Б.В., Прохазка К.И, Рагозин Л.Н. Модели железных дорог / Под ред. Барковскова Б.В., - М.: Транспорт, 1989

    Железная дорога в миниатюре - М.: ООО «Иглмосс Эдишинз», подборка журналов за 2014-2016 года.

    Москалев Л.М. Искусство железнодорожного моделизма. [В 3 т. Т. 1]: История. Начальные навыки / Москалев Л.М., Мясников А.Г., Рагозин Л.Н. - М. : Железнодорожное дело, 2011. - 256 с.

    www.railmodel.ru/-сайт о создании домашней железной дороги.

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Условное обозначение типоразмера

Основной масштаб

Величина масштабного метра, мм

Ширина

колеи, мм

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Опросный лист научно-исследовательской работы

Максименко Димы

    Сколько тебе лет? ______________

    Тебе нравятся поезда? Да, Нет.

    У тебя есть игрушечная железная дорога? Да, Нет.

    Ты знаешь что такое «Моделизм»? Да, Нет.

    Ты хочешь иметь свою собственную железную дорогу с маленькими поездами, станциями, домами, деревьями, туннелями, машинками, тракторами, людьми? Да, Нет.

    Ты хочешь узнать, как сделать макет железной дороги своими руками? Да, Нет.



Понравилась статья? Поделитесь ей