Контакты

Скиф Дмитрий Александрович Чёрный менестрель (общий файл). "скиф" - боевая лазерная станция Космос как арена мирного соревнования

В

Предисловие:

Недавно наткнулся на фото неизвестной Русской "Черной ракеты". В итоге удалось выяснить невероятные факты об этой "Черной ракете" и что на самом деле, это за проект. Оказывается это была действующая секретная разработка боевой космической лазерной станции. Кстати эта разработка считается первая и единственная в мире, которая была успешно выведена на орбиту Земли (по официальной информации. Но так как такие проекты в большинстве случаев засекречены и разрабатываются многими странами, то было бы неудивительно если на орбите могут находиться такие станции далеко не в единственном экземпляре и возможно не только Русские, и возможно сейчас они пролетают над вами, но это мысли вслух...)

"Черная ракета" показанная на фото является самым крупным Советским космическим аппаратом "Полюс" (он же "Скиф-ДМ"- первая в мире боевая космическая лазерная станция).

Проект "Скиф"

Как удалось выяснить "Черная ракета" показанная на фото является самым крупным Советским космическим аппаратом "Полюс" (он же "Скиф-ДМ", он же 17Ф19ДМ, он же МИР-2, он же - первая в мире боевая космическая лазерная станция). И причем этот проект практически полностью отработан и считается весьма успешным. Вот вам и космические лазеры! Оказывается все это уже было еще в годы СССР.Правда только сейчас многие разработки стали приоткрывать общественности, но как говорится лучше поздно чем вообще никогда...

Что известно:

Лазерная орбитальная платформа "Скиф" она же "черная ракета"

Лазерная орбитальная платформа начала разрабатываться в СССР еще в конце 1970-х годов. Программа "Скиф" должна была стать ответом на разрабатываемую американцами СОИ (Стратегическая оборонная инициатива, также известная как «звёздные войны».)

При этом, понимая всю сложность перехвата боевых блоков МБР, советские ученые разрабатывали "Скиф" в первую очередь, как средство уничтожения американских космических аппаратов, чтобы не дать им перехватить наши МБР. (Но, это конечно далеко не все функции, которые должна была выполнять лазерная орбитальная платформа.)

Известно, что для лазерной орбитальной платформы в ОАО «Конструкторское Бюро Химавтоматики» был разработан газодинамический CO2 лазер ГДЛ РД0600 мощностью 100 кВт и габаритами 2140х1820х680 мм. Стоит отметить, что этот лазер к 2011-му году прошел полный цикл стендовой отработки.

Кстати это наводит на мысли, что боевой лазер "Пересвет" о котором еще говорил, Российский президент Владимир Путин имеет вполне обоснованный фундамент, еще сделанный выдающимися Советскими учеными. Стоит отнестись со всем уважением и к Российским ученым ведь они продолжили традицию Советских разработок и как итог, сейчас на вооружение у нас есть боевой лазер, который для импульса подкачивается ядерным реактором.

боевой лазерный комплекс "Пересвет" способен поражать авиацию противника

Достижение, ставшее сенсацией для мировой космонавтики.

Ракета-носитель Энергия перед стартом.

В мае 1987 года за этим стартом следил весь мир, запуск стал сенсацией для мировой космонавтики. В своем первом полете ракета-носитель Энергия несла в качестве полезной нагрузки тот самый секретный экспериментальный аппарат "Скиф" (она же "Черная ракета"). Масса космического тандема более 100 тонн, для сравнения грузоподъемность американских "Шаттлов" была в 3 раза меньше. Есть даже небольшой видео фрагмент ракеты Энергия и аппарата "Скиф":

Комплекс "Энергия-Скиф" успешно прошел все испытания, как на полигонах, так и на самом космодроме, а именно наземные и летные, но на успешный старт рассчитывали немногие. Но запуск прошел в штатном режиме с минимальными погрешностями. Те средства, которые были затрачены на эту машину, по сути дела не пропали даром. По Миру прекратилась гонка вооружений в космосе, например спутники которые бы уничтожали другие спутники, проще говоря "звездные войны". Кстати после этого американцы не могли запустить такую большую полезную нагрузку. Максимум на что они были способны, так это на запуск 30 тонн на "Шаттле", рассказывает конструктор Александр Маркин.

Причина создания

Советский Союз в конце восьмидесятых отставал от американцев в освоении лазерного оружия. У США было около 8 авианосцев, которые могли поразить любую цель противника. Проект "Скиф" поставил жирную точку в гонке вооружений, макет космического корабля оснастили лазерной пушкой, что придало ему статус стратегического истребителя военного назначения.

Перед Советским Союзом встала необходимость срочно создать такое оружие, которое могло бы иметь приоритет над противником, но и в то же время самой главной задачей было, чтобы это оружие могло в те годы защитить наши территории. Также при необходимости оружие должно было уметь и нанести мощный ответный удар, рассказывает главный диспетчер ЦСКБ "Прогресс" в 1987 г. Александр Лунев.

Топливные баки, элементы каркаса, корпус и другие детали "Энергии" изготавливали на ЦСКБ "Прогресс". Для завода это был самый крупный заказ за всю историю, масштабы строительства поразили даже бывалых ракетостроителей.

Конструкция действительно очень большая, потому что, только диаметр изделия был практически 8 метров. Бак горючего в общей сложности между шпангоутами 29 метров! Это колоссальное сооружение, если так говорить про ракеты, поясняет начальник производства цеха No 233 в 1987 г. Петр Педчинко.

Ракета-носитель Энергия.

Петр Педченко в 1987 году был начальником производства, следил за технологическим процессом изготовления деталей и ходом испытаний: "водой, огнем и холодом." Каждое испытание для Куйбышевских заводчан являлось отработкой новейших технологий, которые приходилось осваивать по факту.

Сейчас же в 233 цехе пустынно, а 25 лет назад работа здесь кипела не на шутку. Ведь стояла задача, успеть в сжатые сроки опередить американцев и заявить о космических возможностях на весь Мир. (Да уж, Советские возможности все таки были гораздо больше чем сейчас, а представьте на секунду? Если бы СССР не развалился и космическая гонка продолжилась? Где возможно, могли бы мы быть?)

Все это было в этом корпусе до самого конца, и ходить было иногда очень тяжело! Потому что сюда пришел, а потом надо идти туда.А здесь слава Богу почти пол километра корпус, вспоминает Петр Педчинко, смотря с грустью на этот корпус.

После выхода на орбиту "Скиф" штатно отделился от ракетоносителя, но служить ему пришлось недолго, 80-тонный аппарат в космосе мог спровоцировать другие страны и развязать войну. Советские специалисты приняли решение затопить макет космического корабля в тихом океане, а спустя полтора года ракета-носитель "Энергия" вывела в космос орбитальный корабль многоразового использования "Буран". Кстати свой полет 15 ноября 1988 года он совершил в автоматическом беспилотном режиме. И это в те годы!!!

Но увы, этот полет стал последним, развал Советского Союза стал причиной, по которой космическую программу закрыли. В космос деньги решили больше не вкладывать. Но все же стоит отметить, что те два пуска сначала с макетом космического корабля "Скиф" а затем с космопланом "Буран" на долгие годы вывели Советский Союз, а затем Россию на лидирующие позиции в космическом деле. Конечно, сегодняшние успехи пока меркнут перед теми масштабами, что были в годы СССР. Однако есть надежда что Россия все таки сможет вернуть себе по настоящему звание "Космической державы". По заявлению Владимира Путина, Российские ученые ведут разработки, которые позволят, наконец-то отправить пилотируемые миссии на Луну и Марс!

P.P.S.

На этом историю "Скифа" можно было бы считать завершенной, однако многие эксперты сходятся во мнение, что эти разработки продолжают развиваться, совершенствоваться и никто не отказался от космической боевой лазерной станции. Как говорят эксперты в нужное время и в нужный час эти разработки станут известны широкой общественности, ведь как сказал еще в марте 2018 года В.Путин о новых видах оружия "просто пока что еще не время". А ведь также никто не поверил когда Путин, сделал заявление еще в далеком 2004 году о том, что Россия ведет разработку оружия на новых физических принципах, но, а далее все мы помним реакцию мира на заявления Путина и то что у России есть гиперзвуковое оружие. Так что есть над чем задуматься!

Оригинал взят у cycyron в "Скиф-ДМ"- первая в мире боевая космическая лазерная станция
Оригинал взят у

"Скиф" против ёжиков

Лазерная орбитальная платформа начала разрабатываться в СССР в конце 1970-х годов. Программа "Скиф" должна была стать ответом на разрабатываемую американцами СОИ. При этом, понимая сложность перехвата боевых блоков МБР, советские ученые разрабатывали "Скиф" в первую очередь, как средство уничтожения американских космических аппаратов (да, да тех самых "Эскалибуров" , о которых речь шла выше), чтобы не дать им перехватить наши МБР.

Было решено установить на космический аппарат (КА) углекислотный газодинамический лазер мощностью 1 МВт, разработанный одним из филиалов Института атомной энергии им. И.В.Курчатова. и испытанный на авиационном лазерном комплексе А-60 .

Авиационный лазерный комплекс А-60 (он же "Ил-76ЛЛ с БЛ")

Космический аппарат, предназначенный для установки на нем мегаваттного лазера с Ил-76ЛЛ с БЛ, получил обозначение 17Ф19Д "Скиф-Д" . Буква "Д" обозначала "демонстрационный". Также попадается инофрмация, что на "Скиф" должен был устанавливаться непрерывный газодинамический углекислотный лазер РД0600 мощностью не 1МВт, а 100 КВт.

27 августа 1984 г. министр общего машиностроения О.Д. Бакланов подписал приказ N343/0180 о создании 17Ф19Д "Скиф-Д".
Первый запуск на орбиту "Скифа-Д" должен был состояться во втором квартале 1987 г.

"Скиф-Д" был прежде всего экспериментальным КА, на котором должны были отрабатываться не только лазер, но и некоторые штатные системы следующих аппаратов, создаваемых в рамках программы "советской СОИ". Это были системы разделения и ориентации, система управления движением, система электропитания, система управления бортовым комплексом.


Предполагаемый вид "Скифа-Д" на дежурстве

Создававшие «Скиф» конструкторы столкнулись с кучей новых для них технических проблем.
Во-первых, было совершенно неясно запустится ли на орбите в условиях вакуума и невесомости газодинамический лазер на углекислом газе. Чтобы разобраться с этой проблемой на Заводе им. М.В.Хруничева было решено создать специальный испытательный стенд. Стенд занимал огромную территорию и включал в себя четыре 20-метровые вертикальные цилиндрические башни вакуумирования, две 10-метровые шаровые емкости для хранения криогенных компонентов, разветвленную сеть трубопроводов большого диаметра.
Проблемы были с системой энергоснабжения лазера. Очень сложной вышла система управления движением "Скифа-Д". Ведь ей приходилось производить нацеливание поворотной головной части и всего аппарата на цель, при этом компенсируя возмущения от работы генераторов, от выхлопа газов из лазера (у турбогенераторов были крупные подвижные части, а газ так сильно нагревался, что его требовалось стравливать, влияло на движение космического аппарата, делая лазер крайне неточным ), да и от самих разворотов очень тяжелой, но при этом очень быстро вращающейся головной части отсека специальной аппаратуры.

Уже в 1985 г. было ясно, что потребуется один испытательный пуск КА только для отработки всех этих вспомогательных систем. Поэтому было решено изделие "Скиф-Д1" вывести на орбиту без боевого лазера, и лишь "Скиф-Д2" полностью оснастить "спецкомплексом".

Скиф-ДМ + Энергия

Скиф разрабатывался параллельно с новой ракетой-носителем "Энергия", предназначенной для выведения на орбиту КА массой до 100 тонн.
В середине 1985 года было принято решение переделать стендовую РН 11К25 "Энергия" N6С в летную (номер носителя изменился на 6СЛ) и запустить в 1986 г.
Встал вопрос о полезной нагрузке для этого запуска. Решили использовать этот запуск в интересах темы "Скиф" и потребовали от КБ габаритно-весовой макет (ГВМ).
В КБ "Салют" решили установить на заказанный ГВМ все готовые на тот момент системы штатного "Скифа-Д" для их отработки в космосе. Так увидел свет проект аппарата "Скиф-Д макетный" или 17Ф19ДМ "Скиф-ДМ" , получивший еще одно наименование - "Полюс".


Летный экземпляр КА 17Ф19ДМ "Скиф-ДМ" получил бортовой номер 18201 вслед за 17Ф19Д "Скиф-Д" №18101, который хоть и был задуман раньше, но стартовать теперь должен был позже. Внешне оба аппарата имели много общего, за исключением поворотной головной части отсека специальной аппаратуры. 17Ф19ДМ состоял так же из двух модулей: функционально-служебного блока (ФСБ) и целевого модуля (ЦМ), имел длину 36.9 метров, максимальный диаметр 4.1 метра, массу 77 тонн вместе с головным ФСБ.
В целевом модуле "Скифа-ДМ" размещались экспериментальные установки для проведения прикладных и геофизических экспериментов (тогда как ЦМ "Скифа-Д" должен был нести резервуары с углекислым газом и два турбогенератора, обеспечивающие работу лазера).


"Скиф-Д" должен был нести не один, а два лазера.
Наведение аппарата на цели осуществлялось в два этапа.
Сначала для грубого наведения использовалась бортовая радиолокационная станция (БРЛС). Затем точное наведение осуществляла СНУ, использовавшая для этого маломощный лазер. Создавало СНУ казанское ПО "Радиоприбор" - ведущая в СССР фирма по системам опознавания. Для обработки данных от БРЛС и СНУ и совместной работы этих систем с исполнительными органами системы управления движением в СУД "Скифа-ДМ" использовалась БЦВМ "Аргон-16", аналогичная такой же БЦВМ на базовом блоке станции "Мир".

Для испытания СНУ решено было использовать отделяемые мишени (типа надувных шаров и уголковых отражателей). На надувных мишенях устанавливались бариевые плазмогенераторы для имитации работы двигателей баллистических ракет и спутников. Работу плазмогенераторов было решено официально объявить как геофизический эксперимент по изучению взаимодействия искусственных плазменных образований с земной ионосферой, а отстрел мишеней для СНУ - как испытания перспективной системы сближения и стыковки. Хотя, отработка новой системы стыковки, при которой аппарат не сближался с мишенями, а наоборот - отстреливал их, выглядела бы со стороны очень странно. Это уже была какая-то "перспективная система расстыковки".
:)


Полным ходом шла «перестройка». Не минула она и программу разработки орбитального лазера.
Меченый М.С. Горбачев начал пиариться на теме «мирного космоса» и Госкомиссия по пуску "Скифа-ДМ", опасаясь скомпрометировать «миротворческие заявления» руководства страны, программу испытаний существенно урезала - были отменены все отстрелы мишеней, испытания БРЛС и СНУ, выброс ксеноново-криптоновой газовой смеси через систему безмоментного выхлопа (СБВ).

На основании этих политических решений Госкомиссия по пуску "Скифа-ДМ" в феврале 1987 г. отменила в программе полета аппарата все отстрелы мишеней, испытания БРЛС и СНУ, выброс ксеноново-криптоновой газовой смеси через СБВ.
Решили лишь вывести "Скиф-ДМ" на орбиту, а через месяц свести его в атмосферу над пустынным районом Тихого океана. Что подумали бы в США о таком огромном, но молчащем аппарате - трудно сказать. Пожалуй, здесь было бы не меньше подозрений, чем в случае отстрела мишеней и выброса газовых облаков.
В программе испытаний оставили лишь десять наиболее "безобидных" экспериментов: четыре военно-прикладных и шесть геофизических.

15 мая 1987 года аппарат стартовал с космодрома Байконур. Две ступени «Энергии» отработали успешно. Через 460 секунд после старта «Скиф-ДМ» отделился от ракеты-носителя на высоте 110 километров. Испытания новой РН "Энергия" завершились успешно! А вот с выводимым аппаратом вышло уже не так "гладко".
Маневр поворота космического аппарата "Полюс" на 1800 по тангажу и к этому же на 900 по крену, как было предусмотрено программой ориентации корабля, был выполнен штатно. Однако расчетный процесс "переворачивания" из-за ошибки, заложенной в программе полета макета, не прекратился, а продолжался. В расчетный момент автоматически включилась маршевая двигательная установка, которая должна была сообщить космическому аппарату дополнительную скорость порядка 60 м/с, и вывести его на орбиту высотой 280 км.
В результате «Скиф-ДМ» не вышел на заданную орбиту и по баллистической траектории упал в Тихий океан.
Несмотря на это, по оценке, указанной в отчёте, более 80 % запланированных опытов удалось выполнить.

Прочие "Скифы" .

За макетом "Скиф-ДМ" должны были последовать "Скиф-Д1" и "Скиф-Д2" (второй уже - полноценный боевой аппарат).

Далее планировался КА 17Ф19С "Скиф-Стилет". На нем собирались установить лазерный комплекс 1К11 "Стилет", разработанный в НПО "Астрофизика".
"Стилет" для 17Ф19С представлял собой космический вариант наземного "Стилета" (я упоминал о нем ранее ), уже созданного и проходящего в 80-х годах испытания. Наземный "Стилет" не предназначался для разрушения или уничтожения техники противника - этого просто не позволяла атмосфера и энергетика. Лазеры предназначались для вывода из строя прицелов и датчиков оптических устройств. На Земле применение "Стилета" было малоэффективным. В космосе за счет вакуума радиус его действия значительно увеличивался. "Стилет - космический" вполне можно было применять как противоспутниковое средство. Ведь выход из строя оптических датчиков космического аппарата противника был равносилен гибели спутника.
Для повышения эффективности действия "Стилета" в космосе был разработан специальный телескоп. В сентябре 1986 года электрический действующий макет "Стилета" был изготовлен НПО "Астрофизика" и поставлен в КБ "Салют" для испытаний. В августе 1987 года был изготовлен стендовый прототип кожуха телескопа.

В дальнейшем планировалось разработать целое семейство различных аппаратов тяжелого класса. Была запланирован унифицированный космический комплекс 17Ф19У "Скиф-У"... Но "перестройка" поставила на программе "Скиф" жирный крест. На руку противникам "Скифа" сыграл и неудачный вывод на орбиту "Полюса".

В сентябре 1987 г. работы по теме 17Ф19Д в КБ "Салют" и заводе им. Хруничева были приостановлены, да так и не возобновились. А к 1989 г. финансирование темы тяжелых боевых орбитальных станций было полностью прекращено.

В 1988 г. КБ "Салют" предложило проект тяжелого производственного модуля (ТМП) на основе задела по аппаратам 17Ф19ДМ, 17Ф19Д и 17Ф111. При стартовой массе 101.9 т его масса на орбите составила бы 88 т, из которых 25 т приходилось бы на технологическое оборудование для производства в условиях микрогравитации (10-5 - 10-6g) дорогих полупроводниковых материалов и кристаллов с геометрически совершенной кристаллической решеткой. На аппарате планировалось установить термоэлектрические печи типа "Кратер", прошедших испытания на модуле "Кристалл" орбитального комплекса "Мир". Для питания печей на ТМП планировалось установить большие солнечные батареи общей площадью 500 м2, позаимствованные с аппарата 17Ф111 "Каскад". Доставка расходуемых материалов на ТМП было возможно как кораблями типа "Союз" и "Прогресс", так и Многоразовой авиационно-космической системой МАКС. Проект ТМП рассматривался в течение ряда лет, однако так и не был утвержден.

P.S.
Более подробно (очень много букв!) о программе "Скиф" можно почитать .

P.P.S.
На этом историю "Скифа" можно было бы считать завершенной, однако можно предположить, что некоторое продолжение в 90-х она получила.
Первый компонент готовящейся к запуску международной космической станции (МКС) был российским модулем под названием «Заря» , также известным, как функциональный грузовой блок. Аппарат был построен в середине 90-х по контракту с НАСА предприимчивыми инженерами на заводе им. Хруничева, которые уложились и в сроки, и в бюджет. Основное предназначение Зари заключалось в том, чтобы снабжать станцию электроэнергией и выполнять ее орбитальную коррекцию — та же самая роль, которую должен был выполнять функциональный блок "Скифа". Некоторые советские исследователи считают, что "Заря" начала свою жизнь в качестве резервного аппарата, изначально создаваемого для программы «Полюс». Все что им нужно было сделать — стереть пыль со старого, но совершенно пригодного оборудования, или даже просто с чертежей, и это определенно могло помочь уложиться в производственный график строительства модуля космической станции во время экономического хаоса, который царил в России в девяностые.

Источники:
1. http://military.tomsk.ru/blog/topic-353.html
2. http://pvo.guns.ru/abm/a135-01.htm
3. Журнал "Популярная механика" №10 (№84) 2009.

Боевой орбитальный комплекс «Скиф-ДМ»

Разработка боевой лазерной станции «Скиф», предназначенной для поражения низкоорбитальных космических объектов бортовым лазерным комплексом, началась в НПО «Энергия», но в связи с большой загруженностью объединения с 1981 года тему «Скиф» передали в КБ «Салют». 18 августа 1983 года Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов сделал заявление о том, что СССР в одностороннем порядке прекращает испытания комплекса противокосмической обороны. Однако с объявлением в США программы «СОИ» работы над «Скифом» продолжились.

Для испытаний лазерной боевой станции был спроектирован динамический аналог «Скиф-Д». В дальнейшем для проведения испытательного запуска ракеты-носителя «Энергия» в срочном порядке был создан макетный образец станции «Скиф-ДМ» («Полюс»).

Станция «Скиф-ДМ» имела длину 37 метров, максимальный диаметр 4,1 метра и массу около 80 тонн. Она состояла из двух основных отсеков: меньшего - функционально-служебного блока и большего - целевого модуля. Функциональнослужебный блок представлял собой давно освоенный космический корабль снабжения орбитальной станции «Салют». Здесь размещались системы управления движением и бортовым комплексом, телеметрического контроля, командной радиосвязи, обеспечения теплового режима, энергопитания, разделения и сброса обтекателей, антенные устройства, система управления научными экспериментами. Все приборы и системы, не выдерживающие вакуума, располагались в герметичном приборно-грузовом отсеке. В отсеке двигательной установки размещались четыре маршевых двигателя, 20 двигателей ориентации и стабилизации и 16 двигателей точной стабилизации, а также баки, трубопроводы и клапаны пневмогидросистемы, обслуживающей двигатели.

На боковых поверхностях двигательной установки размещались солнечные батареи, раскрывающиеся после выхода на орбиту.

В бюро была проделана большая работа по созданию нового крупного головного обтекателя, защищающего функциональный блок от набегающего воздушного потока. Впервые он изготавливался из неметаллического материала - углепластика.

Целевой модуль проектировался и изготавливался заново.

При этом конструкторы ориентировались на максимальное использование уже освоенных узлов и технологий. Например, диаметр и конструкция всех отсеков позволяли использовать существующее технологическое оборудование завода имени Хруничева. Узлы, связывающие ракету-носитель с космическим аппаратом, брались готовыми - те же, что и для «Бурана», как и переходной стыковочный блок, связывающий «Полюс» с Землей на старте. Система отделения «Полюса» от ракеты также повторяла бурановскую.

Так как функциональный модуль по сути являлся уже освоенным ранее космическим аппаратом, для него нужйо было соблюсти такие же нагрузки, на которые он рассчитывался при запуске ракетой-носителем «Протон-К». Поэтому из всех вариантов компоновки смогли выбрать лишь такой, при котором блок располагается в головной части «Полюса».


А поскольку двигательную установку, находившуюся в функциональном блоке, было невыгодно переносить в кормовую часть, после отделения от ракеты-носителя «Полюс» летит маршевыми двигателями вперед.

Первоначально старт системы «Энергия-Скиф-ДМ» планировался на сентябрь 1986 года. Однако из-за задержки изготовления аппарата, подготовки пусковой установки и других систем космодрома запуск отложили почти на полгода - на 15 мая 1987 года. Лишь в конце января 1987 года аппарат был перевезен из монтажно-испытательного корпуса на 92-й площадке космодрома, где он проходил подготовку, в здание монтажно-заправочного комплекса. Там 3 февраля 1987 года «Скиф-ДМ» был состыкован с ракетой-носителем «Энергия». На следующий день комплекс вывезли на универсальный комплексный стенд-старт на 250 площадке.

Реально же комплекс «Энергия-Скиф-ДМ» был готов к запуску лишь в конце апреля.

Программа полета орбитальной станции «Скиф-ДМ» включала в себя десять экспериментов: четыре прикладных и шесть геофизических.

Эксперимент «ВП1» был посвящен отработке схемы выведения крупногабаритного космического аппарата по безконтейнерной схеме.

В эксперименте «ВП2» проводились исследования условий выведения крупногабаритного аппарата, элементов его конструкции и систем.

Экспериментальной проверке принципов построения крупногабаритного и сверхтяжелого космического аппарата (унифицированный модуль, системы управления, терморегулирования, электропитания, вопросы электромагнитной совместимости) был посвящен эксперимент «ВПЗ».

В эксперименте «ВП11» планировалось отработать схему и технологию полета.

Программа геофизических экспериментов «Мираж» была посвящена исследованию влияния продуктов сгорания на верхние слои атмосферы и ионосферы. Эксперимент «Мираж1» («А1») должен был проводиться до высоты 120 километров на этапе выведения; эксперимент «Мираж-2» («А2») - на высотах от 120 до 280 километров при доразгоне; эксперимент «Мираж-3» («A3») - на высотах от 280 до Земли при торможении.

Геофизические эксперименты «ГФ-1/1», «ГФ-1/2» и «ГФ-1/3» планировалось проводить при работе двигательной установки аппарата «Скиф-ДМ».

Эксперимент «ГФ-1/1» был посвящен генерации искусственных внутренних гравитационных волн верхней атмосферы.

Целью эксперимента «ГФ-1/2» было создание искусственного «динамо-эффекта» в земной ионосфере.

Наконец, эксперимент «ГФ-1/3» планировался для создания крупномасштабных ионообразований в ионо- и плазмосферах (дыр и дактов). Для этого «Полюс» оснащался большим количеством (420 килограммов) газовой смеси ксенона с криптоном (42 баллона, каждый емкостью 36 литров) и системой выпуска его в ионосферу.

Запуск комплекса «Энергия-Скиф-ДМ» состоялся 15 мая 1987 года с задержкой на пять часов. Две ступени «Энергии» отработали успешно. Через 460 секунд после старта «СкифДМ» отделился от ракеты-носителя на высоте 110 километров.

Программа испытаний аппарата «Скиф-ДМ» не была реализована полностью из-за досадного сбоя, приведшего к гибели станции (об этом я уже писал в главе 14). Однако и этот полет дал очень много результатов. Прежде всего был получен весь необходимый материал по уточнению нагрузок на орбитальный корабль «Буран» в обеспечение его летных испытаний. При запуске и автономном полете аппарата были выполнены все четыре прикладных эксперимента («ВП-1», «ВП-2», «ВП-3» и «ВП-11»), а также часть геофизических экспериментов («Мираж-1» и частично «ГФ-1/1» и «ГФ-1/3»).

В заключении по итогам пуска говорилось: «…Тем самым общие задачи пуска изделия, определенные задачами пуска, утвержденными MOM и УНКС, с учетом «Решения» от 13 мая 1987 года по ограничению объема целевых экспериментов, были выполнены по числу решенных задач более чем на 80 %».

Разработка боевой лазерной станции "Скиф", предназначенной для поражения низкоорбитальных космических объктов бортовым лазерным комплексом, началась в НПО "Энергия", но в связи с большой загрузженностью НПО с 1981 года тему "Скиф" по созданию лазерной боевой станции передали в ОКБ-23 (КБ "Салют") (генеральный директор Д.А. Полухин). Этот КА с лазерным бортовым комплексом, который создавался в НПО "Астрофизика", имел длину ок. 40 м и вес 95 т. Для запуска КА "Скиф" предлагали использовать РН "Энергия".

18 августа 1983 года Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.В. Андропов сделал заявление о том, что СССР в одностороннем порядке прекращает испытания комплекса ПКО - после чего все испытания были прекращены. Однако с приходом М.С. Горбачева и объявлением в США программы SDI работы по противокосмической обороне были продолжены. Для испытаний лазерной боевой станции был спроектирован динамический аналог "Скиф-Д", длиной ок. 25 м и диаметром 4 м, по внешним габаритам он был аналогом будущей боевой станции. "Скиф-Д" был выполнен из толстолистовой стали, внутренние переборки дополняли и набирали вес. Внутри макета - пустота. По программе полета он должен был приводниться вместе со второй ступенью "Энергии" в акватории Тихого океана.

В дальнейшем для проведения испытательного запуска РН "Энергия" в срочном порядке был создан макетный образец станции "Скиф-ДМ" ("Полюс") длиной 37 м, диаметром 4,1 м и массой 80 т.

Космический аппарат "Полюс" задумывался в июле 1985г. именно как габаритно-весовой макет (ГВМ), с которым предстояло произвести первый пуск "Энергии". Этот замысел возник после того, как стало ясно, что основная нагрузка ракеты - орбитальный корабль "Буран" - не будет готов к этому сроку. Поначалу задача не представлялась особенно сложной - ведь сделать 100-тонную "болванку" не трудно. Но вдруг КБ "Салют" получило пожелание-приказание министра общего машиностроения: превратить "болванку" в космический аппарат для проведения геофизических экспериментов в околоземном пространстве и совместить тем самым испытания "Энергии" и 100-тонного космического аппарата.

По сложившейся в нашей космической отрасли практике новый КА обычно разрабатывался, испытывался и изготавливался по меньшей мере пять лет. Но сейчас предстояло найти совершенно новый подход. Решили максимально активно использовать готовые отсеки, приборы, оборудование, уже испытанные механизмы и узлы, чертежи с других "изделий".

Машиностроительный завод им. Хруничева, которому была поручена сборка "Полюса", немедленно начал подготовку производства. Но этих усилий явно не хватило бы, не подкрепись они энергичными действиями руководства - каждый четверг на заводе проходили оперативные совещания, проводимые министром О.Д.Баклановым или его заместителем О.Н.Шишкиным. На этих оперативках "трамбовались" нерасторопные или же в чем-то несогласные руководители предприятий-смежников и обсуждалась, если требовалось, необходимая помощь.

Никакие причины, и даже то, что почти тем же составом исполнителей одновременно велась грандиозная работа по созданию "Бурана", как правило, в расчет не принимались. Все было подчинено выдерживанию заданных сверху сроков - яркий пример административно-командных методов руководства: "волевая" идея, "волевое" исполнение этой идеи, "волевые" сроки и - "денег не жалеть!"

В июле 1986 г. все отсеки, в том числе и заново спроектированные и изготовленные, уже находились на Байконуре.

15 мая 1987 года с космодрома Байконур впервые стартовала сверхтяжелая ракета-носитель 11К25 "Энергия" ╧6СЛ (стендово-летная). Запуск стал сенсацией для мировой космонавтики. Появление носителя такого класса открывало перед нашей страной захватывающие перспективы. В своем первом полете ракета-носитель "Энергия" несла в качестве полезной нагрузки экспериментальный аппарат "Скиф-ДМ", в открытой печати названный "Полюс".

Первоначально старт системы "Энергия"-"Скиф-ДМ" планировался на сентябрь 1986 года. Однако из-за задержки изготовления аппарата, подготовки пусковой установки и других систем космодрома работы задержались почти на полгода - на 15 мая 1987 года. Лишь в конце января 1987 года аппарат был перевезен из монтажно-испытательного корпуса на 92-й площадке космодрома, где он проходил подготовку, в здание монтажно-заправочного комплекса 11П593 на площадке 112А. Там 3 февраля 1987 года "Скиф-ДМ" был состыкован с ракетой-носителем 11К25 "Энергия" 6СЛ. На следующий день комплекс вывезли на универсальный комплексный стенд-старт (УКСС) 17П31 на 250 площадке. Там начались предстартовые совместные испытания. Продолжалась и доделка УКСС.

Реально комплекс "Энергия-Скиф-ДМ" был готов к запуску лишь в конце апреля. Все это время с начала февраля ракета с аппаратом простояла на пусковом устройстве. "Скиф-ДМ" был полностью заправленный топливом, надутый сжатыми газами и снаряженный бортовыми источниками энергопитания. За эти три с половиной месяца ему пришлось перенести самые экстремальные климатические условия: температуру от -27 до +30 градусов, вьюгу, мокрый снег, дождь, туман и пылевые бури.

Однако аппарат выстоял. После всесторонней подготовки старт был назначен на 12 мая. Первый пуск новой системы с перспективным космическим аппаратом показался советскому руководству настолько важным, что его собрался почтить своим присутствием сам Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев. Тем более новый лидер СССР, занявший первый пост в государстве год назад, давно собирался посетить главный космодром. Однако еще до прилета Горбачева руководство подготовкой пуска решило не испытывать судьбу и застраховаться от "генеральского эффекта" (есть такое свойство у любой техники ломаться в присутствии "высоких" гостей). Поэтому на 8 мая на заседании Государственной комиссии старт комплекса "Энергия-Скиф-ДМ" перенесли на 15 мая. Горбачеву решено было сказать о возникших технических проблемах. Ждать же еще три дня на космодроме Генсек не мог: на 15 мая у него была уже запланирована поездка в Нью-Йорк для выступления в ООН.

11 мая 1987 года Горбачев прилетел на космодром Байконур. 12 мая он знакомился с образцами космической техники. Главным пунктом поездки Горбачева по космодрому был осмотр "Энергии" со "Скифом-ДМ". Затем Михаил Сергеевич выступил перед участниками предстоящего запуска.

Программа полета "Скифа-ДМ" включала в себя 10 экспериментов: четыре прикладных и 6 геофизических. Эксперимент ВП1 был посвящен отработке схемы выведения крупногабаритного КА по безконтейнерной схеме. В эксперименте ВП2 проводились исследования условий выведения крупногабаритного КА, элементов его конструкции и систем. Экспериментальной проверке принципов построения крупногабаритного и сверхтяжелого КА (унифицированный модуль, системы управления, терморегулирования, электропитания, вопросы электромагнитной совместимости) посвящен эксперимент ВП3. В эксперименте ВП11 планировалось отработать схему и технология полета.

Программа геофизических экспериментов "Мираж" была посвящена исследованию влияния продуктов сгорания на верхние слои атмосферы и ионосферы. Эксперимент "Мираж-1" (А1) должен был проводиться до высоты 120 км на этапе выведения, эксперимент "Мираж-2" (А2) - на высотах от 120 до 280 км при доразгоне, эксперимент "Мираж-3" (А3) - на высотах от 280 до 0 км при торможении.

Геофизические эксперименты ГФ-1/1, ГФ-1/2 и ГФ-1/3 планировалось проводить при работе двигательной установки "Скифа-ДМ". Эксперимент ГФ-1/1 был посвящен генерации искусственных внутренних гравитационных волн верхней атмосферы. Целью эксперимента ГФ-1/2 было создание искусственного "динамо-эффекта" в земной ионосфере. Наконец, эксперимент ГФ-1/3 планировался для создания крупномасштабных ионообразований в ионо- и плазмосферах (дыр и дактов). "Полюс" оснащался большим количеством (420 кг) газовой смеси ксенона с криптоном (42 баллона, каждый емкостью 36 л) и системой выпуска его в ионосферу.

Кроме того на КА планировалось провести 5 военно-прикладных экспериментов, в том числе отстрел мишеней, но перед запуском состоялось выступление генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева, где он заявил о невозможности переноса гонки вооружений в космос, после чего было принято решение - военные эксперименты на КА "Скиф-ДМ" не проводить.

Схема выведения аппарата "Скиф-ДМ" 15 мая 1987 года была следующая. Через 212 сек после контакта подъема на высоте 90 км сбрасывался головной обтекатель. Это происходило следующим образом: в Т+212 сек производился подрыв приводов продольного разъема обтекателя, через 0.3 сек происходил подрыв замков первой группы поперечного разъема ГО, еще через 0.3 сек подрывались замки второй группы. Наконец в Т+214.1 сек производился разрыв механических связей головного обтекателя и он отделялся.

В Т+460 сек на высоте 117 км производилось разделение аппарата и РН "Энергия". При этом предварительно в Т+456.4 сек подавалась команда на переход четырех маршевых двигателей РН на промежуточный уровень тяги. Переход занимал 0.15 сек. В Т+459.4 сек выдавалась основная команда на отключение маршевых двигателей. Затем через 0.4 сек эта команда дублировалась. Наконец в Т+460 сек выдавалась команда на отделение "Скифа-ДМ". Через 0.2 сек после этого включались 16 РДТТ увода. Затем в Т+461.2 сек производилось первое включение РДТТ системы компенсации угловых скоростей СКУС (по каналам тангажа, рысканья и крена). Второе включение РДТТ СКУС, если такое требовалось, производилось в Т+463.4 сек (канал крена), третье - в Т+464.0 сек (по каналам тангажа и рысканья).

Через 51 сек после отделения (Т+511 сек), когда "Скиф-ДМ" и "Энергию" уже разделяло 120 м, начинался разворот аппарата для выдачи первого импульса. Так как "Скиф-ДМ" стартовал двигателями вперед, то требовался его разворот на 180 градусов вокруг поперечной оси Z, чтобы лететь двигателями назад. К этому развороту на 180 градусов из-за особенностей системы управления аппарата требовался еще "доворот" вокруг продольной оси Х на 90 градусов. Только после такого маневра, прозванного специалистами "перевертоном", можно было доразгонять "Скиф-ДМ" для выхода его на орбиту.

На "перевертон" отводилось 200 сек. Во время этого разворота в Т+565 сек подавалась команда на отделение донного обтекателя "Скифа-ДМ" (скорость отделения 1.5 м/сек). Через 3.0 сек (Т+568 сек) выдавались команды на отделение крышек боковых блоков (скорость отделения 2 м/сек) и крышки системы безмоментного выхлопа (1.3 м/сек). В конце маневра разворота происходила расчековка антенн бортового радиолокационного комплекса, открытие крышек датчиков инфракрасной вертикали.

В Т+925 сек на высоте 155 км производилось первое включение четырех двигателей коррекции и стабилизации ДКС тягой 417 кг. Время работы двигателей планировалось 384 сек, величина первого импульса 87 м/сек. Затем в Т+2220 сек начиналось раскрытие солнечных батарей на функционально-служебном блоке "Скифа-ДМ". Максимальное время раскрытия СБ составляло 60 сек.

Выведение "Скифа-ДМ" завершалось на высоте 280 км вторым включением четырех ДКС. Оно производилось в Т+3605 сек (3145 сек после отделения от РН). Длительность работы двигателей составляла 172 сек, величина импульса - 40 м/сек. Расчетная орбита аппарата планировалась круговой высотой 280 км и наклонением 64.6 градусов.

15 мая старт был намечен на 15 часов 00 минут ДМВ (16:00 летнего московского времени). В этот день уже в 00:10 (здесь и далее ДМВ) начался и в 01:40 завершился контроль исходного состояния "Скифа-ДМ". Предварительно водородный бак центрального блока (бак Г блока Ц) носителя был продут газообразным азотом. В 04:00 была проведена продувка азотом остальных отсеков РН, а через полчаса прошел контроль исходной концентрации в водородном баке блока Ц С 06:10 до 07:30 проводился ввод уставок и замер частоты телеметрической системы "Куб" аппарата. В 07:00 была включена азотная подготовка баков горючего боковых блоков. Заправка ракеты "Энергия" началась в 08:30 (на отметке Т-06 часов 30 мин) с заправки баков окислителя (жидкий кислород) боковых и центрального блоков. Штатная циклограмма предусматривала:
- начать на отметке Т-5 часов 10 мин заправку водородом бака Г центрального блока (продолжительность заправки 2 часа 10 мин);
- на отметке Т-4 часа 40 мин начать зарядку погруженных буферных батарей (ББ) в кислородных баках боковых блоков (блок А);
- начать на отметке Т-4 часа 2 мин зарядку погруженных ББ в водородном баке блока Ц;
- на отметке Т-4 часа начать заправку баков горючего боковых блоков;
- закончить в Т-3 часа 05 мин заправку жидким кислородом баков блока А и включить их подпитку;
- в Т-3 часа 02 мин завершить заправку жидким водородом центрального блока;
- в Т-3 часа 01 мин завершить заправку горючим боковых блоков и включить дренаж заправочных магистралей;
- завершить в Т-2 часа 57 мин заправку окислителем центрального блока .

Однако в ходе заправки носителя возникли технические неполадки, из-за которых подготовка к старту была задержана в целом на пять с половиной часов. Причем общее время задержек составило около восьми часов. Однако график предстартовых операций имел встроенные задержки, за счет чего удалось на два с половиной часа сократить отставание.

Задержки случились по двум причинам. Сперва обнаружилась негерметичность разъемного стыка трубопроводов по линии управляющего давления на расстыковку разъемного соединения термостатирования и отстрела электроплаты на блоке 30А из-за нештатной установки уплотнительной прокладки. Исправление этой нештатной ситуации заняло пять часов.

Затем было обнаружено, что один из двух бортовых клапанов в магистрали термостатирования жидкого водорода, после выдачи автоматической команды на их закрытие, не сработал. Об этом можно было судить по положению концевых контактов клапана. Все попытки закрыть клапан ни к чему не привели. Оба этих клапана закреплены на ракете-носителе на одном основании. Поэтому было принято решение открыть исправный закрытый клапан "вручную", подав команду с пульта управления, а затем выдать команду "Закрытие"" сразу двум клапанам одновременно. При этом было бы обеспечено механическое воздействие от нормально работающего клапана через общее основание на второй клапан. После выполнения этой операции от "зависшего" клапана поступила информация о его закрытии.

Чтобы подстраховаться, команды на открытие и закрытие клапанов повторили вручную еще два раза. Каждый раз клапаны закрывались нормально. В ходе дальнейшей подготовки к запуску "зависший" клапан работал нормально. Однако эта нештатная ситуация "вырвала" из графика еще один час. Еще два часа задержек набежали из-за неполадок в работе некоторых систем наземного оборудования универсального комплексного стенд-старта.
В результате лишь в 17:25 была объявлена трехчасовая готовность к старту, начался ввод оперативных данных на пуск.

В 19:30 была объявлена часовая готовность. На отметке Т-47 мин началась дозаправка жидким кислородом центрального блока РН, которая завершилась через 12 минут. В 19:55 начался набор стартовой готовности аппарата. Затем в Т-21 мин прошла команда "Протяжка 1". Через 40 секунд на "Энергии" включились радиосредства, а в Т-20 мин началась предстартовая подготовка носителя и включилась корректировка уровня керосина в баках горючего боковых блоков и их наддув. За 15 минут до старта (20:15) включился режим подготовки системы управления "Скифа-ДМ".

Команда "Пуск", инициирующая автоматическую циклограмму запуска ракеты-носителя, была выдана за 10 минут до старта (20:20). Одновременно включилась корректировка уровня жидкого водорода в баке горючего центрального блока, которая продолжалась 3 минуты. За 8 мин 50 сек до старта начался наддув и дозаправка жидким кислородом баков окислителя блока А, которые завершились тоже через 3 минуты. В Т-8 мин была взведена автоматика двигательной установки и пиросредств. В Т-3 мин была выполнена команда "Протяжка 2". За 2 мин до пуска было получено заключение о готовности аппарата к запуску. В Т-1 мин 55 сек должна была начать подаваться вода для охлаждения газоотводного лотка. Однако с этим возникли проблемы, вода в нужном количестве не поступала. За 1 мин 40 сек до контакта подъема двигатели центрального блока были переведены в "стартовое положение". Прошел предпусковой наддув боковых блоков. В Т-50 сек произошел отвод площадки обслуживания 2 ЗДМ. За 45 сек до старта включилась система дожигания стартового комплекса. В Т-14.4 сек произошло включение двигателей центрального блока, в Т-3.2 сек прошел запуск двигателей боковых блоков.

В 20 часа 30 минут (21:30 ДМВ, 17:30 GМТ) прошел сигнал "Контакт подъема", отошла площадка 3 ЗДМ, от "Скифа-ДМ" отделился переходный стыковочный блок. Огромная ракета ушла в ночное бархатно-черное небо Байконура. В первые секунды полета в бункере управления возникла легкая паника. После отрыва от стыковочно-опорной платформы (блок Я) носитель сделал сильный качок в плоскости тангажа. В принципе, этот "кивок" был заранее предсказан специалистами по системе управления. Он получался из-за заложенного в систему управления "Энергии" алгоритма. Через пару секунд полет стабилизировался и ракета ровно пошла вверх. В дальнейшем этот алгоритм был откорректирован, и при пуске "Энергии" с "Бураном" этого "кивка" уже не было.

Две ступени "Энергии" отработали успешно. Через 460 секунд после старта "Скиф ДМ" отделился от РН на высоте 110 км. При этом орбита, точнее - баллистическая траектория имела следующие параметры: максимальная высота 155 км, минимальная высота минус 15 км (то есть перицентр орбиты лежал под поверхностью Земли), наклонение плоскости траектории к земному экватору 64.61 град.

В процессе разделения без замечаний сработала система увода аппарата с помощью 16 РДТТ. Возмущения при этом были минимальны. Поэтому по данным телеметрической информации сработал лишь один РДТТ системы компенсации угловых скоростей по каналу крена, что обеспечило компенсацию угловой скорости 0.1 град/сек по крену. Через 52 секунды после разделения начался маневр "перевертона" аппарата. Затем в Т+565 сек произошел отстрел донного обтекателя. Через 568 сек была выдана команда на отстрел крышек боковых блоков и защитной крышки СБВ. Тут-то и случилось непоправимое: двигатели стабилизации и ориентации ДСО не остановили вращение аппарата после его штатного разворота на 180 градусов. Несмотря на то, что "перевертон" продолжался, согласно логики работы программно-временного устройства прошло отделение крышек боковых блоков и системы безмоментного выхлопа, раскрытие антенн системы "Куб", отстрел крышек датчиков инфракрасной вертикали.

Затем, на вращающемся "Скифе-ДМ" включились двигатели ДКС. Не набрав нужной орбитальной скорости космический аппарат пошел по баллистической траектории и упал туда же, куда и центральный блок РН "Энергия" - в воды Тихого океана.

Открылись ли панели солнечных батарей - не известно, но эта операция должна была пройти до момента входа "Скифа-ДМ" в земную атмосферу. Программно-временное устройство аппарата работало при выведении исправно, и поэтому, скорее всего, батареи раскрылись.Причины неудачи были выявлены на Байконуре практически сразу. В заключении по результатам пуска комплекса "Энергия Скиф-ДМ" говорилось:
"...Функционирование всех агрегатов и систем КА... на участках подготовки к пуску, совместного полета с ракетой-носителем 11К25 6СЛ, отделения от РН и автономного полета на первом участке до выведения на орбиту прошло без замечаний. В дальнейшем на 568 секунде от срабатывания КП (контакт подъема) из-за прохождения непредусмотренной циклограммой команды системы управления на отключение питания усилителей мощности двигателей стабилизации и ориентации (ДСО), изделие потеряло ориентацию.

Таким образом, первый импульс доразгона штатной длительности 384 секунды выдавался при непогашенной угловой скорости (изделие совершило примерно два полных оборота по тангажу) и через 3127 секунд полета, вследствие неполучения требуемой скорости доразгона, совершило спуск в акваторию Тихого океана, в районе зоны падения блока "Ц" ракеты-носителя. Глубины океана в месте падения изделия... составляют 2.5-6 км.
Отключение усилителей мощности произошло по команде блока логики 11М831-22М по получении метки от бортового программно-временного устройства (ПВУ) "Спектр 2СК" на сброс крышек боковых блоков и защитных крышек системы безмоментного выхлопа изделия... Ранее на изделиях 11Ф72 эта метка использовалась для раскрытия панелей солнечных батарей с одновременной блокировкой ДСО. При переадресовке метки ПВУ-2СК на выдачу команд на сброс крышек ББ и СБВ изделия... НПО "Электроприбор" не учло завязку по электроцепям прибора 11М831-22М, блокирующего работу ДСО на весь участок выдачи первого корректирующего импульса. КБ "Салют" при анализе функциональных схем СУ разработки НПО "Электроприбор" также не выявило эту завязку
Причинами невыведения изделия... на орбиту являются:
а) прохождение непредусмотренной циклограммой команды СУ на отключения питания усилителей мощности двигателей стабилизации и ориентации в ходе программного разворота до выдачи первого импульса доразгона. Такая нештатная ситуация не была выявлена в ходе наземной отработки из-за непроведения головным разработчиком системы управления НПО "Электроприбор" на комплексном стенде (г. Харьков) проверки функционирования систем и агрегатов изделия... по полетной циклограмме в реальном масштабе времени.

Проведение аналогичной работы на КИСе завода-изготовителя, в КБ "Салют" или на техническом комплексе было невозможно поскольку:
- заводские комплексные испытания совмещены с подготовкой изделия на техническом комплексе;
- комплексный стенд и электрический аналог изделия... в КБ "Салют" были демонтированы, а оборудование передано для укомплектования штатного изделия и комплексного стенда (г. Харьков);
- технический комплекс не был оснащен предприятием НПО "Электроприбор" программно-математическим обеспечением.

б) Отсутствие в аппаратуре СУ разработки НПО "Электроприбор" телеметрической информации о наличии или отсутствии питания на усилителях мощности двигателей стабилизации и ориентации".

В контрольных записях, которые делали самописцы при проведении комплексных испытаний, факт отключения усилителей мощности ДСО был аккуратно зафиксирован. Вот только времени на расшифровку этих записей не оставалось - все очень спешили запустить "Энергию" со "Скифом-ДМ".

При запуске комплекса произошел курьезный случай. Енисейский Отдельный командно-измерительный комплекс 4 как и было запланировано приступил на втором витке к проведению радиоконтроля орбиты запущенного "Скифа-ДМ". Сигнал на системе "Кама" был устойчивый. Каково же было удивление специалистов ОКИК-4, когда им было объявлено, что "Скиф-ДМ", не завершив и первого витка по орбите, канул в воды Тихого океана. Оказалось из-за непредусмотренной заранее ошибки ОКИК принимал информацию с совершенно другого космического аппарата. Подобное случается иногда с аппаратурой "Кама", имеющей очень широкую диаграмму направленности антенн.
Однако неудачный полет "Скифа-ДМ" дал очень много результатов. Прежде всего был получен весь необходимый материал по уточнению нагрузок на орбитальный корабль 11Ф35ОК "Буран" в обеспечение летных испытаний комплекса 11Ф36 (индекс комплекса, состоящего из ракеты-носителя 11К25 и орбитального корабля 11Ф35ОК "Буран"). При запуске и автономном полете аппарата были выполнены все четыре прикладных эксперимента (ВП-1, ВП-2, ВП-3 и ВП-11), а также часть геофизических экспериментов ("Мираж-1" и частично ГФ-1/1 и ГФ-1/3). В Заключении по итогам пуска говорилось:
"...Тем самым, общие задачи пуска изделия..., определенные задачами пуска, утвержденными МОМ и УНКС, с учетом "Решения" от 13 мая 1987 года по ограничению объема целевых экспериментов, были вы полнены по числу решенных задач более чем на 80%.

Решенные задачи охватывают практически весь объем новых и проблемных решений, проверка которых планировалась при первом пуске комплекса...

Летными испытаниями комплекса в составе РН 11К25 6СЛ и КА "Скиф-ДМ" были впервые:
- подтверждена работоспособность РН сверхтяжелого класса с асимметричным боковым расположением выводимого объекта;
- получен богатый опыт наземной эксплуатации на всех этапах подготовки к старту сверхтяжелого ракетно-космического комплекса;
- получен на основе телеметрической информации КА... обширный и достоверный экспериментальный материал по условиям выведения, который будет использован при создании КА различного назначения и МКС "Буран";
- начаты испытания космической платформы 100-тонного класса для решения широкого круга задач, при создании которой был использован ряд новых прогрессивных компоновочных, конструктивных и технологических решений".
Прошли при пуске комплекса испытания и многих элементов конструкции, которые использовались потом и для других КА и РН. Так, углепластиковый головной обтекатель, впервые испытанный в натурных 15 мая 1987 года, использовался потом при запуске модулей "Квант-2", "Кристалл", "Спектр" и "Природа", а также уже изготовлен для запуска первого элемента Международной космической станции - Энергетического блока ФГБ.

В сообщении ТАСС от 15 мая, посвященному этому запуску, говорилось: "В Советском Союзе начаты летно-конструкторские испытания новой мощной универсальной РН "Энергия", предназначенной для выведения на околоземные орбиты как многоразовых орбитальных кораблей, так и крупногабаритных космических аппаратов научного и народнохозяйственного назначения. Двухступенчатая универсальная ракета-носитель... способна выводить на орбиту более 100 тонн полезного груза... 15 мая 1987 года в 21 час 30 минут московского времени с космодрома Байконур осуществлен первый запуск этой ракеты... Вторая ступень ракеты-носителя... вывела в расчетную точку габаритно-весовой макет спутника. Габаритно-весовой макет после разделения со второй ступенью должен был с помощью собственного двигателя быть выведен на круговую околоземную орбиту. Однако из-за нештатной работы его бортовых систем макет на заданную орбиту не вышел и приводнился в акватории Тихого океана...".

Станция "Скиф-ДМ", предназначенная для отработки конструкции и бортовых систем боевого космического комплекса с лазерным , получившая индекс 17Ф19ДМ, имела общую длину почти 37 м и диаметр до 4,1 м, массу около 80 т, внутренний объем ок. 80 куб.м, и состояла из двух основных отсеков: меньшего - функционально-служебного блока (ФСБ) и большего - целевого модуля (ЦМ). ФСБ представлял собой давно освоенный КБ "Салют" и лишь немного видоизмененный для этой новой задачи 20-тонный корабль, почти такой же, какими были транспортные корабли снабжения "Космос-929, -1267, -1443, -1668" и модули станции "Мир".

Здесь размещались системы управления движением и бортовым комплексом, телеметрического контроля, командной радиосвязи, обеспечения теплового режима, энергопитания, разделения и сброса обтекателей, антенные устройства, система управления научными экспериментами. Все приборы и системы, не выдерживающие вакуума, располагались в герметичном приборно-грузовом отсеке (ПГО). В отсеке двигательной установки (ОДУ) размещались четыре маршевых двигателя, 20 двигателей ориентации и стабилизации и 16 двигателей точной стабилизации, а также баки, трубопроводы и клапаны пневмогидросистемы, обслуживающей двигатели. На боковых поверхностях ОДУ размещались солнечные батареи, раскрывающиеся после выхода на орбиту.
Центральный блок КА "Скиф-ДМ" был адаптирован с модулем ОКС "Мир-2".
В состав ДУ модуля "Скиф-ДМ№ входили двигатели 11Д458 и 17Д58Э.

Основные характеристики ракеты-носителя "Энергия" с испытательным модулем "Скиф-ДМ":

Стартовая масса: 2320-2365 т;

Запас топлива: в боковых блоках (блоки А) 1220-1240 т,
в центральном блоке - 2 ступень (блок Ц) 690-710т;

Масса блоков при отделении:
боковых 218 - 250 т,
центрального 78 -86 т;

Масса испытательного модуля "Скиф-ДМ" при отделении от центрального блока, 75-80 т;

Максимальный скоростной напор, кг/кв.м. 2500.

Источник : сайт "Войска Ракетно-космической обороны",
сайт "Космический корабль "Буран"

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Деметрий Скиф

Гей не играет в хоккей.

Часть первая

Чёрный менестрель.

Это случилось в год, когда австралийский кот по кличке Мессия умудрился получить банковскую карту и кредит на три тысячи с лишним американских долларов... Это случилось в год, когда в Белграде два хирурга подрались прямо во время операции по удалению аппендикса после того, как один из них сделал замечание другому... Это случилось в год, когда киргизские парламентарии, все исключительно мужчины, получили цветы в подарок на восьмое марта от женских организаций... Это случилось в год, когда в Нижнем Новгороде прошёл марш "Несогласных блондинок", собравший от двадцати до сорока человек, включая брюнеток и мужчин... Это случилось в год, когда житель Китая женился на собственной фотографии, житель Великобритании украл из паба писсуар, а одна пьяная полячка, которая была на десятом месяце беременности, ухитрилась родить пьяного ребёнка... В общем, это случилось в год свиньи...

Клуб "Розовая пиранья" располагался в таком неприметном сером здании, что многие москвичи и гости столицы проходили мимо, не обращая на него никакого внимания - мало ли в Москве офисов малопонятных и практически никому не известных фирм? Однако те, кто являлся его постоянными посетителями, часто выглядели настолько экстравагантно, что вызывали нездоровый интерес у прохожих и стражей порядка; последние непременно требовали у посетителей клуба документы. С ещё большим удовольствием хранители закона провели бы внутри "Розовой пираньи" проверку документов в формате зачистки мятежного аула, но начальство (разумеется, не бескорыстно) данную акцию не санкционировало.

Внутри клуба в розовых тонах было выдержанно всё, включая потолок. Приглушённый, мягкий свет, проходя через розовые светофильтры, создавал атмосферу, в которой абсолютно инородными телами выглядели посетители "Розовой пираньи", все как один одетые в камуфляж всех цветов и фасонов. И только одежда официантов и официанток в стиле садо-мазо указывала, что в клубе происходит не съезд боевиков, а модная вечеринка людей, придерживающихся, скажем политкорректно, нетрадиционной сексуальной ориентации.

Слева от барной стойки, в полутемном углу зала за столиком сидели двое. Место они заняли не слишком удачное, между их столиком и барной стойкой находился вход в туалет. К сожалению, другого свободного места сидевшие здесь представители сильной (по крайней мере, с биологической точки зрения) половины человечества найти не смогли. Вот и сейчас изрядно выпивший посетитель чуть не рухнул на столик, и только быстрота реакции одного из молодых людей спасла две уже полупустые кружки с пивом. Закуску в виде фисташек, поданную вместо тарелки в большой пепельнице, второму спасти не удалось. Грустно посмотрев на разбившуюся пепельницу и рассыпавшиеся по полу фисташки, он поднялся во весь рост, а нужно признать, что росту был немалого, схватил незадачливого выпивоху за шиворот и, придав ему ускорения ногой чуть пониже спины, отправил в сторону туалета.

Фи, как грубо, - заметил его приятель, спасший кружки с пивом. - Сколько мы с тобой знакомы? А ты всё время пытаешься при каждом удобном случае использовать грубую силу.

Что значит - пытаюсь использовать грубую силу? - возразил его собеседник, садясь в своё кресло и задумчиво глядя в ту сторону, куда он только что отправил бедолагу, нарушившего их уединение, - я её только что использовал.

Запомни, гей не играет в хоккей, - ответил на это его собеседник, протягивая кружку с пивом.

Молодой человек, употребивший эту ставшую впоследствии крылатой фразу, был среднего роста, худощав, черен волосом и имел крупный нос с горбинкой. Звали его Израиль Натанович Захерман. Родом он был из относительно небольшого городка, располагавшегося на крайнем юго-востоке европейской части России.

Его отец, Натан Моисеевич Захерман, был набожным хаббадистским равви, который мечтал, чтобы его единственный сын пошёл по его стопам в изучении Торы. К величайшему ужасу Натана Моисеевича, его дорогой Изенька интересовался только танцами, в которых весьма преуспел, да представителями своего пола. И если танцы Натан Моисеевич, проживший большую часть своей жизни при Советском Союзе, ещё мог стерпеть, то нетрадиционные наклонности дорогого сыночка вынести уже не смог. Когда все призывы одуматься и начать интересоваться не столько одноклассниками, сколько одноклассницами, разумеется, соответствующей национальности, пропали втуне, отец закрыл перед сыном ворота родного дома, а заодно и двери единственной на всю округу синагоги.

Не желая ссорится с единственным на всю округу раввином, бывшие "друзья" и просто "хорошие знакомые" Изи перестали общаться с ним. Очень скоро Израиль Натанович Захерман осознал, что для еврея в России остаться без поддержки общины - это всё равно, что стать русским. Поскольку после изгнания из отчего дома в родном городе Изе ловить было нечего, он, разбив камнем стекло синагоги и намалевав на её дверях свастику, отправился в Москву...

В Москве мар Израиль Натанович Захерман прибился к иудейской общине реформатов, которые не только не осуждали половое влечение к представителям своего пола и спокойно совершали обряды бракосочетания между однополыми парами, но даже назначали женщин раввинами. И вот теперь, когда с религиозным самоопределением было покончено, перед сыном равви встал единственный вопрос: а на что, собственно, жить? Профессии у него не было, да и быть не могло, а разгружать вагоны, как какой-то презренный гой, он не собирался. Деньги стремительно заканчивались. Изю за долги выгнали со съёмной квартиры, и молодой представитель общины реформатов решил торговать... собой.

Во время своего первого "выхода в свет" (то есть на панель) Фира (так звали Израиля Натановича в определённых кругах) встретил(а) того, кто, как ещё не раз покажут последующие события, сыграет определяющую роль в его судьбе. Крепкий молодой человек, отзывавшийся на кличку Степняк (от фамилии Степняков, русский, беспартийный), в то время ещё не нашёл своего призвания в жизни, хотя и учился на третьем курсе инженерного химико-технологического факультета РХТУ им. Д.И.Менделеева. Степняк, который в тот момент был "слегка" подшофе по случаю сданного "хвоста", сначала даже не понял, что от него хотят, а затем, сообразив, впал в ярость и совершил акт благодеяния по отношению к Израилю. Он обеспечил последнему бесплатную крышу над головой вместе с питанием, правда, в травматологическом отделении первой городской больницы города Москвы. Вообще нужно сказать, что Виктор Степняков станет, причем не по своей воле, по отношению к Израилю Натановичу своего рода исполнителем приговоров судьбы. Впрочем, здесь мы забегаем вперёд, а пока Изя в больнице знакомится с эстрадной дивой мужского пола, которая "отдыхала" в соседней палате после автомобильной аварии. Общие интересы и любовь к музыке дали о себе знать. Восходящая звезда российской попсы и, по совместительству, гей Саша Синян, сразу оценил все достоинства Изи. И тот, вскоре после выписки, занял достойное место на подтанцовке у Синяна, чем с того времени и кормился...

Вернёмся, однако, в "Розовую пиранью". Не в меру драчливый собутыльник Израиля Натановича Захермана его отношение к хоккею не разделял. Хоккей, как, впрочем, и многое из того, что считалось "не кошерным" среди посетителей "Розовой пираньи", он любил. Даже больше. Степан Григорьевич Голушка в детстве, как и многие мальчики младшего школьного возраста, мечтал стать как минимум Третьяком. Возможно, жизнь Степана сложилось бы совсем по-другому, если бы не его мать, которая считала, что её дорогой сыночек просто обязан стать очередным Нуриевым.



Понравилась статья? Поделитесь ей