Контакты

Рекомендации приемным родителям по профилактике аддикций. Рекомендации приемным родителям и опекунам. Психологи считают, что не стоит путать и два таких понятия, как умственное развитие и социальная адаптация

1. Очень важно сразу же установить принятые в семье «правила игры». Например: «у нас в доме не кричат, не ругаются», «говорят «спасибо» и «пожалуйста», если что-то просят, без спросу ничего не берут, заботятся друг о друге и т.п.

2. Акцентируйте внимание на каких-то особо примечательных для вашей семьи ценностях, чтобы потом вдруг не оказалось, что разбита любимая ваза, оставшаяся от прабабушки. Расскажите ребенку об этой вазе ненароком, о ценности ее для вашей семейной истории, «включите» его, таким образом, в свою семью, дайте ему тем самым понять, что вы его не считаете чужим и доверяете ему семейные «секреты» и традиции.

3. Не ленитесь повторять – убери носки, сложи аккуратно свою одежду, помой руки и т.д. и т.п. У многих детей и таких элементарных навыков нет.

4. Ребенка можно вовлекать в дела семьи, особенно если он сам изъявляет желание, не говорить, что тебе это рано или ты этого не сумеешь сделать. Пусть попробует, а в случае затруднений поддержать его, помочь справиться с трудностями. Очень хорошо сразу договориться о каких-то мелких обязанностях по дому, которые возлагаются на ребенка («у нас в семье у каждого есть обязанности!»).

Но при этом многому детей надо учить – и стирать (часто они вещи просто сдают на прачечную), и зашивать, и гвозди забивать (для этого в учреждении имеются плотник и др. персонал).

Делаете что-то по дому – привлекайте его ко всему: готовите обед – пусть он что-то поднесет, порежет, убираетесь в квартире – пусть протрет пыль на полочках и т.д. Не следует принуждать или заставлять обязательно сделать что-то. Новым навыкам надо обучать маленькими порциями, ежедневно напоминать о том, что нужно сделать.

Дети себя неслучайно так ведут. У ребенка уже нет привычных границ и правил поведения, они исчезли, а о новых ему еще не рассказали, и он пытается понять, как будет окружение, в которое он попал, реагировать на его самые разные поведенческие реакции. Это совершенно естественный процесс, это надо понимать. В этот период очень ярко проявляются особенности характера ребенка. Кто-то из детей замыкается в себе, а кто-то демонстрирует весь свой темперамент. Начинает прыгать, бегать, кричать. Некоторые говорят о том, что это повышенная агрессивность, гиперактивность это оттого, что ребенок почуял свободу.

Поведение и эмоции, которые может проявлять ребенок, воспитывающийся в учреждении для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и как вам грамотно вести себя в таких случаях.

1. Ребенок чрезмерно возбужден

Причины. В школе-интернате каждый день почти не отличается от другого. Все, что происходит, организовано по расписанию и ежедневному режиму. Ребенок ежедневно видит одних и тех же детей и взрослых, совершает одни и те же привычные действия. Все происходит под контролем воспитателей. Попав в семью, он видит совершенно другую жизнь, которая насыщена новыми, яркими впечатлениями. Это совершенно новые запахи, цвета, непривычные тактильные, звуковые и сенсорные ощущения. Все органы чувств ребенка получают своеобразную перегрузку. Ребенок начинает вести себя немного неадекватно, порой несоответственно возрасту. Он становится чрезмерно активным и возбужденным, много говорит. Может быть и наоборот: ребенок кажется подавленным и угнетенным, действия его замедленные.

Постарайтесь установить режим дня (время принятия пищи, сон, дневной отдых, утренний подъем и т.п.) в первые дни пребывания ребенка в семье, наиболее приближенный к тому, который существует в школе-интернате.

2. Ребенок проявляет жадность

Эффект «рога изобилия». Представьте себе чувства ребенка, когда из дома, где все общее и ничего нет своего, он попадает в атмосферу семьи, где у каждого есть свои вещи, что еду можно брать из холодильника, когда проголодаешься. И одновременно осознавать, что это есть только сегодня, а завтра его не может быть, что это временно. Естественно хочется наесться впрок, собрать, спрятать про запас. Если вы в первый день как гостеприимные хозяева разрешите брать все, что хочется и есть сколько угодно в любое время, то он будет это делать всегда. А вы рискуете достаточно быстро закипеть от возмущения то того, что он просит все больше и больше. Многие дети поначалу переедают, поэтому необходимо устанавливать некоторые ограничения. Можно, например, поставить тарелку с фруктами, разрешить съесть все, но предупредить, что как только они закончатся, новых - не будет.

Иногда дети пытаются выпросить или присвоить себе понравившиеся им в вашем доме вещи. Не стесняйтесь сказать ребенку, что это не его, а ваши вещи и поэтому их брать нельзя. Когда вы скажете «нет», ответом может быть недовольная гримаса, вспышка злобы или агрессии. Но нельзя формировать у ребенка ощущение вседозволенности, такова «профессия» родителя.

3. Трудности с переключением внимания

Сочетание новизны, восторга, перевозбуждения иногда мешает детям переключиться с одной деятельности на другую. Особенно, если ребенку нравится то, что он делает, и их не заботят последствия, что будет дальше. В таких случаях полезно предварительно предупредить ребенка, сколько он может этим заниматься, спланировать, обговорив с ним, какие дела нужно сделать за день, периодически напоминая о договоре. Нужно следить, чтобы ребенок не переутомлялся и не перевозбуждался, поэтому не планируйте много мероприятий, найдите время для отдыха.

Некоторые дети могут подумать, что на выходных, каникулах полагается ничего не делать и отказываться от помощи по дому. Поэтому лучше их заранее предупредить их об этом. Полезно вечером обговаривать, что успели сделать за день и что нужно будет сделать завтра.

Не бойтесь устанавливать ограничения. Дети казённых учреждений не ждут полной свободы, они знакомы с запретами. Это позволяет им чувствовать себя в безопасности, а вам установление запретов необходимо, чтобы сохранить силы, имущество, уменьшить вероятность разочарования, обиды и недоумения. Прежде чем принять ребенка, осмотрите ваш дом, представьте себе, что у вас будет жить сверхактивный полуторагодовалый ребенок, даже если вы приглашаете ребенка старшего возраста. Продумайте, в каких случаях потребуется установить запрет, что убрать и спрятать от глаз ребенка. Попрактикуйтесь говорить «нет!», действительно имея это ввиду.

4. Переоценка своих сил

Несмотря на имеющиеся в детском учреждении ограничения, дети довольно часто предоставлены сами себе. Им свойственно переоценивать свои силы и возможности и недооценивать окружающие опасности. Многие привыкли и нечувствительны к боли. Для этих детей нормально заявлять, что им ничего не страшно, что им ничего не стоит сделать то-то и то-то, в то время как они не имеют малейшего понятия о том, как это делать (например, плавать в бассейне, кататься на коньках, велосипеде). Вы можете их обнаружить на крыше дома, на верхней балке качелей, вершине дерева. Поэтому внимательно следите, чтобы они не попадали в опасные места одни. Эти дети могут обладать нечувствительностью к боли, не жаловаться и не показывать виду, что поранились или получили травму. Если ребенок упал и не плачет, это не значит, что ему не больно. Поэтому пока вы не научитесь его понимать, предвидеть поступки, «видеть насквозь» и не узнаете, на что он способен, следите за ним внимательно.

5.Личная гигиена

В сиротских учреждениях особые условия для поддержания чистоты тела, отличаются от домашних. Поэтому поначалу многие дети отказываются от душа и ванны. А другие, наоборот, от получаемого удовольствия устраивают в ванной морское сражение и наводнение. Пока вы убедитесь, что ребенок усвоил правила пользования, не оставляйте их в ванной одних. Если подросток стесняется. То пусть за ним последит взрослый того же пола.

6. Отход ко сну

В интернате дети идут спать строго по расписанию без сказок и длительных уговоров. Поскольку в возбужденном состоянии ребенку трудно заснуть, постарайтесь, чтобы перед сном он расслабился, успокоился.

Многие дети никогда не оставались на ночь одни и потому, если у вас есть ребенок того же пола, лучше положить их в одной комнате или побыть с ним до тех пор, пока не заснет. Дети часто боятся темноты, т.к. в темноте появляются страхи, которые забываются днем. Поэтому можно оставлять в комнате ночник, быть неподалеку от него. Иногда можно поставить его кровать в одной комнате с собой, но лучше не позволять спать в своей кровати. Лучше заранее показать ребенку расположение комнат в квартире и дать понять, что вы рядом.

7.Травматичный опыт

Дети, перенесшие в своей жизни травму, насилие могут проявлять беспокойство, испуг, гипербдительность, с трудом доверяют взрослым. Они с трудом контролируют свои чувства и могут неожиданно резко реагировать на вполне благоприятные обстоятельства. И наоборот, такие дети могут быть привязчивыми, беспокойными, требовательными, боятся потерять взрослых из виду. У них могут быть необъяснимые страхи, навязчивые мысли, ночные беспокойства и кошмары. Резкую реакцию могут вызвать те обстоятельства, звуки, запахи, которые напоминают о перенесенном стрессе.

Если у ребенка проявляются подобные признаки, важно не просить его рассказывать о событии, послужившем причиной травмы, а выяснить, что вызывает его беспокойство на данный момент. Помочь им может мягкость, теплота, доброта, терпения и забота. Попытайтесь понять, что его пугает и беспокоит, дайте понять, что вы его защитите.

Основные стадии адаптации

1. «Медовый месяц». Этот этап начинается еще до окончательного прихода ребенка в семью: во время его первых визитов в гости. Такая промежуточная стадия удобна для развития отношений между ребенком и родителями. На данном этапе все обычно идет просто замечательно: родители стараются, чтобы ребенку было хорошо, подбадривают его, дарят подарки, а ребенок, в свою очередь, изо всех сил пытается понравиться.
Во время «медового месяца» приемные родители должны относиться бережно к чувствам ребенка: не стоит называть его сыном или дочерью, претендовать на родительство, стараться побыстрее сблизиться. Также не надо загружать ребенка новыми впечатлениями - его психика может не справиться с большим объемом свежей информации. Бывает, что новые переживания негативно отражаются на ребенке. В результате он начинает испытывать тревогу, плохо спать, подвергаться перепадам настроения. В такой ситуации надо быть максимально внимательным к ребёнку.

2. «Уже не гость». Для второго этапа адаптации характерен кризис взаимоотношений. Приемным родителям может показаться, что хорошего и милого ребенка вдруг словно подменили. Он перестает слушаться, ведет себя не так, как хочется взрослым. В такой момент приемные родители могут испугаться, не совершили ли они ошибку? Правильно ли сделали, что взяли этого ребенка в семью? Здесь нужно отметить, что подобные ситуации - закономерный процесс. Причем в большинстве случаев он свидетельствует о том, что отношения в семье развиваются правильно.

Основные причины кризиса:

1. Появление доверия к приемным родителям и ослабление «эмоциональной пружины». Как бы странно это ни звучало, но ухудшение поведения ребенка следует рассматривать как хороший знак. Дело в том, что ребенок очень старался понравиться взрослым в течение всего периода, который мы условно назвали «медовый месяц». Однако долго сдерживать себя невозможно - и в какой-то момент ребенок «отпускает» эмоциональную напряженность, начинает реагировать на стрессовые ситуации обычным для себя образом, сформированным в «прошлой» жизни. Фактически ребенок с этого момента доверяет семье свои истинные, не совсем приглядные стороны - это и есть признак близости в отношениях. Ребенок чувствует, что его «уже не прогонят».

2. Неготовность ребенка к появившимся требованиям и ожиданиям.
Ухудшению поведения ребенка могут способствовать ошибки его приемных родителей. Не стоит требовать благодарности от ребенка - он, конечно же, благодарен, но пока не знает, как выразить свои чувства.
Также не надо приписывать ребенку больше знаний и умений, чем у него есть. Нельзя забывать о трудностях ребенка, связанных с эмоциональными и интеллектуальными проблемами.
3. Нарастание детской тревоги из-за неполного понимания своего места и своей роли в принимающей семье. Это обстоятельство может дополнительно тревожить маленького человека. Ребенку требуются разъяснения со стороны взрослых о его будущем. Но прежде чем заводить такой разговор, необходимо согласовать этот вопрос с социальным работником.
4. Предыдущий травмирующий жизненный опыт ребенка.
Когда ребенок доверяет семье, он начинает символически рассказывать о своих внутрисемейных отношениях в «прежней» жизни. Ему просто необходимо с помощью эмоций и действий пережить свой прошлый опыт, чтобы нормально развиваться дальше.

Почему кризис необходим приемной семье?

Кризис помогает родителям обнаружить проблемы ребенка. Невозможно перейти на следующий этап адаптации в приемной семье, минуя кризисный период. Нерешенные эмоциональные проблемы будут вновь и вновь напоминать о себе и тянуть семью назад.
Пройдя через кризис, приемные родители приобретают необходимую уверенность, становятся воспитателями более высокой квалификации, что, несомненно, помогает им добиться больших успехов в укреплении семьи.
Ребенок тоже начинает чувствовать себя в семье более уверенно: он точно знает, что его не прогонят, даже если он сделает что-нибудь неправильно.
При успешном прохождении кризиса у ребенка снижается уровень тревожности и повышается самооценка, что позволяет ему строить более гармоничные отношения с членами семьи.
В конце концов, ничто не сплачивает семью лучше, чем совместное преодоление трудностей!

3. «Вживание». На этом этапе приемная семья тоже может испытывать некоторые проблемы. Часто случается так, что родители уделяют недостаточно внимания кровным детям, если они имеются в семье. Повышенное внимание к приемному ребенку может нервировать кровных детей, вызывать непринятие, ревность, бунт. Они, подобно приемному, так же могут начать плохо себя вести, у них может снизиться настроение, успеваемость в школе. Однако проблемы с приемным ребенком помогут родителям лучше понять и проблемы кровных детей. Но, тем не менее, на этом этапе, как правило, и приемные родители, и ребенок вздыхают свободно. Ребенок начинает чувствовать себя действительно как дома, принимает правила поведения, сложившиеся в семье. Изменяется и внешность ребенка: он прибавляет в весе, улучшается состояние его кожи и волос, прекращаются аллергические реакции. Ребенок становится более самостоятельным и уверенным в себе. И все же следует помнить, что любое изменение, происходящее в семье, может оказать на только-только начинающего привыкать ребенка травмирующее воздействие.

4. «Стабилизация отношений». На этом этапе семья окончательно становится семьей. Все знают, какое место они занимают в жизни друг друга, все удовлетворены состоянием своей семьи. Приемный ребенок ведет себя так же, как и кровные дети, он спокоен за себя и за свое будущее, хотя его может тревожить судьба кровных родителей и другие проблемы.

Адаптация приемных родителей. Ни в коем случае приемным родителям не стоит забывать про себя и свои чувства. Ведь адаптация в новой семье происходит с двух сторон: ребенок привыкает к новой обстановке, но ведь и приемные родители должны к ней привыкнуть.
Нужно помнить, что как бы то ни было быть приемным родителем - это работа, которая требует определенных затрат: эмоциональных, временных и других. И, как и любая другая работа, она требует отдыха.

Как помочь ребенку войти в вашу семью?

Эмоциональную близость между вами и новым ребенком вам помогут создать:
- совместные игры, занятия с ребенком;

Совместные дела по дому;

Беседы, разговоры на интересующие его темы;

Предоставление ребенку возможности выслушать его, понять его проблемы, проникнуться его интересами (какими бы незначительными они вам не казались, для ребенка все значимо);

Поддержка, когда он расстроен; ухаживание, когда он плохо себя чувствует или когда болен.

Привыкший и немного освоившийся ребенок, начинает демонстрировать несколько иное поведение, чаще всего нежелательное для окружающих.

Проблемы в поведении, как бы ужасны они ни были, обычно являются проявлением внутренних чувств. Это может быть ненадлежащее выражение чувств, когда ребенок, испытывающий тоску, печаль и грусть, страх и одиночество, становится агрессивным, отказывается повиноваться, проявляет вспышки гнева. Обычно это происходит тогда, когда ребенок чего-то хочет или ему что-то нужно. Невозможность получить желаемое и неспособность выразить по этому поводу недовольство приводят к подобным проявлениям.

Когда ребенок находится в таком состоянии, он с трудом реагирует на увещевания, поэтому попытки взрослого спокойно обсудить его поведение не увенчиваются успехом. Если ребенок не представляет опасности для себя и окружающих, лучше всего на время оставить его, пока он не успокоится (взять тайм-аут). Когда он успокоился, с ним надо спокойно поговорить об иных способах выражения своего негодования.

Основные принципы регулирования поведения ребенка.

Попадая в семью, первое время ребенок демонстрирует достаточно приемлемое поведение. Он с удовольствием выполняет все требования, охотно принимает все указания, откликается на просьбы (медовый месяц). Это время самое благоприятное для установления контакта. Именно сейчас его знакомят с режимом дня, с правилами поведения в семье.

Несколько советов, знание которых поможет выбрать правильную тактику в регулировании поведения ребенка.

Учить, а не искоренять. Правило поведения должно четко указывать на то, ребенок должен делать, вместо того, чтобы заострять внимание на том, чего он не должен делать. Вместо запрета (нельзя…) употребить такое правило, в котором названо, что нужно делать (надо…). Только в тех случаях, когда это невозможно, тогда правило поведения необходимо сформулировать в форме запрета (Нельзя зажигать газ).

Язык правила должен быть понятен всем. Формулируя правила поведения важно использовать язык понятный ребенку, и не употреблять трудных слов.

Объясняйте, зачем нужны правила. Предпочтительно, чтобы правило исходило из интересов ребенка. Если интересы ребенка нечетко отражены в данном правиле, оно должно исходить из интересов других членов семьи.

Правила должны быть гибкими. Если правило не оправдывает себя, его быстро заменяют другим.

В этот период важно дать ребенку понять, что его здесь ждали, к его появлению готовились все члены семьи.

Когда «ничего не хочется»

Вообще, практически поголовная беда всех детей из учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей – неумение себя занимать. Вы им – «пойдем в театр, в музей», а они – «не хочу, лучше дома телек посмотрю…» Иногда придется развлекать и культурную программу «вдалбливать» насильно, но с учетом их интересов и наклонностей. Просто потому, что у них чаще всего опыта такого нет, и они не представляют, что поход в тот же музей может иметь для них интерес. Идти лучше всего туда, где не только посмотреть можно, но и пощупать что-то. И на спектакли для начала желательно водить такие, где ребенок сам активно вовлечен в процесс, а не только смотрит на сцену. Если этим заинтересовать, то затем они в более серьезные спектакли и музеи пойдут легко. Но, с другой стороны, с культурной программой тоже не стоит перебарщивать. Избыток впечатлений для ребёнка может быть порой даже вреден, они перевозбуждаются или быстро устают, капризничают. Лучше иной раз чем-нибудь позаниматься с ребенком дома или просто погулять и позаниматься спортом.

НО: если вы не будете с тем же конструктором бросать ребенка «на произвол судьбы», а будете это делать вместе с ним, то сфокусировать его внимание на этом будет легче. Поэтому еще одно правило – если вы берете ребенка на выходные, забудьте об отдыхе - им надо заниматься постоянно, по крайней мере, до тех пор, пока у него не сформируются те или иные навыки самостоятельности (а это будет очень не скоро).

Воспитать ребенка - трудная, ответственная миссия. Тем сложнее она, если воспитывать не своего кровного, а ребенка из другой семьи. Переходный возраст-сложный, бурный, нестабильный и противоречивый период в жизни ребенка. В этот период ребенок может изменить свое отношение к приемным родителям. В подростковом возрасте он продолжает переживать потерю биологической семьи. Хотя этот возрастной период сопровождается агрессивностью почти у всех молодых людей, для приемных детей это чувство носит еще более выраженный характер. Осложнение отношений между взрослыми и ребенком. Как это пережить?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители.

Все вы, находящиеся здесь, приняли на себя достаточно трудную и ответственную миссию - воспитать ребенка. Тем сложнее, что воспитать не своего, кровного, а ребенка из другой семьи, пусть даже это будут внуки, племянники и дети родственников.

Я хочу в своем разговоре с вами, затронуть вопрос переходный возраст ребенка. Это очень сложный, бурный, нестабильный и противоречивый период в жизни ребенка.

Многие родители с замиранием сердца ждут, так называемого переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению проходит незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится колючим, раздражительным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими. Поэтому, вы должны быть готовы к сюрпризам подросткового возраста ваших воспитанников.

В первой половине подросткового возраста идет формирование идентичности, ребенок стремится к независимости, самостоятельности.

О начале этого этапа говорит повышенный интерес ребенка к своим корням, он может часто вам задавать вопросы о своих кровных родителях, о своем происхождении. Это попытки экспериментировать со своей внешностью. Дети отращивают, или наоборот, сбривают волосы, перекрашивают их, изобретают немыслимые прически и варианты одежды и т.д.

Ребенок в это время может изменить свое отношение к приемным родителям, начать их критиковать, особенно тогда, когда испытывает обиду. Приемные дети часто пытаются быть похожими на своих биологических родителей. Если у ребенка недостаточно информации о своей биологической семье, он домысливает недостающие нюансы, стараясь походить на воображаемый образ. Может даже в это время показаться, что ребенок отрицает ваши обычаи, ценности, и даже вашу внешность как приемного родителя.

В подростковом возрасте все молодые люди настойчиво требуют независимости. Парадоксально, что нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении и в глубине души боящийся отдаления от усыновителей, он все равно может в тоже время переходить все мыслимые и немыслимые границы, яро отстаивая свою независимость, а также заявляя о своей непричастности к семье. В моменты обострения отношений, можно от него услышать, что ему в родной семье было бы лучше, что вы плохие родители. «Ты не можешь указывать мне, что делать! Ты мне не мать « и т.д.

Ребенок считает, что его не любят или к нему плохо относятся, потому что он не родной.

Вы должны понять, что в подростковый период ребенок продолжает переживать потерю биологической семьи. Эти дети останутся особенными уже только в том плане, что они не живут с мамами и папами, как все остальные дети. Я не сомневаюсь, что вы им дарите много тепла и заботы, но мысли о том, что у них это не так как у всех, как раз в этом возрасте и начинают их мучить и будоражить. Хотя этот возрастной период сопровождается агрессивностью у всех молодых людей, для приемных детей это чувство носит еще более выраженный характер. Многие приемные родители примечают, что ребенок становится агрессивным примерно в 12 лет (девочки несколько раньше), а пик агрессии приходится на 13, 14 лет.

Осложнение отношений между взрослыми и ребенком, изменения в поведении появляются у любого ребенка в подростковом возрасте, когда просыпается интерес к своему «я», истории своего появления. Между взрослыми и детьми может возникнуть отчуждение, теряется искренность, доверительность отношений. Взрослеющий ребенок отстраняется от взрослых, у него появляются секреты. Он многое пробует, чтобы подтвердить свое взросление: покуривает, пробует алкоголь, употребляет бранные слова и т.д. Сверстники привлекают его больше, чем взрослые, проявляется интерес к лицам противоположного пола. Такое возникает и в семьях с родными детьми. Не наследственность этому главная причина, а особенности развития подростка. Это кризис возраста. И главное здесь – понимание трудностей и проблем ребенка. Ни упреков, ни сожаления типа «И зачем мы тебя взяли!» не должно прозвучать из ваших уст. На эти слова должен быть наложен запрет. Через 2-3 года, при разумном поведении взрослых, эти проблемы уйдут, и, взрослея, ребенок оценит роль семьи в его жизни.

В подростковом возрасте очень важно интимно-личностное общение. Доверие, уважение, понимание, любовь – то, что должно присутствовать в отношениях с родителями.

Нельзя требовать от ребенка беспрекословного подчинения. От этого дети замыкаются, общение с родителями нарушается. Излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью- приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

Нужно предоставлять ребенку право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни: не ущемляя его прав, одновременно требуя от него выполнения своих обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка. Он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит делать другое. При таких отношениях формирование взрослости проходит без особых переживаний и конфликтов.

Часто источником конфликта становится внешний вид подростка. Родителей не устраивает ни мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Камнем преткновения во многих семьях может стать вопрос: до которого часа подросток может гулять вечером? Или родители считают, что девочке рано встречаться с мальчиком и т.д.

Чрезмерно легкая ранимость этого возраста требует от вас терпеливого разъяснения. Но ни в коем случае нравоучений и нотаций! Подросток хочет, чтобы взрослые считались с его мнением, уважали его взгляды. Отношение к себе как к маленькому обидит подростка. Вот почему недопустимы с вашей стороны мелочная опека, излишний контроль. Слова убеждения, совета или просьбы, с которыми вы на равных обратитесь к подростку, воздействуют быстрее.

Если все же возникает нужда в наказаниях, то оно должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффектно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

И подводя итог к вышесказанному, обобщим эти правила, которые необходимо соблюдать при общении с вашими детьми-подростками.

Принимать активное участие в жизни ребенка.

Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком.

Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты.

Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.

Уважать право ребенка на собственное мнение.

Относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.


Из «Настольной книги приемного родителя»

в составе: Л. М. Абросова, психолог высшей категории)

Особенности физического развития детей

Дети, оставшиеся без попечения родителей, часто отличаются по со­стоянию своего здоровья от детей из благополучных семей. Дети, которые растут без постоянной заботы со стороны родителей или других близких людей, имеют ряд особенностей, но это не значит, что все они чаще болеют или страдают хроническими заболевания­ми. Большинство особенностей, о которых пойдет речь - функцио­нальные, то есть они поддаются исправлению, если здоровью ребен­ка уделяется достаточно внимания.

Наиболее часто у детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдается за­держка физического развития, которая проявляется в снижении, по сравнению со сверстниками, роста и веса ребенка. После помещения в семью, при условии пра­вильного питания и активного образа жизни, приемные дети легко догоняют своих сверстников. Однако на первых порах у приемного ребенка могут наблюдаться на­рушения пищеварения (тошнота, рвота, изжога, понос или запор, боли в животе). Это может быть связано как с неправильным или непривычным питанием, так и с аллергическими реакциями, или психологическими нагрузками и стрессовыми си­туациями. Исправление этих нарушений зависит в большей мере не от медикамен­тозного вмешательства, а от правильной диеты и нормализации режима дня.

Наряду с особенностями роста, питания и пищеварения, среди приемных де­тей нередко встречаются симптомы неврологических расстройств, включая:

· возбудимость, импульсивность, иногда агрессивность, рассеянность и слабую концентрацию внимания;

· заторможенность реакций, вялость;

· нарушение общей и тонкой моторики (недостаточную ловкость, неупорядо­ченность или избыточность движений);

· речевые нарушения;

· недержание мочи (энурез) или кала (энкопрез).

Причины неврологических симптомов разнообразны, начиная от неправильно­го питания (авитаминоз), и заканчивая психоэмоциональными травмами или из­менениями в опорно-двигательном аппарате. Важно знать, что большинство этих симптомов обратимы - нужно лишь вовремя их заметить и обратиться к врачу.

Другие особенности здоровья характерны как для приемных детей, так и для их сверстников, воспитывающихся в кровных семьях. Так, среди современных школь­ников часто встречаются нарушения осанки, вплоть до искривления позвоночника. Для профилактики нарушений опорно-двигательной системы нужны регулярные занятия физкультурой (зарядка). Для коррекции нарушений врач может рекомендо­вать лечебную физкультуру, коррекционный массаж, в ряде случаев - мануальную терапию. По рекомендации врача дети также могут посещать различные спортивные секции (плавание, баскетбол и др.), что поможет исправить имеющиеся нарушения.

Кроме того, у детей часто наблюдаются различные аллергические реакции: кожная сыпь, зуд, отек губ, слезотечение, кашель, чихание, слизистые выделения из носа, проявляющиеся после употребления определенных продуктов питания, в один и тот же сезон, при нахождении в определенном помещении, и т.п. Пище­вая аллергия также может проявляться в виде различных нарушений пищеваре­ния, описанных выше. Наш совет тот же: быть внимательным к своему ребенку и вовремя обращаться«Нужно очень аккуратно вводить новые блюда в рацион питания ребенка, так как некоторые продукты могут вызывать аллергию.»

Для того чтобы взять в свою семью ребенка с хроническим заболеванием или ребенка с особыми потребностями, необходимо пройти особую подготовку. О том, как ухаживать за ребенком с особыми потребностями вам подробно должны рассказать специалисты учреждения, в котором находился ребенок. Врач должен предоставить вам полную информацию о заболевании, режиме дня, диете. Кроме того, мы рекомендуем вам почитать специальную медицинскую литературу.

Особенности психического развития детей

Говорить, что дети, оставшиеся без попечения родителей, намного чаще других де­тей страдают нарушениями психического развития, было бы неправильно. Но при­емным родителям, также как и кровным, необходимо иметь представление о тех трудностях, с которыми они могут столкнуться, знать, на что в поведении детей надо обязательно обращать внимание. Ведь как бы то ни было, непростые жизнен­ные ситуации, с которыми приходилось сталкиваться ребенку, успели отложить свой отпечаток на его психике. К счастью, детская психика довольно пластична, и в домашней любящей атмосфере ребенок достаточно быстро придет в норму.

У детей могут наблюдаться астенические состояния, которые связаны с исто­щением нервной системы. Ребенок постоянно чувствует слабость, повышенную утомляемость, для него характерны частая смена настроения, повышенная раз­дражительность и плаксивость, может нарушаться сон.

Истощение нервной системы может проявляться по-разному. Рассмотрим не­сколько примеров.

Ситуация 1. Маленький Саша с самого утра занят каким-либо делом. То с маль­чишками в войну играет, то с девчонками наперегонки бегает, а потом у него еще секция каратэ или шахматный кружок. К вечеру Саша очень устает, но когда при­ходит домой, то никак не может успокоиться, начинает капризничать, отказыва­ется идти спать.

Состояние Саши связано с излишней возбудимостью нервной системы. В подобных случаях важно вовремя обратиться к специалисту. Нужно уменьшить нагрузку на ребенка и давать ему по рекомендации врача препараты, укрепляющие нервную систему.

Ситуация 2. В последнее время Катя стала очень медлительной. Она вялая, не­активная, еле-еле ходит, плохо запоминает, у нее появилась постоянная сонли­вость и расслабленность.

Из-за чего могут возникать астенические состояния у детей?

Во-первых, причина может заключаться в том, что родители слишком многого ждут от своего долгожданного приемного ребенка. Многие родители хотят, чтобы ребенок обязательно учился на пятерки, получил высшее образование, занимался музыкой или спортом. Конечно, это прекрасно, но стоит ли ради хороших оценок и прочих успехов жертвовать здоровьем ребенка, ведь физические и психические перегрузки могут привести к нервному истощению и другим нарушениям.

Во-вторых, астенические состояния могут возникнуть в результате неблагополуч­ной ситуации в прошлом окружении ребенка. Трудно оставаться психически здоровым, если твои родные родители злоупотребляют алкоголем и постоянно устраивают скан­далы на твоих глазах! Имейте в виду, что напряженные отношения в новой семье между приемными родителями могут привести к тому, что ребенок начнет беспокоиться, что что-то не так, что он в чем-то виноват, начнет думать, что может повториться тот кош­мар, который был в его кровной семье. Подобные переживания истощают внутренние силы ребенка, приводят к нарушениям поведения и дисгармоничности развития.

Неврозы страха проявляются в том, что дети начинают чего-либо или кого- либо бояться. Считается, что если ребенок до 4-4,5 лет чего-то боится, то это нор­мально. Так он отрабатывает свою «внутреннюю программу» - ему надо на­учиться бояться, научиться осторожности. Если страхи задерживаются и дальше, или приобретают навязчивый характер, то это повод для того, чтобы обратиться к специалисту Страхи могут проявляться по-разному. Часто ребенок не может заснуть один в темной комнате. Он может бояться злых людей, животных или фантастичес­ких персонажей. У детей, особенно младших школьников, также могут встречать­ся школьные фобии. Обычно школьник не хочет ходить в школу не потому, что он ленивый и не хочет учиться, а потому, что боится учительницы (она громко говорит; говорит не так, как мама; у нее строгий взгляд или особенности в пове­дении, которые пугают ребенка). У детей, особенно у подростков, часто бывает страх смерти и страх за своих родственников.

Иногда взрослые сами способствуют возникновению страхов у детей. Напри­мер, мы провоцируем у ребенка страх потери, когда говорим, что отдадим его злой тете или милиционеру, если он будет плохо себя вести. Читая на ночь страш­ные сказки или разрешая смотреть страшные фильмы, мы вызываем у ребенка страх темноты, страх засыпать в одиночестве и т. д.

Приемные родители ни в коем случае не должны говорить ребенку, что отдадут его обратно в детский дом (интернат), если он не будет слушаться! У ребенка и так велик страх потери близкого человека, подобные угрозы только усугубят его чувство незащищенности, тревожности,

Нарушения аппетита бывают у детей при попадании из условий, в которых они не наедались, в условия, где они могут есть сколько угодно. Обычно в таких случаях дети начинают есть очень много, они даже могут делать запасы (напри­мер, прятать хлеб или конфеты), но со временем, обычно через 1-3 месяца, это проходит.

Пищевые привычки являются одними из самых сильных и стойких. Поэтому вводить новые блюда нужно постепенно и осторожно. Сразу изменять детские пристрастия в еде нельзя. Также родителям может потребоваться время, чтобы приучить ребенка правильно вести себя за столом, есть с помощью столовых приборов и т. д.

Нужно обращать особое внимание на случаи, когда ребенок резко изменяет пищевое поведение: например, ел нормально и вдруг начинает отказываться от еды, или, наоборот, начинает слишком много есть. В таких случаях надо разби­раться с врачом, что стоит за этими изменениями.

Особенности интеллектуального развития

Почти у всех детей, оказавшихся в приютах, отмечаются те или иные проблемы интеллектуального характера: ограниченный запас знаний, недостаточная сформированность отдельных психических функций, низкая умственная работоспо­собность, задержка психического развития, педагогическая запущенность.

Педагогическая запущенность – это дефицит знаний и умений вследствие не­достатка интеллектуальной информации. Такой ребенок даже в школьном возрас­те может не обладать навыками личной гигиены, не умеет заправлять постель, вы­полнять другие простейшие действия. Например, они не знаю, как заваривать чай – просто потому, что в интернате или в детском доме чай им всегда приносили уже раз­литый по чашкам! Что уж тут говорить о пробелах в школьных знаниях и общей осведомленности.

Задержка психического развития (ЗПР) – это временное отставание, замедле­ние в психическом развитии ребенка, преодолимое полностью или частично при определенных условиях.

ЗПР не является умственной отсталостью!

Если врач диагностировал у вашего ребенка ЗПР – этого не стоит бояться или стыдиться, так как ЗПР определяется у 50% детей, не успевающих в школе. У этих детей ограниченный общий запас знаний и представлений, преобладают игровые интересы (им больше нравится играть, чем учиться). Им обычно быстро надоедает интеллектуальная деятельность, которая их мало привлекает. В отличие от детей с умственной отсталостью, дети с ЗПР достаточно сообразительны в пределах имею­щихся знаний, значительно более продуктивно используют помощь взрослого.

При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоционально-волевой сферы (простодушие, поверхностность эмоций, их неус­тойчивость, слабость волевого усилия). В других случаях будет преобладать замед­ленное развитие познавательных функций (незрелость активного внимания, ос­лабление памяти, трудности формирования навыков чтения, письма или счета).

Пути преодоления проблем в интеллектуальном развитии детей. Создание благоприятных условий жизни и воспитания .

Для того чтобы ребенок успешно развивался, необходимо:

· Стабильное позитивное общение с близкими взрослыми. Совместные про­гулки, игры, сказка на ночь - все это и есть «позитивное общение». Пусть его бу­дет как можно больше в вашей семье!

· Заботиться об удовлетворении его основных физических и психологических потребностей. Основные физические потребности или нужды – это еда, сон, теп­ло, жилище, свежий воздух, солнечный свет, движение, отдых, предупреждение заболеваний и травм. Основные психологические потребности – это потребность в привязанности и любви; ощущение психологической безопасности; чувство са­моуважения; возможность учиться на собственном опыте; реализация своих спо­собностей; достижение независимости и самостоятельности. Но вы, конечно же, понимаете, что основная психологическая потребность ребенка – это быть люби­мым своими родителями или людьми, замещающих их.

· Принимать ребенка таким, какой он есть. Вы же любите своего ребенка не за то, что он знает много стихов наизусть, а за то, что он единственный и неповтори­мый, с этим ведь не поспоришь, верно?

· Поддерживать ребенка в преодолении трудностей. Завязывать шнурки, чистить зубы, складывать слоги в слова – это совсем нетрудно, когда мама или папа помогают!

· Стимулировать познавательные интересы. Ребенок спросил вас, что больше – солнце или луна? Расскажите ему заодно об устройстве Солнечной системы, а на выходных сходите вместе в планетарий. Поощряйте его заинтересованность и ни­когда не отмахивайтесь от вопросов!

· Соразмерять требования возможностям ребенка. Ну конечно, не стоит требо­вать от пятилетнего малыша знания таблицы умножения. И, тем более, ни в коем случае нельзя упрекать ребенка с задержкой психического развития в том, что он не знает или не умеет чего-то того, чем уже давно овладели его более здоровые ро­весники.

· Огромное терпение взрослых. Спокойствие, только спокойствие! Терпение вам понадобится просто в огромных количествах. Терпение для того, чтобы не сойти с ума от тысячи и одного «почему», терпение для того, чтобы не раздражаться, когда ребенок никак не может запомнить названия месяцев, хотя вы их учите уже несколь­ко дней, терпение, когда он делает что-то совсем не так, как нужно вам... Но вы же справитесь, правда?

· Оптимистический настрой. Оптимист – это тот человек, который говорит, что стакан наполовину полон, а не наполовину пуст, который искренне верит, что все будет хорошо, который умеет извлекать жизненные уроки из любого, даже от­рицательного опыта. Как было бы хорошо, если бы вы передали этот настрой своему ребенку!

· Обращение к специалистам при необходимости. В любой детской поликлинике вы можете получить помощь специалистов – не­вролога, психиатра, психолога, логопеда.

Помимо этого можно обратиться в Центр реадаптации семьи «СемьЯ», который находится в г. Бендеры по ул. Ленинградской, 20 (Конт. телефон: 0(552)54044). Вся помощь, которую оказывают специалисты этого центра, бесплатная.

· Не забывайте о профилактических осмотрах и обязательно своевременно по­сещайте всех необходимых врачей!

Организация специальных форм и методов обучения

Если врач посоветовал вам подойти к обучению ребенка индивидуально, ни­когда не игнорируйте такие рекомендации. Если надо, отдайте ребенка в логопе­дический детский сад или сместите сроки начала школьного обучения (ничего страшного, если он пойдет в школу на год позже). Кроме того, врач может посове­товать использовать щадящий режим дня, обучение в коррекционном классе или в школе для детей с задержкой психического развития. В этом нет ничего страш­ного и, тем более, зазорного. Помните, что все, что вы делаете, должно в первую очередь быть направленным на благо ребенка!

Многолетний опыт работы с приемными семьями показывает, что практически все дети со временем успешно преодолевают имеющиеся трудности в интеллектуальной сфере. Читайте с ребенком книжки, ходите в музеи и театры, просто гуляйте вместе и раз­говаривайте-разговаривайте-разговаривайте. Многие школьные премудрости легко усваиваются в игре или с помощью игровых приемов, поэтому никогда не жалейте вре­мени на игру с ребенком. Вы и сами скоро удивитесь, какой умный у вас ребенок!

Особенности эмоционального развития детей

Привязанность – это способность и потребность людей создавать и сохранять прочные эмоциональные связи с другими людьми. При отсутствии возможности устанавливать отношения привязанности со взрослым, у ребенка могут возникать эмоциональные нарушения.

Все дети в процессе развития движутся от беспомощности к зрелой независимости. У детей есть определенные физические потребности, без удовлетворения которых жизнь не может продолжаться, а также опреде­ленные психологические потребности, удовлетворение которых обеспе­чивает гармоничное формирование личности.

Дети, лишенные попечения родителей, независимо от возраста, часто испытывают трудности в эмоциональной сфере. Связано это с тем, что для формирования здоровой эмоциональности необходима атмосфера любви и безусловного принятия, которую невозможно обеспечить ре­бенку в приюте или в детском доме, какие бы хорошие воспитатели там ни работали.

Как может вести себя ребенок с трудностями в эмоциональной сфере? Он может отличаться повышенной агрессивностью, вспышками гнева, плаксивостью. Его настроение может резко меняться без видимых при­чин. Кроме того, он может совершенно не понимать проявлений любви – убегать и прятаться, когда вы пытаетесь его обнять и поцеловать. Он может не уметь смеяться и не понимать шуток, ведь чувство юмора тоже принадлежит к эмоциональной сфере человека.

Эмоциональные нарушения обычно присутствуют у детей, у кото­рых не сформировалось или сформировалось с нарушениями чувство привязанности.

Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для ребенка. Они закладывают базовое дове­рие к миру, создают условия для активного познания окружающего мира и полноценного общения. А теперь представьте, какое доверие к миру может быть у ребенка, родители которого постоянно дрались друг с другом, или, еще хуже, жестоко обращались с ним самим?

Маленькие дети особенно уязвимы к жестокому обращению. У них нет возможности избежать насилия, получить эмоциональную под­держку вне семьи. Чем раньше ребенок столкнулся с жестоким обра­щением, чем беднее его опыт теплых и доверительных отношений с матерью, тем больше страдает его умственное и эмоциональное раз­витие.

Жестокое обращение с детьми – это любое действие или бездействие по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, а также учреждений или общества в целом, в результате которых наруша­ется физическое или психическое развитие, здоровье или благополучие ребенка, а также ущемляются его права и свобода.

Основные формы жестокого обращения с детьми:

· физическое насилие;

· сексуальное насилие;

· эмоциональное (психологическое) насилие;

· пренебрежение основными нуждами ребенка (что такое основные нужды или потребности мы говорили на странице).

Что такое физическое и сексуальное насилие – это понятно. Пренебрежение основными нуждами ребенка – тоже. А вот что такое психоло­гическое насилие?

Психологическое насилие в отношении ребенка

Психологическое насилие сопровождает все формы жесткого обраще­ния с детьми. По мнению специалистов, его влияние более разруши­тельно для личности ребенка по сравнению с физическим и даже сексу­альным насилием.

Основные типы психологического насилия в отношении детей:

· Игнорирование – неспособность или нежелание выражать любовь и заботу по отно­шению к ребенку; лишение ребенка необходимой поддержки, сочувствия; игнорирование его основных нужд в безопасном окружении.

· Отвержение – открытое неприятие, постоянная критика, негативные сравнения; предъявление чрезмерных требований к ребенку, несоответствующих его возрасту и возможностям; публичное унижение, демонстрация его отрицательных качеств.

· Угрозы (или терроризирование) – угрозы наказанием, побоями или совершением насилия по отношению к ре­бенку или к тому, кого он любит; оскорбление, унижение достоинства.

· Изоляция – установление безосновательных ограничений на общение ребенка со сверс­тниками, родственниками или другими взрослыми; запрет или ограничение без достаточных оснований на выход из дома.

· Развращение – побуждение к развитию антисоциального поведения (воровство, проституция, порнография); вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков; поощрение саморазрушающего поведения.

Последствия жестокого обращения

Итак, что же получается, когда с ребенком жестоко обращались – независимо от того, единичный это был случай или такое происходило систематически. Вот ос­новные последствия жестокого обращения:

· задержка умственного и эмоционального развития у маленьких детей;

· высокий уровень агрессивности, направленной как на других, так и на себя;

· импульсивность;

· низкий уровень самоуважения, низкая самооценка;

· замкнутость, недоверие к окружающим;

· высокая тревожность, боязливость;

· эмоциональная неуравновешенность;

· подавленное настроение, вплоть до депрессии;

· психосоматические и нервные расстройства.

Нарушения поведения у детей часто являются индикатором эмоционального неблагополучия и указывают на борьбу ребенка за внимание или власть, жела­ние мести, демонстрацию своей несостоятельности. Выяснить подлинную причи­ну таких нарушений можно на приеме у психолога или психотерапевта.

Дети, оказавшиеся в детском доме (интернате0 , испытывают двойную психологическую травму: с одной стороны, они страдали от жестокого обращения в своей семье, а с другой – тяжело переживают разрыв с ней.

Как помочь детям с эмоциональными проблемами

Эмоциональные проблемы, как правило, преодолеваются несколько сложнее и длительнее, чем проблемы физические или даже интеллектуальные. Но тут опять вступает в силу наше любимое правило: ваша любовь, забота и поддержка плюс помощь специалистов, если она необходима, поможет преодолеть любые трудно­сти! Итак, что необходимо ребенку в первую очередь:

  • атмосфера тепла и принятия;
  • возможность выражать свои чувства;

· новая модель отношений в семье (доверие, доброжелательность, уважение, эмоциональная поддержка, разумные требования и обязанности, оптимистич­ный настрой);

  • помощь психолога, психоневролога;
  • обучение будущих приемных родителей;
  • общение с другими приемными семьями.

Для правильного развития личности очень важна адекватная самооценка. Чем выше самооценка, тем увереннее ведет себя ребенок, тем проще ему справляться с трудностями и проблемами. Общаясь с ребенком, старайтесь повысить его само­оценку. Для этого:

· Замечайте самые маленькие успехи и радуйтесь им.

· Сравнивайте его только с ним самим вчерашним, а не с другими детьми.

· Хвалите за конкретные достижения и просто радуйтесь тому, что он живет с вами.

· Выдерживайте соотношение между похвалой и порицанием 5:1.

· Разрешайте ребенку ошибаться, иметь собственное мнение, право выбора.

· Помогите ему найти друзей.

· Помните, что школьные оценки – не главный и не единственный показатель благополучия ребенка.

Особенности эмоционального контакта с ближайшим окружением играют ре­шающую роль, как в происхождении различных нарушений эмоционального развития, так и в их преодолении. Только воспитание в любящей семье может обеспечить благоприятные условия для детей, перенесших тяжелые психологи­ческие травмы и имеющих проблемы в психическом развитии.

Мы не в силах отменить прошлый опыт ребенка, но мы в состоянии помочь ему в настоящем – и тем самым повлиять на его будущее.

Симптомы, при которых необходимо обратиться к специалистам

В заключение мы перечислим особенности поведения детей, на кото­рые надо обязательно обращать внимание и при их обнаружении обращаться за помощью к специалистам – в первую очередь к педиатрам или психологам.

· Если у ребенка подергиваются отдельные мышцы лица или тела (двигатель­ные тики), он постоянно всхлипывает, шмыгает носом и т. д. (голосовые тики).

· Если ребенок стал раздражительным, у него частые вспышки гнева.

· Если ребенок чувствует вялость, слабость, быстро утомляется.

· Если ребенка мучают страхи.

· Если у ребенка понизился или чрезмерно увеличился аппетит.

· Если у ребенка трудности с засыпанием, ночные просыпания, разговоры, вскрикивания во время сна, беспокойный сон.

· Если у ребенка снизилась успеваемость в школе.

· Если ребенок сосет палец, выдергивает волосы, откусывает и грызет ногти, раскачивается перед сном в кровати.

· Если ребенок мастурбирует у всех на виду, не стесняясь.

· Если у ребенка повторяющиеся головные боли, головокружения, моторная неловкость.

· Если у ребенка ночной или дневной энурез, энкопрез.

Резюме .

Дети остаются без попечения родителей по разным причинам. Чьи-то родите­ли умерли, чьих-то лишили родительских прав. Некоторые дети сами сбежали из дома. Как бы то ни было, сближает всех этих детей одно: они, как правило, имеют особенности в развитии – физическом, психическом, интеллектуальном и эмоци­ональном. Конечно, дети, растущие в обычных семьях, тоже могут иметь эти осо­бенности развития, но среди детей из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, это случается чаще.

Дети могут иметь дефицит веса, недостаток кальция, задержку психического развития. Они могут не уметь завязывать шнурки, считать до десяти, говорить «Спокойной ночи!» перед сном. Они не знают, что такое пылесос, отпуск, зарпла­та. Они могут не уметь любить, прощать и выражать свои эмоции.

Не надо пугаться этого. Ваша любовь, внимание, забота и небольшая помощь специалистов сотворят чудеса! Имейте терпение – ребенку будет не просто сразу привыкнуть жить в новой семье. Но совсем скоро он превратится в самого обыч­ного ребенка, веселого и озорного, капризного и задумчивого, невыносимого и замечательного – самого лучшего в мире ребенка!

Составитель - Е. Н. Желяскова, психолог

Это период перехода от детства к юности, сопровождающийся агрессивностью, рискованным поведением, конфликтами с окружением и поисками своего «Я».

Многие родители с тревогой ждут наступления этого момента в жизни своих детей. Брать в семью подростка со сформировавшимся характером и не всегда хорошими привычками многие не решаются, боясь не справиться, но есть родители, которые считают, что с подростком легче договориться, что это уже самостоятельный человек, который может стать помощником во всех делах.

Спутать умение дружить с подростком с готовностью стать его родителем, велика. Для того, чтобы понять, сможете ли вы существовать вместе, поможет гостевой режим и Школа приемных родителей, обучение в которой обязательно для усыновителя. Знания и навыки, полученные в такой школе, бесценны.

Защитная реакция

Имея за плечами достаточный опыт негатива и равнодушия взрослых, к подростковому возрасту дети, воспитывающиеся в интернатах и детских домах, научились никому не доверять, быть гибкими и изворотливыми. Никогда не чувствуя себя в полной безопасности, эти дети постоянно борются с тревогой, ища взрослого, способного обеспечить им безопасность. Но, даже находя такого человека в лице приемного родителя, они не сразу это осознают: срабатывает защитный механизм, проявляющийся в онемении чувств и эмоциональной слепоте.

Онемение чувств - защитная реакция ребёнка от возможного предательства и равнодушия, при которой утихают чувства любви, благодарности, удивления и радости.

Эмоциональная «слепота» - потеря ощущения опасности. Ребенок не видит потенциально опасных, болезненных ситуаций, поэтому совершает много рискованных поступков . Не может просчитать их последствия, не понимает опасности.

Оградившись от переживаний, дети застывают в эмоциональном плане: они не умеют управлять своими эмоциями, анализировать чувства окружающих, в том числе и приемных родителей. Чтобы адаптация в новой семье прошла менее болезненно, приемные родители должны ясно понимать особенности мышления приемного подростка и вытекающие из него поведенческие реакции.

Успешная адаптация зависит не только от характера приемной семьи, потраченных усилий, но и от самого подростка, от его готовности к новой жизни в семье, от того, насколько он сможет привязаться к ней. Именно привязанность обеспечивает одну из базовых потребностей ребенка - потребность в безопасности. Если эта потребность не удовлетворена, все его силы будут расходоваться на постоянную борьбу с тревогой. Поэтому, прежде чем предъявлять к подростку какие-либо требования (дисциплинарные, бытовые, по учебе), необходимо дать ему ощущение надежного тыла, принадлежности к семье.

В этом помогут семейные праздники и традиции: приёмный ребёнок, наблюдая любовь и заботу между членами новой семьи, тоже захочет проявлять эти чувства. Очень важно совместное времяпрепровождение – просмотр кинофильмов и чтение книг с последующим обсуждением, походы, игры, творчество и др.

Страхи подростка

Далеко не все подростки хотят попасть в семью, им страшно покидать место, где они уже освоились. Подросток больше, чем маленький ребёнок, страшится неизвестности и того, что от него вновь могут отказаться. Чтобы помочь ребенку справиться со страхами, специалисты советуют не проявлять сверхзаботу и не мучиться чувством вины перед ним за его биологических родителей. Поведение родителей должно быть естественным, как с любым ребёнком подросткового возраста, без лишних сюсюканий и жалости, это утвердит его самооценку.

Прошлая жизнь

Прежняя жизнь не даёт забыть о себе насовсем. Ребята трепетно хранят память о прошлой жизни, для них важно рассказывать о ней. Слушайте, дайте выговориться, интересуйтесь. Если есть возможность, сделайте альбом из имеющихся фотографий. Уважая и принимая его прошлое, вы даёте понять, что детей не только приносят из роддома, но и берут на воспитание, и все дети одинаково дороги.

Формирование личности приёмных детей отягощает наличие двух пар родителей. Не зная ничего или почти ничего о родной семье, эти дети часто чувствуют себя одинокими. Если у подростка есть стремление узнать о своей прошлой семье – не препятствуйте, но проговаривайте, что сейчас мы-твои родители, мы любим тебя и хотим, чтобы ты был счастлив.

Многие считают, что подростка перевоспитать уже нельзя. Конечно, многие черты характера у него сформировались, но он привык приспосабливаться, поэтому сможет перенять привычки и указания, которые вы дадите. Мотивация тут будет выше, чем в обычных семьях.

После 11 лет ребенок по закону имеет право выбрать или отказаться от потенциального усыновителя. Если не только вы выбрали подростка, но и он доверился вам – это мощный стимул к взаимодействию.

Что нужно знать о себе и о взаимоотношениях с приемным подростком его приемным родителям, рассказывает Наталия Мишанина , руководитель психологической службы благотворительного фонда «Арифметика добра» .

«Причинить добро»? Избавьтесь от такой мотивации!

Очень важна мотивация будущих родителей подростков. «Часто мы слышим: “Кто, если не я? Он без меня пропадет!” Но добро – это спасение с холодной головой. Это не должно быть насилием. Часто семьи пытаются поместить подростка «в идеальные условия». Ему подбирают лучшую школу, чуть ли не лицей, личную комнату, шкафы, набитые книгами, обещают массу развлечений. И вот этот ребенок сидит у меня на консультации и говорит: «Я не смогу. Я не потяну эту семью». Дайте ребенку возможность плавно встроиться в новую жизнь и не ломайте его.

«Из интереса», «прикола ради», «что-то потянуло», «посмотреть, как это» – на такой волне подросток часто соглашается пойти жить в семью. У кого-то интерес конкретный – они осознают, что в семье им помогут (скажем, с поступлением в вуз, с привыканием к самостоятельной жизни). Я разговаривала с подростками, которые сами шли на возврат, провоцировали. Потому что они ждали одного, а получили другое. И теперь хотят избавиться от жизни в семье.

Вот конкретный случай: мальчик вполне успешно развивался в детском доме, был востребован в местной футбольной команде, у него были неплохие перспективы, его способности поддерживались воспитателями детского дома, а еще у него были родственники в регионе, но он уехал в приемную семью в Москву. На вопрос, почему же он все бросил и уехал так далеко, он признался: «Они ведь издалека ко мне приехали! Мне было неудобно им отказать». Это пример виктимности подростков-детдомовцев. Он даже постеснялся сказать «нет, я не хочу». А потом начались мучения, когда он осознал, что не готов. Он был вырван с корнями из своего региона, от тех людей, которые в него верили, от друзей, и переместился в чужие звуки, запахи, требования, границы. Он потерялся.

Ребенок может начать проявлять разрушительное поведение: родители сталкиваются с воровством, ложью, уходами из дома, агрессией. Стоит заранее присмотреться к тому, что движет ребенком, который решает уйти из детского дома в приемную семью.

Подросток думает «Я с ними не навсегда». Вы думаете «Он с нами навсегда». Поменяйте установки

Наталия Мишанина, руководитель психологической службы благотворительного фонда «Арифметика добра». Фото: facebook.com/namishanina

Часто подросток, идя в приемную семью, считает внутренне, что это для него временное явление. Ему помогут опериться, он чему-то научится, поступит в вуз или найдет работу, а дальше – он сам. Приемные же родители часто воспринимают свою семью как финальную цель для подростка: он получил самое главное – родительское тепло, любовь.

Лучше быть заранее настроенными на то, что в какой-то момент ставший совершеннолетним приемный подросток «вылетит из гнезда» и, возможно, даже не будет сожалеть об этом.

Приемная семья для него – определенный жизненный этап на его дороге, и вовсе не всегда она становится для него самоцелью. Нельзя «присвоить» себе ребенка.

Но, конечно, стоит помнить, что возврата не будет, и что этот человек входит в систему семьи и останется в ней.

Примиритесь с прошлым подростка

У многих из них есть прошлое. Дети могут контактировать со своими родными, и даже часто мечтают, когда вырастут, снова воссоединиться с ними. Если приемные родители пытаются закрыть эту страницу жизни подростка, это может привести к взрыву в семье. Для детей разрыв этих тонких связей травматичен. Уважайте прошлое ребенка. Найдите в себе силы поддержать его.

Вот пример: родители очень хорошие, образованные, компетентные, у них прекрасная взрослая дочь, но у них никак не ладились отношения с двумя приемными детьми, братом и сестрой. А все потому, что там, в регионе, остались родные этих детей. Там живет их старшая сестра, которая одно время обещала забрать их из детдома, и дети ждали этого. И только после того, как приемная мама съездила в регион, поговорила с этими родственниками, и те психологически одобрили проживание детей в приемной семье, все успокоились, и ситуация наконец-то выправилась. А ведь дело чуть не дошло до возврата. Хотя это очень прокачанные, опытные приемные родители.

Не ждите любви

Ребенок в подростковом возрасте стремится к сепарации – к отхождению от родителей, взрослых и объединению с друзьями, ровесниками, со своей «стаей». Приемные родители хотят стать такой «стаей», но нельзя ждать того, что обе стороны бросятся друг другу в объятия. Притирка может быть жесткой.

В кровном ребенке есть что-то ваше – и вы это любите. А если это приемный ребенок, в котором нет ничего вашего, он может начать раздражать вас.

Бывает, что приемные мамы честно признаются: «В нем меня все бесит! Запах, манеры, форма рук, голос!» Фактически в семью приходит юноша или девушка – взрослый почти человек.

Одно дело, когда принимают малышей – они растут потом в семье, начинают подспудно копировать поведение приемных родителей, часто даже мы замечаем, как они начинают так же ходить, у них такая же мимика, ужимки, какие-то «семейные словечки» и так далее. Подросток уже ничего не переймет от вас, он будет расти тем сложившимся уже человеком, каким пришел.

Снимайте заранее свои розовые очки. Лучше дайте ему принятие. Причем безусловное.

«Не считайте себя Пигмалионами. «Галатей»-то выдали уже готовых»
Лана Истомина
, замужем, многодетная приемная мама, двое кровных детей (3 года и 6 лет) и 7 приемных подростков от 10 до 19 лет:
– Родителю надо понять и принять, что ребенок принесет в новую семью весь свой предыдущий жизненный опыт. И этот опыт будет плохим или очень плохим. Ребенок ведет себя так, как для вас неприемлемо, не потому, что он плохой, а потому, что так выживать его научила жизнь. Настройтесь на то, что вам, первое время, надо будет помочь пережить ребенку травму. Научите себя не ждать благодарности. Не ждите успехов в учебе и не напирайте на это в первые месяцы жизни ребенка в семье.
Когда у нас появился первый приемный сын, в какой-то момент его понесло совершенно классическим образом: не брал трубку, оставался ночевать у друзей, был холоден и закрыт. Он признался, что хотел, чтобы мы поняли, что он уже взрослый и относились бы к нему как к взрослому. Ситуация попала в замкнутый круг: чем хуже он себя вел, тем больше мы вели себя с ним как с менее взрослым, тем больше запрещали, тем больше контролировали. Мы объяснили ему, что путь к тому, чтобы мы относились к нему как к взрослому, находится ровно на противоположном конце. Человек взрослый – это человек ответственный, обязательный. Мы не отпускаем его на ночь не из самодурства, не из-за того, что грубо лезем на его личную территорию и в его дела, а потому, что если вдруг обнаружится, что он ночью не дома, органы опеки могут изъять у нас всех детей. И мы просто не можем так рисковать, и он не может от нас требовать таких жертв. И он принял такую мотивацию и согласился с нами.

Заранее решите, какую роль вы на себя возьмете

Многие приемные родители обижаются, что подросток не зовет их мамой и папой. «Он уже год с нами, а все еще зовет меня Татьяной Петровной!» Но это естественно. У подростка уже есть мама. Или была. Часто они их помнят или даже знают. «Как я могу называть ее мамой? Тогда я предам свою собственную мать!» – говорят дети. Не требуйте от них невозможного. Иначе вы невольно войдете в конкуренцию с кровной матерью, и это причинит вам боль. Будьте готовы к этой конкуренции.

Подростки легко чувствуют слабые места и могут по ним больно бить. «А моя мама делает такие пироги с кислой капустой! А твои непонятно с чем!» – упрекает ребенок. Хотя его кровная мать, возможно, алкоголичка.

Заранее примиритесь с тем, что, возможно, вы не станете для него мамой. Но если вы выбираете взаимоотношения «мать-сын» или «мать-дочь», то проговорите это с ребенком и четко дайте понять, что это такое – быть сыном или дочерью.

Бывают проблемные случаи, когда приемная мама неосознанно влюбляется в подростка.

На мой взгляд, органам опеки не стоит отдавать подростков одиноким женщинам, не имевшим опыта воспитания детей. Часто в таких семьях случаются возвраты.

Ребенок не понимает, что происходит, и неосознанно он будет пытаться уйти из неприятной, непонятной ему ситуации. А значит, это или побеги из дома, или отстранение, уход в компании, и, наконец, возврат в детдом. В опыте нашего фонда «Арифметика добра» есть пример, когда нам удалось успеть быстро подобрать подростку из такой несложившейся приемной семьи других приемных родителей, минуя приют. Но так бывает не всегда, а возвраты всегда больно бьют по психике детей.

Другой удачный вариант роли для приемного родителя подростка – это наставник. Можно использовать метод гостевой опеки, хотя бы для начала. Так появляется больше возможностей расширять социальные связи ребенка.

Часто эти дети говорят: «Я буду все делать только тогда, когда пойму, что я кому-то нужен». И вдруг они начинают читать книги, смотреть другие фильмы, или бросают курить, и так далее. Вдруг в их трехногой табуретке появляется четвертая ножка – та самая опора, которая не давит, но на которую он может опереться.

Не лечитесь через приемного ребенка

Бывает, что родители пытаются реализоваться через подростка. Или лечат свои раны. Но незалеченные раны – мишень. У подростков есть чуйка – они осознают, что их, кажется, используют. И защищаются, а значит, бьют по больному месту. А вот родитель в этой ситуации обижается: «Ну как же так, я – все для него делаю, а он так себя ведет!»

Родители могут не осознавать, что отыгрывают непрожитые моменты жизни. Был случай, когда женщина через 9 месяцев после гибели своего 20-летнего сына (знаковый срок, кстати) взяла под опеку 16-летнюю девочку. Девочка была послушная, положительная, но все равно попала под такую гиперопеку, что просто вздохнуть не могла. А мама просто боялась, что приемная дочь попадет в плохую компанию, как когда-то ее сын, и с ней что-то случится – то есть женщина перенесла судьбу сына на девочку. И та запросилась назад в детский дом.

Мы очень, очень много работали с этой мамой. На то, чтобы изменить сценарий семьи, снять с мамы тревогу, сохранить семью, нам потребовалось два года. Облегчило ситуацию и то, что девочка к тому времени поступила в вуз и уехала жить в общежитие в другой город и общалась со своей приемной мамой уже удаленно.

Кстати, вот хороший пример, почему важно прорабатывать эти важные темы в Школах приемных родителей, что не всегда делается. Если бы эта будущая приемная мама пришла к нам в ШПР, и мы узнали о ее прошлом, мы бы не рекомендовали ей через такой короткий срок после потери сына и горевания входить в приемное родительство. В ее ситуации лучше бы подошло сначала волонтерство.

Учитывайте интересы кровных детей

Приемный ребенок всегда должен быть младше других детей в семье. Но, к сожалению, семьи и опека редко соблюдают это правило. В семью приходит тот, кто старше, – и начинается деление территории, ссоры, ревность. В итоге кровный ребенок или отчаивается и просто отдает пальму первенства приемному, или постепенно уходит из семьи к бабушке, дедушке и так далее.

Советоваться нужно с ребенком любого возраста. И не говорить «У тебя будет братик, ты должен его любить». Лучше транслируйте кровным детям мысль, что вы все вместе сможете помочь этому ребенку из детского дома. Возьмите своих детей в союзники.

Соблюдайте иерархию

Первая ошибка – скатываться на позицию «дружбана». Удерживайте границы. Понадобится характер – нестойкий взрослый не выдержит отношений с подростком, если они будут нестабильны.

Педагог Константин Ушинский замечал: «Только личность может сформировать личность, только характер может воспитать характер». Мы – образцы для подростков в эмоциональном и психологическом поведении. Мы должны быть последовательны. Иначе подросток найдет лазейку, чтобы рушить правила и границы.

Подумайте о точках сближения

Предложите подростку собственные интересы (спорт, путешествия) или включайтесь в интересы ребенка и проецируйте эти интересы на себя. Это лучший способ, чтобы начать диалог и сближение. Потом на этих реперных точках строится дружба.

«Чтобы стать мамой и папой большому ребенку, понадобится время
Диана Машкова , мама четверых детей, в том числе двух приемных подростков, руководитель Клуба «Азбука приемной семьи» фонда «Арифметика добра», ведущая Школы приемных родителей «Формула семьи» фонда:
– Воспитание подростка-сироты – это действительно самый настоящий труд, причем на первых порах весьма неблагодарный. Дети приходят в семью с устоявшимися неприятными привычками и ложными установками. После иждивенческого образа жизни, который принят в учреждениях, у них нет навыков заботы о себе, умения решать элементарные бытовые задачи. Отсутствует учебная мотивация. Менять стереотипы подростков-сирот очень и очень сложно, понадобится немало терпения для того, чтобы погрузить ребенка из искусственного мира закрытого учреждения в окружающую нас реальность. К тому же придется много работать над собой, чтобы научиться воспринимать взрослого на вид парня или девушку как травмированного ребенка, который нуждается в помощи.
Семьи, которые решаются помочь сиротам старшего возраста, должны обладать очень высоким уровнем гибкости. Нельзя требовать от подростков – это справедливо и в отношении кровных детей – слепого подчинения. Подросток отличается от малыша естественным стремлением к независимости и самостоятельности. Ему важно, чтобы его мнение, каким бы абсурдным оно ни было, слышали и учитывали..
Подросток-сирота, помимо прочего, априори не доверяет взрослым, и прежде чем что-то требовать от него, придется это самое доверие заслужить. Это ни в коем случае не значит, что нужно идти на поводу у манипуляций, но уважать личность ребенка нужно непременно.

Понравилась статья? Поделитесь ей