Контакты

Что такое ревизионизм охарактеризуйте взгляды его представителей. Теория и практика общественного развития Основоположник ревизионизма

Фотограф Andrea Effulge

Ревизионизм (от позднелатинского revisio – пересмотр ) – оппортунистское (выгодное замалчивание, выгодное представление) направление в философских концепциях революционно-рабочего движения, пересматривающее идеи и положения марксизма и ленинизма. Данный ревизионизм характеризуется антинаучностью.

Пересмотр положений марксизма и ленинизма происходил в двух направлениях. Реакционный или «левый» ревизионизм так называемого среднего класса рабочих, заключающийся в мелкобуржуазных интересах и, как ни странно, анархии, который отражает двойственность самой этой политической силы в революционном движении, присоединяющейся то к рабочим, то к буржуазии. Второе направление - это «правый» ревизионизм, заключающийся в реакционной апологетике буржуазии, но с реформистскими взглядами, спускаемой до уровня рабочего класса самими представителями последнего – квалифицированными рабочими, специалистами – тем же средним классом.

Как можно понять из сказанного выше, ревизионизм – это политико-философская идеология или концепция мелкой буржуазии, тесно связанной с рабочим классом; строго говоря, эта самая мелкая буржуазия была такими же пролетариями – лишёнными средств производства. Для ревизионизма характерно отрицание научности диалектического материализма, апологетика кантианства (метафизики), махизм (феномены, как опыт разума – единственная реальность) и берклианство (спиритуалистическая философия, созданная епископом). Философия ревизионизма, а нам, прежде всего, интересна именно она, вступает в заочную полемику как с диалектическим материализмом, так и с самой диалектикой, отвергая борьбу противоположностей, заявляя их союз и примирение. Соответственно отвергался эволюционизм и революционные прорывы в качествах чего-либо. Для ревизионизма также характерно волюнтаристское отрицание влияния объективных законов, что очень похоже на махизм как ответ на кризис классической физики.

С научной критикой ревизионизма выступили Ленин, Плеханов, Меринг и другие. А позднее, после повторного провала попыток интернационального движения как раз из-за оппортунизма сам ревизионизм разделился на два течения, одно из которых стало социал-реформистской политической силой, а другое рабоче-революционной, переродившись позднее в коммунистическое движение.

Ревизионизм современности

После ослабления влияния левого социалистического ревизионизма, то есть коммунистического движения, защищавшего марксизм и ленинизм, правый, в прошлом реформаторский, ревизионизм критикует своего оппонента с новой силой. В критике он использует как современные проблемы демократии и либерализма, так и ошибки и провалы социализма, в то же время игнорируя его опыт, что спекулятивно. Хотя удивляться спекуляциям от изначально оппортунистского движения было бы странно.

В прошлом правый, то есть реформаторский ревизионизм таким и остался, только теперь он утверждает идеологию преобразования капитализма под влиянием развития научно-технического прогресса и методов производства. Ему оппонирует в прошлом левый ревизионизм, революционный и социалистический, утверждающий, что капитализм с его подходом к распределению благ всё равно не изменился. Последнее в общем-то верно, и утверждение правого, рассматриваемого как настоящий ревизионизм современности, о том, что наступает размытие классовых различий и стратификации, можно подвергнуть сомнению. Тем более что выраженная классовая социальная стратификация наблюдается и в экономически развитой Европе, и в северной Америке, и, что естественно, в менее развитых странах ближнего Востока и большей части Азии. Можно опять вернуться к оппортунистскому характеру ревизионизма, но с его спекулятивным подходом к социальным состояниям и процессам и так, думаю, всё понятно.

С ревизионизмом связан не такой антинаучный реформизм, который отрицает необходимость классовой борьбы и заявляет плодотворность сотрудничества классов. Однако социализм справедливо критикует такие заявления тем, что исторически это самое «сотрудничество» классов заключалось в эксплуатации рабочих капиталом. Но реформизм тема другой статьи. Надеюсь, что этот краткий материал о ревизионизме в прошлом и настоящем был тебе, читатель, полезен и помог составить представление о обсуждаемом предмете.

Ревизионизм - антинаучный пересмотр положений марксизма-ленинизма. Зародился в конце XIX в., в эпоху перерастания домонополистического капитализма в империализм , внутри социал-демократических партий II Интернационала. Теоретически оправдывал оппортунизм , реформистскую, социал-шовинистскую, националистическую политику и тактику, проводимую правыми лидерами этих партий. Основоположником ревизионизма был Э. Бернштейн.

В начале XX в. ревизионизм распространился в социал-демократическом движении Германии, Франции, Австро-Венгрии, России и других стран (Р. Гильфердинг, О. Бауэр, Э. Вандервельде, Ф. Шейдеман, Л. Троцкий и др.). Абсолютизируя и ошибочно истолковывая такие факторы, как парламентаризм, реформы, усиление профсоюзов, рост кооперации, расширение прав муниципалитетов, рост производства и образование акционерных обществ, ревизионисты под видом творческого развития марксизма отрицали необходимость социалистической революции и диктатуры пролетариата, экспроприации средств производства у буржуазии. Они выступали за «исправление» теории стоимости Маркса, против марксистской теории прибавочной стоимости, утверждали, что мелкое производство имеет преимущества и не вытесняется или вытесняется крайне медленно крупным, что экономические кризисы вполне устранимы и т. п. Теория империализма и ультраимпериализма (см. «Ультраимпериализма» теория), выдвинутая К. Каутским в годы первой мировой войны, гильфердинговская теория «организованного капитализма» подменяли конкретно-исторический анализ далекими от реальной действительности, надуманными схемами, игнорировали существенные черты и процессы монополистического капитализма и сеяли иллюзии о возможности врастания капитализма в социализм.

Будучи мелкобуржуазной идеологией, ревизионизм дискредитирует в глазах трудящихся идеи марксизма-ленинизма, реально существующего социалистического общества и направлен на подрыв и раскол мировой системы социализма и международного коммунистического движения изнутри. В своем развитии современным ревизионизм прошел три этапа, соответствующих основным этапам общего кризиса капитализма . Коммунистический Интернационал в 20-е и 30-е годы вел борьбу с антиленинскими течениями, представленными Троцким, Зиновьевым, Преображенским, Бухариным в ВКП(б), Масловым, Рут Фишер, Брандлером в Компартии Германии, с ревизионистскими группами в компартиях Чехословакии (Бубника), Италии (Бордиги), Франции (Суварина), Китая (Ли Лисяна) и т. д. Это была борьба по коренным вопросам о возможности и путях построения социализма в одной стране - Советском Союзе, о диктатуре пролетариата, нэпе, характере стабилизации капитализма в 20-е годы, по колониальному и другим вопросам.

После второй мировой войны коммунистическое движение столкнулось с двумя большими волнами выступлений ревизионизма в международном масштабе. В 50-е годы были раскритикованы и организационно разбиты ревизионистские группировки в компартиях Венгрии (И. Надь, Г. Лошонци), США (Дж. Гейтс), Канады (Солсберг, Смит), Италии (А. Джолитти), Дании (Ларсен), Франции (А. Лефевр, П. Эрве), Польши (Р. Зиманд, Л. Колаковский). Всесторонней критике были подвергнуты ревизионистские концепции, получившие распространение в Союзе коммунистов Югославии (М. Джилас и др.). В конце 50-х и в 60-х годах с позиций ревизионизма выступили «слева» маоисты (см. Маоизм), правые в Компартии Чехословакии (О. Шик, Н. Свитак и др.), ренегаты типа Р. Гароди во Франции, Э. Фишера, Ф. Марека в Австрии, деятелей группировки «Манифеста» в Италии и др. Основным идейно-теоретическим звеном современного ревизионизма является концепция множественности «моделей социализма». Она отрицает общие закономерности (в том числе экономические) пролетарской революции, строительства социализма и коммунизма.

Экономическое обоснование той или иной ревизионистской «модели социализма» неизменно выливается в мелкобуржуазное отрицание, вульгаризацию политической экономии в духе «рыночного социализма» (см. «Рыночного социализма» теория), «казарменного коммунизма». Государственно-монополистический капитализм трактуется ревизионизмом в социал-реформистском духе (см. Реформизм) , Ревизионизм в прошлом (Гильфердинг) отрицал самую возможность и необходимость политической экономии социализма, включая в предмет политэкономии лишь производственные отношения товарно-капиталистического хозяйства, где экономические законы действуют стихийно и налицо товарный фетишизм.

Современный ревизионизм, подменяя марксистско-ленинский анализ экономической структуры социалистического общества мелкобуржуазными представлениями, нигилистически относится к сложившейся и развивающейся политэкономии социализма. Его представители отрицают решающую роль теоретического наследия К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина в развитии политэкономии социализма; полностью игнорируют опыт многомиллионных масс, создавших социалистическое общество; отрицают общие черты и закономерности развития социалистического (коммунистического) способа производства в разных странах. Старый ревизионизм опирался на вульгарную буржуазную политэкономию второй половины XIX в., современный - на вульгарную буржуазную политэкономию XX в. Ревизионизм извращает сущность государственной собственности в условиях социализма, отрицает ее общенародный характер,-отождествляет государственно-монополистическую, и социалистическую государственную собственность.

Правые ревизионисты принижают действенность присущих социализму стимулов к труду и ратуют за так называемую «социалистическую конкуренцию». По их мнению, социалистическое общество не может непосредственно регулировать расширенное воспроизводство и планомерно устанавливать его объем и пропорции. Они трактуют социалистическое производство как разновидность товарного, рыночного хозяйства, видят в получении предприятием прибыли главную цель производства. «Левые» ревизионисты игнорируют объективные причины существования товарно-денежных отношений в социалистической экономике, их новое содержание, не понимают значения их использования в интересах коммунистического строительства. Праворевизионистские концепции отрицают принцип равной оплаты за равный труд. «Левые» ревизионисты недооценивают личную материальную заинтересованность работников, проповедуют уравниловку в оплате труда.

Предлагаемые ревизионизмом экономическая политика и система управления общественным производством противоречат интересам рабочего класса, потребностям развития производительных сил и социалистических производственных отношений. Различаясь по форме, «право»- и «лево»-ревизионистские концепции однотипны по существу. И те и другие в формировании социалистического хозяйственного механизма на первый план выдвигают не существенные характеристики нового способа производства, а неверно понятые исторические (в том числе национальные) особенности развития своих стран. Попытки реализовать на практике «право»- и «лево»-ревизионистские установки терпят провал и неизбежно приводят к альтернативе: или реставрация капитализма, или осуществление ленинских принципов социалистического хозяйствования.

Все концепции ревизионизма направлены против интернационального единства и международного сотрудничества социалистических стран, коммунистических партий. В плане идеологическом они означают распространение среди трудящихся непролетарского, мелкобуржуазного мировоззрения, оживление и раздувание частнособственнических, мещанских, местнических интересов, националистических и великодержавно-шовинистических устремлений. Марксистско-ленинская экономическая теория развивается в непримиримой борьбе с экономическим ревизионизмом. КПСС и братские партии решительно выступают против правого и «левого» ревизионизма, пытающегося столкнуть международное революционное рабочее и коммунистическое движение на позиции оппортунизма, привить ему идеологию реформизма или анархистские, авантюристические взгляды.

Специфика ленинизма как особого варианта марксистской теории и политики была и остается предметом спора. Ревизовал ли Ленин марксизм или, наоборот, наиболее удачно применил общие принципы марксизма в новой социально-политической ситуации? Политический смысл указанной контроверзы особо доказывать не надо.

Сталинская ортодоксия, все еще не сдающая своих позиций, защищает второй вариант ответа. Сталин говорил, что Ленин ничего не добавил и ничего не изъял из марксизма, а только безошибочно применял его принципы в специфических условиях России и в изменившейся международной ситуации. Согласно сталинской точке зрения, ленинизм не специфически русское явление, а универсальная стратегия и тактика коммунистического и.рабочего движения в эпоху империализма и пролетарских революций. Троцкий ^считал ленинизм специфически русским явлением и средством осуществления пролетарской революции в России. Другие марксисты доказывают, что Ленин во многих пунктах отошел от Маркса.

Подобно всем остальным идеологическим вопросам рассматривае мый вопрос неразрешим с научной точки зрения, критерием которой является истина и ложь. Однако такие вопросы неизбежно возникают в истории всех религиозных и политических движений. Поколения, приходящие после пророков или основоположников, стоят перед необходимостью решения теоретических и практических вопросов, окончательного ответа на которые исходный канон не дает. Поэтому они стараются так его истолковать, чтобы обосновать и оправдать собственные решения. В данном контексте возникает идеологическая проблема «верности» и «измены» унаследованной доктрине, не имеющая отношения к проблеме истины и лжи.

История марксизма как идеологии и политического движения в этом смысле мало чем отличается от истории других религиозно-политических движений, поскольку марксизм до сих пор не освободился от потребности сохранять «верность» своим источникам. По сути дела, данная «верность» просто скрывает различные компромиссы между унаследованной идеологией и потребностями практики. Новые линии раздела и новые политические формации, осеняющие себя знамением марксизма, обычно возникают под давлением различных исторических обстоятельств. Но каждая из них стремится найти основание в идеологической традиции, которая никогда не может быть признана абсолютно завершенной и единообразной.

В этом отношении имеется существенное различие между Бернштейном и Лениным. Первый был ревизионистом, так как открыто отбрасывал некоторые элементы марксизма, считал их устарелыми и, по крайней мере, никогда не пытался играть роль бдительного идеологического стража всего наследия Маркса. Второй стремился все свои действия представить как единственно возможное и абсолютно правильное применение марксизма в данных обстоятельствах места и времени. Первый признавал возможность различных толкований марксизма, второй ее отвергал. В то же время Ленин не был догматиком и доктринером, подчиняющим политический успех движения, которым он руководил, соблюдению верности словам Маркса. Ленина отличало выдающееся политическое чутье и способность подчинять все вопросы теории и тактики одной главной задаче - русской и мировой революции.

Ленин полагал, что все основные вопросы теории уже решены Марксом. И надо лишь умело извлекать из этих решений выводы, наиболее подходящие для данной ситуации. Самого себя он считал верным исполнителем Марксового завета и тех принципов политической стратегии и тактики, которые наиболее четко проявились в деятельности германской социал-демократии. Вплоть до первой мировой войны она была для него образцом, а Каутский - наиболее авторитетным марксистом. Ленин ссылался на него не только при обсуждении теоретических, но и практических вопросов, которые сам знал намного лучше (например, в вопросе бойкота второй Думы): «Где и когда претендовал я на создание какого бы то ни было особого направления в международной социал- демократии, не тождественного с направлением Бебеля и Каутского? Где и когда выступали на свет разногласия между мной, с одной стороны, Бебелем и Каутским, с другой,- разногласия, хоть сколько- нибудь приближающиеся по серьезности к разногласиям между Бебелем и Каутским, например, по аграрному вопросу в Бреславле?»

Вопрос о ревизионизме Ленина не может быть решен путем простого сопоставления его текстов с текстами Маркса и Энгельса или посредством поиска ответа на неразрешимый вопрос: «Что бы Маркс или Энгельс сделали или сказали в тех ситуациях, в которых действовал Ленин?». Теория Маркса оставляла возможность различных толкований. И потому могла быть использована и утилизована самым различным способом без ясного и открытого нарушения ее оснований. В то же время проблема преемственности между марксизмом Маркса и «марксизмом» Ленина не лишена научного значения. Если отбросить понятия верности и измены, в которых до сих пор эту проблему обсуждали государственные идеологи, то она сводится к выявлению общих тенденций ленинской утилизации и дополнений к Марксовому наследству.

Все вопросы теории для Ленина имели только инструментальный смысл по отношению к революции - главной задаче. То же самое можно сказать о всех человеческих делах, идеях, социальных институтах и ценностях - их значение исчерпывается классовой функцией. Безусловно, в текстах Маркса можно найти оправдание такой точки зрения, поскольку он неоднократно подчеркивал преходящий и классовый смысл всех форм общественной жизни в классовом обществе. Но анализ конкретных проблем у Маркса был более сложен и дифференцирован и не может быть сведен к редукционистским формулам исторического материализма. Еще более абсурдным было бы утверждение, что смысл всего творчества Маркса и Энгельса исчерпывается вопросом: хорошо это или плохо для революции.-* Классики обладали значительно более широким интеллектуальным горизонтом, нежели их русский ученик. Они глубоко понимали преемственность человеческой культуры. Не считали, что ценность науки, искусства, морали, социальных институтов есть только средство выражения классовых интересов. Однако общие формулы исторического материализма вполне подходили для того способа использования, каким вдохновлялся Ленин. Для него искусство, литература, право, мораль, социальные институты, демократические ценности, религиозные и философские идеи не имеют никакого самостоятельного значения, а являются только средствами политической борьбы. И в этом пункте его нельзя упрекнуть в отступлении от марксизма Маркса. Просто как и всякий не в меру рьяный последователь он применял принципы исторического материализма более жестко и однозначно, чем это делал Маркс.

Если, например, право рассматривать только как орудие классового угнетения, то вслед за Лениным можно предположить, что нет существенного различия между правовым правлением и абсолютной диктатурой. Если политические свободы толковать лишь как способ защиты буржуазией своих классовых интересов, то можно согласиться и с ленинским выводом: большевистская партия не обязана заботиться о защите этих свобод после того, как она взяла власть в свои руки. Если духовное творчество - научное, художественное или философское - есть только средство классовой борьбы, то нет качественного различия между сочинением философского трактата и применением маузера, винтовки или штыка. Это только различные формы одного и того же оружия, которое применяется в ^зависимости от обстоятельств по отношению к врагам и соратникам.

Речь идет об элементах ленинизма, смысл которых стал ясен всем после прихода большевиков к власти. И они содержались в работах Ленина с самого начала его деятельности. По этой причине он, как правило, оказывался в более выигрышном положении при дискуссии с другими марксистами. Упрощал принципы теории Маркса, которые признавались всеми марксистами. И если те, например, упрекали его в отступлении от Маркса (подчеркивая, что для Маркса диктатура, в отличие от Ленина, никогда не означала деспотической власти, не связанной никакими законами), то они обнажали не только ленинский ревизионизм, но и незавершенность и двусмысленность марксизма.

Однако в важнейших пунктах ленинский вклад в марксизм порождал и порождает сомнения в правоверности последователя. Ленин создал собственную концепцию партии. Нерешенность национального вопроса использовал как мощный источник энергии, который должна применить партия для достижения своих целей. И выдвинул лозунг союза пролетариата с крестьянством в буржуазной революции. Эти идеи встретили резкую критику не только реформистов, но и Р. Люксембург - главного столпа марксистской ортодоксии. В то же время ленинская доктрина оказалась чрезвычайно успешной на практике и привела большевиков к победе в революции, гражданской и всей последующей войне со своим народом.

Еще по теме § 1. Был ли Ленин ревизионистом?:

  1. 1. Столыпинская реакция. Разложение в оппозиционных слоях интеллигенции. Упадочничество. Переход части партийной интеллигенции в лагерь врагов марксизма и попытки ревизии теории марксизма. Отповедь Ленина ревизионистам в его книге "Материализм и эмпириокритицизм" и защита теоретических основ марксистской партии.

Антинаучный пересмотр положений марксизма-ленинизма, который под предлогом творческого осмысления новых явлений действительности осуществляет ревизию коренных, подтвержденных практикой положений марксистской теории.

Ревизионизм "справа" заменяет марксистские положения буржуазно-реформистскими взглядами; ревизионизм "слева" подменяет их анархистскими, волюнтаристскими установками. Современный ревизионизм пытается опорочить марксизм, объявляет его устаревшим и якобы утратившим

ныне значение для общественного развития.

Развитие марксизма-ленинизма для новых исторических условий необходимо при сохранении однако основных положений марксистской теории о базисе и надстройке, об общественно-экономических формациях, о классах и классовой борьбе.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕВИЗИОНИЗМ

(revisionism) Любое критическое отступление от первоначальной интерпретации марксистской теории. Этот термин появился в период существования 2-го Интернационала и ассоциировался с критикой Бернштейном (Bernstein) теоретических посылок и политической стратегии марксизма (Marxism). Бернштейн утверждал, что вывод Маркса относительно неизбежного кризиса капитализма на деле не подтверждается. Монополистический капитал оказался жизнеспособным в отношении кризисов производства и использовал империалистическую экспансию в качестве предохранительного клапана для прибавочной стоимости. Не наблюдалось ни социальной поляризации, ни все большего обнищания рабочего класса, формировался новый средний класс, а крестьянство не исчезало. Бернштейн полагал, что движение к социализму в рамках существующей демократической системы станет возможным при условии, что массовые социалистические партии будут стремиться к предвыборному сотрудничеству с другими прогрессивными силами. Он находился под влиянием фабианских (Fabian) идей относительно проникающей роли государства. Бернштейн утверждал, что он всего лишь указал умозрительную перспективу той ситуации, которая уже существовала в Германии и Англии. Впоследствии "ревизионизм" использовался как бранное слово, которым клеймили любую серьезную попытку новой интерпретации классической марксистской теории, если в ней усматривалась реформистская направленность.

от позднелат. revisio - пересмотр) - политич. течения в междунар. рабочем движении, стремящиеся под видом "развития", "исправления" и "уточнения" марксистской теории лишить ее революц. содержания. Р. сложился в кон. 19 в. в условиях, когда марксизм утвердился как господствующая идеология рабочего движения. "Диалектика истории такова, - писал В. И. Ленин, - что теоретическая победа марксизма заставляет врагов его переодеваться марксистами" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 3 (т. 18, с. 546)). В Социал-демократич. партии Германии нек-рые существенные стороны Р. получили отражение уже в кон. 1870-х гг. в выступлениях И. Хехберга, К. Шрамма и Э. Бернштейна ("цюрихская тройка"), требовавших от партии отказа от революц. клас. борьбы и приспособления к исключит. законам против социалистов. Линия "цюрихской тройки" была подвергнута резкой критике в "Циркулярном письме" К. Маркса и Ф. Энгельса А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. 17-18 сент. 1879 (см. Соч., 2 изд., т. 19, с. 161-75). В 1899 Э. Бернштейном была опубликована книга "Предпосылки социализма и задачи социал-демократии" (рус. пер., М., 1901), к-рая стала своеобразным "манифестом" междунар. ревизионизма. В своей работе Бернштейн, оппортунистически интерпретируя политич. и экономич. развитие передовых капиталистич. стран в кон. 19 в., призвал к пересмотру коренных принципов марксизма. Р. в форме бернштейнианства, впитавшего в себя нек-рые черты англ. фабианства (см. "Фабианское общество") и прочих реформистских концепций, получил в той или иной мере распространение в партиях 2-го Интернационала всех стран. Появление Р. отражало влияние бурж. идеологии и политики на рабочий класс. Социальной базой Р. явилась рабочая аристократия и вливающаяся в ряды рабочего класса мелкая буржуазия. В нач. 20 в. междунар. Р. (несмотря на нек-рые особенности концепций его отд. носителей) приобрел общее для всех стран идейное содержание. В области философии ревизионисты выступали (одни "стыдливо", другие - более явно) против диалектич. материализма, призывая "до нек-рой степени" вернуться к Канту (Э. Бернштейн) или взять на вооружение подправленный махизм, модифицированное берклеанство (А. А. Богданов, В. А. Базаров и др. филос. ревизионисты в России). Революц. диалектику они подменяли эволюционизмом. В области политич. экономии ревизионисты, ссылаясь на "новые данные хоз. развития", утверждали, что, вопреки Марксу, концентрация и вытеснение крупным произ-вом мелкого в пром-сти и торговле происходит крайне медленно, а в с. х-ве не происходит вовсе; что развитие картелей и трестов смягчает экономич. кризисы и позволяет устранить их совсем; что клас. противоречия, присущие капиталистич. строю, притупляются и смягчаются; что теорию стоимости Маркса следует "исправить" по Бем-Баверку (один из основателей т.н. австр. школы политэкономии), т. е. по существу отказаться от трудовой теории стоимости. В области политики ревизионисты выступили с пересмотром марксистского учения о клас. борьбе; бурж.-демократич. свободы, согласно их концепциям, уничтожают будто бы почву для клас. борьбы и меняют характер бурж. гос-ва, к-рое, по их мнению, перестает быть органом клас. господства. Теоретич. воззрения ревизионистов предопределили их отношение к конечной цели социалистич. движения. Это отношение с предельной краткостью и ясностью было сформулировано крылатой фразой Бернштейна: "Конечная цель - ничто, движение - все". В. И. Ленин следующим образом определил существо политич. платформы Р.: "От случая к случаю определять свое поведение, приспособляться к событиям дня, к поворотам политических мелочей, забывать коренные интересы пролетариата и основные черты всего капиталистического строя, всей капиталистической эволюции, жертвовать этими коренными интересами ради действительных или предполагаемых выгод минуты, - такова ревизионистская политика" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 24 (т. 15, с. 23)). Особой, утонченной формой ревизионизма в междунар. рабочем движении стал центризм, вожди и идеологи к-рого (К. Каутский и др.) первоначально выступали, хотя и непоследовательно, с критикой взглядов Бернштейна. В России носителями Р. выступили в 90-х гг. 19 в. "легальные марксисты", "экономисты", позднее - меньшевики, троцкисты. Р. привел к утрате большинством партий 2-го Интернационала боевого пролетарского характера, вызвал крах 2-го Интернационала в период 1-й мировой войны. В кон. 19 - нач. 20 вв. против Р. выступал А. Бебель. Ревизионистские взгляды подвергались критике со стороны таких представителей революц. направления социалистич. движения, как П. Лафарг, Ф. Меринг, Р. Люксембург, К. Цеткин и др. Значит. вклад в борьбу против филос. Р. внес Г. В. Плеханов. Однако решающая роль в раскрытии социальных корней и политич. сущности Р., как русского, так и международного, принадлежит В. И. Ленину. В борьбе с ревизионистами, с оппортунистами всех мастей Ленин провел исторически необходимую работу по сплочению всех подлинно революционных, выступающих против Р. сил междунар. рабочего движения, отстоял чистоту марксизма, теоретич., идеологич. и организац. принципы построения и политики партии рабочего класса, обогатил марксизм открытиями всемирно-ист. значения (см. в ст. Марксизм-ленинизм). После Вел. Окт. социалистич. революции К. Каутский, Р. Гильфердинг и мн. др. теоретики междунар. социал-демократии выступили против Сов. республики, выявив тем самым контрреволюц. сущность своих взглядов. Извращая характер развивавшихся в ряде стран во время и после 1-й мировой войны гос.-монополистич. тенденций, используя ревизионистские теории "ультраимпериализма", "организованного капитализма", "демо- кратического социализма" и др., они пытались обосновать возможность врастания капитализма в социализм. Они догматически отвергали также то новое, что было внесено в марксистскую теорию всемирно-ист. опытом партии большевиков, В. И. Лениным. Коммунистич. Интернационал вел постоянную борьбу против проникновения различных форм ревизионизма в коммунистич. движение. Двадцать одно условие приема в Коминтерн было направлено на ограждение коммунистич. партий от центристских, ревизионистских элементов. Важнейшим фактором в борьбе коммунистич. движения против междунар. ревизионизма был идейный и политич. разгром троцкистов, правых уклонистов и бурж. националистов в рядах компартии Советского Союза. Тем не менее проникновение в коммунистич. партии бурж. влияний, приток в ряды компартий особенно подверженных этим влияниям выходцев из мелкобурж. среды и недостаточная теоретич. подготовка части коммунистов создавали почву для оживления в компартиях ревизионистских веяний. В кон. 2-й мировой войны (1944) в Коммунистич. партии США сложилась ревизионистская группа. Э. Браудера, к-рая выступила за отказ от самостоятельной, независимой пролетарской партии и добилась реорганизации компартии в "Коммунистическую политич. ассоциацию", именовавшуюся в своем уставе "беспартийной орг-цией". В результате идейного и организац. разгрома браудеризма компартия США была восстановлена в 1945. В 50-х гг. в коммунистич. партиях ряда стран отмечалось возникновение ревизионистских групп, к-рые пытались использовать благоприятную экономич. конъюнктуру, повышение заработной платы рабочих в ряде капиталистич. стран, еще не преодоленные среди части рабочих реформистские настроения для "обоснования" ревизии важнейших принципов марксизма-ленинизма. Дальнейшее развитие после 2-й мировой войны процесса перерастания монополистич. капитализма в гос.-монополистич. капитализм, а также новые явления в развитии монополистич. капитализма, связанные с научно-технич. революцией, к-рые получали в работах бурж. и правосоциалистич. авторов реформистскую интерпретацию, не всегда находили своевременное и всестороннее объяснение; это порождало путаницу среди части членов отдельных коммунистич. партий. В сер. 50-х гг. с ревизионистскими платформами выступили Дж. Гейтс, Дж. Кларк, У. Норман и др. в США, А. Джолитти в Италии, П. Эрве и А. Лефевр во Франции, А. Ларсен в Дании, Дж. Солсберг в Канаде и др. Ревизионистские взгляды проявились в тот период и в нек-рых социалистич. странах. Теоретич. концепции совр. ревизионистов представляют собой по существу развитие оппортунистич. концепций Вернштейна, Каутского, Гильфердинга и др. теоретиков 2-го Интернационала (хотя многие ревизионисты отрицают, что реформистские лидеры 2-го Интернационала были их ист. предшественниками), "обогащенных" послед- ними экономико-политич. (кейнсианство, теории "народного капитализма" и "индустриального об-ва", концепции "государства всеобщего благоденствия", "этич. социализма" и др.) и философскими (неореализм, неопозитивизм, операционализм, семантич. философия, экзистенциализм и др.) теориями бурж. и правосоциалистич. реформизма. При этом одни из них маскируют реформистскую сущность своих взглядов обильными ссылками на Маркса, Энгельса, Ленина; другие предлагают отказаться от самого слова "марксизм", третьи пытаются представить ленинизм как нац. учение, не применимое к зап. странам (напр., Джолитти (Италия)). Рядясь в одежды "противников догматизма", ревизионисты затушевывают главное противоречие совр. эпохи - противоречие между мировыми системами социализма и капитализма, игнорируют ведущую роль социалистич. гос-в в мировом революц. процессе, пытаются представить гос.-монополистич. капитализм как социализм. Так, напр., амер. ревизионист Биттелмен повторяет высказывания открытых апологетов амер. империализма об образовании в США "гос-ва всеобщего благосостояния", в к-ром якобы исчезли клас. противоречия, прекратилась клас. борьба; амер. капитализм, по Биттелмену, вступил в полосу "перехода к социализму". Ссылаясь на новые социально-экономич. процессы, ревизионисты требуют внесения поправок в принципиальные положения марксистской теории и, подвергая пересмотру ее коренные принципы, идут по стопам тех правосоциалистич. лидеров, к-рые после 2-й мировой войны завершают переход к открытому отречению от марксизма (см. в ст. Реформизм). При всем внешнем многообразии теоретич. концепций совр. ревизионистов их политич. направленность более или менее однородна. "Современный ревизионизм, - указывает Декларация Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран 1957, - пытается опорочить великое учение марксизма-ленинизма, объявляет его "устаревшим" и якобы утратившим ныне значение для общественного развития. Ревизионисты стремятся вытравить революционную душу марксизма, подорвать веру рабочего класса и трудового народа в социализм. Они выступают против исторической необходимости пролетарской революции и диктатуры пролетариата при переходе от капитализма к социализму, отрицают руководящую роль марксистско-ленинской партии, отрицают принципы пролетарского интернационализма, требуют отказа от основных ленинских принципов партийного строительства и прежде всего от демократического централизма, требуют превращения коммунистической партии из боевой революционной организации в некое подобие дискуссионного клуба" ("Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм", М., 1961, с. 15). Р., выступающий в теории и на практике как правый оппортунизм, зачастую переплетается и действует заодно с "левым" оппортунизмом - догматизмом и сектантством. История развития совр. коммунистич. и рабочего движения показывает, что попытки ревизии марксизма-ленинизма и пересмотра ген. линии коммунистич. движения "слева" приводят к не менее пагубным для революц. дела результатам, чем ревизионизм "справа". Отклонения от марксистско-ленинской линии как "вправо", так и "влево" становятся особенно опасными, когда они сочетаются с проявлениями национализма, великодержавного шовинизма и гегемонизма, с игнорированием принципов пролетарского интернационализма, с призывами к расколу междунар. коммунистич. движения и разобщению мировых революц. сил. Подобного рода практика стала проводиться с нач. 60-х гг. группой Мао Цзэ-дуна в Китае. Она получает решительный отпор со стороны подавляющего большинства коммунистич. и рабочих партий. Марксистско-ленинские партии рассмат- ривают борьбу с Р. как свой важнейший долг. Большое внимание вопросам борьбы с Р. было уделено на Московских совещаниях представителей коммунистич. и рабочих партий 1957 и 1960. Отмечая, что практика борьбы рабочего класса, весь ход обществ. развития дали новое блестящее подтверждение великой всепобеждающей силы и жизненности марксизма-ленинизма и решительно опровергли все "теории" совр. ревизионистов, Декларация Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран 1957 и Заявление Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий 1960 подчеркнули вместе с тем необходимость продолжать, в интересах дальнейшего развития коммунистич. и рабочего движения, решительную борьбу на два фронта - как против правого оппортунизма, так и против догматизма и сектантства. Коммунистич. партия Советского Союза вместе с другими коммунистич. партиями постоянно выступала и выступает против любых оппортунистических извращений марксизма-ленинизма. Лит.: Ленин В. И., Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, гл. 2 (т. 1); его же, Некритическая критика, там же, т. 3 (т. 3); его же, Еще к вопросу о теории реализации, там же, т. 4 (т. 4); его же, Протест российских социал-демократов, там же; его же, Рецензия. К. Kautsky. Bernstein und das sozialdemokratische Programm, там же; его же, Что делать?, там же, т. 6, гл. 1 (т. 5); его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18 (т. 14); его же, Марксизм и ревизионизм, там же, т. 17 (т. 15); его же, Разногласия в европейском рабочем движении, там же, т. 20 (т. 16); его же, О некоторых особенностях исторического развития марксизма, там же, т. 20 (т. 17); его же, Исторические судьбы учения Карла Маркса, там же, т. 23 (т. 18); его же, Оппортунизм и крах II Интернационала, там же, т. 27 (т. 22); его же, Государство и революция, там же, т. 33 (т. 25); его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 37 (т. 28); Резолюция XXIII съезда Коммунистической партии Советского Союза по Отчетному докладу ЦК КПСС, М., 1966; Программные док-ты борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1964; Ревизионизм - главная опасность, M., 1958; Против современного ревизионизма, под ред. проф. Г. С. Васецкого и А. П. Бутенко, M., 1958; Зарубежные марксисты в борьбе против реформизма и ревизионизма, сб. переводов, М., 1960. В. Г. Толстиков. Москва.



Понравилась статья? Поделитесь ей