Контакты

Что такое социально психологическое тестирование в школе. Анкета для проведения социально-психологического тестирования «Отношение к вредным привычкам. Спортивно- оздоровительные мероприятия

Анализ результатов полученных в ходе социально - психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных и профессиональных организациях Свердловской области в рамках « пилотного » проекта Дыненкова Е. Н., заместитель директора ГБОУ СО ЦППРиК « Ладо »




КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации 05 сентября 2011 г. Рекомендована Государственным антинаркотическим комитетом (протокол 13 от 28 сентября 2011 г.) Группа риска злоупотребления психоактивными веществами – группа детей, подростков и молодежи, выделенная на основании набора социально - демографических, личностных, психологических и сомато - физических признаков, характеризующаяся установками на систематическое употребление алкоголя, наркотических средств и иных ПАВ с высокой вероятностью развития болезненных форм зависимости. Группа риска является самостоятельным объектом профилактики. К ней относятся дети и молодые люди: лишенные родительского попечения, ведущие безнадзорный образ жизни, не имеющие постоянного места жительства; экспериментирующие с пробами алкогольсодержащих средств, наркотических веществ и различных ПАВ; имеющие проблемы в возрастном психическом развитии и поведении, обусловленные отклонениями в социализации, сопровождающиеся нервно - психической неустойчивостью или сопутствующими психическими расстройствами.


Опросник Р. Б. Кеттела Представляет собой анкетный метод оценки индивидуально - психологических особенностей личности: особенности характера, склонности и интересы и т. п.. Согласно данной методике, для выявления обучающихся « группы риска » по незаконному употреблению наркотических средств и психотропных веществ используются следующие факторы: - степень эмоциональной устойчивости; - степень принятия моральных норм; - степень неискренности; - степень самоконтроля. При этом решающее значение принадлежит фактору « степень принятия моральных норм ». Его низкие показатели в сочетании с низкими показателями любых из двух оставшихся факторов и высоким показателем « неискренности », является основанием для отнесения респондента к « группе риска » и дает возможность сделать вывод о наличии у него склонности к отклоняющемуся поведению.


Результаты по опроснику Р. Б. Кеттела Количество обучающихся, прошедших тестирование Всего Анкет в группе риска ГР(%) Итого %


Анкета В. Г. Латышева Направлена на выявление совокупности факторов риска влияющих на вероятность приобщения человека к сфере потребления наркотиков и связанных с этим проблем. Данная анкета позволяет показать за счет каких именно факторов в конкретной территории наиболее существенно повышается риск злоупотребления психоактивными веществами, то есть позволяет провести исходную оценку ситуации. Определение факторов риска наркомании позволяет снизить или вовсе исключить их активность, снизить уровень распространения и тяжесть последствий наркомании. В качестве факторов риска и защиты представлены: - Личные факторы - Семейные факторы - Среда сверстников - Общесоциальные факторы - « Школьные » факторы


Результаты по анкете В. Г. Латышева Количество учащихся принявших участие в тестировании ГРУППА РИСКА Без риска (анкет, шт.) ГРУППА РИСКА % % Без риска Высокий риск (анкет, шт.) Средний риск (анкет, шт.) Низкий риск (анкет, шт.) % Высокий риск % Средний риск % Низкий риск %14.19%50.43%34.61%




Семейными факторами риска являются: – несоблюдение членами семьи социальных норм и правил; – неправильные воспитательные стили: гиперопека, гипоопека, противоречивое воспитание (отсутствие устойчивой системы наказаний и поощрений), завышенные требования родителей (чаще матери) к ребенку; – развод родителей, воспитание одним родителем (в неполной семье); – неблагоприятная семейная атмосфера, особенно если родители злоупотребляют наркотиками, алкоголем или страдают от психических заболеваний; – наличие хронических семейных конфликтов; – постоянная занятость родителей; – утрата или болезнь одного из родителей.




Индивидуальными факторами риска являются: – стойкие нарушения саморегуляции и самоконтроля, трудности регуляции собственного поведения, прогнозирования последствий собственных действий; – проблемы самооценки (неустойчивая, зависимая от сиюминутного положения, неаргументированная и поляризованная самооценка, формирование которой восходит к самым ранним этапам развития личности); – недостаток самоуважения; – снижение мотивации достижений; – низкая способность к рефлексии и заботе о себе; – незрелость эмоционально - волевой сферы; ; – стойкие нарушения аффективной (эмоциональной) сферы, проявляющиеся явлениями алекситимии, высокой эмоциональной лабильности, « негативной » аффективности, низким уровнем развития способности к сопереживанию;


Индивидуальными факторами риска являются: – неполноценная психосексуальная организация; – агрессивность и нетерпимость; – склонность к регрессивному поведению; – отсутствие стремления быть в обществе других людей, неспособность к межличностному общению; – подчиненность среде; – неадекватное восприятие социальной поддержки; – слабые адаптационные способности, дезадаптивные стратегии копинг - поведения. Специфическим индивидуально - психологическим фактором риска злоупотребления ПАВ можно считать: – установку на употребление ПАВ; – факт употребления психоактивных веществ.




Социальными факторами риска (взаимоотношения со сверстниками) являются: – наличие в ближайшем окружении ребенка или подростка лиц с девиантным поведением; – отчуждение или конфликтные взаимоотношения со сверстниками; – принадлежность к « отвергнутым » или к тем, кто находится в контакте с « отвергнутыми » детьми; Специфическими факторами риска развития аддикции, проявляющимися в сфере общения со сверстниками, можно считать: – одобрение наркотизации в ближайшем окружении ребенка; – наличие в ближайшем окружении ребенка или подростка лиц, употребляющих ПАВ.




Социальными факторами риска (макросоциальная среда) являются: – ухудшение социально - экономической ситуации в стране; – ценностный плюрализм; Специфическими факторами риска злоупотребления психоактивными веществами, проявляющимися на макросоциальном уровне являются: – доступность психоактивных веществ; – мода на употребление психоактивных веществ; – несовершенство законодательных норм в отношении употребления ПАВ, а также несоблюдение существующих антинаркотических законов; – традиции общества, связанные с употреблением ПАВ.




– раннее асоциальное поведение в образовательной организации; – академическая неуспеваемость, особенно начавшаяся в начальных классах; – социально - психологический климат образовательного учреждения; – конфликтные отношения со сверстниками и педагогами; – частая смена образовательных учреждений; – школьная дезадаптация; – стрессовая тактика педагогического воздействия; – недостаточная грамотность педагогов в вопросах физиологии, психофизиологии и охраны психического здоровья обучающегося; Специфическими факторами риска являются употребление ПАВ на территории образовательной организации, а также терпимое отношение администрации к употреблению психоактивных веществ (в том числе курения) обучающимися и педагогами. Социальными факторами риска (школьная среда) являются:




Семейные защитные факторы – система позитивной семейной поддержки; – позитивные взаимоотношения в семье, адекватное выражение любви к ребенку; – привязанность к семье; – приверженность семейным ценностям; – высокий уровень образования родителей; – крепкие семейные узы; – активная роль родителей в жизни детей; – понимание проблем и личных забот детей; – ясные правила, стандарты внутри семьи, постоянные обязанности (система поощрений эффективней системы наказаний).


Индивидуально - психологические защитные факторы Поведенческая сфера - социальная компетентность; - владение эффективными стратегиями поведения; - владение навыками безопасного поведения в ситуации столкновения с ПАВ Мотивационно - потребностная сфера - антинаркогенная установка; - развитая ценностная мотивационная структура личности; - наличие жизненных ценностей и перспектив, несовместимых с наркотизацией; - вовлечение в конструктивную деятельность, альтернативную наркотизации; - ориентированность на ведение здорового образа жизни


Индивидуально - психологические защитные факторы Эмоциональная сфера - эмоциональная устойчивость; - способность к отсроченной разрядке напряжения; - способность контролировать аффект; - сформированность чувства преданности и близости; - высокий уровень эмпатии; - здоровое и развитое чувство юмора. - Когнитивная сфера - осведомленность о негативных последствиях употребления ПАВ; - развитые ресурсы когнитивной сферы; высокий созидательный потенциал


Индивидуально - психологические защитные факторы Духовная сфера - твердые моральные принципы и убеждения; - сформированная позиция по отношению к любви, жизни, вере, духовности; - убеждения и нравственные ценности, совпадающие с принятыми в социальной группе; - ценности культурных традиций; - позитивная « Я - концепция »; - адекватная самооценка




Макросоциальные защитные факторы – развитость системы комплексной психолого - педагогической, медицинской и социальной помощи несовершеннолетним и молодежи; – совершенствование законодательной базы в отношении потребления ПАВ несовершеннолетними; – усиление активных действий региональной общественности; – развитие системы дополнительного образования; – развитие сети игровых и спортивных площадок.


Факторы защиты, проявляющиеся в образовательной организации: – повышение общего качества обучения, усиление связи обучающихся со школой; – успешное участие в общественных мероприятиях; – поощрение, вознаграждение за хорошее поведение, успехи в учебе, мероприятиях; – негативное отношение к употреблению ПАВ, понимание последствий употребления; – сформированное неодобрительное отношение к употреблению ПАВ своими друзьями, знакомыми, сверстниками; – повышение квалификации педагогов и администрации по вопросам профилактики употребления ПАВ; – развитие волонтерского движения; – функционирование служб медиации в образовательных организациях.


Основные направления работы с подростками « группы риска » по незаконному употреблению наркотических средств и психотропных веществ Деятельность педагогического коллектива: – выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, правонарушениям; – определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных подростков; – составление плана педагогической коррекции личности и устранения причин её нравственной деформации, отклонений в поведении (определение целей педагогического воздействия, его средств, главных звеньев, этапов, исполнителей); – изменение характера личных отношений подростков со сверстниками и взрослыми;


– вовлечение учащихся в различные виды положительно - активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней; – изменение условий семейного воспитания (исходя из возможностей образовательного учреждения) с использованием для этой цели служб и ведомств системы профилактики; – расширять знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами среди подростков.


Индивидуально - профилактическая работа с подростками: ­– найти контакт с подростком, установить с ним доверительные отношения; – посещать на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, организацией свободного времени, занятость в каникулярное время, подготовкой к урокам; – изучать особенности личности подростков, проводить занятия по коррекции их поведения, обучение навыкам общения; – посещать уроки с целью выяснения уровня подготовки подростков к занятиям, оказание помощи в ликвидации пробелов в знаниях; – вовлекать подростков в общественно - значимую деятельность, объединения дополнительного образования; – путем наблюдения социометрических изменений установить положение обучающегося в классном коллективе, характер взаимопонимания с ним, наметить пути и способы улучшений;


– изучить интересы, склонности способности учащихся « группы риска » с целью использования их в коррекционной работе; – установить, входит ли « трудный ребёнок » в другие компании; – привлекать детей « группы риска » к участию в культурно - массовой, спортивной работе; – особое внимание уделять их интересам и предпочтениям; – организация занятий для детей « группы риска » по саморегуляции, по развитию способностей правильно выражать эмоции, по овладению способами решения конфликтов; – привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в образовательном учреждении.


Работа с родителями: – просветительская работа (выпуск информационных листов, проведение бесед, дискуссий, ролевых игр, лекториев); – психокоррекционная работа – семейное консультирование (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях: уходит из дома; стал агрессивным, не управляемым; замечен в квартирных кражах и т. д.); – психопрофилактическая работа – приглашение специалистов (медицинских работников, инспекторов комиссии по делам несовершеннолетних и т. д.) на встречи с родителями. – привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности подростков;


– выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми; – разработка основных правил семейного воспитания; – создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, педагогам дополнительного образования, своему ребёнку; – всестороннее психолого - педагогическое просвещение родителей, организация работы Совета профилактики; – способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности подростка.



Уважаемые родители!

В последние годы в Российской Федерации, практически во всех регионах, ситуация, связанная со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом, имеет тенденцию к утяжелению. Остро стоит эта проблема и перед Архангельской областью.

С распространением злоупотребления психоактивными веществами в детско-подростковой среде наблюдается абсолютный рост числа детей и подростков, вовлекаемых в криминальную деятельность. Специалисты указывают на устойчивую взаимосвязь между ростомслучаев наркоманий среди несовершеннолетних и ростом правонарушений, совершаемых детьми и подростками в связи с злоупотреблением наркотиками.

Попасть в зависимость от многих наркотиков можно после первых же приемов. Безопасных доз не существует. А вот отказаться от наркотиков практически невозможно.

Подросток должен осознавать, что немедицинское потребление наркотических средств, психотропных веществ не только опасно для здоровья и жизни, оно противоправно и ведет человека вниз по социальной лестнице к преступлениям. Известно, что человеку с пагубными привычками для удовлетворения своего пристрастия необходимы деньги и не малые. Как правило, деньги молодой человек берет у родителей, либо добывает преступным путем: ворует и совершает другие преступления.

Вы, безусловно, – самые близкие и значимые для ребенка люди.

Вы стремитесь сделать всё, что бы Ваши дети были счастливы. Вы испытываете тревогу и беспокойство за будущее и настоящее своего ребенка. Вы часто задаете себе вопросы, правильно ли я воспитываю своего ребенка? Как оградить ребенка от «плохой» компании? Как спасти ребенка от употребления алкоголя и наркотиков?

Эти и многие другие вопросы постоянно присутствуют в нашей голове, прежде чем принять какое-либо решение относительно своего сына или дочери. Сейчас, нам взрослым, предстоит принять ещё одно решение – участие нашего ребенка в социально-психологическом тестировании, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в образовательных организациях.

Эта информация подготовлена именно тем не равнодушным взрослым, которые задают себе вопросы: что это? Зачем нужно это тестирование?

Целью тестирования является выявление особенностей личностных качеств обучающихся для изучения и оценки проблематики отклоняющегося поведения в конкретной образовательной организации. Тестирование проводится анкетно-опросным методом с использованием апробированной психологической методики. Важно отметить, что мероприятия, реализуемые в рамках тестирования, носят выраженный профилактический характер и не ставят целью наказание за употребление наркотиков. Задача обследования – оказание своевременной адресной помощи обучающимся и корректировка профилактической работы в образовательных организациях.

В соответствии с п. 1 ст. 53.4 Федерального Закона от 08 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» тестирование проводится при наличии информированного согласия в письменной форме одного из родителей (законного представителя) обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет. Согласие фиксирует разрешение вашему ребенку участвовать в тестировании, а также подтверждает вашу осведомленность о цели тестирования, его длительности и возможных результатах. В соответствии с Законом тестирование является анонимным и конфидициальным : персональные данные вашего ребенка в анкету не заносятся, а результаты тестирования разглашению не подлежат.

Каждый человек - и школьники, и студенты, и их родители - должен для себя решить: «Мы не хотим, чтобы в нашей школе, нашем вузе были наркотики. Мы не хотим, чтобы это было возможным, где бы то ни было. И в качестве нашего вклада в эту борьбу мы готовы пройти добровольное тестирование».

Мы призываем вас серьезно отнестись к этой инициативе. Ведь только при наличии объективной и полноценной информации, можно выстроить систему противостояния, которая действительно будет эффективной.

План составлен по итогам тестирования 8-классников на употребление наркотических веществ.

Просмотр содержимого документа
«План мероприятий по итогам социо-психологического тестирования»

Утверждаю:

Директор ГБОУ СОШ «ОЦ» п. Южный

Тананаева В,М.

«____»___________________2017 г.

План мероприятий

по итогам проведения социально-психологического тестирования обучающихся, направленного на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Самарской области

на 2017-2018 учебный год

Распространенность употребления психоактивных веществ (далее – ПАВ) среди несовершеннолетних и молодежи на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем общества, определяющих необходимость организации решительного и активного противодействия.

Работа с обучающимися

Наименование мероприятия

Срок

Ответственные

Лекционно-просветительная работа с учащимися

«Уголовная ответственность несовершеннолетних»

Классные

руководитель

«За здоровый образ жизни»

просмотр видеофильмов (5-11 классы)

Февраль - март

Классные руководители

Выпуск стенгазет, буклетов, посвященных Дню борьбы с курением, Дню солидарности в борьбе со СПИДом

Классные руководители, рук.клуба «Юный журналист»

Цикл бесед о вреде наркотиков

- «Ты попал в беду»

-«Опасная зависимость» (о наркомании, токсикомании, о вреде курения и алкоголя)»

-«Здоровые дети – будущее нации»

В течение года

Классные руководители, мед. работник

Воспитательная работа с учащимися.

    Работа по профилактической программе «Свежий ветер»

В течение года

Классные руководители

Конкурс рисунков и плакатов

1-7 кл. «Мы за здоровый образ жизни»

8-11 кл. «Спорт против наркотиков».

Участие в акции «Мы выбираем жизнь!»

В течение года

Заместитель директора школы по ВР

Выступление школьной агитбригады «Новое поколение выбирает жизнь»

октябрь - апрель

Педагог-психолог, члены клуба

Провести неделю пропаганды знаний о здоровом образе жизни и действий по его утверждению

Педагог-психолог, члены клуба

Спортивно- оздоровительные мероприятия

Акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»

Заместитель директора школы по ВР, учитель физкультуры

День здоровья

классные рук, учитель

физкультуры

Работа спортивных кружков и секций

В течение года

Учитель физкультуры, зам. директора по ВР

Работа с родителями и учителями

Работа с родителями.

Родительские собрания:

«Организация занятий школьника по укреплению здоровья и привитию здорового образа жизни» (с приглашением специалистов)

Согласно планов работы классных руководителей

Классные руководители

Анкетирование родителей.

в течение года

Кл рук, педагог-психолог

Работа с классными руководителями и учителями.

Школа классного руководителя «Методика воспитательно - профилактической работы в классе. Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся»

Зам директора школы по ВР, педагог-психолог

Семинары-тренинги по профилактике правонарушений и преступлений, наркомании, табакокурения, алкоголизма.

В течение года

педагог - психолог

Анализ социально-психологического тестирования обучающихся МБОУ СОШ №4 в 2016-2017 учебном году:

На основании приказа министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 9 сентября 2016 года № 4305 «О проведении социально-психологического тестирования лиц, обучащихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Краснодарского края, в 2016-2017 учебном году», в соответствии с приказом управления образования муниципального образования Крымский район от 14 сентября 2016 года № 654-од «О проведении социально-психологического тестирования лиц, обучащихся в общеобразовательных организациях, расположенных на территории муниципального образования Крымский район, в 2016-2017 учебном году» в МБОУ СОШ №4 было проведено социально-психологическое тестирование, в котором принимали участие обучающиеся, достигшие возраста 13 лет.

Цель тестирования : выявление обучающихся, склонных к употреблению наркотических средств и психотропных веществ. По результатам тестирования определяется «группа риска» из образовательной организации, которой организуют медицинский осмотр.

Тестирование на наркотики - одна из мер, профилактики наркомании, направленная на раннее выявление тех, кто только попробовал наркотики или психотропные вещества. Согласно утвержденному Порядку тестирование является добровольным:

    тестирование обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет , проводится при наличии информированного согласия одного из родителей или иного законного представителя;

    тестирование обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет , проводится при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании.

Первым делом администрация школы провела информационно-разъяснительные мероприятия для педагогов по вопросам проведения тестирования. В МБОУ СОШ №4 обучаются 63 учащийся в возрасте от 13 до 18 лет, которые были проинформированы о процедуре проведения тестирования. Все родители и законные представители данной категории учащихся также были проинформированы классными руководителями о ходе тестирования. В ходе информационно-разъясительной работы были собраны все согласия на прохождение тестирования с обучающихся, достигших 15 лет и все согласия с родителей (законных представителей) обучающихся, не достигших 15 лет. В итоге к тестированию были допущены 63обучающихся МБОУ СОШ №4.

Тестирование в школе проходило 22 сентября 2016 года, начало проведения тестирования – 8.30, в соответствии с ранее составленным графиком. Обучающиеся были разделены на 4 группы. За каждой группой обучающихся был закреплен организатор, ответственный за проведение тестирования.

Первая группа проходила тестирование в кабинете математики под руководством классного руководителя 7 класса, Долматовой Н.А. В состав группы вошли обучающиеся 6,7 классов. Количество тестируемых первой группы – 21 человек.

Вторая группа проходила тестирование в кабинете английского языка под руководством классного руководителя 8 класса, Мухиной Н.А. В состав группы вошли обучающиеся 8 класса. Количество тестируемых второй группы – 19 человек.

Третья группа проходила тестирование в кабинете истории под руководством классного руководителя 9 класса, Кудрян А.В. В состав группы вошли обучающиеся 9 класса. Количество тестируемых третьей группы – 18 человек.

Четвертая группа проходила тестирование в кабинете информатики под руководством исполняющей обязанности заместителя директора по ВР, Казовой Е.Н. В состав группы вошли обучающиеся 11 класса. Количество тестируемых четвертой группы – 5 человек.

В результате социально-психологическое тестирование в 2016 -2017 учебном году прошли 63 обучающихся МБОУ СОШ №4, из них 31 мальчик и 32 девочки. В сравнении с прошлым 2015 – 2016 учебным годом, количество тестируемых не сильно изменилось. Так в прошлом году социально-психологическое тестирование прошли 62 обучающихся МБОУ СОШ №4, из них были 29 мальчиков и 33 девочки.

По результатам социально-психологического тестирования, согласно приказа управления образования муниципального образования Крымский район от 21 ноября 2016 года № 870 – од «О результатах социально-психологического тестирования и об организации проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся общеобразовательных организаций в 2016 -2017 учебном году», в МБОУ СОШ №4 не было определено обучающихся «группы риска». В прошлом же 2015 – 2016 учебном году, на основании письма министерства образования и науки Краснодарского края от 13 ноября 2015 года № 47-17865/15-14 «О результатах социально-психологического тестирования и об организации проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в 2015 году», 56 обучающихся МБОУ СОШ №4 были направлены на профилактический медицинский осмотр в МБУЗ «Крымская центральная районная больница». В результате медицинского осмотра содержание котинина были выявлены у 2 подростков, обучающихся в 9 и 10 классах.

На основании результатов социально-психологического тестирования за 2015 – 2016 и 2016 – 2017 учебные года, заместителю директора по ВР и классным руководителям продолжить эффективную работу в соответствии с планом МБОУ СОШ №4 по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения.

Директор школы Е.П.Гуйван

Составила: и.о. зам директора по ВР Е.Н.Казова

Тестирование на наркотики — одна из мер, профилактики наркомании, направленная на раннее выявление тех, кто только попробовал наркотики или психотропные вещества. Согласно Федеральному закону от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ тестирование состоит из двух этапов: социально-психологического — проводит Минобрнауки РФ и медицинского, включающего медицинские осмотры и сдачу нужных анализов — проводит Минздрав РФ.

Приказом Минобрнауки России от 16 июля 2014 г. №658 (зарегистрирован в Минюсте РФ 13 августа 2014 г. Регистрационный N 33576) утвержден Порядок проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования (далее — Порядок). Приказ вступает в силу 31 августа 2014 г.

Согласно утвержденному Порядку тестирование является добровольным:

  • тестирование обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет , проводится при наличии информированного согласия одного из родителей или иного законного представителя;
  • тестирование обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет , проводится при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании.

Тестирование проводится в образовательной организации. Для проведения тестирования руководитель образовательной организации, проводящей тестирование:

  • организует получение от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласий;
  • утверждает поименные списки обучающихся, составленные по итогам получения от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласий;
  • создает комиссию, обеспечивающую организационно-техническое сопровождение тестирования (далее — Комиссия), и утверждает ее состав из числа работников образовательной организации;
  • утверждает расписание тестирования по классам (группам) и кабинетам (аудиториям);
  • обеспечивает соблюдение конфиденциальности при проведении тестирования и хранении результатов тестирования.

Тестирование осуществляется Комиссией в соответствии с распорядительным актом руководителя образовательной организации.

Родители (законные представители) обучающихся допускаются в аудитории во время тестов. Они могут прийти на тестирование и посмотреть, как обучающиеся заполняют анкеты. Обучающимся ходить по кабинету, общаться, заглядывать друг другу в опросники категорически запрещается. Каждый обучающийся, участвующий в тестировании, имеет право в любое время отказаться от тестирования, поставив об этом в известность члена Комиссии, и уйти из аудитории.

Документы, которые подтверждают согласие на тестирование от обучающихся, их родителей (законных представителей) остаются в образовательной организации и хранятся в условиях конфиденциальности в течение года.

Все анкеты делятся на две группы: для обучающихся, кому уже есть 15 лет, и для тех, кто не достиг этого возраста. Руководитель образовательной организации, проводящей тестирование, в трехдневный срок с момента проведения тестирования обеспечивает направление акта передачи результатов тестирования в региональный орган управления образованием. Там специалисты за 30 дней обработают тесты. Затем результаты без фамилий обучающихся, но с указанием их места учебы, возраста, класса отправляются в региональный орган здравоохранения для планирования дополнительных мер по профилактике немедицинского потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ в конкретной школе или вузе.

По сведениям главного нарколога Минздрава РФ Евгения Брюна среди старшеклассников опыт употребления наркотиков имеют от 10 до 13 процентов учащихся, у студентов вузов эти показатели уже возрастают до 15 процентов.

Говоря о последствиях по итогам тестирования, Евгений Брюн сказал:

«Ни о каких последствиях речь не идет. Мне бы очень хотелось, чтобы родители понимали: факт того, что мы зафиксировали опыт употребления наркотиков у того или иного учащегося, никак не повлияет на его социальный статус и дальнейшую карьеру».

Примечание. Минобрнауки РФ разработаны проекты опросников, которые уже прошли обсуждение на специальном сайте. В одном из них 142 вопроса, в другом — 105. Предполагается, что ответы на вопросы займут у обучающихся 45 минут.

В основе теста лежит опросник Кеттела - один из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он позволяет в том числе выявить детей и подростков с признаками аддиктивного поведения (адди́кция – от англ. addiction - зависимость, пагубная привычка).

При интерпретации результатов теста обучающихся до 15 лет используются следующие факторы: степень эмоциональной устойчивости, принятия моральных норм, неискренности и самоконтроля. Главный критерий — степень принятия моральных норм.

У обучающихся от 15 лет для определения аддиктивного поведения используются четыре главных фактора: эмоциональная стабильность-нестабильность, низкая и высокая нормативность поведения, подозрительность (доверчивость), низкий и высокий самоконтроль. Главный критерий - ненормативность поведения.

В анкете нет прямых вопросов об употреблении наркотиков. Например, тестируемых спрашивают:

— Ты обижаешься на друзей, если они посмеиваются над твоими маленькими странностями или непохожестью на других, особенно если дело касается твоей одежды?

— У тебя возникает иногда желание стать другим человеком, не таким, какой ты есть сейчас?

— Если ты на глазах у людей совершаешь какую-то глупость, можешь ли ты отделаться шуткой и вести себя как ни в чем не бывало?

— Бывало так, что перед сном тебе в темноте иногда мерещились человеческие лица и фигуры?

Тестируемым предлагается при ответах на вопросы руководствоваться четырьмя правилами:

  • дать первый ответ, который придет в голову;
  • не увлекаться ответом «не знаю»;
  • не пропускать вопросы;
  • отвечать честно.


Понравилась статья? Поделитесь ей