Контакты

Коэффициент безработицы определяется как отношение численности безработных. Распределение трудовых ресурсов. Естественный уровень безработицы

К безработным относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период одновременно удовлетворяли следующим критериям:

    не имели работы (доходного занятия);

    занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации организации (работодателю), использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;

    были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.

Обучающиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

К безработным, зарегистрированным в государственных учреждениях службы занятости населения, относятся трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в службе занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней.

Уровень безработицы - отношение численности безработных определенной возрастной группы к численности экономически активного населения соответствующей возрастной группы, %.

Формула уровня безработицы

Уровень безработицы - это доля безработных в общей величине рабочей силы.

Он измеряется в процентах и рассчитывается по формуле:

31. Виды безработицы

1.Фрикционная – безработные которые находятся между работами и к этой категории принято относить: сезонные работники, люди которые меняют работу, люди которые ищут работу в 1 раз.Объективная безработица.

2.Структурная безработица-работники потерявшие работу из-за устаревания их профессии или ликвидации: связанные с обновлением технологии производства и требует переобучение или повышение квалификации; объективная безработица.

Сумма двух видов безработицы, это естественный уровень безработицы.

3.Циклическая безработица - наступает в экономике в момент наступления экономического кризиса или спада производства;Именно пл величине циклической безработицы фиксируется момент начала кризиса. Кризис начинается если Уровень общ.безраб>Уровня ест.безраб. Периодически появляется и исчезает. Ур.цикл.безр = Ур об. – Ур ест.

4.Скрытая безработица- занятое население которое не работает и з\п н получает. Выделяют виды которые посчитать не возможно.

1. Занятые которые не полный рабочий день или неделю.

Работники, находящиеся в вынужденных отпусках без сохранения содержания.

2.Скрытые безработные, которые работают официально заняты, но при этом выполняют виды работ по уровню квалификации ниже чем, та квалификация, которую они выполняли.

ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ - наличие достаточного количества рабочих мест для удовлетворения запросов на работу всего трудоспособного населения страны, практическое отсутствие продолжительной безработицы, возможность предоставить желающим трудиться рабочие места, соответствующие их профессиональной ориентации, образованию, опыту работы.

32. Главный негативный фактор безработицы – это недовыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно.

Неодинаковое бремя . За общими цифрами скрывается тот факт, что издержки безработицы распределяются неодинаково, т.е. с увеличением безработицы рабочий день и зарплата у различных категорий работников изменяется непропорционально.

    Во-первых, уровень безработицы среди женщин выше, чем среди мужчин;

    Во-вторых, уровень безработицы среди молодежи (выпускников школ и вузов) гораздо выше, чем среди взрослых;

    В-третьих, в настоящее время в России спрос на работников в возрастной группе свыше 45-50 лет весьма ограничен. Это означает, что люди старших возрастных групп высшим страдают от безработицы больше, чем иные категории работников.

Внеэкономические издержки безработицы . История убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Примером таких перемен является приход к власти Гитлера в условиях широкомасштабной безработицы и «новый курс» президента Рузвельта в период великой депрессии 1930-х гг. Для России особенно сильно проявляется социальное напряжение в трудоизбыточных регионах, в первую очередь, кавказских республиках. Особенно быстро в условиях безработицы растет преступность, интенсивно возрастает число самоубийств, сердечнососудистых и психических заболеваний, растет количество алкоголиков и наркоманов.

А. Оукен математически выразил соотношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП. Эта зависимость, известная как закон Оукена , показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественную норму на 1%, то отставание объема ВВП составляет 2,5%. Например, в период спада (2011 г.) в США уровень безработицы достиг 9,5%, или на 3,5% выше естественной нормы, т.е. 6%. Умножая эти 3,5% на коэффициент Оукена (2,5), получим, что в 2011 г. отставание объема ВВП составило 8,75%.

Следует отметить, что выведенная А.Оукеном зависимость является эмпирической, поэтому пользоваться ей можно с определенной осторожностью, так как погрешность для разных стран и временных периодов может оказаться слишком велика.

Закон ОУКЕНА: при прочих равных условиях превышения общего уровня безработицы над её естественным уровнем на 1% приводит к сокращению ВВП на 2,5%.

33. Борьба с безработицей - комплекс мер по уменьшению уровня безработицы. Методы борьбы с безработицей определяются властями конкретной страны . Для эффективной реализации этих методов требуется выявить факторы, детерминирующие соотношение спроса и предложения рабочей силы. Очевидно, что только факторно-ориентированная политика воздействия на рынок труда может принести результаты . Сокращение безработицы является чрезвычайно сложной задачей, так как существует множество её типов. Поэтому невозможно выработать единый способ борьбы с безработицей и любому государству приходится использовать различные методы для решения этой проблемы . Описанные ниже меры рассматриваются применительно к рыночной экономике, но некоторые могут применяться в рамках командной экономики или только в ней, о чём будет особо отмечено.

Уровень безработицы? это удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения.

Экономически активное население (занятая рабочая сила) ? это часть населения, обеспечивающая создание товаров и услуг.

Уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения страны, хотя его нельзя считать безошибочным барометром благополучия экономики.

В России экономически активное население в 2002 г. составило 72,2 млн. чел., из них безработных? 7,1 млн. чел., отсюда официальный уровень безработицы? 9,0%1.

В то же время численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости2 в 2000 и 2001 гг., составляет 1,5%.

Что касается прогноза на рынке труда, то, по данным Минэкономразвития, уровень общей безработицы составит в 2005 г. 10,3%.

Безработица? относительно новый для России феномен.

Исходя из данных показателей мы видим, что решение проблемы поддержания занятости требует принятия неотложных государственных мер как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

Таблица 32.1

Устойчивый разрыв между общей и регистрируемой безработицей составляет одну из наиболее парадоксальных черт российского рынка труда. Установлено, что весьма незначительная часть российских безработных обращается за официальной регистрацией в государственные службы занятости. Этот феномен стал одной из главных «загадок» российского рынка труда.

Что касается регистрируемой безработицы, то основу ее измерения составляет административная информация о клиентах государственных служб занятости (ГСЗ). Показатели регистрируемой безработицы обладают тем преимуществом, что опираются на сплошное непрерывное статистическое наблюдение и отличаются высокой степенью оперативности (рассчитываются ежемесячно). Они выполняют важную инструментальную функцию, обеспечивая информационную базу для формирования государственной политики на рынке труда и открывая возможности для оценки ее масштабов и степени эффективности.

Основные принципы регистрации безработных установлены Законом о занятости населения. В соответствии с ним официальными безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (п. 1 ст. 3). Хотя в этом определении упоминаются критерии отсутствия работы, ее поиска и готовности к ней приступить, методологически оценки регистрируемой безработицы отличаются от оценок общей безработицы. Далеко не каждый, кто может быть квалифицирован как безработный в соответствии со стандартным определением МОТ, имеет право на получение официального статуса безработного.

Существует несколько альтернативных показателей, которые могут использоваться для оценки масштабов поисковой активности на рынке труда в той части, в какой она отслеживается государственными службами занятости:

Общая численность лиц, обратившихся в ГСЗ по вопросам трудоустройства;

Численность лиц, не занятых трудовой деятельностью, состоящих на учете в службах занятости. В их число не входят те, кто, имея работу, ищут альтернативную или дополнительную занятость, а также учащиеся и студенты дневной формы обучения;

Численность лиц, зарегистрированных в ГСЗ в качестве безработных. По сравнению с предыдущей эта категория является более узкой и не включает: а) молодых людей до 16 лет; б) пенсионеров; в) лиц, отказавшихся в течение 10 дней со дня обращения от двух вариантов подходящей работы, а также лиц, отказавшихся от двух вариантов профессиональной подготовки или двух предложений оплачиваемой работы (в том случае, если они не имели профессии и искали работу впервые); г) лиц, не явившихся без уважительной причины в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы; д) лиц, не явившихся в срок, установленный для их регистрации в качестве безработных. К безработным не относятся также лица, прошедшие первичную регистрацию и ждущие решения о присвоении им статуса безработного, и лица, направленные для прохождения обучения и переобучения, которые на этот период квалифицируются как занятые;

Численность безработных, которым назначено пособие по безработице. Пособие назначается не всем зарегистрированным безработным. В частности, оно не предоставляется тем, кто уже исчерпал право на его получение.

На начало 2000 г. в России с учетом скрытой безработицы ее фактический уровень достигает 20?23%, а в ряде регионов страны? существенно выше этой усредненной величины: в районах Севера, малых городах России, ряде закрытых зон, районах дислокации предприятий легкой и угольной промышленности и в устойчиво депрессивных регионах (в частности, Кавказа), превращающихся постепенно в зоны застойной безработицы.

Наряду с понятием «безработица» в экономическом анализе используется другое, не менее важное понятие? «полная занятость».

Органы Росгосстата используют современные социологические методы для определения уровня безработицы. Это позволяет делать прогнозы, необходимые для формирования политики в области занятости.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Несмотря на экономический кризис, правительство РФ утверждает, что с помощью применяемых им мер удается удерживать рост безработицы. При этом оно опирается на определенные статистические данные.

Расчеты, на основании которых определяется заявляемый уровень занятости населения, производятся службами занятости и органами Росгосстата с применением опросов и других социологических методов.

Первоначальная информация

Необходимо учитывать, что статистика по учету безработных людей основывается только на косвенных данных, точно определить количество незанятого населения невозможно.

Связано это с тем, что учет ведется двумя методами:

  • по информации органов занятости, которая формируется на основании учета количества обращений безработных за пособиями и заявлений предприятий о планируемых сокращениях;
  • по данным проводимых социологических опросов, проводимых в определенных регионах и среди определенных групп населения, а также на основании исследований, которые проводят эксперты.

Сочетание этих двух методик позволяет выявить цифры, близкие к реальным показателям, и понять преобладание тенденций роста или снижения безработицы по секторам.

Более точный подсчет, исходя из имеющейся методики анализа трудовых ресурсов, утвержденной Росгосстатом, можно сделать, найдя общее количество занятых в стране, включая военнослужащих, научных работников, лиц, работающих по гражданско-трудовым договорам, и соотнести их с общей численности трудоспособного населения страны или отдельного региона.

На август 2019 из 3,8 миллионов безработных на учете в службе занятости состояло только 8 миллионов человек.

Полный анализ производится на основании информации, формирующейся у служб занятости, ИМНС , которая имеет данные по выплатам социального налога.

По динамике реальной заработной платы, Федеральной миграционной службы , предоставляющей информацию о количестве мигрантов среди занятого или безработного населения.

Статистику запросов по поиску работы не учитывают, так как в ее смене заинтересованы и занятые на производстве или в бизнесе граждане.

Что это такое

Уровень безработицы вычисляется как отношение численности безработных к численности экономически активного населения.

При этом точность расчетов будет невелика. Многие не обращаются за поддержкой в службу занятости, особенно это касается студентов, окончивших ВУЗ и граждан, активно ищущих работу.

При этом многие из получающих пособие охвачены вторичной занятостью, которая не отражается в официальных статистических данных.

Общий термин для занятого и незанятого населения страны, используемый Росгосстатом — трудовые ресурсы.

Анализ потери трудовых отношений по регионам

Статистика по регионам не дает яркой картины наиболее страдающих от безработицы городов, так в ней используются усредненные показатели, включающие и центральные города с высоким уровнем занятости, и депрессивные сельские регионы.

По статистике 2019 года более 60% безработных приходится на них и на малые города. Тем не менее, для каждого федерального округа существует 1-2 региона, в которых уровень безработицы на лето 2019 года существенно выше среднего по стране.

По сравнению с концом 2016 года практически все проблемные регионы улучшили показатели, некоторые даже в пределах 2-3%.

Следует учитывать, что показателем экономического спада является уровень более 5%. Это:

Особенно проблема безработицы актуальна для моногородов, в которых она может превышать 30 и более процентов при закрытии градообразующего предприятия.

Правовые аспекты

Государственная политика в области занятости определяется Законом «О занятости» №1032-1-ФЗ. Он принят в 2001 году, последние изменения вносились уже в середине текущего года.

В его 16 статье определяет порядок подготовки статистической отчетности, определяющей уровень занятости граждан.

В статье предусмотрен порядок обмена информацией между органами занятости, статистики и другими организациями, обладающими необходимы ми данными.

Методика расчета баланса трудовых ресурсов утверждена на 2019 год постановлением Росгосстата. Безработные в рамках этой методики оцениваются согласно критериям Международной организации труда (МОТ).

Как происходит учет уровня безработицы в России по данным Росстата в 2019 году

С января 2019 Росстат проводил выборочное исследование состояния рабочей силы в стране среди населения в возрасте старше 15 лет.

Для учета человека в качестве безработного использовалась методология Международной организации труда , по которой в качестве безработного учитывалось лицо, не имеющее работы, активно ищущее ее и готовое выйти на новое рабочее место в течение недели.

Исследования проводились, как с учетом сезонного фактора изменения количества рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве и в строительстве, так и без него. Был выявлен понижающийся тренд, с января по август уровень безработицы сократился с 5,5 до 4,9%.

При проведении исследования могли быть допущены погрешности, связанные со следующими особенностями проведения исследования:

  • оно имеет выборочный, а не сплошной характер. Обследуется не более 0,06% от общего количества занятого населения, в абсолютных числах это не более 260 тысяч человек;
  • не учитываются данные по Крыму;
  • процент сокращения уровня безработицы увеличивается не за счет трудоустройства, за счет сокращения уровня активного населения средних лет. Количество стариков и молодых в процентном соотношении становится больше благодаря повышению уровня рождаемости и снижения уровня смертности.

Таблица существующих скрытых данных

Количество незанятой рабочей силы невозможно определить абсолютно точно из-за наличия факторов скрытой безработицы, к которым относятся простои на производстве, отпуска без сохранения содержания и аналогичные факторы.

По докладу на 2019 год, сделанному в Государственной Думе, со ссылкой на исследования РАНХиГС при президенте РФ цифра реальной безработицы, с учетом всех скрытых факторов, в стране составляет 28 миллионов человек.

При общем количестве трудоспособного населения в 75 миллионов человек (без учета Крыма), можно установить цифру, примерно равную 30%.

При расчете скрытой безработицы эксперты учитывали следующие группы населения:

По сравнению с периодом 2009-2010 года эти показатели снизились почти в 2 раза, что говорит об устойчивом росте экономики.

Список городов с максимальной величиной кризиса

В России существует 319 моногородов, образованных вокруг градообразующих предприятий. В них проживает более 8,4 миллионов человек.

Большая часть занятого населения или работают на этих производствах или связаны с их обслуживанием.

Структурное изменение экономики, переориентация с экспорта на внутренние ресурсы вызвало резкое сокращение объема их производства и соответственное снижение доли занятых.

По данным на начало 2016 года почти во всех моногородах уровень безработицы выше, чем в России, в 84 из них – выше в два и более раза. Среди наиболее проблемных городов называются:

Особенности социальной защиты граждан (по городам)

Региональные власти, на чьей территории находятся предприятия и районы, находящиеся в зоне риска, разрабатывает собственные программы сокращения безработицы, основанные на текущей и прогнозируемой ситуации с занятостью.

Среди наиболее часто используемых способов:

Поддержка малого бизнеса, где сможет найти работу до 20-30% незанятого населения Этот способ применен в Пикалево и в Тольятти
Поддержка создания новых крестьянско-фермерских хозяйств. Гранты региональными властями выдаются при условии создания 1 рабочего места на полученные 500 тысяч рублей поддержки Это актуально для сельскохозяйственных регионов
Льготные режимы Превращение городов в территории ускоренного развития с льготными налоговыми режимами
Выделение господдержки на создание новых рабочих мест и сохранение существующих выделение господдержки на создание новых рабочих мест и сохранение существующих На Пикалево, Байкальск, Набережные Челны, Тольятти было выделено более 4,5 миллиардов рублей

Прогноз сокращения показателей потери занятости

Наблюдающаяся динамика уменьшения уровня трудоспособного населения пока не дает возможностей точно спрогнозировать перспективы точного определения уровня безработицы.

Одно из самых острых и негативных социально-экономических явлений – безработица . Ситуация, при которой значительная часть трудоспособного населения ищет, но не может найти работу, чревата целым рядом серьезных последствий. В политическом и социальном плане, это большой стресс для общества, ведущий к росту недовольства народа. С точки зрения экономики безработица говорит о неэффективном и неполном использовании трудовых и производственных ресурсов. Но при всем при этом, совершенно избавиться от безработицы невозможно, всегда будет сохраняться некоторый естественный ее уровень.

Понятие безработицы и экономически активного населения

(unemployment ) – наличие в стране части экономически активного населения, которая желает и способна трудиться, но не может найти работу.

Экономически активное население – жители страны, которые обладают самостоятельным источником средств к существованию, либо желают и потенциально могут его иметь.

  • занятыми (наемные работники, предприниматели);
  • безработными.

Синонимом понятию экономически активного населения является термин – рабочая сила (labor power ).

Безработный - человек, в возрасте 10-72 лет по определению МОТ (в России в возрасте 15-72 лет по методологии Росстата), который на дату проведения исследования:

  • не имел работы;
  • но искал ее;
  • и был готов к ней приступить.

Показатели уровня безработицы и ее продолжительности

Одни из важнейших показателей, характеризующих явление безработицы, это ее уровень и продолжительность.

Уровень безработицы – доля безработных в общей численности экономически активного населения определенной возрастной группы.

где: u – уровень безработицы;

U – численность безработных;

L – численность экономически активного населения.

Важное понятие – естественный уровень безработицы, «естественный» потому что даже при самых благоприятных экономических условиях будет пусть небольшой, но некоторый процент безработных. Это люди, которые могут, но не хотят работать (например, у них имеются выгодные инвестиции и они живут на проценты, как раньте).

Естественный уровень безработицы – уровень безработицы при обеспечении полной занятости рабочей силы.

То есть это процент безработных в ситуации, когда все желающие трудиться могут найти себе работу. Этого можно достичь при условии максимально рационального и эффективного использования рабочей силы.

Полная занятость экономически активного населения предполагает наличие в стране только структурной и фрикционной безработицы. Поэтому естественный уровень безработицы можно рассчитать как их сумму:

где: u * – естественный уровень безработицы;

u фрикц. – уровень фрикционной безработицы;

u структ. – уровень структурной безработицы;

U фрикц. – численность фрикционных безработных;

U структ. – численность структурных безработных;

L – численность рабочей силы (экономически активного населения).

Продолжительность безработицы – период, в течение которого человек ищет и не может найти работу (то есть является безработным).

Фрикционная, структурная, циклическая и другие формы безработицы

Можно выделить следующие важнейшие формы безработицы :

1. Фрикционная – безработица, обусловленная добровольным поиском работником нового лучшего места работы.

В этом случае работник сознательно увольняется с прежнего рабочего места и ищет другое, с более привлекательными для него условиями труда.

2. Структурная – безработица, вызванная изменениями в структуре спроса на рабочую силу, вследствие которых образуется несоответствие между требованиями к претендентам на свободные рабочие места и квалификацией безработных.

Причинами структурной безработицы могут быть: ликвидация устаревших профессий, изменения в технологии производства, масштабная перестройка всей экономической системы государства.

Различают две разновидности структурной безработицы :

  • деструктивная - с негативными последствиями;
  • стимулирующая - побуждающая работников повышать квалификацию, переучиваться на более современные и востребованные профессии и пр.

3. Циклическая – безработица, вызванная спадом производства во время соответствующей

Кроме того, различают и другие виды безработицы :

а) добровольная – вызвана нежеланием людей трудиться, к примеру, при снижении уровня заработной платы.

Добровольная безработица особенно велика во время фазы экономического пика или бума. При спаде экономики ее уровень снижается.

б) вынужденная (безработица ожидания) – появляется тогда, когда люди могут и согласны работать при данном уровне заработной платы, но они не могут найти работу.

Причиной вынужденной безработицы, к примеру, может быть негибкость рынка труда в отношении заработной платы (борьба профсоюзов за высокие зарплаты, установление государством МРОТа). Часть работников готова работать за маленькую зарплату, но работодатель просто не может их устроить по таким условиям. Поэтому он возьмет меньшее число работников, более квалифицированных и на более высокую зарплату.

в) сезонная – безработица характерная для некоторых отраслей экономики, где потребность в рабочей силы зависит от времени года (сезона).

Например, в сельскохозяйственной отрасли во время посева или сбора урожая.

г) технологическая – безработица, вызванная механизацией и автоматизацией производства, вследствие которой производительность руда резко возрастает и требуется меньшее число рабочих мест с более высоким уровнем квалификации.

д) зарегистрированная – безработица, характеризующая незанятое экономически активное население, официально состоящее в этом качестве на учете.

е) скрытая – безработица, фактически существующая, но официально не признанная.

Примером скрытой безработицы может быть наличие лиц, формально трудоустроенных, но фактически не работающих (во время спада многие производственные мощности простаивают и рабочая сила оказывается задействованной не в полной мере). Или это могут быть люди желающие работать, но не зарегистрированные на бирже труда.

ж) маргинальная – безработица слабо защищенных социальных слоев (женщины, молодежь, инвалиды).

з) неустойчивая – безработица, вызванная временными причинами.

Например, увольнение в сезонных отраслях экономики после окончания «горячего» сезона или добровольная смена людьми своих рабочих мест.

и) институциональная – безработица, спровоцированная вмешательством профсоюзов или государства в установление уровня заработной платы, который в результате становится отличным от того, что мог бы сформироваться на естественным путем.

Причины и последствия безработицы

Факторов, которые могут инициировать рост безработицы множество. Можно выделить следующие основные причины безработицы :

1. Структурные усовершенствования в экономике – появление и внедрение новых технологий и оборудования может привести к сокращению рабочих мест (машины «вытесняют» человека).

2. Сезонные колебания – временные изменения в уровне производства продукции и предоставления услуг (а соответственно и количестве рабочих мест) в отдельных отраслях.

3. Цикличность экономики – во время спада или кризиса потребность в ресурсах, в том числе и трудовых, снижается.

4. Демографические изменения – в частности рост трудоспособного населения может привести к тому, что спрос на рабочие места будет расти быстрее, чем их предложение, что и приведет к безработице.

5. Политика в сфере оплаты труда – меры государства, профсоюзов или руководства компаний по повышению минимального размера оплаты труда, могут вызвать рост производственных издержек и снижение потребности в рабочей силе.

Ситуация, когда трудоспособное население не может найти работу, не безвредна, и могут быть серьезные последствия безработицы:

1. Экономические последствия:

  • сокращение доходов федерального бюджета – чем выше безработица, тем меньше налоговые поступления (в частности от );
  • рост затрат общества – на общество в лице государства ложится бремя поддержки безработных: выплата пособий, финансирование профессиональной переподготовки безработных и т. д.;
  • снижение уровня жизни – лица, ставшие безработными и их семьи теряют личные доходы, и качество их жизни снижается;
  • недополученный выпуск продукции – в результате неполного использования рабочей силы, может наблюдаться отставание фактического ВВП от потенциального.

Закон Оукена Показать

Закон Оукена (Okun"s law ) – назван в честь американского экономиста Артура Мелвина Оукена.

Он гласит: превышение уровня безработицы над уровнем естественной безработицы на 1% вызывает снижение реального ВВП относительно уровня потенциального ВВП на 2,5% (выведен для США в 1960-е годы; сегодня и для других стран численные значения могут быть иными).

где: Y - фактический ВВП;

Y * - потенциальный ВВП,

u цикл. - уровень циклической безработицы;

β - эмпирический коэффициент чувствительности (обычно принимается 2,5). У каждой экономики (страны) в зависимости от периода будет свое значение коэффициента β.

2. Неэкономические последствия:

  • обострение криминогенной ситуации - больше краж, грабежей и пр.;
  • стрессовая нагрузка на общество – потеря работы большая личная трагедия для человека, сильный психологический стресс;
  • политические и общественные беспорядки – массовая безработица может вызвать острую социальную реакцию (митинги, забастовки, погромы) и привести к бурным политическим переменам.

Галяутдинов Р.Р.


© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на



Понравилась статья? Поделитесь ей