Контакты

Основные направления демографической политики 1 типа воспроизводства. Как действуют программы по сокращению рождаемости. К тому, что жизнь человека в Китае стала равна нулю…

демографическая политика воспроизводство население

Развитие демографической политики в послевоенные (1950 - 60 гг.) годы было во многом предопределено существенным изменением политической карты мира и освобождением от колониальной зависимости десятков развивающихся стран, прежде всего в Африке и Азии. Традиционно высокая рождаемость в них, практически не регулируемая на уровне семьи, в сочетании со снижающейся в результате развития медицины и здравоохранения смертностью породили феномен, получивший название демографический взрыв. Быстрый рост населения оказался серьезной проблемой для развивающихся национальных экономик, постепенно приобретая характер глобальной проблемы.

Бывший президент Международного банка реконструкции и развития Ю.Р. Блек в 1961 г. в обращении к Экономическому и Социальному Совету ООН писал, что "рост населения угрожает свести к нулю все наши усилия по поднятию уровня жизни во многих странах".

В планировании семьи и регулировании рождаемости многие политики, общественные деятели и ученые увидели единственно доступное для нищей экономики бывших колоний и оперативно реализуемое средство торможения роста населения, не отрицая при этом и важности социальных и экономических преобразований. Выступая на открытии III Международной конференции по семейному планированию (Бомбей, 1952), бывший президент Индии С. Радхакришнан призывал к планированию семьи для снижения смертности и сохранения здоровья матерей и детей, подчеркивая, что развитие экономики и изменения социальной системы - "долгосрочные лечебные средства".

В коллективном труде "Кризис народонаселения и использование мировых ресурсов" (Гаага, 1964 г.) для противостояния росту населения и возрастающему давлению населения на имеющиеся ресурсы предлагалось проводить активную демографическую политику, принимать на государственном уровне решения, связанные с регулированием рождаемости.

Концепция ограничения роста населения, основанная на распространении средств контрацепции, получила название неомальтузианство.

Марксистская демография выступала с критикой этой концепции, видя ключ к преодолению экономической отсталости развивающихся стран не в программах контроля над рождаемостью, а выборе социалистического пути развития.

В 1964 году ООН провел опрос правительств, который показал, что многие развивающиеся страны озабочены высокими темпами роста населения, затрудняющими экономическое развитие. Во все большем числе развивающихся стран с 1960-х гг. получает признание и поддержку политика контроля рождаемости. В десятках стран Африки, Азии и Латинской Америки действовали государственные программы, поддерживающие распространение практики планирования семьи и ориентированные на снижение рождаемости и сокращение темпов роста населения.

Низкий культурно-образовательный уровень населения и отсутствие социально-экономических стимулов к внутрисемейному ограничению деторождения существенно ограничивали эффективность осуществляемых программ планирования семьи. Реализация их тормозилась также нехваткой финансовых и технических средств, недостатком квалифицированных специалистов для служб планирования семьи.

Во многих странах, взявших официальный курс на снижение рождаемости, программы планирования семьи являются составной частью национальных планов экономического развития. В 1969 г. XV сессия Комиссии по народонаселению ООН рекомендовала не ограничиваться только финансированием программ контроля над рождаемостью, а использовать эти средства для исследования взаимодействия социально-экономического и демографического развития. В резолюциях региональных конференции по народонаселению (Мехико, 1970 г.; Анкара, 1971 г.; Токио, 1972 г.; Бейрут, 1973 г. и Каир, 1973 г.) было особо подчеркнуто, что политика народонаселения - составная часть политики и планирования развития.

Программы планирования семьи поддерживались и поддерживаются различными специализированными и региональными учреждениями ООН, а также рядом неправительственных организаций: Международной федерацией по планированию семьи, Советом по народонаселению и др. В 1970-х гг. в вопросы регулирования размеров семьи как части проблемы сохранения здоровья матери и ребенка включились Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

В 1974 году Комиссия по народонаселению приняла документ "Деятельность ООН в области народонаселения", в котором в число пяти основных направлений оперативной деятельности ООН вошли политика в области народонаселения и программы планирования семьи.

Принятый на Всемирной конференции по народонаселению в Бухаресте (1974 г.) Всемирный план действий в области народонаселения обратил внимание правительств на то, что политика народонаселения не заменяет социально-экономическое развитие, а является частью его. При подведении итогов реализации Плана в Мехико (1984 г.) был обобщен опыт разработки политики в области народонаселения в разных странах.

В Рекомендациях по дальнейшему осуществлению Всемирного плана действий в области народонаселения (Мехико, 1984 г.), в Амстердамской декларации, принятой Международным форумом "Народонаселение в XXI веке" (Амстердам, 1989 г.), в 20-летней Программе действий в области народонаселения и развития, принятой на Всемирной конференции по народонаселению в Каире (1994 г.), и в других международных и региональных документах сформулированы основные принципы проведения национальной демографической политики, изложены рекомендации, поставлены цели и задачи. В них неоднократно подчеркивалось суверенное право каждой страны самостоятельно определять цели и методы их достижения в сфере воспроизводства и развития населения.

Однако реализация политики в ряде стран приходит в противоречие с правами человека, семьи на свободное принятие решений о размерах семьи, о числе детей и времени их рождения. Так, например, правительство Китая с начала 1970-х гг. предпринимает жесткие меры, чтобы обеспечить эффективный контроль за ростом населения. За 15 лет, к середине 1980-х гг., удалось снизить рождаемость в 2 раза, а естественный прирост - почти в 2,5 раза. В статье 25 Конституции КНР (принятой в 1982 г.) говорится: "Государство осуществляет планирование рождаемости, с тем чтобы привести в соответствие рост населения с планами экономического и социального развития". Исходя из этого, при планировании семьи поощряются поздний брак и рождение одного ребенка. Практикуемые в Китае материальные и моральные меры наказания за рождение "лишнего" ребенка трактуются экспертами как нарушение права семьи свободно и ответственно решать вопрос о числе детей.

Для того, чтобы иметь возможность получать и обобщать информацию о национальных политиках, ООН проводит периодические опросы правительств по вопросам политики в области населения. К 2013 г. было проведено 11 таких опросов: 1963, 1972, 1976, 1978, 1982, 1988, 1993, 1998, 2003, 2007, 2012 гг. Специально созданная база данных, описывающая оценки и политику в области населения (Global Population Policy Database) постоянно пополняется и содержит распределение стран по своему отношению к отдельным проблемам демографической политики (см. табл.1). Обращает на себя внимание тот факт, что в последние годы растет число стран, оценивающих свой рост населения и уровень рождаемости как слишком низкие. Существуют и региональные базы данных. Эксперты Европейской Экономической Комиссии в документах, подготовленных в 1990 г., отмечали необходимость разработки для всех стран единой базы данных, позволяющей осуществлять мониторинг политики населения, важным направлением которой выступает политика в области семьи и рождаемости. Выделялись следующие ее разделы:. Финансовая помощь семьям:

) семейные пособия;

) гранты на образование;

) субсидии на жилье, специальные целевые займы определенным категориям семей; 4) налоговые льготы семьям с детьми.. Политика помощи женщинам в осуществлении их двойственной роли:

) отпуска матерям и отцам в связи с рождением и воспитанием детей;

) специальные льготы женщинам в области занятости (работа на до-

му, неполное рабочее время, гибкий график работы и т.д.);

) развитие системы дошкольного образования.. Политика помощи одиноким родителям:

) особые льготы в обеспечении детскими дошкольными учреждениями;

) финансовая помощь.. Политика повышения стабильности семей:

) регулирование минимального возраста вступления в брак;

) законодательное регулирование разводов.. Политика планирования семьи:

) обеспечение средствами контрацепции;

) политика в области абортов.

Экспертами Европейского Сообщества в рамках специально созданной организации "Обсерватория семейной политики" осуществляется мониторинг политики в области семьи и рождаемости, готовятся регулярные доклады, отражающие развитие мер семейной политики как в целом, так и по отдельным странам ЕС.

Дискуссионным на Западе остается вопрос о том, какими должны быть размеры семейных пособий и других льгот и компенсаций, чтобы они не ослабляли трудовую мотивацию и не снижали степень участия родителей в общественном производстве, не подрывали экономические функции заработной платы, не перекладывали на общество личную ответственность самих родителей за семью и их детей.

Табл. 1. Оценки и политика правительств в области населения

Оценка и политика200320072012страндоля, %страндоля, %страндоля, %Всего174100190100193100Оценивают рост населения в своей стране как: слишком высокий удовлетворительный слишком низкий 74 76 24 42,5 43,7 13,3 78 90 22 41,1 47,4 11,6 79 85 29 40,9 44,0 15,1Считают необходимым воздействие с целью: увеличить темп роста сохранить темп роста уменьшить темп роста воздействие не планируется 21 18 66 69 12,1 10,3 37,9 39,7 20 25 71 74 10,5 13,2 37,4 38,9 20 16 75 82 10,4 8,3 38,9 42,5Считают уровень смертности и продолжительности жизни: приемлемым неприемлемым 54 120 31,0 69,0 72 118 37,9 62,1 89 104 46,1 53,9Считают уровень рождаемости: слишком низким удовлетворительным слишком высоким 20 74 80 11,5 43,7 46,0 23 80 87 12,1 42,1 45,8 33 75 85 17,1 38,9 44,0Считают необходимым воздействие на рождаемость с целью: увеличить сохранить уменьшить воздействие не планируется 20 19 70 65 11,5 10,9 40,2 37,4 21 29 83 57 11,1 15,3 43,7 30,0 25 19 85 64 13,0 9,8 44,0 33,2Политика в отношении иммиграции: увеличить сохранить уменьшить воздействие не планируется 9 77 60 28 5,2 44,3 34,5 16,1 9 56 62 63 4,7 29,5 32,6 33,2 2 65 45 81 1,0 33,7 3,3 42,0Политика в отношении эмиграции: увеличить сохранить уменьшить воздействие не планируется 6 71 43 54 3,4 40,8 24,7 31,0 7 47 36 100 3,7 24,7 18,9 52,6 9 27 39 118 4,7 14,0 20,2 61,1

Сведения о распространении демографической политики в современном мире не всегда бывают сопоставимыми. Так, по одним данным, в развитых странах к различным формам контроля рождаемости прибегают около 70% женщин репродуктивного возраста, в развивающихся - 50%. По другим данным, более или менее активную демографическую политику проводят примерно в половине всех стран мира. По третьим, только с 1970 по 1993 г. число супружеских пар в развивающихся странах, использовавших различные формы планирования семьи, увеличилось в 10 раз (с 40 млн до 400 млн), а число самих этих стран возросло до 130. По четвертым, количество участников планирования семьи к 2000 г. в Восточной и Юго-Восточной Азии превысило уже 300 млн, в Южной Азии - 100 млн, в Латинской Америке - 75 млн семей. Как видим, трудно определить, в какой мере эти сведения соответствуют или противоречат друг другу; но в целом они свидетельствуют о том, что распространение демографической политики приобретает все больший размах.

В зависимости от демографической обстановки демографическая политика обычно преследует одну из двух главных целей. В развивающихся странах, еще находящихся на стадии демографического взрыва, основная цель демографической политики заключается в снижении коэффициентов рождаемости и естественного прироста населения. Рождаемость уменьшается в результате популяризации и распространения контрацептивов, санитарного просвещения, консультирования по вопросам планирования семьи, пропаганды преимуществ малодетной семьи, а также стимулирования малодетности при помощи разного рода экономических и административных мер. Некоторые страны в качестве одной из таких мер не только допускают, но и всячески приветствуют добровольную стерилизацию мужчин и женщин.

Наиболее яркий пример осуществления демографической политики являют собой развивающиеся страны Азии. Там она охватывает подавляющее большинство жителей. В первую очередь это относится к странам с самой большой численностью населения - Китаю, Индии, а также к Индонезии, Пакистану, Бангладеш, Малайзии, Таиланду, Филиппинам. Довольно активную демографическую политику проводят также в странах Латинской Америки, некоторых странах Северной Африки. Однако в остальных частях развивающегося мира, в особенности в мусульманских странах, она пока еще получила незначительное распространение.

Об этом можно судить, в частности, по применению средств контрацепции. Согласно статистике ООН, средний показатель применения контрацептивов для всех развивающихся стран немногим превышает 1/2 (речь идет о количестве применяющих контрацептивы семей), а для наименее развитых - 1/5. Впереди по этому показателю находится Китай (почти 85%). В Таиланде, Вьетнаме и Шри-Ланке он достигает 65-75%, в Малайзии и Индии - 50-60%, в большинстве стран Латинской Америки - 50-75%. На другом полюсе находятся страны Западной и Центральной Африки и некоторые страны Юго-Западной Азии, где доля таких семей обычно не превышает 10%; в Афганистане она составляет всего 2%, а в Йемене - 7%.

В качестве одной из действенных мер демографической политики многие развивающиеся страны осуществляют законодательное повышение возраста вступления в брак. Например, в Китае он был повышен до 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии - соответственно до 21 года и 18 лет. В действительности же наблюдается еще большее "старение" брака, которое объясняется тем, что значительная часть молодых людей стремится прежде получить образование, а затем пройти профессиональную подготовку, часто совмещая ее с трудовой деятельностью. Еще 15-20 лет назад средний возраст невест в развивающихся странах составлял 16-18 лет, а к началу XXI в. даже в Африке он стал превосходить 20 лет, в Азии же и особенно в Латинской Америке "постарел" еще больше.

Среди стран Азии, Африки и Латинской Америки есть десятки очень небольших по численности населения, а зачастую просто карликовых государств, демографическая политика в которых (если ее проводят) направлена в первую очередь не на снижение, а на увеличение естественного прироста населения.

В большинстве экономически развитых стран, вступивших в полосу демографического кризиса, осуществляют демографическую политику, преследующую цель повышения коэффициентов рождаемости и естественного прироста. В первую очередь это относится к странам Европы.

Особенно активную демографическую политику до конца 80-х гг. проводили страны Восточной Европы. К числу основных ее мер относились: единовременные ссуды молодоженам, пособия в связи с рождением каждого ребенка - по прогрессивно возрастающей шкале, ежемесячные пособия на детей, длительные отпуска по беременности и родам, преимущественное право на приобретение квартиры, на устройство детей в детские учреждения.

В странах Западной Европы система мер демографической политики в общем сходная, хотя, конечно, различается размерами разного рода выплат и других льгот. Например, единовременные пособия при рождении ребенка в ФРГ в начале 90-х гг. составляли 100 марок, в Великобритании - 25 фунтов стерлингов, во Франции - 2600 франков, в Испании - 3000 песет. Ежемесячные пособия выплачивали в ФРГ в размере 50 марок на первого ребенка, 100 марок на второго, 200 марок на третьего и каждого последующего, в Нидерландах от 90 гульденов на первого до 215 гульденов на восьмого ребенка. Во Франции подобные ежемесячные пособия возрастают с 500 франков на двух детей до 3000 франков на шестерых детей, причем их выплачивают до достижения детьми 16 лет. В Швеции отпуск по беременности и родам составляет 32 недели и оплачивается из расчета 90% заработной платы.

Демографы считают, что политику поощрения рождаемости и естественного прироста наиболее активно проводят Франция и Швеция.

Ныне средний возраст вступления в брак в Европе составляет 26,4 года для мужчин и 23,4 года для женщин. В Италии, Швейцарии, Швеции для мужчин он превышает 27, а в Германии даже 28 лет. Для женщин во Франции и Швеции он превышает 24, а в Германии, Швейцарии и Дании - 25 лет.

В США государственная демографическая политика в обычной ее трактовке фактически почти отсутствует. Гражданам в этой сфере предоставлена полная свобода выбора. Помощь семье оказывают, как правило, косвенную, в форме разных налоговых льгот. В США, на родине сексуальной революции 60-х годов, особенно широкое распространение получили различные виды контрацептивов. Однако "реабилитация" секса повлекла за собой такие бурные дискуссии, которые буквально раскололи общество на враждующие группировки. В первую очередь это относится к спору о запрете или легализации абортов, которые в США то запрещались, то разрешались - в зависимости от соотношения сил либералов и консерваторов.

В России, когда она была в составе Советского Союза, демографическая политика сводилась в основном к поощрению многодетности и осуществлению комплекса мер, обеспечивавших материальное и моральное стимулирование семьи. В конце 80-х годов, когда началось падение рождаемости и естественного прироста, эти меры были усилены и дополнены рядом новых мер по защите семей с детьми в связи с трудностями перехода к рынку. В новой, независимой, России разразился настоящий демографический кризис и началась довольно быстрая убыль населения. Одной из причин и одновременно одним из следствий этого кризиса стало увеличение числа абортов, по общему количеству которых (3,5-4 млн в год в первой половине, 2,5 млн во второй половине 90-х годов) Россия занимает внеконкурентное первое место в мире. По числу абортов из расчета на 1000 женщин в фертильном возрасте (100) и на каждые 100 рождений (200) она также входит в число первых стран. России необходима более последовательная, четкая и научно обоснованная демографическая политика, которая позволила бы ей хотя бы возвратиться к простому воспроизводству населения. Именно такая Концепция программы действий по выводу Российской Федерации из демографического кризиса была подготовлена в конце 90-х годов. Эта концепция рассчитана на срок до 2015 г.

Применяется с целью борьбы с перенаселением , для снижения в будущем количества безработицы , количества болезней и дефицита ресурсов в мире.

Существует мнение, что ограничение рождаемости - признак тоталитарного государства. Также может носить разные формы: в частности в Спарте контролировались физические показатели младенцев, но в общем поощрялось большое количество детей.

Применяется также, с целью предотвращения исчерпывания природных ресурсов, которые быстро истощаются при высоком количестве потребителей, то есть людей, что приводит, в свою очередь к тотальному уничтожению живых существ по причине голода.

Так как для экологического баланса в природе необходимо значительное количество земных ресурсов (площадь земной поверхности, количество минеральных веществ, и т. д.), которые постоянно обеспечивали тот круговорот веществ и пищевую цепочку, то при «отнятии» у этой самой природы этих необходимых ресурсов приведёт к нарушению системы жизнеобеспечения планеты.

При высокой рождаемости людей, которые не могут контролировать свою численность, экосистема, которую они эксплуатируют быстро приходит в биологическую негодность, что, в свою очередь, гибельно сказывается на самих людях.

Достаточно привести пример перенаселённых стран (Индия, Китай, страны Африки и т. д.).

Поэтому данная мера отнюдь не является политическим (как было выше сказано) явлением, так как данная мера способствует сохранению природного баланса и неисчерпаемости ресурсов, которыми обеспечивается само население планеты, в том числе и люди.

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Политика ограничения рождаемости" в других словарях:

    контроль рождаемости - Политика ограничения численности населения экономическими средствами, а также путем контрацепции и стерилизации … Словарь по географии

    ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, один из осн. компонентов политики народонаселения; имеет своим объектом воспроиз во нас. и направлена на достижение желательного в долгосрочной перспективе типа этого воспроиз ва. Будучи частью социально экон. политики… …

    Запрос «НЭП» перенаправляется сюда; см. также другие значения. РСДРП РСДРП(б) РКП(б) ВКП(б) КПСС История партии Октябрьская революция Военный коммунизм Новая экономическая политика Ленинский призыв Сталинизм Хрущёвская оттепель… … Википедия

    ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Включает систему целей и средств для их достижения. Как правило, это система мер, направляющих течение… … Социология: Энциклопедия

    Китайская Народная Республика, КНР, гос во в Центр, и Вост. Азии. Принятое в России название Китай от этнонима кидане (они же китаи) группы монг. племен, покоривших в средние века территорию сев. областей совр. Китая и образовавших гос во Ляо (X… … Географическая энциклопедия

    Система контроля за рождаемостью в Китае - Основополагающий принцип семейного права Китая планирование деторождения официально был закреплен в 1982 году, однако уже в 1954 1955 х годах на специальных совещаниях ЦК Коммунистической партии Китая (КПК) по проблемам рождаемости и… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Население Сингапура 5,31 млн человек (2012). На территории Сингапура проживает также некоторое количество европейцев и представителей национальностей других континентов. Содержание 1 Этнический состав 1.1 Китайцы … Википедия

    - (на языке хинди Бхарат) официальное название Республика Индия. I. Общие сведения И. государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана. И. находится на важнейших морских и воздушных коммуникациях,… …

    КИТАЙ - КИТАЙ, Китайская Народная Республика (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго), КНР, расположен в Центр. и Вост. Азии. Пл. 9,6 млн. км2. Крупнейшая в мире страна по числ. нас. 1024,9 млн. ч. (1983). Столица Пекин (9.2 млн. ж., 1982). КНР образована 1 окт.… … Демографический энциклопедический словарь

    - (до 1972 Цейлон) Республика Шри Ланка, государство на одноимённом острове в Индийском океане, к Ю. В. от полуострова Индостан. Входит в Содружество (брит.). Площадь 65,6 тыс. км2. Население 13,7 млн. чел. (1976). Столица г. Коломбо. В… … Большая советская энциклопедия

Политика, воздействующая на процессы рождаемости, брачности, разводимости, возрастной структуры населения и его смертности и является демографической политикой государства. В широком смысле демографическую политику иногда отождествляют с политикой в области народонаселения, а в узком, более принятом рассматривают как одну из ее составляющих. Она тесно связана с социальной и экономической политикой, но, тем не менее, имеет свои особенности. В качестве объекта такой политики могут выступать страны, отдельные их районы, а также отдельные группы (когорты) населения.

Демографическая политика обычно основывается на комплексе различных мер: экономических, административно-правовых, воспитательных и пропагандистских. К числу экономических мер, направленных преимущественно на стимулирование рождаемости, относятся:

· оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей,

· пособия на детей в зависимости от их количества, возраста и состава семьи - по прогрессивной шкале,

· различные ссуды, кредиты,

· налоговые и жилищные льготы и т. д.

Административно-правовые меры включают:

· законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак,

· разводимость,

· отношение к абортам и применению контрацептивов,

· имущественное положение матери и детей в случае распада семьи,

· режим труда работающих женщин и др.

Воспитательные и пропагандистские меры направлены на формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения, определение отношения к религиозным и другим традициям и обычаям воспроизводства населения и политике планирования семьи (внутрисемейного регулирования деторождения), к половому воспитанию и образованию молодежи и др. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.121

История демографической политики восходит к временам глубокой древности. Она нашла отражение во многих правовых и законодательных актах древности, особенно в случаях перенаселения стран или, напротив, больших людских потерь (хотя религиозно-этические доктрины почти всегда имели большее значение, чем подобные акты). В средние века в условиях повышенной смертности из-за войн и эпидемий некоторые демографические меры, большей частью стихийные, были направлены на сохранение высокого уровня рождаемости. В новое время первой страной, где демографическая политика, стимулировавшая рождаемость, получила вполне отчетливое оформление, была Франция. Затем такую политику стали проводить некоторые другие страны Европы. В последующем ее отчасти сменила политика, направленная на сдерживание темпов прироста населения. Такая же смена приоритетов - в зависимости от фазы демографического перехода - была характерна и для новейшего времени. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.123

Но при всем этом нельзя не согласиться с известным демографом А. Я. Квашой, по мнению которого, в целом история демографической политики свидетельствует о том, что она была довольно слабым инструментом и не могла существенно влиять на воспроизводство населения.

Как показывает опыт проведения демографической политики в странах мира в XX в., среди целевых показателей редко встречается собтвенно численность населения. Исключение составили Китай, стремившийся к 2000 г. не превысить численность своего населения более чем в 1200 млн человек (фактически на середину 1999 г. - 1254 млн человек) и Румыния, ставившая задачу довести численность своего населения до 30 млн человек (фактически на середину 1999 г. - 22,5 млн). Харченко Л. П. Демография: учебное пособие/Л. П. Харченко. -- 3-е изд., стер. -- М.: Омега-Л, 2009.- с.305

Экономически менее развитые страны с быстро растущим населением в качестве целевого показателя выбирают чаще всего снижение темпов роста численности населения или снижение общего коэффициента рождаемости (суммарного коэффициента рождаемости).

Страны с высоким уровнем смертности в качестве целей демографической политики рассматривают достижение определенных уровней средней предстоящей продолжительности жизни или снижение младенческой смертности.

В более развитых в экономическом отношении странах целями демографической политики являются регулирование миграционной политики, введение иммиграционных квот, ограничивающих въезд и натурализацию иностранцев.

Наибольшее развитие и распространение демографическая политика получила во второй половине XX в., что объясняется, с одной стороны, наступлением демографического взрыва, а с другой - демографического кризиса. Многие политики и ученые увидели в ней едва ли не главное средство сдерживания роста населения в первом и ускорения - во втором случае.

Неудивительно, что очень много внимания этим вопросам уделила и Организация Объединенных Наций. Под ее эгидой состоялись всемирные конференции по народонаселению: в 1954 г. (Рим), в 1965 г. (Белград), в 1974 г. (Бухарест), в 1984 г. (Мехико), в 1994 г. (Каир). В 1967 г. был образован Фонд ООН по поощрению деятельности в области народонаселения (ЮНФПА). С 1960-х гг. ООН проводит систематические опросы правительств по проблемам политики в области народонаселения. Их обсуждают также на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. В 1992 г. они вошли в повестку Всемирной конференции по окружающей среде и развитию. Из отдельных документов особое значение имеет принятый в Бухаресте в 1974 г. «Всемирный план действий в области народонаселения», содержащий много конкретных рекомендаций по осуществлению демографической политики. Затем, на конференциях в Мехико и в особенности в Каире, он получил дальнейшее развитие с включением ряда принципиальных изменений. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.124

Однако для того, чтобы сделать демографическую политику по-настоящему эффективной и действенной, всех этих постановлений было недостаточно. Необходимы были и новые средства ее осуществления, которые и были изобретены. Первый большой прорыв в этой области произошел на рубеже 50--60-х гг. XX в., когда удалось получить комбинированные контрацептивные средства для внутреннего употребления - гормональные таблетки, пилюли и другие средства, которые постепенно все более усовершенствовали. Все это привело к тому, что в 1960-х гг. в мире произошла настоящая сексуальная революция. Здесь уместно вспомнить слова американского писателя Эптона Синклера о том, что «контроль над рождаемостью является высшим достижением человеческого разума, равноценным открытию огня и изобретению печатания». Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.124

Как и всякая другая революция, сексуальная вызвала к жизни острейшие противоречия во взглядах и соответственно полемику и борьбу мнений. В первую очередь, пожалуй, они коснулись отношения к абортам. В христианском мире против искусственного прерывания беременности категорически выступила католическая церковь. Еще в 1987 г. Ватикан издал специальную «Инструкцию» по этому поводу, а на Каирской конференции 1994 г. снова высказался столь же резко. Против абортов и вообще планирования семьи выступает и большинство мусульманских стран. В протестантских и православных странах отношение к ним гораздо терпимее. Всего же в мире ежегодно совершается примерно 60 млн абортов. К числу стран-рекордсменов, где на каждую 1000 женщин в возрасте от 15 до 44 лет приходится более 50 абортов, относятся Вьетнам, Румыния, Куба, Белоруссия, Россия, Украина, Эстония, Болгария. На другом полюсе (менее 10 абортов) находятся Замбия, Индия, ЮАР, Бангладеш, Испания, Ирландия, Нидерланды, Бельгия, Германия, Швейцария. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.125

Сведения о распространении демографической политики в современном мире не всегда бывают сопоставимыми. Так, по одним данным, в развитых странах к различным формам контроля рождаемости прибегают около 70 % женщин в репродуктивном возрасте, в развивающихся - 50 %. По другим данным, более или менее активную демографическую политику проводят примерно в половине всех стран мира. По третьим, только с 1970 по 1993 г. число супружеских пар в развивающихся странах, использовавших различные формы планирования семьи, увеличилось в 10 раз (с 40 млн до 400 млн), а число самих этих стран возросло до 130. По четвертым, количество участников планирования семьи к 2000 г. в Восточной и Юго-Восточной Азии превысило уже 300 млн, в Южной Азии - 100 млн, в Латинской Америке - 75 млн семей. Несмотря на некоторую противоречивость подобных сведений, в целом они свидетельствуют о том, что распространение демографической политики приобретает все больший размах. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.125

В зависимости от демографической обстановки демографическая политика обычно преследует одну из двух главных целей.

В развивающихся странах, еще находящихся на стадии демографического взрыва, основная цель демографической политики заключается в снижении коэффициентов рождаемости и естественного прироста населения. Рождаемость уменьшается в результате популяризации и распространения контрацептивов, санитарного просвещения, консультирования по вопросам планирования семьи, пропаганды преимуществ малодетной семьи, а также стимулирования малодетности при помощи разного рода экономических и административных мер. Некоторые страны в качестве одной из таких мер не только допускают, но и всячески приветствуют добровольную стерилизацию мужчин и женщин. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.126

Наиболее яркий пример осуществления демографической политики являют собой развивающиеся страны Азии. Там она охватывает подавляющее большинство жителей. В первую очередь это относится к странам с самой большой в мире численностью населения - Китаю, Индии, а также к Индонезии, Пакистану, Бангладеш, Малайзии, Таиланду, Филиппинам. Довольно активную демографическую политику проводят также в странах Латинской Америки, некоторых странах Северной Африки. Однако в остальных частях развивающегося мира, в особенности в мусульманских странах, она пока еще получила незначительное распространение. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.126

Об этом можно судить, в частности, по применению средств контрацепции. Согласно статистике ООН, средний показатель применения контрацептивов для всех развивающихся стран немногим превышает 1/2 (речь идет о количестве применяющих контрацептивы семей), а для наименее развитых - 1/5. Впереди по этому показателю находится Китай (почти 85 %). В Таиланде, во Вьетнаме и в Шри-Ланке он достигает 65-75 %, в Малайзии и Индии - 50-60, в большинстве стран Латинской Америки - 50-75 %. На другом полюсе находятся страны Западной и Центральной Африки и некоторые страны Юго-Западной Азии, где доля таких семей обычно не превышает 10 %; в Афганистане она составляет всего 2 %, а в Йемене - 7 %. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.126

В качестве одной из действенных мер демографической политики многие развивающиеся страны осуществляют законодательное повышение возраста вступления в брак. Например, в Китае он был повышен до 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии - соответственно до 21 года и 18 лет. В действительности же наблюдается еще большее «старение» брака, которое объясняется тем, что значительная часть молодых людей стремится прежде получить образование, а затем пройти профессиональную подготовку, часто совмещая ее с трудовой деятельностью. В результате, тогда как еще 15-20 лет назад средний возраст невест в развивающихся странах составлял 16-18 лет, к началу XXI в. даже в Африке он стал превосходить 20 лет, а в Азии и особенно в Латинской Америке «постарел» еще больше. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.126

При этом нужно, однако, иметь в виду, что среди стран Азии, Африки и Латинской Америки есть и десятки очень небольших по численности жителей, а зачастую просто карликовых государств, демографическая политика в которых (если ее проводят) направлена в первую очередь не на снижение, а на увеличение естественного прироста населения.

В большинстве экономически развитых стран, вступивших в полосу демографического кризиса, осуществляют демографическую политику, преследующую цель повышения коэффициентов рождаемости и естественного прироста. В первую очередь это относится к странам Европы.

Примером решения демографических проблем стала Франция. В конце ХIХ и начале XX вв. в стране началась депопуляция. Благодаря информационно-пропагандистским мерам общество, властные структуры, ученые и предприниматели поняли необходимость увеличения рождаемости и роста населения страны. В 1896 г. создан Национальный совет в поддержку роста населения, в 1920 г. - Высший совет по проблемам рождаемости, в 1921 г, - Федерация союзов больших семей, в 1939 г. - Высший комитет по проблемам населения, в 1945 г. (по инициативе президента де Голля) -- Высший консультативный комитет по проблемам населения и семьи. Харченко Л.П. Демография: учебное пособие/Л.П. Харченко. -- 3-е изд., стер. -- М.: Омега-Л, 2009.- с.308

Франция умело сочетала информационно-пропагандистские меры с экономическими и нормативно-правовыми. Например, в 1920 г. был принят закон, запрещающий аборты, разрешающий продажу и распространение контрацептивов, публичную информацию о методах контроля над рождаемостью и т.п. В 1939 г. был принят «Кодекс о семье», предусматривающий введение денежных пособий. Размер ежемесячных пособий по многодетности определялся как доля от базовой заработной платы (месячная заработная плата неквалифицированного рабочего металлиста в Париже). Размер пособий варьировал по территориальным зонам. Разрыв между максимальным и минимальным уровнями ставил в 1945-1946 гг. 49 %, в 1968 г. - до 4 %. Виды пособий:

* семейные пособия в размере 22 % базовой заработной платы на второго ребенка в возрасте до 10 лет; 31 % - в возрасте от 10 до 15 лет; 38 % - 15 лет и более; 33 % - на третьего и каждого следующего ребенка в возрасте до 10 лет; 42 % - от 10 до 15 лет; 49% - 15 лет и более. На первенца пособие не выплачивалось но если в семье три ребенка, то оно составляло 9 % от базовой заработной платы в возрасте до 10 лет, 16 % - от 15 лет и более;

* пособие на семью с одним кормильцем: 20 % от базовой заработной платы на первого ребенка до пять лет, 40 % - на второго,

50 % - на третьего и каждого последующего ребенка. Выплаты проводились наравне с семейными пособиями (предельный возраст - 16 лет плюс шесть льготных месяцев);

* дородовое пособие с момента официального удостоверения беременности до родов в размере 22 % базовой заработной платы;

* единовременное пособие при рождении ребенка в размере двойной базовой заработной платы при условии: а) если это первенец, а мать не старше 25 лет или состоит в браке менее двух лет; б) если это не первый ребенок, но со времени предыдущих родов прошло не менее трех лет. Харченко Л.П. Демография: учебное пособие/Л.П. Харченко. -- 3-е изд., стер. -- М.: Омега-Л, 2009.- с.308

В 1975 г. был принят закон о разрешении абортов в течение первых 10 недель беременности.

Вслед за Францией различные меры проведения демографической политики предприняли Бельгия, Дания, Швеция, Чехословакия, Венгрия и другие страны.

В России идет депопуляция, сейчас, как никогда, информационно-пропагандистские меры, особенно через современные СМИ, должны быть использованы для понимания необходимости решения демографических проблем, рост населения должен стать общенациональной идеей страны.

Не будет ошибочным утверждение, что особенно активную демографическую политику до конца 1980-х гг. проводили социалистические страны Восточной Европы.

В странах Западной Европы система мер демографической политики в общем сходная, хотя, конечно, различается размерами разного рода выплат и других льгот. Демографы считают, что политику поощрения рождаемости и естественного прироста наиболее активно проводят Франция и Швеция.

Ныне средний возраст вступления в брак в Европе составляет 26,4 года для мужчин и 23,4 года для женщин. В Италии, Швейцарии, Швеции для мужчин он превышает 27, а в Германии - даже 28 лет. Для женщин в Великобритании, Нидерландах, Швейцарии, Испании он превышает 27, а в Дании и Швеции - 29 лет. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.127

В США государственная демографическая политика в обычной ее трактовке фактически почти отсутствует. Гражданам в этой сфере предоставлена полная свобода выбора. Помощь семье оказывают, как правило, косвенную, в форме разных налоговых льгот. В США, на родине сексуальной революции 1960-х гг., особенно широкое распространение получили различные виды контрацептивов. Однако «реабилитация» секса повлекла за собой такие бурные дискуссии, которые буквально раскололи общество на враждующие группировки. В первую очередь это относится к спору о запрете или легализации абортов, которые в США то запрещали, то разрешали в зависимости от соотношения сил «либералов» и «консерваторов».

«Демографическая политика» - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуры. Иными словами, это политика, воздействующая на процессы рождаемости, брачности, разводимости, смертности, на возрастную структуру населения.

Меры демографической политики:

1) Экономические :

ь оплачиваемые отпуска;

ь различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества;

ь возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале;

ь ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы - для повышения рождаемости;

ь преимущества для малодетных семей - для понижения рождаемости.

2) Административно-правовые:

ь законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак;

ь разводимость;

ь отношение к абортам и контрацепции;

ь имущественное положение матери и детей при распаде брака;

ь режим труда работающих женщин.

3) Воспитательные, пропагандистские:

ь формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения;

ь определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям;

ь политика планирования семьи;

ь половое образование молодёжи, гласность по вопросам половых отношений.

В широком смысле «демографическая политика» - это политика в области народонаселения. Объектом может выступать население страны, отдельных её районов, когорты населения, семьи определённых типов. Историческая цель «демографической политики» государства достижение демографического оптимума.

История «демографической политики» восходит к временам глубокой древности. Она нашла отражение во многих правовых и законодательных актах древности, особенно в случаях перенаселения стран или, напротив, больших людских потерь (хотя религиозно-этические доктрины почти всегда имели большее значение, чем подобные акты).

В средние века, в условиях повышенной смертности из-за войн и эпидемий, некоторые демографические меры, большей частью стихийные, были направлены на сохранение высокого уровня рождаемости. В новое время первой страной, где «демографическая политика», стимулировавшая рождаемость, получила вполне отчетливое оформление, была Франция. Затем, такую политику стали проводить некоторые другие страны Европы. В последующем ее отчасти сменила политика, направленная на сдерживание темпов прироста населения.

Такая же смена приоритетов - в зависимости от фазы «демографического перехода» - была характерна и для новейшего времени. Но при всем этом нельзя не согласиться с известным демографом А. Я. Квашой, по мнению которого, в целом история «демографической политики» свидетельствует о том, что она была довольно слабым инструментом и не могла существенно влиять на воспроизводство населения.

Наибольшее развитие и распространение «демографическая политика» получила во второй половине ХХв., что объясняется, с одной стороны, наступлением «демографического взрыва», а с другой - демографического кризиса. Многие политики и ученые увидели в ней едва ли не главное средство сдерживания роста населения в первом и его ускорения -во втором случае.

Неудивительно, что очень много внимания этим вопросам уделила и Организация Объединенных Наций. Под ее эгидой состоялись Всемирные конференции по народонаселению: в 1954 г. (Рим), в 1965 г. (Белград), в 1974 г. (Бухарест), в 1984 г. (Мехико), в 1994 г. (Каир). В 1967 г. был образован Фонд ООН по поощрению деятельности в области народонаселения (ЮНФПА). С 60-х годов ООН проводит систематические опросы правительств по проблемам политики в области народонаселения. Их обсуждают также на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. В 1992 г. они вошли в повестку Всемирной конференции по окружающей среде и развитию. Из отдельных документов особое значение имеет принятый в Бухаресте в 1974 г. «Всемирный план действий в области народонаселения», содержащий много конкретных рекомендаций по осуществлению «демографической политики». Затем, на конференциях в Мехико и в особенности в Каире он получил дальнейшее развитие с включением ряда принципиальных изменений.

Однако, для того чтобы сделать «демографическую политику» по-настоящему эффективной и действенной, всех этих постановлений было недостаточно. Необходимы были и новые средства ее осуществления.

Первый большой прорыв в этой области произошел на рубеже 50-х и 60-х годов, когда удалось получить комбинированные контрацептивные средства для внутреннего употребления - гормональные таблетки, пилюли и другие средства, которые постепенно все более усовершенствовали.

Сведения о распространении «демографической политики» в современном мире не всегда бывают сопоставимыми. Так, по одним данным, в развитых странах к различным формам контроля рождаемости прибегают около 70% женщин репродуктивного возраста, в развивающихся -50%. По другим данным, более или менее активную «демографическую политику» проводят примерно в половине всех стран мира. По третьим, только с 1970 по 1993 г. число супружеских пар в развивающихся странах, использовавших различные формы планирования семьи, увеличилось в 10 раз (с 40 млн. до 400 млн.), а число самих этих стран возросло до 130. По четвертым, количество участников планирования семьи к 2000 г. в Восточной и Юго-Восточной Азии превысило уже 300 млн., в Южной Азии - 100 млн., в Латинской Америке - 75 млн. семей (таб. 4).

Таблица 4

Как видим, трудно определить, в какой мере эти сведения соответствуют или противоречат друг другу; но в целом они свидетельствуют о том, что распространение «демографической политики» приобретает все больший размах.

В зависимости от демографической обстановки «демографическая политика» обычно преследует одну из двух главных целей.

В развивающихся странах, еще находящихся на стадии «демографического взрыва», основная цель «демографической политики» заключается в снижении коэффициентов рождаемости и естественного прироста населения. Рождаемость уменьшается в результате популяризации и распространения контрацептивов, санитарного просвещения, консультирования по вопросам планирования семьи, пропаганды преимуществ малодетной семьи, а также стимулирования малодетности при помощи разного рода экономических и административных мер.

Наиболее яркий пример осуществления «демографической политики» являют собой развивающиеся страны Азии. Там она охватывает подавляющее большинство жителей. В первую очередь это относится к странам с самой большой численностью населения - Китаю, Индии, а также к Индонезии, Пакистану, Бангладеш, Малайзии, Таиланду, Филиппинам. Довольно активную «демографическую политику» проводят также в странах Латинской Америки, некоторых странах Северной Африки. Однако, в остальных частях развивающегося мира, в особенности в мусульманских странах, она пока еще получила незначительное распространение.

В качестве одной из действенных мер «демографической политики» многие развивающиеся страны осуществляют законодательное повышение возраста вступления в брак. Например, в Китае он был повышен до 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии - соответственно до 21 года и 18 лет. В действительности же наблюдается еще большее «старение» брака, которое объясняется тем, что значительная часть молодых людей стремится прежде получить образование, а затем пройти профессиональную подготовку, часто совмещая ее с трудовой деятельностью. Еще 15-20 лет назад средний возраст невест в развивающихся странах составлял 16-18 лет, а к началу XXI в. даже в Африке он стал превосходить 20 лет, в Азии же и особенно в Латинской Америке «постарел» еще больше.

Среди стран Азии, Африки и Латинской Америки есть десятки очень небольших по численности населения, а зачастую просто карликовых государств, «демографическая политика» в которых (если ее проводят) направлена в первую очередь не на снижение, а на увеличение естественного прироста населения.

В большинстве экономически развитых стран, вступивших в полосу демографического кризиса, осуществляют «демографическую политику», преследующую цель повышения коэффициентов рождаемости и естественного прироста. В первую очередь это относится к странам Европы.

Особенно активную «демографическую политику» до конца 80-х гг. проводили страны Восточной Европы. К числу основных ее мер относились: единовременные ссуды молодоженам, пособия в связи с рождением каждого ребенка - по прогрессивно возрастающей шкале, ежемесячные пособия на детей, длительные отпуска по беременности и родам, преимущественное право на приобретение квартиры, на устройство детей в детские учреждения.

В странах Западной Европы система мер «демографической политики» в общем сходная, хотя, конечно, различается размерами разного рода выплат и других льгот. Например, единовременные пособия при рождении ребенка в ФРГ в начале 90-х гг. составляли 100 марок, в Великобритании - 25 фунтов стерлингов, во Франции - 2600 франков, в Испании - 3000 песет.

Ежемесячные пособия выплачивали в ФРГ в размере 50 марок на первого ребенка, 100 марок на второго, 200 марок на третьего и каждого последующего, в Нидерландах от 90 гульденов на первого до 215 гульденов на восьмого ребенка. Во Франции подобные ежемесячные пособия возрастают с 500 франков на двух детей до 3000 франков на шестерых детей, причем их выплачивают до достижения детьми 16 лет. В Швеции отпуск по беременности и родам составляет 32 недели и оплачивается из расчета 90% заработной платы.

Демографы считают, что политику поощрения рождаемости и естественного прироста наиболее активно проводят Франция и Швеция.

Ныне средний возраст вступления в брак в Европе составляет 26,4 года для мужчин и 23,4 года для женщин. В Италии, Швейцарии, Швеции для мужчин он превышает 27, а в Германии даже 28 лет. Для женщин во Франции и Швеции он превышает 24, а в Германии, Швейцарии и Дании - 25 лет.

В США государственная «демографическая политика» в обычной ее трактовке фактически почти отсутствует. Гражданам в этой сфере предоставлена полная свобода выбора. Помощь семье оказывают, как правило, косвенную, в форме разных налоговых льгот.

В России, когда она была в составе Советского Союза, «демографическая политика» сводилась в основном к поощрению многодетности и осуществлению комплекса мер, обеспечивавших материальное и моральное стимулирование семьи. В конце 80-х годов, когда началось падение рождаемости и естественного прироста, эти меры были усилены и дополнены рядом новых мер по защите семей с детьми в связи с трудностями перехода к рынку.

В новой, независимой, России разразился настоящий демографический кризис, и началась довольно быстрая убыль населения (таб. 5). Одной из причин и одновременно одним из следствий этого кризиса стало увеличение числа абортов, по общему количеству которых (3,5-4 млн. в год в первой половине, 2,5 млн. во второй половине 90-х годов) Россия занимает внеконкурентное первое место в мире. По числу абортов из расчета на 1000 женщин в фертильном возрасте (100) и на каждые 100 рождений (200) - она также входит в число первых стран.

численность население демографический политика

Таблица 5

Демографический спад в России


России необходима более последовательная, чёткая и научно-обоснованная демографическая политика, которая позволила бы ей хотя бы возвратиться к простому воспроизводству населения. Такая концепция программы действий по выводу Российской Федерации из демографического кризиса была подготовлена в конце 90-х годов, рассчитанная на срок до 2015 г.

В 2000г. была подготовлена новая Национальная программа «демографической политики», основная цель которой заключается в достижении в 2010 г. уровню фертильности, соответствующего простому воспроизводству населения, а к 2045 г. - стабилизации его численности.

Демографическая политика - это не что иное, как особая система пропагандистских, экономических, социальных, а также прочих мер и мероприятий, способных так или иначе воздействовать на естественное движение численности населения.

Она является целенаправленной деятельностью различных государственных органов, а также социальных институтов, осуществляемой в сфере регулировки процессов воспроизведения населения. Можно сказать, что демографическая политика государства является политикой, которая направлена на область народонаселения. Главная ее цель - достижение определенного демографического оптимума.

Объектами в данном случае может быть население какой-либо страны, отдельного региона, города, деревни и так далее.

Конечно же, демографическая политика имеет свои цели, а также задачи. Обычно они формируются в различных политических программах, директивных планах и так далее. Вообще же основные направления данной политики следующие:

Снижение уровня смертности, а также заболеваемости;

Помощь семьям, имеющим детей, со стороны государства;

Урбанизация;

Данные направления тесно переплетаются со следующими сферами :

Регулирование доходов;

Развитие сфер услуг;

Жилищное строительство;

Обеспечение нуждающихся граждан;

Здравоохранение;

Можно сказать, что демографическая политика направлена на то, чтобы создать максимально удобные условия для рождаемости.

В некоторых случаях ее цели задаются в целевых требованиях, но могут быть представлены в виде целевых показателей или какой-либо системы показателей. В последнем случае достижение конкретно указанных показателей будет пониматься как достижение целей самой демографической политики.

Конечно же, в каждой стране демографическая политика имеет свои показатели и цели. Глупо было бы сравнивать данную политику Китая и, например, Швеции. Как всем известно, в Китае уже давно перенаселение. Было бы странно, если бы правительство данной страны пыталось его увеличить. Их главная задача - нормализовать прирост населения для того, чтобы условия жизни в стране стали более комфортными.

Демографическая политика имеет множество своих особенностей. Важной особенностью является ее непрямое, а опосредованное воздействие на динамику протекания демографических процессов. Данное воздействие производится через сферы брака, работы и так далее. Демографическая политика формирует демографические потребности, меняет по своему усмотрению их специфику, создает условия, которые необходимы для их реализации.

Меры демографической политики различны. К ним можно отнести меры экономические:

Выплата ссуд, кредитов, предоставление льгот, способных повлиять на рождаемость в стране;

Оценка состояния и возраста семей производится по прогрессивной шкале;

Женщины получают пособия по уходу за маленьким ребенком, им предоставляются определенные оплачиваемые отпуска;

В некоторых странах преимущество имеют малодетные семьи, а в некоторых - многодетные.

Существуют также административно-правовые меры:

Возраст, по достижению которого можно вступать в брак, определен законом;

В законах, как правило, прописываются положения об абортах, разводах и так далее.

Пропагандистские, а также воспитательные меры:

Обязательное половое образование;

Планирование семей;

Создание определенных общественных идеалов и ценностей;

Гласность вопросов, связанных с половыми отношениями и так далее.

Меры демографической политики могут являться не только стимулами, но и своеобразными ограничителями.



Понравилась статья? Поделитесь ей