Контакты

Почему ты не ходишь в церковь? Когда посещать храм на рождество Когда нужно идти в церковь на рождество

Христиане празднуют его 7 января, а если точнее, то празднование начинается 6го января в канун Рождества, этот день принято называть Сочельником.

Что делают в Рождество Христово в церкви: что за праздник, когда идти в церковь?

Рождество - особенный праздник. И служба в этот день особенная. Вернее, в ночь… Ведь во многих наших храмах Литургия (а бывает, что и великое повечерие, и утреня) служится именно в ночное время.

Литургия – это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками. Основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.

Церковные служители напоминают: «Если же говорить о рождественском богослужении, то это, если хотите, один из тех даров, который мы можем принести к яслям родившегося Спасителя. Да, самый главный подарок Богу – это исполнение Его заповедей любви к Нему и любви к ближнему, но все-таки ко Дню рождения подарки готовятся разнообразные, и одним из таких может стать длительная молитва на богослужении».

Те, кто хочет правильно по примеру наших предков – древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию.

Рождественский сочельник (Навечерие Рождества Христова) – это последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. Дата праздника 6 января.

В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей.

Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром - вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались.

Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января.

Если вы решите привести детей в храм ночью, то главным критерием посещения таких длительных служб должно быть желание самих детей прийти на эту службу. Недопустимо никакое насилие и принуждение!

Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная.

Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживанию и восприятию Праздника.

Что делают в Рождество Христово в церкви: как поститься, праздновать?

Если в канун Рождества вы по какой-то причине не попали на литургию, к примеру занимались уборкой, были на работе или готовили постные блюдау и так далее, тогда уже, будьте добры, вкушайте после «первой звезды». Раз не несли молитвенный подвиг, хотя бы понесите подвиг поста.

Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо», поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.

Относительно того, как поститься перед Причастием, если оно будет на ночном богослужении, то по существующей практике, литургический пост (то есть, полное воздержание от пищи и воды) в таком случае составляет 6 часов, но это нигде прямо не сформулировано, и нет четких указаний в уставе, сколько часов до причащения нельзя есть.

В обычный воскресный день, когда человек готовится к Причастию, то принято не вкушать пищи после полуночи, но если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе, то правильно будет не вкушать пищу где-то после 21.00.

В любом случае, этот вопрос лучше согласовать с духовником.

Рождественский день, как и Крещенский Сочельник, является днем постным, причем, днем строгого поста. По уставу в этот день положена вареная пища без масла и вино.

Накануне Рождества в большом количестве появляются материалы, в которых внимание концентрируется на каких-то сомнительных предрождественских и построждественских традициях, вкушении тех или иных блюд, гаданиях, гуляниях, колядованиях и так далее – всей той шелухе, которая зачастую очень далека от истинного значения великого праздника пришествия в мир нашего Искупителя.

Если для кого-то приоритетно посидеть за богатым столом, то весь день накануне праздника, в том числе, и когда уже совершается праздничная вечерня, человек занимается приготовлением праздничных блюд.

Если для человека приоритетнее встретить родившегося Христа, то он, прежде всего, идет на богослужение, а уже в свободное время готовит то, на что у него хватит времени.

Вообще странно, что появилась традиция обязательно в день праздника сидеть и поглощать разнообразные обильные яства. Это ни с медицинской точки зрения неполезно, ни с духовной. Получается, мы весь пост постились, пропустили Рождественскую вечерню и Литургию Василия Великого – и все это ради того, чтобы просто сесть и наесться. Это ведь можно сделать в любое другое время…

К этому дню наши предки готовили то, что не требует особенных усилий при приготовлении, а уже днем готовилась трапеза более праздничная.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Священнослужитель, ректор Открытого Православного Университета Святой Софии-Премудрости ГЕОРГИЙ КОВАЛЕНКО рассказал "Апострофу" о подготовке и праздновании Рождества Христова, своем отношении к и злых делах, как единственной вещи, которую действительно нельзя совершать на религиозные праздники и не только на них.

- О чем прежде всего стоит помнить, готовясь к Рождеству?

На Рождество главное не забывать, что это – день рождения Иисуса Христа. Рождество – это не просто красивый зимний праздник, не просто время каких-то духовных или земных радостей. Рождество – это не просто застолье (накануне – постное или не постное уже в день Рождества).

Рождество – это день рождения Иисуса Христа, и подарки в этот день следует дарить Христу. Как это сделать? Вспомним, что Он сам говорил. Однажды, говоря о Страшном Суде, Он сказал: "Если вы напоили жаждущего, накормили голодного, приютили бездомного, посетили того, кто в больнице или в тюрьме, вы это сделали для Меня". То есть мы можем встретить Христа, когда видим человека в беде, и если мы ему что-то дарим, то мы это дарим Христу. Все остальное – это уже радость от того, что мы встретили Христа. Более того, в этот день есть много неочевидных, но очень актуальных для нас смыслов. Если мы вспомним события Рождества, то сразу можем их увидеть.

Во-первых, Рождество – это день, когда стоит вспомнить бездомных. Почему? Потому что когда-то Иосиф и беременная Мария пришли в Вифлеем и не нашли места, где остановиться. Они остановились в убогой пещере.

С другой стороны, Рождество – это время, когда нужно молиться о мире. Вспомните, что пели ангелы: "Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение". Такое красивое слово "благоволение"! Если переводить его на современный язык, то это "добрая воля". Рождество – это время для людей доброй воли, мы все должны сделать что-то для того, чтобы восстановить мир между людьми. И тогда можем воздать хвалу Богу.

С другой стороны, Рождество – это время вспомнить о сиротах. Ведь что такое Святое Семейство? Это Мария, младенец Христос, названный отец Иосиф. У нас в стране очень много семей, где отец неродной. И как раз Иосиф является примером и покровителем таких родителей, а Святое Семейство является покровителем таких семей. Также у нас достаточно семей, где вообще нет отца. Когда мы смотрим на Деву Марию с младенцем Христом, то понимаем, что это Сын Божий, а отец у него – Бог. Так же и для ребенка, который не имеет отца, Бог должен быть отцом, и когда мы читаем молитву "Отче наш" в таких семьях, эта молитва звучит совсем иначе.

Вспомните, когда Иосиф и Мария бегут с младенцем в Египет. Это событие называется бегством в Египет и является сюжетом многих произведений искусства. Но если перевести его на современный язык, то Святое Семейство было беженцами, и это еще один важный и актуальный смысл сегодня. Потому что на самом деле беженцы – это люди, которые являются не такими, как мы. У них могут быть другой менталитет, другая культура, но когда мы встречаемся с ними, то должны вспомнить, что в них также встречаем Христа.

И вспомните еще: волхвы приносят Христу подарки. Украинское и русское слово "волхвы" имеет несколько негативную коннотацию, но если вспомнить этих библейских волхвов, то стоит понять, что, с одной стороны, это были цари, с другой стороны – ученые, астрономы, астрологи, мудрецы, маги (если говорить на английском языке). И эти люди приносят Христу пророческие подарки. Они понимают, что это необычный человек, и дарят ему золото – как царю. Я думаю, что нам тоже стоит подарить Христу золото – золото нашего чистого сердца и совершенной жизни. Также они дарят ему ладан – это смола, которая используется в церкви для того, чтобы был хороший аромат. Так же и мы должны подарить Христу ладан нашей молитвы, то есть чистой молитвы. И третий дар волхвов младенцу Христу – смирна. Это смесь, которую использовали, чтобы намазывать тело умершего человека. То есть фактически они предсказывают его жертвенную смерть. Так и мы с вами должны жертвенно служить ближнему.

Это все, что стоит знать и не забывать на Рождество. А уже потом мы садимся за стол, потом молимся в храме, потом поем колядки, передавая друг другу знания о Рождестве в очень простой и совершенной народной форме, и уже потом празднуем вплоть до Крещения.

Многих с детства взрослые учат, что нельзя выполнять какую-то работу на определенные праздники. Чего нельзя делать на Рождество?

Я, хоть и священник, но не знаю ответа на вопрос о том, чего нельзя делать на религиозные праздники, потому что на религиозные праздники надо делать добро. А, наверное, делать не надо ничего злого. Если же мы делаем добро определенным способом, то, наверное, любое дело или действие, направленное на то, чтобы помочь ближнему, должно приветствоваться. Лишним, думаю, будет действие, которое отбирает у нас время для добрых дел, для прославления Бога или для общения с ближним.

- По вашим наблюдениям, число людей, которые ходят в церковь, отмечают Рождество, увеличивается с годами?

Социология говорит, что в Украине около 70% людей называют себя верующими. Почти 70% из них являются православными. Все эти люди празднуют Рождество. Если мы посмотрим, с одной стороны, на заполненные храмы, то можем считать, что мы все действительно являемся верующими, религиозными людьми, христианами. Но если мы оглянемся вокруг, то увидим, что наша страна до сих пор не живет по Божьим заповедям.

Тогда возникает вопрос: действительно ли мы являемся верующими? Действительно ли мы являемся христианами? Действительно ли мы празднуем именно день рождения Иисуса? Собираемся ли мы именно за Его праздничным столом? Слышим ли мы то, что Он говорит нам? Встречаем ли мы Его на улице, дома, на работе, в социальных сетях? Как это ни странно будет звучать, но сам Господь говорит: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я среди них".

Как Он среди нас? Тогда, когда мы о Нем помним, тогда, когда мы знаем Его заповеди, тогда, когда мы делаем что-то доброе тому, кто рядом с нами. Тогда мы это дарим Богу.

Потому что мы привыкли думать, что Бог является нашим помощником, а Он хочет, чтобы мы были его помощниками.

В прошлом году украинцы получили дополнительный рождественский выходной 25 декабря. Что думаете о таком новшестве?

Очень хорошо, что в Украине не противопоставляют 25 декабря и 7 января. Мы имеем два рождественских дня и должны наполнять их рождественскими смыслами. Если говорить о 7 января, то здесь все понятно – это наше Рождество, это наши традиции, это то, что передается из поколения в поколение, то, что возрождается сегодня.

Хочу подчеркнуть, что на праздничном Всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется Родившийся в Вифлееме Христос. Литургия – это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками, а основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.

Также нужно сказать, что рождественская служба начинается днем раньше - в Рождественский Сочельник. Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром - вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались. Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января.

Но сейчас, поскольку мы стали более немощные и слабые, торжественная вечерня совершается 6 числа утром и завершается Литургией Василия Великого.

Поэтому те, кто хочет правильно, по уставу, по примеру наших предков – древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию.

2. Готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать.

В афонских монастырях, в частности в Дохиаре, игумен монастыря архимандрит Григорий всегда говорит, что лучше ненадолго сомкнуть глаза в храме, если совсем сморил сон, чем удаляться для отдыха в келлию, покидая, таким образом, богослужение.

Вы знаете, что в храмах на Святой горе расставлены специальные деревянные стулья с подлокотниками – стасидии, на которых можно сидеть или стоять, откинув сидение и оперевшись на специальные поручни. Также нужно сказать, что на Афоне во всех монастырях братия в полном составе обязательно присутствует на всех богослужениях суточного круга. Отсутствие на службе является достаточно серьезным отступлением от правил. Поэтому и покинуть храм во время службы можно только в крайнем случае.

В наших реалиях в храме не поспишь, но в этом и нет необходимости. На Афоне все службы начинаются ночью – в 2, 3 или 4 часа. А в наших храмах службы не ежедневные, литургии ночью - вообще редкость. Поэтому к тому, чтобы выйти на ночную молитву, можно подготовиться совершенно обычными житейскими способами.

Например, обязательно поспать накануне перед службой. Пока позволяет евхаристический пост, выпить кофе. Раз Господь дал нам такие плоды, которые бодрят, то нужно ими пользоваться.

Но если во время ночной службы начинает одолевать сон, думаю, правильнее будет выйти, сделать несколько кругов вокруг храма с Иисусовой молитвой. Эта небольшая прогулка обязательно освежит и даст силы и дальше находиться во внимании.

3. Поститесь правильно. «До первой звезды» означает не голодать, а присутствовать на богослужении.

Откуда взялся обычай не вкушать пищи в Рождественский Сочельник, 6 января, «до первой звезды»? Как я уже говорил, раньше рождественская вечерня начиналась в послеобеденное время, переходила в Литургию Василия Великого, которая заканчивалась тогда, когда на небе, действительно, уже появлялись звездочки. После Литургии уставом разрешалось вкушение трапезы. То есть, «до первой звезды» означало, фактически - до окончания Литургии.

Но со временем, когда богослужебный круг был вычленен из жизни христиан, когда люди стали относиться к богослужению достаточно поверхностно, это переросло в какой-то совершенно оторванный от практики и реальности обычай. Люди и на службу не идут, и не причащаются 6 января, но при этом голодают.

Когда меня спрашивают, как поститься в Рождественский сочельник, я обычно говорю так: если вы присутствовали утром на Рождественской вечерне и на Литургии Василия Великого, то благословляется вкушать пищу, как положено по уставу, после окончания Литургии. То есть, днем.

Но если этот день вы решили посвятить уборке помещений, приготовлению 12 блюд и так далее, тогда уже, будьте добры, вкушайте после «первой звезды». Раз не несли молитвенный подвиг, хотя бы понесите подвиг поста.

Относительно того, как поститься перед Причастием, если оно будет на ночном богослужении, то по существующей практике, литургический пост (то есть, полное воздержание от пищи и воды) в таком случае составляет 6 часов. Но это нигде прямо не сформулировано, и нет четких указаний в уставе, сколько часов до причащения нельзя есть.

В обычный воскресный день, когда человек готовится к Причастию, то принято не вкушать пищи после полуночи. Но если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе, то правильно будет не вкушать пищу где-то после 21.00.

В любом случае этот вопрос лучше согласовать с духовником.

4. О дате и времени исповеди узнайте и договоритесь заранее. Чтобы не провести в очереди всю праздничную службу.

Вопрос исповеди на рождественской службе сугубо индивидуальный, потому что в каждом храме есть свои обычаи, традиции. Легко говорить об исповеди в монастырях или тех храмах, где большое количество служащих священников. Но если в церкви служит один батюшка, а таких большинство, то лучше всего, конечно, договориться со священником заранее, когда ему будет удобно вас поисповедовать. Лучше исповедоваться накануне Рождественского богослужения, чтобы на службе думать не о том, успеете или не успеете поисповедоваться, а о том, как действительно достойно встретить пришествие в мир Христа Спасителя.

5. Не променяйте богослужение и молитву на 12 постных блюд. Это традиция не евангельская и не литургическая.

Меня часто спрашивают о том, как увязать присутствие на службах в Сочельник и Рождество с традицией застолья в Навечерие Рождества, когда специально готовится 12 постных блюд. Скажу сразу, что традиция «12 страв» для меня несколько загадочна. Рождественский, как и Крещенский Сочельник, является днем постным, причем днем строгого поста. По уставу в этот день положена вареная пища без масла и вино. Каким образом можно приготовить 12 разнообразных постных блюд без использования масла - для меня загадка.

По моему мнению, «12 страв» – это народный обычай, ничего общего не имеющий ни с Евангелием, ни с богослужебным уставом, ни с литургической традицией Православной Церкви. К сожалению, в СМИ накануне Рождества в большом количестве появляются материалы, в которых внимание концентрируется на каких-то сомнительных предрождественских и построждественских традициях, вкушении тех или иных блюд, гаданиях, гуляниях, колядованиях и так далее – всей той шелухе, которая зачастую очень далека от истинного значения великого праздника пришествия в мир нашего Искупителя.

Меня всегда очень ранит профанация праздников, когда их смысл и значение сводятся к тем или иным обрядам, сложившимся в той или иной местности. Приходится слышать, что такие вещи, как традиции, нужны для людей пока еще не особо воцерковленных, чтобы их как-то заинтересовать. Но знаете, в христианстве все-таки лучше людям давать сразу доброкачественную пищу, а не фаст-фуд. Все-таки лучше, чтобы человек узнавал христианство сразу с евангельской, с традиционной святоотеческой православной позиции, чем по каким-то «комиксам», пусть даже освященным народными обычаями.

На мой взгляд, многие народные обряды, связанные с тем или иным праздником, это и есть комиксы на тему православия. Ни к смыслу праздника, ни к евангельскому событию они практически никакого отношения не имеют.

6. Не превращайте Рождество в кулинарный праздник. Этот день - прежде всего, духовная радость. И для здоровья неполезно выходить из поста обильным застольем.

Опять-таки, все дело в приоритетах. Если для кого-то приоритетно посидеть за богатым столом, то весь день накануне праздника, в том числе, и когда уже совершается праздничная вечерня, человек занимается приготовлением различных мяс, салатов оливье и прочих пышных блюд.

Если для человека важнее встретить родившегося Христа, то он, прежде всего, идет на богослужение, а уже в свободное время готовит то, на что у него хватит времени.

Вообще странно, что считается обязательным в день праздника сидеть и поглощать разнообразные обильные яства. Это ни с медицинской точки зрения неполезно, ни с духовной. Получается, мы весь пост постились, пропустили Рождественскую вечерню и Литургию Василия Великого – и все это ради того, чтобы просто сесть и наесться. Это ведь можно сделать в любое другое время…

Скажу, как готовится праздничная трапеза в нашем монастыре. Обычно по окончании ночных служб (на Пасху и на Рождество) братии предлагается небольшое разговение. Как правило, это сыр, творог, горячее молоко. То есть, то, что не требует особенных усилий при приготовлении. А уже днем готовится трапеза более праздничная.

7. Пойте Богу разумно. Подготовьтесь к богослужению - почитайте о нем, найдите перевод, тексты псалмов.

Есть такое выражение: знание – сила. И, действительно, знание придает силы не только в морально-нравственном отношении, но и буквально - в физическом. Если человек в свое время потрудился над тем, чтобы изучить православное богослужение, вникнуть в его суть, если он знает, что в данный момент происходит в храме, то для него вопрос длительного стояния, усталости не стоит. Он живет духом богослужения, знает, что за чем следует. Для него служба не разделяется на две части, как это бывает: «Что сейчас на службе?» - «Ну, поют». - «А сейчас?» - «Ну, читают». У большинства людей, к сожалению, служба делится на две части: когда поют и когда читают.

Знание службы дает понимание, что в определенный момент богослужения можно присесть и сидя внимать тому, что поется и читается. Богослужебный устав в некоторых случаях разрешает, а в некоторых даже предписывает сидеть. Это, в частности, время чтения псалмов, часов, кафизм, стихиры на «Господи, воззвах». То есть, много моментов службы, когда сидеть можно. А, по выражению одного святителя, лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о ногах.

Многие верующие поступают очень практично, беря с собой легенькие раскладные скамейки. Действительно, чтобы в нужный момент не бросаться к лавочкам занимать места, или не «оккупировать» сидячие места, стоя возле них всю службу, лучше будет взять с собой специальную скамеечку и в нужный момент на нее присаживаться.

Не стоит смущаться сидения во время службы. Суббота для человека, а не человек для субботы. Все-таки в какие-то моменты лучше присесть, особенно, если болят ноги, и сидя внимательно слушать богослужение, чем страдать, мучиться и смотреть на часы, когда же все это закончится.

Кроме заботы о ногах, позаботьтесь заранее о пище для ума. Можно купить специальные книжки или в интернете найти и распечатать материалы о праздничном богослужении - толкование и тексты с переводами.

Обязательно рекомендую также найти Псалтырь в переводе на ваш родной язык. Чтение псалмов является неотъемлемой частью любого православного богослужения, а псалмы очень красивы как мелодически, так и стилистически. В храме они читаются на церковнославянском языке, но даже воцерковленному человеку сложно на слух воспринять всю их красоту. Поэтому чтобы понимать, о чем поется в данный момент, можно заранее, до службы, узнать, какие псалмы будут читаться во время этого богослужения. Это действительно нужно делать, чтобы «петь Богу разумно», чтобы почувствовать всю красоту псалмопения.

Многие считают, что нельзя в храме следить за Литургией по книжке - нужно молиться вместе со всеми. Но одно не исключает другого: следить по книжке и молиться, на мой взгляд, это одно и то же. Поэтому не смущайтесь брать с собой литературу на службу. Можно заранее взять на это благословение у священника, чтобы отсечь ненужные вопросы и замечания.

8. В праздники храмы переполнены. Пожалейте ближнего - поставьте свечки или приложитесь к иконе в другой раз.

Многие, приходя в храм, считают, что поставить свечу – это обязанность каждого христианина, та жертва Богу, которую обязательно нужно принести. Но поскольку Рождественское богослужение намного более многолюдно, чем обычная служба, то с постановкой свечей возникает некая трудность, в том числе потому, что подсвечники переполнены.

Традиция принесения в храм свечей имеет древние корни. Раньше, как мы знаем, все необходимое для Литургии христиане брали из дому с собой: хлеб, вино, свечи для освещения храма. И это, действительно, являлось их посильной жертвой.

Сейчас ситуация изменилась и постановка свечей утратила свое первоначальное значение. Для нас это больше напоминание о первых веках христианства.

Свеча - это наша видимая жертва Богу. У нее есть символическое значение: мы должны перед Богом, как вот эта свеча, гореть ровным, ярким, бездымным пламенем.

Это также и наша жертва на храм, потому что мы знаем - из Ветхого Завета, что люди в древние времена обязательно вносили десятину на содержание Храма и священников, служащих при нем. И в новозаветной Церкви эта традиция была продолжена. Мы знаем слова апостола, что служащие алтарю от алтаря питаются. И те деньги, которые мы оставляем, приобретая свечу, это и есть наша жертва.

Но в таких случаях, когда храмы переполнены, когда на подсвечниках горят целые факелы свечей, а их всё передают и передают, возможно, правильнее будет ту сумму, которую вы хотели потратить на свечи, положить в ящик для пожертвований, чем стеснять манипуляциями со свечами братьев и сестер, молящихся рядом.

9. Приводя на ночную службу детей, обязательно спросите у них, хотят ли они быть сейчас в храме.

Если у вас маленькие дети или престарелые родственники, то пойдите с ними на Литургию утром.

В нашем монастыре сложилась такая практика. Ночью в 23:00 начинается Великое повечерие, за ним утреня, которая переходит в Литургию. Литургия оканчивается где-то к половине пятого утра – таким образом, служба длится около пяти с половиной часов. Это не так много – обычное всенощное бдение каждую субботу продолжается 4 часа – с 16.00 до 20.00.

И наши прихожане, имеющие маленьких детей или престарелых родственников, молятся ночью на повечерии и на утрени, после утрени разъезжаются по домам, отдыхают, спят, а утром приходят на Литургию к 9.00 с маленькими детьми или с теми людьми, которые по состоянию здоровья не могли присутствовать на ночной службе.

Если же вы решили привести детей в храм ночью, то, как мне кажется, главным критерием посещения таких длительных служб должно быть желание самих детей прийти на эту службу. Недопустимо никакое насилие и принуждение!

Знаете, есть для ребенка вещи статусные, которые являются для него критериями взрослости. Такие, например, как первая исповедь, первое посещение ночного богослужения. Если он очень просит, чтобы взрослые взяли его с собой, то в данном случае это нужно сделать.

Понятно, что ребенок всю службу внимательно простоять не сможет. Для этого возьмите для него какую-то мягкую подстилочку, чтобы, когда он утомится, можно было положить его в уголок поспать и разбудить уже перед причастием. Но чтобы ребенок не был лишен этой радости ночной службы.

Очень трогательно видеть, когда дети приходят с родителями на службу, стоят радостные, со сверкающими глазами, ведь ночная служба для них – это очень значимо и необычно. Потом постепенно они стихают, скисают. И вот уже проходя через боковой придел, видишь лежащих вповалку детей, погруженных в так называемый «литургический» сон.

Сколько ребенок выдержит - столько выдержит. Но лишать его такой радости не стоит. Однако, повторю еще раз, попасть на эту службу должно быть желанием самого ребенка. Чтобы Рождество было связано для него только с любовью, только с радостью о родившемся младенце Христе.

10. Причаститесь обязательно!

Приходя в храм, мы часто переживаем, что не успели свечки поставить или к иконе какой-то не приложились. Но не об этом нужно думать. Переживать нужно о том, часто ли мы соединяемся со Христом.

Наша обязанность на богослужении - внимательно молиться и максимально часто, насколько это возможно, причащаться Святых Христовых Таин. Храм, в первую очередь, – это место, где мы причащаемся Тела и Крови Христовой. Это мы обязаны делать.

И, действительно, посещение Литургии без причащения лишено смысла. Христос призывает: «Примите, ядите», а мы отворачиваемся и уходим. Господь говорит: «Пейте от Чаши Жизни все», и мы не хотим. А разве у слова «все» есть иное значение? Господь не говорит: пейте от меня 10%, - те, которые готовились. Он говорит: пейте от меня все! Если мы приходим на Литургию и не причащаемся, то это является литургическим нарушением.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ. Какое основное условие необходимо, чтобы ощутить радость длинной всенощной службы?

Необходимо осознавать, ЧТО много лет назад произошло в этот день. Что «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины». Что «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Что произошло событие такого космического масштаба, которого не было ни до этого, и не будет после.

Бог, Творец вселенной, Творец бесконечного космоса, Творец нашей земли, Творец человека как совершенного создания, Всемогущий, повелевающий движением планет, всей космической системы, существованием жизни на земле, Которого никто никогда не видел, и лишь немногие за всю историю человечества сподобились лицезреть только часть проявления Его какой-то силы… И вот этот Бог стал человеком, младенцем, совершенно беззащитным, маленьким, подверженным всему, в том числе, и возможности убийства. И это все – для нас, для каждого из нас.

Есть замечательное выражение: Бог стал человеком, чтобы мы стали богами. Если это понимать - то, что каждый из нас получил возможность стать богом по благодати, - тогда откроется нам и смысл этого праздника. Если мы будем осознавать, какого масштаба событие мы празднуем, что произошло в этот день, то все кулинарные изыски, колядования, хороводы, наряжания и гадания покажутся нам мелочью и шелухой, совершенно не стоящей нашего внимания. Мы будем поглощены созерцанием Бога, Творца вселенной, лежащего в яслях рядом с животными в простом хлеву. Вот это будет превышать все.

Иногда людям свойственно совершать не свойственные им поступки. Например, ночью большая часть людей обычно спит. Но есть два дня в году, которые многие предпочитают проводить не в уюте домашней спальни, а в совершенно другом месте. Это Рождество Христово и Светлое Христово Воскресение, Пасха. И именно в эти дни случается так, что в храм приходят люди, которые в другое время сюда не ходят или ходят, но довольно редко. Что или, лучше сказать, Кто заставляет нас стремиться под церковные своды в рождественскую ночь? Ответ, наверное, прост...

Пастухи и волхвы

Здесь нужно отметить одну важную деталь, о которой задумывается не каждый. В рождест-венскую ночь человек, поставивший целью посетить богослужение, становится… волхвом или пастухом: Пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2 , 1-2); Пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях (Лк. 2 , 15-16).

Волхвы (ученые люди, наблюдавшие за звездами) проделали долгий путь, ведомые звездой, пастухи оставили свои стада, чтобы увидеть родившегося Богомладенца. Родившийся Спаситель мира объединил всех — и ученых мудрецов, и простых пастухов. И сейчас рождественское богослужение объединяет разных людей, делая их единым целым в желании поклониться Родившемуся, прославить Бога. И ученые волхвы, и простые пастухи шли с чистым сердцем, в котором жило лишь желание увидеть Того, ради Которого можно пожертвовать чем-то личным, претерпеть трудности пути или оставить без присмотра стада в поле. Христос рождается, чтобы пожертвовать Собой на Кресте. Человек в ответ на это должен учиться жертвовать самим собой.

Тем временем в храме…

Что же мы увидим в храме? По традиции, в центре ставится вертеп из еловых веток с иконой Рождества внутри. Но, наверное, в этот день весь храм можно назвать рождественским вертепом, в который люди приходят увидеть и прославить Младенца-Христа.

Как же Церковь прославляет родившегося Спасителя? Конечно, богослужением. Для большей ясности поясню, что любой церковный праздник — будь то Рождество Христово или память кого-то из святых — всегда начинается накануне вечером. Поэтому вечером 6 января во многих храмах совершается всенощное бдение. В древности это богослужение в полном смысле слова совершалось всю ночь — от захода солнца и до появления первых солнечных лучей ранним утром. В современной практике бдение служится накануне вечером. Всенощное бдение под Рождество особенное. Чтобы не перегружать читателя специальными терминами, просто скажем: рождественское всенощное бдение начинается с длительного чтения псалмов — древних гимнов, входящих в состав Библии. Чтение совершается при выключенных светильниках, храм освещается только свечами и лампадами. Но несколько раз чтение прерывается торжественным пением, царские врата (центральные двери главной части храма) открываются, а полумрак храма озаряется светом.

Сначала идет пение фрагментов древнего пророчества Исаии: С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог! (Ис. 8 , 10). Святого пророка Исаию называют ветхозаветным евангелистом, потому что он больше и яснее других пророков возвещал о грядущем Спасителе. Слова с нами Бог — выражение духовной радости, радости осознания присутствия Бога среди людей.

Следующий момент — торжественное исполнение хором главного праздничного песнопения, то есть тропаря: «Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты востока. Господи, слава Тебе!» (русс. пер.: «Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо чрез него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклониться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!» ). Этими словами Церковь прославляет Рождество Христа, через которое весь мир был озарен светом знания (разума, разумения) истинного Бога и Спасителя. Христос именуется Солнцем Правды — как солнце освещает все своими лучами, так и Христос призывает каждого человека просветиться светом Божественной истины. Затем снова продолжится чтение. В этом в очередной раз можно увидеть евангельскую символику: размеренная тишина ночи нарушается явлением славословящих Бога ангельских воинств, возвестивших пастухам Рождение Спасителя.

Это происходит на первой части всенощного бдения. Вторая его часть совершается уже при полном освящении: духовенство выходит на центр храма, совершается каждение вертепа с иконой, чтение Евангелия от Матфея, повествующее о Рождестве, а затем можно услышать важную составляющую бдения, которая называется каноном. Канон — это пение хором и чтение чтецом коротких молитвословий, раскрывающих смысл и значение праздника. Канон Рождества начинается пением хора: «Христос раждается — славите, Христос с Небес — срящите (русс. пер.: встречайте). Христос на земли — возноситеся (русс. пер.: воспряньте). Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославия» . Мы слышим призыв прославить Рождение Христа, воспрянуть в этой радости, с веселием петь прославившемуся Богу. Хору вторит чтец: «Истлевша преступлением, по Божию образу бывшаго, всего тления суща, лучшия отпадша Божественныя жизни, паки обновляет мудрый Содетель, яко прославися» (русс. пер.: Того, кто создан был по образу Божию, истлел от преступления, весь подвергся тлению и лишился лучшей, Божественной жизни вновь восстанавливает мудрый Создатель, ибо Он прославился ). Эти слова являются ответом на вопрос: для чего рождается Христос? Для того, чтобы обновить и воссоздать падшего в грех Адама и всех его потомков, вернуть человеку то, чего он лишился грехопадением.

Нужно сказать и о том, что существует еще одна традиция совершения всенощного бдения накануне Рождества Христова: служба начинается поздним вечером, практически соединяясь с Литургией. Верующие молятся почти всю ночь, точно так же, как это было в древнехристианские времена.

Литургия

Божественная литургия — это самое главное церковное бого-служение, ведь ее кульминацией является Таинство Причащения, когда вся церковная община приобщается Святых Тела и Крови Христовых. На Рождество Литургия обычно начинается в полночь. Она также состоит из нескольких частей.

Особенность рождественской Литургии заключается в том, что во время ее первой части мы постоянно слышим песнопения, прославляющие родившегося Бога и Спасителя. Пение фрагментов специально выбранных для этой Литургии псалмов чередуется с молитвенными обращениями ко Христу: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас» и «Спаси ны, Сыне Божий, от Девы рождейся, поющия Ти: аллилуия» (русс. пер.: Спаси нас, Сын Божий, рожденный от Девы, поющих Тебе: аллилуиа ). Богородица — главная участница Рождества, от Нее рождается Сын Божий. Поэтому верующие молят Господа о спасении по молитвам и заступничеству Его Пречистой Матери.

Затем на Литургии мы услышим чтение фрагмента из послания (письма) святого апостола Павла к Галатам о том, что когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал. 4 , 4-5). И Евангелие от Матфея о поклонении Христу волхвов.

У рождественской Литургии есть еще одна особенность — чтение Рождественских посланий. Одно из них — послание Патриарха Московского и всея Руси, а другое — правящего епархиального архиерея. Оба послания оглашаются во всех храмах епархии. Рождественское послание — это одновременно и проповедь, раскрывающая смысл и значение Рождества Христова, и поздравление верующих — священнослужителей и мирян — с этим светлым и радостным праздником, а также и краткое подведение итогов уходящего года. Традиция подобных праздничных посланий, по крайней мере в России, получила широкое распространение в послевоенное время. Тогда, в условиях «запрета на религию», когда не было церковной прессы, а Патриарх и архиереи не могли обратиться к верующим через светские средства массовой информации, такие послания были практически единственным способом донести до паствы какие-то важные факты церковной жизни.

Времена гонений и запретов прошли. Но традиция праздничных посланий остается. Для чего это нужно сейчас? Это еще один знак единства верующих. Мы ходим в разные храмы, не у всех есть возможность попасть на архиерейское богослужение (да и при всем желании главный храм епархии, в котором совершаются архиерейские службы, не сможет вместить всех верующих). Но обращение епископа ко всей своей пастве через праздничное послание показывает каждому из нас целостность церковной общины.

Во время богослужения верующие молятся о Патриархе, правящем архиерее и служащем духовенстве. Патриарх, архиерей и духовенство обращаются с праздничным поздравительным словом ко всем верующим и одновременно к каждому из нас конкретно. Христос родился для всех нас. Поэтому и празднуем мы все вместе.

История или живая реальность?

Рождество — это не просто воспоминание о дне рождения Спасителя для земной жизни. Рождество — это не история, а живая реальность духовной жизни. Рождество Христово актуально для каждого из нас — здесь и сейчас. Потому что Спаситель для каждого из нас рождается и за каждого из нас умирает. Да, Он родился в Вифлееме, но родился ли Он в наших душах и сердцах? Этот вопрос ставит перед нами Рождество.

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 24 (500)

1 Как правильно подготовиться к Рождеству?

Блаженнейший митрополит Онуфрий: - Рождеству предшествует пост, и это, конечно, не случайно. Церковь таким образом предлагает человеку не просто встретить этот праздник, а стать его непосредственным участником. Это возможно только в том случае, если человек через пост и молитву очистит свою душу и сердце. Поэтому первое, что нужно сделать перед Рождеством, - это держать пост.

Но, конечно, пост как телесный подвиг сам по себе ничего хорошего человеку не даст, потому что без духовных усилий он останется не более чем диетой. Пост призван помочь человеку в очищении души. Таким образом, во время поста надо обязательно исповедоваться и причаститься.

Мы часто слышим слова о том, что "Бог у меня в сердце". Так вот в прямом смысле этого слова Бог может быть в сердце только в том случае, если человек исповедывается и причащается. Это, кроме всего прочего, должно быть еще и одним из основных условий подготовки к Рождеству. Как в свое время говорил митрополит Антоний Сурожский: "Если Бог не родится в нашей душе, то Его Рождество в Вифлееме ничего нам не даст".

2 Как правильно встретить этот праздник, о чем не забыть?

Митрополит Антоний: - Православные христиане все праздники должны встречать в храме. Участие в Богослужении делает нас с вами причастными тому событию, которое отмечает Церковь.

Сегодня, к сожалению, любой праздник для наших современников превращается в повод посидеть за столом, выпить и так далее. Заповедь Божию "шесть дней работай, а седьмой день - Господу Богу твоему" трактуют в смысле безделия - шесть дней нужно работать, а седьмой - отдыхать. А отдых, в свою очередь, понимают как приятное времяпрепровождение со всеми вытекающими… Естественно, что раньше ситуация была несколько иной. Наши предки понимали, что без храма любой праздник - несовершенен и бессмыслен. Только Богослужение наделяет его содержанием которое, в свою очередь, влияет и на нашу жизнь. Потому и старались по возможности встречать праздник вместе с Церковью.

О чем не забыть? О добрых делах, о милосердии, о помощи ближним. Об этом никогда не надо забывать, а особенно в такие дни. Вспомните, что, возможно, где-то есть люди, которым в этот день нечего есть. Поделитесь с ними от своей трапезы. Это важно.

3 Какие блюда уместны на праздничном столе, а какие излишни?

Архимандрит Виктор (Коцаба): - Наверное, надо различать трапезу в Рождественский сочельник и непосредственно на Рождество.

Часто, особенно в последнее время, говорят, что на сочельник на столе должно обязательно быть 12 блюд. Это неправда. На самом деле на столе может быть только одно блюдо - сочиво (варенная пшеница со сладостями). Надо помнить, что этот день - день самого строгого воздержания за весь Рождественский пост. По традиции православные христиане не вкушают никакой пищи до появления на небе первой звезды как символа той Звезды, которая воссияла над Вифлеемской пещерой. Конечно, не может даже идти речи о том, чтобы в этот день, в сочельник, нарушать пост скоромной пищей.

А вот на сам праздник Рождества никаких конкретных предписаний Церковь уже не дает. Единственное, о чем хотелось бы сказать, так это о том, что излишними могут быть дорогие блюда. Лучше приготовить трапезу поскромнее, а деньги, сэкономленные таким образом, потратить на благотворительность.

4 Как правильно разговеться, чтобы не навредить здоровью телесному и духовному?

Блаженнейший митрополит Онуфрий: - Правильно - значит трезво. И в прямом, и в переносном смысле этого слова. Не надо превращать праздничные дни в бесконечное чревоугодие и пьянство. Есть надо в меру, а пить надо очень осторожно (а многим лучше вообще воздержаться).

Разговение предполагает все-таки участие в Богослужении. Поэтому самый лучший совет, какой в этом случае можно дать, может быть таким - разговляйтесь так, чтобы это не мешало вашей молитве!

5 Где лучше встречать Рождество: в кругу семьи, в гостях или в клубе?

Митрополит Антоний: - Рождество, исходя из названия, это семейный праздник. В мир пришел Младенец, Который потом отдал жизнь Свою для того, чтобы спасти каждого из нас. Он родился, чтобы даровать нам победу над диаволом, смертью и грехом. Это ли не повод для того, чтобы собраться всем вместе и в семейном кругу поблагодарить Его за то, что Он сделал?

А в клубе какая может быть благодарность?

6 Когда следует идти в церковь - до праздника или после?

Блаженнейший митрополит Онуфрий: - В храм надо ходить и до, и после праздника. Скажу больше - в храме надо быть и во время праздника!

Практически во всех храмах нашей Церкви в этот день совершаются всенощные службы и ночные Литургии. Во многих храмах Богослужения бывают не только ночью, но и с утра. Поэтому человек волен выбирать, когда именно ему идти в храм. Но идти, как мы уже неоднократно говорили, надо обязательно.

7 Уместно ли жениться или выходить замуж на Рождество?

Архимандрит Виктор (Коцаба): - Нет, на сам праздник Рождества, как и довольно длительный период после него (до Богоявления), Церковь не совершает бракосочетаний. Почему? Для того чтобы одна радость не затмевала другую. Так что такое важное событие, как брак, лучше отложить на несколько недель.

8 Следует ли в этот праздник поминать покойных или идти на кладбище?

Митрополит Антоний: - Мы поминаем покойных всегда. Просто церковное поминовение отличается от поминовения не церковного. Как? Молитвой. Мы молимся за усопших каждый день.

Идти ли на кладбище? Думаю, что можно. Но опять же - только для личной молитвы.

9 Вещие ли сны, которые сняться накануне Рождества? Если снятся умершие - то как реагировать?

Блаженнейший митрополит Онуфрий: - Святые отцы учат нас не доверять своим снам. Вообще. Почему? Потому что они бывают от Бога, от лукавого или от нашего естества. Чаще всего сны - это результат последних двух причин и никакой полезной информации они не содержат. А вот навредить, если человек доверяет им, могут. Мы не в состоянии отличить различные виды сна, поэтому лучше не верить им совсем.

Если снятся умершие, то, как и во многих других случаях, это должно стать поводом к исповеди и причастию. Или к доброделанию.

11 Стоит ли вернуть на макушку елки Вифлеемскую звезду или все же украшать деревце по своему разумению?

Архимандрит Виктор (Коцаба): - Вифлеемская звезда по традиции восьмиконечная. Если речь идет о таком украшении, то да, наверное, стоит. Ну и украшать, как вы изволили выразиться, по своему разумению никто не запрещает. Главное, чтобы это не было кощунственным.

12 Сейчас в моде делать украшения своими руками. Можно ли делать игрушечных, бумажных ангелов, Христа или Деву Марию?

Архимандрит Виктор (Коцаба): - Украшения, сделанные своими руками, - это на самом деле замечательно! Особенно если в изготовлении таких вещей участвует вся семья. Ведь во время совместной подготовки к празднику сколько всего о Рождестве можно рассказать детям!

Что же касается игрушечных, а именно бумажных поделок, то думаю, изображения ангелов допустимы, а вот Христа и Божией Матери - нет. Это, скорее, католическая традиция.

13 Ваше пожелание для украинцев в честь рождественских праздников.

Блаженнейший митрополит Онуфрий: - Рождество - это великий праздник. Выражаясь современным языком, это день рождения Господа Иисуса Христа. И все мы знаем, что на день рождения необходимо дарить подарки. А что мы можем подарить Богу? Ведь у Него все есть, Он всем обладает. Однако существует один подарок, который всегда угоден Богу и который Он всегда с радостью принимает. Это дела милосердия. Пусть Господь дарует каждому из нас искреннее желание и необходимую возможность от всего сердца послужить нашим ближним!

Рождество является уникальным праздником, в котором тесно переплелись церковные и народные традиции. Этому дню предшествует Сочельник или Святвечер, который припадает на 6 января. "КП в Украине" разобралась во всех мифах, связанных с Сочельником.



Понравилась статья? Поделитесь ей