Контакты

Роман сладкопевец день памяти. Молитвы преподобному роману сладкопевцу. Детство и юные годы будущего святого

История сохранила очень мало данных о св. Романе Сладкопевце. Он родился в конце V в. в еврейской семье* в городе Эмесе близ Бейрута. Согласно древнему синаксарю, там он служил диаконом. Но другое предание говорит, что св. Роман был рукоположен в диакона уже в Константинополе, что было много позднее. В его житии говорится, что Роман проводил аскетический образ жизни. Сохранилось также предание, что прежде получения чудесной помощи свыше, он был безграмотным.

То ли низкий моральный уровень жителей Бейрута, то ли иное какое побуждение было у св. Романа оставить этот город, но он переселяется в Константинополь. В этой блестящей столице Византийской империи ему было трудно. Он получил место пономаря в одном из храмов столицы. Дни он проводил в месте своего служения, усердно трудясь в храме, а на всю ночь уходил всегда открытый храм Божией Матери во Влахернах. В этом знаменитом храме Роман молился в течение всей ночи. Спустя некоторое время он перешел на службу в патриарший кафедральный собор столицы. Здесь своим усердным служением он обратил на себя внимание патриарха Евфимия. В Греческой Церкви, как и во всех Балканских Церквах, пономари были одновременно и псаломщиками, т.е. совмещали службу уборки храма с клиросным служением. Но, в отличие от других служителей храма, св. Роман не умел читать и не мог петь церковных песнопений. Однако патриарх приравнял его в отношении жалования к другим служащим храма, которые несли также и клиросное служение. Это вызвало их раздражение на Романа, которое перешло в открытое преследование. Его всячески притесняли. Чувствительный душой, добрый, сердечный и незлобивый святой от этого очень страдал. А однажды издевательства над ним превзошли всякую меру: во время совершения Царских часов в навечерие праздника Рождества Христова, когда в храме присутствовал царь Анастасий и было много духовенства и мирян, певчие насильно потащили святого, который в это время был занят лампадами, на амвон, возвышавшийся посередине церкви, говоря: "Получаешь равное с нами жалование - неси и равную с нами службу". Преподобный не умел петь и не мог прочесть текста, а потому со стыдом покинул амвон. Ему казалось, что все смеялись над ним, и особенно тяжело ему было потерпеть такой стыд пред лицом царя... Тогда Роману казалось, что выхода нет, и, рассуждая по-человечески, он был прав. Сказать о своей обиде было некому. Обратиться к патриарху? - Но патриарх - лицо слишком высокое и недоступное, да часто и нельзя ожидать сердечности от тех, которые достигли высоких постов. Кроме того, если бы патриарх и принял бы участие в нём и сделал бы выговор клирикам, то можно себе представить, как они стали бы мстить ему. Но когда положение действительно безнадежно, когда человек совершенно не в силах помочь себе и ни от кого ждать поддержки, и в то же время он отчаянно нуждается в ней, вот тогда-то являет себя помощь Христа и Его Матери. К Ним-то и прибег святой. После завершения службы, когда все ушли из храма, он повергся ниц перед образом Божией Матери, и со слезами просил Ее не оставить его Своей помощью. В печали он пошел домой, и от печали не вкусив пиши, уснул. Во сне он увидел видение, которое должно было совершенно переменить его жизнь. Он увидел Божию Матерь, в Ее руках был маленький свиток. Она сказала ему тихим голосом: "Открой уста". И когда он открыл уста, Владычица вложила в его уста этот свиток и сказала: "Съешь его". Он проглотил свиток, и тут же проснулся. И почувствовал в сердце необыкновенную радость, и ощутил, что и разум его просветился. Неграмотность и необразованность вдруг совершенно исчезли, как будто их и не было, он ощутил себя в полноте великих знаний и великой силы. И если несколько часов назад он покинул храм в печали, с горькими слезами, то теперь он возвращался в этот же храм с великим торжеством и радостью, а в сердце его слагалась чудесная песнь... Началась божественная служба. Служил патриарх с сонмом епископов и священников, присутствовал царь с вельможами и военачальниками; храм был полон. Наступило время пения кондака праздника. И вот, к удивлению и даже немалому страху других клириков, на амвон взошел Роман. Он развил свиток, который держал в руках, и с лицом ангела начать петь вдохновенным голосом сочиненные им слова и мелодию. Какая это была мелодия, мы не знаем, потому что византийские мелодии не разгаданы, а, кроме того, как можно заключить из надписания кондаков, они имели свою собственную мелодию. Но слова, сочиненные св. Романом, мы знаем и ежегодно торжественно воспеваем их на Рождество Христово. Слова эти следующие:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют. Нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

В нескольких словах здесь представлена и глубина догматической тайны и обширность евангельской повести о Рождестве Христовом. Вечное чудесно сочеталось с временным; небо - с землей, невместимое слилось в гармонию с крайне ограниченным: Бог сошел на землю и ради человека стал Человеком, и земля принесла своему Творцу в подарок - пещеру, небо - звезду, а человечество принесло Богу Пречистую и Преблагословенную Деву Марию, участвовавшую в примирении нас с Богом, чтобы Ему принять человеческую плоть от Той, Которая всю Свою жизнь отдала Богу в совершенную жертву.

Затем Роман пропел 24 икоса, которые сопровождали этот кондак. (В настоящее время, после кондака читается только один икос, и кондак не воспевается на амвоне с той торжественностью, как это было при св. Романе.)

Все бывшие в храме были глубоко тронуты. Преп. Роман свернул свиток и смиренно сошел с амвона и затерялся в толпе. Патриарх немедленно пригласил его в алтарь и спросил его, каким образом он сочинил это боговдохновенное произведение? И святой открыл ему всё. Патриарх предложил Роману диаконское служение в соборе. И тогда, вероятно, он открыл патриарху, что он уже имеет диаконский сан, полученный им в Бейруте, и живет монашеской жизнью. Клирики, которые перед тем обижали святого, припали к его ногам, прося его прощения и моля его взять их в свои ученики. Преподобный сразу же их простил и обнял их и исполнил их просьбу.

Впоследствии св. Роман написал множество кондаков: на Господни и Богородичные праздники, на события Страстной седмицы, на Пасху и воспоминания евангельских событий, на события из Ветхого Завета, на темы христианской жизни, как-то: покаяние, пост и т.п. Эти кондаки и сопровождающие их икосы, числом от 20 до 30, написаны в стихотворной форме и в ритме соответствующих им мелодий, которые, увы, не разгаданы.

В дни больших праздников царь приглашал к себе во дворец соборных певчих, и здесь исполнялись кондаки св. Романа. В его кондаках обычно представлена назидательная проповедь, диалог и заключительная молитва: они богаты и по догматическому содержанию, и по красоте. Вероятно, кондаки пелись на два клироса антифонно, а затем последний стих, которым кончаются все икосы, пели оба хора вместе. Пели в унисон (гармонизация не была известна до XV-го в.), без сопровождения каких-либо инструментов, хотя и на Востоке, и в древней Элладе религиозное пение сопровождалось игрой на музыкальных инструментах, но Православная Церковь эту практику отвергла. Возможно также, что кондаки исполнялись наподобие чтения у нас акафистов: после положенного евангельского чтения, вместо проповеди, священник или диакон читали или, лучше сказать, пели текст кондака, а клирос пел последнюю строфу-припев. Как говорится в одной древней рукописи, царь Юстиниан Великий знал Романа, но стал ли он, так сказать, дворцовым композитором, - как утверждают некоторые - остается не подтвержденным источниками. Можно сказать одно: сам святой этой земной славы не искал; в одном из своих икосов он выражает печаль о том, что ему приходится вести слишком светский образ жизни. Это был период величайшего расцвета, мощи и культуры Византии.

Из множества кондаков св. Романа до нас дошли только 85; только несколько из них переведены на русский язык. В нашей Церкви творения св. Романа Сладкопевца, в сущности, не используются: осталось только несколько кондаков в сопровождении одного икоса. Каноны и стихиры, написанные по определенному плану более поздними песнопевцами Православной Церкви, оказались более жизненными.

Умер св. Роман в Авасском монастыре под Константинополем около 555 года.* В его житии говорится, что он был весьма любим всеми и почитаем; и, прожив свою жизнь богоугодно и праведно, ушел в вечные селения и ныне с ангельскими хорами воспевает Богу Трисвятую песнь.

Каждый, кому довелось побывать на православном богослужении, обращал внимание на необыкновенную красоту церковного пения. Его звуками сопровождаются практически все службы, совершаемые в течение года. Особым же великолепием радуют они прихожан в дни праздников, направляя все их помыслы к вышнему миру. Одним из тех, кто посвятил свою жизнь созданию этих замечательных песнопений, был преподобный Роман Сладкопевец, память которого отмечается 14 октября, в

Детство и юные годы будущего святого

Святой Роман — грек по происхождению - родился в 490 году в небольшом сирийском городе Емесе. С ранних лет он ощутил своё призвание в служении Богу и вел благочестивую жизнь, удаляясь от мирских соблазнов. Едва выйдя из отроческих лет, Роман устроился пономарём в одну из церквей Берита — так назывался в те годы нынешний Бейрут, а когда на византийский престол взошёл благочестивый император Анастасий I, он переехал в Константинополь и стал служить в церкви Пресвятой Богородицы.

И здесь, в столице православной Византии, прославился своим исключительным благочестием будущий святой Роман Сладкопевец. Житие его в полной мере рисует нам картину постоянного духовного подвига, творимого молодым человеком. Все его дни были наполнены постами, молитвами и богомыслием. Подобное рвение к служению Господу не осталось незамеченным, и вскоре Роман Сладкопевец был принят пономарём в храм Святой Софии — мировой центр православия тех лет.

Козни завистников

Не обученный с детства грамоте и лишённый возможности читать Роман тем не менее превосходил своими богоугодными делами многих книжников. За это он снискал любовь патриарха Ефимия — человека высоких душевных качеств, который стал его наставником и покровителем. Однако подобное расположение предстоятеля церкви вызвало зависть у многих клириков, увидевших в молодом пономаре патриаршего фаворита.

Известно, что зависть часто толкает людей на подлые поступки. Это в равной степени относится и к мирянам, и к духовным лицам. Вот и многие из числа константинопольского духовенства возроптали на патриарха и пытались строить Роману всякие козни, чтобы унизить его в глазах предстоятеля церкви. Однажды им это удалось.

Конфуз во время праздника

Как-то раз, в праздник Рождества Христова, в храме присутствовал лично император и его приближённые. Служба велась очень торжественно, и всё было исполнено подобающего благолепия. Роман Сладкопевец, как и следовало ему по скромной должности, был занят тем, что расставлял в храме светильники. Лукавые же клирики заставили его выйти на амвон и петь с него хвалебную песнь Богу, что совсем не входило в его обязанности.

Сделали они это из коварства: Роман, не обладая в то время ни слухом, ни голосом, необходимыми для пения, должен был неминуемо осрамиться. Так и получилось. Став всеобщим посмешищем и претерпев унижение, молодой человек, упав пред образом Пресвятой Богородицы, молился и горько плакал от обиды и отчаяния. Вернувшись домой и даже не вкусив пищи, Роман уснул, и в тонком сновидении ему явилась сама Царица Небесная и, протянув ему небольшой свиток, велела открыть уста. Когда он это исполнил, Пресвятая Дева вложила в них свиток и повелела его съесть.

Великий дар Богородицы

Проглотив хартию, будущий святой пробудился, но Матерь Божия уже его покинула. Ещё не вполне осознав случившееся, Роман вдруг ощутил в себе разумение Учения Божьего. Это произошло оттого, что Пресвятая Дева отверзла его ум для познания мудрости, заключённой в Священном Писании, как некогда Христос сделал это своим ученикам. Ещё недавно мучимый обидой и унижением, теперь он в слезах благодарил Царицу Небесную за те познания, которые она даровала ему в мгновение ока.

Дождавшись часа, когда во время всенощного бдения следовало воспеть праздничное песнопение, Роман Сладкопевец уже по собственной воле поднялся на амвон и пропел сочинённый им самим кондак таким дивным голосом, что все находившиеся в храме застыли от изумления, а когда опомнились, пришли в неописуемый восторг. Это был кондак, исполняемый и поныне в православных храмах в честь Великого праздника Рождества Христова.

Посрамление завистников и милость патриарха

Этому чуду подивился и присутствовавший в храме патриарх Анастасий I. На его вопрос о том, откуда Роману известно это дивное песнопение и как он сподобился вдруг обрести дар его исполнения, пономарь не стал скрывать происшедшее с ним, но во всеуслышание поведал о явлении ему Царицы Небесной и о благодати, излитой на него.

Обо всём без утайки рассказал святой Роман Сладкопевец. Житие этого угодника Божия повествует о том, что, услышав его слова, все те, кто ещё недавно строил ему козни, устыдились своих поступков. Они раскаялись и просили у него прощения. Патриарх же незамедлительно возвёл его в сан диакона, и с тех пор Роман Сладкопевец щедро делился дарованной ему премудростью книжной со всеми, кто приходил в храм. Именно Анастасий I назвал святого Романа Сладкопевцем. С этим именем он и вошёл в историю христианской церкви.

Педагогическая и композиторская деятельность святого

Окружённый всеобщей любовью диакон Роман стал учить пению всех желающих, отбирая среди них особо одарённых. Используя дар, данный ему свыше, он занимался серьёзной работой по организации церковных хоров в Константинополе и весьма преуспел на этом поприще. Благодаря его стараниям приобрело невиданные до той поры благолепие и гармоничность.

Помимо этого святой Роман Сладкопевец прославился и как автор множества богослужебных песнопений. Ему принадлежат более тысячи гимнов и молитв, воспеваемых уже в течение многих веков. В наши дни ни один православный праздник не обходится без исполнения его произведений. Особую известность приобрёл написанный им акафист Благовещению Божьей Матери. Он исполняется ежегодно, во время Великого Поста. Его особенность состоит в том, что он явился образцом, на основании которого писались акафисты во все последующие столетия.

Поэтический дар преподобного Романа

Помимо композиторской деятельности святой Роман Сладкопевец вошёл в историю и благодаря ещё одной стороне своего творчества — поэтической. Тексты всех его произведений были написаны на греческом языке и знакомы нам лишь в славянском переводе. Многие исследователи, изучавшие их подлинники и свидетельствующие, что написаны они редким стихотворным размером, известным как тонический, сходятся во мнении, что именно святому Роману мировая литература обязана сохранением и распространением этой уникальной стихотворной формы.

Большое по объёму и бесценное по содержанию музыкально-поэтическое наследие Романа Сладкопевца известно нам во многом благодаря трудам немецкого историка-византиниста Карла Крумбахера, издавшего в конце XIX века полное собрание его гимнов. По заявлению учёного, творения Романа по поэтической силе, глубине заложенных в них чувств и одухотворённости во многом превосходят произведения иных греческих авторов.

Конец жизни святого Романа

Ушёл из земной жизни Роман Сладкопевец в 556 году. Незадолго до своей блаженной кончины он постригся в монахи и стал иноком расположенного недалеко от Константинополя монастыря Авасса. Там и прошли его последние дни. Вселенская церковь по достоинству оценила его богоугодную жизнь и то богатое музыкальное и поэтическое наследие, которое он оставил после себя. Решением одного из Соборов он был причислен к Был написан акафист Роману Сладкопевцу и одна из первых редакций его жития.

Храм при консерватории

Своеобразным памятником прославленному поэту и композитору является храм Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской государственной консерватории. Именно здесь с особой теплотой чтят память этого святого и День Романа Сладкопевца: отмечается как профессиональный праздник. В этом нет ничего удивительного, ведь люди, собравшиеся в стенах консерватории, получили от Бога тот же музыкальный дар, что автор гимнов, пришедших к нам из VI века. Для всех студентов и преподавателей небесным покровителем является Роман Сладкопевец. Икона, на которой представлен его святой образ, пользуется здесь особым почётом.

Всей своей жизнью святой преподобный Роман Сладкопевец явил пример того, как Предвечный Творец ниспосылает дары свои в ответ на чистую и искреннюю любовь к нему, как щедро изливает благодать на тех, чьё сердце ему открыто и кто готов отвергнуть земную суету, став на путь высокого служения.

Биография этого святого собрана, или, если точнее сказать, реконструирована на основе первичных источников - прижизненных свидетельствах и составленных им же кондаков. Известно, что он проживал на рубеже конца V и середины VI веков.

Преподобный Роман Сладкопевец прославился как один из величайших византийских гимнографов. Сведения о нем сохранились в ветхих синаксарях - Менологий Василия II (X в.); также стоит упомянуть Берлинский, Иерусалимский и Патмосский талмуды или кодексы, которые тоже связаны с недошедшим до наших дней житием святого.

Составление жития святого

Прежде чем узнать в чем помогает Роман Сладкопевец, подробно изучим те сведения, которыми располагают церковно-христианские архивы.

Вот, например, в Патмосском кодексе существуют сведения о том, что он был родом из Сирии и города Эмессы и родился в еврейской, но уже христианизированной семье. По прошествии некоторого времени он начал служить диаконом в святой Божией церкви (Воскресения) в Бейруте. А дальше его ждал Константинополь, где на то время правил царь Анастасий. В Кирах он начал служить в храме Божией Матери, где получил благодать от Самой Матери Божией. Она явилась к нему в тонком сне и дала пергаментный свиток, который повелела съесть.

Когда святой поглотил его, то сразу проснулся и, взойдя на амвон, стал возглашать благозвучное пение: «Дева днесь Пресущественного рождает». После Роман Сладкопевец, икона которого часто изображается с огромной грамотой, составил Господские праздники и дни памяти Святых кондаки, число которых оказалось около тысячи. Написанные его рукой, они и до сих пор хранятся в Кирах.

Новые свидетельства

Менологий Василия II к этим сведениям добавляет еще некоторые. Что, пребывая в благоговейном состоянии и непрестанных молитвах на бдении в церкви Богородицы в константинопольском поместье Влахерны, святой Роман Сладкопевец неоднократно возвращался в сирийские Киры. Еще один ранний источник - житие святого Артемия - имеет эпизод времен правления Ираклия, в котором описывается, что с юного возраста святой Артемий молился и воспевал «стихи иже во святых смиренного Романа».

Таков на первый взгляд Святой Роман Сладкопевец. В чем помогает его святой образ? Этот вопрос интересует многих православных христиан. Церквные певчие молятся этому святому в помощи именно в певческом искусстве.

Служба святому Роману - другая группа свидетельств - канон, был опубликован в Минее и подписан именем Епифания в Богородичных. В нем тоже есть некоторые сведения о жизни святого Романа, в частности, указывается: «от юности святой Роман всего себя возложил Христу» (песнь 1,2), в Константинополе жил как аскет. В этом каноне описывается и чудо явления ему Богородицы (песнь 5, тропарь 2).

Еще некоторые сведения о святом дает канон Феофана Грапта, в котором говорится, что он был наилучшим диаконом (6 песнь, 1 тропарь), который служил как проповедник через свои гимны. В этом каноне (песнь 4,2). Также говорится, что он изучал Писание с раннего детства, и, когда прибыл в Константинополь, постоянно посещал церковь Богородицы во Влахерне.

Но самый интересный фрагмент кондака преподобному Роману издан кардиналом Питра и Гродидье де Матоном. До наших современников дошли всего три икоса, где восхваляется житие святого Романа, и особенно - во втором и третьем икосе.

Роман Сладкопевец

К третьей группе относятся кондаки, составленные самим Романом Сладкопевцем. Он был современником землетрясения 527-529 годов, а также свидетелем восстания «Ника» 532 года и построения храма Святой Софии 537 года. Святой также застал ужасные катастрофы 551-554 годов. Хронисты сообщают, что землетрясение 551 года привело к тому, что море отступило более, чем на милю. В 554 году землетрясения чувствовались и в Константинополе, и в Александрии. Это означает, что в это время святой был еще жив.

Молитва Роману Сладкопевцу начинается со слов: «Преподобный Отче Романе!» или «О, священное главо!».

Год его смерти можно датировать не позднее 562-м. Он пришел в Константинополь в правление царя Анастасия (518). В Бейруте начал служить в церкви Вознесения диаконом, когда ему было не менее 25 лет. Рождение святого Романа следует отнести к периоду между 480-490 годами. И наверняка он был хорошо знаком с медицинским искусством, так как в его кондаках достаточно часто можно встретить специфическую медицинскую лексику.

Судя по тому, что в кондаках упоминаются имена великих ученых Платона, Арата, Пифагора, Гомера, Демосфена (кондак на Пятидесятницу, 17 строфа), он получил великолепное и наиболее полное классическое образование. Не менее интригующе выглядят нападки святого Романа на врачей (кондак на Иоанна Евангелиста), что характеризует его как прекрасного знатока медицинской терминологии. Роман Сладкопевец инкриминировал врачам, что они берут мзду чрезмерную со своих пациентов, которые, оставаясь без средств, обрекали себя на голодную смерть. Некоторых врачей он называл «растленным собранием лжеврачей» и подчеркивал их жадность.

Врачебная практика святого

Роман Сладкопевец прожил долгую жизнь. Его еврейское происхождение говорит о том, что, кроме ростовщического дела в византийском мире, евреи часто занимались медицинской практикой, и, скорее всего, и его семья относилась к этой среде. Он конфликтовал с врачебной корпорацией Эмессы, сбивал цену за лечебные услуги и часто лечил безвозмездно.

Поэтому есть предположения, что именно с этими вопросами и связан переезд святого Романа из Эмессы в развивающийся Бейрут, который в VI веке был крупным культурным центром восточного Средиземноморья, где всегда было много соблазнов и хвастливо выставляемого богатства. В таком большом и искушенном городе еврею-провинциалу было очень нелегко пробиться. Для этого надо было обладать незаурядными способностями. И святому Роману, несмотря на все сложности, это все же удалось.

Вероятнее всего, внимание церковных властей привлекло его поэтическое дарование. И тогда его посвятили в диаконы для служения в Бейрутской церкви Воскресения, которая была очень величественной. Положение здесь его как диакона было связано с благотворительными обязанностями.

Познание в праве

На его творения повлияло и пребывание его в центре правоведения. В своих творениях он часто несет правовую мысль, где чувствуются его неплохие адвокатские и следовательские навыки.

Неизвестно, почему покинул Бейрут святой Роман и отправился в Константинополь, но есть некоторые предположения, что он переселился туда в 512 году, когда низложили православного патриарха Антиохийского Флавиана, и на его место пришел богослов и монофизит Севир Антиохийский.

Во время его правления начинаются серьезные притеснения православных служителей. Бейрут был заметным центром вместе с церковью Воскресения. А святой Роман, ваявший кондаки и всегда исповедовавший православие и про-халкедонские взгляды, наверняка, сразу мог обратить на себя внимание и стать изгнанной жертвой монофизитских церковных управителей. Или, возможно, он сам уехал, не выдержав притеснений. Косвенное подтверждение этому - кондак «Трех отроков».

Константинополь

Переехав в Константинополь, он поселился в Кирах вблизи церкви Богоматери (Кириотисса). В ней и произошло видение, о котором говорится в синаксари. Доказательством этого могжет послужить постоянное пребывание святого Романа в Кирах (в этом скромном квартале его тело погребли возле церкви), хотя он мог претендовать и на большее.

А все потому, что Кириотисса стала для него святым местом. Еще одним доказательством видения является возникновение кондака на Рождество. Значит дарование поэтического таланта с благословения Богородицы все же свершилось.

Кроме краткого варианта этого события, есть еще и гораздо поздний распространенный вариант (XIII-XIV вв.). Преподобный Акадий Савваит повествует о том, что святой Роман не имел голоса и совсем не умел читать, за что его собратья часто подвергали насмешкам. Он молился Богородице, и тогда Она явилась к нему во сне и просила, что печалит его и дала ему свиток, взамен он обещает стать монахом. Роман поглощает свиток и вскоре принимает монашеский постриг в обители Авассу. Однако признания того, что Роман стал монахом из повествования Акакия стали ошибочными, да и сама обитель Авассу в ранних источниках почти неизвестна.

Другие исследования

Никифор Каллист, например, об этом видении пишет, что в церкви Богоматери хранилась икона, которая мироточила. И как-то раз святой Роман во время бдения под Рождество задремал на шестой песни канона. В тонком сне к нему явилась Богородица и дала ему свиток, который он съел по Ее велению. Перед седьмой песнью он вышел на амвон и запел «Дева днесь». Но и здесь есть некоторые неточности: в Константинополе в VI веке не было канона. Поэтому этот рассказ можно назвать анахроничным, то есть, созданным, опять же, на основе синаксарей. Рассказы Акакия и Ксанфопула не опровергают информацию синаксарей.

Из тех же синаксарей можно узнать, что святой Роман занимался и политикой. Чего только стоит эпизод с восстанием «Ника» 532 года, весь константинопольский императорский двор готов был покинуть столицу в страхе и ужасе. Он пишет гимн, где есть слова сочувствия правящей власти императора и враждебная настроенность к бунтовщикам, которых автор называет безумцами. Получается, что святой Роман был сторонником жестких мер к бунтовщикам, и это не лишено основания.

Святость

Из жития святого Артемия можно узнать, что Роман Сладкопевец почитался как святой уже со времен Ираклия, так как сочиненные им гимны пелись на бдении. И могила его сохранялась веками, даже в XIII веке ее показывали Антонию Новгородскому, который потом записал, что в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы погребен святой гимнограф.

Роман Сладкопевец, храм которого можно посетить в Киеве и Нижнекамске, стал преподавать пение в Константинополе. Благодаря его трудолюбию, любви к Богу и, конечно же, таланту, было высоко поднято благолепие православных служб. Благодаря своему поэтическому дару, он занял особую нишу среди церковных песнописцев.

Святой сочинил более тысячи молитв и гимнов на разные церковные праздники. Особенно знаменит его акафист Благовещению Богородицы, который поется в пятую субботу Великого поста. Его творения стали образцами, по которым потом составлялись и прочие акафисты. Этот святой очень высоко поднял благолепие православного служения и поэтому занимает почетное место среди церковных песнописцев. Дата его смерти 14 октября (1 октября по старому стилю), где-то между 555 и 562 годами.

Святой Роман Сладкопевец. В чем помогает

С ранней своей юности проводил жизнь богоугодную, подвизавшись в девстве и целомудрии, святой Роман Сладкопевец. Икона с его образом имеет и самостоятельное существование, где он изображен со свитком в руке, обращенным к лику Богородицы, как ознаменование его церковной поэтической деятельности, и на иконе в честь Покрова Пресвятой Богородицы 14 (1 октября), где по центру он изображен в обличие диакона, а рядом Матерь Божия подает ему тот же свиток.

В 1902 году царь Николай II в Московском Ново-Спасском монастыре в поклети Преображенского собора в родовой усыпальнице Романовых устроил храм Романа Сладкопевца, но в годы советского лихолетья, он был поруган и разрушен.

Ему так же молятся те, кто стремится уразумить Священное Писание, молитвы, богослужебные тексты и песнопения. Церковные служители просят его защитить от напраслин и козней завистливых врагов.

Покровителем поэтов и певцов издавна считают святого Романа Сладкопевца. Он заложил основы церковного пения и сложил немало молитвенных гимнов, текстов песнопений, которые мы слышим и сегодня (конечно, в переводе на русский).

Дарованный Богом талант можно использовать по-разному: подчиняясь рынку, заработать больше денег или «прогибаться под изменчивый мир». А можно дар к сочинению мелодий, текстов и песен обратить на радость людям и Богу. Святой Роман Сладкопевец был наделен Богом великим талантом и, приняв монашеский постриг, посвятил свою жизнь молитве и любимому делу музыки.

Жизнь его свидетельствует и о том, что любой человек может своим талантом служить Богу, и о том, что Господь поощряет все таланты даже в монашестве: человек, уходя в монастырь, может и должен развивать дарованное ему Вседержителем.

ИКОНА РОМАНА СЛАДКОПЕВЦА

Каждый верующий человек не раз видел икону Романа Сладкопевца — точнее, его изображение в центре образа праздника Покрова Пресвятой Богородицы, который полагается в центре храма в этот праздничный день, 14 октября. Именно он стоит на амвоне в диаконском облачении по центру образа. Это объясняется тем, что святой любил именно Влахернской храм, где произошло чудесное событие видения Покрова Богородицы, а также сложил этому празднику тропарь и кондак — молитвословия, рассказывающие о событии и прославляющие праздник.

Есть и особая икона святого Романа. Ее также легко узнать:

    • Святой изображается молодым человеком в диаконском облачении (в длинном стихаре — широкой парчовой одежде до пола — с лентой через плечо называемой орарь).
    • В левой руке он держит свиток в руках, как знак его деятельности по написанию богослужебных текстов. Иногда свиток развернут и там написан текст кондака Рождеству Христову «Дева днесь (сегодня) Пресущественного (Бога, Существовавшего прежде всех)рождает…». Также на иконе преподобный Роман может держать в руках маленький храм, знак его церковного служения.
    • В правой руке святой держит кадило или совершает крестное знамение.
    • Есть редкая и интересная икона, где изображен эпизод жития Романа Сладкопевца: Богородица стоит над спящим святым со свитком в руках — по преданию, ему было такое видение, где Божия Матерь подала ему свиток, съев который, святой получил свой великий талант.

ЖИТИЕ РОМАНА СЛАДКОПЕВЦА

Святой по национальности был греком. Родился он в середине V века в сирийском городе Емесе, а после получения образования стал диаконом (то есть священнослужителем, не совершающим Литургию, но участвующим в богослужении и помогающим священнику) в Воскресенском храме Бейрута. Со временем он переехал в столицу Византийской империи, Константинополь, став служащим диаконом при храме Святой Софии — главном, кафедральном соборе города. Здесь постоянно совершал богослужения сам Патриарх Константинопольский Евфимий, который выделял Романа среди других клириков: святой не отличался выдающимися способностями к музыке и пению, но его искренняя вера и добродетели были видны каждому.

Именно благоволение Патриарха к святому Роману, а также человеческая зависть к любимцу начальства изменили его судьбу, показав, что Господь волен и наши несчастья и позор повернуть к великой славе нашей и Своей. Патриаршая милость пробудила злобу и зависть к Роману нескольких клириков Софии (то ли диаконов, то ли священников). Во время одного из торжественных богослужений накануне Рождества, совершаемого Патриархом в присутствии самого императора, они заставили святого выйти для пения в центр храма, на амвон, где он поистине опозорился невнятным, фальшивым пением (богослужением напоминает театральное действо: нельзя уйти со сцены или с амвона).

Уйдя со службы в большой печали, святой Роман долго молился Пресвятой Богородице, изливая свою скорбь. И тогда в видении праведнику явилась Она Сама — Матерь Божия, подавшая святому бумажный свиток с благословением съесть его. Тут же по благодати Божией Роман обрел прекрасный голос и творческий дар к сочинению стихов и музыки. О преданию, он сразу после чудесного видения создал знаменитый кондак праздника Рождества Христова, который поется ежегодно в каждом православном храме мира: «Сегодня Дева рождает Существовавшего прежде веков, и земля дарует пещеру Неприступному Богу; Ангелы с пастухами славословят Его, волхвы же со звездой путешествуют; ради нас всех родился Маленький Ребенок, прежде веков Сущий Бог».

Этот гимн святой Роман исполнил на следующий день сам посреди вновь переполненного народом храма за Всенощным бдением праздника Рождества Христова. Патриарх, император и все константинопольцы пришли в восторг. Известно, что завидовавшие ему люди покаялись пере ним и просили прощения. Святой получил имя Сладкопевца: он стал украшением всей Церкви благодаря своей праведности, чудесному голосу и сочиненным им вдохновенным произведениям. Поистине благодаря ему человечество обрело эстетически и духовно прекрасные молитвенные песнопения. Церковная культура обогатилась более, чем тысячей молитвословий (тропарей, кондаков, канонов и акафистов).

Непосредственно перед кончиной, последовавшей в 556 году, преподобный Роман принял монашество в обители Авваса.

НАСЛЕДИЕ И ПОЧИТАНИЕ РОМАНА СЛАДКОПЕВЦА

Важнейшим наследием святого Романа Сладкопевца является первый акафист, давший начало религиозно-поэтической, молитвенной традиции акафистов, которые сейчас написаны почти для каждой иконы Богородицы и каждого святого. Акафист «Радуйся, Невеста Неневестная» — шедевр словесности и богословия. Он наиболее известен среди других и единственный из всех акафистов, который вписан в богослужебный устав: читается всей Церковью в Субботу Акафиста Великого поста, имеющую также название «Похвала Пресвятой Богородицы».

Название «акафист» означает «песнь, исполняемая стоя», то есть особо торжественная. Он делится на кондаки — небольшие молитвенные тексты — и икосы, где по двенадцать раз повторяется приветствие «Радуйся» (по-гречески «хайре», так греки здоровались друг с другом) с завершением «Радуйся, Невеста Неневестная». Такие слова отсылают к приветствию в день Благовещения Архангела Гавриила к Пречистой Деве: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобой».

Память преподобного совершается 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Вероятно, празднование его памяти в этот день — следствие особого почитания святым Романом Матери Божией и ее милости к преподобному.

Праздник Покрова издавна открывал время свадеб: старались пожениться в тихое время, когда урожай уже собран, а Рождественский пост еще не начался (в постное время Таинство Венчания не совершается). Возможно, неженатые люди всегда чувствовали себя в это время особенно одиноко: вот почему среди молодежи было принято, посещая храм на утреннем богослужении в Покров, ставить свечку с особым прошением о вступлении в брак. Незамужние девушки и женщины часто заказывают в этот день молебен Пресвятой Богородицы: священник совершает его после Литургии (основного утреннего богослужения), перечисляя имена тех, кто заказывал молебен.
Вот краткая молитва Покрову Богородицы, написанная святым Романом, которой молятся Ей о помощи в бедах:

О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, очистит грехи наши и прибавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое, с верой и любовью поклоняющимся чудотворному образу Твоему!

В честь преподобного Романа освящен ряд российских храмов: в Северной столице, Санкт-Петербурге, а также в Сибири, в Нижнекамске — и один храм на Украине, в Киеве.

В день памяти святого в храмах, освященных в его честь, совершается торжественное вечернее богослужение — Всенощное бдение, а утром — Божественная литургия. Поются особые краткие молитвы, подобные сочинены святым Романом — тропари и кодаки святому; совершаются молебны с акафистом.

Акафист святому Роману Сладкопевцу имеет особое значение, ведь именно он сам создал первый акафист, потому имеет особую благодать помогать молящимся этой формой молитвы. При необходимости вы можете читать акафист святому Роману 40 дней подряд, но на это нужно взять благословение у священника, подойдя к нему в храме после богослужения.

В ЧЕМ ПОМОГАЕТ РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ

Особо почитают преподобного Романа люди, профессионально связанные с музыкой, искусством и, конечно, церковным пением. Кроме того, святому молятся с просьбой:

    • О развитии музыкального и любого творческого таланта;
    • О помощи в профессиональной самореализации;
    • О защите при зависти, от недоброжелателей;
    • Об избавлении от собственных пороков и грехов;
    • Об обретении уверенности перед публичными выступлениями;
    • О понимании Священного писания и слов молитвенных песнопений;
    • Об обретении друзей и помощи в трудных ситуациях.

Мужчины по имени Роман обращаются к своему святому заступнику во всех нуждах. Известно, что для святых нет неважных молитв. Молитва святому Роману, если вы носите это имя, звучит так:

«Молись к Богу обо мне, святой угодник Божий Роман, ведь я со старанием прошу заступничества твоего, помощника во всем и молитвенника о душе моей».

Подаренную или приобретенную икону святого Романа нужно поместить в домашнем иконостасе. Его устраивают обычно в «красном углу» — напротив двери, у окна или в любом чистом и светлом месте. На особой полке для икон, которую можно купить в лавках при церквях, в центре ставят образ Господа Иисуса Христа, слева — Пресвятой Богородицы, а справа — почитаемого святого, например, тезоименитого вам или вашим близким — здесь и будет уместной икона преподобного Романа Сладкопевца. Можно при необходимости устроить иконостас и на книжной полке, но только рядом с духовными книгами, а не развлекательными изданиями.

Существует несколько молитв святому Роману. Первую молитву Роману Сладкопевцу можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

Преподобный отец наш Роман! Посмотри на нас милостиво, у земли пребывающих доведи до высоты небесной. Ты наверху, на небесах, мы же внизу на земле, удалены от тебя и от Господа, не столько местом, сколько грехами и беззакониями нашими, но к тебе приходим и просим тебя: наставь нас подражать тебе, ходить твоими дорогами праведности, вразуми и руководи нами сам. Вся твоя святая жизнь была отражением и образцом добродетелей. Не переставай же, угодник Божий, о нас молиться ко Господу.
Попроси и исходатайствуй нам у Бога нашего, полного милости, мир Церкви Его, под знамением креста живущей и борющейся с духами злобы поднебесной, согласие в вере и единомыслие, уничтожение суемудрия и расколов, помощь в делах добрых, больным выздоровление, утешение печальным, заступничество обиженным, спасение в бедах пребывающим. Не забудь нас, приходящих к тебе с верой. Все православные христиане, обрадованные твоими чудесами и милости твои увидевшие, почитают тебя как своего покровителя и заступника. Покажи же твою доброту, которой издревле ты ободрял отцов, не отвернись и от их детей, путем их идущих к тебе и ко Господу.
Стоя же перед святой иконой твоей, молясь тебе, как живому, просим: прими молитвы наши и вознеси их на жертвенник Божьей благодати, чтобы через твои молитвы обрели мы своевременную помощь Его в нуждах наших. Избавь нас от малодушия и утверди в вере, чтобы без сомнений мы верили в милосердие Владыки Бога и и Его промысл благой о нас по молитвам твоим.

О, великий и славный угодник Божий! Всем нам, с верой приходящим к тебе, помоги молитвами твоими ко Господу, и всех нас направь в жизни, чтобы в мире и покаянии окончили мы земное странствие и переселились с надеждой на милосердие Божие в селения праведников, где ты сам с радостью после трудов и подвигов сейчас пребываешь, прославляя со всеми святыми Господа в Пресвятой Троице, Отца, Сына и Духа Святого вечно. Аминь.

Другая молитва святому преподобному Роману Сладкопевцу

О, праведный и святой, преподобный отец и блаженный наш авва Роман, не забудь о своих рабах твоих, но вспоминай нас в твоих святых молитвах к Богу. Молись о стаде твоем, не забудь и посещай твоей милостью твоих детей. Молись за нас, отец Роман, как за детей твоих духовных, имея дерзость говорить с Небесным Царем, не умолкай в молитвах за нас к Нему, и не отвернись от нас, почитающих тебя с верой и любовью.
Вспоминай нас, недостойных рабов Божиих, у Престола Вседержителя Творца, и не переставай молиться о нас ко Христу Богу — ведь тебе дана Им благодать просить о людях грешных. Знаем, что ты не мертв, хотя телом и ушел от нас, но по смерти жив останешься душой. Не отступай от нас духом, сохраняй нас от стрел бесовских искушений и козней дьявола, о пастырь и защитник наш добрый.
Хотя мощей твоих рака на земле и всегда видима людям, святая твоя душа с ангельскими Силами и ликами Бесплодных воинов крылатых у Божьего Престола пребывая, веселится в небесной радости. Так, зная, чтобы ты и по смерти жив, просим и молимся тебе: ходатайствуй о нас перед Всесильным Богом, проси о пользе душ наших, попроси же нам время на покаяние, чтобы спокойно перешли мы с земли на небо, избавившись от мытарств трудных и страшных, от нападений бесов воздушных и от вечных мучений, стали же Небесного Царствия жителями со всеми праведниками, во все века угождавшими Господу нашему Иисусу Христу, Которому вечно подобает слава, честь и поклонение, с Отцом Его Бесконечным и Безначальным, с Благим и Животворящим Его Духом Святым. Аминь.

Молитвами преподобного Романа Сладкопевца да хранит вас Господь!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Все, кто хотя бы раз в жизни присутствовали на богослужении в храме, удивлялись прекрасному звучанию и мелодичности церковных песнопений. Созданию этих красивых гимнов и мелодий посвятил всю свою жизнь преподобный Роман Сладкопевец, день памяти которого отмечают 14 октября (1 октября по строму стилю) на праздник Покровы Пресвятой Девы Марии.

Роман Сладкопевец, житие

Этот святой был родом из Греции, а родился в Сирии в городе Емесе в 490 году. С ранних лет он ощущал свое предназначение служить Господу, поэтому вел праведный образ жизни, постоянно молился и отказался от всех мирских благ.

После того, как Преподобный получил христианское образование, его взяли на службу диаконом в городе Бейруте, в Воскресенской церкви. За время правления императора Дикоре Анастасии I святой Роман переехал на постоянное место проживания в Константинополь. Там он получил должность клирика в патриаршей церкви имени Святой Софии.

На службе его особо не отмечали, хотя он усердно помогал во время богослужений. При этом не имел ни голоса, ни слуха и поэтических способностей. Патриарх очень привязан был к Роману и приблизил его к себе за чистоту помыслов и веру.

За особое к себе отношение патриарха, святого Романа начали притеснять иные клирики. Они решили его наказать, выставив на смех на одном из богослужений в канун Рождества. Святого Романа вытолкали на середину храма и принудили петь. В этот момент присутствовали многие веряне, сам император со свитой и патриарх. Преподобный Роман хриплым голосом и невнятно попытался спеть, но осрамился.

После богослужения Роман дома в печали очень долго и усердно молился Пресвятой Деве. Когда Богородица явилась к нему, она дала свиток и приказала его съесть. В результате произошло чудо, и Роман получил прекрасный голос, слух и возможность писать церковные тексты.

В благодарность в ту же ночь преподобный Роман Сладкопевец написал свою знаменитую песнопень в честь Рождества Христова:

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

На следующий день святой Роман сам вызвался спеть и сделал это так красиво, что присутствующие не смогли сдержать восторг и назвали его «Сладкопевец». Когда его спросили, откуда он получи такое дарование, Роман без утайки рассказал о благодати Божьей Матери. Все его завистники и враги, попросили прощение и раскаялись в своих злодеяниях. Патриарх возвел его в сан диакона.

С того времени он стал украшением всех богослужений и исполнял написанные им гимны и кондаки.

После того, как святой Роман Сладкопевец получил всеобщую любовь, он начал передавать свои умения другим. Используя полученный дар, он учил петь и организовывал церковные хоры в Константинополе очень успешно. Именно святой смог возвысить пение в храме, придать ему мелодичность и гармонию. Кроме этого он написал много молитв и гимнов. На все главные христиански праздники исполняют произведения преподобного Романа.

Перед своей кончиной в 556 году Роман постригся в монахи и доживал свои дни в монастыре Авваса. За свою деятельность и огромное наследие его было причислено к лику Святых. Особое значение для преподобного имел Влахернский храм, он любил там бывать и служить. Именно здесь произошло явление Покрова Богородицы, поэтому святой Роман изображается на иконе Покровы, но жил он в иное время.

Святой Роман сладкопевец, в чем помогает

Святой Роман Сладкопевец, икона которого имеет самостоятельное существование, часто изображается и на иконе в честь Покрова Пресвятой Девы. На ней он размещается по центру в обличии диакона. На самостоятельной иконе его изображают со свитком в руках, как ознаменование его деятельности.

Икону святого часто дарят близким людям по имени Роман. Ведь он является их покровителем. Помимо этого Сладкопевцу молятся в таких случаях:

  • получение помощи в искусстве пения;
  • для развития творческих способностей. Особенно это распространено среди музыкантов, певцов и поэтов;
  • обращаются к нему те, кто хочет более глубоко понять Священное письмо, тексты гимнов, молитв и церковных песен;
  • получить защиту от завистников;
  • обрести новых друзей;
  • защитить свой дом от недругов;
  • для получения уверенности в себе;
  • для разрешения трудных жизненных ситуаций.

Акафист Роману Сладкопевцу носит особое значение. Именно этот человек стал праотцом всех акафистов. Он впервые создал такое писание, хотя в его время оно имело название церковного гимна. Акафист пресвятому читается так же, как и в остальных случаях. Текст акафиста святому Роману следующий:

Кондак 1

Избранный подвижниче и земный ангеле Христов, Божественными добродетельми Духа измлада украсився, Романе премудре, пением прекрасным Церкве Христовы служитель был еси, яко да вопием ти:

Икос 1

Ангельское житие возлюбил еси от юности, ум на Божественная возвел, временная и земная пренебрегл еси, тем убо вселися в тя Святый Дух, Егоже благодатию украшен еси, сего ради с любовию вопием ти сице:
Радуйся, чистотою Ангелом уподобился еси.
Радуйся, постом и бдением безстрастия достигл еси.
Радуйся, светильниче Божественнаго света.
Радуйся, молитв благовонное кадило.
Радуйся, грамоте необученный, разумом стремивыйся к Богу.
Радуйся, добрыми делы премудрыя превосходивый.
Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 2

Видя сердца твоего благое намерение, Господь предначерта узкий и тернистый путь твоего спасения. Темже иго Христово благое и легкое усердне восприяв, смирен и послушлив был еси, воспевая всех Творцу и Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

Разум Божественных Писаний истинною премудростию стяжав, что по апостолу первее чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнися милости и плодов благих, несумненно и нелицемерно. Мы же, дивящеся чистоте твоей, воспеваем:
Радуйся, на Бога Промыслителя всю надежду возложивый.
Радуйся, токмо Его благоволения взыскавый.
Радуйся, в послушании усердно трудивыйся.
Радуйся, в сердце имевый страх Божий.
Радуйся, житием добродетельным на земли просветивыйся.
Радуйся, за сие любовь Божию на небесех снискавый.
Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 3

Силою любве утверждаяся, поревновал еси евангельское житие стяжати по образу преподобных отцев. Егда же даде ти Господь разумение сего благоугождения, воспел еси со умилением: Аллилуиа.

Икос 3

Имея крепкую веру во благое промышление Божие о спасении человека, притекл еси к честному образу Пресвятыя Богородицы, сопредсташа в церкви Влахернстей, и смиренно молил еси Владычицу, да управит путь твой. Мы же, видяще твое неотступное упование на милость Царицы Небесныя, поем ти:
Радуйся, Божия Матере верное и возлюбленное чадо.
Радуйся, силы Ея священнаго покрова тайное постижение.
Радуйся, Заступницы Усердныя благоговейный почитателю.
Радуйся, теплыя в нощи молитвы к Ней слезно возносивый.
Радуйся, тако утешение в сердце своем обретый.
Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 4

Бурю многих бед, зависти ради за усердие к послушанию претерпел еси, благий. Обаче за поношение и уничижение воздавал еси кротостию и смирением, мы же мнозе дивящеся незлобию и терпению твоему взываем: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша и видя премногую добродетель твою, возлюби тя святейший патриарх, даде с клиром ти равную часть, мы же о сем веселящеся глаголем сице:
Радуйся, всем сердцем Господа возлюбивый.
Радуйся, посрамление завистное приемый в навечерие Рождества Христова.
Радуйся, пред иконою Пресвятыя Богородицы утешение взыскавый.
Радуйся, кротостию уничижение победивый.
Радуйся, явивый сердечныя простоты образ светлый.
Радуйся, умягчивый сердца обидчиков твоих.
Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 5

Богопесненную любовь и сердце чистое к достижению небеснаго отечества, яко светильник, во уме твоем выну содержа, тою прославил еси Небеснаго Отца, воспевая Ему: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще, о пречудне Романе, любовь твою к Богу, юже в сердце твоем выну храниму, сию созерцающе сице рцем вси:
Радуйся, трость песнописца послушная, в руце Христове содержимая.
Радуйся, единаго Христа от сердца возлюбивый.
Радуйся, в радость Господа вшедый.
Радуйся, Тому единому всею душею прилепивыйся.
Радуйся, сладостьми духовными нас насыщаяй.
Радуйся, возлюбленный к Богу о нас предстателю.
Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 6

Проповедник неоскудеваемыя благодати и милости Божия явился еси ты, блаженне, егда от Царицы Небесныя во сне приял свиток книжный на снедение: тем убо умудрен, нача разумно пети во славу Божию, святым же писати похвальная,взывая с верою: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси аки звезда многосветлая, исполнившись премудрости великия, ибо Владычица, яко некогда Сын Ея Своим апостолом, отверзла тебе ум к разумению Писаний, сего ради ублажаем тя, зовуще:
Радуйся, любве евангельския сокровище.
Радуйся, Духа Святаго вместилище.
Радуйся, от Девы Богоблагодатныя дерзновение приемый.
Радуйся, благодарение от сердца чистаго Наставнице своей возносивый.
Радуйся, сладость отречения воли своея познавый.
Радуйся, за кротость и смирение великий дар Божий приявый.
Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 7

Хотяще вознести достойное благодарение Царице Небесней, возшел еси, Романе блаженне, на амвон церковный и воспел гласом сладким кондак свой, глаголя: Дева днесь Пресущественнаго рождает. Тем и мы Пречистей воспеваем: Аллилуиа.

Икос 7

Дивная звезда явился еси ты, сладкопевче преблагий, украшение изящное Церкве Христовы. Давидову кротость, Иаковле беззлобие и терпение Иовле стяжал еси, мы же вопием ти:
Радуйся, милости Божия стяжателю.
Радуйся, к Богу присный о нас предстателю.
Радуйся, ангельским пением просветивыйся.
Радуйся, лучезарный светильниче.
Радуйся, непоколебимый столпе веры Христовы.
Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 8

Вси же видяще и слышаще, удивишася, яко течаше от уст твоих, аки река, премудрость. Постыдишася же клирицы, оскорбившие тя, досаждаху о простоте и невежествии, и покаявшеся припадоша к ногам твоим, прощения просяще и славяще Бога, поя Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь огнем Божественныя любве исполненный, в терпении стяжав Дух Святый, по слову Евангелия Христова. Мы же, любовию твоею побеждаеми, дерзаем звати тебе таковая:
Радуйся, яко дивный образ Отца Небеснаго в себе явивый.
Радуйся, братию враждовавшу на тя, любовию Христовою возлюбивый.
Радуйся, благая за злая воздававый.
Радуйся, пример братолюбия христианскаго всем нам оставивый.
Радуйся, злых приводяй к постыжению.
Радуйся, скорбящим подаяй утешение.
Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 9

Все естество человеческое и лики Ангелов восхваляют тя, премудре отче, яко послушник, смирения исполненный, приял еси блаженный путь Христов, водворися в Царстви Небеснем, поюще: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанныя не довлеют изглаголати чистоту духовную, юже имел ты, блаженне Романе; и нас научи вере крепцей и безропотному послушанию, с любовию зовущих ти:
Радуйся, паствы твоея изрядный послушниче.
Радуйся, Ангелов собеседниче.
Радуйся, алчущих жизни вечныя питателю.
Радуйся, мудрых словес насадителю.
Радуйся, умильно Божию славу воспевый.
Радуйся, сладкогласную струну Божественнаго дара приемый.
Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 10

Спасти хотя род человеческий, верный путеводитель явился еси, дивно возглашая славу Божию. Мы же, внимая слову мудрости твоея, с веселием прославляем Господа, воспевая: Аллилуиа.

Икос 10

Царя Небеснаго, Егоже славословят Херувимы и Серафимы, житием, верою и любовию всеусерднейший служитель был еси, преподобне, яко крин благоуханный, со всеми избранниками Пречистыя Богородицы у Престола Всесвятыя Троицы предстал еси, тем радостно зовем ти:
Радуйся, благий ходатаю о нас ко Господу.
Радуйся, молитвенниче пресветлый и прелюбимый.
Радуйся, яко равноангельную красоту стяжал еси.
Радуйся, яко нищетою духовною обогатился еси.
Радуйся, яко разум свой ко Господу отверзл еси.
Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 11

Пение умиленное приносим ти, скорому помощнику в нуждах и печалех всем, к тебе с верою и любовию притекающих. Тем же твоими песнопеньми в Церкви Божией прославляется Бог, Дивный во святых Своих, зовущих непрестанно: Аллилуиа.

Икос 11

Яко светлейший светильник и молитвенник явился еси, Романе богоблаженне. Ныне Владыце всех предстоя и дерзновение к Нему стяжав, моли о нас, совершающих светлую память твою, зовуще:
Радуйся, Богу единому послуживый.
Радуйся, вся заповеди Божия исполнивый.
Радуйся, обителей Небесных удостоивыйся.
Радуйся, горния славы приобщивыйся.
Радуйся, гласе благознаменитых словес.
Радуйся, в песнопениях богослове сладкозвучный.
Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 12

Благодати Божия сокровища наследовал еси, Богородицу Марию богомудра имел еси Учителя, вразумляющу тя и научающу пети: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твое достохвальное житие на земли, радостно славим Дивнаго во святых Своих Царя Небеснаго. Того благодатию в селениих праведных ныне ликуеши, идеже зриши славу Божию нескончаемую. Мы же умильно воспеваем ти:
Радуйся, яко красоту и славу мира сего отрясл еси.
Радуйся, яко душу твою вперил еси к горнему званию.
Радуйся, яко твоих глагол вещание Вселенную исполни.
Радуйся, научаяй знанию спасительному всех.
Радуйся, златокованная трубо, славу Божию со ангелы возвещающая.
Радуйся, Богом увенчанный, в молитвах своих нас не оставляющий.
Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 13

О, преблаженне и Богоносне отче Романе! Приими сие малое молитвенное приношение наше, и с Пресвятою Владычицею принеси молитву ко Господу Богу, да избавит нас от всякого вреда и скорби, и сподобит Своего Небеснаго Царствия, идеже вси, присно торжествующе, немолчно воспевают: Аллилуиа.
(Этот Кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1)

Подкрепить чтение акафиста можно произнеся молитву. Молитва Роману Сладкопевцу имеет два варианта прочтения.

Вариант 1:

Преподобне отче Романе! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу.

Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих.

Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими.

О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вариант 2

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Романе, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя.

Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый.

Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится.

Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Обращаться за помощью ко всем святым, и преподобному Роману Сладкопевцу в частности, нужно с глубокой верой и чистыми помыслами. Именно в таком случае можно достигнуть желаемого.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о преподобном Романе Сладкопевце:



Понравилась статья? Поделитесь ей