Контакты

Схема повинности средневековых крестьян 6. Феодальные повинности крестьян в средневековье. Что такое феодальная повинность

Жизнь простых малоимущих крестьян полностью зависела от двух факторов: господина и матушки-природы. Феодал обкладывал налогами (феодальными повинностями), а природа со своей стороны тоже иногда не жаловала: засухи, слишком морозные зимы или дождливые лета сводили на нет все попытки крестьянина выбраться из нищеты и прозябания.

Лишь самые трудолюбивые и настойчивые добивались своего и могли улучшить свое положение.

Что такое феодальная повинность?

Повинности крестьян заключались в соблюдении нескольких пунктов договора, при заключении которого феодал обязывался предоставить крестьянину и его семье землю для проживания и засева поля, а также защищать его землю и поместье от нападений врагов. При этом такой вид соглашения не был рабовладельческим: в любой момент семья крестьянина могла перейти к другому феодалу в услужение, но земли, которые ему выделялись, конечно же, отбирали.

В средневековой истории феодальных повинностей было несколько:

  • Барщина.
  • Денежный оброк в пользу феодала.
  • Церковная десятина.
  • Другие условия местного характера.

Барщина

Эта феодальная повинность заключалась в принудительной обязанности работать на поле господина 2-3 дня в неделю. Посев и жатва зерновых, покос сена, строительство и ремонт зданий, уход за скотом и многие другие виды работ были тяжелым ярмом на шее крестьянина.

Феодал часто нарушал условия барщины и задерживал на своих работах подневольных людей: пока они гнули спину на господина, на их полях обсыпался хлебный колос, сохли овощи и портилось нескошенное сено. Барщина являлась самой тяжелой и невыгодной оплатой за принадлежность к землям феодала, а учитывая то, что условия договора постоянно нарушались, это рождало смуты и недовольства.

Церковная десятина

Эта феодальная повинность была самой гнетущей: от нее невозможно было избавиться выкупом или снизить процент выплаты, каждая семья обязана была выплачивать церкви десять процентов своей прибыли со всех видов деятельности. Неудивительно, что церковные деятели средневековья утопали в роскоши.

Оброк

Материальная плата своему господину была еще одной феодальной повинностью за право пользоваться его землей и защитой. Оброк был нескольких видов:

Денежный: определенная сумма денег ежегодно выплачивалась в казну местного господина. Деньги крестьяне получали от продажи своих товаров на ярмарках, которые устраивались раз в несколько месяцев. Также ремесленники получали оплату за свои труды, которой и платили оброк господину.

Продуктовый: оплата проводилась продуктами животноводства и птицеводства - мясо, яйца, молоко и изготавливаемые сыры, мед и вино, овощи и фрукты. Часто за неимением большего выплачивали зерном из собранного урожая.

Различные смешанные формы оплаты: живностью, предметами ремесла - тканью, пряжей и посудой, добытыми шкурками пушных животных или выделанной кожей

После выплаты всех налогов и обязательств у простого крестьянина оставалось совсем мало для своих нужд, но при этом каждый старался работать как можно лучше и качественнее, поэтому у ответственных семей медленно, но стабильно шло улучшение материального положения, и некоторым даже удавалось выкупить землю и освободить себя от основных повинностей.

Некоторые виды других обязательств

Были и другие повинности, которые были не менее тяжелыми:

  • Право первой ночи - самое оскорбительное обязательство, которое сохранялось вплоть до времен Наполеона Бонапарта. В отдельных случаях была возможность откупиться от этого права довольно большой суммой денег. В отдельных областях практиковалось «разрешение на брак», по которому требовалось получить от господина (иногда за плату) разрешение жениться на определенной женщине.
  • Право мертвой руки - если умирал глава семейства, на которого была оформлена земля, она возвращалась феодалу. Но часто использовались выплаты оброка, если семья после потери главного кормильца могла продолжать ее обрабатывать
  • Воинская повинность - в военное время мужчина в подневольной семье обязан был вставать на защиту страны, местной области или идти в крестовый поход.

В разных странах и в разные времена феодальные повинности были обусловлены местными обычаями, верованиями и условиями жизни: где-то они были более лояльны, в других местах, наоборот, граничили с рабством, нарушая все права человека, что впоследствии вызвало бунты, революции и отмену феодального права.

Средневековая Европа сильно отличалась от современной цивилизации: территория ее была покрыта лесами и болотами, а люди поселялись на пространствах, где смогли вырубить деревья, осушить топи и заняться земледелием. Как жили крестьяне в Средние века, чем питались и занимались?

Средневековье и эпоха феодализма

История Средних веков охватывает период с V по начало XVI век, вплоть до наступления эпохи Нового времени, и относится в основном к странам Западной Европы. Для этого периода характерны специфические особенности жизни: феодальная система взаимоотношений между землевладельцами и крестьянами, существование сеньоров и вассалов, доминирующая роль церкви в жизни всего населения.

Одна из главных особенностей истории Средних веков в Европе — существование феодализма, особого общественно-экономического уклада и способа производства.

В результате междоусобных войн, крестовых походов и других военных действий, короли одаривали своих вассалов землями, на которых те строили себе поместья или замки. Как правило, дарилась вся земля вместе с живущими на ней людьми.

Зависимость крестьян от феодалов

Богатый сеньор получал во владение все окружающие замок земли, на которых располагались деревни с крестьянами. Практически все, чем занимались крестьяне в Средние века, облагалось налогом. Бедные люди, возделывая землю свою и его, платили сеньору не только дань, но также за использование разных приспособлений для обработки урожая: печи, мельницы, пресса для давки винограда. Налог они отдавали натуральными продуктами: зерном, медом, вином.

Все крестьяне находились в сильной зависимости от своего феодала, практически они работали на него рабским трудом, питаясь тем, что оставалось после выращивания урожая, большую часть из которого отдавалась своему господину и церкви.

Между вассалами периодически происходили войны, во время которых крестьяне просили о защите своего хозяина, за что они вынуждены были отдавать ему свой надел, а в будущем становились полностью зависимыми от него.

Деление крестьян на группы

Чтобы понять, как жили крестьяне в Средние века, нужно разобраться во взаимоотношениях между феодалом и бедными жителями, которые проживали в деревнях на прилегающих к замку территориях, обрабатывали земельные участки.

Орудия труда крестьян в Средние века в поле были примитивными. Самые бедные боронили землю бревном, другие — бороной. Позже появились косы и вилы, сделанные из железа, а также лопаты, топоры и грабли. С IX века на полях стали применять тяжелые колесные плуги, на легких почвах использовали соху. Для уборки урожая предназначались серпы и цепи для обмолота.

Все орудия труда в Средневековье оставались неизменными многие столетия, ведь у крестьян не было денег для приобретения новых, а их феодалы были не заинтересованы в усовершенствовании условий труда, их волновало только получение большого урожая с минимальными затратами.

Недовольство крестьян

История Средневековья отличается постоянным противостоянием между крупными землевладельцами, а также феодальными взаимоотношениями богатых сеньоров и обнищавшего крестьянства. Это положение сформировалось на руинах античного общества, в котором существовали рабство, ярко проявившееся в эпоху Римской империи.

Достаточно тяжелые условия того, как жили крестьяне в Средние века, лишение их земельных наделов и имущества, часто вызывали протесты, которые выражались в разных формах. Некоторые отчаявшиеся бежали от своих хозяев, другие устраивали массовые бунты. Восставшие крестьяне почти всегда терпели поражение из-за неорганизованности и стихийности. После таких бунтов феодалы стремились закреплять размеры повинностей, чтобы остановить их бесконечный рост и уменьшить недовольство бедных людей.

Конец эпохи Средневековья и рабской жизни крестьян

По мере роста экономики и появления производства к концу эпохи Средневековья произошел промышленный переворот, многие жители деревень стали переезжать в города. Среди бедного населения и представителей других сословий начали преобладать гуманистические взгляды, которые считали личную свободу для каждого человека важной целью.

По мере отказа от феодальной системы пришла эпоха, названная Новым временем, в которой уже не было места устаревшим взаимоотношениям между крестьянами и их сеньорами.

Когда варвары заселяли территорию Римской империи, каждый из них был и воин, и крестьянин. При этом все они были свободными. Но к X-XI вв. почти все крестьяне стали зависимыми. Как же такое могло произойти? А еще вы узнаете много интересных подробностей, связанных с повседневной жизнью крестьян в Средние века.

В Средние века действовало правило: «Нет земли без сеньора». К IX-X векам всю землю в Западной Ев-ропе захватили феодалы. Поля, леса, луга, даже реки и озера стали их собственностью. Возникла феодальная вотчина, или поместье, - хозяйство феодала, в котором работали зави-симые крестьяне. В центре вотчины располагался господский двор, обнесенный оградой, а позднее - замок. Здесь был дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продук-тов, конюшня, хлев, птичник, псарня. Пахотная и прочая земля в вотчине дели-лась на две части: господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары помещика. Работая в своем хозяй-стве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел (рис. 1).

Рис. 1. Крестьяне и сеньоры ()

За поль-зование землей зависимые крестьяне должны были нести повинности, то есть выполнять при-нудительные обязанности. Главными повинностями зависимых крес-тьян были барщина и оброк. Барщиной называ-ли все даровые работы крестьян в хозяйстве феодала: они обрабатывали господскую пашню, строили и чинили его дом, амбары и мосты, чистили пруды, ловили рыбу. Крестьяне долж-ны были отдавать владельцу вотчины оброк - долю продуктов своего хозяйства: зерно, скот, птицу, яйца, сало, мед, а также изготовленные ими изделия: полотно, кожи, пряжу, в ряде случаев и деньги.
Чтобы заставить крестьян, которые обычно наследственно владели своим хозяйством, ис-правно нести повинности, помещикам нужна была власть над ними. Они имели право судить людей, которые жили в их владениях и кото-рые были поземельно зависимыми крестьяна-ми. За не вовремя сданный оброк, за плохую ра-боту на барщине крестьянина вызывали в суд феодала; судьи могли назначить штраф или другое наказание (судебная зависимость). Самым тяжелым было положение лично за-висимых крестьян. Чаще всего потомки пре-жних рабов не только не владели своей землей, но были лично несвободными: без разрешения господина они не могли покинуть деревню, про-дать или передать другим людям свой надел, уйти в монастырь.

Крестьяне были объединены в общины, которые ведали прежде всего хозяйственными делами. Деревенская пашня делилась на участки (полосы), состав-лявшие крестьянские наделы. Чтобы у общин-ников были равные условия для ведения хозяй-ства, полосы земли нарезались крестьянам в разных местах, создавая «чересполосицу», ког-да приходилось перебираться через участки со-седей и даже господские. После уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище, на него выгоняли скот все жители деревни. Поэтому общинники начинали и заканчивали полевые работы одновременно и засевали поля одинако-выми зерновыми культурами. Собираясь на сельский сход, крестьяне решали, где и что посеять, когда начинать жатву. Кроме пашни, в имениях были угодья: луга, леса, озера и реки. Частично они принадлежали господину, но частью угодий владела община. Господа всеми способами отнимали общинные угодья в свою пользу, запрещая крестьянам пользовать-ся озерами и лесами. Феодалы требовали, что-бы крестьяне мололи хлеб на господских мель-ницах (а не дома, при помощи ручных жерно-вов), за что брали особые поборы. Все это ухуд-шало положение крестьян. Община поддерживала мир и порядок на своей территории, разыскивала преступников. Она помогала беднякам выплачивать налоги, опекала крестьянских вдов и сирот, хранила обычаи, проводила празднества и игры. Крестьяне всей общиной нередко оказывали сопротивление господину, когда он пытался увеличить обычные размеры повинностей. Иногда крестьяне отказывались работать на господ, поджигали их дома и амбары. В одиноч-ку и целыми деревнями они убегали от жесто-ких господ и селились на пустующих землях. Своим упорным сопротивлением крестьянские общины добивались ограничения феодальных повинностей и произвола господ.

Деревни в то время насчитывали обычно не более 10-15 и лишь очень редко достигали 30-50 дворов. В каж-дом дворе, кроме жилища, были сарай, хлев, амбар и другие хозяйственные постройки. К двору примыкал приусадебный участок: сад, огород, виноградник. Крестьянский дом чаще всего строили из деревянных жердей, обмазанных глиной, из бревен или местного камня, крыли соломой, дерном или камышом (рис. 2). Когда разводили огонь в очаге, дым выходил в отверстие в потолке или через открытую дверь, поэтому стены были чер-ны от копоти; прошло немало времени, прежде чем научились класть печи с дымоходом. Узкие оконца без стекол на ночь закрывали деревян-ными ставнями, в холодную погоду затыкали прозрачной кожей из бычьего пузыря. Обстановка дома состояла из грубо сколочен-ного стола, скамей вдоль стен, сундука для хра-нения праздничной одежды: ее наживали года-ми и передавали по наследству. Спали на широ-кой кровати или на скамьях, которые покрыва-ли набитыми сеном тюфяками. В доме храни-лись предметы обихода, различная утварь: ухва-ты и черпаки, кадки и бадьи, бочки для воды, ушаты для стирки, решета, корзины, ручная мельница, прялка, небольшой ткацкий станок. Еду готовили в чугунном котелке, который под-вешивали на железном треножнике над огнем в очаге. В сарае хранились сельскохозяйственные орудия, телега, упряжь для тяглового скота. Обычной пищей крестьян были вареное зер-но или каша, бобы, репа, лук и другие овощи, съедобные травы, реже ели мясо, рыбу и сыр. Но картофеля, кукурузы, помидоров Европа тогда не знала. Не знала и сахара - его заме-нял мед. Из меда, винограда и ягод приготов-ляли напитки и вина, а из ячменя различные сорта пива. Господа питались обильнее и разно-образнее; постоянно ели мясо, коровье (сливоч-ное) масло, дорогую рыбу; в пищу обильно до-бавляли пряности (перец, корицу и другие приправы), поэтому употребляли много вина и пива. Не брезговало хмельными напитками и духовенство. Именно в монастырях в Средние века научились изготовлять крепкие настойки и ликеры на 80-100 травах. Рецепты их при-готовления хранились в секрете.

Рис. 2. Дом крестьянина ()

В отличие от рабов крес-тьяне уважали свой тяжелый труд и высоко це-нили трудолюбие. При выборе жениха или невесты в крестьянской семье наибольшее вни-мание обращалось на умелость, сноровку, тру-долюбие и сметливость будущего члена семьи. С ленивыми, неумелыми старались не роднить-ся. Пригожесть невесты или личные чувства молодых редко принимались во внимание. Крестьяне обрабатывали землю чаще всего теми же орудиями труда, какие получали в на-следство от отцов и дедов. Обычно пахали лег-ким плугом, который только бороздил землю, не переворачивая пласты. Плуг тянула по полю упряжка волов, редко - лошадь. Почву рых-лили бороной или граблями. Когда созревал урожай, колосья срезали серпами. Молотили палками или деревянными цепами, а затем зерно провеивали, подбрасывая лопатой на ветру. Зерно, если дозволял господин, обычно мололи на ручной мельнице, состоявшей из двух каменных жерновов. Крестьяне сами строили жилища и делали мебель, крестьянки об-рабатывали продукты питания, пряли, ткали, шили грубую одежду из льна, шерсти, кожи. В крестьянском хозяйстве преобладал мел-кий скот: овцы, козы, свиньи. Волов и коров было мало, так как зимой для них не хватало корма. Крестьяне держали в хозяйстве кур, уток, гусей, голубей (рис. 3).

Рис. 3. Труд крестьян (

Урожаи были низкими: зерна получали примерно в 3 раза больше, чем сеяли. Треть, а то и почти половину собранного оставляли на семена, часть отдавали в оброк господину и 1/10 часть урожая - церкви. Урожай зависел не только от стараний крестьянина, но и от по-годы. Даже небольшие заморозки и засухи гу-били посевы, и тогда наступал страшный голод, длившийся месяцы и даже годы. Многие уми-рали от голода, бытовало даже людоедство. За-разные болезни тысячами уносили в могилу ос-лабевших, истощенных людей. В первые столе-тия Средневековья население Европы из-за высокой смертности почти не увеличивалось. И лишь с XI века благодаря улучшению клима-та и распашкам новых земель население стало заметно увеличиваться, появились тысячи но-вых деревень и хуторов.

Крестьяне обес-печивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей. В вотчинах феодалы устраивали целые мастерские: там дворовые мастера изготовляли оружие, кон-скую сбрую, мастерицы - ткани, одежду. Та-ким образом, все необходимое для жизни лю-дей производилось в самой вотчине. Хозяйство было натуральным, то есть продукты и вещи изготовлялись не для прода-жи, а для собственного потребления.

Список литературы

  1. Агибалова Е.В., Г.М. Донской. История Средних веков. - М., 2012
  2. Атлас Средневековья: История. Традиции. - М., 2000
  3. Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII века. - М., 1999
  4. История Средних веков: кн. Для чтения/ Под ред. В.П. Будановой. - М., 1999
  5. Калашников В. Загадки истории: Средние века/ В. Калашников. - М., 2002
  6. Рассказы по истории Средних веков/ Под ред. А.А. Сванидзе. М., 1996
  1. Historic.ru ().
  2. Gumer.info ().
  3. Bibliotekar.ru ().
  4. Portal-student.ru ().

Домашнее задание

  1. Почему феодал обладал властью над зависимыми крестьянами?
  2. Какие повинности выполняли крестьяне в пользу феодала?
  3. Какие вопросы сельской жизни регулировала община?
  4. Почему жизнь средневековых крестьян была очень тяжелой?
  5. Какое хозяйство называется натуральным?

Вопрос 1. В чём состояла власть феодала над зависимыми крестьянами?

Ответ. Феодалы, прежде всего, могли судить крестьян. А также крестьяне несли повинности перед феодалами. Лично зависимые крестьяне не могли без разрешения феодала переселиться в другую деревню, уйти в монастырь или отправиться в паломничество.

Вопрос 2. Какие виды крестьянской зависимости в Средние века вы знаете? Чем они различались?

Ответ. Среди крестьян выделялись поземельно зависимые и лично зависимые. Лично зависимые крестьяне находились в полной зависимости от воли феодала, но также под защитой феодала. Поземельно зависимые крестьяне обрабатывали землю феодала, а лично были свободны. Потому они в любой момент могли уйти от феодала, но и феодал также в любой момент мог выгнать их со своей земли.

Вопрос 3. Что заставляло крестьян объединяться в общину?

Ответ. Крестьяне обрабатывали землю так, что не могли не объединяться в общину. У каждой деревни на поле были участки с почвой получше и похуже. Чтобы все оставались в равных условиях полосы каждого из хозяев располагались чересполосно с другими и даже с господскими. Каждый год крестьянину доставались разные полосы. Нужно было распределять эти полосы, решать, что сеять (потому что сеять нужно было одно и то же), когда сеять и когда убирать урожай (потому что делать это нужно было всем одновременно). Для решения всех этих и многих других Вопросов и нужна была община.

Вопрос 4. Расскажите о жизни крестьян по плану: а) орудия труда; б) хозяйство; в) жилище; г) пища.

Ответ. Большую часть орудий труда крестьяне делали сами, только иногда обращались к кузнецу, который жил в их же деревне. Потому и орудия были деревянными, только отдельные их части делали из железа и то не всегда. Потому работать было тяжело. У каждого хозяина дома была своя полоса на общинном поле, а также он пользовался общинными лугами, местами для рыбной ловли и т. п. Крестьяне жили в небольших домах, которые состояли только из одной комнаты. Там спали все члены семьи, зимой они проводили там почти весь день (летом – на улице). В разных частях Европы дома строили по-разному: из местного камня, дерева, или делали деревянный каркас и заполняли его глиной соломой и вообще чем попало (фахверковые дома). Крышу обычно делали из соломы или камыша. В центре дома горел очаг. Печей не знали, потому огонь должен был гореть постоянно, особенно зимой, иначе сразу становилось холодно. Дым выходил через дверь или отверстие в крыше. На север окон вообще не делали, южнее окна были, но маленькие, узкие. Они закрывались только ставнями, изредка вместо стекла вставляли бычий пузырь. Мебель крестьяне делали сами, потому она была грубой. Обычно в доме стояли стол, лавки и сундук для праздничной одежды. Спали обычно на лавках, лишь у зажиточных хозяев были кровати. Вокруг дома стояло ещё несколько хозяйственных построек. Также вокруг дома были сад, огород. Ели в основном похлёбки из самых разных растений (некоторые мы сегодня считаем несъедобными), заедали это хлебом, зажиточные хозяева – сыром. Также ели рыбу, мясо крестьяне практически не видели (потому феодалы ели почти исключительно мясо – они подчёркивали этим своё превосходство над крестьянами).

Вопрос 5. Как вы думаете, почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжёлой?

Ответ. В раннее Средневековье в Европе выращивали ещё те же культуры, что и в античности, хотя климат большинства стран Европы гораздо холоднее, чем в Средиземноморье. Почти не выращивали бобов, которые вскоре станут основным продуктом для европейцев. Кроме того, использовали мало удобрений и примитивные орудия труда. Из-за всего этого работать приходилось тяжело, а вырастить удавалось мало, часто случались периоды голода. Меньше оставалось или совсем не оставалось излишков и тогда повинности феодалу отбирали необходимое.

Вопрос 6. Какое хозяйство называется натуральным?

Ответ. Натуральным хозяйством называется то, в котором потребляется то, что и производится. Такое хозяйство может существовать само по себе, ему почти ничего не нужно из города или из далёких земель, но и то, что в таком хозяйстве выращивается, съедается тоже там, не остаётся почти ничего, что можно продать.

Вопрос 7. Составьте схему «Повинности средневековых крестьян».

Всеобщая история. История средних веков. 6 класс Абрамов Андрей Вячеславович

§ 10. Феодальное общество

§ 10. Феодальное общество

Феодалы и феодализм

Со времени Великого переселения народов в Западной Европе произошли серьёзные изменения. На развалинах Западной Римской империи образовалось множество государств, которые отличались друг от друга, но в то же время имели и общие черты. Одной из таких черт являлось сходство в устройстве общества.

Средневековье было неспокойным временем. Короли часто враждовали друг с другом, вели долгие войны. В этих условиях собирать народное ополчение правителям государств становилось всё труднее. Крестьяне-общинники предпочитали не воевать, а работать на своих участках, поэтому Карлу Мартеллу во Франкском королевстве, Альфреду Великому в Англии и другим правителям пришлось создать постоянное войско. Его основу составила конница, а не пешие воины, как раньше.

Занятие военным делом стало профессией, и чтобы вознаградить конника за его службу, а также возместить расходы на покупку коня и военного снаряжения, короли вынуждены были давать воинам поместья – земли с работавшими на них земледельцами. Впоследствии поместье, данное за военную службу, стало передаваться по наследству и называться феодом, а его владелец – феодалом. Феод передавался по наследству только при условии несения военной службы, поэтому он считался условной собственностью. От слова «феод» произошло понятие «феодализм», означающее весь строй жизни средневекового западноевропейского общества.

Что значит условная собственность на землю?

К концу XI века феодализм господствовал в Западной Европе. В таких странах, как Франция и Италия, переход к нему состоялся раньше, в Англии и Германии – несколько позже.

Зависимые крестьяне

К XI веку большинство мелких землевладельцев Западной Европы потеряли свою хозяйственную самостоятельность, превратившись в зависимых крестьян, выполнявших феодальные повинности. Крестьянам следовало обрабатывать господскую пашню, ремонтировать дороги и мосты, строить амбары феодала, чистить хозяйские пруды, то есть работать на барщине. Другой повинностью был оброк. Зависимость земледельцев была разной: одни работали на феодала всего несколько дней в году, другие трудились несколько дней в неделю.

Самым тяжёлым было положение лично зависимых крестьян, которые без согласия хозяина не могли покинуть поместье, жениться, наследовать имущество. Но даже у них было своё жилище, орудия труда и участок земли. Начиная с XIV века барщина и оброк заменялись выплатой денег, и крестьяне могли получить личную свободу, заплатив выкуп.

Размер оброка, срок барщины, а также обязанности феодала по отношению к крестьянам определялись договором. Если он нарушался, крестьяне могли протестовать и даже поднимали восстания. Но мятежи жестоко подавлялись.

Крестьяне за работой. Средневековая миниатюра

Феодальное поместье

В Западной Европе не было «земли без господина», по словам средневековой поговорки. Владение феодала называлось поместьем. В самом живописном его уголке располагался господский двор, где находились дом, хозяйственные постройки – амбары, скотный двор, конюшня, птичник, а также мельница и церковь. Крестьянское хозяйство состояло из небольшой хижины с подворными постройками, огорода и маленького сада. С разрешения феодала крестьяне совместно пользовались лугами, лесами, пустошами, реками и озёрами. Каждая семья обрабатывала свои пахотные наделы, лежащие чересполосно, то есть вперемежку с участками других крестьян и господской землёй.

Феодальное поместье. Схема

Платя оброк со своего участка и обрабатывая господскую землю на барщине, зависимые крестьяне полностью обеспечивали феодала продуктами питания. Необходимые изделия изготавливали ремесленники, жившие в поместье, – кузнецы, ювелиры, сапожники, плотники. В каждой деревне производилось практически одно и то же, поэтому торговля между поместьями была развита очень слабо. Денег у крестьян почти совсем не было, а феодалы покупали только то, чего не было у них в поместье, – соль, оружие, предметы роскоши. С течением времени феодальное поместье превратилось в маленький замкнутый мирок, где господствовало натуральное хозяйство.

Используя схему и текст параграфа, назовите основные части феодального поместья.

Феодальная раздробленность

Благодаря натуральному хозяйству феодалы были почти полностью независимы в хозяйственном отношении. Эта независимость подкреплялась их политическими правами.

Так, например, графы и герцоги имели право собирать налоги с подвластной территории, судить население, возглавлять ополчение, вести войну, издавать указы в своём поместье и даже чеканить собственную монету. Не случайно герцогов и графов называли «феодалы в короне». Действительно, их поместья представляли собой маленькие государства, где они были полновластными хозяевами.

Между правителями таких «государств» нередко вспыхивали междоусобные войны. Некоторые феодалы стремились захватить соседние поместья и сделать их владельцев своими подданными. Король зачастую не имел ни сил, ни возможности справиться со своими своенравными слугами.

Сражающиеся воины. Средневековый рисунок

Больше всего от войн между феодалами страдали крестьяне, жившие в поместьях противников. Их дома сжигались, посевы вытаптывались, скот угонялся. Междоусобные войны значительно ослабили центральную власть в странах Западной Европы. Западноевропейские государства распались на части. Начался период феодальной раздробленности. Лишь в XII веке были сделаны первые шаги к образованию единых западноевропейских государств. Стали расти города, оживилась торговля, усилилась королевская власть.

Три сословия

Важной чертой феодализма являлось особое устройство общества. В Средние века считалось, что общество делится на три больших сословия: «молящихся», «воюющих» и «работающих». К «молящимся» относили христианских священников и монахов. Их обязанности заключались в том, чтобы молиться о спасении человеческих душ и помогать людям искупить грехи. «Воюющие» – король и феодалы должны были наказывать тех, кто не следует христианскому учению или не принимает христианской веры, а также защищать «молящихся» и «работающих» от врагов. «Работающие» (крестьяне, а впоследствии и горожане) были обязаны кормить «молящихся» и «воюющих».

Столкновение отрядов феодалов. Средневековая миниатюра

Такое представление об устройстве общества было очень прочным и сохранялось на протяжении всей эпохи Средневековья. Считалось, что людей на сословия поделил сам Господь Бог, и существование каждого из них необходимо для нормальной жизни всего общества. Средневековые мыслители порой сравнивали общество с человеческим телом, где крестьяне – это ноги, прочно стоящие на земле, воины-феодалы – руки, крепко держащие меч, священники и монахи – грудь, хранилище души, а король – мудрая голова, управляющая всем телом.

Почему деление общества на сословия сохранялось на протяжении многих веков?

Подведём итоги

К XI веку в большинстве стран Западной Европы утвердился феодализм, главным признаком которого является условная собственность на землю. Поскольку земля – основа хозяйственной жизни в Средние века – принадлежала феодалам, всё общество называется феодальным.

Феодальные повинности – обязанности зависимых крестьян, выполняемые за право пользования земельным участком, принадлежавшим феодалу, а также за защиту от врагов и судебные решения споров между крестьянами.

Барщина – принудительная работа зависимых крестьян в хозяйстве феодала.

Оброк – платёж зависимых крестьян феодалу продуктами или деньгами.

Натуральное хозяйство – хозяйство, в котором продукты и вещи производятся не для продажи, а для собственного потребления.

Политика – деятельность, связанная с осуществлением власти и государственным управлением.

Сословие – группа людей, имеющих закреплённые законом права и обязанности, передаваемые по наследству.

«Дом Божий, единым почитаемый, разделён на три части: одни молятся, другие сражаются, третьи работают».

Христианский писатель Адальберон Ланский

1. Что такое феод? Как он связан с военной службой? Почему короли давали феод во временное пользование, а не навсегда?

2. Каковы были пути превращения свободных крестьян в зависимых?

3. Чем положение свободных крестьян отличалось от положения зависимых?

4. Что такое натуральное хозяйство?

5. Какие причины привели к феодальной раздробленности в Западной Европе?

6. Что такое сословие? Какие сословия существовали в средневековом обществе?

В документе XIII века рассказывалось о том, что зависимые крестьяне к церковным праздникам выполняли следующие обязанности: косили траву на лугах феодала и везли сено на хозяйский двор, отдавали одного или двух поросят и несколько кур, чистили мельничные канавы, приносили лепёшку и вино к столу феодала, жали хлеб на поле феодала и отвозили его в хозяйские амбары, привозили в поместье феодала несколько снопов пшеницы со своего участка, сдавали ячмень для пива. Определите, какие из вышеназванных повинностей составляли барщину, а какие – оброк.

Из книги Война и мир Ивана Грозного автора Тюрин Александр

Феодальное сопротивление Мифы и реалии опричнины Могла ли революция не вызвать контрреволюции, или по крайней мере серьезного противодействия тех, кто терял привилегии, власть, имущества? Английская и французская антифеодальные революции вызвали отчаянное

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора Абрамов Андрей Вячеславович

§ 10. Феодальное общество Феодалы и феодализмСо времени Великого переселения народов в Западной Европе произошли серьёзные изменения. На развалинах Западной Римской империи образовалось множество государств, которые отличались друг от друга, но в то же время имели и

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

§ 4. Феодальное землевладение и хозяйство Правительство первого Романова не только восприняло от своих предшественников, но и значительно усилило двщэянский характер налоговой политики.В условиях хозяйственного запустения правительство, стремясь поддержать

Из книги Повседневная жизнь Европы в 1000 году автора Поньон Эдмон

Феодальное королевство Каким они видели его? Каким видел свое королевство, например, Роберт Благочестивый, который правил «Королевством франков, аквитанцев и бургундцев» до того, как оно стало именоваться просто Францией?В первую очередь он видел в этом королевстве

Из книги Великая Французская Революция 1789–1793 автора Кропоткин Петр Алексеевич

Из книги Апология истории, или Ремесло историка автора Блок Марк

Из книги История Австрии. Культура, общество, политика автора Воцелка Карл

Феодальное общество и его кризисы /85/ Центральноевропейское общество средних веков и раннего нового времени – так же как и общество всей остальной Европы – было глубоко аграрным по своему характеру. Подавляющую часть населения составляли крестьяне. Высшие слои – знать

Из книги История государства и права зарубежных стран автора Батыр Камир Ибрагимович

Глава 11. Феодальное право стран Западной Европы § 1. Салическая правдаФормирование государственности у франкских племен сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. Так появились «варварские правды»: Салическая,

Из книги Том 1. Дипломатия с древних веков до 1872 гг. автора Потемкин Владимир Петрович

Феодальное распыление Европы. Западная империя окончательно распалась на ряд самостоятельных государств - Францию, Германию, Италию и Бургундию, или Арелат. Но это были государства лишь по имени. В IX-XI веках на всей территории Западной Европы господствует политическая

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть1 автора Крашенинникова Нина Александровна

§ 2. Феодальное государство в период территориальной раздробленности Изменения в сословной структуре. В XIII–XIV вв. Германия окончательно распадается на множество княжеств, графств, бароний и рыцарских владений, экономически и политически разобщенных

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

18. ФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ ПО СОБОРНОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г Основными видами феодального землевладения в России в XVII в. были вотчина и поместье.Вотчина – безусловное наследственное землевладение (княжеское, боярское, монастырское). Вотчины фактически были в свободном

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

1.2.7. Пятое значение слова «общество» - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество) Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

2. Феодальное землевладение. Бояре и служилые люди 2.1. Вотчины. С конца XV в. структура землевладения менялась. С одной стороны, мельчала от постоянных семейных разделов боярская вотчина, с другой – происходило сокращение общего фонда боярских земель в результате их

Из книги Курс лекций по социальной философии автора Семенов Юрий Иванович

6. Пятое значение слова "общество" - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество) Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических

Из книги Современная история автора Пономарев М. В.

№ 3. «Постиндустриальное общество» и «информационное общество» как концепты современных социально-гуманитарных

Из книги История военного искусства автора Дельбрюк Ганс

Часть вторая. ЗАВЕРШЕННОЕ ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО.



Понравилась статья? Поделитесь ей