Контакты

Спасо яковлевский димитриев монастырь. Спасо-яковлевский димитриев монастырь в ростове великом - величественные храмы над озером неро. Монастырь в XIX - начале XX веках

Ростов - настоящая жемчужина в череде старинных городов России. Это крупнейший туристический центр страны, где исконная русская архитектура представлена в неизменном виде. Так сложилось, что главными достопримечательностями в Ростове стали религиозные памятники. Один из них - Спасо-Яковлевский Дмитриев мужской монастырь.

Вид с одной из башен монастыря.

Спасо-Яковлевский монастырь, знаменитый своими чудотворными реликвиями, стоит на берегу древнего озера Неро. Его основал епископ Иаков в далёком 1389 году, поэтому за долгую историю на долю монастыря выпало множество событий. Он пережил разорения и упадок, а затем - новый рост благосостояния. На XVIII век пришлось формирование облика Спасо-Яковлевского монастыря в таком виде, каким он предстаёт сейчас.

На территории Спасо-Яковлевского монастыря находятся три храма.

Димитриевский собор возвели в XVIII веке в классицистическом стиле. Храм украшен скульптурами, лепниной и старинными росписями, в основном выполненными художником П. Рябовым в XIX веке. Фрески изображают Святую Троицу, мучеников и апостолов. Интерьер продуман так, что живопись и скульптура играют равные роли.

Зачатьевский собор выстроен в XVII веке в узорочном стиле. Внутри можно посмотреть фрески, которые датируются годом основания собора и были созданы ярославскими мастерами. Они выдержаны в коричневых, жёлтых и голубых тонах. Фрески изображают евангельские и ветхозаветные события.

Яковлевская церковь - сооружение XIX века, пристроенное к Зачатьевскому собору вплотную. Раньше его украшали росписи Т. Медведева, но они не сохранились.

Монастырские храмы.

В каждом монастыре есть особо почитаемые иконы, поклониться которым приходят тысячи верующих. В Спасо-Яковлевском монастыре чтят Ватопедскую икону Богоматери. Перед ней Святой Дмитрий Ростовский был найден почившим в своей келье. Считается, что молиться иконе можно при любых нуждах: она не раз исцеляла паломников и помогала в разрешении проблем. Также в монастыре почитают мощи Авраамия - первого ростовского святого. Им молятся о содействии на пути к вере.

Монастырские сувениры: что купить?

В угловой башне монастыря расположилась лавка, в которой можно приобрести сувениры. Здесь продают крестики и цепочки. Поскольку в монастыре есть своя иконописная мастерская, в продаже имеются уникальные иконы. Также в лавке продают финифть - знаменитый художественный промысел ростовской области, известный с давних пор. Можно приобрести книги, иконы или крестики, выполненные в этой технике.

Монастырские стены.

Таким живописным Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь , обрамленный озером Неро, мы увидели с набережной Ростова Великого вечером в пасмурный день.

В обитель мы приехали на следующее утро. Солнышко щедро одаривало своими лучами этот красивейший архитектурный ансамбль, делая его еще более величественным и нарядным.

Согласно монастырской летописи, около 1390 года святителем Иаковом была основана обитель. Первым ее храмом стала деревянная церковь в честь Зачатия святой Анны, в которой и погребли основателя в 1392 году.

Древнего жития святого не сохранилось. Однако, до его утраты была написана книга "Описание ростовского Спасо-Яковлевского-Димитриева монастыря", вышедшая в 1849 году, и в которой использовалась информация из жития Иакова. Известно, что родился он в Ростовской области и в юном возрасте принял иночество. При митрополите Киевском и всея Руси Пимене (ум. 1389 г.) и великом князе Дмитрии Донском (1350-1389 гг.) становится епископом Ростовским. Но события, в которых Иаков по сути повторил поступок Христа, привели к изгнанию его с этой должности. Женщина, обвиненная в супружеских изменах и приговоренная к казни, пришла к нему и взмолилась о помощи. Епископ спас ее от смерти и отправил на покаяние. Поступок не пришелся по душе ростовским гражданам и их князю. Добрый пастырь был отлучен от кафедры. Тогда он пришел к озеру, положил мантию на воду, перекрестился, встал не нее и поплыл прочь от города.

Увидев такое чудо, люди признали ошибочность своего решения, но святитель, простив их, отказался вернуться. В полутора верстах от Ростова он вышел на берег, где выстроил себе хижину и остался в ней жить. Вскоре к Иакову стали стекаться почитатели. Новые братья начали сооружать кельи. Был возведен Зачатьевский храм. В дальнейшем обитель ждали благополучие и процветание, в первую очередь благодаря другому святому - Димитрию Ростовскому, о котором речь пойдет позднее.

Посетителей в Спасо-Яковлевской обители довольно много - паломники, туристы, местные прихожане. Но за счет обширной территории народ не кучкуется, а рассредоточивается по церквям, гуляет среди красочной растительности, любуется окрестными пейзажами со смотровой площадки, устроенной на монастырской ограде. Атмосфера здесь очень приятная.

Везде можно встретить стенды, где верующих и просто интересующихся знакомят с историей обители, ее современной жизнью, а также личностями, сыгравшими значительную роль в развитии монастыря.

Идем по центральной дорожке. Слева видим объединенные в единый архитектурный ансамбль собор в честь Зачатия святой Анны , построенный в 1686-1687 годах, и церковь святого Иоанна .

В полукруглых фронтонах фрагментарно сохранились старинные росписи. Над входом в собор изображена Троица. Справа - образ святого Димитрия, слева - святителя Иакова. В интерьере уцелел иконостас, созданный в 1761-1779 годах.

Каждую из двух церквей венчают пять глав с позолоченными крестами. Купола Зачатьевского храма более нарядные. Четыре из них украшены золотыми звездами на синем фоне.

В 1794 году в северо-восточной части Яковлевской обители начинают воздвигать собор в честь Димитрия Ростовского , который станет самым величественным сооружением монастырского комплекса и одним из лучших образцов русского провинциального классицизма.

Здание возводится в течение 5 лет на деньги благотворителя и мецената Николая Петровича Шереметьева (1751-1809 гг.) , пожертвовавшего 55 тысяч рублей на строительство храма и 10 тысяч − на его убранство. Граф был большим знатоком архитектуры. При его участии культурное пространство России обогатилось такими выдающимися сооружениями, как театрально-дворцовый комплекс в Останкино, Фонтанный дом в Петербурге, церковь Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, храм Троицы при Странноприимном доме в Москве и др.

Освящение нового собора состоялось 27 октября 1801 году, в день памяти Димитрия Ростовского. К 300-летию кончины святителя прихожане подарили храму роскошную раку для его мощей. Настоящее произведение искусства из золота и серебра, украшенное миниатюрами из финифти, создали мастера из Ростова Великого.

В 1804 году в церковной трапезной устраивают два придела: правый - в честь святого Николая, небесного покровителя графа Шереметьева, и левый - во имя великомученика Димитрия Солунского.

Храм венчают пять глав с массивными барабанами, над центральным из них устроен бельведер.

Три соборных фасада декорированы портиками, белокаменными деталями, скульптурами и многофигурными барельефами.

Территория Спасо-Яковлевской обители очень ухоженная и ярко цветущая.

В пышной зелени буквально утопает часовня над источником святого Иакова . Она была освящена 10 декабря 1996 года, в день памяти основателя монастыря.

Так часовня выглядит внутри.

В высокой трехъярусной колокольне Спасо-Яковлевской обители ранее были святые врата. Под куполом размещались часы с боем.

15 колоколов имели различные размеры. Самый древний из них, вес которого 71 пуд, был перемещен в 1765 году из упраздненного Спасского монастыря что на Песках, стоявшего по соседству. Примечателен еще один колокол в 4 пуда - на нем есть надпись, что в 1652 году его передал в дар царь Алексей Михайлович (1629—1676 гг.) .

Башни гармонично вписываются в архитектурный комплекс Яковлевской обители, и являются ее украшением.

Особенно красиво смотрятся Водяные врата монастырской ограды. Название, вероятно, происходит из-за открывающейся за ними водной глади озера Неро.

На старинной фотографии через эти ворота на территорию обители входит последний российский император Николай II со своей семьей и свитой. Событие происходило 22 мая 1913 года.

Спасо-Яковлевский монастырь пользовался неизменным вниманием монарших особ. С XIX и до начала XX века на богомолье сюда приезжали все императоры, а также многие великие князья и княгини из династии Романовых. Активное посещение обители представителями царской фамилии в первую очередь было связано с канонизацией и прославлением Димитрия Ростовского.

Регулярные визиты высоких гостей, начавшиеся со второй половины XVIII столетия, поднимали значение этого духовного места.

От Водяных ворот поворачиваем налево и идем вдоль стены, изучая информацию на стендах, установленных у дорожки. Они рассказывают о выдающихся людях, имевших отношение к монастырю. Важнейший из них митрополит Димитрий Ростовский (1651-1709 гг.) , впервые посетивший Спасо-Яковлевскую обитель в 1701 году и избравший ее местом своего погребения. После кончины владыки в 1709 году он был похоронен в юго-западном углу Зачатиевской церкви. В 1752 году произошло обретение мощей Димитрия, а в 1757 году они были признаны святыми. У его гроба исцелялись страдающие и обитель становится центром паломничества.

Предметами поклонения также являлись хранившиеся в монастырской ризнице митра, извлеченная из гробницы святителя во время обретении его мощей, атласные ризы и полотенце, присланное ростовскому святому из Иерусалима.

Екатерина II глубоко чтила святого Димитрия. По указу императрицы Яковлевский монастырь получает самый высокий статус - становится ставропигиальным и переходит в ведомство Святейшего Синода. В тот же период к нему присоединяется соседняя Спасская обитель что на Песках.

Монастырь процветает. Главный источник финансирования - пожертвования почитателей святого Димитрия, среди которых было множество богатейших и влиятельнейших людей страны. Кроме этого он находится на государственном обеспечении и имеет солидные церковные доходы.

В 1834 году монастырь получается степень первого класса. А через два года имя святителя Димитрия вошло в название обители.

В угловой башне находится церковная лавка, и здесь же продаются билеты, дающие возможность посещения монастырской стены.

На Юго-западная башне устроена смотровая площадка.

Поднимаемся по лестнице.

На втором уровне заглядываем в беседку юго-западной башни, соединяющую галереи монастырских стен с двух сторон.

В стенах пробиты бойницы. Раньше они были необходимы для защиты от неприятеля.

Сейчас через них можно смотреть на безмятежные пейзажи.

Поднимаемся выше, на смотровую площадку.

С юго-западной башни открывается прекрасный вид на Зачатиевскую церковь и собор Димитрия Ростовского. Ближе к нам виден купол часовни над источником святого Иакова. Слева - Водяные ворота.

Чтобы еще лучше сориентироваться в окружающем пространстве, взглянем на схему территории монастыря.

Собор Димитрия Ростовского.

Вид на келейные и настоятельский корпуса , возведенные во второй половине XVIII столетия. В то же время в камне отстраиваются монастырская ограда, башни и колокольня.

Необыкновенно гармонично на фоне голубого неба с серыми облаками (в точь под цвет куполов) смотрится белокаменный Спасо-Преображенский собор бывшего Спасского монастыря что на Песках. Обитель была основана в 1230-1240 годах. В 1765 году ее упразднили и, как уже упоминалось выше, приписали к Яковлевскому монастырю. Ныне от архитектурного ансамбля сохранился только этот храм. А рядом с ним теперь постройки, в которых ведет хозяйство местная братия.

Произведенная монахами продукция поступает в кафе и лавку. Это хлеб, квас, молоко, творог и даже йогурты. Кое-что мы смогли попробовать и убедиться в отменном качестве. На фото слева можно увидеть желтую палатку с зеленой крышей, где продается эта снедь.

Церковь Спаса Преображения - красивое, пятиглавое, двухэтажное строение на подклете. Она возводилась в качестве собора в период конца XVI - начала XVII века, когда в обители началось каменное строительство. В 1879 году здание было реконструировано. Обновлены пол и своды над подклетом, в котором устроили храм в честь преподобного Сергия Радонежского.

В 2009 году церковь вновь преображается. Стены были побелены, настлан новый пол. У храма появились нарядное крыльцо и лестница, ведущая на второй этаж.

К сожалению, увидеть интерьер не удалось. По описаниям 1900 года, он был скромен. Иконы без окладов, каменный иконостас с альфресковой живописью XVII столетия. Настенные фрески изображали сцены апокалипсиса.

С внешней стороны монастырской стены виды не менее красивые.

Озеру Неро , по различным версиям, от 20 до 60 тысяч лет. Это озеро ледниковой эпохи. Его красивое название не особенно соответствует своему значению "заболоченные", "илистые".

Озерный ил - это отличное удобрение, что издревле помогало получать богатый урожай на ростовских землях. С ХIV века местные крестьяне выращивали овощи для царского двора.

Возвращаемся на территорию монастыря. Лестница, кстати, очень крутая. Спускаться приходится не спеша, с осторожностью.

Направляемся к Святым вратам. Рядом с ними заглядываем в кафе, чтобы подкрепиться монастырскими пирожками и иван-чаем.

Покидать Спасо-Яковлевский монастырь совсем не хотелось, но нужно было продолжать путешествие.

Обогнув монастырскую стену, можно подойти к озеру Неро.

На этом завершилось наше приятное пребывание в Спасо-Яковлевском монастыре. В дополнение интересующимся предлагаю посмотреть 50-минутный документальный фильм о святителе Димитрии и обители, созданный силами братии и размещенный на их сайте.

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь - старинная монашеская обитель в Ростове Великом, в которой находятся мощи великого русского святого - .

Монастырь был основан в конце XIV века ростовским епископом Иаковом. За помилование преступницы епископ был изгнан из города и поселился на юге от него. Он построил часовню в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, около которой вскоре образовался монастырь. Первый каменный собор был освящен сначала как Троицкий, а потом как Зачатьевский (XVII век). Его расписывали ярославские иконописцы.

В начале XVIII века монастырю оказывал покровительство святитель Димитрий Ростовский. Он был похоронен в Троицком (Зачатьевском) соборе, что и было исполнено. Екатерина II пожертвовала для его мощей роскошную раку, а с 1763 года до самой революции их ежегодно носили крестным ходом до Ростовского кремля. В течение XVIII-XIX веков обитель неоднократно посещали императоры и императрицы.

В 1927 году монастырь был закрыт, часть имущества поступила в Ростовский музей, часть была разграблена. Вновь обитель была открыта в 1994 году. С тех пор идет ее активное возрождение.

Интересные факты о Спасо-Яковлевском монастыре

    В XVIII веке в монастыре расцвело искусство ростовской финифти. Его принесли в город мастера, приглашенные для поновления икон.

    В честь святителя Димитрия Ростовского в обители был построен Димитриевский собор (1794—1802 годы). Граф Николай Шереметьев, пожертвовавший свои средства, надеялся, что мощи святителя будут перенесены в новый собор, но этого не произошло. По завещанию графа была изготовлена золотая митра с драгоценными камнями для раки святителя.

    В Ростовском музее хранится портрет старца Амфилохия, который жил в XIX веке и в течение 40 лет непрерывно нес особую службу у мощей святителя Димитрия.

    Последним настоятелем монастыря был епископ Угличский Иосиф (Петровых), будущий митрополит Ленинградский, не принявший декларацию митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти.

Путешествуя самостоятельно по городам Золотого Кольца России, мы неожиданно попали на удивительную экскурсию в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом Ярославской области.

Мужская обитель находится в недалеко от Ростовского Кремля, на берегу озера Неро. Это очень необычный водоем: несмотря на большие размеры, его средняя глубина всего 1.5 метра. Но на дне 20-30 см слой ила, который называется сапропель.

Это отличное удобрение для садов и огородов. Но вот купаться из-за него в озере Неро затруднительно: здесь нет песчаных пляжей.

Даже Петр-1 отказался строить свою потешную флотилию на Неро, хотя изначально планировал именно это место. Написав собственной рукой неблагозвучный отзыв: «А Ростовское озеро — это грязная лужа», он уехал в Переславль, где уже и основал свою флотилию на Плещеевом озере.

Этот древний монастырь ещё в 14 веке основал епископ Яков (Иаков), который за спасение от казни преступницы был изгнан из города решением князя и горожан. Тогда святитель вышел за границу города, пришёл на берег озера, снял мантию, перекрестил её и положил на воду. А сам встал на неё, и она поплыла под ним как ладья.

Чудо это сотворил святой Яков для того, чтобы показать людям, что и спасение преступницы, и выбор места для святой обители, и все его поступки совершены не по воле человека, но по воле Божьей, при помощи Божественного указания.

На обозначенном месте Яков построил деревянную церковь в честь Зачатия праведной Анны Пресвятой Богородицы и рядом поставил свою келью. Это произошло в конце 14 века.

Так получилось, что рядом с построенным Спасо-Яковлевским монастырём уже стоял, построенный в 13 веке, на 150 лет ранее мужской Спасо-Песоцкий монастырь. Его еще называли «Спаский на Песках».

В 1271 году его основала княгиня Ростова — Мария. После смерти мужа в битве с захватчиками-татарами, она сама управляла Ростовским княжеством. Учёные считают, что она была единственной женщиной, писавшей на Руси летописи.

Так и стояли рядом два монастыря почти 400 лет. Но потом, по указу Екатерины-2, они объединились в один. От названия одного взяли «Спасо», от другого — «Яковлевский» и ещё добавили «Димитриев» — имя святителя, прославившего этот храм. При этом Свято-Песоцкий, хоть и был наиболее богатым и более старым, был приписан к Яковлеву монастырю.

В наши дни от этого древнего монастыря сохранился лишь Свято-Преображенский храм, которые немного обособленно располагается рядом с Яковлевской обителью.

Достоверно известно, что царские особы не обходили своим вниманием Ростовский монастырь. Например, кроме многочисленных грамот на владение землями царь Алексей Михайлович в 1652 году сделал обители ценный подарок: 60-килограммовый колокол, хранившийся в храме до 20 века.

История канонизации митрополита Димитрия

Таким образом, к концу 17 века на территории монастыря стояли каменный Троицкий храм, чуть позже переименованный в Зачатьевский. При нём была колокольня, каменная трапезная и деревянные кельи. Примерно в это время здесь был похоронен митрополит Димитрий, согласно его завещанию, но вопреки обычаю, по которому такой высокий чин как митрополит должен быть похоронен в кафедральном соборе города.

Это событие имело большое значение для дальнейшей судьбы Ростовского монастыря, так как меняло его статус в глазах сильных мира сего. Очень почитали Димитрия Ростовского царствующие особы, и после его захоронения монастырь вообще стал неприкасаемым. Через 50 лет мощи святителя были обретены нетленными. И произошло это так.

Когда при ремонтных работах в храме вскрыли гроб Димитрия, то увидели нетленные мощи его. Тут же стали происходить чудесные исцеления, молва о которых пронеслась по всей России. Дело в том, что до Димитрия более 100 лет не было в России случаев канонизации. Поэтому этот удивительный факт дошёл аж до самой царицы!

И она, императрица Елизавета Петровна, преподнесла серебряную раку и одежду из золотой парчи для мощей святого Димитрия. В Ростовском музее хранится реальная книга, в которой описано более 300 удивительных, доказанных врачами, фактов исцеления людей у нетленных мощей святого митрополита Дмитрия.

После революции 1917 года рака с мощами была передана в музей Ростовского Кремля. А в 1991 году святые останки были с крестным ходом возвращены в Яковлевский монастырь. Но пока находятся не в Зачатьевском храме, где были обретены, а в Дмитриевском.

Великая, святая Русь!

Весть о новом святом быстро разлетелась в православном мире. Русские люди свято верят в чудеса. Жители Темерницкой крепости в честь нового святого решили переименовать своё поселение-крепость и назвать её в честь святителя Димитрия Ростовского.

Слобода вокруг этой крепости стала называться Ростовской. А позднее, там возник город Ростов. И чтобы не было путаницы с именами городов, к его названию стали прибавлять «на Дону». Так и возник Ростов-на-Дону. А в центре города стоит памятник святителю Дмитрию.

Вот так и появилось в России два города с одинаковым названием. И что интересно, во втором городе, который расположен на Дону, проживает сейчас более 1 миллиона человек. В то время как в более старинном Ростове Великом — всего чуть более 30 тысяч.

А на территории монастыря продолжалось каменное строительство и обустройство его земель. В начале 20 века восхитительный колокольный звон Яковлевского монастыря создавали 22 колокола. Самый большой из них весил около 13 тонн, и считался одним из трёх самых тяжёлых колоколов Ростова Великого.

Был здесь разбит и великолепный сад с плодовыми деревьями. Для ухода за растениями нанимали садовника, который получал 10 рублей в год! Тогда это были большие деньги…

После революции жизнь в монастыре в корне изменилась

После революции Спасо-Яковлевский монастырь утратил своё особое положение, свою неприкосновенность. В кельях для монахов были обустроены жилые комнаты для рабочих, склады. Здесь же находился Детский дом. Действовал лазарет, при котором жили врачи и служащие учреждения.

Есть даже письменные свидетельства того, что на монастырских землях находилась тюрьма, колония и концлагерь для «заключённых буржуев». За послереволюционный период монастырь потерял 888 кг серебра и 2 кг золота. Всё перевернулось с ног на голову, но… такое было время!

Но и тут монастырю повезло: его архитектурный ансамбль полностью сохранился, никакая из монастырских построек не была разрушена. И в 80-х годах 20 века он как филиал Ростовского музея стал принимать у себя экскурсионные группы. Но это состояние длилось недолго, и в начале 90-х монастырь вновь стал действующим.

Современная территория монастыря

Величие храма в честь святого Димитрия Ростовского

Большой величественный храм с колоннами в честь Димитрия Ростовского был воздвигнут в 1801 году на средства знаменитого графа Николая Петровича Шереметьева. 55000 рублей стоило само строительство и 10000 — внутреннее убранство.

В настоящее время в храме хранятся святые мощи Димитрия Ростовского, а рядом — чудотворная икона Богородицы «Отрада и Утешение» — это келейная икона святителя.

Удивительна история её написания. Оригинал святыни находится на горе Афон, в Ватопедском монастыре. А здесь художник немного перепутал: и список написан с точностью до наоборот, в зеркальном отражении. Вот такая история!

В годы советской власти её хранила в своём доме семья одного священника, потом передали её монастырю. Сейчас мощи Дмитрия Ростовского находятся в главном соборе Яковлевсгого монастыря. В правой части от алтаря на возвышении под мраморной сенью установлена рака, а рядом на стене висит чудотворная икона Божьей Матери «Отрада и Утешение».

Иконостас храма в честь святителя Димитрия Ростовского имеет форму триумфальной арки. Такие варианты встречаются в Российских церквях достаточно редко.

Кроме огромных икон святителя Иакова и святителя Димитрия здесь находятся ещё и другие святыни: иконы святителю Николаю чудотворцу и первому святому Ярославской земли — святителю Леонтию, жившему в 11 веке. Две эти иконы необычны тем, что выполнены прямо на холсте, у них нет твёрдой основы.

Удивителен пол, выложенный еще дореволюционной плиткой. Даже не верится, что все это могло сохранится в таком качестве более 100 лет!

Очень красиво выписано подкупольное пространство, стены украшены лепниной. Еще одним элементом дворцовой архитектуры служит изящный балкончик, предназначенный для церковного хора.

Нашей небольшой экскурсионной группе было позволено зайти в потайную дверь и подняться по старинной винтовой лестнице, которая находится внутри храмовой стены, почти на самый верх: под купол.

Пройдя сквозь чердачное помещение, мы оказались именно на этом красивом балконе, где раньше и сейчас располагается церковный хор во время Богослужения.

Было немного страшно от такой высоты и близости церковного купола. Но так прекрасно отсюда был виден весь собор. А уж акустика — просто замечательная!

Храм свт Иакова Ростовского и Зачатьевский собор

Эти две церкви располагаются тесно друг к другу. Та, что с зеленым куполом — освящена в честь святителя Иакова Ростовского, ну а собор в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы находится под 5 куполами: центральным золотым, который окружают 4 синих со звездами.

Храм в честь свт Иакова (основателя монастыря) был построен 1836 году. Его пристроили в притык к северной стене Зачатьевского собора.

Но на самом деле здесь даже 3 церкви! В 1912 году под Яковлевским храмом еще была освящена подземная церковь с элементами некоторых храмов Палестины. Она освящена в честь Воскресения Господня. К сожалению, сейчас не действует из-за проблем с влажностью, потому что находится ниже уровня земли.

В храме в честь святителя Якова — основателя обители — бережно под спудом хранятся его мощи, а также частица мощей преподобного Авраамия, основателя другого монастыря в городе Ростове — Богоявленского. Интересный факт, что монастырь этот был построен на месте языческого капища.

На месте деревянной церкви в честь Зачатия праведной Анны Пресвятой Богородицы в 1686 году был построен величественный каменный собор ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем, который построил в Ростове Кремль.

Удивителен иконостас Зачатьевского храма — иконы здесь выписаны художниками прямо на каменной стене. Такие иконостасы редко встречаются в России, а вот в Ростове Великом — наоборот.

На одной из стен храма была найдена надпись, оставленная первыми художниками, которые расписывали этот собор. Современных иконописцев очень удивила расшифровка. Оказалось, что росписью собора занималось 6 ярославских художников, которые расписали церковь всего за 2 месяца и 1 неделю.

В церкви находится мраморный постамент на месте, где изначально был похоронен святитель Димитрий Ростовский в 1709 году и где через 42 года после его смерти были обретены его нетленные мощи.

В Зачатьевском храме есть одна конструктивная особенность, которая не встречается ни в одном другом российском храме: арки переброшены со всех сторон: они идут от стен к столпам, между ними, от столпов к иконостасу. То есть получается как бы промежуточный арочный ярус, а своды и потолок находятся еще выше.

А еще нам рассказали оригинальную историю о том, что при проектировании храма Иона Сысоевич забыл, что на этих арках могут находиться люди. Поэтому была прямо в каменной стене собора сооружена лестница, по которой можно было подняться наверх.

Когда в 1913 году в этой церкви побывал император Николай-2, ему было позволено подняться по ней. Обычным людям, в том числе и современным паломникам, такая честь не оказывается. 🙂

Главная храмовая икона с изображением родителей Пресвятой Богородицы — это святые Иоаким и Анна. Верующие молятся перед этим образом за счастливую семейную жизнь, за здоровье и благополучие детей. Но чаще всего, к ней обращаются люди, которые очень хотят стать счастливыми мамой или папой. Известно много случаев, когда молитва была услышана, и семья наполнялась детским смехом!

Защита обители

Монастырь окружает крепостная стена, построенная во второй половине 18 — начале 19 века. С 4-х углов установлены смотровые башни. Наверху находится Флюгер-Защитник: трубящий Ангел.

Вдоль стены также встроены башни разного назначения. Вход в монастырь проходит под Святыми Вратами.

Оказавшись на территории обители, сразу взгляд падает на противоположную Водяную Башню, похожую на входную.

Еще одним строением в стене является колокольня.

А внизу в удобных нишах крепостных стен очень удачно хранятся запасы дров на зиму. 🙂

Правда, как нам объяснил наш экскурсовод, котельная в монастыре современная: котлы-автоматы работают на природном газе. А вот местная монастырская баня традиционно отапливается при помощи дров.

Смотровая площадка

В юго-западной угловой башне Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря оборудована смотровая площадка.

Чтобы взобраться на нее, нужно преодолеть несколько пролетов по весьма крутой и неустойчивой деревянной лестнице. Но оно того стоит! Отсюда открывается прекрасный вид на неглубокое, но очень красивое озеро Неро.

И сам монастырь виден как на ладони. В лучах заходящего солнца предстает во всей своей красе.

Отсюда есть проход на монастырские стены, можно немного прогуляться вдоль них.

Правда, открыт совсем небольшой промежуток, но даже это позволяет прочувствовать всю мощь древнего строения и лучше сверху рассмотреть монастырские постройки.

Реальности монастырской жизни

При обители существует собственная обширная библиотека, есть ризничная, иконописная мастерская, столярный цех, действует просфорная, своя пекарня, имеются обширные огороды и скотный двор. Там разбит великолепный яблоневый сад, очищен и обустроен пруд, вся территория украшена клумбами и цветниками.

В центре двора бьёт источник, над которым построена деревянная часовенка, утопающая в цветах.

Вода там минеральная с небольшим повышенным содержанием железа. Водичка прохладная, можно попить и умыться.

Здесь работает Духовное училище, в котором учатся будущие пастыри православных церквей. Братия монастыря состоит из 20 человек.

Множество паломников ежедневно посещает мужской Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. И если у кого-то возникнет желание, то он сможет остаться там, пожить некоторое время и помочь в обустройстве обители своим трудом.

Экскурсионная программа

Мы решили заказали индивидуальную экскурсию, во время которой местный батюшка целый час водил нас по храмам и очень интересно рассказывал про историю этого места и о связанных с ним человеческих судьбах.

Побывали мы и на чердаке одного из храмов, что редко где разрешается. Точнее, это было место, где располагался церковный хор, почти под самым куполом. Для нас открывали и те храмы, которые были в данный момент закрыты для посещения другим паломникам.

Продолжительность экскурсии составила около 1 часа. Нам очень понравилось! Без нашего экскурсовода и его интересного рассказа мы бы так глубоко не смогли узнать и полюбить это замечательное место.

Экскурсию можно заказать, приехав в монастырь. Стоимость на группу 500 рублей. Здесь же при входе можно приобрести билеты на смотровую площадку. Их цена 50 руб на человека.

Нужно учитывать, что забраться на юго-западную башню и прогуляться по крепостной стене можно ежедневно с 10.00 до 17.00. Кстати, при заказе экскурсии, вход на смотровую площадку бесплатен, он входит в стоимость экскурсионной программы.

Если у вас нет возможности добраться до монастыря самостоятельно, можете заказать организованную экскурсию заранее. В сопровождении профессиональных экскурсоводов вы сможете увидеть все самые главные достопримечательности Ростова Великого.

Спасо-Яковслевский монастырь расположен в городе Ростове Ярославской области по адресу: улица Энгельса, дом 44. По будням утренние службы там проходят в 7:30, а в праздники и выходные — в 9 часов. Вечерние службы проходят ежедневно в 17:30.

В Зачатьевском соборе сейчас не служат, так как он находится на реставрации, но 1 раз в неделю здесь проходит молебен. Можно оставить записку с именами родных и знакомых, чтобы о них тоже помолились во время службы, если сами не сможете присутствовать.

Рядом с монастырем есть небольшая парковка. Координаты: 57.1753, 39.39296.

Вы можете посмотреть расположение мужского монастыря на карте (нажмите «+», чтобы приблизить объекты).

Город называется Ростов Великий, но он небольшой, там проживает всего 32000 человек. Но зато здесь 5 действующих монастырей и ещё 2 в пригороде. Приходите, это место намолено веками, и здесь это ощущается!

Наша поездка В Яковлев монастырь состоялась 18 июля 2016 года. Другие достопримечательности Ярославской области, где мне удалось побывать, есть на этой карте.

Храм святителя Димитрия Ростовского и храм Зачатия св. Анны с храмом в честь святителя Иакова Ростовского. 2009 год.


Храм святителя Димитрия Ростовского и храм Зачатия св. Анны с храмом в честь святителя Иакова Ростовского. 2011 год.

Спасо-Яковлевский монастырь прошел в своем развитии несколько этапов. Довольно долго он был маленьким малоизвестным монастырем, где даже соборная церковь являлась деревянной. В дальнейшем обитель побывала и ставропигиальным монастырем, и резиденцией викарного епископа.

В 1385 году епископом Ростовским стал игумен скромного Копырского монастыря Иаков. Игуменство его было благополучным, но на Ростовской кафедре епископ Иаков не прижился: в 1389 году он оставил ее из-за недовольства ростовцев решением епископского суда. Изгнанный из города, святитель удалился в его окрестности и на берегу озера Неро построил деревянную церковь в честь Зачатия св. Анны. Так было положено начало Яковлевской обители.


Летописи умалчивают о первых веках существования монастыря. В сущности, достоверно известны лишь несколько событий, связанных с его историей: погребение и канонизация свт. Иакова, разорение монастыря в 1408 году войском хана Едигея и - спустя двести лет - ограбление его поляками. Таким образом, можно заключить, что в то время обитель не была знаменитой. Не имела она и каменных строений.

Определенное улучшение в материальном положении Яковлевского монастыря происходит в первой половине XVII века. В 1624 году царь Михаил Федорович жалует его вотчинами и рыбными ловлями. И на этом «прирост» монастырских угодий не останавливается. К 1679 году обитель владеет уже восемнадцатью пустошами. Пришло время подумать и о строительстве каменного храма, которое и было осуществлено в 1686-87 годах.


Храм Зачатия св. Анны с храмом в честь святителя Иакова Ростовского.

Немалое значение имело для монастыря его присоединение к Ростовскому архиерейскому дому, совершившееся в 1650-е годы «для того, что Иякова епископа мощи лежат в том монастыре». Все приписные обители содержались за счет кафедры, и поэтому отныне благосостояние Яковлевского монастыря постоянно возрастало. К концу XVII века он имел не только каменный пятиглавый Троицкий храм, но и каменную трапезную палату. Келейные корпуса и прочие службы, впрочем, довольно долго оставались деревянными. Деревянной была и монастырская ограда.

Переломным моментом в истории монастыря явилось назначение на Ростовскую кафедру митрополита Димитрия (Туптало), прославленного впоследствии Церковью в сонме святителей. Он приехал в Ростов 2 марта 1702 года и почти сразу по прибытии - первым из всех ростовских монастырей - посетил Яковлевскую обитель. Войдя в собор, владыка указал на юго-западный его угол и произнес: «Се покой мой: зде вселюся в век века», указав, таким образом, место своего погребения. Скончавшийся в 1709 году митрополит Димитрий стал вторым ростовским архиереем, погребенным не в Успенском кафедральном соборе, а в Яковлевском монастыре. Нужно отметить, что ростовцы сначала не желали исполнить завещания почившего митрополита, и лишь друг покойного святителя Стефан Яворский, Патриарший Местоблюститель, настоял на его погребении в Яковлевской обители, сослужив, тем самым, последней добрую службу.


Колокольня Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.

В 1757 году, пять лет спустя после обретения нетленных мощей святителя Димитрия , состоялась его канонизация. Он явился первым святым, канонизированным в синодальный период, - и единственным за весь XVIII век. Мощи святителя Димитрия, которые почитали великой святыней не только простые люди, но и знать (включая членов императорской фамилии), стали особым залогом процветания Яковлевского монастыря. Первые вклады в «святителев дом» не заставили себя ждать: уже императрица Елизавета Петровна пожертвовала серебряную раку для мощей свт. Димитрия. В дальнейшем пожертвования не иссякали.


Угловая башня монастыря.

Летопись монастыря.

Ок. 1390. Основание монастыря святителем Иаковом, епископом Ростовским.
1392. Кончина свт. Иакова.
1408. Разграбление монастыря войсками хана Едигея.
1609. Обитель ограблена поляками.
1654. Монастырь приписан к Ростовскому архиерейскому дому.
1686. Строительство первого каменного храма в обители.
1709. Погребение свт. Димитрия Ростовского в соборе Яковлевского монастыря.
1752. Обретение нетленных мощей свт. Димитрия.
1764. Монастырь отнесен к числу заштатных- с предоставлением права иметь в составе насельников 15 человек.
1765. Обитель становится ставропигиальной и включается во второй класс штатных монастырей. К ней приписан упраздненный Спасо-Преображенский монастырь, и именно с этого момента она именуется Спасо-Яковлевским монастырем.
1777. В монастыре начато возведение колокольни и ограды с башнями.
1801. Освящение новопостроенного храма во имя свт. Димитрия.
1822. Синод своим определением сравнял Спасо-Яковлевский монастырь по числу братии с первоклассными монастырями.
1834. Обитель становится монастырем первого класса.
1836. Святейший Синод присваивает обители название «Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь».
1882. В монастыре устроен водопровод.
1888. Обитель переводится из синодального подчинения в епархиальное ведомство и становится резиденцией викария епархиального архиерея.
1913. Посещение монастыря императорской семьей.
1919. Здания монастыря переданы в ведение Музейного отдела Наркомпроса.
1928. Закрытие храмов обители.
1991. Передача Спасо-Яковлевского монастыря Русской Православной Церкви. Ростовский музей возвращает обители мощи свт. Димитрия.

С использованием материалов из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам, № 15, 2009».



Понравилась статья? Поделитесь ей