Контакты

Юферсы своими руками. Парусный моделизм. Общие хитрости для всех материалов

15 проектов малых судов для прогулок и туризма. Любое из них, если вы обладаете достаточными навыками в работе с деревом, можно построить самостоятельно на домашней судоверфи.

Изготовление блоков и юферсов для моделей

Модели судов, как и сами суда, приходится снабжать многочисленными блоками, изготовить которые довольно трудно. Обычно требуется большое количество одинаковых предметов, поэтому лучше всего делать их сериями. Так, чтобы изготовить серию блоков, из куска самшита заготовляют несколько реек, толщина которых должна точно соответствовать толщине блоков. На боковых поверхностях реек вычерчивают оси симметрии и разделяют их на части, равные длинам блоков. Вдоль осей прорезают желобки - кипы. Два противоположно расположенных кипа соответствуют прорези шкив-гата, а два других предназначены для стропа. Затем просверливают отверстия для прохода троса и при помощи напильника округляют очертания корпусов. После этого полученные блоки разъединяют (рис. 351). Изготовить тонкие блоки таким способом нельзя. В этом случае кипы для стропов выполняют после отделения заготовок (рис. 352).

Известно, что если двое обменяются, скажем, яблоками, то в итоге у них все равно окажется по яблоку. Ну а если же эти двое обменяются идеями, то в результате у каждого окажется уже по две идеи…

НЕ ТОЧИТЬ, А ПРОТЯГИВАТЬ!

Сложно получить хорошую точную заготовку для мачты или реи без миниатюрного токарного станка. Да и на станке обработать, например, круглую спицу диаметром 1 мм практически невозможно. Ну а у меня операция по обработке круглых деревянных реек занимает минимальнее время, поскольку делаю я это с помощью… протяжки.

Инструмент изготовил из пластмассовой школьной линейки, просверлив в ней ряд последовательно увеличивающихся отверстий диаметром от 0,5 до 8,0 мм. На отверстиях больших диаметров сделал небольшие заходные фаски. Вот, собственно, и все.

Сначала заготовка обрабатывается вручную с небольшим - около 0,2 мм - припуском, а затем протягивается через одно из отверстий. Мачты получаются при этом ровными, гладкими, с постоянным по длине диаметром. Выбирая древесину для заготовок, учтите, что очень хорошо обрабатываются таким способом рейки из осины и сложнее всего - из твердой березы.

ДЕЛАЕМ ЮФЕРСЫ

При изготовлении моделей парусных судов, особенно в небольшом масштабе, труднее всего воссоздавать мелкие детали: юферсы, блоки, нагели и им подобные. Между тем именно эти элементы в наибольшей степени «работают» на достоверность зрительного восприятия миниатюрной копии.

Я вовсе не призываю точно копировать действующие юферсы 0 1,5…3 мм- особенно с проводкой снастей: такая работа под силу разве ювелиру. Задачу эту можно значительно упростить безо всякого ущерба для внешнего вида таких деталей. И вот как.

Для начала с помощью протяжки калибруется стержень необходимого диаметра. Далее бритвенным лезвием нарезаются заготовки будущих юферсов - «шашки» толщиной 0,5…1,0 мм. Далее «шашки» обрабатывают морилкой («под дуб») и наклеивают на ванты. Теперь подбирается нить необходимого номера. Для придания жесткости ее промазывают клеем ПВА. После высыхания клея нить нарезается на отрезки в соответствии с расстоянием между юферсами и наклеивается тем же клеем на юферсы.

СОБИРАЕМ БЛОКИ

Сначала надо вырезать заготовку - рейку сечением, соответствующим конфигурации будущего блочка, а потом разрезать ее на «шашки» соответствующей толщины. В каждой из «шашек» осторожно вручную сверлится отверстие 0 0,5…0,7 мм.

Плотно вставьте в полученное отверстие острие шила - так удобнее удерживать заготовку - и наклейте на ребро блока нить, как это показано на рисунке. Блок готов.

Аналогично делаются блоки и для обтяжки основных штагов, только отверствие диаметром, равным толщине штага, в этом случае сверлится вдоль блока. Теперь на блоки с двух сторон наклейте нити, имитирующие проводку блоков. Учтите, что надевать такие блоки на штаги надо до их крепления на модели.

КРЕПИМ ВАНТЫ

После проводки вант через руслень в корпусе модели шилом накалываются небольшие отверстия, в которые тем же шилом на клее ПВА запрессовываются концы вант. Учтите, что сделать это необходимо так, чтобы ванты были натянуты втугую. После высыхания клея свободные концы вант обрезаются лезвием бритвы.

НАВИВАЕМ ИЛЛЮМИНАТОРЫ

Иллюминатор - а точнее, его обрамление - удобнее всего сделать из медной проволоки, навив ее на сверло подходящего диаметра. Причем канавка сверла в данном случае послужит тем пазом, через который ножом или тонкой пилкой можно нарезать витки пружины на кольца.

Жизнь поставила перед задачей: оснастить мой небольшой корабль (длина всего 23 см) юферсами и блоками. То, что было в наборе меня не устроило (точнее там этого вообще не было) и поэтому пришлось все делать самому.
В статье поделюсь с почтенной публикой моим методом (может он и не мой, но все же...

Юферсы

Не повторяйте моей ошибки. Я их сделал из березовой линейки . Надо было брать пластик , тем более у меня он был (белый листовой 2 мм толщиной). Дерево мягкое, ломкое. Диаметр юферса 1,8 мм. При таких размерах случается много неприятных вещей: брак, поломка, сколы. С пластиком проще работать, он не такой капризный, а если он еще и белого цвета, то тогда еще и красить не надо.

Рассказываю как все было: линейка режется на брусочки квадратного сечения. Затем брусок зажимается в минидрель и обрабатывается шкуркой до круглого состояния. Затем надфилем треугольного сечения делаем риски (канавки, чтобы ввязывать юферс в ванты). Потом все это обрабатывается наждачкой, если надо подрезается (все во время вращения). Отпиливается пилкой, сделанной из лезвия от бритвы. Для сверления отверстий сделал простенький шаблон : в пластике просверлил отверстие диаметром с юферс. Т.е. шаблон позволял только зафиксировать юферс в неподвижном состоянии. Потом иголочкой делал 3 "точечки". Ну а потом сверлил по намеченным местам(сверло 0,35). Вот сверление - это самое сложное, потому что на данном этапе получается много брака. Тяжело высверлить 3 отверстия на такой маленькой заготовке, да к ому же размещенных определенным образом

На картинке показан примерный вид заготовки зажатой в дрель и уже обработанной для отрезания юферса.

Блоки

Тут все гораздо сложнее (а может и легче.. кому как). Просто тут уже в дрель не зажать, приходится все самому выпиливать

Сначала делается болванка из белого листового пластика. (размер блока примерно 2х1,3 мм. отюда определяем размер болванки)

Далее отмечаем карандашом ширину блока и придаем форму (шкурка и скальпель)

Затем сверлим 2 отверстие: первое продольно (для продевания продольной нитки или для проволоки . Смотря где блок ставится). Второе имитирующее шкив.

Внимание!!! отверстие под шкив сверлится не по центру, а со смещением. Смещение = радиусу шкива. Соответственно это отверстие должно быть ближе к закрепляемому концу блока.

На этой картинке, взятой из книги О.Курти хорошо видно то, что я пытался описать

Затем с трех сторон вырезаются канавки. (дело требует сноровки, т.к. размеры маленькие и можно просто разрезать деталь пополам или прорезать стенку блока насквозь)

Ну а потом блок отрезается, обрабатывается четвертая сторона и казалось бы, все готово. Ан нет!

Внимание!!! Не стоит отрезать блок с заготовки раньше, чем будет готово все вышеперечисленное. Таких размеров деталь очень неудобно держать в руках.

Самый простой - продеть сквозь него нитку, один конец которой крепится в положенном месте, а другой конец оборачивается вокруг блока и обрезается. (на рисунке это цифра 1)

Посложнее (на рисунке цифра 4): Если блок свободно ходит по нитке или жеско закреплен (к мачте, например), то тут простым продеванием нитки не обойтись. Нужно сделать из проволоки "детальку" (см рисунок ниже) и вклеить ее на супер момент в блок. Затем усики загибаются вверх, обрезаются, подгибаются и приклеиваются. Отверстие, которое имитирует шкив досверливается.

Если блок крепится к мачте (на форто цифра 3), то еще необходимо сделать рым (сначала блок вешается на рым, а только потом конструкция вклеивается в отверстие мачты)

Блок под цифрой 2 делается так же, как и обычный, только отверстий в нем на 1 больше, и работы соответственно тоже.

PS: статью пишу первый раз и поэтому не ругайте меня сильно
PPS: может это все и выглядит сложным в работе, но при определенной сноровке и постоянной работе с такими детальками вырабатывается автоматизм. И тогда уже самым сложным и ленивым становится вырезание "болванки" из пластика для последующей работы.

Вконтакте

Изготовление оковки юферсов

Во многих пластиковых наборах моделей парусников вант-путенсы, юферсы, талрепы и ванты даются одной деталью. Не редко эти детали имеют достаточно непрезентабельный вид. И если на мелких масштабах что-либо сделать вместо них трудно, то на масштабах крупнее, чем 1:150 уже можно задуматься об изготовлении этого узла самостоятельно.
Для модели корабля USS BonnHome Richard (масштаб 1:132) взамен «изнаборных» были приобретены юферсы из ореха диаметром 3 мм. Оковку юферсов сделал из отожжённых скоб от канцелярского стиплера №10.
Прокалив скобы на огне газовой плиты, добился необходимой мягкости металла, и попутно получил тёмный цвет металла.

С помощью плоскогубцев выпрямил скобы. Затем загнул примерно 0,5 мм один конец под прямым углом. Далее круглогубцами сделал кольцо равное диаметру юферса.


Вставил в получившуюся заготовку юферс.


Обжал длинный конец оковки плоскогубцами к загнутому короткому концу.


Теперь можно вставлять оковку в отверстия русленей или марсовых площадок. Оковка вставляется таким образом, чтобы плотно прилегать к плоскости русленя и входить в отверстие обоими кончиками.


Для закрепления окованного юферса из длинного кончика круглогубцами формируется кольцо. Излишки металла обкусываются бокорезами.

Сегодня полностью закончил выбленки. С каждого борта проходит 6 вант, на которых 25 выбленок, то есть нужно завязать всего 300 выбленочных узлов. Засек время и начал вязать. Оказалось, что за час я делаю 75 узлов (неплохо, учитывая, что скорость крейсера всего 32 узла:))) Правда, после этого я уже ничего вязать не мог, даже лыка.

Потом принялся за остальные мачты.
На фоке и бизани верхушки мачт увенчались блоками, через которые поднимают реи.

После этого решил приклеить мачты, а потом приняться и за штаги.

Как укреплять штаги, я уже понял. А вот что я буду делать с бегучим такелажем - ума не приложу. Вообще, это надо было мне догадаться - строить корабль без чертежей. Взять, к примеру, строительство дома. Сначала делают чертеж, а потом строят. Гарику хорошо - он архитектор. У него на первом месте чертеж, план. А я экономист. Что может экономист понимать в планировании?! Вот бы получить наследство.. выиграть миллион найти нормальный чертеж «Санта-Марии»… В судомодельных кругах ходят слухи, что есть такие чертежи, называются чертежи Адаметца. Эти чертежи - как план выхода из кризиса. Все говорят, что они есть, но никто их не видел.

А пока моя «Санта-Мария» выглядит так (только не говорите, что мачты коротенькие).

На бушприте сделал ватер-вулинг (кажется, так называются канаты, прижимающие бушприт ко княвдигеду. А сам княвдигед - это то, к чему прижаты канаты на следующем снимке).

Вплотную подошел к штагам, обтягивающим фок- и бизань-мачты. В наборе такелаж упрощен до предела, хорошо еще, что юферсы оставили. Штаг гротмачты я обтягивал уже своими юферсами. А на остальные мачты не то, что юферсы - даже блоки в наборе не предусмотрены. После мучительных раздумий решил все штаги натягивать юферсами. О, бог мой судомодельный! Опять эти юферсы! Эдак я и блоки буду делать заново.
Итого нужно сделать минимум 16 юферсов размером поменьше, чем на грот.
Сначала сделал пробный экземпляр. Слева - большой юферс, справа - новый, маленький, как сейчас говорят - пилотный.

Делал по уже апробированной технологии, только в маймунку не клал - эти юферсы меньше, и я боялся, что могут отколоться их края, ставшие слишком тонкими после прорезания выемки. Пришлось доводить все вручную - снимать фаску, шкурить и т.д.

Отверстия (и если хватит терпения - потертости от канатов) буду делать уже завтра.
В смысле, уже сегодня.

Вообще темп взят хороший. Если кризис и безработица не закончатся в ближайшие два месяца, то я, пожалуй, успею завершить постройку модели. Только бы успеть… Впрочем, правительство связалось со мной по телевизору и успокоило. Сказали, чтоб не торопился, время есть.
Черт, если б все накрылось год назад, я бы такую модель отгрохал!



Понравилась статья? Поделитесь ей