Контакты

Эмоциональное состояние различных ситуациях ребенка. Какие они наши эмоциональные дети? Потребность в любви

"Стиль семейных отношений и

эмоциональное самочувствие ребенка"

Разговор на эту тему мы начнем с определения понятия «семья». Что же такое семья?

Семья – это не просто сумма всех ее членов, а сложная система «невидимых» связей и взаимоотношений. Семья – это взаимозависимость одних членов от других: детей от родителей, родителей от бабушек и дедушек, других родственников и наоборот. Ни один человек не является в семье абсолютно автономным. Непослушание ребенка, например, влияет на другие семейные проблемы.

Итак, семья – это некая целостность. Изменение одного члена семьи ведет к изменению всей системы. Поэтому проблема семьи обязательно рассматривается в контексте семейных отношений.

А что на ваш взгляд, включает понятие «Семейные отношения»?

Я предложу на выбор 3 определения. Какое из них вы считаете правильным?

1. Семейные отношения – это характер взаимного общения взрослых и детей в семье.

2. Семейные отношения – это эмоциональная окраска поведения каждого члена семьи.

3. Семейные отношения – это психологический климат семьи, принятые в семье нормы поведения всех ее членов.

А сейчас предлагаю вам послушать отрывок из рассказа Василия Шукшина «Жена мужа в Париж провожала»:

«Горе началось с того, что Колька скоро обнаружил у жены огромную, удивительную жадность к деньгам. Он пытался было воздействовать на нее, что нельзя так-то уж, но получал железный отпор… Колька впервые тогда шваркнул жену по загривку. Она ни слова не говоря умотала к своим. Колька взял Нину – дочку, пошел в магазин, выпил, пришел домой и стал ждать. И когда явились тесть с тещей, вроде не так тяжко было толковать с ними.

- Ты смотри, смотри-и, парень!

- Кретин! Сволочь!

- А вот мы счас милицию! А?

- Живет на все готовенькое, да еще! Сволочь!

- Голодранец поганый! Кретин!

Дочка Нина заплакала. Колька побелел, схватил топорик, каким мясо рубят, пошел на тестя, на жену и на тещу. Негромко, но убедительно сказал:

- Если не прекратите орать, я вас всех, падлы… всех уложу здесь!

С того раза поняли супруги Паратовы, что их жизнь безнадежно дала трещину».

- Вопрос: какие последствия для психического и эмоционального самочувствия ребенка могут иметь такие ситуации в семье? Можно ли избегать их?

Ответ: подобные ситуации могут повлиять на психическое развитие и поведение ребенка. У таких детей возникает беспокойство, тревога, страх. Неправильное поведение родителей может вызвать у детей нервный срыв, стресс.

- Вопрос: как обычно маленькие дети реагируют на повышенный тон общения в семье, становясь свидетелями семейных разногласий.

Ответ: часто дети реагируют на такие ситуации плачем, истериками, капризами. Это как бы их защитная реакция.

Обобщение: Родителям ни в коем случае нельзя допускать таких ситуаций. Психолог И. Плотниекс, написавший книгу для родителей «Психология в семье», считает, что в эмоционально неуравновешенном поведении взрослого только 1 % - заболевания, а 99 % - распущенность. Детские психиатры утверждают, что семейная атмосфера, насыщенная психическим и эмоциональным напряжением взрослых и детей, формирует детей как неустойчивых истериков или запуганных, мрачных людей.

Согласны ли вы с этим мнением?

Предлагаю вашему вниманию ситуацию:

После выходного дня воспитатель спрашивает у детей, как они отдохнули. Один мальчик с радостью сообщает:

У меня было хорошее воскресенье.

Чем же? – интересуется воспитатель.

А у папы было очень хорошее настроение!

По этому поводу вопрос: согласны ли вы с утверждением, что наше поведение определяет наше настроение.

Предлагаю вам посмотреть 2 ситуации, когда поведение взрослого зависит от его настроения.

Ситуация 1 . У мамы прекрасное настроение. Ребенок, играя, разбил вазочку.

Ой, мама?

Ладно, сыночек, ничего страшного, давай приберем осколки.

Ситуация 2. Мама в мрачном расположении духа, все ее раздражает. Ребенок, играя, разбил вазочку.

Ой, мама?

Что наделал? Вечно ты лезешь, куда не следует! Убирай, сейчас же.

Эти две ситуации наглядно показали, как от настроения зависит наше поведение и как оно отражается на эмоциональном самочувствии ребенка. Душевное равновесие взрослого очень важно для благополучия эмоционального самочувствия и безопасности психической жизни ребенка в семье.

Мы вас призываем жить под девизом «Оптимистический настрой как доминанта жизни семья». Мы хотим вам предложить несколько советов о том, как управлять своим повседневным настроением и как правильно общаться с детьми.

Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка

Изменения в экономике нашей страны повлекли за собой изменения в обществе. Институт семьи и брака в России становится все менее популярен. Данные Комитета Гос. Думы по делам женщин, семьи и молодежи показывают, что за последние 5 лет почти на треть сократилось число зарегистрированных браков, т.е. каждый третий брак распадается. Растет число неполных семей, в них воспитывается каждый седьмой ребенок. Однодетные семьи составляют третью часть от общего числа, лишь 20% семей имеют двоих детей, 4% приходится на многодетные семьи. Число семей, проживающих за чертой бедности, по статистике на 2001 год составляло примерно 22 млн. или каждая вторая семья.

Снижается воспитательный процент семьи. В течение последних лет наблюдается увеличение числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Растет число безнадзорных детей, детей улиц, подвалов, чердаков. Но самое страшное, что эти так называемые «социальные сироты» - сироты при живых родителях.

Сейчас активно обсуждается проблема домашнего насилия. Приводятся действительно страшные факты жестокого обращения с детьми. По результатам исследований, проведенных в Тверском ДОУ, приходится констатировать, что родители нередко используют методы физического воздействия и психологического давления на ребенка. В неполных семьях физическую агрессию применяют чаще, чем в полных. При этом надо отметить, что образование родителей значения не имеет.

В Конвенции о правах ребенка – правовом документе международного стандарта провозглашается такое право ребенка, как защита его от всех форм жестокого обращения. Возникает вопрос, что понимается под жестоким отношением к ребенку?

По определению профессора М.Р. Рокицкого, председателя подкомитета по охране материнства и детства Комитета Гос. Думы по охране здоровья и спорту – под жестоким отношением к детям понимаются все виды физического, сексуального и психического насилия над ребенком.

Сюда же относится физическая запущенность, под которой понимают тяжелое физическое состояние организма ребенка (переохлаждение, истощение), связанное с необеспечением качества жизни (условия, одежда, питание, мед.помощь).

По определению доктора медицинских наук, профессора Т.Я. Сафоновой, под «жестоким обращением» понимаются любые действия или бездействия по отношению к ребенку со стороны родителей или лиц их замещающих, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свобода.

В чем же заключаются причины жестокого обращения с ребенком? Почему физическое наказание так популярно среди родителей? Причин много. Одна из основных – приверженность традициям – «Наказывали меня и ничего плохого в этом нет» - а потому и сами переносят методы телесного наказания на своего ребенка.

Другая причина: высокая результативность при минимальных затратах времени: ребенку не надо ничего объяснять, убеждать, приводить примеры, наказал – и, по мнению взрослого – проблема решена.

Но, вероятно, самая важная причина – незнание родителями других, оптимальных методов воздействия.

Имеет значение и структура семьи, в которой живет ребенок. Насилие чаще всего встречается в неблагополучных семьях, где алкоголизм снимает нравственные запреты или происходит частая смена партнеров у матери в неполных семьях. Жестокое отношение к детям имеет место как в семьях с низким уровнем дохода, так и во внешне благополучных и обеспеченных семьях.

Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам РФ ребенок имеет право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления. В комментариях к закону РФ «Об образовании» четко указано, что к формам психического насилия относятся угрозы, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям, систематическая и необоснованная критика.

Когда ребенку наносится физическая или психическая травма, последствия могут быть ближайшими и отдаленными. Впоследствии такие дети не способны добиться успехов в учебе, в профессиональном труде, у них нарушаются представления о себе, возникает ощущение беспомощности, как правило, они часто вовлекаются в преступную среду, у них возникают трудности в создании своей семьи.

Американский писатель-исследователь Н. Поланский доказал, что развитие и благополучие ребенка подвергается опасности не только тогда, когда ребенок плохо питается и одевается, не имеет жилья, находится без внимания и присмотра, но и когда не удовлетворяется его собственная потребность быть любимым.

В России в качестве дисциплинарной меры широко распространено физическое наказание. Однако часто физическое наказание не оказывает того воспитательного эффекта, на который оно было рассчитано. Скорее, наоборот, у ребенка возникает озлобленность, агрессивность, жестокость по отношению к окружающим и животным.

Одним из самых разрушительных видов насилия – психологическое (эмоциональное) насилие.

Это однократное или многократное психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение взрослых, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и адаптацию в обществе. Дети, испытывающие эмоциональное насилие имеют отклонение в интеллекте, эмоционально-волевой сфере, испытывают тревожность, депрессию, невротические симптомы.

Исходя из вышесказанного, я хочу дать вам несколько советов, выполнение которых обеспечит правильное взаимодействие с детьми и сделает взаимоотношения родителей и детей в семье спокойными и теплыми.

Общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребенка. Оно не подчиняется формуле «Взрослый всегда прав, потому что взрослый». Ребенок стремится к равноправию и не понимает, почему взрослым можно, а ему нельзя. Задача взрослого показать целесообразность и полезность своих требований. Поэтому лучше использовать не требование-запрет, а требование-объяснение.

Важно уметь выслушать ребенка. Каждый человек имеет свое мнение, ребенок тоже. Задача взрослого: убедить, если ребенок не прав, согласиться, если взрослый не прав, уметь признать свои ошибки. Нужно обязательно по-хорошему спорить с детьми, учить их доказывать, отстаивать свое мнение и вместе с тем развивать умение соглашаться, прислушиваться к мнению других.

Не угрожать, не применять физическое или эмоциональное насилие, а также не обещать наград. Контроль за выполнением требования должен быть скрыт от ребенка, чтобы у него не возникло мнения, что вы ему не доверяете. Похвала, награда должна быть результатом выполнения требований.

Необходимо учить детей общаться, надо познакомить их с правилами хорошего общения. Самим быть хорошим примером для ребенка, в семье придерживаться одинаковых требований к нему, быть терпимым к его непосредственности.

Найти золотую середину между репрессией по отношению к ребенку, так и вседозволенности.

Не делать ребенка инструментом своего настроения и чувств.

Очень хорошие советы вы можете найти в книге «Популярная психология для родителей» и в книге «Как относится к себе и к людям» Н. Козлова.

Практикум для родителей

Вашему вниманию предлагается 2 ситуации:

Ситуация 1.

Уже поздно, ребенку пора спать, но ему не хочется. Отец все-таки пытается отправить ребенка в кровать. Вы вмешиваетесь и разрешаете ребенку еще немного поиграть, говоря, что завтра выходной. Но отец настаивает на своем. Как бы вы поступили в такой ситуации?

Обобщение:

Родители должны знать и помнить о единстве требований к ребенку со стороны всех членов семьи. В этой ситуации данное требование нарушено. Чтобы прийти к единому мнению, матери надо уступить отцу и объяснить свое решение: «Да, сыночек, наверное, папа прав. Ведь если ты нарушишь режим, ты долго не уснешь, это может отразится на твоем здоровье, и завтра тебе будет тяжело вставать. Ты у нас уже большой и понимаешь, что режим надо выполнять, чтобы вырасти сильным, смелым, здоровым. Эти качества тебе очень пригодятся в жизни.

Ситуация 2.

Муж наказал ребенка, но вам кажется, что проступок не столь серьезен и вы начинаете играть с ребенком. Муж недоволен этим. Что предпримите вы в этом случае?

Обобщение.

В этой ситуации возможно надо подойти с позиции «Все поступки детей должны быть прощенные». Мама может сказать:

Да, папа, наш сын поступил плохо, но я думаю он понял свою ошибку и больше не будет так поступать. Наверное, он сам нам об этом хочет сказать. Давай, отец, послушаем его. Мальчик просит прощения, ситуация исчерпана. Но всегда надо помнить о единстве требований к ребенку со стороны всех членов семьи.

Помните-Эмоциональный мир ребенка требует бережности и постоянного педагогического труда родителей. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!

Ирина Черникова
Эмоционально-психологическое состояние ребенка

Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ- одна из важнейших задач педагогического коллектива. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Ведь, хочется видеть каждого ребёнка, идущего в детский сад, счастливым, улыбающимся и не обременённым непосильными для его возраста заботами. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.

Особое внимание необходимо уделить психологическому комфорту педагогов, так как у детей очень хорошо развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых . Что же такое психологический комфорт? Психологический комфорт - это состояние внутреннего спокойствия, отсутствие разлада с собой и внешним миром. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и , в частности, его речи, а также доброжелательное отношение к детям.

Создавать ребенку эмоционально -психологический комфорт - значит, обеспечить следующие условия, способствующие реализации его ин­дивидуальной программы развития :

Дать ребенку возможность быть самим собой;

Корректировать проявление негативных эмоций и отрицательных поведенческих мотивов, не нарушая особенностей личностной структуры, используя для этого методы, доступные и интересные для самого ребенка ;

Предоставить возможность для удовлетворения насущных потребностей ребенка в любви , уважении, игре, двигательной деятельности;

Научить ребенка понимать и принимать собственные чувства и эмоции и других людей ;

Познакомить со способами общения со взрослыми и сверстниками для конструктивного общения в системах «ребенок - ребенок » , «ребенок -взрослый » .

Ребенку дошкольного возраста психологически комфортно, если он здоров, не обременен внутренними психологическими проблемами, может быть самим собой, если его окружают приятные для него взрослые и дети, принимающие его таким, каков он есть, если ребенок занят увлекательным делом. Как отмечал Л. С. Выготский, эмоции - «центральное звено» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка . Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать, указывал он, с глубокими изменениями в мотивационно - волевой сфере личности ребенка . Воспитание предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и сформированность эмоционального отношения к выполняемой деятельности и окружающим людям. Эффективность воспитания и обучения детей в ДОУ, их психологическое благополучие зависят от того, какие чувства вызывает та или иная деятельность, режимный момент, ситуация, как ребенок переживает свои успехи и неудачи, отношение к себе взрослых и сверстников.

Эмоции воздействуют на все компоненты познания : на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, в том числе и отрицательных. Для обеспечения психологического комфорта ребенка в ДОУ , его психического здоровья, необходима сбалансированность эмоций , поэтому важно, знакомить детей с эмоциональным миром человека . В настоящее время недостаточно внимания уделяется развитию эмоциональной сферы ребенка , особенно по сравнению с интеллектуальным развитием. При воспитании эмоций важно не просто научить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций , но и не бояться отрицательных, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить какую-либо деятельность без неудач, ошибок.

Часто возникающие отрицательные ситуации, невнимательные окружающие, неумение справиться с возникшей проблемой приводят к нарушению эмоционального состояния ребенка , внутреннему дискомфорту. И если вовремя не обратить внимания на возникшие проблемы, это может привести не только к нежеланию посещать ДОУ, но и к отклонениям в личностной сфере личности ребенка , к нарушению социальных контактов.

Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка , формирование его личности оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому ребенку . Этому способствует включение ребенка в праздники , спектакли. Даже самая незначительная роль дает уверенность ребенку в собственной значимости, повышает самооценку. Доверие ребенка к взрослым и личностная стабильность нарушаются, если ребенок «остается за бортом» группового публичного выступления. Это - важнейшее условие доверия ребенка к взрослым в детском саду и ощущения общего психологического комфорта. При построении учебно-воспитательного процесса важно учитывать индивидуальные особенности детей, возрастные возможности.

В общении и взаимодействии с детьми желательно следовать правилу трех «П» :

Понимание - умение увидеть ребенка «изнутри» , смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребенка , видеть побудительные мотивы, движущие детьми.

Приятие - безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет».

Признание - это прежде всего право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он. Следование вышеназванным правилам, согласованное функционирование развития эмоциональной сферы и интеллектуального развития позволят обеспечить психологический комфорт ребенка в ДОУ , а значит его полноценное развитие.

Публикации по теме:

Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье. Профилактика социального сиротства В настоящее время все большую актуальность в современном мире приобретает термин «социальное сиротство». Социальный сирота – это ребенок,.

Арт-терапия (рисование шерстью) - как средство позитивного воздействия на психоэмоциональное состояние ребёнка во второй младшей группе.

Как с помощью рисунка определить психоэмоциональное состояние ребенка в домашних условиях Используйте рисование, чтобы диагностировать психоэмоциональное состояние ребенка. Внутреннее состояние ребенка меняется, а рисунок отображает.

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка раннего возраста Приходя в этот мир маленький человечек учится каждую минуту, каждую секунду не только языку общения, но и различать радужные отттенки эмоциональных.

Родительское собрание «Психологическое здоровье ребенка» Видео Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» рабочего поселка Сосновоборск Родительское.

Родительское собрание на тему: «Психологическое здоровье ребенка через совместную продуктивную деятельность». В период дошкольного возраста.

Сценарий образовательной ситуации в технологии Л. Г. Петерсон по экспериментальной деятельности «Газообразное состояние воды» Сценарий образовательной ситуации в технологии Л. Г. Петерсон по экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы. «Письмо.

Тренинг для педагогов «Эмоциональное состояние взрослого как определяющий фактор эмоционального состояния ребенка» Педагог-психолог Перегримова И. П. Цель: Повышение коммуникативной компетентности воспитателей. Задачи: - Расширение опыта эмоционального.

Влияние музыкального творчества на психоэмоциональное состояние ребенка Влияние музыкального творчества на психоэмоциональное состояние ребенка. Музыкотерапия - как одно из важнейших методических средств, влияющих.

Воспитатель детского сада - это не профессия, а состояние души Воспитатель детского сада – это не профессия, а состояние души. Воспитатель дарит детям лучшие годы, тепло своей души и не ждёт в ответ.

Библиотека изображений:

Эмоциональные состояния ребенка

Эмоциональные состояния ребенка второго года жизни

Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью и не успешностью. Они направлены на объекты, с которыми предстоит действовать, на ситуацию в целом, на действия самого ребёнка и взрослого, на получаемый самостоятельно результат, на игровые моменты. Интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает неудовольствие, гнев, злость, огорчение. Негативные реакции свидетельствуют о том, что способ действия малыша еще не сформирован. Значит, ребенку нужно помочь, подсказать, как действовать. Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях ко взрослому, говорят о том, что ребенок освоил действие и хочет получить одобрение взрослого при каждом самостоятельном поступке.

Активность, протекающая на спокойно сосредоточенном фоне, указывает на освоение этого вида деятельности. Переживания теперь уже связаны именно с умениями и результатами, характерными для самостоятельности человека. Поэтому можно сказать, что происходит последовательное социальное развитие эмоций. К концу второго года жизни малыш получает удовлетворение от игры. Возникают переживания, связанные не только с действиями, но и с сюжетом. Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.

Эмоциональные состояния ребенка третьего года жизни

К 3 годам переживания ребенка неразрывно связаны с сюжетной стороной игры. Он развивает сюжет. Упала кастрюлька: "Ох! Пролилось!" - восклицает малыш и вытирает тряпкой воображаемую лужу. Эмоциональный отклик на игровые события показывает не только высоко развитость игры, но и ее эмоциональную значимость для ребенка. В раннем возрасте развиваются высшие чувства, предпосылки которых сложились в младенчестве. К 3 годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг, как и у младенца, вызывает все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного. На основе чувства удивления, которое наблюдалось еще у младенца, в раннем детстве возникает элементарная любознательность. Начинают появляться познавательные вопросы. Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность. Малыш стремится узурпировать внимание взрослого и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку.

Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении со взрослыми, а именно с воспитателями, преобладают мотивы сотрудничества. Кроме воспитательской любви, дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах. Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком - это жизненный источник формирования его чувств.

Ведь дети очень хорошо чувствуют эмоциональный настрой, отстраненность и пониженное настроение взрослых, они понимают, что что-то происходит, и отсутствие хорошего настроения у нас вселяет в детей ещё большую тревогу.

Особенности эмоционального развития в раннем возрасте

  • - эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения;
  • - происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности и ребенок осваивает способы их выражения;
  • - развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;
  • - включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением создает предпосылки для их регуляции.

Что поможет в развитии эмоций? Семья, ближайшее окружение и увлечения с развлечениями неоспоримо влияют на малыша и на раскрытие его эмоций. Для развития ребенка чрезвычайно важен физический контакт с родителями - ласка, объятия, беседы. Новые впечатления являются почвой, на которой произрастают ростки эмоций. Родителям важно разнообразить досуг ребенка: многочисленные прогулки, увлекательные поездки, посещение театров, цирка или музеев. Помощниками для мамы и папы выступают и детские книжки. Но всегда, когда очередная сказка дочитана, полезно обсудить с малышом сюжет или поступки героев. Взаимоотношения с другими детишками и игры также влияют на эмоциональное развитие ребенка, помогают подрастающему человечку легче осваиваться в окружающей реальности. Разнообразие ролевых игр со сказочными или необычными сюжетами дарит малышу яркие чувства и переживания. Немаловажным нюансом для обогащения эмоционального спектра является детское творчество. Рисование, занятия танцами и музыкой, лепка или оригами могут подарить подрастающему человечку множество чувств, как неприятных при неудаче, так и хороших при успешном результате. Кроме этого, например, творческая деятельность развивает и мелкую моторику. Грамотное сочетание родительского внимания, общения, игр и творчества дает шанс эмоциональной сфере дошкольника развиваться полноценно и правильно.

Этапы развития эмпатии в детском возрасте по М. Хофману в таблице 1

Таблица 1

Возраст появления

Характеристики

Глобальная эмпатия

На 1-м году

Другие не воспринимаются как отличные от себя, следовательно, страдания другого смешиваются с собственными неприятными переживаниями. Ребенок, таким образом, реагирует на происшедшее с другим ребенком, так же, как бы он реагировал на происшедшее с ним.

"Эгоцентрическая эмпатия"

На 2-м году

Ребенок уже осознает, что страдает не он, в другой, но внутреннее состояние другого предполагается точно таким же, как свое.

Эмпатия на чувства другого

Между 2-м и 3-м годом

Ребенок начинает осознавать, что другие испытывают и другие чувства, и реагируют на них не эгоцентричным образом.

Эмпатия на жизненную ситуацию другого

Позднее детство

Ребенок начинает воспринимать чувства других не только как ситуативные реакции, но и как выражение более общего отношения. Эмпатически вызванная реакция сочетается с представлением общей ситуацией другого, и ребенок по-разному реагирует в случае временного и длительного страдания.

Другие не воспринимаются как отличные от себя, следовательно, страдание другого смешивается с собственными неприятными переживаниями. Ребенок, таким образом, реагирует на произошедшее с другим ребенком так же, как бы он реагировал на произошедшее с ним. Ребенок уже осознает, что страдает не он, а другой, но внутреннее состояние другого предполагается точно таким же, как свое. Ребенок начинает осознавать, что другие испытывают и другие чувства, и реагирует на них неэгоцентрическим образом

Ребенок начинает воспринимать чувства других не только как ситуативные реакции, но и как выражение более общего отношения. Эмпатически вызванная реакция сочетается с представлением общей ситуации другого, и ребенок по-разному реагирует в случае временного и длительного страдания

Необходимость эмоционального развития:

  • - физическое и сенсорное развитие ребенка, активное созревание мозговых структур и внутрикорковых связей обеспечивают основу для реализации нейрофизиологических механизмов возникновения эмоциональных реакций;
  • - активное освоение окружающего мира вызывает у ребенка различные эмоции, расширяя и усложняя их диапазон, эмоции становятся мотивом и регулятором деятельности;
  • - эмоциональный отклик на предметные действия со взрослым и игровые события служат предпосылкой формирования игры - ведущей деятельности на последующем этапе возрастного развития;
  • - с формированием эмоциональной сферы детей раннего возраста связано развитие когнитивной сферы и речи: появление познавательных эмоций стимулирует познавательную активность ребенка, произвольность деятельности;
  • - для нормального речевого развития ребенка определяющую роль играет эмоционально значимое общение, при различных эмоциональных травмах (испуг, переживания разлуки с близкими и т.д.) увеличивается риск возникновения речевых нарушений;
  • - постепенно с развитием от года до трех чувства и эмоции детей становятся более устойчивыми, рациональными, приобретают большую глубину, что обусловлено положительным отношением окружающих и успешностью процесса психологического развития ребенка;
  • - с развитием личности ребенка, появлением собственного "Я" и ранним опытом социализации связано формирование эмоций самосознания, эмпатии и социальных эмоций;
  • - от характера эмоционального отношения взрослых к ребенку, адекватности их эмоциональных реакций на поступки ребенка и зависит обретение им чувства независимости, самостоятельности, как психологического новообразования раннего возраста, его эмоциональное благополучие, и даже соматическое здоровье;
  • - обострение кризиса трех лет приводит к проявлению таких негативных эмоций как тревога, негативизм, агрессия;- и, наконец, важное направление развития эмоциональной сферы детей -это появление способности управлять своими чувствами. Эмоциональное развитие детей раннего возраста особенно необходимо в период кризиса 3-х летнего возраста. В этот период у ребенка появляются элементы бунтарского поведения, желание манипуляции родителями, ревность к младшему (старшему)ребенку, агрессия к окружающим. Все это говорит о том, что малыш меняет свое отношение, как к себе, так и к окружающим. Нужно спокойно и уважительно относиться к ребенку, его запросам, без проявления агрессии объяснять и показывать на собственном примере, как надо вести себя в сложной ситуации. Понимание взрослыми эмоциональной жизни ребенка, соучастие в ней создает основу его психологического здоровья и зрелости.

Кризис трех лет. Так называемое семизвездие симптомов кризиса обнаруживает: новые черты всегда связаны с тем, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми. Л.С. Выготский И.Ю. Кулагина (1998).отмечает, что у ребенка 3 лет появляются симптомы кризисного периода в связи с тем, что взрослые не заметили, не поняли необходимости перестройки своих отношений с ребенком, который стал более самостоятельным, активным. В результате произошел "взрыв" прежней ситуации (Элъконин Д.Б., 1995). Л. С. Выготский вслед за Э. Келер описывает основные симптомы, характерные для поведения ребенка в период кризиса 3 лет, составляющие так называемое семизвездие.

1. Негативизм. Именно негативизм "вынуждает ребенка поступать вопреки своему аффективному желанию {Выготский Л. С, 2000, с. 985). Ребенок отказывается делать то, что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Если взрослый использует авторитарную модель взаимодействия в общении с ребенком, он может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдает строгий приказ, например: "Не трогай!", "Ешь быстро!" и др. В сложных ситуациях, при резком проявлении негативизма ребенком, взаимодействие с ним может дойти до абсурда: на любое высказывание ногами. Гнев и злость может быть направлен и на "непослушный" предмет, и на взрослого, внимания которого безуспешно добивался ребенок. Взаимодействие с детьми раннего возраста будет более эффективным в том случае, если взрослые смогут учитывать индивидуально-возрастные особенности начинающего свою жизнь человека. Развитие познавательных функций малыша тесно связано с его эмоционально-волевой сферой. А поскольку доминирующая функция - восприятие - аффективно окрашена, ребенок эмоционально реагирует только на то, что находится в данный момент в поле его зрения. Взрослые, помня об этом, могут избежать многих конфликтных ситуаций и эмоциональных вспышек.

Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) взрослого ребенок отвечает наперекор: "Это холодное" - "Нет, горячее", "Иди домой" - "Не пойду" и т. д. Причем ребенок отвечает отказом на просьбу, требование взрослого даже в том случае, если минуту назад он сам страстно желал именно это сделать. Негативизм отличается от непослушания (когда ребенок не следует указаниям взрослого потому, что занят другим делом, более интересующим его в данный момент. Он противится содержанию просьбы): - социальным отношением. Негативизм носит социальный характер, он адресован человеку, а непослушание - содержанию. Если ребенку предложили на выбор другое занятие, более интересное для него, чем то, которое у него есть в данный момент, и он согласился, то речь идет не о негативизме, а о непослушании; - отношением к аффекту. При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию, при непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого. И.Ю. Кулагина (1998) отмечает, что негативизм избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных людей, например, только мамы или папы, или только одного из воспитателей группы. С остальными окружающими он может бьпь послушным и покладистым. Главный мотив, который движет ребенком, - сделать не так, как просят, а наоборот.

  • 2. Упрямство - это "такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал" {Выготский Л. С, 2000, с. 986), то есть это "реакция не на предложение, а на свое собственное решение" (Ермолаева М.В., 2000, с. 127). Например, ребенка, когда он уже проснулся, мама просит встать с постели. Ребенок в течение долгого времени не соглашается встать, хотя ему уже давно надоело лежать в постели и хочется поиграть с игрушками. Однако он заявляет: "Сказал - не встану, значит, не встану!" Зачастую родители, встав на позицию "кто - кого", тем самым усложняют, закрепляют проявления упрямства и загоняют ребенка "в угол", лишая возможности выйти с достоинством из возникшей конфликтной ситуации. Л.С. Выготский отмечает, что упрямство отличается от простого не послушания: - мотивом (если ребенок продолжает настаивать и не соглашается со взрослым, когда он хочет продолжать делать что-то свое, это будет не упрямство, а непослушание. Если же он противоречит только потому, что не хочет отступать от своего слова, это будет упрямство); - отношением к себе (ребенок делает наперекор другим потому, что это он так сказал, и это он не хочет менять своих решений).
  • 3. Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, а не направлена против человека. Строптивость направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в его жизни до 3 лет. Это "скрытый бунт против того, с чем ребенок имел дело раньше" (Вы готский Л. С, 2000, с. 986). Кроме того, Л.С. Выготский (2000) заостряет внимание на том, что при авторитарном воспитании строптивость является одной из главных черт кризиса 3 лет.
  • 4. Своеволие проявляется я в том, что малыш все хочет делать сам, даже если не умеет. В этом случае проявляется тенденция к самостоятельности. Следующие симптомы, описанные Л.С. Выготским (2000), относятся им к симптомам вторичного значения (2000, с. 986). 5.

Протест-бунт проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, ка к будто "ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликт е с ними" (там же, с. 987). Протест-бунт выливается в частые ссоры с родителями.

  • 6. Обесценившие. В этом случае обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить в доме. В его речи появляются выражения, которые означают все плохое, отрицательное, негативное. "И все это относится к тем вещам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят" (там же, с. 987). Иногда дети обзывают любимых бабушек, мам грубыми словами. Кроме того, для трехлетнего ребенка могут вдруг потерять ценность еще совсем недавно обожаемые им игрушки, книги, и тогда он может бросать их, рвать, давать им негативные названия.
  • 7. Деспотизм чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его желания. По словам Выготского, (2000, с. 987), ребенок хочет стать "господином положения". Если в семье несколько детей, этот симптом можно назвать ревностью. Ребенок все так же стремится к власти и потому проявляет ревность к братьям или сестрам, с которыми он вынужден делить власть. Таким образом, кризис трех лет - это "бунт против авторитарного воспитания, это протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте" (Выготский. С, 2000, с. 987). Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) Воспитатели, родители и другие близкие ребенку люди в период кризиса испытывают трудности во взаимодействии с ним, так ка к маленький забавный малыш "вдруг" превращается в упрямое, строптивое, деспотичное создание. Самостоятельность и активность ребенка возрастают, изменяется отношение ребенка и к собственному "Я", и к другим людям, окружающим его, продолжается процесс эмансипации ребенка. Следствием проявления перечисленных симптомов кризис, а трех лет могут стать внутренние и внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание и др.). Кризис трех лет - это, прежде всего "кризис социальных отношений ребенка, он происходит по оси перестройки социальных взаимоотношений личности - ребенка и окружающих людей" (там же, с. 989). Следует отметить, что кризис трех лет протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, когда они стремятся во что бы то ни стало сохранить прежний тип взаимоотношений, устраивающий их, взрослых, когда они сдерживают самостоятельность и активность ребенка (Эльконин Д.Б., 1995). Если же взрослые реагируют на изменения, происходящие в ребенке, если они заменяют авторитарный стиль взаимодействия с ребенком, гиперопеку на партнерское общение с ним, предоставляют ему самостоятельность (в разумных пределах), конфликтов между ними и трудностей общения может и не возникнуть или они будут иметь временный, преходящий характер.

История изучения эмоций в российской психологии переживала периоды взлета и падения - большого интереса и фундаментальных трудов в конце 19-начале 20 в., с вязанных с такими именами И.А. Сикорского, Н.Я. Грота, Н.Н. Ланге, В.В. Зеленовского и забвения проблем внутреннего мира человека в 70-90 годах. Еще в 19 в. психиатр И.А. Сикорский писал в своей книге "Воспитание в возрасте первого детства" : " Достоверно только то, что чувства и аффекты появляются у детей значительно раньше, чем другие психологические функции (воля, рассудок), и в известную пору составляют самую выдающуюся сторону их душевной жизни. {1884. -c.28}.

Однако в 1914 г. Психолог Н.Н. Ланге называет эмоции Золушкиной психологии, считая, что они незаслуженно обойдены вниманием исследователей в пользу "сестер" - мышления и воли. В 1924 г. в книге "Психология детства" В.В. Зеньковский отводит эмоциональным явлениям одно из первых мест по значению в развитии ребенка: "Вопреки обычному порядку в изложении психической жизни ребенка в течение раннего детства мы ыдвинем на первый план изучение эмоциональной жизни его в это время, исходя из указанного уже принципа, что эмоциональная сфера имеет в это время центральное значение в системе психических сил"{1995.-C.123}. Психолог Л.С. Выготский писал: "Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одаренность и талантливость применительно к интеллекту. Но ведь можно не только мыслить талантливо, но и талантливо чувствовать. Любовь может сделаться таким же талантом и даже гениальностью, как и открытие дифференцированного исчисления. И здесь, и там человеческое поведение принимает исключительные и грандиозные формы". {1991.-C.115}.

Ромашова Лариса Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ города Калининграда детский сад №132
Населённый пункт: Калининградская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребёнка
Дата публикации: 23.04.2017
Раздел: дошкольное образование

Консультация для родителей

Тема: Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребёнка.

Задачи: Акцентировать внимание родителей на взаимосвязи родительской

установки с эмоциональным благополучием и личностным развитием

ребёнка. Стимулировать рефлексию родителей над собственными

воспитательными установками. Организовать обмен опытом в области

взаимодействия с детьми. Способствовать выработке новых навыков

общения с ребёнком.

“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома” (Л.Н.Толстой);

«Как взрослые ведут себя в семье, так ведут себя в обществе и дети, и

виноваты они не больше, чем деревца, засохшие оттого, что почва оказалась

отравленной» (А. Приставкин)

Семья для ребенка - это место его рождения и основная среда

обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между

родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.

Эмоциональное воспитание ребёнка происходит в первую очередь в семье.

Задача семьи – поддерживать достоинство ребёнка, укреплять его хорошее

мнение о себе.

От чего зависит эмоциональное благополучие ребёнка?

Факторы социально – культурного характера:

Ускорение темпа жизни;

Дефицит времени родителей;

Недостаток условий для снятия напряжения и расслабления;

Загруженность родителей и невротизация взрослых;

Неумение решать внутриличностные конфликты и отсутствие возможности

оказать психотерапевтическую помощь.

Социально – экономические факторы:

Неудовлетворительные жилищно – бытовые условия;

Ранний выход матери на работу.

Социально – психологические факторы:

Дисгармония в семейных отношениях;

Дисгармония в семейном воспитании;

Нарушение детско – родительских отношений..

Психологический климат семьи выражается в том, какие в ней

преобладают отношения и настроения (восторженное, радостное, светлое,

спокойное, тёплое, тревожное, холодное, враждебное, подавленное).

При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствует себя

равным среди равных, нужным, защищённым и уверенным.

родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере

любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем,

трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как

правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию

различных психологических проблем и комплексов.

Признаки неблагоприятной семейной ситуации, которая может привести

к распаду семьи – это ссоры, конфликты, непонимание между супругами.

Жить в такой семье дискомфортно всем. Особенно восприимчивы к

семейному климату дети дошкольного возраста, личностные качества

которых только начинают закладываться. У ребёнка в таких семьях может

появиться тревожность, агрессивность, неорганизованность, стремление к

лидерству и отгороженность.

Родители должны быть очень внимательны к эмоциональном состоянию

Аффективное поведение – одна из форм эмоциональной неустойчивости

ребёнка, когда эмоциональные процессы протекают стремительно и бурно,

носят взрывной характер.

Симптомы:

Нестабильность и неровность поведения ребёнка, резкие перепады

настроения и самочувствия при отсутствии явно выраженных причин,

внезапные переходы от увлечённости делом к потере интереса, от

безудержного веселя к подавленности.

Острота реагирования на настроение других (замирают или напрягаются,

когда персонажу сказки или фильма плохо, могут расплакаться во время

грустных событий);

Узкий диапазон эмоциональной выносливости (в одиночестве танцует,

сочиняет, поёт, но не может воспроизвести всё это на утреннике, в ситуации

экзамена).

Общее чувство неуверенности во всём, что делает («А у меня получится?,

Это ничего, что я плачу? Это ничего, что я играю?»), гипертрофированный

страх и предчувствие неудачи («всё равно не получилось»).

Отчётливый соматический характер отдельных эмоциональных ощущений,

переход эмоций, например страха и гнева, в ощущении боли («когда я сильно

сержусь у меня темнеет в глазах»)

Неустойчивость и взаимопереходы эмоций (страха в гнев, страха в

ревность, страха и гнева в зависимость), трудность преодоления.

Чрезмерная чувствительность не только к замечанию (особенно к

замечаниям взрослых), но и к тому как сказано: каким голосом, с какими

интонациями и т.д.

Навязчивые привычки – сосание пальца, грызение ногтей, накручивание

волос на палец.

Невротические проявления – моргание глазами, подёргивание плеч,

дрожание рук.

Все перечисленные симптомы могут говорить о том, что ребёнок

находится в состоянии психоэмоционального напряжения, ему нужна

Детские психиатры утверждают: семейная атмосфера, насыщенная

психическим, эмоциональным напряжением, формирует из детей

неустойчивых истериков или запуганных, мрачных людей.

Во взаимоотношениях с ребёнком взрослый должен тонко подбирать

эмоциональные формы воздействия. Одной из таких форм являются

родительские установки – совокупность родительского эмоционального

отношения к ребёнку, восприятия ребёнка родителем и способов поведения с

Давайте вспомним реплики родителей, высказывания, оценки,

услышанные или сказанные лично вами, и попробуем определить.

Негативное или позитивное влияние они оказывают на ребёнка.

Например, очень часто в поликлинике можно услышать раздражённые

высказывания родителей, в адрес расшалившегося малыша. «Хватит

капризничать, а то оставлю тебя здесь»

Лучше сказать: «Я понимаю, ты устал. Я тоже не хотела бы сидеть в

очереди. Давай придумаем, чем мы можем заняться? Может быть, поиграем в

Перед вами таблица - бланк с негативными установками, которые иногда

даются ребёнку.

Негативные

установки

Последствия

Позитивные установки

Горе ты моё!

Заниженная самооценка,

чувство вины, отчуждение,

конфликты.

Радость ты моя!

Нытик, плакса!

Внутренняя озлобленность,

повышенное эмоциональное

напряжение, тревожность,

неуверенность в своих

силах, безынициативность.

Поплачь, станет легче!

Ты копия своего

Неадекватная самооценка,

упрямство,

противоречивость,

трудности в общении с

родителями

Папа у нас

замечательный!

Мама у нас умница!

Неумейка! Откуда у

тебя только руки

Страхи, заниженная

самооценка, неуверенность,

низкая мотивация к

деятельности.

Попробуй ещё раз, и у

тебя получится! Давай

попробуем вместе.

Ты обидел маму!

Ты плохой, вот уйду

от тебя к другому

мальчику.

Отчуждение, тревожность,

страхи, чувство одиночества,

нарушение сна.

Я всё равно тебя люблю!

Но мне очень неприятно

– постарайся не

поступать так больше.

Займись чем –

нибудь, отстань.

Отчуждение, озлобленность.

Иди ко мне, давай

подумаем, чем мы

займёмся.

Только и слышу:

«Купи! Купи!»

Агрессия, капризы,

истерики.

Мне бы хотелось купить

тебе, но у меня нет

Надоел со своими

просьбами!

Зависит ли поведение взрослого от его настроения?

После выходного дня воспитатель спрашивает у детей, как они отдохнули.

Один мальчик с радостью сообщил:

У меня было хорошее воскресенье.

Чем же? – интересуется воспитатель.

А у папы было очень хорошее настроение!

Большое значение в становлении ребенка имеет стиль семейного

воспитания, принятые в семье ценности, поведение.

Демократический

Попустительский (Либеральный)

«Кумир семьи»

Ребенок обожаем, любим. Любая прихоть ребенка – закон. Восторгаются им,

ежеминутно находят в ребенке «таланты». Растет капризным, своевольным

эгоистом. Освобожден от всех обязанностей.

«Гиперопека»

Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых

Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем

Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда. Ребенок загружен до

предела, хочет оправдать надежды родителей. Растет безвольным, трудности

в общении.

«Гипоопека»

Ребенок предоставлен сам себе. Ощущает себя ненужным, лишним,

Нелюбимым. Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум

внимания. Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям

«Ежовые рукавицы»

Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются. Внушают

лишь подчинение. Ребенок не знает ласки и тепла, беспрекословно

подчиняясь. Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким,

часто с бурными реакциями протеста.

«Повышенная моральная ответственность»

На плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно

непосильная для его возраста. Свои не оправдавшиеся надежды, мечтают

реализовать в детях. Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о

престарелых.

«В культе болезни»

Когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием.

Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его

желания. Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им.

Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем.

Такой ребенок - маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую

болезнь, чтобы добиться всего. Ждет сочувствия и сострадания от всех. С

трудом приспосабливается к действительности.

Может ли влиять порядок рождения на развитие ребёнка?

Старшему ребёнку в семье свойственны ответственность,

добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие. Он часто берёт

на себя часть родительских функций, заботясь о младших детях в семье. Он

может чувствовать себя ответственным за семейное благосостояние,

продолжение семейных традиций, часто становится лидером. Рождение

следующего ребёнка приводит к лишению его исключительной позиции в

обладании любовью и защитой матери и часто сопровождается ревностью к

появлению соперника. Если старшему к этому моменту нет 5-6 лет, то

появление брата или сестрички может вызвать сильный стресс. Такая реакция

сильнее, если дети однополые.

Младшему ребёнку в семье свойственны беззаботность, оптимизм,

готовность принимать чужое покровительство. Для членов своей семьи он

может, так и остаться навсегда малышом. К его достижениям родители, как

правило, относятся менее требовательно. В отношениях с людьми

мунипулятивен, враждебен, конфликтен, он более ориентируется на себя, чем

на других. Младшие часто становятся любимчиками, поэтому в отличии от

старших они более эмоционально стабильные, более общительные.

Средний ребёнок может обладать характеристиками как младшего, так и

старшего или их комбинацией. Часто вынужден бороться за то, чтобы быть

замеченным, получить своё место в семье.

Единственный ребёнок оказывается одновременно самым старшим и

самым младшим ребёнком в семье. Более чем какой – либо другой,

единственный ребёнок наследует характеристики своего родителями того же

пола. Единственные дети часто имеют привязанность к родителям на

протяжении всей жизни. Поскольку родители склонны возлагать большие

надежды на своего единственного ребёнка, как и на старшего, он обычно

отличается в школе и в других областях приложения сил. Однако находясь во

власти родителей, под их опекой, ребёнок может стать беспомощным.

Существует два типа единственных детей: рано повзрослевший и

«маменькин сынок», второй вариант особенно, распространён в семьях, где

были проблемы с беременностью, поздние роды и т. п.

Ситуации

Ребёнок шалил за столом, и, не смотря на ваше предупреждение,

пролил молоко. (Ничего, бывает, иди принеси тряпку и убери за собой.)

У вас важный разговор с приятельницей/приятелем. Ребёнок постоянно

вас перебивает. (Я понимаю, тебе хочется поиграть со мной. Этот

разговор для меня очень важен. Нарисуй пока что – нибудь, я скоро

освобожусь и мы поиграем.)

Вы торопитесь на работу. Ваш ребёнок медленно одевается и

отказывается надевать приготовленные вещи. (Я тороплюсь, мне бы не

хотелось опаздывать. Тебе нужна поя помощь?)

Алгоритм Джона Грея

1. Взрослый чётко формулирует, что хочет от ребёнка, например: «Я хочу,

чтобы ты собрала игрушки и пошла в ванну». Часто взрослые

формулируют свои послания невнятно: «А может пора спать?», «Смотри,

уже темно»

2. Озвучиваем предполагаемые чувства ребёнка и проводим причинно –

следственные связи: «Видимо игра тебе очень нравится, и ты

расстраиваешься, когда надо всё заканчивать»

3. Ребёнку обещается то, что он любит делать (но не покупка игрушек,

деньги и сладкое): «Если ты сейчас пойдёшь в ванну, то сможешь поиграть

там в пиратский корабль (то я прочитаю тебе книгу подольше и т.д.). Мы

часто поступаем наоборот – угрожаем: если не сделаешь, то потеряешь.

4. Произносится та, же фраза, но более грозным тоном.

5. Если и после усиления интонации ребёнок продолжает буянить – то

объявляется тайм – аут. Важно понимать, это не наказание. Это пауза – для

того, чтобы успокоится и продолжить общаться адекватно. И в то же время

это обозначение «границ». Перерыв объявляется на несколько минут,

сколько лет ребёнку. Объясняем так: «Я вижу, мы не можем договориться,

поэтому объявляется перерыв на 3 минуты. Нам надо успокоится. И тебе,

Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за

то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего

ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет

его ребенок и предпринимает усилия для того, чтобы ее менять. Это человек,

который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое.

Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в

более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в

общем – учиться.

Каждый ребенок талантлив и добр. Это взрослые формируют в детях

пороки, зло, жадность.

Памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы»

От того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический

настрой на весь день.

Строго соблюдайте режим дня ребёнка.

Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных

Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его

Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из

общения окрики, грубые интонации.

Создайте в семье атмосферу радости и любви.

Одно из основных условий полноценного развития ребёнка –

психологическая защищённость, т. е. осознание того, что его любят в любых

жизненных ситуациях. Слушать и чувствовать ребёнка непросто для

взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение

видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача воспитания

ребёнка дошкольного возраста.

На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Сознание человека не в силе охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Из массы окружающих объектов, предметов и явлений человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям. Любая деятельность требует определенного (положительного) эмоционального настроя, от этого будет зависеть ее эффективность. Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние маленького человека и его отношение к миру. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования навыков поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем со сверстниками.

Эмоции – важный показатель всех психических процессов, они делают их полноценными и обеспечивают основу успешной познавательной деятельности.

Важным источником развития эмоционального мира является содержание изучаемых предметов. Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать событиям и персонажам. Воспитатель должен быть полностью уверен, что малыш, верно, понимает изображаемое явление и ожидать от него соответствующих эмоциональных оценок и чувств. В группе желательно оформить уголок сказки или уголок книги. Там должны находится куклы персонажей.

Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены. В процессе эволюции закрепилось понятие эмоциональных ощущений, как способа поддержки жизненного процесса в его оптимальных границах. Маленькие дети чувствуют не меньше нашего. Может быть, даже чувствуют больше. И их переживания интенсивнее и ярче. Кроме того их нельзя отвлечь от той реальности которая их беспокоит.

Когда вы наблюдаете, восход солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищите ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то наряду с разными формами познавательной деятельности, вы проявляете свое отношение к окружающему миру.

Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада – разнообразные чувства и эмоции. Они зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций. В них проявляется удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Эмоции – своеобразные личностные отношения человека к окружающему его миру, действительности и к самому себе. Они не существуют вне познания и деятельности человека, возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. Источником эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый для утоления жажды приносит удовольствие. Если же заставить пить воду человека, который жажды не испытывает, то может возникнуть неудовольствие, раздражение. Своеобразие эмоций определяется потребностями, мотивами, стремлением человека, особенностями его воли и характера.

С изменением какого-либо из этих компонентов, меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности. Мир эмоций очень сложен, разнообразен. Сложность при анализе чувств, объясняется тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности, которую проявляет личность. Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразить переживание в речи.

Движение приносит радость малышам, следовательно, оказывает положительное влияние на их психическое развитие. Эмоции человека сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц, тела, жесты).

У искренне радующегося ребёнка округляются и блестят глаза, губы растягиваются в улыбку, руки распахиваются для объятий. Выразительные движения представляют экспрессивную сторону эмоций и чувств и осуществляют сигнальную функцию. Они дополняют переживание, делают их более яркими и легко доступными восприятию других людей.

Регулирующие механизмы эмоций могут снимать избыток эмоционального возбуждения или способствовать его росту. Так, например, тоска, отчаяние, горе глубоко потрясают все существо человека, они вызывают изменения, которые могут приобрести характер болезненных расстройств. Иногда эмоции достигшие, крайнего напряжения, трансформируются в безобидные процессы, такие как плач, продолжительность которого 15 минут. Этого хватает, чтобы разрядить избыточное напряжение. Вслед за этим человек испытывает расслабление или облегчение.

Эмоции и чувства взаимосвязаны. Чувства формируются и развиваются на основе эмоции. Эмоции возникают при непосредственном удовлетворении или неудовлетворении органических потребностей в еде, жилище, одежде, сне.

Любое переживание – волнение. Оно близко по смыслу латинскому слову emoveo (“потрясаю, волную”) от которого произошло и само слово “эмоция”.

Волнение – неспокойное состояние. Но возникает вопрос – а, что такое спокойное состояние? Как оно осознается?

Эмоции можно разделить на стенические и астенические.

Стенические – эмоции повышающие жизненный тонус.

Астенические – эмоции снижающие жизненный тонус, т.е. являются полной противоположностью.

Поэтому мы можем сказать, если ребенок проявил известную сдержанность во внешних проявлениях или переживаниях эмоции гнева, страха, оскорбления, ярости и т.д., то само переживание этих эмоций носит менее интенсивный характер. Следовательно, сдерживание внешних проявлений эмоций приводит к известному ее ограничению в характере переживаний.

Полное подавление внешних проявлений сильного переживания может привести к тому, что это переживание окажется более длительным, более “застойным” поскольку не получило проявления в таких формах, которые приводят к разрядке и завершению переживания. Если ребенок “уходит” в свои тягостные переживания, замкнут, стремится всячески замаскировать свои чувства, то это ведет к их усилению. Полезно дать человеку “выговориться” иногда пожаловаться, поплакать чтобы изжить горе нужно дать возможность человеку пережить эмоции.

Существует тесная связь эмоций с такими познавательными процессами, как память и воображение.

Виды эмоциональных состояний

Настроение – это более или менее длительное и устойчивое состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека.

Настроение всегда имеет причину. Ею может быть окружающая природа, события, люди, выполняемая деятельность, состояние здоровья.

Аффективное состояние – выражается в постепенно нарастающем эмоциональном напряжении. Оно всегда имеет какое-то завершение. Это, например удовлетворение и т.д.

Стресс – это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. Стрессовыми состояниями будут действия в условиях риска, необходимость самостоятельно принимать быстрое решение, мгновенные реакции при опасности, поведение в условиях неожиданно меняющейся обстановки.

Фрустрация – это крайняя неудовлетворенность, блокада стремления, вызывающее стойкое отрицательное эмоциональное переживание, может стать основой дезорганизации сознания и деятельности.

Фрустрация возникает в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки личности, когда оказывается затронутыми глубокие личностно-значимые отношения.

У избалованных детей, при отсутствии или ограничении чего-либо, часто возникает фрустрация. В этом состоянии человек испытывает особое сильное нервно-психическое потрясение. Оно раскрывается, как крайняя досада, озлобленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание.

Актуальность проблемы изучения эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста определяется тем, что именно в этом возрасте формируется представление о мире, а также проявляются новые чувства и эмоции, которые сопровождают человека на протяжении всей его жизни.

Список литературы:

  1. Бреслаев Г.М.: Эмоциональные особенности формирования личности в
  2. детстве: Норма и отклонение. - М: Педагогика, 1990. – 144 с.
  3. Герман Л.Я. Психология эмоциональных отношении: Учебно метод.
    Пособие. М.: Просвещение 1987. – 125 с.
  4. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
  5. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - Спб.: Питер, 2001. - 725 с.
  6. Рожина Л.Н. Развитие эмоц. мира личности: Уч. метод. Пособие. - М.:
    Университецкая, 1999. - (17 - 95)
  7. Чистяков М.И. Психогимнастика. Под ред. И.М. Буянова. – М.: Просвещение. – 1990. – 128 с.
  8. Самые маленькие в детском саду.В.Сотникова.М.:Просвящение.-2005.-148с.


Понравилась статья? Поделитесь ей