Контакты

Интерьер крестьянского дома Народное жилище «Изба» - презентация. Презентация "Внутренний мир русской избы" Презентация на тему русская изба

ВНУТРЕННИЙ МИР

РУССКОЙ ИЗБЫ


1 . Из какого материала строили избы на Руси?


1 . Из какого материала строили дома на Руси?



2. Как называлась часть крестьянского дома,

сделанная из обработанных бревен?



3. С какими символическими понятиями

связывали крестьяне разные части дома?



ИЗБА – комната отапливаемая печью

«Догадлив крестьянин, на печи избу поставил»



БОЖНИЦА

Главное украшение дома была икона.

Иконы ставились на полочку-божницу.

Кроме икон на божнице хранились освящённые в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо.



ПЕЧЬ-душа дома,

главный оберег семьи,

семейный очаг.

ПЕЧЬ – жилище

домового.



ШЕСТОК – широкая толстая доска, на которой

размещались горшки, чугунки, домашняя утварь





С чего начать рисунок русской избы?

  • Определить, что Вы будете изображать: женскую половину, красный угол, мужскую половину, печь…
  • Продумать компоновку рисунка.
  • Определить где в рисунке будет изображение пола, потолка, стен.

Приступаем к практической части урока, внимательно прочитайте задание.


Последовательность построения перспективного изображения избы

Выполняя практическую работу обращайтесь к тесту на слайде. На первом уроке по этой теме вы должны выполнить линейное построение рисунка избы и начать расположение предметов быта в графике.




Красный угол

стол

скамейка


Не красна изба углами,

а красна пирогами!


Презентация подготовлена по программе Б.М.Неменского к уроку ИЗО в 5 классе на тему «Внутренний мир русской избы».

1 слайд

2 слайд

Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Основное пространство избы занимала духовая печь, которая на большей части территории России располагалась у входа, справа или слева от дверей.

3 слайд

4 слайд

С печью связано много представлений, поверий, обрядов, магических приемов. В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища; если в доме не было печи, он считался нежилым. По народным поверьям, под печью или за нею живет домовой, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый в одних ситуациях, своенравный и даже опасный - в других. В системе поведения, где существенно такое противопоставление, как "свой" - "чужой", отношение хозяев к гостю или незнакомому человеку изменялось, если ему довелось посидеть на их печи; как человек, отобедавший с семьей хозяина за одним столом, так и тот, кто сиживал на печи, воспринимался уже как "свой". Обращение к печи происходило во время всех обрядов, основной идеей которых был переход в новое состояние, качество, статус.

5 слайд

Что же до печки... подумаем серьезно, могла ли "добрая" и "честная" Государыня Печь, в присутствии которой не смели сказать бранного слова, под которой, согласно понятиям древних, обитала душа избы - Домовой,- могла ли она олицетворять "тьму"? Да никоим образом. С гораздо большей вероятностью следует предположить, что печь ставилась в северном углу в качестве неодолимой преграды на пути сил смерти и зла, стремящихся ворваться в жилье. Сравнительно небольшое пространство избы, около 20-25 кв.м, было организовано таким образом, что в нем с большим или меньшим удобством располагалась довольно большая семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал свое место в общем пространстве. Мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи. Места для ночного сна также были распределены. Старые люди спали на полу около дверей, печи или на печи, на голбце, дети и холостая молодежь - под полатями или на полатях. Взрослые брачные пары в теплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное - на лавке под полатями или на помосте около печи.

6 слайд

Печь была вторым по значению "центром святости" в доме - после красного, Божьего угла, - а может быть, даже и первым. Часть избы от устья до противоположной стены, пространство, в котором выполнялась вся женская работа, связанная с приготовлением пищи, называлась печным углом. Здесь, около окна, против устья печи, в каждом доме стояли ручные жернова, поэтому угол называют еще жерновым. В печном углу находилась судная лавка или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники - полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях

7 слайд

Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название "чулан" или "прилуб". Он являлся исключительно женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым. Традиционная неподвижная обстановка жилища дольше всего удерживалась около печи в женском углу.

8 слайд

Стол всегда стоял в углу, по диагонали от печи. Над ним была расположена божница с иконами. Вдоль стен шли неподвижные лавки, над ними - врезанные в стены полки. В задней части избы от печи до боковой стены под потолком устраивался деревянный настил - полати. В южнорусских районах за боковой стеной печи мог быть деревянный настил для спанья - пол, примост. Вся эта неподвижная обстановка избы строилась вместе с домом и называлась хоромным нарядом. Печь играла главную роль во внутреннем пространстве русского жилища на протяжении всех этапов его существования. Недаром помещение, где стояла русская печь называли "избой, истопкой". Русская печь относится к типудуховых печей, в которых огонь разводится внутри печи, а не на открытой сверху площадке. Дым выходит через устье - отверстие, в которое закладывается топливо, или через специально разработанный дымоход. Русская печь в крестьянской избе имела форму куба: обычная ее длина 1,8-2 м, ширина 1,6-1,8 м, высота 1,7 м. Верхняя часть печи плоская, удобная для лежания. Топка печи сравнительно больших размеров: высотой 1,2-1,4 м, шириной до 1,5 м, со сводчатым потолком и плоским дном - подом.

9 слайд

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп ее у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным преданиям, магической силой, сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Он является самым почетным местом в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название "красный" означает "красивый", "хороший", "светлый". Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы. Повсеместно у русских был распространен обычай при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причем под красный угол клали более крупную монету.

10 слайд

Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы. На большей территории Европейской России, на Урале, в Сибири красный угол представлял собой пространство между боковой и фасадной стеной в глубине избы, ограниченное углом, что расположен по диагонали от печи.

11 слайд

красный угол хорошо освещен, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют еще "святым". Как правило, повсеместно в России в красном углу кроме божницы находится стол, лишь в ряде мест Псковской и Великолукской губ. его ставят в простенке между окнами - против угла печи. В красном углу подле стола стыкаются две лавки, а сверху, над божницей, - две полки полавочника; отсюда западно-южнорусское название угла "сутки" (место, где стыкаются, соединяются элементы убранства жилища).

12 слайд

Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын - по левую, третий - рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человек, их нарушившего, могли строго наказать. В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь.

13 слайд

На полутёмном фоне интерьера крестьянской избы у стола на скамье сидит крестьянка с плачущим ребёнком на руках и замахивается ложкой на мальчика

14 слайд

15 слайд

Короткая лавка - лавка, идущая вдоль передней стены дома, выходящей на улицу. Во время семейной трапезы на ней сидели мужчины. Лавка, находившаяся около печки, называлась кутной. На нее ставили ведра с водой, горшки, чугунки, укладывали только что выпеченный хлеб. Лавка пороговая шла вдоль стены, где расположена дверь. Она использовалась женщинами вместо кухонного стола и отличалась от других лавок в доме отсутствием опушки по краю. Лавка судная - лавка, идущая от печи вдоль стены или дверной перегородки к передней стене дома. Уровень поверхности этой лавки выше, чем других лавок в доме. Лавка спереди имеет створчатые или раздвижные дверцы или закрывается занавеской. Внутри нее расположены полки для посуды, ведер, чугунков, горшков.

Рядная планировкаТип застройки деревень, при котором все дома
стоят в ряд, прямо или криволинейно, повторяя
очертания берега или дороги. Главные фасады
домов при таком типе застройки смотрят «на
солнце», «на лето» или «на воду».
Рядные застройки имели глубокое
рациональное зерно. Поворот окон на юг давал
возможность максимально использовать
естественное освещение и свести до минимума
освещение избы открытым огнём в летнее
время.

Рядная застройка

Клеть – простейшая деревянная
конструкция, представляющая собой
крытый прямоугольный в плане сруб.

Венец

Венец
Брёвна или брусья одного ряда деревянного
сруба. Связанные между собой, они
образовывали прямоугольники или
многоугольники. Связки между брёвнами
вырубались различными способами без
применения гвоздей.
Повторяющиеся по форме и размерам связки
брёвен («венцы») укладывались друг на друга,
формируя сруб. От количества венцов зависела
высота сруба.

Виды рубок стен:

А - «в охряпку»; б - «в крюк»; в - «в погон»; г - «в иглу»; д -«в реж»; е- «в
охлоп»; ж - «в обло»; з - «в обло с шипом»; и - «в косую лапу»; к - «в лапу с
присеком или шипом»; л - «в шип», «в полдерева»,
«в перевязку»; м - «в забир», «в столб», «в стойку»

Рубка «в обло» («в чашу»)

Рубка «в обло» («в чашу»)
Один из древних способов связки брёвен в углах
венцов. При этом в каждом бревне вырубалась
круглая чаша, в которую перпендикулярно
укладывалось следующее бревно. Каждая связка
имела равный по размерам выпуск брёвен. Выпуски
придавали устойчивость всей конструкции сруба,
предотвращали сруб от вымерзания.
Первоначально для соединения венцов вырубались
круглые чаши в верхней стороне каждого бревна, а
позднее в его нижней стороне. Это
способствовало лучшему сохранению сруба, так
как вода в меньшей степени затекала в чашу. ?

Рубка «в обло»

Рубка «в чашу» («в обло»)

Рубка "в лапу" - способ соединения углов
бревен без остатка. Обычно применялся
при строительстве культовых построек.

Сруб "в режь"

Сруб "в режь"
Тип сруба, в котором брёвна уложены не плотно, а на
некотором расстоянии друг от друга и связанные между
собой не по всей длине, а только в углах. Большой зазор
между брёвнами (брусьями) способствовал лучшей
проветриваемости сруба.

Устройство северной русской избы

Изба, отапливаемая по-чёрному. Печь в курной
избе не имела дымохода. Во время топки печи
дым заполнял всё пространство избы,
поднимался вверх и выходил через волоковые
окна и деревянный дымоход наружу.
Несмотря на минусы в процессе эксплуатации,
курная изба имела ряд преимуществ. Сажа и
копоть оседали на стенах, защищая брёвна от
проникновения влаги. Печь долго хранила тепло,
требовала меньше дров. Сруб курной избы
служил дольше.

Курная («чёрная», «рудная») изба

Интерьер курной избы

Печь с трубой и дымник

Изба

ИЗБА
СЕНИ
ПОВЕТЬ

Подклет – нижняя неотапливаемая часть сруба. В северных
районах высота подклета могла достигать 2-2,5 метров.
Подклет предохранял жилище человека от излишней влаги и
снежных заносов, от сурового зимнего холода. Подклетное
помещение имело хозяйственное назначение. Здесь
хранились припасы, утварь. В зимнее время в подклете могли
содержать птицу и скот.

Горница («горняя» - находящаяся на «горнем», возвышенном месте)

Горница («горняя» - находящаяся на
«горнем», возвышенном месте)
Парадное помещение в крестьянском жилище.
Во второй половине XIX века обустраивалась без
печи и эксплуатировалась как жильё только в
тёплое время года. Летом в хорошо освещённой
горнице женщины занимались рукоделием. Здесь
же выделялось спальное место для молодожёнов.
На рубеже XIX-XX веков состоятельные крестьяне
обустраивают в горнице печи-голландки, что
значительно расширяет функции помещения.
Часто горница служила местом для приема и
размещения гостей.

Поветь («повить», в южных районах – «сарай»)
– верхний ярус крытого двора, служивший для
хранения сена (сеновал).
Помещение повети использовали и для хранения
земледельческого инвентаря. Здесь же в
непогоду проводили некоторые виды
сельскохозяйственных работ.

Взвоз – наклонный бревенчатый
помост (накат), ведущий с «улицы» на
поветь. По такому настилу лошадь
поднималась на поветь вместе с
телегой, гружённой сеном.

Безгвоздевая (самцовая) крыша - тесовая крыша с
особой несущей конструкцией, обустраиваемой из
горизонтально уложенных брёвен («слег»).
Торцы слег врубались в поперечные брёвна фасада
сруба («самцы»). Тёс, укладывался на слеги. Крыша
строилась без единого гвоздя и имела очень прочную
конструкцию.

Система «по потокам и по курицам»

Курицы – элемент самцовой (безгвоздевой)
крыши. Это еловые брусья – крюки, на
которых лежат потоки.
Потоки - элемент самцовой (безгвоздевой)
крыши.
Тес, который укладывали на крышу, в
нижней части упирался в поточное
(предварительно выдолбленное для стока
воды) бревно.

Охлупень (шелом)

Выдолбленное бревно, венчавшее конструкцию
безгвоздевой крыши. Под охлупень подводились
верхние торцы кровельного тёса, наружная часть
охлупня сохраняла округлую форму бревна. Торец
охлупня оформлялся сакральным коником
(вырубаемое в виде коня или птицы украшение).
Коник имел глубокий смысл, в нем воплотились древние
языческие верования славян о природе. Конь
символизировал солнце, движущееся по небу. Кроме
того, коник являлся обережным символом. В народе
верили: «Конь на крыше – в избе тише».

Причелина

Доска, защищавшая торцы бревенчатых слег
от излишней влаги. В северных районах
причелины богато украшались резьбой.
Сакральные символы (волны, меандровые линии, круги, кресты,
солнечные розетки), составлявшие основу орнаментации
причелин, рассматривались крестьянами не только как
украшение дома, но и как посыл к благосостоянию владельцев
дома и к защите дома от нечистой силы и дурного глаза.

Полотенце

Полотенце

Короткая, украшенная сквозной резьбой доска,
закрывавшая стык причелин. Полотно полотенца
украшалось солнечной розеткой, символизировавшей
движение солнца по небосводу. Как правило, на фасаде
дома располагались три полотенца, закрывавших
верхний и нижние стыки причелин. Встававшее на
востоке, солнце поднималось в зенит и опускалось на западе,
олицетворяя постоянное движение и цикличность жизни.

Подзор – доска с резным нижним краем,
размещавшаяся под скатами домовой
кровли, на крыльцах, на лавках.
Функционально закрывала грубые стыки
конструкций и служила декоративным
элементом. Прототип позднейшего карниза.

Лемех

Притолока

Верхний и
иногда
боковой
брус в
дверном
проёме.

Косящатое окно

Окна с "затесами" - окна, где округлость бревна
вокруг оконного проема стесывалась, и иногда
на стесы наносили несложные резные узоры.

Глухая (плоская) резьба по дереву

Один из распространенных видов резьбы.
Применялась для украшения жилья: оконных
наличников, дверей, фасадов. Данный вид
резьбы характеризуется непрорезным (или
глухим) фоном, а также рисунком,
остающимся практически на одном уровне с
доской. Глухая резьба по дереву бывает
геометрической, состоящей из кружков,
треугольников, различных четырехугольников
и прочих фигур и элементов.

Дом-четырёхстенок

Классический вариант крестьянского
жилища. Состоит из утеплённого сруба
(собственно избы) и пристроенных к нему
сеней, защищающих вход от непогоды.
Данный тип построек рассматривается как
простейший вариант, от которого берёт
начало эволюция деревянного
домостроения. Как правило,
строительством четырёхстенного жилого
дома ограничивались беднейшие
крестьяне.

Дом-четырёхстенок

Дом-шестистенок (изба с прирубом)
В эволюции деревянного домостроения занимает
промежуточное место между домомчетырёхстенком и пятистенком. В момент
расширения жилой части к основному срубу
пристраивался «прируб». Расстояние между
срубами составляло 20-40см.
Горизонтальный план постройки менялся. Теперь он
имел шесть стен, две из которых были параллельны,
а четыре перпендикулярны улице. Отсюда название
дома – «шестистенок». Согласно масштабам жилой
части перестраивался хозяйственный двор. Затем
дом заново перекрывался крышей.

Дом-шестистенок

Дом-пятистенок

Тип дома, передняя изба которого имеет
капитальный бревенчатый переруб в срединной
части, образующий два помещения внутри
одного сруба. В плане жилая часть имела пять
стен, две из которых располагались параллельно
улице, а три – перпендикулярно. К избе попрежнему пристраивались сени и большой
хозяйственный двор.
Пятистенки возводили состоятельные крестьяне уже во
второй половине XVIII века. Но и в конце XIX столетия
такие дома встречались редко.

Дом-пятистенок

Четверик - в русской каменной и деревянной архитектуре
четырехугольное в плане сооружение или составная часть
композиций шатровых и ярусных храмов, в том числе в
сочетании с восьмигранной частью ("восьмерик на
четверике").
Восьмерик – восьмигранный в плане сруб, являвшийся
самостоятельным сооружением или его частью.
«Восьмерик на четверике» - популярный конструктивный
тип здания в русском церковном зодчестве. При этом
нижняя часть представляет собой кубический объём (в
деревянном зодчестве - сруб), а верхняя -
поставленный на него восьмигранник. Выше может быть
расположен ещё один или два восьмерика, с завершением в виде шатра или купола. В России особенное
распространение такой тип получил в XVII и XVIII веках.

Особенности рубки «в обло»

Для рубки домов необходимо применять
высококачественную древесину, не зараженную
жуками-древоедами и грибком. Заготавливают
бревна нужной длины и диаметра и желательно
одинаковой толщины. Если это невозможно, то
подбирают деревья по верхнему отрубу диаметру с допустимой разницей между
диаметрами до 30 мм. Из таких бревен легче
рубить сруб. Комлевые стороны бревен
стесывают с внутренней стороны до толщины,
равной верхнему диаметру, придавая их концам
форму овала. Теску бревен выполняют от

Юлия Черкашина
Презентация для дошкольников «Быт русской избы»

Человека всю его жизнь с рождения и до самой смерти – окружают предметы быта. Что же входит в это понятие? Это – мебель, посуда, одежда и многое другое.

С предметами народного быта связано огромное количество пословиц и поговорок. О них идёт речь в сказках, о них пишут стихи и загадывают загадки.

Сегодня мы с вами поговорим о предметах быта на Руси, о том, какие вещи и предметы ушли из нашей жизни, а какие поменяли название.

Откуда произошло название "Русская изба "?. Слово «Изба» произошло от слова «истьба» «истопка» «топить» - «отапливать» .

Это сейчас мы с вами живём в квартирах. У нас есть электричество, телевизор, интернет. На кухне- плита, микроволновка, электрический чайник. А раньше люди жили в избах.

На Руси избы строились на берегах рек, озёр, ведь рыболовство считалось одним из важных промыслов.

Место для постройки выбиралось очень тщательно. Новая изба никогда не строилась на месте старой. Ориентиром для выбора места для избы служили домашние животные. Где животное ляжет отдыхать, там самое благоприятное место для постройки. Жилище делали из дерева, и говорили : не построить избу, а «срубить дом» . Делали это при помощи одного топора, а позднее- пилы.

Избы делали квадратными или прямоугольными, одноэтажными. Ничего лишнего.

Главным украшением избы были окна , поэтому ставни на окнах делали резными, расписными. Они служили не только украшением, но и защитой от солнца, ветра и воров.

Люди верили, что в каждой избе жил свой домовой – покровитель дома. Если в избе происходило что-то плохое, например пропадали вещи, то это списывали на проделки домового. Старались его удобрить, в тёмном уголке ставили мисочку с молоком. Если молоко исчезало, то домовой принял дар и больше не шалил, а вещи, что удивительно, находились.

Внутри жилища всё было очень просто- ничего лишнего, только самое необходимое для жизни.

Стены и потолки в русской избе не красили . В избе была одна комната – горница, она была и кухней и спальней.

В избе находились деревянные предметы быта – стол, лавки, колыбель, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики или дорожки.

Стол занимал главное место в доме. Угол, где он стоял назывался «красным» , то есть самым важным, почётным. Стол покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья. У каждого за столом своё место. Центральное занимал глава дома – хозяин.

Мебель в русской избе : лавки, шкаф для посуды и сундук, где хранили одежду, да ценные вещи.

Сундук – неотъемлемая часть предметов народного быта русского народа . Они могли быть как большими, так и маленькими. Самое главное, что они должны соответствовать нескольким требованиям : вместительность, прочность, художественное оформление.

Если в семье рождалась девочка, то мать начинала собирать ей приданое, которое складывалось в сундук. Девушка, выходящая замуж, забирала его с собой в дом мужа.

Существовало большое количество любопытных традиций, связанных с сундуком. Вот некоторые из них : девушкам нельзя было свой сундук кому-то дарить, иначе замуж не выйдет. Во время Масленицы открывать сундук было нельзя. Считалось, что так можно выпустить на волю своё богатство и удачу.

В «красном углу» отводилось место для икон (изображения святых) .

Конечно, главное место в доме занимала печь. Добра речь, коли в избе печь.

Без этого предмета невозможно представить жизнь наших далёких предков. В печи готовили еду, она обогревала жилище, особенно в сильные морозы на печи спали. Её тепло спасало от многих болезней. Благодаря различным полочкам здесь хранилась посуда. Еда, приготовленная в русской печи необычайно вкусная, ароматная. Здесь можно приготовить и наваристый суп и кашу и выпечку и другое.

А главное, что печь это то место в доме, вокруг которого постоянно находились люди.

Не случайно в русских сказках главные герои то ездят на ней (Емеля, то спят (Илья Муромец) .

В печи готовили еду в чугунах- специальная, прочная, жаростойкая посуда.

Кочерга – это предмет народного быта, имеющий непосредственное отношение к печи. Когда дрова прогорали кочергой сдвигали угли, чтобы не было недогоревших поленьев.

Ухват или рогач использовали, чтобы доставать из печи горячий чугунок. Это приспособление крепилось к длинной палке- ручке. Чугун можно поставить глубже в печь и не обжечься.

Воду для чаепития кипятили в самоваре. Самовар берегли и передавали по наследству.

Воду для самовара приносили вёдрами, используя коромысло.

Столовые приборы значительно отличались от привычных нам. Раньше ложки были деревянными, а вилок и вовсе не было.

Это теперь мы пользуемся железными ложками и вилками.

Для глажки белья использовали рубель. Рубель- это деревянная доска с поперечными желобками. Его использовали для глажки так : наматывали бельё на валик и колотили по нему. А уже позже в обиход пришли чугунные утюги.

Чугунный утюг от привычного нам отличался тем, что работал без электричества. Его наполняли углями и долгое время держали над пламенем печи. Такой утюг весил более 10 кг.

Рядом с печкой был закут или бабий угол, для рукоделия и приготовления пищи.

Обязательным занятием крестьянской женщины было прядение.

Девушка должна была прясть с 6-8 лет, чтобы приготовить себе приданое.

Прялки делали из дерева (берёза, липа, осина) . Отец дарил прялку дочери на свадьбу. Прялки принято было украшать и расписывать, поэтому ни одна прялка не похожа на другую.

Мужчины на Руси плели корзины, да лапти из лыка и бересты.

Излюбленной одеждой на Руси были рубахи, да сарафаны.

А после трудов праведных развлекал русский народ себя хороводами, песнями, да частушками.


Изба - русский деревянный срубный дом, узком смысле – отапливаемое помещение (древнерусское “истьба”, “истобка”, упоминается в летописях с X в.).






Постройка избы

Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу - обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью покоем. И при этом каждый крестьянин верил в традиции предков.

При строительстве было важно место расположения дома. Люди считали, что если дом построить на «несчастном месте» (где проходила дорога, стояла баня, где прежде хоронили людей), то у жителей дома не будет благополучие, будут ссоры, недуги… Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии.


Издревле на Руси жилище строили из дерева. Тому было немало причин. Во-первых, русская земля всегда славилась лесами. Поэтому дерево стоило дешево.

Во-вторых, дерево легко поддается обработке, а значит, строительство идет быстро. Жилой дом артель плотников могла сложить за один световой день.

К тому же деревянные сооружения легко разбираются и перевозятся на новое место. Наконец, по всеобщему признанию деревянное жилище более гигиенично. Оно «дышит». В нем всегда сухо. Летом прохладно, зимой тепло. Ученые установили, что в сорокоградусной мороз вас могут защитить от холода сосновые стены толщиной всего в 20 см, кирпичные же понадобились в три раза толще.


Материал для постройки. Выбор деревьев.

Народные умельцы знали и ценили великолепные свойства древесины:

дешевизну, легкость обработки, прочность, способность сохранять тепло, сравнительную долговечность. В деревянном доме всегда сухо, летом прохладно, зимой тепло.



Дуб , как известно, обладает очень прочной древесиной.


Враги дерева

Среди сохранившихся деревянных построек нет ни одной крестьянской избы старше XIX века.


Широко известно, что в старину плотники строили дома без единого гвоздя. Каждый из вас пытался складывать игрушечный домик из спичек. Кладутся параллельно две спички, на них поперек еще две и так далее. Постепенно вырастает что- то вроде колодца или башни. По такому же принципу строили дома древние мастера. Чуть отступив от конца бревна, они вырубали округлые углубления. В них вставляли концы поперечных бревен. Как видим, возвести стены без гвоздей не так уж сложно.

Другое дело крыша. Ведь на Руси крыши делались высокими, с крутыми скатами. Кровлю делали из тесаных досок. Нижним концом они упирались в желоб водотечника, а верхний прижимался тяжелым бревном. Плотник нередко придавал его концу форму конской головы. Отсюда произошло название «конек». Конь для русского крестьянина был древним символом солнца. Поэтому конь на крыше стал солнечным знаком, защищающем дом и людей, живущих в нем.



СХЕМА УСТРОЙСТВА КРОВЛИ:

1 - желоб,

2 – конёк, охлупень,

3 - стамик,

4 - слега,

5 - огниво,

6 - князевая слега,

7 - повальная слега,

8 - самец,

9 - повал,

10 - причелина,

11 - курица,

12 - пропуск,

13 - бык,

14 - гнет.


Общий вид избы

Пол в избе порою делался земляным, но чаще - деревянным, приподнятым над землей на балках-лагах, врубленных в нижний венец. В этом случае в полу устраивали лаз в неглубокий погреб-подполье.

К избе нередко пристраивали своего рода прихожую - сени около 2 м шириной. Иногда, впрочем, сени значительно расширяли и устраивали в них хлев для скота. Использовали сени и по-другому. В обширных, опрятных сенях держали имущество, мастерили что-нибудь в непогоду, а летом могли, например, уложить там спать гостей. Такое жилище археологи называют "двухкамерными", имея в виду, что в нем два помещения.

Согласно письменным источникам, начиная с X века распространились неотапливаемые пристройки к избам - клети. Сообщались они опять-таки через сени. Клеть служила летней спальней, круглогодичной кладовой, а зимой - своеобразным "холодильником".

Обыкновенная крыша русских домов была деревянная, тесовая, гонтовая или из драни.



ТРЕХЧАСТНАЯ СТРУКТУРА ИЗБЫ

Первый ярус – земля предков (подклет, или подклеть,подпол) - подземный мир.

Второй ярус – живут люди (часть сруба ниже фронтона) - мир людей.

3. Третий ярус – небесный свод (крыша, фронтон) – небо.

Древнерусский строитель очеловечивал свое жилище. Уподоблял его живому человеку. И это проявлялось в названии деталей избы, которые дошли до нас из глубины веков.

Вслушайтесь в них! Во-первых, у избы, как и у человека, есть лицо, и повернуто оно к дороге – улице. Улица – это дорога, которая проходит перед лицом домов. С лица избы глядят на мир глаза – окна. Окна, Око, очи – это однокоренные слова. А ведь око – славянский синоним слову глаз! Окно – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром. «Наличники» - это рама, располагающаяся вокруг окна, часто украшенная резьбой или росписью. Считалось, что изображения животных, птиц, орнамент охраняют жилье крестьянина от нечистой силы. Наличник – украшение на лице дома.

Наконец, у избы передняя часть – фронтон – носит название чело (по -древнерусски – лоб), а боковые планки, которыми обрамлена двускатная крыша по фасаду – причелины. Итак, на лице дома есть лоб – чело, причелины, глаза- окна. А рот? Звучание слова дверь не напоминает нам слово рот! Чаще вместо слова дверь употребляли слово ворота. Через ворота попадали в усадьбу к русскому крестьянину. Ворота были тем ртом, который красовался на лице русской избы.



Силуэт избы венчал резной конёк

Конёк, конь, князек, князь - в русском деревянном зодчестве скульптурное завершение венчающего крышу бревна – охлупня в виде изображения коня или птицы




Фронтон украшали резные подзоры, причелины и полотенца

Подзор - резная доска под скатом крыши.

Полотенце - резная доска, свисающая со стыка причелин.

Причелина - доска, прикрывающая концы слег крыши.



ОКНА В ДОМЕ

До 18 века на Руси не знали оконного стекла. Его заменяла промасленная холстина, или бычий пузырь, а в домах богатых людей – слюда.

Позднее окна стали стеклить, они располагались в доме и близко, и далеко друг от друга, большие и малые рядом.




Плоскости стен украшали наличники окон Наличник – декоративное обрамление оконного проема.



РЕЗЬБЫ В ДЕКОРЕ ИЗБЫ

Накладная резьба

Прорезная резьба

Скульптурная резьба

Барельефная



Понравилась статья? Поделитесь ей