Контакты

Описание храма Покрова на Нерли: история создания. Совершенный храм на берегу нерли

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Увидеть эту церковь я мечтала давно. Моя свекровь родом из Боголюбово, и мой муж в детстве не раз ловил щук прямо возле этого храма. Представляете, на рассвете, в утреннем тумане, каким волшебством является древний белокаменный храм?

В общем, я была немало наслышана и о необычайной красоте боголюбовской церкви, и об её окрестностях, и фото видела (например, снятые в апреле 2008 года моим мужем, да и в Интернете полно), но так хотелось увидеть всё это своими глазами…

Вид на

Конечно, примечателен этот храм не только тем, что он связан с историей нашей семьи. 🙂 Это вообще один из самых прекрасных храмов на планете, и по красоте с ним могут тягаться немногие творения рук человеческих.

Церковь Покрова на Нерли, 2008 год

Церковь Покрова на Нерли включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в категории «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

Возведена она в 1165 году на искусственном холме среди пойменного заливного луга. В рекордный по тем временам срок – всего за год, о чём повествует житие Андрея Боголюбского: «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела». Это – единственная белокаменная церковь, возведённая за один строительный сезон, остальные её не менее удивительные собратья (Дмитриевский и Георгиевский собор) были построены за три-четыре сезона.

Церковь Покрова на Нерли, 2008 год

Храм этот возведён в честь печального события – в память о гибели Изяслава, сына великого князя Андрея Боголюбского. Изяслав погиб от ран в походе на Волжскую Булгарию в 1164 году. А сам князь Андрей часто уединялся для молитв в этом храме.

Вот уже восемь с половиной веков стоит здесь белокаменная церковь, на более чем пятиметровом фундаменте, уходящем вглубь холма. И не страшны ей ни разливы, ни иные ненастья… Защищает храм сам себя – и прочностью своей, и красотой необычайной.

Удивительно, но каждый раз во время разливов вода не поднимается до самого храма. Что или кто хранит церковь – мудрость строителей или сам Господь?..

Впрочем, в конце XVIII века могла и погибнуть эта церковь. Настоятель Боголюбского монастыря (раньше монастырь был мужским) хотел разобрать её и возвести из древнего камня монастырскую колокольню. По легенде, наёмный рабочий, который полез снимать крест с главы, тут же ослеп. И люди, посчитав это знаком свыше, побоялись дальше разбирать храм.

Впрочем, по другому, более прозаическому и реалистическому преданию, церковь была построена настолько качественно, что когда рабочие разобрали галереи (раньше храм был окружён галереями, по которым можно было обогнуть его по всему периметру), то настолько замучились, что запросили у игумена за работу втрое больше первоначальной стоимости. И у монастыря просто не хватило денег. И – слава Богу, а то не видать бы нам этой красоты…

Покровская церковь под Боголюбово построена ещё в домонгольский период, и это – первый на Руси храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Одноглавый храм белой свечой устремляется в синее небо. Воздушный, стройный, изящный образ строения подчёркнут вертикальными линиями. А стены в верхней его части возведены слегка наклонно к центру, что придаёт эффект лёгкости.

Однако не всегда такой была его форма. Помните про разобранные галереи? Раньше храм выглядел по-иному.

Первоначальный вид церкви Покрова на Нерли (автор графической реконструкции Николай Воронин)

Восхищает резьба белокаменных стен.

Над входом вырезано изображение царя Давида с музыкальным инструментом в руке. Давид особо почитается в христианстве как мудрый и справедливый пастырь-правитель. Ниже – львы (символ мудрости и власти) и голуби (символ мира). Этот сюжет повторяется на трёх стенах храма.

Впрочем, есть версия, что это не голуби, а орлы. Мне эта версия нравится больше, и она тоже имеет прочное основание: «Орел птица царь над всеми птицами, а лев над зверьми», – говорит в своём «Молении» Даниил Заточник.

Над окнами – женские печальные лики. Некоторые исследователи предполагают, что это – изображение самой Богоматери, скорбящей о гибели Изяслава. Но лики различаются между собой. И это – одна из загадок изображений этого храма.

Очень интересны трактовки каменной летописи белокаменного зодчества. На стенах древних храмов часто можно встретить льва – животное, которое, как известно, не обитало на Руси. Почему же изображение льва так любили строители храмов?

Оказывается, раньше считалось, что лев – это не только символ власти, но ещё и лучший сторож. На Руси верили, что лев спит с открытыми глазами. И потому изображение вечного стража столь часто можно встретить у оконных проёмов (позднее появился обычай ставить фигуры львов у парадных входов, ворот и лестниц). Здесь же, на резьбе церкви Покрова на Нерли, лев символизирует Христа, охраняющего свою паству.

Под боковыми дугами храма изображены грифоны с ланями в лапах. Однако это вовсе не образ хищного зверя, как можно иногда встретить в описаниях резьбы собора. В средневековых традициях грифон считался символом Сына Божьего, а лань – символом трепетной христианской души. И грифон отнюдь не терзает бедную лань, а, напротив, бережёт и охраняет её.

Если Вас заинтересовали загадки и разгадки каменной летописи храма, то можете почитать различные трактовки здесь — www.rusarch.ru/timofeeva3.htm.

Элементы резьба церкви Покрова на Нерли воспроизведены в украшениях пешеходного моста, ведущего к храму

Увы, в XIX веке местное духовенство, которому когда-то не удалось разобрать уникальную церковь, при «реставрации» умудрилось поспособствовать великой утрате. «Мастерами» была сбита часть наружной белокаменной резьбы храма, а внутренние росписи полностью утрачены. И эта потеря невосполнима…

Красавица-церковь Покрова на Нерли

Разлив у церкви Покрова на Нерли в 2013 году

Я много слышала о том, что наиболее красивы эти места во время разлива, когда две реки – Нерль и Клязьма, у чьих слияния стоит храм, выходят из берегов и заливают луг, над которым возвышается великое творение зодчих.

И мне очень хотелось увидеть эти места именно во время разлива. И вот, наконец, моя мечта сбылась. 30 апреля мы приехали во Владимир, а 1-го мая, погуляв по старому городу, поехали в Боголюбово.

Дорога из Владимира в Боголюбово

Впрочем, «поехали» – слишком громко сказано. Дорога туда из Владимира совсем близкая, буквально рукой подать – всего лишь одну балку переехать – и всё, мы уже на боголюбовской земле.

Разлив в этом году выдался знатным. У людей залило огороды. Они наверняка большой воде не рады. В отличие от туристов и путешественников.

Старожилы сказали, что не помнят такого за всю историю Боголюбово. И если разлив прошлого года считался одним из самых сильных – вода поднималась до 4 метров 70 сантиметров, то в этом году поднялась до пяти метров!

До разлива здесь была суша…

Так что нам повезло вдвойне. Мало того, что мы вообще увидели разлив, так ещё и такой сильный. Узреть уникальный храм во время редкого природного явления – это уже само по себе сказочное везение. Кстати, буквально через неделю после нас, там была Мария Анашина (автор блога Дорогами Срединного Пути) и можете посмотреть у неё в записи Храм Покрова на Нерли и разлив на Клязьме , как спал разлив всего за семь дней. А заодно полюбуетесь прекрасными фотографиями.

Мы с лёгкостью преодолеваем пешеходный переход над железной дорогой – и попадаем в иную стихию.

Вот он – разлив! Всё, что за железнодорожным полотном – скрыто под водой. Лестница пешеходного моста уходит прямо под воду и больше напоминает причал.

Берёзы по колено стоят в воде.

Хотя ещё в самом Владимире местные жители нас предупредили, что церковь мы сможем увидеть лишь издалека. Из-за разлива подойти к ней невозможно.

Подойти и правда невозможно. Но мы арендовали моторную лодку и на ней добрались до маленького островка, образованного разливом. Я в первый раз в жизни плавала на моторке. На катерах плавала, на вёслах ходила (и даже сама грести немного умею, у родителей была надувная лодка с вёслами), на теплоходах каталась, а вот на моторке – впервые.

Нас было в лодке шестеро, не считая капитана судна. Только мы отплыли чуть-чуть от импровизированной пристани, как у нас заглох мотор.

– Бензин закончился, – пояснил наш переправляющий.

– У нас на носу ещё две канистры, – утешил наш капитан недальнего плавания.

Вскоре мы поплыли дальше. С ветерком. Со встречными брызгами воды. Фоток с дороги к храму мало, я снимала на видео, так как муж занимался более важным и ответственным делом – крепко держал нашего четырёхлетнего сына, чтобы тот не дай Бог не вылетел за борт.

К тому же мне досталось не самое лучшее место, во втором ряду сидений. Свешиваться за борт было как-то страшновато (да ещё там больше всего летели брызги, они могли намочить аппаратуру, да и меня саму), а впереди сидели бабушка (она же моя свекровь), младшая дочка и . Вот у него-то как раз место было козырное.

Церковь довольно быстро приближалась, но не очень увеличивалась в размерах. Оказалось, она довольно миниатюрная. Я почему-то представляла её более высокой. Высота храма – всего двадцать метров.

Когда я зашла внутрь храма, то и вовсе поразилась. Толстые стены, в метр толщиной, скрадывали много пространства и внутри церковь просто крошечная. Тем не менее, она действует. Как там ведут службы, где размещаются прихожане, сколько их всего – загадка…

Я поставила там свечу. Ну не могла удержаться от этого, хотя и знала, что времени безумно мало – скоро возвращаться обратно, лодочник долго ждать не будет. Уверена, что молитвы в таком храме непременно будут услышаны. И хотя некоторые люди говорят, что не стоит гневить Бога, прося о том, что и так имеешь, я думаю, что молиться о счастье всегда во благо.

Жаль, что в храме нельзя снимать. Хотя, собственно, снимать там особо и нечего (в отличие от двух других великолепных белокаменных соборов земли Владимирской – Георгиевского и Дмитриевского).

На всякий случай, ни на что не надеясь, я всё же спросила разрешения у свечницы, можно ли хоть один кадр щёлкнуть, но она сказала, что снимать нельзя. А так хотелось показать Вам, насколько мала внутри эта церковь… Так что уж верьте на слово. Чем обоснованы такого рода запреты – ума не приложу (впрочем, эта тема давно уже набила оскомину). Понятно, что нельзя без благословения снимать во время служб, вполне обоснован запрет фотосъёмки в Успенском соборе Владимира, где сохранились фрески Андрея Рублёва, которым ни к чему яркий свет фотовспышек… Но здесь-то какая причина?..

Нашла-таки фото внутреннего убранства церкви в Интернете, на сайте сайте «Туризм без границ». Любуйтесь.

Церковь Покрова на Нерли внутри. Фото с сайта turizmbezgranic.ru

Лучше бы церковь заботилась о сохранении этого чудесного храма раньше, а то ведь только чудо уберегло её от самих же особ духовных (видимо, только по званию своему, потому что ну просто в мыслях не укладывается, как вообще рука могла подняться разбирать храм, да ещё и такой?! – ведь на то время он уже шесть веков простоял – и снести хотели только по причине того, что дохода не приносил…). До чего же горько от мысли одной, что церковные люди порой так далеки от всего божественного и вообще причастного к Богу и даже просто любви к своей Родине… Ведь не может быть веры без любви к святыням своим, без того, чтобы не хотелось сохранить исторические памятники для потомков…

Мне кажется, даже не имеющий ни малейшего отношения к православной вере и вообще к христианству человек – и то должен приходить в восхищение от одного вида этого храма. А уж если человек и веры православной, и историю этого места знает… В общем, не понимаю я, и понять не могу… Ведь дважды именно церковники покушались на этот храм – то разобрать хотели вовсе, то древнюю резьбу да росписи посбивали… Вот что потрясает. Но, впрочем, люди разные бывают во все времена и во всех местах… И хочется верить, что всегда есть место и добру, и чуду. И ведь иначе как чудом не назовёшь, что эта церковь сохранилась до сих пор, вопреки всему…

Правда, очень красива церковь Покрова на Нерли? А в разлив – так вдвойне…

——————

Схожие записи:

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Попроси любого соотечественника назвать несколько православных храмов, что он ответит? Наверное, самым распространенным будет ответ – храм Христа Спасителя, собор Василия Блаженного и церковь Покрова на Нерли . Чем примечательны первые два храма, понятно. А вот почему такую всемирную известность и любовь снискала скромная и простая церковь Покрова на Нерли ?

Церковь Покрова на Нерли – произведение искусства

Когда пишут и говорят об этом храме, обычно приводят слова Игоря Грабаря: «Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства». Что же сделало этот храм таким знаменитым – его история? Или, может быть его удивительный гармоничный облик?

– памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском. Этот удивительный человек задался целью создать новую столицу Руси, подобную Киеву, и не только Киеву, но и Константинополю и Иерусалиму. Всего за 7 лет было выстроено множество прекрасных храмов во Владимире, построено Боголюбово и, как венец всему, храм Покрова на Нерли. Он был построен на расстоянии версты от Боголюбовского замка, при слиянии двух рек – Нерли и Клязьмы. Устье Нерли – это своеобразные речные ворота Владимирской земли на оживленном торговом пути Нерль-Клязьма-Ока-Волга. Церковь Покрова возвышается над берегом старицы Клязьмы на округлом, поросшем травой и деревьями холме. Она будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма. Но это только на первый взгляд кажется, что все так просто. На самом деле, храм хранит множество секретов, и строительных и исторических.

Церковь Покрова на Нерли. История

Что, собственно, известно об этом знаменитом памятнике зодчества? Скупые летописные сведения о храме не сообщают ни даты, ни даже названия церкви: «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный град…и постави церкви две камены». Правда, еще в одной летописи упоминается все-таки то, что храм на Нерли в честь Покрова. Некоторые сведения о ней есть в «Житии Андрея Боголюбского». Из него следует, что храм связан с победоносным походом Владимирцев на болгар и с гибелью от ран княжича Изяслава Андреевича (сына Андрея Боголюбского) в 1165 году. Удивительны и сроки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела », т. е храм был возведен за один год.

Само посвящение храма Покрову Пресвятой Богородицы очень необычно. Ведь праздник этот зародился именно на Руси, в Византии его не было. Но наиболее ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся к XIV-XV векам. Да и Покровских церквей, построенных на Руси ранее этого времени, не известно. Непосредственно с именем князя Андрея Боголюбского связывается установление праздника Покрова, считается, что он был учрежден на Руси в 60-е годы XII века. Важнейшим аргументом в пользу этого предположения, стало как раз посвящение церкви, построенной в княжеской резиденции. С литературным творчеством самого Андрея Боголюбского исследователи связывают и тексты на праздник Покрова, дошедшие до нас в более поздних списках – «Проложное сказание», «Слово» и «Служба».

Правда, есть мнение, что посвящение храма, построенного князем Андреем, могло быть связано и с другим праздником, установленным им после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса, Владимирской Богоматери и креста, находившихся в русском войске, начали исходить огненные лучи. Именно с этим победоносным походом, успех которого обеспечила икона Владимирской Божией Матери, «Житие Андрея Боголюбского» связывает строительство церкви Покрова. Впоследствии, храм, возможно первоначально посвященный Спасу и Богородице, стал Покровским, вероятно, даже без специального переименования.

Немало секретов хранит и сама конструкция храма. Его современный облик так прекрасен и совершен, так вписывается в окружающий ландшафт, что кажется, так и он был задуман изначально. Однако, благодаря археологическим исследованиям, мы знаем, что во времена своей «молодости» храм выглядел иначе. А великолепный холм-пьедестал, оказывается, является делом рук человеческих. Изначально храм был обнесен открытыми галереями с перекрытиями, на которых устроены «гульбища». Высота галереи составляла 5,5 м., а в юго-западном углу аркада превращалась в толстую стену с внутренней лестницей, откуда был вход на хоры.

Секрет холма

При археологическом исследовании открылся и удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом. Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м, до слоя материковой глины. На фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м. Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,30 м. Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий ее от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

Получается, современный облик храма, такой цельный и законченный, – лишь

основное ядро. Когда-то это выглядело совершенно по-иному – над водой поднимались белокаменные ярусы – широкий холм, внушительный пояс аркад-галерей, затем сам храм и, наконец, цилиндрическая башенка барабана с главкой и крестом. Кстати, главка изначально тоже была иная – не луковичная, а шлемовидная, покрытая деревянными «чешуйками».

Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы (в отличие от Дмитриевского собора во Владимире – воина-богатыря). И, хотя, тип храма совершенно обычен для этого времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других церквей. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Множество деталей, еле уловимых, очень деликатных, подчеркивают вертикальную ось сооружения. Например, средняя апсида чуть приподнята над боковыми, несколько поднято и среднее окно. Барабан храма высокий и тонкий с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент усиливает впечатление устремленности вверх. И внутреннее пространство церкви Покрова воспринимается как некий воздушный столп с убегающими ввысь пучками вертикалей.

Княжества при святом князе Андрее.

"Житие Андрея Боголюбского" указывает что храм был построен всего за один сезон: "единым летом соверши." При этом, сначала был заложен ленточный фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м, до слоя материковой глины. На фундаменте возведены как бы наружные стены из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м. Эти стены были в два приема засыпаны внутри и снаружи глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбованы. Так вырос искусственный холм, на котором уже возвели церковь. Мастера придали холму регулярную форму, покрыв его панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

Вместе с другими важнейшими Владимирскими храмами князя Андрея - таким как Успенский собор и надвратный Ризоположенский храм - новая церковь получила Богородичное посвящение в честь Её Честного Покрова . Более ранних храмов этого посвящения на Руси не известно, и это даёт основания предполагать что посвящение храма было связано с причислением Покрова Пресвятой Богородицы к великим праздникам Русской Церкви . Согласно другим догадкам, изначальное посвящение храма было иным .

Несколько лет, а возможно даже десятилетий спустя , к храму с трех сторон были пристроены закрытые галереи - паперти - на фундаментах подобных храмовым, хотя и меньшей глубины. Высота галереи составляла 5,5 м. В юго-западном углу галерея-паперть имела толстую стену с тремя глухими пряслами и внутренней лестницей. Эта лестничная стена объясняет несимметричное положение окон на южном фасаде церкви: в западном прясле располагался опущенный ниже уровня окон вход из лестничной стены в хоры.

Покровский монастырь

Вскоре при храме возник монастырь - вначале женский, затем мужской. Возможно храм получил повреждения после гибели его строителя, благоверного князя Андрея Боголюбского , когда город и окрестности охватила стихия народных волнений и княжеских усобиц. Разрушения также могли быть нанесены в годы татарского разорения.

В 2000-е годы С. В. Заграевским было вновь проведено археологическое исследование храма. Был образован попечительский совет по планировке историко-ландшафтного комплекса "Боголюбовский луг - церковь Покрова на Нерли," усилиями которого к концу года удалось остановить деградацию почвы, заблокировать доступ к храму нелегальных туристов. В - годах был произведен повторный плановый ремонт, в ходе которого были обновлены наружные белокаменные стены; устроена пешеходная тропа по программе федерального и местного финансирования. В рамках программы пуска скоростного поезда "Сапсан" над ж/д путями ст. Боголюбово на средства Российских железных дорог был устроен безопасный пешеходный переход с дополнительным электролифтом. Боголюбовский луг стал государственным заповедником, движение самоходных транспортных средств по нему было запрещено. Службы в храме велись только по великим праздникам ; в остальное время днём обычно храм бывал открыт, но стоял "без пения." Можно было зайти, поставить свечу, принимались требы . В этот период Покровский храм - "русское чудо" - в год посещали более миллиона туристов со всего мира.

Архитектура

Храм принадлежит к обычному для XII века небольшого крестово-купольного типа , одноглавый , четырехстолпный , трехапсидный , с тремя продольными и тремя поперечными нефами , в западном из которых помещаются "восходние полати" - хоры ; полуциркульные своды храма поддерживают цилиндрический барабан . Церковь построена из белого камня высочайшего качества: кладка весьма однородна, в ней практически отсутствует желтоватый оттенок, пористость блоков очень низка - такого качества кладки нет ни в одном из древнерусских белокаменных храмов. В сводах для их облегчения применен туфообразный известняк. Храм стоит на уникальном фундаменте, состоящем из восьми рядов качественного гладкотесаного белого камня (в целом около 4 м глубиной), базирующихся на обычной для суздальского зодчества бутовой основе, почти квадратной в разрезе (глубиной около 2 м).

От храма XII века без существенных искажений до XXI века сохранился основной объём – небольшой, слегка вытянутый по продольной оси четверик (около 8 х 7 м без учета апсид , подкупольное звено является прямоугольным: ширина и длина относятся как сторона и диагональ полуквадрата - 3,1 м на 3,5 м). Среди всех владимиро-суздальских белокаменных храмов, не считая надвратных, это самый миниатюрный и грациозный: общая его ширина чуть более 10 м, а внутренняя высота 20,8 м. Здание венчает высокий тонкий барабан (отношение его диаметра к высоте равно 0,79) с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент. Купол храма первоначально был шлемовидным, но впоследствии был заменен луковичным.

Размерами плана, перенесенными в вертикальную плоскость, определяются отметки хор, подпружных арок и сводов храма. Формулы вертикальных пропорций направлены на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Отношение ширины западного фасада церкви к его высоте – примерно 0,85. Хоры подняты на величину, равную ширине центрального поперечного нефа вкупе с двумя столпами - в итоге они оказываются на максимальной для белокаменного зодчества высоте, но при этом опущены относительно подпружных арок.

Декорация фасада устроена по общей для белокаменных храмов схеме: трехчастное деление вертикальными пилястрами на прясла в соответствии с положением внутренних столпов -пилонов , завершение прясел полуциркульными закомарами с немногочисленными изобразительными рельефами, горизонтальный пояс арочной колоннады примерно посредине стены, узкие щели оконных амбразур в верхнем ярусе, глубокие ниши перспективных порталов с декоративными лентами архивольтов в нижнем ярусе и профилированный цокольный пояс. При этом композиция церкви имеет много особенностей. Гладь стены сужается и почти пропадает за богатым многообломным профилем пилястр с сильно выступающими полуколоннами, которые вместе с лопатками достигают полуторной толщины стены, образуя как бы несущий скелет здания (еще большую прочность этому каркасу придают горизонтальные связи: дубовые брусья, положенные внутри стены на уровне пола хор и в плоскости пят подпружных арок). Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Значительный вынос угловых пилястр несколько уравновешивает разные по ширине центральные и боковые прясла, особенно узкие в восточных членениях, и почти скрадывает округлые выступы апсид. Аркатурно -колончатый пояс с поребриком расположен несколько выше уровня хор , его верх членит фасад на две почти равные доли.

Размещенные в боковых закомарах рельефы на всех трех фасадах изображают грифонов, несущих лань - существует прочтение этих изображений как образов Христа, несущего христианскую душу . Такая же композиция известна среди рельефов собора святого Амвросия в Милане , а также на портале церкви святого Михаила в Павии .

Одним из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви являются расположенные непосредственно под закомарами рельефы девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Изначально на каждом фасаде было по семь ликов, в настоящее время из них сохранилось девятнадцать. Среди них есть широкие, округлые лики, так и лики задумчивые, созерцательные с тонкой индивидуальной трактовкой. Развернутые фризы подобных изображений известны только на фасадах церквей владимирской земли. По одной догадке, эти лики были призваны уподобить церковь храму Соломона : известна мозаика Соломонова храма в церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме , где изображены семь масок на антаблементе главного фасада; такие же изображения храма Соломона известны на донышках древнехристианских сосудов.

Ряд девичьих ликов на стенах церкви служит смысловой границей верхней зоны скульптуры. Размещенные ниже рельефы, равно как и декор апсид, более традиционны. К их числу относятся вставленные в кладку по сторонам центральных окон фигуры львов-стражей. Высота этих рельефов значительно превышает высоту резных изображений львов в других храмах владимирской земли. Львы церкви Покрова изображены лежащими, со скрещенными передними и с широко открытыми глазами (сходные рельефы присутствуют и в резьбе Владимирского Дмитриевского и Суздальского Рождественского соборов). В романских соборах они нередко изображаются по сторонам от окон или входов-порталов. Подобные изображения исследователи, как правило, связывают с текстами "Физиологов" - сборников содержавших рассказы о животных. Согласно тексту "Физиолога," "егда спит лев в пещере своеа, бдита его очи " . По традиционным средневековым толкованиям, лев выступает здесь как символ Христа , охраняющего Свое духовное стадо: "Плотью бо Господь мой на кресте успе, а Божество его одесную отца бдяще. Не вздремлет бо не уснет, храня Израила " .

Нижняя зона фасадов и апсид украшены резными аркатурно-колончатыми поясами, колонки которых имеют резные капители и фигурные консоли . Капители покрыты плотно прилегающими к тулову лиственными пальметтами и деревцами с крученым стволом, увенчанными похожими на пальмы лиственными кронами. Мотив пальмовидного деревца присутствует и в резьбе архивольтов порталов церкви. Мотивы резных консолей разнообразны: "улыбающиеся" львы; усатые личины - то ли мужские, то ли львиные; вздыбленные химеровидные крылатые зверьки; изборожденные поперечными морщинами морды (т.н. "свинячьи рыла"); профильные фигурки барсов, львов и геральдических орлов с нимбами; девичьи лики с двумя симметрично обрамляющими их косами. Набор этих мотивов, как и форма капителей, впоследствии повторялась на стенах более поздних владимиро-суздальских соборов. Среди имевшихся на начало XXI века консолей часть были исполнены заново из штука в XIX веке; другие в ходе ремонтов, вероятно, поменялись местами. Подобные аркатурно-колончатые пояса известны в соборах Италии и.

В отличие от фасадов, интерьер церкви почти лишен резного убранства. Оно ограничено лишь двадцатью парами резных, лежащих хвостами друг к другу львов, расположенных в пятах арок подкупольных столбов и в пятах арок, перекинутых от них на стены собора. Исполнены они разными мастерами, морды их разнообразны по своему выражению и настроению - одни ухмыляются беззубыми ртами, другие хищно скалят зубастые пасти. Их соотносят с символами побежденных злых сил, которые традиционно изображались под сводами романских соборов , но не в пятах арок, а на капителях. Высота рельефа этих львов значительно превышает высоту резных изображений на фасадах, но уступает высоте рельефов львов в интерьере Успенского собора .

В первоначальный резной декор храма вероятно входили резные водометы, резная алтарная преграда, резная сень, детали внешней паперти. Эти детали убранства на начало XXI века был утрачены, но часть резных камней, прежде украшавших церковь, была обнаружена в XIX веке в ходе раскопок Н. А. Артлебена. Среди них были три капители "прекрасного стиля, несколько отличающихся от капителей церкви;" две пары фасадных рельефов вздыбленных барсов и стоящих грифонов, а также еще несколько резных камней с изображениями льва, барса, грифона и химерического вздыбленного крылатого зверя, напоминающего аналогичный мотив на консолях. Все эти рельефы были найдены у юго-западного угла церкви. Сейчас рельефы барсов и грифонов находятся в лапидарии резных камней внутри церкви. Характерная особенность рельефах грифонов, общая с капителями атриума Миланского собора святого Амвросия - на верхней части их стоп резьбой обозначена чешуйчатая поверхность лап в виде пупырчатых выступов. Особый интерес имеют два изображения львов, утраченных к началу XXI века, но известных по исполненной с фотографии зарисовке В. Прохорова. Судя по этой зарисовке, один из этих резных камней, а может быть, и оба были уникальными для домонгольского зодчества Руси круглыми трехмерными скульптурами.

Документы, литература

  • Лаврентьевская летопись, ПСРЛ , т. I, М., 1962, стлб. 351.
  • РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 411, л. 2-8.
  • Татищев В. Н., История Российская , т. III, М.-Л., 1964, 295.
  • Доброхотов В., Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями , М., 1852, 77.
  • Dartein F. de., L`Etude sur L`architecture Lombarde et sur des origins l`architecture romanо-byzantine. Atlas des planches , Paris, 1865–1882, pl. 39, 41, 56, 61.
  • Древности. Труды Московского археологического общества , т. VII, М., 1877, "Протоколы," 17.
  • Карнеев А., Материалы и заметки по литературной истории "Физиолога" , СПб., 1890, 162.
  • Боголюбов монастырь и приписные к нему Покровский и Николаевский Волосов , Вязники, 1891, 53.
  • Zimmermann M. G., Oberitalische Plastik im fruhen und horen Mittelalter , Leipzig, 1897, Abb. 3, 15; Abb 25, 46; Abb. 28.
  • Косаткин В. В., Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия , ч. I "Монастыри," Владимир, 1903, 35.
  • Малицкий Н. В., "Покровский упраздненный монастырь на реке Нерли," ВЕВ , 1910, № 23, 24.
  • Porter A. K., Lombard Architecture. V. IV. Plates , New Haven, London, Oxford, MDCCCCXVII, pl. 120.
  • Столетов А. В., "Конструкции владимиро-суздальских белокаменных памятников и их укрепление," Памятники культуры , М., 1959, 192.
  • Афанасьев К. Н., Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими , М., 1961, 140-141, рис. 85.
  • Воронин Н. Н., Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков , т. I, М., 1961, 262-301, 325-327, 330-332, 335-336.
  • Quintavalle A. C., Il Duomo di Modena. Album , Firenze, 1965.
  • Комеч А. И., "Рабочий метод зодчих Владимиро-Суздальского княжества XII в.," СА , 1966, № 1, 86, 89.
  • Вагнер Г. К., Скульптура Древней Руси. Владимир. Боголюбово. XII век , М., 1969, 80-82, 102, 138, 146, 150-152, 162, 182-183.
  • Плугин В. А., Храм Покрова на Нерли , Л., 1970.
  • Воронин Н. Н., Путеводитель. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Кидекша, Юрьев-Польской , М., 1974, 122-135.
  • Новаковская С. М., "К вопросу о галереях белокаменных соборов Владимирской земли," КСИА , М., 1981, № 164, 42-46.
  • Раппопорт П. А., Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников. Археология СССР. Свод археологических источников , Л., 1982, 58.
  • Иоаннисян О. М., "Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XIII вв.," Дубов И. В., Города, величеством сияющие , Л., 1985, 153-154.
  • Лидов А. М., "О символическом замысле скульптурной декорации владимиро-суздальских храмов XII – XIII вв.," ДРИ. Русь. Византия. Балканы. XIII век , СПб., 1997, 174, 178, сн. 54.
  • Тимофеева Т. П., Лежит в развалинах Твой храм... , Владимир, 1999, 95.
  • Иоаннисян О. М., "Владимиро-суздальское зодчество и ломбардская романика (к проблеме происхождения мастеров Андрея Боголюбского)," Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. Тезисы докладов Международной конференции, Москва, 17-19 октября 2000 г. , СПб., 2000, 19-23.
  • Иоаннисян О. М., Зодчество Северо-Восточной Руси времени Андрея Боголюбского (конец 50-х – середина 70-х гг. XII в.) и романская архитектура. Происхождение мастеров и особенности развития (рукопись).1165 - годами на основании Жития Андрея Боголюбского, написанного в связи с канонизацией князя в году и насыщенного внутренними противоречиями. Иные (как Н. А. Артлебен, Д. Н. Бережков и Н. П. Кондаков) приводили широкий диапазон от до 1190-х годов. "Боголюбово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли," Народный каталог православной архитектуры , статья Заграевского С. В., 4 апреля 2008,

Есть во Владимирской области сооружение одновременно древнее, романтичное, сказочное и религиозное. Древнее – потому что ему уже «стукнуло» 850 лет, религиозное – потому что здесь отправляют службы, да и предназначение у него такое. А вот почему романтичное и сказочное? Потому что дорога к храму Покрова Богородицы на реке Нерль напоминает сказочную дорогу в Изумрудный город в окружении живописных лугов.

Где находится храм Покрова на Нерли

Направляться к церкви Покрова на Нерли нужно во Владимирскую область, а конкретно, в поселок Боголюбово Суздальского района. Само название «церковь Покрова на Нерли» объясняет, где она находится, – на берегу реки Нерль.
Как доехать до церкви Покрова на Нерли? Придется попотеть, чтобы добраться к этому объекту.

  1. Во-первых , предстоит прибыть в областной центр Владимир.
  2. Во-вторых , определиться, чем доехать до Боголюбово: электричкой, автобусом или своим авто. Здесь свою машину придется оставить.
  3. В-третьих , найти ж/д станцию, от которой путь к храму Покрова Богородицы на Нерли лежит через луг по вымощенной дороге. Кто-то предпочитает пройти путь в 1,5 км пешком, а желающие вкусить русской старины могут взять арендовать либо лодку весной (когда разливается Нерль), либо лошадей летом, либо сани зимой.

Посещение церкви Покрова на Нерли

  • Удобно, что попасть в храм можно каждый день в любое время года.
  • Открываются его двери в 10:00 и закрываются в 18:00 (зимой в 16:00).
  • Если хочется не просто поглазеть на интерьер княжеской церкви, за церковными атрибутами придется идти в церковную лавку, которая расположилась рядом.

Расписание богослужений

Церковь Покрова Богородицы на Нерли считается действующим храмом, правда, поприсутствовать на службах или обрядах в нем удастся только в летний период, да и, скорее всего, по выходным.

С расписанием богослужений нужно сверяться на сайте епархии. Если ехать к церкви Покрова на Нерли зимой, тоже можно попасть на богослужение, но уже в стоящем на ее территории маленьком храме Трех Святителей .

Где рядом можно остановиться

Если хочется приехать посмотреть на храм Покрова на Нерли в вечернее время, предупреждаю: остановиться в Боголюбово можно только в двух местах:

  1. в самом Боголюбском монастыре (придется поработать на благо обители)
  2. или в небольшой гостинице «Мархал» рядом с монастырем.

Больше выбора в плане комфортного ночлега предоставляют и Суздаль.

История создания церкви Покрова на Нерли

  1. Возраст церкви довольно почтенный: по мнению историков, год ее основания точно не известен – в летописях упоминается то 1158 г., то 1165 г. И несмотря на то, что храм носит имя религиозного праздника (Покров Богородицы), создан он был в качестве мемориала погибшему в бою с волжскими булгарами Изяславу , сыну князя Андрея Боголюбского.
  2. Место князь выбрал за версту от своего имения у слияния рек Нерль и Клязьма. Поскольку река Нерль разливалась, пришлось насыпать холм и углубить фундамент на 5 м. Так что церковь возвышается над рекой, практически целиком в ней отражаясь, и не поддается наплывам стихии.
  3. Не соответствовал храм проведению в нем богослужений зимой, поэтому в 1761 г. вблизи вырос зимний храм Трех Святителей .
  4. В конце XVIII в . храм чуть было не разобрали по частям. Возведенному позже Боголюбскому монастырю не хватало колокольни, да и средств на нее, и решено было использовать для ее строительства белый камень княжеского храма. И читали бы мы историю создания храма Покрова на Нерли только в летописях монастыря, если бы не жадность рабочих: их не устроила сумма, предложенная игуменом обители, и храм остался на своем месте.
  5. Советская власть «перекрыла воздух» как монастырю, так и храму на Нерли в 1923 г., но не разрушила, а передала Владимирскому музею. До сих пор музей имеет право пользования церковью, впрочем как и православные священники: с 2015 г. в храме Покрова на Нерли вновь совершаются литургии и обряды, как и прежде, в летнее время.

Архитектурные и культурные достопримечательности

Если составить краткое описание церкви Покрова на Нерли, прозвучит оно так: одноглавый белокаменный трехапсидный храм с узкими оконными проемами, фасады которого украшены резными барельефами. Правда, первоначального шика храма сейчас не увидишь: окружала его крытая галерея высотой до 5,5 м. О том, что она существовала, говорят данные археологических раскопок и дверь высоко в стене (с правой стороны храма). Тут из галереи спускалась лестница, предназначенная для княжеской семьи.

Снаружи на трех фасадах можно насчитать 19 рельефных изображений с необычными и символичными сюжетами: среди них женские портреты с косами, царь Давид, львы, грифоны, голуби и барс. Понятно, почему в барельефах используется лев – он не только распространенным символом, но и означал самого основателя, князя Боголюбского. Это личный символ князья Владимирского края передавали веками (сегодня он помещен на герб Владимира). Голуби отсылают нас к Святому Духу, а вот множество женских голов вполне может означать Божью Матерь, имя которой храм и носит. Есть на фасаде даже несущий лань грифон: то ли это знак Христа, то ли еще чего, непонятно. Барельефы едва сохранились, да и невозможно объяснить, почему на храме зодчие изобразили некоторые сюжеты.

Святыни

Судя по краткому описанию интерьера храма Покрова на Нерли, сохранившемуся в исторических очерках, он намного превосходил внешнюю строгость. Под куполом в окружении многокрылых ангелов сиял Христос, стены были сплошь усеяны яркими фресками, которые дополняла майолика на полу. Эта красота и старина были варварски уничтожены в 1877 г. , когда реставрацию власти соседней обители поручили не тем рукам. Теперь от святынь храма не осталось ничего, внутри встречают пара одиноких икон и белые каменные вертикали .

Интересные факты о храме Покрова на Нерли

  • Это первый храм на Руси, посвященный покровительству Богородицы (ввел его именно Андрей Боголюбский после сражения с болгарами, когда увидел лучи от образа Богоматери).
  • Храм Покрова Богородицы на Нерли зачислен в охраняемый список ЮНЕСКО среди прочих сооружений Владимирско-Суздальского края в 1992 г.
  • Время постройки церкви Покрова на Нерли удивительно короткое – один год. Есть сведения, что бригаду опытных мастеров прислал князю Андрею Фридрих Барбаросса, ведь артелей такого уровня на Руси тогда просто не существовало.
  • Раскопали у храма и фигуры львов. Но до сих пор неясно, где они стояли: у входа или на самой пристани у реки Нерль, откуда вымощенная дорога вела к храму Покрова.
  • Школьная программа содержит задание – написать сочинение по картине «Храм Покрова на Нерли». Предлагаются версии двух пейзажистов – С. Баулина и С. Герасимова.

Фото церкви Покрова на Нерли

Весной воды подступают к самим стенам храма, а со стороны кажется, что он стоит на крохотном клочке суши.

Резные барельефыопоясывают три фасада храма, напоминая о титанической работе мастеров.


Как видно на фото храма Покрова на Нерли, белые вертикали стен и вентилируемый купол не украшает ни одна фреска.

Церковь Покрова на Нерли — видео

Жалость вперемешку с восторгом – наверно, эти чувства испытываешь, посещая храм в Боголюбово. Жалко, что не осталось пристани, галереи, фресок, но восторгаешься тихими местами, работой зодчих и флёром загадок вокруг истории храма.

А какие интересные факты, связанные с церковью Покрова на Нерли, знаете вы? Делитесь своими знаниями в комментариях.

Церковь Покрова на Нерли - это один самых знаменитых памятников древнерусского зодчества, который по праву входит в число главных православных храмов России . Ежегодно памятник посещают тысячи туристов, отдающих дань талантам древнерусских мастеров. С 1992 года Церковь Покрова на Нерли вместе с другими храмами древнерусского зодчества входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Где находится Церковь Покрова на Нерли?

Церковь Покрова на Нерли стоит на берегу реки Нерль в 1,5 км от городка Боголюбово, который расположен на расстоянии 10 км от Владимира . Месторасположение храма входит в состав территории историко-ландшафтного комплекса под названием «Боголюбский луг - церковь Покрова на Нерли».

Церковь Покрова на Нерли: дата создания

Согласно житию Андрея Боголюбского , Церковь Покрова на Нерли была построена в 1165 году в честь победы над булгарами, одержанной годом ранее. Белый камень для строительства храма был привезен князем именно из Волжской Булгарии. Тот же источник сообщает, что этот храм является мемориалом, поставленным в память о погибшем сыне князя Андрея- Изяславе, скончавшемся в том же 1165 году. Получается, что храм был построен удивительно быстро - всего за один год. Однако, некоторые историки полагают, что он все же был выстроен раньше - в 1158 году, чему имеются определенные доказательства.

Церковь Покрова на Нерли стала первым храмом на Руси, возведенным в честь праздника Покрова Богородицы, который сам Андрей Боголюбский установил в середине XII века. Кроме того, Церковь является настоящим памятником становления и расцвета Владимирского княжества.

Архитектура Церкви Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли часто сравнивают со свечей или красной девицей, которая стоит на холме. Она отличается особой гармонией пропорций, изяществом и некоторой аскетичностью. Все направлено на достижение эффекта стройности и высоты. Храм очень гармонично сочетается с окружающим пейзажем.

В результате археологических исследований, ученые выяснили, что храм был построен по особой архитектурной технологии, которая помогла ему избежать весенних разливов, когда вода поднималась более чем на три метра. Для этого сначала был заложен фундамент из булыжника глубиной 1,6 м, на котором в два приема возвели основание стен высотой 3,7 м. Подземная часть храма составила 5,3 м - таким образом появился искусственный холм, который и стал неким пьедесталом для Церкви.

Стены храма украшены традиционной для владимиро-суздальского зодчества белокаменной резьбой. Центральной фигурой в композиции трёх фасадов является царь Давид-псалмопевец, восседающий на троне в окружении животных и птиц и трёх девичьих ликов, которые олицетворяют Деву Марию. Некогда стены Церкви были украшены фресками, которые были полностью утрачены во время реставрации храма.

Идея древних мастеров-создателей храма состояла в том, чтобы воплотить в камне идею превосходства духовного над материальным. Именно поэтому в Церкви нет богатых росписей и пышного убранства. При этом во всем облике ощущается величественная красота и сила.



Понравилась статья? Поделитесь ей