Контакты

Собор василия блаженного - зашифрованный образ погибшей мечети. Иван грозный, прозванный васильевичем за жестокость, ослепил итальянских строителей барму и посника


Пишет Eгор Холмогоров (holmogor ) @ 2011-07-14 12:49:00

Строитель Храма Василия Блаженного
В очередной раз наткнулся в блогах на повторение идиотской версии о том, что строителей Василия Блаженного мастеров Барму и Постника ослепил упырь Иван Грозный.
Так вот, для оставшихся дикими, - напоминаю, что Слава КПСС вообще не человек.
Никаких двух мастеров не было.
Был один мастер - Посник Яковлев по прозвищу Барма, родом из Пскова.
И его никто не ослеплял.
Напротив, его направили строить Казанский Кремль, что слепому было бы, мягко говоря, затруднительно.
Холмогоров ссылается на статью:
http://www.russiancity.ru/hbooks/h005.htm
Н. Ф. Калинин. Постник Барма - строитель собора Василия Блаженного в Москве и Казанского кремля
Советская археология, 1957 г., № 3, стр. 261-263.
...
-262-

Как известно, «по реклу» значит «по прозвищу». Это выражение ставится в древнерусском языке перед прозвищем человека, а не перед собственным его именем. «Посник» или «Постник» - это собственное имя. «Барма» же - это явно прозвище, означающее, возможно, человека искусного, как искусно делались бармы - оплечья на великокняжеские и царские одежды, богато и разнообразно украшенные.

Имя «Постник» встречается, например, несколько раз в «Писцовых книгах г. Казани».
- На смысл имени Бармы как прозвища указывал Н. Н. Воронин. Он полагал, что оно связано с дефектным произношением мастера («барма» - картавый, говорящий невнятно) и что, может быть, сотоварищ Постника Яковлева - Барма был иноземцем. См. Н. Н. Воронин. Очерки по истории русского зодчества XVI-XVII вв. М.-Л., 1934, стр. 29, прим. 1.

Недавно был опубликован еще один источник, показывающий, что действительно имена Постник и Барма относятся к одному, а не к двум лицам. Запись 1633 г. в рукописи Судебника 1550 г. (Архив Ленинградского отделения Института Истории АН СССР, собрание Н. П. Лихачева, № 228) гласит: «Судебник Соловецкого монастыря стряпчего и слуги московские службы Дружины Тарутьева сына Посникова, по реклу Бармы, поступился Ивану Максимову, вологодцкому таможенному подьячему в 141 году». Из записи следует, что рукопись Судебника 1550 г. принадлежала до 1633 г. монастырскому стряпчему, московскому служилому человеку Дружине. Дружина был сыном Тарутия и, очевидно, внуком Посника, имевшего прозвище «Барма». Нам кажется вполне правомерным отождествить этого Посника, по реклу «Барма» (деда владельца рукописи в первой трети XVII в.) со знаменитым зодчим Постником Яковлевым.

Судебники XV-XVI вв. М.-Л., 1952. стр. 117.
...
Фигура «церковых и городовых дел мастера» Постника Яковлева при отождествлении его с Бармой приобретает еще большее историческое значение, Постник-Барма вырастает в величину, равную в российском масштабе западноевропейским мастерам эпохи Возрождения. Постнику Яковлеву Барме мы в праве приписывать следующие архитектурные сооружения:

1. Собор Покрова (Василий Блаженный) в Москве, 1555-1561 гг.
2. Казанский кремль, 1556 и следующие годы.
3. Спасская башня и Спасская церковь Казанского кремля, 1556-1560 гг.
4. Никольский храм Успенского монастыря в Свияжске, 1556 г.
5. Успенский собор в Свияжске, 1560 г.
6. Благовещенский собор Казанского кремля 1561 г.

Этот список его работ убедительно говорит о том, что во второй половине XVI в. в России вряд ли можно назвать другого русского мастера-архитектора, который был бы равен Поснику Барме.

Дата по И. Забелину. См. И. Е. Забелин. ук. соч., стр. 156.
Дата по Указу 15 дек. 1555 г. и по «Писцовым книгам г. Казани».
Дата по тем же данным. См. также Н. Калинин. Спасская башня Казанского Кремля. Казань, 1926.
Дата по антиминусу 6 дек. 1556 г. См. М. К. Каргер, ук. соч., стр. 26.
М. К. Каргер, ук. соч., стр. 11.
К. Ф. Фукс. Краткая история г. Казани 1817 г. ИОАИЭ, т. XXI, 1905, стр. 152, прим. 105.
Ещё о том же - но уже с картинками:
http://boris-vinnikov.ya.ru/replies.xml?item_no=256
14 декабря 2010 года, 05:29
Boris Vinnikov пишет
Постник Яковлев, церковный и городовой мастер.

Его же альбом картинок (фото, сканы):
http://fotki.yandex.ru/users/boris-vinnikov/view/255094/?page=0
Есть полезная инфа в описании и в обсуждении.
К примеру по ссылке - говорится о том, что псковские начальники уничтожают средневековый памятник архитектуры, чтоб провести водопроводную трубу (в спешке, в выходные дни).

Почитал, что там пишут о поведении тамошнего начальника по культуре Александра Голышева, при котором сгорел шатёр покровской башни, во Власьевской поселился ресторан, закатали в бетон тыщелетний культурный слой Золотой набережной, пробили под водопровод стены отлично сохранившейся церкви преподобного Евфимия Великого: «Это напоминает кадры разрушения храма Христа Спасителя», "он публично защищал принятые решения и весьма агрессивно нападал на критиковавшую его прессу, которая, по его мнению, разводила шумиху на пустом месте, без всякого повода."

Сравнил это с поведением свердловского областного главмента Бородина - точно такое же агрессивное поведение по отмызыванию себя от того бардака, который он творит, перекладыванию ответственности на защитников Сагры и т.п.

И понял, что против лома только ломом - надо вести сразу очень агрессивную массовую кампанию, доставать за малейший чих не по делу.

Барма и Постник (XV век) – архитекторы, авторы Покровского собора (храма Василия Блаженного) на Красной площади в Москве .

Во время строительства храма Барма и Постник не пользовались рабочим чертежом в современном смысле этого слова, они строили по «размерам», нарисованным на строительной площадке, а также по гигантской модели будущего собора, сделанной из дерева в натуральную величину.

Впоследствии, в кирпичной кладке храма были обнаружены деревянные конструкции, оставшиеся от этого огромного натурного макета.


Многим известна страшная легенда, связанная с создателями храма Василия Блаженного.

Когда царь Иван Грозный впервые увидел построенный храм, то пришел в восторг от его красоты и великолепия. Грозный вызвал к себе зодчих, построивших храм, и спросил, смогут ли они создать такой же или, может быть, даже еще более красивый? «Сможем», - ответили зодчие. «А вот и не сможете!» - злорадно воскликнул царь и приказал выколоть зодчим глаза.



Поэт Д. Б. Кедрин посвятил целую поэму строителям Покровского собора, которая так и называется - «Зодчие».

В поэме Иван Грозный вопрошает мастеров.

«А можете ль сделать пригожей,

Благолепнее этого храма

Другой, говорю?»

И, тряхнув волосами,

Ответили зодчие:

Прикажи, государь!»

И ударились в ноги царю.

И тогда государь

Повелел ослепить этих зодчих, чтоб в земле его

Стояла одна такова,

Чтобы в Суздальских землях

И в землях Рязанских

Не поставили лучшего храма, чем храм Покрова!..

Предположительно создавший в - годы совместно с зодчим Постником храм Василия Блаженного , или Покровский собор «что на рву», на Красной площади в Москве. По словам летописи, это был «русский мастер премудрый и таковому чудному делу удобный».

Напишите отзыв о статье "Барма, Иван"

Примечания

Ссылки

  • Барма - статья из Большой советской энциклопедии .
  • // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. -М ., 1896-1918.

Отрывок, характеризующий Барма, Иван

Через пять минут Данило с Уваркой стояли в большом кабинете Николая. Несмотря на то, что Данило был не велик ростом, видеть его в комнате производило впечатление подобное тому, как когда видишь лошадь или медведя на полу между мебелью и условиями людской жизни. Данило сам это чувствовал и, как обыкновенно, стоял у самой двери, стараясь говорить тише, не двигаться, чтобы не поломать как нибудь господских покоев, и стараясь поскорее всё высказать и выйти на простор, из под потолка под небо.
Окончив расспросы и выпытав сознание Данилы, что собаки ничего (Даниле и самому хотелось ехать), Николай велел седлать. Но только что Данила хотел выйти, как в комнату вошла быстрыми шагами Наташа, еще не причесанная и не одетая, в большом, нянином платке. Петя вбежал вместе с ней.
– Ты едешь? – сказала Наташа, – я так и знала! Соня говорила, что не поедете. Я знала, что нынче такой день, что нельзя не ехать.
– Едем, – неохотно отвечал Николай, которому нынче, так как он намеревался предпринять серьезную охоту, не хотелось брать Наташу и Петю. – Едем, да только за волками: тебе скучно будет.
– Ты знаешь, что это самое большое мое удовольствие, – сказала Наташа.
– Это дурно, – сам едет, велел седлать, а нам ничего не сказал.
– Тщетны россам все препоны, едем! – прокричал Петя.
– Да ведь тебе и нельзя: маменька сказала, что тебе нельзя, – сказал Николай, обращаясь к Наташе.
– Нет, я поеду, непременно поеду, – сказала решительно Наташа. – Данила, вели нам седлать, и Михайла чтоб выезжал с моей сворой, – обратилась она к ловчему.
И так то быть в комнате Даниле казалось неприлично и тяжело, но иметь какое нибудь дело с барышней – для него казалось невозможным. Он опустил глаза и поспешил выйти, как будто до него это не касалось, стараясь как нибудь нечаянно не повредить барышне.

Барма

Барма – русский зодчий XVI века. Трудился в составе псковской артели зодчих на строительстве храмов в Москве. В русской летописи XVII века говорится: «…дарова ему (Ивану Грозному) Бог двух мастеров русских по реклу Постника и Барму и была премудри и удобни таковому чудному делу». Имена мастеров древней архитектуры Бармы и Постника в летописях упоминаются вместе. По мнению некоторых исследователей, речь может идти об одном человеке. Барма и Постник - авторы выдающегося произведения русской архитектуры 16 века – храма Покрова «на рву» на Красной площади в Москве, в честь взятия Казани 2.10.1552 года. Но народ назвал его храмом Василия Блаженного, в память юродивого Василия, снискавшего всенародную любовь. Храм был построен в годы.

Иван Грозный повелел на месте деревянного собора соорудить восемь (по числу святых) каменных престолов. Но разместить семь приделов вокруг центрального, не представлялось возможным, не нарушая законов элементарной симметрии. Поэтому Барма и Постник осмелились ослушаться царского указа и основали девять церквей. Этот храм-памятник имеет праздничный, ликующий вид, смелый по композиции, причудливый по внешнему облику, почти скульптурное произведение с минимальной внутренней площадью. Современники-иностранцы отмечали, что он построен «скорее как бы для украшения, чем для молитвы». Древние зодчие под руководством Бармы и Постника создали монумент славы и торжества Руси. Это высшая точка развития русского зодчества XVI века. Собор воплотил всю мощь русского архитектурного гения и национальной школы зодчества древнего Русского государства.

Библиография

Брунов, древнерусского зодчества / . - М.: Гос. изд-во по строительству и архитектуре, 1953.
О псковских строителях Барме и Посникове, их работе в Москве. Казани, в Подмосковьес. Фото храмов. Воронин, Н. Сказочное творение Бармы / Н. Воронин // Комсомольская правдафевраля.
О соборе Василия Блаженного в Москве, построенном псковским зодчим Бармой. Творение псковича Бармы.- Псковская правдафевраля.
О соборе Василия Блаженного и посвященной ему статье И. Воронина в газете «Комсомольская правда». Артемов, В. Барма и Посник / В. Артемов // История№ 29. - С. 14-16.
О строительстве Храма Василия Блаженного. Литвинова, архитекторы / . - М.: Росмэн, 20с. : ил. - (Великие русские). - С. 23-25.
О творчестве зодчих Бармы и Постника. Ляхова, и Постник / // Ляхова архитекторы: История русского зодчества в биографиях его творцов.- Челябинск: Аркаим, 200с.: ил.- С. 52-54.

Постник Иван Яковлевич (Посник Иван)

Постник – псковский зодчий середины XVI века, строитель церквей и городских крепостных стен. Принимал участие в возведении Покровского собора на Красной площади. Имена мастеров древней архитектуры Бармы и Постника в летописях упоминаются вместе. По мнению некоторых исследователей, речь может идти об одном человеке. Имена Постника (Посника Ивана) связывают с Постником Яковлевым. Постник и Барма - авторы выдающегося произведения русской архитектуры XVI века – храма Покрова «на рву» на Красной площади в Москве, в честь взятия Казани 2.10.1552 года, но народ назвал его храмом Василия Блаженного, в память юродивого Василия, снискавшего всенародную любовь. Храм был построен в годы. В русской летописи XVII века говорится: «…дарова ему (Ивану Грозному) Бог двух мастеров русских по реклу Постника и Барму и была премудри и удобни таковому чудному делу». Иван Грозный повелел на месте деревянного собора соорудить восемь (по числу святых) каменных престолов. Но разместить семь приделов вокруг центрального, не представлялось возможным, не нарушая законов элементарной симметрии, поэтому Постник и Барма осмелились ослушаться царского указа и основали девять церквей. Они создали монумент славы и торжества Руси. Этот храм-памятник имеет праздничный, ликующий вид смелый по композиции, причудливый по внешнему облику, почти скульптурное произведение с минимальной внутренней площадью. Современники-иностранцы отмечали, что он построен «скорее как бы для украшения, чем для молитвы». Собор воплотил всю мощь русского архитектурного гения и национальной школы зодчества древнего Русского государства.

Библиография

Романов, Новгород и Москва в их культурно-художественных взаимоотношениях / // Известия Российской Академии истории материальной культуры. Т. 4.- Л., 1925.-С. 209-241.
О творчестве псковского зодчего Постника Яковлева. Воронин, по истории русского зодчества 16-17 вв. / .- М.;Л.: ОГИЗ, 1934.- С. 21.
О Поснике Яковлеве, каменщике Ивашке Ширяеве «с товарыщи», их работе в Казани и в Москве. Брунов, древнерусского зодчества / .- М.: Гос. изд-во по строительству и архитектуре, 19с.- С. 34-48.
Об архитекторах Барме и Постнике, построивших храм Василия Блаженного. Лобачев, В. Мнимая трагедия и настоящая тайна Ивана Постника: иностранец или русский? / В. Лобачев // Наука и религия.- 1993.- № 11.- С. 2
Краткие биографические данные по летописным материалам об Иване Постнике. Ляхова, и Постник / // Ляхова архитекторы: История русского зодчества в биографиях его творцов.- Челябинск: Аркаим, 200с.: ил.- С. 52-54.

Культура земли Псковской: [Электронный ресурс]. Вып. 1. : Мастера псковской архитектуры / Псков. обл. универс. науч. б-ка. ; сост. гл. библиотекарь Бутук Т. Д. - Электрон. дан. и прогр. (700 MB). - Псков: ПОУНБ, 20электрон. опт. диск (CD-ROM).

Богата древняя русская культура мастерами, чей самобытный талант воплотился в замечательных произведениях литературы, живописи, архитектуры. Но слишком мало имен сохранила нам древняя история.

Развитие русского зодчества в XVI веке отражало общегосударственный подъем, связанный с успешной борьбой за единство всей Русской земли, с ростом национального самосознания. Массовый рост городов и крепостей по всей территории государства, обширное внутригородское строительство способствовали численному и качественному росту строительных артелей. Почетным становится ремесло строителя, формируется личность зодчего. Их называют «государевыми мастерами», самых выдающихся даже упоминают в летописях. В ХVI веке их насчитывается более десяти. Среди них встречаются еще имена-легенды, которые до сих пор таят загадку. К таким мастерам относятся авторы выдающегося произведения русской архитектуры XVI века - храма Покрова «на рву» (Василия Блаженного).

Это мастера Барма и Постник. Вот как сообщает о них русский летописец в XVII веке: «...дарова ему (Ивану Грозному) бог дву мастеров русских по реклу Постника и Барму и была премудры и удобни таковому чудному делу». Оба эти имени встречаются в летописных источниках в разной интерпретации. Есть упоминание только одного имени Бармы. А в одном из древних документов названо имя псковского «городовых и церковных дел мастера» Постника Яковлева, направленного Иваном Грозным в 1556 г. в числе других псковских строителей в Казань - «новый город Казань делать». Есть и такое летописное известие, где имя Постник и прозвище Барма совмещаются в одном лице - «сын Постникова, по реклу Барма».

При сопоставлении различных письменных источников и на основе изучения сохранившихся построек почти все исследователи сходятся на. том, что зодчий Постник Яковлев, руководитель строительныx работ в Казани и один из авторов Покровского собора в Москве,- одно и то же лицо. По второму вопросу - является ли он единственным автором знаменитого храма или же с соавтором - мастером Бармой - мнения расходятся. Наиболее распространенной и устоявшейся точкой зрения является та, которая признает авторство за двумя зодчими. Строительство храма, начатое совместно в 1555 г., через год после отъезда Постника в Казань продолжалось в течение четырех лет под руководством Бармы. Возможно, что основное композиционное и художественное решение тоже принадлежит последнему. Так это или нет, в настоящее время сказать с большой достоверностью трудно. Лишь в одном мнении сходятся все исследователи - созданное Бармой и Постником в середине XVI века произведение является величайшим творением.

Его возникновение связано с героическими событиями в русской истории - победой русских войск в 1552 г. под Казанью. Возвратившемуся из Казани войску была устроена триумфальная встреча, которая вылилась в народный праздник. Автор «Повести о Казанском взятии» с восхищением описывает народное ликование. Торжественное шествие русского войска во главе с царем Иваном Грозным запечатлено на иконе «Церковь воинствующая». А в центре древней столицы, у стен Кремля на Красной площади, вознесся храм, равного которому ни до, ни после него не было создано на Русской земле. Он должен был прославить победу русского оружия и увековечить память всех погибших на полях сражений.

Все это определило характер архитектуры храма. Необычная композиция вызвала конкретной задачей, поставленной перед зодчими,- соорудить восемь церквей во имя святых, в дни празднования которых происходили основные события Казанского похода. Но уже при закладке храма зодчие внесли свои изменения, чтобы добиться большей органичности и совершенства композиции. Восемь церквей, расположенных вокруг девятой, центральной, поставлены на высоком подклете. Через несколько десятилетий с восточной стороны был пристроен десятый придел над могилой юродивого Василия Блаженного, чтимого в народе. Центральная церковь посвящена празднику покрова, совпавшему по времени со взятием Казани. Храмы-приделы, расположенные по сторонам света, имеют форму восьмигранных столпов. Они значительно выше четырех других, поставленных между ними. Это постройки кубической формы с бесстолпным внутренним пространством. Они во многом напоминают маленькие посадские церкви, в обилии строившиеся в Москве в то время. Особенность четырех последних состоит в том, что два восточных придела не имеют алтарных выступов - апсид, а два других, у западной стены, примыкающей к центральной церкви Покрова, имеют диагональный скос. Отличительной чертой плана Покровской церкви является вытянутость внутреннего объема по оси запад-восток. Гармоничная композиция всей группы церквей, высотная соподчиненность их между собой создают сложный, но удивительно органичный архитектурный ансамбль. Снаружи все церкви, за исключением центральной, увенчаны рядами кокошников, взбегающих вверх к основаниям вытянутых барабанов. Иногда кокошники чередуются с архитектурной декоративной формой, напоминающей фронтоны. Центральная церковь перекрыта высоким граненым шатром, на звездчатом основании которого первоначально были поставлены восемь декоративных главок, как бы повторяющих общую архитектурную композицию. Все церкви богато и причудливо украшены. Цельность декоративного убранства достигается благодаря применению единого набора элементов, характерных для кирпичной архитектуры XVI века.

Первоначально в цветовом отношении собор был более простым - на краснокирпичных стенах выделялись белые детали. Пестрая раскраска глав и роспись фасадов появилась в XVII - XVIII веках; тогда же были сооружены крытые наружные галереи, окружающие собор, и шатровая колокольня.

Необычен интерьер храма. Небольшое внутреннее пространство, отсутствие алтарей в некоторых приделах свидетельствуют о второстепенности его церковного назначения. Обращают на себя внимание своды приделов, выложенные из маломерного кирпича; некоторые из них украшены необычной кладкой в виде спиралевидных звезд. По периметру основания шатра выложена из изразцовых плит надпись, рассказывающая о создании храма. Весь яркий облик памятника подтверждает предположение, что все внимание зодчих было сосредоточено на внешних формах постройки, на бросающихся в глаза конструктивных новшествах, на сочной скульптурности масс и живописности фасада.

Велико градостроительное значение этого храма. Он вынесен с территории государева двора за стены Кремля на торговую площадь. И размерами, и архитектурными формами храм господствовал над всем пространством площади и примыкающими к ней районами Китай-города и Замоскворечья.

Архитектура Покровского собора стоит особняком в ряду памятников XVI века. По сложности композиции, по художественной обработке фасадов и интерьеров храму близка церковь Иоанна Предтечи в Дьякове близ Коломенского, построенная предположительно в 1547-1553 (или 1554) гг. Это дало основание некоторым исследователям приписать авторство постройки строителям Покровского собора.

Как уже упоминалось, Постник Яковлев в 1556 г. в числе многочисленной артель псковской строителей по распоряжению Ивана Грозного был направлен в Казань для возведения новых крепостных стен. Имя его впоследствии многократно упоминается в Казанских писцовых книгах. Поэтому можно предположить, что он был руководителем строительных работ. Помимо построек в Казани по близкому сходству с ними псковским мастерам приписывается и создание двух храмов в Свияжске. Это два храма в Успенском монастыре - собор и Никольская трапезная церковь. Оба здания были значительно перестроены в последующие эпохи. Но и сейчас в них, как и в церкви Благовещения в Казанском кремле, можно видеть явно выраженные черты псковской архитектурной школы XVI века: завершение основного объема здания восьмискатным покрытием с трехчастным членением фасадов, оканчивающихся многолопастными арками, характерные декоративные мотивы из поребриков, бегунков, арочных тяг на апсидах, бровок над щелевидными окнами.

Значение сооружений, созданных русскими мастерами Бармой и Постником, и особенно самого прекрасного из них - Покровского собора в Москве, переоценить нельзя. Оно прежде всего в том, что в них утверждается талант и большое мастерство зодчих национальной архитектурной школы древнего Русского государства.



Понравилась статья? Поделитесь ей