Контакты

Выставка «Кабинет Петра I. Реформы высших государственных органов при Петре I Начало работы коллегий

Ф. 9 (Разряд IX), 527 ед. хр., 1673 - 1762 (коп. с 1514). Оп. 1 - 7

Данный комплекс сформирован из документов личной канцелярии Петра I (в которой велось делопроизводство по широкому кругу вопросов внутренней и внешней политики, решавшихся при его участии), а также отдельных документов личных канцелярий Анны Ивановны и Елизаветы Петровны. Документы проаннотированы в соответствии со структурными частями, сложившимися в ходе разборки и описания дел комплекса в к. XVIII - XX вв. Названия их сохранены в аннотации как вошедшие в научный оборот. Характеристикам частей предпосланы ссылки на соответствующие описи.

"ТЕТРАДИ ЗАПИСНЫЕ" 1704 - 1725. ОП. 1

Записные книги именных указов Петра I и Екатерины I 1704 - 1725 . Копии указов (в отдельных случаях - с пометами Петра I и вклейками его автографов) 1704 - 1725 , в т. ч. "Проект об учреждении Академии наук" 1724 .

ОТДЕЛЕНИЕ I. "ИСХОДЯЩИЕ ПИСЬМА" - 1741. ОП. 3 - 4

Законодательные акты Петра I по преобразованию гражданского управления, по реформе церкви, по организации службы и учебы дворян, по военно-морскому ведомству (проекты, редакции, дополнения - собственноручные и с пометами Петра I) и материалы к их составлению к. XVII в. - 1724 , в т. ч. Воинский Устав 1716 , "Должность Сената" 1718 , "Определение Коллегии иностранных дел" 1720 , "Морской устав" 1720 , "Табель о рангах" 1721 , "Должность генерал-прокурора" 1722 , "Должность прокурора Адмиралтейств-коллегий" 1722 , "Указ о суде" 1723 . Предисловие к "Духовному регламенту" 1721 , "Объявление" к "Определению о монастырях" 1724 .

Учебные тетради Петра I 1688 . Выписки, записки и заметки Петра I 1699 - 1-й четв. XVIII в. , в т. ч.: "Сигналы во время плавания на Дону" 1699 ; объяснительный текст к чертежу осады Нотебурга 1702 ; "Рассуждения" о Балтийском флоте 1704 и о создании Азовского флота 1713 ; "Правила сражения" 1708 ; замечания и ответы на проекты датского короля Фредерика IV и польского короля Августа II о совместных военных действиях 1712 ; росписи кораблей русского, шведского, английского и голландского флотов,

- 333 -

Записки и заметки к "написанию в Гисторию"; записные книжки и записки административно-законодательного характера 1-й четв. XVII в .

Походные журналы ("юрналы") Петра I 1695 - 1717 , журналы военных действий н. XVIII в. , в т. ч. взятия Юрьева и Риги (с попр. Петра I) 1704, 1709 . Реляции (собственноручные и с попр. Петра I): о взятии Нотебурга 1702 , Выборга, Кексгольма, Пернова 1709 , Ревеля 1710 , Штеттина 1713 ; о битве при Лесной 1708 ; о действиях союзных войск в Северной Германии и о вступлении русского галерного флота в Финляндию 1713 . Рисунки Петра I по планировке Петергофа 1709 - 1714 .

Письма личного характера (подл. и отп.): Алексея Михайловича царевнам Анне Михайловне и Ирине Михайловне ; Петра I Ивану Алексеевичу 1694 ; Екатерины I - Петру I, царице Прасковье Федоровне, цесаревнам Анне Петровне и Елизавете Петровне, царевнам Анне Ивановне и Прасковье Ивановне, кн. А. Д. Меншикову и гр. А. Э. Девьеру (черн. и отп.) 1719 - 1726 .

Письма, указы, инструкции Петра I: Ф. Ю. Ромодановскому по делам внутреннего управления, внешней политики и личного характера 1697 - 1711 , канцлеру гр. Г. И. Головкину о взятии войсками К. А. Булавина Черкасской (с прил. коп. отписки К. А. Булавина азовскому губернатору И. А. Толстому), царевичу Алексею о действиях в Польше 1711 , генералу Р.-Х. Боуру об осаде Штеттина 1711 , послу в Дании кн. В. Л. Долгорукому о заключении соглашения с Фридрихом IV ("Рассуждение о Померанской кампании", черн. проект) 1712 , "обер-инспектору" Рижского магистрата И. И. Исаеву об обязанностях рижской администрации 1712 , бар. И.-Л. Люберасу о строительстве крепости и порта в Ревеле 1714 , П. И. Ягужинскому по поводу дипломатического поручения в Данию 1713 , казанскому вице-губернатору Н. А. Кудрявцеву о корабельных лесах 1715 - 1723 , обер-прокурору Сената И. И. Бибикову "о прокурорских и судейских должностях" 1723 , лейб-медику Л. Л. Блюментросту о приеме в Кунсткамеру экспонатов 1723 - 1724 .

Указы Екатерины I Верховному тайному совету, Сенату, Синоду и разным должностным лицам (черн.) 1725 - 1727 . Указ Анны Ивановны А. П. Баскакову о ревизии полков на Украине 1737 .

Донесения Петру I разных должностных лиц к. XVII - 1-й четв. XVIII вв. , в т. ч.: кн. Ф. Ю. Ромодановского о восстании стрельцов 1698 ; гетмана И. И. Скоропадского, миргородского полковника Д. П. Апостола и ахтырского полковника Ф. Осипова о "злом умысле" и измене бывшего гетмана И. С. Мазепы 1708 - 1709 ; П. А. Толстого о мерах к возвращению в Россию царевича Алексея 1717 - 1718 ; кн. А. Д. Меншикова, гр. П. И. Ягужинского и бар. П. П. Шафирова о ссоре последнего с Г. Г. Скорняковым-Писаревым 1722 .

- 334 -

"История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии" Феофана Прокоповича (рукоп.) 1713 - 1720-е . "История государя Петра I" бар. Г. Гюйссена ("Гизенов журнал", пер.) ок. 1715 . "Историческое описание Северной войны" генерала бар. Л.-Н. Алларта (рукоп. и пер.) ок. 1718 . "Журнал или поденная записка Петра Великого с 1698 г. до заключения Ништадтского мира", составленный при участии Петра I и А. В. Макарова ("Государева гистория Свейской войны"), и материалы к ее составлению в т. ч.: книга выписок из именных указов и делопроизводства Сената по вопросам внутренней политики с 1708 по 1722 (сост. И. К. Кириловым) 1722 ; записка генерала И. И. Бутурлина о его "походах" в 1710 - 1712; письма кабинет-секретарю А. В. Макарову кн. В. В. Долгорукого о восстании К. А. Булавина 1725 ; выписки о подавлении восстания стрельцов и Астраханского восстания, о походе кн. А. Бековича-Черкасского в Хиву и др. "История Кантакузиных и Бранкованов" 1720-х . "Ведомости" и печатные календари 1709 - 1726 . Списки издававшихся за границей книг по разным отраслям знаний 1720-х . Приветственные слова и речи в честь Петра I 1-й четв. XVIII в .

"Патент" Петру I об обучении бомбардирскому делу 1698 . "Журналы службам" кн. М. М. Голицына 1698 - 1722 , гр. П. М. Апраксина 1700 - 1706 , кн. Н. И. Репнина 1701 - 1706 . Чертежи, планы и рисунки, в т. ч. проекты садов и парков Ж.-Б. Леблона ок. 1716 - 1719 . Духовная лейб-медика Р. К. Эрскина (Арескина, с отметками Петра I) 1719 . Ведомости о состоянии армии и флота, об окладах иностранцев на русской службе, русских мастеровых людей, придворных служителей, о книгах и вещах, купленных агентом Кабинета е. и. в. за границей Ю. И. Кологривовым и др. 1-й четв. XVIII в . "Мнения" сенаторов гр. Ф. М. Апраксина, кн. Д. М. Голицына, гр. Г. И. Головкина, А. В. Макарова, кн. А. Д. Меншикова, бар. А. И. Остермана, гр. П. А. Толстого о средствах к "облегчению народа" 1726 . Делопроизводство Комиссии "о рассмотрении сухопутной армии и флота, чтобы они без великой тягости народа содержаны были": именные указы (коп.) 1727 , ведомости, представленные Адмиралтейской и Военной коллегиями и Генерал-кригс-комиссариатом о расходах на содержание армии и флота в 1712 - 1727; записка Р. В. Брюса о содержании шведских войск в Финляндии при Карле XI и др. 1727 . Экстракт дела и "сентенция" о бывшем кабинет-министре гр. А. П. Бестужеве-Рюмине 1741 .

ОТДЕЛЕНИЕ II. "ВХОДЯЩИЕ ПИСЬМА" 1693 - 1727 (КОП. С 1514). ОП. 3 - 4

Семейная переписка лиц императорской фамилии и письма личного характера Петру I и Екатерине I, в т. ч. патриарха Адриана 1693 , имеретинского царя Арчила II и членов его семьи 1698 - 1726 ,

- 335 -

Л. К. Нарышкина 1700 - 1704 , А. И. Монс 1702 , кн. Д. К. Кантемира 1714 - 1723 , В. И. Монса 1714 - 1724 , гр-ни А. Кенигсмарк 1716 , А. Петрова (А. П. Ганнибала) 1718 - 1722 , "князь-папы" П. П. Бутурлина 1719 , кн. А. Д. Кантемира 1724 .

Письма Петру I коронованных особ Европы, иностранных государственных и военных деятелей, ученых, дипломатических представителей в России и др. 1699 - 1723 , в т. ч.: польского короля Августа II 1702 - 1712 , гессен-дармштадтского герцога Фридриха 1708 , польских и литовских гетманов кн. Я. Радзивилла, М. Вишневецкого 1706 , А.-Н. Сенявского 1709 - 1716 , Л. К. Поцея 1714 - 1723 , фельдмаршала гр. Я.-Г. Флеминга 1712 , генерала Г. Карловича 1710 - о совместных действиях в Северной войне; курляндских герцогов Фридриха-Вильгельма 1710 и Фердинанда 1717 - об их имениях в Курляндии; амстердамского бургомистра Н. Витзена - личного характера 1699 - 1700 ; голландского ученого Ф. Рюйша о посылке в подарок редких птиц и рыб 1701 ; директора французской торговой компании Дервилля об установлении непосредственной торговли между Францией и Россией 1718 ; Ж.-П. Биньона, Б. Фонтенелля об избрании Петра I членом Французской Академии 1718 , о А. К. Нартове 1720 ; кардинала Оттобони о посылке в подарок мраморных статуй 1721 - 1723 .

Указы и инструкции Петра I 1706 - 1721 , в т. ч. А. А. Матвееву о переговорах с английским правительством по вопросу посредничества между Россией и Швецией и приема России в "Великий союз" 1706 и кн. П. М. Голицыну о розыске по делам А. В. Кикина, кн. А. Д. Меншикова, К. А. Нарышкина, Я. Н. и В. Н. Римских-Корсаковых ок. 1715 ; городовым комендантам 1715 и генерал-полицмейстеру (с доп. Петра I) 1721 . Указы Екатерины I (черн. и проекты) 1725 - 1727 . Определение о порядке делопроизводства в Кабинете е. и. в. 1721 . Протоколы Кабинета е. и. в. 1725 - 1727 . Протоколы, ведомости и справки Верховного тайного совета (подл., коп.) 1726 - 1727 .

Донесения Петру I и в Кабинет е. и. в. Сената, Синода, коллегий, др. учреждений и разных должностных лиц по делам внутреннего управления и внешней политики: А. А. Виниуса 1694 - 1713 , в т. ч. о стрелецком восстании 1698 , восстании в Красноярске 1700 , Н. М. Зотова 1699 - 1717 ; А. А. Курбатова 1700 - 1720 , в т.ч. об организации церковного управления, о московской Славяно-греко-латинской академии, о сочинении "Арифметики" Л. Ф. Магницким; гр. П. М. Апраксина 1700 - 1725 , в т. ч. о восстании башкир и татар 1708 ; кн. А. Д. Меншикова 1700 - 1727 ; гр. Я. В. Брюса 1701 - 1726 , в т. ч. об Аландском 1718 - 1719 и Ништадтском 1721 конгрессах; кн. Д. М. Голицына 1708 - 1724 ; гр. С. Л. Владиславича-Рагузинского 1708 - 1725 , в т. ч. о переходе молдавского господаря Д. К. Кантемира в русское подданство 1709 , об отправке в Петербург купленной

- 336 -

Ю. И. Кологривовым статуи Венеры Таврической 1720 ; А. И. Ушакова 1708 - 1726 , в т. ч. о Московской инженерной школе и школе "цесарских языков" 1715 , о нижегородских раскольниках 1720 ; гр. П. А. Толстого 1709 - 1725 , в т. ч. по делу царевича Алексея; кн. Я. Ф. Долгорукого 1711 - 1719 , в т. ч. о московских "иконоборцах"; гр. П. И. Ягужинского 1714 - 1727 , в т. ч. о ходе Аландского конгресса и Гродненского сейма 1723 ; кабинет-секретарей И. А. Черкасова 1718 - 1721 и А. В. Макарова 1723 .

Донесения должностных лиц Посольского приказа, Посольской канцелярии и Коллегии иностранных дел, дипломатических представителей за границей, в т. ч.: П. В. Постникова (Англия, Брабант, Голландия, Италия, Пруссия, Франция) 1695 - 1708 ; П. Б. Возницына (Карловицкий конгресс) 1698 - 1699 ; Ф. А. Головина 1699 - 1704 ; гр. Г. И. Головкина к. XVII в. - 1726 ; кн. А. Я. Хилкова (Швеция) 1700 - 1706 ; кн. П. А. Голицына (Священная Римская империя) 1701 ; Е. И. Украинцева (Турция и Польша) 1703 - 1707 ; А. П. Измайлова (Дания) 1705 ; бар. П. П. Шафирова (также по делам Коммерц-коллегии) 1706 - 1727 ; кн. Г. Ф. Долгорукого (Польша) 1710 - 1723 ; Х. И. Бранта (Голландия) 1710 - 1727 ; кн. В. Л. Долгорукого (Дания, Польша, Франция, Швеция) 1710 - 1727 ; М. Б. Шереметева (Турция) 1711 - 1713 ; А. И. Дашкова (Польша) 1711 - 1714 ; Ф. С. Салтыкова (Англия) 1711 - 1714 ; кн. Б. И. Львова (Голландия) 1711 - 1716 ; О. А. Соловьева (Голландия) 1711 - 1717 ; И. Ф. Беттигера (Гамбург) 1711 - 1727 ; кн. Б. И. Куракина (Голландия, Франция) 1711 - 1727 , в т. ч. о пушках, отлитых А. Чоховым 1720 ; бар. И.-Х. Урбиха (Священная Римская империя) 1713 ; гр. А. Г. Головкина (Пруссия) 1714 - 1727 ; А. П. Веселовского (Священная Римская империя) 1715 - 1717 ; И. Лефорта (Франция) 1715 - 1718 ; П. Н. Готовцева (Польша) 1715 - 1719 ; П. Н. Беклемишева (Венеция, Гамбург и Испания) 1715 - 1723 ; Л. Ланчинского (Священная Римская империя) 1715 - 1727 ; бар. А. И. Остермана (о ходе Ништадтского конгресса и др.) 1715 - 1727 ; Ю. И. Кологривова (Голландия, Италия и Франция) 1716 - 1719 ; Ф. П. Веселовского (Англия) 1717 - 1720 , И. фон дер Бурга (Голландия) 1717 - 1727 ; бар. Г.-Х. Шлейница (Франция) 1720 - 1725 ; М. П. Бестужева-Рюмина (Англия, Швеция) 1720 - 1726 ; А. П. Бестужева-Рюмина (Дания) 1721 - 1724 ; И. И. Неплюева (Турция) 1721 - 1727 ; кн. С. М. Голицына (Испания) 1723 - 1724 ; Л. Ланга (Китай) 1723 - 1724 ; гр. Н. Ф. Головина (Швеция) 1725 - 1726 .

Донесения по военным и розыскным делам и об исполнении разных поручений: А. А. Вейде 1694 - 1719 ; А. В. Кикина 1698 - 1716 ; П. И. Гордона 1699 ; гр. Ф. М. Апраксина 1699 - 1726 ; В. Д. Корчмина 1699 - 1727 ; гр. Б. П. Шереметева 1700 - 1718 ; И. И. Бутурлина 1700 - 1726 ; М. Я. Волкова 1700 - 1726 ; кн. Н. И. Репнина 1700 - 1726 ; Г.-Б. Огильви 1703 - 1709 ;

- 337 -

К. И. Крюйса 1703 - 1725 ; С. Г. Нарышкина 1703 - 1726 , в т. ч. о своей поездке в Священную Римскую империю 1713 ; И. А. Сенявина 1703 - 1726 ; К.-Э. Ренне 1705 - 1716 ; бар. Л.-Н. Алларта 1705 - 1723 ; Д. Перри 1706 - 1711 ; Р.-Х. Боура 1706 - 1717 ; Г. Г. Скорнякова-Писарева 1706 - 1723 ; Г. В. Норова 1707 - 1721 ; Г. Гольца 1708 - 1710 ; кн. В. В. Долгорукого 1708 - 1727 ; кн. М. М. Голицына 1708 - 1727 ; Н. А. Сенявина 1708 - 1727 ; Ф.-Г. Ностица 1710 ; А. Гордона 1710 ; бар. Г.-И. Левенвольде 1710 - 1712 ; М. Ф. Боциса 1710 - 1721 ; В. Н. Зотова 1710 - 1725 , в т. ч. об учреждении цифирных школ 1716 , об исполнении им должности генерал-ревизора 1716 - 1721 ; кн. П. М. Голицына 1711 - 1721 , в т. ч. по розыскным делам кн. А. Д. Меншикова, московского губернатора К. А. Нарышкина 1715 , о военном суде над генералом Ф. Н. Балком 1721 ; кн. М. И. Волконского 1713 - 1714 - по розыскному делу архангельского вице-губернатора А. А. Курбатова и обер-комиссара Д. А. Соловьева; И. М. Головина 1713 - 1721 ; К. Н. Зотова 1713 - 1726 , в т. ч. о пребывании во Франции в 1715 - 1719 ; П. И. Сиверса 1713 - 1727 ; А. И. Румянцева 1714 - 1727 , в т. ч. по делу П. Л. Полуботка 1724 , о своем посольстве в Турцию 1725 - 1727 ; П. Бредаля 1715 - 1722 ; М. А. Матюшкина 1715 - 1725 ; бар. И.-Л. Любераса 1715 - 1727 ; М. Х. Змаевича 1717 - 1726 ; Н. Б. Вейсбаха 1719 - 1721 ; И. М. Лихарева 1719 - 1725 , в т. ч. по делу сибирского губернатора кн. М. П. Гагарина 1721 ; гр. П. П. Ласси 1719 - 1726 ; И. И. Дмитриева-Мамонова 1719 - 1726 ; Л. В. Измайлова 1720 - 1726 , в т. ч. о своем посольстве в Китай 1720 ; гр. Б.-Х. Миниха 1723 - 1727 .

Донесения по делам внутреннего управления: кн. Ф. Ю. Ромодановского к. XVII в. - 1715 - по делам Преображенского приказа; кн. Б. А. Голицына 1699 - 1713 - по делам приказа Казанского дворца; Т. Н. Стрешнева 1700 - 1709 - по делам Разрядного приказа (также об учреждении губерний, о поисках в 1709 в боярских родовых архивах жалованных грамот до сер. XVI в.); гр. А. А. Матвеева 1700 - 1727 - о посольствах в Лондон, Гаагу, Вену, по делам Юстиц-коллегии, Московской сенатской конторы, Морской академии; А. И. Иванова и К. Л. Чичерина 1703 - 1720 - по делам Поместного приказа; гр. И. А. Мусина-Пушкина 1703 - 1727 - по делам Монастырского приказа, Печатного двора и Московской сенатской конторы; У. А. Сенявина 1708 - 1727 - по делам Канцелярии от строений; кн. Д. М. Голицына 1708 - 1724 - по делам Камер-коллегии, об управлении Киевской губ.; генерал-полицмейстера Петербурга гр. А. Э. Девьера 1710 - 1726 - по военным делам и об управлении и состоянии Петербурга; И. И. Исаева 1712 - 1727 - по делам Главного и Рижского магистратов; обер-фискала А. Я. Нестерова 1713 - 1722 и генерал-фискала И. Шпиноля 1717 ; А. П. Волынского 1713 - 1727 - об управлении Астраханской губ.,

- 338 -

В т. ч. об отношениях с народами Поволжья, Азербайджана, Грузии и Дагестана и о своем посольстве в Персию); кн. А. М. Черкасского 1715 - 1721 - по делам Канцелярии от строений, об управлении Сибирской губ.; А. К. Зыбина 1719 - 1726 - по делам Артиллерийской канцелярии и Берг-коллегии; П. И. Мусина-Пушкина 1719 - 1726 - по делам Московской сенатской конторы (о своем посольстве во Францию); кн. В. Ю. Одоевского 1722 - 1727 - по делам Мастерской палаты; А. Л. Нарышкина 1724 - 1727 - по делам Камер-коллегии.

Донесения гетманов И. С. Мазепы 1698 - 1703 и И. И. Скоропадского 1709 - 1721 , черниговского полковника П. Л. Полуботка 1716 - 1721 , миргородского полковника Д. П. Апостола, губернаторов, воевод, комендантов - о положении на Украине, известиях из-за границы, о состоянии губерний, провинций, городов и крепостей.

Донесения, письма по делам строительства, торговли, о фабриках, заводах и промыслах 1695 - 1727 : датского торгового комиссара А. И. Бутенанта фон Розенбуша 1695 - 1703 , в т. ч. о присылке стрельцов в Кижский погост для усмирения восставших крестьян 1695 - 1696 ; И. Любса 1700 - 1725 , А. Р. Стейлса 1701 - 1711 , Р. Робинсона 1713 - 1718 , С. Гортсайда (Гарцына) 1713 - 1725 , А. Ачкина 1720 - 1724 ; начальника Олонецких, Уральских и Сибирских казенных заводов В. И. Геннина 1701 - 1727 , в т. ч. о строительстве Екатеринбурга; Г. Д., Н. Г. и А. Г. Строгановых 1702 - 1726 ; Н. А. и А. Н. Демидовых 1717 - 1726 - о заводах и соляных промыслах; комиссаров Е. Избрандта Идеса 1703 (о строительстве кораблей в Архангельске) и С. И. Вараксина 1714 - 1718 (о Зырянских и Пыскорских соляных промыслах); А. И. Давыдова 1719 - 1727 - о Екатерингофском полотняном заводе; И. Ф. Тиммермана, И. П. Тамеса и П. П. Вестова 1713 - 1726 - о парусной и полотняной фабриках и сахарном заводе в Москве, И. С. Потемкина - о Петербургской партикулярной верфи; ревельского бургомистра Я. Лантинга 1714 - 1720 ; инспектора Московской ратуши С. И. Панкратьева 1718 - 1719 .

Донесения: учителя царевича Алексея кн. Н. К. Вяземского 1696 - 1709 ; Стефана Яворского 1701 - 1720 , в т. ч. о московских "иконоборцах" Д. Тверитинове, Ф. Иванове и др. 1714 ; корабельных мастеров, в т. ч. Ф. И. Скляева 1703 - 1719 и Ф. П. Пальчикова 1715 - 1720 ; врачей Н. Л. Бидлоо 1707 - 1727 (в т. ч. о Московском госпитале и хирургической школе при нем 1708 ), Я.-Ф. Белоу 1710 - 1726 , Р.-К. Эрскина (Арескина) 1712 - 1718 , И. Л. и Л. Л. Блюментростов 1713 - 1727 ; русских учеников за границей, в т. ч. А. Л. и И. Л. Нарышкиных 1709 - 1720 , И. Ф. Мичурина 1718 - 1725 ; архитекторов, в т. ч. Д. Трезини 1709 - 1727 , Ж.-Б. Леблона 1716 - 1718 , Н. Микетти 1719 - 1727 , М. Г. Земцова 1721 - 1723 , П. М. Еропкина 1722 - 1726 и др., в т. ч. о строительстве

- 339 -

Петербурга, Петергофа, Стрельны, Екатеринентальского дворца под Ревелем и о покупке в Риме мраморных статуй; И. К. Коробова - о своей учебе в Амстердаме 1724 - 1726 ; кн. А. Бековича-Черкасского 1715 - 1717 - о Хивинской экспедиции; гоф-интендантов Б. И. Неронова 1716 - 1727 , П. И. Мошкова 1716 - 1727 , обер-шталмейстеров М. Д. Олсуфьева и С. Алабердеева 1716 - 1727 , управителей дворцовых вотчин и др. - о дворцовых садах, хозяйстве и придворных расходах; директора Петербургской типографии М. П. Аврамова 1716 - 1727 ; советника Камер-коллегии Г. Фика 1717 - 1724 ; берг-советника В. Н. Татищева 1717 - 1727 , в т. ч. с предложениями о реформе в области дворянского землевладения 1719 ; Феофана Прокоповича 1719 - 1723 , в т. ч. о своей работе над "Историей" 1722 ; придворного механика А. К. Нартова 1719 - 1727 ; библиотекаря Петербургской библиотеки И. Д. Шумахера о своей поездке за границу для приглашения в Россию ученых и покупки книг 1722 ; скульптора гр. К.-Б. Расстрелли об отливке бюста Петра I 1723 .

Донесения и челобитные духовенства, мастеровых людей, солдат, крестьян, посадских людей, лифляндских дворян и горожан и др., подметные письма на имя Петра I, гр. Б. П. Шереметева и др. о тяжелом положении солдат и крестьян к. XVII в. - 1-й четв. XVIII в .

Донесения и письма разных лиц кн А. Д. Меншикову 1698 - 1715 , Ф. А. Головину 1699 - 1706 , гр. Б. П. Шереметеву 1703 - 1711 , гр. Г. И. Головкину 1703 - 1716 , гр. Ф. М. Апраксину 1709 - 1718 , в т. ч. письма бар. Я.-Э. Блюмберга с предложением продать России о. Тобаго 1701 , бар. Г. Гюйссена о действиях австрийских войск против восставших венгров, о войне за испанское наследство 1705 - 1706 .

Проекты и "мнения" разных лиц 1-й четв. XVIII в. , в т. ч.: Г. Д. Строганова и И. Панкратьева об образовании компании для торговли солью 1706 ; И. Филиппова о реформе податной системы, введении паспортов и др. ок. 1715 - 1717 ; Д. А. Соловьева об учреждении Коммерц-коллегии и о сборе таможенных пошлин 1716 ; Ю. И. Кологривова об организации обучения русских в Италии архитектуре, живописи и скульптуре 1716 ; сенаторов и членов Адмиралтейской и Военной коллегий о проекте Табели о рангах 1721 ; гр.С. Л. Владиславича-Рагузинского 1717 , кн.М. И. Вадбольского 172 - 1724 , С. Гортсайда о средствах увеличения государственных доходов, о развитии промышленности и торговли. Записка Г.-В. Лейбница о развитии науки и образования в России (коп.) 1712 и его проект об учреждении "Коллегии наук" 1718 . "Пропозиции" и "Изъявления прибыточные государству" Ф. С. Салтыкова 1713 - 1714 , "Доношение об уравнительном платеже" А. Я. Нестерова 1714 , "Письмо о генерал-ревизоре" К. Н. Зотова 1716 - 1721 , "Пункты" об Академии наук [П. А. Курбатова] 1720-х .

- 340 -

Документы о восстании под предводительством К. А. Булавина 1707 - 1708 , в т. ч.: "прелестные письма" и "грамотки" повстанцев к "начальным, торговым, черным и всяких чинов людям"; "отписки" К. А. Булавина "в полки полководцам и старшинам", киевскому губернатору кн. Д. М. Голицыну и в Посольский приказ (коп.); донесения разных должностных лиц о ходе восстания, его подавлении, розыске и казнях его участников.

Документы о политических, гражданских и уголовных процессах 1-й четв. XVIII в. , в т. ч.: расспросные речи иеромонаха Никанора по делу В. Л. Кочубея 1708 и разных лиц по делу М. Д. Гамильтон 1718 ; приговоры морского суда по делам обвинявшихся в хищениях офицеров 1709 ; дело следственной комиссии Л. С. Чирикова и бар. Г.-И. Левенвольде о выморочных дворах жителей Риги 1710 - 1711 ; записки кн. В. В. Долгорукого о делах его розыскной канцелярии ок. 1718 .

Описи: имущества и вотчин разных лиц, в т. ч. имущества Ф. Ф. Плещеева 1702 , личного имущества умершего курляндского герцога Фридриха-Вильгельма 1711 , имущества и библиотеки А. В. Кикина 1718 - 1719 , вотчин, домов, личного имущества и библиотеки царевича Алексея 1718 - 1728 , петербургской усадьбы Р. В. Брюса 1720 , вотчин кн. М. П. Гагарина 1721 , петербургского двора кн. Ю. Ю. Трубецкого (отданного Симонову Московскому монастырю) 1721 , библиотеки А. А. Виниуса 1-й четв. XVIII в. ; шведских трофейных знамен в Преображенской съезжей избе 1703 ; подарков гр. С. Л. Владиславича-Рагузинского Петру I и Екатерине I в 1716 - 1724 ; Янтарного кабинета (подаренного Петру I прусским королем Фридрихом-Вильгельмом I) 1717 ; имущества в Преображенском дворце 1717 ; книг библиотеки Петра I по архитектуре и искусству 1719 ; "древних вещей" (найденных в Золотоордынском городище) 1726 .

Грамота императора Священной Римской империи Максимиллиана I Василию III 1514 (коп. для публикации для доказательства прав на императорский титул), жалованные грамоты Василия III и Ивана IV лопарям (коп.) 1530 - 1549 . Жалованные грамоты, документы разных лиц 1694 - 1725 , в т. ч.: диплом шведского консула Х. Братте за подписью Карла XI 1694 ; грамота патриарха Адриана о назначении Дионисия Жабокрицкого епископом православной церкви в Польше 1695 ; жалованные грамоты голландскому купцу И. Гутману на свободную торговлю в России 1702 , валашским дворянам на имения в Изюмском полку (коп.) 1718 ; духовные грамоты ростовского и ярославского митрополита Дмитрия Туптало 1707 , Стефана Яворского ("с прибавлениями") 1722 ; диплом канцлеру Г. И. Головкину на графский титул (коп.) 1710 ; паспорт, выданный министром иностранных дел Франции Ж.-Б. Кольбером де Торси гр. П. И. Мусину-Пушкину 1717 ; "привилегия"

- 341 -

Екатерины I директору казанской суконной мануфактуры И. А. Микляеву 1725 .

Стихи, записки и сочинения по разным отраслям знаний 1698 - 1725 , в т. ч.: записка Иоанникия и Софрония Лихудов о славяно-латинских школах и их перевод книги Д. Альбергетти по военному делу 1698 - н. XVIII вв. ; записка К. Н. Зотова о первом французском посольстве в Москве в 1629 и его "роспись" достопримечательностей Парижа (с отметками Петра I) 1717 ; записки гр. С. Л. Владиславича-Рагузинского о государственных доходах Франции при Людовике XIV, о Ватикане и др. 1724 - 1725 ; доклад Феофана Прокоповича об "училищном доме отроческом" (семинарии) 1721 ; ответ кн. Д. К. Кантемира на приговор Синода об издании его книги "Система мусульманской религии" 1721 ; описание древних каменных построек Булгарского городища в Казанской губ. 1723 .

Графические материалы, в т. ч.: чертеж засечной линии в Псковском и Островском уездах 1706 ; схемы диспозиций сражений при Лесной 1708 , под Полтавой 1709 , при Гангуте (с автогр. Петра I) 1714 , австрийской армии под командованием принца Евгения Савойского в лагере под Белградом 19 июня 1717 ; гравюра П. Пикара "Вид Петербурга" 1716 ; планы - Адмиралтейской крепости 1716 , собора св. Петра в Риме (работы Т. Н. Усова) 1718 , центрального здания Монплезира в Петергофе 1720 ; рисунок церкви св. Петра в Риме (работы П. М. Еропкина) 1718 ; чертежи и рисунки английских машин (работы А. К. Нартова) 1719 ; карта Восточной Сибири 1719 ; чертеж расположения медных залежей вблизи Соликамского Пыскорского монастыря (за подписью В. И. Геннина) 1723 , Речь Петра I при посещении патриарха Адриана о необходимости просвещения и о целях и способах организации школ 1700 . Шифры переписки Петра I и Кабинета е. и. в. с генералитетом, послами и губернаторами пограничных губерний 1709 - 1726 . Сказки И. Яковлева о Японии и Я. А. Елчина о Камчатке и о плавании И. П. Козыревского в 1713 на Курильские о-ва 1719 .

ПРОДОЛЖЕНИЕ КАБИНЕТА ПЕТРА I И НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 1695 - 1762. ОП. 5 - 6, 6-А

Указы и письма Петра I, Екатерины I (черн.), царевича Алексея, Петра II, Анны Ивановны, Елизаветы Петровны.

Записные книги исходящих 1712 - 1730 и входящих 1723 документов Кабинета е. и. в. Книга копий писем тайного секретаря Д. В. Волкова разным должностным лицам по именным повелениям Петра III 1762 .

- 342 -

Поденная записка Азовского похода 1695 . Походные журналы Петра I (с доп. и попр. Петра I и А. В. Макарова) 1702 - 1720 . Выписки к составлению "Истории Свейской войны" (с доп. Петра I).

Донесения, письма и челобитные Петру I, Екатерине I, Анне Ивановне, Елизавете Петровне разных лиц 1695 - 1761 , в т. ч.: П. И. Гордона о начале Азовского похода 1695 ; А. С. Шеина о состоянии армии 1696 - 1698 ; А. М. Головина о состоянии Преображенского полка 1697; Ф. Я. Лефорта, П. Б. Возницына, Ф. А. Головина о пребывании "Великого посольства" в Голландии и Вене 1697 - 1698 ; кн. М. П. Гагарина с просьбами о помиловании 1716 - 1719 ; К. Н. Зотова о работе над "Морским уставом" 1720 ; П. И. Ягужинского по дипломатическим вопросам (Священная Римская империя) 1720 ; бар. Н. А. Корфа о сопровождении в Россию голштинского герцога Петра-Ульриха 1742 ; гр. В. В. Растрелли о строительстве дворцов 1744 ; кн. Я. П. Шаховского по делам Синода и Сената 1745 - 1761 ; бар. И. А. Черкасова с проектом об обучении при Колывано-Воскресенских заводах "горному искусству" и об учреждении из приписанных к заводам "особого сословия" 1757 .

Переписка: разных лиц, в т. ч. письма - гр. Я. В. Брюса, Ф. А. Головина, гр. Г. И. Головкина, Н. М. Зотова, кн. А. Д. Меншикова гр. И. А. Мусину-Пушкину 1704 - 1710 , кн. Г. Ф. Долгорукого кн. Л. Ф. Долгорукому 1705 , А. В. Макарова разным лицам по текущей деятельности Кабинета е. и. в. (черн. и отп.) 1709 - 1724 ; гр. И. А. Мусина-Пушкина с директором Московской типографии Ф. П. Поликарповым о переводе и печатании книг 1716 - 1717 ; И. Т. Посошкова о своей "Книге о скудости и богатстве", черн. [ 1724 ].

Донесения в Кабинет е. и. в. Военной коллегии, Коммерц-коллегии и Главной полицмейстерской канцелярии 1740 - 1741 , Сената 1740 - 1746 .

Записка об "учении" царей Федора, Ивана и Петра Алексеевичей н. XVIII в . Амстердамские и гамбургские газеты 1718 - 1721 . Дело о передаче в Верховный тайный совет описей бумаг, предметов и денежных сумм (хранившихся в Кабинете е. и. в.) 1727 . Ведомости об иностранных торговых кораблях, прибывших в Архангельск, Нарву, Петербург, Ревель и Ригу в 1728 - 1730. Опись русских книг дворцовой библиотеки ок. 1730 - 1735 . Дело Петербургской соляной конторы о выдаче жалованья артистам придворного балета 1746 - 1762 . Табель о состоянии войск и артиллерии в крепостях Оренбургской укрепленной линии 1760 .

Да,и на наших просторах есть вещи,которыми мы можем и обязаны гордиться.
Другое дело,что мы о том не всегда знаем.
К стыду своему я тожде не подозревал о существовании такого чуда,как Дубовый кабинет Петра I в Петергофе.Но,как то часто бывает,во время серфинга по сети наткнулся случайно-и был очарован.
К сожалению,достаточно легко можно найти подробное описание резьбы,украшающей кабинет,и почти невозможно встретить не просто хорошие, а сколь-нибудь подробные картинки.Поэтому,выкладываю то,что нашел и собрал вместе.Если кто-то поделится картинками или подскажет,где можно их взять-с удовольствием добавлю их к посту.






Дубовый кабинет - старейший интерьер дворца; его отделка была выполнена в первой четверти XVIII в.
В кабинете императора, определяющим материалом художественной отделки является дуб. Дубовые щиты сплошь закрывают стены, придавая интерьеру удивительную теплоту и уютность. В петровскую эпоху этот материал, в изобилии имевшийся в южных областях России, любили применять при отделке помещений. Дубом в Петергофе были отделаны комнаты дворцов Монплезира, Марли, павильона Эрмитаж. Но самым удивительным примером использования этого материала является Дубовый кабинет Нагорных палат.
Стены кабинета от пола до потолка покрыты деревянными щитами, причем если панели низа стен гладкие, то над ними размещаются вытянутые по вертикали филенки, сплошь покрытые необычайно изящной резьбой. Резьба покрывает и двери, десюдепорты, филенки над зеркалами и камином. Подобное решение интерьера производило сильное впечатление. Берхгольц, побывавший здесь в 1721 году, сделал следующую запись в своем «Дневнике»: «Замечателен особенно кабинет, где находится небольшая библиотека царя, состоящая из разных голландских и русских книг; он отделан одним французским скульптором и отличается своими превосходными резными украшениями». Этим «скульптором» был Николя Пино, выдающийся мастер, приехавший в Россию в августе 1716 года. Его искусство высоко ценилось современниками. Непревзойденный декоратор Пино сам рисовал эскизы для будущих своих работ. О его маcтерстве свидетельствует альбом, хранящийся в Государственном Эрмитаже. Среди множества проектов здесь имеются рисунки Пино для филенок Дубового кабинета Большого Дворца. Некоторые из них почти без изменений были воплощены в деревянной резьбе, композиция других в процессе работы была значительно модифицирована.
Кабинет был устроен в южной части дворца «по Леблонову чертежу». Именно он и предложил Пино выполнить резьбу, ибо считал, что «так как однообразные сплошные филенки скучны для глаз, то прибегают к украшению их рамками, картинами, пилястрами...»
В конце 1718 года «вольные резчики» Фоле, Руст, Фодре и Таконе приступили к работе. Н. Пино на дубовых щитах делал прокладку композиции, а резчики должны были «выделать и вычистить» панно. Через год первые восемь филенок были готовы, а в 1720 году были исполнены оставшиеся четыре.
Кроме того, Фоле вырезал орнаментальные украшения для пилястр, разделявших филенки и панно над камином, а Руст исполнил десюдепорты, рамы зеркал и резьбу над ними. В работах участвовал и мастер Мишель.
К Дубовому кабинету, связанному с именем Петра I, издавна относились как к одной из реликвий. Поэтому принято было считать, что интерьер кабинета не претерпел с момента его создания каких-либо изменений. В действительности оказалось, что дело обстояло иначе. В середине XVIII века при расширении дворца по проекту Растрелли в восточной стене Дубового кабинета на месте окна пробивают дверной проем. Тогда же исчезает и печь с маленьким боковым камином на северной стене и взамен сооружается мраморный камин с зеркалом в резной раме. Вслед за этим ликвидируется одна из симметрично расположенных на северной стене дверей, соответствовавшая существующей ныне. Эти переделки вынуждают дополнить число панно еще двумя. При этом расположение их на стенах было нарушено. И сейчас о замысле Леблона и Пино можно только догадываться.
Немалый вред интерьеру причинило и то, что при Петре III, Павле I, Николае I и позже комната использовалась как рабочий кабинет и, в соответствии со вкусами владельцев, здесь устанавливались полковые барабаны и знамена квартировавших в Петергофе полков, прекрасная резьба закрывалась картинами и портретами в пышных золоченых рамах.
В период становления музея в Дубовом кабинете была создана экспозиция, соответствовавшая петровской эпохе.
В первые дни Великой Отечественной войны восемь панно, створки дверей, десюдепорты были эвакуированы. После восстановления кабинета они заняли свое место на стенах. Шесть утраченных панно были воссозданы мастерами реставраторами. Модели к ним подготовила скульптор Н. Оде. В простенке между окон южной стены можно видеть первую вырезанную заново филенку. Она выполнена резчиком Б. Гершельманом. Тематика панно различна. В соответствии с модой того времени изображения на четырех панно символизировали времена года. Два из них сохранились. У входа в кабинет на западной стене находится панно с изображением гермы, украшенной цветами и двумя крылатыми драконами. Над ними декоративный картуш с изображением Овна - знака зодиака, олицетворяющего апрель, а выше помещены ваза с цветами и улыбающаяся женская маска, также в обрамлении цветов. Эти символы соответствовали весне. Аналогично оформлена и филенка, находящаяся в юго-западном углу. Но здесь в гирлянды цветов вплетены колосья, а в картуше изображен Лев - знак летнего месяца июля. Два несохранившихся панно имели подобное решение. Об этом можно заключить по имеющимся в альбоме Эрмитажа рисункам Н. Пино ко всем четырем филенкам.
Два панно, первоначально располагавшиеся, скорее всего, на южной стене в простенке между окнами, а ныне помещенные в юго-западном и юго-восточном углах, должны были в символической форме прославлять Петра I и его супругу. Эскизы к этим панно сохранились в Музее декоративных искусств в Париже. При воплощении этих эскизов в дереве Н. Пино внес некоторые изменения. На одной филенке в окружении глобуса, навигационных и астрономических инструментов изображен мужчина в античной одежде. Голова его украшена лавровым венком - символом славы. Ниже, на фоне трубы и лиры, свиток с надписью: «La Vertus Supreme du Pierre Premier Empereur De La Grande Russie» (Высшая добродетель Петра I Императора Великой России).
На панно в юго-восточном углу комнаты в центральном медальоне изображена Минерва - богиня мудрости. Поле филенки украшено символами скульптуры, живописи, архитектуры, музыки и торговли.
Два панно на южной и одно на восточной стене заполнены символами военного и морского могущества: мечами, шлемами, щитами, боевыми топориками, трезубцами Нептуна и т. п. До войны сохранялась подобная же филенка на северной стене.
Совершенно иного содержания два панно справа от камина. На лентах с кистями как бы подвешены различные духовые, струнные и ударные инструменты. Здесь волынки, скрипки, кастаньеты, треугольники и т. д. На раскрытых нотных тетрадях воспроизведены записи мелодий начала XVIII века.
В целом разнообразная и великолепная по исполнению резьба Дубового кабинета представляла собой уникальный ансамбль в характерной для того времени символической форме, прославлявший расцвет науки, культуры, торговли и военного могущества новой России и ее преобразователя Петра I.
В кабинете издавна сохранялись вещи, связанные с основателем Петергофа.
Сейчас на бюро между окон стоят его походные часы-будильник, выполненные аугсбургским мастером Иоганнесом Беннером. Такие часы, вложенные в кожаный футляр со стеклом, брали в дорогу. Подобные часы часто имели лишь одну часовую стрелку.
У западной стены на столе - кабинет итальянской работы конца XVII века, выполненный из черного дерева и бронзы со вставками из лазурита, яшмы и различных мраморов.
Стулья и кресла первой трети XVIII века с плетеными сиденьями издавна находились в этом помещении.




Дворцы Петра 1:Большой дворец в Петергофе.Часть 3.

Дубовый кабинет

Дубовый кабинет — старейший интерьер дворца; его отделка была выполнена в первой четверти XVIII в. В кабинете императора, определяющим материалом художественной отделки является дуб. Дубовые щиты сплошь закрывают стены, придавая интерьеру удивительную теплоту и уютность.


Стены кабинета от пола до потолка покрыты деревянными щитами, причем если панели низа стен гладкие, то над ними размещаются вытянутые по вертикали филенки, сплошь покрытые необычайно изящной резьбой. Резьба покрывает и двери, десюдепорты, филенки над зеркалами и камином. Подобное решение интерьера производило сильное впечатление. Берхгольц, побывавший здесь в 1721 году, сделал следующую запись в своем “Дневнике”: “Замечателен особенно кабинет, где находится небольшая библиотека царя, состоящая из разных голландских и русских книг; он отделан одним французским скульптором и отличается своими превосходными резными украшениями”


Этим “скульптором” был Николя Пино, выдающийся мастер, приехавший в Россию в августе 1716 года. Его искусство высоко ценилось современниками. Непревзойденный декоратор Пино сам рисовал эскизы для будущих своих работ. О его маcтерстве свидетельствует альбом, хранящийся в Государственном Эрмитаже. Среди множества проектов здесь имеются рисунки Пино для филенок Дубового кабинета Большого Дворца. Некоторые из них почти без изменений были воплощены в деревянной резьбе, композиция других в процессе работы была значительно модифицирована

Кабинет был устроен в южной части дворца “по Леблонову чертежу”. Именно он и предложил Пино выполнить резьбу, ибо считал, что “так как однообразные сплошные филенки скучны для глаз, то прибегают к украшению их рамками, картинами, пилястрами…”
В конце 1718 года “вольные резчики” Фоле, Руст, Фодре и Таконе приступили к работе. Н. Пино на дубовых щитах делал прокладку композиции, а резчики должны были “выделать и вычистить” панно.

Через год первые восемь филенок были готовы, а в 1720 году были исполнены оставшиеся четыре. Кроме того, Фоле вырезал орнаментальные украшения для пилястр, разделявших филенки и панно над камином, а Руст исполнил десюдепорты, рамы зеркал и резьбу над ними. В работах участвовал и мастер Мишель.


К Дубовому кабинету, связанному с именем Петра I, издавна относились как к одной из реликвий. Поэтому принято было считать, что интерьер кабинета не претерпел с момента его создания каких-либо изменений. В действительности оказалось, что дело обстояло иначе. В середине XVIII века при расширении дворца по проекту Растрелли в восточной стене Дубового кабинета на месте окна пробивают дверной проем.

Тогда же исчезает и печь с маленьким боковым камином на северной стене и взамен сооружается мраморный камин с зеркалом в резной раме. Вслед за этим ликвидируется одна из симметрично расположенных на северной стене дверей, соответствовавшая существующей ныне. Эти переделки вынуждают дополнить число панно еще двумя. При этом расположение их на стенах было нарушено. И сейчас о замысле Леблона и Пино можно только догадываться.


Два панно, первоначально располагавшиеся, скорее всего, на южной стене в простенке между окнами, а ныне помещенные в юго-западном и юго-восточном углах, должны были в символической форме прославлять Петра I и его супругу. Эскизы к этим панно сохранились в Музее декоративных искусств в Париже. При воплощении этих эскизов в дереве Н. Пино внес некоторые изменения. На одной филенке в окружении глобуса, навигационных и астрономических инструментов изображен мужчина в античной одежде. Голова его украшена лавровым венком — символом славы.

Ниже, на фоне трубы и лиры, свиток с надписью: “La Vertus Supreme du Pierre Premier Empereur De La Grande Russie” (Высшая добродетель Петра I Императора Великой России). На панно в юго-восточном углу комнаты в центральном медальоне изображена Минерва — богиня мудрости. Поле филенки украшено символами скульптуры, живописи, архитектуры, музыки и торговли. Два панно на южной и одно на восточной стене заполнены символами военного и морского могущества: мечами, шлемами, щитами, боевыми топориками, трезубцами Нептуна и т. п. До войны сохранялась подобная же филенка на северной стене.


Совершенно иного содержания два панно справа от камина. На лентах с кистями как бы подвешены различные духовые, струнные и ударные инструменты. Здесь волынки, скрипки, кастаньеты, треугольники и т. д. На раскрытых нотных тетрадях воспроизведены записи мелодий начала XVIII века. В целом разнообразная и великолепная по исполнению резьба Дубового кабинета представляла собой уникальный ансамбль в характерной для того времени символической форме, прославлявший расцвет науки, культуры, торговли и военного могущества новой России и ее преобразователя Петра I. В кабинете издавна сохранялись вещи, связанные с основателем Петергофа.

Сейчас на бюро между окон стоят его походные часы-будильник, выполненные аугсбургским мастером Иоганнесом Беннером. Такие часы, вложенные в кожаный футляр со стеклом, брали в дорогу. Подобные часы часто имели лишь одну часовую стрелку. У западной стены на столе — кабинет итальянской работы конца XVII века, выполненный из черного дерева и бронзы со вставками из лазурита, яшмы и различных мраморов. Стулья и кресла первой трети XVIII века с плетеными сиденьями издавна находились в этом помещении.

Коронная

Была оформлена в середине XVIII века и перестроена 1769—1770 годах по проекту Юрия Фельтена как парадная Опочивальня. Но по назначению не использовались. Она требовалась лишь для усиления подчёркнутой парадности дворца. С конца XVIII века комната стала называться Коронной так как в правление Павла I в помещении был установлен специальный «стоянец» для короны.


Мебелировка и оформление повторяют убранство Диванной: в комнате установлена перегородка с альковой нишей, а стены затянуты росписным китайским шёлком, на котором изображается процесс изготовления фарфора в Цзиндэчжене. В сентябре 1941 года всё убранство, за исключением снятого со стен шёлка, погибло.

Коронная воссоздана по проекту Е. Казанской и В. Савкова. Комнату украшает плафон «Венера и Адонис» работы неизвестного итальянского художника XVIII века. Стены затянуты расписанным акварелью китайским шёлком конца XVII — начала XVIII века, на котором детально изображён процесс производства фарфора. Ткань реставрирована А. Васильевой.

Восстановлена в 1964 году, наряду с Картинным залом, а также Куропаточной и Диванной гостиными была в числе первых воссозданных залов Большого дворца.

Запасные комнаты

За Коронной комнатой следуют четыре комнаты, так называемой запасной половины дворца. Они не имели специального назначения. Вплоть до 1941 года в этих комнатах сохранилась отделка типичная для середины XVIII века: украшенные деревянной золоченой резьбой панели, шелковые обои, наборные паркеты. В настоящее время здесь размещается выставка, рассказывающая об оформлении интерьеров, характерном для различных периодов истории дворца.

Большая голубая гостиная

Эта комната в ряду парадных помещений дворца занимает в восточной его части такое же положение, как Чесменский зал в западном конце анфилады. Гостиная имеет окно, на которое ориентирована ось парадной анфилады дворца.


В Голубой гостиной выставлен фарфоровый Банкетный сервиз, выполненный на Императорском фарфоровом заводе в XIX веке. На предметах сервиза можно увидеть как клейма времени Николая I, так и более поздние (выполнялись доделки взамен утраченных предметов). Всего в этом сервизе насчитывалось около 5570 предметов.


Приступили к его изготовлению в июне 1848 года и закончили в сентябре 1853 года. Образцом для этого Банкетного послужил севрский сервиз "с капустными листьями". В начале войны большая часть сервиза была эвакуирована.

Оставшуюся часть гитлеровцы расхитили. При освобождении одного из городов Восточной Пруссии советские воины обнаружили ящики с чайными приборами, на которых стояли инвентарные номера Петергофского дворца. Спасенные вещи были бережно отправлены на Родину и сейчас вновь занимают место в музейной экспозиции. Убранство стола дополняют вазы и рюмки из свинцового хрусталя с алмазным гранением русской работы 20х годов XIX столетия

Четыре больших канделябра с фигурками дельфинов, привезенные из Саксонии во второй половине XIX в., украшали Голубую гостиную и до войны. У восточной стены два шкафа, богато украшенные бронзой, выдающегося французского бронзовщика середины XIX в. Фердинанда Барбидьена. Диван и кресла французской работы конца XVIII в.

Из живописных полотен наиболее интересны парадный портрет Екатерины II — копия с портрета работы Д.Г. Левицкого — и портрет Марии Федоровны, жены Павла I, кисти модной в конце XVIII в. французской художницы Виже-Лебрен. Превосходно выписаны аксессуары, тонко разработана фактура тканей на платьях и драпировках. С помощью языка аллегорий прославляются достоинства императриц. Это типичные образцы официальных парадных портретов. Справа от камина — портрет великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III.

Кавалерская

Свое название комната получила в связи с тем, что здесь, перед личными покоями, размещался караул кавалергардов. Иногда в Кавалерской производились "представления" и приемы высших офицеров гвардейских полков.


До войны Кавалерская была больше - имела три окна на северной стене. При восстановлении дворца решено было вернуться к одному из первоначальных вариантов архитектора Ф.Б. Растрелли, по которому в этом объеме предусматривались две комнаты. Своеобразие интерьеру придает штоф теплого густого малинового цвета.

Здесь размещался караул кавалергардов, производились представления кавалеров российских орденов, устраивались приёмы офицеров гвардейских полков. Стены затянуты малиновым штофом, изготовленным на московской мануфактуре Ф. Коровина в конце XIX века. Шёлк воссоздан в 1974 году. В Кавалерской находится одна из изразцовых печей Большого дворца, являющихся подлинным произведением искусства. Печь восстановлена под руководством В. Жигунова. Убранство интерьера дополняют картины, среди которых полотно школы П. Рубенса «Апофеоз войны»

Штандартная

Ранее комната называлась Проходной, и как и Кавалерская, была декорирована по проекту Ф.Б. Растрелли деревянной позолоченной резьбой на дверях, панелях и окнах, а стены затянуты шелком. На западной стене архитектор поместил камин с большим зеркалом в золоченой раме.


Как и в остальных комнатах Большого дворца, ткани, которыми были обиты стены, неоднократно менялись. Начиная с 1818 года, когда здесь поставили "китайский атлас по голубому грунту с висячими ландшафтами, представляющими птиц и собаку".

Но уже к середине XIX века в Проходной появляется "брокатель по желтому фону с лиловыми разводами". Замена была вызвана тем, что комната начинает использоваться для хранения штандартов гвардейских полков, несших охрану резиденции. Сюда помещают "станки" для штандартов, а комнату в документах именуют "Штандартной".

Кабинет

Название комнаты вовсе не означало, что его хозяйка регулярно занималась здесь государственными делами. Зачастую сюда заглядывали лишь затем, чтобы в тесном кругу приближенных сыграть партию в карты. До Великой Отечественной войны Кабинет сохранял золоченую деревянную резьбу, шелковые драпировки, наборный паркет, появившиеся здесь в 50 — 60-х годах XVIII века.

На стене пейзаж "Вид грота Нептуна в Тиволи близ Рима" кисти Я.-Ф. Хаккерта, портреты Екатерины II-ой и Павла I-го кисти неизвестных русских художников.

В отличие от деловой, рабочей обстановки Кабинета Петра I, дворцовые кабинеты середины и второй половины XVIII века лишь весьма условно соответствовали своему названию. Здесь, как и в многочисленных гостиных, находились декоративные изделия из бронзы, фарфора, стекла. И только письменный стол или бюро говорили о том, что это Кабинет.


Летом 1849 года в Петергоф доставили, а на следующий год установили в Кабинете императрицы “фарфоровый камин писан цветы и фрукты украшение по розовому грунту золотом”. На щите камина размещалось огромное зеркало в фарфоровой раме. Из фарфора были выполнены также канделябры, каминный экран и стол. Эти замечательные изделия императорского фарфорового завода, как и все детали отделки, погибли в 1941 году. Особую прелесть придает Кабинету замечательный по рисунку шелк. Он появился здесь, вероятно, еще в XVIII веке. В 1818 году его сменил малиновый штоф с цветами и птицами. Но вскоре стены Кабинета вновь украсил белый атлас с букетами и корзинами.

В центре Кабинета стоит круглый стол красного дерева с мраморной доской. Это чрезвычайно редкий пример изделия мастера Марка Давида Кулерю (1732-1804). Работы семьи столяров и чернодеревцев Кулерю, жившей в маленьком французском городке Монбельяр на границе со Швейцарией, славились во второй половине XVIII века добротностью и красотой форм.

В Кабинете воспроизведено убранство второй половины XVIII в., времени правления Екатерины II и увлечения идеями французских просветителей. В углах комнаты — бюсты Руссо и Вольтера. На стенах — парадные портреты царствующих особ. Екатерина представлена стоящей в парадном костюме. Правой рукой она указывает на письменный стол, где разбросаны книги и рукописи, что должно было свидетельствовать о постоянных заботах “просвещенного монарха”. Портрет Елизаветы Петровны работы неизвестного русского художника середины XVIII века — прямая противоположность предыдущему. Елизавета удобно сидит в тронном кресле, беззаботно выражение ее лица, на губах приветливая полуулыбка. Почти игриво держит она в правой руке скипетр.


На западной стене портрет сына Екатерины II, Павла I, копия с работы художника Ж.-Л. Вуаля, и его супруги Марии Федоровны. Одним из излюбленных пейзажистов второй половины XVIII века, чьи полотна охотно приобретались для русских дворцов, был немецкий живописец, постоянно живший в Италии, Якоб Филипп Хаккерт. Его картина “Вид грота Нептуна в Тиволи близ Рима” находится на восточной стене. В центре Кабинета стоит круглый стол красного дерева с мраморной доской. Это чрезвычайно редкий пример изделия мастера Марка Давида Кулерю, жившего в маленьком французском городке Монбельяр на границе со Швейцарией. М.-Д.Кулерю работал, в основном с черным деревом; мебель выполненная им из красного дерева — штучные экземпляры.

Туалетная

С середины XVIII века и вплоть до 1941 года облик этой комнаты не претерпел существенных изменений. Лишь в 1845 году во время тюновления позолоты деревянной резьбы был изменен рисунок рамы над существовавшим тогда камином.


Стены Туалетной, как и других комнат анфилады, украшают парадные портреты. Лучший из них - портрет Елизаветы Петровны. Он был написан за год до ее смерти, в 1760 году, придворным художником французского короля Людовика XV Шарлем Ван-Лоо, который никогда не видел Елизавету и писал портрет по миниатюре, находившейся при французском дворе.


Диванная

Центральное место в апартаментах женской половины занимает парадная Опочивальня. Она располагается в расширенном Растрелли ризалите центральной, петровской части дворца. Однако об отделке Елизаветинского времени здесь напоминают лишь покрытые вычурной резьбой панели стен, коробки окон и двери да характерный для большинства помещений середины XVIII столетия рисунок паркета “зигзаг”. В основном же облик этого интерьера сформировался в 1770 году, когда архитектор Ю.М. Фельтен перестроил для Екатерины II парадную спальню, создав при помощи деревянных перегородок комплекс из двух комнат — Опочивальню императрицы и Коронную. Основной архитектурный акцент, определяющий облик помещения, архитектор перенес на перегородку с альковной нишей, где некогда устанавливалась парадная кровать.

Будучи мастером периода становления классицизма, Фельтен, ученик Ф.-Б. Растрелли, хотя еще и применяет здесь деревянную позолоченную резьбу, однако, наряду с причудливо изгибающимися стилизованными золотыми побегами по белому и розоватому полю, использует геометрически четко очерченный плоский орнамент, спокойные круглые розетки, провисающие как бы под собственной тяжестью гирлянды цветов. Особую изысканность композиции придают струящиеся в вертикально ориентированных простенках ленты с букетами цветов и побегами лавра.Несмотря на значительные переделки, Опочивальня по-прежнему оставалась органически включенной в анфиладу, что соответствовало парадному ритуалу европейского двора XVII — первой половины XVIII столетия, но не отвечало требованиям нового периода строительства — большей комфортабельности жилого интерьера, и в первую очередь интимных помещений.Выделение Опочивальни из анфилады потребовало бы значительных перестроек и перепланировки. Фельтен предложил иное решение, использовав расположение Опочивальни в ризалите здания. В 1779 году от двери до двери поперек комнаты была установлена деревянная “турецкая перегородка” со стрельчатыми арками. Ее изготовили из ольхи и липы столяры Ожигин и Забаровский под руководством вольного столярного мастера Векмана.

Парадная кровать в альковной нише исчезает, а за перегородкой у западной стены размещается широкий и низкий “турецкий” диван “с приступом”. По преданию, его прислал Екатерине II Потемкин с фронта русско-турецкой войны. На подобные диваны была тогда мода, и во многих дворцах Петербурга появились “софы по турецкому вкусу”. С этого времени комната именовалась Диванной. Стены Диванной обиты “китайскою материею шелковою с разными фигурами”. Сюжет росписи — обычные житейские сценки. Люди спокойно беседуют в маленьких домиках, отправляются на рыбную ловлю, наблюдают за выступлением уличного дрессировщика, охотятся, покупают у торговца декоративные комнатные цветы и т. п.


Куропаточная гостиная

Куропаточная гостиная, или Будуар, открывает анфиладу комнат женской половины дворца. Расположенная в непосредственной близости от спальни и Туалетной, она использовалась для утреннего времяпрепровождения императриц в ближайшем окружении. Комната расположена в старой, петровской части дворца. До перепланировки, предпринятой Франческо Растрелли, на месте гостиной были две маленькие комнаты, причём одна из них — без окон. Впоследствии растреллиевский интерьер был переработан Юрием Фельтеном, который, однако, не изменил его общий характер: были оставлены некоторые золочёные орнаменты на стенах и дверях, остался и альков, отделяющий размещённый в гостиной диван от остальной части комнаты. Фельтен создал новую нишу для дивана, плавно изогнув к алькову плоскости стен.


Своим названием комната обязана изысканной отделке стен. Шёлковая бледно-голубая ткань серебристого отлива с вытканными изображениями куропаток, вписанных в орнамент из цветов и колосьев пшеницы, создана по эскизам Филиппа де Лассаля (де ла Салля). Лионский художник во второй половине XVIII века пользовался большой известностью: он работал над эскизами обивочных шелков для резиденций всех европейских монархов.


Рисунок с куропатками специально разрабатывался для Петергофского дворца; заказчицей дорогого шёлка была Екатерина II. Обветшавшую ткань в XIX веке дважды (в 1818 и 1897 годах) возобновляли на русских фабриках в точном соответствии с оригинальной. Сохранившийся кусок материи, вытканной в конце XIX столетия, был использован при воссоздании интерьера после войны для затяжки западной стены гостиной и в качестве образца для изготовления обивки для других стен. Воссоздали значительную часть шёлка московские мастера под руководством А. Фейгиной. Часть старой ткани размещена на западной стене.

Потолок гостиной украшает овальный плафон, аллегорически изображающий Утро, прогоняющее Ночь (неизвестного французского художника XVIII века). Ранее потолок был расписан темперой художниками братьями Алексеем и Иваном Бельскими, но роспись безвозвратно погибла во время войны.

В Куропаточной гостиной экспонируются четыре произведения Ж. Б. Грёза, в том числе «Девушка, сидящая у стола» (1760-е годы). Другим заметным экспонатом комнаты является арфа, изготовленная в Лондоне в конце XVIII века филиалом фирмы французского мастера музыкальных инструментов Себастиана Эрара.Восстановлена гостиная в 1964 году. Была в числе первых воссозданных залов дворца.

(1672 – 1725 гг.), сына царя Алексея Михайловича , построенный отцом дворец сыграл важную роль. В XIX веке существовала легенда, что Коломенское - место рождения Петра (на самом деле Петр родился в Кремле). Впрочем, подобная легенда имела основание - само Коломенское стало колыбелью, из которой Петр шагнул в широкий мир. Поэт Сумароков имел полное право написать: "Российский Вифлеем, Коломенско село, которое на свет Петра произвело".

Здесь Петр научился читать и считать, сюда он ходил под парусом, сплавляясь по Москве-реке в знаменитом ботике, окруженный небольшой флотилией. Здесь зародилась и тяга юного царя к ратному делу. Ему с раннего детства стала близкой атмосфера торжественных смотров, шествий полков иноземного строя, представленной ко двору "нововыезжих" из чужих земель офицеров. Все это предопределило необычайные по размаху и разнообразию "воинские потехи" Петра.

Архитектурный ансамбль Коломенского наряду с Немецкой слободой определил художественные предпочтения Петра. Коломенский дворец, наполненный привезенными с Запада диковинами, отражал жадную тягу московской знати к европейскому образу жизни и культурным новшествам.

Петр не забывал о Коломенском, иногда возвращаясь сюда в 1700-е годы. Он всю жизнь дорожил отцовским дворцом как памятью о детстве. Стремясь сохранить эту загородную резиденцию, он поручил архитектору М.Г. Земцову подвести под деревянные стены новые каменные фундаменты и тем самым сохранил дворец еще на полстолетия.

При Петре во дворце проявились печи, облицованные изразцами нового типа, сочетавшими традиционный рельеф и роспись по белому фону, что отличало их от муравленых и ценинных печей последней трети XVII века. Подобные изразцы были обнаружены в Коломенском при археологических раскопках.

О победах русского оружия, одержанных под знаменами Петра, напоминают копии солдатских и унтер-офицерских ("урядничьих") медалей 1709 года "За Полтавскую баталию", размещенных на столе. Московские торжества по случаю победы в Полтавской битве Петр I начал именно в Коломенском.

С эпохой Петра I неразрывно связаны новые книги, которыми пользовались его современники: "Арифметика" Леонтия Магницкого, изданная в Москве в 1703 году (муляж), "География генеральная" Варениуса Бернгарда в переводе Ф.П. Поликарпова, напечатанная в Москве в 1718 году (муляж).

В особых сочинениях прославлялись подвиги самого Петра. Одно из них представлено на столе, это "Политиколепная Апофиосис достохвальные храбрости всероссийского Геркулеса... Богом прославляемаго великаго государя царя... Петра Алексеевича..." Иосифа Туробойского; книга издана в Москве в 1709 году (муляж).


Кабинет царя Петра I.

Стол. Россия. XIX в., реконструкция под XVII в. Дуб, металл; столярная работа, токарная обработка, морение, интарсия, ковка.

Бумаги на столе.

Портрет Петра I. Неизвестный художник. Вторая четверть XVIII в. Холст; масло.

Стул. Конец XVII - начало XVIII вв. Часы напольные. Голландия. XVIII в.

Часы напольные. Голландия. XVIII в. Дерево, шпон, металл; столярная работа, токарная обработка, интарсия, резьба, роспись маслом (по металлу).

Часы напольные. Голландия. XVIII в.

Стулья. Конец XVII - начало XVIII вв. Дерево, солома; столярная работа, точение, резьба, плетение, тонировка.

Шкаф. XVIII в. Дерево, стекло, металл; столярная работа, токарная обработка, окрашивание (черным лаком), лакирование.

Печь, облицованная изразцами нового типа, сочетающая традиционный рельеф и роспись по белому фону.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».



Понравилась статья? Поделитесь ей