Контакты

Если ребенок забывает вещи в школе. Ребенок все забывает. Что делать? Аттракцион неслыханной щедрости

Очень часто происходит так, что ребенок приобретает много новых навыков (в основном связанных с пониманием речи, и с пониманием различных понятий), но по прошествии определенного времени - начинает их забывать. Например, ребенок научился различать цвета и формы, и даже узнавать и наименовать эти понятия. После этого, ребенка начинают обучать новым понятиям, а когда возвращаются к твердо выученному материалу, оказывается, что ребенок вдруг начинает путаться с понятиями и неправильно реагировать.

При обучении методом АВА это тоже очень часто происходит. Как я уже писала раньше, ребенок может научиться узнавать и наименовать сотни разных предметов и понятий во время занятий, но абсолютно не способен применить эти знания в повседневной жизни, и через определенный промежуток времени их забывает.

Почему это происходит? У ребенка нет способностей к обучению? У него плохая память? Ребенок ленивый?

Ответ, как обычно, кроется не в обучаемых детях, а в самих нас, в учителях!

Одна из самых важных проблем здесь - это проблема обобщения и применения приобретенных навыков.

В первую очередь следует обучать ребенка тем навыкам и понятиям, которые он использует в повседневной жизни. Конечно, очень приятно, что ребенок знает все формы и цвета, и умеет их различать, но если ему негде эти знания использовать в повседневной жизни - то лучше не тратить не это драгоценное время.


Поэтому, при выборе целей для обучения, нужно, прежде всего, принимать в расчет следующее:

1. Является ли обучение этому навыку жизненно необходимым, или этот навык "может подождать"?

2. В каких ситуациях данный навык может быть применен ребенком? Например, если ребенок очень любит рисовать, но ему абсолютно все равно каким цветом, или же ребенок терпеть не может рисование - следовательно, здесь его знания цветов ему не помогут. Если же ребенку важно рисовать разными цветами, и он отдает предпочтение одному из цветов - тогда, конечно же, стоит ему помочь.

Опять-таки, если рисование ребенка не интересует, но его интересуют разноцветные конфеты, и он предпочитает именно розовые и красные, и не любит синие, то стоит обучить его различать цвета.

3. Позволяют ли настоящие навыки ребенка применить новые полученные знания в повседневной жизни. То есть, даже если определенные понятия являются очень важными, - сможет ли ребенок их применить? Например, изучение частей тела - голова, уши, нос, рот, ноги и т.д. Конечно же, важно, что бы ребенок мог узнавать части своего тела и наименовать их. Но при каких обстоятельствах ему понадобится их применять? Допустим, если ударится, то сможет сказать; "У меня болит рука". Но для того, что бы сказать маме: "У меня болит рука" - одного знания частей тела недостаточно. Ребенок должен еще чувствовать боль - есть дети, у которых очень высокий болевой порог... Ребенок должен иметь неплохие навыки общения и социальную мотивацию- уметь проявлять инициативу, по крайней мере, несколько раз в час, причем не только уметь просить то, что ему нужно, но и комментировать то, что происходит, и к тому же уметь связывать несколько слов в предложения.

Главный вывод здесь - не спешить хвататься за обучение тех программ или навыков, которые написаны в книжках по АВА на первых страницах, или которые являются первичными у детей с нормальным развитием. Не стоит обучать какую-либо программу, для того что бы отметить галочку.

Стоит обучать эту программу только в том случае, когда она может помочь ребенку в его повседневном функционировании, помочь ему в общении с окружающими, и улучшить его качество жизни.
Только те навыки, которые ребенок может использовать в повседневной жизни останутся в его памяти, и отпадет надобность начинать обучение каждый раз с начала.

Гаврюша, здравствуйте!
У меня дочка пяти лет такое же чудо. Правда потеря вещей - не самая большая ее проблема, так как пока ходит в сад. Но в остальном, я очень Вас понимаю. Первое - вы знаете о форуме http://www.sdvg-deti.com ? Там просто кладезь всего нужного, ну и голову прочищает, понимаешь, что у тебя не самый сложный случай. Горячо советую. Недавно я искала, чем можно помочь дочке не из психотропов, нашла информацию о микроэлементах, которых у детей с дефицитом внимания не хватает: мы будем пробывать с витаминами: http://ru-happychild.livejournal.com/1023792.html
Ну, а теперь из моего опыта. Что ребенок не такой, я замечала ее лет с двух. Сейчас сделали тесты и подтвердили дефицит внимания, задержка в удержании внимания на полтора года по сравнению со сверстниками. Так что моя дочка в четыре с половиной по вниманию была как трехлетка. Ваша в семь, возможно, на пять лет внимания. Из этого первый вывод - да, хоть она и первоклашка, ходите, собирайте с ней, сопровождайте ее как пятилетку. Не Вы не виноваты, ни она. Но, как взрослый и мама, помогайте ей, как можете. Ей совсем хреново - все от нее ждут внимательности, исполнительности на уроках, а тут еще вещи не забывать. Мозг буксует. Она не может все. Что главное - быть внимательных на уроках? Да? Тогда о вещах не беспокоимся, а заказываем наклейки бирки вроде таких http://tvoistiker.ru/6-nasha-produkciya и не ругаем ребенка. Список вещей во многих экземплярах распечатывать, может? К ранцу его приклеить нельзя, что бы не потерялся?
Во-вторых: "Ни разговоры, ни внушения,ни наказания не возымели никакой силы." Гаврюша, это не наш метод. Единственный работающий метод с такими деться - это хвалить, и позитивно настраивать. Для российской ментальности это очень сложно, но для ребенка сделаешь все. Выглядит так: "Ого, сегодня и кофта, и альбом на месте! Ты за всем проследила, какая внимательная!". Простите, на примере с моей дочкой пяти лет это выглядит так: " И ты вспомнила, что надо спустить воду в туалете, как хорошо, а теперь пойдем выключим свет. Или ты сама?". И так во всем. Наказания не работают. Вечером полный расколбас? Единственным наказанием у нас осталось - ты две минуты сидишь в своей комнате. Иногда вместо него, когда перевозбуждена, например, кувыркается в невосстановимом веселье на кровати провожу за руку к краю комнаты: "Сядь у стеночки, и давай подышим". Требуется ангельское терпение. Ему учишься, а иногда и срываешься. Если случается, иду обниматься и извиняться, как схлынет. Так что про чувствовать себя плохой мамой, Вы это зря, а вот бессильной мамой, такое бывает. От нервов - сон ваш и ребенка, и железный режим дня у ребенка. Моя восемь идет в кровать, так как встанет все равно в шесть. И когда я выдыхаюсь, следом иду спать я. У меня тоже вторая малышка на руках, но с ней то все так легко, не правда ли? И на вопрос Ваш как быть, у меня только ответ есть такой. Шаг за шагом, шагами, которые по силам Вашему ребенку. Нет волшебной палочки. есть хорошо и ласково забитые Вами в спинной мозг ребенку привычки, которые облегчат всем жизнь. И терпение с позитивным настроем. Вообще, круто же, что ребенок настолько помогает развивать в Вас такое замечательное качество - терпение? Не безразличие, не гнев, не лень. Вообщем, считаю, что нам очень повезло. ;)

Ваш ребенок опять забыл записать домашнее задание, не помнит, где оставил сменную обувь, не может сказать, какие завтра предметы в расписании. А еще он бесконечно долго делает уроки, вернее, бесконечно долго их не делает, а просто сидит над тетрадками, думая о чем-то своем. Вы устали делать ему замечания и напоминать по двадцать раз одно и то же, но как разорвать этот круг детской рассеянности и невнимательности, вы не знаете. Поэтому только обреченно вздыхаете со словами «В кого он такой?», не подозревая, что ответ на этот вопрос иногда лежит на поверхности, потому что таким ребенок может быть в вас и из-за вас.

Причины детской рассеянности и невнимательности

Как правило, о неумении ребенка концентрировать внимание, о его неспособности сосредоточиться родители узнают тогда, когда он становится школьником. Именно в это время, требующее от малыша особой усидчивости, начинают раскрываться незнакомые ранее проблемы. И невдомек взрослым, что фундамент для них заложили много лет назад они сами и что ребенок зачастую в этом не виноват. Среди наиболее распространенных причин детской невнимательности выделяют следующие:

  • Ребенок страдает синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Дети с таким диагнозом в принципе не способны долгое время сосредотачивать на чем-либо свое внимание, они неусидчивы и импульсивны. Как правило, эта особенность выявляется еще в детсадовском возрасте, но если не обращать на нее внимания, то с возрастом корректировать поведение ребенка с СДВГ будет очень проблематично.
  • У ребенка слабое здоровье. Он регулярно болеет, его постоянно атакуют вирусы. Все силы уходят на борьбу с недугами, а на удержание внимания уже ничего не остается.
  • Сказываются особенности детской нервной системы: чем она подвижнее, тем легче ребенку переключать свое внимание, и наоборот – при слабой нервной системе маленький человек оказывается не в состоянии быстро менять форму деятельности и концентрироваться на ней.
  • В семье сложилась негативная эмоциональная атмосфера. Если взрослые постоянно ругаются, скандалят, выясняют отношения, то трудно ожидать от ребенка продуктивных занятий и успехов в развитии личностных качеств.
  • Родители не могут создать для ребенка рабочую обстановку. У него нет своего письменного стола, во время занятий его постоянно отвлекают разговорами или ему мешает работающий телевизор. Естественно, что при таких условиях школьник не будет относиться к учебе серьезно, соответственно, ему нет нужды тратить на нее свои личностные ресурсы, быть сосредоточенным и внимательным.
  • Большие физические и эмоциональные нагрузки. Утром ребенок идет в школу, где от него ждут исключительно положительных отметок, после занятий он встречается с тренером в спортивной секции или педагогом в изостудии, затем он должен помочь маме дома, после сделать уроки, а перед сном от него требуют прочитать несколько страниц книги из списка обязательной литературы. И так изо дня в день. Не каждый взрослый выдержит такой жизненный ритм. Неудивительно, что усталость рано или поздно берет свое, детская работоспособность приближается к нулю, и ребенок оказывается не в состоянии контролировать свое внимание.
  • Ребенок не заинтересован в каких-либо учебных занятиях, он не считает важным ничего из того, что от него требуют родители. Учиться ему скучно, он не понимает, почему уроки – это важно и нужно и зачем тратить на них время, когда в жизни есть немало других по-настоящему интересных занятий. Вот почему все обязательное ребенок делает наспех, как получится, не тратя ни грамма своего внимания на то, что считает несущественным. Зато после он сосредоточенно и увлеченно играет в компьютерные игры, демонстрируя чудеса усидчивости. Отсутствие мотивации способно свести на нет все усилия по воспитанию самостоятельной и ответственной личности.

Как видите, среди причин детской невнимательности нет сверхъестественных. Работа над ошибками вполне реальна, главное, чтобы она была адекватной и не причинила ребенку дополнительных психологических и эмоциональных травм.

Запрещенные приемы борьбы с детской невнимательностью

Многие родители, видя несовершенство собственного ребенка, понимают, что над развитием его личности можно и нужно работать. Но зачастую они выбирают самый легкий путь, перекладывая всю ответственность на него самого. В итоге весь процесс формирования у маленького человека усидчивости и концентрации внимания сводится к замечаниям и нравоучениям. Благие родительские намерения могут вылиться в лекцию на тему «Что такое хорошо и что такое плохо», которая в лучшем случае не приведет ни к какому результату, а в худшем – усугубит ситуацию, сформировав у ребенка мнение, что он безнадежен, а значит, и стараться быть лучше ему незачем.

Детские психологи выделяют несколько «не», которыми должны руководствоваться любящие и понимающие родители, борясь с детской невнимательностью: не ругать, не надсмехаться, не наказывать, не сравнивать с другими детьми, не впадать в крайности, исправляя за ребенка ошибки или требуя от него по десять раз самостоятельной переделки чего-либо без помощи взрослых.

Уважаемые родители, нельзя ругать ребенка за то, что он такой, какой есть. Недопустимо высмеивать его недостатки. Нечестно ставить ему в вину ваши собственные промахи в воспитании. Если ребенок невнимателен и рассеян, то это не его вина, а ваша общая беда, с которой можно справиться вместе.

Как помочь ребенку стать внимательнее

На пути исправления ошибок взрослым нужно руководствоваться простым правилом: воспитывая ребенка, начинать надо с самих себя. Эта работа отнимет немало сил и времени, но результат того стоит. Впрочем, от родителей не требуется ничего особенного:

  • Показать ребенка психологу и неврологу. Возможно, детская неусидчивость и невнимательность имеют медицинскую причину. Чем раньше вы об этом узнаете, тем действеннее будут меры по корректировке поведения малыша.
  • Помогать ребенку учиться. Не выполнять за него работу, но и не оставлять его один на один с проблемами. Нужно быть рядом и хвалить за успехи, даже самые незначительные, чтобы ребенок поверил в собственные силы. А еще необходимо сформировать у него привычку самому перепроверять сделанное. За отсутствие ошибок по невнимательности – вручать символический приз.
  • Обеспечить адекватный режим дня. Как бы вам ни хотелось воспитать разносторонне развитого гения, физические и эмоциональные нагрузки на детский организм должны быть разумными. В противном случае не получится воспитать даже обычного, не испытывающего проблем со вниманием школьника.
  • Создать рабочую обстановку для занятий. Каждый ребенок имеет право на письменный стол, тишину в доме на время выполнения домашних заданий и уважительное отношение к своим занятиям родителей.
  • Следить за питанием ребенка. Нездоровая пища утомляет, недостаток витаминов расслабляет, а избыточное количество еды провоцирует лень, апатию и рассеянность.
  • Работать над мотивацией, параллельно обучая отделять важные дела от второстепенных. Конечно, для ребенка компьютерные игры интереснее уроков, но можно ему объяснить, что без знаний есть риск вообще остаться без компьютера, потому что технический прогресс требует людей умных и образованных.
  • Требовать, чтобы любое начатое ребенком дело доводилось до конца. Девиз «И так сойдет» должен стать в вашей семье табу как для детей, так и для взрослых.

Стоит отметить, что все эти усилия могут оказаться бесполезными, если не заниматься с ребенком ежедневными упражнениями на развитие внимательности. Они просты и не потребуют много времени и усилий, зато обеспечат вам хорошее настроение и приятное совместное времяпрепровождение.

  • Словесная игра «Найди предмет» или «Я вижу». Посмотрите, что вас окружает в комнате или на улице, и назовите пять-десять предметов на определенную буку.
  • Игра с буквами. Выберите длинное слово и из имеющихся в нем букв составьте как можно больше новых слов.
  • Напишите текст с ошибками и поручите ребенку найти их и исправить.
  • Соберите паззл.
  • Опишите картинку. Нужно обнаружить на рисунке как можно больше предметов и представить их список.
  • Учите наизусть стихи.
  • Играйте в шахматы или шашки.
  • Бродите по нарисованным лабиринтам и исключайте лишние предметы из логических цепочек.

Упражнения на тренировку памяти и концентрацию внимания можно придумывать самостоятельно, главное, чтобы они не были ребенку в тягость. Не менее важно, чтобы такие обучающие игры входили в распорядок дня постоянно, а не от случая к случаю. Лучше всего такие упражнения давать детям с самого младшего возраста, как только у них начинается осмысленное восприятие окружающего мира. Чем раньше ребенок начнет развивать свои умения сосредотачиваться, выделять частное из общего, выстраивать ассоциативные ряды, запоминать, отмечать детали, тем проще ему будет осваивать школьную программу.

Специалисты отмечают, что проблемы с концентрацией внимания – это настоящий бич современного общества: люди всех возрастов жалуются на быструю утомляемость и неспособность сосредоточиться на важной задаче. Дети не жалуются, они просто забывают дома тетрадки, а в школе – кроссовки и даже ранцы. Часто они не помнят поручений и просьб, а на параграфы с пройденным материалом смотрят, как на впервые увиденные. И – что больше всего удручает родителей – с возрастом ситуация не меняется: становясь старше, дети забывают выключать утюги и плиты, теряют ключи и телефоны.

Конечно, если забывчивость у ребенка проявляется регулярно, необходимо посоветоваться со специалистом, прежде всего – с врачом-неврологом. Возможно, он заподозрит у юного пациента признаки СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности). Внимание: этот диагноз может поставить только врач!

Синдром дефицита внимания

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – расстройство загадочное. Что это такое – болезнь или просто набор отличительных черт человека, не объединенных одной причиной, специалисты в области психиатрии до конца не определились. В одном они, впрочем, единодушны: диагноз СДГВ ставится только в том случае, если его симптомы значительно осложняют жизнь человека.

Обратиться к специалисту имеет смысл, если у ребенка наблюдается несколько из следующих признаков:

1. Он не способен себя организовать.

2. Он не способен поддерживать внимание в процессе занятий или игровой деятельности, следовать инструкциям.

3. Он часто совершает ошибки по невнимательности.

4. Он часто избегает заданий, требующих постоянных умственных усилий.

5. Он часто теряет вещи.

6. Он слушает, но как будто ничего не слышит.

7. Он часто отвлекается на внешние раздражители, не может сосредоточиться на одном занятии.

Принято выделять несколько разновидностей СДВГ:

– дефицит внимания на фоне гиперактивности;

– СДВГ с уклоном в гиперактивность (когда дефицит внимания менее выражен, чем чрезмерная импульсивность);

– СДВГ с акцентом на дефицит внимания (когда сложности с концентрацией не связаны с гиперактивностью).

Какие еще могут быть причины?

Далеко не всегда забывчивость объясняется СДГВ, часто для нее есть и намного более прозаичные причины. Например, рассеянность вполне может быть следствием психофизической перегрузки детского организма. Так бывает, когда загруженность ребенка различными занятиями превышает его возможности – и мозг, образно говоря, защищает себя от «перегрева».

Еще одной причиной вытеснения информации могут быть детские тревоги и страхи. Ну и самая простая причина – забывчивость может быть связана с элементарным отсутствием заинтересованности к тому или иному предмету. К сожалению, часто в этом присутствует вина родителей, привыкших обо всем напоминать по десятку раз (зачем что-то держать в голове, если мама все равно напомнит?) и читать детям скучные нотации о пользе знаний.

Как помочь ребенку?

Если ребенку поставлен диагноз СДВГ, лечение, естественно, назначает врач. Но как при наличии диагноза, так и при забывчивости любого другого происхождения, «семейные» пути к выходу из проблемы будут идентичными.

Возраст ребёнка: 2.8

Что делать, если ребенок меня забывает?

Здравствуйте! Скажите пожалуйста что делать у меня такая ситуация что мне нужно ходить на Колледж месяц, у меня мальчик 2,8 лет очень привязан ко мне, но я решила с мужем отдать его в село к мужу родителям! Ребенок нормально попрощался со мной, даже пока показал и муж несколько дней находился с ним в селе! Он часто называет бабушку мамой, за меня почти не вспоминает! Прошла почти неделя я захотела с ним поговорить а он просто отдал трубку и говорит нет! Я раньше не хотела с ним говорить думала не травмировать! Как это пережить, неужели ребенок который был так сильно привязан ко мне, меня забывает?! Что делать, подскажите пожалуйста?

Елена

Здравствуйте, Елена.

Это всегда грустно, когда в силу обстоятельств приходится расставаться с любимым ребенком. И малышу, который привык быть с Вами постоянно, конечно, тоже тяжело. Но, если правильно прощаться, поддерживать связь и общение, принимать чувства ребенка и свои, можно облегчить переживания .

Если большую часть времени до этого Вы заботились о ребенке, то забыть он Вас никак не сможет, это против его природы. Да, он может случайно называть бабушку «мамой», но не стоит этого пугаться, он привык, что обращается так к человеку, который о нем заботится. Бабушка просто может мягко его исправлять, когда он так к ней обращается.

Обязательно говорите с сыном по телефону, это не будет травмировать его. Наоборот, он будет знать, что Вы ждете встречи с ним, скучаете. То, что мальчик отказался от разговора с Вами может быть выражением его обиды на Вас за то, что Вы его оставили. И для такого возраста это нормально. Поэтому выражайте ему свое понимание («Я вижу, что ты злишься, обижаешься на меня, и я понимаю, что тебе грустно, когда меня нет рядом. Мне тоже от этого очень грустно»), и тогда его негативные эмоции не будут такими сильными и быстрее пройдут. Вы можете также объяснить доступными для ребенка словами, почему именно Вам пришлось оставить его с бабушкой и дедушкой. При этом старайтесь обратить его внимание на позитивные моменты в этих обстоятельствах. Обязательно говорите сыну, что Вы тоже по нему очень скучаете и сделаете все возможное, чтобы поскорее увидеться с ним.

В целом, мальчику важно понять, что Вы решили расстаться с ним на такое долгое время не потому, что он Вам мешает или Вы стали меньше его любить (как это часто объясняют себе дети), а потому что для этого есть веские причины, и, в конце концов, всей Вашей семье будет лучше от такого решения. А Ваша любовь к сыну никуда не уходит, а наоборот, только увеличивается с каждым днем разлуки.

Анастасия Вялых,
Семейный психолог



Понравилась статья? Поделитесь ей