Контакты

Родственные слова. Однокоренные слова

Чем отличаются родственные слова от однокоренных?

    Родственные слова - это слова, которые имеет в составе один и тот же корень, что можно сказать и об одно коренных словах. Однако, разница в том, что родственные слова обязательно должны родниться по смыслу, что не всегда можно сказать о просто однокоренных словах. Пример: воды, водяной - родственные, а вот вода и водить - просто однокоренные.

    Когда дают домашнее задание, найти родственные слова, то немного путаешься, родственные слова - что это такое?.

    Это однокоренные слова, слова, у которых один корень, поэтому

    родина - родной - родиться являются родственными.

    Отличия можно найти в том, что слова могут быть разными частями речи.

    Родственные слова, как бы не повториться, но без этого не получится:

    например: снег, снежок, снежный.

    Например: гора, горбатый, горка, горн, горняк.

    это слова, имеющие один и тот же корень, но при этом они относятся к разным частям речи.

    Русский язык красив, могуч и богат. Такую красоту нельзя не любить. Но красота требует, как принято говорить, жертв. Поэтому, время уделенное для изучения русского языка и его правил, всегда утомительно, но этого стоит.

    В школе как то на эту тему не сильно делали упор. Или может быть я давно закончил школу и уже практически ничего не помню. Да и по национальности мне было очень тяжело изучать русский язык. Пусть он хоть и могучий.

    Родственные слова - слова имеющие одинаковый корень или схожие по смыслу.Однокоренные слова-это также слова имеющие один и тот же корень,но с отличающимися суфиксами и приставками.Например Лес-леса-лесок; дом-домик-домище.

    Родственные слова - это слова, имеющие один и тот же корень, но при этом они относятся к разным частям речи. Например: сосна, сосновый, сосняк.

    Слова водить и вода нельзя считать родственными, так как значения у этих слов различны. Это слова однокоренные.

    Слова окно, Окна, под окном тоже не родственные, это разные формы одного и того же слова.

    Родственные слова это слова с одним корнем и одним смыслом, иногда немного отличается по смыслу.

    Однокоренные слова имеют один корень, но совершено разный смысл.

    Корень это общая часть слова, в корне весь смысл слов.

    Родственные слова и однокоренные, в какой - то степени ни чем не отличаются. Если дословно, то

    Отличием родственных слов является то, что они обязательно должны быть близки еще и по смыслу. Например, гора и горка это два слова не только однокоренные, но и родственные.

    Вот здесь точно об этом написано.

    В учебнике по русскому языку за 2-й класс о родственных словах написано следующее:

    В других учебниках говорится о том, что отличительной чертой родственных слов от однокоренных можно считать обязательное одинаковое смысловое значение. Для того, чтобы стало понятнее, объясню. Мне представляется, например, что слова птица и птичка не будут являться родственными, а только однокоренными. Почему? Потому что значение слова птичка отличается от значения слова птица, в первом случае - оно уменьшительно-ласкательное. Думаю, именно смысловые различия и являются ключевыми в способе определения различий между этими двумя понятиями.

    Опишу подробнее смысл понятия слов родственных. Эти слова одновременно являются однокоренными, имеют один корень, одинаковыми по смыслу, но разными по значению.

    Сразу дам примеры таких слов:

    1. гор-а, гор-ка, гор-очка, гор-ище.
    2. луж-а, луж-ица, луж-ище (хотя так не говорят, но ребенок вполне может выразиться именно так).
    3. ног-а, нож-ка, нож-ище.

    Родственные слова играют со значением самого слова, делая нечто, о чем идет речь, то большим, то обычным, то маленьким, то малюсеньким. Происходит это при помощи различных суффиксов уменьшительно ласкательных или увеличительных.

    Не нужно путать родственные слова с меняющимися по форме (словоформа) . Пример: лужа (есть сейчас и одна), лужи (были и их много), луже (одна лужа и что-то происходит, допустим, лежит что-то в луже). Изменение словоформы слова это когда корень один, смысл один (речь об одной и той же луже), но время действия и количество этих луж меняется.

    Обратите внимание на этот ответ, очень толково все изложено.

    Подсказки

    Для того, чтобы изменить слово в отношении родственные, нужно менять суффиксы.

    Для того, чтобы изменить слово по форме, словоформа, меняют окончания.

    Для того, чтобы изменить слово по принципу однокоренных, изменяют все, кроме корня.

    Одинаковое значение остается только у корня, а не всего слова в целом. Пример: бег-у, бег-ун, про-беж-ка, бег-ающий, про-беж-али. Смысл один только у корня, бежать, бегать, бег, а вот у слов смыслы разные, действие разное, подтекст разный.

    Родственные слова имеют одинаковый корень. Но, в отличии от однокоренных слов,родственные слова близки еще и по значению. Так, например, бой, бойцовский, боеголовка, боевик являются родственными словами.

    Но, в то же время, слова полЛЕТ стоЛЕТний будут являться только однокоренными, никак не родственными,так как отражают разные понятия, не имеют никакого общего смысла.

    Существует также понятие исторически родственные слова, это слова, которые перестали со временем быть родственными. Например, победа и беда, ранее были родственными.

Родственными называют слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу. Однокоренными называют этимоны, имеющие одинаковый корень, но различающиеся приставками и сцффиксами. Они могут быть разных частей речи или одной. По общей своей сути родственные слова всегда очень похожи между собой: дом, домик, дома, домище, домосед, домашний.

Чему нас учат

С первых лет обучения в школе детей учат подбирать однокоренные слова. В данной науке можно выделить несколько основных правил, которые опишем ниже:

Слова должны иметь одинаковый корень (корень - основная часть слова, несущая главное лексическое значение);

Форма одного и того же речения и родственные слова - совершенно разные вещи, например: садовник, сад, садовый - родственные; садовник, садовники, садовнику - одно слово в разных формах;

Нельзя допускать механического подбора подобных между собой изречений, потому что звуки в корне могут сочетаться, но слова будут неродственными, например -водитель и водяной;

Однокоренные слова не постоянно являются существительным, например водитель (существительное), водить (глагол), водительский (прилагательное) - основа у них единая, но являются они разными частями речи;

Стоит использовать подборки родственных слов с помощью поиска суффиксов и приставок - бег, побегать, бегающий;

Родственные слова - этооснова для подбора этимонов проверки, что позволяет допускать минимум ошибок.

Рассмотрим азы русской грамматики

В изучении порядка подбора схожих между собой изречений существует несколько важных правил:

Однокоренными называются этимоны, произошедшие от одинакового слова, объяснение которых позволяет использовать один и тот же термин, например, грибок - маленький гриб, грибница - место, где растет гриб и так далее;

У таких выражений должна быть ярко выраженная связь по смыслу;

Иногда высказывания могут быть близки по смыслу, но общей части не иметь - они не относятся к родственным;

Подбирать родственные слова необходимо при помощи приставок;

Измененные этимоны (дверь, двери, дверью) не являются родственными;

Важна роль гласного звука в однокоренных проверочных словах - он должен стоять под ударением.

Прежде чем начинать подбирать родственные слова, необходимо сначала подумать, затем перепроверить, и, наконец, написать. Если натренировать данный процесс мозговой деятельности, однокоренные слова будут автоматически формироваться в голове, благодаря чему риск ошибиться будет стремиться к нулю. В любой речи слова дополняют друг друга, помогая человеку в выражении их в речевой форме или на бумаге. Поэтому стоит помогать мозгу, задавая некие вопросительные команды. Благодаря этому происходит образование слов - подсказок, помогающих определить необходимую букву в написании слова.

Некоторые особенности родственных слов

Существует наука этимология, позволяющая находить родственные связи между словами, и объясняет их происхождение. Этимологически родственные слова - это слова,претерпевшие фонетические и семантические изменения в процессе своего развития. Можно взять простой пример: слово «гвоздика» пишется через букву «о» благодаря тому, что названа была из-за похожести цветков растения на гвозди. Именно подобными процессами словообразования и занимается этимология.

Родственными называют слова, имеющие одинаковый корень, но не всегда относящиеся к одной части речи. В качестве примера можно назвать слова «белый», «белеть», белизна» – у всех трёх слов один и тот же корень. При определении родственных слов следует учитывать ряд особенностей. Об этом пойдёт речь далее.

Как происходит образование родственных слов?

Родственные слова образуются за счёт определённого набора приставок и суффиксов (или так называемых постфиксов). Если слова с одним общим корнем отличаются друг от друга лишь окончаниями (флексиями), то относить их к родственным неправильно. Например, «река» и «реку» – не родственные слова, а форма одного и того же слова.

В русском языке наиболее распространённые методы словообразования – суффиксальный, префиксальный, префиксально-суффиксальный. При первом методе слово образуется посредством добавления суффикса, втором – префикса. Префиксально-суффиксальный способ соответственно подразумевает использование совместно этих двух методов. Создавать родственные слова префиксальным способом нецелесообразно. Ведь, например, слова «убегать», «побегать» и «бегать» не особо отличаются друг от друга в плане смысла.

Не родственные слова

Стоит обратить внимание и на омонимичные корни. К примеру, слова «водить» и «водяной» не могут считаться родственными, т.к. значения их корней различаются.

Помимо всего вышесказанного, стоит упомянуть и об исторически родственных словах. Например, слова «победа» и «беда» ранее были родственными, однако в современном русском языке таковыми быть перестали. Поэтому их следует относить именно к исторически родственным словам.

Как подбирать родственные слова?

Правильному подбору родственных (однокоренных) слов учат ещё с начальной школы. Благодаря этому умению школьники проверяют написание слов. Как научиться правильно подбирать родственные слова?

Основные правила при подборе родственных слов:

1) У однокоренных слов всегда один и тот же корень. Корень представляет собой главную значимую часть слова, в которую заключается его основное лексическое значение, эта же часть является общей для родственных (однокоренных) слов.

2) Однокоренные слова можно спутать с формой одного и того же слова. Чтобы не ошибаться в будущем, попробуйте сейчас потренироваться, составляя цепочки из однокоренных слов и параллельно с грамматическими формами. К примеру:

садовник – сад – садовый (цепочка, состоящая из однокоренных слов);

садовник – садовники – садовникам (формы одного слова).

3) Однокоренные слова не во всех случаях относятся к одной части речи. К примеру:

водить (глагол) – водитель (существительное) – водительский (прилагательное).

Вместе со статьёй «Что такое родственные слова?» читают:

Тема: Родственные слова.

Цель: сформировать понятие родственных слов, ввести понятие корень, развитие умения распознавать однокоренные слова по двум признакам, находить в слове корень.

Задачи:

  • наблюдение за единым написанием корней при сопоставлении звучания и написания корней в родственных словах;
  • сочетание орфографической и речевой подготовки;
  • обогащение словарного запаса детей;
  • активизация познавательной деятельности учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Оборудование: компьютер, мультимедийная программа, магнитофон с кассетой для физкультминутки, плакаты с деревом, корзиной, ёлкой, фигурки грибов и листьев, ёлочные игрушки, учебник М.Соловейчик «К тайнам нашего языка»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель приветствует детей. Проверяет их готовность к уроку. Дети оформляют запись в тетради (число, классная работа).

II. Минутка чистописания

– Какую букву будем писать? (Букву Бб ) Приложение 1 Слайд 1. (Данное приложение превышает разрешенный размер. Ссылку можно взять у автора статьи – прим. ред. )
– Постарайтесь написать красиво и правильно.

III. Словарная работа

– Запишите словарные слова. Слайды 2–10

IV. Введение в тему урока

Сценка.

У: Посмотрите, кто пришёл к нам в гости. Встретились однажды корень куста и корень слова.

– Здравствуй, я корень, а ты кто?
– Я тоже корень.
– Я в земле живу. А ты где живёшь?
– А я в словах живу.
– Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень как корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
– Не хвастайся. От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня:

ГОРА, ГОРКА, ГОРНЫЙ, ГОРИСТЫЙ, ГОРНЯК

– Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!
– А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать-то нельзя!

У: Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают и такие, от которых новые слова вырастить можно.

V. Объявление темы урока

Слайд 11

– Сегодня мы с вами узнаем, какие слова называются родственными и что такое корень. Если люди происходят от одного предка, то они похожи друг на друга и их называют родственниками. Слова тоже бывают похожими. Чем похожи слова на кусте? (ГОРА, ГОРКА, ГОРНЫЙ, ГОРИСТЫЙ, ГОРНЯК)
– Они имеют одинаковую часть, они также называются родственными. А я знаю ещё одно слово с такой е частью – гореть. Будет ли оно родственником? (Нет у него другое значение). Значит давайте сформулируем определение родственных слов. Какие слова называются родственными? (Ответы детей)
– Проверим, правильно ли мы сказали определение родственных слов. Слайд 12

VI . Физкультминутка. Упражнения на дыхание

Во время физминутки звучит тихая приятная музыка.

– Я прошу выполнить мою просьбу: делать тихо и с желанием, чтобы было слышно только ваше дыхание.
– Сделать полный и глубокий вдох. Задержав дыхание, представить круг (нарисовать глазками) и медленно выдохнуть в него воздух. 2 раза.
– Вдохнуть. Вообразить (нарисовать глазками) треугольник и выдохнуть в него. 2 раза.

VII. Первичное закрепление

– Открыли учебник на стр.7, упр.283. Соберите всех родственников в столбик. Проверяем.

Рыба
Рыбка
Рыбачить
рыбный

– Какая часть у этих слов общая? (рыб- ) Вот общую часть всех родственных слов принято выделять дугой. Почему эту часть называют главной? (От этой части зависят новые слова) Т.е. от этой части вырастают новые слова, поэтому эту часть называют корнем. Слайд 13
– Какие слова записали во второй столбик? (Ловить, улов.)
– В третий столбик? (Окунь, окунёк.)
– Какие слова остались? (Окунул, ловкий)

VIII. Физкультминутка

IХ. Закрепление

– Давайте ещё раз прочитаем в учебнике на стр. 8. Что называется корнем? Как найти корень?
– Нужно подобрать родственные слова.
– Выделить общую часть в родственных словах.

Работа по вариантам. Один вариант собирает листья на дерево, а другой вариант – грибы в корзинку.

– Найдите листочки с вашего дерева, для этого подберите родственные слова с корнем Лист – листик, листочек, листок, листва, безлистный, листопад. Гриб – грибок, грибочек, грибник, грибница, грибной.

По мере называния дети прикрепляют слова-листики к дереву, грибочки кладут в корзинку.

X. Повторение

Игра “Закончи предложение”, употребив однокоренное слово

В столовой стоит большой круглый … (стол).
В голубятню принесли нового … (голубя).
Садовник ухаживает за … (садом).
Лесник бережёт... (лес).
В солонку насыпали … (соль) .
В кормушке был … (корм) .
Из конюшни вышел … (конь) .

ХI. Итог урока

– С чем мы сегодня познакомились?
– Какие слова называются родственными? Что называется корнем?
– Сейчас вы выберете игрушку, которая соответствует вашему впечатлению от урока и прикрепите на ёлку, чем лучше настроение, тем выше крепится игрушка.

ХII. Домашнее задание: выучить правило, упр. 285.

(лексемы), имеющие один и тот же корень, но относящиеся к различным частям речи (белый – белизна – белеть).

Чтобы подобрать однокоренное слово, не обязательно хорошо знать словообразование, тем более что элементарные сведения по этому разделу русского языка преподаются еще в начальной школе. Однако не лишним будет помнить, что родственных слов состоит в определенном наборе постфиксов (приставок) и постфиксов (только суффиксов). Слова, имеющие один корень, но отличающиеся только флексиями (окончаниями), родственными словами не являются, это форма одного и того же слова: рек-а, рек-у.

Объясните детям однокоренных слов. Для этого им необходимо вспомнить и такие части слова , как приставка и . Попросите ребят при помощи этих морфем однокоренные слова с каким-либо корнем. Например, с корнем "бег". У них должна получиться подобная слов:- бег - побегать - бегающий - перебежчик и т.д.

Работа учащихся по образованию однокоренных слов важна. Это умение позволяет легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме.

словообразование , знает, на самом деле, каждый. По крайней мере, этим процессом носители того или иного языка занимаются автоматически, не задумываясь, что произнесенные лексические единицы являются результатом словообразования. Что такое словообразование ?

Инструкция

Чтобы понять, , следует для начала разобраться в морфологических тонкостях, присущих каждому слову. Не секрет, что оно представляет собой набор , каждая из которых выполняет свою функцию. Корень, суффикс, окончание, основа, приставка. Все они являются морфемами и, так или иначе, участвуют в словообразовании. Однако основными средствами, обеспечивающими словообразовательный процесс, являются и приставки. Именно их



Понравилась статья? Поделитесь ей