Контакты

Внутреннее убранство церквей. Исаакиевский собор. Внутреннее убранство. Алтарь в церкви

Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.

Новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного

Как ветхозаветный храм (вначале – скиния) разделялся на три части:

  1. святое святых,
  2. святилище и
  3. двор ,

– так и православный христианский храм делится на три части:

  1. алтарь,
  2. средняя часть храма и
  3. притвор .

Как святое святых тогда и теперь алтарь означает Царство Небесное.

В ветхозаветные времена в алтарь никто не мог входить. Только первосвященник один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это его действие знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот почему когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верой приходит к Нему.

Средняя часть новозаветного храма соответствует святилищу ветхозаветного

Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма . В святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор , теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе для исправления.

Оглашенные - это люди готовящиеся стать христианами

Православные храмы строятся алтарем на восток – в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа «Солнце правды», «с высоты Востока» (то есть «Восток свыше»), «Восток имя ему».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило‑Архангельский, Николаевский и т. д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными , или приделами .

В храме может быть несколько алтарей

Храм («церковь») есть особый дом, посвященный Богу – «Дом Божий», в котором совершаются богослужения. В храме пребывает особенная благодать или милость Божия, которая подается нам через совершающих богослужение – священнослужителей (епископов и священников).

Наружный вид храма отличается от обыкновенного здания тем, что над храмом возвышается купол , изображающий небо. Купол заканчивается вверху главою , на которой ставится крест , во славу главы Церкви – Иисуса Христа.

Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда

  • две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
  • три главы – три Лица Св. Троицы;
  • пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов,
  • семь глав – семь таинств и семь Вселенских Соборов;
  • девять глав – девять чинов ангельских;
  • тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм обычно строится колокольня , то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон необходим для того, чтобы созывать верующих к богослужению и возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо).

Внутри храм разделяется на три части:

  1. притвор ,
  2. собственно храм или средняя часть храма , где стоят молящееся, и
  3. алтарь , где совершаются священнослужителями богослужения и находится самое главное место во всем храме – святой престол , на котором совершается таинство святого Причащения.

Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом , состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат : средние врата называются Царскими , потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит в Святых Дарах (во святом причащении). Потому через царские врата никому не разрешается проходить кроме священнослужителей.

Иконостас нужен для отделения алтаря от средней части храма

Совершающееся по особому чину (порядку) в храме во главе со священнослужителем чтение и пение молитв называется богослужением .

Самое важное богослужение – литургия или обедня (она совершается до полудня).

Так как храм есть великое святое место , где с особенной милостью невидимо присутствует Сам Бог , то мы должны входить в храм с молитвой и держать себя в храме тихо и благоговейно . Нельзя поворачиваться спиной к алтарю. Не следует уходить из храма до окончания богослужения.

Итак, вы входите в храм. Вы прошли первые двери и попали в притвор , или трапезную. Притвор есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся, а также оглашенные (то есть лица, готовящиеся к святому крещению). Теперь эта часть храма не имеет такого значения, как раньше, но и сегодня иногда тяжело согрешившие и отступившие от церкви временно стоят в притворе для исправления.

Войдя в следующие двери, то есть попав в среднюю часть храма, православный христианин должен осенить себя трижды крестным знамением.

При входе в среднюю часть храма надо трижды перекрестится

Средняя часть храма называется нефом , то есть кораблем, или четвериком . Предназначается она для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение. Самой примечательной в этой части храма являются солея , а также амвон, клиросы и иконостас . Слово солея имеет греческое происхождение и обозначает седалище. Это – возвышение перед иконостасом . Оно устраивается для того, чтобы богослужение было виднее и слышнее для прихожан. Следует заметить, что в древности солея была очень узкая.

Солея - это площадка, возвышение перед иконостасом

Середина солеи, против Царских врат, называется амвоном , т. е. восхождением. На амвоне дьякон произносит ектеньи и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и святое Причастие.

Клиросы (правый и левый) – это крайние участки солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов. К клиросам прикрепляются хоругви , то есть иконы на древках, называющиеся церковными знаменами. Иконостасом называется стена, отделяющая неф от алтаря , вся увешанная иконами, иногда в несколько рядов.

В центре иконостаса – Царские врата , расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит в Святых Дарах Сам Царь Славы Иисус Христос. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов , то есть апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери .

Направо от царских врат всегда помещается икона Спасителя ,
а налево – икона Божией Матери .

Направо от иконы Спасителя находится южная дверь , а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь . На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил , или первые дьяконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще дьяконскими вратами , так как через них чаще всего проходят дьяконы.

Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона , то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

В русской традиции приняты высокие иконостасы, часто состоящие из пяти ярусов

  1. В первом ярусе на Царских вратах – иконы Благовещения и четырех евангелистов; на боковых вратах (северных и южных) – иконы архангелов. По сторонам Царских врат: справа – образ Спасителя и храмового праздника, а слева – Божия Матерь и икона особо чтимого святого.
  2. Во втором ярусе – над Царскими вратами – Тайная вечеря, а по сторонам – иконы двунадесятых праздников.
  3. В третьем ярусе – над Тайной вечерей – икона «Деисус», или моление, в центре которой изображен Спаситель, сидящий на престоле, справа – Богоматерь, слева – Иоанн Предтеча, а по сторонам – иконы пророков и апостолов, простирающих в молитве руки к Господу. Справа и слева от Деисуса – иконы святителей и архангелов.
  4. В четвертом ярусе над «деисусным рядом»: иконы ветхозаветных праведников – святых пророков.
  5. В пятом ярусе – Бог Саваоф с Божественным сыном, а по сторонам – иконы ветхозаветных патриархов. На самой вершине иконостаса ставится крест со стоящими по сторонам Божией Матерью и святым Иоанном Богословом.

В различных храмах число ярусов может разниться.

На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.

Кроме иконостаса иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах , то есть в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях , то есть на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

Киот - это особая большая рама для иконы

Алтарем храмы всегда обращены к востоку в ознаменование мысли, что церковь и молящиеся устремлены к «востоку свыше» , то есть ко Христу.

Алтарь составляет главнейшую часть храма, предназначаемую для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь знаменует собой небо, жилище самого Господа. Ввиду особенно священного значения алтаря он всегда внушает таинственное благоговение, и при входе в него верующие должны делать земной поклон, а лица воинского звания – снимать оружие. Войти в алтарь с благословения священника в крайних случаях могут не только служители церкви, но и миряне – мужчины.

В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме – святой престол , на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит «возвышенный жертвенник».

Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижней – белой, из полотна, и верхней – из более дорогой материи, большей частью из парчи. На престоле таинственно невидимо присутствует Сам Господь как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

На престоле находятся: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.

Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат (платок) с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитой на другой его стороне частицею мощей какого‑либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественную Литургию (слово «антиминс» греческое, значит «вместопрестолие»).

Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат, называющийся илитоном . Он напоминает нам сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе.

На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Св. Даров.

Евангелие – это слово Божие, учение Господа нашего Иисуса Христа.

Крест – это меч Божий, которым Господь победил дьявола и смерть.

Дарохранительницей называется ковчег (ящик), в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви.

За престолом стоит семисвечник , то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним запрестольный крест . Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом ; оно обычно делается возвышенным.

Дароносицей называется маленький ковчежец (ящичек), в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одеждой. Этот стол называется жертвенником . На нем приготовляются дары для таинства Причащения.

На жертвеннике находятся священные сосуды со всеми принадлежностями к ним. Ко всем этим священным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и дьяконов.

С правой стороны алтаря устраивается ризница . Так называется помещение, где хранятся ризы, то есть священные одежды, употребляемые при богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается богослужение.

В храме имеется еще канунник , так именуется низенький столик, на котором стоит изображение распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.

Перед иконами и аналоями стоят подсвечники , на которые верующие ставят свечи.

Посредине храма, вверху на потолке, висит паникадило , т. е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.

Теперь о колоколах. Они принадлежат к предметам церковной утвари. Колокола стали употребляться с VII века, во времена гонений на христиан. До этого время для богослужения определялось через словесные объявления совершителей службы, или же христиане созывались на молитву особыми лицами, ходившими с объявлениями по домам. Потом для зова к богослужению употреблялись металлические доски, называемые билами или клепалами , по которым ударяли молотком. В VII веке в итальянской области Кампания появились колокола; поэтому колокола иногда еще называются кампанами.

В русской церкви для звона обычно употребляются 5 или более колоколов различной величины и различного тона. Сам звон носит троякое название:

  1. благовест,
  2. трезвон и
  3. перезвон.

Перезвон - медленный звон в каждый колокол поочередно, начиная с самого большого и кончая самым меньшим, а затем удар одновременно во все колокола. Перезвон употребляется обычно по поводу печального события, например при несении умерших.

Благовест - звон в один колокол.

Трезвон - звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и подобного.

Теперь входит в обычай придавать колоколам звуки гаммы, так что звон их иногда издает определенную мелодию. Звон колоколов увеличивает торжественность богослужения. Для освящения колоколов перед поднятием их на колокольню существует особая служба.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня , или звонница , то есть башня, на которой висят колокола.

Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, а также для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Устройство православного храма связано с символическими традициями, историей развития богослужения.

Основные части соборов называются:

  • алтарь – святое место;
  • наос – средняя часть;
  • притвор.

Каждая из них символизирует определённую область бытия, является повтором Божественной, небесной и земной жизни.

Схема внутреннего устройства православного храма

Изображённый на плане алтарь, отгороженный иконостасом от всего храма – святейшее место в соборе. Далее следует средняя часть храма, а затем притвор и паперть - площадка перед входом в церковь.

На чертеже изображены основные части строения православного храма.

Описание внутреннего строения храма

Рассмотрим подробнее внутренне строение христианского храма.

Притвор

Так называют предхрамие, символизирующее греховную землю.

К внешнему притвору относятся крыльцо с папертью. По древнерусскому обычаю на этом месте произносят молитвы кающиеся и люди, считающие себя недостойными находиться внутри храма, стоят просящие милостыню.

При монастырях в притворах располагают братскую Трапезную, являющуюся вторым тёплым храмом.

Над притвором строится башнеобразная колокольня, символизирующая свечу.

Святилище храма — средняя часть

Средняя часть здания считается храмом, символизируется земным бытиём, является частицей обновлённого человеческого мира. Называют это место нефами, оно расположено от притвора до святого места – алтаря.

Здесь расположены иконы, выставленные в больших рамах или на узких специальных столиках, имеющих наклонные крышки, которые называются аналой. Перед святыми изображениями установлены подсвечники, куда прихожане могут поставить свечки. Светильник из множества свечей украшает интерьер этой части собора, люстра называется паникадилом.

Здесь же находится небольшой столик, на котором имеются подсвечники и распятие, называемое кануном или канунником. Это место панихид или заупокойных Богослужений.

Традиционно наличие в храме образа Голгофы, который располагают в его средней части. Это изображение в виде деревянного Креста высотой в рост человека, на нём образ распятого Спасителя.

На нижней части восьмиконечного Креста, на подставке, имеется изображение, символизирующее череп и кости Адама.

Справа от Распятия расположена икона с образом Богоматери, слева Иоанна Богослова, иногда вместо него лик Марии Магдалены.

Солея в храме

Перед иконостасом и алтарём находится выступающее в храм возвышение, называемое солеей, посередине её выступ — амвон, что означает восхождение.

По обоим краям возвышения устраиваются места, где располагается хор. Называют эти площадки – клиросом, «клирошанами» называли поющих священников.

Рядом с клиросом помещают хоругви – иконы, изготовленные на шёлковых тканях, прикреплённые к длинным древкам. Как церковные знамёна их проносят во время крестных ходов.

На полукруглой солее иногда расположены хоры в форме балкона. Они обычно расположены с западной стороны храма.

Алтарь в церкви

Традиционно располагается в восточной стороне, он обращён к восходу солнца.

Алтарь считают «небом на земле». Он ассоциируется с образами Рая, считается небесным жилищем Господа. В дословном переводе алтарь называют «возвышенным жертвенником». Входить в него разрешается только помазанникам Божьим.

Внутри алтарь состоит из:

  1. Главной святыни, называемой Престолом для свершения Таинств.
  2. Горней высокой площадки, находящейся за престолом, куда помещают семисвечник и крест.
  3. Жертвенника, где готовится хлеб и вино для Таинства.
  4. Сосудохранилища и ризницы, в которых расположены священные сосуды и облачения священников для богослужения.

Иконостас отгораживает «Небо на земле» от остальных частей собора, заставлен иконами, в нём расположены врата. В центральные, называемые царскими, разрешено входить только священнослужителям. Врата с северной и южной стороны — для диаконов.

Образ Спасителя помещён справа от центральных врат, слева – икона Богоматери. После образа Спасителя место храмовой иконы, на которой изображён наиболее почитаемый святой, с чьим именем связано освещение храма.

Церковный придел

По традициям русской православной церкви не разрешается совершать более одной литургии в течение одного дня на одном и том же престоле. Поэтому устанавливаются в храме дополнительные престолы, для которых или выделяются части в основном здании, или делаются пристройки снаружи.

Называют их приделами или пареклесиями, располагаются они в южной или северной стороне помещения. Наличие нескольких церковных приделов иногда не просто усложняет структуру храма, а и создаёт целый комплекс.

Престол

Является освящённым столом, нижняя одежда которого – белое полотно, верхняя – цветная дорогая ткань.

Это место для священных предметов, специфика которых в том, что прикасаться к ним разрешено только священнослужителям.

Жертвенник в православном храме

Находится с левой стороны от престола. Высотой жертвенный стол такой же, как и престол.

Используется для обряда приготовления вина и просфир, которые нужны для причастия.

Амвон

Это место в виде полукруглого выступа по центру солеи, с которого священником произносятся речи и проповеди.

Архитектурные элементы храма

По внешности православного храма определяется его предназначение. Он может быть в виде:

  1. Креста – символа спасения.
  2. Круга, символизирующего вечность.
  3. Квадрата, связанного с землёй и духовной крепостью.
  4. Восьмиугольника, олицетворяющего Вифлеемскую звезду.
  5. Корабля, повторяющего Ноев ковчег.

Принадлежностью убранства храма являются:

  • образы на иконах и фресках;
  • светильники, которые зажигаются в зависимости от значимости службы ;
  • лампады.

Если посмотреть на фото с храмами, то заметно общее в их строении – это наличие куполов, которые венчает глава с крестом. Например, утроение куполов символизирует Святую Троицу.

Для прихожан, как для детей так и для взрослых, православный храм воспринимается как Царствие Небесное. Знать, как называются основные части церкви, полезно всем, для этой цели хорошо помогает рисунок или картинка с подписями.

Храм - это здание, предназначенное для совершения в нем литургии и общественной молитвы, особо устроенное - имеющее престол и освященное архиереем, делится на три части: алтарь, среднюю часть храма и притвор. В алтаре находятся жертвенник и престол. От средней части храма алтарь отделен иконостасом. Со стороны средней части перед иконостасом находится солея с амвоном и клиросами .

В архиерейских соборах в середине средней части храма ставится архиерейский амвон с кафедрой. Многие храмы имеют колокольню или звонницы с колоколами для созыва верующих на богослужения. Крыша храма увенчивается куполом с крестом, символизирующим небо. Освящается во имя праздника или какого-либо святого, день памяти которого является храмовым, или престольным, праздником.

Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены:

· Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.

· Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа , две области творения (ангельскую и человеческую).

· Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.

· Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

· Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.

· Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви , семь Вселенских Соборов , семь добродетелей.

· Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.

· Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Форма и цвет купола также имеют символический смысл. Шлемовидная форма символизирует духовную брань (борьбу), которую Церковь ведет с силами зла.

Форма луковицы символизирует пламя свечи.

Цвет купола также важен в символике храма:

· Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

· Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

· Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.

· Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами.

· В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества

Православные храмы имеют различную внешнюю форму:

1. Продолговатого четырех-угольника (вид корабля). Мир есть житейское море, а церковь - корабль, на котором можно переплыть это море и достигнуть тихой пристани — Царства Небесного.


2. Форму креста. Крестообразная форма храма указывает, что в основании Церкви лежит Крест Христов, через который верующие получили вечное спасение.

3. Форму звезды. Храм, имеющий форму звезды, или восьмиугольника, напоминает нам Вифлеемскую звезду, которая указывала волхвам путь ко Христу, и символизирует Церковь как путеводную звезду, освещающую верующим людям путь к вечной жизни.

4. Форму круга. Вид круга означает вечность Церкви. Как круг не имеет начала и конца, так и Церковь Христова будет существовать вечно.

Внешний цвет храма нередко отражает его посвящение - Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику.

Так, например:

· Белый - храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня

· Голубой - в честь Пресвятой Богородицы

· Красный - посвященный мученику (мученикам)

· Зелёный - преподобному

· Жёлтый - святителю

Храм разделяется на три основные части: притвор, средняя часть, или собственно храм и алтарь.

Притвор есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, т.е. лица, готовящиеся ко Святому Крещению.

Средняя часть храма, называемая иногда нефом (кораблем), предназначается для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение. В этой части храма находятся солея, амвон, клиросы и иконостас.

Солея - (гр σολ?α, от латинского solium - престол, трон), возвышенная часть пола перед иконостасом. В раннехристианской и византийской церкви проход, соединяющий алтарь и амвон, часто огражденный балюстрадой.

Амвон - полукруглая середина солеи напротив Царских врат. С амвона читаются ектении, Евангелие и произносятся проповеди. В древнегреческих и древнерусских храмах амвоны несколько напоминали современную преподавательскую кафедру и находились иногда посреди срединной части храма, иногда около стены. В древности амвон находился не у алтаря, а на середине храма.

И к нему вела каменная дорожка-помост (архиерейская кафедра посреди храма - остаток древнего амвона). Иногда амвонов было два, и они имели вид некоторого здания, высеченного из мрамора и украшенного скульптурой и мозаикой. Современный амвон уже не имеет ничего общего с древними. Древний амвон лучше всего сравнить с современной проповеднической кафедрой или аналогием (аналоем), когда последний ставится для проповеди.

Клиросы - конечные боковые места солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов. К клиросам прикрепляются хоругви, т.е. иконы на древках, называющиеся церковными знаменами.

Иконостас - перегородка или стена, отделяющая центральную часть храма от алтаря, имеющая на себе несколько рядов икон. В греческих и древних русских храмах высоких иконостасов не было, алтари отделялись от средней части храма невысокою решеткою и завесою. С течением времени иконостасы стали возвышаться; в них появилось несколько ярусов, или рядов икон.

Средние двери иконостаса называются Царскими Вратами , а боковые — северными и южными, также их еще называют диаконскими. Алтарем храмы обыкновенно направляются к востоку, в ознаменование мысли, что Церковь и молящиеся устремлены к «Востоку свыше», т.е. ко Христу.

Алтарь - главнейшая часть храма, предназначенная для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь обозначает небо, жилище Самого Господа. Ввиду особенно священного значения алтаря, он всегда внушает таинственное благоговение и при входе в него верующие должны делать земной поклон. Главнейшие предметы в алтаре: Святой престол, жертвенник и горнее место.

2. Наружный вид православных храмов.

Апсида - алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь.

Барабан - (глухой, световой) цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

Световой барабан - барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами.

Глава - купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.

Закомара - в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.

Куб - основной объем храма.

Купол - церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Паперть - открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.

Пилястра - конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.

Портал - архитектурно оформленный вход в здание.

Трапезная - часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служащая местом проповеди, общественных собраний, а в древности и местом, где братия принимала пищу.

Шатер - высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

Фронтон - завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.

Яблоко - шар на завершении купола под крестом.

Ярус - убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.

К началу XIV в. византийская система церковного убранства получила значительное развитие. Несколько сдержанная по масштабам схема, сложившаяся сразу после победы иконопочитания, с неизбежностью должна была уступить место более раскованной. Росту масштабов иконописного убранства во многом способствовали изменения как в архитектуре храмов, так и в технике и материале декора. Византийская иконопись среднего периода выполнялась в технике мозаики и занимала лишь определенные участки интерьера, а низы стен обычно облицовывали мрамором. К XIV в. мозаика почти полностью уступила место менее дорогостоящей фресковой росписи. Вместо мрамора и отдельных мозаичных панно почти все внутренние поверхности храмов теперь покрывали штукатуркой и записывали фресками. Ограниченный круг тем, используемых в Х и XI вв., расширился - ведь теперь для заполнения всех внутренних поверхностей храма требовался более объемный материал. Возрождение стиля базилики привело к тому, что в храмах появились большие поверхности стен, которые надо было записывать. Воспроизвести иерархическую, сакраментальную схему византийской мозаики среднего периода в таких храмах не удавалось. Снова, как и в доиконоборческие времена, стали появляться повествовательные сцены.

Храмовый декор не только расширялся в масштабе, не только включал в себя новый материал, но и испытывал немалое влияние со стороны литургии и ее интерпретации, а также со стороны календаря, упорядочивавшего церковный год. Основные темы предыдущих периодов сохранялись, но теперь их дополняло многообразие повествовательных тем; их использовали по всей внутренней поверхности храма, не слишком считаясь с разделением его на пояса, у каждого из которых была особая функция.

Апсида почти неизменно несла на своем своде образ Богоматери. Его связь с литургией, которую служили под ним, в алтаре, вполне осознавалась. Через Марию Слово стало плотью и явилось в мир, а через литургию Церкви даются воплощение и явления Христа. Ниже располагалось изображение причащения апостолов, самый ранний образец которого, киевский, датируется XI в. В Айя-Софии Христос в этой сцене изображен дважды, каждый раз по другую сторону престола под сенью; по одну сторону апостолы принимают от него хлеб, по другую - чашу. Это одно из нововведений в иконографии, знаменующее отход от строгих правил иконопочитательского богословия - ведь изображается здесь не историческое событие; Христос преподает причастие апостолам, как епископ народу. Тем не менее, эта сцена прекрасно отражает изложенное в комментариях учение о том, что литургия, которую служат на земле, - образ Тайной вечери и небесного богослужения, а епископ - символ Христа. Словом, причастие апостолов объединяет в одном образе историческую, литургическую и духовную реальность.

Еще ниже представлены фигуры литургистов в облике епископов в литургических одеяниях. Главные места, естественно, отведены св. Василию Великому и св. Иоанну Златоусту, а зачастую - и св. Григорию Великому, которому приписывают литургию преждеосвященных даров. Их могут сопровождать диаконы - скажем, Стефан или Лаврентий. Иногда они обращены к настоящему престолу; иногда один из них изображен в центре апсидной стены. Держа в руках литургические тексты, святые епископы прошлого предстают как бы небесными сослужителями тех, кто стоит у земного алтаря.

На стенах, отделяющих алтарь от нефа, нередко были представлены ветхозаветные прообразы Евхаристии вроде тех, что мы видели в церкви Св. Виталия в Равенне: жертвоприношение Авеля, упоминаемое в молитве проскомидии литургии Св. Василия; Мелхиседек, приносящий хлеб и вино; Авраам, приносящий в жертву Исаака; гостеприимство Авраама. Последний образ имеет не только евхаристический, но и тринитарный смысл: стол, вокруг которого сидят три ангела, часто изображается в виде престола, а на нем стоит чаша или блюдо с агнцем. Участие в Евхаристии вводит молящегося в средоточие Троицы, самую природу которой составляет жертвенная любовь.

Литургические темы с особой отчетливостью проступают в декоре ризницы. На полукуполе апсиды часто изображали св. Иоанна Крестителя в соответствии с толкованием Николая Андидского: обряд проскомидии символизирует Боговоплощение и пророческие предсказания о нем. Весьма своеобразным был символизм страстей. Иногда Христа изображали в виде лежащего на дискосе младенца, чьи ребра пронзает копьем (литургическим) епископ: это иллюстрация Германова толкования проскомидии в версии Анастасия. Иногда Христос показан мертвым и приготовленным к погребению. Впрочем, его могли изображать в виде младенца и без всякой символики страстей: тогда на первый план выступала символика Рождества.

Христос Вседержитель по-прежнему смотрел вниз с центрального купола, кроме, конечно, храмов-базилик, где он перемещался на следующее самое святое место - полукупол апсиды. Вошло в традицию по нижней кромке купола или по периметру поддерживающего его барабана изображать Небесную литургию. Подобно причащению апостолов, от которого эта сцена, возможно, и произошла, она тоже не совсем соответствует богословию иконопочитания. В ней представлен Великий вход, преобразованный в небесные реалии: ангелы-священники и ангелы-диаконы со свечами, рипидами и священными сосудами шествуют к святому престолу. Великим входом, как стенографическим значком, можно было обозначить всю литургию, что наглядно показывает, насколько видное место он занял в самом обряде и в системе византийского литургического благочестия. Иногда это шествие движется от одного престола - от жертвенника - к другому. Иногда у престола изображен ожидающий шествие Христос в епископских одеяниях. Может он стоять и у жертвенника, провожая шествие.

На верхах стен и храмовых сводах по-прежнему располагался круг великих праздников - главных событий из жизни Христа. Теперь к ним добавились и другие сцены - не праздников в строгом смысле слова, а событий, отмечаемых в определенные дни церковного года, например, Христос в храме среди учителей или неверие Фомы. В символическом толковании литургии стали отмечать все новые подробности земной жизни Христа, а иконография стала отражать все больше событий и сцен, иллюстрирующих ту же самую тайну Воплощения.

К XIV в. в убранство храмов добавились и другие иконографические циклы. Они носили повествовательный характер и не были напрямую связаны с основной канвой жизни Христа. Располагались они в разных уголках храма. В боковых нефах, приделах, притворах или нартексе могли изображать жизнь Девы Марии. Ее Успение обычно помещали на западной стене нефа. Этот цикл отчасти соответствует богородичным праздникам и таким паралитургическим практикам, как акафист Богородице.

Другой цикл второстепенного характера, встречающийся в боковых нефах, приделах и нартексе, а иногда и в главном нефе, - учительство и чудеса Христа. Николай Кавасила в своем толковании на Божественную литургию подчеркивает, что это, прежде всего, воспоминание страстей, смерти и воскресения Христа, а не его чудес. Иногда изображали в подробностях сами страсти, независимо от того, что в праздничном цикле уже содержится образ Распятия.

К образам святых, по-прежнему украшавшим в иерархическом порядке нижние части стен нефа, теперь добавились циклы, изображающие жизнь отдельного святого - может быть, того, кому посвящена данная церковь, или наиболее почитаемых в данной местности, а то и вообще в церкви.

Начиная с XIV в. в притворах, нартексе или на крыльце стали изображать семь Вселенских Соборов. Все они уже были памятными событиями календаря, а Седьмой и вовсе отмечали в первое воскресенье Великого поста как Торжество Православия - победу Церкви над всеми ересями. Их включение в систему храмового убранства отражало спор с церковью Запада о том, сколько именно соборов следует считать вселенскими, а их положение близ входа подчеркивало, что Церковь есть столп и утверждение истинной веры в воплощение Христа, о чем свидетельствует весь храм.

И еще одно изображение впервые появляется в XIV в. - Страшный суд. Это тоже связано с календарем: предпоследнее воскресенье перед Великим постом отмечено в нем как воскресенье о Страшном суде. В литургии оно привязано к поминовению усопших на проскомидии, а также напоминает о молитве "да не в суд и не в осуждение будет мне причащение, но во исцеление души и тела". Изображение Страшного суда иногда располагалось в нартексе, иногда - на одной из стен часовни, используемой для поминальных или похоронных служб. В Воронете (Румыния) оно занимает всю наружную поверхность западной стены одной из пяти тамошних расписанных церквей.

Отчетливо выраженную связь расширенной иконописной схемы XIV в. с церковным календарем можно наблюдать в росписи нартекса - по всей поверхности его стен в соответствующем порядке часто располагаются сцены основных праздников каждого месяца.

Разросшаяся в объеме иконография XIV в., включая в себя элементы классической византийской схемы среднего периода, содержала и богатый материал повествовательного характера, менее тесно связанный с исходными принципами иконописи. Появились сцены, в которых исторические элементы переплетены с неисторическими, причем невидимые реалии представлены в символических образах. Это, пожалуй, вполне естественно в век, когда Григорий Палама отстаивал исихазм афонских монахов и утверждал, что во время литургии можно воочию увидеть Христа глазами веры:

Этот дом Божий есть истинный символ Гроба Господня... Ведь позади завесы - помещение, где будет положено Тело Христа, а также святой престол. И потому тот, кто с ревностью приблизится к божественной тайне и к месту, где она расположена, и будет упорствовать в этом до конца.., несомненно увидит Господа духовными, скажу более - телесными очами. Кто видит в вере таинственную трапезу и хлеб жизни, который приносится в ней, тот под внешними формами видит само божественное Слово, ставшее плотью ради нас и живущее в нас как в храме.

Одна из особенностей Исаакиевского собора - стиль его внутреннего убранства. В сравнении с другими российскими храмами XIX века он отличается не только своей программой и художественным исполнением внутреннего убранства, но и структурой иконостаса, расположением икон, цветовым решением.

Если, в соответствии с этими описаниями, представить себе иконостас первой Исаакиевской церкви, то его доминирующими цветами будут желто-золотой и зеленый с двумя синими вертикальными полосами вдоль царских врат. В силу архитектурных особенностей чертежного амбара, перестроенного в первую Исаакиевскую церковь, ее иконостас высотой до 4 м и шириной более 6 м не нуждался в горизонтальных силовых конструкциях, а для зрительного эффекта большей высоты разделялся вертикальными зелеными полосами, начинающимися от пола.

Известно, что свои иконы для обустройства первого Исаакиевского храма дал император Петр I, они же были перенесены в иконостас второго Исаакиевского собора.

Несмотря на то, что иконостас второго Исаакиевского храма шириной около 8 м и высотой более 12 м позволял разместить дополнительные ярусы икон, этого не произошло. Структура иконостаса осталась прежней, такой же вертикальной, как в первом храме. Оформление иконостаса предусматривало несколько групп колонн, высота которых превышала половину высоты самого иконостаса.

Эти же тенденции оформления иконостаса сохранились и в третьем Исаакиевском соборе (проект архитектора А.Ринальди).

Его иконостас составляли в основном вертикальные структуры, колористическое решение - белый, золотой и зеленый цвета. К сожалению, главный алтарь этого собора не сохранился, но, он, скорее всего, не нарушал вертикального членения. В иконостасе размещалось не более 10 - 12 икон значительного размера. Ранее упомянутые иконы небольшого размера, переносимые из первого в последующие Исаакиевские храмы, располагались в интерьере.

Интересно отметить, что когда Монферран начал возводить четвертый собор, рядом с разбираемым третьим храмом сделали специальную пристройку для его икон, и в ней проводили богослужения. После 1828 года из-за интенсивных строительных работ по Императорскому указу и просьбе прихожан наиболее почитаемые иконы Исаакиевского собора перенесли в помещение на втором этаже западного крыла Адмиралтейства, где освятили временные приделы св. Исаакия Далматского, св. Александра Невского и св. Андрея Первозванного.


К. П. Брюллов. Богоматерь в окружении святых. Плафон главного купола. Фигуры 12 апостолов в барабане купола написаны П. А. Басиным по картонам Брюллова

Воскресение Христа. 1841-1843. Витраж главного алтаря.

Внешний вид.

Северный фасад.

Рельеф фронтона северного портика - это «Воскресение Христа» (1839-1843, скульптор Ф. Лемер). В центре композиции - поднявшийся из гроба Христос, справа и слева от него - ангелы, а за ними перепуганные стражники и потрясённые женщины.

Статуи, расположенные на углах и вершинах фронтонов, представляют 12 святых апостолов (скульптор Витали) - ближайших учеников Иисуса Христа, - причём вершины увенчаны статуями евангелистов, то есть авторов Евангелий - первых 4 книг Нового завета, повествующих об учении и жизни Иисуса.


Северный фронтон.«Воскресение Христа»

Апостол Пётр Апостол Павел Апостол Иоанн


Правая ниша "Положение в гроб" Северная дверь собора

Западный фасад

На фронтоне западного портика - барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», выполненный в 1842-1845 годах скульптором И. П. Витали. Его сюжетом является единение двух ветвей власти - царской и духовной (неслучайно портик обращён в сторону Сената и Синода).


Апостол Фома (скульптор Витали) Апостол Варфоломей (скульптор Витали) Апостол Марк (скульптор Витали)




Барельеф с изображением Монферрана «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием» Западные двери

Южный фасад

На фронтоне южного портика помещён выполненный в 1839-1844 годах скульптором И. П. Витали барельеф «Поклонение волхвов». В центре изображена Мария с младенцем, сидящая на троне. Её окружают пришедшие на поклонение волхвы, среди них выделяются фигуры месопотамского и эфиопского царей.


Апостол Андрей Апостол Филипп Апостол Матфей



Левая ниша. "Благовещение" Правая ниша. «Избиение младенцев» Южные двери



Понравилась статья? Поделитесь ей