Контакты

Морфология как раздел языкознания: предмет и задачи. Связь морфологии с другими уровнями языковой системы. Из истории изучения частей речи в русском языкознании. Морфология в лингвистике

§ 181. Если основной единицей грамматики считать грамматическую форму (в широком смысле этого термина), то основной единицей морфологии следует признать морфологическую грамматическую форму , или, проще, морфологическую форму, т.е. грамматическую форму слова. Морфологическими грамматическими формами (грамматическими формами слов) в современном языкознании называются регулярные видоизменения слов той или иной части речи, выражающие определенное грамматическое (морфологическое) значение или известный комплекс таких значений, например: форма родительного падежа множественного числа имени существительного (домов, окон, друзей и др.), форма сравнительной степени прилагательного (выше, глубже, быстрее, более высокий, более глубокий и т.п.), форма 3-го лица множественного числа настоящего времени глагола (несут, глядят и др.) и т.д. Под грамматическим значением при этом понимается обобщенное значение, присущее определенным классам, разрядам слов или отдельных морфологических форм, отвлеченное от лексических значений соответствующих слов, например: значение предмета в широком, грамматическом смысле, или предметности (у имен существительных), значение признака предмета (у прилагательных), значение процесса (у глаголов), значение единственного или множественного числа, именительного, родительного, дательного или иного падежа существительного, сравнительная или превосходная степени прилагательного или наречия, лица, числа, времени, наклонения, вида, залога глагола и т.д.

Иногда в морфологии различаются общие и частные грамматические (морфологические) значения. Общим, категориальным грамматическим значением называется значение слова как единицы определенной части речи, так называемое "частеречное" значение слова, например, значение имени существительного, прилагательного, глагола; под частным значением понимается грамматическое значение определенной морфологической формы слова той или иной части речи, например, значение множественного числа существительного, 1-го лица глагола и т.д.

Грамматическая (морфологическая) форма слова как единица морфологической системы (морфологического строя) языка в речи выступает в виде отдельных словоформ. Если грамматическая форма представляет собой определенный класс слов или их морфологических видоизменений, то словоформа – это отдельно взятое слово, употребленное в речи в той или иной грамматической форме, например: имя существительное дом в форме родительного падежа единственного числа, прилагательное светлый в полной, местоименной форме именительного падежа единственного числа мужского рода положительной степени сравнения, глагол нести в форме инфинитива и т.д.

"Слово существует в языке как система форм. Форма слова – это принадлежащее языковой системе то или иное его грамматическое видоизменение, несущее, наряду с общим категориальным значением, комплекс частных грамматических значений или одно такое значение. Отдельно взятая форма конкретного слова является его словоформой ".

В зависимости от способа образования, или лексического состава, среди грамматических форм слова различают формы простые , или синтетические , и сложные , описательные , или аналитические . Простыми (синтетическими) называются грамматические формы слов, "представленные одной словоформой". В русском языке это, например, падежные и числовые формы имен существительных, формы рода, числа, падежа прилагательных, все формы настоящего и прошедшего времени глагола и многие другие. Сложными (аналитическими) называются формы слов, "представленные сочетанием форм знаменательного и служебного слова", например: формы будущего времени глаголов несовершенного вида, все формы сослагательного наклонения.

§ 182. Совокупность словоформ определенного слова, одной и той же лексемы, называется парадигмой данного слова (от греч. paradeigma – "пример, образец"), а точнее – грамматической, или морфологической, или словоизменительной, парадигмой.

Различаются грамматические парадигмы слов общие (обычно называются полными, или большими) и частные (или малые). Общая парадигма слова представляет собой совокупность всех его грамматических форм. Так, например, общие парадигмы большинства имен существительных современного русского языка насчитывают по 12 словоформ, общие парадигмы качественных прилагательных включают до 29 словоформ, относительных и притяжательных прилагательных, не имеющих кратких форм и форм степеней сравнения, – по 24 словоформы. Наиболее сложные парадигмы у глаголов, образующих формы лица, числа, времени, наклонения, вида, залога, причастий, деепричастий, а также родовые формы (в прошедшем времени, в сослагательном наклонении и у причастий), падежные формы (у причастий). Частные парадигмы представляют собой определенные части общей парадигмы слова, "определенным образом организованные группы форм" данного слова. Например, общая парадигма существительного включает две частные парадигмы – единственного и множественного числа; общая парадигма качественных прилагательных распадается на частные падежные парадигмы мужского, женского, среднего рода и множественного числа, родочисловую парадигму кратких форм и парадигмы форм степеней сравнения.

Грамматические парадигмы слова могут быть полными и неполными, или дефектными. Полными являются парадигмы слов, содержащие все возможные в данном языке словоформы, например, парадигмы существительного дом, прилагательного веселый, местоимения мой и многие другие. Неполными (дефектными) считаются общие парадигмы, в которых отсутствуют отдельные частные парадигмы, или же парадигмы (общие и частные), в которых отсутствуют одна или больше словоформ, имеющихся в аналогичных полных парадигмах. В русском языке неполными являются, например, парадигмы существительных с вещественным значением: белила, дрожжи, коисервы, сливки, чернила и др. (отсутствуют формы единственного числа), собирательных существительных: зверье, ребятня, студенчество и др. (отсутствуют формы множественного числа), некоторых существительных с оценочным значением: глазенки, глазеночки, глазыньки и др. (отсутствуют формы единственного числа), письмецо (отсутствуют формы множественного числа), существительных башка, мгла, мечта, мзда, мольба и др. (отсутствует форма родительного падежа множественного числа), зло (отсутствуют все формы множественного числа, кроме формы родительного падежа), дровец, щец (единственно возможной является форма родительного падежа множественного числа), парадигмы местоимений себя (нет формы именительного падежа), некто (нет форм косвенных падежей), глаголов гнести (нет форм прошедшего времени), дерзить (нет формы 1-го лица единственного числа настоящего времени), победить (нет формы 1-го лица единственного числа будущего времени) и т.д.

В каждой грамматической парадигме слова выделяется одна словоформа в качестве главной, основной, исходной. Все остальные формы, относящиеся к данной парадигме, рассматриваются как производные по отношению к исходной. В современной русистике исходной формой склоняемых слов считается форма именительного падежа. Для имен существительных – это форма именительного падежа единственного числа (при отсутствии у существительного форм единственного числа – форма именительного падежа множественного числа), для прилагательных и слов других частей речи, склоняемых по типу прилагательных, – форма именительного падежа единственного числа мужского рода (для местоимения себя, у которого форма именительного падежа отсутствует, – форма родительного падежа). Для глагола в русистике исходной формой считается инфинитив, который признается исходной формой в разных современных европейских языках. В семитологии исходной формой глагола считается форма 3-го лица мужского рода перфекта (одного из прошедших времен). Для латинского и греческого языков – это форма 1-го лица единственного числа настоящего времени, для санскрита (одного из основных древнеиндийских языков) – форма 3-го лица единственного числа настоящего времени.

Исходная форма представляет слово (лексему) в словарях, указывается в заголовке словарной статьи (поэтому называется еще словарной формой). Она также представляет слово в лингвистических описаниях и в других случаях, когда необходимо назвать слово без указания его грамматической формы.

Сравним, например, следующую выдержку из вузовского учебника: "Переходные глаголы могут иногда употребляться без прямого дополнения...: Он читает польскую книгу; Он читает по-польски; Он хорошо читает – во 2-м и 3-м примерах, несмотря на отсутствие прямого дополнения, глагол читать сохраняет свою природу переходного глагола". Сравним также следующий диалог из романа К. Федина "Необыкновенное лето", где главный герой романа Петр Рагозин объясняет сыну Ване значение слова "польза":

" – Когда тебе хочется сделать так же хорошо, как другие. Чтобы твоей работой другие тоже любовались, как ты. Это и будет польза для них, а как же?

  • – Чудно как архирейте, – с насмешкой сказал Ваня.
  • – Это что еще за “архиреить"?".

§ 183. При объяснении вопроса о единицах грамматики говорилось о том, что в качестве грамматических единиц, наряду с грамматическими формами, часто рассматриваются грамматические категории. Соглашаясь с этим, можно утверждать, что одной из важнейших морфологических единиц является морфологическая грамматическая категория, или, проще, морфологическая категория. Морфологическими являются такие грамматические категории, которые, в отличие от синтаксических, "закреплены за словами независимо от их положения в высказывании". В современном отечественном языкознании морфологическая категория рассматривается как "одна из основных обобщенных характеристик данного разряда слов, имеющая морфологическое выражение"; она определяется как "система форм слова, обладающих общим грамматическим элементом значения", как "система противопоставленных друг другу рядов морфологических форм с однородными значениями".

Морфологические грамматические категории различаются по разным признакам. В современной лингвистической литературе они чаще всего классифицируются в зависимости от возможности или невозможности выражения формами одного и того же слова, в рамках парадигмы данного слова. По этому признаку они делятся на две группы: 1) грамматические категории слов и 2) грамматические категории словесных форм. Первые называются еще лексико-грамматическими категориями, классифицирующими (классификационными) категориями, категориями классифицирующего типа или несловоизменительными морфологическими категориями, последние – собственно грамматическими категориями, формообразовательными категориями или словоизменительными морфологическими категориями. Грамматическими категориями слов являются такие морфологические категории, члены (компоненты) которых представлены разными словами (лексемами) и не могут быть представлены формами одного и того же слова, например, категория членов предложения, категория рода существительных. К грамматическим категориям словесных форм относятся морфологические категории, члены которых могут быть представлены формами одного и того же слова, например, категории числа и падежа существительного, рода, числа, падежа и степени сравнения прилагательного, лица, числа, времени, наклонения глагола и др.

По количеству членов, представляющих морфологические грамматические категории, последние подразделяются на двучленные, или бинарные (например, категории числа, вида в современном русском языке), трехчленные (например, категории рода, лица, времени) и многочленные (например, категории падежа).

Возможны и иные классификации морфологических грамматических категорий.

К числу важнейших морфологических грамматических единиц, естественно, относятся морфологические граммемы как члены соответствующих морфологических грамматических категорий.

§ 184. Многие лингвисты склонны рассматривать в качестве важнейшей, основной единицы морфологии слово, или лексему (как уже отмечалось при объяснении понятия морфологии). Авторы некоторых работ категорически заявляют, сто слово "стоит в центре морфологии", является "основной элементарной единицей М. (т.е. морфологии. – В. Н.)", "основным объектом морфологии".

Очевидно, признание слова основной морфологической единицей носит условный, относительный характер. Слово можно считать основной единицей (или одной из основных единиц) морфологической системы постольку, поскольку оно является выразителем морфологического значения (выражает общее морфологическое, "частеречное" значение, о чем уже говорилось выше) и представляет собой совокупность, систему словоформ, выражающих разные частные морфологические значения. "Основной единицей М. (т.е. морфологии. – В. Н .) является слово как та единица языка, в к-рой слиты воедино звуковой материал, лексическое значение и формальные грамматические характеристики; эти последние стоят в центре внимания М.". В целом же слово является основной единицей лексики и объектом лексикологии, о чем подробно говорилось в разделе "Лексикология". Сравним: "Слово представляет собой одновременно единицу и лексики, и грамматики. Слово как грамматическая единица – это система всех его форм с их грамматическими значениями; слово как лексическая единица , или единица словаря, – это формально выраженная система всех его лексических значений".

Что касается морфем, морфемного состава языка, которые иногда рассматриваются как основной объект морфологии (о чем говорилось выше), то их следует рассматривать не как единицы морфологии, а как одно из важнейших средств образования морфологических единиц, или морфологических средств (о чем речь пойдет ниже). Они представляют собой основной объект морфемики как особого раздела языкознания.

Русский язык, как и другие языки мира, определенным образом упорядочен: образование слов и их функционирование подчиняется объективным законам, без чего язык не мог бы выполнять основную свою функцию, функцию общения между людьми.

Эту упорядоченность называют грамматическим строем языка. Описание грамматического строя языка является содержанием и целью грамматики. Словом грам- матика называют и раздел языкознания, изучающий особенности грамматического строя языка, и книги, в которых они описываются.

Морфология (от греч. морфо "форма" и логос, "учение" буквально "учение о форме") - это раздел грамматики, в котором изучается слово в аспекте его грамматических свойств.

Морфология изучает правила изменения слов, знание которых не- обходимо для построения предложения.

Одна из основных особенностей грамматического строя русского языка - обязательное изменение формы большинства так называемых знаменательных (самостоятельных) слов при формировании словосоче- таний и предложений. При построении единиц синтаксиса формы слов должны быть приспособлены друг к другу: Охотник убил медведя, а не Охотник убить медведь, Я рисую, но не *Я рисуешь, читать газету, а не *читатъ газетой, полевой цветок, а не *полевая цветок и т. п.

Морфология рассматривает слово во всей совокупности его форм, при этом изучается не только сам механизм (модели) словоизменения, но и характер его участия в организации коммуникативных единиц. Например, в морфологии, с одной стороны, определяется, как сущест- вительные изменяются по падежам, а с другой- устанавливается, ка- кие значения в русском языке можно выразить посредством того или иного падежа. Другими словами, морфология изучает и формы слов, и их семантику, которую принято называть грамматической.

В морфологии определяются и описываются также части речи, по- скольку приемы словоизменения в русском языке в целом дифференци- рованы в зависимости от частеречной принадлежности слова. Глаголы изменяются по лицам (читаю, читаешь, читает), временам (читал, чи- таю, буду читать), наклонениям (читаю, читай, читал бы), числам (чи- таю, читал, читаем, читали), родам (читал, читала, читало), существи- тельные изменяются по падежам (страна, страны, стране, страну, стра-

ной) и числам (страна, страны); прилагательные изменяются по родам (родной, родная, родное), числам (родной, родные) и падежам (родной, род- ного, родному, родным, родном); числительные изменяются только по па- дежам (пять, пяти, пятью), а наречия являются неизменяемыми словами (слева, наизнанку).

Можно сказать, что принадлежность слова к той или иной части речи является его грамматическим свойством.

Так как в русском языке, кроме изменяемых, есть неизменяемые слова (наречия, предлоги, союзы, частицы, междометия) и, следователь- но, признака изменяемости недостаточно для частеречной характери- стики лексемы, морфология определяет критерии распределения слов по частям речи.

Итак, грамматические свойства слова - это 1) его частеречная принадлежность, 2) способность определенным образом изменяться (иметь совокупность словоформ) или быть неизменяемым и 3) его грам- матические значения.

В результате морфологию можно определить так: это раздел грам- матики, в котором описываются части речи, их грамматические (мор- фологические) формы и грамматические значения. Такую морфологию В. В. Виноградов назвал грамматическим учением о слове.

Примечание. Изложенное понимание морфологии является традицион- ным и ориентированным на грамматический строй именно русского языка, в котором словоизменение активно используется для выраже- ния различных отношений между словами и является одним из основ- ных средств языкового оформления слова. Существуют и другие оп- ределения морфологии, в частности такое, при котором она понима- ется расширительно (!!!????), как раздел грамматики, изучающий слово со стороны его внутренней структуры вообще. При этом формообразо вание в частях речи и соответствующие грамматические значения оказываются лишь частным ее аспектом ".

Морфология имеет дело с сущностями разной степени абстрактно- сти, поскольку в ней характеризуются и части речи в целом, и конкрет- ные единицы, относящиеся к частям речи. Так, можно говорить об име- нительном падеже вообще существительных и именительном падеже слова страна, земля, озеро, пруд и т. д. или виде глагола как такового и виде слов писать, читать, сделать, пойти и т. п. Поэтому в морфоло- гии используются параллельные термины: лексема (слово в словаре) и слово (слово в тексте), форма слова и словоформа (форма слова в тек- сте), впрочем, параллельные термины нередко употребляются как сино- нимы.

1В. А. Плотникова. Морфология // Русский язык. Энциклопедия. М., 1979; см. также: Морфология // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

МОРФОЛОГИЯ –это раздел грамматики, который изучает различные аспекты слова: его принадлежность к определенной части речи, структуру, формы изменения, способы выражения в грамматических значениях. Морф.

Рассматривает прежде всего общие значения и изменения слов. Слова могут изменяться по родам, числам, падежам, лицам и тд. Напр. сущ. стол обозначает предмет и изменяется по-падежам и числам, прилагательное письменный обозначает признак предмета и изменяется по-родам, числам и падежам. Но есть слова, которые не изменяются, напр. союзы, предлоги, наречия.

Морф. тесно связана с орфографией, поэтому изучение морфологии тесно связано с изучением орфографических правил.

Морфология включает в себя:

*учение о словоизменении в языке, парадигмах, словоизменительных типах. Это обязательная составляющая морфологии, и именно с составления парадигм (таблиц склонения и спряжения) исторически началась лингвистика вообще (в древнем Вавилоне).

*учение о структуре слова (морфемику, или морфологию в узком смысле). Существуют морфологические концепции (Стивен Р. Андерсон и др.), отказывающиеся от членения слова на морфемы.

*грамматическую семантику, то есть учение о грамматических значениях. Традиционно (например, в XIX веке) грамматическая семантика не включалась в морфологию; в разделе грамматик «морфология» приводились только способы образования форм и образцы парадигм, а сведения о семантике («употреблении» форм) относились к синтаксису. В XX веке грамматическая семантика является уже неотъемлемой частью морфологии.

*учение о частях речи, при выделении которых задействованы не только морфологические (в узком смысле), но и синтаксические и семантические критерии.

*учение о словообразовании, стоящее на границе морфологии и лексикологии.

*морфологическую типологию.

Морфоло?гия - раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части (морфемы). В задачи морфологии входит, таким образом, определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры.

Морфология, согласно преобладающему в современной лингвистике пониманию её задач, описывает не только формальные свойства слов и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования, и т. п.), но и те грамматические значения, которые выражаются внутри слова (или «морфологические значения»). В соответствии с этими двумя крупными задачами, морфологию часто делят на две области: «формальную» морфологию, или морфемику, в центре которой находятся понятия слова и морфемы, и грамматическую семантику, изучающую свойства грамматических морфологических значений и категорий (то есть морфологически выражаемое словообразование и словоизменение языков мира).

Наряду с обозначением некоторой области лингвистики, термин «морфология» может обозначать и часть системы языка (или «уровень» языка) - а именно, ту, в которой содержатся правила построения и понимания слов данного языка.

Морфология вместе с синтаксисом составляют грамматику; но этот последний термин часто употребляется и в более узком смысле, практически как синоним морфологии («грамматическое значение», «грамматическая категория»).

Ряд лингвистических концепций (особенно генеративистских) не выделяет морфологию как отдельный уровень языка (таким образом, после фонологии начинается сразу синтаксис).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 18 Морфология как раздел языкознания.:

  1. Вопрос 1. Словообразование как раздел языкознания. Предмет и задачи словообразования.
  2. 17. Методика преподавания морфологии. Важнейшие принципы изучения морфологии. Основные приемы и методы преподавания морфологии.
  3. 188. Охарактеризуйте нефросклероз: этиология, патогенез, морфогенез, виды, морфология. Дайте характеристику хронической почечной недостаточности: морфология, осложнения, исходы.

Морфология и синтаксис являются двумя составными частями грамматики .

Термин «грамматика» имеет несколько значений:

1) обозначается грамматический строй языка, т.е. объективные законы строения и функционирования слов и предложений;

2) особый раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка;

3) грамматиками называются книги, содержащие систематическое описание языка.

В лексике обращается внимание прежде всего на лексическое значение слова, в грамматике же рассматриваются те свойства и закономерности слов и их объединений и сочетаний, которые принадлежат не отдельным словам, а целым группам .

Для грамматики важно, как слово грамматически оформлено, какие грамматические значения в нем содержатся и как они выражены, как слово сочетается с другими словами, какую роль выполняет в предложении.

В связи с этим грамматика делится на два раздела: морфологию и синтаксис. У каждого раздела свои задачи и предмет исследования.

Морфология (греч. morph - форма, logos - учение) - это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов. Грамматическими свойствами слов являются грамматические значения , средства выражения грамматических значений, грамматические категории .

Синтаксис (греч. syntaxis ) изучает сочетания слов, типы этих сочетаний, формы связи между словами в словосочетании и предложении, строение предложений, структурные типы предложений.

Грамматическое значение слова

Грамматическое значение сопутствует лексическому значению слова; отличия между этими двумя типами значений таковы:

1) Грамматические значения очень абстрактны , поэтому они характеризуют большие класс слов. Напр., значение глагольного вида всегда присутствует в смысловой структуре русского глагола.

Лексическое же значение более конкретно , чем грамматическое, поэтому оно характеризует лишь какое-то определенное слово.

2) Лексическое значение выражено основой слова, грамматическое - особыми формальными показателями (поэтому грамматические значения часто называются формальными).

Итак, грамматическое значение - это отвлеченное (абстрактное) языковое значение, выраженное формальными грамматическими средствами.

Формальные грамматические средства

Грамматические значения выражаются при помощи различных средств (грамматических показателей):

1) окончаний;

2) формообразующих суффиксов и префиксов;

3) ударения;

4) чередования звуков;

5) предлогов;

6) интонации;

7) вспомогательных слов.

С помощью окончания выражается:

а) значение рода, числа и падежа имен существительных, прилагательных, причастий, местоимений:

голуб-ое неб-о , голуб--ого неб-а и т.д.


б) значение падежа числительных:

дв-а , дв-ух , дв-ум , дв-умя ,

И.п. Р.п. Д.п. Т.п.

пять, пяти, пятью ;

И.п. Р.п. Т.п.

в) значение лица, числа и рода глагола:

сижу, сидишь, сидят, сидел, сидела, сидели.

1 л., ед.ч. 2 л., ед.ч. 3.л., мн.ч. м.р., ед.ч. ж.р., ед.ч. мн.ч.

Суффиксальным путем образуются:

а) форма прошедшего времени глагола:

дума-л, виде-л;

б). формы видов:

с.в. нс. с.в. н.с.

узнать - узнавать, записать - записывать;

в) формы залога:

мыть - мыться;

действ. залог средневозврат. залог

г) формы сравнительной и превосходной степени прилагательных:

белый - бел-ее, редкий - редч-айш-ий.

Префиксальным путем образуются:

а) формы превосходной степени прилагательных:

лучший - наилучший, высший - наивысший;

б) формы совершенного вида глаголов:

чертить - начертить, строить - построить.

Ударение как грамматическое средство обычно выступает совместно с суффиксальными средствами: создáть - создавáть, доказáть - докáзывать. Самостоятельно (без других средств) ударение редко выражает грамматическое значение.

При помощи ударения различаются, например:

а) формы ед.ч., Р.п. и мн.ч., И.п. существительных:

дéл - а (нет) и дел - á (идут хорошо)

ед.ч., Р.п. мн.ч., Им.п

окнá (нет) и óкна (выходящие на улицу)

б) формы видов:

насыпать - насыпáть

разрéзать - разрезáть

Чередование звуков также является лишь дополнительным средством различения грамматических значений. Оно сопровождает аффиксацию. Например,

освет ить - освещ ать (т//щ)

охлад ить - охлажд ать (д//жд)

собрать - соби рать (и//#)

Предлоги широко используются для выражения падежных значений имен существительных, числительных, местоимений.

При этом они выступают вместе с окончаниями:

у дома , к дому , на дом, в дом, в доме , от трех , к трем .

В морфологии грамматические значения редко выражаются при помощи интонации . Активную роль играет интонация в передаче разнообразных оттенков значения повелительного наклонения:

Встань! Сядь! Молчать!

Вспомогательные слова , т.е. слова, не обладающие своим лексическим значением, обслуживают грамматические потребности полнозначных слов. С помощью формообразующих частиц обозначаются формы повелительного наклонения:

Пусть сильнее грянет буря!

и сослагательного наклонения:

отдохнул бы, поспал бы.

С помощью вспомогательных глаголов образуются формы будущего сложного: буду стараться, будете читать и т.д.

Грамматическая форма.

Формы слова - это разновидности одного и того же слова, тождественные лексически и противопоставленные друг другу по своим грамматическим значениям.

Так, пишу, пишешь, пишет, пишем, пишете, писал, буду писать, пиши и т.д. - это формы глагола писать .

Каждую грамматическую форму слова называют словоформой .

Словоформа - это конкретный «представитель» слова в речи.

Таким образом, слово (лексема) это совокупность грамматических форм, или словоформ.

Например, в состав форм существительного река входят рекá, рекú, рекé, реку, рекóй, о рекé, рéки, рек, рéкам, рéками, о рéках.

Упорядоченная совокупность (или система) грамматических форм слова называется парадигмой . Парадигму имеют только изменяемые слова.

Способы выражения грамматических значений слова

Большинство грамматических значений выражены в русском языке синтетическим способом, т.е. при помощи средств, находящихся в самом слове. К таким средствам относятся окончания, суффиксы, префиксы, чередование звуков, ударение. Например, в предложении Наступила зима в словоформе наступила синтетически выражены значения прошедшего времени, изъявительного наклонения (суффиксом - л ), ж. рода, ед. числа, (окончанием - а ), а в словоформе зима - значение ж. рода, Им.п., ед.ч. (окончанием - а ).

В морфологии русского языка значительное место занимают случаи выражения грамматических значений аналитическим способом, т.е. при помощи средств, находящихся вне самого слова. К таким средствам относятся предлоги, вспомогательные слова . Такие грамматические формы слова состоят из двух компонентов: один - основной - является носителем лексического значения слова, а другой - вспомогательный - служит для выражения грамматического значения. Так, в аналитической форме буду читать лексическое значение слова выражает компонент читать , а грамматические значения будущего времени, 1-го лица, ед. числа - вспомогательный компонент буду . Ср.: будешь читать (2 л., ед.ч.), будем читать (1.л., мн.ч.), будут читать (3 л., мн.ч.).

Аналитические формы слова входят в его парадигму вместе с синтетическими формами. Например, в парадигму глагола любить входят словоформы люблю, люби, буду любить, будешь любить, любил бы, пусть любит и т.д.

Некоторые слова выражают отдельные грамматические значения супплетивным способом, т.е. при помощи форм, имеющих разные корни.

Например,

человек (ед.ч.) - люди (мн.ч.),

говорить (н.в.) - сказать (с.в.),

иду (наст. вр.) - шел (прош. вр.),

хороший - лучше (ст. сравнения).

Итак, в парадигме одного слова объединяются его синтетические, аналитические и супплетивные грамматические формы. Ср.: иду, идет, идем… (синт.), будет идти, пусть идет (аналитич.), шел (супплетив.), шел бы (супплетив.+аналитич.).

Грамматическая категория

Грамматические значения, находящиеся в отношении оппозиции (противопоставления), составляют грамматическую категорию .

Грамматическая категория - это двусторонняя единица морфологической системы языка, которая имеет план содержания (обладает своей семантикой) и план выражения (обладает своими внешними показателями, формами, при помощи которых выражается эта семантика).

С точки зрения семантики , каждая грамматическая категория характеризуется тем, что представляет собой набор однородных грамматических значений. Так, общее значение категории числа имен прилагательных состоит из двух частных значений - значения единственного числа и значения множественного числа; общее значение категории рода имен существительных включает 3 частных значения - значение м.р., ж.р., ср.р.; общее значение категории времени членится на 3 частных значения - значения прошедшего, будущего и настоящего времени; общая семантика падежа имен существительных включает частные значения шести падежей.

С точки зрения формальной, грамматическая категория представляет собой набор грамматических форм, служащих для выражения частных грамматических значений. Так, значение ед.ч. имен прилагательных выражается формами белый, белого, белая, белой, белое, белого , а значение мн.ч. - формами белые, белых, белым (о) белых.

Грамматические категории отличаются одна от другой не только по характеру оппозиций, но и по количеству противопоставляемых членов. Например, грамматическая категория числа имен существительных состоит из трех членов и образует две оппозиции и т.д.

Грамматические категории принадлежат частям речи и в значительной степени определяют их специфику в каждом языке. Так, в русском языке существительные и прилагательные имеют категории рода, числа и падежа, каждая из которых проявляется в них по-разному; именам числительным присуща лишь категория падежа.

ЧАСТИ РЕЧИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ И ПРИНЦИПЫ ИХ ВЫДЕЛЕНИЯ

Из истории изучения частей речи в русском языкознании.

Части речи - это группировки слов на основе определенных признаков.

Учение о частях речи возникло еще в античности. Из античных ученых подробно занимались учением о частях речи Аристотель и Дионисий . Правда, античная теория частей речи не была строго научной и последовательной, но тем не менее, она была привнесена в грамматики европейских языков и в грамматику русского языка.

В русской науке многие известные языковеды разрабатывали теорию о частях речи. Впервые части речи были подвергнуты анализу в «Российской грамматике» Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1755 г.). М.В. Ломоносов выделял 8 частей речи: имя, местоимение, глагол, причастие, наречие, предлог, союз и междометие.

Александр Христофорович Востоков , развивая учение М.В. Ломоносова, в самостоятельную часть речи выделил в «Русской грамматике» (1831) имена прилагательные (у Ломоносова они составляли единый класс имен с существительными). Востоков вывел из состава частей речи причастия, который он рассматривал как особый разряд прилагательных.

В прилагательных А.Х. Востоков различал 5 групп:

1) качественные;

2) притяжательные;

3) относительные;

4) числительные (количественные и порядковые);

5) прилагательные действенные, т.е. причастия.

Федор Иванович Буслаев в «Опыте исторической грамматики русского языка» (1858г.) учение о частях речи изложил во второй части - «Синтаксис», тем самым указав на синтаксическую основу этого учения. К знаменательным словам Буслаев относит 3 части речи: существительное, прилагательное, глагол. В составе служебных частей речи Буслаев называет пять: местоимение, числительное, предлог, союз, наречие.

Александр Афанасьевич Потебня в книге «Из записок по русской грамматике» (1874 г.) критикует Ф.И. Буслаева за то, что тот относил местоимения и числительные к служебным словам. Он глубоко раскрывает грамматическую сущность этих частей речи.

Все слова Потебня делит на вещественные, лексические и формальные. Первые он называет знаменательными частями речи, вторые - служебными. Знаменательные: существительное, прилагательное, числительное, глагол, местоимение. К служебным словам относит союзы, предлоги, частицы и вспомогательные глаголы.

С именем Филиппа Федоровича Фортунатова , основателя Московской лингвистической школы, связано «формальное» направление в изучении грамматики (1901г.).

Опираясь в основном на формальные показатели, Ф.Ф. Фортунатов в составе частей речи выделял полные слова (глаголы, существительные, прилагательные, инфинитив, причастие, наречие, деепричастие) и частичные слова (предлоги, союзы, частицы, связки, модальные слова), междометия .

В уточнении состава частей речи и разработке принципов их классификации большая заслуга принадлежит Льву Владимировичу Щербе . Свои взгляды он изложил в статье «О частях речи» (1928г.).

При характеристике частей речи Л.В. Щерба учитывал как лексические значения, так и грамматические свойства слов. Он предложил выделить в особую часть речи слова категории состояния . Сюда он относил слова типа нельзя, холодно, надо, стыдно, которые, по его мнению, неправомерно включаются в наречия. В отличие от наречий они не примыкают к глаголу, являются сказуемым безличного предложения, обозначают состояние . По мнению Щербы, самостоятельную часть речи составляет и связка (быть ).

Подробно охарактеризованы все классы слов в «Синтаксисе русского языка» (1941 г.) Алексея Александровича Шахматова . Он рассматривал слова знаменательные (существительное, прилагательное, глагол, наречие), незнаменательные (местоимения, числительные, местоименные наречия), служебные слова (предлоги, союзы, частицы, связки), междометия .

Исключительно важную роль в формировании современных представлений о частях речи, определении их границ сыграли исследования Виктора Владимировича Виноградова , особенно его книга «Русский язык» (1947 г.).

В.В. Виноградов выделяет четыре основные «грамматико-семантические категории слов»:

1) слова-названия (имя существительное, прилагательное, числительное, глагол, наречие, категория состояния). К ним примыкают местоимения. Слова этой группы - «главный лексический и грамматический фонд речи». Они выступают в качестве членов предложения и могут составлять предложение;

2) связочные, т.е.служебные слова (частицы-связки, предлоги, союзы). Они лишены номинативной функции, «их лексические значения тождественны грамматическим»;

3) модальные слова;

4) междометия.

Теория частей речи В.В. Виноградова получила широкое распространение в научных грамматиках, вузовских курсах русского языка.

Понятие о частях речи.

В морфологии все слова делятся на разряды, которые выступают под общим названием частей речи .

Части речи - это лексико-грамматические разряды слов, различаемые по лексическим значениям, по морфологическим признакам и грамматическим категориям, по их синтаксическим функциям в составе предложений.

В основу деления частей речи кладется три принципа:

Семантический,

Морфологический,

Синтаксический.

Семантический принцип учитывает, что части речи - это слова (а не отдельные их формы), которые имеют определенное лексико-грамматическое (категориальное) значение. В соответствии с этим принципом в разряд существительных объединяются слова с обобщенным значением предметности, в разряд прилагательных - слова с лексико-грамматическим значением признака и т.д.

Морфологический принцип концентрирует внимание на морфологическом облике слова, т.е. выявляет морфологическое своеобразие каждого слова данной части речи.

Так, существительное характеризуется как часть речи, которая имеет грамматические категории рода, числа и падежа, а отдельное слово этого разряда относится к определенному роду, стоит в определенном падеже и числе, что формально выражается соответствующими окончаниями, суффиксами.

Синтаксический принцип предполагает при определении частей речи исходить из того, что каждая часть речи характеризуется определенной основной функцией в предложении и грамматической сочетаемостью со словами других разрядов. Существительное, например, выполняет в предложении преимущественно роль подлежащего или дополнения и сочетается со словами, которые могут его определять; прилагательное - роль определения или сказуемого и сочетается с существительным и т.д.

Основные лексико-грамматические разряды слов образуют взаимосвязанную систему, т.к. все слова находятся между собой в определенных отношениях: одни формально независимы (существительное), другие - зависимые (прилагательное, наречие). Прилагательное сочетается только с существительным, т.к. выражает признак предмета. Наречие сочетается с глаголом, прилагательным или с другим наречием, т.к. выражает признак признака или признак действия. Местоимение может занимать и независимое, и зависимое положение: оно указывает либо на субъект или объект действия, либо на самый общий признак предмета.

Служебные слова всегда занимают зависимое положение, т.к. они «обслуживают» знаменательные слова.

Местоимения и модальные слова (вводные слова) в системе остальных разрядов слов занимают особое положение: они включаются в состав предложения, вступая в своеобразные отношения со всем предложением.

Все слова русского языка образуют многостепенную классификацию:

1) части речи - слова знаменательные (существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, слова категории состояния). Этим словам свойственно полное лексическое значение. В предложении они выступают в роли главных или второстепенных членов, обладают определенными грамматическими категориями;

2) служебные слова (предлоги, союзы, частицы), которые служат для выражения различного рода отношений между словами в словосочетании и предложении или устанавливают отношения между целыми предложениями, а также вносят дополнительные оттенки в значения самостоятельных слов. Служебные слова неполнозначные, не являются членами предложения, не обладают грамматическими категориями, не изменяются;

3) междометия отличаются и от знаменательных, и от служебных слов, т.к. не являются членами предложения, не выражают отношений между словами, а служат для выражения эмоционально-волевых изъявлений субъекта. Они неполнозначны, нечленимы, неизменяемы (ах! эй! ура! ох! );

4) модальные слова (возможно, конечно, может быть, наверно, очевидно, по-видимому ) выражают отношение говорящего к содержанию высказывания; в предложении они являются вводными элементами.

Модальные слова, большинство служебных слов и определенная часть междометий - разряды вторичные, более позднего происхождения, возникшие из знаменательных слов;

5) звукоподражания (или звукоподражательные слова ) как бы воспроизводят с помощью языковых средств различные звуковые явления (ку-ку, кукареку, мяу, динь-динь-динь, дзинь, кря-кря и др.)

Имя существительное

Имя существительное как часть речи

Имя существительное - это знаменательная часть речи, которая обозначает предметность в широком смысле слова и выражает это значение в формах рода, числа и падежа , выступает чаще всего в функции подлежащего или дополнения.

Предметность как категориальное значение имени существительного понимается широко. Это названия конкретных предметов (шляпа, карандаш, дом и т.п.), лица, живые существа (человек, космонавт, доярка, птица, насекомое, Василий Теркин и т.д.), растения (дуб, цветок, одуванчик ), вещества (золото, нефть, соль ), географические названия (Москва, Россия, Байкал ), качества, свойства (белизна, синь, доброта ), явления природы (ветер, дождь, буря ), действие в отвлечении от субъекта (бег, взлет, движение ), т.е. все слова, которые отвечают на вопрос кто? или что?

Значение предметности имени существительного реализуется в грамматических категориях, которые характеризуют существительное как часть речи. Это категории рода, числа и падежа .

Среди синтаксических признаков существительного первое место занимает их употребление в роли подлежащего и дополнения, т.к. в этих синтаксических положениях существительные могут обозначать конкретные предметы. Существительные способны также выполнять роль определения, обстоятельства и употребляются в составе именного сказуемого.

Например :

подл. обст. или дополнение.

Учитель писал на доске .

имен.сказ.

Я учитель .

несогл. определение

Дочь нашего учителя поступила в институт.

приложение

Собрание открыл Николай Иванович Петров - учитель .

Важнейший синтаксический признак существительного - способность его присоединять имена прилагательные и глаголы, способность сочетаться с нами по способы согласования (высокое дерево, зеленая трава, море волнуется, вода кипит и т.д.).

Лексико-грамматические разряды имен существительных:

Имена существительные объединяются в следующие лексико-грамматические разряды на базе общности значений и морфологических свойств:

а) нарицательные и собственные;

б) одушевленные и неодушевленные;

в) конкретные и отвлеченные;

г) вещественные;

д) собирательные.

а) Существительные нарицательные и собственные

Деление существительных на нарицательные и собственные обусловлено не только различием лексических значений, но и различием грамматических свойств этих слов.

Нарицательные существительные представляют собой обобщенные названия однородных предметов: сестра, пилот, трава, слон, сарай и т.д.

Собственные существительные - это названия отдельных единичных в своем классе предметов.

Среди них выделяются тематические группы:

1) имена, отчества и фамилии людей:

Анна, Михаил Юрьевич Лермонтов и т.д.;

2) клички животных:

Джульбарс, Каштанка и т.д.;

3) географические названия:

Тихий океан, Сахалин, Волга, Байкал, Англия, Борисово (деревня);

4) названия исторических событий, периодов, общественно-политических явлений:

Октябрь, Ренессанс, Август-91г и т.д.

5) названия художественных произведений, газет, журналов, издательств и т.п.:

«Война и мир», «Комсомольская правда», «Юность» и т.д.;

6) названия магазинов, кафе, театров, кинотеатров, учреждений:

«Светлана» (гастроном), «Снежинка» (кафе), «Россия», «Прогресс» и т.д.;

7) астрономические названия:

Марс, Сатурн, Большая Медведица, Рыбы и т.д.;

8) сорта и марки различных предметов:

автомобиль «Москвич» , одеколон «Сирень» , конфеты «Птичье молоко» и др.

Нарицательные и собственные существительные отличаются по грамматическим свойствам : большинство нарицательных изменяется по числам; собственные, как правило, употребляются лишь в форме единственного (Киев, Урал, Азия и др.) или множественного числа (Карпаты, Афины, Сокольники и др.). Орфографическое отличие имен собственных от нарицательных проявляется в том, что они пишутся с прописной буквы.

Происходит постоянный процесс пополнения нарицательных имен за счет собственных и, наоборот, собственных имен за счет нарицательных. Из собственных имен перешли в нарицательные существительные: август, ом, рентген, палех и др. В этом случае происходит расширение объема лексической семантики слова: оно приобретает обобщенное значение и обозначает не один какой-то предмет, а класс однородных предметов. Часто становятся нарицательными имена литературных героев, если они употребляются для характеристики типических черт, свойственных целой группе людей: обломовы («обленившиеся, безвольные люди»), маниловы («прекраснодушные мечтатели»), держиморды («люди с грубыми наклонностями»).

Из нарицательных имен перешли в собственные существительные: Рыбы, Весы (созвездия), Восток (восточные страны), Орел (город), «Гроза» (драма), Медведь (фамилия) и т.д. Такой переход связан с сужением лексической семантики: название класса предметов становится названием лишь отдельного предмета. Изменяются и грамматические свойства слов. Ср.: генерал Галифе (м.р. и брюки галифе (ср.р.)); орел (птица; мн.ч. орлы, пять орлов ) и город Орел (формы мн.ч. не образует, с количественными числительными не сочетается); волк (волка, волку) и Надежда Волк (во всех падежах одна форма Надежды Волк, Надежде Волк и т.д.).

б) Существительные одушевленные и неодушевленные

К одушевленным существительным относятся названия лиц и животных : человек, дочь, сын, Вера, Петров, Дима, дежурный, корова, гусь, скворец, паук и т.д. Это в основном существительные мужского и женского рода Существительные среднего рода немногочисленны : дитя, существо, лицо (в значении «человек»), слова на -ище (чудовище, страшилище) , слова животное, насекомое, млекопитающее . В качество определяющего признака одушевленных существительных нередко отмечается способность их самостоятельно перемещаться, передвигаться, которой не обладают неодушевленные предметы.

Но деление существительных на одушевленные и неодушевленные строится не только на семантических основаниях, но и на грамматических .

У одушевленных существительных форма В.п., мн.ч. существительного совпадает с формой Р.п. , а у неодушевленных - с формой И.п.

В форме единственного числа одушевленность - неодушевленность выражена только у имен существительных мужского рода типа студент, дом (с нулевым окончанием, II скл.) и часовой, выходной (субстантивированные имена прилагательные): знаем студента, часового (В.п. = Р.п.) , но знаем дом, выходной (В.п. = И.п.) .

Некоторые имена существительные не обозначают живых существительных, по грамматическим свойства входят в разряд одушевленных:

1) слова мертвец, покойник (но не труп );

2) названия мифических существ типа леший, русалка ;

3) названия фигур в некоторых играх: ферзь, туз, валет, козырь ;

4) обозначения кукол: матрешка, кукла, петрушка, марионетка ;

5) названия некоторых блюд: съесть цыпленка жареного, карася .

В разряд неодушевленных входят существительные, обозначающие совокупность живых существ (народ, толпа, взвод, стая, рой, группа и др.), хотя у собирательных существительных вообще одушевленность-неодушевленность не определяется. Одушевленность-неодушевленность определяется только у конкретных существительных.

Слова вирус, микроб, бактерия могут быть то одушевленными, то неодушевленными: изучать вирусов, микробов, бактерии и вирусы, микробы, бактерии , языковое сочетание как бы колеблется, следует ли относить эти микроорганизмы к живым существам.

в) Существительные конкретные и отвлеченные (абстрактные).

Среди нарицательных существительных по своим лексическим значениям и грамматическим свойствам выделяются конкретные и отвлеченные слова.

Конкретные существительные обозначают предметы, которые существуют в виде отдельных экземпляров или особей. Они могут подвергаться счету : дом (один, два, три…дома) , т.е. сочетаться с количественными числительными, а также изменяться по числам (дом - домá, корова - коровы, повар - повара, удар - удары и т.д.).

Отвлеченные (абстрактные) существительные обозначают абстрактные понятия - свойства, качества, действия, состояния: храбрость, новизна, почет, борьба, чтение, радость и т.п. Семантика отвлеченных существительных не допускает представления о счета, т.е. их нельзя посчитать. Они употребляются или только в единственном числе (таких подавляющее большинство - смех, слава ) или только во множественном числе (переговоры, хлопоты ).

Формы множественного числа могут образовываться в тех случаях, когда они обозначают конкретные проявления отвлеченных качеств и действий: чувство радости , и маленькие радости, радости жизни (события, вызывающие радость); красота девушки и красоты природы (красивые места); чтение книги и педагогические чтения, фетовские чтения . В конкретных значениях абстрактные существительные сочетаются с количественными числительными. Например: Теперь у нас были три заботы : первая - найти воду, вторая - найти топливо и третья - найти защиту от ветра (Арсеньев). Знаю я сладких четыре отрады (Брюсов).

г) Существительные вещественные.

Вещественные существительные обозначают однородные по составу вещества (однородную массу чего-либо), материалы, которые можно делить на части, измерять (но не считать!): тесто, глина, железо, молоко, сметана, мясо, курятина и т.д.

Выделяются тематические группы слов:

1) названия химических элементов и их соединений (водород, марганец, сера, вода, соль и т.п.);

2) пищевых продуктов, кормов (масло, сыр, крупа, говядина, сливки, силос, сено и т.п.);

3) растений, плодов, ягод (лебеда, мох, рожь, инжир, алыча, смородина и т.п.);

4) лекарств (аспирин, кордиамин, валерьянка и т.п.);

5) различных видов сырья, материалов, тканей (нефть, шерсть, лен, хлопок, бязь и т.п.)

Вещественные существительные имеют отличительные грамматические свойства:

1) не изменяются по числам, употребляются или только в форме единственного числа (тесто, солома, горох ) или только в форме множественного числа (опилки, консервы, стружки );

2) могут иметь форму множественного числа, которая обозначает не множество предметов, а сорта или сплошную массу веществ: смазочные масла , минеральные воды , лечебные грязи , белые и красные глины и т.п.;

3) не допускают счета, не считаются с количественными числительными (нельзя сказать «три муки», «четыре цемента»);

4) сочетаясь со словами, выражающими меру, употребляются в форме единственного числа (ведро воды, килограмм мяса, мало соли ) в отличие от конкретных существительных, которые употребляются в форме множественного числа (ср.: стопка книг, мало гвоздей );

5) в Р.п. с количественным значением (родительной части) слова м.р. могут иметь особое окончание - у(- ю) : ложка меду , килограмм сахару , метр сатину , много луку , стакан чаю , купить гороху , положить чесноку и др.

д) Существительные собирательные.

Собирательные существительные обозначают неопределенное множество предметов или лиц как одно неделимое целое: молодежь, родня, мошкара, беднота, белье, березняк, генералитет, листва, пролетариат и т.п.

Выделяются тематические группы - слова, обозначающие совокупность:

1) лиц (знать, профессура, братва, военщина и т.п.);

2) животных (мошкара, воронье и т.п.);

3) растений (ельник, ивняк );

4) предметов (аппаратура, мебель, белье, хлам, старье и т.п.).

5) Важнейшими грамматическими признаками собирательных существительных являются:

1) неизменяемость по числам, наличие у них только формы единственного числа;

2) неспособность сочетаться с количественными числительными.

Но они могут определяться с помощью неопределенно-количественных слов или сочетаться с дробными числительными: вся родня, мало зелени, одна пятая студенчества и т.д.

Примечание: нередко к собирательным существительным относят слова типа народ, грамма, взвод, полк, табун, стадо, куса, созвездие, коллектив и т.п. Эти слова не выражают собирательности.

Оно обозначают раздельное множество. Об этом свидетельствуют их грамматические признаки:

1) наличие формы множественного числа (народы, группы и т.п.);

2) сочетаемость их с количественными числительными (два народа, пят групп, три взвода и т.п.)

Лексико-грамматические разряды имен существительных взаимосвязаны и в процессе функционирования языка постоянно взаимодействуют.

Категория рода имен существительных

Общая характеристика категории рода.

Род - это лексико-грамматическая категория имен существительных, синтаксически независимая, выражающая отношение имени существительного к одному из трех родов.

В современном русском языке три рода:

Мужской;

Женский;

Средний.

Все существительные (кроме слов типа сани, ворота, чернила , не имеющих форм единственного числа) распределяются по родам:

м.р. ж.р. ср.р.

воздух - земля - небо.

У одушевленных существительных род является мотивированным и отражает различие по биологическому полу (старик - старуха, мужчина - женщина) .

Род неодушевленных существительных является немотивированным, в основе распределения таких существительных по родам лежат формальные признаки (так, слово страна с флексией -а- относится к женскому роду; слова село, поле с флексиями -о, -е относятся к среднему роду; слово стол с нулевой флексией и твердым конечным согласным основы относится к мужскому роду).

В отношении рода существительные одушевленные и неодушевленные имеют сходства и различия .

Различия состоят в следующем:

1. Существительные одушевленные могут быть мужского или женского рода , что обусловлено их семантикой, существительные неодушевленные принадлежат к одному из трех родов - мужскому, женскому, среднему.

2. Одушевленные существительные в ряде случаев образуют родовые пары :

студент - студентка;

отец - мать;

учитель - учительница.

Неодушевленные существительные таких пар не имеют.

Сходство состоит в том , что в большинстве случаев они имеют одинаковые родовые окончания: сестра - книга, мальчик - дом. И одушевленные и неодушевленные существительные одинаково заменяются личными местоимениями он, она .

Средства выражения значений рода в русском языке.

Для выражения родовых значений используются средства различных уровней: морфологические, лексические, словообразовательные, синтаксические.

Каждый род располагает своей системой окончаний. Ср.: нос, носа, носу, нос, носом, о носе (м.р. ); голова, головы, голове, голову, головой, о голове (ж.р. ); ухо, уха, уху, ухо, ухом, об ухе (ср.р. ).

Однако есть исключения. Так, окончание - а в Им.п., ед.ч. имеют слова не только женского рода, но и некоторые разряды существительных мужеского рода (воевода, юноша ), окончание - о , типичное для слов среднего рода, имеют также существительные мужского рода (умишко, хлебушко, голосишко и т.п.).

Лексическое выражение категории рода представлено в некоторых названиях людей и животных:

отец - мать,

брат - сестра,

бык - корова и т.п.

Словообразовательные средства также используются лишь в названиях людей и животных: учитель - учительница,

комсомолец - комсомолка,

слон - слониха,

лев - львица и т.п.

Синтаксические средства (формы согласования) чаще всего используются наряду с морфологическими средствами (окончаниями): большой дом, большая школа, большое помещение; мой стол, моя шапка, мое перо; клен рос, береза росла, дерево росло. При неизменяемых словах окончания согласуемых с ними слов выступают как единственные показатели рода: красивое кашне, дорогое пальто, маэстро встал, кенгуру прыгнул, наша Бетси, вкусный кофе, солнечный Тбилиси и т.п.

Только с помощью форм согласования выражается род у существительных типа (маленький) домишко, (высокий) юноша, (такой) хвастунишка, неряха (ср. такой неряха, такая неряха).

Слова общего рода.

Общего рода как особого грамматического значения в языке нет. Слова общего рода - чисто условное название одной из групп существительных со значением лица.

Слова общего рода могут выступать в значении как мужского, так и женского рода в зависимости от пола лица , который они обозначают:

«Теперь, магистр, на Любку посмотри, - продолжал Восьмеркин. - Это у нас первая запевала (ж.р.)(А.П. Чехов); Ему необходимо сохранить за собой славу хорошего запевалы (м.р.)(М. Горький).

Этот разряд существительных своеобразен, т.к. пол лица выражается синтаксически - различным согласованием определяющих слов с одним и тем же существительным: круглый невежда - круглая невежда, такой умница - такая умница.

Слова общего рода обозначают лицо по характерному для него действию или свойству , при этом выражается эмоциональная оценка, чаще неодобрительная: лежебока, плакса, подлиза, жадина, злюка, тихоня и др.

Слова общего рода делятся на 2 разряда:

1) собственные несклоняемые существительные , это иноязычные фамилии на гласный : Бенуá, Гюгó, Корбюзьé , а также исконно русские фамилии типа Благовó, Теплых, Шевченко, Милых ;

2) нарицательные и собственные склоняемые существительные на -а/ -я , свойственные устно-разговорной речи:

а) формы некоторых собственных имен: веселый/веселая Женя, Саша - младший/младшая, Валюша, Валька, Женечка, Саня и т.п.;

б) различные нарицательные существительные, дающие качественное определение лица: брюзга, кривляка, невежда, пустомеля .

От существительных общего рода следует отграничивать существительные мужского рода на -а/-я . Например, слова вышибала, громила, заправила, парнюга, писака, повеса, расстрига, рубака мужского рода .

Существительные типа врач, геолог, директор, инженер в равной степени могут быть использованы для названия лиц мужского и женского пола, оставаясь при этом существительными мужского рода !

Если подобное существительное называет женщину, то определение к нему согласуется по мужскому роду, а сказуемое - по женскому: Всю ночь просидела молодой врач (м.р.) Иванова у постели пострадавшего.

Слова женского рода (змея, лиса, марионетка, тетеря и др.) могут использоваться в роли характеристик лиц мужского пола с неодобрительной окраской: Этот Петров такая шляпа!

Распределение существительных по родам.

Склоняемые морфологических признаков . Лишь отдельные слова и группы слов относятся к тому или иному роду по значению .

К мужскому роду относятся:

а) по морфологическим признакам:

1) все существительные с основой на твердый согласный (кроме ж, ш ) и на -j, имеющие нулевое окончание в Им.п., ед.ч.: мороз, стол, дуб, шкаф, чай, соловей и т.п.;

2) все существительные с основой на ж, ш и мягкий согласный, имеющие окончание -а/-я в Р.п., ед.ч.: багаж (багажа ), камыш (камыша ), конь (коня ), день (дня ) и т.п.

б) по значению :

1) слова с окончанием -а/-я в Им.п., ед.ч., обозначающие лиц мужского пола: слуга, юноша, Дима и т.п.;

2) слова с увеличительными суффиксами -ин(а), -ищ(е) , образованные на базе существительные мужского роде: домина, домище (ср. дом), томище (ср. том), сапожище (ср. сапог) и т.п.;

3) существительные с уничижительными и уменьшительными суффиксами: ---шик(о), -ушк(о), - ишк (а), образованные на базе слов мужского рода: домишко (ср. дом), хлебушко (ср. хлеб), лгунишка (ср. лгун), сынишка (ср. сын) и т.п.;

4) слово подмастерье (м.р.);

5) слово путь (м.р.).

К женскому роду по морфологическим признакам относятся:

-а/-я в Им.п., ед.ч.: дорога, бригада, сестра и т.п. (за исключением слов слуга, юноша (м.р.) и т.д., слов с увеличительным суффиксом -ин(а) (домина) , разносклоняемых существительных на -мя (темя, вымя (ср.р.)) и слово дитя (ср.р.);

2) существительные с основой на мягкий согласный (кроме слова путь ) и на ж, ш , имеющие окончание в Р.п. ед.ч.: зябь (зяби), ветвь (ветви), шинель (шинели), рожи (ржи), тушь (туши) .

К среднему роду относятся:

1) существительные с окончанием -о/-е в Им.п., ед.ч.: стекло, белье, поле и т.п.; сюда не входят :

Существительные м.р. с суффиксами -ишк(о), -ушк (о), -ищ(е);

Существительное м.р. подмастерье;

2) разносклоняемые существительные на -мя: время, имя, племя, семя, вымя, темя, бремя, знамя, стремя, пламя;

3) слово дитя .

Несклоняемые существительные распределяются по родам с учетом их лексического значения .

К мужскому роду относятся:

1) существительные, обозначающие лиц мужского пола : маэстро, мосье, буржуа, атташе и т.п.;

2) названия животных (кроме слова цеце ): гну, фламинго, шимпанзе, пони и т.п.;

3) названия ветров (под влиянием родового понятия «ветер»

Морфология - раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки.

Морфология и синтаксис составляют грамматику.

Части речи в русском языке

Части речи - это группы слов, объединённых на основе общности их признаков.

Признаки, на основании которых происходит разделение слов на части речи, не однородны для разных групп слов.

Так, все слова русского языка можно разделить на междометия инемеждометныеслова. Междометия - это неизменяемые слова, обозначающие эмоции (ах, увы, чёрт побери), волеизъявления (стоп, баста) или являющиеся формулами речевого общения (спасибо, привет). Особенность междометий заключается в том, что они не вступают с другими словами в предложении ни в какие синтаксические связи, всегда обособлены интонационно и пунктуационно.

Немеждометные слова можно разделить на самостоятельные и служебные. Различие между ними заключается в том, что самостоятельные слова могут выступать в речи без служебных, а служебные без самостоятельных формировать предложение не могут. Служебные слова неизменяемы и служат для передачи формально-смысловых отношений между самостоятельными словами. К служебным частям речи относятся предлоги (к, после, в течение), союзы (и, как будто, несмотря на то что), частицы (именно, только, вовсе не).

Самостоятельные слова могут быть разделены на знаменательные иместоименные. Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, количество а местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, количество, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении (ср.: стол - он, удобный - такой, легко - так, пять - сколько). Местоименные слова формируют отдельную часть речи - местоимение.

Знаменательные слова разделяются на части речи с учётом следующих признаков:

1) обобщённое значение,

2) морфологические признаки,

3) синтаксическое поведение (синтаксические функции и синтаксические связи).

Выделяют не менее пяти знаменательных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное (группа имён), наречие и глагол.

Таким образом, части речи - это лексико-грамматические классы слов, т. е. классы слов, выделенные с учётом их обобщённого значения, морфологических признаков и синтаксического поведения.

При этом каждая самостоятельная часть речи определяется по трём основаниям (обобщённое значение, морфология, синтаксис), например: существительное - это часть речи, которая обозначает предмет, имеет род и изменяется по числам и падежам, в предложении выполняет синтаксическую функцию подлежащего или дополнения.

Однако значимость оснований при определении состава той или иной части речи различна: если существительное, прилагательное, глагол определяются по большей части по своим морфологическим признакам (говорится, что существительное обозначает предмет, но специально оговаривается, что это такой «обобщённый» предмет), то есть две части речи, выделенных на основании значения, - местоимение и числительное.

В местоимение как часть речи объединены морфологически и синтаксически разнородные слова, которые «не называют предмета или признака, а указывают на него». Грамматически же местоимения разнородны и соотносятся с существительными (я, кто), прилагательными (этот, какой), числительными (сколько, несколько).

В числительное как часть речи объединены слова, которые имеют отношение к числу: обозначают количество предметов или их порядок при счёте. При этом грамматические (морфологические и синтаксические) свойства слов типа три итретий различны.

Комплекс 1 (его последние издания) и комплекс 2 предлагают выделять большее число частей речи. Так, причастие и деепричастие в них рассматриваются не как формы глагола, а как самостоятельные части речи. В этих комплексах выделены слова состояния (нельзя, нужно); в комплексе 1 они описываются как самостоятельная часть речи - категория состояния. В комплексе 3 статус этих слов чётко не определён. С одной стороны, их описание завершает раздел «Наречие». С другой стороны, про слова состояния сказано, что они «по форме похожи на наречия», из чего, видимо, должно следовать, что наречиями они не являются. Кроме того, в комплексе 2 расширено местоимение за счёт включения в него незнаменательных слов, грамматически соотносимых с наречиями (там, зачем, никогда и др.).

Вопрос о частях речи в лингвистике является дискуссионным. Части речи - это результат определённой классификации, зависящей от того, что принять за основание для классификации. Так, в лингвистике существуют классификации частей речи, в основании которых лежит только один признак (обобщённое значение, морфологические признаки или синтаксическая роль). Есть классификации, использующие несколько оснований. Школьная классификация именно такого рода. Количество частей речи в разных лингвистических работах различно и составляет от 4 до 15 частей речи.

В русском языке есть слова, не попадающие ни в одну из частей речи, выделенных школьной грамматической. Это слова-предложения да и нет, вводные слова, не использующиеся в других синтаксических функциях (итак, итого) и некоторые другие слова.



Понравилась статья? Поделитесь ей