Контакты

Разряды местоимений синтаксическая роль в предложении. Местоимение: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

Морфология русского языка включает множество интересных разделов. Данная статья посвящена рассмотрению местоимения как части речи. местоимения, их особенности, роль в предложении - все это освещается в материале.

Местоимение

В морфологическом списке русского языка важное место принадлежит местоимению. Так называется часть речи, способная заменить любую именную часть речи, не называя конкретных признаков слова. Местоимение, значение и грамматические признаки которого будут указаны ниже, лишь указывает на предметы или явления, не давая им прямого наименования. К примеру, существительное дом можно заменить местоимением он , числительное двадцать - словом сколько-то , прилагательное синий - местоимением какой-то и так далее.

Классификация местоимений по значению

Существует несколько классификаций. Так, на основании значения, которое несет слово, выделяют местоимения личные (он, ты, мы ), притяжательные (его, твой, наш ), указательные (та, этот, такой ), определительные (всякий, самый, каждый ), вопросительно-относительные (что, чей, кто ), неопределенные (некто, некий, некоторый ), отрицательные (ничто, нечего, никакой ) и возвратное местоимение себя . Грамматические признаки местоимения указываются на основании его значения.

Личное, притяжательное, возвратное, указательное

Наиболее употребительными являются личные, притяжательные и указательные местоимения. Грамматические признаки личных местоимений - это наличие категории лица, способность изменения по падежам, присутствие категории рода у 3 лица. Например: На рыбалке у него было приподнятое настроение. В предложении есть личное местоимение (у) него , которому присущи такие признаки, как 3 лицо (по начальной форме - он), родительный падеж, мужской род.

Грамматические признаки указательных местоимений (и притяжательных также) схожи с признаками имени прилагательного: они также изменяются по падежам, числам и родам. Например, Этот дом - его мечта. В предложении есть указательное местоимение этот (единственное число, мужской род, им. падеж) и притяжательное местоимение его (ед. число, мужской род, им. падеж). не изменяется, имеет постоянную, традиционную форму - себя .

Определительное, неопределенное, отрицательное, вопросительно-относительное

Грамматические признаки местоимений определительных следующие: число, род и падеж, зависимые от имени существительного. Эти части речи похожи на но указывают на обобщенный признак. В предложении согласовываются с именем существительным. К примеру, Каждый день становилось теплее. Местоимение каждый согласуется с существительным в числе, роде, падеже.

Вопросительно-относительные местоимения используются в вопросах и сложноподчиненных предложениях как скрепа. При этом одно и то же слово может быть вопросительным местоимением в одном контексте и относительным - в другом: Что говорят про новые гаджеты? (вопросительное) - Ему передали, что говорят про новые гаджеты (относительное). Такие местоимения не изменяются, только кто и что обладают категорией падежа.

Указывают на неопределенность чего-либо и образуются от вопросительных путем прибавления префиксов не - и кое - или суффиксов -нибудь , -то , -либо . Таким образом, грамматические признаки местоимения зависят от его значения. Отрицательные виды рассматриваемых нами частей речи также образуются от вопросительных, но употребляются для отрицания. Например: Послышался какой-то никому неизвестный звук. В предложении два местоимения: какой-то - неопределенное и никому - отрицательное.

Классификация местоимений по грамматическим признакам

Заменяя ту или иную часть речи, местоимение соотносится с какой-либо из них. Поэтому выделяют местоимения-существительные, прилагательные и числительные, которые косвенно называют предмет, признак или количество.

Местоимениями-существительными являются те, которые могут заменить имя существительное, а именно: личные местоимения, вопросительные кто и что и образованные от них отрицательные, возвратное. Они отвечают на вопросы имен существительных. В предложениях чаще всего являются дополнениями либо подлежащими. Грамматические признаки местоимения-существительного указываются исходя из его отнесенности к тому или иному разряду по значению. К примеру, личные имеют категории лица, числа, падежа, а у отрицательных, возвратных и неопределенных местоимений-существительных не принято определять лицо.

Местоимениями-прилагательными называются те, что отвечают на вопросы имен прилагательных и выполняют синтаксическую роль определения. Это большая группа таких частей речи, куда относятся все притяжательные, некоторые указательные (такой, этот, тот и другие), некоторые вопросительные (какой, чей ) и образованные от них неопределенные и отрицательные. Грамматические признаки слов из этого разряда схожи с признаками имен прилагательных, то есть у них есть непостоянные категории падежа, рода, числа.

К местоимениям-числительным относятся вопросительное слово сколько и неопределенное слово столько , а также образованные от них неопределенные местоимения. Из грамматических признаков им присуще только изменение по падежам.

Синтаксическая роль местоимений

По критерию отнесения к тому или иному разряду по значению легче определять грамматические признаки местоимения. Части речи, с которыми ассоциируется местоимение, дает возможность с легкостью обозначить его синтаксическую роль. Так, в предложении "Она написала им другое письмо" есть три местоимения, выполняющие разные функции: она (личное) - подлежащее, им (личное) - дополнение, другое (определительное) - определение.

Правильно назвать член предложения, выраженный местоимением, помогают вопросы. Например, Никто не жил в вашем доме раньше?. Задается вопрос кто? - никто - это подлежащее, в доме каком? вашем - определение. Встречаются предложения, в состав которых входят только местоимения: Это они. Э то - подлежащее, они - сказуемое. Их несколько : их - дополнение, несколько - подлежащее.

Морфологические нормы употребления местоимений

Говоря о грамматических нормах употребления местоимений в словосочетаниях или предложениях, необходимо прежде всего отметить наиболее распространенную ошибку. Это три притяжательных местоимения ее, их, его, которые часто употребляются неверно. Например, егошний, ейный, ихний - это грубое нарушение нормы русского языка.

Употребление местоимений он, они и она нередко требует прибавления буквы "н" в начале слова: он - без него, она - около нее, они - у них . Это необходимо после предлога. Если предлог отсутствует, то буква "н" в слове не нужна: узнали его, спросил ее, увидел их .

Местоимение и контекст

Местоимения выполняют в предложениях и текстах функции замещения. С этим связаны некоторые грамматические неточности. К примеру, Отец уехал в город. Он был далеко. Отец или город был далеко? В офис приехал директор, который находится на пятом этаже. Офис или директор на пятом этаже? Особенно часто двусмысленность наблюдается при употреблении возвратного местоимения и притяжательного местоимения свой: Руководитель попросил менеджера зайти в свой кабинет (чей кабинет: руководителя или менеджера).

Местоимения в экзаменационной работе

В экзаменационной работе по русскому языку встречаются задания, где требуется знать грамматические признаки существительного, глагола и прилагательного. Местоимения часто включаются в задания с нарушением грамматических норм. В таблице ниже представлены примеры подобных заданий.

Нарушение грамматических норм при употреблении местоимений
Задание Ответ
  • взять у его;
  • двумястами домами;
  • красивый Сочи;
  • наиболее красивый.
взять у его (правильное употребление: у него)

Укажите вариант с нарушением морфологической нормы:

  • около двухсот жителей;
  • ихняя дача;
  • самый хороший;
  • полутора километров.
ихняя дача (правильное употребление: их)

Укажите вариант с нарушением морфологической нормы:

  • вкусный кофе;
  • двумстам студентам;
  • егошний сосед;
  • менее высокий.
егошний сосед (правильное употребление: его)

Нередко местоимение выполняет в тексте роль лексического средства связи между предложениями. В аттестационной работе встречаются задания на определение в тексте. Например, необходимо определить, чем связаны предложения: Василий еженедельно ездил в город за покупками. Из него он привозил фрукты, крупы и сладости. Ответ: двумя личными местоимениями. Или другой пример: Сегодня пошел дождь. Это неожиданно. Данные предложения сязаны с помощью указательного местоимения.

Таким образом, грамматические признаки местоимения, морфологические нормы их употребления необходимо знать для успешного прохождения экзамена по русскому языку.

История формирования местоимений как части речи интересна и особенна. К примеру, я - личное местоимение первого лица единственного числа. Оно произошло от старославянского язъ , которое, вероятно, отражало первую букву алфавита - азъ. в языке образовались позже всех. Это связано с тем, что ранее существовали указательные местоимения и, я, е, которые отсылали к третьему лицу. А современные местоимения третьего лица возникли путем перехода слов из одного разряда в другой: из указательных в личные. История русского языка знает период, когда было три вида указательных местоимений. Они употреблялись в зависимости от удаленности предмета от говорящего: съ - близко к говорящему, тъ - близко к собеседнику, онъ - отсутствовавший при разговоре. Разряд притяжательных местоимений до сих пор формируется: в нем есть и простые притяжательные формы (мой, свой ), и вопросительные (чей? ), и неопределенные (чей-нибудь ), и отрицательные (ничей ).

МОРФОЛОГИЯ

МЕСТОИМЕНИЕ

Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количество, но не называет их: я, он, его, себя, тот, никто, свой, столько.

Разряды местоимений по значению

Разбор местоимения

I. Часть речи.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (Им. п. ед. числа);

2. Постоянные признаки: а) разряд; б) лицо (уличных);

3. Непостоянные признаки: а) падеж; б) число; род (если есть).

III. Синтаксическая роль: подлежащее, дополнение или определение.

Знакомимся с основными понятиями раздела

1. Экскурсия по учебнику. Найдите в содержании материалы, посвященные теме “Местоимение”. Какие темы, связанные с местоимением, вы будете изучать?

Найдите в учебнике параграфы, посвященные местоимению. Какой материал вам частично известен? Какие темы связаны с правописанием местоимения?

2. Аукцион знаний. Просмотрите материалы схемы. Какие термины и понятия вам известны? Переведите их на украинский язык.

3. Многие ученые-филологи соотносят местоимения с существительными. прилагательными и числительными. Местоимения – существительные указывают на лицо или предмет. Местоимения-прилагательные – на признак предмета. Местоимения-числительные – на количество или порядок при счете. Используя материалы схемы, продолжите перечень местоимений.

Местоимения-существительные: себя, … .

Местоимения-прилагательные: мой, твой, свой, наш, ваш, … .

Местоимения-числительные: столько, … .

4. Один ученик приводит пример местоимения определенного разряда; второй, используя материалы схемы, определяет разряд этого местоимения.

5. Прочитайте план разбора местоимения. Укажите морфологические признаки в словах я, к вам, ты, своего, моему.

Спишите предложения. Укажите разряд выделенных местоимений. Подчеркните местоимения как члены предложения. Сделайте вывод в роли каких членов предложения могут выступать местоимения?

1. Некто неслышно вошел в зрительный зал. 2. Мы услышали какой-то странный шорох. 3. Сергей нечаянно положил мою тетрадь в свой рюкзак.

§38-39 Местоимение: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Разряды местоимений. Личные и притяжательные местоимения. Возвратное местоимение

351 Эксперимент

1. Прочитайте предложения и сравните их. Задайте вопросы к выделенным словам. Определите, на месте каких частей речи стоят местоимения.

1. Сергей принесет мою книгу завтра. – Ты принеси завтра мою книгу, пожалуйста. 2. Друзья отправились б поход. – Они отправились в поход. 3. Неизвестный человек стоял у входа. – Какой-то человек стоял у входа. 4. В сумке лежало пять яблок. – В сумке лежало несколько яблок.

2. Прочитайте перевод термина “местоимение”. Почему изучаемая в этом параграфе часть речи называется местоимением.

Местоимение – от латинского слова прономен – “вместо имени”.

352 Анализ теоретического материала

1. Прочитайте теоретический материал о местоимении. Отметьте информацию, которая вам уже известна. Какая информация является для вас новой?

2. Сопоставьте материал параграфа с материалом схемы на с. 154. Какая информация есть на с. 154, но отсутствует в параграфе? Какой информации нет в обобщающих материалах о местоимении на с. 154?

Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет (кто? что?): я, ты, никто: признак (какой? чей?): такой, этот или количество (который? сколько?): столько, но не называет их.

По значению местоимения делятся на разряды: личные (я, ты, он и т. д.), притяжательные (мой, твой, наш и т. д.). возвратное (себя), указательные (тот, этот и т. д.), определительные (сам, всякий, любой и т. д.). относительные (кто, что, какой и т. д.), вопросительные (кто?, что?, какой? и т. д.). неопределенные (некто, кое-кто, какой-либо и т. д.). отрицательные (ничто, никого, никакой и т. д.).

Все местоимения изменяются по падежам: я – меня, тот – тому, наш – нашим, кто – кого, какой – о каком, весь – всяким, какой-либо – какого-либо.

Притяжательные (мой, твой, наш и др.), определительные (всякий, любой, другой и др.) и указательные (этот, столько и др.), как имена прилагательные, изменяются по числам, родам и падежам и согласуются с именем существительным, к которому они относятся.

В предложении местоимение может быть подлежащим сегодня всех удивил!), дополнением (Ребята увидели светящееся вдалеке.): определением (Я испытывал сомнения.)

1. Спишите текст.

2. Выделенные слова являются местоимениями. Используя материалы схемы на с. 154. укажите в скобках их разряд. Отметьте, на что указывает местоимение: на предмет (предм.) – кто? что?, на признак (призн.) – какой? чей?, на количество (кол.) – сколько?

Решалась моя судьба на весь завтрашний день. Папин товарищ пригласил родителей провести воскресенье у него на даче, но меня туда брать было нельзя, потому что сынишка Харитонова болел корью. Мама никогда не оставляла меня надолго одного – ей все казалось, что я еще маленький ребенок. В новом доме мы поселились несколько дней назад, ни с кем из соседей еще не успели познакомиться, поэтому мама хотела “подбросить” меня на воскресенье к своей приятельнице.

Папа возражал, говоря, что неудобно беспокоить приятельницу и что пора приучать меня к самостоятельности.

Я стоял и слушал этот спор, от волнения выкручивая себе пальцы за спиной. Провести хотя бы один день без присмотра взрослых было моей давнишней мечтой, а теперь, когда мы переехали в новый дом, мне этого хотелось с удвоенной силой.

По Ю. Сотнику

Личные местоимения

1. Что вы знаете о личных местоимениях из изученного ранее?

2. Найдите в схеме на с. 154 информацию о том, как изменяются личные местоимения.

Личные местоимения указывают на конкретное лицо или лица (я, ты, мы, вы) либо на лица (не участвующие в разговоре) и предметы (он, она, оно, они).

Личные местоимения имеют следующие морфологические признаки: лицо (я, мы – 1-е лицо: ты, вы – 2-е лицо; он, она, оно, они – 3-є лицо): число (единственное: я, ты, он, она, оно и множественное: мы, вы, они).

Личные местоимения изменяются по падежам. При склонении местоимений иногда меняется все слово: я – меня; мы – нас, он – ему. В косвенных падежах местоимений 3-го лица посте предлога появляется буква н: он –

1. Сопоставьте местоимение в начальной форме и его формы в косвенных падежах. В чем особенность форм местоимений в косвенных падежах? В каком случае в местоимениях 3-го лица появляется в начале слова буква н?

2. После каждой группы укажите в скобках лицо и число. Над каждым местоимением напишите его падеж.

1. Я – меня, мне, обо мне, со мной (1л., ед. ч.).

2. Ты – тебя, тебе, о тебе, с тобой.

3. Он, оно – его, ему, с ним, о нем, она – ее, ей, о ней. с ней.

4. Мы – нас, нам, с нами, о нас.

5. Вы – вас, вам. с вами, о вас.

6. Они – их, им, о них, с ними, о них.

1. Восстановите словосочетания, ставя личные местоимения в нужную форму.

2. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. В скобках укажите лицо, число и падеж местоимения.

3. Отметьте в словосочетании главное слово (х).

Пришел к (он), ра..говаривал с (она), пр..готовит для (они), пр..к..снулся к (они), предл..гаеш.. (они); соб..раешься ко (я), заб..решь у (я), одного с (я) возр..ста.

4. Составьте со словосочетаниями три предложения. Подчеркните местоимения как члены предложения.

Поставьте личные местоимения я, он, она, мы, они в форму косвенных падежей, используя предлоги для, от, у, к (ко), по, с (со), о (обо). Запишите по образцу. Обозначьте орфограмму-пробел – раздельное написание местоимений с предлогами.

Образец. Оно – для_него, от_него, у_него, к_нему, по_нему, с_ним, о_нем.

1. Прочитайте текст, употребляя местоимения в нужной форме.

Озаглавьте текст. Какими средствами связи соединены предложения в тексте?

2. Выпишите из текста все местоимения, ставя их в нужную форму. Укажите их падеж. Используя схему на с. 154. укажите разряд местоимений.

Я был поражен солнечной голубизной моря. Глаза у (я) слезились от морского ветра. Ветер был очень силен. Он поддерживал (мы), когда мы спускались с обрыва к морю.

Кыш первым подбежал к воде, лизнул (она), фыркнул. В этот момент как раз набежала волна, но он ухитрился подпрыгнуть и отбежать. Отбежал, улегся между двух камней и стал следить за волной. Он думал, что она с (он) играет, но подойти поближе боялся.

Мы устроили навес и пять минут загорали. У (я) сил больше не было терпеть, и мы пошли в море.

Я вошел по пояс в воду, поскользнулся, упал, начал барахтаться и кричать:

– Море! Море! Ура!

По Ю. Алешковскому

3. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.

359 Изложение

359 Изложения

1. Составьте пунктуационные схемы предложений упражнения 358. Выпишите десять слов, написание которых может вызвать у вас затруднения.

2. Запишите текст по памяти, используя выписанные материалы в качестве опорных.

Внимание!

Местоимение Вы пишется с прописной буквы при обращении к одному лицу в официальных документах и личных письмах как форма выражения вежливости: сообщаем Вам…; Поздравляем Вас….

Спишите предложения, ставя местоимение вы в нужную форму. Расставьте знаки препинания.

1. Уважаемый Николай Петрович от имени всего класса поздравляем (вы) с юбилеем. 2. Довожу до (вы) сведения что в нашем доме уже два дня отсутствует электроэнергия.

3. Приглашаем (вы) Ирина Анатольевна на торжественный вечер в честь Дня учителя.

Учись учиться, учись общаться, учись жить о культуре общения

Личные местоимения он, она, они указывают на лиц, не участвующих в диалоге, поэтому использование этих местоимений по отношению к собеседникам недопустимо.

361 Редактирование

1. Найдите в тексте ошибки, учитывая, что в разговоре участвуют трое.

2. Разыграйте полилог, используя в речи одного из участников разговора предложенное высказывание в исправленном виде. Другие участники должны ответить репликой на порученное им задание.

1. – Нам поручили подготовить совместный проект по истории нашего города. Я буду отбирать материал. Никита займется художественным оформлением, а она возьмет на себя презентацию нашей работы.

2. – Хочу вас обрадовать. Мы будем участвовать в школьном конкурсе на лучшую постановку сказки.

Сергей напишет сценарий, он найдет костюмы, я подготовлю реквизит и подумаю над постановкой.

Реквизит

362 Притяжательные местоимения

Используя материалы схемы на с. 154, заполните пропуски в таблице, подбирая соответствующие личным местоимениям притяжательные местоимения и, наоборот, соответствующие притяжательным местоимениям личные.

Притяжательные местоимения выражают принадлежность к 1-му (.мой, наш), 2-му (твой, ваш), 3-му лицу (его, ее, их). Местоимение свой может относиться к любому лицу.

Притяжательные местоимения соотносятся с притяжательными прилагательными. Однако прилагательные называют конкретное лицо, которому что-то принадлежит, а местоимения только указывают на это лицо: Петина тетрадь – его тетрадь.

Притяжательные местоимения изменяются по числам, родам и падежам, как прилагательные. В предложении обычно бывают определениями.

Местоимения его, ее, их совпадают с формами родительного падежа местоимений он, она, они. Но при наличии предлога к ним не присоединяется буква н: от ее голоса, к его бабушке, с их родителями.

Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой изменяются по падежам (моего – моему, твоему – твоим, наш – нашим, вашему – о вашем), а местоимения его, ее, их не изменяются (к его дому, их правами, о ее голосе).

Внимание!

Окончания местоимений н(аи, ваш в формах косвенных падежей можно проверить с помощью вопроса:

1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните местоимения как члены предложения.

2. Укажите разряд местоимений (см. схему на с. 154).

1. Накануне вечером мама и папа сидели на лавочке у подъезда нашего большого нового дома и спорили. 2. Его биография конечно примечательна и трагична (В. Брагин). 3. Над моим домом к сожалению сегодня совсем не плывут облака (С. Козлов).

3. Сделайте морфологический разбор одного местоимения.

Замените сочетание существительное + существительное сначала сочетанием существительное + притяжательное прилагательное: затем существительное – притяжательное местоимение.

Нора лисы – лисья нора – ее нора, хвост лисицы: логово волка; лай собаки; берлога медведя; следы зайца; яд змеи; гнезда птиц; верность лебедя: вещь сестрицы: плащ папы; девочка соседей.

1. Выпишите сначала предложения с личными местоимениями (кто? что?), затем предложения с притяжательными местоимениями (чей?).

1. Я встретил его. – Это была его куртка. 2. Я сразу узнал ее. – Ее голос я узнал сразу. 3. У них есть замечательная игра. – Их игра мне очень понравилась. 4. У меня не было времени ждать его. – К его дому подъехал красный автомобиль. 5. Ее всегда интересовала классическая музыка. – Я всегда восхищался ее голосом.

2. Выразите смысл выделенного предложения двумя собственными вариантами выражения мысли.

Возвратное местоимение

Возвратное местоимение себя не имеет именительного падежа:

Р. п. – себя.

Д. п. – себе;

В. п. – себя.

Тв. п. – собой;

П. п. – (о) себе.

В предложении возвратное местоимение является дополнением:

1. Спишите фразеологизмы, вставляя местоимение себя в нужной форме.

2. Объясните, как вы понимаете значение каждого фразеологизма.

1. … на уме. 2. Не в…. 3. Вышел из… . 4. Скупой… добра хочет. 5. Бранить – … тешить! 6. Не делай другому то, чего сам… не желаешь. 7. Когда… хочешь добра, то никому не делай зла. 8. Чего… не хочешь, то и другому не твори. 9. Шутку любишь над Фомой, так люби и над….

Проверьте свои знания

Найдите неточность в утверждении.

1. Все перечисленные местоимения относятся к личным: мне, тобой, он, ваш, вас.

2. Все перечисленные местоимения относятся к притяжательным: нашего, собой, твоего, моему, твоем.

3. Местоимения его, ее, их изменяются по падежам.

368 Редактирование

1. Спишите текст, заменяя выделенные слова подходящими по смыслу местоимениями.

2. Укажите в тексте все местоимения, их разряд и падеж

Полон стол игрушек и сластей – и все это принадлежит только Павлику. Однако Павлику этого показалось мало. Павлик потихоньку перетащил из детской в гостиную все свои старые игрушки. Теперь игрушек было много, но и этого ему показалось недостаточно…

Павлика уже давно тревожил один очень большой пряник, повешенный совсем невысоко на желтой нитке. Красота этого пряника в виде звезды с дыркой посредине вызывала непреодолимое желание съесть пряник как можно скорее.

Павлик отцепил пряник от ветки и сунул в рот. К своему удивлению. Павлик заметил, что пряник вовсе не такой вкусный, как он думал.

Павлик с отвращением повесил обратно на ветку надкушенный пряник.

По В. Катаеву


Синтаксическая роль (чем является в предложении)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

(В грамматике предметом считается всё, чему наше созна­ние способно приписать различные признаки: качества, свой­ства, состояния, действия. С точки зрения логики, смысла мягкость шерсти, белизна снега, пестрота ткани - это ка­чества предмета, но в языке это предмет, то есть нечто спо­собное производить действия или быть носителем признаков. Лексическое значение у большинства существительных совпадает с их общим грамматическим значением предмет­ности: бульдозерист, лошадь, портфель, стена. Существи­тельными также являются слова, называющие различные качества, свойства, отношения, действия, процессы - пред­меты в грамматическом значении слова: желтизна, поход, эгоизм, борьба, езда, рукопожатие)

Начальная форма: (Н. ф.): Именительный падеж (И.п.), единственное число (ед.ч.) школа, дом, книга, тетрадь.

2.Постоянные признаки:

1) собственное (имена, клички, геогр. названия, названия книг, журналов, кинофильмов) или

нарицательное (все остальные)


2) одушевлённые (отвечают на вопрос кто? ) или
неодушевлённые (отвечают на вопрос что? )

3) склонение (определяется по ед. ч.) существительные распределены по трем склонениям (помни о несклоняемых существительных и о разносклоняемых сущ.

4) существительные имеют три рода:

мужской женский средний

он (мой) она (моя) оно (моё)

Непостоянные (изменяемые) признаки: существительные изменяются:

1) по числам (единствен, число школа или множеств, число школы)

2) по падежам:

Падеж Вопрос Единственное число Множественное число И. кто? что? друг, книга друзья, книги Р. кого? чего? друга, книги друзей, книг Д. кому? чему? другу, книге друзьям, книгам В. кого? что? друга, книгу друзей, книги Т.. кем? чем? другом, книгой друзьями, книгами П. о ком? о чём? о друге, о книге о друзьях, о книгах

3.Синтаксическая роль: В предложении существительное бывает подлежащим, дополнением, сказуемым, в составе определения и обстоятельства => любым членом предложения.

1.ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое? чей? и обозначает признак предмета.

Начальная форма (Н. ф.): И. п., ед. ч., м. р.

2.Постоянные признаки:

1) разряд (все прилагательные распределены по трём разрядам):

качественные относительные притяжательные 1). Обозначают различные качества предметов, помогают дать им характе­ристику по внешнему виду, весу, вели­чине и т.п. 2) имеют краткую форму (глубок, умён). 3) имеют степень сравнения (глубокий - глубже, умён -умнее). 4) Имеют суффиксы -ист-, -оват-, -еньк- .5) Образуют сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не- 6) Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др. 1) не сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком (зимний) 2) не имеют краткой формы (деревянный) 3)не образуют степеней сравнения Серебряный, стеклянный 2. Обозначают признак предмета не пря­мо, а через его отношение к другому предмету. 3. Имеют суффиксы -ан-(-ян-), -ск-, -ов- и др. 5. Не образуют сложные прилагатель­ные и прилагательные с приставкой не-. 1) отвечают на вопрос чей? 2) обозначает принадлежность какому-либо лицу. 3) не могут быть у предмета в большей или в меньшей степени. Хвост (чей?) лисий, Шкура лисья шарф (чей?) мамин, отцов, братов

Непостоянные признаки:

1. род (мужской, женский, средний),

2. число (единственное, множественное)

3. падеж => падеж прилагательных определяется по существительному, к которому относится прилагательное

3.Синтаксическая роль: в предложении полные прилагательные обычно являются определением (иногда сказуемым), а краткие - всегда сказуемым.

1) прилагательные могут быть употреблены в краткой форме, краткие прилаг. Отвечают на вопрос каков?

2) прилагательные могут быть употреблены в сравнительной или превосходной степени

СТЕПЕНЬ СРАВНЕНИЯприлагательных


сравнительная превосходная простая (из одного слова) составная (из двух слов) простая (из одного слова) составная (из двух слов) образ. с помощью – ее (-ей), - е, -ше красивый + - ее = красивее (такие прил. не изменяются) с помощью слов-частиц: более (менее) + прилагательное в исходной (обычной) форме = более тонкий (помни: нельзя говорить: более тоньше) образ. с помощью суффиксов – ейш- -айш-: красивейш ий, глубочайш ее составная форма образуется с помощью частицы самый + прил. в обычной (исходной форме) самый глубокий

1. ГЛАГОЛ - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Начальная форма (по-другому инфинитив) - это когда глагол отвечает на вопросы:что делать? что сделать?

2. Постоянные признаки: 1 ) вид

совершенный несовершенный

(если отвечает на вопрос что сделать? ) (если отвечает на вопрос что делать?)

2) переходность глаголов:

переходный непереходный 1)сочетается с существительным в В.п. без предлога (любить маму ) 2)сочетается с существительным в Р. п., без предлога, если глагол с отрицанием (не любить книги ). Все остальные глаголы не обладают свойством переходности.

3) возвратные (это глаголы с постфиксом –ся)

смеяться, улыбаться.

невозвратные (это глаголы без постфикса - ся)

4) спряжение (1 или 2): (в рус. яз. есть разноспрягаемые глаголы: есть, дать, бежать, хотеть)

–ешь, -ет,-ем, -ете, -ут, -ют , относятся к 1 спряжению.

глаголы, которые имеют окончания –ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят , относятся ко второму спряжению.

Ко 2 спряжению относятся все глаголы на – ить, (кроме брить, стелить) + 11 глаголов-исключений: гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть и зависеть, и терпеть, а ещё смотреть, вертеть.

Помни: брить, стелить → к І спр.

Непостоянные признаки: 1) наклонение:

Изъявительное Повелительное Условное Это действие, которое реально происходит или может происходить на самом деле (напишу, побегу ). Глагол содержит в себе просьбу, приказ, совет, а может ли это быть выполнено, неизвестно (пиши, бегите, пусть сделает, давай выполним) Действие может быть выполнено при определённом условии: гл. в прошедшем времени, рядом частица бы (пришёл бы, если смог ).

2) время: будущее(что буду делать? что сделаю?)

настоящее (что делаю? что делают?)

прошедшее (что делал? что сделал?)

3)лицо: (но помни, что глаголы есть личные и безличные см. ниже)

Ед.ч. Мн.ч. лицо -у (-ю) (я) пою -ем, -им (мы) поём лицо -ешь, -ишь (ты) поёшь -ете, -ите (вы) поёте лицо -ет, -ит (он) поёт -ут(-ют), -ат(-ят) (они) поют

4 ) род (для глаголов в прошедшем времени): ж. р., м. р., ср.р.

шла шёл шло

5)число (ед.ч. или мн.ч.)


Синтаксическая роль: глаголы в форме какого-либо наклонения всегда являются

сказуемым.

Глаголы в форме инфинитива могут быть любым членом

предложения.

Образец морфологического разбора глагола:

Давно я так не смеялся.

1. (Не) смеялся – глагол, т. к. обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делал?

Н. ф.: смеяться.

2. Пост. признаки: несовершенный вид, непереходный, возвратный, 1 спр.

Непост. признаки: в изъяв. накл., в прош. вр., в м. р., в ед. ч.

3. Синт. роль: не смеялся (является в предложении сказуемым)

Безличные глаголы не сочетаются с подлежащим, они являются сказуемыми в односоставных безличных предложениях.

Личные:безличные

Он не читает ему не читается (не читалось)

Он хочет уйти ему хочется (хотелось) уйти

Река шумит в ушах шумит

Пирожок вкусно пахнет на кухне пахнет пирожками

Начнет холодать
7

1.МЕСТОИМЕНИЕ – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество и отвечает на вопросы КТО? КАКОЙ? СКОЛЬКО?

Н.ф.: в И.п., ед.ч., (м.р.) для местоимений указывающих на признаки

2. Постоянные признаки: 1) разряд (их 9)

Разряд Местоимения (в И.п.) Как изменяются Личные я, мы , ты, вы , он, она, они, оно (+ эти же мест. в косв.падежах) 1 лицо 2 лицо 3 лицо По падежам, числам Возвратные Р.п.: себя , Д.п.: себе , В.п.: себя Т.п.: собой , П.п.: о себе . По падежам Вопросительные Кто? Что? Сколько? Каков? Какой? Который? Чей? Кто пришел? По падежам Относительные Кто, что, какой, чей, который, сколько (когда употребляются для связи простых предложений в составе сложноподчинённых. Я знаю, кто пришёл. Я знаю, что случилось. ) По падежам Неопределённые Некто, нечто, несколько, кое-кто, что-то, что-нибудь, что-либо По падежам Отрицательные Никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, никто, нечего По падежам Притяжательные Мой, ваш, твой, наш, свой (его, их, её не путай с личными). Отвечают на вопрос ЧЕЙ? По числам, родам, падежам Указательные Этот, тот, такой, столько, таков По числам, родам, падежам Определительные Весь, иной, другой, всякий, каждый, сам, самый По числам, родам, падежам

2) лицо НЕ ДЛЯ

3) род ВСЕХ

Непостоянные признаки:

1) падеж (кроме: каков, таков)

2) род у местоимений указывающих

3) лицо на признак.

3. Синтаксическая роль: может быть любым членом в предложении.

Местоимения заменяют существительные (кто, что, он, н, ты, мы, никто, что-то и др.) и указывают на предметы, Изменяются по падежам: кто, кого, кому, кем, о ком и т. д.

Местоимения заменяют прилагательные (какой, этот, тот, мой, твой, свой и др.) и указывают на признак предметов, изменяются по числам, родам, падежам: какой, какая, ка- кое, какие, каким, о какой и т.п.

Местоимения заменяют числительные (сколько, столько, несколько) и указывают на количество предметов. Как и количественные числительные, эти местоимения обычно изменяются по падежам: сколько ящиков (шесть ящиков), скольких ящи­ков (шести ящиков), сколькими ящиками (шестью ящиками).

Синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют.

Местоимения, заменяющие существительные, чаще всего и предложении выполняют роль подлежащего, дополнения.

Местоимения, заменяющие прилагательные, являются в предложении определениями.

Таким образом, местоимения имеют морфологические и синтаксические признаки той части речи, которую они заменяют.


1. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ – часть речи, выражающая значение числа. Имена числительные отвечают на вопрос сколько? (два, сто, много, сто пятьдесят, трое)

2.Пост. пр.: разряд (порядковое или количественное, для колич. – целое, дробное или собирательное); простое, сложное или составное – по составу.

Непост. пр.: падеж

3.Синт. роль: любым членом предложения

Правописание числительных

1. Сложные числительные пишутся слитно (семьдесят, семьсот )

2. Составные числительные пишутся раздельно (тридцать два ).

(пиши столько слов, сколько значков - цифр, не считая нулей, но добавляя слова: тысяча, миллион, миллиард).

401 четыреста один (2 цифры 2 слова).

ь на конце (И. п.) З. У числительных от 5 до 19 ь в середине слова (И. п.)

от 500 до 900

4. Числительное пол- пиши слитно , если вторая часть начинается с согласной буквы

(кроме л).

NB! Полу... всегда слитно ПИШИ ЧЕРЕЗ ДЕФИС, если вторая

(Полуфинал, полуботинок ) часть начинается:

С гласной (пол-арбуза )

С прописной (пол-Европы )

Л (пол - лимона ).

Числительные Особенности склонения 1. 1,2,3,4. Склоняются как прилагательные: четырьмя, двум. 2. от 5 до 20+30 Как существительные 3 склонения } ед. ч. И. п.: пять , Р. п.: пяти , Д. п.: пяти . 3. 40,90,100. 40- И., В. п,- нулевое , в остальных падежах 90,100-И., В. п.-о 40,90,100 -а. 4. 50-80 200-900 склоняется каждая часть в слове: пятидесяти, двухсот, девятисот, девятистам. 5. 1000 Как сущ. 1 склонения, но в Т. п. числ. тысячью сущ. тысячей. 6. 1000000 1000 000000 миллион склоняются как существительные миллиард 2 склонения. 7. составные числительные Склоняются все части по своему образцу. 8. порядковые числительные Склоняются как прилагательные, окончание зависит от вопроса. Если составное порядковое числительное, то склоняется только последнее слово. 9. числительные полтора-1,5 полтораста-150 И. п. - полтора, полтораста . Р. В. п. - полтора, полтораста. Д. полутора Т. полутораста П.

1. НАРЕЧИЕ – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действия или признаки признаков и отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как? зачем? и почему? с какой целью?

с помощью слов: более (менее) + наречие = более тонко составная форма образуется с помощью местоимения всех + наречие в сравнительной степени Сделал лучше всех.

В предложении наречие бывает чаще всего:

1. обстоятельством

2. но может быть и несогласованным определением (волосы торчком торчали )

3. в безличном предложении может быть сказуемым, тогда мы это наречие называем словом категории состояния (СКС). Мнегрустно .

Большинство наречий пишется слитно , так как это неизменяемая часть речи.

Дефис пишется:

1. в наречиях с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему. По -новому ,

по- осеннему

2. в наречиях с приставкой по- и суффиксами и, -ски: по-русски

3. в наречиях с приставкой –в (-во), оканчивающихся на –ых, -их. Во-первых, в-третьих.

4. в наречиях, образованных повторением слов или однокоренных слов: еле-еле, чуть-чуть, крепко-крепко, мало-помалу, давным-давно, видимо-невидимо.

5. в наречиях с приставкой кое- и суффиксами –то, -либо,-нибудь

ЗАПОМНИ НАПИСАНИЕ:

бок о бок, точь-в-точь.

Но есть группа наречий и наречных выражений, которые пишутся раздельно. В них приставка! пишется раздельно. Она так «застыла». Список этих выражений смотри дальше.


1. ПРИЧАСТИЕ – (особая форма глагола) часть речи, которая отвечает на вопрос какой и обозначает признак предмета по действию.

Н.ф.: И.п., м.р., ед.ч. (как у прилагательных).

2. Постоянные признаки: 1)действительное или страдательное.

обозначает признак, который обозначает признак, который

создается действием самого создается у одного предмета

предмета (летящий самолет, действием другово предмета.

упавший мяч).

2)вид (совершенный, несовершенный).

3)время (настоящее, прошедшее).

4)возвратное или невозвратное.

Непостоянные признаки: род, число, падеж, (у страдательных причастий краткая или полная форма).

3. Синтаксическая роль: определение (в краткой форме – сказуемое).

1. Личные местоимения указывают на участника разговора или предмет: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они . Они изменяются по падежам и числам, местоимение он изменяется по родам.

В предложении могут быть:

Подлежащим: Я замираю в восторге.

Сказуемое: А кто этот господин?

Дополнение: Старик говорил с ним раздражённым, желчным тоном.

Обстоятельство: Под ним струя светлей лазури, под ним луч солнца золотой.

2. Возвратное местоимение себя указывает на лицо, о котором говорят. Оно не имеет формы Им.п., рода и числа. В предложении является дополнением: Рощин глядел на себя в зеркало.

Внимание! Ступай себе мимо – здесь слово «себе» является частицей при глаголе.

3. Вопросительные местоимения заменяют прилагательные: кто?, что?, который?, чей?, какой?, каков?, сколько? и другие. Местоимение каков? изменяется только по родам и числам. Местоимения кто?, что?, сколько? изменяются только по падежам. Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях. В предложении могут быть:

Подлежащим: Кто не заключал таких условий со своей совестью?

Дополнением: О чем бы вы хотели узнать?

Определением: Какой цветок упал к моим ногам?

4. Относительные местоимения : кто, что, который, чей, какой, каков, сколько? и другие . Они употребляются в сложноподчинённых предложениях, где являются союзными словами. В предложении могут быть:

Подлежащим: Тогда удил всякий , кто мог держать в руке удилище.

Сказуемым: Какова яблоня, таковы и яблочки.

Дополнением: Они узнали о существовании поэта , чьи стихи были народные.

Определением: Я видел кошку, у которой были жёлтые глаза.

5. Неопределённые местоимения указывают на неизвестные предметы. Они образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и суффиксов –то, -либо, -нибудь: некто, нечто, некий, некоторый, несколько, сколько-то, что-либо, кое – какой некто, нечто . Некий, некоторый изменяются по родам и числам.

В предложении могут быть:

Подлежащим: Кое-кто из дачников вышел за калитку.

Определением: Маше чудился какой-то шорох за дверью.

Дополнением: Листья шептались о чём-то своём.

Обстоятельством: Несколько дней лил дождь.

6. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета чему-либо или кому-либо: мой, твой, его, её, их, наш, ваш, свой . Они изменяются по родам, числам и падежам, кроме местоимений его, её, их . В предложении могут быть:

Определением: Лиза подняла на него свои ясные глаза.

Именной частью сказуемого: Вишнёвый сад стал моим .



7. Указательные местоимения указывают на предмет среди других предметов: тот, этот, такой, таков, сей, столько . Они изменяются по падежам, кроме таков . Они изменяются по родам и числам, кроме сей, столько, сколько . В предложении могут быть:

Подлежащим: Да, жалок тот , в ком совесть не чиста.

Сказуемым: Каков вопрос – таков ответ.

Определением: Этот разговор не принёс облегчения.

Дополнением: В деревне только об этом и говорили.

Внимание! При склонении местоимений столько и сколько ударение всегда падает на первый слог: сто΄лько, о ско΄льких .

8. Определительные местоимения указывают на обобщенный признак предмета: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой. Они изменяются по родам, числами падежам, кроме всяк .

В предложении может быть:

Подлежащее: Не всякий способен прыгать с высоты.

Сказуемое: Лара бывала разной, любой .

Определение: Солнце убрало все тени.

Дополнение: Обо всём , что было, я не жалею.

9. Отрицательные местоимения указывают на отсутствие предмета: никто, никакой, ничей, некого, нечего. Они образуются от вопросительных местоимений с помощью с помощью приставок не-, ни-. Они изменяются по родам, числам и падежам, кроме никто, ничто .

В предложении могут быть:

Подлежащее: Ночь была темная, но ничто не радовало.

Дополнение: Дома никого не было.

Определение: Никакие уговоры не помогли.

Учащиеся уже хорошо знают о том, что в основе распределения слов по частям речи лежат три группы признаков:

  1. Общее лексическое значение.
  2. Морфологические признаки.
  3. Синтаксическая роль слова.

Рассматривая синтаксическую функцию местоимений, следует исходить из того, что это синкретичная по своей природе часть речи, объединяющая признаки собственно местоимения, а также признаки имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, наречия или безличных предикатов (слов категории состояния), т.е. ученик должен научиться соотносить местоимения с именами существительными, прилагательными и числительными.

этой части речи ведется в двух направлениях:

  1. Осознание синтаксической роли местоимений в словосочетании и предложении.
  2. Усвоение норм употребления местоимений в речи.

Синтаксическая функция личных местоимений учащимся знакома.

В данном случае необходимо подвести детей к обобщению, что личные местоимения в предложении выполняют такую же роль, как и существительные (не бывают только обращениями).

Рассматривая возвратное местоимение себя , учащиеся узнают, что возвратное местоимение себя Для себя жить – тлеть.

Начиная изучать вопросительные местоимения, желательно повторить вопросительные предложения и практически познакомиться с вопросительными местоимениями в роли различных членов предложения. Закрепление синтаксической функции вопросительных местоимений предусматривается при сопоставлении их с относительными местоимениями.

относительными местоимениями в роли членов предложения, но и употребление этих местоимений в качестве связующих средств в сложных предложениях. Следует обратить внимание детей на прием разграничения относительных и сходных по звучанию и написанию вопросительных местоимений (определение их синтаксической функции). Учащиеся должны твердо знать, что относительные местоимения

Работа над неопределенными местоимениями начинается с выяснения семантики неопределенных местоимений – неопределенности. Неопределенные местоимения могут выступать в роли главного слова словосочетания (кто-нибудь из учеников; некто из класса; кое-кто на коне).

При изучении отрицательных не ни ничего не знал. Полезно добавить, что отрицательные местоимения с ни обычно употребляются в предложениях, в которых уже имеется отрицание (нет, не, нельзя), и служат для усиления отрицания.

Притяжательные местоимения по синтаксической роли соотносятся с притяжательными прилагательными. Они так же, как и притяжательные прилагательные, указывают на принадлежность и выступают в предложении в роли определений.

Синтаксическая функция указательных указательное местоимение + существительное ): об этом событии; из таких книг; в те В этот лес завороженный… (С.А.Есенин)

Изучая определительные местоимения, следует отметить, что эти местоимения обладают теми же морфологическими признаками, что и прилагательные, т.е. изменяются по родам, числам и падежам, в предложении выступают, как правило, в роли определения.

В шестом классе продолжается работа по синтаксису в связи с изучением морфологии. Дети впервые, по сути дела, встречаются с местоимением как частью речи. Им хорошо известны только личные местоимения. Они безошибочно определяют подлежащее, выраженное личным местоимением, несколько хуже дополнение. С остальными разрядами местоимений шестиклассники еще незнакомы. Именно поэтому работа над синтаксисом приобретает важное значение для осознания функций изучаемой части речи и ее морфологических категорий.

Первые две группы признаков, как правило, не вызывают затруднений при изучении. Синтаксические же функции местоимений достаточно специфичны и сложны для освоения.

В этой работе я попытаюсь рассмотреть лишь один аспект изучения местоимения как части речи, на мой взгляд, наиболее сложный, а именно: его синтаксическую роль в предложении и словосочетании.

На первом этапе освоения этого материала желательно начать работу с таблицей лексико-грамматических разрядов местоимений с указанием их возможной синтаксической роли в предложении.

Эта работа выполняется в тетрадях для схем, которые учащиеся ведут с 5-го класса.

Таблица будет заполняться по мере знакомства с новыми лексико-грамматическими разрядами.

Рассматривая синтаксическую функцию местоимений, следует исходить из того, что это синкретичная по своей природе часть речи, объединяющая признаки собственно местоимения, а также признаки имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, наречия или безличных предикатов (слов категории состояния), т е. ученик должен научиться соотносить местоимения с именами существительными, прилагательными и числительными. Например, местоимения он, кто, кто-то, никто и др., как и существительные, обозначают предмет, в предложении бывают подлежащими или дополнениями:

Она была в школе? (Кто она? Катя) Катя была в школе?

Ей купили портфель? (Кому ей? Кате) Кате купили портфель?

Местоимения мой, какой-то, каждый и др., как и прилагательные, обозначают признак, согласуются в роде, числе и падеже с определяемым существительным; в предложении обычно бывают определениями (Сестра взяла мою ручку).

Местоимения сколько, столько по значению, склонению и синтаксическим связям с существительным соотносятся с количественным числительным (ср. четыре книги/ сколько книг – управление; четырьмя книгами/ сколькими книгами – согласование).

Чтобы научить школьников соотносить местоимение с существительным, прилагательным и числительным, необходимо постоянно пользоваться методом анализа и приемом сравнения.

На практике это выглядит так: в данном тексте рядом с местоимением в скобках указать часть речи (существительное, прилагательное, числительное), вместо которой оно употреблено:

Весна на пороге. Скоро она (весна) вступит в свои права. А сейчас еще морозно. Такая (морозная) погода продержится недолго. Через несколько (семь-десять) дней засияет весеннее солнце и откроется настоящая весна.

Такая запись способствует осознанию обобщенности и относительности значения местоимения (местоимения не имеют собственного лексического значения и приобретают его в предложении во взаимосвязи с другими словами).

Изучение синтаксической функции этой части речи ведется в двух направлениях:

  1. осознание синтаксической роли местоимений в словосочетании и предложении;
  2. усвоение норм употребления местоимений в речи.

Некоторые учащиеся допускают разнообразные синтаксические ошибки в употреблении местоимений. Здесь целесообразно давать задания типа:

  1. найдите ошибки в употреблении местоимений;
  2. запишите предложения в исправленном виде.

Работа может выполняться коллективно в слабом классе. В сильном дети справляются сами. На доске или через графопроектор дается ошибочный вариант, например:

  1. Я взял рыбу из корзины и передал ее отцу.
  2. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.
  3. У Троекурова был сын Саша, и он взял учителя (из ученических сочинений).

Детей нужно учить самоконтролю, они должны следить за своей речью, осознавать, на что указывают местоимения, что они обозначают.

Синтаксическая функция личных местоимений учащимся знакома. В данном случае необходимо подвести детей к обобщению, что личные местоимения в предложении выполняют такую же роль, как и существительные (не бывают только обращениями).

Новым же синтаксическим материалом является знакомство со словосочетанием по модели глагол + личное местоимение в косвенном падеже (беспокоиться обо мне – о ком?).

Необходимо включить в работу на уроке словосочетания грущу по вас, тоскуешь по нас, скучает по вас.

Чтобы избежать ошибок в образовании грамматических форм этих местоимений, желательно занести эти словосочетания в словарь “Говори правильно”. Любым другим способом акцентировать на них внимание: составить предложение, написать письмо кому-либо на уроке, используя эти словосочетания.

В сильных классах можно оговорить случаи, когда местоимения я, ты, мы, вы, он, она, оно, они утрачивают местоименное значение предметности, обогащают его конкретным содержанием и переходят в существительные.

При этом их морфологические свойства тоже меняются: эти слова становятся неизменяемыми, приобретают средний род, неизменяемую форму единственного числа, изменяются по падежам, как слова метро, кафе и т.д. Например:

  • Ноосфера в эпоху ядерной энергии требует перестройки сознания человека. Уменьшается “я” , увеличивается “мы” (Д. Гранин);
  • Федор Иванович где-то в глубине своего “я” чувствовал боль (В.Дудинцев).

Рассматривая возвратное местоимение себя , учащиеся узнают, что возвратное местоимение себя склоняется, но не имеет именительного падежа; следовательно, в предложении оно никогда не может быть подлежащим. Наиболее употребительная его синтаксическая функция – дополнение: Для себя жить – тлеть.

Важно познакомить учащихся с фразеологическими оборотами, в составе которых есть местоимение себя (прийти в себя, себе на уме и т.д.).

Целесообразно вспомнить, что фразеологический оборот в целом является одним членом предложения:

Все устроилось само собой (обстоятельство); После каникул дети на себя не похожи (сказуемое).

Начиная изучать вопросительные местоимения, желательно повторить вопросительные предложения и практически познакомиться с вопросительными местоимениями в роли различных членов предложения. Работа должна выполняться коллективно, так как учащиеся еще не имеют навыка квалифицировать вопросительное местоимение как член предложения. Полезно записать на доске и произвести полный разбор 2–3 предложений с вопросительными местоимениями:

Кто варежки пестрые вяжет, старинные песни поет?

Чьи волосы снега белее, а руки желты и сухи?

Закрепление синтаксической функции вопросительных местоимений предусматривается при сопоставлении их с относительными местоимениями.

Новым для учащихся является не только знакомство с относительными местоимениями в роли членов предложения, но и употребление этих местоимений в качестве связующих средств в сложных предложениях. Следует обратить внимание детей на прием разграничения относительных и сходных по звучанию и написанию вопросительных местоимений (определение их синтаксической функции).

Учащиеся должны твердо знать, что относительные местоимения кто, что, какой, чей, каков, который, сколько служат для связи частей сложного (сложноподчиненного предложения). Вопросительные в этой функции не выступают.

Полезно предложить учащимся следующее упражнение: прочитайте, укажите вопросительные местоимения, затем составьте сложные предложения так, чтобы эти предложения стали их второй частью (с относительными местоимениями кто, кому, о чем, что).

  1. Кто победил на олимпиаде по русскому языку?
  2. Кому вручили премию?
  3. О чем рассказывает телеведущий?
  4. Что интересует болельщиков футбола?

Образец: Кого тренеры пошлют на соревнования? – Все хотели узнать, кого тренеры пошлют на соревнования.

В сильном классе следует рассмотреть не только проблему отграничения относительных местоимений от вопросительных, но и проблему отграничения относительных местоимений от подчинительных союзов, пропедевтически познакомить детей с новым синтаксическим явлением, которое более детально они будут изучать в старших классах. Не стоит вникать в тонкости проблемы. Достаточно провести сравнительный анализ двух предложений:

В первом предложении что является только средством связи частей сложного предложения, т.е. союзом, так как не является никаким членом предложения и, самое главное, его нельзя соотнести со словом другой части речи.

Во втором – членом предложения, (его можно соотнести с именем существительным), а значит – относительным местоимением.

Работа над неопределенными местоимениями начинается с выяснения семантики неопределенных местоимений – неопределенности.

Самостоятельно определить, каким членом предложения является то или иное неопределенное местоимение, учащиеся, как правило, затрудняются. Поэтому полезно предложить эти местоимения мысленно заменить именами существительными или прилагательными. Исчезнет неопределенность, и учащиеся безошибочно определят, какими членами предложения являются местоимения:

Некто шел по какой-то дороге и нашел нечто .

Некоторую часть найденного он отдал другу, а кое-что бросил.

Неопределенные местоимения могут выступать в роли главного слова словосочетания (кто-нибудь из учеников; некто из класса; кое-кто на коне).

К ним могут присоединяться имена существительные в родительном и предложном падежах. Эту модель словосочетания образуют также отрицательные, определительные и указательные местоимения:

  • Я никого из знакомых не приглашал.
  • Те из учеников, которые написали сочинение на пять, были счастливы.

При изучении отрицательных местоимений новыми синтаксическими сведениями являются указания, что если при сказуемом есть частица не , то отрицательное местоимение с ни усиливает отрицательный смысл предложения: Отец ничего не знал.

Полезно добавить, что отрицательные местоимения с ни обычно употребляются в предложениях, в которых уже имеется отрицание (нет, не, нельзя), и служат для усиления отрицания.

При анализе местоимений и отграничений их от омонимичных им слов других частей речи следует помнить, что значение местоимения и его функции зависят от контекста и ситуации.

В качестве иллюстрации к сказанному в сильном классе можно рассмотреть местоимение женского рода ничья и существительное ничья , а также местоимение ничего и наречие ничего :

  • Собака была ничья (ничья – местоимение).
  • Разводи – ничья! – крикнуло сразу несколько голосов …(М.Горький) (ничья – существительное).
  • Мне ничего не передавали (ничего – местоимение).
  • Ну, как живешь, можешь? Ничего. (Ф.Решетников) – (Ничего – наречие – “хорошо”, “сносно”) (СРЯ, 1986)

Притяжательные местоимения по синтаксической роли соотносятся с притяжательными прилагательными.

Они так же, как и притяжательные прилагательные, указывают на принадлежность и выступают в предложении в роли определений. Вместе с тем по своему значению притяжательные местоимения соотносятся и личными местоимениями, так как указывают на принадлежность предмета к 1-му лицу (мой, наш) или 2-му лицу (твой, ваш). Специального притяжательного местоимения 3 - го лица в русском языке нет: для обозначения принадлежности 3-му лицу употребляется родительный падеж личного местоимения 3-го лица: его, ее, их . Местоимение свой указывает на принадлежность любому из трех лиц (Я взял свою тетрадь; Он взял свою тетрадь).

Необходимо иметь в виду и такое языковое явление: притяжательные и указательные местоимения обычно не распространяются другими частями речи, поэтому в роли главного слова словосочетания они не выступают.

Необходимо отметить, что могут субстантивироваться местоимения свой, свое, свои ; при этом происходит изменение их лексического значения, а следовательно, и синтаксической роли: существительное свой имеет значение “родственник”:

  • Свой своему поневоле друг (пословица); люди, близкие по убеждениям, друзья.
  • Клычкова рабочие знали близко, любили, считали своим (Д.Фурманов).

Синтаксическая функция указательных местоимений в словосочетаниях – быть зависимым словом (модель указательное местоимение + существительное ): об этом событии; из таких книг; в те времена); в предложении указательные местоимения обычно являются определениями: В этот лес завороженный… (С.А.Есенин)

Изучая определительные местоимения, следует отметить, что эти местоимения обладают теми же морфологическими признаками, что и прилагательные, т.е. изменяются по родам, числам и падежам, в предложении выступают, как правило, в роли определения. Учащиеся должны научиться узнавать эти местоимения “в лицо”.

Работая над текстом, вначале указываются определительные местоимения вместе с теми словами, от которых они зависят, затем рекомендуется выписать эти словосочетания, обозначив в них главное слово, и от него к зависимому слову поставить вопрос.

  • Каждый ученик дорожит честью класса (каждый ученик);
  • На полке лежали всякие инструменты (всякие инструменты).

Следует также рассмотреть и такую синтаксическую конструкцию, где определительное местоимение выступает в роли подлежащего:

  • Каждый приходит в класс без опозданий. Всякий знает основные правила гигиены .

В конце изучения всей темы полезно предложить такую работу:

Определите, местоимения каких разрядов выступают в роли подлежащих.

  1. Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города (М.Лермонтов).
  2. Кто-то крикнул, что Петя сломал ногу.
  3. С тех пор уже никто не заговаривал с Татьяной (И.Тургенев).
  4. Все то, что грезится другим , у нас в стране сбылось (С.Михалков).
  5. Это кабинет? Это спальня? А тут что ? (А.Чехов)
  6. Все к счастью стремилось, все в мире по нескольку раз изменилось (Н.Некрасов).
  7. Начали наши собираться.
  8. Все и все меня радовало.

Установите, какими членами предложения являются местоимения в данных предложениях:

  1. Она сказала: “Это он!” (А.Пушкин)
  2. Святая Русь, Отечество! Я твой! (А.Пушкин)

Желаю успехов в освоении этой темы вашим ученикам. Буду рада, если удалось чем-нибудь помочь.

Литература

  1. М.Баранов. Обучение русскому языку в 6-м классе. М., Просвещение 1984 г.
  2. Е.И.Диброва. Современный русский язык. 3-я часть. Синтаксис.
  3. В.В.Бабайцева. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 6–7-е классы. М., Просвещение.1994 г.
  4. Дейкина, Тростенцова, Невская. Рабочая тетрадь по русскому языку. 6–7-е классы.


Понравилась статья? Поделитесь ей